Звуковой анализ слов пособие

Звуковой анализ слов в русском языке: схема

Еще в раннем детстве, когда ребенок только учится читать, он сталкивается с проблемой, когда слова произносятся не так, как пишутся. По этой причине необходимо проводить с ним звуковой анализ. Почему его изучают на протяжении всей школьной программы, рассмотрим в нашей статье.

Наша речь делится на два больших вида: устную и письменную. Первая, естественно, появилась задолго до второй. Ведь изначально люди учились обмениваться информацией с помощью жестов и простейших звуков. Затем это постепенно переросло в слова, образовавшие тот или иной язык. Но вскоре появилась потребность зафиксировать все, что произносится. Так возникла письменная речь.

В данной статье мы поговорим об особенностях устного общения. Эту часть языка изучает сложная наука — фонетика. Она занимается рассмотрением звуков, которые составляют нашу речь. Каждый из них имеет свою характеристику и индивидуальные особенности. Их изучение и входит в звуковой анализ.

Одной из самых важных частей нашей устной речи является наличие гласных. Они так названы, исходя из своей основной функции — передавать голосом продолжительный звук. В русском языке их шесть: А, О, У, Ы, И, Э.

Необходимо помнить, что количество букв не всегда совпадает с количеством звуков. Например, в слове «юг» имеются 2 буквы, но при этом 3 звука: «йук». Буквенно-звуковой анализ слова должен показать, что устная речь отличается от того, как мы пишем.

Гласные составляют слоги в словах. Именно по их количеству определяют, на сколько частей делится слово:

  • пал-ка — здесь 2 слога, поскольку в нем две гласных;
  • сом — 1 слог, так как гласная одна.

Кроме того, необходимо знать особенности таких букв, как е, ё, ю, я. Они, в отличие от всех остальных, могут образовывать два звука — гласный в сочетании с Й:

  • Ё (й+о);
  • Е (й+э);
  • Ю (й+у);
  • Я (й+а).

Такое явление наблюдается в тех случаях, когда перечисленные звуки употребляются:

  • после мягкого или твердого знаков (льЁт, рьЯный);
  • после гласной (большаЯ, поЯс);
  • в начале слова (Юла, Ель).

Очень часто, выполняя звуковой анализ слова (схема дана далее), дети совершают ошибки именно в разборе этих гласных.

Все же остальные характеристики, которыми обладают гласные, довольно простые. Особенно те, что изучаются школьной программой. Рассматривают всего два признака: ударность или безударность.

Прежде чем выполнить звуковой анализ, нужно знать особенности и согласных. Их гораздо больше, чем гласных. Русский язык насчитывает их тридцать семь.

Согласные имеют различные характеристики:

  • Мягкость или твердость. Некоторые звуки могут произноситься без смягчения: море (м — твердый). Другие же, наоборот: мера (м – мягкий).
  • Звонкость или глухость. Когда звук произносится с вибрацией и голосом, он называется звонким. Можно приложить ладонь к гортани и почувствовать это. Если же вибрации не ощущается, то он глухой.
  • Парность. Некоторые согласные имеют свою противоположность. Обычно по звонкости-глухости. Например: в (зв.) – ф (глух.), з (зв.) – с (глух.).
  • Некоторые согласные произносятся как будто бы «в нос». Они получили соответствующую характеристику – носовые.

Теперь можно составить и алгоритм, по которому выполняется звуковой анализ слова. Схема проста:

  1. Для начала делим слово на слоги.
  2. Далее расписываем буквы, из которых оно состоит, в столбик.
  3. Теперь для каждой подбираем соответствующий звук.
  4. Характеризуем каждый из них, согласно тем характеристикам, которые описаны выше.
  5. Подсчитываем количество звуков и букв.
  6. При несовпадении их количества, объясняем, почему произошло данное явление.

Приведем пример. Возьмем слово «потолок»:

  1. В этом слове три слога: по-то-лок ( 3 гласных, поэтому и соответствующее количество слогов).
  2. Буква П имеет звук . Он согласный, произносится без вибрации у гортани, а потому глухой. Также он является твердым и имеет пару .
  3. Буква О имеет звук . Он гласный и не имеет ударения.
  4. Буква Т имеет звук . Он является согласным, произносится как глухой. Он не подвергается смягчению, а потому твердый. Кроме того имеет пару по звонкости .
  5. Буква О имеет звук . Он гласный и безударный.
  6. Буква Л обозначает звук . Он согласный, не имеет смягчения – твердый. Произносится с вибрацией у гортани – звонкий. Этот звук не имеет пары.
  7. Буква О имеет звук . Он является гласным и, в данном случае, ударным.
  8. Буква К обозначает звук . Согласный, произносится как глухой, имеет пару по звонкости , твердый.
  9. Подведем итог: в данном слове 7 букв и 7 звуков. Количество совпадает, никаких языковых явлений не наблюдается.

