Требования по фгос к кабинету начальной школы

Оглавление:

требования ФГОС к учебному кабинету

БОУ ОО СПО «Болховский педагогический колледж»

Реализация требований ФГОС при организации работы

учебного кабинета или учебной мастерской

студент 5 курса группы «Г»

Захаров Антон Витальевич

О б учебном кабинете в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения Учебный кабинет –это учебно-воспитательное подразделение, являющееся средством осуществления основной образовательной программы начального общего образования, обеспечивающее создание современной предметно–образовательной среды обучения начальной школы с учётом целей, устанавливаемых ФГОС ОО. Оснащение кабинета должно способствовать решению задач основных образовательных программ, обеспечивающих реализацию ФГОС второго поколения. Оснащение учебного кабинета включает в себя: книгопечатную продукцию; печатные пособия; экранно звуковые пособия, в том числе в цифровом виде, итерактивную доску; технические средства обучения (средства информационно коммуникационных технологий); игры и игрушки; учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование; натуральные объекты; допускается использование объектов, изготовленных самостоятельным способом учителем, учащимися и их родителями. К таким объектам могут быть отнесены иллюстративные материалы, видеоматериалы. Фотоальбомы, макеты и т.п. Занятия в кабинете должны способствовать: переходу от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным; поисково-исследовательским видам работ; формированию умений работать с различными видами информации и её источниками; формированию коммуникативной культуры учащихся; формированию системы универсальных учебных действий; развитию способностей к самоконтролю, самооценке, самоанализу; воспитанию высокоорганизованной личности. Учебная нагрузка кабинета должна быть не более 36 часов в неделю. Новые требования ФГОС к учебному кабинету

Наличие в кабинете нормативных документов (Государственный образовательный стандарт, календарные планы, измерители, требования и др.), регламентирующих деятельность по реализации Государственной программы по предмету. Укомплектованность кабинета учебным оборудованием, учебнометодическим комплексом средств обучения, необходимых для реализации учебных программ, реализуемых школой на основании «Перечня учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений» в соответствие с требованиями ФГОС НОО и ООО. Соответствие учебно-методического комплекса и комплекса средств обучения требованиям стандарта образования и образовательным программам. Обеспеченность учебниками, дидактическими материалами, раздаточным материалом в соответствии с образовательной программой школы. Наличие вариативного дидактического материала по основным темам преподаваемых учителем предметов (карточки с вариантами заданий, упражнений, вопросов и т.п.), необходимый для выполнения учебных программ, реализуемых школой в результате введения ФГОС НОО и ООО. Этот дидактический материал должен обновляться учителем по мере необходимости в соответствии с прохождением учебной программы, изменением интересов детей. Дидактический материал может храниться, в том числе, на электронных носителях. Наличие планов и отчѐтов работы учителя, планов-конспектов открытых уроков, выступлений учителя на заседаниях методических объединений, совещаниях, педсоветах, семинарах, конференциях и т.д., печатные работы учителя, мультимедийное представление (видеоматериалы, компьютерные презентации открытых уроков, родительские собрания, внеклассные мероприятия и др.) (Портфолио учителя может быть представлено в электронном формате на педагогическом сайте учителя). Соблюдение эстетических требований к оформлению кабинета: наличие постоянных и сменных учебно-информационных стендов. Стендовый материал учебного кабинета должен содержать: государственный образовательный стандарт по предмету (минимально необходимое содержание образования и требования к уровню обязательной подготовки); рекомендации для учащихся по проектированию их учебной деятельности (подготовка к тестированию, экзаменам, практикумам и др.); правила техники безопасности работы и поведения в кабинете; материалы, используемые в учебном процессе; выставочные работы обучающихся; рекомендации по организации и выполнению домашних заданий, по подготовке к различным формам диагностики; классный уголок. Соблюдение правил техники безопасности (журнал о проведении инструктажа по ТБ), санитарно-гигиенических норм в учебном кабинете. Наличие расписания работы учебного кабинета по обязательной программе, программе дополнительного образования, индивидуальным занятиям с отстающими, с одаренными учащимися, консультации и др.

Оснащение школьных классов по ФГОС

Правовая база, нормативные акты

Министерство образования и науки РФ утвердило Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) основного общего образования от 17 декабря 2010 года №1897, назначение которого – систематизация и стандартизация учебных процессов и обеспечение их высокого качества в школах. Документ составлен на основе перечней специализированных требований, среди которых:

  • Приказ Минобрнауки РФ от 4 октября 2010 года №986 о минимальном техническом оснащении учебных процессов в ученических классах;
  • САНПИН 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010 №189 (актуализированная на сегодняшний день версия) о санитарно-эпидемиологических требованиях к учебным помещениям и организации процесса обучения.

Для начальных школ ФГОС определён приказом того же Министерства России от 6 октября 2009 г. № 373. Последняя редакция от 22 сентября 2011 г. № 2357.

Основной документ, на который сегодня опираются учебные заведения при комплектовании – Приказ Минобрнауки России от 30.03.2016 N 336.

Учебные организации в праве вносить изменения и уточнять заданные нормы и правила, придерживаясь установленного регламента, не менее 1 раза в 10 лет.

Общие требования

В первую очередь оборудование школьных кабинетов должно соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям САНПИН. Оно должно быть изготовлено из экологически безопасных материалов, поддающихся незатруднительной уборке, быть пожаробезопасным, отвечающим нормативам охраны труда.

