Штраф за непроведение спецоценки условий труда

Ответственность работодателя за нарушения порядка СОУТ

Кодекс РФ об административных правонарушениях

Статья 5.27.1 часть 2 КоАП РФ за нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение предусматривает для

Наложение административного штрафа

от 60 тысяч до 80 тысяч рублей

от 5 тысяч до 10 тысяч рублей

Лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица

от 5 тысяч до 10 тысяч рублей

Статья 5.27.1 часть 5 КоАП РФ за повторное нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение предусматривает для:

Лиц, ранее подвергнутых административному наказанию за аналогичное административное правонарушение *

Санкция при рецидиве

от 100 тысяч до 200 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток

от 30 тысяч до 40 тысяч рублей или

дисквалификация на срок от одного года до трех лет

лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица

от 30 тысяч до 40 тысяч рублей или

административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток

1.Кто может возбудить дело об административном правонарушении?

2.Кто рассматривает дело об административном правонарушении?

3.Ответственность спец.организации за нарушения порядка СОУТ

Срок давности привлечения к административной ответственности

Срок давности привлечения к административной ответственности за не проведение СОУТ1 год со дня обнаружения административного правонарушения (фиксации в акте проверки ГИТ или прокуратуры).

(см. судебную практику: Решение Пермского краевого суда от 04.04.2016 по делу № 7-559-2016(21-350/2016)

Важные детали

При введении в штатное расписание новой должности позже 01.01.2014 необходимо проводить внеплановую специальную оценку условий труда в течение шести месяцев, в противном случае бездействие работодателя будет квалифицировано по ч.2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

(см. судебную практику: Постановление Новосибирского областного суда от 06.04.2016 по делу N 4а-262/2016)

Довод о том, что СОУТ можно проводить поэтапно и завершить не позднее 31 декабря 2018 года признан судом как неверное толкование норм права — работодатель оштрафован по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ за не проведение СОУТ на всех рабочих местах.

(см. судебную практику: Решение Московского городского суда от 08.04.2016 по делу N 7-2379/2016)

Заключение договора на оказание услуг по СОУТ после выявления правонарушения, то есть после начала проверки ГИТ квалифицировано по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

(см. судебную практику: Постановление Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 05.05.2016 N 4а-80/2016)

Мы приводим на сайте лишь некоторые детали, которые выявляются в ходе анализа судебной практики по СОУТ!

Без анализа судебной практики и экспертных заключений по результатам экспертизы качества специальной оценки условий труда Вы не можете оценить качество предоставляемых услуг по СОУТ, что приводит Вас к внушительным штрафам (в настоящее время в правовой базе более 1200 судебных актов, затрагивающих вопросы СОУТ)

Мы всегда в курсе актуальной судебной практики по СОУТ!

Выбирая Рострудэксперт в партнеры по СОУТ, вы минимизируете свои риски и получаете гарантированно профессиональную услугу!

С принятием в январе 2014 года Федерального закона «О специальной оценке условий труда» были внесены существенные изменения в порядок проведения оценивания условий труда на рабочих местах, а также в систему формирования страховых тарифов и начисления штрафов за непроведение СОУТ.

Усиление мер было вызвано частыми случаями уклонения работодателей от проведения аккредитации рабочих мест, предшествующей процедуре СОУТ или от предписаний по улучшению условий труда на рабочих местах по итогам проверки СОУТ. Многие руководители просто «экономили» на своих сотрудниках и вполне резонно считали, что заплатить небольшой штраф гораздо выгоднее, чем вкладывать большие суммы в реконструкцию системы охраны труда на предприятии.

На сегодняшний день, как утверждают эксперты Минтруда, с повышением сумм штрафных санкций, тенденция изменилась в лучшую сторону. К тому же, ответственность за качественное проведение СОУТ теперь возлагается не только на работодателя, но и на организацию и экспертов, которые привлекаются для проведения спецоценки.

