Урок собственность и конкуренция

Урок экономики по теме «Конкуренция и ее виды»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (417,8 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Класс: 10

Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер учителя, Microsoft Office PowerPoint 2003, презентация, весы с двумя чашами, бумажные гири.

Цели урока:

  • обучающая: определить экономическое значение конкуренции, охарактеризовать виды конкуренции, выявить достоинства и недостатки конкуренции;
  • развивающая: развить способности самостоятельно мыслить, логику, применять ранее изученный материал для усвоения нового материала;
  • воспитывающая: воспитывать у учащихся способность самостоятельно получать знания, ответственность, внимание.

Ход урока

1. Организационный этап

Учитель: “Здравствуйте. Сегодня мы с вами должны изучить довольно объемный материал, поэтому прошу всех настроиться на интенсивную работу”. (Заранее каждому учащемуся раздается рабочий лист; на доске слайд №1).

2. Актуализация знаний

Учитель: “Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием — рынок. Сегодня на уроке мы разберем ключевое понятие, выражающее сущность рыночных отношений. Ваша задача, выслушав притчу из знаменитой книги “Квадрант денежного потока” Роберта Кийосаки определить тему урока”. (далее учитель рассказывает притчу)

3. Изучение нового материала

Учитель: “Итак, какое экономическое понятие описано в данной ситуации (ученики:соперничество”) и тема нашего урока: (ученики: “Конкуренция”). О данном понятии есть много высказываний, например: Эвин Кэннан считает, что “экономическая конкуренция – это не война, а соперничество в интересах друг друга. Это стимул для развития бизнеса”. А вот Энтони де Мелло в сборнике “Одна минута глупости” написал, что конкуренция – источник вселенского зла, она выявляет в вас самое худшее, ибо учит ненавидеть. Сколько людей, столько и мнений. Скажите, для того чтобы с ними согласиться или же опровергнуть, что нам нужно сделать на уроке (ученики: “выявить экономическое значение конкуренции, определить достоинства и недостатки конкуренции”). Для этого рассмотрим на уроке следующие вопросы: 1) Конкуренция: определения и функции; 2) Виды конкуренции; 3) Достоинства и недостатки конкуренции. Переходим к рассмотрению первого вопроса. С данным понятием мы уже встречались, изучая типы экономических систем. Поэтому попытайтесь дать определение понятию “конкуренция”, опираясь на ранее полученные знания. (учащиеся предлагают свои варианты, далее материал обобщается учителем). Конкуренция – (от лат. Concurrere – сталкиваться) – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. А. Смит трактовал конкуренцию как поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно. Конкуренция выполняет в экономике следующие функции: регулирования, мотивации, распределения, контроля (ученикам предлагается соотнести название функции с описанием действительности, слайд 7) Результаты деятельности любой фирмы сильно зависят не только от ее затрат, но и от типа конкуренции, с котором приходиться сталкиваться продавая свои товары. Т.е. мы переходим ко второму вопросу: Виды конкуренции. Ваша задача по ходу выявить основные типы конкуренции и занести их отличительные особенности в таблицу (см. приложение), которую вы сдадите на проверку в конце урока”.

Учитель на доске показывает пример вида конкуренции, а учащиеся самостоятельно, по имеющимся критериям, определяют основные признаки. Таблица проверяется (ученики называют свои варианты).

Учитель: “Для закрепления данного материала я предлагаю вам поработать со следующим упражнением, ваша задача прочитать внимательно и ответить на вопросы, аргументируя свой ответ (см. приложение).

После закрепления материала по второму вопросу учащимся предлагается проголосовать “за” или “против” утверждения: “Конкуренция – стимул бизнеса”. Каждый ученик кладет бумажную гирю на весы “За” или “Против” конкуренции, аргументирую при этом свой ответ.

Ответы могут следующими:

Преимущества:.

1. Способствует более эффективному использованью ресурсов;

2. Вызывает необходимость гибко реагировать и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства;

3. Создаёт условия по оптимальному использованью научно-технических достижений в области создания новых видов товаров и т.д.;

4. Обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей;

5. Нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей потребителей и на повышение качества товаров и услуг.

Недостатки:

1. Не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов (животные, полезные ископаемые, леса, вода и т.д.);

2. Отрицательно сказывается на экологии окружающей среды;

3. Не обеспечивает развития производства товаров и услуг общественного пользованья (дороги, общественный транспорт и т.д.);

4. Не создаёт условий для развития фундаментальной науки, системы образования, многих элементов городского хозяйства;

5. Не гарантирует права на труд (стимулирует безработицу), доход, отдых;

6. Не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных.

