Таможенная пошлина сущность функции

Таможенные пошлины

Другими словами, это платеж, который заплатит каждый, кто решит перевести товар через границу России. При этом ввозится ли товар или вывозится, каждое из перечисленных передвижений отражается только на формуле расчета этого платежа. В любом случает, он выплачивается государству.

Так как вариантов перевести товар через границу много (способ перевоза, сроки, вид товара и многое другое) да и количество стран-участников процесса продажи перевозимого товара может быть большое, Правительство РФ ежегодно утверждает поправки, изменения и дополнения в таможенном законодательстве. Не говоря уже о том, что оно, законодательство, с каждым годом расширяется новыми правовыми актами.

Проанализировав этот «пласт» в законе, всю многочисленную информацию можно выделить в основные разделы.

Виды таможенных пошлин

Разнообразие видов таможенных пошлин определяется большим спектром товаров, условий их транспортировки, а так же обширным списком стран-сотрудников и стран-посредников в международных торговых отношениях.

Функции таможенных пошлин

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

  • фискальная – как и налоговые платежи, таможенные пошлины выполняют функции пополнения казны государства;
  • протекционистская (защитная) – таможенная пошлина ограничивает ввоз некачественного импортного товара на территорию государства;
  • балансировочная – таможенная пошлина регулирует внутреннюю цену на импортные и экспортные товары.

Стоит отметить, что хоть пошлина и близка с общим понятием налога, но при рассмотрении функций каждого из них можно выявить явные отличия в частности в регулярности. Обязательство по оплате таможенной пошлины возникает только тогда, когда товар пересекает границу страны.

Ввозная таможенная пошлина

Комиссией Евразийского экономического союза определяется размер ставок данного вида пошлины, который действует на оговоренных территориях стран-участниц союза.

Средний размер таможенной ставки, применяемой в отношении товаров, которые были произведены в стране, входящей в описанное выше экономическое содружество, составляет 75 % от ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза.

11 главой Таможенного кодекса определяется порядок уплаты таможенных пошлин. Данная норма установлена Протоколом о порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), их перечисления в доход бюджетов государств – членов Евразийского экономического союза (приложение № 5 к Договору Союзе).

Вывозная таможенная пошлина

Как понятно из названия данный вид пошлин применяется к товарам, которые вывозятся за пределы страны. Стоит отметить, что этот обязательный платеж применим только к товарам российского производства, соответственно не применяется к импортным товарам, даже при пересечении товаром территории России.

Ставки вывозной таможенной пошлины так же установлены в Таможенном Кодексе, если же в данном документе не будет необходимой информации, то следует обратиться к внутренним законам страны.

Однако не все товары, вывозимые с территории нашего государства, облагаются пошлиной. К группе не облагаемых товаров относится: гуманитарная помощь, иностранная валюта, личные вещи представителей нашей страны в посольствах, пожарно-технические материалы.

Оплата начисленных вывозных таможенных пошлин, чаще всего осуществляется в кассах таможенных организаций. Однако все более популярным становится способ оплаты обязательного платежа через кассы и банкоматы «Сбербанка».

Важным нюансом оплаты остается факт того, что ни в одном правовом акте не прописаны сроки уплаты пошлины, но не стоит злоупотреблять этим «белым пятном» в законодательстве. Последствия чреваты.

Размер таможенной пошлины

Размер таможенной пошлины определяется таможенной ставкой. Основным документом, прописывающим величину ставки на тот или иной товар, является Таможенный Кодекс.

На практике: адвалорная таможенная пошлина чаще применяется к сырью, а специфическая – к готовой продукции.

Однако следует помнить, что таможенная ставка не единственная сумма, которую следует заплатить за товар на границе. Оформление ввозимого или вывозимого товара стоит в районе 500-1000 руб. однако это средний показатель, который может изменяться в зависимости от вида груза и его объемов.

Как рассчитать таможенную пошлину

Существует общая формула, которая поможет спрогнозировать размер таможенного платежа (ТП).

ТП = СТО + ПИ + АС + СНДС, где:

  • СТО – сбор за таможенное оформление (фиксированная ставка в размере 0,1% в рублях и 0,05% в свободно конвертируемой валюте (СКВ) от таможенной стоимости);
  • ПИ – импортная пошлина;
  • AC – сумма акциза;
  • СНДС – сумма налога на добавленную стоимость.

Однако данная формула может применять некоторые изменения, в зависимости от применяемого налогового режима.