Административная ответственность работодателя

Статья административно-правового Кодекса РФ 5.27 КоАП имеет градацию на конкретные основания. Каждое основание предусматривает конкретные виды наказаний и установленные суммы штрафов:

общие нарушения нормативных требований по ОТ (за исключением тех, которые будут указаны ниже) чреваты вынесением предупреждения или наложением штрафа в размере:

  • для должностных лиц – от 2 до 5 тыс. рублей;
  • для ИП – от 2 до 5 тыс. рублей;
  • для юридических лиц – от 50 до 80 тыс. рублей.
  • уклонение от проведения СОУТ или нарушение работодателем установленного порядка проведения спецоценки влечет за собой предупреждение или наложение штрафа в размере:
    • для должностных лиц – от 5 до 10 тыс. рублей;
    • для ИП – от 5 до 10 тыс. рублей;
    • для юрлиц – от 60 до 80 тыс. рублей.
  • допуск к исполнению трудовых обязанностей работников без оформленной медицинской книжки, без проведения обучения по вопросам ОТ, без медицинского освидетельствования психического здоровья, грозит наложением штрафов в размере:
    • для должностных лиц – от 15 до 25 тыс. рублей;
    • для ИП – от 15 до 25 тыс. рублей;
    • для юридических лиц – от 110 до 130 тыс. рублей.
  • отсутствие должного обеспечения сотрудников СИЗ, влечет за собой наложение штрафов в размере:
    • для должностных лиц – от 20 до 30 тыс. рублей;
    • для ИП – от 20 до 30 тыс. рублей;
    • для юрлиц – от 130 до 150 тыс. рублей.
  • наказание за повторное нарушение государственных нормативных требований ОТ будет следующим:
    • для должностного лица – штраф в сумме от 30 до 40 тыс. рублей или дисквалификацию на срок от 1 до 3 лет;
    • для ИП – от 30 до 40 тыс. рублей или же приостановление деятельности организации на срок до 90 дней;
    • для юридических лиц – штрафное взыскание в сумме от 100 до 200 тыс. рублей или приостановление деятельности организации на срок до 90 дней.
  • нарушение сроков подачи результатов СОУТ в Государственную инспекцию труда влечет за собой штрафы в размере:
    • для должностных лиц – от 20 до 50 тыс. рублей или же дисквалификация на срок от 1 до 3 лет;
    • для ИП – от 30 до 50 тыс. рублей;
    • для юридических лиц – от 100 до 200 тыс. рублей.
  • Уголовная ответственность работодателя

    Уголовная ответственность в отношении работодателя наступает в случае его доказанной вины в причинении тяжкого вреда здоровью работника или его смерти. Меры пресечения в таких случаях избираются на основании 3-х частей статьи 143 УК РФ:

    • 1 часть – причинение тяжкого вреда человеку. Наказания за такое преступление может быть следующими:
      • административный штраф – до 400 тыс. рублей;
      • обязательные работы – от 180 до 240 часов;
      • исправительные работы – до 2-х лет;
      • принудительные работы – до 1 года;
      • лишение свободы – до 1 года.
    • 2 часть – те же действия, что предусмотрены частью 1, но повлекшие за собой смерть работника по неосторожности, предусматривают следующее наказание:
      • принудительные работы до 4-х лет с правом лишения занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до 3-х лет.
    • 3 часть – правонарушения, повлекшие смерть 2-х и более лиц, влекут за собой такие наказания:
      • принудительные работы сроком до 5-ти лет;
      • лишение свободы до 5 лет с правом лишения занимать определенные должности или заниматься конкретной деятельностью сроком до 3-х лет.

    Ответственность организаций и экспертов, проводящих СОУТ

    С введением новых правил, к Главе 14 КоАП РФ были внесены дополнения, а именно новая статья 14.54 «Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда». Положения данной статьи отражают информацию об административных правонарушениях в отношении организаций по СОУТ и представляющих их экспертов.