4. Закрепление изученного материала

Учащимся предлагается выполнить тест (см. приложение)

Подведение итогов урока

Каждый из вас уже получил оценку за тест, увидели, на сколько овладели новым материалом, но мне бы хотелось, чтобы в завершении урока вы ответили на следующие вопросы:

  • О каком экономическом термине шла речь на данном уроке?
  • Какая цель была поставлена перед нами? Достигли мы ее?
  • Что понравилось (не понравилось) на уроке?
  • Можете ли вы оценить свою работу на уроке? (предлагается заполнить оценочный лист, см. приложение)

Домашнее задание: параграф 7.1 (основы экономической теории /под ред. С.И. Иванова); привести примеры отраслевых рынков Раменского района для каждого вида конкуренции.

Презентация на тему:«Собственность. Понятие конкуренции»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Собственность. Понятие конкуренции Материал подготовлен преподавателем ОГАОУ СПО « Белгородский техникум общественного питания» Решетняк Е.Н.

Понятие собственности Собственность — это исторически определенная форма присвоения людьми материальных благ в процессе их производства, обмена и потребления. Субъектами собственности могут выступать люди, предприятия, государство Объектами собственности являются факторы производства и готовая продукция

Формы собственности государственная муниципальная частная

Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации Муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям Частная собственность представляет собой индивидуальное владение землей, зданием, оборудованием, трудом, капиталом (факторами производства) с возможностью их отчуждения и правом передачи по наследству.

Понятие конкуренции Конкуренция – борьба между товаропроизводителями, между поставщиками товаров (продавцами) за лидерство, за первенство на рынке. Конкуренция служит одним из важнейших способов повышения эффективности, как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция есть цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов. Благодаря экономической свободе, сопутствующей конкуренции, рыночная экономика превосходит командно-административную, в которой конкуренции нет места.

Положительные стороны конкуренции 1) конкуренция заставляет постоянно искать и использовать в производстве новые возможности; 2) конкуренция требует совершенствовать технику и технологии; 3) конкуренция стимулирует повышение качества товара; 4) конкуренция заставляет снижать затраты (и цены); 5) конкуренция требует от поставщиков товаров (продавцов) снижать цены на предлагаемый товар; 6) конкуренция ориентирует на ассортимент товаров повышенного спроса; 7) конкуренция повышает качество продукции (клиент всегда прав); 8) конкуренция вводит новые формы управления.

Отрицательные стороны конкуренции Беспощадность жестокость по отношению к неудачнику, многочисленность “жертв” в виде банкротств безработицы.

На конкурентоспособность товара влияют следующие факторы при его производстве: а) производительность труда; б) уровень налогообложения; в) внедрение научно-технических разработок; г) размеры прибыли предприятия; д) величина оплаты труда. при его потреблении: а) продажная цена товара; б) качество; в) новизна; г) послепродажное обслуживание; д) уровень предпродажной подготовки.

Виды конкуренции функциональная видовая предметная ценовая скрытая незаконные методы

К незаконным методам конкуренции относятся: промышленный шпионаж; переманивание специалистов, владеющих производственными секретами; выпуск товаров, внешне ничем не отличающихся от изделий-подлинников, но существенно худших по качеству.

Презентация на тему: «Собственность. Понятие конкуренции»

Презентация на тему: «Собственность. Понятие конкуренции» является электронным сопровождением изучаемой темы на учебном занятии. Содержание презентации раскрывает существенные стороны понятий «собственность, «конкуренция». В презентации дана характеристика форм собственности, положительных и отрицательных аспектов конкуренции, определены факторы, влияющие на конкурентоспособность товара. Применение презентации на уроке создает благоприятные условия для активизации познавательной деятельности и повышения учебной мотивации обучающихся.

Материал, представленный в презентации может быть использован в качестве учебного электронного пособия для обучающихся при подготовке к зачету.

Номер материала: 349103

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Читайте так же:  Налоговый вычет при страховании жизни по ипотеке

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

  • 29.01.2015
  • 13552

Не нашли то что искали?

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Реферат по теме собственность и конкуренция

По определению, рынок — это организованная структура, в которой существуют производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене и предложения производителей предложение — это количество товара, которое производители продают по определенной цене устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж.