Для того чтобы расчет оказался верным важно заострить свое внимание на таком показателе как процентная ставка пошлины.

Чтобы не ошибиться во всем многообразии этих ставок необходимо воспользоваться информацией, прописанной в грузовой таможенной декларации, которая заполняется на государственной границе.

Ещё одним значимым фактором является определение таможенной стоимости товара. Если данное значение будет умышлено занижено в таможенной декларации, по сравнению со статистической стоимостью товаров-аналогов, инспектор налоговой службы РФ имеет право провести корректировку полученных данных. В следствии чего, придется произвести очередные таможенные платежи на сумму выявленных расхождений.

Специфические таможенные пошлины

Примером такого вида пошлины может стать взимаемая плата за каждый килограмм экзотического фрукта или литр спиртного.

Данная таможенная пошлина, в отличие от ввозной и вывозной, не зависит от стоимости товара. Однако нельзя однозначно назвать данную особенность преимуществом. Если на потребительском рынке произошел рост цен на какую либо группу товаров, например из-за повышенного спроса на него, то это не как не отразится на сумме специфической таможенной пошлины, что влияет на качество выполняемой ею фискальной функции.

С другой стороны, размер данной пошлины так же останется неизменным и в случае снижения таможенной стоимости товара.

На сегодняшний день существует перечень условий, при котором возможно применение льготных тарифов пошлин, но данная практика не становится нормой, ни в отношении каких-либо поставщиков или покупателей, ни в отношении каких-либо стран.

Это скорее временное исключение, применяемое на недлительный период.

Порядок правового единства между всеми участниками торговых отношений (от небольших фирм до целых государств) позволяет соблюдать порядок и справедливость в каждом отдельном случае.

17. Таможенная пошлина: сущность, функции, характеристика основных элементов ввозной и вывозной таможенной пошлины

Таможенная пошлина — это обязательный взнос (платеж), взи­маемый т/о при ввозе товаров на таможен­ную территорию страны или при их вывозе с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части ФБ;

протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

Уплата таможенной пошлины носит обязательный характер и обес­печивается мерами государственного принуждения. В мировой практике таможенные пошлины в зависимости от направленности перемещения товаров подразделяются на ввозные (импортные), вывозные (экспортные) и транзитные.

Основную часть таможенных пошлин практически во всем мире (и Россия здесь не исключение) составляют ввозные пошли­ны. Основная их функция в нашей стране — защита национальных производителей от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции, рационализация структуры ввозимых товаров и по­полнение доходной части федерального бюджета. Вывозные таможенные пошлины служат в основном для огра­ничения вывоза за пределы страны товаров и сырья, необходимых для ее национальной экономики, а уж потом — также для попол­нения доходной части бюджета.

К основным элементам пошлины можно отнести: облагаемая база пошлины, ставка, льготы по уплате ( в уставный капитал)

По способу исчисления таможенные пошлины подразделяют­ся на адвалорные, специфические и комбинированные

Ставки таможенных пошлин могут быть дифференцированы также в зависимости от страны происхождения товаров. Так, на­пример, при ввозе товаров из стран, которым Россия в торгово-политическом отношении предоставляет режим наибольшего благоприятствования, применяются так называемые базовые (или предельные) ставки таможенных пошлин. А вот в отношении то­варов, происходящих из развивающихся стран действуют преференциальные ставки таможенных пошлин, размер которых составляет 75% от базовых ставок.

В отдельную группу принято выделять так называемые особые виды таможенных пошлин, применяемых с целью защиты внут­реннего рынка от импорта определенного вида товара или видов товаров. К ним относятся специальные, антидемпинговые и ком­пенсационные пошлины.

Порядок исчисления – в 15 вопросе.

Вопрос 18: таможенные сборы: сущность, виды, правовое регулирование, характеристика элементов

Таможенными сборами являются обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, хранением товаров (Статья 123 ФЗ «Виды таможенных сборов»).

К таможенным сборам относятся:

1) Т С за совершение действий, связанных с выпуском товаров

2) ТС за таможенное сопровождение; 3) Т С за хранение.

Плательщиками таможенных сборов за таможенные операции и таможенных сборов за таможенное сопровождение являются декларант или иные лица, на которых возложена обязанность по уплате.

Таможенные сборы исчисляются таможенными органами при выставлении требований об уплате таможенных платежей, а также при исчислении таможенных сборов в отношении товаров для личного пользования.

Исчисление сумм подлежащих уплате таможенных сборов производится в валюте Российской Федерации.

