Требования к уставу организации

Требования к уставу организации

Действительно, основные требования к уставам образовательной организации закреплены в ст. 25 Федерального закона № 273-ФЗ. Это указание в уставе на тип образовательной организации; на учредителя или учредителей образовательной организации; перечисление видов реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности; установление структуры, порядка формирования, срока полномочий и компетенции органов управления образовательной организацией, порядка принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации. Последнее положение также конкретизировано в ч. 5 ст. 26.

Однако данной статьей не исчерпываются все нормы, регулирующие содержание уставов образовательных организаций. Дополнительные нормы можно разделить на три группы:

Нормы, устанавливающие обязательные требования, которые дополняют требования ст. 25 и относятся ко всем образовательным организациям;

Нормы, устанавливающие обязательные требования, которые относятся к отдельным типам или разновидностям образовательных организаций;

Нормы, определяющие области, которые могут быть урегулированы уставом.

К первой группе относятся следующие требования :

Закрепление норм о филиалах (при их наличии) (ч. 4 ст. 27);

Порядок принятия локальных актов (ч. 1 ст. 28 и ч. 1 ст. 30);

Установление прав, обязанностей и ответственности работников образовательных организаций, занимающих должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции (ч. 3 ст. 52);

Определение уставных целей деятельности (ч. 1 ст. 101);

Порядок направления при ликвидации образовательной организации ее имущества после удовлетворения требований кредиторов на цели развития образования (ч. 3 ст. 102).

Отдельно в этой группе следует выделить нормы, предусматривающие конкретизацию уставом структуры, порядка формирования, срока полномочий и компетенции органов управления образовательной организацией, порядка принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации, а также участия отдельных групп участников образовательных отношений в управлении образовательной организацией. Относительно данных вопросов следует отметить следующие нормы:

Порядок участия обучающихся в управлении образовательной организацией (п. 17 ч. 1 ст. 34);

Определение формы участия родителей в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность (п. 7 ч. 3 ст. 44);

Порядок участия педагогических работников в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления (п. 9 ч. 3 ст. 47);

Установление порядка назначения (избрания) руководителя (ч. 1 ст. 51);

Определение прав и обязанностей руководителя образовательной организации, его компетенции в области управления образовательной организацией (ч. 6 ст. 51).

Ко второй группе относятся следующие требования:

Установление специальных названий обучающихся, осваивающих дополнительные общеобразовательные программы в общеобразовательных организациях, имеющих целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе (ч. 2 ст. 33);

Установление порядка вхождения научных работников в состав коллегиальных органов управления образовательной организацией (п. 1 ч. 2 ст. 50);

Определение особенностей избрания, назначения на должность и статуса руководителя частной образовательной организации (ч. 10 ст. 51);

Порядок избрания президента образовательной организации высшего образования и его полномочия (ч. 13 ст. 51).

И, наконец, к третьей группе относятся такие требования, как:

Возможность формирования коллегиальных органов, не относящихся к числу обязательных (ч. 4 ст. 26);

Право образовательной организации на ведение научной и (или) творческой деятельности (ч. 4 ст. 28);

Установление иной (не образовательной) деятельности, которую образовательная организация вправе осуществлять (ч. 1 ст. 102).

Для большей наглядности все указанные выше требования объединены в таблице (курсивом выделены требования, относящиеся к отдельным образовательным организациям):

Устав ООО в 2018 году

В статье о том, как самостоятельно открыть ООО в 2018 году, мы уже упоминали устав общества с ограниченной ответственностью как единственный учредительный документ, регулирующий деятельность ООО. Организация вправе воспользоваться шаблоном или составить документ «с нуля», однако, согласно закону «Об ООО», в уставе необходимо отразить некоторые сведения, как то: фирменное наименование общества, юридический адрес, информация об уставном капитале, о составе участников и так далее.

Требования к Уставу ООО 2018

Помимо обязательных моментов, есть такие, которые впоследствии могут оказаться принципиальными. И хотя изменения в устав ООО с 2018 года позволяют использовать для регистрации типовые уставы, не стоит пренебрегать возможностью персонализировать этот документ.

Итак, чтобы не переписывать учредительные документы ООО, рекомендуем сразу обратить внимание на следующее:

  • Если вы создаёте ООО на определённый срок, зафиксируйте это в уставе фирмы. В противном случае организация создаётся на неограниченный срок.
  • Если вы хотите, чтобы участники могли продавать свои доли другим участникам ООО только с согласия остальных, укажите это. Также можно предусмотреть запрет на продажу доли в ООО третьим лицам и её передачу по наследству. Не лишним будет утвердить преимущественное право общества на приобретение доли.
  • Если вас не устраивает, что для изменения УК (увеличения уставного капитала ООО или уменьшения УК общества) достаточно двух согласных из трех участников ООО, пропишите в уставе требование о единогласном принятии решения по этому вопросу.
  • По умолчанию устав организации не предусматривает возможность выхода участника из ООО. Поэтому подумайте о том, стоит ли его разрешать, и если стоит, то отразите в уставе.
  • Пропишите полномочия ЕИО (единственного исполнительного органа). Особенно это актуально зарегистрировавших ООО с одним учредителем: в такой организации часто участник является руководителем, и трудовой договор с генеральным директором не заключается.

