Требования к экспертной системе

Новосибирский
Государственный
Технический
Университет

Кафедра
Вычислительной Техники

Р А З Р А Б О Т К А
Э К С П Е Р Т Н Ы Х
С И С Т Е М

п.9: Требования к экспертной системе и пояснительной записке

Экспертная система должна по структуре базы знаний и принципам, положенным в основу написания правил-продукций, должна максимально походить на реальную (реального уровня сложности) экспертную систему, содержать не менее пятидесяти правил, обеспечивать не менее, чем двухуровнеаое принятие решений (с использованием промежуточных фактов).

Если качественное решение задачи приводит к разрастанию базы знаний за пределы примерно ста пятидесяти правил, следует реализовать часть решения задачи, ограничив множество вариантов, обрабатываемых экспертной системы, по согласованию с преподавателем. В этом случае некоторые ответы на вопросы, задаваемые системой, могут приводить к ненахождению решения. Эти ограничения надо обязательно описать в пояснительной записке.

Пояснительная записка должна содержать:

  • Расширенную постановку задачи с описанием предметной области в той мере, в которой это необходимо для понимания работы экспертной системы
  • Особенности предметной области в соответствии с содержанием этапа идентификации (см. п4)
  • Описание структуры базы знаний и ее особенностей: используемых фреймов, взаимосвязей между правилами
  • Ограничения, присущие разработанной экспертной системе
  • Перспективы развития экспертной системы
  • Список использованной литературы

Требования к экспертной системе и пояснительной записке

Требования к экспертной организации

Требования к экспертным организациям

Приняты
Наблюдательным советом,
решение от 20 июля 2009 года N 30-БНС
СДА-11-2009

(с изменениями на 16 августа 2010 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
решением Наблюдательного совета Единой системы оценки соответствия от 16 августа 2010 года N 37-БНС.
____________________________________________________________________

1. Область применения

Настоящий документ устанавливает требования к экспертным организациям, которые проходят аккредитацию в Единой системе оценки соответствия в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве (далее — Единая система оценки соответствия).

Экспертные организации (далее — ЭО) осуществляют оценку соответствия объектов экспертизы требованиям промышленной, экологической безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, объектов строительства и др.

2. Нормативные ссылки

2.1. Настоящий документ разработан с учетом требований:

Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»;

Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании»;

Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»;

Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ «Об электроэнергетике»;

Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ;

нормативных документов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор);

международных стандартов ISO серии 17000, в том числе ISO/IEC 17020:1998 «Общие критерии работы различных типов контролирующих органов» и Руководства по применению стандарта ISO/IEC 17020:1998 (EA IAF/ILAC — A4:2004);

Общих требований к аккредитации органов по оценке соответствия (СДА-01-2009).

2.2. Требования, установленные в настоящем документе, могут быть дополнены при их применении в конкретных областях деятельности ЭО. Дополнительные требования разрабатываются Органом по аккредитации совместно с техническими комиссиями и принимаются Наблюдательным советом.

3. Термины и определения

В настоящем документе применяются термины и определения, указанные в ISO/IEC 17020:1998 «Общие критерии работы различных типов контролирующих органов», СДА-06-2009 «Термины и определения, используемые в Единой системе оценки соответствия в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве».

4. Административные требования

4.1. ЭО или организация, частью которой она является, должна иметь статус юридического лица и организационную форму, соответствующую требованиям законодательства Российской Федерации.

4.2. ЭО, которая является частью организации, осуществляющей также другие функции помимо экспертизы, должна быть идентифицируема в пределах этой организации. Допускается наделение полномочиями экспертной организации отдельного независимого подразделения юридического лица с оформлением соответствующего положения.

4.3. ЭО должна иметь организационную схему, отражающую структуру и взаимоотношения между подразделениями ЭО или организации, частью которой она является.

4.4. ЭО должна обеспечить соответствующие гарантии своей ответственности на случай непреднамеренной ошибки при проведении экспертизы, если только эту ответственность не берет на себя государство или организация, подразделением которой является ЭО. Обеспечением гарантий ответственности экспертной организации может служить договор страхования риска гражданской ответственности ЭО на случай причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу третьих лиц в случае непреднамеренной ошибки при проведении экспертизы.

Застрахованной деятельностью является деятельность по проведению экспертизы согласно областям аккредитации.

В качестве ключевого показателя при страховании ЭО выступает лимит ее ответственности, который зависит от области аккредитации (количества отраслевых направлений и объектов экспертизы, указываемых в свидетельстве об аккредитации).