При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей продавцов и количество потребителей покупателейучаствующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости денег реферат по теме собственность и конкуренция какой-либо товар.

Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения. Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции лат. Конкуренция — это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями.

Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимуломпобуждающим человека к реферат по теме собственность и конкуренция борьбеявляется стремление превзойти. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба — это динамический ускоряющий движение процесс.

Он служит лучшему обеспечению рынка товарами. В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют, например, качество реферат по теме собственность и конкуренция, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу.

Понятие конкуренции является фундаментальным в экономической теории рыночных отношений. Конкуренция проявляется на всех уровнях капиталистической экономики — от микроуровня фирма до мировой экономической системы. Экономический успех а часто и выживание субъекта рыночной экономики в первую очередь зависит от того, насколько хорошо он изучил законы конкуренции, ее проявления и формы, и насколько он готов к конкурентной борьбе.

В экономике конкуренция определяется следующим образом. Конкуренция — соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.

  1. Право суверена, то есть абсолютное право на определение дальнейшей судьбы вещи отчуждение, потребление, изменение или уничтожение. Отсутствие конкуренции лишило предприятия экономических стимулов к повышению качества продукции и снижению издержек производства.
  2. Достоинством таких предприятий является то, что их сравнительно легко создать, а при необходимости — ликвидировать; собственник обладает свободой в принятии экономических решений, в распоряжении ресурсами и доходами.
  3. Общее нераздельное присвоение означает, что все объединенные в коллектив люди относятся к решающим средствам производства или другим жизненным средствам как к совместно и нераздельно им принадлежащим, устанавливается неразрывное единство и равенство совместных собственников в отношении к главным хозяйственным условиям их жизнеобеспечения.

Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями: Борьба за экономическое выживание и процветание — закон рынка. Конкуренция как реферат по теме собственность и конкуренция её противоположность — монополия может существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции и монополии зависят от определённых показателей состояния рынка. Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель суверенитет потребителя.

Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность. Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно: Это стимулирует технический прогресс; -предприятия, которые не реагируют на пожелания клиентов или нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке, получают наказание в виде убытков или вытесняются с рынка негативные санкции.

Сколько стоит написать твою работу?

Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия.

Например, монополист может назначать цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена. Политика в области конкуренции призвана заботиться о том, чтобы конкуренция могла выполнять свои функции. Руководящий принцип «оптимальной интенсивности конкуренции» в качестве целей политики в области конкуренции предполагает, что: Масштаб интенсивности конкуренции определяется тем, как скоро преимущества реферат по теме собственность и конкуренция прибыли теряются в результате успешного воспроизведения инноваций конкурентам.

В первую очередь это зависит от того, насколько быстро конкуренты реагируют на рывок вперед предприятия-пионера и насколько динамичен реферат по теме собственность и конкуренция. В соответствии с руководящим принципом оптимальной интенсивной конкуренции благоприятные реферат по теме собственность и конкуренция для нормального функционирования соперничества появляются тогда, когда имеют дело с «широкой» олигополией с «умеренной» индивидуализацией продукции.

В каждой рыночной экономике существует опасность того, что участники конкурентной борьбы попытаются уклониться от обязательных норм и риска, связанных со свободной конкуренцией, прибегая, например, к сговору о ценах или имитации товарных знаков. Поэтому государство должно издавать нормативные документы, которые регламентируют правила конкурентной борьбы и гарантируют:

Обучающий урок: «Конкуренция и рыночные структуры» с использованием ИКТ (10-й класс)

Разделы: Экономика

Тип урока: обобщающий.

Задачи урока:

  • закрепить знания по теме «Конкуренция и рыночные структуры»;
  • закрепить умения экономического анализа структуры рынка,
  • закрепить навыки решения задач по данной теме;
  • развивать логическое и творческое мышление;
  • воспитывать интерес к анализу происходящих экономических явлений, чувство уверенности при аргументировании своих умозаключений.

Оборудование:

  • у учителя: ноутбук с необходимыми слайдами (Приложение 1);
  • у каждого ученика: Карточки №1, Бинарный тест, Карточки №2 (Приложение 2).

