Требования к учебнику высшей школы

Требования к современному учебнику.

Учебное пособие – учебное издание, содержание которого соответствует программе лишь частично. В учебном пособии ряд тем и разделов программы может быть не освещен, но могут присутствовать темы и разделы, не предусмотренные программой.

Функции школьного учебника: информационная; обучающая; систематизирующая; трансформационная; функция закрепления и самоконтроля; интегрирующая; координирующая; воспитательно-развивающая.

Система дидактических функций учебника реализуется в его структуре.

Структурные компоненты учебника:

1) тексты как главный компонент (тексты-описания, тексты-повествования, тексты-рассуждения);

2) внетекстовые вспомогательные компоненты (иллюстративный материал; аппарат организации усвоения – подписи к иллюстрациям, вопросы, задания и упражнения, памятки, инструктивные материалы, таблицы, шрифтовые выделения; аппарат ориентировки – предисловие, примечания, приложения, оглавление, указатели).

К учебнику предъявляются требования: дидактические, психологические, эстетические, гигиенические.

Дидактические требования. Учебник должен обеспечивать полное освоение учащимися учебного материала. Учебник должен быть интересным, кратким и доступным, одновременно стабильным и вариативным. Он должен отвечать требованию научности, задачам формирования научного мировоззрения, патриотизма, интернационализма. Он должен содержать материал высокой степени обобщения и вместе с тем конкретный, оснащенный основными фактологическими сведениями.

Методические требования – это расположение глав и параграфов, внутренняя целостность, четкость, логическая последовательность, краткость выводов, ясность, выразительность и образность изложения, иллюстрирование, точные и разнообразные вопросы, условия и задания, которые требуют от учащихся мыслительных операций, записей, зарисовок, чертежей, расчетов, практических работ, опытов и т.д.

Психологические требования. Учебник, являясь изложением подлинной науки, одновременно должен быть доступным для учащихся, учитывать их возраст, уровень развития их восприятия, памяти, мышления, должен развивать познавательный и практический интерес, потребность в знаниях и практической деятельности. Он должен соответствовать задачам развития познавательных способностей учащихся. Расположение материала на страницах учебника должно учитывать особенности восприятия нового, степень усвоения предыдущего и, главное, заинтересовывать учеников.

Эстетические требования. Учебник должен быть в меру красочен. Учебный текст должен оказывать на учащегося определенное эмоциональное воздействие, вызывать интерес к предмету обучения. Вот почему особенно на ранних стадиях обучения язык учебника должен использовать разного рода метафоры, что недопустимо в строго нормированном научном языке.

Гигиенические требования – это требования к величине и качеству шрифта, качеству бумаги, предельно допустимая масса комплекта школьных учебников.

Вопрос 12 Учебник и его дидактическая характеристика. Требования к современному учебнику.

Учебник – это учебное издание, адресованное учащимся и содержащее систематизированное изложение учебного предмета. По своему содержанию и структуре учебник полностью соответствует учебной программе того или иного учебного предмета.

Структура и функции учебника. Д.Д. Зуев выделяет следующие структурные компоненты учебника:

1. тексты как главный компонент:

2. Внетекстовые вспомогательные компоненты:

1) организация усвоения (вопросы и задания, памятки, инструктивные материалы, таблицы и шрифтовые выделения, подписи к иллюстрациям и упражнения);

2) собственно иллюстративный материал;

3) аппарат ориентировки (предисловие, примечания, приложения, оглавление, указатели).

Функции школьного учебника (по Д.Д. Зуеву):

4. Функция закрепления и самоконтроля..

8. Обучающая функция.

Современные требования к учебнику. К учебнику предъявляются требования: дидактические, психологические, эстетические, гигиенические.

Дидактические требования. Учебник должен обеспечивать полное освоение учащимися учебного материала. Однако текст учебника (в отличие от текста справочника) служит прежде всего цели разъяснения содержания, а не просто информирования.

Психологические требования. Учебник, являясь изложением подлинной науки, одновременно должен быть доступным для учащихся, учитывать их возраст, уровень развития их восприятия, памяти, мышления, должен развивать познавательный и практический интерес, потребность в знаниях и практической деятельности. Эстетические требования. Учебник должен быть в меру красочен. Учебный текст должен оказывать на учащегося определенное эмоциональное воздействие, вызывать интерес к предмету обучения.

Гигиенические требования – это требования к величине и качеству шрифта, качеству бумаги и др.

Педагогика и психология высшей школы

Учебная программа дисциплины

второй ступени высшего образования (магистратура)

1-08 80 01 Теория и методика дошкольного образования

1-08 80 02 Теория и методика обучения и воспитания

(по областям и уровням образования)

1-08 80 03 Теория и методика профессионального образования

1-08 80 04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

1-08 80 05 Коррекционная педагогика

1-08 80 06 Общая педагогика, история педагогики и образования

1-08 80 10 Литературоведение

1-08 80 11 Языкознание

1-21 80 15 Всеобщая история

1-21 80 16 Отечественная история

1-23 80 03 Психология

1-31 80 01 Биология

1-31 80 02 География

1-31 80 03 Математика

1-31 80 05 Физика

1-31 80 06 Химия

Кафедра: педагогики, возрастной и педагогической психологии

Семестр (семестры) 1

Лекции 30 Экзамен —

(количество часов) (семестр)

занятия 26 Зачет 1

(количество часов) (семестр)

занятия — Курсовая работа (проект) —

(количество часов) (семестр)

Всего аудиторных часов

по дисциплине 56

Всего часов Форма получения – дневная

по дисциплине 80 высшего образования заочная

Составили: И.И. Цыркун, доктор педагогических наук, профессор;

А.П. Лобанов, кандидат психологических наук, доцент

Учебная программа составлена на основе типовой программы «Педагогика и психология высшей школы» 18. 07. 2011г. Рег. № ТД – СГ. 019 / тип.

Рассмотрена и рекомендована к утверждению кафедрой педагогики БГПУ

протокол №11 от 21.06.2012 г.