Рекомендуемые лимиты ответственности разрабатываются Органом по аккредитации совместно с ведущими страховыми компаниями.

5. Независимость, беспристрастность и объективность

5.1. ЭО и ее персонал не должны подвергаться коммерческому, финансовому, административному или другому давлению, способному оказать влияние на выводы и оценки ЭО при проведении экспертизы. Всякое влияние на результаты экспертизы, оказываемое со стороны внешних организаций или лиц, должно быть исключено.

5.2. ЭО, аккредитованные в Единой системе оценки соответствия, должны соответствовать критериям независимости, приведенным ниже:

5.2.1. Критерии независимости экспертной организации типа А:

А1. Экспертная организация типа А должна:

А1.1. Быть независимой и продемонстрировать, что она не связана со сторонами, напрямую задействованными в следующих видах деятельности:

разработка проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта или других объектов, в отношении которых проводится экспертиза, или подобной проектной документации;

проектирование или конструирование, изготовление, поставка, монтаж, ремонт, покупка, владение, эксплуатация или обслуживание технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте или других объектах, в отношении которых проводится экспертиза, или подобных конкурентных технических устройств;

проектирование или конструирование, строительство, ремонт, покупка, владение, эксплуатация или обслуживание зданий и сооружений на опасном производственном объекте или других объектах, гидротехнических сооружений, в отношении которых проводится экспертиза, или подобных конкурентных зданий и сооружений;

разработка деклараций промышленной безопасности и иных документов, связанных с эксплуатацией опасного производственного объекта, деклараций гидротехнических сооружений, в отношении которых проводится экспертиза, или подобных деклараций и иных документов, путем:

общего владения (кроме случаев, когда владельцы не в состоянии повлиять на результаты экспертизы);

общего владения лиц, назначенных в руководящие органы организаций (кроме случаев, когда такие назначенные лица осуществляют функции, при которых нет влияния на результаты экспертизы);

непосредственной отчетности тому же вышестоящему управляющему органу;

контрактных договоренностей, неформального понимания или других средств, при которых существует возможность влияния на исход экспертизы.

А1.2. Документировать процедуры экспертизы, чтобы гарантировать свободу задействованных в экспертизе персонала и экспертов от коммерческого, финансового и другого давления, которое может повлиять на их суждение.

А1.3. Иметь документированную и утвержденную руководителем юридического лица, в состав которого входит ЭО, политику поддержания статуса экспертной организации типа А. Орган по аккредитации проверяет подтверждение выполнения этой политики в отношении интересов владения, состава руководства, средств финансирования, методов принятия решения и других факторов, которые могут повлиять на беспристрастность, независимость и целостность экспертной организации типа А.

А2.1. Экспертная организация типа А или другая часть юридического лица, в состав которого входит ЭО, а также персонал и эксперты, задействованные в экспертизе, не должны непосредственно заниматься следующими видами деятельности:

разработка проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта или других объектов, если в области аккредитации ЭО входит экспертиза проектной документации;

проектирование или конструирование, изготовление, поставка, монтаж, ремонт, покупка, эксплуатация или обслуживание технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте или других объектах, если в области аккредитации ЭО входит экспертиза технических устройств;

проектирование или конструирование, строительство, ремонт, покупка, владение, эксплуатация или обслуживание зданий и сооружений на опасном производственном объекте или других объектах, гидротехнических сооружений, если в области аккредитации ЭО входит экспертиза зданий и сооружений;

Читайте так же:  Бланк договор купли-продажи трактора прицепа и иной самоходной машины

разработка деклараций промышленной безопасности и иных документов, связанных с эксплуатацией опасного производственного объекта, деклараций гидротехнических сооружений, если в области аккредитации ЭО входит экспертиза промышленной безопасности деклараций промышленной безопасности и иных документов, деклараций гидротехнических сооружений.

А2.2. Экспертная организация типа А, а также ее персонал и эксперты, задействованные в экспертизе, не должны:

выполнять функции официального представителя любой из сторон, занимающихся видами деятельности, указанными в п.А2.1;

заниматься деятельностью, которая может вступить в конфликт с их независимостью в принятии решения и их честностью в проведении экспертизы.

А3. Заказчик и все заинтересованные стороны должны иметь доступ к подразделениям ЭО. Не должно быть никаких незаконных финансовых или других условий. Методическая помощь должна быть беспристрастной.

