Учет и отчетность в бюджетной организации

Оглавление:

Бюджетный учет и отчетность. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 497

Проанализировав имеющуюся информацию о бюджетном учёте и отчетности можно сделать вывод что, бухгалтерский учет бюджетных организаций широко известен по названием «бюджетный учет» и является основной частью российской национальной системы бухгалтерского учета, специализированной на создании учетной информации для управления государственными (муниципальными) финансами на всех уровнях властной системы Российской Федерации.

Учет в бюджетных учреждениях — это инструментом, целью которого является сбор информации о доходах и расходах по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников. Он регулируется четырьмя уровнями: законодательный, нормативный, методический и организационный.

В приказе по учетной политике учреждений для целей бюджетного учета могут утверждаться: план счетов бюджетного учета, формы первичных документов и так далее.

Методологические принципы организации и ведения бюджетного учета являются общими для всех органов и учреждений, в которых он ведется.

В бюджетных учреждениях ведется бухгалтерский учет. Бухгалтерия бюджетного учреждения состоит из нескольких групп, которые должны своевременно предоставлять всю необходимую информацию по учету средств.

Для учета операций по исполнению смет доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам полученным за счет финансирования, а так же по операциям централизованного снабжения, бюджетные учреждения применяют, в целях бухгалтерского учета, План счетов бюджетного учета. В едином плане счетов бюджетного учета отражены все объекты как бухгалтерского учета исполнения бюджетов, так и бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях

В состав учета бюджетных учреждений входят регистры бюджетного учета, которые предназначены для накопления и систематизации информации, содержащейся в первичных документах, принятых к учету. К ним относится: инвентарные карточки, описи, инвентарные списки — оборотные ведомости, накопительные ведомости, книги учета, карточки накопительного и суммового учета, книги регистрации, реестры, книги аналитического учета, карточки учета средств и расчетов, ведомости учета, журналы учета, инвентаризационные описи, журналы операций, Главная книга, которая является одним из важнейших регистров бюджетного учета. Главная книга в бюджетных учреждениях заполняется ежемесячно.

Конкретные формы указанных регистров и правила их ведения должны разрабатывать и утверждать органы, организующие исполнение бюджета бюджетной системы Российской Федерации, с учетом специфики исполнения соответствующих бюджетов.

Завершением полного цикла бухгалтерской обработки данных, которая содержится в учетных регистрах, является составление отчетности.

Бюджетная отчетность подразделяется на годовую, квартальную и месячную. Каждая из которых имеет свои формы.

Формы бюджетного учета и отчетности утвержденные Министерством финансов Российской Федерации. Все формы выдаются и контролируются финансовой системой государства.

Отчетность представляет собой совокупность сведений о работе организации за определенный период времени, сгруппированных в установленном порядке и последовательности. Составляется на основе учетных данных по типовым формам и инструкциям по заполнению, утвержденным Минфином Российской Федерации.

Отчетность должна быть понятной, уместной, достоверной, качественной, стабильной и нейтральной то есть должна удовлетворять всех пользователей, а не только отдельные группы.

Бюджетные учреждения представляют бухгалтерскую отчетность своему вышестоящему распорядителю бюджетных средств в сброшюрованном виде с нумерацией страниц, оглавлением и сопроводительным письмом на бумажных носителях информации, а также на электронных носителях информации. Она должна быть подписана руководителем и главным бухгалтером, главным распорядителем, распорядителем, получателем средств бюджетов, органа, организующего исполнение бюджетов, органа, осуществляющего кассовое обслуживание исполнения бюджетов.

Отчетность бюджетных учреждений имеет более узкую сферу применения. Такая отчетность формируется не столько для представления внешнему пользователю (хотя такая возможность также не отрицается), сколько для консолидации в бюджетной отчетности публично-правового образования.

Учет и отчетность в бюджетной организации

Ульяновск: УлГТУ, 2010. — 184 с.

Учебное пособие по дисциплине «Бюджетный учет и отчетность» включает руководство по изучению дисциплины, теоретический материал, глоссарий. Предназначено для студентов, обучающихся по специальности 08010965 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», изучающих дисциплину «Бюджетный учет и отчетность».
Подготовлено на кафедре «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.

Учебное пособие по дисциплине «Бюджетный учет и отчетность» включает руководство по изучению дисциплины, теоретический материал, глоссарий. Предназначено для студентов, обучающихся по специальности 08010965 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», изучающих дисциплину «Бюджетный учет и отчетность». Подготовлено на кафедре «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» УлГТУ.