(дата, номер протокола)

__________ И.И. Цыркун

(подпись) (И.О. Фамилия)

Одобрена и рекомендована к утверждению

научно-методической комиссией кафедры педагогики БГПУ

протокол №11 от 21.06.2012 г.

(дата, номер протокола)

___________ Е.Н. Артеменок

(подпись) (И.О. Фамилия)

протокол №11 от 21.06.2012 г.

(дата, номер протокола)

__________ И.И. Цыркун

(подпись) (И.О. Фамилия)

ассмотрена и рекомендована к утверждению кафедрой возрастной и педагогической психологии БГПУ

Одобрена и рекомендована к утверждению

научно-методической комиссией кафедры возрастной и педагогической психологии БГПУ

протокол №11 от 21.06.2012 г.

(дата, номер протокола)

___________ Е.Н. Артеменок

(подпись) (И.О. Фамилия)

Ответственный за редакцию: Е.Н. Артеменок, канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики БГПУ

Ответственный за выпуск: Е.Н. Артеменок, канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики БГПУ

Оформление учебной программы и сопровождающих ее материалов действующим требованиям Министерства образования Республики Беларусь соответствует.

Методист учебно-методического управления БГПУ

_________________ С.В. Пантелей

Педагогический состав высших учебных заведений пополнялся до недавнего времени в основном специалистами, получившими высшее образование в определенной предметной области, не связанной с педагогической деятельностью. Поэтому их педагогическая деятельность основывалась в основном на интуитивно-эмпирических решениях. Для будущих магистров, которые ориентированы на работу в высшей школе, педагогическая деятельность и ее проектирование являются предметом специального изучения.

Психология высшей школы представляет собой структурный компонент педагогической психологии, рассчитанный на академическую и профессиональную подготовку специалистов, включая подготовку преподавателей высшей школы и исследователей.

Целью дисциплины «Педагогика и психология высшей школы» является – развитие личностных качеств магистрантов, адекватных продуктивной деятельности преподавателя высшей школы, и формирование системы знаний в сфере обучения и воспитания студентов, а также формирование готовности к психолого-педагогическому сопровождению внедрения образовательных инновационных технологий, фасилитации профессионального и личностного роста субъектов образовательного процесса.

Задачи дисциплины «Педагогика и психология высшей школы» это:

– формирование знаний о сущности высшего образования как социокультурного феномена; о тенденциях развития высшего образования в мире;

– формирование системы знаний о концептуальных основах организации педагогического процесса в высшей школе и развитие на этой основе умений реализовывать инновационные методы, формы, средства и условия обучения и воспитания студентов в высшей школе;

– формирование умений решать практические педагогические проблемы на основе научных методов, самостоятельного инновационно-педагогического мышления, а также позитивного ценностно-эмоционального отношения к педагогической деятельности в высшей школе

– формирование знаний о психологических парадигмах и направлениях развития психологической науки; методологии и методах психологических исследований;

– формирование знаний и умений психолого-педагогического взаимодействия и общения преподавателей и студентов;

– формирования перцептивных, коммуникативных, рефлексивных и исследовательских компетенций и готовности к освоению и разработке психолого-педагогических инноваций.

Новизна программы курса состоит в том, что педагогическая традиция высшей школы органично дополнена инновационной составляющей.

Содержание курса раскрывается в следующих темах:

Педагогика и психология высшей школы как наука и учебная дисциплина.

Личностное взаимодействие преподавателя и студентов в педагогическом процессе высшей школы.

Методологические аспекты организации и психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в высшей школе.

Теоретические аспекты обучения и воспитания студентов.

Инновационные методы, формы и средства обучения в высшей школе.

Психологическая компетентность преподавателя и выпускника магистра.

При изучении дисциплины магистрантами применяются асинхронная модель организации педагогического процесса, разностороннее проектное обучение, управляемая самостоятельная работа.

В соответствии с требованиями образовательного стандарта второй ступени высшего образования после изучения дисциплины «Педагогика и психология высшей школы» магистрант должен знать:

– сущность высшего образования как социокультурного феномена;

– тенденции развития высшего образования в мире;

– проблемы педагогики высшей школы как научной дисциплины;

– нормативные, нормативно-правовые и законодательные документы в области высшего образования Республики Беларусь;

– методологические аспекты организации педагогического процесса в высшей школе;

– требования к личности преподавателя высшей школы и критерии успешной педагогической деятельности;

– концептуальные основы организации педагогического процесса в высшей школе;

– инновационные методы, формы, средства и условия обучения и воспитания студентов в высшей школе.

Магистрант должен уметь:

– изучать педагогический процесс с применением научных методов;

– формировать образовательные и воспитательные цели в высшей школе;

– проектировать и организовывать различные формы учебных занятий и воспитательных мероприятий (дел) в высшей школе;

– применять современные технические средства, в том числе информационные технологии в условиях высшей школы;

– управлять познавательной деятельностью студентов;

– оценивать результат педагогической деятельности в высшей школе.

Магистрант должен овладеть следующими ключевыми компетенциями (активным профессиональным опытом):

– разработки и реализация модели традиционного обучения (воспитания) в высшей школе;

– разработки и реализация модели инновационного обучения (воспитания) в высшей школе, включая средства ее диагностики и контроля;

– рефлексии себя и педагогической деятельности в высшей школе.

Объем дисциплины – 80 часов, из них: аудиторных – 56 часов (лекций – 30 часов, практических – 26 часов).

Для заочной формы получения образования 10 часов аудиторных, из них – 6 лекционных часов и 4 часа практических занятий.

Дисциплина по педагогическому блоку завершается защитой проектов традиционной и инновационной моделей организации педагогического процесса в высшей школе, а также сдачей зачета; по психологическому блоку – анализом и интерпретацией результатов психологических исследований в области образования и диагностики компетенций / компетентности и рефератом, а также сдачей зачета.

Требования к учебнику высшей школы

Тема 1.1 Предмет, задачи и методы психологии высшей школы

3) Тематический план. – Краткое описание тематики занятия с указанием литературных источников. Например:

Тема 1.1 Предмет, задачи и методы психологии высшей школы

Психологические особенности студентов, преподавателей и руководства ВУЗов как предмет исследований. Основные задачи психологии высшей школы. Методология и методика психологических исследований в высшей школе. Современные требования к специалисту с высшим психологическим образованием. Болонский процесс и качество образования в высшей школе.

