Требования к аудиту и деятельности включающей в себя

  • автор:

Как стать аудитором — требования, пошаговая инструкция и особенности

Люди, далекие от мира бухгалтерии, нечасто бывают в курсе, чем занимаются аудиторы. Название этой профессии у большинства не вызывает никаких ассоциаций. Ни хороших, ни плохих. Тем более трудно объяснить ребенку, где трудится его папа или мама, чтобы потом в детском саду он мог с гордостью, не путаясь, рассказывать о своем родителе.

Выразить смысл работы аудитором можно коротко. Это проверка документов и поиск ошибок. Также это способ контроля в целом за бизнесом или за определенной операцией, например ежедневным снятием остатков на складе.

Подобный надзор необходим по двум причинам. Во-первых, не бывает на свете сотрудника, который бы ни разу не ошибся. Аудиторы же помогают оценить бизнес-процесс «свежим взглядом», найти, классифицировать и исправить недочеты. Во-вторых, это независимые сотрудники, привлеченные со стороны либо из другого филиала компании. Они не знакомы с руководством организации со школьной скамьи и не заинтересованы в подделке документов. Как результат, могут составить объективное мнение о фирме или подразделении.

Неполное представление и у того, кто считает, что речь идет только об инспектировании проводок и бухгалтерских журналов. Проверка проводится в различных сферах и может быть сужена, например, до тестирования соблюдения рецептуры в производстве. Немаловажная тенденция — все большая популярность так называемых аудиторов «информационной безопасности». Их задачи узкоспециализированные, никак не связанные с обзором финансовых документов.

Требования к профессии

На любом сайте по поиску соответствующих специалистов можно найти описание качеств, необходимых будущему аудитору.

Первым в списке будет стоять высшее образование, хотя не всегда указывается, какое именно. «Бухгалтерский учет и аудит» – самая распространенная специализация среди представителей данного ремесла. В том случае, когда принято решение стать аудитором в банковской сфере, разумным будет поступать на «финансы и кредит». Важно определиться с самого начала и выбрать наиболее привлекательную область. Так, проработав несколько лет в торговых организациях, перейти в банк практически невозможно без головной боли, финансовых потерь и дополнительного обучения.

На второе место выходят персональные навыки будущего сотрудника. В частности, терпение, усидчивость, внимание к деталям, стрессоустойчивость, трудолюбие, коммуникабельность и другие. Аудиторы имеют обыкновение засиживаться в офисе в преддверии окончания проекта. Сотрудников часто отправляют в командировки в небольшие, но удаленные от центра российские города, в которых приходится проводить от пары дней до нескольких недель. Этот фактор особенно нужно иметь в виду тем, у кого есть обязательства перед семьей.

Наконец, важным является наличие стажа и сертификатов. В зависимости от них определяются должность и размер вознаграждения. Начинающим считается сотрудник с опытом по специальности от нуля до трех лет, в зависимости от ожиданий конкретной фирмы.

Сертификация аудиторов

Сертифицированным специалистам, как правило, проще трудоустроиться. Также они имеют возможность претендовать на более высокую оплату. Истории успеха, как становятся аудитором, неоднократно упоминают, что сертификаты бывают двух видов: международные и российские. К международным сертификатам относятся: АССА, АСА, СРА. Список можно продолжить, уместно получать их при работе в компании «Большой четверки» либо при участии в проверках по международным стандартам, например МСФО или американским стандартам ГААП.

Тем, кто заинтересован, как стать аудитором в России, то есть получить российский сертификат, предстоит узнать об особой официальной процедуре, которую проводит Минфин Российской Федерации. По ее окончании сертифицированный специалист получает право подписывать аудиторские заключения по результатам проверок в соответствии с российскими стандартами бухгалтерского учета. Все начинается с подачи заявления на аттестацию, а также копий ИНН и паспорта, нотариально заверенных документов о высшем юридическом или экономическом образовании и подтвержденном трудовом стаже в этих сферах в течение трех лет из последних пяти, и прочее.

После принятия этих документов назначается дата квалификационного экзамена на аттестат. Он включает в себя три части: тестирование, экзамен по финансам, налогам и праву и, наконец, экзамен по бухгалтерскому учету и аудиту. Для подготовки существуют различные курсы. В связи с постоянными изменениями российского законодательства информация в интернете быстро устаревает, поэтому не рекомендуется скачивать учебные пособия с сайтов, не располагающих к доверию.

Какие бывают аудиторы

В первую очередь, в зависимости от работодателя, государственные и негосударственные. К первым относятся проверяющие учреждений бюджетной сферы. Ко вторым – все остальные.

Российские квалифицированные аудиторы подразделяются по виду деятельности, для которой они получили аттестат: по инвестиционному, общему, банковскому и страховому аудиту.