5.2.2. Критерии независимости экспертной организации типа В:

В1. Экспертная организация типа В должна:

В1.1. Составлять отдельную демонстрируемую и идентифицируемую часть организации, занимающейся одним или несколькими следующими видами деятельности:

разработка проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта или других объектов;

проектирование или конструирование, изготовление, поставка, монтаж, ремонт, покупка, эксплуатация или обслуживание технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте или других объектах;

проектирование или конструирование, строительство, ремонт, покупка, владение, эксплуатация или обслуживание зданий и сооружений на опасном производственном объекте или других объектах, гидротехнических сооружений;

разработка деклараций промышленной безопасности и иных документов, связанных с эксплуатацией опасного производственного объекта, деклараций гидротехнических сооружений.

В1.2. Иметь документированное разделение обязанностей персонала ЭО, ответственного за проведение экспертизы, и обязанностей персонала, выполняющего другие функции. Разделение должно быть установлено путем организационной идентификации и методами отчетности ЭО внутри головной организации.

В1.3. Оказывать экспертные услуги только головной организации.

В2.1. Экспертная организация типа В, а также персонал и эксперты, задействованные в экспертизе, не должны заниматься деятельностью, которая может вступить в конфликт с их независимостью в принятии решения и их честностью в проведении экспертизы.

В2.2. Персонал и эксперты, задействованные в экспертизе, не должны непосредственно заниматься следующими видами деятельности, связанными с объектами экспертизы, в отношении которых проводится экспертиза:

разработка проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта или других объектов, если в области аккредитации ЭО входит экспертиза проектной документации;

проектирование или конструирование, изготовление, поставка, монтаж, ремонт, покупка, эксплуатация или обслуживание технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте или других объектах, если в области аккредитации ЭО входит экспертиза технических устройств;

проектирование или конструирование, строительство, ремонт, покупка, владение, эксплуатация или обслуживание зданий и сооружений на опасном производственном объекте или других объектах, гидротехнических сооружений, если в области аккредитации ЭО входит экспертиза зданий и сооружений;

разработка деклараций промышленной безопасности и иных документов, связанных с эксплуатацией опасного производственного объекта, деклараций гидротехнических сооружений, если в области аккредитации ЭО входит экспертиза промышленной безопасности деклараций промышленной безопасности и иных документов, деклараций гидротехнических сооружений.

В3. Экспертная организация типа В создается специально для оказания экспертных услуг головной организации.

5.2.3. Критерии независимости экспертной организации типа С:

С1. Экспертная организация типа С должна иметь документированное разделение обязанностей и ответственности в предоставлении услуг по проведению экспертизы, которое обеспечивается с помощью организационных методов и письменных методик.

С2. Персонал и эксперты, задействованные в экспертизе, не должны непосредственно заниматься следующими видами деятельности, связанными с объектами экспертизы, в отношении которых проводится экспертиза:

разработка проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта или других объектов, если в области аккредитации ЭО входит экспертиза проектной документации;

проектирование или конструирование, изготовление, поставка, монтаж, ремонт, покупка, эксплуатация или обслуживание технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте или других объектах, если в области аккредитации ЭО входит экспертиза технических устройств;

проектирование или конструирование, строительство, ремонт, покупка, владение, эксплуатация или обслуживание зданий и сооружений на опасном производственном объекте или других объектах, гидротехнических сооружений, если в области аккредитации ЭО входит экспертиза зданий и сооружений;

разработка деклараций промышленной безопасности и иных документов, связанных с эксплуатацией опасного производственного объекта, деклараций гидротехнических сооружений, если в области аккредитации ЭО входит экспертиза промышленной безопасности деклараций промышленной безопасности и иных документов, деклараций гидротехнических сооружений.

С3.1. Экспертная организация типа С может быть напрямую задействованной в следующих видах деятельности:

разработка проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта или других объектов, в отношении которых проводится экспертиза, или подобной проектной документации;

проектирование или конструирование, изготовление, поставка, монтаж, ремонт, покупка, владение, эксплуатация или обслуживание технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте или других объектах, в отношении которых проводится экспертиза, или подобных конкурентных технических устройств;

проектирование или конструирование, строительство, ремонт, покупка, владение, эксплуатация или обслуживание зданий и сооружений на опасном производственном объекте или других объектах, гидротехнических сооружений, в отношении которых проводится экспертиза, или подобных конкурентных зданий и сооружений;

разработка деклараций промышленной безопасности и иных документов, связанных с эксплуатацией опасного производственного объекта, деклараций гидротехнических сооружений, в отношении которых проводится экспертиза, или подобных деклараций и иных документов.