Типовой устав ООО на сайте ФНС

ФНС обещала ввести типовые уставы ООО, которые не подаются в регистрирующий орган ни в электронном, ни в бумажном виде. При желании организации, использовавшие при регистрации типовой устав ООО, могут перейти на индивидуализированную редакцию. Точной даты перехода налоговая пока не озвучила.

Образец устава ООО

Рекомендуем скачать пример устава ООО, чтобы понять структуру и специфику этого объёмного документа. Даже если ранее вы никогда не видели, как выглядит устав организации, вы сразу постигнете его внутреннюю логику.

Также, планируя скачать устав ООО, не забывайте, что вы ищете образец конкретно для вашего случая — для компании с одним, двумя или более учредителями:

Устав компании можно заполнить автоматически в одном из онлайн-сервисов: так вы страхуете себя на случай ошибок по невнимательности и экономите время. Мы рекомендуем бесплатный сервис 1С-Старт, www.regberry.ru (на момент написания статьи — самый популярный среди предпринимателей). Все образцы в статье мы подготовили через него.

О том, какие документы для открытия ООО нужно подготовить дополнительно к уставу, читайте в одной из наших статей. И подпишитесь на новостную рассылку, чтобы в числе первых узнавать о свежих постах на сайте:

Надзор и контроль в сфере образования

Методические рекомендации

Требования к уставу образовательной организации в свете реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», подлежащие проверке в рамках государственного контроля (надзора)

Фёклин Сергей Иванович

кандидат юридических наук, доцент, руководитель Юридической клиники (консультации) и доцент кафедры образовательного и информационного права института права и управления ГАОУ ВО МГПУ

Общие положения

Устав образовательного учреждения – это утвержденный учредителем локальный нормативный акт (учредительный документ), на основании которого действует учреждение1.

Утверждение устава и изменений (дополнений) в устав государственного учреждения города Москвы осуществляется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении учреждений субъекта Российской Федерации2.

Приказом Департамента образования города Москвы от 21 апреля 2014 г. № 288 утвержден Порядок утверждения уставов (изменений в уставы) государственных образовательных организаций города Москвы и государственных учреждений города Москвы, подведомственных Департаменту образования города Москвы.

Действующим законодательством Российской Федерации учредителю не запрещено разрабатывать и (или) утверждать типовые уставы, формы которых утверждаются уполномоченным государственным органом в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

В случаях, предусмотренных законом, учреждение может действовать на основании единого типового устава, утвержденного его учредителем или уполномоченным им органом для учреждений, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах (п. 3 ст. 52 ГК РФ).

Любая образовательная организация действует на основании утвержденного устава. В уставе образовательной организации помимо информации, предусмотренной статье 25 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», должны содержаться иные сведения, предусмотренные законодательством Российской Федерации3.

Поскольку устав образовательной организации является предметом проверок, представляем в табличной форме сведения (информацию), подлежащие включению в устав автономного, бюджетного и (или) казенного учреждения:

Наименование некоммерческой организации, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности

п. 4 ст. 52 и п. 1 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ)

п. 1 и п. 3 ст. 4, п. 3 и п. 4 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях»

п. 2 ст. 7 Федерального закона «Об автономных учреждениях»

Сведения о собственнике имущества автономного, бюджетного, казенного учреждения

п. 4 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях»

п. 2 ст. 7 Федерального закона «Об автономных учреждениях»

Наименование некоммерческой организации, созданной в форме государственного или муниципального учреждения, может включать указание на ее тип (автономное, бюджетное, казенное)

п. 1 ст. 4 Федерального закона «О некоммерческих организациях»

Указание на тип – «автономное учреждение» (не в наименовании, а в содержании устава)

подп. 1.1 п. 2 ст. 7 Федерального закона «Об автономных учреждениях»

Место нахождения некоммерческой организации

Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования).

Читайте так же:  Как оформить временная регистрация в санкт-петербурге

В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица.

