Реорганизация и ликвидация юридического лица понятие виды

Реорганизация юридических лиц: виды и отличия

Все записи на тему:

Коммерческая деятельность направлена на извлечение прибыли и требует постоянного развития от осуществляющих ее лиц. Крупные компании поглощают мелкие, но подающие надежды фирмы, а успешные в нескольких направлениях организации выделяют наиболее перспективные виды деятельности и поручают их новым компаниям. Это лишь малая часть целей, которыми могут руководствоваться управленцы, принимая решение об изменении правового положения субъекта предпринимательской деятельности путем реорганизации.

Формально реорганизация – вариант прекращения деятельности, в то же время данная процедура преследует иные цели, нежели ликвидация компаний, а именно: форсирование, развитие, изменение.

Общие положения о реорганизации

Реорганизация юридического лица – это прекращение или иное изменение его правового положения с возникновением отношений правопреемства, в результате чего одновременно создается одна либо несколько новых и/или прекращает деятельность одна либо несколько реорганизуемых компаний.

Пять форм реорганизации преследуют различные цели в предпринимательской деятельности:

  • слияние – создание одного и прекращение нескольких;
  • разделение – создание нескольких, прекращение одного;
  • присоединение – прекращение нескольких в пользу одного;
  • выделение – создание одного и нескольких;
  • преобразование – прекращение и создание одного.

Основы правового регулирования данных процессов содержатся в статьях 57 – 60.2 Гражданского кодекса РФ.

Общими признаками всех видов реорганизации компаний являются обязательные процедуры:

  • принятие решения о реорганизации юридического лица и ее виде,
  • подготовка проектов необходимых документов (договоров, передаточных актов),
  • уведомление о начале процедуры в налоговую инспекцию и публикация сообщения о ней в специализированном печатном издании,
  • регистрация прекращения деятельности и создания новых фирм (статья 60 ГК РФ).

Заключение договора о реорганизации предусмотрено для слияния и присоединения. Разделение и преобразование как форму реорганизации сопровождает соответствующее решение. При выделении принимается решение и заключается договор об учреждении новой компании.

При этом регистрация вновь создаваемого юридического лица будет произведена не ранее, чем через три месяца после внесения записи о начале процедуры реорганизации в ЕГРЮЛ.

Особое внимание следует уделить правоотношениям по лицензированию деятельности компании, поскольку ранее полученные лицензии аннулируются одновременно с исключением из реестра реорганизуемого юридического лица.

Для того чтобы исключить риски признания реорганизации недействительной, в документе, оформляющем процедуру (будь то решение либо договор), следует прописать особый порядок совершения сделок в ходе реорганизации, предусмотреть расходы на организацию и оформление (в отношении прав собственности, выкупа акций, погашение требований кредиторов).

Слияние: создание одного, прекращение нескольких

Слияние – это реорганизация нескольких юридических лиц, при которой права и обязанности каждого из них передаются новому юридическому лицу.

В законодательстве РФ нет определения «поглощение» юридических лиц, слияние – одна из юридических форм данного экономического понятия.

Целью сделок по слияниям может являться стремление к увеличению собственности, росту прибыли, рентабельности инвестиций, стоимости компании в целом, а также усилению влияния на рынке.

В экономике выделяют несколько видов слияний субъектов предпринимательской деятельности, таких как:

  • горизонтальное — слияние компаний одной отрасли с целью устранения конкурентов;
  • вертикальное — слияние компаний единой технологической цепочки с целью снижения расходов;
  • конгломератное — слияние компаний разных сфер деятельности для развития и усиления влияния на рынке.

При этом слияние коммерческих организаций находится под особым контролем антимонопольной службы. Виды действий по слиянию, осуществляемые только с предварительного согласия данного органа, закреплены в статье 27 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». К таким действиям относится и слияние юридических лиц, если их общая стоимость превышает 7 миллиардов рублей либо общая выручка – 10 миллиардов рублей.