Внешние и внутренние, в зависимости от того, как становятся аудитором. Первых нанимают через специализированные компании, где они работают на основе проектов и в течение года могут проверить несколько организаций. Такие, как правило, ограничены во времени и в ресурсах, поэтому в договоре найма детально оговариваются план и сроки проверки. Внутренние аудиторы – сотрудники в той же фирме, которую проверяют. Их расследования более детальные, по сравнению с коллегами из сторонних организаций.

На пути к успеху

Пошаговая инструкция, как стать аудитором:

  1. Поставить цель. Выбрать, каким аудитором хочется стать: государственным или негосударственным, внешним или внутренним, специалистом по российским или международным стандартам.
  2. Оценить ресурсы: образование, наличие сертификатов и времени на их получение, опыт работы в финансовой или юридической сфере.
  3. Исходя из первых двух пунктов, определить существующие пробелы и начать двигаться в желаемом направлении.

Недавним выпускникам или тем, кто решил сменить сферу деятельности, несомненно, будет интересно, возможно ли стать аудитором с нуля. Это вполне реально, так как все, даже самые лучшие специалисты, с чего-то начинали.

Новичкам следует иметь в виду, что для участия в аудиторской проверке необязательно получать сертификат и три года профессионального стажа. Позиция «ассистент аудитора» распространена повсеместно, и основные к ней требования: желание трудиться и ездить в командировки, чаще или реже, в зависимости от специфики и размера компании. Наличие опыта несущественно.

На первом этапе не стоит ожидать большого материального вознаграждения. Тем не менее, набравшись терпения и всецело посвятив себя работе, через один–три года можно смело рассчитывать на существенное увеличение зарплаты, если не в той же, то в конкурентной фирме. И вот уже можно рассказывать студентам, как стать аудитором без опыта.

Параллельно с практикой есть смысл начинать обучение на какой-либо сертификат, российский или международный, а то и оба. Такой документ повышает шансы на удачную карьеру в аудиторской сфере. Курсы обходятся недешево, поэтому не стоит отказываться от обучения, если его оплачивает компания.

При наличии бухгалтерского стажа

Как бухгалтеру стать аудитором? Получить практические навыки, устроившись работать в специализированную фирму ассистентом, подготовиться к экзаменам и получить официальный российский сертификат либо квалификацию по международным стандартам.

Требования к аудиторам: аудиторская фирма, федеральный закон «Об аудиторской деятельности»

Аудитором является физическое лицо, обладающее квалификационным сертификатом и входящее в саморегулируемую организацию аудиторов. Это определение из учебника по бухгалтерскому учету.

Аудитор: суть профессии

Кто такой аудитор в сегодняшнем понимании по факту? Это прежде всего человек, который может подсказать, посоветовать, дать профессиональные рекомендации в области бухгалтерского учета. Аудитор, по сути дела, должен выступать не в роли строгого ревизора, прихода которого боятся до дрожи в коленках и прячут финансовые документы. Он, скорее, педагог, наставник, старающийся не допустить необоснованных штрафов и пеней. В нашей статье пойдет речь именно об аудиторах. Мы расскажем о том, какими качествами и знаниями они должны обладать, в чем суть их работы.

Требования к аудитору

Этот специалист занимается проверкой финансовых и налоговых документов организации, а также оценивает эффективность работы компании с экономической позиции. Также он консультирует руководство по поводу исправления выявленных ошибок и недопущения их в дальнейшем. Обязанности аудитора сродни работе ревизора. Разница в том, что это независимый эксперт, оказывающий услуги такого рода организациям.

При формировании перечня требований к аудитору следует четко понимать, что здесь все зависит от его компетентности. Насколько специалист, трудящийся в сфере финансового контроля, способен к практической работе, а также эффективной и результативной деятельности, в основе которой – особые знания и навыки. Профессиональное требование к аудитору – это наличие некоторого потенциального запаса знаний и умений, которые позволят успешно выполнять свои обязанности. При этом оценка компетентности работника сферы финансового контроля – довольно сложная задача, при решении которой приходится не только опираться на результаты его работы, но и оценивать наличие экономических знаний и социальных закономерностей.

Читайте так же:  Штраф за управление лодкой без прав

Аудитор должен быть хорошо знаком с законодательными актами в сфере трудового, финансового, налогового и хозяйственного права, а также с правилами проведения проверок и ревизий, особенностями проведения и документирования финансовых операций, системой ценообразования, методами хозяйствования, закономерностями и особенностями социально-экономических процессов в обществе.

Личные качества специалиста

Все требования, которые предъявляются к работникам этой отрасли, можно разделить на несколько категорий, представленных различными свойствами: профессиональными (наличие специальных знаний, умений, навыков, аналитических способностей), личностными (аудитор должен быть исполнительным, ответственным, коммуникабельным, стрессоустойчивым), физиологическими (хорошая реакция, выносливость).

