Учебное пособие охрана окружающей среды и экологическая безопасность

Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.

В учебном пособии всесторонне рассматриваются проблемы учета экологических факторов при осуществлении строительной деятельности на территории России. Рассмотрены концептуальные основы стратегии устойчивого развития. Сформированы требования к обеспечению экологической безопасности при осуществлении строительной деятельности. Даны общие представления о государственной экологической экспертизе и оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС). Представлены экологические основы градостроительного проектирования. Подробно рассмотрены требования к порядку разработки и составу раздела «Охрана окружающей среды» в градостроительной документации. Книга предназначена для подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов строительного комплекса.

Экологическая безопасность сельскохозяйственной продукции: Учебное пособие для вузов

Идея глобального эволюционизма и принцип антропности.P М., 1986. Тимофеев-Ресовский Н. В., Яблоков А. В., Воронцов Н. Н. Краткий очерк теории эволюции.P М., 1969. Топорнина Н. А., Стволинская Н. С. Генетика человека: Практикум для вузов.P М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001. Торосян В. Г. Концепция современного естествознания (Учебное пособие).P М.: Высшая школа, 2003. Традиции и революции в развитии науки.P М., 1991. Трофимова Т. И. Курс физики.P М., 2003. Философия и методология науки / Под ред. В. И. Купцова.P М., 1996. Фролов И. Т. Жизнь и познание.P М.: Мысль, 1981. Хакен Г. Информация и самоорганизация.P М., 1993. Хотунцев Ю. Л. Экология и экологическая безопасность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.P М.: Академия, 2002. Хромов С. П., Петросянц М. А. Метеорология и климатология.P М., 2001. Чижевский А. Л. Космический пульс жизни.P М., 1995. Шкловский И. С. Звезды, их рождение, жизнь и смерть.P М., 1995. Шредингер Э. Что такое жизнь с точки зрения физики?P М.: Атомиздат, 1972. Примечания 1 Собственный момент импульса микрочастицы, который не зависит от ее положения в пространстве. 2 Формулировка принадлежит известному физику Д. Бому. 3 ОТО одна из самых сложных областей современной физики . »

93.12.05 086
Для студентов колледжей автотранспортных и смежных с ними специальностей, а также студентов вузов соответствующего профиля, специалистов и ИТР автомобильного транспорта, а также всех заинтересованных читателей.
107 руб `03 год

Учебное пособие охрана окружающей среды и экологическая безопасность

Охрана окружающей среды: биотехнологические основы: Учебное пособие/КсенофонтовБ.С. — М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2016. — 200 с.: 60×90 1/16. — (Высшее образование) (Обложка) ISBN 978-5-8199-0641-5 — Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/528520

В учебном пособии рассмотрены биотехнологические процессы, изучаемые в курсе «Охрана окружающей среды». Последовательно изложены теоретические основы культивирования микроорганизмов и наиболее распространенных экобиотехнологических технологий, в том числе биологической очистки воды, биотехнологии очистки почвы и воздуха, а также аэробной и анаэробной обработки осадков сточных вод и отходов, образующихся при переработке растительного сырья. Проанализированы возможные пути получения электроэнергии путем анаэробного сбраживания осадков сточных вод. Предназначено для студентов экологических специальностей технических университетов, изучающих курс «Охрана окружающей среды».

Обучение, курсы по

По итогам нашей программы обучения, курсов охраны окружающей среды , специалист приобретет прикладные знания в области загрязняющих веществ, негативно воздействующих факторов на человека, воду и атмосферу. Определится с принципами защиты окружающей среды и технологией утилизации отходов.

Дистанционно по всей России .

Курсы, обучение, возможно в любой точке Российской Федерации или за рубежом. Доступ к интернету – является единственным условием.

Бесплатная доставка: Всех необходимых документов заказным письмом почтой России.

Стоимость: от 2 500 * руб. за специалиста

Быстрая выдача: удостоверений, свидетельств за 1 день.

Форма курсов, обучения: дистанционно.

Получаете: Удостоверение, свидетельство, диплом, государственного образца (действующие по всей территории РФ и признаются всеми СРО).

Важно: — каждый бланк содержит водяные знаки и имеет свою уникальную нумерацию. Каждое выданное удостоверение заносится во внутренний реестр.


Заполняете простые формы обращения;

Согласно статье 73 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» , руководители промышленных, строительных, организаций, сельскохозяйственных и транспортных предприятий и т. д., природопользователи должны пройти обучение, курс экологической подготовки в сфере охраны окружающей среды. Также такое обучение необходимо для специалистов данных организаций, отвечающих за экологическую обстановку.

Программы обучения, курсов по Охране окружающей среды (ООС) и ЖКК:

Наименование образовательной программы, курсов, обучение

Стоимость без НДС

обучение, курсы — Охрана окружающей среды на предприятиях и ЖКК

Проектирование зданий и сооружений: работы по подготовке проектов мероприятий по охране окружающей среды

Охрана окружающей среды на предприятиях и ЖКК

Разработка раздела проектной документации «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» в проектной организации

Организация природоохранной деятельности на предприятии

Организация природоохранной деятельности на предприятиях ЖКК

Ценообразование, сметное нормирование и договорные отношения в строительстве и ЖКК

Проекты мероприятий по охране окружающей среды

Стоимость: 2 500 * руб. от 10 специалистов.

3 000 * руб. от 1 до 9 специалистов.

Обучение, курсы Охрана окружающей среды — предлагает вам удобные условия обучения, квалифицированных преподавателей, удобство оплаты и самые современные учебные материалы.

Заполняете простые формы обращения;

Обучение возможно в любой точке Российской Федерации или за рубежом.

Отправка всех документов заказным письмом почтой России.

Форма обучения, курсов: предлагаем пройти профессиональную переподготовку (обучение, курсы по Охране окружающей среды) дистанционно, без отрыва от производства. Дистанционная форма обучения подразумевает самостоятельное изучение материала.

При проведении проверок со стороны органов государственного контроля (Природоохранная прокуратура, Ростехнадзор, Росприроднадзор, Роспотребнадзор, Природоохранные комитеты субъектов РФ) обязательным условием является предъявление удостоверений или свидетельств установленного образца о том, что вы соблюдаете букву закона и проходите курсы по экологической безопасности в соответствии с требованиями закона.

