Требования к специальному должностному лицу по 115 фз

Оглавление:

Специалист по финансовому мониторингу

Наши специалисты разработали практическое пособие для документального оформления процедуры назначения на должность специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, которое включает в себя следующие документы:

  1. Должностная инструкция специального должностного лица.
  2. Приказ о назначении специального должностного лица.
  3. Приказ о передаче ключей электронной подписи и кодов идентификации и аутентификации пользователя Личного кабинета Федеральный службы по финансовому мониторингу.
  4. Трудовой договор со специальным должностным лицом.
  5. Согласие на обработку персональных данных.
  6. Соглашение о неразглашении информации содержащей персональные данные.
  7. Соглашение о конфиденциальности и неразглашении информации.
  8. Памятка для работника об ответственности за разглашение информации.
  9. Приказ о приеме на работу специального должностного лица.
  10. Приказ о временном замещении специального должностного лица.

Стоимость практического пособия 4000 р.

Образец должностной инструкции специалиста по финансовому мониторингу, составленной нашими специалистами

Все перечисленные документы подготовлены на основании следующих документов:

  1. Федеральный закон от 07.08.2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
  2. Постановление Правительства РФ от 29.05.2014 г. №492 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
  3. Профессиональный стандарт «Специалист по финансовому мониторингу (в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма)», утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.07.2015 г. №512н.

Разработчики практического посбоия: специалисты Центра финансового мониторинга компании Ю-Питер Консалтинг.

Практические пособия

1. Практическое пособие для юридического лица

  1. Организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.
  2. Организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме.
  3. Организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
  4. Операторы по приему платежей.
  5. Коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов.
  6. Операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, а также операторы связи, занимающие существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных.

2. Практическое пособие для индивидуального предпринимателя

  1. Индивидуальные предприниматели, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.
  2. Индивидуальные предприниматели оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

После надлежащего оформления процедуры назначения специального должностного лица не забудьте зарегистрировать специальное должностное лицо в Личном кабинете Федеральной службы по финансовому мониторингу в разделе «Организация внутреннего контроля» — «Регистрация СДЛ» в целях обеспечения низкого уровня оценки.

Квалификационные требования к специальному должностному лицу ответственному за реализацию правил внутреннего контроля

Организации и индивидуальные предприниматели, перечисленные в статье 5 Федерального закона от 07.08.2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон №115-ФЗ) обязаны назначить специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля (п. 2 ст. 7 Закона №115-ФЗ). У многих предпринимателей эта обязанность сводится к минимальному набору действий, которые заключаются в принятии приказа о назначении специального должностного лица. Между тем, в связи с изменениями в российском законодательстве за последние 3-4 года указанная процедура предполагает определенные пошаговые действия. Рассмотрим их более подробнее.

1 этап. Прохождение соискателем на должность специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля целевого инструктажа по программе «Противодействие легализации отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в специальных образовательных организациях, аккредитованных Международном учебном центре финансового мониторинга. Например, как наша компания.

2 этап. После прохождения обучения и получения свидетельства установленного образца специальное должностное лицо обязано подтвердить своему работодателю, что у него отсутствует судимость за преступления в сфере экономики или преступления против государственной власти. Этого требует абз. 13 п. 2 ст. 7 Закона №115-ФЗ. Для этого соискателю нужно обратится в органы полиции по месту жительства и заказать указанную справку. Ее оригинал должен хранится в личном деле сотрудника.

Кроме этого, нужно отметить, что соискатель на должность специального должностного лица в организации должен иметь высшее образование по специальностям, направлениям подготовки, относящимся к укрупненной группе специальностей, направлений подготовки «Экономика и управление», либо по направлению подготовки «Юриспруденция», а при отсутствии указанного образования — наличие опыта работы не менее 2 лет на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

3 этап. Работодатель должен разработать и утвердить должностную инструкцию специального должностного лица в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Специалист по финансовому мониторингу (в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма)», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.07.2015 г. №512н. И после назначения соискателя на должность специального должностного лица ознакомить его с текстом должностной инструкции под роспись.

4 этап. Работодатель должен заключить трудовой договор с лицом назначенным на должность специального должностного лица.

