Версальский мирный договор статьи

Версальский мирный договор статьи

28 июня 1919 г. был подписан мирный договор между странами Антанты и Германией.

Вместе с договорами, подписанными странами Антанты с Австрией, Болгарией, Венгрией и Турцией (Сен-Жерменский от 10 августа 1920 г., Нейиский от 27 ноября 1919 г., Трианонский от 4 июня 1920 г. и Севрский от 10 августа 1920 г., Лозанский, подписанный двумя актами — от 30 января и от 24 июля 1923 г.), договор с Германией составляет так называемую Версальскую систему послевоенного устройства мира. Версальская система имела антисоветскую направленность. Она отражала стремление западных держав задушить революционное движение и поставить в подчиненное положение побежденные страны. Версальская система не привела к ослаблению, смягчению основных противоречий, вызвавших начало первой мировой войны, что в конечном счете привело к возникновению второй мировой.

Текст всех договоров, составлявших Версальскую систему, начинался с устава Лиги наций — международной организации, созданной для смягчения межимпериалистических противоречий.

Державы-победительницы поделили между собой германские колонии, однако, стремясь замаскировать циничный передел мира, создатели Версальской системы ввели систему «мандатов», т. е. формально бывшей колонией государство-мандатарий управляло по поручению Лиги наций.

Здесь же приводится описание очевидцев о том, как проходило подписание Версальского мира (см ниже)

Статья 1. . Все государства, доминионы или колонии. могут сделаться членами Лиги, если за их допущение выскажутся Две трети Собрания.

Статья 2. Деятельность Лиги, как она определена в настоящем Статуте, осуществляется Собранием и Советом, при которых состоит постоянный Секретариат.

Статья 3. Собрание состоит из представителей членов Лиги.

Оно собирается в установленное время и во всякий другой момент, если того требуют обстоятельства, в месте пребывания Лиги или в таком другом месте, какое может быть назначено.

Собрание ведает все вопросы, которые входят в сферу действия Лиги или которые затрагивают всеобщий мир.

Каждый член Лиги может насчитывать не более трех представителей в Собрании и располагает лишь одним голосом.

Статья 4. Совет состоит из представителей Главных Союзных и Объединившихся держав*, а также из представителей четырех других членов Лиги. Эти четыре члена Лиги назначаются по усмотрению Собрания и в те сроки, которые оно пожелает избрать.

С одобрения большинства Собрания, Совет может назначать других членов Лиги, представительство которых в Совете будет с тех пор. постоянным. Он может, с такого же одобрения, увеличивать число членов Лиги, которые будут избраны Собранием, чтобы быть представленными в Совете.

Совет собирается, когда того требуют обстоятельства, и, по меньшей мере, один раз в год, в месте пребывания Лиги или в таком другом месте, которое может быть назначено.

Совет ведает все вопросы, входящие в сферу действия Лиги или затрагивающие всеобщий мир.

Всякий член Лиги, не представленный в Совете, приглашается посылать для присутствия в нем представителя, когда в Совет вносится вопрос, особенно затрагивающий его интересы.

Каждый член Лиги, представленный в Совете, располагает лишь одним голосом и имеет лишь одного представителя.

Статья 5. Поскольку не имеется определенно противоположных постановлений, настоящего Статута или положений настоящего Договора, решения Собрания или Совета принимаются единогласно членами Лиги, представленными в собрании. (. )

Статья 7. Местом пребывания Лиги устанавливается Женева.

Статья 8. Члены Лиги признают, что сохранение мира требует ограничения национальных вооружений до минимума, совместного с национальной безопасностью и с выполнением международных обязательств, налагаемых общим выступлением. (. )

Статья 10. Члены Лиги обязуются уважать и сохранять против всякого внешнего нападения территориальную целостность и существующую политическую независимость всех членов Лиги. В случае нападения, угрозы или опасности нападения, Совет указывает меры к обеспечению выполнения этого обязательства.

Статья 11. Определенно объявляется, что всякая война или угроза войны, затрагивает ли она прямо или нет кого-либо из членов Лиги, интересует Лигу в целом и что последняя должна принять меры, способные действительным образом оградить мир Наций. В подобном случае Генеральный секретарь немедленно созывает Совет по требованию всякого члена Лиги.

Кроме того, объявляется, что всякий член Лиги имеет право дружественным образом обратить внимание Собрания или Совета на всякое обстоятельство, способное затронуть международные отношения и, следовательно, грозящее поколебать мир или доброе согласие между нациями, от которого мир зависит.

Статья 12. Все члены Лиги соглашаются, что если между ними возникнет спор, могущий повлечь за собой разрыв, то они подвергнут его либо третейскому разбирательству, либо рассмотрению Совета. Они соглашаются еще, что они ни в каком случае не должны прибегать к войне до истечения трехмесячного срока после решения третейских судей или доклада Совета. (. )

Статья 16. Если член Лиги прибегает к войне, в противность обязательствам, принятым в статьях 12, 13 или 15, то он ipso facto** рассматривается, как совершивший акт войны против всех других членов Лиги. Последние обязуются немедленно порвать с ним все торговые или финансовые отношения, воспретить все сношения между .своими гражданами и гражданами государства, нарушившего Статут, и прекратить всякие финансовые, торговые или личные сношения между гражданами этого государства и гражданами всякого другого государства, является ли оно членом Лиги или нет.

В этом случае Совет обязан предложить различным заинтересованным правительствам тот численный состав военной, морской или воздушной силы, посредством которого члены Лиги будут, по принадлежности, участвовать в вооруженных силах, предназначенных для поддержания уважения к обязательствам Лиги.

Члены Лиги соглашаются, кроме того, оказывать друг другу взаимную поддержку при применении экономических и финансовых мер, которые должны быть приняты в силу настоящей статьи, чтобы сократить до минимума могущие проистечь из них потери и неудобства. Они, равным образом, оказывают взаимную поддержку для противодействия всякой специальной мере, направленной против одного из них государством, нарушившим Статут. Они принимают необходимые постановления для облегчения прохода через их территорию сил всякого члена Лиги, участвующего в общем действии для поддержания уважения к обязательствам Лиги.

Может быть исключен из Лиги всякий член, оказавшийся виновным в нарушении одного из обязательств, вытекающих из Статута. Исключение выносится голосами всех остальных членов Лиги, представленных в Совете.

Статья 17. В случае спора между двумя государствами, из которых лишь одно является членом Лиги или из которых ни одно не входит в нее, государство или государства, посторонние Лиге, приглашаются подчиниться обязательствам, лежащим на ее членах в целях урегулирования спора, на условиях, признанных Советом справедливыми.

Если приглашенное государство, отказываясь принять на себя обязанности члена Лиги в целях урегулирования спора, прибегнет к войне против члена Лиги, то к нему применимы постановления статьи 16. (. )

Статья 22. Следующие принципы применяются к колониям и территориям, которые в итоге войны перестали быть под суверенитетом государств, управлявших ими перед тем, и которые населены народами, еще не способными самостоятельно руководить собой в особо трудных условиях современного мира. Благосостояние и развитие этих народов составляет священную миссию цивилизации, и подобает включить гарантии осуществления этой миссии в настоящий Статут.

Лучший метод практически провести этот принцип — это доверить опеку над этими народами передовым нациям, которые, в силу своих ресурсов, своего опыта или своего географического положения, лучше всего в состоянии взять на себя эту ответственность и которые согласны ее принять: они осуществляли бы эту опеку в качестве Мандатариев и от имени Лиги. (. )

Статья 42. Германии запрещается содержать или сооружать укрепления как на левом берегу Рейна, так и на правом берегу Рейна к западу от линии, начертанной в 50 километрах восточнее этой реки.

Статья 43. Равным образом запрещается в зоне, определенной в статье 42, содержание или сосредоточение вооруженных сил как постоянное, так и временное, так же как и всякие военные маневры, какого бы рода они ни были, и сохранение всяких материальных средств для мобилизации.

Статья 44. В случае, если бы Германия каким бы то ни было образом нарушила постановления статей 42 и 43, она стала бы рассматриваться, как совершившая враждебный акт по отношению к державам, подписавшим настоящий Договор, и как стремящаяся поколебать всеобщий мир.

Статья 45. В качестве компенсации за разрушение угольных копей на севере Франции и в счет суммы репараций за военные убытки, причитающейся с Германии, последняя уступает Франции в полную и неограниченную собственность, свободными и чистыми от всяких долгов или повинностей и с исключительным правом эксплуатации, угольные копи, расположенные в Саарском бассейне. (. )

Статья 49. Германия отказывается в пользу Лиги наций. от управления определенной выше территорией.

