Требования к технологии проектирования

Оглавление:

Требования к технологии проектирования

Уральский институт
повышения квалификации и переподготовки

Математика – царица наук, и учитель математики не просто учит детей считать, его функционал гораздо шире. Научить детей логически мыслить, объяснить природу множества закономерностей, способствовать адаптации в современной жизни, где нас всюду окружают цифры – профессиональные задачи учителя математики выходят далеко за пределы обучения счёту. Математика по праву считается одним из ключевых школьных предметов, поэтому уровень подготовки учителя должен быть высоким. ФГОС предъявляет особые требования к реализации педагогического процесса, поэтому учитель математики должен обладать актуальными знаниями и навыками. Программа профпереподготовки направлена на обучение учителей математики работе в средней и основной школе согласно новому федеральному стандарту.

Эта программа для вас, если вы.

  • Работаете учителем математики в основной, а также средней школе или планируете трудоустройство;
  • Считаете необходимой специальную подготовку для корректной деятельности в условиях перехода на ФГОС;
  • Находитесь в поисках курса обучения, идеально совмещающегося с современным ритмом жизни.

Программа реализуется заочно с применением дистанционных образовательных технологий и продолжается 3 месяца (340 часов).

Цели и задачи курса

Цель программы – всесторонняя качественная переподготовка специалиста для ведения соответствующего вида деятельности. В задачи входит как изучение частных вопросов преподавания непосредственно математики – особенности, методики, государственные требования и стандарты, так и базовая теоретическая подготовка. Изучение общих основ педагогики и методологии обучения, теории и методик учебно-воспитательной работы в школе будет полезным для педагогов с любым уровнем подготовки и опытом работы.

Программа даст ответы на вопросы:

  • На каких педагогических основах базируется преподавание математики в средней и основной школе?
  • Как реализуется педагогический процесс в современной школе?
  • Почему знание методологических основ обучения необходимо для практикующего педагога?
  • Какие знания в плане теории и методики воспитания необходимы учителю математики?
  • Каковы методологические особенности школьного курса математики?
  • Что входит в понятие инновационных технологий обучения математике и как их реализовать?

Методы обучения

Методы обучения – дистанционные, курс реализуется полностью удалённо. Это избавляет слушателей от необходимости посещать занятия, ездить в учебное заведение и подчиняться строгим расписаниям. Вы вольны самостоятельно выбирать время и место для своего обучения, а весь необходимый материал уже заботливо собран для вас разработчиками курса. Учитесь, посещайте вебинары, выполняйте задания и вы успешно пройдёте итоговое онлайн-тестирование.

Результат обучения:

  • Вы готовы преподавать математику в средней и основной школе по современным методикам в соответствии с высочайшими стандартами качества;
  • Вы способны научить детей чему-то большему, чем выполнение арифметических действий: логически мыслить, легко оперировать абстрактными понятиями, ориентироваться в современном мире;
  • Вы получаете диплом о профпереподготовке установленного образца, открывающий перед вами новые горизонты самореализации и профессионального развития.

Ваши перспективы

Вы подготовлены к работе в качестве учителя математики в средней и основной школе, действующей в условиях ФГОС и ваш диплом, законодательно приравниваемый к документу о высшем втором образовании, служит тому официальным подтверждением. Школы страны нуждаются в компетентных специалистах с подобным уровнем подготовки, поэтому вы можете претендовать на любое интересующее вакантное место или даже на продвижение по служебной лестнице.

Требования к слушателям

Ваше образование должно быть высшим или средним профессиональным и подтверждаться дипломом учебного заведения.Помимо диплома, в приёмную комиссию потребуется предъявить паспорт, свидетельство о браке (только для тех, чьи фамилии в паспорте и дипломе различаются), а также написать заявление по образцу.

Дополнительные требования к поступающим на данную программу уточняйте у специалистов Приемной комиссии.

Информационные технологии проектирования радиоэлектронных устройств

«Информационные технологии проектирования радиоэлектронных устройств» — программа подготовки в магистратуре СПбГЭТУ «ЛЭТИ» в рамках направления 11.04.03 «Конструирование и технология электронных средств».

Общее описание программы

Востребованность выпускников конструкторского образовательного направления ощущается во многих областях промышленности, связанных с радиотехникой, электроникой, автоматикой и электротехникой.

Подготовка магистров по направлению 11.04.03 «Конструирование и технология электронных средств» проводится многими вузами России. Аналогичные образовательные программы (Design and Technology, Electrical Engineering, Microelectronic System Design) реализуются во многих зарубежных ВУЗах.

Выпускники, прошедшие обучение по программе «Информационные технологии проектирования радиоэлектронных устройств», владеют навыками системной инженерии, умеют формулировать требования к устройствам и системам различного назначения, создавать компоненты современных систем связи, разрабатывать проектно-конструкторскую и технологическую документацию в соответствии с требованиями стандартов.

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются радиоэлектронные системыи устройства, технологические процессы их производства, конструкторская и технологическая документация, методы и средства проведения экспериментальных исследований и испытаний, контроля качества и обслуживания электронных средств.

Профессиональная деятельность выпускников данного направления может быть связана с теоретическими и экспериментальными исследованиями, а также инженерной деятельностью в области разработки как существующих телекоммуникационных систем, так и систем связи нового поколения 5G.

С 2012 г. направление «Конструирование и технология электронных средств» включено в перечень приоритетных направлений магистерской подготовки, поддерживаемых дополнительным государственным финансированием.

Выпускающая кафедра

Руководитель программы

Заведующий кафедрой МИТ

Проректор по международной деятельности, д.т.н., профессор

Кафедра микрорадиоэлектроники и технологии радиоаппаратуры (МИТ) — единственная кафедра в ВУЗах Санкт-Петербурга, которая проводит подготовку специалистов в области проектирования устройств, конструкций и технологий радиоэлектронной аппаратуры, крайне востребованных предприятиями во многих отраслях промышленности. Сотрудники кафедры входят в состав научно-методического совета по направлению подготовки бакалавров и магистров «Конструирование и технология электронных средств» в рамках федерального учебно-методического объединения.

Отличительные особенности программы

Программа «Информационные технологии проектирования радиоэлектронных устройств» позволяет получить углубленную подготовку в области проектирования устройств, разработки конструкций и технологии изготовления радиоэлектронных средств, предназначенных для использования в составе сложных технических систем. Профессиональная подготовка магистров обеспечивается на принципах системной инженерии для успешной проектно-конструкторской и технологической, а также научно-исследовательской деятельности и охватывает исследование, проектирование, изготовление и внедрение средств радиоэлектроники различного функционального назначения.

Подготовка магистрантов, обучающихся по программе «Информационные технологии проектирования радиоэлектронных устройств», направлена на углубленное освоение принципов сквозного проектирования радиоэлектронных устройств, включая все стадии разработки: изделие, технология, конструкция. Специалисты с подготовкой такого уровня смогут реализовать себя в рамках набирающей популярность концепции цифрового предприятия.

Образовательная программа подготовки магистров включает изучение следующих дисциплин специализации:

  • Интеллектуальные конструкторско-технологические системы;
  • История науки и техники в области проектирования конструкций и технологий электронных средств;
  • Компьютерные технологии сквозного проектирования;
  • Метаматериалы для применения в микроволновом и ТГц диапазоне (на англ. языке);
  • Основы микро- и нанотехнологии в радиоэлектронике;
  • Сверхвысокочастотные устройства телекоммуникаций;
  • Системная инженерия;
  • Технологические экспертные системы;
  • Численные методы электродинамики и САПР микроволновой техники.

Материально-техническое оснащение учебного процесса

Обучение проводится на базе кафедры МИТ, имеющей 2 учебных класса информационно-компьютерных технологий и оснащенную учебно-научную лабораторию технологических процессов в радиоэлектронике.

Обучение студентов проводится на базе лаборатории проектирования узлов РЭС с применением современного программного обеспечения: Altium Designer, AWR Microwave office, Ansoft HFSS.