Мебель должна быть сертифицирована на основании таможенного регламента ТР ТС 025/2012 и допущена для использования в школьных классах. Испытательное оборудование для исследовательской деятельности должно соответствовать ГОСТ 8.568 «Аттестация испытательного оборудования». Техника для интерактивного обучения для школ не сертифицируется, но обязательно сопровождается технической документацией качества от производителя.

Компания Комплектант при подборе оснащения школ и детских садов проверяет товары на соответствие всем существующим на сегодняшний день нормам.

Место преподавателя

Для учителя в кабинете предусмотрены:

  • Рабочее место (стол и стул/кресло). Теперь это не просто стандартная мебель: столы могут быть оснащены дополнительными полками, ящиками, иметь различную конфигурацию. Обычный стул сегодня заменяют ортопедические удобные кресла в разном исполнении.
  • Технические средства передачи информации – интерактивный программно-аппаратный комплекс.
  • Мебель для хранения обучающих материалов (шкафы, стеллажи) с необходимым количеством секций и полок, в любой конфигурации и габаритах.
  • Устройства экспозиции.
  • Для каждого специализированного класса в зависимости от дисциплины – наглядные пособия, приспособления и инструменты.
  • Доска для письма мелом с антибликовым покрытием по тёмному фону. Пожалуй, это единственный предмет, которого не коснулись изменения.

В кабинете разрешается установка интерактивных досок с условием их гигиеничности и безопасности. Экраны таких должны быть равномерно освещены и видны в любого ученического места без образования бликов. Об этом можно узнать из технического описания устройства, кроме того производители нередко указывают о допуске техники к использованию в учебных классах.

Места для учеников – это парты. Они должны соответствовать росту учащихся и быть правильно установленными в кабинетном пространстве. Классические парты на сегодняшний день целесообразно заменять на специализированную мебель повышенного удобства, учитывающую анатомию детей, например, растущие парты, параметры которых подгоняются под каждого ученика. В столешнице могут быть предусмотрены дополнительные ящики, регуляция наклона рабочей поверхности и т. д.

Стулья с колёсиками, с возможностью поворота и регулирования высоты, откидной спинкой, мягкой обивкой – для современных школьников есть возможность обеспечить комфортное сидение в течение дня.

Если в одном классе предусмотрены парты разных размеров, меньшие по размеру располагают ближе к доске и далее по габаритам. При этом необходимо соблюдать размеры проходов и учитывать удобство выполнения детьми заданий, проведения исследовательских, лабораторных и других видов работ. Эти требования прописаны в САНПИН.

При планировке кабинета нельзя забывать о требованиях техники безопасности, в том числе пожарной.

Техническое оснащение

ФГОС определяет комплекс аппаратуры, которая рекомендуется для установки в каждом ученическом классе общеобразовательной школы для усовершенствования образовательного процесса:

  • Плейеры мультимедиа и магнитофоны (на выбор, это могут быть комплексные устройства);
  • Телевизор;
  • Интерактивные доски;
  • Экран для проектора (проецирование изображений на стену не допускается);
  • Компьютеры или планшеты для коворкинга.

Для просмотра телефильмов и передач рекомендуется планирование отдельной зоны с обеспечением необходимых безопасных расстояний для глаз.

Согласно Приказу Минобрнауки России от 30.03.2016 N 336 для каждого специализированного кабинета могут быть выбраны разные наборы интерактивного и научного оборудования.

Применяйте современные решения

Как выглядят большинство классов в школах? Это привычные пастельные цвета стен и преимущественно светлая мебель в скучной расцветке «Бук Бавария». А ведь обстановка напрямую влияет на интерес детей к науке и получению знаний. Комплектант предлагает необычные, яркие решения для комплектования школьных классов.

Просто посмотрите на классы, укомплектованные нашей мебелью:

Как Вы думаете, в каком классе лучше раскрываются творческие способности: классическом и скучном или ярком и современном?

Ученические парты и столы, а также мебель, могут быть изготовлены в ярком, приятном глазу цветовом оттенке из надёжного МДФ. Теперь дизайн помещения можно моделировать, а не отталкиваться от стандартов.

Парты классические для двух человек или одиночные, растущие – для производителей мебели нет ничего невозможного. То же касается шкафов и стеллажей: нужны закрытые места для хранения? Они могут быть оснащены глухими или стеклянными дверцами, это могут быть полки разного размера и цвета. Сочетайте их с интересным оттенком стен и кабинет заиграет красками, станет уникальным и посещаемым детьми с удовольствием.

Поиском интересных и необычных решений занимаются наши специалисты, готовые помочь в комплектовании школьных классов по всей стране.

Комплексное планирование кабинетов под ключ

ТД Комплектант предлагает комплексное оснащение школьных кабинетов согласно Приказу № 336 Министерства Образования РФ и ФГОС от проектирования планировки до поставки сертифицированного оборудования, в том числе под ключ.

При подборе компонентов учитываются нормы безопасности, удобства и гигиены, а также особенности интерьера. По каждой категории мы предлагаем выбор наиболее оптимального варианта мебели и учебного оснащения по потребности каждого отдельного класса и даже школьной программы.

