Требования к условиям реализации программы дошкольного образования включают в себя

Требования к условиям реализации программы дошкольного образования включают в себя

При разработке Программы Организация определяет продолжительность пребывания детей в Организации, режим работы Организации в соответствии с объемом решаемых задач образовательной деятельности, предельную наполняемость Групп. Организация может разрабатывать и реализовывать в Группах различные Программы с разной продолжительностью пребывания детей в течение суток, в том числе Групп кратковременного пребывания детей, Групп полного и продленного дня, Групп круглосуточного пребывания, Групп детей разного возраста от двух месяцев до восьми лет, в том числе разновозрастных Групп.

Программа может реализовываться в течение всего времени пребывания 4 детей в Организации.

2.6. Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее — образовательные области):

познавательное развитие; речевое развитие;

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

2.7. Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности — как сквозных механизмах развития ребенка):

в младенческом возрасте (2 месяца — 1 год) — непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры;

в раннем возрасте (1 год — 3 года) — предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;

для детей дошкольного возраста (3 года — 8 лет) — ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

2.8. Содержание Программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:

1) предметно-пространственная развивающая образовательная среда;

2) характер взаимодействия со взрослыми;

3) характер взаимодействия с другими детьми;

4) система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.

2.9. Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта.

Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (пункт 2.5 Стандарта).

В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее — парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы.

2.10. Объем обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.

2.11. Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

2.11.1. Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы.

Пояснительная записка должна раскрывать:

цели и задачи реализации Программы;

принципы и подходы к формированию Программы;

значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.

Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов (далее — дети с ограниченными возможностями здоровья).

2.11.2. Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей.

Содержательный раздел Программы должен включать:

а) описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;

б) описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов;

в) описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой.

В содержательном разделе Программы должны быть представлены:

а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;

б) способы и направления поддержки детской инициативы;

в) особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;

г) иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы.

Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно.

Данная часть Программы должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на:

специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива;

сложившиеся традиции Организации или Группы.

Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется ее освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Данный раздел должен содержать специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:

1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;

2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в Группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.

Читайте так же:  Минфин приказ 191н

В случае организации инклюзивного образования по основаниям, не связанным с ограниченными возможностями здоровья детей, выделение данного раздела не является обязательным; в случае же его выделения содержание данного раздела определяется Организацией самостоятельно.

2.11.3. Организационный раздел должен содержать описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включать распорядок и /или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

2.12. В случае если обязательная часть Программы соответствует примерной программе, она оформляется в виде ссылки на соответствующую примерную программу. Обязательная часть должна быть представлена развернуто в соответствии с пунктом 2.11 Стандарта, в случае если она не соответствует одной из примерных программ.

Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы.

2.13. Дополнительным разделом Программы является текст ее краткой презентации. Краткая презентация Программы должна быть ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления.

В краткой презентации Программы должны быть указаны:

1) возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа Организации, в том числе категории детей с ограниченными возможностями здоровья, если Программа предусматривает особенности ее реализации для этой категории детей;

2) используемые Примерные программы;

3) характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.

ФГОС: требования к условиям и проблема реализации основной образовательной программы дошкольного образования

Ирина Григорьева
ФГОС: требования к условиям и проблема реализации основной образовательной программы дошкольного образования

Григорьева Ирина Александровна, Власова Н. В.

г. Малая Вишера Новгородской области.

В последнее время в нашей стране сложилась ситуация, когда дошкольное детство всё больше рассматривается, как период подготовки к школе, и дошкольное детство нацелено на подготовку ребёнка к поступлению в первый класс. Сегодня реальность такова, что система дошкольного образования деформирована влиянием школы. В детских садах давно произошла подмена игровых видов деятельности учебной работой. Такое положение неправильно с точки зрения возрастной психологии. Эту ситуацию призван изменить Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [2]

Стандарт базируется на Федеральном законе об образовании в Российской Федерации, вступившим в силу 1 сентября 2013 года, где дошкольное образование определяется, как ступень общего образования. В чём же особенности Стандарта дошкольного образования и его новизна? Разработчики Стандарта указывают на то, что стандарт дошкольного детства – это прежде всего стандарт «поддержки разнообразия детства». ФГОС ДО основывается на самоценности дошкольного детства и создаёт нормативно-правовые условия для личностного роста ребёнка, формирования направления его индивидуального развития, учитывает особые потребности детей с ограниченными возможностями здоровья. В Стандарте очень чётко звучит принцип возрастной «сообразности». Стандарт определяет совершенно новые ориентиры. По мнению руководителя рабочей группы по разработке Стандарта дошкольного образования Александра Асмолова «не ребёнок должен готовиться к школе, а школа должна готовиться к ребёнку». Логика Стандарта – это приобщение ребёнка к миру культуры, к миру общения, к миру природы. [5]

В Стандарте определены три группы требований к образовательной программе: к условиям её реализации, к её структуре и к результатам её освоения.