п. 2 ст. 52 ГК РФ

п. 3 ст. 4 и п. 3 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях»

подп. 2 п. 2 ст. 7 Федерального закона «Об автономных учреждениях»

п. 2 и п. 3 ст. 54 ГК РФ, п. 2 ст. 4 Федерального закона «Об автономных учреждениях»

Тип образовательной организации:

— тип образовательной организации указывается согласно ст. 23 ФЗ № 273

— тип учреждения согласно п. 2 ст. 9.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях»

п. 1 ч. 2 ст. 25 Федерального закона № 273-ФЗ

п. 3 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях»

Учредитель или учредители образовательной организации

Сведения об органе, осуществляющем функции и полномочия учредителя автономного учреждения

п. 2 ч. 2 ст. 25 Федерального закона № 273-ФЗ

подп. 3 п. 2 ст. 7 Федерального закона «Об автономных учреждениях»

Цели деятельности, в том числе основные цели деятельности

п. 4 ст. 52 ГК РФ

статья 23 Федерального закона № 273-ФЗ

п. 3 ст. 14 и п. 2 ст. 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях»

подп. 4 п. 2 ст. 7 Федерального закона «Об автономных учреждениях»

п. 4 ст. 52 ГК РФ

п. 3 ст. 14 и п. 2 ст. 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях»

подп. 3 п. 2 ст. 7 Федерального закона «Об автономных учреждениях»

Виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности

п. 3 ч. 2 ст. 25 Федерального закона № 273

Исчерпывающий перечень видов деятельности, которые учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано

п. 3 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях»

п. 2 ст. 4 Федерального закона «Об автономных учреждениях»

ч. 1 ст. 102 Федерального закона № 273-ФЗ

Структура и компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления образовательной организацией

Порядок деятельности органов управления

п. 2 ст. 52, п. 4 ст.123.21 ГК РФ

п. 4 ч. 2 ст. 25 и ч. 5 ст. 26 Федерального закона № 273-ФЗ

п. 3 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях»

подп. 7 п. 2 ст. 7 и ст. 8 Федерального закона «Об автономных учреждениях»

Порядок принятия локальных нормативных актов

ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 273-ФЗ

Порядок утверждения положения о структурном подразделении образовательной организации

(например, деятельность спортивного клуба регламентируется уставом, а положение о спортивном клубе утверждается в порядке, предусмотренном уставом)

положение о кафедре утверждается в порядке, предусмотренном уставом

положение о юридической клинике утверждается в порядке, предусмотренном уставом

ч. 4 ст. 27 Федерального закона № 273

п. 3 ст. 28 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»

п. 3 Приказа Минобрнауки России от 13.09.2013 № 1065 «Об утверждении порядка осуществления деятельности школьных спортивных клубов и студенческих спортивных клубов»

п. 3 Приказа Минобрнауки России от 06.03.2013 № 159 «Об утверждении Порядка создания образовательными организациями, реализующими образовательные программы высшего образования, в научных организациях и иных организациях, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) деятельность, кафедр, осуществляющих образовательную деятельность»

п. 4 Приказа Минобрнауки России от 28.11.2012 № 994 «Об утверждении Порядка создания образовательными учреждениями высшего профессионального образования юридических клиник и порядка их деятельности в рамках негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи»

Сведения о филиалах, представительствах учреждений

ч. 4 ст. 27 Федерального закона № 273

подп. 6 п. 2 ст. 7 и ст. 8 Федерального закона «Об автономных учреждениях»

п. 3 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях»

Срок полномочий наблюдательного совета автономного учреждения

п. 2 ст. 10 Федерального закона «Об автономных учреждениях»

Решение о назначении представителя работников автономного учреждения членом наблюдательного совета или досрочном прекращении его полномочий

п. 8 ст. 10 Федерального закона «Об автономных учреждениях»

Компетенция руководителя, учредителя, наблюдательного совета или иных органов автономного учреждения

п. 1 ст. 13 Федерального закона «Об автономных учреждениях»

Срок рассмотрения наблюдательным советом автономного учреждения предложения руководителя автономного учреждения о совершении крупной сделки или сделки с заинтересованностью с момента поступления такого предложения председателю наблюдательного совета автономного учреждения

п.1 ст. 15 и п. 1 ст. 17 Федерального закона «Об автономных учреждениях»

Порядок и сроки подготовки, созыва и проведения заседаний наблюдательного совета автономного учреждения

п. 3 ст. 12 Федерального закона «Об автономных учреждениях»

Источники формирования имущества некоммерческой организации

п. 3 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях»

Указание на научную и (или) творческую деятельность образовательной организации

ч. 4 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ

Специальные названия воспитанников, осваивающих дополнительные общеобразовательные программы в общеобразовательных организациях, имеющих целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе

ч. 2 ст. 33 Федерального закона № 273-ФЗ

Порядок участие воспитанников в управлении образовательной организацией

п. 17 ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 273-ФЗ

Порядок участие педагогических работников в управлении образовательной организацией