С3.2. Экспертная организация типа С может осуществлять экспертизу своих объектов, объектов головной организации, а также объектов сторонней организации.

С3.3. Экспертная организация типа С не является инспекционным органом, осуществляющим инспекцию третьей стороны по требованиям независимости.

6. Конфиденциальность

6.1. Любые сведения и информация, полученные в ходе экспертизы, рассматриваются сотрудниками ЭО как конфиденциальные с учетом требований законодательства Российской Федерации.

6.2. ЭО должна иметь политику, сформулированную в документах системы менеджмента качества (далее — СМК), о соблюдении ЭО и субподрядными организациями требований конфиденциальности в отношении информации, полученной в ходе экспертизы.

7. Организация и управление

7.1. ЭО должна иметь такую организационную структуру, которая позволяла бы ей обеспечивать удовлетворительное выполнение своих функций.

7.2. ЭО должна документировать обязанности структурных подразделений и сотрудников, а также взаимодействие между ними.

7.3. В штатном расписании и организационной структуре ЭО должны быть предусмотрены должности:

руководителя или технического руководителя, несущего всю полноту ответственности за организацию работ по проведению экспертизы и результаты проведения экспертизы (при наличии в ЭО нескольких подразделений, занимающихся экспертизой, таких руководителей может быть несколько);

ответственного за обеспечение качества.

Руководитель и технический руководитель ЭО (заместитель руководителя) должны быть назначены из числа сотрудников организации, работа для которых в данной организации является основной .
________________
В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации.

7.4. В ЭО должны быть назначены лица, которые в отсутствие руководителя, ответственного за услуги по проведению экспертизы, могут выполнять его функции.

7.5. ЭО должна обеспечить контроль деятельности экспертов. Контроль должен осуществляться экспертами, имеющими наибольший опыт проведения экспертизы и независимыми от контролируемых экспертов.

Контроль может осуществляться в форме наблюдения за работой экспертов на месте, рассмотрения отчетов и заключений экспертизы и др.

Контроль за работой эксперта должен осуществляться не реже одного раза за период действия свидетельства об аккредитации.

7.6. Все сотрудники ЭО должны иметь должностные инструкции, утвержденные руководителем ЭО и определяющие их служебные обязанности и связанную с ними ответственность. В случае применения новой техники и технологий, изменений в организации труда, изменения нормативных и правовых актов инструкции пересматриваются в установленном в ЭО порядке.

8. Система менеджмента качества

8.1. Руководство ЭО должно определить и документально оформить свою политику, цели и обязательства относительно качества и обеспечить, чтобы эта политика была понятна, выполнима и поддерживалась на всех уровнях организации.

8.2. ЭО должна обеспечить создание и функционирование эффективной СМК, соответствующей характеру выполняемых работ.

8.3. СМК должна быть полностью документирована. Описание СМК представляется в Руководстве по качеству, утвержденном руководителем ЭО. Руководство по качеству выполняется в виде одного документа или в виде системы документов по качеству, включающей основной документ — Руководство по качеству.

8.4. Руководство по качеству должно включать или содержать в виде ссылок:

общую информацию (наименование организации, адреса, номера телефонов и др., официальный статус);

политику и цели в области качества;

заявление руководства о назначении ответственного за обеспечение качества;

Читайте так же:  Рейтинговые платья для бальных танцев требования

описание областей деятельности ЭО;

информацию о связи ЭО с головной и дочерними организациями (если они имеются);

схему(ы) организационной структуры;

описание процессов и процедур, связанных с проведением экспертизы;

описание системы обучения и повышения квалификации персонала, занятого в области экспертизы;

процедуру контроля документации;

процедуру проведения внутренних аудитов;

процедуру обратной связи и корректирующих действий;

процедуру анализа СМК со стороны руководства;

другие процедуры и инструкции или ссылки на другие процедуры или инструкции, в соответствии с требованиями настоящего документа и международного стандарта ISO/IEC 17020:1998;

перечень подразделений ЭО (сотрудников) для рассылки Руководства по качеству.

8.5. Руководство ЭО должно назначить должностное лицо, непосредственно подчиняющееся руководству, которое независимо от своих обязанностей несет ответственность за обеспечение качества в рамках ЭО.