Отчетность бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях

Базой для составления бухгалтерской отчетности является бухгалтерский учет, проводимый организацией в течение ее функционирования. Бюджетные учреждения не являются исключением. Однако отчетность бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях имеет свои особенности.

Общее назначение отчетности

Бухгалтерский учет ведется для того, чтобы зафиксировать все хозяйственные операции, которые сопровождаются использованием финансов. Сформированная на его базе отчетность дает возможность рассмотреть функционирование учреждения в финансовом, прибыльном плане, оценить его выгодность и эффективность, что очень важно при проведении анализа работы.

Отчетность необходима не только для внутреннего рассмотрения. Ее проверяют контролирующие органы с целью определения прибыльности предприятия и законности его работы. Контролируют также и оплату налогов, а отчетность в этом случае служит для проверки правильности их расчета и оплаты.

Какие учреждения можно отнести к бюджетному типу

К данному виду финансирования относятся некоммерческие структуры, которые сохранили статус учреждения. Особенностью является то, что их финансирование частично или полностью осуществляется из государственного или местного бюджета.

Данные структуры отличаются от других предприятий и объектов хозяйственной деятельности как типом обеспечения, так и учетом, и отчетностью, которые предоставляют.

Общие требования к отчетности

Отчетность, как результат проводимого учета, должна отвечать общим законным требованиям.

Для того чтобы предъявленные данные были достоверными, бюджетные учреждения обязуются проводить инвентаризационные мероприятия по всем счетам финансового характера, остаткам материального вида, а также остаткам денежных средств на момент закрытия периода.

При составлении отчетности учреждение обязано заполнять все предусмотренные графы отчетов. Исключением являются случаи, когда для их заполнения нет данных вследствие отсутствия подобных активов и пассивов. Тогда данные структурные графы или разделы помечаются прочерками.

Если по имеющимся данным невозможно составить полноценную финансовую картину, учреждение обязано принять меры для получения дополнительных показателей.

Формы для предоставления отчетности закреплены в законодательном режиме, но бюджетные учреждения, как и коммерческие объекты, имеют право дорабатывать существующие их для удобства пользования. При этом сохраняется требование о соблюдении определенной кодировки документов.

Язык для составления отчетности используется только русский. Валюта используется национальная.

Обязательное требование о том, что показатели на начало отчетного периода должны соответствовать показателям конца предыдущего, также должно быть соблюдено обязательно. В противном случае необходимо предоставить пояснения.

Заверяют отчетные документы руководитель учреждения и главный бухгалтер.

Большое и полное видео о составлении отчетности для бюджетных организаций:

Особые документы

Отчетность бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях имеет отличие от коммерческих структур. Так как финансирование совершается посредством бюджета, осуществляется оно на основании определенного документа – бюджетной сметы, а она, в свою очередь, составляется на базе смет доходов и расходов.

Приказом Минфина №5н осуществляется регламентирование единого порядка как ведения учета, так и составления отчетности в бюджетных учреждениях. При этом формы документов установлены отдельные, а основными можно назвать такие:

  • ОКУД 0503120, в которой отображается баланс использования бюджета.
  • ОКУД 0503121 — является отображением финансовых результатов деятельности.
  • ОКУД 0503123, являющаяся отчетом о движении денежных средств.
  • ОКУД 0503124 – форма для отчета кассовых поступлений и выбытий денежных средств.
  • ОКУД 0503125 — справка по консолидированным расчетам.
  • Др. документы.

Важность данного типа документации

Указанные выше документы формируют основную отчетную базу. В пакет документов по отчетности бюджетного учреждения входит еще множество справок, отчетов, балансов, пояснительных записок.

Это связано с тем, что контролирующие органы следят за использованием и целевым назначением средств, которые принадлежат бюджету, особенно пристально. Использование бюджетных сумм должно быть обоснованным. К обоснованию можно отнести не только указание, куда эти средства нужны, но и доказательные документы, которые подтвердят, что выделенные средства использовались по назначению, а не по личным прихотям заинтересованных лиц.

Именно поэтому бухгалтерская отчетность бюджетных учреждений должна быть составлена грамотно и качественно во избежание возникновения проблем.

Итак, отчетность бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях заметно отличается от отчетности коммерческих структур. Это связано с повышенными требованиями к данной документации и пристальным вниманием органов, осуществляющих контроль.

Учет и отчетность бюджетной организации нового типа

Автор: Татьяна Четвергова
Источник: Журнал “Аудит” №7-2013
Опубликовано: 22 июля 2013

В 2012 году закончилось реформирование бюджетных организаций. Появились учреждения нового типа, которые имеют свои отличия от ранее действовавших учреждений. У таких учреждений расширились полномочия. Их финансирование происходит за счет субсидий из бюджета на выполнение государственных (муниципальных) заданий. Закрепляемое в оперативное управление имущество разделилось на недвижимое, движимое и особо ценное. Деятельность таких учреждений теперь планируется на основе плана финансово-хозяйственной деятельности. Бухгалтерский учет ведется без КБК, но в разрезе КОСГУ. В связи с этим изменилась и отчетность бюджетного учреждения.