Читайте так же:  Нотариус матюшенко владивосток

4) План-конспект 3-х занятий согласно составленной учебной программе (указать цель, задачи занятия, содержание, форму работы, методы и инструментарий, литературу для подготовки).

Занятия должны быть продуманными по времени и содержанию, вызывающими познавательный интерес. Необходимо использовать различные формы и методы обучения.

Список рекомендуемой литературы

Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология. / Б.Б. Айсмонтас. [Электронный учебник]. – Режим доступа: http://www.ido.rudn.ru/psychology/pedagogical_ psychology /index.html. – Дата доступа: 15.05.2013.

Ананьев, Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста./ Б.Г. Ананьев. – Л., 1974. — № 2. – 212 с.

Архангельский, С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. / С.И. Архангельский. — Москва: Высшая школа, 1980. – 368с.

Бадмаев, Б.Ц. Методика преподавания психологии. Учеб.-метод. пособие для преподават. и аспирантов вузов. – Москва: ВЛАДОС, 1999. – 304 с.

Бенедиктов, Б.А. Психология обучения и воспитания в высшей школе /Б.А. Бенедиктов, С.Б. Бенедиктов. – Минск: Высшая школа, 1983. – 224 с.

Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько. – Москва: Издательство ИРПО МО РФ, 1995. – 336 с.

Бисалиев, Р.В. Психологические и социальные аспекты адаптации студентов. / Р.В. Бисалиев, О.А. Куц, И.А. Кузнецов, И.Ф. Деманова // Современные наукоемкие технологии. – 2007. — № 5. — С. 82.

Бодров, В.А. Психология профессиональной пригодности. / В.А. Бодров. – Москва: ПЕР СЭ, 2001. – 511 с.

Болонскийпроцесс. Новые возможности образования за рубежом. / М. Демчук, О. Тавгень // Материалы Online конференции. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.belta.by/ru/conference/i_239.html. – Дата доступа: 15.05.2013.

Буланова-Топоркова, М. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. / М. Буланова-Топоркова — Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 544 с.

Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А.А. Вербицкий. – Москва: Высшая школа, 1991. – 207 с.

Винославська, А.В. Психология. / А.В. Винославська, О.А. Бреусенко-Кузнецов, В.Л. Зливков, А.Ш. Апішева, О.С. Васильева. – К.: ИНКОС, 2005. – 351 с.

Гин, А.А. Теория решения изобретательских задач. / А.А. Гин, А.В. Кудрявцев, В.Ю. Бубенцов. – Москва: Народное образование, 2009. – 62 с.

Горовая, В.И. Образовательные технологии и технологическая культура современного педагога / В.И. Горовая, Н.Ф. Петрова // Современные наукоемкие технологии. – 2008.– № 10 – С. 35-36.

Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология /В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2000. – 320 с.

Дьяченко, М.И. Психология высшей школы / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, С.Л. Кандыбович. – Москва: Харвест, 2006. – 416 с.

Захарова Л.Н. Психологическая подготовка педагога: монография. / Л.Н. Захарова, под ред. А.Д. Глоточкина. – Нижний Новгород: Изд-во Нижегород. гос. ун-та им. Н.И. Лобачевского. – 214 с.

Зимняя И.А. Педагогическая психология. / И.А. Зимняя. – Москва: Логос, 2000. – 384 с.

Карандышев В.Н. Методика преподавания психологии. / В.Н. Карандышев. – СПб.: Питер, 2005. – 250 с.

Карпов, А.В. Психология труда. / А.В. Карпов. – Москва: Владос-Пресс, 2005. – 352 с.

Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения. / Е.А. Климов. – Москва: Академия, 2004. – 304 с.

Клюева, Н.В. Педагогическая психология / Под ред. Н.В. Клюевой. – Москва:ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 400 с.

Коджаспирова, Г.М. Педагогика / Г.М. Коджаспирова. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 352 с.

Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская. – Москва: Академия, 2005. – 288 с.

Котикова, О.П. Педагогическая психология. / О.П. Котикова, Н.Ю. Клышевич. – Минск: Аверсев, 2007. – 304 с.

Кроль, В.М. Психология и педагогика. – Москва: Высшая школа, 2004. – 328 с.

Ксензова Г.Ю. Оценочкая деятельность учителя. / Г.Ю. Ксензова. – Москва: Педагогическое общество России, 2002. – 128 с.

Кузьминский А.И. Педагогика высшей школы / А.И. Кузьминский. – К.: Знание, 2005. — 486 c.

Кукушин, В. С. Теория и методика обучения: учебное пособие / В. С. Кукушин. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 474 с.

Мешков, Н.И. Педагогика высшей школы. / Н.И. Мешков, Н.Е. Садовникова. – Саранск, 2010. – 80 с.

Назарова, И. Б. Типология преподавателей высшей школы. / И.Б. Назарова // Социологические исследования. – 2006. – №11. – С. 115-119.

Орлов, А.А. Введение в педагогическую деятельность: учеб.- метод. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.А. Орлов. – М.: Академия, 2004. – 281с.

Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение / А.П. Панфилова – Москва: Академия, 2009. – 192 с.

Попова, Т.И. Психологические проблемы адаптации студентов к условиям вуза. / Т.И. Попова. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6: Философия, политология, социология, психология, право, международные отношения. – 2007. — № 2. – С. 53.

Подольская, Е.А. Педагогика и психология высшей школы. / Е.А. Подольская. – Харьков: Изд-во НУА, 2010. – 316 с.

Реан, АА. Социальная педагогическая психология. / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский.– СПб, Питер, 1999 – 416с.

Савельев, А.Я. Модель формирования специалиста с высшим образованием на современном этапе / А.Я. Савельев, Л.Г. Семушина, В.С. Кагерманьян. –– М., 2005. – 72 с.

Самоукина, Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. / Н.В. Самоукина.– М.: Экмос, 1999. — 352 с.