    Читайте так же:  Владимир адвокат саратов

    Статья предусматривает следующие меры пресечения:

    • первичное нарушение порядка проведения спецоценки предусматривает административный штраф в размере:
      • для должностного лица – от 20 до 30 тыс. рублей;
      • для юридического лица – от 70 до 100 тыс. рублей.
    • при повторном правонарушении меры будут ужесточаться:

        для должностного лица – штраф от 40 до 50 тыс. рублей или же дисквалификация на срок от 1-го до 3-х лет;

        для юридического лица – от 100 до 200 тыс. рублей или приостановление деятельности организации на срок до 90 дней.

        В судебных разбирательствах по поводу нарушения норм трудового законодательства, эксперт выступает в роли должностного лица. Если судом будет назначена мера наказания в виде отстранения о т должностных обязательств, это может обернуться для эксперта и еще одной неприятностью — лишением сертификата.

        Подытожить информацию об ужесточении уже существующих правил и внесении новых, можно известной поговоркой «не кнутом, так пряником». Ведь только жесткие меры приводят к увеличению исполнительности и ответственности. Как известно, большие перемены начинаются с малого и только наше с Вами желание вывести систему охраны труда на предприятиях страны на должный уровень, будет способствовать смягчению законодательных рамок.

        Штраф за отсутствие СОУТ 2018

        Ответственность работодателя за нарушения в области спецоценки урегулирована положениями ч.2 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Этот раздел данного нормативного акта предусматривает следующие величины штрафов за отсутствие специальной оценки условий труда в 2018 году:

        • для представителей руководящего состава, виновных в невыполнении спецоценки, — штраф 5-10 тыс. руб.;
        • для индивидуальной категории предпринимателей, работающих без образования юрлица, — 5-10 тыс. руб.;
        • для организаций — 60-80 тыс. руб.

        Штрафные меры при нарушении действующих требований к порядку спецоценки определяются аналогичным образом. При этом во внимание принимаются не только требования основного 426-ФЗ, но и специальных нормативных документов, устанавливающих правила проведения СОУТ. К ним относятся приказ Минтруда № 33н и другие.

        Повторные нарушения в области проведения спецоценки наказываются гораздо более значительными штрафами. Предполагается, что работодатель, допустивший первичное нарушение, мог сделать это по незнанию, отсутствию необходимых навыков применения законодательства и т.д. Однако повторение нарушения в этой сфере свидетельствует о его недостаточно серьезном отношении к исполнению своих обязанностей. При этом не имеет значения, имеют ли первичное и повторное нарушение идентичный характер или связаны с различными требованиями закона. Поэтому в случае, если за компанией уже числится штраф за проступок в этой области, следует особенно внимательно контролировать соблюдение актуального порядка проведения СОУТ.

        Размер штрафа за непроведение СОУТ в 2018 году при повторном нарушении, а также штрафов за другие повторные нарушения в этой сфере, определяется положениями ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП. Он составляет:

        • для должностных лиц, допустивших вторичное нарушение правил СОУТ или ее невыполнение, — штраф 30-40 тыс. руб. Указанная мера может быть заменена дисквалификацией на период от 1 года до 3 лет;
        • для индивидуальных предпринимателей, действующих без образования юрлица, — штраф 30-40 тыс. руб. Он может быть заменен такой мерой как приостановка деятельности в административном порядке на период до 90 суток;
        • для организация — штраф размером 100-200 тыс. руб. Такое наказание также может быть заменено приостановкой работы на период до 90 суток.

        СОУТ в 2018 году. Что нам ждать от специальной оценки условий труда в 2018. Реалии, проблемы, перспективы

        В преддверии нового года мы подготовили статью о том, чего же ждать от СОУТ в 2018 году.

        Наступивший 2018 год является самым важным для предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей в части проведения специальной оценки условий труда (СОУТ), так как это последний год, отведенный Федеральным законом от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» на проведение СОУТ с момента ее начала.

        Обязанность по ее проведению возложена на работодателя статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации.

        Работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда на всех рабочих местах – офис это или производство, стационарное это рабочее место или не стационарное (водители, курьеры, грузчики и т.д.).

        В соответствии с Законом специальная оценка условий труда не проводится только на рабочих местах надомников, дистанционных работников (см. специальные разделы ТК РФ), а также работников, когда их работодателем выступает физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем.

        Несмотря на разрешенную Законом этапность проведения специальной оценки условий труда, не стоит забывать о необходимости включения условий труда на рабочем месте работника в трудовой договор (существенное условие ст.57 Трудового кодекса Российской Федерации), которые могут быть установлены только по результатам специальной оценки условий труда или аттестации рабочих мест.

        За непроведение специальной оценки условий труда или нарушение порядка ее проведения работодатель подвергается штрафным санкциям, вплоть до приостановления деятельности.

        Специальная оценка условий труда с 1 января 2014 года заменила аттестацию рабочих мест по условиям труда.

        С точки зрения Минтруда России, она должна была стать логическим продолжением аттестации рабочих мест, устранив ее недостатки и дополнив всем новым и перспективным, что имелось, к тому времени, в арсенале обеспечения охраны труда, стать для работодателей своеобразным стимулом к обеспечению еще более безопасных условий труда для своих работников, чем были до этого, а для работников — гарантом безопасности их здоровья, а в случае выполнения работы во вредных условиях труда — основой социальной защищенности, включая получение гарантий и компенсаций, контроль состояния здоровья (медосмотры), а также ранний выход на пенсию.

        Однако, ситуация с проведением специальной оценки условий труда с самого начала складывалась иначе.

        Несмотря на проводимую Минтрудом России работу по разработке Федерального закона «О специальной оценке условий труда» и Методики проведения специальной оценки условий труда, огромное количество замечаний и предложений специалистов, ранее проводивших аттестацию рабочих мест, представителей профсоюзов различных отраслей, специалистов по охране труда не были услышаны и учтены, вследствие чего работа по специальной оценке условий труда не могла быть начата сразу с 1 января 2014 года, а началась только с апреля 2014 года, а сам Закон и Методика проведения специальной оценки условий труда содержали и содержат до настоящего времени формулировки не имеющие однозначного толкования и требующие пояснений и уточнений.

        Методика проведения СОУТ, утвержденная приказом Минтруда №33н от 24.04.2014 года, должна была предусматривать проведение специальной оценки условий труда по единым критериям для всех рабочих мест всех отраслей экономики.

        Однако, как показала практика первых дней проведения специальной оценки условий труда, Критерии, по которым оценивались условия труда и которые содержались в Методике были значительно сокращены в сравнении с аттестацией рабочих мест по условиям труда, вследствие чего, значительное число работников, осуществляющих трудовую деятельность в потенциально вредных и опасных условиях труда (водители, медперсонал, работники воздушного и морского транспорта и целого ряда других профессий) были вынуждены лишиться предоставляемых гарантий и компенсаций, так как по имеющимся критериям оценки ух условиях труда признавались допустимыми. А согласно требованиям Трудового кодекса Российской Федерации, за работу в таких условиях труда гарантии и компенсации — не предоставляются.

        Значительное количество обращений работников в Государственные инспекции труда, Минтруда и профсоюзы сдвинули ситуацию с «мертвой» точки, и, с целью снижения социальной напряженности, Минтруд вынужден был вносить изменения как в Федеральный закон от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», так и в Методику проведения СОУТ, а также издавать приказы об особенностях проведения СОУТ работников отдельных категорий и профессий.