Читайте так же:  Пошлина на 2009 год

Основными документами, регламентирующими вопросы бухгалтерского учета бюджетных учреждений, являются:

  • Бюджетный кодекс РФ (далее – БК РФ);
  • Гражданский кодекс РФ (далее – ГК РФ);
  • Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ);
  • Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Федеральный закон № 402-ФЗ);
  • Приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее – Единый план счетов и Инструкция № 157н соответственно);
  • Приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению» (далее – План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкция № 174н соответственно);
  • Приказ Минфина России от 21.12.2012 № 171н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» (далее – Указания № 171н).

Основным локальным актом, регламентирующим организацию и ведение бухгалтерского учета в конкретном бюджетном учреждении, является учетная политика. Она утверждается приказом руководителя.

При формировании учетной политики бюджетного учреждения утверждаются:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета;
  • методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;
  • порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов в соответствии с утвержденным графиком документооборота для отражения в бухгалтерском учете;
  • формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым законодательством РФ не установлены обязательные для их оформления формы документов. При этом утвержденные учреждением формы документов должны содержать следующие обязательные реквизиты первичного учетного документа:

1. наименование документа;

2. дату составления;

3. наименование участника хозяйственной операции, от имени которого составлен документ, а также его идентификационные коды;

4. содержание хозяйственной операции;

5. измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

6. наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

7. личные подписи указанных лиц и их расшифровка;

8. порядок организации и обеспечения (осуществления) учреждением учета внутреннего финансового контроля;

9. иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета.

Ведение бухгалтерского учета организуется руководителем учреждения (ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 402-ФЗ).

Руководитель учреждения обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.

Учреждение нового типа по результатам своей деятельности (начиная с даты изменения типа учреждения) формирует и представляет бухгалтерскую отчетность в порядке, предусмотренном Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.03.2011 № 33н (далее – Инструкция № 33н).

В пункте 6 Инструкции № 33н указано, что бухгалтерская отчетность представляется государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями в орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, осуществляющий в отношении учреждения функции и полномочия учредителя, на бумажных носителях и (или) в виде электронного документа, с представлением на электронных носителях или путем передачи по телекоммуникационным каналам связи в установленные учредителем сроки.

Отчетной датой считается дата, по состоянию на которую составляется бюджетная отчетность. Пунктом 2 Инструкции № 33н установлены следующие даты:

  • для месячной отчетности – 1-е число месяца, следующего за отчетным месяцем;
  • для квартальной отчетности – 1 апреля, 1 июля, 1 октября текущего года;
  • для годовой отчетности – 1 января года, следующего за отчетным.

Отчетным годом является календарный год – с 1 января по 31 декабря включительно.

Отчетность составляется нарастающим периодом. Числовые показатели отражаются в рублях с точностью до второго знака (ч. 7 ст. 13 Федерального закона № 402-ФЗ). Отрицательные показатели отражаются со знаком «-».

Но есть перечень счетов, которые нельзя отражать с минусом: 0 206 00 000, 0 302 00 000, 0 304 02 000, 0 303 01 000, 0 304 03 000 (абз. 6 п. 2.2 Письма Минфина России № 02-06-07/5900, Казначейства России № 42-7.4-04/2.1-1709 от 21.12.2011).

В отчетности не должно быть помарок и исправлений.

Бюджетная отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем учреждения (ч. 8 ст. 13 Федерального закона № 402-ФЗ). Если руководитель отсутствует, например, в связи с болезнью, то подписать ее может только сотрудник, на которого официально возложены обязанности руководителя.

Пункт 12 Инструкции 33н содержит состав формы отчетов, которые необходимо представлять вышестоящим органам:

  • Баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730);
  • Справка по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725);
  • Справка по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф. 0503710);
  • Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737);
  • Отчет о принятых учреждением обязательствах (ф. 0503738);
  • Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721);
  • Пояснительная записка к Балансу учреждения (ф. 0503760);
  • Разделительный (ликвидационный) баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503830).

Состав отчетности может меняться в зависимости от отчетной даты.