Студенты имеют доступ к современным технологиям проектирования и технологическим процессам, а также контрольно-измерительному оборудованию компании Rohde&Schwarz. Также на кафедре МИТ имеется экспериментальный стенд для проведения исследований характеристик устройств, выполненных на основе высокотемпературных сверхпроводников.

Кафедра располагает блоком оптического контроля, предназначенным для автоматизированного контроля устройств наноэлектроники – наноструктурированных композиционных пленок, которые используются для разработки термостабильных сегнетоэлектрических устройств.

Дополнительные возможности для обучающихся

Кафедра МИТ активно сотрудничает с Институтом химии силикатов РАН, в котором на базе центра наноматериалов, нанотехнологий и нанокомпозитов организована базовая кафедра «Наноматериалы и нанотехнологии в радиоэлектронике». Магистранты каф. МИТ имеют возможность проведения НИРС и подготовки ВКР на базе ИХС. Часть дисциплин магистерской подготовки проводится на базе ИХС.

В рамках подготовки магистранты имеют уникальную возможность изучить дисциплину по выбору Metamaterials, занятия по которой проводятся на английском языке профессором д. ф.-м. н. И. Б. Вендик, имеющей значительный опыт научно-исследовательской деятельности мирового уровня.

Научно-исследовательская лаборатория СВЧ-микроэлектроники кафедры МИТ под руководством проф. Ирины Борисовны Вендик является одной из передовых по объему проводимых НИР в СПбГЭТУ.

Студенты кафедры могут принимать активное участие в разработках лаборатории с последующей возможностью подготовки ВКР, участия в конференциях и поступления в аспирантуру на каф. МИТ по направлению 11.06.01 – «Электроника, радиотехника и системы связи» по научным специальностям:

  • 05.12.04 – Радиотехника, в том числе системы и устройства телевидения;
  • 05.12.07 – Антенны, СВЧ–устройства и их технологии;
  • 01.04.10 – Физика полупроводников;
  • 05.27.01 – Твердотельная электроника, радиоэлектронные компоненты, микро- и наноэлектроника, приборы на квантовых эффектах;
  • 05.27.06 – Технология и оборудование для производства полупроводников, материалов и приборов электронной техники.

Области применения полученных знаний, трудоустройство выпускников

Выпускники, успешно освоившие программу магистерской подготовки «Информационные технологии проектирования радиоэлектронных устройств» кафедры МИТ, являются высокоуровневыми специалистами в области технологий коммуникаций, проектирования перспективных интегрированных устройств вплоть до терагерцового диапазона, современных технологий в микро- и наноэлектронике. Такие специалисты высоко востребованы предприятиями электронной и радиоэлектронной промышленности, в числе которых:

  • АО «НИИ «Вектор»;
  • ОАО НПП «РАДАР ММС»;
  • Холдинговая компания «Ленинец»
  • АО «НИИ «Рубин»;
  • ОАО «Авангард»;
  • Международные компании: «LG Electronics», «Samsung Electronics»;
  • и др.ведущие предприятия радиоэлектронный промышленности Санкт-Петербурга, России и транснациональные компании.

Требования к технологии проектирования

Уральский институт
повышения квалификации и переподготовки

Уроки технологии – это уроки труда в современной формации. Подход к обучению нового поколения стал иным, этим детям уже не интересно то, что увлекало их родителей и даже старших братьев и сестёр. Но популярность ручного труда, творческого и созидательного, с развитием высоких технологий не стала меньше, скорее наоборот! Школьникам очень нравится создавать то, что можно потрогать, ощутить, показать другим. И первейшее средство удовлетворения потребности в творческом, продуктивном труде – это уроки технологии в школе. С этих уроков начинается уважение и любовь к труду, они могут повлиять даже на выбор профессии в будущем, и от компетентности учителя технологии здесь зависит многое. Курс профпереподготовки создан для того, чтобы вы узнали новые методики преподавания, научились делать занятия максимально увлекательными для детей, а также смогли оформить планирование и отчётность по своей работе в соответствии с современными требованиями.

Эта программа для вас, если вы.

  • Трудитесь в средней или основной школе в качестве учителя технологии либо планируете замещение соответствующей вакантной должности;
  • Находитесь в постоянном поиске новых знаний, методик и полезной информации;
  • Стремитесь профессионально развиваться, пробовать и внедрять новое, выбирать для своих учеников лучшее.

Программа реализуется заочно с применением дистанционных образовательных технологий и продолжается 3 месяца (340 часов).

Цели и задачи курса

Главной целью курса является подготовка специалистов для ведения нового вида деятельности. Курс ориентирован на учителей средних и основных школ, работающих по типовым образовательным программам в условиях перехода на ФГОС. Благодаря продуманному содержанию, включающему как теоретические вопросы педагогики, так и практические основы предметной деятельности, курс будет полезен начинающим специалистам, педагогам, желающим возобновить работу после перерыва, а также опытным учителям.

Программа даст ответы на вопросы:

  • Каковы общие основы педагогики, на базе которых реализуется любое предметное обучение?
  • Что представляет собой педагогический процесс в современной средней школе?
  • Что следует знать о методологии обучения детей школьного возраста?
  • Какие фундаментальные знания о теории и методике воспитательной работы необходимы практикующему педагогу?
  • Какие методики применяются при преподавании технологии?
  • Что следует знать о современных педагогических приёмах преподавания технологии в средней школе?
    Как взаимосвязаны инновационные методики преподавания и ФГОС?

Методы обучения

Вы будете учиться дистанционно. Это самый популярный современный способ обучения. Только представьте: звонков – нет, расписаний – нет, опозданий – нет, оправданий за пропуски – тоже никогда не бывает. Учитесь с комфортом и будьте продуктивнее! Вам гарантирована поддержка преподавателя, общение с опытными коллегами на вебинарах и вся необходимая информация по курсу.

Результат обучения:

  • Вы не просто готовы работать в основной и средней школе в качестве учителя технологии, но являетесь дипломированным специалистом, способным работать по ФГОС;
  • Вы владеете современными педагогическими приёмами преподавания технологии, поэтому ваши уроки по-настоящему увлекательны;
  • Вы получаете диплом установленного образца о профессиональной переподготовке – практически второе высшее, только гораздо быстрее.

Ваши перспективы

Вы учите детей выполнять работу, которая интересна для них, способствует формированию полезных в дальнейшей жизни навыков и развитию уважительного отношения к ручному труду. Возможно, именно благодаря вашим занятиям кто-то из детей выберет в последующем рабочую специальность, — а это уже результат государственной важности, поскольку страна нуждается в квалифицированных рабочих кадрах более, чем в любых других.

Требования к слушателям

Основные требования предъявляются к уровню образования: вы должны иметь диплом вуза или среднего специального учебного заведения. Помимо диплома, для вашего зачисления специалисту приёмной комиссии потребуется ваш паспорт, свидетельство о браке при наличии и заявление на поступление.

Дополнительные требования к поступающим на данную программу уточняйте у специалистов Приемной комиссии.

Каталог железобетонных изделий

В каталоге представлено более 10 000 наименований ЖБИ продукции.

Регионы: г. Москва, Московская область и весь Центральный регион Российской Федерации.

Бетонные заборы

Панели ограждения ПО-2 и опорные стаканы ФО-2

Плиты перекрытия ПК

Плиты круглопустотные высотой 220 мм

Плиты перекрытия ПБ

Плиты безопалубочные высотой 220 мм

Плиты перекрытия ПБ 1.6

Облегченные плиты высотой 160 мм

Плиты перекрытия 3ПБ

Длинные железобетонные плиты высотой 300 мм

Урок технологии по теме: «Способы художественного проектирования изделий. Дизайн-подход»

Разделы: Технология

Цель:

Формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно-действующей и легко-адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях, начиная от определения потребностей в продукции до ее реализации.

Задачи урока:

1.