По нашему мнению в сложившейся действительности особенно актуально стоит вопрос об условиях реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Требования к условиям реализации программы включают в себя: 1) требования к психолого-педагогическим условиям, 2) требования к кадровым условиям, 3) требования к развивающей предметно-пространственной среде, 4) требования к финансовым условиям и материально-техническим условиям.

Понятно, что требования к материально — техническим и финансовым условиям вопрос болезненный и не всегда решаемый в пользу конкретного детского учреждения. Но в последнее время наметилась положительная тенденция в политике государства в сфере дошкольного образования. Повышение заработной платы педагогов во всех регионах страны, признание значимости дошкольного образования, и самое главное, разработка Стандарта дошкольного образования – это реальные меры по улучшению качества дошкольного образования. Поэтому более подробно хочется остановиться на первых трёх видах требований к условиям: требования к психолого-педагогическим условиям, требования к кадровым условиям, требования к развивающей предметно-пространственной среде.

Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы дошкольного образования являются одними из важнейших условий. Требования к психолого-педагогическому контексту реализации программы тщательно продуманы и системны. Эти требования адекватная, позитивная перспектива развития дошкольного образования. Собственная активность ребёнка и становление тех форм детской деятельности, в которых происходит детское развитие, во многом зависит от психологического климата, существующего в дошкольном учреждении, а также от стиля взаимоотношений педагога с воспитанниками.

Главным требованием к образовательной деятельности нашего ДОУ является: уважение к достоинству воспитанников, принятие его, как личность, защита ребёнка от любых форм психического и физического насилия, поддержка самостоятельности и активности ребёнка в разных видах деятельности – в общении, в игре и в познавательно-исследовательской деятельности. Педагоги учитывают возрастные и индивидуальные особенности детей, выявленные в ходе наблюдений за каждым ребенком.

Педагоги нашего ДОУ овладели и успешно пользуются методикой наблюдения за детьми. Однако метод наблюдения является не единственным основополагающим методом в изучении ребенка. Поэтому остается открытым вопрос: будет ли наблюдение единственным и достаточным для оценки результативности развития ребенка и эффективности работы дошкольного учреждения? Или же, вместе с новыми примерными основными общеобразовательными программами придут и новые методики мониторинга?

Требования к кадрам находятся в тесной связи с требованиями к психолого-педагогическим условиям. Требования к кадрам подразумевают ряд компетенций педагога. Во-первых, это умение педагога вовлечь детей в разные формы деятельности, умение вызвать интерес ребёнка к собственной активности, а не просто передавать детям какие-либо знания. Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «Не отягощайте детей мёртвым грузом фактов, обучите их приёмам и способам, которые помогут им постигать». Задача педагога развивать любознательность детей, их стремление постигать этот мир, растить «почемучек». Во-вторых, педагог должен уметь выбрать адекватные формы педагогической поддержки для каждого конкретного ребёнка. Это определено в Стандарте, как индивидуальный подход к детям и «обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка». [1] В-третьих, педагог должен создать условия для свободной детской игры. Не секрет, что существующие ныне программы дошкольного образования и в особенности программы для специализированных групп (логопедическая и коррекционная) нацелены на приобретение детьми знаний, умений и навыков. В этой ситуации самостоятельности, активности и свободной детской игре отводится незначительное место. В Стандарте игра определяется как основной и ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Хочется надеяться, что с введением Стандарта игра в полном своем объеме вернется в детский сад.

Вместе с тем требования к кадрам предполагают и развитие системы повышения квалификации педагогических и руководящих работников. Все педагоги в нашем ДОУ имеют педагогическое образование. Понимая всю важность подготовки квалифицированных специалистов для работы в соответствии с современными требованиями, у нас работает система по повышению квалификации на разных уровнях (ДОУ, Муниципальный уровень, региональный уровень). Еще одной проблемой на наш взгляд является старение педагогических кадров. В ДОУ 50 % педагогов пенсионного возраста. Это может привести к тому, что через несколько лет возникнет кадровый «голод». Пути решения этой проблемы мы видим в создании более эффективной системы поддержки молодых специалистов.