п. 9 ч. 3 ст. 47 Федерального закона № 273-ФЗ

Порядок участия научно-педагогических работников в управлении образовательной организацией

п. 1 ч. 2 ст. 50 Федерального закона № 273-ФЗ

Порядок занятия должности руководителя образовательной организации (назначение или избрание с последующим утверждением учредителем)

ч. 1 ст. 51 Федерального закона № 273-ФЗ

Права и обязанности руководителя образовательной организации, его компетенция в области управления образовательной организацией

ч. 6 ст. 51 Федерального закона № 273-ФЗ

Порядок избрания президента образовательной организации высшего образования и его полномочия

ч. 13 ст. 51 Федерального закона № 273-ФЗ

Права, обязанности и ответственность инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции образовательных организаций

ч. 3 ст. 52 Федерального закона № 273-ФЗ

Порядок использования имущества и цели, на которые направляется имущество образовательной организации при ее ликвидации, после удовлетворения требований кредиторов

ч. 3 ст. 102 Федерального закона № 273-ФЗ

п. 3 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях»

Понятие крупной сделки

п. 13 ст. 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях»

ст. 14 Федерального закона «Об автономных учреждениях»

Порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации4

п. 3 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях»

Иная информация, предусмотренная законодательством Российской Федерации:

ч. 2 ст. 25 Федерального закона № 273-ФЗ

п. 3 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях»

Режим работы дошкольной образовательной организации по пятидневной или шестидневной рабочей неделе

Срок действия трудового договора руководителя бюджетного учреждения

Порядок проведения выборов должности декана факультета и заведующего кафедрой

Понятие «грубое нарушение устава»

Порядок пользования услугами библиотекой, деятельность библиотеки, перечень платных услуг библиотеки, вопросы управления библиотекой

Некоммерческие организации вправе иметь символику — эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги и гимны, описание которой должно содержаться в учредительных документах

Наличие должности президента и его полномочия в государственном учреждении города Москвы

п. 14 Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования»

п.п. 27 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»

абзац 11 ст. 332 Трудового кодекса Российской Федерации

п. 1 ст. 336 Трудового кодекса Российской Федерации

абзац 11 ст. 332 Трудового кодекса Российской Федерации

п. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.12.1994 № 78-ФЗ «О библиотечном деле»

п. 5 ст. 3 Федерального закона «О некоммерческих организациях»

Постановление Правительства Москвы от 26.12.2016 № 941-ПП «О должности президента государственного учреждения города Москвы социальной сферы»

1 Пункт 1 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации; часть 1 статьи 25 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; пункт 1 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»

2 Подпункт 1 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»

3 Например, Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 № 539 утверждены требования к уставам федеральных государственных учреждений

4 Изменения в устав бюджетного или казенного учреждения вносятся в порядке, установленном:

Правительством Российской Федерации — в отношении федеральных бюджетных или казенных учреждений;

высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации — в отношении бюджетных или казенных учреждений субъекта Российской Федерации;

местной администрацией муниципального образования — в отношении муниципальных бюджетных или казенных учреждений (п. 4 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).

21.11.2015

Требования к уставу ООО в 2018 году

Организации с поделенным на доли (части) уставным капиталом — АО и ООО — составляют львиную долю среди всех хозяйствующих субъектов нашей страны.

Зарегистрировать компанию в виде АО (акционерного общества) существенно сложнее, чем ООО (общество с ограниченной ответственностью). Связано это с тонкостями создания, оформления учредительной документации, выпуском акций и прочим.

В процессе деятельности акционерного общества также имеются свои процедурные особенности, к примеру, необходимость раскрытия информации, одобрение ряда сделок всеми акционерами и т.д. Поэтому форма хозяйственного общества в виде ООО встречается чаще.

Применение и необходимость

Создание ООО регулируется в частности:

  • Гражданским кодексом РФ;
  • №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (1998);
  • №129-ФЗ «О госрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (08.08.2001).

Для создания компании в форме ООО необходимо совместное изъявление воли ее учредителей, выраженное в виде учредительного договора, и основной документ, которым создаваемая компания будет руководствоваться в своей деятельности — Устав. Согласно законодательству, Устав устанавливает все важнейшие вопросы деятельности предприятия — от определения прав и обязанностей учредителей до порядка распределения доходов (прибыли) или ликвидации (закрытия) компании.