По истечении пятнадцатилетнего срока со дня вступления в силу настоящего Договора, население названной территории будет призвано высказаться относительно суверенитета, под который оно желало бы быть поставленным. (. )

Статья 51. Территории***, уступленные Германии в силу Прелиминарного**** мира, подписанного в Версале 26 февраля 1871 года, и Франкфуртского договора от 10 мая 1871 года, возвращаются под французский суверенитет со дня перемирия 11 ноября 1918 года.

Постановления Договоров, устанавливающих начертание границы до 1871 года, снова войдут в силу. (. )

Статья 80. Германия признает и будет строго уважать независимость Австрии в границах, которые будут установлены Договором, заключенным между этим государством и Главными Союзными и Объединившимися державами; она признает, что эта независимость не может быть отчуждена без согласия Совета Лиги наций.

Статья 81. Германия признает, как это уже сделали Союзные и Объединившиеся державы, полную независимость Чехословацкого государства, которое включит в себя автономную территорию Русин к югу от Карпат. Она заявляет о согласии на границы этого государства, как они будут определены Главными Союзными и Объединившимися державами и другими заинтересованными государствами.

Статья 82. Граница между Германией и Чехословацким государством будет определяться бывшей границей между Австро-Венгрией и Германской империей, как она существовала к 3 августа 1914 года. (. )

Статья 87. Германия признает, как это уже сделали Союзные и Объединившиеся державы, полную независимость Польши и отказывается в пользу Польши от всяких прав и правооснований на территории, ограниченные Балтийским морем, восточной границей Германии. (. )

Статья 102. Главные Союзные и Объединившиеся державы обязуются образовать из города Данцига, с указанной в статье 100 территорией, Вольный город. Он будет поставлен под защиту Лиги наций. (. )

Статья 119. Германия отказывается в пользу Главных Союзных и Объединившихся держав от всех своих прав и право-оснований на свои заморские владения. (. )

Статья 160. Самое позднее, с 31 марта 1920 года германская армия не должна будет насчитывать более семи дивизий пехоты и трех дивизий кавалерии.

С этого момента общий численный состав армии государств, образующих Германию, не должен превышать ста тысяч человек, включая офицеров и нестроевых, и будет исключительно предназначен для поддержания на территории порядка и для пограничной полиции. Общий численный состав офицеров, включая персонал штабов, каково бы ни было их построение, не должен будет превышать четырех тысяч.

Германский Большой Генеральный штаб и всякие иные подобные формирования будут распущены и не могут быть восстановлены ни в какой форме. (. )

Статья 173. Всякого рода всеобщая обязательная военная служба будет отменена в Германии.

Германская армия может строиться и комплектоваться только путем добровольного найма. (. )

Статья 175. . Вновь назначенные офицеры должны принять обязательство состоять на действительной службе, по меньшей мере, в течение двадцати пяти лет без перерыва. (. )

Статья 180. Все сухопутные укрепления, крепости и укрепленные места, расположенные на германской территории к западу от линии, начертанной в пятидесяти километрах к востоку от Рейна, будут разоружены и срыты.

Система укреплений южной и восточной границ Германии будет сохранена в ее современном состоянии. (. )

Статья 231. Союзные и Объединившиеся правительства заявляют, а Германия признает, что Германия и ее союзники ответственны за причинение всех потерь и всех убытков, понесенных Союзными и Объединившимися правительствами и их гражданами вследствие войны, которая была им навязана нападением Германии и ее союзников. (. )

Статья 233. Размер названных убытков, которые Германия обязана возместить, будет установлен Междусоюзной комиссией, которая примет наименование Репарационной комиссии.

Заключения этой Комиссии, поскольку то касается размера определенных выше убытков, будут составлены и сообщены германскому правительству самое позднее 1 мая 1921 года, как представляющие совокупность его обязательств.

Комиссия установит одновременно схему уплат, предусматривая сроки и формы выплаты Германией всего ее долга в течение тридцати лет, начиная с 1 мая 1921 года. (. )

Статья 235. . Германия произведет в течение 1919 и 1920 годов и первых четырех месяцев 1921 года такие платежи и в таких формах (золотом, товарами, кораблями, ценными бумагами или иначе), которые может установить Репарационная комиссия, причем эквивалент, этих выплат будет 20000000000 (двадцать миллиардов) золотых марок. (. )

Статья 249. Общая стоимость содержания всех Союзных и Объединившихся армий в оккупированных германских территориях будет лежать с момента подписания перемирия от 11 ноября 1918 года на Германии. (. )

Статья 428. В качестве гарантии исполнения Германией настоящего Договора германские территории, расположенные на запад от Рейна, вместе с предмостными укреплениями будут оккупированы войсками Союзных и Объединившихся держав в течение пятнадцатилетнего периода, считая со дня вступления в силу настоящего Договора. (. )

Статья 430. В том случае, когда либо во время оккупации, либо по истечении предусмотренных выше пятнадцати лет Репарационная комиссия признала бы, что Германия отказывается соблюдать целиком или в части обязательства, вытекающие для нее из настоящего Договора в отношении репараций, то зоны, определенные в статье 429, будут немедленно целиком или в части вновь оккупированы Союзными и Объединившимися силами.

Статья 431. Если до истечения пятнадцатилетнего периода Германия удовлетворит все обязательства, вытекающие для нее из настоящего Договора, то оккупационные войска будут немедленно выведены.

Хрестоматия по новейшей истории.-Т. 1.-С. 179-188.

Свидетельства очевидцев:

ОБСТАНОВКА ПОДПИСАНИЯ ВЕРСАЛЬСКОГО ДОГОВОРА

Версаль. 28 июня 1919 года. три часа пополудни. В Зеркальном зале главы государств, президенты, главы правительств, послы, министры и маршалы двадцати шести стран занимают места на тесно сдвинутых в ряд золоченых стульях.

После четырех лет борьбы первая мировая война окончена, Германия, наконец побежденная, собирается подписать мирный договор.

Внизу мраморной лестницы Андре Тардье и Клемантель встречают Клемансо, который в своем черном сюртуке и серых перчатках становится предметом бурной овации.

Свойственным ему резким голосом он замечает: «В самом деле, следовало бы постелить ковры на мраморной лестнице». Он поднимается по ней, шагая через несколько ступеней. На площадке он пожимает руки солдатам-инвалидам войны, для которых он позаботился отвести место у амбразуры окна, позади стола для подписания договора. «Вы страдали, — говорит он им, — вот ваша награда!»

В центре Зеркального зала сооружено небольшое возвышение. Все великие мира сего и двадцать пять привилегированных дам смогут таким образом увидеть, как полномочные представители и делегаты поставят свои подписи под Версальским договором.

Клемансо садится в центре длинного стола, лицом к окнам. Справа от него — президент Соединенных Штатов Вильсон, слева — Ллойд Джордж. Место маршала Фоша остается свободным; он не одобряет договора, считая, что «последний не обеспечивает безопасности Франции». Бьет три часа.

В зал входит очень бледный, в старом черном сюртуке, новый германский министр иностранных дел Герман Мюллер.

Вдруг появляется солнце. Оно освещает террасы и листву парка, оно отражается в зеркалах и всех ослепляет.

Вполголоса Клемансо говорит: «О солнце, спутник победителей! Солнце Аустерлица. Солнце Марны, останься нам верным! Согревай всегда наши сердца и древнюю землю Франции!» Заведующий протокольным отделом приступает к поименному вызову немецких делегатов, а затем, в порядке очередности, всех делегаций, министры которых будут подписывать договор. В три часа пятьдесят минут подписание договора полномочными представителями заканчивается. Раздается гром орудийных салютов в честь победы, и его раскаты как бы подчеркивают слова Клемансо: » Господа, все подписи поставлены. Подписание условий мира между союзными и присоединившимися державами и Германской республикой свершилось. Карта освобожденного мира окончательно установлена. Заседание закрывается! «

Читайте так же:  Образец приказа по личному составуСкачать

После этого главы государств, министры, генералы, дипломаты направляются в парк.

Клемансо отделяется от общего шествия, так как он желает пройтись вместе с Вильсоном и Ллойд Джорджем.

Охваченная энтузиазмом толпа приветствует трио. Союз этих трех людей представляется ей надежным залогом мирного и цветущего будущего.