Удостоверение, Сертификат, Свидетельство о повышении квалификации предъявляется при проверках органов госконтроля — Росприроднадзора, Роспотребнадзора, Ростехнадзора, природоохранной прокуратуры, природоохранных комитетов субъектов России, а также при получении лицензии по обращению с опасными отходами.

Как проходит обучение, курсы:

1. Отправляете заявку ( предварительно скачав с сайта ):

Отправляете нам по электронной почте: Заявку на обучение, курсы и Информация об организации.

По ряду программ необходимо предоставить копию диплома*.

2. Выставляем договор и счет на оплату.

На основании заявки — мы заключаем ( высылаем ) договор на прохождение обучения. Высылаем счет за курсы, обучение.

3. Оплачиваете счет, подписываете договор.

При необходимости — сразу обмениваемся оригиналами или скан-копиями.

Начинаем процесс обучения.

5. Проходим тестирование.

После прохождения обучения, курса слушателю выдается (высылаем почтой):

Удостоверение о повышении квалификации установленного образца, (свидетельство или удостоверение, установленного образца, которое действительно на всей территории Российской Федерации) которые предъявляются при проверках органов госконтроля;

Копию протокола заседания комиссии по проверке знаний;

Заверенная копия лицензии на образовательную деятельность, (по требованию);

Копия утвержденной программы обучения, (по требованию).

Выданные: Удостоверения, Свидетельство предъявляется при проверках органов государственного контроля Российской Федерации ( которые действительны на всей территории России ).

Учебные центры, Институты которые сотрудничают с нами, прошли государственную аккредитацию и имеют лицензию , дающую право проведения вышеозначенных курсов, обучения.

Мы готовы предложить вам самые современные учебные материалы, отвечающие потребностям сегодняшнего дня, а также удобный способ обучения — дистанционно посредством возможностей нашего портала.

ПРОМЫШЛЕННАЯ ЭКОЛОГИЯ Учебное пособие

Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Политехнического института ФГОУ ВПО «Сибирский Федеральный Университет»

Грищенко Е. А., Горбунова Л. Н., Кутузова В. П.. Промышленная экология: учебное пособие. Красноярск: ИПЦ. КГТУ, 2007. – 743 с.

Отражена государственная концепция охраны окружающей среды. Изложены теоретические и организационные основы охраны окру-

жающей среды. Приведена классификация источников загрязнения, загрязнителей, а также методы и средства обеспечения экологической безопасности.

В учебном пособии изложены основные понятия и категории этой области знаний, приведены сведения о загрязняющих веществах, физических факторах воздействия на окружающую среду (шум, инфразвук, вибрация, электромагнитные поля и др.), особенностях экологического контроля и надзора и др.

Предназначено для студентов всех специальностей и инженернотехнических работников.

Коллектив авторов, 2007

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ

1.1. Термины и определения .

1.1.1. Атмосфера и ее роль в биосфере .

1.1.2. Атмосферный воздух .

1.1.3. Гидросфера и ее роль в биосфере .

1.1.5. Литосфера и ее роль в биосфере .

1.2. Окружающая среда .

1.3. Факторы негативного воздействия на окружающую среду .

1.3.1. Опасные природные процессы .

1.3.2. Демографический «взрыв» .

1.3.4. Научно-технический прогресс .

1.3.5. Интенсификация сельского хозяйства .

1.3.6. Гонка вооружений и военные конфликты .

1.3.7. Законодательно-правовые, финансовые и другие проблемы охраны

1.4. Классификация загрязнителей и их источников .

1.5. Загрязнение окружающей среды .

1.6. Экологическая опасность и ее оценка .

1.7. Охрана окружающей среды и ее объекты .

1.8. Принципы, методы и средства охраны окружающей среды .

1.8.1. Принципы охраны окружающей среды .

1.8.2. Методы охраны окружающей среды .

Контрольные вопросы к гл. 1 .

ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОХРАНЫ

2.1. Законодательные акты .

2.2. Подзаконные акты .

2.3. Нормативные правовые акты .

2.4. Оценка воздействия на окружающую среду .

2.4.1. Экологические характеристики района .

2.4.2. Природные характеристики района .

2.5. Экологическое обоснование .

2.6. Экологическая экспертиза .

2.6.1. Государственная экологическая экспертиза .

2.6.2. Заключение государственной экологической экспертизы .

2.6.3. Общественная экологическая экспертиза .

2.6.4. Заключение общественной экологической экспертизы .

2.8. Экологическая сертификация соответствия (экосертификация) .

2.9. Декларирование безопасности .

2.9.1. Декларация безопасности .

2.9.2. Особые требования к декларации безопасности для проектируемого

2.9.3. Особые требования к декларации безопасности для действующего

2.9.4. Особые требования к декларации безопасности гидротехнических

сооружений, хвостохранилищ и шламонакопителей I, II, III классов .

2.10. Экологическая паспортизация .

2.11. Зоны экологического риска .

2.11.1. Зоны чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия

2.11.2. . Оценка экологического состояния территории

2.12. Экологическое страхование .

2.13. Экологические права и обязанности .

2.13.1. Экологические права и обязанности гражданина .

2.13.2. Экологические права и обязанности общественных и иных

2.14. Экологические правонарушения .

2.15. Экологические преступления .

2.16. Юридическая ответственность за экологические правонарушения и

2.16.1. Административная ответственность .

2.16.2. Дисциплинарная ответственность .

2.16.3. Материальная ответственность .

2.16.4. Уголовная ответственность .

2.17. Возмещение вреда окружающей среде .

2.18. Компенсация вреда окружающей среде .

2.19. Возмещение и компенсация вреда, причиненного жизни, здоровью и

имуществу физических и юридических лиц .

2.19.1. Возмещение вероятного вреда .

2.19.2. Возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью негативным

воздействием окружающей среды .

2.19.3. Компенсация морального вреда .

2.19.4. Экологические льготы .

Контрольные вопросы к гл. 2 .

ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО

3.1. Экологическое управление .

Читайте так же:  Адвокат савченко василий сергеевич запорожье

3.1.1. Экологическое управление на государственном уровне .

3.1.2. Функциональная подсистема экологической безопасности .