Интересно, что договор об учреждении, подписываемый участниками будущего ООО, не относится к учредительным документам (п. 5 ст. 11 Закона об ООО), а если участник один, то и вовсе не является необходимым. А вот Устав необходим в любом случае, поскольку:

  • является учредительным документом;
  • регламентирует почти все важнейшие вопросы деятельности компании;
  • без него не удастся оформить создание юридического лица и зарегистрироваться в ИФНС, а следовательно, начать работать на законных основаниях.
Читайте так же:  Прокурора богдан

Когда и кем составляется

Устав — основополагающий документ общества в форме ООО, поэтому его составлением необходимо заняться еще на первом этапе создания компании, наряду с подготовкой учредительного договора и списком кандидатов в органы управления (руководства).

Пункт 2 ст. 52 Гражданского кодекса РФ и ст. 12 Закона об ООО устанавливают, что для регистрации ООО могут применяться типовые уставы, утвержденные уполномоченным госорганом.

Это позволит упростить регистрацию создаваемого общества, а также внесение, при необходимости, изменений в его наименование, местонахождение, уставной капитал (так как этих индивидуальных сведений об ООО в типовом уставе не предусматривается, поскольку они указываются заявителем непосредственно при регистрации в налоговой инспекции и вносятся в ЕГРЮЛ).

Хотя уже разработано несколько видов типовых уставов, до настоящего времени ни один типовой устав не утвержден. Поэтому при создании ООО учредители по-прежнему должны составить устав самостоятельно.

Делается это сразу после того, как в учредительном договоре будет определен точный список участников, планируемое местонахождение, размер уставного капитала, доли каждого владельца, порядок и сроки внесения долей в ООО, а также информация о будущей совместной деятельности (когда и сколько раз в год будут созываться общие собрания, как будут выдвигаться кандидаты на выборные должности в обществе и др.).

Составление текстового документа Устава производят либо сами учредители, либо профессиональный юрист, либо для этой цели привлекают специализирующуюся на регистрации вновь создаваемых компаний организацию.

Подробнее про составление Устава ООО — в данном видео.

Состав и обязательные пункты

Устав составляется в письменной форме, не требующей ни заверения нотариусом, ни каким-либо госорганом. Учредители компании вольны самостоятельно определить все важнейшие вопросы деятельности создаваемого общества.

При этом важно соблюсти требования законодательства, касающиеся содержания документа:

  • статьи 52, 54, 3, 66.3, 89 ГК РФ;
  • статьи 4, 12, 32 Закона об ООО;
  • статью 5 Закона о госрегистрации юридических лиц и ИП.

Независимо от вида деятельности, которой планируют заняться создатели общества, Устав должен содержать:

  1. Название общества (полное — обязательно, сокращенное — при желании). При этом словосочетание «Общество с ограниченной ответственностью» и аббревиатура «ООО» обязательны к указанию на русском языке. К выбору названия предъявляется ряд дополнительных ограничений. К примеру, нельзя использовать наименования госорганов, политических партий, чтобы не вводить никого в заблуждение. Также нельзя использовать уже зарегистрированные в установленном порядке торговые названия, марки продуктов и т.д.
  2. Обязательные сведения о месте нахождения. Указывается населенный пункт (п. 2 ст. 54 ГК РФ).
  3. Размер уставного капитала. Он складывается из номинала долей участников-учредителей, выражается обязательно в рублях. Верхний предел не лимитирован, а вот минимум установлен в размере 10 000 рублей.
  4. Сведения об общем собрании участников (учредителей), компетенцию этого органа управления компанией. По закону только общее собрание решает важнейшие вопросы ООО: изменение Устава, размера капитала, избрание ревизионной комиссии, распределение прибылей компании за год, принятие решения о ликвидации/реорганизации и другие вопросы.
  5. О единоличном исполнительном органе (директоре, управляющем и пр.).
  6. Сведения о коллегиальном исполнительном органе, о совете директоров (включая вопросы их компетенции).
  7. Данные о ревизионной комиссии (ревизоре) общества. Комиссию можно не создавать, если учредителей меньше 15. В этом случае функции комиссии можно передать аудиторам.
  8. Перечень прав участников ООО (участие в управлении, знакомство с документами и деятельностью, участие в распределении прибылей, порядок отчуждения долей участников, выход из компании и получение доли имущества при ликвидации ООО, передача доли в залог третьим лицам и др.).
  9. Перечень обязанностей участников (обязательны к включению следующие: о неразглашении конфиденциальной информации, участии в обязательных собраниях, действиях исключительно в интересах общества, ряд других обязанностей, установленных Законом об ООО).
  10. Выход участников/переход долей в уставном капитале.
  11. Вопросы о документах, о раскрытии информации для других лиц.

В Устав можно включить и другие, не запрещенные законом сведения и положения, к примеру, о том, что доли в уставной капитал вносят только деньгами (или определенным имуществом), об особом порядке распределения прибыли. Логично включить способ, которым подтверждается принятие собранием решения и состав присутствующих на нем членов.