Статья 128 ФЗ «Порядок и формы уплаты таможенных сборов»

1. Таможенные сборы уплачиваются:

1) за таможенные операциипри декларировании товаров одновременно с подачей таможенной декларации.,

2) за таможенное сопровождениепри сопровождении до начала осуществления таможенного сопровождения.

Читайте так же:  Договор аренды автотранспорта у физического лица образец

3) за хранениепри хранении товаров на складе временного хранения таможенного органа. до фактической выдачи товаров со склада временного хранения

Уплата таможенных сборов осуществляется на счет Федерального казначейства в валюте Российской Федерации. Уплата физическими лицами таможенных сборов в отношении товаров для личного пользования может осуществляться в кассу таможенного органа.

Размер таможенных сборов за таможенные операции ограничивается примерной стоимостью услуг таможенных органов и не может превышать 100 000 рублей.

1 Таможенная пошлина: экономическое содержание, виды и функции

Расчет и уплата таможенных платежей — один из самых важных вопросов, связанных с ведением ВЭД. В большинстве стран таможенные платежи явля­ются важной составляющей доходной части бюдже­та, и их взимание таможенными органами рассмат­ривается как одна из ведущих функций этих орга­нов. Таможенные платежи — таможенные пошлины, налоги, сборы, взимаемые таможенными орга­нами в области таможенного дела [11, c. 152].

Таможенным кодексом Таможенного Союза (далее ТКТС) статьей 70 предусмотрены сле­дующие виды таможенных платежей:

1) ввозная таможенная пошлина;

2) вывозная таможенная пошлина;

3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

4) акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

5) таможенные сборы [1].

Экономическое значение таможенной пошлины со­стоит в использовании ее как регулирующего инст­румента, влияющего на конкурентоспособность оте­чественных производителей на мировом рынке, кор­ректировку цен импортного товара, реализуемого на российском рынке, и т.п. Ее правовая сущность в спе­циальной литературе довольно подробно исследова­на, однако законодательство, регулирующее отноше­ния по поводу установления и взимания данного вида таможенных платежей, и теоретико-научные взгля­ды на ее юридическую природу находятся в серьез­ном конфликте. Это объясняется тем, что законода­тель неоднократно принципиально менял подходы к определению роли и места таможенной пошлины как правового института. [19, c. 105].

Следует согласиться с теми авторами, которые счита­ют, что таможенная пошлина не является налогом, а занимает особое место в системе фискальных платежей.

Обязанность по их уплате возлагается на лицо, пре­тендующее на обладание определенным правом как не­пременное условие предоставления государством тако­го права. Уплата таможенной пошлины связана с пра­вом лица — физического или юридического — перемес­тить товар через таможенную границу РФ.

К наиболее существенным признакам данного плате­жа необходимо отнести следующее:

— это обязательный взнос в федеральный бюджет, не нарушающий конституционного права на свободу пред­принимательской деятельности;

— таможенная пошлина опосредована перемещением грузов через таможенную границу и является сред­ством для достижения такой цели;

— это возмездный платеж, так как фактически являет­ся платой за предоставление возможности перемещать грузы через таможенную границу;

— таможенная пошлина не обладает признаком регу­лярности, так как обязанность по ее уплате возникает лишь с необходимостью вступления субъекта в тамо­женное правоотношение;

— право уплаты таможенной пошлины может быть де­легировано иным заинтересованным лицам;

— уплата таможенной пошлины обеспечивается прину­дительной силой государства.

Необходимо также указать, что возмездность тамо­женной пошлины заключается не в том, что лицо, пере­мещающее товар через таможенную границу, вно­сит компенсацию таможенному органу в связи с расхо­дами последнего. При взимании таможенной пошлины «присутствует индивидуальная возмездность, однако далекая от эквивалентности». Взимание таможенной пошлины не преследует цели покрыть издержки госу­дарства, связанные с предоставлением лицу возможно­сти ввезти (вывезти) товар. В противном случае тамо­женная пошлина стала бы тождественна таможенному сбору, размер которого ограничивается примерной стои­мостью услуг, оказанных в связи с таможенным оформ­лением, сопровождением и хранением товаров [19, c. 107].