3.1.3. Природоохранная служба .

3.2. Надзор за соблюдением законодательства в области охраны окружающей

среды и использования природных ресурсов .

3.3. Экологический контроль .

3.3.1. Государственный экологический контроль .

3.3.2. Производственный экологический контроль .

3.3.2. Общественный экологический контроль .

3.4. Единая государственная система экологического мониторинга .

3.5. Государственное статистическое наблюдение за окружающей средой .

3.6. Российское экологическое федеральное информационное агентство .

3.6. Экологическое планирование .

3.7. Экологический аудит .

3.8. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды и

использования природных ресурсов .

3.8.1. Плата за использование природных ресурсов .

3.8.2. Плата за негативное воздействие на окружающую среду .

3.8.3. Плата за неорганизованный сброс загрязняющих веществ .

3.8.4. Плата за сброс сточных вод и загрязняющих веществ .

в системы канализации населенных пунктов .

3.9. Экологический ущерб .

3.9.1. Экологический ущерб от загрязнения атмосферного воздуха .

3.9.2. Экологический ущерб от загрязнения водных объектов .

3.9.3. Экологический ущерб от загрязнения и разрушения почв и земельных

3.9.4. Экологический ущерб от действия шума .

3.9.5. Оценка вреда и определение размера экологического ущерба от

уничтожения объектов животного мира и нарушения их среды обитания .

3.9.6. Экологический ущерб от аварии на опасном производственном объекте .292

3.9.7. Предотвращенный экологический ущерб от загрязнения окружающей

3.10. Эффективность и эффект природоохранных мероприятий .

Контрольные вопросы к гл. 3 .

ГЛАВА 4. ОХРАНА АТМОСФЕРЫ.

4.1. Классификация промышленных зданий .

4.2. Классификация источников выброса загрязнений .

4.3. Расчет выбросов загрязняющих веществ .

4.4. Установки и аппараты очистки газа и их классификация .

4.5. Выбор аппаратов очистки газа .

4.6. Требования к эксплуатации и обслуживанию установок очистки газа .

4.7. Аспирационные системы и требования к их эксплуатации и обслуживанию .394

4.8. Расчет рассеивания загрязняющих веществ в атмосфере .

4.9. Гигиенические требования к качеству атмосферного воздуха населенных мест

4.9.1. Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха

при размещении, строительстве и реконструкции объектов производственной и

4.9.2. Гигиенические требования к выбору площадки для строительства .

4.9.3. Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха

при разработке проекта .

4.9.4. Гигиенические требования к качеству атмосферного воздуха на стадии

строительства и ввода в эксплуатацию объектов .

4.9.5. Гигиенические требования к качеству атмосферного воздуха при

4.9.6. Производственный контроль за загрязнением атмосферного воздуха

4.10. Санитарно-защитные зоны .

4.11. Порядок разработки и утверждения нормативов выбросов загрязняющих

веществ в окружающую среду .

4.12. Мониторинг атмосферного воздуха .

4.12.1. Выбор маркерных веществ .

4.12.2. Выбор точек мониторинга атмосферного воздуха .

4.12.3. Сбор и подготовка исходной информации .

4.12.4. Оценка загрязнения территории на основе расчетных данных .

4.12.5. Оценка фактических масс выбросов предприятия по результатам

измерения концентрации маркера выбросов предприятия .

Контрольные вопросы к гл. 4 .

ГЛАВА 5. ОХРАНА ГИДРОСФЕРЫ .

5.1. Водные объекты, их классификация и водопользование .

5.2. Лицензия на водопользование .

5.6. Сточные воды и их классификация .

5.7.1. Разбавление производственных сточных вод .

5.7.2. Охлаждение производственных сточных вод .

5.7.4. Методы водоочистки .

5.7.6. Биологическая водоочистка .

5.8. Требования к эксплуатации очистных сооружений .

5.9. Осадки сточных вод и объекты их размещения .

5.9.1. Земледельческие поля орошения .

5.9.2. Накопители осадков .

5.10. Охрана вод от загрязнения .

5.10.1. Лимит водопользования .

5.10.3. Предельно допустимая величина антропогенной нагрузки на водный

5.10.4. Норматив предельно допустимого вредного воздействия на водный

5.10.5. Предельно допустимый сброс в водный объект .

5.10.6. Охрана поверхностных вод .

5.10.7. Охрана подземных вод .

5.10.8. Обязанности водопотребителя по охране вод от загрязнения .

5.10. 9. Контроль состава и свойств сточных вод .

5.10.10. Контроль загрязнения поверхностных вод .

5.10.11. Контроль загрязнения морских вод .

5.10.12. Государственный мониторинг водных объектов .

Контрольные вопросы к гл. 5 .

ГЛАВА 6. ПЕРЕРАБОТКА И ЗАХОРОНЕНИЕ ОТХОДОВ.

6.1. Отходы производства и потребления и их классификация .

6.2. Меры по снижению негативного воздействия отходов производства и

потребления на окружающую среду .

6.3. Требования к размещению отходов производства и потребления .

6.3.1. Требования к временному размещению отходов производства и

6.3.2. Требования к захоронению отходов производства и потребления .

6.4. Радиоактивные отходы и их классификация .

6.5. Переработка радиоактивных отходов .

6.6. Кондиционирование радиоактивных отходов .

6.7. Захоронение радиоактивных отходов .

6.8. Твердые бытовые отходы .

6.9. Требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых

6.9.1. Требования к размещению полигонов твердых бытовых отходов .

6.9.2. Требования к устройству хозяйственной зоны полигона ТБО .

6.9.3. Требования к эксплуатации полигонов твердых бытовых отходов и их

6.9.4. Производственный контроль за эксплуатацией полигона твердых бытовых

6.9.5. Требования к условиям приема отходов производства и потребления на

полигоны твердых бытовых отходов .

Контрольные вопросы к гл. 6 .

ГЛАВА 7. ЗАЩИТА ОТ ИОНИЗИРУЮЩИХ ИЗЛУЧЕНИЙ.

7.2. Ионизирующие излучения .

7.3. Действие ионизирующих излучений на человека и окружающую среду .

7.4. Радиационная безопасность .

7.5. Реабилитация радиационно-загрязненных участков территории .