Результат: ООО «А» + ООО «Б» = ООО «В»

С даты регистрации нового юридического лица (ООО «В») реорганизуемые в форме слияния компании (ООО «А» и ООО «Б») прекращают существование с внесением отметки об этом в ЕГРЮЛ.

NOTA BENE: С 01 сентября 2014 года передаточный акт при слиянии не составляется.

Разделение: создание нескольких, прекращение одного

Реорганизация в форме разделения – это ликвидация юридического лица с передачей всех его прав и обязанностей новым фирмам по передаточному акту, процедура, противоположная слиянию юридических лиц, форма децентрализации собственности.

Решение о реорганизации в форме разделения принимается для упрощения управления обособленными подразделениями, организации новых финансовых потоков, минимизации налогового бремени.

Разделение может произойти даже в целях преодоления конфликта между собственниками компании.

Но законодатель и судебная практика пресекают попытки недобросовестных участников несправедливо разделить риски и активы между двумя выделяемыми компаниями, для чего заинтересованным лицам предоставлено право оспаривать решение о реорганизации либо требовать досрочного исполнения обязательств.

Результат: ООО «А» = ООО «Б» и ООО «В»

Реорганизованная организация (ООО «А») прекращает свое существование в качестве юридического лица. В ЕГРЮЛ регистрируются как минимум два вновь созданных общества (ООО «Б» и ООО «В»), каждое из которых получает права разделенной компании на основе передаточного акта.

NOTA BENE: С сентября 2014 года разделительный баланс как документ, оформляющий переход прав и обязанностей в рамках реорганизации в форме разделения, заменен на передаточный акт.

Присоединение: прекращение нескольких в пользу одного

Присоединение – это процедура реорганизации двух (или нескольких) юридических лиц, по окончании которой одному из субъектов передаются права и обязанности присоединенного юридического лица.

Присоединение является еще одним юридическим вариантом экономического понятия «поглощение», о котором мы говорили выше, и цели преследует те же, в том числе, разнообразие бизнеса и минимизация рисков, налоговые мотивы, покупка активов по цене ниже стоимости их замещения, разрастание сферы деятельности, прирост производственных мощностей, повышение конкурентоспособности бизнеса.

Реорганизация в форме присоединения находится под особым контролем антимонопольной службы по аналогичным признакам, что и в форме слияния.

Результат: ООО «А» + ООО «Б» = ООО «А»

Новый субъект предпринимательской деятельности не создается: присоединяемая компания (ООО «Б») полностью утрачивает свою правоспособность, передает все права и обязанности уже имеющемуся юридическому лицу (ООО «А») и становится его частью. Реорганизация становится законной с момента регистрации прекращения в ЕГРЮЛ присоединенного юридического лица.

NOTA BENE: С 01 сентября 2014 года передаточный акт в ходе процедуры присоединения не составляется.

Выделение: создание одного и нескольких

Выделение является частным случаем разделения, когда создается одно (или несколько) юридическое лицо с переходом части прав и обязанностей реорганизуемого общества в отсутствие ликвидации последнего, в результате чего средства децентрализуются, количество самостоятельных субъектов рынка увеличивается, но основное юридическое лицо сохраняется.

Целью выделения может быть декорпорирование бизнеса в условиях финансового кризиса, предоставление самостоятельности филиалам и представительствам.

Кроме того, выделение производится в принудительном порядке по решению суда или уполномоченного органа в случае нарушения антимонопольного законодательства.

Результат: ООО «А» = ООО «А» + ООО «А-1»

По итогам реорганизации в форме выделения создается новая компания (ООО «А-1»), которой передается часть прав и обязанностей действующего юридического лица (ООО «А»).

Преобразование: прекращение и создание одного

Преобразование – это модификация организационно-правовой формы уже имеющегося юридического лица.

Законодателем ограничены варианты преобразования для определенных форм юридических лиц:

  • ООО преобразуется только в хозяйственные общество другого вида, хозяйственное товарищество или производственный кооператив;
  • ОАО – только в общество с ограниченной ответственностью, производственный кооператив, некоммерческое партнерство;
  • Автономная некоммерческая организация может превратиться только в фонд;
  • Некоммерческое партнерство — только в фонд, автономную некоммерческую организацию или хозяйственное общество;
  • Производственный кооператив — только в хозяйственное товарищество или общество.