Согласно части 2 статьи 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ) у бюджетных организаций появилась обязанность сдавать годовую бухгалтерскую отчетность в налоговую инспекцию. Разъяснения по этому поводу дает Минфин в своем Письме от 28 марта 2013 г. № 02-06-07/9937. Предоставить финансовую отчетность необходимо не позднее трех месяцев после окончания отчетного года. Хотя действие закона распространяется на 2013 год, однако отчетность нужно было сдать уже и за 2012 год (Письмо ФНС России от 01.04.2013 № ЕД-4-3/[email protected]).

Тех, кто этого не сделал, ожидает наказание в размере 200 рублей за каждый непредоставленный документ (ст. 126 НК, ч.1). Обратите внимание, что наказать могут не только учреждение, но руководителя и главного бухгалтера (ст. 15.6 КоАП). О составе отчетности можно узнать в вышеупомянутом письме Минфина. И сразу хочется упокоить бухгалтеров, что сдавать нужно будет не полный состав отчетности, а только нижеперечисленные:

  • Баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730);
  • Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721);
  • Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737);
  • Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769);

(Последние две формы в разрезе кодов финансового обеспечения, далее – КФО)

  • Сведения об остатках денежных средств учреждения (ф. 0503779) (в разрезе деятельности с целевыми средствами, деятельности по оказанию услуг (работ), по средствам во временном распоряжении).

Бюджетные учреждения должны хранить годовую отчетность бессрочно, а квартальную и месячную – не менее пяти лет после окончания отчетного периода.

Налоговый учет и отчетность

Бюджетные учреждения нового типа должны вести налоговый учет доходов и расходов на общих основаниях. Налоговая база по налогу на прибыль бюджетного учреждения определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета НДС и акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически произведенных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности, в т. ч. и внереализационных.

Прежде чем строить систему налогового учета, бюджетное учреждение должно выбрать метод признания доходов и расходов в налоговом учете. Глава 25 НК РФ позволяет организации использовать:

  • метод начисления (ст. ст. 271, 272);
  • кассовый метод (ст. 273).

Если сумма выручки бюджетного учреждения от осуществления предпринимательской деятельности (без учета НДС) в среднем за предыдущие четыре квартала не превышает 1 млн руб. за каждый квартал, оно вправе признавать доходы и расходы кассовым методом. Датой получения дохода признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, поступления иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а расходами – затраты после их оплаты.

Если бюджетное учреждение применяет метод начисления, оно признает доходы в отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав.

Для выполнения государственного задания бюджетному учреждению выделяется субсидия. Затраты на выполнение государственных работ делятся на:

  • нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги;
  • нормативные затраты на общехозяйственные нужды (за исключением затрат, которые учитываются в составе нормативных затрат на содержание имущества);
  • нормативные затраты на содержание недвижимого имущества;
  • нормативные затраты на содержание особо ценного движимого имущества.

Бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях (п. 4 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ).

Доходы в виде субсидий, предоставленные бюджетным учреждениям, в целях гл. 25 НК РФ признаются средствами целевого финансирования и не учитываются при формировании налоговой базы на основании пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ. При этом положения указанного подпункта обязывают налогоплательщиков, получивших средства целевого финансирования, вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. В противном случае указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения (Письмо Минфина России от 28.12.2012 № 03-03-06/4/124).Облагаются налогом на прибыль только доходы, полученные от предпринимательской деятельности, а также внереализационные доходы (от сдачи имущества в аренду; суммы пожертвований, использованные не по назначению; стоимость полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств (за исключением случаев, предусмотренных пп. 18 п. 1 ст. 251 НК РФ); стоимость излишков имущества, выявленных в результате инвентаризации и т. д.). Группировку доходов и расходов, а также метод их определения необходимо отразить в учетной политике учреждения.

Читайте так же:  Взимается государственная пошлина

Бюджетное учреждение обязано представлять в налоговые органы по месту своего учета налоговую декларацию (расчет) по налогу на прибыль (Письмо Минфина России от 20.10.2011 № 03-03-06/4/121). Бюджетные учреждения, у которых не возникает обязательств по уплате налога на прибыль, представляют налоговую декларацию по истечении налогового периода по упрощенной форме (п. 1.2 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденного Приказом ФНС России от 22.03.2012 № ММВ-7-3/[email protected]).

По некоторым видам деятельности предусмотрено применение нулевой ставки по налогу на прибыль. Данная льгота введена с 1 января 2011 года на период до 1 января 2020 года (п. 1.1 ст. 284 НК РФ). Для применения ставки 0 % необходимо, чтобы деятельность бюджетного учреждения входила в Перечень видов образовательной и медицинской деятельности, осуществляемой организациями, для применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль организаций, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 № 917. Необходимо также, чтобы бюджетное учреждение соответствовало дополнительным требованиям, установленным п. 3 ст. 284.1 НК РФ. Применение нулевой ставки возможно только с начала налогового периода. Для получения льготной нулевой ставки по налогу на прибыль, например, медицинскому учреждению, ему необходимо подать в налоговый орган заявление с приложением копии лицензии не позднее чем за месяц до наступления года, в котором оно хочет применять льготную ставку, то есть не позднее 30 ноября (п. 5 ст. 284.1 НК РФ).