7.7. Дезактивация и способы ее проведения .

7.8. Радиометрический контроль .

Контрольные вопросы к гл. 7 .

ГЛАВА 8. ЗАЩИТА ОТ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ ПОЛЕЙ И

8.1. Электромагнитные поля и излучения и их действие на человека и

8.2. Нормирование электромагнитных полей и излучений .

8.3. Гигиенические требования по обеспечению защиты от электромагнитных

полей и излучений .

8.4. Контроль и надзор за уровнями электромагнитных полей и излучений .

Контрольные вопросы к гл. 8 .

ГЛАВА 9. ЗАЩИТА ОТ ШУМА И ВИБРАЦИЙ.

9.1. Шум и его действие на человека и окружающую среду .

9.2. Нормируемые параметры и допустимые уровни шума в помещениях жилых,

общественных зданий и на территории жилой застройки .

9.3. Акустический расчет .

9.4. Оценка воздействия шума на население .

9.5. Методы и средства обеспечения допустимых уровней шума в помещениях

жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки .

9.6. Вибрация и ее действие на человека и окружающую среду .

Контрольные вопросы к гл. 9 .

ТИПЫ КЛИМАТОВ ЗЕМНОГО ШАРА, ИХ ОБОЗНАЧЕНИЯ И

ОБРАЗЦЫ И ФОРМЫ ЗАПОЛНЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ.

ТАКСЫ ДЛЯ ИСЧИСЛЕНИЯ РАЗМЕРА ВЗЫСКАНИЯ.

ФОРМА № 2-ТП ВОЗДУХ.

НОРМАТИВЫ ПЛАТЫ ЗА ВЫБРОСЫ.

КОЭФФИЦИЕНТЫ, УЧИТЫВАЮЩИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ

Мы и сейчас еще не поняли и не хотим понять, что животные, птицы и рыбы,

растения без нас проживут, а вот нам без них не прожить и дня единого.

В начале 60-х годов ХХ века человечество впервые стало осознавать серьезность встающих перед ним экологических проблем. Реальностью стали глобальное потепление климата, истощение озонового слоя над полюсами, распространение токсикантов и загрязнение воды, воздуха, почв, продуктов питания вредными химическими веществами, вымирание многих видов растений и животных, снижение биоразнообразия и биопродуктивности в результате деятельности человека.

Своей деятельностью человек создал искусственный мир, преобразовав значительную часть окружающей природной среды. Результатом деятельности человека является продукция – новые вещества, материалы, технические устройства, приборы различного назначения, жидкие, газообразные, твердые отходы и многое другое. Как правило, эти искусственные вещества, материалы, отходы производства и потребления и другая продукция на различных этапах своего жизненного цикла – проектирования, производства, поставки, транспортирования, хранения, использования, утилизации и ликвидации обладают свойствами, несовместимыми с естественными природными системами, а также характеристиками самого человека. Они имеют конечный срок полезного использования, не разлагаются или разлагаются очень медленно, приводят к загрязнению биосферы, непосредственно или косвенно оказывают негативное воздействие на качество жизни и здоровье человека.

Сегодня скорость увеличения вредного воздействия деятельности человека и интенсивность их влияния уже выходит за пределы биологической приспособляемости экосистем к изменениям окружающей природной среды и создает прямую угрозу жизни и здоровью населения планеты.

Принципиальный недостаток развиваемых до сегодняшнего времени технологий заключается в том, что они приводят к нарушению круговорота веществ в биосфере, при которой использование природных ресурсов сопровождается загрязнением окружающей природной среды. Если самоочищающая способность окружающей природной среды недостаточна для нейтрали-

зации загрязнений, то они неблагоприятно действуют на жизнь и здоровье человека, технологические процессы и на природные ресурсы.

Во взаимоотношениях человека в отличие от других живых организмов с биосферой есть существенная разница: человек, постоянно изменяя, расширяя и совершенствуя способы и формы своих отношений с биосферой, действует в соответствии со своими потребностями, не всегда согласованными с экологическими законами.

По мнению академика Н. Н. Моисеева, «человек познал законы, позволившие ему создавать современные машины, но он пока не научился понимать, что существуют и другие законы, которые, возможно, он еще и не знает, что в его взаимоотношениях с природой существует запретная черта, которую человек не имеет права переступать ни при каких обстоятельствах … существует система запретов, нарушая которые он разрушает свое будущее».

Ученые определили путь безопасного развития биосферы. Так, французские ученые Е. Леруа и Тейер де Шарден в 1927 году ввели понятие ноосфера, а русский ученый В. И. Вернадский в последующие годы развил это понятие.

Ноосфера – это такое состояние биосферы, в котором все осуществляемые в ней процессы будут управляться разумом. Ноосферный подход предполагает, что люди должны быть воспитаны в духе уважения к окружающей природной среде. Поэтому исключительное значение для сохранения биосферы имеют воспитание, образование и ответственность каждого человека.

С учетом последнего замечания студент, изучающий промышленную экологию, должен:

уметь выявлять источники загрязнения и загрязнители окружающей природной среды;

знать воздействие загрязнителей на человека и окружающую природную среду;

разрабатывать и использовать экобиозащитную технику и технологии для уменьшения или исключения негативного воздействия на окружающую природную среду;

осуществлять переработку, обезвреживание, захоронение и утилизацию отходов производства и потребления;

производить оценку затрат на проведение мероприятий, направленных на уменьшение или исключение негативного воздействия на окружающую природную среду и определение их эффективности;

проводить анализ экологического риска.

Настоящее учебное пособие соответствует требованиям государственного образовательного стандарта по дисциплине «Промышленная экология».

Обучение охране окружающей среды и экологической безопасности

Главная > Комплексное повышение квалификации > Природопользование и охрана окружающей среды

АНО ДПО «ЦПР Профи» проводит обучение по программам «Природопользование и охрана окружающей среды».

Для руководителей общехозяйственных систем управления


Для специалистов экологических служб и систем экологического контроля


Для руководителей при работе с отходами I-IV класса опасности


Подготовка на право работы с отходами I-IV класса опасности


Подготовка на право работы с медицинскими отходами


Программы разработаны на основании Федерального закона № 89 от от 24.07.1998 г «Об отходах производства и потребления», а также в соответствии с требованиями ФЗ № 7 от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды», Приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 18.12.2002 № 868 «Об организации профессиональной подготовки на право работы с опасными отходами», иных федеральных законов и нормативно-правовых документов в сфере работы с опасными отходами.