Читайте так же:  Экспертиза товара по 44 фз

Компания сотрудничает с производителями парт и мультимедийного оборудования для обучения, поэтому поставки необходимой техники и мебели осуществляются в короткие сроки на выгодных условиях, что особенно важно для бюджетных учреждений. Работаем по всей России.

Проводим бесплатные демонстрации оборудования и обучение преподавателей.

Чтобы заказать комплектацию кабинета, демонстрацию или прайс оставьте заявку на сайте или позвоните по телефону 8 (800) 200-75-40.

Есть заявка? Хотите скомплектовать класс? Поберем всё оборудование и мебель, подготовим документы и поставим с отсрочкой 45 дней.

Положение об учебном кабинете начальных классов.

Структура паспорта

1. Пояснительная записка.

2. Положение об учебном кабинете начальных классов.

3.Анализ работы кабинета за 2014-2015 учебный год и задачи на 2015 – 2016 учебный год.

4. Анализ работы по оборудованию и оснащению кабинета начальных классов № 1

5. Валеологический паспорт кабинет.

7. Опись имущества кабинета.

8. Инвентарная ведомость на ТОО.

9. 3анятость кабинета

10. Видео- и аудиоматериалы.

11. Перспективный план развития кабинета начальных классов на 2015 – 2016 учебный год.

12. Протокол решения педагогического совета школы готовности кабинета.

Положение о кабинете начальных классов с учётом требований ФГОС НОО-ОВЗ

1 МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 147 Принято на Педагогическом совете Пр. 4 от г. Учтено мнение ППО МАОУ СОШ 147 Председатель ПК Баширцева В.П. УТВЕРЖДАЮ Н.Ф. Соболева Директор МАОУ СОШ 147 приказ от г О Положение о кабинете начальных классов с учётом требований ФГОС НОО-ОВЗ I. Общие положения Настоящее положение разработано на основе Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» ( 273-ФЗ от ), Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от за 1598 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (в ред. Постановлений Правительства РФ от N 212, от N 919, от N 49, от N 617,от N 216), с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от г. 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений», Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН ) от г. 189 в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов в рамках действующих государственных образовательных стандартов и при внедрении ФГОС НОО. Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Учебный кабинет начальной школы (далее — кабинет) представляет особую развивающую здоровьесберегающую среду, позволяющую реализовать ценности, цели и принципы личностноориентированного образования. Она способствует раскрытию индивидуальности каждого ученика, его творческой реализации, поощряет к развитию у школьников инициативы и самостоятельности, создает возможности для обучения школьников на основе их личной активности. 1.3.ФГОС-ОВЗ НОО включает в себя требования к материально-техническим условиям реализации адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для слепых и слабовидящих обучающихся, что означает приведение в соответствие с требованиями ФГОС-ОВЗ учебного кабинета начального общего образования 1.4. Материально-техническая база реализации адаптированной основной образовательной программы начального общего образования должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательного учреждения. 1.5.Кабинет создается с целью обеспечения благоприятных условий для совершенствования образовательного процесса, повышения эффективности и качества обучения, методического и профессионального уровня педагогов, сосредоточения наглядного, дидактического материала, методической литературы, технических средств, отвечающих задачам введения и реализации ФГОС- ОВЗ.

2 II.Общие требования к кабинету начальных классов Кабинет должен отвечать санитарно-гигиеническим требованиям к условиям обучения школьников в соответствии с СанПин от 29 декабря 2010 г Учебные кабинеты начальной школы оснащаются техническими средствами обучения, учебнонаглядными пособиями, необходимыми средствами обучения для организации образовательного процесса в начальных классах в соответствии с действующими типовыми перечнями и ФГОС-ОВЗ, находящиеся в свободном доступе для использования слепыми и слабовидящими обучающимися во время занятий Учебные средства и материалы регулярно обновляются педагогом в зависимости от прохождения учебной программы, изменения интересов и возможностей обучающихся Организация рабочих мест обучающихся должна обеспечивать возможность выполнения адаптированной основной образовательной программы начального общего, учитывать требования техники безопасности для слепых и слабовидящих обучающихся Планировка парт может регулярно изменяться в соответствии с использованием различных форм работы, либо обеспечивается постоянная постановка парт таким образом, что это позволяет использовать на уроке различные формы работы детей (фронтальную, подгрупповую, парную, индивидуальную и т.п.) 2.6. В учебном кабинете начальной школы классов имеются различные тифлопедагогические средства и оборудование для а также средства получения быстрой обратной связи с детьми: значки, таблички, символы, средства индивидуальной самооценки детьми своей деятельности и др В оформлении учебного кабинета должны быть представлены материалы, отражающие индивидуальность каждого ребѐнка (например: детские работы, фотографии, достижения учащегося, и т.д.) В учебном кабинете начальной школы в открытом доступе для родителей должны быть представлены портфолио обучающихся Учебный кабинет начальной школы должен быть оснащен компьютером и мультимедийным оборудованием. III. Санитарно-гигиенические требования к кабинету начальных классов В учебном кабинете оборудуются удобные рабочие места индивидуального пользования для обучающихся начальных классов в зависимости от их роста и наполняемости класса (группы) согласно СанПиН, а также рабочее место для учителя начальных классов Каждый обучающийся начальной школы обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с его ростом и состоянием зрения. Детей, часто болеющих ОРЗ, ангиной, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены. Запрещается использовать табуретки или скамейки вместо стульев Рабочее место учителя начальных классов оборудуется столом, шкафом для хранения наглядных пособий, экспозиционными устройствами, интерактивной доской, инструментами и приспособлениями в соответствии со спецификой обучения младших школьников В кабинете должна быть обеспечена безопасность предметно-пространственной среды, что предполагает:

