Заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного

Заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного

Ссылка не верна или страница была удалена

Если Вы попали на эту страницу, перейдя
по ссылке внутри нашего сайта, пожалуйста, сообщите нам неверный адрес.

Для заказа бесплатной демонстрации возможностей информационно-правового обеспечения ГАРАНТ перейдите по ссылке

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 107392, г. Москва, ул. Халтуринская, д. 6А, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Реорганизация предприятия в форме присоединения

Общие положения

Многие руководители организаций занимаются укрупнением бизнеса. При этом образование холдинга путем организации деятельности через несколько зависимых организаций с отдельными нанятыми управленцами подходит не всем собственникам. Препятствиями такого образования могут стать необходимость контроля за деятельностью большого числа исполнительных директоров, издержки, вызванные трудностями прохождения тех или иных управленческих решений через каждую конкретную компанию, налоговые риски, необратимо возникающие по операциям между взаимозависимыми лицами, и т.д.

Поэтому укрупнение организаций осуществляется через реорганизацию, которая предполагает передачу имущества в порядке правопреемства, не влечет в общем случае существенных налоговых последствий, а возникшая организация является правопреемником по обязательствам реорганизованной организации.

В то же время реорганизация для небольшой организации не является типовой операцией, относительно которой известен и отлажен механизм действий. При принятии решения о реорганизации юридической и финансовой службам требуется изучение вопроса реорганизации практически с нуля: от того, кем принимается решение, до определения перечня составляемых документов, сроков и органов, которые необходимо уведомить о предстоящей реорганизации.

В данном материале рассмотрена процедура реорганизации организации в форме присоединения.

Общий порядок проведения реорганизации

Порядок проведения реорганизации организации регулируется частью первой Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон N 14-ФЗ), Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ). Порядок отражения в бухгалтерском учете операций по реорганизации регламентирован Методическими указаниями по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденными Приказом Минфина России от 20.05.2003 N 44н (далее — Методические указания).

Реорганизация юридических лиц возможна в том числе в форме присоединения (ст. 57 ГК РФ).

Присоединением общества признается прекращение одного или нескольких обществ с передачей всех их прав и обязанностей другому обществу.

Форму «присоединение» могут выбрать только организации, имеющие одинаковую организационно-правовую форму. ООО может присоединиться к ООО, АО к АО, а вот ООО к АО присоединиться не может (п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 18.11.2003 N 19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах»).

Решение о реорганизации в форме присоединения принимается общим собранием участников каждого из обществ.

Сроки проведения собраний участников законодательно не установлены и определяются договорами о реорганизации (присоединении) (ст. 53 Закона N 14-ФЗ). Следовательно, время и порядок проведения такого собрания общества определяют самостоятельно.

При реорганизации в форме присоединения у кредиторов всех реорганизуемых организаций возникает право досрочного предъявления требований о погашении обязательств (ст. 60 ГК РФ). Следовательно, принятие решения о реорганизации может стать причиной существенного отвлечения оборотных средств организаций, а также потери стоимости организации, например, в связи с досрочным погашением долговых обязательств (облигаций) по номиналу.

Кроме того, если после реорганизации у соединившихся организаций в совокупности:

1) суммарная стоимость активов (активов их групп лиц) по бухгалтерским балансам по состоянию на последнюю отчетную дату превышает 3 млрд руб.; или

2) суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году реорганизации, превышает 6 млрд руб.; или

3) одна из участвующих в реорганизации компаний включена в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35%, — на совершение реорганизации, предполагающей укрупнение хозяйствующих субъектов, требуется предварительное согласие антимонопольного органа (п. 1 ст. 27 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», далее — Закон N 135-ФЗ).

Если реорганизуемые организации не удовлетворяют вышеуказанным критериям, но при этом их суммарная выручка превышает 200 млн руб., то реорганизованная компания должна уведомить о присоединении антимонопольный орган не позднее 45 дней с даты реорганизации (п. 1 ст. 30 Закона N 135-ФЗ).

Ходатайство о даче согласия на присоединение организаций подается одним из заинтересованных лиц. Уведомление антимонопольного органа подается лицом, на кого возложена обязанность подачи такого уведомления (ст. 32 Закона N 135-ФЗ). Уведомление и ходатайство могут быть поданы представителем заявителя.