Седин, В.И., Леонова, Е.В. Адаптация студента к обучению в вузе: психологические аспекты // Высшее образование в России. – 2009. — № 7. – С. 83.

Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – Москва: Народное образование, 1998. – 256 с.

Скаткин, М.Н. Проблемы современной дидактики / М.Н. Скаткин. — Москва: Педагогика, 1984. – 96 с.

Сластенин, В.А. Педагогика: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев. — М.: Академия, 2002. – 576 с.

Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. – Москва: Академия, 2001. — 304 с.

Социальная психология. / под ред. А.Л. Журавлева. – Москва: ПЕР СЭ, 2002. – 351 с.

Столяренко, А.М. Психология и педагогика. / А.М. Столяренко. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 423 с.

Столяренко, Л.Д. Основы психологии. / Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 672 с.

Ткачева, М.С. Педагогическая психология: конспект лекций. / М.С. Ткачева, — Москва: Высшее образование, 2010. – 191 с.

Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в Высшей школе: учеб.пособие для вузов. / Д.В. Чернилевский. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 437 с.

Шелихова, Н.И.Техника педагогического общения / под общей редакцией Гинзбурга М.Р. — Москва: Институт практической психологии, 1998. — 128 с.

Шрейн, О.П. Преподаватель в XXI веке. / О. П. Шрейн, Е. А. Штумпф; под ред. О.И. Ткаченко. – Челябинск: Изд–во ЮУрГУ, 2010. – 147 с.

Филлипов В. М. Управление в высшей школе: опыт, традиции, перспективы. / В.М. Филиппов, Б.Л, Агранович, Д.Г. Арсеньев. – М: Логос, 2006. – 488 с.

Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество. / Ю.Г. Фокин. – Москва: Академия, 2002. – 224 с.

Фридман, Л.М. Как научиться решать задачи / Л.М. Фридман, Е.Н. Турецкий. – М.: Просвещение, 1989. – 176 с.

Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность. / X. Хекхаузен. – СПб.: Питер, 2003. — 860 с.

Хуторской, А.В. Эвристическое обучение. /А.В. Хуторской.– М.: МПА, 1998. — 266 с.

Эвристическое обучение. В 5 т. Т.3. Методика / под ред. А. В. Хуторского. – М.: Эйдос; Издательство Института образования человека, 2012. – 208 с.

Эрдынеева, К.Г. Функциональная асимметрия мозга как условие адаптации студента к учебной деятельности. / К.Г. Эрдынеева, Р.Э. Попова. //Фундаментальные исследования. – 2009. – № 1 – С. 64-67.

Юревич, А.В. Психологи тоже шутят./ А.В. Юревич.– Москва: ПЕР СЭ, 2005. — 296 с.

Юцявичене, П. Теория и практика модульного обучения. / П. Юцявичене. – Каунас: Швиеса, 1989. – 272 с.

Якунин, В.А. Педагогическая психология. / В.А. Якунин. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. – 349 с.

Якушева, С.Д. Основы педагогического мастерства / С.Д. Якушева. — Москва: Академия, 2008. – 255 с.

Яницкий, М.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики. / М.С. Яницкий. — Кемерово. Кемеровский государственный университет, 1999. — 84 с.

Учебный план, учебная программа и учебник в высшей школе

На основе образовательно-профессиональной программы высшие учебные заведения разрабатывают учебный план и рабочие учебные программы дисциплин, которые являются нормативными документами высшего учебного заведения.

Учебный пландокумент, составленный высшим учебным заведением образования на основании образовательно-профессиональной программы и структурно-логической схемы подготовки, который определяет перечень и объем нормативных и выборочных учебных дисциплин, последовательность их изучения, конкретные формы проведения учебных занятий и и’х объем, график учебного процесса, формы и способы осуществления текущего и итогового контроля.

В учебном плане отражены также объем времени, предусмотренного на самостоятельную работу. Его разрабатывают на весь период реализации соответствующей образовательно-профессиональной программы подготовки и утверждают у руководителя высшего учебного заведения.

На основе учебного плана высшим учебным заведением формируется рабочий учебный план, то есть план на текущий учебный год. Он конкретизирует формы проведения учебных занятий, их объем, формы и средства текущего и итогового контроля по семестрам. Декан факультета его утверждает.

С целью интенсификации учебного процесса в высшем учебном заведении практикуется составление студентами индивидуальных учебных планов. Такой план является нормативным документом, по которому осуществляется обучение студента с учетом требований образовательно-профессиональной программы соответствующего уровня подготовки и его образовательно-профессиональных интересов и потребностей.

Учебная программа нормативной дисциплины является составляющей государственного стандарта образования.

Учебная программадокумент, определяющий место и значение учебной дисциплины в реализации образовательно-профессиональной программы подготовки, ее содержание, последовательность и организационные формы изучения, требования к знаниям и умениям студентов.

Компонентами учебной программы является пояснительная записка, тематический изложение содержания учебной дисциплины и список литературы. Учебные программы нормативных дисциплин относятся к документам государственного стандарта образования. Учебные программы выборочных дисциплин разрабатываются и утверждаются высшим учебным заведением.

В пояснительной записке к учебной программы указано назначение учебного предмета, его место в системе подготовки специалиста (ведущую функцию) и цели (образовательная — требования к знаниям, умениям и навыкам студентов; воспитательную — формирование профессиональной направленности личности; развивающую — развитие познавательных интересов и способностей, творческого профессионального мышления, формирование умений и навыков самостоятельной профессиональной труда). В ней также определена последовательность изучения учебного материала (структуру предмета), формы и методы обучения с учетом специфики содержания учебного материала (лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, обязательные контрольные работы), формы и методы контроля успеваемости.