3 — безопасное предметное наполнение школьных помещений (свободные проходы к партам, входным дверям, отсутствие выступающих углов и т. п.); — обеспечение свободного доступа естественного света в учебные кабинеты, использование жалюзи, позволяющих регулировать световой поток. IV. Оборудование кабинета начальных классов Оборудование учебного кабинета должно быть правильное, рациональное с точки зрения эргономических, гигиенических, антропометрических требований и способствовать повышению производительности труда Оборудование кабинета должно включать в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия Мебель в учебном кабинете начальной школы должна быть подобрана с учѐтом антропометрических данных Оборудование рабочего места ученика: Учебный кабинет рассчитан на 6-8 обучающихся Оборудование рабочего места ученика должно быть подобрано с учѐтом возрастных групп обучающихся Для хранения пособий кабинеты оснащаются специальными приспособлениями, мебелью Для выполнения трудовых операций с использованием мелких орудий труда (игла), работы с мелкими деталями, необходимо обеспечение в классе равномерного (рассеивающегося по всей поверхности рабочей зоны) освещения При недостаточном уровне освещенности рабочей поверхности, наличие бликов и др., негативно влияющих на состояние зрительных функций слабовидящих, установить дополнительные источники освещения Оборудование рабочего места учителя: Стол учителя должен иметь достаточную рабочую поверхность для следующих видов деятельности: фиксирования отдельных моментов в тетради наблюдений, классном журнале, подготовки к уроку, составления плана, ведения наблюдений за учебным процессом и т. д Систематизация, хранение учебно-наглядных пособий и экспозиция в учебном кабинете: Размещение, систематизация и хранение средств обучения в кабинете должно соответствовать научной организации труда учителя и обучающихся. Всѐ оборудование хранится таким образом, чтобы учитель в любой момент мог быстро найти и подготовить любой предмет учебного оборудования к использованию на уроке или во внеклассной работе Наличие в классе места для хранения индивидуальных тифлотехнических и оптических средств, учебников, дидактических материалов; Для хранения аудиовизуальных средств обучения необходимо иметь специальные приспособления. Аудиокассеты, мультимедийные средства обучения (видеоматериалы, компьютерные

4 презентации для открытых уроков, внеклассных мероприятий) на дисках хранятся в шкафах вертикальном положении. в В шкафу размещаются папки с материалом на учеников: индивидуальные характеристики на каждого ребенка, составляемые ежегодно на основе новых данных педагогических наблюдений, программы психолого-педагогической поддержки ученика и т.д ТСО: Внедрение в практику обучения различных технических и информационных средств позволяет в значительной степени активизировать учебный процесс Аппаратура находится в кабинете. Если кабинет оснащѐн техническими средствами обучения, то необходимо иметь устройство для зашторивания Для успешного использования ТСО на уроке необходимы: — специальная подготовка учителя; — современная аппаратура Для эффективного использования ТСО на уроке немаловажное значение имеет умелая работа учителя. Учитель должен уметь: пользоваться любыми видами теле -, аудио-, видеоаппаратуры; уметь делать запись или перезапись с любого источника звука. От его уверенных и умелых действий на уроке зависит не только исправность техники, но и чѐткая организация учебного процесса с использованием ТСО Экспозиция в учебном кабинете: Экспозиция должна иметься практически в каждом кабинете. Она, прежде всего, определяет внешний вид кабинета. Красиво, со вкусом оформленные стенды, продуманное расположение экспонатов, подбор цветов всѐ играет важную роль в решении задач эстетического воспитания, коррекционного образования учащихся Стенды с экспозиционными материалами следует рассматривать не только как часть интерьера кабинета, но и как своеобразное средство обучения и воспитания Экспозиция используется для информации, которая позволяет обучающимся пополнить знания об изучаемом предмете, организует самостоятельную деятельность школьников с помощью продуманных заданий и инструкций. Она облегчает включение в учебный процесс самодельных средств обучения Коррекционная и воспитывающая функция экспозиции реализуется через содержание материала. V. Документация кабинета Паспорт учебного кабинета Правила техники безопасности работы в учебном кабинете. Журнал инструктажа обучающихся при проведении внеклассных мероприятий Правила поведения обучающихся в учебном кабинете Памятки по работе с техническими средствами обучения Нормативные документы для организации образовательного процесса Методические разработки, рекомендации.