        Специальная оценка условий труда должна проводиться с особенностями на:

        • Рабочих местах членов экипажей морских судов, судов внутреннего плавания и рыбопромысловых судов.
        • Рабочих местах членов летных и кабинных экипажей воздушных судов гражданской авиации.
        • Рабочих местах отдельных категорий медицинских работников, непосредственно оказывающих скорую (скорую специализированную) медицинскую помощь в экстренной или неотложной формах вне медицинской организации, в том числе в ходе медицинской эвакуации.
        • Рабочих местах медицинских работников, расположенные в помещениях, к которым нормативными правовыми актами Российской Федерации предъявляются требования, связанные с необходимостью поддержания особого микробиологического состояния среды и устойчивого режима функционирования медицинского оборудования (отделения реанимации, интенсивной терапии, операционные).
        • Рабочих местах медицинских работников, непосредственно осуществляющих диагностику и лечение с использованием медицинской аппаратуры (аппаратов, приборов, оборудования), перечень которой утверждается Минтрудом России по согласованию с Минздравом России и на нормальное функционирование которой могут оказывать воздействие средства измерений, используемые в ходе проведения специальной оценки условий труда.
        • Рабочих местах работников, трудовая функция которых состоит в подготовке к спортивным соревнованиям и в участии в спортивных соревнованиях по определенному виду или видам спорта.
        • Рабочих местах работников, перечень профессий и должностей которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2007 г. N 252 «Об утверждении перечня профессий и должностей творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, особенности трудовой деятельности которых установлены Трудовым кодексом Российской Федерации».
        • Рабочих местах работников радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов, занятых на работах с техногенными источниками ионизирующих излучений.

        В 2017 году этот перечень был дополнен медицинским персоналом, оказывающим медицинскую помощь больным психическими заболеваниями, а также с 25 декабря 2017 года вступают в действие особенности проведения специальной оценки условий труда водителей общественного транспорта.

        Ситуация со стороны работодателей, в задачи которых входит приписанное ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечение безопасных условий труда для работников, к настоящему времени, также неоднозначна.

        Так, на крупных промышленных предприятиях, на которых имеется развитая служба охраны труда, до окончания 2013 года регулярно проводилась аттестация рабочих мест по условиям труда.

        Срок ее действия составлял 5 лет и для большинства работодателей к 2018 году результаты аттестации рабочих мест по условиям труда либо заканчивают свое действие, либо уже закончились.

        Для многих работодателей среднего звена и микропредприятий, до настоящего времени, специальная оценка условий труда вообще является незнакомой процедурой, так как в первоочереные задачи работодателей этой группы входит получение максимальной прибыли, а не организация охраны труда на собственном предприятии.

        Как правило узнают о необходимости проведения СОУТ от Государственной инспекции труда (после прихода инспектора) при расследовании несчастного случая или обращения работника, зачастую по вопросам даже несвязанным с условиями труда.

        Поэтому проведение специальной оценки условий труда для таких работодателей должно в 2018 году стать первоочередной задачей, так как ее непроведение грозит работодателю штрафом в размере 60-80 тысяч рублей или приостановкой деятельности, согласно ст.5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

        Штраф за непроведение СОУТ за КАЖДОЕ рабочее место?

        В зависимости от благосостояния организации и настроения инспектора.

        5.27.1 ч.2 может применяться как на каждое РМ (по аналогии с ч.3), так и в общем.

        Ушёл в ЗакатЪ написал:
        5.27.1 ч.2 может применяться как на каждое РМ

        ПИСЬМО
        от 28 ноября 2016 г. N ПГ/31983-03-3

        Учитывая изложенное, полагаем, что если работодатель привлекается к административному наказанию в виде штрафа по частям 3, 4 статьи 5.27.1 КоАП, то работодатель несет ответственность за каждое установленное нарушение. В то же время, если работодатель привлекается к административному наказанию в виде штрафа по частям 1, 2 статьи 5.27.1 КоАП, ответственность работодателя не находится в зависимости от количества работников, чьи трудовые права были нарушены.

        Врио начальника Управления
        государственного надзора в сфере труда
        Л.В.КОВАЛЬ
        28.11.2016

        2. Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение –

        влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

        Уже сейчас реализованы первые шаги реформы – разработан первый пакет проверочных листов, запущен механизм ежеквартального видеоэкзамена и риск-ориентированного подхода. Внедрение новых механизмов дает свои результаты. За период с января по май 2017 года зафиксировано троекратное увеличение количества вынесенных предупреждений в отношении работодателей – 15 тысяч вместо 5 тысяч в 2016 году, подчеркнул В. Вуколов.