Звуковой анализ слов для дошкольников намного упрощен.

Детям необходимо узнать, что произношение слова и его написание очень часто отличаются. При обучении навыков чтения и письма дети получают первые представления о разнице между устной и письменной речью. Таким образом, педагогу достаточно объяснить, что некоторые буквы, как мягкий и твердый знаки, вообще не имеют звуков. А слов на букву Ы в русском языке нет.

Буквенно-звуковой анализ слова «вьюга»

Мы уже знаем, насколько многообразен русский язык. Звуковой анализ в предыдущем примере достаточно простой. Необходимо лишь правильно охарактеризовать каждый звук. Но есть такие, в которых возникает проблемная ситуация. Например, слово «вьюга». Выполним его фонетический разбор:

  1. Вьюга – две гласных, значит, 2 слога (вью-га).
  2. Буква В имеет звук . Он согласный, смягчается благодаря «ь», парный — глухой , звонкий.
  3. Буква Ь не имеет звука. Ее цель – продемонстрировать мягкость предыдущего звука.
  4. Буква Ю имеет два звука и , поскольку стоит после Ь. Необходимо охарактеризовать оба. Итак, — это согласный, который всегда мягкий и звонкий, он не имеет пары. — гласный, имеет ударение.
  5. Буква Г — является согласной, обозначает твердый звук. Имеет глухую пару и является звонким.
  6. Буква имеет такой же звук . Он гласный и безударный.
  7. Подведем итог анализа: 5 букв и 5 звуков. Наблюдаем явление, которое называется «йотированный гласный». В данном случае буква Ю под влиянием Ь распалась на два звука.
Читайте так же:  Гражданский кодекс как источник земельного права

Звуковой анализ при знании всех характеристик выполнять совсем несложно. Необходимо вслух произнести слово. Это поможет правильно записать все звуки. После провести их характеристику и подвести итог фонетического разбора. И тогда успех в этом деле вам обеспечен!

Звуковой анализ и синтез

В статье освещено значение звукового анализа и синтеза для успешного овладения письменной речью. Приведены игры и игровые упражнения для детей старшего дошкольного возраста, направленные на формирование навыков звукового анализа и синтеза и предупреждение дислексии.

Многие родители полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но практика показывает, что знание букв не исключает серьезных затруднений у дошкольников при обучении грамоте. В чем их причины?

Чтобы писать грамотно, ребенку необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова из слогов и звуков, а звуки в слове расположены в определенной по​следовательности.

  • М-А-Ш-А, первый звук – М
  • второй звук – А МАША
  • третий звук – Ш
  • четвёртый звук – А

Читать ребенок начнёт только после того, как научится сливать звуки речи в слоги и слова. Прочитать слово – значит синтезировать сочетания отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, так, чтобы они составили реальное, «живое» слово.

Например, РУКА. Р-У-К-А – РУ-КА – РУКА (мысленный образ).

Именно слабость навыков звукового анализа и синтеза лежит в основе дисграфии и дислексии. А так как процесс обучения в начальной школе построен, в основном, на письменной речи – дети читают стихи, рассказы и задачи, пишут упражнения, короткие диктанты и пр. – стойкие нарушения письма и чтения неизбежно окажут отрицательное влияние на общее развитие ребенка. Кроме того, могут возникнуть личностные изменения.

Таким образом, чтобы ребенок быстро усвоил письменную речь и избежал многих ошибок, начиная с 5-6 лет, с ним нужно играть в «звуковые» игры.

Играем со звуками!

Игры на звуковой анализ и синтез.

Слова рассыпались.

«Соберите» звуки и догадайтесь, какое слово рассыпалось (звуки произносятся последовательно): к-о-ш-к-а. Р-у-к-а? С-л-о-н?

Раз словечко, два словечко.

Бросайте кубик и выбирайте из разложенных на столе картинок лото ту, в названии которой столько звуков, сколько точек на верхней грани кубика.

Лесенка.