План урока с хронометражем

I. Сообщение темы и организационный этап – 1 мин.
II. Этап постановки задач урока – 1 мин.
III. Закрепление знаний, умений и навыков по теме: «Конкуренция и рыночные структуры» –
40 мин.
1. Фронтальная работа учащихся с Карточкой №1 – 8 мин.
2. Индивидуальная работа с Бинарными тестами – 8 мин.
3. Фронтальная работа с Карточкой №2 – 24 мин.
1) Обсуждение Проблемы №1 – 8 мин.
2) Решение Задачи №1по теме «Совершенная конкуренция» – 8 мин.
3) Комментарий графика по теме «Совершенная конкуренция» – 2 мин.
4) Обсуждение Проблемы №2 – 2 мин.
5) Решение Задачи №2 по темам «Совершенная конкуренция» и «Монополия» – 10 мин.
6) Комментарий графика по сравнению эффективности работы рынков «Совершенная конкуренция» и «Монополия» – 1 мин.
7) Выводы – 1 мин.
IV. Итог урока – 1 мин.
V. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению – 2 мин.

Конспект урока с теоретическим обоснованием

Этап постановки задач урока

– На сегодняшнем уроке мы должны:

  • Закрепить знания по теме « Конкуренция и рыночные структуры»
  • Закрепить умения экономического анализа структуры рынка.
  • Закрепить навыки решения задач по данной теме.

Закрепление знаний, умений и навыков по теме «Конкуренция и структур рынка»

Фронтальная работа с Карточкой №1

Ребята, перед каждым из вас лежит комплект карточек с заданиями. Предлагаю вам в группах поработать с Карточкой №1 и на основе высказываний вымышленных предпринимателей определить, в какой рыночной структуре работает каждый из них. Обосновать свой ответ, исходя из предложенных четырёх кривых спроса, характерных для каждой изученной рыночной структуры.

Предприниматель №1: Мои дела идут отлично. Я выпускаю уникальный товар, у которого нет близких заменителей. На этот товар я сам назначаю цену, и цена эта достаточно высокая.

Ответ: Предприниматель является монополистом, т.к. только для монополиста характерен выпуск уникального товара. Кривая спроса на продукцию фирмы является кривой отраслевого спроса и соответствует рис. 3 на представленном слайде. Максимальную прибыль получит монополист, уравнивая свои предельные издержки с предельным доходом, т.е. товара будет выпущено меньше, а цена на него будет выше, чем она была бы при конкурентной структуре рынка. Пример монополии: система электроснабжения, газоснабжения.

Предприниматель №2: У меня может быть как стандартный, так и дифференцированный товар. Я и мои конкуренты придерживаемся политики жесткой цены, ведь нас так мало в отрасли.

Читайте так же:  Банкротство и санация банков

Ответ: Предприниматель осуществляет свою деятельность в олигополии. Для этой рыночной структуры характерна кривая спроса на продукт, имеющая излом в точке жёсткой цены. Выше этой точки кривая спроса весьма эластична, т.к. если предприниматель повысит цену, то конкуренты могут не последовать за ним, и он потеряет значительную долю рынка. Ниже точки жёсткой цены кривая спроса неэластична, т.к. если предприниматель снизит цену, снизят цену и конкуренты, т.к. не захотят терять своей доли рынка, что может привести к ценовым войнам. Такой кривой спроса соответствует рис. 1. Примером такой рыночной структуры служит автомобильная отрасль промышленности.

Предприниматель №3: Я в погоне за максимальной прибылью могу манипулировать ценой, количеством продукта, но главное в моём бизнесе, не забывать про рекламу! И всё делать для того, чтобы покупатель всегда мог отличить мой товар от товара конкурентов за счёт мнимых или действительных различий.

Ответ: Данный предприниматель работает на рынке монополистической конкуренции. Из-за того, что выпускаемый им продукт имеет много заменителей, его кривая спроса очень эластична и соответствует кривой спроса, изображённой на рис. 4. Чтобы иметь хотя бы небольшую рыночную власть над покупателями, предпринимателю постоянно приходится пользоваться рекламой, доказывая уникальность своего товара. Примером такой рыночной структуры служат сети салонов-парикмахерских, кафе и т.д.

Предприниматель №4: Преимущество моего бизнеса состоит в том, что сколько бы товара я ни предложил к продаже на рынке, я весь его продам без всякой рекламы. Конечно, мне приходится мириться с тем, что я никак не могу повлиять на рыночную цену товара, но уж если эта цена становится слишком низкой, я могу легко покинуть эту отрасль перейти в другую.