Среди наиболее важных черт можно назвать объективность (недопустимо, чтобы на результаты проверки влияли личные предпочтения специалиста), конфиденциальность (недопустимо использовать доверенную информацию в своих целях), доброжелательность и уважение к коллегам и клиентам. Все эти знания и качества не отменяют того факта, что официальный аудитор должен обладать приличным объемом знаний в области бухгалтерского учета.

А также гарантировать соответствие оказываемых услуг всем требованиям общепринятых стандартов. Помимо этого, в связи с изначальной настороженностью проверяемого по отношению к проверяющему, личность аудитора должна быть всегда вне подозрений. Здесь важны такие качества, как преданность своему делу, бескорыстность и соблюдение закона.

Интересные факты

Такая профессия, как аудитор, существовала еще в дореволюционной России, но в то время так назывался юрист или секретарь в военно-судебных органах. В том виде, в каком мы имеем представление об этих специалистах сейчас, они появились не так давно – в 1991 году. Именно тогда была сформирована соответствующая служба.

И еще несколько интересных фактов:

  • Впервые независимые аудиторы начали свою работу в середине XIX века в Европе.
  • Каждое вакантное место аудитора в Москве хотят занять примерно 15 соискателей.
  • В нашей стране работает около 4 000 аудиторских компаний, только в Москве их немногим более 1 000.
  • Типичный образ аудитора – молодая женщина с высшим экономическим образованием.
  • Специалистов, не достигших 30-летнего возраста, приблизительно 56% от общего числа работников этой сферы.

Аудиторская фирма

По сути это организация, где ключевыми специалистами являются аудиторы. Одним из уставных видов деятельности этого юридического лица является в том числе и оказание аудиторских услуг. Организационно-правовая форма при этом может быть любой, исключение составляют акционерные общества, государственные, муниципальные унитарные предприятия.

Доля уставного капитала аудиторской фирмы, которая принадлежит аудиторам, должна составлять не менее 51%. Состав коллегиального исполнительного органа в такой организации должен на 50% состоять из аудиторов. Такие фирмы сотрудничают со многими крупными организациями, сдающими ежегодную налоговую и финансовую отчетность в государственные учреждения. Аудитор может получить лицензию и практиковать в частном порядке.

Такая форма работы в последнее время очень популярна и востребована. Помимо трудоустройства в аудиторской фирме и частной практики, специалист может оказаться в штате крупной компании. Серьезные бизнес-игроки нередко берут на работу профессионала в бухучете, который занимается проверкой финансовой документации и всех видов отчетности своей фирмы.

Чем занимается аудитор?

Должностные обязанности специалиста включают в себя:

  • организацию и проведение аудиторской проверки, составление по ее результатам отчета и заключения, консультирование клиента;
  • проверку и составление заключения о правильности финансовых и налоговых документов фирмы (первичная документация, налоговая и бухгалтерская отчетность);
  • оценку финансово-хозяйственной деятельности и ее эффективности;
  • предварительный анализ будущих финансовых операций и степень риска в каждом конкретном случае;
  • консультирование руководителей организации в области управления финансами и ведения бухгалтерской отчетности.

Иногда зона ответственности аудитора может быть немного шире. В этом случае он занимается отслеживанием изменений в законодательных актах и совершенствованием ведения учета в организации. Кроме этого, аудитор может контролировать затраты фирмы в регионах, а также отслеживать эффективность деятельности торговых представителей.

Нередко такой специалист консультирует клиента по поводу выявления и оценки рисков работы организации, а также дает рекомендации по их снижению.

Законодательные нормы

Согласно требованиям закона «Об аудиторской деятельности», аудитором может быть и российский гражданин, и иностранец. Им может стать и лицо без гражданства. Главным условием закона «Об аудиторской деятельности» является соответствие квалификационным требованиям, которые установлены федеральными органами. Обязателен и квалификационный аттестат аудитора.

Одним из формальных условий является наличие документов о высшем образовании экономического или юридического профиля. Нужен и не менее чем 3-летний опыт работы в области бухгалтерского учета или аудиторской деятельности. В общем, требования к образованию аудиторов не столь строги, а потому стать специалистом в этой сфере может каждый, кому такая деятельность действительно интересна.

Как получить допуск в профессию

Чтобы стать обладателем квалификационного аттестата, согласно закону «Об аудиторской деятельности», необходимо сдать специальный экзамен. Такой документ дает специалисту право оказывать любые профильные услуги. Он служит главным формальным требованием к аудитору. Квалификационный аттестат не имеет ограничений по сроку действия. Выдача его осуществляется по следующим направлениям:

  • в области аудита кредитных организаций;
  • в области страхового аудита;
  • в области аудита биржи, внебюджетного фонда и инвестиционного института;
  • по общему аудиту, то есть проверке прочих субъектов.

При проведении экзаменационных испытаний на получение аттестата соискатели проходят этап тестирования, затем сдают письменную работу и подтверждают свои знания при устном опросе в течение двух дней. Этим гарантируется их соответствие требованиям к аудитору.