Нарисуйте дом и предложите малышу заполнить каждый этаж жильцами. На первом этаже живут слова, в которых один слог, на втором — в два слога, на следующем – в три, в четыре и т.д. Выигрывает тот, кто быстрее заполнит все этажи своего дома.

Отгадай, как их зовут?

Отгадайте вместе с ребёнком имена девочки и мальчика. Для этого нужно правильно назвать первые/вторые/последние звуки в названиях предметов, изображенных на картинках.

Инструкция: назови первый звук в каждом слове и отгадай имя девочки.

Впоследствии можно предлагать детям выкладывать имена из букв разрезной азбуки.

Предлагая детям слова, следите, чтобы гласные звуки (о, э) находились под у дарением, а звонкие согласные – не стояли в конце слова.

Необыкновенные превращения.

Объясните ребёнку, что если в слове заменить один звук, оно превратится в другое. Предложите ему заменить в слове «дом» первый звук на звук «с». Что получилось? (дом – сом – лом – ком – Том).

Какой звук пропущен?

Взрослый произносит слова, пропуская первый звук. Дети должны отгадать слово и назвать звук, который не произнесли, например: (с)лон, (в)олк, (к)от, (с)тол, (с)тул, (з)аяц, (л)иса.

Один звук, марш!

Научите детей преобразовывать слова, изменяя один звук.

1) Исключите звук из слова, чтобы получилось новое слово. Вот так: горсть – гость.

Хлев, уточка, укол, коса, мрак, полк, удочка, волк, смех, снаряд, град, скот, стол, беда, экран.

2) Добавьте к каждому из слов один звук, чтобы получилось новое слово. Вот так: РОТ – КРОТ.

РОЗА (г), РУБКА (т), ДАР (у), КЛАД (с), ЛАПА (м)

3) Замените в словах один согласный звук. Вот так: КОРЖ – МОРЖ.

НОГТИ (к), БУЛКА (р), ЛАПКА (с), ЗУБЫ (д), КИСКА (м), ПЕСОК (л)

Приготовим подарки для Сони и Шуры.

Расскажите малышу, что на день рождения к Соне и Шуре пришли гости и принесли с собой разные подарки (разложите перед ребенком картинки лото). Объясните, что Соне дарили подарки, названия которых начинаются со звука С, а Шуре – со звука Ш. Какие подарки подарили Соне? Какие — Шуре?

В дальнейшем игру усложняем: звук С (Ш) слышится не в начале, а в середине или в конце слов. Можно предложить детям самим вспомнить (поискать в комнате) предметы, которые можно подарить Соне и Шуре.

«Дарить подарки» можно, используя любые оппозиционные звуки: С-Сь, С-З, С-Ш, Ж-Ш, З-С, Р-Л и т.д.

Игра проводится с картинным материалом и без него.

Дом, замок, избушка.

Предложите ребёнку поселить односложные слова в дом, двусложные слова – в замок, трехсложные – в избушку.

На один звук.

Предложите малышу оглядеться (дома, на улице, в парке) и назвать все предметы, названия, которых начинаются на звук К (или любой другой).

Гусеница.

Предложите малышу от заданного взрослым слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова: клевер – рыба – аист – тыква – апельсин – носки и т.д.

Жураковская Я.В.,
учитель-логопед высшей категории

Обучение грамоте детей 5-7 лет, Методическое пособие, Маханёва М.Д., Гоголева Н.А., Цыбирева Л.В., 2017

Обучение грамоте детей 5-7 лет, Методическое пособие, Маханёва М.Д., Гоголева Н.А., Цыбирева Л.В., 2017.

Книга «Обучение грамоте детей 5—7 лет» является последовательным продолжением методического пособия «Подготовка к обучению грамоте детей 4—5 лет». В книге представлены тематическое планирование и сценарии занятий по обучению грамоте детей 5—7 лет.
Занятия основываются на литературном материале: загадки, стихи, сказки. В каждом занятии предлагаются задания по подготовке руки к письму. Все задания построены по принципу постепенного усложнения. Выполняя их, дети учатся читать слоги, определять количество слогов в слове, делать простейший звуковой анализ слов.
Рекомендуем данное методическое пособие использовать с рабочей тетрадью для детей 5—7 лет «Я учу звуки и буквы». Пособие и рабочая тетрадь адресованы воспитателям ДОО, родителям, гувернерам — всем, кто готовит детей к школе.