5 5.7. Перспективный план работы кабинета. Вся документация кабинета ведется учителем регулярно, в соответствии с установленными методическими требованиями и сроками. Она должна быть упорядочена, ее следует хранить в пронумерованных папках с соответствующими названиями. VI. Правила пользования помещением Учебный кабинет должен быть открыт за 15 минут до начала занятий Обучающиеся должны находиться в кабинете только в присутствии преподавателя Кабинет должен проветриваться по времени согласно графика. VII. Руководство учебным кабинетом начальных классов 7.1. Руководство учебным кабинетом начальных классов осуществляет учитель начальных классов, назначенный приказом директора. 7.2.Учитель, работающий в кабинете, обеспечивает соблюдение в кабинете санитарно-гигиенических норм, правил охраны труда и здоровья обучающихся и техники безопасности, а также правил пожарной безопасности В обязанности ответственного за кабинет входит: — сохранность государственного имущества, которым оборудован кабинет; — развитие учебно-методической, материально-технической базы кабинета. 7.4.За руководство кабинетом возможна доплата, которая устанавливается на один учебный год. 7.5.Критерии оценки работы кабинета относятся к компетенции администрации школы. 7.6.Заключение о готовности кабинета к новому учебному году дается аттестационной комиссией по приему готовности школы к новому учебному году.

Читайте так же:  Алименты на неработающую мать ребенка

Кабинет начальной школы по ФГОС

ФГОС на этапе начального образования ориентирован на личностные качества ребенка и их реализацию. Процесс обучения и воспитания в школе должен быть направлен на становление личности и развитие врожденных способностей каждого учащегося. Учебный кабинет начальной школы по ФГОС, это не просто помещение с мебелью и средствами обучения.

Это среда для социальной адаптации, духовного развития детей, вступающих в школьную жизнь. В классе должны создаваться условия для сохранения здоровья ребенка, хорошего усвоения учебного материала, стремления к познанию нового. Материальными средствами для достижения поставленных задач является оснащение кабинета:

· функциональным безопасным оборудованием

· современными средствами обучения

Требования к кабинету начальной школы по ФГОС

Кабинеты 1 – 4 классов рекомендуется размещать в обособленных учебных секциях. Если в школе работают группы продленного дня, площадь на одного ребенка составляет 4 кв.м, при ее отсутствии – 2,5 кв.м. Общая площадь класса устанавливается в размере не менее 50 – 60 кв.м.

Естественная освещенность присутствует обязательна. Нормативный уровень искусственной освещенности достигается лампами накаливания мощностью 150 лк или люминесцентными лампами в 300 лк. Соотношение остекленной поверхности окон к площади пола в норме составляет 1:4. Стены окрашиваются в спокойные светлые тона, окна и потолок – в белый.

Комфортный тепловой режим поддерживается на уровне 18 – 21 градусов. Для естественной вентиляции класса окна оборудуются фрамугами и форточками. Перед началом уроков и на каждой перемене кабинет проветривается. При наличии центрального водоснабжения начальные классы обеспечиваются питьевыми фонтанчиками.

Ориентация окон с учетом 4 –х климатических зон:

Юг, восток, юго-восток

Все, кроме западной и юго-западной

25% окон допускается ориентировать на запад и юго-запад

Паспорт кабинета начальной школы по ФГОС

В паспорте начальных классов на момент создания анализируется санитарно-гигиеническое состояние кабинета, оснащенность мебелью, техническими средствами обучения, литературой, наглядными пособиями. Полученные данные позволяют в дальнейшем привести класс в состояние, отвечающее требованиям ФГОС по всем направлениям.

Документ разрабатывается ответственным за класс педагогом под контролем завуча, утверждается директором школы. Действует в течение 5 лет, затем оформляется заново. В паспорте указывается площадь класса, число посадочных мест, схема расстановки мебели. Из других разделов включается:

· информация по технике безопасности

· ведомость описи имущества

· учебно-методическое оснащение по разделам

· перспективный план развития

Оформление кабинета начальной школы по ФГОС

Оформление классных комнат должно способствовать решению воспитательных, образовательных задач. Поставленная цель достигается совместной работой педагога, учащихся и родителей. Особое внимание уделяется общему фону класса. Правильно подобранный цвет стен способствует созданию спокойной комфортной обстановки. Положительно влияет на эмоциональное состояние ребенка, снимает нервное напряжение и излишнюю возбудимость.

Для оформления стен подходят матовые покрытия спокойных светлых оттенков. На однотонном фоне эффектно смотрятся, привлекают внимание детей яркие красочные стенды. Их тематика, приемы оформления зависят от фантазии и творческих задумок педагога. Цвета, рекомендуемые для стен, панелей кабинетов начальных классов по ФГОС.

Оборудование кабинета начальной школы по ФГОС

Каждый учащийся начального класса имеет свое рабочее место. Это может быть парта, стол со стулом, конторка. Наиболее эргономичным видом мебели является школьная парта. Согласно ГОСТ ее рабочая поверхность должна регулироваться и менять угол наклона от 7 до 17 градусов плюс перекрывать передний край сиденья на несколько сантиметров.

Величина перекрытия определяется номером парты и зависит от роста учащегося. Для парты №1 равна 4 см; №2 – 5-6 см; №3 и 4 – 7-8 см. В начальных классах разрешается наряду со столами и партами использовать конторки. Время пребывания в положении стоя не должно превышать 7 – 10 минут. Конторки размещают у задней или внутренней стены класса.

Парты в кабинете начальной школы по ФГОС имеют разную высоту и расставляются по номерам с учетом роста и здоровья детей. Возле классной доски оборудуется рабочее место учителя и демонстрационный стол. Для хранения наглядных и игровых пособий, учебного материала в классе устанавливают шкафы, тумбы.

Номера, маркировка столов и парт с учетом роста детей

Оснащение кабинета начальной школы в соответствии с ФГОС

Минимальный перечень средств обучения подразделяется на 3 части – общую, аппаратную, для внеурочной работы.