Соответствии с современными требованиями в учебной программе должны быть освещены следующие аспекты (И. Булах, В. Пащенко и А. Чалый):

— Формулировка назначения учебного предмета в системе подготовки специалиста (определение ведущей функции предмета);

— Определение образовательной, воспитательной и развивающей цели, которые нужно реализовывать в процессе обучения (с учетом назначения учебного предмета и требований квалификационной характеристики);

— Определения структуры предмета, разделов с учетом ведущей функции предмета: основные темы учебного предмета; структурно-логические связи между предметами; последовательность изучения учебных тем на основе установленных связей;

— Определение требований к знаниям и умениям по каждой теме и уровня их сформированности;

— Планирование лабораторных и практических занятий с учетом их основной дидактической цели — формирование профессиональных и практических навыков, предусмотренных учебной программой;

Читайте так же:  Чем экспертиза отличается от исследования

— Подбор содержания учебного материала по каждой учебной темы учитывая дидактические принципы научности и доступности учебного материала, системности и последовательности обучения, связи обучения с профессиональной деятельностью и тому подобное;

— Определение объема и содержания самостоятельной работы студентов (увеличение количества самостоятельных аудиторных и внеаудиторных занятий, формирование навыков и умений самостоятельной работы, усиления профессиональной направленности задач и т.п.);

— Установление межпредметных связей и достижения на их основе интеграции и координации содержания отдельных учебных предметов; целесообразно воспользоваться структурно логической схемой предмета и выбрать методику реализации интеграционных связей в учебном процессе;

— Выработка рекомендаций по организации учебного процесса;

— Определение и разработка форм и методов контроля успеваемости;

— Оформление учебной программы в соответствии с дидактических нормативов.

По содержанию учебной дисциплины, то С. Смирнов выделяет такие ее обязательные блоки:

а) основные термины и понятия, без которых ни одно положение науки невозможно понять и сознательно усвоить;

б) научные факты, без знания которых трудно понять законы науки, сформировать убеждения;

в) основные законы, положения, принципы, раскрывающие сущность явлений, которые рассматривает определенная научная отрасль, объективные связи между ними;

г) теории, содержащих систему научных знаний, методы объяснения и предсказания явлений отрасли изучается;

г) знания об объекте и предмете определенной науки, методы познания и истории ее развития.

Включение этих блоков в построение содержания учебной дисциплины способствует обстоятельному усвоению определенной науки, выработке собственной позиции и отношение к его проблемам, побуждает студента к мировоззренческого осмысления полученной информации и тому подобное.

Для каждой учебной дисциплины, входит в образовательно-профессиональной программы дисциплины и учебного плана, высшим учебным заведением состоит рабочая учебная программа дисциплины, которая является нормативным документом высшего учебного заведения. Она содержит изложение конкретного содержания учебной дисциплины, последовательность, организационные формы ее изучения, определяет формы и средства текущего и итогового контроля. Составляющими рабочей программы являются: тематический план, пакет методических материалов для осуществления текущего и итогового контроля, перечень учебно-методической литературы, средств наглядности, технических средств обучения и т.

Рабочие учебные программы нормативных и выборочных учебных дисциплин разрабатывают соответствующие кафедры (предметные или цикловые комиссии). При их подготовке придерживаются следующих требований: высокий научный уровень с учетом достижений научно-технического прогресса; воспитательный потенциал; генерализация учебного материала на основе фундаментальных положений современной науки; группировки его вокруг ведущих идей и научных теорий; разгрузки программ от слишком осложненного и второстепенного материала; реализация межпредметных связей; реализация идеи взаимосвязи науки, практики и производства и тому подобное.

В США, например, для получения фундаментальных знаний по учебным предметам, необходимых для трудоустройства будущих специалистов, студентам предлагают обязательные учебные программы и дополнительные курсы для углубленного изучения предмета, соответствующие их индивидуальным потребностям. Поэтому здесь существует договоренность между университетами о направлении студентов из одного высшего учебного заведения в другое с целью изучения дополнительных курсов, которыми они заинтересовались. Это влияет на получение знаний по учебному предмету и выработки соответствующих умений и навыков. Положительным признаком мижвишивськои организации обучения является ее мобильность. Кроме основных теоретических дисциплин в программу обучения включены короткие специализированные курсы, которые можно оперативно совершенствовать соответствии с новыми достижениями науки и техники. При необходимости разрабатывают новые межпредметные курсы для организации подготовки специалистов по новым направлениям, учитывая потребности научно-технического прогресса.

Учебные предметы в университетах США несколько уровней сложности. Уровень, который предлагают студенту, зависит от его результатов на вступительных экзаменах. Тому, кто имеет невысокие результаты, рекомендуют элементарный или несложный курс. Однако для того чтобы успешно завершить обучение в высшем учебном заведении и получить степень бакалавра, необходимо овладеть и более сложные курсы по определенной специальности.

Содержание образования, определяется учебными программами, конкретизируется в учебниках, учебных пособиях и методических указаниях.

Учебник — книга, которая содержит основные сведения по определенной учебной дисциплины, изложенные на уровне современных достижений науки в соответствии с целями обучения, определенными программой и требованиями дидактики.

Учебник должен обеспечить научность материала, точность, доступность его изложения, четкость формулировок, правил, законов, идей, правильное распределение учебного материала по разделам и параграфам. Основной материал должен быть проиллюстрирован рисунками, схемами, диаграммами. Иллюстрации должны быть или равнозначные текста, дополнять его, или быть объектом для вопросов, задач.

Составляющими учебника есть два компонента: текстовый, который содержит основной, дополнительный и пояснительный тексты, и позатекстовои, в который входят: аппарат организации усвоения (вопросы, задачи); инструктивные материалы (памятки, образцы решения задач и примеров); иллюстративный материал (фотографии, рисунки, планы, карты и т.п.); аппарат ориентировки (введение, содержание, библиография).

Содержание учебного материала в учебнике может формироваться за генетическим (в исторической последовательности), логическим (согласно современной логической структуры конкретной науки), психологическим (с учетом познавательных возможностей студентов) принципами, связанными между собой.

По основным методом изложения материала различают тексты: репродуктивные (высокоинформативные, структурированные, понятные студентам, соответствующие задачам объяснительно-иллюстративного обучения); проблемные (преимущественно проблемный монолог, в котором для создания проблемных ситуаций выдвигают противоречия, решают проблему, аргументируют логику развития мысли ) программируемые (подаются частями, а усвоение каждого «шага» информации проверяется контрольными вопросами) комплексные (содержащие определенный объем информации, необходимый студентам для понимания проблемы, а проблема определяется по логике проблемного обучения).