8.6. Ответственный за обеспечение качества должен отвечать за поддержание СМК на уровне, соответствующем современным требованиям.

8.7. ЭО должна поддерживать в рабочем состоянии систему управления всей документацией, относящейся к ее деятельности.

В отношении документации, относящейся к деятельности ЭО, должны быть обеспечены:

доступ к текущим изданиям необходимых документов всему задействованному персоналу;

своевременное внесение изменений во все документы;

изъятие заменяемых документов из пользования в ЭО (при этом копия изъятого документа должна храниться в архиве в течение установленного в ЭО периода);

уведомление заинтересованных сторон при необходимости об изменениях, связанных с документацией.

8.8. ЭО должна осуществлять проведение плановых внутренних аудитов СМК для подтверждения ее эффективности, а также соответствия установленным требованиям. Внутренние аудиты должны проводиться персоналом, имеющим соответствующую квалификацию. Персонал, осуществляющий внутренние аудиты должен быть независимым от проверяемых объектов. Результаты внутренних аудитов должны быть документированы.

8.9. В ЭО должна быть разработана процедура учета несоответствий, выработки и реализации необходимых корректирующих действий, контроля исполнения и оценки их эффективности.

8.10. Руководство ЭО должно через соответствующие интервалы пересматривать СМК для обеспечения ее пригодности и эффективности. Результаты таких пересмотров должны документироваться.

9.1. ЭО должна иметь достаточное количество персонала для выполнения организационно-технических мероприятий по проведению экспертизы, в том числе экспертов (эксперта), соответствующих Требованиям к экспертам по промышленной безопасности, безопасности в строительстве и инспекционному контролю (СДА-23-2009), область аттестации которых соответствует области аккредитации ЭО и для которых работа в данной организации является основной . Учет специалистов экспертной организации должен вестись по форме, приведенной в приложении 1*.
________________
В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации.

* Приложение см. по ссылке. — Примечание изготовителя базы данных.

9.2. Персонал ЭО должен быть аттестован в установленном порядке, а также иметь соответствующую профессиональную подготовку, теоретические знания и практический опыт, необходимые для проведения экспертизы.

9.3. Руководитель и персонал ЭО должны пройти аттестацию по вопросам безопасности в аттестационных комиссиях Ростехнадзора в соответствии с Положением об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (РД-03-19-2007).

9.4. Аттестация экспертов ЭО в целях подтверждения достаточности теоретической и практической подготовки, опыта, компетентности, необходимых для проведения экспертизы, проводится в соответствии с Правилами аттестации (сертификации) экспертов (СДА-12-2009) в аккредитованных независимых органах по аттестации (сертификации) экспертов Единой системы оценки соответствия.

9.5. ЭО должна создать документированную систему обучения, обеспечивающую необходимую подготовку персонала.

9.6. ЭО должна обеспечить обучение и повышение квалификации персонала, вести постоянный учет сведений о квалификации, обучении и профессиональном опыте каждого сотрудника, занимающегося проведением экспертизы. ЭО должна установить необходимые этапы подготовки каждого сотрудника, включающие:

период официального введения в должность;

период работы под наблюдением опытных сотрудников;

постоянную подготовку на протяжении служебной деятельности.

9.7. ЭО должна вести регистрацию научной или другой квалификации, подготовки и опыта каждого работника. На каждого эксперта (экспертов, для которых работа в ЭО является основной, а также экспертов и консультантов, выполняющих работы по совместительству или по гражданско-правовым договорам) должна быть заведена квалификационная карточка эксперта (приложение 2*).
________________
* Приложение см. по ссылке. — Примечание изготовителя базы данных.

9.8. ЭО должна обеспечить руководство работой своего персонала.

9.9. Денежное вознаграждение персонала, которому поручается проведение экспертизы, не должно непосредственно зависеть от количества проведенных экспертиз, а также от их результатов.

10. Технические средства и оборудование

10.1. ЭО должна иметь в своем распоряжении соответствующие технические средства и оборудование, позволяющие осуществлять все операции, связанные с проведением экспертизы.

10.2. Если ЭО проводит испытания, то входящая в ее состав или привлекаемая испытательная лаборатория должна соответствовать Общим требованиям к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий (ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2006) и Требованиям к испытательным лабораториям (СДА-15-2009) и быть аккредитованной в Единой системе оценки соответствия.