Антимонопольный орган должен дать ответ на ходатайство в течение 30 дней с даты получения ходатайства (ст. 33 Закона N 135-ФЗ).

Организация должна письменно сообщить о реорганизации в налоговый орган по месту учета в течение трех дней с момента принятия решения о реорганизации [п. 2 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ)].

Сообщение о реорганизации или ликвидации организации (форма N С-09-4) утверждено Приказом ФНС России от 17.01.2008 N ММ-3-09/[email protected] «Об утверждении форм сообщений налогоплательщиками сведений, предусмотренных пунктами 2, 3 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации».

Налоговые органы, в том числе для определения объема налоговых обязательств реорганизуемых организаций, вправе провести выездную налоговую проверку, направленную на оценку правильности исчисления и своевременности уплаты налогов (п. п. 4, 11 ст. 89 НК РФ).

Обязательность проведения именно выездной проверки в случае ликвидации организации установлена п. 5.1.1 Регламента планирования и подготовки документальных проверок соблюдения налогового законодательства, утвержденного Приказом МНС России от 18.08.2003 N БГ-4-06/23дсп.

По общему правилу срок проведения выездной проверки составляет период не более двух месяцев и может быть продлен до четырех, а в исключительных случаях — до шести месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ).

Срок проверки исчисляется со дня вынесения решения о ее назначении и до дня составления справки о проведенной проверке.

Письмом УМНС России по г. Москве от 25.02.2003 N 11-10/10711 было разъяснено, что срок проведения выездной налоговой проверки при ликвидации (реорганизации) должен составлять не более двух месяцев с момента публикации информации о ликвидации организации и о порядке и сроке заявления требований ее кредиторами.

При этом выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки, на что прямо указано в п. 11 ст. 89 НК РФ.

Проверкой охватывается период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Следовательно, проверке может быть подвергнут период более трех лет (включая период с начала текущего года до момента реорганизации).

Следует отметить, что согласно п. 4 ст. 53 Закона N 14-ФЗ все права и обязанности присоединенного общества переходят к присоединяющему обществу в соответствии с передаточным актом.

Поэтому проведение инвентаризации имущества и обязательств при реорганизации является обязательным для подтверждения данных передаточного акта. Кроме того, обязанность провести инвентаризацию установлена прямым указанием Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», а также п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н.

Проведение инвентаризации имущества и обязательств является мерой защиты интересов участников присоединяемого общества.

Согласно п. 3 ст. 17 Закона N 129-ФЗ при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица, к которому осуществляется присоединение, представляются:

Читайте так же:  Единая упрощенная налоговая декларация кто предоставляет

— заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица по форме, утвержденной Правительством РФ;

— решение о реорганизации юридического лица;

— договор о присоединении;

Непредставление одного из документов влечет отказ в регистрации изменений или создания нового юридического лица (ст. 59 ГК РФ).

При присоединении после подачи полного пакета документов, предусмотренного ст. 17 Закона N 129-ФЗ, уведомление о снятии с учета в налоговом органе юридического лица по форме N 09-1-5 должно быть выдано (направлено по почте) не позднее пяти рабочих дней со дня представления в регистрирующий орган документов.

Таким образом, процесс реорганизации включает следующие этапы:

— принятие решения о реорганизации;

— проведение инвентаризации имущества и обязательств;

— уведомление налоговых органов, уведомление кредиторов и опубликование в органах печати информации о реорганизации;

— подача ходатайства в антимонопольный орган;

— утверждение передаточного акта;

— подача пакета документов в налоговые органы.

Наиболее длительный срок имеет этап проведения выездной проверки (до двух месяцев). В течение двух месяцев организации могут уведомить кредиторов и опубликовать в органах печати информацию о реорганизации, получить требования кредиторов о досрочном исполнении обязательств, провести инвентаризацию, уведомить (подать ходатайство) антимонопольный орган.

По истечении (минимально) двухмесячного срока организация уже может подать в налоговые органы пакет документов. Через пять дней налоговый орган, принявший документы, должен выдать свидетельство о внесении изменений в учредительные документы реорганизованного юридического лица.

Составление передаточного акта

В соответствии с п. 1 ст. 59 ГК РФ передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами. Передаточный акт утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации внесения изменений в учредительные документы существующего юридического лица.