  • ознакомить учащихся с некоторыми теоретическими положениями основ дизайна;
  • научить различать и характеризовать виды дизайна;
  • научить учитывать взаимосвязь формы объекта с его функциональным
  • назначением, материалом, в процессе анализа объектов дизайна.
  • научить создавать дизайн-проекты в форме эскиза.
  • пользоваться элементами ТРИЗ при художественном проектировании изделий.
Читайте так же:  Возврат ювелирного изделия день в день

2.

  • развивать самостоятельность и способности учащихся в решении творческих и изобретательских задач;
  • развивать эстетическое чувство и художественную инициативу;

3.

  • продолжать формирование таких качеств как предприимчивость, коллективизм,
  • ответственность;
  • воспитание культуры поведения и бесконфликтного обучения.

Методы обучения:

Исследовательский, проблемного изложения.

Формы организации деятельности учащихся:

Работа в группах и индивидуально.

Учебно-материальное обеспечение занятий:

Натуральные образцы и иллюстрации видов дизайна схемы ТРИЗ, надписи на доске и плакатах, диаграмма для оценивания качеств изделия, бейджи, фишки для подсчета баллов, бумага и маркеры для эскизов.

Ход урока

I. Организационный этап:

1.

  • проверка наличия учащихся;
  • состояния рабочих мест;
  • наличия учебных и рабочих принадлежностей, дидактических и вспомогательных
  • пособий.

2.

Мы продолжаем говорить об эстетическом отношении к окружающей действительности.

Тема сегодняшнего урока: “Способы художественного проектирования изделий. Дизайн-подход. С элементами дизайна вы уже встречались в этом году на занятиях, посвящённых интерьеру. А с необходимостью творить по законам дизайна сталкиваетесь гораздо чаще, чем думаете: продумываете ли костюм, причёску или макияж для школьной дискотеки или внутреннее убранство своей комнаты; составляете букет в подарок или советуетесь с одноклассниками, где расположить клумбу с цветами, а где посадить кустарник на пришкольном участке. Если вы при этом задумываетесь о красоте и удобстве — это дизайн-подход. А вы знаете, почему человек стремится не только к удобству, но и обязательно к красоте? Чтобы преобразить мир, чтобы улучшить человеческие взаимоотношения, о каждом новом изделии надо думать с этой точки зрения.

Сегодня на уроке вы познакомитесь с видами дизайна, пополните свои знания о взаимосвязи формы объекта и его назначения, научитесь изобретать и создавать эскизы своих изобретений, пользуясь дизайнерскими методами. Чтобы вы смогли хорошо выполнить поставленные мною задачи, потребуются такие качества, как художественная и инициатива и коллективизм.

Хочу сразу внести разъяснения в наш стиль работы.

Мы работаем в группах следующим составом:

  • Капитан команды. В его функции входит общее руководство командой и принятие окончательного решения.
  • Художник, он же Главный Фантазёр. Отвечает за урок, за выполнение эскиза и выражение идей.
  • Казначей. В его основные функции входит подсчет баллов, заработанных командой.
  • Эксперт, он же Главный Критик. В его функции входит критическое отношение к выдвигаемым идеям.
  • Функции рядовых Фантазёров выполняют все члены команды.

Кстати, дети, когда на производстве создаётся проект изделия, хорошо, когда подбираются люди с разными склонностями: и буйные фантазёры, и опасливые критики. Это залог того, что изделие будет спроектировано удачно.

На себя я беру функции Главного дизайнера и руководителя вашего бюро.

Все одевают бейджи, распределяя роли в командах.

Повторяются правила работы в группах:

(доброжелательность, коллективизм. Все баллы, заработанные индивидуально принадлежат группе.)

-Дети, если решение или ответ индивидуален, я демонстрирую карточку если в группе

II. Актуализация прежних знаний

Как вы понимаете смысл слова дизайн? (Ответы детей)

III. Изучение нового материала

1. Я попросила ученицу подготовиться к этому вопросу и сообщить, какую она нашла информацию на эту тему. (Выступление учащегося)

При необходимости корректировка сведений со стороны учителя.

Дизайн (англ. Design) — «замысел», «проект», «чертеж», «рисунок».

По «Толковому словарю русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой, дизайн-конструирование вещей, машин, интерьеров, основанное на причинах сочетания удобства, экономичности и красоты.

Сейчас слово «дизайн» по отношению к изделию имеет два общепринятых значения. Первое значение связано с тем, как выглядит вещь. Выражение: «Мне нравится дизайн» применительно к предмету включает в себя понятие о красоте и предполагает именно такое понимание.

Если потребителям нравится дизайн чайника, это означает, что он хорошо выглядит и что им удобно пользоваться. Поэтому дизайн подразумевает учет эргономических характеристик. Он также должен учитывать инженерные решения — быть безопасным, функциональным, экономичным.

Слово «дизайн» приобретает другой смысл, когда мы заказываем архитектору дизайн дома или квартиры. В этом случае он показывает нам эскизы, планы, чертежи.

Второе, более точное использование слова «дизайн», относится к подготовке инструкции для производства промышленных товаров.

Может показаться, что полезно разделить эти два значения. Однако, слово «дизайн» сочетает в себе оба значения, и их соединение в одном слове свидетельствует о том, что они неразделимы.

То, как выглядит вещь, в равной степени является и результатом тех условий, в которых она создавалась. В обоих случаях он направлен на то, чтобы адаптировать технологию к потребностям человека и соединить красоту и функциональность

Существуют следующие основные виды дизайна:

Технология социального проектирования (стр. 1 из 6)

Технология социального проектирования

Глава 1. Теоретические основы технологии социального проектирования

1.1 Общенаучные принципы социального проектирования

1.2 Проектное управление социальной сферы

Глава 2. Основы технологии социального проектирования

2.1 Основания выделения разновидности социальных проектов при выборе технологии их разработки и реализации

2.2 Виды технологий социального проектирования

2.3 Алгоритмы разработки социального проекта

2.4 Требования, предъявляемые к научно разработанным социальным проектам

2.5 Характеристика жизненного цикла проекта

Список использованной литературы

Проблема социального проектирования лежит в контексте идей, связанных с определением возможности и меры целенаправленно влиять на характер будущего развития событий и тем самым в определённой степени формировать своё собственное будущее.

Социальное проектирование — вид деятельности, которая имеет непосредственное отношение к развитию социальной сферы, организации эффективной социальной работы, преодолению разнообразных социальных проблем. Возможности такой деятельности хорошо проявились в практике многих стран, и сегодня без применения проектных технологий трудно представить себе государственную социальную политику.

При этом следует отметить, что социальная сфера, культурная жизнь общества остаются слабо регулируемыми при помощи права, трудно поддающимися управленческому воздействию государства и негосударственных организаций. В этих еще малоосвоенных в организационном отношении областях возникают и новые вопросы, не все из которых могут и должны решаться в рамках менеджмента.

Раньше ценностная природа целенаправленных социальных изменений не осмысливалась в связи с конкретными проектными разработками и технологией проектирования, это была сфера чистой теории. Проектной деятельности была присуща установка на немедленную реализацию проекта. В качестве ведущих факторов успеха рассматривались скорость работ и наличие финансовых, кадровых и материально-вещественных ресурсов.

На наш взгляд, специфика социальной технологии в настоящий момент определяется тем, что она представляет собой алгоритм действий и может быть тиражирована (мультиплицирована), а также использована для решения сходных (похожих) задач и проблем.

Среди основных требований к социальным технологиям должны быть: однозначность выполнения операций и процедур и надежность результатов, безопасность и гибкость внедрения, возможность внесения корректив на каждом из этапов апробации, возможность их мультипликации.

Теоретическая разработка социальной технологии, «красивое» прописывание на бумаге еще не гарантирует ее эффективность в реальной жизни. Для этого требуется ее практическая «обкатка», т. е. реализация в определенных условиях в ограниченные временные сроки. Иначе говоря, проектирование.

Термин «проектирование» происходит от латинского «projectus» – брошенный вперед, специфическая деятельность, «…результатом которой является теоретически и практически обоснованное определение вариантов развития новых процессов или явлений»[1] .

Характерной особенностью проектирования является не изучение того, что уже существует, а создание новых продуктов и одновременно познание того, что лишь может возникнуть.