Глядя на проходящее мимо трио, Бернард Шоу, всегда полный сарказма, произносит: «Пять месяцев переговоров слишком похожи на историю о «десяти маленьких индейцах», которые в результате различных приключений исчезают один за другим, пока наконец десятый не остается один! Разве мы не видели, как сначала заседал Совет десяти, затем Верховный Совет пяти, затем Совет четырех и наконец Совет трех, тех самых, кому толпа сейчас аплодирует. Они и есть строители новой Европы».

Табуи Женевьева. Двадцать лет дипломатической борьбы. — М., 1960.- С. 37-39.

«РУССКИЙ ВОПРОС» НА МИРНОЙ КОНФЕРЕНЦИЙ

Одним из вопросов, обсуждаемых на Парижской мирной конференции, был так называемый «русский вопрос». В ходе обсуждения отношения западных держав к Советской России обнаружились различные подходы к решению «русского вопроса», но сущность политики империалистов сводилась к ликвидации революционных преобразований в России. Ниже приведен отрывок из книги 3. М. Гершова «Вудро Вильсон», который свидетельствует о позиции американского президента в выборе методов борьбы с большевизмом.

20 января на конференции выступил бывший французский посол в России Ж. Нуланс. Этот воинствующий интервенционист основной акцент делал на «ужасах большевизма». На следующий день первым взял слово бывший датский посол в России Э. Скавениус, также призывавший к продолжению интервенции. Следующим оратором был Вильсон. Отклонив доводы сторонников вооруженной интервенции, президент заявил: » В создавшейся в России ситуации ясно одно: союзники, вступив в борьбу с большеризмом с оружием в руках, в действительности помогают делу большевизма. Утверждение, что союзники действуют против народа (России.- З. Г.) и хотят установить свой контроль над страной, дало большевикам возможность набрать целые армии. Если, с другой стороны, союзники смогут отбросить свою гордость и естественное отвращение (!), которое они питают к большевикам, и встретятся с представителями всех организованных группировок (в России — З. Г.), это нанесет серьезный ущерб большевизму «. Глава американской делегации предложил пригласить представителей Советского правительства и контрреволюционных правительств на территории России на специальную конференцию в Салоники или на остров Лемнос. При этом он недвусмысленно заявил, что США исключают возможность дипломатического признания Республики Советов. «Совет десяти» согласился с основными положениями Вильсона.

Гершов З. М. Вудро Вильсон.- М., 1983.- с. 230.

Справочная статья их Энциклопедии Третьего Рейха

Договор, официально завершивший 1-ю мировую войну. Подписан 28 июня 1919 в Версале (Франция) Соединенными Штатами Америки, Великобританией, Францией, Италией и Японией, а также Бельгией, Боливией, Бразилией, Кубой, Эквадором, Грецией, Гватемалой, Гаити, Хиджазом, Гондурасом, Либерией, Никарагуа, Панамой, Перу, Польшей, Португалией, Румынией, Сербо-Хорвато-Словенским государством, Сиамом, Чехословакией и Уругваем, с одной стороны, и капитулировавшей Германией — с другой. Условия договора были выработаны после длительных секретных совещаний на Парижской мирной конференции 1919-1920. Договор вступил в силу 10 января 1920 после ратификации его Германией и четырьмя главными союзными державами — Великобританией, Францией, Италией и Японией. Сенат США отказался ратифицировать Версальский договор из-за нежелания США связывать себя участием в Лиге Наций. Взамен этого США заключили с Германией в августе 1921 особый договор, почти идентичный Версальскому, но не содержавший статей о Лиге Наций. По Версальскому договору Германия возвращала Франции Эльзас-Лотарингию (в границах 1870); Бельгии — округа Мальмеди и Эйпен, а также т. н. нейтральную и прусскую части Морене; Польше — Познань, части Поморья и другие территории Зап. Пруссии; город Данциг и его округ был объявлен «вольным городом»; город Мемель (Клайпеда) передан в ведение держав-победительниц (в феврале 1923 присоединен к Литве). В результате плебисцита часть Шлезвига в 1920 перешла к Дании, часть Верх. Силезии в 1921 — к Польше, к Чехословакии отошел небольшой участок силезской территории. Саар переходил на 15 лет под управление Лиги Наций. Угольные шахты Саара были переданы в собственность Франции. По Версальскому договору Германия признавала и обязывалась строго соблюдать независимость Австрии, Польши и Чехословакии. Германская часть левобережья Рейна и полоса правого берега шириной в 50 км подлежала демилитаризации. Германия лишалась всех своих колоний, которые позднее были поделены между главными державами- победительницами.
По условиям Версальского договора вооруженные силы Германии ограничивались 100-тысячной сухопутной армией; обязательная военная служба отменялась, основная часть сохранившегося военно-морского флота подлежала передаче победителям. Германия обязывалась возместить в форме репараций убытки, понесенные правительствами и отдельными гражданами стран Антанты в результате военных действий.
Согласно ст. 116 Германия признавала «. независимость всех территорий, входивших в состав бывшей Российской империи к 1-му августа 1914 года», а также отмену Брестского мира 1918 и всех других договоров, заключенных ею с советским правительством.
Размеры и условия репарационных платежей неоднократно пересматривались. США предоставляла германским монополиям огромные займы. В 1931 Германии был предоставлен мораторий, после чего выплата репарационных платежей была прекращена.
Недовольство немецкого населения условиями Версальского договора было использовано Гитлером и нацистами в целях создания массовой базы для своей партии. В марте 1935 Гитлер ввел всеобщую воинскую повинность, чем нарушил военные статьи договора. В июне 1935 было заключено Англо-германское морское соглашение 1935, явившееся двусторонним нарушением Версальского договора.
Захват Германией Австрии (1938), Чехословакии (1938-39), Клайпеды (1939) и ее нападение на Польшу (1 сентября 1939) фактически означали окончательную ликвидацию Версальского договора.

Использован материал Энциклопедии Третьего рейха — www.fact400.ru/mif/reich/titul.htm