В общий раздел входит большой объем книгопечатной продукции (библиотечный фонд). В него включаются программы начального образования, пособия по предметам, справочники для детей и учителя, тематические тетради, учебники, географические карты т.д. В эту часть также входят видео и звуковые пособия по различным предметам, игры, всевозможные игрушки, технические средства обучения.

Аппаратную часть кабинета начальной школы по ФГОС составляют стационарные и переносные средства обучения. В данную группу входит персональный компьютер с монитором ЖК, проекторы. Современным средством обучения является интерактивная доска, связанная с компьютером или документ-камерой, графическим планшетом.

Внеурочная деятельность класса в соответствии с требованиями ФГОС строится по нескольким направлениям. Для внеурочной работы используется дополнительное игровое оборудование по теме занятий.

Перечень рекомендуемых экранно-звуковых пособий :

· аудиозаписи для уроков физкультуры, русского языка и литературы. окружающего мира

Кабинет по ФГОС – отображение достижений в учебе, творчестве, воспитании.

Статья (1 класс) по теме:
ПОЛОЖЕНИЕ об учебном кабинете начальных классов в условиях введения ФГОС НОО

1. Общие положения.

1.1. Учебный кабинет начальной школы (далее – кабинет) представляет собой особую развивающую здоровьесберегающую среду, позволяющую реализовывать ценности, цели и принципы личностно-ориентированного образования. Она способствует раскрытию индивидуальности каждого ученика, его творческой реализации, поощряет к развитию у школьников инициативы и самостоятельности, создает возможности для обучения школьников на основе их личной активности.

Предварительный просмотр:

ПОЛОЖЕНИЕ об учебном кабинете начальных классов в условиях введения ФГОС НОО

1. Общие положения.

1.1. Учебный кабинет начальной школы (далее – кабинет) представляет собой особую развивающую здоровьесберегающую среду, позволяющую реализовывать ценности, цели и принципы личностно-ориентированного образования. Она способствует раскрытию индивидуальности каждого ученика, его творческой реализации, поощряет к развитию у школьников инициативы и самостоятельности, создает возможности для обучения школьников на основе их личной активности.

1.2. Стандарт нового поколения включает в себя требования к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, что означает приведение в соответствие с требованиями ФГОС НОО учебного кабинета начального общего образования

1.3. Материально-техническая база реализации основной образовательной программы начального общего образования должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных учреждений.

1.4. Кабинет создается с целью обеспечения благоприятных условий для совершенствования образовательного процесса, повышения эффективности и качества обучения, методического и профессионального уровня педагогов, сосредоточения наглядного, дидактического материала, методической литературы, технических средств, отвечающих задачам введения и реализации ФГОС.

2. Требования к кабинету.

Кабинет должен отвечать санитарно-гигиеническим требованиям к условиям обучения школьников в соответствии с СанПиН 2.4.2. № 2821-10.

2.1. Требования к школьной мебели.

Ø В помещении классов-кабинетов начальной школы должна использоваться специализированная мебель для организации рабочих мест обучающихся и учителя, для правильного и рационального хранения и размещения учебного оборудования, приспособления для оформления интерьеров учебного помещения.

Ø Мебель для организации рабочих мест обучающихся включает одно- или двухместные ученические столы со стульями разных ростовых групп.

Ø Парты в кабинете располагаются таким образом, чтобы можно было использовать на уроке различные формы работы (фронтальнгую, парную, групповую, индивидуальную и т.п.).

Ø Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (за партой или столом, игровыми модулями и другими) в соответствии с его ростом. Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей, и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики.

Ø Детей с нарушением зрения рекомендуется рассаживать на ближние к классной доске парты. Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены. Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту. Для рационального подбора мебели с целью профилактики нарушений костно-мышечной системы рекомендуется все учебные помещения и кабинеты оснащать ростовыми линейками. В учебном кабинете следует поместить таблицу «Правильно сиди при письме», чтобы обучающиеся всегда имели ее перед глазами.

2.2. Требования к классной доске.

Ø Классные доски (с использованием мела) должны быть изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаться влажной губкой, быть износостойкими, иметь темно-зеленый цвет и антибликовое покрытие.

Ø Классные доски должны иметь лотки для задержания меловой пыли, хранения мела, тряпки, держателя для чертежных принадлежностей.

Ø При использовании маркерной доски цвет маркера должен быть контрастным (черный, красный, коричневый, темные тона синего и зеленого).

Ø Допускается оборудование учебных помещений и кабинетов интерактивными досками, отвечающими гигиеническим требованиям. При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить равномерное ее освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости.

2.3. Требования к температуре воздуха.

Ø Температура воздуха в зависимости от климатических условий в кабинете должна составлять 18-24 °С.

Ø Для контроля температурного режима учебные помещения и кабинеты должны быть оснащены бытовыми термометрами.

Ø Во внеучебное время при отсутствии детей в помещениях общеобразовательного учреждения должна поддерживаться температура не ниже 15 °С.

Ø Относительная влажность воздуха должна составлять 40-60%, скорость движения воздуха не более 0,1 м/сек.

Ø Кабинет проветривается во время перемен. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание кабинета. Режим проветривания неукоснительно соблюдается всеми. График его выполнения помещается на информационном стенде в каждом классе.