5 этап. На заключительном этапе нужно зарегистрировать специальное должностное лицо в Личном кабинете Федеральной службы по финансовому мониторингу.

Требования к специальному должностному лицу по 115 фз

Может ли индивидуальный предприниматель возложить обязанности специального должностного лица на себя и каким квалификационным требования он должен соответствовать?

Дата публикации: 13.03.2018

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2014 № 492 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» к индивидуальным предпринимателям, указанным в статье 5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — индивидуальные предприниматели), адвокатам, нотариусам и лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, а также к их работникам, осуществляющим функции специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля, предъявляются квалификационные требования, установленные подпунктом «б» пункта 1 данного постановления.

Требованиями подпункта «б» пункта 1 вышеуказанного Постановления устанавливают обязанность по прохождению лица, на которые возлагаются функции специального должностного лица, обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В соответствии с пунктом 10 Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма утвержденного Приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203 обучение в форме целевого инструктажа лицо, планирующее осуществлять функции специального должностного лица, проходит однократно до начала осуществления таких функций.

Учитывая изложенное, индивидуальные предприниматели – субъекты статьи 5 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» вправе осуществлять функции специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля, после прохождения обучения в форме целевого инструктажа до возложения на себя таких обязанностей.

Проект Указания Банка России “О внесении изменения в Указание Банка России от 9 августа 2004 года № 1486-У «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления в кредитных организациях» (по состоянию на 01.11.2017)

1. На основании статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 33, ст. 3418; 2002, № 30, ст. 3029; № 44, ст. 4296; 2004, № 31, ст. 3224; 2005, № 47, ст. 4828; 2006, № 31, ст. 3446, ст. 3452; 2007, № 16, ст. 1831; № 31, ст. 3993, ст. 4011; № 49, ст. 6036; 2009, № 23, ст. 2776; № 29, ст. 3600; 2010, № 28, ст. 3553; № 30, ст. 4007; № 31, ст. 4166; 2011, № 27, ст. 3873; № 46, ст. 6406; 2012, № 30, ст. 4172; № 50, ст. 6954; 2013, № 19, ст. 2329; № 26, ст. 3207; № 44, ст. 5641; № 52, ст. 6968; 2014, № 19, ст. 2311, ст. 2315, ст. 2335; № 23, ст. 2934; № 30, ст. 4214, ст. 4219; 2015, № 1, ст. 14, ст. 37, ст. 58; № 18, ст. 2614; № 24, ст. 3367; № 27, ст. 3945, ст. 3950, ст. 4001; 2016, № 1, ст. 11, ст. 23, ст. 27, ст. 43, ст. 44; № 26, ст. 3860, ст. 3884; № 27, ст. 4196, ст. 4221; № 28, ст. 4558; 2017, № 1, ст. 12, ст. 46; № 31, ст. 4816) пункт 4 Указания Банка России от 09.08.2004 № 1486-У «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления в кредитных организациях», зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации 3 сентября 2004 года № 6003, 2 ноября 2011 года № 22194, изложить в следующей редакции:

Читайте так же:  Не стандартная бух отчетность

«4. Ответственный сотрудник и сотрудники структурного подразделения считаются не соответствующими квалификационным требованиям при наличии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики или преступления против государственной власти.

Сотрудники структурного подразделения считаются не соответствующими квалификационным требованиям при наличии фактов расторжения трудового договора по инициативе работодателя в соответствии с пунктами 7 или 7.1 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1 (часть I), ст. 3) в течение двух лет, предшествующих дню назначения на соответствующую должность.».

2. В соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от «__» _________ 2017 года № _____) настоящее Указание вступает в силу «__» ______________ года.

Пояснительная записка
к проекту Указания Банка России «О внесении изменения в Указание Банка России от 9 августа 2004 года № 1486-У «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления в кредитных организациях» (далее — Проект)

Банк России разработал данный Проект на основании полномочий, предусмотренных статьей 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон № 115-ФЗ).

Документ подготовлен в целях приведения нормы пункта 4 Указания Банка России от 09.08.2004 № 1486-У в соответствие с редакцией статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ в части квалификационных требований к специальному должностному лицу, ответственному за реализацию правил внутреннего контроля в целях в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее — ответственный сотрудник, ПОД/ФТ, соответственно). Проект также учитывает изменения, обусловленные Федеральным законом от 29.07.2017 № 281-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования обязательных требований к учредителям (участникам), органам управления и должностным лицам финансовых организаций» (далее — Федеральный закон № 281-ФЗ).