Обучение по охране окружающей среды предназначено для повышения уровня квалификации специалистов, получивших высшее профессиональное образование технического или иного профиля. Программа подготовлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к подготовке лиц, допускаемых к работе с опасными отходами или претендующими на получение лицензии на деятельность по обращению с опасными отходами.

Читайте так же:  Оформить кредит в лето банке по паспорту

Курс обучения включает теоретический материал и тестирование по каждой теме, а также практическую часть — итоговое тестирование по проверке знаний всего учебного курса.

Курс обучения «Охрана окружающей среды и экологическая безопасность» рассчитан на:

  • руководителей предприятий;
  • инженеров по охране окружающей среды;
  • ответственных за допуск к обращению с отходами;
  • рабочих, занятых в области обращения с отходами.

Стоимость обучения:

Курс предназначен для: руководителей и специалистов, исполняющих обязанности, квалификационные характеристики которых содержат требования в отношении знаний экологического законодательства и практического применения норм и стандартов в области обеспечения экологической безопасности.

Курс предназначен для: руководителей и специалистов, исполняющих обязанности, квалификационные характеристики которых содержат требования в отношении знаний экологического законодательства, принципов управления охраной окружающей среды и практической реализации методов и процессов организации обеспечения экологической безопасности и экологического контроля

Курс предназначен для: руководителей и специалистов, исполняющих обязанности, квалификационные характеристики которых содержат требования в отношении знаний норм и стандартов обеспечения экологической безопасности при работах по обращению с опасными отходами производства и потребления и претендующие на право допуска к таким работам.

Курс предназначен для: лиц, допущенных к обращению с отходами I –IV классов опасности (в соответствии со ст.15 Федерального закона №89-ФЗ от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления»).

Курс предназначен для: лиц, допущенных к обращению (сбору, временному хранению, обеззараживанию, обезвреживанию, транспортированию) с отходами, образующимися в организациях при осуществлении медицинской и/или фармацевтической деятельности.

* Действует система лояльности для клиентов
Стоимость обучения приведена для Екатеринбурга. Стоимость в других подразделениях Скачать прайс-график

очно-заочное, дистанционное,
форма итоговой аттестации — тест

Форма проведения занятий:

Индивидуальное, с использованием программного обеспечения.

Выдаются документы:

Удостоверение о повышении квалификации установленного образца,

По всем интересующим вопросам можно получить консультацию у сотрудников центра по телефону:
8-800-234-18-38, (343) 302-28-38 Екатеринбург, 8-982-764-79-35 Тюмень, (3842) 75-50-53 Кемерово, 8-914-227-32-43 Якутия,
(861) 290-18-37 Краснодар.

Экологическая безопасность, защита территории и населения при чрезвычайных ситуациях, Учебное пособие (стр. 1 )

ЗАЩИТА ТЕРРИТОРИИ И НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Книга создана на основе многолетнего опыта преподавания ряда курсов, связанных с теорией и практикой гражданской обороны (ГО). Авторы вели занятия как в Калужском филиале МГТУ им. , так и в Учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям (ГОЧС) Калужской области.

Вызывает сожаление, что в стране до сих пор не было учебника для всех специальностей профессионального образования, который учитывал бы печальный опыт чрезвычайных ситуаций последних лет. Проект такого учебника в мае 1998 г. получил одобрение МЧС РФ. В книге учтены требования как программы для всех специальностей высшего профессионального образования, согласованной с МЧС и утвержденной Госкомитетом РФ по высшему образованию 27.04.95 г., так и программы для всех специальностей среднего профессионального образования, согласованной с МЧС РФ и утвержденной Министерством образования РФ в 1997 г.

При изучении курса следует обращать внимание на его прикладной характер. Поэтому при проведении занятий необходимы технические средства обучения (видеофильмы, слайды, диафильмы, аудиоматериалы, плакаты, схемы), образцы защитных средств и средств измерения, имитационные обучающие игры в учебном городке ГО.

Основной задачей книги является подготовка специалистов к действиям по предупреждению ЧС в условиях мирного и военного времени, а также ликвидации их последствий; обеспечению защиты населения; выявлению неблагоприятных воздействий на среду обитания и повышению устойчивости объектов к таким воздействиям; прогнозированию развития ЧС.

Материал пособия отражает последние достижения теории и практики ГОЧС.

Заместитель начальника Главного управления по обучению, начальник Учебно-методического центра Калужской области

Принятые сокращения[1]

АРС — автомобильная разливочная станция

АХОВ — аварийные химические опасные вещества

БС — биологические (бактериологические) средства

ВВ — взрывчатые вещества

ГВС — газовоздушные смеси

ГО — гражданская оборона

ГОЧС — гражданская оборона и чрезвычайные ситуации

ЗС — защитные сооружения

ИИИ — источник ионизирующих излучений

ИТМ — инженерно-технические мероприятия

КВО — круговое вероятное отклонение (ракеты)

ЛВГЖ — легковоспламеняющиеся горючие жидкости

ЛЭП — линии электропередач, обычно воздушные

МТС — материально-техническое снабжение

OB — отравляющие вещества

0ЗВ — облако зараженного воздуха

ООД — отряд обеспечения движения

ОчХП (БП, ЯП, КП) — очаг химического (бактериологического, ядерного, комбинированного) поражения

ОЭ (ОНХ) — объект экономики (народного хозяйства)

ПЛВС — пылевоздушные смеси

ПРВС — паровоздушные смеси

ПДК (ПДУ, ПДД) — предельно допустимая концентрация (уровень, доза)

ПОО — потенциально опасный объект

ПР и ПХЗ — противорадиационная и противохимическая защита

ПРУ — противорадиационное укрытие

ПУ (КИП) — пункт управления (комбинационно-наблюдательный пункт)

ПЯТЦ — предприятие ядерного топливного цикла

РАИ — радиоактивное излучение

РАОО – радиационно-опасный объект

РВ — радиоактивные вещества

РЗ — радиоактивное заражение

РСЧС — Российская система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

РХБ(Р) — радиационная, химическая и бактериологическая разведка

РЭН — рассредоточение работающих и эвакуация населения

СвО (К, Г) — сводный отряд (команда, группа)