10.3. Контрольное, испытательное и диагностическое оборудование ЭО должно иметь эксплуатационную документацию, находиться в исправном состоянии и при необходимости поверяться в установленные сроки. Оснащенность ЭО контрольным, испытательным, диагностическим оборудованием и средствами измерения должна учитываться по специальной форме (приложение 3*).
________________
* Приложение см. по ссылке. — Примечание изготовителя базы данных.

ЭО должна иметь документированные процедуры доступа к техническим средствам и оборудованию и их использования, технического обслуживания и проверки технического состояния используемых технических средств и оборудования, а также график поверки средств измерения.

10.4. Все оборудование должно быть соответствующим образом идентифицировано.

В целях обеспечения качества услуг по проведению экспертизы ЭО должна иметь документированные процедуры:

выбора квалифицированных поставщиков;

выпуска соответствующих документов на покупку;

контроля получаемых материалов;

обеспечения подходящего складского оборудования.

10.5. При использовании в ЭО компьютеров или автоматизированного оборудования для проведения экспертизы должно быть гарантировано, что:

программные средства проверены в целях установления их пригодности к применению;

разработаны и выполняются процедуры защиты целостности данных;

компьютеры и автоматизированное оборудование содержатся в сохранности для обеспечения надлежащего функционирования;

разработаны и выполняются процедуры сохранения безопасности данных.

10.6. ЭО должна иметь документированные процедуры обращения с неисправным оборудованием. Неисправное оборудование необходимо выводить из эксплуатации.

11. Методы экспертизы и процедуры

11.1. ЭО должна иметь необходимые нормативные технические документы, регламентирующие проведение экспертизы в заявленной области аккредитации. Ведение перечня нормативных технических документов ЭО должно соответствовать установленной форме (приложение 4*).
________________
* Приложение см. по ссылке. — Примечание изготовителя базы данных.

Стандарты, правила, методики, инструкции и другие документы, используемые в работе ЭО, должны быть актуализированы и доступны для персонала, устаревшие документы должны своевременно изыматься.

11.2. ЭО должна иметь систему контроля договоров или рабочих заказов, которая обеспечивает, чтобы:

выполняемая работа соответствовала компетентности ЭО и ЭО имела соответствующие ресурсы для удовлетворения необходимых требований;

требования заказчиков на услуги по проведению экспертизы были адекватно определены, специальные условия понятны и чтобы для персонала, выполняющего требуемые обязанности, можно было подготовить соответствующие инструкции;

выполняемая работа контролировалась регулярными проверками и корректирующими действиями;

законченная работа была проверена для подтверждения соответствия выдвинутым требованиям.

11.3. Наблюдения и (или) данные, полученные при проведении экспертизы, должны своевременно записываться для предотвращения потери необходимой информации.

11.4. Все вычисления и процессы передачи данных должны подлежать соответствующим проверкам.

11.5. Сотрудники ЭО должны иметь инструкции по безопасному проведению работ при осуществлении экспертизы в соответствии с требованиями охраны труда.

12. Обращение с объектами экспертизы

12.1. ЭО должна обеспечить уникальную идентификацию объектов экспертизы.

12.2. Любые явные отклонения от нормы, сообщенные эксперту или замеченные им, должны быть зарегистрированы до начала экспертизы. В случае каких-либо сомнений относительно пригодности объекта экспертизы для предстоящей экспертизы или несоответствия объекта экспертизы представленному описанию ЭО должна проконсультироваться с заказчиком до начала работы.

12.3. ЭО должна установить, была ли выполнена вся необходимая подготовка для объекта экспертизы, или по запросу заказчика подготовка должна быть проведена ЭО.

12.4. ЭО должна иметь документированные процедуры и соответствующие технические средства для предотвращения повреждений или порчи объектов экспертизы, когда они находятся под её ответственностью.

13. Документация

13.1. ЭО должна вести протокольную систему в соответствии с конкретными обстоятельствами и применяемыми правилами.

13.2. Протоколы должны включать достаточно информации, чтобы можно было сделать удовлетворительную оценку экспертизы.

13.3. Наблюдения или информация, полученные в ходе экспертизы, должны своевременно регистрироваться.

13.4. Протоколы должны храниться в течение установленного периода с соблюдением требований безопасности и конфиденциальности.

14. Отчеты и заключения экспертизы

14.1. Работа, проведенная ЭО, должна быть отражена в заключении экспертизы.

Читайте так же:  Полномочия профсоюза

14.2. Заключение экспертизы должно быть оформлено в соответствии с требованиями нормативных документов Ростехнадзора.