Кроме основного текста учебник содержит дополнительные тексты, которые призваны расширить, углубить знания студентов из важных компонентов содержания учебного материала (документы, исторические справки и т.д.).

Вопросы и задания, помещенные в учебнике, могут быть репродуктивными (сущность их в воспроизведении знаний без изменений) или продуктивными (предусматривают трансформацию знаний, изменения в структуре их усвоения, поисковые знания).

В последнее время широкое применение в учебном процессе получили электронные учебники. Они могут быть дополнением к классическому учебнику или заменить его целиком, то есть стать альтернативой печатном учебнике. По схеме изложения материала выделяют несколько типов электронного учебника: текстовый учебник (изложение в виде текста); гипертекстовый (изложение в виде «дерева») справочный (изложение материала в виде справочника) игровой (изложение материала в виде деловой игры). Учебный материал в них может иметь вид статический (изменяется под влиянием управленческих команд студента) и динамический (изменяется под влиянием программного настройки), одноцветный и многоцветный, без звуковой поддержки, со звуковой поддержкой.

По характеру взаимодействия студента и компьютера выделяют учебники: информационные (изложение в классическом учебном виде) » Вопросответ * (изложение с акцентом на отдельные вопросы, проблемы и задачи) информационно-контролирующие (чередование учебного материала и проверочных вопросов) с оборот ним информационным связью (интерактивный учебник, который предусматривает постоянное оценивание знаний студента и рекомендации по дальнейшего «движения» материалами учебника) с пороговыми уровнями контроля (переход к следующей части материала только после обработки контрольных вопросов).

Основная проблема использования электронных учебников заключается в сложности чтения больших текстов с монитора. В целях преодоления в учебниках использовано два режима обучения: текстовый и звуковой. Текстовый режим можно считать усовершенствованным аналогом книги, а звуковой — аналогом хорошо проиллюстрированной лекции или учебного видеофильма. В текстовом режиме материал предложено в виде гипертекста, иллюстрированного графической информации: схемами, графиками, диаграммами, картами, фотографиями, анимацией и видео. В звуковом режиме воспроизводится дикторский текст, который сопровождается озвученным слайд-шоу. Сочетание визуальной и аудиоинформации значительно улучшает эффективность обучения.

В учебном процессе широко используются учебные пособия — учебные издания, дополняющие или частично (полностью) заменяют учебник, а также методические указания — учебные или производственно-учебные издания разъяснений по определенной теме, разделу или по учебной дисциплине, вида практической деятельности.

Реализация содержания образования должна помочь выпускникам вуза определить свое место в жизни, эффективно освоить свои профессиональные роли, целенаправленно использовать свой потенциал для профессиональной самореализации.

Содержание образования должно быть направлено на развитие творческих способностей студентов. Эффективное стимулирование интеллектуального развития, самостоятельности, формирования соответствующих психологических качеств необходимы человеку в условиях информационного общества. Реализация индивидуальных способностей студента, предоставление ему возможности достичь высокого уровня профессионализма является основой развития специалиста. Профессиональное образование предусматривает обеспечение студентов не только определенными знаниями, которые могут быть со временем использованы в практической деятельности, но и методической базой для выработки собственных представлений и убеждений, постоянного самосовершенствования.

В нынешних условиях постоянного изменения социальных, экономических и нравственных ориентиров важнейшим фактором динамичного развития общества является обеспечение высокого уровня образования. Современная система приоритетов включает: возможность получения качественного высшего образования каждым человеком, независимо от положения, возраста, пола, места проживания и др., Соответствие отечественного образования мировым стандартам; сотрудничество с зарубежными образовательными учреждениями в области обмена студентами; предоставление знаний, навыков, профессиональных компетенций, необходимых для успешной экономической деятельности и тому подобное.

Требования к учебной книге

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Статья просмотрена: 4828 раз

Библиографическое описание:

Мендубаева З. А. Требования к учебной книге [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 340-343. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1694/ (дата обращения: 11.12.2018).

Требования к любым учебникам и учебно-методическим комплексам, на наш взгляд, определяются требованиями современного общества, предъявляемыми через требования к образованию (школьному, вузовскому), достижения в области наук, теории образования, методики обучения, а также теории учебной книги.

Рассмотрим данный актуальный вопрос о содержании требований современного образования, предъявляемые к учебникам и учебно-методическим комплексам. В данном исследовании нас интересуют требования, которые предъявляются к учебникам по общеобразовательным дисциплинам в вузе, но ради необходимости соблюдения логической структуры и преемственности в раскрытии вопроса, уделим внимание и требованиям, относящимся к школьным учебникам, а также к вузовским учебникам по профилирующим дисциплинам.

Анализ зарубежных школьных учебников, проведенный коллективом авторов РГПУ им. А.И.Герцена, позволил выявить следующие позитивные черты, которые могут быть использованы в разработке новых подходов к созданию школьной учебной литературы: построение учебника по модульному принципу, введение сюжета в учебник, разнообразие современного иллюстративного материала, основной текст учебников составлен с учетом современных тенденций развития экранной культуры, установление содержательных линий между разными предметами, реализация такого основополагающего дидактического принципа как возрастосообразность, составление учебников для профильной школы [2].

Возможные направления совершенствования учебников для российской школы выглядят следующим образом: конструирование авторами линий учебников на основании разных психологических концепций учебной деятельности (например, теория деятельности А.Н.Леонтьева, теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина, концепция обучения на высоком уровне трудности Л.В.Занкова и др.), конструирование учебников на основании разных дидактических теорий и технологий обучения (развивающее, проблемное, модульное, дифференцированное, личностно-ориентированное, проектные технологии, технологии работы с текстом и т.д.), совершенствование методических подходов к содержанию и структуры учебника.