Справочная статья их Советской военной энциклопедии

Версальский мирный договор 1919 года, один из основных договоров, официально завершивших 1-ю мировую войну , 1914—18. Подписан в Версале (Франция) 28 июня 1919 Соединёнными Штатами Америки, Британской империей, Францией, Италией, Японией, Бельгией, Боливией, Бразилией, Кубой, Эквадором, Грецией, Гватемалой, Гаити, Хиджазом, Гондурасом, Либерией, Никарагуа, Панамой, Перу, Польшей, Португалией, Румынией, Сербо-Хорвато-Словенским государством, Сиамом, Чехословакией и Уругваем, с одной стороны, и капитулировавшей Германией — с другой. Условия В. м. д. выработаны на Парижской мирной конференции 1919—20 (в к-рой Сов. Россия не участвовала). Договор вступил в силу 10 янв. 1920 после ратификации его Германией и четырьмя гл. союзными державами — Великобританией, Францией, Италией и Японией. Сенат США отказался ратифицировать В. м. д. из-за нежелания США связывать себя участием в Лиге Наций (где преобладало влияние Великобритании и Франции), устав к-рой бьтл составной частью В. м. д. Взамен В. м. д. США заключили с Германией в авг. 1921 особый договор, почти идентичный В. м. д., но не содержавший статей о Лиге Наций. В. И. Ленин указывал, что В. м. д. «. договор хищников и разбойников. неслыханный, грабительский мир, который десятки миллионов людей, и в том числе самых цивилизованных, ставит в положение рабов» (Полн. собр. соч. Изд. 5-е. Т. 41, с. 352—353). В. м. д. имел целью закрепление передела капиталистич. мира в пользу держав-победительниц. По В. м. д. Германия возвращала Франции Эльзас-Лотарингию (в границах 1870); Бельгии — округа Мальмеди и Эйпен, а также т. н. нейтральную и прусскую части Морене; Польше — части Поморья и др. тер. Зап. Пруссии; г. Данциг (Гданьск) объявлялся «вольным городом»; г. Мемель (Клайпеда) передан в ведение держав-победительниц (в февр. 1923 присоединён к Литве). В результате плебисцита, предусмотр. В. м. д., часть Шлезвига перешла в 1920 к Дании, часть Верх. Силезии в 1921 — к Польше, юж. часть Вост. Пруссии осталась у Германии. К Чехословакии отошёл небольшой участок силезской тер. Исконные польск. земли — на правом берегу Одера, Ниж. Силезия, большая часть Верх. Силезии и др.— остались у Германии. Саар переходил на 15 лет под управление Лиги Наций, а затем его судьба должна была решаться плебисцитом. Угольные шахты Саара переданы в собственность Франции. По В. м. д. Германия обязывалась соблюдать независимость Австрии, Польши и Чехословакии. Вся герм, часть Левобережья Рейна и полоса прав, берега шириной в 50 км подлежали демилитаризации. Германия лишалась всех своих колоний, к-рые позднее были поделены между гл. державами-победительницами на основе системы мандатов Лиги Наций. Специальная часть В. м. д. была посвящена воен. вопросам. Вооруж. силы Германии ограничивались 100-тыс. сухопут. армией, к-рая предназначалась исключительно для поддержания порядка внутри страны; всеобщая воинская повинность отменялась, армия должна была комплектоваться путём доброволь ного найма. Генеральный штаб распускался. Устанавливалось количество и виды вооружения для германской армии, запрещалось иметь тяжёлую арт-ю, танки и воен. авиацию. Производство оружия контролировалось союзниками. Ввоз в Германию оружия и др. воен. имущества запрещался. Большинство герм, укреплений подлежало уничтожению. Герм. воен. флот интернировался в англ, гавани Скапа-флоу. Германии разрешалось иметь б броненосцев, 6 лёгких крейсеров, 12 контрминоносцев и 12 миноносцев. Постройка и приобретение ПЛ, создание воен. и мор. авиации запрещались. В. м. д. отражал глубокие империалистич. противоречия, обострившиеся после 1-й мировой воины. Одной из характерных черт В. м. д. была его антисов. направленность. Согласно ст. 116 Германия признавала «. независимость всех территорий, входивших в состав бывшей Российской империи к 1-му августа 1914 года», а также отмену Брестского мира 1918 и всех др. договоров, заключённых ею с Сов. правительством. На зап. границах Сов. гос-ва создавался «санитарный кордон» из малых стран с реакц. режимами. Ст. 117 В. м. д. обязывала Германию признать все договоры и соглашения союзных держав с этими странами. В. м. д.— важнейший в числе договоров, составивших основу Версальско- Вашингтонской системы, сохранил в Германии господство реакц. империалистич. сил и поставил нем. трудящихся под двойной гнёт — своих и иностр. империалистов. Недовольство населения Германии В. м. д. было использовано гитлеровцами в целях создания массовой базы для своей партии. В. м. д. не оградил европ. гос-ва от возобновления герм, агрессии. Правящие круги зап. держав рассматривали Германию как ударную силу для борьбы с Сов. гос-вом. В. м. д. подвергся нарушению вскоре после его подписания. Сначала были нарушены постановления договора о репарациях. Т. н. «План Дауэса» (1924) и «План Юнга» (1929) коренным образом изменили репарац. вопрос, а в 1932 Германии удалось полностью освободиться от репарац. обязательств. В 1935 в Германии была введена всеобщая воинская повинность. Грубое нарушение тер. постановлений В. м. д. было допущено фашистской Германией 7 марта 1936, когда германские войска заняли Рейнскую демилитаризованную зону. Следующим нарушением В. м. д. явился захват Германией Австрии 12 марта 1938. Опираясь на мюнхенскую политику (см. Мюнхенское соглашение 1938) правящих кругов крупнейших капиталистич. гос-в, Гитлер 30 сснт. 1938 захватил Судетскую обл. Чехословакии, а 15 марта 1939 — всю Чехию. 22 марта 1939 Германия захватила Мемель (Клайпеду), а 1 сент. 1939 нападением на Польшу развязала 2-ю мировую войну.

С. И. Начальников.

Использованы материалы Советской военной энциклопедии в 8-ми томах, том 2.

* Главные Союзные и Объединившиеся державы США, Британская империя, Франция, Италия и Япония.

Клемансо Жорж (Clemenceau) (1841-1929). Политический и государственный деятель Франции. Выдвинулся как радикал еще в эпоху Парижской Коммуны. В 90-е годы Клемансо стал популярным благодаря участию в деле Дрейфуса, на защиту которого выступил одновременно с писателем Золя и др. Один из виднейших членов парламента, Клемансо своими энергичными выступлениями против правительства неоднократно вызывал падение кабинета, в связи с чем получил прозвище «низвергателя министерств». В 1906-1909 и 1917-1920 гг.-премьер-министр Франции. Прославился в качестве «организатора победы» и главного руководителя Версальской Конференции. В эти же годы Клемансо был вдохновителем интервенции в России.

Фош Фердинанд (Foch) (1851-1929). Французский военный деятель, маршал. Во время первой мировой войны — командующий французскими армиями, затем начальник Генштаба Франции, верховный главнокомандующий вооруженными силами Антанты. В 1918-1920 гг. — один из организаторов вооруженной интервенции против Советской России. Вместе с Пуанкаре один из главных инициаторов Рурской оккупации 1923 года.

Версальский мирный договор. Пер. с франц. М., 1925.

Ленин В. И. Тезисы ко II конгрессу Коммунистического Интернационала.— Полн. соор. соч. Изд. 5-е. Т. 41, с. 162—163; Ленин В. И. Речь на съезде рабочих и служащих кожевенного производства 2 октября 1920 г.— Там же. Т. 41, с. 323 — 325; Ленин В. И. Речь на совещании председателей уездных, волостных и сельских исполнительных комитетов Московской губернии 15 октября 1920 г.— Там же. Т. 41, с. 352—357; Справочный том к Полному собранию сочинений Б. И. Ленина. Ч. 1. М., 1972, с 67 — 68- История дипломатии. Изд. 2-е. Т. 3. М., 1965, с. 134—166.

Версальский мирный договор 1919г

Версальский мирный договор, официально завершивший Первую мировую войну 1914-18, был подписан 28 июня 1919 в Версале (Франция) Соединёнными Штатами Америки, Британской империей (Ллойд-Джордж Дэвид — премьер-министр Великобритании в 1916-1922), Францией (Клемансо Жорж), Италией (Витторио Эмануэле Орландо- итальянский политик, Председатель Совета министров Италии в 1917—1919 годах.) и Японией, Бельгией, Боливией, Бразилией, Кубой, Эквадором, Грецией, Гватемалой, Гаити, Хиджазом, Гондурасом, Либерией, Никарагуа, Панамой, Перу, Польшей, Португалией, Румынией, Сербо-Хорвато-Словенским государством, Сиамом, Чехословакией и Уругваем, с одной стороны, и капитулировавшей Германией — с другой. Он вступил в силу 10 января 1920, после ратификации его Германией и четырьмя главными союзными державами -Великобританией, Францией, Италией и Японией.

Представителем США в Версале был Вильсон Томас Вудро.

Вильсон Томас Вудро (1856-1924). Родился 28 декабря 1856 года в городке Стэнтон, штат Виргиния, в семье пастора Джозефа Раглеса Вильсона, был третьим ребенком. В честь деда сына назвали Томасом. Из-за слабого здоровья начальное образование мальчик получил дома. Томас лишь в 13 лет поступил в школу. Он не блистал успехами. Любимым занятием мальчика была игра в бейсбол. В конце 1873 года Джозеф Вильсон послал сына учиться в колледж Дэвидсона (Северная Каролина), в котором готовили служителей пресвитерианской церкви. Летом 1874 года Вильсон из-за болезни покинул колледж и вернулся к своим родным. Он посещал церковь и слушал проповеди отца в богатом приходе. В 1875 году Вильсон поступил в Принстонский колледж, где особое внимание уделял государствоведению. В 1879 году Вильсон продолжил образование в юридической школе Виргинского университета. Но в конце следующего года он заболел и вернулся в Уилмингтон, где в течение трех лет занимался самостоятельно, изучая право, историю, политическую жизнь США и Англии. Во время учебы в Виргинском университете Вильсон влюбился в свою двоюродную сестру Генриетту Вудро. Однако Генриетта, ссылаясь на близкое родство с Вильсоном, отказалась выйти за него замуж. В память о своем первом романе молодой человек в 1882 году принял имя Вудро. Летом 1882 года он прибыл в Атланту, где вскоре успешно сдал экзамен на право заниматься юридической практикой.

Вудро Вильсон был 28-м президентом США (1913-1921) от Демократической партии. Инициатор вступления США в первую мировую войну. Профессор истории и политической экономии. В 1910 г. избирается губернатором одного из Штатов. В 1912 г. проходит в президенты, как кандидат демократической партии. С начала мировой войны, когда нейтральная Америка наживает на военных заказах миллиарды долларов, Вильсон выступает апостолом пацифизма. Это не помешало ему в 1917 г. вступить в войну на стороне Антанты, когда объявленная Германией неограниченная подводная война поставила под угрозу американскую торговлю с Европой. 18 января 1918 г. Вильсон выставляет свою программу мира, сформулированную в знаменитых 14 пунктах, в которых говорится о демократическом мире без аннексий и контрибуций и т. д., а также выступает с проектом Лиги Наций, которая якобы должна умиротворить мир. Насколько его программа была лицемерна, показывает тот факт, что само правительство Соединенных Штатов отказалось вступить в Лигу Наций.