В результате для положительного решения комиссии необходимо набрать не менее 86 баллов на первом этапе, на втором должно быть минимум 67 баллов. Требования к претендентам на получение аттестата аудитора достаточно серьезны, чтобы в профессии не оказались случайные люди, но и непосильными их не назовешь.

Лишиться права на работу: причины и условия

Квалификационный аттестат выдается бессрочно, но он может быть аннулирован по следующим основаниям:

  • при установлении факта получения аттестата по подложным документам;
  • при вступлении в силу законного судебного приговора, предусматривающего наказание в виде лишения права на занятие аудиторской деятельностью на протяжении определенного временного периода;
  • при установлении фактов, говорящих о несоблюдении аудитором положений ст. 8 и ст. 12 ФЗ;
  • при установлении фактов систематических нарушений законодательных требований или стандартов;
  • при установлении факта оформления аудитором заключения о проверке без фактического ее проведения;
  • в том случае, если на протяжении двух лет специалист не занимается аудиторской деятельностью;
  • при нарушении требований к прохождению обучения.

Решение об аннулировании аттестата принимается Министерством финансов. Чаще всего права на работу лишают при нарушении квалификационных требований к аудитору. Решение министерства может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.

Профессиональные требования оказанию сопутствующих аудиту услуг

Помимо специальных требований к каждому виду сопутствующих аудиту услуг, которые должны быть представлены в описании к отраслевому классификатору видов аудиторских услуг, к ним предъявляются и общие профессиональные требования.

Так как высокое качество финансовой отчетности зависит прежде всего от высокого качества стандартов бухгалтерского учета и законоположений, которые постоянно изменяются, чтобы соответствовать потребностям пользователей финансовой отчетности. В этом контексте высокое качество организации аудиторской деятельности является тоже очень важным. Что же понимают под качеством аудита?

Под качеством в аудиторской практике следует понимать максимальное удовлетворение информационных потребностей пользователей результатам аудиторских работ, услуг и сопутствующих ему работ в ответственности в интересе ей владельцу обществу и конкретного заказчика в рамках требований действующего законодательства и Кодекса морального этики аудитора осуществлено субъектами аудита.

На рынке аудиторских услуг ни низкая, ни средняя, ни высокая цена сами по себе не гарантируют качество аудита. Вот почему клиент может запросить предоставить такие данные об аудиторской фирме:

1. Количественный состав специалистов, их профессионализм и опыт работы;

2. Общая стратегия проверки;

3. Бюджета рабочего времени для каждого этапа проверки;

4. Сумма гонорара, который ожидается с учетом затрат времени на каждую процедуру проверки;

5. Наличие офисов за рубежом для обслуживания в случае необходимости филиалов фирме — клиента

А также в свою очередь клиент, который выбирает аудиторскую фирму, должен выяснить: сколько лет аудиторская фирма работает на рынке; список клиентов аудиторской фирмы (их уровень сферу деятельности, срок сотрудничества); ознакомиться с типовым договором

При этом стоит помнить, что удовлетворение информационных потребностей заказчика аудиторских услуг не могут служить достаточным критерием качества аудита.

Международные профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов ориентируют нас на «качество по стандартам», то есть аудиторские услуги следует предоставлять «по правилам» которые все аудиторы признают и придерживаются в своей практике.

МСА 220 рекомендует аудиторской фирме «ввести политику и процедуры контроля качества, обеспечивающие проведение всех аудиторских проверок в соответствии с МСА или согласно национальных стандартов или наоборот» (п 4). Политика контроля качества на аудиторской фирме должным образом должна предусматривать необходимую компетентность и профессиональные навыки для выполнения поставленных задач перед своим персоналом, а также высокий уровень внутреннего мониторинга и контроля качества их работы.

Сопутствующие аудиту услуги должны быть оказаны аудиторской организацией экономическому субъекту с добросовестностью и тщательностью. При оказании сопутствующих аудиту услуг, где это возможно, аудиторская организация должна соблюдать порядок нахождения уровня существенности на основе системы базовых показателей.

Читайте так же:  Приказ по школе о выговоре учащимся

Специалисты аудиторских организаций, принимающие участие в выполнении работ или оказании услуг, сопутствующих аудиту, должны отвечать таким необходимым профессиональным требованиям и этическим нормам аудиторской деятельности, как честность, объективность, профессиональная компетентность, прилежание, следование правилам профессионального поведения, соблюдение правил (стандартов) аудиторской деятельности, скромность (соблюдение принципа конфиденциальности информации, ставшей известной этим сотрудникам в ходе выполнения ими своих профессиональных обязанностей).