Читайте так же:  Как оформить возврат билета в 1с

Пальчиковая гимнастика «Лесенка».
(См. приложение 1, с. 84.)
Педагог. Назовите все пальчики, постройте лесенку.
Дети называют.
Покажите, как правильно держать карандаш.
Дети показывают. Затем обводят по контуру и раскрашивают цветными карандашами изображения (задание N° 5 из рабочей тетради). Подведение итогов занятия.
Назовите гласные звуки, которые вы уже знаете.
Дети называют.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Обучение грамоте детей 5-7 лет, Методическое пособие, Маханёва М.Д., Гоголева Н.А., Цыбирева Л.В., 2017 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу

Звуковой анализ слов пособие

Вариант интегрированного урока «Чтение — письмо».

Целевые установки урока

а) Проводить слого-звуковой анализ слов со звуками [с] — [с’]; характеризовать их; подбирать слова с ними; обозначать звуки буквами;

б) плавно читать слоги (с ориентировкой на гласную), слова и предложения с новой буквой по «Азбуке» (с. 79);

в) печатать букву Сс и писать строчную букву с;

г) определять последовательность действий при написании букв; использовать действие контроля и оценки при написании буквы;

д) составлять предложения по схеме и рассказывать по картинке (устная речь);

е) осваивать формы вежливого, доброжелательного общения детей друг с другом.

1. Звуковой анализ. Самостоятельная работа.

— Обозначьте с помощью фишек последовательность звуков в словах «слон», «лиса», «нос».

Какой звук повторяется в каждом слове? Какой он: гласный или согласный? Докажите (зубы и язык создают преграду выходящему воздуху.)

2. Упражнения в различении звуков [с] и [с’].

— Сравните звучание слов «сойка» — «синица». Разделите их на слоги. В каком слоге мы слышим мягкий звук [с’], в каком — твёрдый звук [с]?

Придумывание слов с этими звуками.

3. Обозначение звуков [с] и [с’] буквой Сс. Работа с «Азбукой» (с. 79).

— На что похожа буква Сс? Рассмотрите рисунок на жёлтой плашке (с. 79 «Азбуки»).

Почему буква Сс нарисована зелёным и синим цветом? (Буква Сс обозначает на письме сразу твёрдый и мягкий звуки.)

4. Составление и чтение слогов с буквами м и с (са — со — су, ас — ус — ос, сы — си, мы — ми).

Тем учащимся, которые затрудняются в чтении слогов, учитель даёт ориентиры:

чтение на основе анализа: составил слог (слово) — прочитал его;

чтение с опорой на артикуляцию звуков в слоге «са»: посмотри на первую букву, приготовься произнести согласный звук, потом, широко открыв рот для звука [а], произнеси слог сразу на одном выдохе;

чтение слога с ориентировкой на гласный: посмотри на гласную, следующую за согласной, произноси согласные перед и мягко ([с’] — си; [м’] — ми).

Повторение весёлого стихотворения «Ну-ка, М, дай руку А. ».

5. Чтение слова «школа» (акрофония). Игра «Составь слова. Кто больше?» (Осы — оси — усы, сом — сам — сама — Сима.)

6. Чтение слов с доски и из «Азбуки», разбор предложения (фразеологизма) «Мы сами с усами».

— О ком можно так сказать? А могут ли ребята так сказать о себе? (Да. Это выражение означает «Мы нисколько не хуже других. Мы сами всё умеем делать».)

8. Письмо («Мой алфавит», с. 22).

9. Задание «Загадки слов», слого-звуковой анализ, определение ударного слога.

10. Закрепление образа печатной буквы, печатание буквы Сс на рабочей строке.

11. Самостоятельное письмо строчной буквы с (полуовала) в вертикальной полосе.

Обозначение точкой начала письма буквы с. Буква с начинается немного ниже верхней рабочей строки. Самоанализ.

12. Упражнение в написании слогов и слов. Определение наклона букв с помощью наклонных вертикальных линий.

13. Подведение итогов. Учитель подводит детей к обобщению.

— Мы теперь не только знаем буквы, но и можем читать и писать слова. Их пока немного, но среди них есть главное слово — «мама».

Теперь вы не только владеете умением говорить и слушать (устной речью), но и осваиваете умение писать и читать, т. е. овладеваете письменной речью.

Наглядное пособие «Звуковой анализ слов»

Надежда Лошакова
Наглядное пособие «Звуковой анализ слов»

Автор: Лошакова Надежда Александровна

Учитель-логопед, МОУ д/с № 294, г. Волгоград

Навык выделения звука из слова появляется у детей дошкольного возраста спонтанно, сложным же формам звукового анализа нужно обучать специально. Без этого навыка овладение письменной речью невозможно.