Проектирование в социальной сфере – проектирование социальных процессов, явлений, технологий, качеств – всегда направлено на внесение изменений в социальную среду человека. В связи с чем, социальное проектирование – это всегда процесс создания чего-то качественно нового – социальной инновации.

Таким образом, социальное проектирование – это теоретическая и одновременно практическая деятельность по внедрению социальных инноваций.

Исходя из вышеизложенного, актуальность данного исследования обусловлена следующими обстоятельствами:

1. Необходимостью научного изучения технологий социального проектирования, обоснования и разработки адекватных принципов, форм и механизмов, повышения их эффективности.

2. Объективной потребностью в оптимальных методах разработки стратегий развития для конкретных социальных объектов. К числу важнейших среди них относятся методы проектирования.

3. Необходимостью определения основных факторов, влияющих на эффективность социального проектирования, обоснования его рациональной структуры в новых условиях.

Собственно теоретические основы социального проектирования были проанализированы в работах Н. А. Аитова, Г. А. Антонюка, И. В. Бестужева-Лады, Н. И. Лапина, И. И. Ляхова, А. И. Пригожина, Ж. Т. Тощенко, Н. Г. Харитонова.

Цель исследования – изучить технологию социального проектирования.

Цель исследования предопределила его задачи:

1. Изучить общенаучные принципы социального проектирования.

2. Охарактеризовать проектное управление социальной сферы.

3. Проанализировать виды технологий социального проектирования на основе разновидности социальных проектов.

4. Рассмотреть алгоритмы разработки социального проекта.

5. Определить требования, предъявляемые к научно разработанным социальным проектам.

6. Провести анализ проектной деятельности на основе жизненного цикла проекта.

Объект исследования – социальное проектирование.

Предмет исследования – технология социального проектирования.

Работа состоит из введения, двух глав, поделенных на подглавы, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретические основы технологии социального проектирования

1.1 Общенаучные принципы социального проектирования

В социальном проектировании используются некоторые принципы, являющиеся общенаучными, однако в частной области приобретающие специфическое содержание. Метод, представляющий собой систему регулятивных принципов познавательной деятельности, характеризуется следующими свойствами[2] :

1) ясность — общепонятность, которая способствует однозначной распознаваемости метода;

2) детерминированность — отсутствие произвола в применении принципов, соответствующих данному методу;

3) направленность — подчиненность определенной цели, задаче;

4) результативность — способность обеспечивать помимо запланированных результатов другие, не менее важные;

5) надежность — способность с большей вероятностью обеспечивать получение исходного результата;

6) экономность — способность давать результат с наименьшими затратами времени и средств.

Принцип, выраженный в практическом действии и теоретическом способе познания, становится методом социального проектирования. Метод, естественно, может быть конкретизирован в различные методики, представляющие собой совокупность приемов преобразования отдельного объекта деятельности.

1.2 Проектное управление социальной сферы

В современных условиях функционирования социальной сферы особое значение приобретает качество управления – «Для становления новой парадигмы управления складываются благоприятные предпосылки в том числе формируется современная социологическая теория, социология управления в частности, которая позволит не только изменить творческий потенциал людей, равный запасам атомного ядра, но и создать инновационные технологии его эффективного выявления и использования»[3]

В практике управления социальными процессами все большее распространение получают социальные технологии как способы комплексной, алгоритмизированной деятельности, ориентированные на многоразовое применение в целях достижения заранее определенного результата.

Технологизация управления социальной сферой в целом, системой социальной защиты в частности, подразумевает «массированное проектирование и внедрение новейших социальных технологий»[4] .

Несмотря на сложность и неоднозначность определения понятия «социальная технология», в среде ученых и практиков есть общие моменты в его понимании.

В перевод с греческого «технология» – искусство, мастерство.

В традиционном понимании «технология» – это научное описание способов производства либо документ, регламентирующий и описывающий порядок действий.

Технология – категория процессуальная, она может быть представлена как совокупность методов изменения состояния объекта[5] .

Построение любой технологии осуществляется за счет разделения деятельности на отдельные операции, процедуры с учетом специфики той области, в которой она будет реализовываться.

В своей работе «Технологии оказания социальных услуг подросткам и детям в трудной жизненной ситуации» Т. В. Герасимова указывает, что социальные технологии являются средством оптимизации и обеспечения развития общества; могут рассматриваться как проводник теоретических выводов и изысканий в русле решения практических задач; основной целью внедрения социальных технологий является оптимизация социальных процессов – от управления до оказания конкретной социальной услуги[6] .

Таким образом, социальная технология может быть определена как:

1) специально организованная область знания о способах и процедурах оптимизации жизнедеятельности человека;

2) способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с последующей координацией и выбор оптимальных средств, методов их выполнения;

3) метод управления социальными процессами, обеспечивающий их воспроизводство в определенных параметрах: качество, свойство, объемы[7] .

Социальные технологии различаются по характеру их новизны. Потребность в новых технологиях возникает тогда, когда существует проблемная ситуация и осознана необходимость в новых действиях. Будучи элементом человеческой культуры, социальные технологии возникают либо эволюционно, исходя из возникшей потребности решить ту или иную проблему, либо создаются искусственно (насаждаются извне).

Методология и технология проектирования АИС

Практически проектирование информационной системы — это процесс определения ее архитектуры. Осуществление проектирования автоматизированной информационной системы предполагает использование проектировщиками определенной технологии проектирования, соответствующей масштабу и особенностям разрабатываемого проекта.

Технология проектирования ЛИС — это совокупность методов и средств проектирования и организации проектирования (управления процессом создания и модернизации проекта АИС). В основе технологии проектирования лежит технологический процесс, который определяет действия, их последовательность, состав исполнителей, средства и ресурсы, требуемые для выполнения этих действий.

Технологический процесс проектирования АИС делится на совокупность последовательно-параллельных, связанных и соподчиненных цепочек действий, каждое из которых может иметь свой предмет. Действия, которые выполняются при проектировании АИС, могут быть определены как неделимые технологические операции или как подпроцессы технологических операций. Все действия могут быть собственно проектировочными, которые формируют или модифицируют результаты проектирования, и оценочными действиями, которые вырабатывают по установленным критериям оценки результатов проектирования.

Таким образом, технология проектирования задается регламентированной последовательностью технологических операций, выполняемых в процессе создания проекта на основе того или иного метода. Предметом любой выбираемой технологии проектирования должно служить отражение взаимосвязанных процессов проектирования на всех стадиях жизненного цикла АИС.

К основным требованиям, предъявляемым к технологии проектирования, относятся следующие:

  • • проект должен отвечать требованиям заказчика;
  • • технология должна максимально отражать все этапы цикла жизни проекта;
  • • технология должна обеспечивать минимальные трудовые и стоимостные затраты на проектирование и сопровождение проекта;
  • • технология должна способствовать росту производительности труда проектировщиков;
  • • технология должна обеспечивать надежность процесса проектирования и эксплуатации проекта;
  • • технология должна способствовать простому ведению проектной документации.

Основа технологии проектирования АИС — это методология проектирования, которая предполагает наличие некоторой концепции и принципов проектирования. Она реализуется набором методов и средств.

Организация проектирования осуществляет определение методов взаимодействия проектировщиков между собой и с заказчиком в процессе создания проекта АИС и поддерживается набором специальных средств.

Методы проектирования АИС можно классифицировать по степени использования средств автоматизации, типовых проектных решений, адаптивности к предполагаемым изменениям.

Так, по степени автоматизации методы проектирования разделяются на методы: 1) ручного проектирования, при котором проектирование компонентов АИС осуществляется без использования специальных инструментальных программных средств, а программирование — на алгоритмических языках; 2) компьютерного проектирования, которое производит генерацию или конфигурацию (настройку) проектных решений на основе использования специальных инструментальных программных средств.