Ответ: Предприниматель работает на рынке совершенной конкуренции. Кривая спроса его товара является горизонтальной линией, что соответствует рис. 2. Его доля на рынке настолько мала, что он никак не может повлиять на рыночную цену. Предприниматель выпускает стандартный товар, поэтому он не нуждается в рекламе. Примером этой рыночной структуры служит рынок зерна, рынок валюты, рынок ценных бумаг.

Кривые спроса для различных рыночных структур

– Совпадают ли ваши мнения, ребята, с высказанными характеристиками или в чём-то они расходятся? Как вы считаете, усвоены ли вами признаки рыночных структур?

Вывод: признаки рыночных структур нами усвоены, но отдельным учащимся следует повторить данную тему.

Индивидуальная работа с бинарным тестом

– А теперь поработайте индивидуально с бинарными тестами. Их три варианта. Каждый вариант соответствует определённой рыночной структуре. Подпишите тесты и возле каждого утверждения поставьте буквы: «В» – если вы согласны с утверждением; «Н» – если вы не согласны с утверждением.
На выполнение этой работы вам даётся 5 мин. Работа окончена.
Выполните взаимопроверку по представленному ключу. (2 мин.)
Критерии оценки: «5» – всё верно
«4» – неверно три и менее ответов
«3» – неверно четыре, пять ответов
«2» – неверно шесть и более ответов. Передайте работы учителю.

Фронтальная работа с Карточкой №2

На основании полученных знаний теории поведения продавца в различных рыночных структурах с целью максимизации прибыли или минимизации убытков предлагаю вам обратиться к Карточке №2, в которой представлены некоторые экономические проблемы и задачи. Прошу проанализировать, как будут разрешены экономические проблемы в зависимости от того, в какой рыночной структуре работает продавец. Двое учащихся в это время будут работать индивидуально с Задачей №1

Проблема №1

Вопрос: Могут ли владельцы свиноферм поднять отпускные цены, когда растёт стоимость кормов? К какой рыночной структуре относится это производство? [1]

Ответ: Рынок производства свинины относится к рынку совершенной конкуренции, т.е. продавец свинины является ценополучателем, и он никак не может повлиять на рыночную цену.

Вопрос: Удорожание свиного корма увеличивает затраты владельцев свиноферм на откорм имеющихся свиней. Как можно прекратить откорм? Почему удорожание свиного корма может ненадолго сбить цену на свинину? [1] Прошу проиллюстрировать ответ на графике.

Ответ: Каждый отдельный производитель на рынке совершенной конкуренции для максимизации прибыли или минимизации убытков вынужден уравнивать свои предельные издержки с ценой, сложившейся на рынке. При превышении предельных издержек существующей рыночной цены владельцы свиноферм должны уменьшить объём производства, т.е. часть свиней предназначенных для откорма заколоть и свинину реализовать на рынке. Аналогичные действия каждого фермера приведут к тому, что в мгновенном периоде рыночное предложение свинины возрастёт. (Рис.5)

Иллюстрация поведения продавца на рынке совершенной конкуренции

Вопрос: Каким образом увеличение цен на свиной корм постепенно приведёт к увеличению цены свинины? [1] Прошу показать на графике (Рис. 6).

Ответ: Свиной корм является сырьём в производстве свинины. Его удорожание приводит к увеличению издержек производства и снижению предложения свинины во всей отрасли, что приводит к увеличению цены и сокращению равновесного количества.

Изменение рыночной цены на продукт при уменьшении его предложения

Вопрос: К какому выводу вы пришли при рассмотрении этой проблемы?

Ответ: Каждый производитель, работающий на рынке совершенной конкуренции, в производстве своего товара испытывает большую зависимость от сложившейся цены на рынке.

Прошу прокомментировать у доски решение Задачи №1 (Рис.7), а остальных подумать над Проблемой №2

Задача 1. Конкурентная фирма продаёт школьные тетради по цене 6 руб. за штуку. Общие издержки на производство 10 тыс. шт. тетрадей составили 80 тыс. руб., в том числе постоянные издержки составили 15 тыс. руб. При этом средние переменные издержки производства оказались минимальными. Какова наилучшая стратегия поведения фирмы? [2]

Дано: P = 6 руб. Решение:
Q = 10 тыс. шт. Т.к. по условию задачи AVC=min, то определив ТС = 80 тыс. руб. это значение, можно сравнить полученный результат с сложившейся
FC = 15 тыс. руб. рыночной ценой и прийти к определённым выводам.
AVC = min AVC = VC: Q = 65 : 10 = 6,5 (руб.)
Стратегия поведения фирмы – ? VC = TC – FC = 80 – 15 = 65 (тыс. руб.)