Начинать обучение можно с четырёх лет, при условии достаточного речевого и интеллектуального развития. Необходимо учить детей не только слышать отдельные звуки в составе слога и слова, но и уметь определять их последовательность.

Изучение звуков происходит в процессе аналитико-синтетической работы над словом, то есть ребёнок овладевает основными навыками звукового анализа (мысленного расчленения слова на составляюшие его звуки, а также синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое). Потом происходит знакомство с обозначением звуков буквами.

Цель: выполнять звуковой анализ слов

Развитие фонематического слуха

Автоматизация звуков

Развитие звукового анализа

Обогащение словарного запаса

Развитие восприятия, внимания, мышления

Развитие мелкой моторики

Прежде чем приступить к анализу

1) ребёнок должен познакомиться с понятиями «гласный звук» красный цвет, «согласный твёрдый» синий цвет, «согласный мягкий» зелёный цвет.

2) дети должны знать понятия «начало», «конец», «середина», «первый», «последний», «второй».

3) После того когда ребёнок научится определять первый звук, последний и середину, можно определять звуки по порядку.

Наглядное пособие «Звуковой анализ слов»

Материал: 1) Набор прищепок трёх цветов (красных, синих и зелёных). 2) Картонные карточки в форме круга 13 штук, каждая из которых поделена внутри на три части. Одна карточка соответствует одному звуку. Картинки пободраны на автоматизацию звуков в словах в разных позициях.

Перечень картинок: [С] –лес, собака, бусы. [С’] – семь, гусь, осьминог. [З] – замок, глаз, ваза. [З’] – земляника, зима, магазин. [Ц] – цыплята, пуговицы, цветы. [Ш] – шкаф, шишка, вишни. [Ж] – ножницы, жук, нож. [Ч] – свеча, бабочка, часы. [Щ] – щетки, овощи, щука. [Л] – лук, мел, акула. [Л’] – лимон, щавель, кольцо. [Р] – рак, топор, баран. [Р’] – репка, фонарь, гиря.

Читайте так же:  Налоговый вычет затраты на лечение

Инструкция: Берём карточку звука, который автоматизируем. Называем одну картинку и делаем прищепками последовательный звуковой анализ. Цвет прищепки должен соотноситься со звуком, которой он обозначает.

Наглядный материал

Карточка на звук [р]

Выполняем последовательный звуковой анализ слов

Заключение: Аналогичная работа проводится и с другими карточками

Звук [ш]

Звук [ж]

Звук [з]

Звук [з’]

Звук [л]

Звук [л’]

Звук [с]

Звук [с’]

Звук [ч]

Звук [щ]

Звук [ц]

Звук [р’]

Логопедия для учителей, психологов, родителей, Л. А. Барсукова, Ростов н/дону, 2010 г. Альбомы по автоматизации звуков для дошкольников, Л. А. Комарова, М 2008 г. Загадки звуков, букв, слогов, л. м. Козырева, ярославль, 2001 г.

Логопедическое занятие для младших школьников «Слоги. Слоговой анализ слов» Выполнила учитель-логопед Орлова Елена Викторовна. Цели и задачи: продолжать учить детей дифференцировать понятия «буква»-«слог»-«звук»;.

Конспект логопедического занятия «Звуко-буквенный анализ слов» Цели: 1. Повторить что такое звуки, буквы. 2. Упражнять в выделении гласных и согласных из слов. 3. Развивать навыки звукового анализа.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуковой анализ слов. Закрепление изученного материала» ЗАНЯТИЕ №13. Тема: «Звуковой анализ слов. Закрепление изученного материала». Цель занятия: закрепить знание изученных тем путём тренировочных.

Наглядное дидактическое пособие Это пособие создано своими руками. В нем можно изучить как птиц так и домашних животных. Так же обратить внимание воспитанников на время.

Наглядное пособие «Круглый год» .

Наглядное пособие «Росписные дощечки» Я работаю педагогом дополнительного образования и моей темой самообразования является декоративно — прекладное искусство, и по этой теме.

Наглядное пособие «Составь предложения» Наглядное пособие «Составь предложения» Автор: Лошакова Н. А. Учитель-логопед, МОУ д/с № 294 г. Волгоград Актуальность: Учащиеся с общим.

Наглядное пособие своими руками «Части суток» Хочу с вами поделится идеей изготовления наглядного материала по математике на тему «Части суток». Этот материал поможет деткам быстрее.