Согласно п. 5 Методических указаний дата утверждения передаточного акта определяется в пределах срока проведения реорганизации, предусмотренного в договоре (решении) учредителей о реорганизации.

Пунктом 6 Методических указаний рекомендовано приурочивать составление передаточного акта к концу отчетного периода (года) или к дате составления промежуточной бухгалтерской отчетности (квартала, месяца).

Таким образом, если решение о реорганизации принято, например, 20 октября 2008 г., в мае в печати размещено объявление о предстоящей реорганизации, при удачном стечении обстоятельств (уведомлении кредиторов, проведении налоговой проверки в течение двух месяцев, завершении инвентаризации, получении в случае необходимости одобрения от антимонопольного органа) акт может быть утвержден до окончания отчетного периода — 2008 г.

Деятельность в период с момента принятия решения о реорганизации до даты получения свидетельства о прекращении деятельности юридического лица

Согласно ст. 58 ГК РФ права и обязанности реорганизуемой организации переходят при присоединении к присоединяющей организации.

На основании ст. 57 ГК РФ при присоединении юридическое лицо считается реорганизованным с даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица. Эта дата рассматривается как день окончания реорганизации.

Внесение записи о прекращении деятельности присоединяемого юридического лица и внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре сведений о юридическом лице, к которому присоединилось юридическое лицо, производится налоговым органом одновременно (п. 8 Правил взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц в случае их реорганизации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 110).

Таким образом, до внесения записи в ЕГРЮЛ организации, участвующие в реорганизации, несут права и обязанности по своим обязательствам самостоятельно, в том числе после вынесения решения о реорганизации. Следовательно, организации, утвердившие решение о реорганизации в форме присоединения, продолжают вести деятельность (начислять заработную плату, производить отгрузки и закупки товаров и т.д.) в обычном порядке с отражением в своем учете текущих осуществляемых ими операций (в том числе связанных с реорганизацией) до момента внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности присоединяющейся компании.

Окончательной формой отчетности присоединяемой организации будет заключительная отчетность. При реорганизации в форме присоединения она составляется согласно п. 20 Методических указаний только присоединяющейся организацией. При этом производится закрытие счета учета прибылей и убытков присоединяющейся организации. При закрытии присоединяющейся организации ее учредители имеют право на основании договора о присоединении распределить чистую прибыль присоединяющейся организации.

В соответствии с п. п. 9, 20 Методических указаний заключительная отчетность присоединяющейся организации составляется на день, предшествующий дате внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи о прекращении деятельности последней из присоединенных организаций.

Поскольку реорганизация — процесс затяжной, а деятельность организаций, участвующих в реорганизации, не прекращается, то возможны расхождения в данных, отраженных в передаточном акте и в заключительной бухгалтерской отчетности.

Методическими указаниями предусмотрен порядок отражения в учете операций, проводимых организациями, участвующими в реорганизации, в этот период, а также порядок составления отчетности.

Расходы, связанные с текущей деятельностью (продажа товарно-материальных ценностей, осуществление расчетов с кредиторами, начисление амортизации по передаваемому имуществу, начисление оплаты труда работникам, осуществление расчетов по налогам и сборам с соответствующими бюджетами и по обязательным платежам в государственные внебюджетные фонды, списание расходов будущих периодов, не подлежащих включению в передаточный акт, например на приобретение лицензии на осуществление деятельности, права на которую не подлежат передаче в порядке правопреемства, и другие расходы аналогичного характера), произведенные в период с даты утверждения передаточного акта, отражаются согласно п. 22 Методических указаний в бухгалтерском учете присоединяющейся организации.

Расходы, связанные с реорганизацией (с государственной регистрацией возникших организаций, с внесением соответствующих изменений в учредительные документы, с регистрацией ценных бумаг, оплатой юридических услуг и т.д.), признаются организациями, участвующими в реорганизации, согласно п. 12 Методических указаний в качестве прочих расходов соответствующего периода и отражаются в бухгалтерском учете организации, осуществляющей эти расходы.

В Отчете о прибылях и убытках организации, осуществляющей эти расходы, вышеуказанные расходы раскрываются независимо от их существенности обособленно по отдельной строке.