Так, пунктом 2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ установлен запрет на назначение ответственным сотрудником лица, имеющего неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономики или преступления против государственной власти. Федеральным законом № 281-ФЗ, вступающим в силу с 28.01.2018, внесены изменения в Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности», которыми в том числе, устанавливается перечень оснований, при наличии которых лицо, являющееся кандидатом на должность ответственного сотрудника, считается не соответствующим требованиям к деловой репутации.

Одним из таких оснований является наличие у кандидата на должность ответственного сотрудника факта расторжения трудового договора по инициативе работодателя по основаниям, предусмотренным пунктом 7 или 7.1 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.

В связи с изложенным, Проектом корректируются нормы указания Банка России № 1486-У о квалификационном соответствии ответственного сотрудника и сотрудников структурного подразделения по ПОД/ФТ кредитной организации с учетом требований Федерального закона № 115-ФЗ, а также с учетом расширения перечня оснований для расторжения трудового договора по инициативе работодателя, которые могут являться фактом признания их несоответствия квалификационным требованиям.

Действие Проекта будет распространяться на деятельность кредитных организаций, являющихся субъектами исполнения требований по ПОД/ФТ.

Обзор документа

Кредитные организации обязаны противодействовать легализации преступных доходов и финансированию терроризма. Для этого, в частности, назначаются специальные должностные лица, ответственные за соблюдение правил внутреннего контроля и реализацию программ его осуществления. Предложено уточнить квалификационные требования к ним.

Вероятно, ответственный сотрудник и сотрудники структурного подразделения будут считаться не соответствующими квалификационным требованиям при наличии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики или преступления против государственной власти.

Кроме того, о несоответствии квалификационным требованиям будут свидетельствовать и факты расторжения трудового договора по инициативе работодателя по определенным основаниям в течение 2 лет, предшествующих дню назначения на должность. Речь идет об утрате доверия к работнику со стороны работодателя.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Требования к специальному должностному лицу по 115 фз

Дата публикации: 25.04.2018

Рекомендации по исполнению лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

1. Настоящие рекомендации разработаны в целях повышения эффективности работы лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, при исполнении требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – Рекомендации).

2. Правовую основу Рекомендаций составляют:

2.1. Конституция Российской Федерации и международные договоры Российской Федерации;

2.2. Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон № 115-ФЗ);

2.3. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.2005 № 82 «Об утверждении Положения о порядке передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг» (далее – Постановление № 82);

2.5. Приказ Росфинмониторинга от 22.04.2015 № 110 «Об утверждении Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Приказ № 110);

2.6. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.05.2014 № 492 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 492);

2.7. Приказ Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203 «Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Приказ № 203);

2.8. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 № 667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 667);

Читайте так же:  Образец приказа о продлении срока полномочий директора образец

2.9. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.08.2015 № 804 «Об утверждении Правил определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей» (далее – Постановление № 804).

2.10. Приказ Росфинмониторинга от 08.05.2009 № 103 «Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок» (далее – Приказ № 103);

2.11. Иные федеральные законы и нормативные правовые акты.

3. Настоящие Рекомендации могут дополняться и изменяться по мере развития законодательной базы и анализа имеющейся практики исполнения требований законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

4. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, которые готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента сделки с недвижимым имуществом, управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента, управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг, привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими, создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций (далее – лица, оказывающие бухгалтерские услуги), обязаны принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма с учетом положений статьи 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ.

5. В соответствии с требованиями статьи 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ лица, оказывающие бухгалтерские услуги, обязаны:

5.1. Разработать правила внутреннего контроля.
При разработке правил внутреннего контроля рекомендуется руководствоваться Постановлением № 667.

5.2. Назначить специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля.

Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля для лиц, оказывающих бухгалтерские услуги, установлены Постановлением № 492.

Специальные должностные лица лиц, оказывающих бухгалтерские услуги, проходят обучение в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма с учетом Приказа № 203.