По условию задачи AVC = min, а рыночная цена тетрадей равна 6 руб., т.е. фирма не покрывает не только средние постоянные издержки, но и средние переменные. Правильной стратегией поведения фирмы будет сокращение производства до нуля и выход из отрасли.
Прошу проиллюстрировать данный вывод на графике (Рис.7)

Иллюстрация точки минимального производства товара

Вывод: При изменении рыночной цены продавец максимизирует свою прибыль или минимизирует убытки, уравнивая предельные издержки с предельным доходом. При этом количество выпускаемой продукции определяется кривой МС, которая является кривой предложения фирмы. Минимальный выпуск продукции определяется точкой А (минимальными средними переменными издержками) и осуществляется при цене 6,5 руб. При цене меньше 6,5 руб. фирма прекращает выпуск продукции.
Полной противоположностью рынка совершенной конкуренции является монополия.

Прошу вас обратиться к Проблеме№2:

Проблема №2

В «Богатстве народов» Адам Смит написал следующее: «Цена монополии во всех случаях является самой высокой из тех, которые можно выжать из покупателей, или которую, как предполагается, они согласны заплатить». Имеет ли это утверждение оправданный смысл или мы должны заключить, что даже основатель экономической науки иногда небрежно обращался со словами? [1]

Ответ: Монополист, максимизирующий свою прибыль, уравнивает предельные издержки с предельным доходом и устанавливает цену, которая обеспечивает ему это, т.е. следовало бы написать: «Цена монополии является самой выгодной из тех…».
Предлагаю вам на примере задачи убедиться, что более выгодным для общества является рынок совершенной конкуренции по сравнению с монополией.
Первый вариант отвечает на вопрос А) задачи; второй вариант – на вопрос В).
Обоим вариантам будет оказана пошаговая помощь.

Задача 2

Допустим, фирма полностью монополизировала производство товара. Следующая информация отражает положение фирмы:
MR = 1000 – 20Q; TR = 1000Q – 10Q 2 , MC = 100 + 10Q
где: Q – объём выпускаемой продукции (ед.); P – цена за единицу товара (руб.). Сколько и по какой цене будет продано товара, если: А) фирма функционирует как простая монополия; Б) отрасль функционирует в условиях совершенной конкуренции? [3]

Б) На рынке совершенной конкуренции кривая предельных издержек является кривой предложения, т.е.: S = MC =100 +10Q
Кривая спроса задана уравнением:
P = 1000 – 10Q
TR = P * Q = 1000Q –10Q 2 = (1000 – 10Q) * Q
В точке равновесия 100 + 10Q = 1000 – 10Q
20Q = 900
Q = 45(ед.)
P = 1000 – 10 * 45 = 550 (руб.)
Ответ: Q = 45 ед. , P = 550 руб.

Прошу прокомментировать полученные ответы каждого варианта на графике. (Рис.8)

Цена и количество товара, производимого на рынке совершенной конкуренции и монополии

Вывод: На рынке совершенной конкуренции равновесная цена и равновесное количество определяются пересечением кривых рыночного спроса и предложения (точка Е).
Количество товара, производимого монополией, определяется пересечением кривых предельного дохода и предельных издержек (точка N), цена монополии определяется кривой спроса. Таким образом, рынок совершенной конкуренции производит больше товара, по более низкой цене по сравнению с монополией, что является более
выгодным для общества.

Итог урока

– Подведём итог урока. Вспомним поставленные задачи:

  • Закрепить знания по теме «Конкуренция и рыночные структуры».
  • Закрепить навыки решения задач по данной теме.
  • Развивать логическое и творческое мышление.
  • Воспитывать интерес к анализу происходящих экономических явлений, чувство уверенности при аргументировании своих умозаключений.
Читайте так же:  Займы под залог недвижимости киров

– Итак, что из поставленных задач мы выполнили на уроке? Достаточны ли ваши знания поданной теме?
– Мы считаем, что тема нами усвоена, с большинством заданий мы справились.
– Как вы считаете, какие задания соответствовали развитию экономического, логического и творческого мышления?
– Развитию экономического, логического и творческого мышления способствовали
обсуждение проблем, решение задач.
– За этот урок вы получите по оценке. Те, кто работал у доски, имеют ещё дополнительную оценку.