И текущие расходы, и расходы, связанные с реорганизацией, подлежат обязательному отражению в заключительной бухгалтерской отчетности.

На основании п. 10 Методических указаний в промежуток времени между датой составления передаточного акта и датой составления заключительной отчетности реорганизуемая организация не освобождается от обязанности по составлению и сдаче промежуточной и (или) годовой бухгалтерской отчетности.

Таким образом, если передаточный акт утвержден, например, 30 июня 2008 г., а запись о прекращении деятельности присоединенной организации внесена в ЕГРЮЛ только 20 декабря 2008 г., организация должна представить промежуточную отчетность за 9 месяцев 2008 г. в установленные законодательством сроки — 30 октября 2008 г.

Возникающие в период между утверждением передаточного акта и днем завершения реорганизации изменения в стоимости передаваемого имущества и обязательств должны раскрываться в пояснительной записке к промежуточной и (или) годовой бухгалтерской отчетности, заключительной бухгалтерской отчетности либо в уточнениях к передаточному акту.

Счета в банке присоединяемой организации

Согласно п. 8.1 Инструкции Банка России от 14.09.2006 N 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)» основанием для закрытия банковского счета является прекращение договора банковского счета.

Договор банковского счета может быть расторгнут по основаниям, предусмотренным ст. 859 ГК РФ:

— по заявлению клиента — в любое время;

— в одностороннем порядке банком при отсутствии в течение двух лет денежных средств на счете клиента и операций по счету при письменном уведомлении клиента банком — по истечении двух месяцев со дня направления банком предупреждения, если на счет клиента в течение этого срока не поступили денежные средства;

— по требованию банка в соответствии с решением суда, когда сумма денежных средств, хранящихся на счете клиента, окажется ниже минимального размера, предусмотренного банковскими правилами или договором, если такая сумма не будет восстановлена в течение месяца со дня предупреждения банка об этом;

— при отсутствии операций по счету в течение года, если иное не предусмотрено договором.

Специальной нормы о расторжении договора банковского счета в случае реорганизации клиента гражданским законодательством не установлено.

Перечень документов, представляемых в регистрирующий орган (налоговый орган) при реорганизации, в том числе в форме присоединения, а также перечень записей, которые делаются в ЕГРЮЛ в связи с реорганизацией, приведены соответственно в ст. 17 Закона N 129-ФЗ и Письме ФНС России от 27.05.2005 N ЧД-6-09/440 «О реорганизации юридических лиц». В этих перечнях информация о банковских счетах организации не поименована.

Читайте так же:  Анализ промышленная собственность

Таким образом, постановка и снятие с учета при реорганизации не связаны с процедурой закрытия банковских счетов организаций.

Однако договором может быть предусмотрено специальное условие о расторжении договора в случае реорганизации клиента (ст. 450 ГК РФ).

Поэтому организация может расторгнуть договор банковского счета как по своему самостоятельному решению, так и в силу договорных отношений, что не связано с выполнением законодательно установленных обязанностей реорганизуемых организаций.

Читателям журнала следует иметь в виду, что организация-правопредшественник юридически существует до момента окончания реорганизации (п. 3 ст. 49, ст. 58 ГК РФ, Правила взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц в случае их реорганизации).

Таким образом, в случае принятия решения о закрытии банковских счетов организацией, прекращающей деятельность в связи с реорганизацией, соглашение о расторжении договора должно быть подписано до окончания процедуры реорганизации.

В то же время неподписание такого соглашения не влечет каких-либо значимых последствий, поскольку при отсутствии операций по счетам по истечении двух лет банк имеет право закрыть счет в одностороннем порядке (п. 1.1 ст. 859 ГК РФ).

Однако организации могут принять решение не прекращать взаимоотношения с банками.

При реорганизации в форме присоединения права и обязательства переходят к правопреемнику в соответствии с передаточным актом. В то же время поскольку в данном случае происходит прекращение деятельности одной из реорганизуемых организаций, то, несмотря на правопреемство, происходит существенное изменение условий договора — стороны договора банковского счета. Следовательно, в случае необходимости продолжения договорных отношений с банком в лице правопреемника должен быть переоформлен договор банковского счета.

Если переоформляется договор банковского счета на правопреемника, то клиент банка должен заменить карточку с образцами подписей.