Анализ показывает, что таможенная пошлина обладает следующими спе­цифическими признаками:

— ее плательщиками являются участники ВЭД, субъекты внешнеторговых операций — экспортеры и импортеры;

— получатель пошлины — государство как носитель таможенного суверени­тета на территории страны;

— пошлина является платой за право пересечения таможенных границ госу­дарства, за право ввоза или вывоза с его таможенной территории;

— пошлина является обязательным платежом. Без его уплаты товары или транспортные средства не могут законно пересекать таможенную границу страны (кроме случаев беспошлинного ввоза);

— уплата пошлины является обязательным условием, исходной предпосыл­кой для пересечения таможенной границы;

— объектами обложения пошлинами являются товары или транспортные средства как предметы внешнеторговой сделки;

— таможенная пошлина по ряду признаков имеет явное сходство с косвен­ным налогом. Вместе с тем она имеет и серию характеристик, существенно от­личающих ее от налогов, в том числе и налогов косвенных;

— таможенные пошлины поступают в доходную часть федерального бюд­жета России. Вместе с тем величина (сумма) пошлин входит в состав налогооб­лагаемой базы при расчете некоторых видов косвенных налогов (НДС, акциз), а также отдельных таможенных сборов. Поэтому изменение ставки пошлины ав­томатически приводит к соответствующему изменению других таможенных платежей, а значит, и к изменению бюджетных доходов страны;

— ставки таможенных пошлин и методы их начисления определяются в нормативных документах, содержались в тексте Таможенного тарифа Россий­ского Федерации. Ставки являются едиными для всей таможенной территории государства. Величина ставок определяется правительством страны;

— пошлина является инструментом оперативного регулирования экспортно-импортных операций. Именно поэтому она не только должна обладать, но и фактически имеет высокую динамичность. Может неоднократно изменяться даже в рамках одного года, одного бюджетного периода [14, c. 87-88].

Важнейшим аспектом анализа таможенных пошлин является изучение их функций. Ведь реализация каждой из них во многом определяет эффективность растущего воздействия таможенной пошлины на необходимые параметры внешнеторгового процесса.

Таможенная пошлина — явление исключительно многофункциональное. Детальное изучение различных функций пошлины является неотъемлемым ус­ловием их эффективного применения, в том числе для принятия мер по коррек­ции растущего воздействия таможенной пошлины на определенном секторе внутреннего рынка. В связи с этим Правительство в пределах своих полномо­чий может принимать решения, которые или усиливают реализацию пошлиной ряда своих функций, или, напротив, временно ослабляют её.

1. Фискальная функция. Ее суть в изъятии государством части доходов, части добавленной стоимости экспортеров или импортеров. В рамках реализа­ции данной функции следует изымать в федеральный бюджет и природную ренту при тарифном регулировании экспортно-импортных операций с природ­ными ресурсами, с сырьевыми товарами природного происхождения.

2. Ценообразующая функция. Пошлина непосредственно участвует в фор­мировании цен на импортные товары. Она является их самостоятельным эле­ментом. Кроме того, она непосредственно участвует в формировании базы для расчета и взимания налога на добавленную стоимость (НДС) и акциза.

Поэтому любое изменение ставки автоматически меняет не только величи­ну собственно таможенной пошлины, но и указанных косвенных налогов. Кро­ме того, она может повлиять на величину торговых наценок, применяемых оп­товыми и розничными торгово-посредническими фирмами.

3. Распределительная функция. Ее содержание в том, что с помощью та­моженной пошлины государство участвует в распределении и перераспределе­нии доходов участников ВЭД и потребителей иностранных товаров. Причем объектом перераспределения могут стать доходы отечественного экспортера, отечественных импортеров, доходы конечных и промежуточных покупателей на внутреннем рынке страны. Чем ниже ставки пошлин, тем меньше участвует государство в таком перераспределении. И наоборот, при повышении ставок масштабы его участия в перераспределительных процессах возрастают.

4. Бюджетообразующая функция. Ее выполнение связано с изъятием тамо­женных пошлин (и других таможенных платежей) в доходную часть государст­венного бюджета. В России — в доходную часть именно федерального бюджета страны. Как известно, в России удельный вес таможенных платежей не­сколько лет составлял свыше 50% доходов федерального бюджета Российской Федерации. Существенная часть из них формируется за счет импортных и экс­портных таможенных пошлин. Кроме того, они, как уже отмечалось, участвуют в формировании налогооблагаемых баз по ряду косвенных налогов.

5. Регулирующая функция, или функция регулирования объемов и струк­туры экспортно-импортных операций страны. Могут выделяться также и другие объекты регулирующего воздействия государства. Регулирование произво­дится с помощью целой системы методов таможенно-тарифного характера. Наиболее важные из них: введение (отмена) экспортных пошлин; введение (от­мена) ввозных пошлин; введение сезонных пошлин; снижение или увеличение ставок пошлин; смена видов ставок, введение особых таможенных пошлин и др.