Организация образовательной деятельности требует от педагогического коллектива создания своеобразной предметно-пространственной среды, которая должна обеспечить собственную активность ребёнка. Значит, предметная среда должна быть насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, доступной и безопасной, должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда должна стать не только развивающей, но и развивающейся. В условиях внедрения ФГОС, когда процедура тестирования детей и оценки педагогов по уровню успешности детей в группе уходят в прошлое, показателем качества образования становится развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования. В ситуации тотального недофинансирования (или полного отсутствия финансирования) мы можем предложить нашим современным детям, у большинства которых дома есть компьютеры (планшеты, в основном то, что накапливалось педагогами десятилетиями – картинки… [3], [1]

Таким образом, наблюдается картина того, что предметная среда современного детского сада архаична и не созвучна времени. Педагоги ДОУ не могут только своими силами сбалансированно и сообразно педагогической ценности подобрать традиционные материалы и материалы нового поколения. Предметы, игрушки и пособия, предлагаемые детям, должны отражать уровень современного мира, нести информацию и стимулировать поиск. Но существующая реальность такова, что из-за недостаточного финансирования пространственная среда, создаваемая силами только педагогов ДОУ, не может отвечать современным требованиям. Эта проблема возвращает нас к материально — техническим и финансовым условиям реализации программы дошкольного образования. По нашему мнению система финансирования должна быть пересмотрена и усовершенствована таким образом, чтобы все образовательные учреждения имели равные возможности для реализации основной образовательной программы.

Результатом реализации требований ФГОС должна стать системная работа, и мы находимся еще только на пороге этого большого пути. [4]

Читайте так же:  Непреривний стаж роботи

В заключении хочется согласиться с тем, что «ключевой формулой развития образования является детство ради детства» и привести слова руководителя группы по разработке ФГОС ДО Александра Григорьевича Асмолова, который говорит: «Каждый ребёнок для нас почемучка, и надо, по сути дела, не погасить почемучек, а дать им почувствовать себя уверенными людьми. И вместо классической формулы «учиться, учиться, учиться», мы говорим «развиваться, развиваться, развиваться». [5]

1. Проект Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. – М., 2013г.

2. Асмолов А. Г. «Культурный ген связи времён. Растим сообщество почемучек» (интервью)// «Учительская газета», №29 от 16. 07. 2013г.

3. Юдина Е. «Требования к условиям как центральная часть Стандарта» (интервью) // «Детский сад со всех сторон», № 12 от 20.06. 2013 г.

4. Проект государственного стандарта дошкольного образования: комментарии к разделам // «Детский сад со всех сторон», № 11 от 15.06. 2013 г.

Требования к условиям реализации программы дошкольного образования включают в себя

Как было показано в материале «Что такое федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО)» федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденный Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», включает в себя требования к:

структуре образовательной Программы дошкольного образования и ее объему;

условиям реализации образовательной Программы дошкольного образования и

результатам освоения образовательной Программы дошкольного образования.

В прошлом материале «Требования ФГОС ДО к структуре образовательной Программы дошкольного образования и ее объему» было подробно рассмотрено первое из указанных требований — требования к структуре образовательной Программы дошкольного образования и ее объему.

В данном материале рассмотрим особенности второго из указанных требований ФГОС ДО — требования к условиям реализации образовательной Программы дошкольного образования.

Требования ФГОС ДО к условиям реализации основной образовательной Программы дошкольного образования

Требования ФГОС ДО к условиям реализации основной образовательной Программы дошкольного образования включают:

  • требования к психолого-педагогическим,
  • кадровым,
  • материально-техническим и
  • финансовым условиям

реализации основной образовательной Программы дошкольного образования,

  • а также к развивающей предметно-пространственной среде.

Условия реализации основной образовательной Программы дошкольного образования должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно:

  • в сферах социально-коммуникативного,
  • познавательного,
  • речевого,
  • художественно-эстетического и
  • физического развития личности детей

на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

Указанные требования ФГОС ДО направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:

  • гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
  • способствует профессиональному развитию педагогических работников;
  • создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
  • обеспечивает открытость дошкольного образования;
  • создает условия для участия родителей в образовательной деятельности.