Организации, применяющие ставку налога на прибыль 0 %, также должны представлять в налоговый орган декларации по налогу на прибыль в общеустановленном порядке.

При этом, согласно положениям п. 6 ст. 284.1 Налогового кодекса РФ, организации, применяющие налоговую ставку 0 % в соответствии со ст. 284.1 НК РФ, по окончании каждого налогового периода, в течение которого они применяют налоговую ставку 0 %, в сроки, установленные для представления налоговой декларации за налоговый период, обязаны подавать в налоговый орган по своему местонахождению сведения по форме, приведенной в Приложении к Приказу ФНС России от 21.11.2011 № ММВ-7-3/[email protected] В случае утери права применения нулевой ставки учреждение не может подавать заявление вновь в течение 5 лет.

Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (органов государственной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и созданных ими бюджетных учреждений) и операциях, приводящих к изменению вышеуказанных активов и обязательств.

Организация бухгалтерского учета в бюджетных организациях

Организация бухгалтерского учета в бюджетных организациях имеет ряд особенностей, которые основываются на законодательстве о бюджетном устройстве, Инструкции по бюджетному учету, других нормативных документах по учету и отчетности в бюджетных организациях, а также их отраслевой спецификой.

К таким особенностям бухгалтерского учета в бюджетных организациях можно отнести:

организация учета в разрезе статей бюджетной классификации;

контроль исполнения сметы доходов и расходов;

переход на казначейскую систему исполнения бюджетов;

выделение в учете кассовых и фактических расходов;

отраслевые особенности учета в учреждениях бюджетной сферы (здравоохранения, образования, науки и др.).

Задачи бюджетного учета

К основным задачам бюджетного учета относят:

формирование полной и достоверной информации о состоянии активов и обязательств учреждений, а также о финансовых результатах их деятельности;

формирование полной и достоверной информации об исполнении всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

обеспечение контроля за соответствием операций, осуществляемых в ходе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, законодательству Российской Федерации;

обеспечение контроля за состоянием активов и выполнением обязательств учреждений;

обеспечение внутренних и внешних пользователей отчетностью о состоянии активов и обязательств учреждений, а также отчетностью об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Нормативные документы

В бюджетных организациях учет исполнения смет доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников, осуществляется в соответствии с Федеральным законом о бухгалтерском учете и на основании Инструкции по бюджетному учету.

Инструкция по бюджетному учету включает в себя:

форму ведения бухгалтерского учета;

способ применения счетов Плана счетов бухгалтерского учета для отражения операций по исполнению сметы доходов и расходов денежных средств, которые были получены за счет внебюджетных источников;

формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета;

методы оценки активов и обязательств;

корреспонденцию счетов по основным бухгалтерским операциям.

Обязанности бухгалтерии

Бухгалтерия бюджетной организации, как правило, состоит из нескольких групп — финансовая, материальная, расчетов и др.

В группах могут выделяться подгруппы (оперативно-финансовая подгруппа, подгруппа по учету основных средств, подгруппа по учету расчетных операций и др.).

Обязанности бухгалтерии заключаются в следующем:

организация бухгалтерского учета в соответствии с действующим законодательством РФ;

контроль за правильным оформлением первичных учетных документов и законностью совершаемых операций;

контроль за расходами денежных средств в соответствии с целевым назначением в соответствии со сметами доходов и расходов;

контроль за сохранностью денежных средств и материальных ценностей;

начисление и своевременная выплата заработной платы сотрудникам;

учет доходов и расходов по средствам, полученным за счет внебюджетных источников;

проведение инвентаризации имущества и финансовых обязательств;

составление и представление в установленном порядке и в предусмотренные сроки бухгалтерской отчетности;

составление для утверждения руководителем учреждения смет доходов и расходов и расчетов;

обеспечение хранения документации.

Требования к ведению бюджетного учета

Инструкция по бюджетному учету, а также некоторые другие подобные нормативные документы выставляют определенные требования к его ведению.

Они жестко закреплены в законодательстве, и за нарушением данных требований могут последовать жесткие санкции.

Основные требования к ведению бюджетного учета заключаются в следующем:

любые действия, обязаны совершаться точно в срок.