СДЯВ — сильнодействующие ядовитые вещества

СиДНР — спасательные и другие неотложные работы

СИЗ — средства индивидуальной защиты

СНЛК — сеть наблюдений и лабораторного контроля

СпО (К, Г) — спасательный отряд (команда, группа)

СУГ — сжиженные углеводородные газы

ТВС — топливовоздушная смесь

УВВ — ударная воздушная волна

ЯБП — ядерный боеприпас

ЯТЦ — ядерный топливный цикл

Человек создал жилище, чтобы уберечься от естественных неблагоприятных факторов (молнии, осадков, зверей и т. п.) и обеспечить себе комфортные условия (температуру, давление, влажность, освещение). Но само жилище несет в себе угрозу обрушения, пожара, загазованности, поражения электрическим током. Не меньше опасностей подстерегает человека и на производстве (аэрозоли, электромагнитные поля, вибрация).

ЧС природного характера имели место на Земле с незапамятных времен. К подобным катаклизмам можно отнести несколько ледниковых периодов, последний из которых закончился 15 тысяч лет назад. Не менее разрушительными для экологии Земли могли быть падения крупных космических тел (с этим связывают исчезновение флоры и фауны мезозоя), мощные извержения и взрывы вулканов.

Из-за резкого изменения климата на значительных территориях уничтожены высокоразвитые цивилизации и крупные государства. Например, существовавшее на плодородных почвах юго-запада Аравии более 1000 лет до н. э. Сабейское царство погребено под песками из-за наступления пустыни, а в центре нынешней Сахары за 6000 лет до н. э. находились обширные пастбища, так как количество осадков здесь было до 400 мм в год (в настоящее время-5 мм в год). На Руси, начиная с Х в. зафиксировано 162 землетрясения, 137 наводнений, 136 ураганов, 185 случаев эпидемий, 360 засух, 93 случая нашествия вредителей (грызунов, саранчи), 350 голодных зим, 105 возвратов заморозков в начале лета.

В наши дни мировой научно-технический прогресс в определяющей степени способствует невиданному росту благосостояния людей. Но прогресс таит в себе и огромные опасности. Большинство крупных аварий и катастроф на Земле являются результатом насыщенности, как производства, так и сферы услуг сверхсовременной техникой, сложнейшими системами контроля и автоматики. При этом резко увеличивается вероятность технических неполадок или человеческих ошибок в процессе эксплуатации техники. Масштаб крупных техногенных катастроф уже вполне соизмерим с чрезвычайными ситуациями военного времени. Не меньшую угрозу со стороны промышленности представляет наличие в сфере мировой энергетики почти 10 млрд тонн условного топлива, которое способно отравлять окружающую среду, гореть и взрываться. Стремительно растет число несчастных случаев, аварий и катастроф, заканчивающихся значительными материальными потерями и жертвами. Почти повседневными стали аварии на предприятиях химической, угольной промышленности, при нефтедобыче и нефтепереработке, в авиации, на транспорте. Наиболее часто при подобных авариях происходят взрывы продуктопроводов и оборудования, обрушения строительных или транспортных конструкций. Отмечается заметный рост отрицательных последствий пожаров, взрывов, заражений, наводнений [4, 26]. Чаще всего люди гибнут на пожарах из-за взрывов топливовоздушных смесей (ТВС), пылевоздушных смесей (ПВС), газовоздушных смесей (ГВС), а также из-за отсутствия или загромождения путей эвакуации, а иногда и из-за удушья. Число жертв увеличивается при применении быстрогорящих материалов и материалов, выделяющих токсические соединения. Не менее опасно воздействие на живые организмы вредных веществ, уровни (концентрации) которых в окружающей среде превышают предельно допустимые значения.

Появилось понятие «экологическое мышление». Однако разрушение природы человеком продолжается и становится все интенсивнее. И все это оправдывается объективными причинами: нехваткой денежных и материальных средств на проведение мероприятий по обеспечению требований экологии (строительство очистных сооружений, внедрение современных природоохранных технологий); ресурсов; отсутствием проектов, прошедших эффективную экспертизу. Чтобы затормозить стремительный процесс разрушения окружающей природной среды, необходим строжайший экологический контроль, независимая и всесторонняя экологическая экспертиза, внедрение современных безопасных природоохранных технологий. Необходимо решительно вводить экологическое образование для широкого круга чиновников, контролировать расстановку обученных кадров и обеспечить просвещение населения в вопросах грамотного природопользования.

Основные принципы проведения экологической экспертизы: широкая гласность, участие общественности. Уполномоченным органом в решении данного вопроса является Российский государственный комитет по охране окружающей среды и его территориальные органы. Во исполнение закона РФ «Об охране окружающей природной среды» государственной экологической экспертизе подлежат все объекты и мероприятия, намеченные к реализации, — независимо от их сметной стоимости и принадлежности. Полный перечень объектов, подлежащих государственной экологической экспертизе, дан в законе Российской Федерации «Об экологической экспертизе» от 01.01.01 г. и в «Положении о порядке проведения государственной экологической экспертизы», утвержденном Постановлением правительства Российской Федерации 11 июня 1996 г. (№ 000). Эти документы предусматривают ответственность за нарушение закона, призванного обеспечить право граждан на качественную природную среду, особенно в вопросах фальсификации заключения и сокрытия сведений о ведомственной заинтересованности в результатах экспертизы.

Чтобы в полном объеме и своевременно выполнить работы по ликвидации негативных последствий ЧС, необходимо заблаговременно и тщательно осуществить подготовку сил ГОЧС для действий в таких условиях, мониторинг природной среды, а также обеспечить соответствующие службы современным передвижным лабораторным и иным оборудованием для контроля за загрязнением атмосферы, почвы и водных ресурсов и за местами хранения токсичных отходов.