6. Стимулирующая функция, или функция стимулирования экспортно-импортных операций с конкретными товарами, с определенными товарными группами. Функция поощрения сделок с отдельными странами и даже с межго­сударственными объединениями (таможенные союзы, экономические союзы, страны межгосударственной зоны свободной торговли, наименее развитые страны).

В области экспортной деятельности таможенные пошлины должны, в пер­вую очередь, способствовать:

— динамичному вывозу максимально готовой и наукоемкой продукции, то­варов с высокой добавленной стоимостью;

— поставкам товаров в рамках международной кооперации;

— сохранению традиционных экспортных потоков российских товаров на рынки стран СНГ, развивающихся государств;

— завоеванию новых рынков сбыта в странах дальнего зарубежья наиболее конкурентоспособными товарами российских экспортоориентированных отрас­лей и предприятий.

В сфере регулирования российского импорта следует стимулировать:

— закупки за рубежом продукции, не производимой и поэтому отсутствую­щей на внутреннем рынке. Речь идет, в первую очередь, о закупках новейшего оборудования, включая импорт комплектного оборудования для модернизации и технического перевооружения отдельных отраслей и секторов российской экономики;

— ввоз продукции дефицитной или недостающей на рынке России;

— импорт сырья для его переработки на отечественных предприятиях;

— привлечение зарубежных инвестиций, в том числе и в форме ввоза но­вейшего иностранного оборудования, особенно не имеющего аналогов в нашей стране.

7. Защитная, или функция защиты экономических интересов отечествен­ных производителей. Реализация данной функции, на наш взгляд, должна быть сконцентрирована на защите внутреннего рынка от импорта демпинговой про­дукции, субсидируемых иностранных товаров, а также продукции, массовый ввоз которой в беспошлинном режиме (или при наличии низких ставок пошлин) способен наносить а тем более если уже наносит) значительный экономический ущерб каким-либо отраслям национального хозяйства. Необходима также эффективная тарифная защита высокотехнологичных отраслей российской экономики (машиностроение, легкая и пищевая промышленность, наукоемкие производства).

8. Функция защиты интересов отечественных потребителей. Пошлины должны способствовать сокращению избыточного импорта нежелательных товаров, а также уменьшению излишнего экспорта на внешние рынки, не допуская разбалансированности их спроса и предложения на внутреннем рынке, не создавая предпосылок для роста цен внутри страны.

Читайте так же:  Приказ 280 о взаимодействии мвд

И, наконец, функция борьбы с демпингом (антидемпинговое регулирова­ние). Реализация дайной функции должна осуществляется в двух направлениях. Во-первых, следует не допускать демпинговых поставок российских экспорт­ных товаров, используя для этого вывозные таможенные пошлины. К сожале­нию, обвинения российских экспортеров в демпинговых поставках на западные рынки имеют под собой определенные основания, хотя масштабы российского демпинга (в его классическом понимании) достаточно скромные, особенно если не называть демпингом любые экспортные поставки из России более дешевых товаров, чем товары экспортеров из других государств. Относительная деше­визна российского экспорта не является исчерпывающем критерием для его от­несения к демпингу. Требуются дополнительные исследования и доказательст­ва. Причем без применения метода так называемой суррогатной страны.

И, во-вторых, это защита внутреннего рынка Российской Федерации от демпинговых поставок товаров из-за рубежа. Причем во многих случаях мас­штабы экономического ущерба являются чрезвычайно большими и относи­тельно легко доказуемыми. Например, объемы сокращения отечественного производства обуви, одежды, некоторых видов продовольствия и т.п. Возможен расчет и масштабов недопроизводства этой продукции за годы рыночных ре­форм, потерь рабочих мест, доходов работников, бюджетных потерь федераль­ного центра и регионов по этой причине. Однако специальные расследования Правительством по этим фактам почти не производились. Антидемпинговые мероприятия по данным случаям осуществлялись очень редко, антидемпинго­вые пошлины почти не вводились [14, c.90-94].