Читайте так же:  Аничков мост развод

Ø Естественная вентиляция должна осуществляться с помощью фрамуг или форточек, имеющих площадь не менее 1/50 площади пола и обеспечивающих трехкратный обмен воздуха.

2.4. Требования к естественному и искусственному освещению

Ø Ориентация окон учебных помещений должна быть на южную, восточную или юго-восточную стороны горизонта.

Ø В помещении должно быть боковое левостороннее освещение. При двухстороннем освещении при глубине помещения кабинета более 6м обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2м от пола

Ø Запрещается загромождение световых проемов (с внутренней и внешней стороны) оборудованием или другими предметами. Светопроемы кабинета должны быть оборудованы регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен и мебели.

Ø Для искусственного освещения следует использовать люминесцентные светильники типов: ЛС002Х40, ЛП028х40, ЛП002-2Х40, ЛП034-4х36, ЦСП-5-2х40. Светильники должны быть установлены рядами вдоль кабинета параллельно окнам. Необходимо предусматривать раздельное (по рядам) включение светильников. Классная доска должна освещаться двумя зеркальными светильниками типа ЛПО-30

40-122(125) («кососвет»). Светильники должны размещаться выше верхнего края доски на 0, 3 м и на 0, 6 м в сторону класса перед доской.

Ø Наименьший уровень освещенности рабочих мест для учителя и для обучающихся при искусственном освещении должен быть не менее 300 лк, на классной доске – 500 лк.

Ø Рекомендуется использование штор из тканей светлых тонов, обладающих достаточной степенью светопропускания, хорошими светорассеивающими свойствами, которые не должны снижать уровень естественного освещения. Использование штор (занавесок), в том числе штор с ламбрекенами, из поливинилхлоридной пленки и других штор или устройств, ограничивающих естественную освещенность, не допускается. В нерабочем состоянии шторы необходимо размещать в простенках между окнами.

Ø Для рационального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений следует:

— не закрашивать оконные стёкла;

— не расставлять на подоконниках цветы, их размещают в переносных цветочницах высотой 65-70см от пола или подвесных кашпо в простенках между окнами;

— очистку и мытье стекол проводить по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год (осенью и весной).

Ø Классная доска, не обладающая собственным свечением, оборудуется местным освещением – софитами, предназначенными для освещения классных досок.

Ø Рекомендуется использовать следующие цвета красок: для потолков – белый, для стен учебных помещений – светлые тона жёлтого, бежевого, розового, зелёного, голубого; для мебели (шкафы, парты) – цвет натурального дерева или светло-зелёный; для классных досок – тёмно-зеленый, тёмно-коричневый; для дверей, оконных рам – белый. Необходимо проводить чистку осветительной арматуры светильников по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год и своевременно заменять перегоревшие лампы. Неисправные, перегоревшие люминесцентные лампы собираются в контейнер в специально выделенном помещении и направляют на утилизацию в соответствии с действующими нормативными документами.

Ø Оптимальный уровень освещенности кабинета создает положительный эмоциональный тонус, повышает зрительную работоспособность.

2.5. Требования к оснащению классов-кабинетов техническими, устройствами, аппаратурой и приспособлениями

Ø Использование экранных средств обучения (учебных видеофильмов, диафильмов, диапозитивов-слайдов, транспарантов и т.д.), проецирование опытов на экран требуют оснащения кабинетов проекционной аппаратурой.

Ø Для работы с экранными средствами обучения в классе необходимо оборудовать систему затемнения окон.

Ø Выбор типа устройства затемнения и его необходимости определяется качеством используемой аппаратуры. Рекомендуемая система зашторивания – автоматическая. Допускается, чтобы каждое окно зашторивалось автономно.

Ø При демонстрации диафильмов и диапозитивов (слайдов) (при ширине экранного изображения 1,2-1,4м) расстояние от первых столов учащихся до экрана должно быть не менее 2, 7м, а от последних столов – не более 8, 6м.

Ø Рекомендуемая оптимальная зона просмотра телепередач и видеофильмов расположена на расстоянии не менее 2,7 метров от экрана телевизора. Высота расположения телевизора от пола должна быть 1,2-1,3м.

2.6. Требования к размещению и хранению учебного оборудования

Ø Для хранения учебных пособий, материалов и поделок, книг должны быть использованы секционные шкафы.

2.7. Требования к оформлению интерьера кабинета

Ø На передней стене класса-кабинета может быть расположен алфавит, таблицы по русскому языку и математике, экспонируемые постоянно.

Ø На боковой стене рекомендуется размещать экспозиционные щиты со сменной информацией. К ней относится информация о временах года, краеведческий материал и т. д.

Ø В секциях шкафов, расположенных по задней стене рекомендуется размещать дидактический наглядный материал по учебным предметам – русскому языку, чтению, математике, окружающему миру, природоведению и игровой материал.

2.8. Требования к учебно-методическому обеспечению кабинета.

Ø В кабинете оборудуется персональная зона учителя, в которой размещается вариативный дидактический материал по основным темам преподаваемых предметов. Такой дидактический материал обновляется учителем по мере необходимости в соответствии с прохождением учебной программы или изменениями интересов школьников. Дидактический материал может храниться на электронных носителях.

Ø В персональной зоне учителя предусматривается место для хранения:

— бланков изучения личности обучающихся;

— личные папки учеников класса, в которых хранятся описания результатов наблюдений;

— индивидуальные программы личностного развития школьников.