отчетная информация должна соответствовать фактическому состоянию, а сам учет обязан производиться, начиная с самого первого дня существования организации;

ведение учета должно осуществляться исключительно в государственной валюте.

Бюджетный учет и отчетность

Выделяют несколько основных вариантов отчетов в бюджетных организациях, которые в обязательном порядке должны своевременно составляться и подаваться в вышестоящие инстанции. К таким отчетам относятся:

отчет об исполнении бюджета;

отчет о результатах деятельности;

отчет о движении средств.

Указанные отчеты позволяют контролирующим органам проводить детальный анализ состояния организации, ее особенностей, текущих проблем, направления развития и так далее.

Обычно ко всем этим документам прилагается также и пояснительная записка, в которой уточняется та или иная не совсем понятная информация.

Дополнительно подаются балансовые ведомости и любые другие документы, которые потребуются соответствующим инстанциям, если возникнет необходимость прояснить определенные моменты, цифры или другие особенности деятельности предприятия.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Ведение бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях

Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях: как правильно вести, чем отличается от коммерческого учета, как правильно формировать отчетность. Из данного материала вы узнаете все нюансы работы с бюджетными поступлениями, правила отражения операций в проводках и особенности сдачи отчетов.

Бухгалтерский учет в коммерческих и государственных организациях имеет общую основу, общие принципы и законодательную базу. Но есть и различия: бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях отличается методами, которые используются при формировании счетов и проводок. Работа с государственными деньгами – ключевой фактор, порождающий различия в методике.

Бухгалтерский учет в государственных учреждениях основан на работе с бюджетной сферой b имеет дополнительные нормативно-правовые акты (не применимые к коммерческим организациям) и требования к отчетности. В бюджетной сфере ведется тотальный контроль за всеми операциями. Это необходимо учитывать при организации отчетности.

Организация бухгалтерского учета в бюджетных организациях

Не каждое некоммерческое учреждение можно назвать бюджетным, в законе выделено порядка 30 разных форм некоммерческих учреждений. Точно также не каждое государственное или муниципальное учреждение является бюджетным – существуют автономные, казенные и, собственно, бюджетные организации (Закон № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). Разница проявляется в нюансах — методы работы, задачи, способы финансирования и т.д. В данном материале речь пойдет строго о бюджетных компаниях.

Госпредприятия имеют различия, которые выражаются в методах работы с поступающими от государства и собственными средствами. В частности, казенные предприятия не могут распоряжаться полученной от коммерческой деятельности (в разрешенных по закону объемах и формах) прибылью в своих целях, они обязаны отдавать их в счет дохода государства. Это не касается других форм. Бухгалтерский учет в казённых учреждениях должен учитывать этот фактор.

При работе с документами и бухгалтерией следует понимать, чем бюджетники отличаются от прочих форм организации государственного предприятия.

Бюджетное учреждение (бюджетная государственная организация) – это некоммерческая организация, созданная РФ или ее субъектом для оказания услуг (обслуживания) населения. Основная сфера работы — образование, медицина, культура и досуг и т.д. Такое предприятие на государственные деньги оказывает услуги или производит работы по заказу государственных органов. Источником средств могут быть различные субъекты РФ. Основная задача бухгалтерского учета в бюджете – точное отражение передвижений и расходования полученных от государства денег.

Бюджетное учреждение по закону может вести коммерческую деятельность, доход от которой используется на собственные нужды. Однако основной источник финансирования – государственные и муниципальные субсидии. Коммерческая составляющая строго контролируется и не может превышать определенный процент от общего дохода.

Читайте так же:  Стаж срочной службы

Учреждение причисляется к бюджетной форме на основании решения уполномоченного органа, а также на основании учредительной документации, где указана форма организации.

Бюджетный учет – единая государственная упорядоченная система сбора, обработки (регистрации) и обобщения информации о состоянии финансовых и нефинансовых активов РФ и ее субъектов. Термин «бюджетный учет» часто применяется в отношении бюджетных учреждений, но это не совсем верно. Согласно закону бюджетный учет ведут казенные госучреждения, а вот остальные занимаются бухгалтерским учетом. Эти понятия не следует смешивать, так как существует различие в методах работы.

Важные материалы для бухгалтеров:

Основные изменения в работе бухгалтера в 2019 году

Учетная политика бюджетного учреждения 2019

Учетная политика казенного учреждения 2019

9 карточек-подсказок, чтобы составить график отпусков на 2019 год

Как провести инвентаризацию по новым правилам

План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений

План счетов (ПС) – полный перечень используемых при работе с бухгалтерской отчетностью в бюджетной организации счетов.