По степени использования типовых проектных решений:

  • • оригинальное (индивидуальное) проектирование, когда проектные решения разрабатываются «с нуля» в соответствии с требованиями к АИС. Этот вид проектирования предполагает максимальный учет особенностей автоматизированного объекта;
  • • типовое проектирование, предполагающее конфигурацию АИС из готовых типовых проектных решений (программных модулей). Этот вид проектирования выполняется на основе готовых решений и является обобщением опыта, полученного при создании родственных проектов.
Читайте так же:  Заявление в полицию о самоуправстве образец

По степени адаптивности проектных решений:

  • • реконструкция путем переработки соответствующих компонентов (перепрограммирования программных модулей);
  • • параметризация, когда проектные решения настраиваются в соответствии с заданными и изменяемыми параметрами;
  • • реструктуризация модели, при которой изменяется модель предметной области, что приводит к автоматическому переформированию проектных решений.

Сочетание различных признаков классификации методов проектирования обусловливает характер используемой технологии проектирования АИС, среди которых выделяются два основных класса: каноническая и индустриальная технологии (табл. 2.4). Индустриальная технология проектирования, в свою очередь, разбивается на два подкласса: автоматизированное (использование САБЕ-технологий) и типовое (параметрически-ори-ентированное или модельно-ориентированное) проектирование. Применение индустриальных технологий проектирования не исключает использования в отдельных случаях канонической технологии.

Таблица 2.4. Характеристики классов технологий проектирования

Параметризация и ре-

2.5.1. Каноническое проектирование ИС

Каноническое проектирование информационных систем ориентировано на использование главным образом каскадной модели жизненного цикла информационной системы. Стадии и этапы работы такого проектирования описаны в стандарте ГОСТ 34.601-90.

В зависимости от сложности объекта автоматизации и набора задач, требующих решения при создании конкретной ИС, стадии и этапы работ могут иметь различную трудоемкость; допускается объединять последовательные этапы и исключать некоторые из них на любой стадии проекта, а также начинать выполнение работ следующей стадии до окончания предыдущей.

Стадии и этапы создания ИС, выполняемые организациями — участниками, прописываются в договорах и технических заданиях на выполнение работ:

Стадия 1. Формирование требований к ИС:

  • • обследование объекта и обоснование необходимости создания;
  • • формирование требований пользователей к ИС;
  • • оформление отчета о выполненной работе и тактико-технического задания на разработку.

Стадия 2. Разработка концепции ИС:

  • • изучение объекта автоматизации;
  • • проведение необходимых научно-исследовательских работ;
  • • разработка вариантов концепции ИС, удовлетворяющих требованиям пользователей;
  • • оформление отчета и утверждение концепции.

Стадия 3. Техническое задание:

• разработка и утверждение технического задания на создание ИС.

Стадия 4. Эскизный проект:

  • • разработка предварительных проектных решений по системе и ее частям;
  • • разработка эскизной документации на ИС и ее части.

Стадия 5. Технический проект на И С:

  • • разработка проектных решений по системе и ее частям;
  • • разработка документации на ИС и ее части;
  • • разработка и оформление документации на поставку комплектующих изделий;
  • • разработка заданий на проектирование в смежных частях проекта.

Стадия 6. Рабочая документация на И С:

  • • разработка рабочей документации на ИС и се части;
  • • разработка и адаптация программ.

Стадия 7. Ввод в действие И С:

  • • подготовка объекта автоматизации;
  • • подготовка персонала;
  • • комплектация ИС поставляемыми изделиями (программными и техническими средствами, программно-техническими комплексами, информационными изделиями);
  • • строительно-монтажные работы;
  • • пусконаладочные работы;
  • • проведение предварительных испытаний;
  • • проведение опытной эксплуатации;
  • • проведение приемочных испытаний.

Стадия 8. Сопровождение ИС:

  • • выполнение работ в соответствии с гарантийными обязательствами;
  • • послегарантийное обслуживание.

Обследование это изучение и анализ организационной структуры предприятия, его деятельности и существующей системы обработки информации. Материалы, полученные в результате обследования, используются для следующих целей:

  • • обоснования разработки и поэтапного внедрения систем;
  • • составления технического задания на разработку систем;
  • • разработки технического и рабочего проектов систем.

На этапе обследования целесообразно выделить две составляющие: определение стратегии внедрения ИС и детальный анализ деятельности организации.

Важнейшая задача первого этапа обследования — оценка реального объема проекта, его целей и задач на основе выявленных функций и информационных элементов автоматизируемого объекта высокого уровня. Эти задачи могут быть реализованы или заказчиком ИС самостоятельно, или с привлечением консалтинговых организаций. Этап предполагает тесное взаимодействие с основными потенциальными пользователями системы и бизнес-экспертами. Главная задача взаимодействия — получить полное и однозначное понимание требований заказчика. Как правило, нужная информация может быть получена в результате интервью, бесед или семинаров с руководством, экспертами и пользователями. По завершении стадии обследования появляется возможность определить вероятные технические подходы к созданию системы и оценить затраты на ее реализацию (на аппаратное обеспечение, на закупаемое программное обеспечение и на разработку нового программного обеспечения).

Результатом этапа определения стратегии является документ (технико-экономическое обоснование проекта), где четко сформулировано, что получит заказчик, если согласится финансировать проект, когда он получит готовый продукт (график выполнения работ) и сколько это будет стоить (для крупных проектов должен быть составлен график финансирования на разных этапах работ).

В документе желательно отразить не только затраты, но и выгоду проекта, например время окупаемости и ожидаемый экономический эффект (если его удается оценить).

Примерное содержание документа:

  • • ограничения, риски, критические факторы, которые могут повлиять на успешность проекта;
  • • совокупность условий, при которых предполагается эксплуатировать будущую систему: архитектура системы, аппаратные и программные ресурсы, условия функционирования, обслуживающий персонал и пользователи системы;
  • • сроки завершения отдельных этапов, форма приемки/сдачи работ, привлекаемые ресурсы, меры по защите информации;
  • • описание выполняемых системой функций;
  • • возможности развития и модернизации системы;
  • • интерфейсы и распределение функций между человеком и системой;
  • • требования к ПО и СУБД.

На этапе детального анализа деятельности организации изучаются задачи, обеспечивающие реализацию функций управления, организационная структура, штаты и содержание работ по управлению предприятием, а также характер подчиненности вышестоящим органам управления. На этом этапе должны быть определены инструктивно-методические и директивные материалы, на основе которых определяются состав подсистем и перечень задач, а также возможности применения новых методов решения задач.

Аналитики собирают и фиксируют информацию, находящуюся в двух связанных формах: 1) функции — информация о событиях и процессах, которые происходят в автоматизируемой организации; 2) сущности — информация о классах объектов, имеющих значение для организации и о которых собираются данные.

При изучении каждой функциональной задачи управления определяются:

  • • наименование, сроки и периодичность решения задачи;
  • • степень формализуемости задачи;
  • • источники информации, необходимые для решения задачи;
  • • показатели и их количественные характеристики;
  • • порядок корректировки информации;
  • • действующие алгоритмы расчета показателей и возможные методы контроля;
  • • действующие средства сбора, передачи и обработки информации;
  • • действующие средства связи;
  • • принятая точность решения задачи;
  • • трудоемкость решения задачи;
  • • действующие формы представления исходных данных и результатов их обработки в виде документов;
  • • потребители результатной информации по задаче.

Одной из наиболее трудоемких, хотя и хорошо формализуемых задач этого этапа является описание документооборота организации. При обследовании документооборота составляется схема маршрута движения документов, которая должна отразить:

  • • количество документов;
  • • место формирования показателей документов;
  • • взаимосвязь документов при их формировании;
  • • маршрут и длительность движения документа;
  • • место использования и хранения данного документа;
  • • внутренние и внешние информационные связи;
  • • объем документа в знаках.

По результатам обследования устанавливается перечень задач управления, решение которых должно быть автоматизировано, и очередность их разработки.

На этапе обследования следует классифицировать планируемые функции системы по степени важности. Один из возможных форматов представления такой классификации — MuSCoW. Эта аббревиатура расшифровывается так: Must have — необходимые функции; Should have — желательные функции; Could have — возможные функции; Won’t have — отсутствующие функции.