Ø Учебный кабинет оснащается пособиями и материалами для родителей обучающихся. К их числу относятся книги и брошюры, статьи и материалы, рекомендации и памятки.

Ø В кабинете должна находиться медиатека, включающая:

— мультимедийные обучающие программы;

— электронные энциклопедии, справочники, словари;

— учебно-методические пособия на электронных носителях;

— детские фильмы и мультфильмы.

3. Ответственность за кабинет.

3.1. Учитель, работающий в кабинете, обеспечивает соблюдение в кабинете санитарно-гигиенических норм, правил охраны труда и здоровья обучающихся и техники безопасности, а также правил пожарной безопасности.

3.2. В обязанности ответственного за кабинет входит:

— сохранность государственного имущества, которым оборудован кабинет

— развитие учебно-методической, материально-технической базы кабинета

3.3. За руководство кабинетом возможна доплата, которая устанавливается на один учебный год.

3.4 . Критерии оценки работы кабинета относятся к компетенции администрации школы.

3.5. Заключение о готовности кабинета к новому учебному году даётся комиссией по приёму готовности школы к новому учебному году.

4. Критерии готовности учебного кабинета к новому учебному году.

Ø наличие необходимой документации

Ø комплектация кабинетной библиотеки: литература по предмету, художественная литература, справочно-информационная литература, учебники, задачники, методическая литература для учителя,

Ø подбор дополнительных материалов, необходимых для преподавания данного предмета:

Ø наличие материалов для творческой самостоятельной работы обучающихся: задания, памятки, справочники, энциклопедии, образцы ранее выполненных работ, рефераты, сочинения детей;

Ø наличие материалов для внеклассной работы по предмету, олимпиад, лабораторных работ, систематизированных по темам и по классам, текстов к практическим работам, образцов и памяток для оформления и выполнения работ, заданий и т.д.;

Ø исправность технических средств обучения;

Ø соблюдение техники безопасности;

Ø соответствие оснащения кабинета требованиям действующих санитарных правил и норм;

Ø оформление кабинета

Ø соответствие оснащения кабинета его индивидуальным особенностям;

Ø наличие поурочного, тематического планирования;

5. Паспорт учебного кабинета.

5.1. Цель паспортизации кабинета – проанализировать его состояние и готовность к выполнению требований образовательных стандартов.

5.2. На титульном листе паспорта учебного кабинета указывается полное название школы, адрес и контактный телефон, фамилия, имя, отчество учителя, ответственного за кабинет; за каким классом закреплено данное помещение, учебный год. При желании титульный лист можно сопроводить цветными иллюстрациями: фотографиями учителя и помещения.

5.3. В паспорт учебного кабинета включаются инструкции по охране труда и оказанию первой медицинской помощи. Вписаны телефоны неотложной медицинской помощи, детской поликлиники и травматического пункта на случай экстренных происшествий.

5.4 . Паспорт учебного кабинета должен включать опись имущества и документации, учебно-методической и справочной литературы, аудио- и видеоматериалов, измерителей выполнения учебной программы, таблиц, инвертарную ведомость на технические средства обучения, годовой и перспективный планы развития кабинета.

5.5. Паспорт учебного кабинета содержит акт приемки кабинета начальных классов на предмет готовности к учебному году и акт-разрешение на проведение занятий в общеучебном кабинете, которые администрация школы составляет после проведения учителем мониторинга своей деятельности в кабинете.

5.6. Мониторинг проводится с помощью листа самоэкспертизы педагога, ответственного за учебное помещение, где самооценка учителя выступает главным показателем перспективного развития учебного помещения.

5.7. В паспорте учебного кабинета перечисляются правила пользования помещением:

— учебный кабинет должен быть открыт за 15 минут до начала занятий;

— обучающиеся должны находиться в кабинете только в присутствии преподавателя;

— кабинет должен проветриваться по времени согласно графику;

— учитель должен организовывать уборку кабинета по окончании занятий.

6. Систематизация документации.

6.1. Учебный кабинет содержит следующую документацию:

— паспорт учебного кабинета;

— инвертарную ведомость имеющегося оборудования;

— правила техники безопасности работы в учебном кабинете;

— журнал инструктажа обучающихся при проведении внеклассных мероприятий;

— правила поведения обучающихся в учебном кабинете;

— нормативные документы для организации образовательного процесса.

6.2. Вся документация кабинета ведётся учителем регулярно, в соответствии с установленными методическими требованиями и сроками. Она должна быть упорядочена, её следует хранить в пронумерованных папках с соответствующими названиями.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педагогическом совете по теме «Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в условиях введения ФГОС НОО».

Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. При этом .

Развитие логического мышления на уроках математики в начальных классах в условиях введения ФГОС НОО (Обобщение опыта работы).

Развитие проектной деятельности в начальных классах в условиях реализации ФГОС НОО в казенном учреждении ХМАО-Югры «Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа.

Данная работа отражает способы овладения навыками оперирования средствами информационных технологий;- формирование опыта применения ИКТ в.

Обобщение опыта работы по теме «Развитие логического мышления на уроках математики в начальных классах в условиях введения ФГОС НОО».

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры.При обучении детей младшего школьного возраста надо учитывать, что, ребёнок, переступающий по.