Перечисленные счета используются для учёта бюджетных и внебюджетных источников финансирования. ПС для государственной компании существенно отличается от аналогичного в коммерческих организациях, на это следует обратить особое внимание.

Правила работы с отчетностью в бюджете описаны в официальном документе: едином Плане счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений №174н и Инструкции к нему.

Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, прописанные в данном приказе, позволяют унифицировать работу всех учреждений и сделать процесс учета государственных денег максимально прозрачным.

Особенности формирования плана счетов бюджетного учреждения

Номер каждого счета в рамках ПС состоит из двадцати шести разрядов и формируется по следующей схеме: 1-17 – классификатор поступления (и выбытия) денежных средств, 18 – вид деятельности организации, 19-21 – код синтетического счета ПС, 22-23 – код аналитического счета ПС, 24-26 — код классификации операций сектора государственного управления (вид поступления).

В номер счета ПС включен код классификации, который позволяет проводить мониторинг передвижения государственных денег. План счетов бухгалтерского учета содержит порядка двух тысяч доступных счетов, однако на практике бухгалтеры пользуются далеко не всеми. Для текущей деятельности предприятие разрабатывает собственный ПС, в который входят только те счета, которые необходимы в процессе работы.

В работе учреждения активно используются счета, входящие в следующие группы:

  • Нефинансовые активы. Основные средства учреждения, его нефинансовые активы. План счетов бухгалтерского учета бюджета, в отличие от ПС коммерческих организаций, содержит отдельный счет для вложений в материальные запасы.
  • Финансовые активы. Операции с депозитами, акциями, ценными бумагами и т.д. Здесь же – работа с дебиторскими задолженностями.
  • Обязательства. Расчет со сторонними поставщиками и подрядчиками, операции по работе с кредиторами.
  • Финансовый результат. Информация о финансовых итогах деятельности учреждения: доходы-расходы, годовые итоги и т.д.
  • Санкционирование расходов. Учет государственных вливаний и обязательств.

Обращаем ваше внимание, что закон разрешает органам государственной власти и другим уполномоченным органам введение дополнительных разрядов в код аналитического счета ПС в случаях, когда это необходимо внутренним пользователям для работы.

Счета в плане счетов бухгалтерского учета бывают двух видов: активные (учет движения активов предприятия) и пассивные (учет источников формирования и движения средств предприятия).

Приказ Минфина России от 16 ноября 2016 № 209н вносит ряд дополнений к Приказу №174н, в частности, расширяет количество счетов. Последние изменения следует учитывать при ведении бухгалтерского учета в бюджетном учреждении.

Проводки в бухгалтерском учете бюджетного учреждения

Проводки в бухгалтерском учете бюджетного учреждения составляются на основании правил, представленных в инструкции к единому плану счетов. При составлении проводок необходимо руководствоваться общими правилами бухучета, применяемыми для всех типов организаций. Смотрите таблицы типичных проводок в бюджетном учреждении:

Проводки в бухгалтерском учете бюджета должны учитывать главный нюанс: в одной проводке нельзя использовать счета с различными источниками финансирования. В частности, недопустимо смешивать деньги, поступившие от государства и средства от собственной коммерческой деятельности. Данные счета принадлежат к двум различным сметам.

Нормативные документы и стандарты бухгалтерского учета в 2018

Бухгалтерский учет в бюджете строго контролируется законодательством.

Основные положения и требования к бухучету содержатся в Федеральном законе №402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Этот документ формирует правовую основу, на которую должен опираться бухгалтер при работе со счетами.

При ведении учета нужно ориентироваться на Федеральные стандарты бухучета. В 2018 году было введено 5 стандартов. C 2019 будут действовать еще 5 новых Федеральных стандартов. Подробнее про них читайте на портале.

Единый план счетов для госучреждений описан в Инструкции 157н, а именно для бюджетных учреждений в Инструкции 174н.

Также бухгалтерский учет в бюджете должен принимать во внимание прочие нормативно-правовые акты, уточнения, письма и инструкции, выпускаемые государственными и муниципальными органами, уполномоченными работать с бюджетными средствами.

Авторизируйтесь с помощью социальных сетей и получите расширенный доступ к сайту: вы сможете скачивать все необходимые вам формы и образцы в любое время!

Требования к ведению бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях

В своей работе бухгалтер должен опираться на общие принципы и задачи бухгалтерского учета и учитывать особенности бюджетной сферы. К ним относятся необходимость вести контроль за точным исполнением утвержденного бюджета, проведение мероприятий по поиску дополнительных доходов, а также необходимость учитывать отраслевые особенности. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях имеет более сложную систему методов и более высокий уровень контроля точности.