Таможенная пошлина — это обяза­тельный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта. Выделены «три основные функции таможенных пошлин» — фискальная, протекционистская (защитная) и балансиро­вочная, а также разработана классификация видов таможенных по­шлин: по способу взимания — специфические, адвалорные, комби­нированные [15, c.233]. (Адвалорные исчисляются в процентах от таможенной стоимости товаров, специфические исчисляются в установ­ленном размере за единицу товаров (например, 10 евро за 1 кг или 0,85 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя и пр.), а комбинированные сочетают в себе как первые, так и вторые (например, 48% таможенной стоимости, но не менее 2,5 евро за куб. см рабочего объема двигателя [16, c. 345] );

по объему обложения — импортные, экспортные, тран­зитные; по характеру — сезонные, антидемпинговые, компенсацион­ные, специальные; по происхождению — автономные, конвенцион­ные, преференциальные; по типам ставок — постоянные, перемен­ные; по способу вычисления — номинальные, эффективные [15, c. 233].

В зависимости от характера условий внешней торговли товарами таможенные пошлины можно подразделить на: обычные таможенные пошлины и особые виды таможенных пошлин. Обычные таможенные пошлины используются при регулировании внешней торговли в нор­мальных экономических условиях и отражаются в таможенном тарифе. Особые таможенные пошлины применяются при нарушениях нормальных условий внешней торговли. В зависимости от характера движения внешнеторговых товарных потоков обычные таможенные пошлины подразделяются на ввозные (импортные), вывозные (экспортные) и транзитные. Ввозные таможенные пошлины применяются к импортным товарам при выпуске их для внутреннего потребления. Они являются преобладающей формой пошлин и используются всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной кон­куренции. Особые виды таможенных пошлин подразделяются на: антидем­пинговые, компенсационные, специальные таможенные пошлины [12, c. 68-69]. (Приложение A).

По происхождению таможенные пошлины классифициру­ются на:

1) автономные — вводятся на основании односторонних реше­ний органов государственной власти страны. Обычно решение о введении таможенного тарифа принимается в виде закона парла­ментом государства, а конкретные ставки таможенных пошлин ус­танавливаются соответствующим ведомством (обычно министер­ством торговли, финансов или экономики) и одобряются прави­тельством;

2) конвенционные (договорные) — устанавливаются на базе дву­стороннего или многостороннего соглашений. Например, такого, как генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ/ВТО);

3) преференциальные (льготные)- имеют более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, ко­торые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Цель преферен­циальных пошлин — поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта. С 1947 г. действует Общая система преференций, предусматривающая значительное сниже­ние импортных тарифов развитых стран на импорт готовой про­дукции из развивающихся стран.

По типам ставок таможенные пошлины классифицируются на:

1) постоянные — таможенный тариф, ставки которого едино­временно установлены органами государственной власти и не мо­гут изменяться в зависимости от обстоятельств. Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками;

2) переменные — таможенный тариф, ставки которого могут из­меняться в установленных органами государственной власти слу­чаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий). Такие тарифы — довольно редкое яв­ление, но используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики.

По способу вычисления таможенные пошлины классифициру­ются на:

1) номинальные — тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они дают только самые общие представления об уровне та­моженного обложения, которому страна подвергает свои импорт или экспорт;

2) эффективные — реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленный с учетом уровня пошлин, нало­женных на импортные узлы и детали этих товаров [10, c. 172-173].

Страница не найдена

Возможно она была удалена из-за нарушения авторских прав или же не имела веса. Воспользуйтесь поиском google:

А также прочитайте САМЫЕ ЛУЧШИЕ ИЗРЕЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ — уверяем вам они понравятся!

Или же прочитайте самые посещаемые страницы нашего сайта:

185.238.139.36 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Сущность, функции и виды налогов

Сущность налога заключается в изъятии государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса. Налоги платят основные участники производства валового внутреннего продукта:
• работники, создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;
• хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:
• объект налогообложения;
• налоговая база;
• налоговый период;
• налоговая ставка;
• порядок исчисления налога;
• порядок и сроки уплаты налога.

Объектами налогообложения являются:
• прибыль (доход, включая дивиденды, проценты по долговым обязательствам);
• имущество (деньги, ценные бумаги, иное имущество и имущественные права; результаты интеллектуальной деятельности; нематериальные блага);
• операции по реализации товаров, работ и услуг;
• стоимость реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения.

Общее количество налогоплательщиков определяется количеством юридических лиц (коммерческих и некоммерческих организаций), численностью граждан, зарегистрированных в налоговых органах в качестве предпринимателей без образования юридического лица, и численностью граждан, уплачивающих подоходный налог по месту получения заработной платы.

Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков — юридических и физических лиц на территории страны. Все налоги, сборы, пошлины и другие платежи «питают» бюджетную систему РФ. Кроме того, существуют государственные внебюджетные фонды, доходная часть которых формируется за счет целевых отчислений. Источником этих отчислений также является произведенный ВВП.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения денежных средств, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц за осуществление государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Пошлина — это обязательный платеж, взимаемый за услугу общественного характера (например, таможенная, нотариальная, почтовая пошлина и др.).

В современной системе налогообложения налоги выполняют следующие функции:
• распределительную (социальную);
• фискальную;
• регулирующую;
• контрольную;
• поощрительную.

Функция налога — это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов. Отсюда возникает главная распределительная (социальная) функция налогов, выражающая их сущность как особого централизованного (фискального) инструмента распределительных отношений.

Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов — формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и др.). Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает государство в крупнейшего экономического субъекта.

Другая функция налогов как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. Таким образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики. Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в известной мере зависит от налоговой дисциплины. Суть ее в том, что-бы налогоплательщик (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги.

Распределительная функция налогов обладает рядом свойств, характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе. Это прежде всего то, что изначально распределительная функция налогов носила чисто фискальный характер. Но с тех пор, как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у данной функции появилось регулирующее свойство, которое осуществляется через налоговый механизм. В налоговом регулировании возникла стимулирующая, дестимулирующая, а также воспроизводственная подфункции.

Читайте так же:  Купить полис осаго в пушкино

Регулирующая функция призвана способствовать решению задач налоговой политики государства посредством налоговых механизмов.

Стимулирующая подфункция направлена на поддержку тех или иных экономических процессов и реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений), увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и др.

Виды льгот: необлагаемый минимум объекта; освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков; понижение налоговых ставок; рассрочка или отсрочка уплаты налогов, налоговые кредиты, включая инвестиционные, введение специальных налоговых режимов, прочие налоговые льготы.

Действующие налоговые льготы по налогообложению прибыли предприятий направлены на стимулирование:
• финансирования затрат на развитие производства и жилищное строительство;
• малых форм предпринимательства;
• занятости инвалидов и пенсионеров;
• благотворительной деятельности в социально-культурной и природоохранительной сферах.

Формами льгот по уплате налогов являются отсрочка или рассрочка по уплате налога, т. е. изменение срока уплаты налога на срок от одного до шести месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены заинтересованному лицу при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) причинения этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
2) задержки этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;
3) угрозы банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога;
4) если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога;
5) если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг лицом носит сезонный характер. Перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, утверждается Правительством РФ;
6) иных оснований, предусмотренных Таможенным кодексом РФ в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены по одному или нескольким налогам. Изменение срока уплаты налога на срок от трех месяцев до одного года при наличии хотя бы одного из перечисленных выше оснований называется налоговым кредитом.

Одной из преференций является также инвестиционный налоговый кредит, при котором организации предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок от одного года до пяти лет по налогу на прибыль (доход) организации, а также по региональным и местным налогам.

Решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль (доход) организации в части, поступающей в бюджет субъекта Российской Федерации, принимается финансовым органом субъекта РФ.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;
2) осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;
3) выполнение этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.

Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных Налоговым кодексом и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами.

К специальным налоговым режимам относятся: упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства, система налогообложения в свободных экономических зонах, система налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях, система налогообложения при выполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции.

Дестимулирующая подфункция налогов направлена, наоборот, на торможение развития каких-либо экономических процессов, например, путем реализации государством протекционистской экономической политики. Это проявляется через введение повышенных налоговых ставок, установление налога на вывоз капитала, повышенных налоговых пошлин, налога на имущество и т.д.

Подфункцию воспроизводственного назначения несут в себе платежи за пользование природными ресурсами, налоги, взимаемые в дорожные фонды, на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Эти налоги имеют четкую отраслевую принадлежность.

Поощрительная функция налогов выражается в признании государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом и в предоставлении им определенных налоговых льгот (например, участникам Великой Отечественной войны и т.д.).

В Российской Федерации в соответствии со ст. 12 Налогового кодекса РФ взимаются следующие виды налогов и сборов:
— федеральные;
— региональные (налоги и сборы субъектов РФ);
— местные.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом РФ и действуют на всей территории Российской Федерации.

Региональные налоги и сборы устанавливаются в соответствии с Налоговым кодексом РФ и вводятся законами субъектов РФ на территории соответствующих субъектов РФ.

Местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ нормативными правовыми актами органов местного самоуправления на территории соответствующих муниципальных образований.