Заключение экспертизы подписывается руководителем ЭО и заверяется печатью ЭО.

14.3. Отчеты экспертов и заключения экспертизы должны храниться в течение установленного периода с соблюдением требований безопасности и конфиденциальности.

14.4. ЭО должна иметь полный перечень оформленных заключений экспертизы. Этот перечень в электронном виде регулярно (один раз в квартал) предоставляется в Орган по аккредитации по специальной форме для ведения учета (приложение 5*).
________________
* Приложение см. по ссылке. — Примечание изготовителя базы данных.

15. Заключение договора с субподрядными организациями

15.1. ЭО обычно сама выполняет экспертизу, на проведение которой она заключила договор.

15.2. В случае привлечения к работам по экспертизе субподрядных организаций ЭО должна обеспечить и документально подтвердить их компетентность.

При выполнении на условиях субподряда некоторых работ ЭО должна предупредить об этом заказчика и в необходимых случаях получить его согласие.

15.3. Компетентность субподрядных организаций может быть продемонстрирована:

наличием аккредитации субподрядных организаций в соответствии со стандартами ISO/IEC 17020:1998 или ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2006;

проведением ЭО оценки компетентности субподрядных организаций на соответствие требованиям стандартов ISO/IEC 17020:1998 или ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2006, где это применимо.

15.4. ЭО должна регистрировать и хранить документацию, подтверждающую компетентность и соответствие субподрядных организаций предъявляемым в Единой системе оценки соответствия требованиям, а также вести регистрацию всех работ, выполняемых субподрядными организациями.

15.5. При заключении договора подряда на определённую специализированную деятельность ЭО должна иметь возможность привлечения квалифицированного и опытного специалиста, который может провести независимую оценку этой деятельности. Ответственность за такую оценку лежит на ЭО.

16. Жалобы и обращения

16.1. ЭО должна иметь документированную процедуру рассмотрения поступающих от заказчика или других сторон жалоб, апелляций и других обращений касающихся деятельности ЭО.

16.2. ЭО должна сохранять регистрационные записи о всех жалобах и апелляциях, а также о предпринятых для их разрешения действиях.

17. Сотрудничество

ЭО может участвовать в обмене опытом с другими ЭО, а также в мероприятиях, проводимых в рамках Единой системы оценки соответствия.

ЭО может участвовать в создании саморегулируемых организаций в соответствии с Федеральным законом от 01.12.2007 N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».

18. Порядок (процедура) аккредитации ЭО

&nbsp(Раздел в редакции, введенной в действие решением Наблюдательного совета Единой системы оценки соответствия от 16 августа 2010 года N 37-БНС.

18.1. Аккредитация ЭО проводится в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО/МЭК 17011-2008 и Общими требованиями к аккредитации органов по оценке соответствия (СДА-01-2009) в областях аккредитации, утвержденных Наблюдательным советом.

18.2. Процесс аккредитации ЭО соответствует разделу 3 СДА-01-2009.

18.3. Заявитель, претендующий на аккредитацию в качестве ЭО, подает в Орган по аккредитации заявку на аккредитацию с приложением необходимых документов (приложение 6*), в том числе анкету о готовности организации-заявителя, претендующей на аккредитацию в качестве ЭО (приложение 7*). Орган по аккредитации заключает с заявителем соответствующий договор на проведение работ (п.5.2 СДА-01-2009).

________________
* Приложения см. по ссылке. — Примечание изготовителя базы данных.

Орган по аккредитации проводит оценку ЭО на месте. Результаты оценки организации отражаются в акте (форма акта приведена в приложении 8*).

________________
* Приложения см. по ссылке. — Примечание изготовителя базы данных.

18.4. В случае положительного решения Комиссии по аккредитации ЭО получает свидетельство об аккредитации, приведенное в приложениях 9 и 10.

________________
* Приложения см. по ссылке. — Примечание изготовителя базы данных.

18.5. В случае необходимости расширения области аккредитации ЭО проходит дополнительную процедуру аккредитации в рамках заявленной области.

18.6. Аккредитованная ЭО заключает с Органом по аккредитации договора на проведение инспекционного контроля (п.п.11.3, 11.8 СДА-01-2009), определяющие их взаимоотношения на период действия свидетельства об аккредитации. Форму договоров устанавливает Орган по аккредитации.