Информация об открытых банковских счетах организации содержится в ЕГРЮЛ. При исключении из реестра юридических лиц в связи с реорганизацией, по нашему мнению, должна быть внесена запись о закрытии счета, если счет закрывается, либо если переоформляется договор банковского счета на правопреемника, то в ЕГРЮЛ должна быть внесена запись о счетах правопреемника (пп. «с» п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ, п. 2 ст. 23 НК РФ).

Составление вступительной отчетности

Во вступительной отчетности на дату внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности последней из присоединенных организаций при реорганизации в форме присоединения данные об имуществе, обязательствах и других числовых показателях заполняются на основе утвержденных в установленном порядке данных передаточного акта, а также данных заключительной бухгалтерской отчетности реорганизованных организаций, составленной с учетом возникших изменений в составе и стоимости передаваемого имущества и обязательств (п. 13 Методических указаний).

При присоединении показатели вступительной отчетности формируются путем построчного объединения (суммирования или вычитания при наличии непокрытого убытка прошлых лет):

— числовых показателей заключительной бухгалтерской отчетности присоединяющейся организации с учетом отраженных ею в бухгалтерском учете операций за период с начала реорганизации;

— числовых показателей бухгалтерской отчетности правопреемника, составленной на дату государственной регистрации прекращения деятельности присоединяющейся организации, за исключением числовых показателей, отражающих взаимные расчеты (п. п. 22, 23 Методических указаний).

Суммирование числовых показателей Отчетов о прибылях и убытках правопреемника и присоединяющейся организации за отчетные периоды до даты государственной регистрации прекращения деятельности присоединяющейся организации не производится (абз. 2 п. 23 Методических указаний).

Таким образом, для формирования показателей вступительной отчетности при реорганизации используются показатели заключительной отчетности присоединяющейся и отчетности присоединяющей организации на дату прекращения деятельности присоединяемой организации.

Информация, представленная в передаточном акте, является только основой для формирования показателей отчетности, и суммированию подлежат показатели отчетности реорганизуемых организаций.

Сложение показателей отчетности производится на дату внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности последней из присоединенных организаций при реорганизации в форме присоединения.

Отчет о прибылях и убытках после завершения реорганизации присоединившая организация составляет без учета данных присоединенной организации; у присоединенной организации отчетный период закрывается, прибыль, полученная до даты реорганизации, повторно не участвует в формировании финансового результата правопреемника и может быть распределена между ее учредителями.

Для реорганизуемой организации передача имущества и обязательств при реорганизации по передаточному акту в порядке универсального правопреемства не рассматривается для целей бухгалтерского учета как продажа имущества и обязательств или как их безвозмездная передача. Передача имущества и обязательств по передаточному акту организацией, передающей имущество и обязательства в порядке правопреемства, бухгалтерскими записями не отражается (п. 11 Методических указаний).

Пример. Организация А присоединяется к организации В.

Организация А имеет следующие имущество и обязательства, информация о которых сгруппирована на счетах бухгалтерского учета:

Как заполнить декларацию по НДС

Регулярная отчетность по НДС требует от бухгалтера особой внимательности и точного понимания порядка заполнения всех строк декларации. Неверно проставленные коды или нарушение контрольных соотношений – причина отказа в приеме отчета, проведения камеральной проверки или привлечения к административной/налоговой ответственности.

Регламент сдачи отчетности

По действующему налоговому законодательству все декларации по НДС в обязательном порядке сдаются по ТКС-каналам. При формировании отчета необходимо следить за изменениями, вносимыми Министерством финансов в электронный формат документа. Для корректной сдачи декларации следует использовать только актуальную версию отчета.

На составление отчета плательщику НДС или налоговому агенту дается 25 дней после завершения квартала.

Имейте в виду: использование бумажного варианта декларации по НДС допускается лишь для тех субъектов хозяйственной деятельности, которые освобождены от налога на законном основании либо не признаны плательщиками НДС и отдельные категории налоговых агентов.

Состав декларации

Квартальная декларация по НДС содержит два раздела, обязательных к заполнению:

  • головной (титульный лист);
  • сумма НДС, подлежащих уплате в бюджет/возврату из бюджета.