Государство в лице органов, на которые возложено регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации, предъявляет достаточно высокие требования к лицам, как только изъявляющим желание заниматься аудиторской деятельностью, так и уже имеющим статус аудитора, получившим квалификационный аттестат аудитора в установленном порядке. Требования к уровню профессионализма аудиторов (лиц, уже получивших квалификационный аттестат аудитора), определяются Временным положением о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации (Приказ МФ РФ ,от 12 сентября 2002 г. № 93-н).

Требование независимости специалиста аудиторской организации от экономического субъекта является обязательным согласно стандарту только при оказании сопутствующих аудиту услуг, не совместимых с проведением обязательной аудиторской проверки. При этом ответственность за соблюдение принципа независимости возлагается на аудиторскую организацию. Методы проверки независимости специалистов аудиторской организации разрабатываются аудиторской организацией самостоятельно.

При оказании аудиторами сопутствующих услуг экономический субъект несет ответственность за соблюдение действующего законодательства, за полноту и юридическое оформление предоставляемых документов, точность и достоверность предоставляемой информации, за своевременность предоставления документов, информации, сведений, а также за любые ограничения возможности выполнения аудиторской организацией своих обязанностей.

Аудиторская организация отвечает за качество и сроки оказания сопутствующих аудиторских услуг согласно действующему законодательству, а также в соответствии с условиями договора, заключаемого между нею и экономическим субъектом. Аудиторская организация освобождается от ответственности за качество оказываемых сопутствующих аудиту услуг и сроки их выполнения в случае предоставления ложной или неполной информации, а также в случае задержки в ее предоставлении со стороны экономического субъекта.

Выполнение работ и оказание услуг, сопутствующих аудиту, требует от аудиторских организаций:

* действовать в соответствии с заданием, выполнения которого ждет от них заказчик, сформулированным в письменном виде (в форме договора или контракта, технического задания, письма-обязательства, письменного запроса и т.п.). В соответствии со стандартом задание должно содержать наименование и код сопутствующих аудиту услуг и работ, перечень источников информации (данных), представленных для обработки, перечень документов, создаваемых при оказании услуг и выполнении работ, а также указывать носитель (бумажный, машинный и иной) этих документов;

* планировать порядок выполнения работ или оказания услуг;

* документировать ход выполнения работ или оказания услуг;

* четко разграничивать ответственность и функции исполнителей при выполнении части задания сторонними организациями или сотрудниками, не входящими в штат аудиторской организации;

* разрабатывать постоянно действующие типовые формы отчетности по наиболее часто выполняемым видам работ или услуг;

* контролировать качество выполненных работ или оказанных услуг, сопутствующих аудиту, особенно в крупных аудиторских организация;

* подготавливать по итогам выполнения работ (услуг) документ, отражающий результаты задания и выводы аудиторской организации.

Оказание сопутствующих аудиту услуг оформляется договором, к которому может прилагаться задание на выполнение работ, содержащее перечень:

* источников данных (первичных документов), представляемых аудиторской организации для обработки;

* документов, которые должны быть созданы аудиторской организацией в результате обработки источников данных, с указанием носителя данных (бумажный, машинный и т.д.);

* вопросов, ответы на которые экономический субъект желает получить от аудиторской организации.

Результатом оказания сопутствующих аудиту услуг являются документально оформленные расчеты, консультации, документы (первичные документы, регистры учета, отчетность, справки и др.).

Аудиторская организация может оформить дополнительно письменную информацию руководству и (или) собственнику экономического субъекта по результатам оказания сопутствующих аудиту услуг. При этом следует использовать правило (стандарт) «Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита».

Специалисты, оказывающие сопутствующие аудиту услуги, должны обладать необходимым опытом работы и квалификацией. В процессе оказания сопутствующих аудиту услуг аудиторская организация вправе привлекать к оказанию таких услуг экспертов в соответствии с российским правилом (стандартом) «Использование работы эксперта». Решение об использовании работы эксперта при оказании сопутствующих аудиту услуг принимает аудиторская организация исходя из:

* характера и сложности обстоятельств, подлежащих исследованию;

* уровня существенности обстоятельств, подлежащих исследованию;

* целесообразности, возможности проведения и надежности иных аудиторских процедур применительно к этим обстоятельствам;

* вероятности значительного увеличения риска ошибочного (некачественного) выполнения сопутствующих аудиту услуг.

Использование работы эксперта не снимает ответственности с аудиторской организации за качество оказываемых услуг, сопутствующих аудиту.

Для достижения объективных результатов в ходе аудиторской проверки сопутствующих услуг аудитор должен руководствоваться общими этическими принципами, изложенными в «Кодексе этики профессиональных бухгалтеров», принятыми МФБ вместе с МСА. Этих принципов семь (в скобках приводится их толкование согласно Кодексу этики профессиональных бухгалтеров МФБ).