Наглядное пособие «Времена года» .

Памятка для родителей «Звуковой анализ в детском саду» 1. Гласные звуки поются и во рту не встречают преграду: а,о,у,и,э, ы. Они могут быть ударными или безударными. Обозначаются красным цветом.

Карточки для звукового и слогового анализа слов. Приложение к ч. 3 и 4 пособия «По дороге к Азбуке»

Аннотация к книге «Карточки для звукового и слогового анализа слов. Приложение к ч. 3 и 4 пособия «По дороге к Азбуке»»

В пособии представлен наглядный материал — увеличенный вариант звуковых карточек, включенных в тетради «По дороге к Азбуке» (ч. 3, 4), а также картинки-карточки для звукового и слогового анализа слов. Карточки используются на занятиях с дошкольниками 5-6(7) лет по развитию речи и подготовке к обучению грамоте. Также пособие содержит дополнительный материал для педагога (перечень упражнений с использованием звуковых карточек).
Пособие является приложением к тетради «По дороге к Азбуке», ч. 3 и 4 авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, Т.Р. Кисловой.
Составители Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова.

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей рекомендацией. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей ссылкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Звуковой анализ слов пособие

На этой страничке я буду размещать примеры звукового анализа, который мы с детьми выполняем на занятиях по подготовке к обучению грамоте.

Для чего делать звуковой анализ? Прежде, чем начать учить ребёнка читать и писать, надо убедиться в том, что он хорошо слышит и различает звуки речи. Иначе, в процессе обучения грамоте могут возникнуть проблемы.

Прежде всего мы учим ребёнка определять наличие звука в слове. Затем называем первый звук в слове (обычно начинают с гласных под ударением). Потом идёт позиционный анализ — учимся слышать, где находится звук: в начале, середине или конце слова. и, наконец, «высший пилотаж» — порядковый и количественный анализ (сколько звуков в слове и какова их последовательность).

Запомните: все виды звукового анализа выполняются НА СЛУХ. (взрослый произносит слово или показывает картинку, ребёнок повторяет слово или сам называет слово по картинке).

Ниже вы найдёте памятки, как правильно оформлять разные виды звукового анализа.

Прежде всего определимся с тем, как обозначаются звуки. Напомню, что звуки — это то, что мы слышим и произносим. Для звуковго анализа используются специальные символы звуков — цветные кружочки (их можно рисовать или выкладывать специальные фишки из любого материала, главное соблюдать цвет).

Позиционный анализ

Определяем, где слышится звук: в начале слова, в середине или в конце. Начало слова — это первый звук, с него слово начинается. Конец слова — это самый последний звук. Середина слова — это не первый и не последний. Для того, чтобы услышать, где находится звук, произнесите слово, выделяя утрированно нужный нам звук. Например, определяем, где находится звук [а] в слове «аист». Произносим так: а-а-а-а-аист (звук в начале слова). Или звук [а] в слове «шарик». Произносим: ша-а-а-а-арик (звук в середине слова.)

Звуковой анализ слова

(количественный и порядковый)

Этот вид анализа тоже выполняется на слух. Суть — определить последовательность звуков в слове: какой звук первый, какой идёт за ним и т.д. Составляем схему (или рисуем), где каждый звук обозначается определённым цветом: гласные звуки — красным, согласные твёрдые — синим, согласные мягкие — зелёным. В итоге ребёнок должен составить схему, назвать последовательно все звуки, дать каждому характеристику, определить, сколько всего звуков. Опираясь на схему, назвать выборочно звуки, например, назвать третий звук, назвать пятый звук.

Пример: выполняем звуковой анализ слова «лиса» (рекомендуемтся выделять последовательно каждый звук , чтобы отчётливее его слышать).

Выделяем первый звук: Л-Л-Л-ЛИСА. Первый звук [Л’] — согласный, мягкий. Обозначаем зелёным кружком.

Какой звук мы слышим дальше? ЛИ-И-И-ИСА — звук [И] — это гласный, обозначаем красным цветом.

Какой звук слышим после [И]? ЛИС-С-С-С-СА. Звук [С] — согласный, твёрдый. Обозначаем синим кружком.

Что слышим после [С]? ЛИСА-А-А-А-А — звук [А] — гласный, обозначаем красным цветом.

Все характеристики звука даются УСТНО (записывать не надо).

Назови все звуки в слове ЛИСА [Л’], [И], [С], [А]. Всего четыре звука.