18.7. ЭО должна выполнять требования к аккредитованным ЭО, включая предоставление возможности наблюдения за ходом проведения экспертизы при проведении инспекционного контроля на месте деятельности ЭО, оплату расходов, связанных с деятельностью по аккредитации, и др

18.8. В течение срока действия свидетельства об аккредитации Орган по аккредитации проводит инспекционный контроль деятельности ЭО (инспекционный контроль на месте и мониторинг функционирования) (раздел 11 СДА-01-2009). Первый инспекционный контроль на месте проводится не позднее чем через 12 месяцев от даты начала действия свидетельства об аккредитации ЭО, последующие — не позднее чем через 18 месяцев после предыдущего.

В ходе инспекционного контроля на месте учитываются результаты предыдущих оценок ЭО на месте, а также оценивается:

функционирование системы менеджмента качества ЭО;

соответствие ЭО критериям аккредитации и требованиям, обусловленным аккредитацией;

деятельность по проведению инспекции за период, прошедший после очередной оценки на месте.

Для проведения мониторинга функционирования ЭО обязана представлять в Орган по аккредитации ежеквартальный отчет о деятельности, включающий в себя сведения о выполненных заключениях экспертизы за отчетный период, сведения о результатах функционирования СМК, о результатах внешних проверок (со стороны федеральных органов исполнительной власти, заказчиков, аудитов третьей стороны), жалоб и претензий к деятельности ЭО, а также другие сведения, характеризующие работу ЭО в области аккредитации.

18.9. Продление аккредитации ЭО осуществляется на основании заявки организации. Заявка должна быть подана за 6 месяцев до окончания срока действия свидетельства об аккредитации. В этом случае Орган по аккредитации планирует проведение повторной оценки ЭО, совмещенной с инспекционным контролем на месте. При положительном результате повторной оценки и инспекционного контроля на месте Орган по аккредитации продлевает действие свидетельства об аккредитации на срок пять лет.

Срок между первичной и повторной оценкой не должен превышать пять лет.

18.10. По результатам повторной оценки и инспекционного контроля на месте оформляются акты (приложение 8*).

________________
* Приложения см. по ссылке. — Примечание изготовителя базы данных.

Все значительные несоответствия и несоответствия, указанные в актах, должны быть устранены в срок не более трех месяцев.

В зависимости от значимости выявленных несоответствий могут быть установлены разные сроки их устранения. Для более значимых несоответствий могут быть установлены более короткие сроки их устранения по отношению к другим несоответствиям.

18.11. По результатам устранения несоответствий ЭО должна представить в Орган по аккредитации отчет о выполненных корректирующих действиях (приложение 11*).

________________
* Приложение см. по ссылке. — Примечание изготовителя базы данных.

18.12. На основании отчета и сведений о коррекциях и корректирующих действиях ведущий эксперт по аккредитации (члены комиссии при необходимости) определяет достаточность мероприятий по устранению несоответствий, указанных в акте, и необходимость повторного выезда на место. После подтверждения устранения несоответствий ведущий эксперт по аккредитации оформляет заключение о соответствии ЭО критериям аккредитации и продлении действия свидетельства об аккредитации.

18.13. ЭО обязана своевременно извещать Орган по аккредитации о структурных и качественных изменениях, связанных с деятельностью по проведению экспертизы, а также об изменениях юридического адреса, платежных реквизитов и контактной информации.

19. Дополнительные требования к экспертным организациям, осуществляющим экспертизу и разработку декларации промышленной безопасности, а также экспертизу и разработку документации в части анализа риска опасных производственных объектов

19.1. При проверке ЭО в соответствии с п.10.5 настоящего документа эксперты должны быть готовы продемонстрировать имеющиеся компьютерные программы для оценки риска и умение их использовать, в том числе путем решения тестовых задач.

19.2. По каждому направлению отраслевой специализации, входящему в область аккредитации, ЭО должна иметь не менее трех экспертов, аттестованных в установленном порядке, для которых работа в данной организации является основной .
________________
В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации.

19.3. Область экспертизы и разработки документации в части анализа риска опасных производственных объектов приведена в приложении 12*.
________________
* Приложение см. по ссылке. — Примечание изготовителя базы данных.

19.4. В отчете об оформленных заключениях экспертизы в дополнение к таблице (см. приложение 5) должны быть также перечислены работы эксперта в области анализа риска (разработка деклараций промышленной безопасности, планов по локализации и ликвидации аварийных ситуаций, планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, расчет страховых тарифов и т.п.) с указанием заказчика, года выполнения, сведений об утверждении и (или) регистрации работ.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»