1. Независимость. Аудитор должен быть свободен от какой-либо заинтересованности в делах клиента, которая может быть признана несовместимой с принципами честности, объективности, независимости. Обстоятельства, которые могут обусловить сомнения в независимости аудитора:

— финансовая взаимосвязь с клиентами или с их делами;

— работа аудитора на руководящей должности в организации клиента;

— выполнение управленческих функций и принятие управленческих решений;

— обусловленность выплаты гонорара требуемыми клиентом выводами (мнением) аудитора;

— принятие аудитором товаров, услуг или знаков чрезмерного гостеприимства;

— преобладающее участие в капитале аудиторской фирмы лиц, не имеющих отношения к аудиторской практике;

— работа бывшего партнера аудиторской фирмы на руководящей должности в проверяемой организации;

— действительное или возможное судебное разбирательство между аудитором и его клиентом;

— длительное участие одних и тех же лиц в проверках финансовой отчетности одного и того же клиента.

2. Честность. В Кодексе профессиональной этики этот принцип упоминается вместе с порядочностью и подразумевает справедливое ведение дел, откровенность и правдивость.

3. Объективность (обязательство быть справедливым, интеллектуально честным, не иметь конфликтов интересов, избегать влияния других лиц, мешающих непредвзятости аудитора).

4. Профессиональная компетентность и надлежащая добросовестность (аудитор должен предоставлять услуги с должной тщательностью, компетентностью и старательностью, поддерживать профессиональные знания и навыки на требуемом уровне, не должен вводить в заблуждение клиента относительно опыта или экспертных знаний, которыми он в действительности не обладает).

5. Конфиденциальность (обязательство аудиторов обеспечивать конфиденциальность информации, полученной в ходе предоставления профессиональных услуг).

6. Профессиональное поведение (аудитор должен заботиться о поддержании хорошей репутации профессии).

7. Следование техническим стандартам (предоставление профессиональных услуг в соответствии с применимыми стандартами, например, МСА, внутренними стандартами профессиональных аудиторских объединений и другими нормативными документами).

Рассматривая подробней 1 принцип Кодекса, остановимся на понятии независимости. Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ были одобрены Правила независимости аудиторов России (протокол № 71 от 22.12.08), в соответствии с которыми независимость рассматривается как один из основополагающих принципов аудита. Правила не содержат конкретных примеров того, как концептуальный подход к независимости должен реализовываться применительно к определенным обстоятельствам и взаимоотношениям, но определяют факторы, представляющие угрозу независимости при выполнении аудиторами профессиональных задач, а также указывают меры предосторожности, которые аудиторы должны предпринимать для сохранения своей независимости.

Аудиторская организация должна исключить наличие тесных деловых и коммерческих отношений с аудируемой организацией, не должна заключать сделки и проводить коммерческие операции с аудируемой организацией по договорам аренды, поставки, купли-продажи, агентирования, совместной деятельности и др. При проведении процедур по принятию клиента и в ходе процедур внутреннего контроля должны быть рассмотрены все обстоятельства и угрозы независимости аудиторской организации и участвующих в аудите специалистов и своевременно приняты меры по устранению причин зависимости (замена специалистов, изменение взаимоотношений с клиентом и т.д.). В случае невозможности соблюдения настоящих правил аудиторской организации (индивидуальному аудитору) следует отказаться от заключения договора на проведение аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности или продолжения проведения аудита.

Аудиторская организация не должна оказывать услуги, которые могут создать угрозу отсутствия или ослабления самоконтроля со стороны аудируемой организации. При оказании консультационных услуг по заданию аудируемой организации необходимо следить за тем, чтобы:

— консультации не трансформировались в услуги по управлению организацией;

— аудитор, оказывающий консультацию и одновременно участвующий в аудите, не брал на себя обязанности по консультированию, связанному с непосредственным составлением отчетности;

— ответственность за составление и со держание бухгалтерской отчетности принимало на себя руководство аудируемой организации.

Оказание услуг, связанных с разработкой и внедрением информационно-технологических систем, используемых для обработки информации, входящей в состав финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемой организации, может создать угрозу ослабления самоконтроля. В целях предупреждения угрозы ослабления самоконтроля аудитор должен принять меры предосторожности, которые бы позволили руководителю аудируемой организации:

— признавать свою ответственность за создание, содержание и мониторинг систем внутреннего контроля;

— назначать компетентного работника организации ответственным за принятие всех управленческих решений, касающихся разработки и внедрения программных средств;

— самостоятельно принимать все управленческие решения в части разработки и внедрения указанных систем;

— оценивать адекватность и результаты разработки и внедрения систем;

Читайте так же:  Где оформить карту американ экспресс

— отвечать за эксплуатацию систем и за данные, используемые или генерируемые системами.