4. Домашнее задание

– Ребята, дома вы выполните два задания:

  • Составьте задачу по теме «Рынок совершенной конкуренции» так, чтобы продавец, работающий на данном рынке, получал экономическую прибыль.
  • Составить четыре теста: по одному для каждой рыночной структуры.

Список литературы:

  1. Хейне П. Экономический образ мышления. – М., Дело, 1992.
  2. Ларичева З.М. и др. Сборник олимпиадных заданий по экономике для школьников. Учебное пособие. – Н. Новгород: Нижегородский институт экономического развития, 2007.
  3. Микро- макроэкономика. Практикум / под ред. Ю. А. Огибина. СПб: «Литера плюс», «Сант-Петербург оркестр», 2004.

Частная собственность, ее виды и роль в рыночной экономике 2 (стр. 1 из 4)

1. Характеристика и особенности частной собственности. 5

1.1. Частная собственность, ее место и роль в экономике. 5

1.2. Понятие и виды частной собственности. 8

1.3. Преимущества и недостатки частной собственности. 13

2. Регулирование прав частной собственности. 15

2.1. Права собственника: потенциальные и реальные, и их ограничения. 15

2.2. Самоограничение прав. 16

3. Общие перспективы развития частной собственности. 18

Список использованной литературы. 22

Актуальность темы. В самом общем виде собственность можно определить как отношение между экономическими агентами по поводу присвоения экономических ресурсов и потребительских благ. Именно четкая определенность, а не изменения в распределении прав собственности, имеет принципиальное значение для функционирования рыночной экономики. В современной экономической литературе четкость, стабильность и предсказуемость прав собственности рассматриваются в качестве важнейшего фактора экономического роста и прямо связываются с благополучным экономическим развитием. Тем не менее роль четко определенных прав собственности может варьироваться в зависимости от размеров организаций, государственной или частной собственности, доступа к информации и др.
Поскольку именно государство играло особенно важную роль в формировании современной частной собственности, отметим также следующие моменты. Выделение частной собственности во многих случаях предполагало «разгосударствление» (термин «приватизация» в большей степени относится к современности) части имущества, ранее принадлежавшего (верховным) органам власти. Этому процессу неизбежно была присуща внутренняя противоречивость: сильная монархическая власть сплошь и рядом ставила своей целью не сокращение, а дальнейшее приумножение принадлежащего ей имущества. Вместе с тем, в условиях резко обострявшихся социальных конфликтов и революций можно было наблюдать и разгосударствление значительной массы активов.
Столь же противоречивым оказывалось и регулирование процессов развития негосударственной собственности. Исходя из политических или фискальных соображений, государство могло поддерживать, например, устойчивость общинных владений, препятствуя формированию частной собственности. В особенно большой степени это относится к регулированию условий функционирования частной собственности: государство сплошь и рядом поддерживало прежние неконкурентные формы отношений, а в ряде случаев само насаждало дополнительные монополии (в этой связи достаточно вспомнить, что таможенные сборы во многих странах появились просто как платежи государству за предоставленную монополию на ввоз или вывоз товара). С другой стороны, по мере перехода экономики на капиталистический путь развития государство все активней вовлекается в поддержание конкурентных условий функционирования частной собственности.
Развитие рыночных отношений способствовало постепенному переходу от античных и средневековых к современным формам частной собственности: по мере перехода от натурального хозяйства к преобладанию товарноденежных отношений феодальные формы присвоения все больше уступали место правам собственности совершенно иного рода.
Цель курсовой работы изучить особенности становления и развития института частной собственности.
Задачи: изучить понятие и виды частной собственности, рассмотреть механизм функционирования, выявить преимущества и недостатки частной собственности, проанализировать современное состояния и тенденции развития частной собственности.
Объект исследования частная собственность, предмет исследования права на владение частной собственностью и их законодательное закрепление.

1. ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСОБЕННОСТИ ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ.

1.1. Частная собственность, ее место и роль в экономике.

Там, где есть экономическая деятельность, там всегда присутствует проблема собственности. Отношения собственности пронизывают всю систему экономических отношений и сопровождают человека с момента его рождения до ухода в иной мир. Везде и всюду мы постоянно наталкиваемся на один общий коренной вопрос: кому принадлежит экономическая власть, кто присваивает материальные условия существования людей, является хозяином земли, фабрики, духовного богатства? Суды перегружены разбором отношений между супругами по разделу имущества, сосед судится с соседом из-за клочка земли, отец с сыном и брат с братом по поводу наследства. Социальная сущность этих отношений и есть выражение присущих данному обществу экономических отношений собственности. Сегодня все мы готовы судиться с государством, которое присвоило и растранжирило наши трудовые сбережения, не выплачивает нам заработанные деньги, пенсии. В этом плане цивилизация не далеко ушла от мира животных, где каждый защищает среду своего обитания, претендует на тот или иной «кусок» или территорию.

Рассмотрение системы отношений собственности позволяет ответить на вопрос, в чьих интересах осуществляется экономическая деятельность. Если приоритет отдается индивидуальному интересу, то можно говорить о системе отношений индивидуального частного отношения. Если присвоение осуществляется в интересах какого-либо коллектива, то речь идет о коллективной собственности. Присвоение может вестись определенной социальной группой людей. Здесь на лицо уже классовый интерес.
Характерной чертой марксистской трактовки собственности и было подчеркивание экономического содержания над ее юридической формой.
Западные экономисты и юристы чаще видят в собственности отношения человека к вещи. В Римском праве собственность рассматривалась как право владения, пользования и распоряжения имуществом без проведения разграничения собственности на предметы личного потребления и на средства производства. И это естественно, экономическая деятельность в широком понимании этого процесса сформировалась значительно позже.

Частная собственность как экономическая категория есть отношение между людьми по поводу материальной основы хозяйственной деятельности, т.е. средств производства. В этом плане собственность тесно связана с экономической властью, с управлением производством, с повседневными отношениями между людьми. Поскольку конечной целью всякой хозяйственной деятельности является достижение определенного эффекта при производстве и реализации товаров и услуг, распорядителем этого эффекта и его владельцем является собственник материальных факторов производства, т.е. земли и капитала. Поэтому отношения собственности составляют основу социально-экономических отношений между людьми, определяют характер этих отношений, поведение людей.
Экономические отношения собственности не только характеризуют социальную сторону экономической жизни, но и определяют формы ее организации.

Мы говорим, что основу рыночной экономики составляет частная собственность. Но рыночная экономика возникает лишь при условии, когда участники экономической жизни общества признают друг в друге обособленных равноправных собственников. Это равенство реализуется через обмен, где каждый участник и собственник экономического блага взаимодействуют с другими на эквивалентно-возмездной основе и личной независимости.

Наличие той или иной экономической формы присвоения не является случайным, а обусловливается уровнем развития материальной базы производства. В современных условиях бесконтрольное использование могучих средств труда (атомные электростанции, танкерный флот и т.д.) на уровне индивида или коллектива ставит под угрозу существование человека и всего живого на земле. Поэтому стало объективно необходимым создание механизмов, обеспечивающих сочетание частных интересов личности или коллектива с интересами общества как целого. Создание такого рода механизмов означает становление общественных форм присвоения национального богатства.

Экономические отношения собственности в современном обществе реализуются в правовых формах ими определяются отношения субъекта собственности к объекту собственности, правовые нормы включают в себя права собственника, его имущественную ответственность и защищают его права, — право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в чем бы оно не заключалось. Законы не создают отношений собственности (они объективны), а всего лишь закрепляют отношения, которые фактически сложились в обществе.

Владение — это фактическое обладание имуществом. Пользование означает процесс извлечения полезных свойств из имущества.
Распоряжение — это действия, связанные с отчуждением имущества от его владельца (продажа, дарение, обмен, наследование, аренда, залог и т.д.).
В переходный период к рыночной экономике в России широкое распространение получила практика передачи права управлять своей собственностью другому субъекту, после чего в рамках заключенного договора он не имеет формального права вмешиваться в действия своего доверенного лица (различные инвестиционные фонды, доверительные общества и т.д.).

Основополагающее значение право собственности в рыночной экономи­ке имеет для всех форм хозяйственной деятельности, в особенности для индивидуального предпринимательства.

Утверждение и неукоснительное соблюдение правовых норм собствен­ности — это тот фундамент, от состояния которого зависит прочность всех элементов свободного рынка. До тех пор пока не будет утверждена и законодательным образом защищена рыночная система частной собственности, быв­шие социалистические страны будут сталкиваться с большими, или даже непреодолимыми трудностями в создании нормально функционирующей рыноч­ной экономики.