Четырнадцать пунктов президента США В. Вильсона

Об условиях мира из его послания Конгрессу от 8 января 1918 г.:

1. Открытые мирные договоры, открыто обсужденные, после которых не будет никаких тайных международных соглашений какого-либо рода, а дипломатия всегда будет действовать откровенно и на виду у всех.

2. Абсолютная свобода судоходства на морях вне территориальных вод как в мирное, так и военное время, кроме случаев, когда некоторые моря будут частью или полностью закрыты в международном порядке для исполнения международных договоров.

3. Устранение, насколько это возможно, всех экономических барьеров и установление равенства условий для торговли всех наций, стоящих за мир и объединяющих свои усилия к поддержанию такового.

4. Справедливые гарантии того, что национальные вооружения будут сокращены до предельного минимума, совместимого с государственной безопасностью.

6. Освобождение всех русских территорий и такое разрешение всех затрагивающих Россию вопросов, которое гарантирует ей самое полное и свободное содействие со стороны других наций в деле получения полной и беспрепятственной возможности принять независимое решение, относительно ее собственного политического развития, ее национальной политики и обеспечение ей радушного приема в сообществе свободных наций, при том образе правления, который она сама для себя изберет. И более, чем прием, также и всяческую поддержку во всем, в чем она нуждается и чего она сама себе желает. Отношение к России со стороны наций, ее сестер, в грядущие месяцы будет пробным камнем их добрых чувств, понимания ими ее нужд и умения отделить их от своих собственных интересов, а также показателем их мудрости и бескорыстия их симпатий.

7. Бельгия, -весь мир согласится, -должна быть эвакуирована и восстановлена, без попытки ограничить суверенитет, которым она пользуется наравне со всеми другими свободными нациями. Никакое другое действие не может более, чем это, послужить к восстановлению между народами доверия к тем законам, которые они сами установили и определяли в качестве руководства для своих взаимных сношений. Без этого целительного акта все построение и все действие международного права будет навсегда поражено.

8. Вся французская территория должна быть освобождена и оккупированные части возвращены, а зло, нанесенное Франции Пруссией в 1871 году в отношении Эльзас-Лотарингии, которое нарушало всеобщий мир почти что 50 лет, должно быть исправлено, чтобы мирные отношения могли снова быть установлены в интересах всех.

9. Исправление границ Италии должно быть произведено на основе ясно различимых национальных границ.

10. Народы Австро-Венгрии, место которых в Лиге Наций мы хотим видеть огражденным и обеспеченным, должны получить широчайшую возможность автономного развития.

11. Румыния, Сербия и Черногория должны быть эвакуированы. Занятые территории должны быть возвращены. Сербии должен быть предоставлен свободный и надежный доступ к морю. Взаимоотношения различных балканских государств должны быть определены дружественным путем в соответствии с исторически установленными принципами принадлежности и национальности. Должны быть установлены международные гарантии политической и экономической независимости и территориальной целости различных балканских государств.

12. Турецкие части Оттоманской империи, в современном ее составе, должны получить обеспеченный и прочный суверенитет, но другие национальности, ныне находящиеся под властью турок, должны получить недвусмысленную гарантию существования и абсолютно нерушимые условия автономного развития. Дарданеллы должны быть постоянно открыты для свободного прохода судов и торговли всех наций под международными гарантиями.

13. Должно быть создано независимое Польское государство, которое должно включать в себя все территории с неоспоримо польским населением, которому должен быть обеспечен свободный и надежный доступ к морю, а политическая и экономическая независимость которого, равно как и территориальная целостность, должны быть гарантированы международным договором.

14. Должно быть образовано общее объединение наций на основе особых статутов в целях создания взаимной гарантии политической независимости и территориальной целости как больших, так и малых государств.

Речь Вильсона вызвала неоднозначную реакцию, как в самих США, так и у их союзников. Франция хотела получить от Германии репарации, поскольку французская промышленность и сельское хозяйство были уничтожены войной, а Великобритания как самая могущественная военно-морская держава не хотела свободы мореплавания. Вильсон шёл на компромиссы с Клемансо, Ллойдом Джорджем и другими европейскими лидерами в ходе Парижских мирных переговоров, стараясь, чтобы четырнадцатый пункт всё-таки был выполнен, и Лига Наций была создана. В конце концов соглашение о Лиге Наций было провалено Конгрессом, а в Европе только 4 из 14 тезисов были воплощены в жизнь.

Целью Версальского мирного договора был,

во-первых, передел мира в пользу держав-победительниц

во-вторых, -предотвращение возможной в будущем военной угрозы со стороны Германии. В целом статьи договора можно разделить на несколько групп.

1. Германия потеряла часть своих земель в Европе:

— Франции возвращались Эльзас и Лотарингия (в границах 1870);

— Бельгии -округа Мальмеди и Эйпен, а также так называемая нейтральная и прусская части Морене;

— Польше -Познань, часть Поморья и другие территории Западной Пруссии;

— г. Данциг (Гданьск) и его округ объявлялся «вольным городом»;

— г. Мемель (Клайпеда) передавался в ведение держав-победительниц (в феврале 1923 присоединён к Литве).

Государственная принадлежность Шлезвига, южной части Восточной Пруссии и Верхней Силезии должна была определяться плебисцитом (от лат. plebiscitum: plebs -простой народ + scitum -решение, постановление -один из видов народного голосования, в международных отношениях применяется при опросе населения территории о её принадлежности к тому или иному государству).

— часть Шлезвига перешла к Дании (1920г.);

— часть Верхней Силезии -к Польше (1921г.);

— также небольшой участок Силезской территории отошёл к Чехословакии;

— южная часть Восточной Пруссии осталась у Германии.

У Германии же остались и исконные польские земли -на правом берегу Одера, Нижняя Силезия, большая часть Верхней Силезии и др. Саар переходил на 15 лет под управление Лиги Наций, по истечении этого срока судьба Саара должна была решаться также путём плебисцита. На этот срок угольные шахты Саара (богатейший угольный бассейн Европы) передавались в собственность Франции.

2. Германия лишалась всех своих колоний, которые позднее были поделены между главными державами-победительницами. Передел германских колоний был осуществлен следующим образом:

— Танганьика стала подмандатной территорией Великобритании;

— район Руанда-Урунди -подмандатной территорией Бельгии;

-«Треугольник Кионга» (Ю.-В. Африка) был передан Португалии (названные территории ранее составляли Германскую Восточную Африку); -Великобритания и Франция разделили Того и Камерун; -ЮАС получил мандат на Юго-Западную Африку;

— Франции получила протекторат над Марокко;

— Германия отказывалась от всех договоров и соглашений с Либерией;

На Тихом океане:

— в качестве подмандатных территорий к Японии отошли принадлежавшие Германии острова севернее экватора;

— к Австралийскому Союзу -Германская Новая Гвинея; -к Новой Зеландии -острова Самоа.

— права Германии в отношении Цзяочжоу и всей Шаньдунской провинции Китая отходили к Японии (вследствие чего Версальский договор не был подписан Китаем);

Также Германия отказывалась от всех концессий и привилегий в Китае, от прав консульской юрисдикции и от всякой собственности в Сиаме.

Германия признавала независимость всех территорий, входивших в состав бывшей Российской Империи к 1-му августа 1914 года, а также отмену всех договоров, заключённых ею с Советским правительством (в том числе и Брестский мир 1918г.). Германия обязывалась признать все договоры и соглашения союзных и объединившихся держав с государствами, которые образовались или образуются на всей или на части территорий бывшей Российской Империи.

3. Германия признавала и обязывалась строго соблюдать независимость Австрии, а также признавала полную независимость Польши и Чехословакии. Вся германская часть левобережья Рейна и полоса правого берега шириной в 50 км подлежали демилитаризации, создавая так называемую Рейнскую демилитаризованную зону.

4. Вооруженные силы Германии ограничивались 100-тыс. сухопутной армией; обязательная военная служба отменялась, основная часть сохранившегося военно-морского флота подлежала передаче победителям. Германия обязывалась возместить в форме репараций убытки, понесённые правительствами и отдельными гражданами стран Антанты в результате военных действий (определение размеров репараций возлагалось на особую Репарационную комиссию).