Согласно ст. 67.1 ГК РФ решение должно удостоверяться нотариально, и, если в Уставе сразу не оговорить иное, придется на каждое общее собрание приглашать нотариуса. Кроме того, в зависимости от численности учредителей, некоторые разделы Устава составляют по-разному.

С одним учредителем

Существенные отличия Устава компании, учрежденной одним лицом, от компании с несколькими учредителями в основном затрагивают разделы, касающиеся порядка принятия решения (их оформления), порядка распределения прибыли, полномочий исполнительного органа. Все эти разделы заполняются с учетом того, что учредитель один.

Так, в устав включается положение о том, что по соответствующим вопросам решения принимает решения единственный участник и оформляет их письменно. Присутствие нотариуса в таком случае не нужно. При этом компетенция единственного учредителя такая же, как при учреждении общества 2-мя и более лицами.

Как правило, единственный участник возлагает на себя и директорские обязанности, но может и назначить своим решением другого на эту должность.

С двумя и более учредителями

При создании общества двумя и более лицами-учредителями (физическими и/или юридическими) в разделах Устава необходимо проработать следующие вопросы:

  • как принимаются решения на собрании, как оформить такие решений;
  • порядок выхода из ООО (имеется ли такая возможность или нет, и как осуществить этот выход);
  • отчуждение доли участником (в частности, вопросы наследования долей, выплаты компенсации наследникам, возможность продажи);
  • порядок распределения прибыли между участниками (с учетом долей, участия в деятельности и пр.).

Действующее гражданское законодательство дает возможность решать большую часть указанных вопросов участникам самостоятельно.

Как подготовить документ, сшить и внести изменения

После подготовки текста Устава ООО и других документов, общество следует внести в ЕГРЮЛ — реестр юридических лиц, который ведется в РФ Налоговой инспекцией (ФНС России).

Для этого Устав, вместе с комплектом документов для регистрации, включая оплату госпошлины, заполнение заявления на регистрацию по форме Р11001, в двух идентичных экземплярах сдают в налоговую инспекцию по месту нахождения исполнительного органа компании.

Требования к оформлению Устава:

  • прошитые, пронумерованные Уставы сдают в двух экземплярах, при этом листы нумеруют со второго (на титульном листе цифру не ставят);
  • на обороте Устава наклеивают пломбу с указанием прошитых и пронумерованных страниц, подписи заявителя.

При этом следует помнить, что изменения можно внести двумя путями:

  • подготовить новую редакцию документа;
  • подготовить документ, содержащий только сами изменения (дополнения) в соответствующие разделы Устава.

Наиболее часто требуется внесение изменений, касающихся смены адреса, участников и прочие вопросы.

Нововведения в законодательстве в 2018 году

При оформлении Устава ООО в 2018 году необходимо учитывать некоторые изменения, произошедшие в российском законодательстве:

  • решения участников ООО должны удостоверяться нотариально;
  • выход единственного учредителя из общества невозможен:
  • перед внесением имущества в уставной капитал, его следует оценить независимым оценщиком;
  • предусматривается возможность преобразования ООО в хозяйственное товарищество.

Учитывая, что открытие компании в форме ООО невозможно без Устава, к его составлению следует подойти основательно, предусмотрев как можно более полно все вопросы, а особенно — регулирующие порядок взаимодействия участников.

Приводит в соответствие Устав ООО вместе с инструкцией из данного видео.

УпрРазрИС / Блок_1 / Материалы / 2_ Устав проекта_Требования к Уставу проекта по PMBOK

Управление проектами внедрения информационных систем

Требования к уставу проекта

Источник: PMBOK 3е издание, стр 81

Создание Устава проекта является звеном, соединяющим проект с текущей работой организации. В некоторых организациях Устав проекта формально составляется, и проект инициируется только после того, как выполняется оценка потребностей, составляется анализ осуществимости, предварительный план или аналогичная форма анализа, которая инициируется отдельно. Разработка Устава проекта в первую очередь связана с документальным оформлением производственной необходимости, текущим пониманием своих потребностей заказчиком. Устав пишется заказчиком, иногда устав может быть оформлен и руководителем проекта, но все равно отражает ситуацию со стороны заказчика.

Кроме того, согласно рекомендациям, датой начала проекта считается день, следующий за подписанием устава, но бывают исключения, часто обусловленные особенностями методологий и тем, что в них называется «уставом проекта». Устав проекта подписывается спонсором проекта или любым высокопоставленным руководителем, обладающим достаточными полномочиями.