Отчетный документ с упрощенным вариантом оформления (Титул и раздел 1 с проставленными прочерками) представляются в следующих случаях:

  • осуществление в подотчетном периоде хозяйственных операций, не подлежащих обложению НДС;
  • ведение деятельности за пределами российской территории;
  • наличие производственных/товарных операций длительного периода действия – когда для окончательного выполнения работ требуется более полугода;
  • субъект коммерческой деятельности применяет спецрежимы налогообложения (ЕСХН, ЕНВД, ПСН, УСНО);
  • при выставлении счета-фактуры с выделенным налогом налогоплательщиком, освобожденным от НДС.

При наличии указанных предпосылок суммы реализации по льготируемым видам деятельности проставляются в разделе 7 декларации.

Для субъектов налогообложения, ведущих деятельность с применением НДС, обязательно заполнение всех разделов декларации, имеющих соответствующие цифровые показатели:

Раздел 2 – исчисленные суммы НДС для организаций/ИП, имеющих статус налоговых агентов;

Раздел 3 – суммы реализации, подпадающие под обложение налогом;

Разделы 4,5,6 – используются при наличии хозяйственных операций по нулевой налоговой ставке или не имеющих подтвержденного статуса «нулевиков;

Раздел 7 – указываются данные по освобожденным от НДС операциям;

Разделы 8 – 12 включают в себя свод сведений из книги покупок, книги продаж и журнала выставленных счетов-фактур и заполняются всеми плательщиками НДС, применяющими налоговые вычеты.

Заполнение разделов декларации

Отчетный регламент по НДС должен соответствовать требованиям инструкции Минфина и ФНС, изложенной в приказе № ММВ-7-3/558 от 29.10.2014г.

Порядок заполнения главного листа декларации по НДС не отличается от правил, установленных для всех видов отчетности в ФНС:

  • Данные об ИНН и КПП плательщика прописываются в верхней части листа и не отличаются от сведений в регистрационных документах;
  • Налоговый период указывается кодовым обозначением, принятым для налоговой отчетности. Расшифровка кодов указана в приложении № 3 к Инструкции по заполнению Декларации.
  • Код налоговой инспекции – декларация представляется в то подразделение ФНС, где плательщик зарегистрирован. Точная информация обо всех кодах территориальных налоговых органов обнародована на сайте ФНС.
  • Наименование субъекта предпринимательской деятельности – в точности соответствует названию, указанному в учредительной документации.
  • Код ОКВЭД – в титульном листе прописывается основной вид деятельности по статистическому коду. Показатель указан в информационном письме Росстата и в выписке ЕГРЮЛ.
  • Контактный номер телефона, количество заполненных и передаваемых листов декларации и приложений.

На титульном листе проставляется подпись представителя плательщика и дата формирования отчета. В правой части листа отведено место для подтверждающих записей уполномоченного лица налоговой службы.

Раздел 1 является итоговым разделом, в котором плательщик НДС сообщает о суммах, подлежащих уплате или возмещению по результатам бухгалтерского/налогового учета и сведениям из раздела 3 декларации.

В листе обязательно указывается код территориального образования (ОКТМО), где налогоплательщик осуществляет деятельность и состоит на учете. В строке 020 фиксируется КБК (код бюджетной классификации) по этому виду налога. Плательщики НДС ориентируются на КБК по стандартной деятельности – 182 103 01 00001 1000 110. Уточнить КБК можно в последней редакции приказа Минфина № 65н от 01.07.2013г.

Читайте так же:  Адвокат никитин юрий иванович

Внимание: при неточном указании КБК в декларации по НДС уплаченный налог не поступит на лицевой счет налогоплательщика и будет депонирован на счетах Федерального казначейства до выяснения принадлежности платежа. За просрочку уплаты налога будет начислена пеня.

Строка 030 заполняется только в том случае, если счет-фактура выставляется налогоплательщиком-льготником, освобожденным от НДС.

В строках 040 и 050 следует записать суммы, полученные по расчету налога. Если результат подсчета положительный, то сумма НДС к уплате указывается в строке 040, при отрицательном итоге результат записывается в строку 050 и подлежит возмещению из госбюджета.

Этот раздел обязаны заполнять налоговые агенты по каждой организации, в отношении которой они имеют этот статус. Это могут быть зарубежные партнеры, не уплачивающие НДС, арендодатели и продавцы муниципального имущества.