5. Статьи, касающиеся учреждения Лиги Наций

Из государств, подписавших договор, США, Хиджаз и Эквадор отказались его ратифицировать. В частности, сенат Соединённых Штатов отказался сделать это из-за нежелания связывать себя участием в Лиге Наций, устав которой был составной частью Версальского договора. Вместо этого США заключили с Германией в августе 1921 особый договор, почти идентичный Версальскому, но не содержавший статей о Лиге Наций.

Отказ американского Конгресса от ратификации Версальского договора фактически означал возвращение США к политике изоляционизма. В это время в США существовала сильная оппозиция политике демократической партии и лично президенту В. Вильсона. Американские консерваторы полагали, что принятие серьёзных политических и военных обязательств перед европейскими странами обрекает США на неоправданные финансовые затраты и (в случае войны) на человеческие жертвы. Выгоды же от вмешательства в европейские проблемы (облегченный доступ на рынки стран Европы и подмандатных территорий Африки и Азии, признание США ведущей державой мира и т.п.) не представлялись противникам Вильсона очевидными и достаточными.

Изоляционистскую оппозицию возглавляло руководство республиканской партии США. Президента обвинили в том, что Устав Лиги наций кое в чем ограничивает конгресс в сфере внешней политики. Особое раздражение вызывало положение о принятии коллективных мер в случаях возникновения агрессии. Противники Лиги называли её «обязательством», покушением на независимость Америки, диктатом Британии и Франции.

Дискуссия в Конгрессе о Версальском договоре началась 10 июля 1919 г. и продолжалась более восьми месяцев. После внесения 48 поправок и 4 оговорок сенатского комитета по иностранным делам изменения, произведённые в договоре, оказались настолько серьезны, что стали фактически противоречить достигнутым в Париже договоренностям. Но ситуацию не изменило даже это: 19 марта 1920 г., несмотря на все внесенные поправки, Сенат отверг резолюцию о ратификации Версальского договора. Таким образом, США, превращавшиеся в сильнейшую страну мира, юридически и во многом фактически оказалась вне Версальского порядка. Это обстоятельство не могло не сказаться на перспективах международного развития.

Парижская мирная конференция

18 января 1919 года в Париже открылась Парижская мирная конференция, созванная державами-победительницами для выработки и подписания мирных договоров с государствами побежденными в 1-й мировой войне 1914-18. Она проходила (с некоторыми перерывами) до 21 января 1920. В работе конференции участвовали Великобритания, Франция, США, Италия, Япония, Бельгия, Бразилия, британские доминионы (Австралия, Канада, Южно-Африканский Союз, Новая Зеландия) и Индия, Греция, Гватемала, Гаити, Хиджаз, Гондурас, Китай, Куба, Либерия, Никарагуа, Панама, Польша, Португалия, Румыния, Сербо-Хорвато-Словенское государство, Сиам, Чехословакия, а также государства, находившиеся в состоянии разрыва дипломатических отношений с германским блоком (Эквадор, Перу, Боливия и Уругвай). Германия и её бывшие союзники были допущены на Парижскую мирную конференцию только после того, как были выработаны проекты мирных договoров c ними. Советская Россия на конференцию приглашена не была. Главенствующую роль играли Великобритания, Франция и США, главные представители которых -Д. Ллойд Джордж, Жорж Клемансо и Вудро Вильсон -в ходе секретных переговоров решал основные вопросы конференции. В итоге были подготовлены:

— Версальский мирный договор с Германией (подписан 28 июня 1919г.);

— Сен-Жерменский мирный договор с Австрией (10 сентября 1919г.);

— Нёйиский мирный договор с Болгарией (27 ноября 1919г.);

— Трианонский мирный договор с Венгрией (4 июня 1920г.);

— Севрский мирный договор с Турцией (10 августа 1920г.).

Также на парижской мирной конференции было принято решение о создании Лиги Наций и одобрен её Устав, который вошёл составной частью в вышеназванные мирные договоры.

Сен-Жерменский мирный договор

Был подписан 10 сентября в 1919г. в Сен-Жермен-ан-Ле (близ Парижа) союзными и объединившимися державами, с одной стороны, и Австрией -с другой, ратифицирован австрийским Учредительным собранием 17 октября 1919 и вступил в силу 16 июля 1920. Этот договор констатировал распад Австро-Венгерской империи, происшедший после капитуляции Австро-Венгрии 27 октября 1918, в результате которого на её территории образовывались следующие государства:

— Сербо-Хорвато-Словенское государство (с октября 1929 -Югославия).

В договор была включена специальная статья, оговаривавшая запрещение нарушения независимости Австрии.

Территорию Австрии площадью примерно в 84 тыс. кв. км отныне составляли Верхняя и Нижняя Австрия, Зальцбург, Каринтия, часть Штирии, Форарльберг, Северный Тироль и Бургенланд, ранее входивший в состав Венгерского королевства. В районе Клагенфурта (Словенская Каринтия) предусматривалось проведение плебисцита, после которого район в 1920 г. вошёл в состав Австрии.

Что касается других земель, ранее составлявших Австро-Венгерскую империю, то их поделили между соседними государствами следующим образом:

— Италия получала Южный Тироль и часть других территорий бывшей Австро-Венгрии (граница Италии с Сербо-Хорвато-Словенским государством была определена Рапалльским договором 1920);

— к Румынии присоединялась часть бывшего герцогства Буковинского; -границы Буковины предстояло установить впоследствии (при этом игнорировалось требование Буковинского народного веча от 3 ноября 1918 о присоединении Северной Буковины к Советской Украине). Австрия обязывалась:

— признать полную силу мирных договоров и дополнительных конвенций, которые заключены или будут заключены союзными и объединившимися державами с державами, сражавшимися на стороне бывшей АвстроВенгрии;

— признать границы Болгарии, Греции, Венгрии, Польши, Румынии, Сербо-Хорвато-Словенского государства и Чехословакии в том виде, как они будут установлены главными союзными и объединившимися державами;

— отказаться от всех прав и привилегий на территориях вне своих границ.

— демобилизовать армию, не иметь военной авиации и военного флота, численность австрийских вооруженных сил могла составлять не более 30 тыс. человек;

Нёйиский мирный договор

Был подписан 27 ноября 1919г. в Нёйи-сюр-Сен (Neuilly-sur-Seine, близ Парижа) Болгарией, с одной стороны, и союзными и объединившимися державами -с другой. Договор вступил в силу 9 августа 1920. Поскольку Болгария являлась участницей потерпевшего поражение в 1-й мировой войне 1914-18 блока Центральных держав, она также лишилась некоторых территорий:

-четыре района общей площадью 2566 кв. км с городами Цариброд, Босилеград и Струмица отошли к Королевству сербов, хорватов и словенцев (с 1929 -Югославия);

— была подтверждена граница с Румынией, установленная Бухарестским мирным договором 1913 (Южная Добруджа осталась за Румынией); -Западная Фракия (8,5 тыс. кв. км) -а с нею и выход в Эгейское море -переходила в распоряжение Великобритании, Италии, Франции, США и Японии, обязавшихся гарантировать свободу экономического выхода Болгарии к Эгейскому морю (однако передачей Западной Фракии Греции в 1920г. данное обязательство было нарушено).

— выплатить репарации в 2,25 млрд. золотых франков;

— ограничить различные виды вооружения и численность армии (не более 20 тыс. чел.), полиции и жандармерии.

Её хозяйство и финансы были поставлены под контроль Межсоюзной комиссии из представителей Великобритании, Франции и Италии.

Трианонский мирный договор

Был подписан 4 июня 1920г. в Большом Трианонском (Trianon) дворце Версаля Венгрией, с одной стороны, и союзными и объединившимися державами -с другой, и вступил в силу 26 июля 1921. Фактически этот договор явился юридическим оформлением того положения, которое сложилось в результате войны в бассейне Дуная.

Венгрия, как часть потерпевшей поражение Австро-Венгерской империи, понесла следующие территориальные потери:

— Трансильвания и восточная часть Баната были присоединены к Румынии;

— Хорватия, Бачка и западная часть Баната отошли к Королевству сербов, хорватов и словенцев;

— Словакия и Закарпатская Украина были присоединены к Чехословакии (несмотря на выраженное населением последней желание воссоединиться с Советской Украиной);

— провинция Бургенланд была передана Австрии.

Венгрия отказывалась от прав на порт Риску (Фиуме), а также от всех прав и правооснований на территории бывшей Австро-Венгерской монархии, которые не вошли в состав Венгрии; признавала независимость сербохорвато-словенского государства и Чехословакии.