Функции первой категории обеспечивают критичные для успешной работы системы возможности. Реализация функций второй и третьей категорий ограничивается временными и финансовыми рамками: разрабатывается то, что необходимо, а также максимально возможное в порядке приоритета число функций второй и третьей категорий. Последняя категория функций особенно важна, поскольку нужно четко представлять границы проекта и набор функций, которые будут отсутствовать в системе.

Модели деятельности организации создаются в двух видах: I) модель «как есть» («as-is») — отражает существующие в организации бизнес-процессы; 2) модель «как должно быть» («to-be») — отражает необходимые изменения бизнес-процессов с учетом внедрения ИС.

Уже на этапе анализа нужно привлекать к работе группы тестирования для решения следующих задач:

  • • получения сравнительных характеристик предполагаемых к использованию аппаратных платформ, операционных систем, СУБД и т. п.;
  • • разработки плана работ по обеспечению надежности информационной системы и ее тестирования.

Привлечение тестировщиков на ранних этапах разработки является целесообразным для любых проектов. Чем позже обнаружены ошибки в проектных решениях, тем дороже обходится их исправление. Худший вариант — обнаружение их на этапе внедрения. Таким образом, нужно выделить время на тестирование системы и на исправление обнаруженных ошибок не только на этапе разработки, но и на этапе проектирования.

Облегчить тестирование и увеличить его эффективность призваны специальные системы отслеживания ошибок. Их использование позволяет иметь единое хранилище ошибок, отслеживать их повторное появление, контролировать скорость и эффективность исправления ошибок, видеть наиболее нестабильные компоненты системы, а также поддерживать связь между группой разработчиков и группой тестирования.

Результаты обследования представляют объективную основу для формирования технического задания на информационную систему.

Техническое задание — это документ, определяющий цели, требования и основные исходные данные, необходимые для разработки автоматизированной системы управления.

При разработке технического задания необходимо решить следующие задачи:

  • • определить общую цель создания ИС;
  • • установить общие требования к проектируемой системе;
  • • разработать и обосновать требования, предъявляемые к информационному, математическому, программному, техническому и технологическому обеспечению;
  • • определить состав подсистем и функциональных задач;
  • • разработать и обосновать требования, предъявляемые к подсистемам;
  • • определить этапы создания системы и сроки их выполнения;
  • • провести предварительный расчет затрат на создание системы и определить уровень экономической эффективности ее внедрения;
  • • определить состав исполнителей.

Типовые требования к составу и содержанию технического задания ГОСТ 34.602—89 приведены в табл. 2.5.

Таблица 2.5. Состав и содержание технического задания ГОСТ 34.602—89

Полное наименование системы и ее условное обозначение.

Шифр темы или шифр (номер) договора.

Наименование предприятий разработчика и заказчика системы, их реквизиты.

Перечень документов, на основании которых создается ИС. Плановые сроки начала и окончания работ.

Сведения об источниках и порядке финансирования работ.

Порядок оформления и предъявления заказчику результатов работ по созданию системы, ее частей и отдельных средств

Назначение и цели создания (развития) системы

Вид автоматизируемой деятельности.

Перечень объектов, на которых предполагается использование системы.

Наименования и требуемые значения технических, технологических, производственно-экономических и других показателей объекта, которые должны быть достигнуты при внедрении ИС

Характеристика объектов автоматизации

Краткие сведения об объекте автоматизации.

Сведения об условиях эксплуатации и характеристиках окружающей среды

Требования к системе

Требования к системе в целом:

• требования к структуре и функционированию системы (перечень подсистем, уровни иерархии, степень централизации, способы информационного обмена, режимы функционирования, взаимодействие со смежными системами, перспективы развития системы):

Продолжение табл. 2.5

  • • требования к персоналу (численность пользователей, квалификация, режим работы, порядок подготовки);
  • • показатели назначения (степень приспособляемости системы к изменениям процессов управления и значений параметров);
  • • требования к надежности, безопасности, эргономике, транспортабельности, эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту, защите и сохранности информации, защите от внешних воздействий, к патентной чистоте, по стандартизации и унификации

Требования к функциям (по подсистемам):

  • • перечень подлежащих автоматизации задач;
  • • временной регламент реализации каждой функции;
  • • требования к качеству реализации каждой функции, к форме представления выходной информации, к характеристикам точности, достоверности выдачи результатов;
  • • перечень и критерии отказов

Требования к видам обеспечения:

  • • математическому (состав и область применения математических моделей и методов, типовых и разрабатываемых алгоритмов);
  • • информационному (состав, структура и организация данных, обмен данными между компонентами системы, информационная совместимость со смежными системами, используемые классификаторы, СУБД, контроль данных и ведение информационных массивов, процедуры придания юридической силы выходным документам);
  • • лингвистическому (языки программирования, языки взаимодействия пользователей с системой, системы кодирования, языки ввода-вывода);
  • • программному (независимость программных средств от платформы, качество программных средств и способы его контроля, использование фондов алгоритмов и программ);
  • • техническому;
  • • метрологическому;
  • • организационному (структура и функции эксплуатирующих подразделений, защита от ошибочных действий персонала);
  • • методическому (состав нормативно-технической документации)

Состав и содержание работ по созданию системы

Перечень стадий и этапов работ.

Состав организаций — исполнителей работ.

Вид и порядок экспертизы технической документации.

Программа обеспечения надежности.

Программа метрологического обеспечения

Окончание табл. 2.5

Порядок контроля и приемки системы

Виды, состав, объем и методы испытаний системы.

Общие требования к приемке работ по стадиям.

Статус приемной комиссии

Требования к составу и содержанию работ по подготовке объекта автоматизации к вводу системы в действие

Преобразование входной информации к машиночитаемому виду. Изменения в объекте автоматизации.

Сроки и порядок комплектования и обучения персонала

Требования к документированию

Перечень подлежащих разработке документов.

Перечень документов на машинных носителях

Документы и информационные материалы, на основании которых разрабатывается ТЗ и система

Эскизный проект. Предусматривает разработку предварительных проектных решений по системе и ее частям. Выполнение стадии эскизного проектирования не является строго обязательным. Если основные проектные решения определены ранее или достаточно очевидны для конкретной ИС и объекта автоматизации, то эта стадия может быть исключена из общей последовательности работ.

Содержание эскизного проекта задается в ТЗ на систему. Как правило, на этапе эскизного проектирования определяются:

  • • функции ИС;
  • • функции подсистем, их цели и ожидаемый эффект от внедрения;
  • • состав отдельных задач и их комплексов;
  • • концепция информационной базы и ее укрупненная структура;
  • • функции системы управления базой данных;
  • • состав вычислительной системы и других технических средств;
  • • функции и параметры основных программных средств.

По результатам проделанной работы оформляется, согласовывается и утверждается документация в объеме, необходимом для описания полной совокупности принятых проектных решений и достаточном для дальнейшего выполнения работ по созданию системы.

В соответствии с ГОСТ 19.102—77 стадия эскизного проектирования содержит два этапа: 1) разработка эскизного проекта; 2) утверждение эскизного проекта.

Разработка состоит из следующих фаз:

  • • предварительная разработка структуры входных и выходных даных;
  • • уточнение методов решения задачи;
  • • разработка общего описания алгоритма решения задачи;
  • • разработка технико-экономического обоснования;
  • • разработка пояснительной записки.

При этом допускается объединение и исключение некоторых работ.

Ниже приведен комплект документов, который должен быть подготовлен по окончании эскизного проектирования.