Для каждого контрагента заполняется отдельный лист раздела 2, где обязательно указывается его название, ИНН (при наличии), КБК и код операции.

При перепродаже конфиската или осуществлении торговых операций с иностранными партнерами налоговые агенты заполняют строки 080-100 раздела 2 – величина отгрузки и суммы, поступившие в качестве предоплаты. Итоговая сумма, подлежащая уплате налоговым агентом, отражается в строке 060 с учетом величин, проставленных в следующих строках – 080 и 090. Сумма налогового вычета по реализованным авансам (стр.100) уменьшает конечную сумму НДС.

Основной раздел отчетности по НДС, в котором налогоплательщики совершают расчет подлежащего уплате/возмещению налога по предусмотренным законодательством ставкам, вызывает наибольшее количество вопросов у бухгалтеров. Последовательное заполнение строк раздела выглядит следующим образом:

  • В стр.010-040 отражается величина выручки от реализации (по отгрузке), облагаемой, соответственно, по применяемым налоговым и расчетным ставкам. Сумма, зафиксированная в этих строках, должна равняться величине дохода, учтенного на счете 90.1 и показанного в расчете налога на прибыль. При обнаружении расхождений показателей в декларациях фискальные органы затребуют пояснений.
  • Стр. 050 заполняется в частном случае – когда продается организация, как комплекс учетных активов. База налогообложения в этом случае – балансовая стоимость имущества, умноженная на специальный поправочный показатель.
  • Стр. 060 касается производственных и строительных организаций, ведущих СМР для собственных нужд. В этой строке воспроизводится стоимость выполненных работ, включающая в себя все реальные затраты, понесенные при строительстве или монтаже.
  • Стр.070 – в графе «Налоговая база» в этой строке следут поставить сумму всех денежных поступлений, поступивших в счет предстоящий поставок. Сумма НДС рассчитывается по ставке 18/118 или 10/110, в зависимости от вида товаров/услуг/работ. Если реализация происходит в течение 5 дней после того, как предоплата «упадет» на расчетный счет, то эта сумма не указывается в декларации, как полученный аванс.

В разделе 3 необходимо проставить суммы НДС, которые, в соответствии с требованиями п.3 ст.170 НК необходимо восстановить в налоговом учете. Это касается сумм, задекларированных ранее как налоговые вычеты по льготным основаниям – применение спецрежима, освобождение от обложения НДС. Восстановленные величины налога суммарно отражаются в стр. 080, с конкретизацией по строкам 090 и 100.

В строках 105-109 вводятся данные о корректировке сумм НДС в учете на протяжении подотчетного периода. Это может быть ошибочное применение пониженной налоговой ставки, неправомерное отнесение операций к необлагаемым или невозможность подтверждения нулевой ставки.

Общая величина начисленного НДС указывается в строке 110 и состоит из суммы всех показателей, отраженных в графе 5 строк 010-080, 105-109. Конечная цифра налога должна равняться сумме НДС в книге продаж по итогу оборотов за отчетный квартал.

Строки 120-190 (графа 3) посвящены вычетам, призванным сумму НДС к уплате:

  • Величина вычетов по строке 120 формируется на основании полученных от контрагентов-поставщиков счетов-фактур и равна сумме НДС в книге покупок.
  • Строка 130 заполняется по аналогии со стр. 070, но содержит данные от суммы налога, уплаченного поставщику, как предварительная оплата.
  • Строка 140 дублирует строку 060 и отражает налог, исчисленный от суммы фактических издержек при проведении СМР для нужд налогоплательщика.
  • Строки 150 – 160 относятся к внешнеторговой деятельности и составляют суммы НДС, уплаченные на таможне или начисленные на стоимость товаров, ввезенных в Россию из стран ТС.
  • В строке 170 необходимо прописать размер НДС, ранее начисленный на поступившие авансы, если в отчетном квартале произошла реализация.
  • Строка 180 заполняется налоговыми агентами и содержит величину НДС, указанную в строке 060 Раздела 2.