К службам наблюдения и контроля относятся:

q формирования федеральных органов, которые осуществляют контроль состояния окружающей природной среды, обстановки на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, а также производят анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения;

q формирования ветеринарной службы Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ;

q организации, осуществляющие наблюдение и лабораторный контроль за качеством сырья и продуктов питания Комитета РФ по торговле и Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ;

q учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля;

q подразделения геодезической службы Российской академии наук, оперативной группы постоянной готовности регионального центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

Читайте так же:  1с лицензия для обучения

q подразделения Министерства по атомной энергии РФ.

К силам ликвидации ЧС и их последствий относятся:

q аварийно-спасательные, восстановительные, противопожарные, аварийно-восстановительные, аварийно-технические и поисковые формирования организаций;

q формирования и организации службы медицины катастроф;

q формирования ветеринарной службы и службы защиты растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ;

q формирования сил территориальной подсистемы РСЧС;

q специально подготовленные силы и средства войск ГО, других войск и военных формирований, предназначенных для ликвидации последствий ЧС;

q восстановительные и пожарные поезда МПС РФ;

q аварийно-спасательные службы и формирования федеральной службы речного флота;

q силы и средства органов внутренних дел федерации и региона, которые используются в соответствии с возложенными на них задачами.

Трагические события последних лет все чаще указывают на то, что необходимо найти пути снижения риска возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, смягчения и локализации их отрицательных последствий для людей и окружающей среды. Нам всем надо понять, что ради безопасной жизни на Земле остановить научно-технический прогресс (как того требуют некоторые радикально настроенные «зеленые») невозможно. Но преодолеть инерцию при решении экологических задач, найти компромисс между стремлением сохранить природу и подчинением узковедомственным и монопольным интересам — важнейшее направление на этом пути. Правильного решения можно добиться, проводя объективную и независимую экспертизу на стадии проектирования и строительства объектов и комплексов экономики, а также обеспечивая широкую гласность и участие населения региона в окончательном принятии решения по данному вопросу. Но главное: необходимо обеспечить подготовку персонала, его морально-психологическую устойчивость, повышение производственной и технологической дисциплины; персональную ответственность каждого руководителя — независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности — за безопасность персонала, его техническую и специальную подготовку, способность умело и грамотно действовать в условиях ЧС, неукоснительное выполнение мер безопасности.

Чтобы снизить количество жертв, необходимо обеспечить максимально оперативные (с использованием вычислительной техники), единые на всю страну системы связи, управления и оповещения, а также постоянную готовность к работе унифицированного спасательного оборудования. Об этом говорит весь опыт проведения спасательных работ: 80% пострадавших удается спасти лишь в первые 5 ч после катастрофы. Катастрофа на ЧАЭС принесла огромный ущерб, в ней погибло более 30 и получили серьезное лучевое поражение 200 человек, эвакуировано около 100 тыс. человек и почти 250 тыс. человек продолжают жить в зоне заражения [9, 11, 21].

На пожарах Россия ежегодно теряет до 8,5 тыс. человек, и более 10 тыс. человек получают травмы. Большинство жертв на пожарах вызвано удушьем вследствие отсутствия или загромождения путей эвакуации. Количество жертв увеличивается при наличии быстрогорящих и выделяющих токсичные соединения материалов [30].

Велики потери на земном шаре и от стихийных бедствий. Количество погибших достигает 250 тыс. человек, а подвергающихся опасности — до 25 млн человек в год. Только от землетрясений в мире ежегодно погибает до 50 тыс. человек [26, 33, 40, 46].

Не менее опасно для человека повседневное превышение ПДУ (ПДК, ПДД) вредных веществ в окружающей среде и продуктах питания.

Глава 1. Классификация чрезвычайных ситуаций

Чрезвычайная ситуация (ЧС) — это совокупность обстоятельств, возникающих в результате аварий, катастроф, стихийных бедствий, диверсий или иных факторов, когда происходит резкое отклонение протекающих явлений и процессов от нормальных, что отрицательно сказывается на жизнеобеспечении, экономике, социальной сфере и природной среде [2, 4, 22, 26, 4б].

При изучении различных аспектов воздействия окружающей природной среды на благополучие человека наиболее эффективен факторный подход, рассматривающий соответствующие факторы риска, которые способны осложнить существование человека.

— метеорологические (температура, ветер, осадки или их отсутствие — засуха);

— орографические (разрежение атмосферы, лавины, оползни, сели);

— геофизические (бури, землетрясения, цунами, магнитные аномалии);

— гидрографические (наводнения, заболачивание, подтопле-ние, способность подземных и поверхностных вод к самоочищению);

— геологические (состав пород, наличие радона, величина радиации, карст, полезные ископаемые, тектонические разломы);

— почвенные (микроэлементы, способность к самоочищению, пылеобразование, кислотно-щелочное равновесие, состав и структура почвы);

— фауна (ядовитые и опасные животные, переносчики возбудителей болезни, пищевые ресурсы);

— флора (ядовитые и лекарственные растения, пищевые ресурсы, состояние воздуха, биоиндикация экологически вредных агентов);

— микрофлора воздуха, воды, почвы, животных, растений;

— биологические компоненты объектов (токсины, белки, — продукты обмена веществ);

— биоценозы (в том числе природные очаги заболеваний).

— население (демография, расселение, урбанизация, миграция, образ жизни, половозрастной и профессиональный состав, культура, обычаи, материальное благосостояние);

— территориальная организация общества, хозяйственное использование земель;

— физическое загрязнение воздуха, воды, почвы (радиация, электромагнитные поля, тепловое и звуковое воздействия, шум, аэрозоли);

— химическое загрязнение воздуха, воды, почвы, растений, животных, продуктов питания, объектов;

— биологические факторы (микробное загрязнение воздуха, воды, почвы, органические отходы);

— промышленные и транспортные факторы (аварии, катастрофы);

— санитарно-гигиеническое состояние и эпидемический статус;

— психотравмирующие факторы (стрессы, утомляемость);

— медицинские и ветеринарные службы и развитость инфраструктуры.

При ЧС возникают первичные и вторичные поражающие факторы. К первичным факторам относятся: обрушение строений, воздействие разрядов статического электричества (молнии), ударной воздушной волны, оползней, селей, лавин, электромагнитные или световые воздействия. К вторичным поражающим факторам относятся: взрывы оборудования, пожары, загазованность, заражение, то есть это следствие первичного воздействия на потенциально опасные элементы объекта.