Также Венгрия обязывалась уважать независимость всех территорий, входивших к 1 августа 1914 в состав бывшей Российской империи, признать отмену Брестского мира и признать полную силу всех договоров и соглашений союзных и объединившихся держав с государствами, которые образовались или образуются на всей или на части территории бывшей Российской империи.

Венгрия отказывалась от всех прав и правооснований или привилегий на территории вне Европы, которые могли бы принадлежать бывшей Австро-Венгерской монархии или её союзникам.

Предельная численность венгерской армии определялась в 35 тыс. человек.

Севрский мирный договор

Был подписан 10 августа 1920г. в Севре (близ Парижа) султанским правительством Турции и союзными державами-победительницами в 1-й мировой войне 1914-18 (Великобританией, Францией, Италией, Японией, Бельгией, Грецией, Польшей, Португалией, Румынией, Королевством сербов, хорватов и словенцев, Хиджазом, Чехословакией и дашнакской Арменией). Ко времени подписания договора большая часть Турции была оккупирована войсками держав-победительниц. Как и другие потерпевшие поражение в войне государства, Турция понесла ряд территориальных потерь (как земель, непосредственно входивших в состав государства, так и колоний):

— Палестина и Ирак передавались как подмандатные территории Великобритании;

— Сирия и Ливан отошли Франции в качестве подмандатных территорий;

— Египет стал английским протекторатом;

— Италии были переданы Додеканесские острова;

— Восточная Фракия и Эдирне (Адрианополь), Галлипольский полуостров передавались Греции.

Зона проливов (Босфор и Дарданеллы) подлежала полному разоружению и поступала под контроль созданной Антантой международной Комиссии проливов.

Турция отказывалась от всяких притязаний на Аравийский полуостров и страны Северной Африки и признавала английскую аннексию Кипра. Определение границы между Турцией и дашнакской Арменией предоставлялось третейскому решению президента США, которые рассчитывали получить мандат на Армению.

От Турции отделялся Курдистан, границы которого должны были быть определены англо – франко — итальянской комиссией.

Численность турецких вооруженных силы ограничивалась 50 тыс. солдат и офицеров, в число которых включались и 35 тыс. жандармерии. Также договор лишал Турцию выхода к Средиземному морю.

Фактически севрский договор предоставлял державам Антанты право вмешиваться во внутренние дела Турции, вызвав настолько сильное возмущение турецкого народа, что правительство Великого национального собрания Турции (созданное в апреле 1920г.) отвергло договор, и даже султан не решился его ратифицировать. Фактически в стране уже шла гражданская война, в ходе которой верх постепенно одерживали кемалисты (сторонники анкарского правительства). В мае 1920 г. в Анкаре парламентом было сформировано националистическое правительство Кемаля, не признавшее Севрский мирный договор и заявившее, что будет вести борьбу за независимость турецкого государства в его этнических границах.

Впрочем, этот договор практически сразу после своего подписания перестал устраивать и некоторые из держав-победительниц, так как Франция, а также Италия и США сочли, что сохранение Севрского договора не отвечает их интересам, поскольку Великобритания, используя Грецию и султанское правительство, стремилась превратить Турцию в преимущественную зону своего влияния. Под давлением этих держав в феврале-марте 1921 г. в Лондоне прошла конференция, имевшая своей целью смягчить условия Севрского договора, однако договориться державы-победительницы не смогли. Это развязало руки Франции и Италии. 20 октября 1921 г. в Анкаре был подписан сепаратный франко-турецкий договор, по которому Франция не только признала анкарское правительство и отказалась от притязаний на Киликию, но и передала туркам военные запасы французских оккупационных войск на сумму в 200 млн. франков.

Все это позволило кемалистам взять военную инициативу в свои руки, и в августе 1922 г. турецкие войска перешли в наступление, которое завершилось полным разгромом греческой армии. Греция была выведена из войны; король Константин отрекся от престола, пробританское правительство пало, греческие генералы, виновные в поражении, были переданы суду военного трибунала и по его приговору расстреляны.

15 октября 1922 г. было подписано соглашение о перемирии, по которому греческие войска должны были покинуть как азиатскую, так и европейскую часть территории Турции в течение 30 дней. Однако войска держав Антанты продолжали оставаться в Стамбуле и зоне Проливов до мирной конференции, которая открылась в Лозанне (Швейцария) 20 ноября 1922 г. и с перерывом продолжалась до 24 июля 1923 г. В её работе участвовали Великобритания, Франция, Италия, Греция, Румыния, Югославия, Япония, США, Турция. Ряд частных вопросов, главным образом экономических, рассматривался при участии делегатов Албании, Бельгии, Болгарии, Испании, Португалии, Нидерландов, Норвегии, Швеции и СССР. Основными задачами конференции были подготовка мирного договора с Турцией и определение режима Черноморских проливов.

Лозаннский мирный договор

Лозаннский мирный договор существенно отличался от Севрского. Тур-ция отказалась от своих нетурецких владений, сохранив в основном свои этнические границы и государственный суверенитет. Были отменены все пункты Севрского договора, касавшиеся зон влияния держав в Анатолии. Турции была возвращена Восточная Фракия на европейской стороне Эгейского моря. Державы отказались от своих притязаний на контроль за внутренней и финансово-экономической политикой Турции. В тексте отсутствовали положения с требованиями самоопределения для курдов и армянского населения Турции. Все привилегии для иностранцев в Турции были отменены.

Турция признала за собой часть старых долгов султанского правительства. Она отказывалась от прав на все арабские территории, признавала протекторат Великобритании над Египтом, британскую аннексию Кипра и права Италии на Додеканезские острова и Ливию.

Устав Лиги наций в текст Лозаннского мирного договора включен не был (соответственно, его обязательства на Турцию не распространились) Одновременно с мирным договором в Лозанне была подписана и конвенция о режиме Черноморских проливов. Как и в Севрском договоре, зона проливов подлежала демилитаризации и отходила под контроль специальной международной комиссии. В мирное время через неё свободно могли проходить торговые и военные корабли любых государств (были установлены ограничения по их количеству и общему водоизмещению). Любая нечерноморская держава имела право направлять в Черное море свой флот и даже постоянно держать его там -однако при условии, что численность кораблей не прибрежных держав не будет превышать флот сильнейшего из прибрежных государств. В военное же время проход через проливы разрешался военным кораблям только нейтральных стран. Конвенция о режиме проливов была подписана 24 июля 1923 Великобританией, Францией, Италией, Японией, Грецией, Румынией, Болгарией, Югославией и Турцией. Представитель СССР подписал эту конвенцию 1 августа 1923. Правительство СССР, однако, не ратифицировало её, поскольку она предусматривала свободный проход через Босфор и Дарданеллы не только торговых, но и военных судов.

В 1936 конвенция о режиме проливов была заменена конвенцией, выработанной на конференции в Монтрё 1936.

Остальные документы, подписанные на конференции, касались вопросов возвращения пленных, взаимного обмена греческого и турецкого населения и др.

Вопрос о структуре и полномочиях проектируемой Лиги Наций вызвал множество разногласий на Парижской конференции. Целью её создания было развитие международного сотрудничества и предотвращение мировых трагедий, подобных Мировой войне 1914-1919 годов. Ещё в ходе I Мировой войны президент США и премьер-министр Британии одобрили идею создания международной организации, которая смогла бы предотвратить повторение войн мирового масштаба.

На Парижской конференции выяснилось, что существует несколько проектов Лиги Наций.

Французский проект Лиги имел антигерманскую направленность. Сама Германия не должна была входить в эту организацию. При Лиге предлагалось сформировать международные вооруженные силы и международный генеральный штаб. Это оказался единственный проект, предусматривавший формирование каких-либо реальных механизмов, которые могли бы обеспечить выполнение решений организации.

Такой проект не устраивал ни Англию, ни США -они обе были против создания международных вооруженных сил, поскольку те неизбежно попадали под контроль Франции как сильнейшей сухопутной военной державы. К тому же, каждая из них имела свой собственный проект.

Английский проект содержал лишь схему арбитража между крупными державами, которые объединялись в союз, целью которого было предотвращение внезапного нападения одного из членов союза на другого. Английское правительство полагало, что это позволит сохранить её огромную колониальную империю.

Американский проект в отличие от английского, не ограничивал членство в Лиге только крупными державами. Устанавливался принцип взаимных гарантий территориальной целостности и политической независимости всех членов Лиги. Впрочем, возможность пересмотра существующих государственных образований и их границ допускалась, при условии, что три четверти делегаций Лиги признают их не соответствующими изменившимся национальным условиям и принципам самоопределения наций.