Требования ФГОС ДО к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной Программы дошкольного образования

Для успешной реализации основной образовательной Программы дошкольного образования должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям — недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей;

построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

защита детей от всех форм физического и психического насилия;

Пункт 9 части 1 Статьи 34 «Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования» Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

  • поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

Для получения без дискриминации качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья:

создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации,

оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования,

а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

При реализации основной образовательной Программы дошкольного образования:

может проводиться оценка индивидуального развития детей;

такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

индивидуализации образования, в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития;

оптимизации работы с группой детей.

При необходимости используется психологическая диагностика развития детей:

выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей,

которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).

Участие ребенка в психологической диагностике:

  • допускается только с согласия его родителей.

Результаты психологической диагностики могут использоваться:

  • для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

Наполняемость Группы определяется с учетом возраста детей, их состояния здоровья, специфики основной образовательной Программы дошкольного образования.

Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:

обеспечение эмоционального благополучия через:

непосредственное общение с каждым ребенком;

уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

поддержку индивидуальности и инициативы детей через:

создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);

установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

развитие умения детей работать в группе сверстников;

построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослыми и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее — зона ближайшего развития каждого ребенка), через:

создание условий для овладения культурными средствами деятельности;

организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;

поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;

оценку индивидуального развития детей;

взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

В целях эффективной реализации основной образовательной Программы дошкольного образования должны быть созданы условия для:

профессионального развития педагогических и руководящих работников, в том числе их дополнительного профессионального образования;

консультативной поддержки педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в случае его организации);

организационно-методического сопровождения процесса реализации Программы, в том числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

Для коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, осваивающими основную образовательную Программу дошкольного образования совместно с другими детьми в Группах комбинированной направленности:

должны создаваться условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий,

обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

При создании условий для работы с детьми-инвалидами, осваивающими основную образовательную Программу дошкольного образования:

  • должна учитываться индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида.

Образовательная организация дошкольного образования должна создавать возможности:

для предоставления информации об основной образовательной Программе дошкольного образования семье и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности;

для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию образовательной Программы, в том числе в информационной среде;

для обсуждения с родителями детей вопросов, связанных с реализацией образовательной Программы.

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки должен соответствовать:

санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»,

утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26.

Требования ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает:

максимальную реализацию образовательного потенциала пространства образовательной организации, Группы,

а также территории, прилегающей к образовательной организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации образовательной Программы, материалов, оборудования и инвентаря

для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

Читайте так же:  Штраф дтп узнать

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

  • возможность общения и совместной деятельности детей,
  • в том числе детей разного возраста и взрослых,
  • двигательной активности детей,
  • а также возможности для уединения.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

  • реализацию различных образовательных программ;
  • в случае организации инклюзивного образования — необходимые для него условия;
  • учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
  • учет возрастных особенностей детей.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

  • содержательно-насыщенной,
  • трансформируемой,
  • полифункциональной,
  • вариативной,
  • доступной и
  • безопасной.

Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию образовательной Программы:

образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания, в том числе техническими, соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем в соответствии со спецификой образовательной Программы;

организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

возможность самовыражения детей;

для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

Трансформируемость пространства предполагает:

  • возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Полифункциональность материалов предполагает:

возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

наличие в образовательной организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.

Вариативность среды предполагает:

наличие в образовательной организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды предполагает:

доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

исправность и сохранность материалов и оборудования.

Безопасность предметно-пространственной среды:

  • предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Образовательная организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы, в том числе расходные, игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации основной образовательной Программы дошкольного образования.

Требования ФГОС ДО к кадровым условиям реализации основной образовательной Программы дошкольного образования

Реализация основной образовательной Программы дошкольного образования обеспечивается:

  • руководящими,
  • педагогическими,
  • учебно-вспомогательными,
  • административно-хозяйственными работниками образовательной организации.

В реализации основной образовательной Программы дошкольного образования могут также участвовать:

научные работники образовательной организации;

иные работники образовательной организации, в том числе осуществляющие финансовую и хозяйственную деятельность, охрану жизни и здоровья детей, обеспечивают реализацию образовательной Программы.

Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников должна соответствовать:

  • квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих.

Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н, с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 мая 2011 г. N 448н.

Должностной состав и количество работников, необходимых для реализации и обеспечения реализации образовательной Программы:

  • определяются ее целями и задачами,
  • а также особенностями развития детей.

Необходимым условием качественной реализации образовательной Программы является:

  • ее непрерывное сопровождение педагогическими и учебно-вспомогательными работниками в течение всего времени ее реализации в образовательной организации или в Группе.