Переходя к освещению вопроса по вузовским учебникам отметим, что требования к учебной литературе определяются изменившейся ситуацией в образовании современного студента, что выражается влиянием социокультурных факторов:


информатизация жизни общества, что требует от человека умений работать с информацией, используя различные ее источники и технологии обработки;

демократизация, понимаемая в первую очередь как становление гражданского общества, что, с одной стороны, предполагает предоставление человеку большей свободы, а с другой стороны, ориентирует его на проявление большей ответственности по отношению к обществу, семье и самому себе;

Читайте так же:  Максимальная сумма выплаты по осаго в росгосстрах

становление нового культурного типа личности (тип личности, соответствующий современной культуре, характеризуется самостоятельностью, творчеством, ответственностью и готовностью к обучению в течение всей жизни);

реализация компетентностного подхода в образовании (умение сотрудничать; способность к общению, жизни в обществе и участию в общественной жизни; способность к решению проблем; способность самостоятельно организовывать свой труд; способность к сотрудничеству с людьми различных национальностей и уровней культуры; способность к использованию новых технологий, в первую очередь информационных. Быть компетентным – значит уметь мобилизовать имеющиеся знания и опыт, свое настроение и волю для решения проблемы в конкретных жизненных обстоятельствах).

Итак, исходя из необходимости реализации компетентностного подхода в образовании и влияния социокультурных факторов на образование, обозначим общие требования к учебной литературе:


учебник реализует деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, информационно-коммуникативной, практической, творческой и рефлексивной деятельности, на приобретение студентами опыта деятельности;

учебник направлен на становление ключевых компетенций – готовности студентов использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;

учебник обеспечивает вариативность и свободу выбора в образовании для субъектов образовательного процесса (студентов, преподавателей и образовательных учреждений).

В значительной степени современный учебник должен быть практикоориентирован, освоение учебного материала в нем построено на активной деятельности студентов не только репродуктивного характера. Более того, учебник, ориентированный на становление компетентностей, должен предлагать студенту возможность самостоятельно решать различного рода задачи на основе предметного материала.

Создание произведений учебной литературы сложный и многогранный процесс, который к тому же имеет и субъективный характер и определяется научным и преподавательским опытом и мировоззрением. Автор, при работе над произведением, может руководствоваться собственными критериями отбора знаний, определяет меру и глубину их представления в том или ином учебном издании. При всем при этом он должен соблюдать федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по конкретной дисциплине и руководствоваться учебной программой, которые имеют управляющее значение для содержания и структуры будущего издания.

Представим общие требования, предъявляемые к учебной книге:


Высокий научно-методический уровень содержания, отражающий в нем этические и эстетические нормы конкретной человеческой деятельности и соответствующий основным направлениям и итогам развития научной мысли, ее современному состоянию.

Соответствие требованиям ФГОСов ВПО, определяющих обязательный набор дисциплинарных знаний.

Учебник должен удовлетворять как сложившейся системе организации учебного процесса, так и перспективе.

Дидактический уровень учебной книги, обеспечивающий необходимый обучающий эффект, т.е. доступность, связь с лекционными и практическими знаниями, стимулирование самостоятельной работы.

Четкое обозначение тем, необходимый справочный аппарат, литература.

Учебник без особых затруднений должен вписываться в научную и педагогическую концепцию преподавателя, быть инструментом, соотносимым с рабочим планом, графиком учебного процесса. Содержать структурно-логическую связь с компьютерной техникой.

Объем учебников должен быть соразмерен с ролью и местом дисциплины в учебном плане и, соответствовать времени, отводимому на изучение данного курса.

В зависимости от предлагаемой области учебной книги требования к ней должны дифференцироваться.

При создании учебных книг по циклу математических и естественно-научных дисциплин необходимо помнить, что главная задача фундаментального образования – сформировать у студентов научный способ мышления, под которым понимаем развитие способностей и навыков анализа, классификации, обобщения основных признаков явлений, их свойств, а также объектов окружающего мира. Учебная книга по этому циклу должна быть адаптирована к основному профилю специальности. Системный подход к проблеме естественно-научного образования заключается в том, что автор учебника должен, с одной стороны, обладать достаточным объемом знаний по своей дисциплине, а с другой стороны – быть в курсе проблем основной специализации студентов, для которых предназначена учебная книга.

К другим требованиям к учебникам по этому циклу можно отнести:


Учебники по фундаментальным наукам (физике, математике, химии и др.) не должны дублировать основные разделы школьного учебника.

Акцентируя внимание на принципиальных вопросах развития науки, необходимо также соблюдать общую логику построения учебной дисциплины, обеспечивать устойчивые междисциплинарные связи внутри своего блока.

Учебник должен содержать достаточное количество справочной информации, обеспечивать логико-структурную связь с компьютерными средствами обучения, прививать студентам вкус к самостоятельной работе, развивать у них логическое мышление, способность к решению практических задач.

Учебник по фундаментальным дисциплинам должен отличаться строгостью и общностью доказательств и положений, а также обоснованностью применяемых методов и получаемых результатов.

Кратко опишем основные требования к учебной литературе гуманитарного и социально-экономического цикла:


соответствие ФГОСам ВПО;

соблюдение принципов историзма и преемственности, этических и эстетических норм при изложении материала;

полнота и объективность библиографических сведений;

включение необходимого справочного аппарата.

Учебники по профилирующим дисциплинам обеспечивают изучение предметов, входящих в два цикла стандарта:


цикл общепрофессиональных дисциплин, которым завершается обучение на втором уровне высшего образования – подготовка бакалавров;

цикл специальных дисциплин, которыми овладевают студенты на третьем уровне обучения – подготовка специалистов и магистров.

Отметим некоторые особенности наиболее часто предлагаемых авторами подходов (Л.Г.Тюрина) к конструированию учебных книг по общепрофессиональным и специальным дисциплинам [1]:

1) Использование системной методологии, включающей моделирование (системный подход). В эпоху компьютеризации студент должен свободно оперировать системными понятиями, подходами, исследованиями. Системное рассмотрение объекта позволяет выявить совершенно новые связи, качества, отношения. Системный подход к изучению разделов той или иной дисциплины предполагает продвижение от общего к частному. Ориентировка учебника на моделирование процессов (математизацию курса), содействует развитию интуиции и конструктивному профессиональному мышлению будущих специалистов.