Уже в Париже Вильсон составил новый проект устава, включив в него пункты о переходе германских колоний и бывших владений Османской империи в распоряжение Лиги, с тем, чтобы она выдавала мандаты на управления этими территориями малым странам.

Предлагая допустить в Лигу Германию и малые страны, американцы рассчитывали, что те попадут в экономическую зависимость от США. Это, вкупе с предусматриваемым уставом Лиги вмешательством в территориальные споры, должно было ослабить позиции Англии и Франции.

В конечном итоге устав Лиги стал компромиссом между английским и американским проектами. Работа по Уставу после длительных споров и согласований была завершена 11 апреля 1919 г. 28 апреля Устав был одобрен конференцией и вошёл в качестве составной части во все мирные договоры с Германией и ее европейскими союзниками -Версальский, Сен-Жерменский, Трианонский и Нейиский.

Устав Лиги предполагал превращение Лиги наций в главный инструмент установления и регулирования нового мирового порядка. В вводной части Устава провозглашались основные принципы международного сотрудничества для достижения мира и безопасности:

— развитие открытых и справедливых отношений на основе признания принципов международного права, строгого уважения и выполнения всех обязательств, вытекающих из международных договоров.

Первая статья Устава определяла членство в организации. В Лиге было представлено три типа государств.

Первую группу составляли государства-учредители, подписавшие Устав как часть мирного договора и перечисленные в приложении к Версальскому договору. Это были союзные и присоединившиеся к ним державы.

Вторая категория состояла из стран, которые не участвовали в Первой мировой войне и поэтому не входили в список подписавших мирные договоры. В Лигу наций были приглашены войти (в случае их согласия признать Устав) шесть европейских, шесть латиноамериканских стран и Персия.

К третьей группе относились все остальные государства. Для присоединения к Лиге им было необходимо пройти специальную процедуру голосования и получить согласие не менее двух третей государств, представленных на Ассамблее.

Претендовать на вступление в Лигу имели право любые государства, доминионы или «самоуправляющиеся» территории, включая колонии (это условие было введено по предложению Британии специально для упрощения приема в Лигу Британской Индии.)

Процедура выхода из Лиги предусматривала заблаговременное (за два года) уведомление об этом всех остальных участников Лиги. При этом отделяющееся государство было обязано в течение этих двух лет по-прежнему выполнять все требования Устава и другие ранее принятые перед Лигой международные обязательства.

Главными органами Лиги наций были Ассамблея, Совет и постоянный Секретариат.

Ассамблея представляла из себя собрание, состоявшее из представителей всех членов Лиги, и созывалась, как правило, один раз в год, в сентябре, или при необходимости всякий раз, когда возникала угроза миру. Ассамблея могла рассматривать любые вопросы, касающиеся «мира во всем мире» и соблюдения договоров. На заседаниях Ассамблеи делегации стран должны были иметь не более трех представителей, и каждая страна имела один голос.

Совет Лиги состоял из постоянных представителей первоначально пяти главных союзных и присоединившихся держав (Великобритании, Италии, США, Франции, Японии) и четырех непостоянных, избиравшихся из членов

Лиги на Ассамблее. Совет должен был собираться не реже одного раза в год и рассматривать широкий круг вопросов, находившихся в компетенции Лиги или влиявших на поддержание мира во всем мире и соблюдения договоров. Любое государство -член Лиги могло участвовать в заседаниях Совета, если обсуждался вопрос, затрагивавший его интересы. Правила принятия решений в Лиге регулировались пятой статьей Устава. За исключением специально оговоренных случаев, все решения, принимаемые на Ассамблее и Совете, требовали консенсуса, то есть единогласного голосования.

Международный секретариат, согласно шестой статье Устава, располагался в Женеве. Он состоял из генерального секретаря и «тех секретарей и сотрудников, которые могут потребоваться». Совет назначал генерального секретаря с последующим его утверждением на Ассамблее.

Государства -члены Лиги признавали, что поддержание мира требует сокращения национальных вооружений до возможно низкого уровня, который соответствовал бы национальной безопасности и международным обязательствам (статья 8). План сокращения вооружений составлялся Советом и предлагался соответствующим правительствам для рассмотрения. Такие планы должны были пересматриваться каждые пять лет. Члены Лиги обязались также обмениваться «полной и честной» информацией об уровнях вооружений, военных программах и военном производстве.

Одной из ключевых статей должна была стать десятая статья Устава. В ней говорилось, что государства — члены Лиги принимают на себя обязательства «противодействовать агрессии, уважать территориальную целостность и существующую политическую независимость членов Лиги». В случае любой агрессии или опасности её возникновения Совет Лиги должен был определить средства и коллективные действия, с помощью которых можно было выполнить указанные выше обязательства. Однако, четких гарантий или порядка действий в случае угрозы агрессии статья не предусматривала, в документе не было даже самого определения агрессии.

Любая война или ее угроза против члена Лиги или любой другой страны должны были стать предметом обсуждения всей международной организации, которая должна была предпринимать меры по сохранению мира (статья 11). В случае появления такой опасности генеральный секретарь Лиги обязан был собрать Совет по требованию одного из членов Лиги. Любая страна — член организации имела право привлечь внимание Ассамблеи или Совета к любым нарушениям нормальных международных отношений, угрожающим миру и доброму взаимопониманию народов.

Члены Лиги наций (12, 13, 14 статьи) были обязаны передавать спорные вопросы, угрожающие возникновением военных конфликтов, в международный третейский суд или на рассмотрение Совета. С момента оглашения решения третейских органов до объявления войны должно было пройти не менее трех месяцев. Со своей стороны третейский суд должен был принимать решения в возможно более короткие сроки, а Совет был обязан в течение шести месяцев после обращения к нему одного или обоих участников конфликта изучить ситуацию и представить Ассамблее соответствующий доклад. Для решения конфликтов и споров между государствами создавался Международный суд в Гааге.

В случае развязывания войны государством — членом Лиги такие действия должны были рассматриваться остальными участниками Лиги как акт войны против всех них. В этом случае все государства должны были прекратить всякие сношения с агрессором. Совет имел право давать рекомендации правительствам заинтересованных государств касательно военных мер, необходимых для реализации принципов Устава Лиги.

В эту же статью был включен параграф об условиях исключения из Лиги наций государств, нарушивших Устав. Для решения об исключении требовалось большинство голосов членов Совете при условии, что в дальнейшем это решение было подтверждено всеми остальными членами организации.

Устав (статьи 23, 24, 25) впервые устанавливал правила международного гуманитарного сотрудничества и общие стандарты трудовых отношений. Члены Лиги соглашались обеспечивать справедливые и гуманные условия труда для всех мужчин, женщин и детей как в своих собственных странах, так и во всех других странах и территориях, на которые распространяется их промышленная и коммерческая деятельность. Для контроля за соблюдением этого обязательства создавалась Международная организация труда (МОТ).

Кроме того, Лига наций получила права контроля над торговлей опиумом и другими опасными лекарственными средствами, а также торговлей оружием со странами, в отношении которых «такой контроль необходим в общих интересах». Также Лига должна была добиваться свободы торговых путей и справедливого отношения к торговле со стороны всех членов организации.

Члены Лиги обязались поддерживать и развивать сотрудничество с национальными организациями Красного Креста в интересах содействия улучшению здравоохранения, ограничению эпидемий и «облегчению страданий во всем мире».

В 1920-е годы число членов Лиги постоянно росло. Ей действительно удавалось разрешать некоторые локальные споры. К сожалению, на серьезный международный уровень Лига наций так и не вышла -её решения просто были бы проигнорированы. Важнейшим направлением деятельности Лиги было предотвращение межгосударственной агрессии и сохранение послевоенного устройства мира. Однако в 1930-е годы страны, пострадавшие от жестких условий версальского мира, стали оправляться от удара и начали наращивать свой военный потенциал, на что не последовало серьёзной реакции ведущих государств мира. А поскольку Лига Наций не могла сделать больше, чем страны-участницы, то её протесты просто игнорировались.

Соглашения, принятые в послевоенный период, являлись целым комплексом договорённостей, направленных на разрешение противоречий в Западной Европе, Африке, Ближнем и Дальнем Востоке и Тихом океане. В этом смысле Вашингтон был одновременно как продолжением Версаля, так и началом его пересмотра. Хотя Версальско-Вашингтонская система очень быстро обнаружила свою недееспособность, она всё же завершила процесс мирного урегулирования и способствовала хоть и временной, но всё же стабилизации.