        Надежда умирает последней.

        КоАП РФ, Статья 5.27.1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации

        5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1-4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

        влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

        И опять будет предписание о проведении СОУТ.

        Штраф за непроведение спецоценки условий труда

        ПОРЯДОК ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ

        В первых версиях закона работодатели осуществляли «аттестацию» рабочих мест, которая позднее переросла в «специальную оценку». По действующей ныне редакции стало гораздо легче попасть под штраф за отсутствие аттестации рабочих мест. Еще в 2015 году аттестации подлежали не все рабочие места, теперь же СОУТ должна проводиться для всех.

        Проводить оценку не нужно для вакантных рабочих мест, а также для надомных и дистанционных сотрудников. Первое связано с тем, что оцениваться должны условия труда конкретного работника, штатные производственные процессы, которые не ведутся, если данное рабочее место вакантно. По второму моменту важно, чтобы дистанционный режим работы был прописан в трудовом соглашении с сотрудником.

        Экспертиза рабочих мест проводится независимой организацией, которая должна входить в специальный реестр Минтруда РФ. Суть процедуры в выявлении наличия или подтверждения отсутствия вредных или опасных производственных факторов. В случае предполагаемой вредности, проводится комплекс мероприятий (замеров, исследований) для определения степени вредоносности. В результате рабочему месту присваивают класс опасности. В зависимости от этого класса определяются меры предосторожности, компенсации сотруднику, дополнительные выплаты соцфондам, обязательность спецодежды и т.д.

        В трудовую инспекцию свой отчет экспертная комиссия передаст сама. А организации-заказчику достаточно оформить декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Данные из экспертного отчета переносятся в бланк статистики № 1-Т (условия труда) «Сведения о состоянии условий труда и компенсациях на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».

        КАК ЧАСТО НУЖНО ПРОВОДИТЬ СОУТ

        Специальную оценку условий труда следует проводить не реже, чем 1 раз в пять лет. Это касается, прежде всего, действующих рабочих мест.

        Помимо этого, есть ряд ситуаций, когда проверка должна быть проведена внепланово. Это, например, ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, получение работодателем соответствующего предписания государственного инспектора труда, изменение технологического процесса или замена производственного оборудования, означающее довольно заметное изменение условий труда, произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве или выявленное профессиональное заболевание (это просто аннулирует действующий документ о соответствии рабочего места) и, наконец, поступление мотивированных предложений от рабочего профсоюза.

        При наступлении одного из перечисленных оснований внеплановая специальная оценка условий труда должна быть проведена на соответствующих рабочих местах в течение 12 месяцев. В случае несоблюдения сроков проведения СОУТ работодатель должен быть готов к штрафу за непроведение ооцнки условий труда на рабочих местах. Это относится, в том числе и к ситуациям, когда работодатель игнорирует необходимость внеочередных оценок.

        СТОИМОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ

        Каждая специализированная организация устанавливает свои расценки. Минимальная стоимость устанавливается для оценки рабочих мест, где предполагается полное отсутствие вредных факторов. Экспертиза рабочих мест, требующая дополнительных замеров, химического анализа и иных сложных исследований может обойтись работодателю в сумму от 3000 рублей за каждое рабочее место.

        Некоторая экономия возможна при наличии аналогичных (равнозначных) рабочих мест. При высоком сходстве условий труда разрешено оформлять одну карту СОУТ на несколько рабочих мест. Ограничение: необходимо оценить не менее 20% от общего числа схожих одинаковых рабочих мест (но не менее двух). Работодателю, который сочтет расходы на специальную оценку условий труда чрезмерной, стоит учесть в числе расходов грядущие штрафы за специальную оценку условий труда.