Оказание услуг по оценке, разработке и внедрению систем внутреннего финансового контроля и систем управления рисками не создает угрозу независимости при условии, что персонал аудиторской организации не выполняет функций управления. Юридические услуги, предоставляемые аудируемой организации с целью оказания помощи в той или иной сфере (например, составление договора, юридическая консультация, юридическая экспертиза или советы по реорганизации), могут создать угрозу ослабления самоконтроля, но при этом могут приниматься меры предосторожности, способные свести такую угрозу до приемлемого уровня. Такие услуги, как правило, не оказывают отрицательного влияния на независимость при соблюдении следующих условий:

— члены аудиторской группы не участвуют в оказании этих услуг;

— при оказании консультационных услуг аудируемая организация сама принимает окончательное решение.

Указанные выше Правила независимости аудиторов России содержат лишь примерный перечень возможных конфликтных ситуаций, что позволяет отнести признак независимости прочих услуг к оценочным. Однако следует учесть, что субъекты аудиторской деятельности, обладая исключительной правоспособностью, не вправе заниматься иными видами деятельности, кроме оказания аудиторских и прочих услуг (п. 6 ст. 1 Закона № 307-ФЗ). В случае нарушения указанного требования закона аудиторы могут быть привлечены к юридической ответственности в виде аннулирования квалификационного аттестата (подп. 4 п. 1 ст. 12 Закона № 307-ФЗ), а также исключения из членов саморегулируемой организации аудиторов (подп. 4 п. 6 ст. 20 Закона № 307-ФЗ). Складывается ситуация, когда субъект аудиторской деятельности может быть привлечен к юридической (дисциплинарной) ответственности в случае несоответствия его деятельности оценочным критериям, что противоречит принципам правового регулирования, т.к. условия и основания ответственности должны быть четко установлены законом.

аудиторский налоговый консультация профессиональный

Требования к аудиту и деятельности включающей в себя

1 Специальные знания или опыт включают в себя знания или опыт, относящиеся корганизации (3.3.1), процессу (3.4.1) или деятельности, подвергаемым аудиту, а также знание языка и культуры страны, в которой проводится аудит.

2 Технический эксперт не имеет полномочий аудитора (3.9.9) в группе по аудиту.

3.9.12 план аудита (audit plan): Описание деятельности и мероприятий по проведениюаудита (3.9.1).

3.9.13 область аудита (audit scope): Содержание и границы аудита (3.9.1). Примечание — Область аудита обычно включает в себя местонахождение, организационную структуру, виды деятельности и процессы (3.4.1), а также охватываемый период времени.

3.9.14 компетентность (competence): Выраженные личные качества и способность применять свои знания и навыки.

Организация внутреннего аудита

Внутренний аудит хозяйствующих субъектов занимает важное место в системе аудита. Как свидетельствует опыт развития и организации аудита в странах с многоукладной экономикой, внутренний аудит имеет опорное положение. Нормативные акты, регламентирующие деятельность компаний, фирм, включают в себя положения об обязательности внутреннего аудита и составе его компонентов, требования к их организации. В соответствии с Законом № 402-ФЗ экономический субъект обязан организовывать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Внутреннему аудиту принадлежит определяющая роль в обеспечении законности осуществления хозяйственных операций.

В развитых странах мира существуют центры внутреннего аудита, а также международные их объединения. Так, более 50 лет функционирует международный центр, объединяющий деятельность национальных институтов внутренних аудиторов США, Франции, Великобритании, Японии, Израиля, Индии и других стран. Главные задачи центра и национальных институтов состоят в обеспечении норм профессиональной практики внутреннего аудита, разработке и осуществлении программ непрерывного профессионального развития, программ сертификации внутренних аудиторов.

Деятельность в области внутреннего аудита хозяйствующих субъектов РФ имеет свои особенности, которые должны быть учтены в нормативных регламентах их деятельности, системе подготовки персонала и т.д. Отсутствие специализации по данному вопросу приводит к некомпетентному исполнению обязанностей аудитора, что обусловливает неэффективность всей аудиторской деятельности.

В специальной литературе даются различные трактовки понятия внутреннего аудита. Одни авторы считают целесообразным организацию внутреннего аудита в хозяйствующих субъектах, другие придерживаются мнения, что внутренний контроль на предприятии должен осуществляться не специальными должностными лицами, а комиссией, состоящей из работников различных служб, или службой бухгалтерского учета.

Институт внутренних аудиторов США дает следующее определение внутреннего аудита. «Внутренний аудит есть независимая деятельность в организации (на предприятии) по проверке и оценке ее работы в ее интересах. Цель внутреннего аудита – помочь членам организации эффективно выполнять свои функции. Внутренние аудиторы представляют своей организации (предприятию) данные анализа и оценки, рекомендации и другую необходимую информацию, являющуюся результатом проверок» [1] .

Организация и развитие внутреннего аудита в российской экономике являются одним из основных условий становления правовых отношений. Основное преимущество внутреннего аудита заключается в том, что он обеспечивает действенный финансовый контроль хозяйственной деятельности предприятия при сохранении коммерческой тайны и соблюдении законных интересов всех субъектов производства. На основе оценки основных приведенных определений внутреннего аудита можно сделать вывод о том, что в них не затронуто данное преимущество. По нашему мнению, внутренний аудит представляет собой систему обеспечения правовой защиты имущественных интересов собственника на основе внутреннего финансового контроля соблюдения законности хозяйственной деятельности.