2) Проблемное изложение материала (проблемный подход). Использование объяснительного принципа вместо описательного. Изложение программного материала, когда автор не просто сообщает знания, а показывает пути, которые привели к данным выводам, является проблемным изложением. Проблемные ситуации ставят студента перед необходимостью проанализировать расчетные параметры, установить причинно-следственные связи, т.е. по ходу изложения материала осуществляется сравнение с ранее изученным. Конечно, проблемный подход усиливает познавательный интерес у студентов, но и от автора требует серьезной методической работы, высокой научной компетентности, умения системно и доказательно излагать учебный материал.

3) Вариативная часть учебной книги должна содержать разделы, главы посвященные новым технологиям, типовым прикладным программам. Полученные знания будут способствовать успеху выпускника вуза на рынке рабочих мест благодаря его быстрой адаптации к производственной или научной деятельности.

4) Гуманитарная компонента предметной области учебника по профилирующей дисциплине должна быть направлена на формирование гуманитарной культуры бакалавра, специалиста, магистра. Надо понимать, что речь идет не только о содержании гуманитарного плана, а скорее об определенной ориентации профессиональных знаний на понимание духовных начал всякой деятельности, этических, эстетических позиций субъекта по отношению к окружающему миру.

Идеологией стандартов высшего профессионального образования предусмотрено, что гуманитарные основания, влияющие на ценностные ориентиры системы знаний выпускника, обеспечиваются общими гуманитарными и социально-экономическими дисциплинами. Но дисциплины общеобразовательного характера слабо влияют на духовный облик студента как будущего специалиста, поскольку мало связаны с профессиональной деятельностью, к которой он готовится. Необходимо, чтобы гуманитарная составляющая каждой профессии находила отражение в предметной области учебников по профилирующим дисциплинам, т.к. наибольшее внимание студент уделяет изучению специальных дисциплин. Очень важно, чтобы гуманитарные знания имели управляющее значение по отношению к профессиональным, органично взаимодействуя с ними и в то же время, задавая определенную направленность рассмотрению предмета.

5) При разработке учебников по профилирующим дисциплинам необходимо учитывать используемые в системе образования модели обучения. Предметно-онтологическая модель обучения формирует репродуктивный тип отношения к профессиональной деятельности, который является одним из необходимых условий производства и воспроизводства в той или иной области. Гносеологическая модель обучения формирует у обучаемых продуктивный, творческий тип отношения к профессиональной деятельности. При создании учебников по общепрофессиональным и специальным дисциплинам следует учитывать обе модели обучения, разумно дифференцируя тот или другой подход в зависимости от того, для какого уровня образования создается учебник. Например, гносеологическая модель обучения применима для второго и третьего уровней образования, когда речь идет об овладении знаниями и навыками в широком поле профессионального направления.

Переход ВПО на многоуровневую подготовку бакалавров, магистров и дипломированных специалистов привел к изменению целевого назначения учебной книги, т.к. на каждом уровне обучения цели и задачи подготовки различные. При подготовке учебных книг для каждого уровня необходимо учитывать условия непрерывного образования: знания и умения, полученные на первом этапе являются базовыми для следующих.

Особенности подготовки бакалавров, дипломированных специалистов и магистров накладывают соответствующие требования на учебные книги каждого уровня.

В основе подготовки учебных книг для бакалавров по дисциплинам, формируемым преимущественно по системам наук, лежит принцип предметности. В их структурах соблюдаются принципы поступательности и цикличности изложения материала, соответствующие традиционной структуре классических учебников. Учебный процесс обладает системностью, логичностью и завершенностью как результат использования комплексного информационно-методического обучения на уровне подготовки бакалавров.

Предметная область учебника, предназначенного для подготовки бакалавров, должна быть шире предметной области учебника, ориентированного на обучение специалистов. В учебнике, предназначенном будущему бакалавру, важно выявить тенденции и обозначить перспективы развития практической или научной деятельности, тогда как в учебник, предназначенный будущему специалисту, необходимо, прежде всего, включать актуальные знания, характеризующие данную область, раскрывая их практическую значимость в контексте тенденций развития отрасли.

В учебниках по общепрофессиональным и специальным дисциплинам информационное поле по многим параметрам будет совпадать, но информационные базы будут отличаться, для бакалавров она стабильна, а для специалистов более динамична (учебник постоянно должен пополняться новой информацией). Отбор фактов, их особенности, глубина характеристик происходящих процессов в учебниках для будущих бакалавров и специалистов, конечно же, различны.

Преемственность содержания этих учебников отчасти может обеспечить единая терминосистема: термины, с которыми обучаемый впервые знакомится при изучении общепрофессионального учебника, должны быть дополнены новыми понятиями специального учебника с учетом задачи углубления и конкретизации профессиональных знаний и их практической направленности.

Для дисциплин, изучаемых на третьем уровне приемлемо использование нескольких учебников и учебных пособий различных авторов, которые отражают, как правило, разные подходы и традиции в преподавании, благодаря чему специалисты получают более разносторонние знания.

В основе подготовки учебных книг для магистров лежит деятельностный принцип: автор учебной книги отбирает научные и профессиональные знания и систематизирует (структурирует) их с учетом потребностей конкретного вида и формы деятельности будущего специалиста. При создании учебных книг для магистров следует учитывать уровень их подготовки: хорошую базовую подготовку, возможность реализации вариативного (индивидуального) обучения, способность к самообучению и саморазвитию, междисциплинарный характер обучения. Авторам учебников для магистров рекомендуется сочетать линейные и циклические способы изложения, то есть учебники должны иметь комбинированную структуру. При этом доля учебных книг для магистров в системе учебных изданий должна быть минимальной, т.к. магистр – это специалист, обладающий продуктивным мышлением, высокой информационной культурой, поэтому он должен активно использовать научную периодику и монографическую литературу.

Антонова С.Г., Тюрина Л.Г. Современная учебная книга. Создание учебной литературы нового поколения. М., 2001 с. 21.

Учебник фиксированного формата: концепция создания и материалы к разработке / О.В.Акулова, В.В.Барабанов, Е.В.Баранова и др.; Под ред. Г.А.Бордовского. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2008. – 351 с.