Общие правила ведения бухучета должны учитывать следующие принципы: законность, правильность, осмотрительность, достоверность, независимость, постоянство, доступность, уместность, сопоставимость, превосходство формы над содержанием, своевременность, денежные измерители (ФЗ № 402). Помимо этого, бухучет в бюджете должен учитывать принципы и правила работы с бюджетными деньгами.

Задачи бухгалтерского учета в бюджете:

  • Формирование и предоставление контролирующим органам полных и достоверных данных о состоянии активов и движении средств на предприятии (как государственных средств, так и полученных от коммерческой деятельности);
  • Своевременное предоставление необходимой (и точной) информации о ходе выполнения плана по доходам и расходам бюджетных средств;
  • Своевременное предоставление необходимой (и точной) информации о ходе исполнения сметы расходов, участвующих в исполнении государственного бюджета.

Основные требования к бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях:

  • Учет должен вестись только в национальной валюте (рублях);
  • Учет ведется постоянно с момента регистрации предприятия;
  • Содержание аналитического отчета должно соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета;
  • Каждая хозяйственная и инвентаризационная операция должна подлежать обязательной регистрации.

Под учет попадают все хозяйственные операции, имущественные объекты и обязательства компании.

В бухгалтерском учете в бюджетных учреждениях важна своевременность: все операции должны вовремя быть зарегистрированы и отражены.

Спецвыпуск журнала «Зарплата в учреждении». Доступен для скачивания!
Узнайте сейчас:
☑ 3 проблемы, из-за которых контроллеры признают доплаты и надбавки незаконными
☑ 10 подсказок бухгалтеру: как распознать поддельный больничный и принять меры
☑ Образец справки, без которой сотруднику не выдадут дубликат больничного
☑ Как оформить и оплатить работу по инвентаризации, чтобы не оштрафовали
☑ Отпуск начинается в субботу. Это устроит и сотрудника, и учреждение

Отчетность за бухгалтерский учет

Бухгалтерская отчетность в бюджете ведется строго на основании Плана счетов, о котором говорилось выше – все требования к отчетности прописаны в соответствующей инструкции. Действует общепринятый принцип двойной записи для всех совершенных операций предприятия: каждое изменение состояния средств, находящихся на балансе учреждения, должно быть отражено, минимум, в двух разных счетах. Все операции отражаются только по факту их совершения (метод начисления), ценности и находящиеся на балансе активы учитываются отдельно.

Что касается сроков, то тут нет существенных отличий от обычного порядка бухучета.

Периодичность отчетности в бухгалтерском учете в учреждениях:

  • 1 раз в квартал (1 апреля, 1 июля и 1 октября отчетного года);
  • Годовая отчетность (1 января года, следующего за отчетным).

Отчетным считается период с 1 января по 31 декабря включительно. Отчетной датой (дата, на которую составляется бухгалтерская отчетность) считается последний календарный день отчетного периода. Исключение составляют случаи, когда проводится реорганизация или ликвидация учреждения, а также случаи, когда бюджетное учреждение проходит процесс преобразования в казенное.

В бухгалтерском учете в бюджете отчетность заполняется исключительно в рублях с учетом копеек до двух знаков после запятой (использование других валют недопустимо согласно принципам работы с государственными деньгами). Документы должны быть подписаны руководителем и главным бухгалтером, а в некоторых случаях, руководителем финансово-экономической службы бюджетного учреждения (если таковая имеется на предприятии). Эти же лица несут ответственность перед государством.

Бухгалтерская отчетность бюджетного учреждения:

Не нашли ответ на свой вопрос?
Задайте его экспертам «Системы Госфинансы»

Структура баланса

Бухгалтерский баланс бюджетного учреждения – отчет о состоянии средств предприятия, который отражает его активы и обязательства. Составляется на основании нормативно-правовых актов, применимых к конкретному типу учреждения. Основная задача баланса бюджетного учреждения в том, чтобы показать движение бюджетных средств, обеспечить контроль за их расходованием.

В балансе бюджетного учреждения реализуется принцип двусторонности: хозяйственные средства отражаются по вещественному составу и размещению (актив) и источникам формирования, целевому назначению (пассив).

В бухгалтерском учете в бюджете баланс имеет особую структуру. К активу относятся внеоборотные активы (средства для долгосрочного использования) + оборотные (средства, предназначенные для использования в ходе уставной хозяйственной деятельности) + затраты. К пассиву – собственный капитал + обязательства + доходы.

Поскольку бюджетные организации собственных средств не имеют, они покрывают все расходы за счет государственных ассигнаций и поступления специальных средств. Движение этих средств отражается в отчетности.