  • 1. Уточненное техническое задание на проектирование и разработку АН С.
  • 2. Спецификация квалификационных требований на АИС.
  • 3. Комплект спецификаций требований на функциональные программные компоненты и описания данных.
  • 4. Спецификация требований на внутренние интерфейсы компонент и интерфейсы с внешней средой.
  • 5. Описание системы управления базой данных, структуры и распределения программных и информационных объектов в базе данных.
  • 6. Проект руководства по защите информации и обеспечению надежности функционирования АИС.
  • 7. Предварительный вариант руководства администратора АИС.
  • 8. Предварительный вариант руководства пользователя АИС.
  • 9. Уточненный план реализации проекта.
  • 10. Уточненный план управления обеспечением качества АИС.
  • 11. Пояснительная записка предварительного проекта АИС.
  • 12. Уточненный контракт (договор) с заказчиком на детальное проектирование АИС.
Читайте так же:  Лицензия цто ккт

Документы, оформляемые по согласованию с заказчиком:

  • 1. Предварительное описание функционирования АИС.
  • 2. Схема потоков данных между функциональными компонентами АИС.
  • 3. Уточненная схема архитектуры АИС, взаимодействия программных и информационных компонент, организации вычислительного процесса и распределения ресурсов.
  • 4. Описание показателей качества компонент и требований к ним по этапам разработки АИС.
  • 5. Отчет о технико-экономических показателях, графике реализации проекта, распределении ресурсов и бюджета.
  • 6. Таблица распределения специалистов по компонентам и по этапам работ.
  • 7. Аттестаты разработчиков на право использования технологии и средств автоматизации разработки АИС.
  • 8. Описание требований к составу и формам результирующих документов по этапам работ.
  • 9. План отладки программных компонент, обеспечения методами и средствами автоматизации тестирования.
  • 10. Предварительное руководство для детального проектирования, программирования и отладки компонент АИС.
  • 11. Предварительный план продажи и внедрения.
  • 12. Описание предварительной структуры базы данных.

На основе технического задания и эскизного проекта разрабатывается технический проект ИС.

Технический проект системы — это техническая документация, содержащая общесистемные проектные решения, алгоритмы решения задач, а также оценку экономической эффективности АИС и перечень мероприятий по подготовке объекта к внедрению.

На этом этапе осуществляется комплекс научно-исследовательских и экспериментальных работ для выбора основных проектных решений и расчет экономической эффективности системы.

Состав и содержание технического проекта приведены в табл. 2.6.

На стадии «рабочая документация» осуществляются создание программного продукта и разработка сопровождающей документации. Документация должна содержать все необходимые и достаточные сведения для обеспечения выполнения работ по вводу ИС в действие и ее эксплуатации, а также для поддержания уровня эксплуатационных характеристик (качества) системы.

Таблица 2.6. Состав и содержание технического проекта

Основания для разработки системы.

Краткая характеристика объекта с указанием основных технико-экономических показателей его функционирования и связей с другими объектами.

Краткие сведения об основных проектных решениях по функциональной и обеспечивающим частям системы

Функциональная и организационная структура системы

Обоснование выделяемых подсистем, их перечень и назначение.

Перечень задач, решаемых в каждой подсистеме, с краткой характеристикой их содержания.

Схема информационных связей между подсистемами и между задачами в рамках каждой подсистемы

Постановка задач и алгоритмы решения

Организационно-экономическая сущность задачи (наименование, цель решения, краткое содержание, метод, периодичность и время решения задачи, способы сбора и передачи данных, связь задачи с другими задачами, характер использования результатов решения, в которых они применяются). Экономико-математическая модель задачи (структурная и развернутая формы представления).

Входная оперативная информация (характеристика показателей, диапазон изменения, формы представления). Нормативно-справочная информация (НСИ) (содержание и формы представления).

Информация, хранимая для связи с другими задачами. Информация, накапливаемая для последующих решений данной задачи.

Информация по внесению изменений (система внесения изменений и перечень информации, подвергающейся изменениям). Алгоритм решения задачи (последовательность этапов расчета, схема, расчетные формулы).

Контрольный пример (набор заполненных данными форм входных документов, условные документы с накапливаемой и хранимой информацией, формы выходных документов, заполненные по результатам решения экономико-технической задачи и в соответствии с разработанным алгоритмом расчета)

Организация информационной базы

Источники поступления информации и способы ее передачи. Совокупность показателей, используемых в системе.

Состав документов, сроки и периодичность их поступления. Основные проектные решения по организации фонда НСИ. Состав НСИ, включая перечень реквизитов, их определение, диапазон изменения и перечень документов НСИ.

Окончание табл. 2.6

Перечень массивов НСИ, их объем, порядок и частота корректировки информации.

Структура фонда НСИ с описанием связи между его элементами; требования к технологии создания и ведения фонда.

Методы хранения, поиска, внесения изменений и контроля. Определение объемов и потоков информации НСИ.

Контрольный пример по внесению изменений в НСИ. Предложения по унификации документации

Альбом форм документов

Система математического обеспечения

Обоснование структуры математического обеспечения. Обоснование выбора системы программирования.

Перечень стандартных программ

Принцип построения комплекса технических средств

Описание и обоснование схемы технологического процесса обработки данных.

Обоснование и выбор структуры комплекса технических средств и его функциональных групп.

Обоснование требований к разработке нестандартного оборудования.

Комплекс мероприятий по обеспечению надежности функционирования технических средств

Расчет экономической эффективности системы

Сводная смета затрат, связанных с эксплуатацией систем.

Расчет годовой экономической эффективности, источниками которой являются оптимизация производственной структуры хозяйства (объединения), снижение себестоимости продукции за счет рационального использования производственных ресурсов и уменьшения потерь, улучшения принимаемых управленческих решений

Мероприятия по подготовке объекта к внедрению системы

Перечень организационных мероприятий по совершенствованию бизнес-процессов.

Перечень работ по внедрению системы, которые необходимо выполнить на стадии рабочего проектирования, с указанием сроков и ответственных лиц

Разработанная документация должна быть соответствующим образом оформлена, согласована и утверждена.

Для АИС устанавливают следующие основные виды испытаний: предварительные испытания, опытная эксплуатация и приемочные испытания. При необходимости допускается дополнительное проведение других видов испытаний системы и ее частей.

В зависимости от взаимосвязей компонентов АИС и объекта автоматизации испытания могут быть автономные и комплексные. В автономных испытаниях участвуют компоненты системы. Данный вид испытаний проводят по мере готовности частей системы к сдаче в опытную эксплуатацию. Комплексные испытания проводят для групп взаимосвязанных компонентов (подсистем) или для системы в целом.

Для планирования проведения всех видов испытаний разрабатывается документ «Программа и методика испытаний». Разработчик документа устанавливается в договоре или техническим заданием. В качестве приложения в документ могут включаться тесты или контрольные примеры.

Отладка — это наиболее трудоемкий процесс в проектировании. Скрытые ошибки иногда проявляются после многолетней эксплуатации системы. Полностью избежать ошибок невозможно. Это обусловлено астрономическим числом вариантов работы системы, которые практически невозможно проверить на правильность в обозримые сроки.

Предварительные испытания. Проводят для определения работоспособности системы и решения вопроса о возможности ее приемки в опытную эксплуатацию. Предварительные испытания следует выполнять после проведения разработчиком отладки и тестирования поставляемых программных и технических средств системы и представления им соответствующих документов об их готовности к испытаниям, а также после ознакомления персонала информационной системы с эксплуатационной документацией.

Опытная эксплуатация. Ее проводят с целью определения фактических значений количественных и качественных характеристик системы и готовности персонала к работе в условиях ее функционирования, а также определения фактической эффективности и корректировки документации.

Приемочные испытания. Проводят для определения соответствия системы техническому заданию, оценки качества опытной эксплуатации и решения вопроса о возможности приемки системы в постоянную эксплуатацию [1] .

2.5.2. Общая характеристика CASE-средств

Термин «Computer Aided System/Software Engineering» (CASE) первоначально относился только к автоматизации разработки программного обеспечения. Сейчас он охватывает процесс разработки сложных информационных систем в целом.

Изначально CASE-технологии развивались с целью преодоления ограничений использования структурной методологии проектирования (сложности понимания, высокой трудоемкости и стоимости применения, трудности внесения изменений в проектные спецификации и т. д.) за счет ее автоматизации и интеграции поддерживающих средств. CASE-технологии не существуют сами по себе, не являются самостоятельными. Они автоматизируют и оптимизируют использование соответствующей методологии, дают возможность повысить эффективность ее применения.