        ШТРАФ ЗА ОТСУТСТВИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ

        Объем ответственности для нарушителей определяет Кодекс об административных правонарушениях (ч.1 ст. 5.27.1). Так, индивидуальные предприниматели и должностные лица будут оштрафованы на сумму от 5 до 10 тысяч рублей. Ответственность за непроведение специальной оценки условий труда для организации-работодателя существенно выше и достигает 60 000 – 80 000 рублей (п. 2 ст 5.27.1 КоАП РФ). В сравнении с прежними показателями суммы санкций значительно возросли: штраф за аттестацию рабочих мест в 2015 году составлял 1-5 тысяч рублей для ИП и 30-50 для организаций.

        При систематических нарушениях штраф за непроведение СОУТ для юридических лиц вырастают до 200 тысяч рублей, для ИП и должностных лиц – до 40 тысяч. Альтернативой может стать приостановка деятельности предприятия до 90 суток и дисквалификация должностных лиц на срок до 3х лет.

        Если же в результате непроведенной спецоценки будет причинен тяжкий вред здоровью работника, работодатель попадает под действие ст. 143 Уголовного кодекса. В таком случае наказание составит от 400 000 рублей в виде штрафа. В наиболее тяжелых случаях, например, при смертельном исходе, встанет вопрос лишения свободы для работодателя на срок от 1 до 5 лет.

        АКТУАЛЬНОЕ ПО ТЕМЕ:

        Минтруд России напоминает работодателям, что проведение специальной оценки условий труда должно быть завершено не позднее 31 декабря 2018 года

        Результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда могут использоваться до окончания срока их действия, но не позднее, чем 31 декабря 2018 г. По результатам проведения специальной оценки условий труда работникам устанавливаются гарантии и компенсации, предусмотренные Трудовым кодексом РФ.

        В целях недопущения снижения объема гарантий, компенсаций и прав работников на безопасный труд в связи с возможным риском проведения специальной оценки условий труда до конца 2018 г. не в полном объеме, Минтруд России обращает особое внимание на недопустимость нарушения требований Трудового кодекса РФ, Федерального закона № 426-ФЗ в части безусловного завершения проведения специальной оценки условий труда не позднее чем 31 декабря 2018 г. на территории субъекта РФ.

        МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

        ОТ 1 ИЮНЯ 2018 Г. № 15-4/10/В-4010

        ОБ ОБЯЗАННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА

        В соответствии с требованиями Трудового кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426 «О специальной оценке условий труда» (далее – Федеральный закон № 426-ФЗ) работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах работников.

        Результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда могут использоваться до окончания срока их действия, но не позднее чем 31 декабря 2018 г.

        По результатам проведения специальной оценки условий труда работникам устанавливаются гарантии и компенсации, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации.

        По состоянию на апрель 2018 г. специальная оценка условий труда в Российской Федерации проведена лишь на 65% рабочих мест.

        В то же время в соответствии с Федеральным законом № 426-ФЗ результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда действуют до окончания срока их действия, но не позднее, чем 31 декабря 2018 г.

        В соответствии с Федеральным законом № 426-ФЗ обязанность по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагается на работодателя.

        Исходя из этого в целях недопущения снижения объема гарантий, компенсаций и прав работников на безопасный труд в связи с возможным риском проведения специальной оценки условий труда до конца 2018 г. не в полном объеме, прошу Вас обратить особое внимание на недопустимость нарушения требований Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона № 426-ФЗ в части безусловного завершения проведения специальной оценки условий труда не позднее, чем 31 декабря 2018 г. на территории субъекта Российской Федерации.

        Какие штрафы предусмотрены за непроведение специальной оценки условий труда?