При чрезвычайной ситуации для ее оценки можно выделить следующие критерии:

— временной, то есть внезапность ЧС, быстрота ее развития;

— экологический, то есть степень необратимых изменений природной среды, массовый падеж животных, эпидемии;

— психологический, вызывающий стрессовое состояние, депрессию, страх, панику, фобии;

— политический (повышенная конфликтность, напряженность в обществе);

— экономический (материальный ущерб, выход из строя систем, сооружений, огромные затраты на восстановление, массовое использование техники, а также на подготовку специалистов);

— организационно-управленческий (своевременное прогнозирование обстановки, хода событий, принятие решений, доведение их до исполнителей, контроль за выполнением решений, привлечение специалистов и организаций для решения поставленных задач, расчет возможности проведения СиДНР).

При планировании мероприятий ГОЧС необходимо учитывать фазы развития ЧС:

— накопление отклонений различных показателей от допустимых норм, ТУ, ГОСТов;

— инициирование возникновения чрезвычайной ситуации;

— воздействие последствий ЧС на окружающую среду;

— действие остаточных факторов поражения, чтобы не допустить возобновления ЧС или усложнения обстановки;

— окончательная ликвидация последствий ЧС.

По конкретно сложившейся обстановке и тяжести последствий чрезвычайные ситуации можно разделить на:

— частные (в пределах рабочего места);

— локальные, когда пострадало до 10 человек или нарушены условия жизнедеятельности не менее 100 человек, причинен материальный ущерб до 1000 минимальных размеров оплаты труда и когда вредные последствия от ситуации не распространяются за пределы санитарно-защитной зоны;

— местные ЧС, которые по сфере воздействия не выходят за пределы муниципального образования и когда пострадало до 50 человек или нарушены условия жизнедеятельности до 300 человек, а причиненный материальный ущерб — не менее 5000 минимальных размеров оплаты труда;

— территориальные ЧС, охватившие несколько районов, когда пострадало до 500 человек или нарушены условия жизнедеятельности до 500 человек, а материальный ущерб составил до 500 тыс. минимальных размеров оплаты труда;

— региональные ЧС, охватывающие территорию не менее двух субъектов РФ, когда пострадало до 500 человек или нарушены условия жизнедеятельности до 1000 человек, а материальный ущерб составил до 5 млн минимальных размеров оплаты труда;

— глобальные, когда последствия ЧС распространяются на несколько областей или даже государств.

Классификация чрезвычайных ситуаций

1. ЧС техногенного характера

1.1. Транспортные аварии

— Крушение товарного поезда при наличии более 15 пострадавших

— Крушение пассажирского поезда, если число жертв более 4 человек

— Аварии грузовых судов

— Аварии пассажирских судов

1.2. Пожары, взрывы

— На объектах (если более 10 пострадавших или 2 погибших)

— На объектах с ЛВГЖ, ВВ, вызвавшие заражение

1.3. Аварии с выбросом СДЯВ

— При количестве пострадавших более 10 или погибших более 2 человек

1.4. Аварии с выбросом радиоактивных веществ

— На атомных установках (если 10 пострадавших или 2 погибших)

— На ПЯТЦ с РЗ в санитарно-защитной зоне

— При транспортировке РВ (более 100 ПДК или ПДУ)

— При ядерном взрыве (РЗ более 10 ПДК суточной дозы)

1.5. Аварии с выбросом биологических средств

— С биологическими боеприпасами

1.6. Внезапное разрушение зданий

— Обрушение производственных зданий

— Обрушение зданий жилого фонда

— Аварии на электростанциях с длительным перерывом подачи электроэнергии

— Аварии на ЛЭП с длительным перерывом подачи электроэнергии

1.8. Аварии в коммунальных сетях

— Канализации при концентрации загрязняющих веществ, более чем в 10 раз превышающих ПДК

— Теплоцентралей в холодное время года

1.9. Аварии на очистных сооружениях

— Промышленных ОЭ (выброс более 10т)

— Из-за выброса газов

1.10. Гидродинамические аварии

— Прорыв плотин с затоплением их волной

— Прорыв плотин с их затоплением из-за паводка

2. ЧС природного характера

2.1. Геофизические опасные явления

2.2. Геологические опасные явления

— Просадка лессовых пород

— Просадка земной поверхности из-за карста

2.3. Метеоопасные явления

— Вихри (скорость ветра более 30 м/с)

— Крупный град (поперечины градин 20 мм)

— Сильный дождь (если за 12 часов выпало более 120 мм осадков)

— Сильный мороз, сильная метель (при скорости ветра более 20 м/с)

2.4. Морские гидрологические явления

— Сильное колебание уровня моря

— Сильный тягун в порту

— Крепкий лед в порту

— Отрыв прибрежного льда

2.5. Гидрологические явления на суше

— Резкое уменьшение уровня вод ниже норм

— Повышение уровня грунтовых вод

— Лесной (площадь пожара более 25 га)

— Подземный пожар в угольных и нефтяных пластах

2.7. Инфекционные заболевания

— Единичные случаи заболевания

— Групповые случаи (более 50 человек)

— Эпидемическая вспышка (более 15 человек)

— Пандемия (эпидемия на территории нескольких стран)

— Инфекционное заболевание неясной этиологии (более 20 человек)

2.8. Инфекционные заболевания сельскохозяйственных животных

2.9. Поражение растений болезнями и вредителями

3. ЧС экологического характера

3.1. ЧС, связанные с изменениями состояния суши

— Просадка, оползни, обвалы из-за выработки недр

— Наличие тяжелых металлов в почве (более 50 ПДК)

— Деградация почв из-за эрозии, засоления

— Критические ситуации из-за переполнения хранилищ отходами

3.2. ЧС из-за изменения состава атмосферы

3.3. ЧС из-за изменения состояния гидросферы (водной среды)

3.4. Чрезвычайные ситуации в биосфере

4. ЧС социально — и военно-политического характера

— Волнения, антиобщественные выступления граждан

— Падение носителя ядерного оружия с повреждением ЯБП

— Одиночный ядерный взрыв

— Диверсия на военном объекте.

С развитием цивилизации растет частота экстремальных техногенных и природных явлений (табл. 1.1), сопровождающихся увеличением человеческих жертв и материального ущерба [26].