В соответствие с общей концепцие данного курса, устав проекта непосредственно или со ссылкой на другие документы должен содержать следующую информацию:

Бизнес-причина возникновения проекта

Производственная необходимость, самое общее описание проекта или требования к продукту, который является предметом проекта

Сформулирована заказчиком, исходя из бизнес-потребности компании

Требования, удовлетворяющие потребности, пожелания и ожидания заказчика, спонсора и других участников проекта

То как заказчик видит решение своей задачи

Расписание контрольных событий

Должно быть обязательно указано время начала и завершения проекта; при необходимости отмечаются ключевые вехи проекта, принципиальные для заказчика

Лапина Любовь Семеновна

Новые требования к уставу образовательной организации

01 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ. До вступления в силу Федерального закона об образовании, у образовательных учреждений, органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, был срок восемь месяцев для изучения данного нормативно-право вого документа и принятия необходимого комплекса организационных мер, направленных на обеспечение эффективного и грамотного перехода на функционирование в соответствие с новым законом.

У руководителей образовательных учреждений часто возникают такие вопросы: «Какие требования предъявляет новый закон к содержанию устава образовательной организации?», «Необходимо ли менять устав?», «Какие новые локальные нормативные акты должны появиться в образовательном учреждении?», «Меняется ли наименование образовательного учреждения в связи с заменой термина «образовательное учреждение» на термин «образовательная организация?» и др.

Читайте так же:  Заявление на перенесение сессии

В федеральном законе №273-ФЗ есть несколько статей, которые содержат требования к содержанию устава. Основная статья №273-ФЗ, посвященная уставу образовательной организации это статья 25 «Устав образовательной организации».

Согласно части 2 статьи 25 Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в уставе образовательной организации должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательство м Российской Федерации, следующая информация:

1) тип образовательной организации;

2) учредитель или учредители образовательной организации;

3)виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;

4)структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.

Часть 5 ст. 26, часть 1 статьи 30 и часть 3 статьи 52 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» дополняют эти требования. Помимо информации, которую требует статья 25 №273-ФЗ , в уставе необходимо указывать также следующую информацию:

порядок принятия органами управления образовательной организацией решений и выступления от имени образовательной организации» (часть 5 ст. 26);

порядок принятия локальных нормативных актов (часть 1 статьи 30);

права, обязанности и ответственность работников образовательных организаций, занимающих должности инженерно-технич еских, административно- хозяйственных, производственных , учебно-вспомогат ельных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции (часть 3 статьи 52).

Требование части 3 статьи 52 Федерального закона №273-ФЗ необходимо изложить в уставе следующим образом: « Правовой статус (права, обязанности и ответственность) вспомогательного ( инженерно-технич еского, административно- хозяйственного, производственног о, учебно-вспомогат ельного, медицинского ) персонала закреплен в соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ», Трудовым кодексом Российской Федерации в Правилах внутреннего трудового распорядка, должностных инструкциях и в трудовых договорах с работниками».

Новый закон в отличие от утратившего силу Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. №3266-1, не предъявляет следующие требования к содержанию устава образовательной организации, а именно наличие следующей информации:

-наличие основных характеристик организации образовательного процесса, в том числе:

а) язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание;

б) правила приема обучающихся, воспитанников;

в) продолжительност ь обучения на каждом этапе обучения;

г) порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников;

д) система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения;

е) режим занятий обучающихся, воспитанников;

з) порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (законных представителей) ;

-открытие счетов в территориальном органе Федерального казначейства, финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (за исключением негосударственны х образовательных учреждений и автономных учреждений);

-порядок комплектования работников образовательного учреждения и условия оплаты их труда;

-права и обязанности участников образовательного процесса (за исключением прав и обязанностей работников образовательных организаций занимающих должности, указанные в части 1 статьи 52 нового закона);

— перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения.

Таким образом, №273-ФЗ предъявляет гораздо меньше требований к содержанию устава образовательной организации, чем утративший силу Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. №3266-1. Сокращение требований к содержанию устава образовательной организации является положительным моментом для руководителей образовательных организаций, поскольку, чем меньше содержание документа, тем меньше вероятность того, что текст его будет содержать в себе положения не соответствующие законодательству РФ в сфере образования. Образовательная организация, конечно, может по своему желанию включить в текст устава, например, положения регламентирующие правила приема обучающихся или порядок комплектования работников образовательной организации, но скорее всего включение данных положений в устав будет только во вред для образовательной организации, поскольку законодательство регулярно меняется и дополняется. Согласно части 2 статьи 30 нового закона, по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе, регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетн их обучающихся, образовательная организация принимает локальные нормативные акты. Исходя из этой нормы Федерального закона №273-ФЗ (часть 2 статьи 30) основные вопросы организации и осуществления образовательной деятельности должны быть регламентированы не в уставе , а в других локальных нормативных актах образовательной организации. Руководителю образовательной организации выгодно регламентировать основные характеристики организации образовательного процесса в локальных нормативных актах, поскольку в случае необходимости внесения изменений, например, в режим занятий обучающихся, не придется проходить сложную процедуру внесения изменений в устав образовательной организации, а достаточно будет внести изменения в соответствующий локальный нормативный акт.