        Опубликовано: 9.01.2014 Рубрика: Вопрос Ответ Автор: Единый Стандарт

        Специальная оценка условий труда (СОУТ – Спецоценка, – ред.) была разработана взамен аттестации рабочих мест (АРМ, – ред.). Отменить традиционную процедуру, которая ведет свое начало с периода советских времен, решили из-за того, что в стране на сегодняшний день официально зарегистрирован 21 млн. работников, которые работают во вредных и опасных условиях труда, а количество профзаболеваний увеличивается ежегодно на 5-7 тыс. человек. На рабочих местах большинства из них АРМ проводилась, но улучшения, которое ожидалось, не произошло. Количество подобных рабочих мест все еще продолжает расти. Поэтому в целях замещения рабочих мест с неудовлетворительными условиями труда было решено изменить подход к оценке. Новые требования содержатся в Федеральном законе от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

        Примечательно то, что с изменением порядка оценки условий труда, изменяется ряд нормативных положений. К примеру, кардинальные изменения вносятся в статью 5.27 КоАП РФ. И теперь для работодателей, которые бездействуют, будет ужесточаться и дифференцироваться система штрафов и санкций. Дифференцируются, значит, подразделяются на виды. То есть, отдельный штраф за несоблюдение требований охраны труда, за непроведение СОУТ, за непроведение медосмотров, необеспечение средствами индивидуальной защиты (СИЗ, – ред.) и т.д. Подобное разделение было сделано впервые. Ранее существовал единый вид правонарушения и размер выплат, вне зависимости от того, что совершил работодатель – нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

        Касаемо процедуры спецоценки предусмотрены следующие размеры штрафов. За непроведение спецоценки или нарушение работодателем установленного порядка проведения процедуры влечет предупреждение или наложение штрафа на должностное лицо – от 5 000 до 10 000 рублей, на индивидуального предпринимателя (ИП, – ред.) – от 5 000 до 10 000 рублей, на юридическое лицо – от 60 000 до 80 000 рублей.

        В случае повторно выявленного правонарушения для должностного лица предусмотрен административный штраф в размере от 30 000 до 40 000 рублей или дисквалификация на срок от 1 года до 3-х лет, для ИП – от 30 000 до 40 000 рублей или приостановление деятельности сроком до 90 суток, для юридического лица – от 100 000 до 200 000 рублей или административное приостановление деятельности на тот же срок, что предусмотрено для ИП.

        Для организаций, проводящих СОУТ, также предусмотрена административная ответственность. В случае нарушения установленного порядка проведения процедуры на должностное лицо может быть наложен штраф в размере от 20 000 до 30 000 рублей, на юридических лиц – от 70 000 до 100 000 рублей.

        К сведению. Для эксперта организации, проводящей спецоценку, административная ответственность была введена впервые, и в случае нарушения порядка он будет привлекаться к административной ответственности как должностное лицо.

        За аналогичное правонарушение должностное лицо будет привлекаться к административному штрафу в размере от 40 000 до 50 000 рублей, юридическое в размере от 100 000 до 200 000 рублей или же административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

        Ответственность для организаций и экспертов предусмотрена для того, чтобы еще раз подчеркнуть независимость по отношению к деятельности работодателя и фиксировать именно те показатели и результаты, которые были выявлены в ходе исследования условий на рабочих местах. Если они не будут соответствовать действительности, и работодатель, и организация по СОУТ обоюдно будут нести ответственность. Чья именно в том вина – покажет уже впоследствии проверка Роструда.

        Новые административные санкции начнут действовать с 2015 года. Переходный период был предусмотрен Минтрудом для того, чтобы у работодателей была возможность привести в должный порядок всю документацию и провести все необходимые мероприятия, предусмотренные трудовым законодательством.

        Судя по удвоенным размерам предусмотренных штрафов, работодателю гораздо выгоднее провести спецоценку. Тем более при действующей СОУТ работодателям, у которых выявляются безопасные условия труда, периодическую проверку через каждые пять лет проходить не нужно. Достаточно, чтобы в работе организации не было зафиксировано несчастных случаев, инцидентов, профзаболеваний.

        Подробнее об изменении системы штрафов Вы можете узнать в материале: «Штрафы и санкции при специальной оценке условий труда».

        Читайте так же:  Образец приказа о порядке хранения технической документации