Подобная трехуровневая система налогов (федеральные, региональные, местные) свойственна практически всем государствам с федеративным устройством.

Совокупность федеральных, региональных и местных налогов и сборов образует систему налогов Российской Федерации.

К федеральным налогам и сборам относятся следующие 16 видов налогов и сборов:
• налог на добавленную стоимость;
• акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;
• налог на прибыль (доход) организаций;
• налог на доходы от капитала;
• подоходный налог с физических лиц;
• взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;
• государственная пошлина;
• таможенная пошлина и таможенные сборы;
• налог на пользование недрами;
• налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
• налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;
• сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
• лесной налог;
• водный налог;
• экологический налог;
• федеральные лицензионные сборы.

К региональным налогам и сборам относятся 7 видов региональных налогов и сборов:
• налог на имущество организаций;
• налог на недвижимость;
• дорожный налог;
• транспортный налог;
• налог с продаж;
• налог на игорный бизнес;
• региональные лицензионные сборы.

В соответствии со ст. 14 (п.2) Налогового кодекса РФ при введении в действие налога на недвижимость на территории соответствующего субъекта РФ прекращается действие налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

В соответствии со ст. 15 Налогового кодекса РФ к местным налогам и сборам относятся 5 видов налогов и сборов:
• земельный налог;
• налог на имущество физических лиц;
• налог на рекламу;
• налог на наследование или дарение;
• местные лицензионные сборы.

До введения в действие части второй Налогового кодекса ссылки на конкретные законы приравнивались к ссылкам на Закон РФ «Об основах налоговой системы Российской Федерации» и отдельные законы о налогах, устанавливающие порядок уплаты конкретных налогов.

Особое значение имеет порядок отражения налогов в бухгалтерском учете — в составе издержек производства за счет финансовых результатов или налогооблагаемой прибыли. Правильность расчетов налога на прибыль требует знания состава затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость, и порядка формирования финансовых результатов (прибыли или убытка).

Классификация налогов по объектам налогообложения образует пять групп: налоги на имущество, ресурсные налоги (включая земельный налог), налоги на доход или прибыль, налоги на действия (хозяйственные акты, финансовые операции, обороты по реализации) и прочие, охватывающие некоторые налоги и разовые сборы.

Кроме того, налоги делятся на различные виды в зависимости от признака их классификации.

В первую очередь налоги делятся на прямые (подоходно-поимущественные) и косвенные (налоги на потребление). Прямые налоги взимаются в процессе приобретения и накопления материальных благ (подоходный налог, налог на имущество), косвенные — в результате их расходования (акцизы, налог на добавленную стоимость и т.д.).

Прямые налоги подразделяются в свою очередь на:
• реальные — взимаемые с действительно полученной налогоплательщиком прибыли, или дохода (налог на прибыль предприятий);
• вмененные — взимается не с действительного, а с предполагаемого среднего дохода, получаемого в определенных экономических условиях от того или иного предмета налогообложения; такими налогами прежде всего облагается имущество.

Помимо этого, налоги делятся на:
— раскладочные (сейчас используются в основном в местном налогообложении, например, на нужды образования, на благоустройство территории и т.д.);
— количественные (долевые, квотативные), которые взимаются исходя из возможности налогоплательщика заплатить налог (при этом косвенно учитывается имущественное положение налогоплательщика).

Налоги также делятся на:
— закрепленные — полностью или в частях закрепленные в качестве источника конкретного бюджета (в частности, таможенные пошлины);
— регулирующие — перераспределяемые ежегодно между бюджетами различных уровней при утверждении федерального бюджета для покрытия дефицита (например, акцизы, НДС, налог на прибыль предприятий и т.д.).

Большую роль играют так называемые целевые налоги, в отличие от общих, т. е. налоги, взимаемые конкретно и целенаправленно для решения какой-либо определенной задачи. Так, в 1994 г. в Москве с владельцев автотранспортных средств взимался налог, который непосредственно шел на реконструкцию кольцевой автодороги.

Налоги в соответствии с периодичностью их взимания можно также подразделить на:
— регулярные (систематические, текущие) — взимаются с определенной периодичностью в течение всего времени пользования плательщиками имуществом либо занятия каким-либо видом деятельности, приносящей прибыль (например, земельный налог, подоходный налог с физических лиц и т.д.) и
— разовые — взимаются в связи с какими-либо несистемными событиями (в частности, налог с имущества, который переходит к другому лицу в порядке наследования, дарения и т.д.).