Результат от сложения сумм вычетов по всем законным основаниям фиксируется в строке 190, а строки 200 и 210 – итог от совершения арифметических действий между строками 110 гр.5 и 190 гр.3. Если результат от вычитания из начисленного НДС суммы вычетов будет положительным, то полученная величина отражается в строке 200, как НДС к уплате. В противном случае, если размер вычетов превышает рассчитанную сумму НДС, следует заполнить стр. 210 гр. 3, как НДС к возмещению.

Отраженные в строках 200 или 210 раздела 3 суммы налога должны попасть в строки 040-050 раздела 1.

В декларации по НДС предусмотрено заполнение двух приложений к разделу 3. Эти формуляры заполняются:

  • По основным средствам, которые используются в не облагаемой НДС деятельности. Важное условие – налог по этим активам ранее был принят к вычету и теперь подлежит восстановлению в течение 10 лет. В приложении отражается индивидуально вид ОС, дата ввода в эксплуатацию, сумма, принятая к вычету за текущий год. Это приложение должно быть заполнено только в декларации за 4 квартал.
  • По зарубежным компаниям, работающим на территории РФ через собственные представительства/филиалы.

Указанные разделы подлежат заполнению только теми плательщиками, которые в своей деятельности используют право на применение нулевой ставки НДС. Отличие между разделами состоит в некоторых нюансах:

  • Раздел 4 заполняется налогоплательщиком, который способен документально подтвердить правомерное использование ставки в 0%. В разделе 4 предусмотрено обязательно отражение кода хозяйственной операции, суммы полученной выручки и величины декларируемого налогового вычета.
  • Раздел 6 заполняется в случаях, когда на дату представления декларации налогоплательщик не успел собрать полный пакет документов для подтверждения льготы. Необоснованные операции вносятся в раздел 6, но впоследствии могут быть приняты к возмещению и перенесены в раздел 4. Для этого необходимо наличие документации.
  • Раздел 5 предстоит заполнить тем «нулевикам», которые ранее заявили вычет по документам, но получили право на применение льготной ставки только в данном отчетном периоде.

Важно: при наличии нескольких оснований по применению раздела 5 налогоплательщик должен заполнить раздельно каждый отчетный период, когда был заявлен вычет.

Этот лист предназначен для передачи сведений по операциям, которые были совершены в отчетном квартале и, согласно ст. 149 п.2 НК РФ, освобождены от обложения НДС. Все задокументированные коммерческие действия группируются по кодам, которые поименованы в Приложении № 1 к действующей инструкции.

К категории операций, отражаемых в разделе 7, относятся и денежные суммы, поступившие на банковский счет налогоплательщика в счет готовящихся поставок.

Необходимо соблюсти только одно условие – изготовление продукции или претворение работ носит долговременный характер и будет завершено через 6 календарных месяцев.

Относительно недавно появившиеся разделы предусматривают внесение в декларацию сведений, перечисленных в книге продаж/книге покупок за подотчетный период. Для того, чтобы фискальные органы могли автоматически провести камеральную проверку, в этих листах указываются все контрагенты, «попавшие» в налоговые регистры по НДС.

По регламенту в разделах 8 и 9 следует раскрыть информацию о поставщиках и покупателях (ИНН, КПП), реквизитах полученных или выданных счетах-фактурах, стоимостных характеристиках товаров/услуг, суммах выручки и начисленного НДС.

Важно: модули электронной отчетности дают возможность до сдачи декларации провести сверку данных разделов 8 и 9 с контрагентами. Иначе, в случае несоответствия данных в ходе перекрестной проверки в ИФНС суммы к вычету, не соответствующие книге продаж поставщика, могут быть исключены из расчета и сумма НДС к уплате возрастет.

В случае исправления данных в ранее задекларированные счета-фактуры налогоплательщик обязан сформировать приложения к разделам 8 и 9.

Эти листы носят специфический характер и подлежат оформлению только субъектам предпринимательства нескольких категорий:

  • комиссионеры и агенты, работающие в пользу третьих лиц;
  • лица, оказывающие экспедиторские услуги;
  • предприятия-застройщики.

В разделах 10-11 должны быть перечислены сведения из журнала полученных и предъявленных счетов-фактур с суммами НДС и облагаемого оборота.

Лист предназначен для включения в декларацию налогоплательщиками, имеющими освобождение от НДС. Критерий заполнения раздела 12 – наличие счетов-фактур с выделенным НДС, предъявленных контрагентам.