Внутренний аудит имеет свои цели и задачи, адекватный им правовой и организационный статус, отличный от внешнего аудита. Принципиальное различие содержания деятельности внешнего и внутреннего аудита состоит в том, что внутренний аудит обеспечивает достоверность постановки бухгалтерского учета, финансовых результатов, расчетов, в то время как внешний аудит только устанавливает их достоверность. Внешний аудит не может обеспечить достоверность учетной, финансовой и расчетной информации и не несет ответственность за это. Консультирование и рекомендации по исправлению допущенных нарушений и неточностей в учетном процессе и хозяйственной деятельности внешнего аудита носит рекомендательный характер, жесткий контроль за ходом исправления допущенных нарушений отсутствует. Внешний аудитор несет материальную ответственность только в пределах материального ущерба, понесенного экономическим субъектом в результате неквалифицированного проведения аудиторской проверки. Убытки могут быть взысканы на основании решения суда или арбитражного суда по иску, предъявляемому органом, выдавшим лицензию.

Внутренний аудитор, обеспечивая достоверность отчетности, бухгалтерского учета, подчиняясь непосредственно директору, проявляет инициативу в проведении проверок, контроле за законностью хозяйственных операций и правильностью их отражения в учете. Как показывают результаты обобщения научных исследований по аудиторской деятельности, опыт формирования многоукладной экономики и соответствующей ей хозяйственной организации агропромышленного производства, а также изучение условий защиты законных имущественных интересов хозяйствующих субъектов, основной задачей внутреннего аудита является обеспечение подготовки предприятия к внешней аудиторской проверке.

В современный период существует объективная необходимость организации трех основных видов аудита: внешнего, внутреннего и государственного. Государственный аудит представляет собой систему правовой защиты имущественных интересов государства на основе централизованного контроля достоверности отчетности, финансового состояния, соблюдения законности хозяйственной деятельности.

Обособление государственного аудита в отдельный блок аудиторских услуг определено необходимостью ведомственного контроля деятельности унитарных и федеральных казенных предприятий, а также коммерческих юридических лиц в части контроля целевого использования предоставляемых денежных средств в виде дотаций, компенсаций, финансирования капитальных вложений, помощи и др.

Как свидетельствует анализ, принятые нормативные акты но аудиторской деятельности не предусматривают существование государственного аудита. Однако практика деятельности унитарных предприятий на праве хозяйственного ведения, федеральных казенных предприятий на праве оперативного управления свидетельствует о необходимости государственного аудита для контроля соблюдения установленных данным предприятиям прав. Не решены в полной степени вопросы проведения аудиторских проверок при судебных и арбитражных разбирательствах, которые могли бы осуществлять государственные аудиторы. Несмотря на серьезные отличия этих способов осуществления аудита, только органичное взаимодействие внешнего, внутреннего и государственного аудита обеспечивает эффективную защиту имущественных интересов хозяйствующих субъектов. Государственный аудит должен существовать наряду с государственным финансовым контролем, основная цель государственного аудита – установление достоверности отчетности государственных предприятий. Основная цель государственного финансового контроля – установление целевого использования государственных бюджетных средств и принятие мер по недопущению нарушений в исполнении бюджета.

В деятельности внутреннего аудитора значительное место занимает консультирование работников предприятия по вопросам учета, отчетности, нормативно-правового обеспечения. Рекомендации предоставляются по запросам и собственной инициативе аудитора. Постоянно проводится контроль исполнения замечаний и рекомендаций. В отличие от внутреннего аудитора внешний предоставляет рекомендации только по запросам клиентов и не настаивает на внедрении своих предложений, отдает это на откуп клиента, не контролирует качество внедрения мероприятий.

В настоящее время существующий в отдельных экономических субъектах внутренний аудит не имеет всеохватывающего значения и не выполняет возложенные на него функции по подготовке к аудиторской проверке и обеспечению законности хозяйственной деятельности. Например, в акционерном обществе «Подмосковное» внутренний аудит работает не более 20 лет. Необходимость его определена большими объемами выпускаемой продукции, наличием самостоятельно функционирующих на условиях полного коммерческого расчета 17 подразделений. Несмотря на положительную роль данного формирования, имеются серьезные недостатки, препятствующие его развитию (табл. 3.1). Аналогичные результаты наблюдаются и в других организациях. В ходе исследования определены предложения по совершенствованию деятельности органа контроля, реализация которых позволит усилить роль внутреннего аудита в обеспечении законности хозяйственных операций предприятия.

Таблица 3.1

Недостатки развития внутреннего аудита в ЗАО «Подмосковное»