Кроме того, в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ специальным должностным лицом, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, не может быть лицо, имеющее неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономики или преступления против государственной власти.

5.3. Идентифицировать клиента (клиент — лицо, находящееся на обслуживании), установив следующие сведения:

  • в отношении физических лиц — фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии);
  • в отношении юридических лиц — наименование, организационно-правовую форму, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, для юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации, также основной государственный регистрационный номер и адрес юридического лица, для юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с законодательством иностранного государства, также регистрационный номер, место регистрации и адрес юридического лица на территории государства, в котором оно зарегистрировано;
  • в отношении иностранной структуры без образования юридического лица — наименование, регистрационный номер (номера) (при наличии), присвоенный иностранной структуре без образования юридического лица в государстве (на территории) ее регистрации (инкорпорации) при регистрации (инкорпорации), код (коды) (при наличии) иностранной структуры без образования юридического лица в государстве (на территории) ее регистрации (инкорпорации) в качестве налогоплательщика (или их аналоги), место ведения основной деятельности, а в отношении трастов и иных иностранных структур без образования юридического лица с аналогичной структурой или функцией также состав имущества, находящегося в управлении (собственности), фамилию, имя, отчество (при наличии) (наименование) и адрес места жительства (места нахождения) учредителей и доверительного собственника (управляющего).

5.4. В соответствии с правилами внутреннего контроля документально фиксировать информацию, полученную в результате их реализации, и сохранять ее конфиденциальный характер.

Основаниями документального фиксирования информации являются:

  • запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
  • несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации;
  • выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
  • иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

5.5. При наличии у лиц, оказывающих бухгалтерские услуги, любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции, указанные в пункте 1 статьи 7.1. Федерального закона № 115-ФЗ, осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (далее – подозрительные операции), он обязан уведомить об этом Федеральную службу по финансовому мониторингу не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем выявления соответствующей операции (сделки)
Лица, оказывающие бухгалтерские услуги, при выявлении подозрительных операций вправе руководствоваться критериями и признаками необычных сделок, установленными Приказом № 103.

Порядок предоставления лицами, оказывающими бухгалтерские услуги, в Росфинмониторинг информации о подозрительных операциях установлен Постановлением № 82 и Приказом № 110.

Лица, оказывающие бухгалтерские услуги, предоставляют в Росфинмониторинг информацию о подозрительных операциях в виде формализованных электронных сообщений (далее – ФЭС).

Подготовка ФЭС осуществляется с помощью интерактивных форм, размещенных в Личном кабинете на официальном сайте Росфинмониторинга в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — Личный кабинет) по адресу: www.fedsfm.ru.

Подготовка ФЭС также может осуществляться с помощью автоматизированного комплекса программных средств по вводу, обработке и передаче информации, предоставляемого Росфинмониторингом (далее — АРМ), а также с помощью иного программного обеспечения, разработанного с учетом структур, приведенных в приложениях к Приказу № 110.

ФЭС подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью.

ФЭС может также передаваться посредством использования инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.06.2011 № 451 «Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме».

Представление ФЭС осуществляется лицами, оказывающими бухгалтерские услуги, с использованием Личного кабинета либо АРМ.

В случае невозможности представления ФЭС в Росфинмониторинг через Личный кабинет или АРМ, до устранения причин, препятствующих представлению, ФЭС формируются с помощью Личного кабинета, АРМ либо иного программного обеспечения, и представляется его в Росфинмониторинг на машинном носителе в виде электронного документа в формате xml-файла, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с сопроводительным письмом нарочным или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении с соблюдением мер, исключающих бесконтрольный доступ к документам во время доставки: сопроводительное письмо и машинный носитель помещаются в упаковку, исключающую возможность их повреждения или извлечения информации из них без нарушения целостности упаковки.

Согласно требованиям Приказа № 110 сопроводительное письмо должно содержать следующую информацию о лице, оказывающем бухгалтерские услуги:

  • фамилия, имя, отчество;
  • ИНН;
  • почтовый адрес;
  • номер сообщения;
  • дата сообщения;
  • вид сообщения;
  • контактный телефон.

В соответствии с пунктом 4 статьи 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ лица, оказывающие бухгалтерские услуги, не вправе разглашать факт передачи в Росфинмониторинг соответствующей информации.

5.5. Хранить документы и сведения, полученные при исполнении Федерального закона № 115-ФЗ, в срок не менее пяти лет со дня прекращения отношений с клиентом.

6. Лица, оказывающие бухгалтерские услуги, в целях выявления среди своих клиентов лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, а также организации работы по представлению в Росфинмониторинг сведений о подозрительных операциях необходимо подключиться к Личному кабинету.

В соответствии с требованиями Постановления № 804 доступ лиц, оказывающих бухгалтерские услуги, к перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму осуществляется только через Личные кабинеты.

Порядок подключения к Личному кабинету изложен в информационном сообщении Росфинмониторинга от 26.01.2018 «О необходимости подключения лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг к личному кабинету на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу»:

Читайте так же:  Как оформить загранпаспорт сколько стоит

«Для регистрации в личном кабинете на официальном сайте Росфинмониторинга без использования усиленной квалифицированной электронной подписи (далее — ЭП) лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг необходимо:

  • заполнить и отправить соответствующую заявку на подключение к личному кабинету на официальном сайте Росфинмониторинга, размещенную по адресу https://portal.fedsfm.ru.
  • направить заявку на подключение к личному кабинету на бумажном носителе, полученную на указанный при заполнении электронной заявки адрес электронной почты, с подписью лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг и печатью (при наличии) по адресу: 107450, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 39, стр. 1.

К заявке на бумажном носителе необходимо приложить скан-копию документа, подтверждающего статус лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг.

Для регистрации в личном кабинете с использованием ЭП необходимо с помощью интерактивной формы, размещенной в разделе «Регистрация с использованием электронной подписи» официального сайта Росфинмониторинга заполнить электронную заявку на регистрацию. Электронная заявка на регистрацию подписывается ЭП лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг.

После успешной первичной авторизации в личном кабинете лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг необходимо изменить пароль доступа к своему личному кабинету.».

Лица, оказывающие бухгалтерские услуги, изучают схемы и типологиями легализации (отмывания) преступных доходов и финансированию терроризма, размещенные в открытых источниках информации, а также в Личном кабинете.

Кроме того, лица, оказывающие бухгалтерские услуги, целесообразно участвовать в добровольном сотрудничестве с Росфинмониторингом путем заполнения опросных листов, анкет в Личных кабинетах.

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ И ОБУЧЕНИЯ КАДРОВ ОРГАНИЗАЦИЙ

КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СПЕЦИАЛЬНОМУ ДОЛЖНОСТНОМУ ЛИЦУ. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СПЕЦИАЛЬНОГО ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2005 г. №715 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях ПОД/ФТ», к специальным должностным лицам организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, предъявляются следующие квалификационные требования:

  • а) наличие высшего профессионального образования по специальностям, относящимся к группе специальностей «Экономика и управление», либо по специальности «Юриспруденция», относящейся к группе специальностей «Гуманитарные и социальные науки», подтвержденного в установленном порядке, а при отсутствии указанного образования — опыта работы не менее двух лет на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  • б) прохождение обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с требованиями, устанавливаемыми согласно настоящему постановлению.

Организации могут возложить на ответственное лицо (сотрудников структурного подразделения по ПОД/ФТ) следующие функции:

  • • организацию разработки и представление на утверждение руководителю организации правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, в том числе и программ его осуществления;
  • • организацию реализации правил внутреннего контроля, в том числе программ его осуществления;
  • • подготовку методических материалов, консультирование сотрудников организации по вопросам, возникающим при реализации программ внутреннего контроля;
  • • организацию работы по обучению сотрудников организации по вопросам ПОД/ФТ;
  • • организацию представления в Росфинмониторинг сведений в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и иными нормативными правовыми актами в сфере ПОД/ФТ;
  • • представление руководителю организации в сроки, им установленные, но не реже одного раза в год, письменного отчета о результатах реализации правил и программ внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ;
  • • принятие решения по переданным ему сотрудниками организации сообщениям при выявлении операций, подлежащих обязательному контролю, и необычных сделок, о целесообразности их представления руководителю организации;
  • • организацию работы в соответствии с порядком приостановления операций с денежными средствами или иным имуществом в случаях, предусмотренных п. 10 ст. 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
  • • участие в совершенствовании правил и программ внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ;
  • • обеспечение конфиденциальности информации, полученной при осуществлении функций, возложенных на ответственное лицо;
  • • обеспечение соответствующего режима защиты и хранения фиксируемой информации;
  • • иные функции, в соответствии с рекомендациями Росфинмониторинга и документами организации о внутреннем контроле. Права и обязанности специальных должностных лиц кредитных

организаций установлены письмом ДБ РФ от 13 июля 2005 г. №99-Т «О методических рекомендациях по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ». В частности, ответственный сотрудник кредитной организации выполняет следующие функции:

  • • организацию разработки и представление на утверждение руководителя кредитной организации Правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, и программ его осуществления;
  • • организацию реализации Правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, в том числе программ его осуществления. В этих целях ответственный сотрудник консультирует служащих кредитной организации по вопросам, возникающим при реализации программ осуществления внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, а также принимает решения по переданным ему сообщениям о выявленных операциях, подлежащим обязательному контролю, и необычных сделках;
  • • организацию представления в уполномоченный орган по ПОД/ФТ сведений в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и нормативными актами Банка России;
  • • оказание содействия уполномоченным представителям Банка России при проведении ими инспекционных проверок деятельности кредитной организации по вопросам, отнесенным к его компетенции внутренними документами кредитной организации;
  • • представление не реже одного раза в год письменного отчета о результатах реализации правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, в том числе программ его осуществления, органам управления кредитной организации в соответствии с ее внутренними документами. При этом порядок текущей отчетности ответственного сотрудника определяется внутренними документами кредитной организации;
  • • обеспечение сохранности и возврата полученных от соответствующих подразделений кредитной организации документов;
  • • соблюдение конфиденциальности информации, полученной при осуществлении своих функций;
  • • выполнение иных обязанностей в соответствии с рекомендациями Банка России и внутренними документами кредитной организации.

Ответственный сотрудник наделяется следующими полномочиями:

  • • получать от руководителей и сотрудников подразделений кредитной организации необходимые распорядительные и бухгалтерские документы;
  • • снимать копии с полученных документов, получать копии файлов и любых записей, хранящихся в локальных вычислительных сетях и автономных компьютерных системах;
  • • входить в помещения подразделений кредитной организации, а также в помещения, используемые для хранения документов (архивы), наличных денег и ценностей (денежные хранилища), компьютерной обработки данных (компьютерные залы) и хранения данных на машинных носителях;
  • • давать временные, в пределах сроков, установленных российским законодательством для проведения операции (до решения руководителя кредитной организации), указания, касающиеся проведения операции (в том числе предписания о приостановлении проведения операции в целях получения дополнительной или проверки имеющейся информации о клиенте или операции);
  • • иными полномочиями, в соответствии с рекомендациями Банка России и внутренними документами кредитной организации.
  • • Сотрудники структурного подразделения кредитной организации по ПОД/ФТ и иные должностные лица, уполномоченные кредитной организацией и являющиеся сотрудниками структурных подразделений кредитной организации, могут иметь следующие права:
  • • снимать копии с полученных документов, получать копии файлов и любых записей, хранящихся в локальных вычислительных сетях и автономных компьютерных системах;
  • • входить в помещения подразделений кредитной организации, а также в помещения, используемые для хранения документов (архивы), наличных денег и ценностей (денежные хранилища), компьютерной обработки данных (компьютерные залы) и хранения данных на машинных носителях;
  • • давать временные, в пределах сроков, установленных российским законодательством для проведения операции (до решения руководителя кредитной организации), указания, касающиеся проведения операции (в том числе предписания о приостановлении проведения операции в целях получения дополнительной или проверки имеющейся информации о клиенте или операции). Кроме того, сотрудники структурного подразделения кредитной

организации по ПОД/ФТ и иные должностные лица, уполномоченные кредитной организацией и являющиеся сотрудниками структурных подразделений кредитной организации, могут выполнять следующие обязанности:

  • • обеспечивать сохранность и возврат полученных от соответствующих подразделений кредитной организации документов;
  • • соблюдать конфиденциальность информации, полученной при осуществлении своих функций;
  • • выполнять иные обязанности, в соответствии с рекомендациями Банка России и внутренними документами кредитной организации.