Таким образом, CASE-технология представляет собой совокупность методологий анализа, проектирования, разработки и сопровождения сложных систем программного обеспечения, поддержанную комплексом взаимосвязанных средств автоматизации, которые позволяют в наглядной форме моделировать предметную область, анализировать эту модель на всех стадиях разработки и сопровождения ИС и разрабатывать приложения в соответствии с информационными потребностями пользователей.

Современные CASE-средства охватывают обширную область поддержки многочисленных технологий проектирования ИС: от простых средств анализа и документирования до полномасштабных средств автоматизации, покрывающих весь жизненный цикл ИС. Наибольшая потребность в использовании CASE-сис-тем возникает на начальных этапах разработки — анализа и спецификации требований к ИС. Цена ошибок, допущенных на этих этапах, значительно превышает цену ошибок, допущенных на поздних этапах разработки.

Основные задачи CASE-средств — отделить начальные этапы (анализ и проектирование) от последующих и не обременять разработчиков деталями среды разработки и функционирования системы.

В большинстве современных CASE-систем применяются методологии структурного и/или объектно-ориентированного анализа и проектирования, основанные на использовании наглядных диаграмм, графов, таблиц и схем.

Применение САБЕ-средств изменяет все фазы жизненного цикла, но наибольшие изменения претерпевают фазы анализа и проектирования. Применение САБЕ-средств не только автоматизирует структурную методологию и дает возможность использовать современные методы системной и программной инженерии, но и предоставляет другие преимущества:

  • • улучшает качество разрабатываемого программного обеспечения за счет средств автоматической генерации и контроля;
  • • позволяет уменьшить время создания прототипа АИС, что дает возможность оценить качество и эффективность проекта на ранних этапах;
  • • ускоряет процессы проектирования и разработки;
  • • позволяет многократно использовать разработанные компоненты;
  • • поддерживает сопровождение АИС;
  • • освобождает от рутинной работы по документированию проекта, так как использует встроенный документатор;
  • • облегчает коллективную работу над проектом.

В основе большинства САБЕ-средств лежат четыре главных понятия: «методология», «метод», «нотация», «средство».

Методология определяет руководящие указания для оценки и выбора решений при проектировании и разработке АИС, этапы работы, их последовательность, правила распределения и назначения методов.

Методы — процедуры генерации компонентов и их описаний. Нотации предназначены для описания общей структуры системы, элементов данных, этапов обработки, могут включать графы, диаграммы, таблицы, блок-схемы, формальные и естественные языки. Средства — инструментарий для поддержки и усиления методов. Эти инструменты поддерживают работу пользователей при создании и редактировании проекта в интерактивном режиме, помогают организовать проект в виде иерархии уровней абстракции, выполняют проверки соответствия компонентов.

Существует много различных способов классификации САБЕ-средств. Рассмотрим некоторые из них.

  • 1. Классификация по ориентации на технологические этапы и процессы жизненного цикла АИС:
    • • средства анализа и проектирования. Используются для создания спецификаций системы и ее проектирования,

поддерживают широко известные методологии проектирования;

  • • средства проектирования баз данных. Обеспечивают логическое моделирование данных, генерацию структур БД;
  • • средства управления конфигурацией программного обеспечения. Поддерживают программирование, тестирование, автоматическую генерацию ПО из спецификаций;
  • • средства документирования;
  • • средства тестирования;
  • • средства управления проектом. Поддерживают планирование, контроль, взаимодействие;
  • • средства реверсного инжиниринга. Предназначены для переноса существующей системы в новую среду.
  • 2. Классификация по поддерживаемым методологиям проектирования:
    • • функционально-ориентированные (структурно-ориентиро-ванные);
    • • объектно-ориентированные;
    • • комплексно-ориентированные (набор методологий проектирования).
  • 3. Классификация по поддерживаемым графическим нотациям построения диаграмм:
    • • с фиксированной нотацией;
    • • с отдельными нотациями;
    • • с наиболее распространенными нотациями.
  • 4. Классификация по степени интегрированности:
    • • вспомогательные программы (Tools), самостоятельно решающие автономную задачу;
    • • пакеты разработки (Toolkit), представляющие собой совокупность средств, обеспечивающих помощь для одного из классов программных задач;
    • • наборы интегрированных средств, связанных общей базой проектных данных — репозиторием, автоматизирующие все работы или их часть на разных этапах создания АИС (Workbench).
  • 5. Классификация по режиму коллективной разработки проекта:
    • • без поддержки коллективной разработки;
    • • ориентированные на разработку проекта в режиме реального времени;
    • • ориентированные на режим объединения подпроектов.
  • 6. Классификация по уровням действия:
    • • верхние (Upper), или компьютерное планирование. Использование верхних CASE-средств позволяет построить модель, отражающую всю существующую специфику. Она направлена на понимание общего и частного механизмов функционирования, имеющихся возможностей, ресурсов, целей проекта в соответствии с назначением фирмы. Эти средства позволяют проводить анализ различных сценариев, накапливая информацию для принятия оптимальных решений;
    • • средние (Middle). Считаются средствами поддержки этапов анализа требований и проектирования спецификаций и структуры АИС. Основной результат использования среднего CASE-средства состоит в значительном облегчении проектирования систем. Такое средство превращает проектирование в итеративный процесс работы с требованиями к АИС. Кроме того, средние CASE-средства обеспечивают возможности быстрого документирования требований;
    • • нижние (Lower). Поддерживают системы разработки программного обеспечения АИС, содержат системные словари и графические средства, исключающие необходимость разработки физических спецификаций — имеются системные спецификации, которые непосредственно переводятся в программные коды разрабатываемой системы (при этом автоматически генерируется до 80 % кодов). Главные преимущества: значительное уменьшение времени на разработку, облегчение модификаций, поддержка возможностей работы с прототипами.

Сегодня рынок программного обеспечения наполнен самыми разнообразными CASE-средствами практически любого из перечисленных типов.

2.5.3. Типовое проектирование ИС

Методы типового проектирования информационной системы достаточно подробно рассмотрены в литературе.

Типовое проектирование. Данный вид проектирования информационной системы предполагает создание системы из готовых типовых элементов. Основополагающим требованием для применения методов типового проектирования является возможность декомпозиции проектируемой ИС на множество составляющих компонентов (подсистем, комплексов задач, программных модулей и т. д.). Для реализации выделенных компонентов выбираются имеющиеся на рынке типовые проектные решения, которые настраиваются на особенности конкретного предприятия.

Типовое проектное решение (ТПР) — это тиражируемое (пригодное к многократному использованию) проектное решение. Типовые проектные решения классифицируются по уровню декомпозиции системы следующим образом:

  • • элементные. Типовое решение задачи или отдельного вида обеспечения задачи (информационного, программного, технического, технологического, математического, организационного);
  • • подсистемные. Решение является отдельной функционально полной подсистемой;
  • • объектные. Типовой проект, включающий полный набор функциональных и обеспечивающих подсистем ИС (для вида деятельности, отрасли и т. п.).

Типовое решение должно содержать не только функциональные элементы (программные или аппаратные), но и документацию с детальным описанием состава компонентов и процедуры настройки в соответствии с задачами проекта, в котором используется ТПР.

В табл. 2.7 приведены особенности различных классов типовых проектных решений.

Для реализации типового проектирования могут использоваться два подхода: параметрически-ориентированное и модельно-ориентированное проектирование.

Параметрически-ориентированное проектирование. Включает следующие этапы:

  • • определение критериев оценки пригодности пакетов прикладных программ (ППП) для решения поставленных задач;
  • • анализ и оценка доступных ППП по сформулированным критериям;
  • • выбор и закупка наиболее подходящих пакетов;
  • • настройка параметров (доработка) закупленных ППП.

Ниже приведены группы, на которые делятся критерии оценки ППП:

  • • назначение и возможности пакета;
  • • характеристики и свойства пакета;
  • • требования к аппаратным и программным средствам;

Таблица 2.7. Достоинства и недостатки ТПР