Федеральный закон №273-ФЗ не единственный нормативный акт, которым следует руководствоватьс я при составлении текста устава. Поскольку образовательная организация является некоммерческой организацией, то необходимо учитывать требования Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», предъявляемые к содержанию учредительных документов всех некоммерческих организаций, а также общие требования к учредительным документам юридических лиц, предъявляемые ГК РФ.

Согласно части 3 статьи 14 Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», в учредительных документах некоммерческой организации должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-п равовую форму, место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительств ах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство), источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные законодательство м РФ.

С учетом положений №273-ФЗ , Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Гражданского кодекса РФ предлагается следующий вариант структуры устава образовательной организации:

Предмет, цели и виды деятельности Учреждения

Финансовое обеспечение деятельности Учреждения и имущество

4. Организация деятельности и управление Учреждением

5. Реорганизация и ликвидация Учреждения

6. Локальные нормативные акты Учреждения

7. Порядок внесения изменений, дополнений в Устав Учреждения

В соответствии с частью 5 статьи 108 Федерального закона №273-ФЗ , наименования и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» не позднее 1 января 2016 года, таким образом, у образовательных учреждений достаточно времени для того, чтобы внимательно изучить нормативно-право вые требования к содержанию главного локального документа образовательного учреждения и разработать юридически грамотный текст устава.

Руководителям образовательных учреждений необходимо запомнить часть 5 статьи 108 Федерального закона №273-ФЗ , так как не исключена возможность того, что контролирующие органы могут не знать о данной норме, и могут потребовать от образовательных учреждений привести свои уставы в соответствии с новым законом в иные сроки. Отметим, что никто не может сократить предусмотренный частью 5 статьи 108 Федерального закона №273-ФЗ срок для образовательных учреждений, в том числе и учредитель. Образовательная организация обладает автономией и самостоятельно решает, когда ей приводить содержание устава в соответствие с новым законом, главное, не позднее 1 января 2016 года.

Другой вопрос, интересующий руководителей ОУ, касается изменений в наименовании образовательной организации. Федеральный закон №273-ФЗ заменил термин «образовательное учреждение» на термин «образовательная организация». В связи с этим многие руководители считают, что в наименовании их школы необходимо термин «учреждение» заменить термином «организация». Недавно изданное письмо Минобрнауки России от 10.06.2013 » О наименовании образовательных учреждений» (далее – письмо) разъясняет данный вопрос. В письме отмечается, что понятие «образовательная организация» используется в новом законе, в связи с тем, что образовательные организации могут создаваться не только в форме учреждения. В соответствии с частью 5 статьи 23 Федерального закона об образовании наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-п равовую форму и тип образовательной организации. Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона об образовании образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательство м для некоммерческих организаций. Организационно-п равовые формы некоммерческих организаций, в которых могут быть созданы образовательные организации, установлены Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон о некоммерческих организациях). Одной из организационно-п равовых форм некоммерческих организаций является, в том числе, учреждение (казенное, бюджетное, автономное).

Учитывая изложенное, Федеральным законом об образовании не предусмотрено включение в наименование образовательной организации общеродового названия всех юридических лиц – «организация», из чего следует, что в термине «образовательное учреждение» слово «учреждение» не нужно менять на слово «организация».

Рассмотрим следующее наименование: Муниципальное бюджетное общеобразователь ное учреждение «Средняя общеобразователь ная школа №2». Обязательными в соответствии с новым законом, из данного наименования являются два слова: «общеобразовател ьное» и «учреждение». Понятие «учреждение» является организационно-п равовой формой, а понятие «общеобразовател ьное» указывает на тип образовательной организации. Остальная информация, указание на собственника учреждения (муниципальное ), указание на тип учреждения (бюджетное) и т.д., не является обязательной и указывается в наименовании по решению самой образовательной организации. Наименования большинства общеобразователь ных учреждений Чеченской Республики соответствуют новому закону.

Согласно той же части 5 статьи 108 Федерального закона об образовании, наименования образовательных учреждений, как и уставы, подлежат приведению в соответствие с указанным законом не позднее 1 января 2016 года.

1.Основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе правила приема, перевода и отчисления учащихся, а также положения, регламентирующие правовой статус участников образовательного процесса теперь в уставе указывать не нужно;

2.Образовательно е учреждение имеет срок до 1 января 2016 года, чтобы привести свой устав и наименование в соответствии с новым законом;

3.Термин «учреждение» в наименовании школ и других образовательных организаций не меняется на термин «организация».