Педагогические работники, реализующие образовательную Программу, должны обладать:

  • основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей, обозначенными в ФГОС ДО.

При работе в Группах для детей с ограниченными возможностям здоровья:

в образовательной организации могут быть дополнительно предусмотрены должности педагогических работников, имеющих соответствующую квалификацию для работы с данными ограничениями здоровья детей,

в том числе ассистентов (помощников), оказывающих детям необходимую помощь;

рекомендуется предусматривать должности соответствующих педагогических работников для каждой Группы для детей с ограниченными возможностями здоровья.

При организации инклюзивного образования:

при включении в Группу детей с ограниченными возможностям здоровья к реализации образовательной Программы могут быть привлечены дополнительные педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию для работы с данными ограничениями здоровья детей;

рекомендуется привлекать соответствующих педагогических работников для каждой Группы, в которой организовано инклюзивное образование;

при включении в Группу иных категорий детей, имеющих специальные образовательные потребности, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации, могут быть привлечены дополнительные педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию.

Статья 1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

Требования ФГОС ДО к материально-техническим условиям реализации основной образовательной Программы дошкольного образования

Требования к материально-техническим условиям реализации основной образовательной Программы дошкольного образования включают:

требования, определяемые в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;

требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности;

требования к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;

оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой;

требования к материально-техническому обеспечению программы (учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы).

Требования ФГОС ДО к финансовым условиям реализации основной образовательной Программы дошкольного образования

Финансовое обеспечение государственных гарантий на получение семьями с детьми общедоступного и бесплатного дошкольного образования за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ в государственных, муниципальных и частных образовательных организациях осуществляется:

на основе нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования,

определяемых органами государственной власти субъектов РФ, обеспечивающих реализацию образовательной Программы в соответствии с ФГОС ДО.

Финансовые условия реализации основной образовательной Программы дошкольного образования должны:

обеспечивать возможность выполнения требований ФГОС ДО к условиям реализации и структуре образовательной Программы;

обеспечивать реализацию обязательной части образовательной Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса, учитывая вариативность индивидуальных траекторий развития детей;

отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации образовательной Программы, а также механизм их формирования.

Финансирование реализации образовательной Программы дошкольного образования должно осуществляться:

в объеме определяемых органами государственной власти субъектов РФ нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования;

указанные нормативы определяются в соответствии с требованиями ФГОС ДО, с учетом типа образовательной организации, специальных условий получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья:

специальные условия образования — специальные образовательные программы, методы и средства обучения,

учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные материалы,

технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования (включая специальные),

средства коммуникации и связи,

сурдоперевод при реализации образовательных программ,

адаптация образовательных учреждений и прилегающих к ним территорий для свободного доступа всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья,

а также педагогические, психолого-педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, обеспечивающие адаптивную среду образования и безбарьерную среду жизнедеятельности, без которых освоение образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья затруднено;

обеспечения дополнительного профессионального образования педагогических работников,

обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья детей,

направленности образовательной Программы,

категории детей, форм обучения и иных особенностей образовательной деятельности.

Объем определяемых органами государственной власти субъектов РФ нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования должен быть достаточным и необходимым для осуществления образовательной организацией:

расходов на оплату труда работников, реализующих образовательную Программу;

расходов на средства обучения и воспитания, соответствующие материалы, в том числе приобретение учебных изданий в бумажном и электронном виде, дидактических материалов, аудио- и видеоматериалов,

в том числе материалов, оборудования, спецодежды, игр и игрушек, электронных образовательных ресурсов, необходимых для организации всех видов учебной деятельности и создания развивающей предметно-пространственной среды,

в том числе специальных для детей с ограниченными возможностями здоровья;

Развивающая предметно-пространственная среда:

  • часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.),
  • материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа,
  • охраны и укрепления их здоровья,
  • учета особенностей и коррекции недостатков их развития,
  • приобретение обновляемых образовательных ресурсов, в том числе расходных материалов,
  • подписки на актуализацию электронных ресурсов, подписки на техническое сопровождение деятельности средств обучения и воспитания, спортивного, оздоровительного оборудования, инвентаря,
  • оплату услуг связи, в том числе расходов, связанных с подключением к информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

расходов, связанных с дополнительным профессиональным образованием руководящих и педагогических работников по профилю их деятельности;

иных расходов, связанных с реализацией и обеспечением реализации образовательной Программы дошкольного образования.

В следующем материале будут рассмотрены особенности требований ФГОС ДО к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования.