Требования к методическому обеспечению дисциплин

Оглавление:

Требования к методическому обеспечению дисциплин

Семинар «Требования к программно-методическому обеспечению курса «Основы религиозных культур и светской этики», дисциплин духовно-нравственной направленности»

30 октября 2012 года состоялся постоянно действующий семинар «Требования к программно-методическому обеспечению комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», дисциплин духовно-нравственной направленности» . Семинар проведен кабинетом духовно-нравственного воспитания для методистов, руководителей МО, учителей дисциплин духовно-нравственной направленности, тьюторов по ОРКСЭ. Ответственная за проведение мероприятия — Арещенко С.В., заведующая кабинетом духовно-нравственного воспитания КРИПКиПРО.

Целью семинара было определено знакомство с системой дидактических средств обучения по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» и дисциплинам духовно-нравственной направленности.

В рамках семинара обсуждались итоги введения курса «Основы религиозных культур и светской этики» за первую четверть 2012-2013 учебного года.

Задачи первой части семинара :

— обозначить итоги введения комплексного учебного курса ОРКСЭ за первую четверть 2012-2013 уч.года;
— обозначить проблемы введения комплексного учебного курса ОРКСЭ в ОУ Кемеровской области и пути их решения;
— обозначить перспективы дальнейшей работы по курсу ОРКСЭ.

Задачи второй части семинара :

— дать определение понятию «учебно-методический комплекс»;
— определить основные структурные элементы учебно-методического комплекса;
— проанализировать имеющиеся УМК на соответствие требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов.

Первую часть семинара открыла Гераськина Марина Петровна, заведующая сектором управления качеством образования ДОиН Кемеровской области. Она озвучила итоги введения комплексного учебного курса ОРКСЭ за первую четверть 2012-2013 уч. года. В своем докладе Марина Петровна представила данные о выборе модулей родителями обучающихся Кемеровской области, о количестве педагогов, преподающих курс ОРКСЭ. В выступлении были раскрыты организационно-методические аспекты введения ОРКСЭ. Проблемы организации и ведения курса обозначили педагоги-практики: Майорова Ирина Николаевна, зам. директора по УВР МБНОУ «Лицея № 22» ( г. Белово); Чамян Ольга Петровна, учитель начальных классов МБНОУ «Гимназия № 18» (г. Ленинска-Кузнецкий); Будакова Ольга Петровна, главный специалист МБОУ ДПО (ПК)С «ИМЦ» (г. Анжеро-Судженск). Были определены объективные и субъективные причины трудностей введения курса.

В ходе обсуждения были отмечены как положительные, так и отрицательные моменты реализации курса за первую четверть 2012-2013 учебного года. Но в целом, участники дискуссии были единогласны в том, что курс своевременен и имеет огромный воспитательный потенциал.

В рамках второй части семинара были заслушаны доклады по вопросу о составлении УМК к курсу ОРКСЭ, дисциплинам духовно-нравственной направленности. Арещенко Светлана Викторовна, заведующая кабинетом духовно-нравственного воспитания КРИПКиПРО, осветила теоретические вопросы разработки УМК и организации духовно-нравственного воспитания школьников в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами. В докладе были определены структурные части рабочей программы, современные подходы к данной проблеме. Будакова Ольга Николаевна, главный специалист МБОУ ДПО (ПК)С «ИМЦ» (г. Анжеро-Судженск), представила опыт учителей ОУ г. Анжеро-Судженска по составлению программы к курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Каюмова Райфа Сагдыевна, зам. директора по УВР МБОУ «Гимназия № 17» (г. Кемерово), выступила с темой «Методическая разработка уроков, дидактических и контрольно-измерительных материалов к курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Райфа Сагдыевна предложила коллегам технологическую карту урока и несколько заданий по проверки знаний обучающихся.

Более подробно отдельные элементы УМК будут рассмотрены на последующих семинарах.

Н.А. Аптина,
методист кабинета духовно-нравственного воспитания

Сибирский федеральный университет

Требования к учебно-методическому обеспечению дисциплин (модулей) на русском и иностранном языках

Единая справочная служба: +7 (391) 206-22-22

Приёмная комиссия: +7 (391) 206-20-04

© Сибирский федеральный университет, 2006-2018

При использовании текстовых и графических материалов ссылка на сайт обязательна

  • Размер шрифта:
    • A
    • A
    • A
  • Цветовая схема:
    • Ц
    • Ц
  • Изображения:
    • Вкл
    • Выкл

Вы можете отметить интересные фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Сибирский федеральный университет

Учебно-методическое обеспечение дисциплин

Учебно-методическое обеспечение дисциплины (УМО) — совокупность учебно-методических материалов, способствующих достижению обучающимися планируемых результатов освоения образовательной программы высшего образования.

Читайте так же:  Договор аванса при покупке машины

Предназначено для обеспечения открытости образовательного процесса и должно включать полную информацию, достаточную для прохождения дисциплины, все материалы должны быть доступны студенту.

Учебно-методическое обеспечение по дисциплинам является частью образовательной программы высшего образования.

  • утверждённая рабочая программа дисциплины, разработанная и оформленная в соответствии с макетом, приведённым в Положении об основной образовательной программе высшего образования — программе бакалавриата, программе специалитета, программе магистратуры;
  • комплект учебно-методических материалов, обеспечивающий все виды учебной работы, предусмотренные рабочей программой дисциплины, формируется на усмотрение автора/авторского коллектива, может включать в себя:
    • учебники;
    • учебные пособия;
    • планы и конспекты лекций;
    • презентации (наглядные пособия);
    • методические указания для выполнения различных видов работ;
    • монографии, статьи и д. р.;
  • фонд оценочных средств, сформированный в соответствии с требованиями Положения о фонде оценочных средств образовательной программы высшего образования — программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры.

В соответствии с инструктивными письмами и приказами Министерства образования и науки России учебно-методическое обеспечение дисциплины является частью основной образовательной программы высшего учебного заведения, разрабатываемой по каждому направлению или специальности подготовки и должен содержать рабочую учебную программу дисциплины, включающую методические рекомендации для преподавателя и методические указания студентам. Обязанность заполнения учебно-методического обеспечения лежит на сотрудниках кафедр вуза.

Стимулирующие выплаты для научно-педагогических работников СФУ

Стимулирующая выплата научно-педагогических работников СФУ предполагается за разработку учебно-методического обеспечения дисциплины с полным применением ЭО и ДОТ .

  • Волова Мария Романовна (специалист сектора методической работы отдела развития и обеспечения ООП), пр. Свободный, 82, ауд. К-105, +7 (391) 206-28-36
  • Сидоренко Елена Владимировна (заведующий сектором развития образовательных программ), пр. Свободный, 82, ауд. К-105, +7 (391) 206-28-36

Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к научной библиотеке Сибирского федерального университета и к электронной информационно-образовательной среде.

Ресурсы научной библиотеки

Научная библиотека СФУ — одно из основных подразделений университета, обеспечивающее качественное информационное сопровождение учебного процесса и научных исследований. Библиотека предоставляет доступ как к собственным ресурсам и базам, так и к ряду внешних ресурсов.

Требования к учебно-методическому обеспечению дисциплины

Систематическое совершенствование методики обучения и воспитания студентов является основой для формирования инновационных образовательных технологий, применяемых в учебном процессе.

Разработка новых эффективных методов организации и ведения учебного процесса способствует повышению педагогического мастерства преподавателей.

Основная цель учебно-методического обеспечения процесса обучения — разработка единой стратегии в области методической работы, направленной на повышение качества профессиональной подготовки будущих специалистов в области реализации образовательных программ по всем специальностям, направлениям и уровням подготовки.

УМК состоят из обучающих, методических и вспомогательных материалов, разработанных на основе общей программы. Особенностью УМК является то, что все его элементы подготовлены на основе единого подхода к тематике и структуре изложения учебного материала.

Цель создания УМК — обеспечить учебный процесс технологичными, рациональными инструментами и методическим материалом для повышения качества труда студента и преподавателя.

УМК служит дополнением к лекциям, студент обращается к тем или иным методическим материалам по рекомендации преподавателя.

Данные комплексы удобны для самостоятельной работы студентов, что важно для образовательного процесса с использованием технологии дистанционного обучения.

Содержание УМК в полном объеме соответствует требованиям ФГОС ВО по специальностям. УМК являются основой для создания электронной обучающей системы по дисциплине.

В последние годы вузы Российской Федерации проделали значительную работу по развитию систем менеджмента качества образовательного процесса, в том числе по системному учебно-методическому обеспечению специальностей и направлений.

Федеральное агентство по надзору в области образования включило в перечень критериев государственной аккредитации при комплексных проверках вузов такой критерий, как обеспеченность дисциплин УМК. В этой связи сразу возникает вопрос о том, что составные части УМК должны быть действительно необходимыми для организации учебного процесса и в своей совокупности способствовать его высокому качеству. Учитывая, что задача разработки комплексов поставлена Рособрнадзором перед всеми вузами, Совет Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области менеджмента для оказания методической помощи своим вузам, выработки стратегии в этом вопросе создал специальную межрегиональную рабочую группу. Изучив накопленный вузами опыт, группа на основе рекомендаций Рособрнадзора определила позицию по этому вопросу и предложила Совету УМО свое вйдение состава учебной дисциплины (УМКД): квалификационная характеристика специалиста; примерная учебная программа, утвержденная учебно-методическим отделом (УМО), рабочая программа дисциплины (табл. 6.1).

Читайте так же:  Нужна лицензия для продажи табака

Обязательными элементами УМК являются также базовый учебник, авторский курс лекций ведущего преподавателя, практикум, учебно-методические указания и другие методические материалы для студентов по дисциплине.

Проведение итогового контроля по дисциплине требует включения в состав УМК и таких позиций: вопросы, выносимые на лабораторные, практические, семинарские занятия; контрольноизмерительные материалы по рейтинговой оценке знаний; вопросы к зачету; экзаменационные билеты; единые требования к проведению экзаменов и зачетов.

Кроме того, в УМКД должны быть включены компьютерные программы обучения, электронные учебники, мультимедийное обеспечение, сведения об обеспеченности студентов вуза учебной литературой.

Следует учитывать, что проверкам Рособрнадзора подвергаются все-таки не отдельные дисциплины, а направления и специальности целиком, поэтому мы видим необходимость системного методического обеспечения не только отдельных учебных ДИСЦИПЛИН, но и учебных процессов, обеспечивающих подготовку специалиста (бакалавра, магистра). Речь идет о том, что на качество подготовки студентов существенно влияет также методическое обеспечение:

  • • учебных и производственных практик;
  • • итоговой государственной аттестации;
  • • дипломного проектирования;
  • • системы содействия трудоустройству выпускников.

Ключевой частью системы менеджмента качества вузовского

образования может стать разработка УМК в целом на направление или специальность. Основная цель такого комплекса — увязать в единый методический блок всю систему методического обеспечения специальности, а не только ее отдельных дисциплин, существенно повысить на этой основе качество подготовки специалистов (бакалавров, магистров).

УМК специальности в целом должен, на наш взгляд, включать четыре базовые составляющие (рис. 6.1):

I. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО) по специальности.

II. Рабочий учебный план специальности.

III. Учебно-методические комплексы дисциплин (УМКД) данной специальности.

IV. Учебно-методические комплексы процессов (УМКП) этой специальности.

Состав учебно-методического комплекса по учебной дисциплине

Требования к методическому обеспечению дисциплин

Семинар «Требования к программно-методическому обеспечению курса «Основы религиозных культур и светской этики», дисциплин духовно-нравственной направленности»

30 октября 2012 года состоялся постоянно действующий семинар «Требования к программно-методическому обеспечению комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», дисциплин духовно-нравственной направленности» . Семинар проведен кабинетом духовно-нравственного воспитания для методистов, руководителей МО, учителей дисциплин духовно-нравственной направленности, тьюторов по ОРКСЭ. Ответственная за проведение мероприятия — Арещенко С.В., заведующая кабинетом духовно-нравственного воспитания КРИПКиПРО.

Целью семинара было определено знакомство с системой дидактических средств обучения по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» и дисциплинам духовно-нравственной направленности.

В рамках семинара обсуждались итоги введения курса «Основы религиозных культур и светской этики» за первую четверть 2012-2013 учебного года.

Задачи первой части семинара :

— обозначить итоги введения комплексного учебного курса ОРКСЭ за первую четверть 2012-2013 уч.года;
— обозначить проблемы введения комплексного учебного курса ОРКСЭ в ОУ Кемеровской области и пути их решения;
— обозначить перспективы дальнейшей работы по курсу ОРКСЭ.

Задачи второй части семинара :

— дать определение понятию «учебно-методический комплекс»;
— определить основные структурные элементы учебно-методического комплекса;
— проанализировать имеющиеся УМК на соответствие требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов.

Первую часть семинара открыла Гераськина Марина Петровна, заведующая сектором управления качеством образования ДОиН Кемеровской области. Она озвучила итоги введения комплексного учебного курса ОРКСЭ за первую четверть 2012-2013 уч. года. В своем докладе Марина Петровна представила данные о выборе модулей родителями обучающихся Кемеровской области, о количестве педагогов, преподающих курс ОРКСЭ. В выступлении были раскрыты организационно-методические аспекты введения ОРКСЭ. Проблемы организации и ведения курса обозначили педагоги-практики: Майорова Ирина Николаевна, зам. директора по УВР МБНОУ «Лицея № 22» ( г. Белово); Чамян Ольга Петровна, учитель начальных классов МБНОУ «Гимназия № 18» (г. Ленинска-Кузнецкий); Будакова Ольга Петровна, главный специалист МБОУ ДПО (ПК)С «ИМЦ» (г. Анжеро-Судженск). Были определены объективные и субъективные причины трудностей введения курса.

В ходе обсуждения были отмечены как положительные, так и отрицательные моменты реализации курса за первую четверть 2012-2013 учебного года. Но в целом, участники дискуссии были единогласны в том, что курс своевременен и имеет огромный воспитательный потенциал.

В рамках второй части семинара были заслушаны доклады по вопросу о составлении УМК к курсу ОРКСЭ, дисциплинам духовно-нравственной направленности. Арещенко Светлана Викторовна, заведующая кабинетом духовно-нравственного воспитания КРИПКиПРО, осветила теоретические вопросы разработки УМК и организации духовно-нравственного воспитания школьников в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами. В докладе были определены структурные части рабочей программы, современные подходы к данной проблеме. Будакова Ольга Николаевна, главный специалист МБОУ ДПО (ПК)С «ИМЦ» (г. Анжеро-Судженск), представила опыт учителей ОУ г. Анжеро-Судженска по составлению программы к курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Каюмова Райфа Сагдыевна, зам. директора по УВР МБОУ «Гимназия № 17» (г. Кемерово), выступила с темой «Методическая разработка уроков, дидактических и контрольно-измерительных материалов к курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Райфа Сагдыевна предложила коллегам технологическую карту урока и несколько заданий по проверки знаний обучающихся.

Читайте так же:  Какой штраф за езду с просроченной страховки в 2018 году

Более подробно отдельные элементы УМК будут рассмотрены на последующих семинарах.

Н.А. Аптина,
методист кабинета духовно-нравственного воспитания

3. Требования к учебно-методическому обеспечению кабинета

2.2. Учебный кабинет должен соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям СанПиН 2.4.2.1178–02 (к отделочным материалам; составу, размерам и размещению мебели; воздушно-тепловому режиму; режиму естественного и искусственного освещения) и требованиям пожарной безопасности ППБ 01–03.

2.3. Учебный кабинет должен быть обеспечен первичными средствами пожаротушения и аптечкой для оказания доврачебной помощи.

2.4. Оформление учебного кабинета должно быть осуществлено в едином стиле с учетом эстетических принципов.

2.5. Занятия в учебном кабинете должны служить формированию у учащихся:

• современной картины мира;

• общеучебных умений и навыков;

• обобщенного способа учебной, познавательной, коммуникативной и практической деятельности;

• потребности в непрерывном, самостоятельном и творческом подходе к овладению новыми знаниями;

• ключевых компетенций — готовности учащихся использовать полученные общие знания, умения и способности в реальной жизни для решения практических задач;

• теоретического мышления, памяти, воображения;

а также воспитанию учащихся, направленному на формирование у них коммуникабельности и толерантности.

3. Требования к учебно-методическому обеспечению кабинета

3.1. Учебный кабинет должен быть укомплектован учебным и компьютерным оборудованием, необходимым для выполнения учебных программ, реализуемых школой на основании «Перечня учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений» в соответствии с местными нормативами.

3.2. Учебный кабинет должен быть обеспечен учебниками, дидактическим и раздаточным материалом, необходимым для выполнения учебных программ, реализуемых школой.

3.3. В учебном кабинете в открытом доступе должны находиться материалы, содержащие минимально необходимое содержание образования и требования к уровню обязательной подготовки (стандарта образования); образцы контрольно-измерительных материалов (КИМов) для определения усвоения требований образовательного стандарта.

3.4. Учебный кабинет должен быть обеспечен комплектом типовых заданий, тестов, контрольных работ для диагностики выполнения требований базового и повышенного уровня образовательного стандарта.

3.5. На стендах в учебном кабинете должны быть размещены:

• требования образовательного стандарта по профилю кабинета;

• требования, образцы оформления различного вида работ (лабораторных, творческих, контрольных, самостоятельных и т.п.) и их анализ;

• варианты заданий олимпиад, конкурсов, интеллектуальных марафонов по профилю кабинета и их анализ;

• рекомендации по организации и выполнению домашних заданий;

• рекомендации по подготовке к различным формам диагностики;

Требования к информационно-методическому обеспечению

5. Требования к информационно-методическому обеспечению включают:

5.1. Информационное обеспечение образовательного процесса, которое позволяет в электронной форме:

управлять образовательным процессом;

создавать и редактировать электронные таблицы, тексты и презентации;

формировать и отрабатывать навыки клавиатурного письма;

использовать интерактивные дидактические материалы, образовательные ресурсы;

проводить мониторинг и фиксировать ход воспитательно-образовательного процесса и результаты освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

осуществлять взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе дистанционное (посредством локальных и глобальных сетей), использование данных, формируемых в ходе образовательного процесса для решения задач управления образовательной деятельностью;

осуществлять взаимодействие образовательного учреждения с органами, осуществляющими управление в сфере образования, с другими образовательными учреждениями и организациями;

Информационное обеспечение образовательного процесса предполагает наличие в образовательном учреждении квалифицированных кадров;

5.2. Методическое обеспечение образовательного процесса отвечает требованиям:

комплектности обеспечения образовательного процесса с учетом достижения целей и планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

качества обеспечения образовательного процесса с учетом достижения целей и планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Методическое обеспечение образовательного процесса предусматривает создание методической службы (региональной, муниципальной, образовательного учреждения), основными задачами которой являются:

оказание помощи в развитии творческого потенциала педагогических работников образовательных учреждений;

удовлетворение информационных, учебно-методических, образовательных потребностей педагогических работников образовательных учреждений;

создание условий для организации и осуществления повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений;

оказание учебно-методической и научной поддержки всем участникам образовательного процесса;

содействие выполнению целевых федеральных, региональных и муниципальных программ развития дошкольного образования.