Имеются ограничения и для других организационно-правовых форм, а также установлены требования к учредителям, их количеству (например, в товариществах их не менее двух), статусу (товарищи обязаны иметь статус индивидуального предпринимателя), размеру уставного капитала (например, для ООО – 10 000 рублей) и т.п.

Важным моментом является факт запрета изменения состава участников (учредителей) в процессе преобразования. Решить вопрос о внесении таких изменений следует до или после процедуры реорганизации.

Результат: ОАО «А» = ООО «А»

Реорганизуемая компания (ОАО «А») прекращает свое существование, вновь созданная и зарегистрированная организация (ООО «А») получает все права и обязанности реорганизованного юридического лица.

NOTA BENE: С 01.09.2014 передаточный акт при преобразовании упразднен. При реорганизации в форме преобразования не нужно уведомлять налоговый орган, СМИ и кредиторов.

Более подробно о новеллах Гражданского кодекса РФ относительно порядка реорганизации, действующих с 01 сентября 2014 года, можно прочесть в статье «Осеннее обострение: реорганизация юридических лиц по новым правилам с 01.09.2014», опубликованной на сайте.

Каждая из описанных форм реорганизации юридического лица преследует свои цели, поэтому выбор стратегии руководителя и/или собственника компании при принятии и реализации решения о реорганизации должен быть экономически обоснован и юридически оформлен для того, чтобы разумно оценить финансовые и налоговые риски, уменьшить временные затраты и гарантировать результат.

Статья оказалась полезной? Поделитесь в соцсетях!

Читайте так же:  Справка о неполучении пособия бланк

§4. Понятие юридического лица. Создание, реорганизация и ликвидация юридического лица.

Юридические лица, в отличие от граждан, являются искусственно созданными субъектами права. Они существуют юридически — с момента внесения в государственный реестр записи о регистрации нового субъекта права и до момента внесения записи о его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.

Создание юридического лица как самостоятельного субъекта права преследует различные цели, которые в основном заключаются в объединении капиталов и профессиональном управлении имуществом юридического лица, а также в ограничении имущественной ответственности учредителей.

Законодательное определение юридического лица дано в статье 48 ГК РФ.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Таким образом, юридическому лицу присущи следующие признаки.

Признак организационного единстваозначает наличие определенной внутренней структуры организации: во-первых, наличие системы органов управления; во-вторых, в ряде случаев — структурных подразделений.

Правовую основу деятельности юридических лиц образуют не только нормативные акты, но также его учредительные документы, в которых должны быть определены наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.

Большинство юридических лиц имеют один учредительный документ — устав. Единственным учредительным документом хозяйственного товарищества является учредительный договор.

В случаях, предусмотренных законом, некоммерческая организация может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.

Признак имущественной обособленностиюридического лица означает наличие у него имущества на праве собственности либо на ограниченных вещных правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Первоначальным, стартовым имуществом юридического лица является уставный капитал (складочный капитал, паевой фонд или уставный фонд), который формируется за счет вкладов учредителей. В дальнейшем имущество увеличивается за счет занятия предпринимательской деятельностью и других источников. Внешним выражением имущественной самостоятельности юридического лица является то, что оно должно иметь самостоятельный баланс, а учреждение — смету.

Признак самостоятельной имущественной ответственностизаключается в том, что юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, на которое может быть наложено взыскание (п. 1 ст. 56 ГК РФ).

Поскольку юридическое лицо является самостоятельным, имущественно обособленным субъектом права, постольку, с одной стороны, учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, с другой стороны, юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ либо учредительными документами юридического лица. Эти исключения сводятся к установлению субсидиарной (дополнительной) ответственности учредителей или собственника по долгам юридического лица.

Определенной гарантией удовлетворения интересов кредиторов является уставный капитал, размер которого должен быть не ниже установленного законом. По общему правилу, если по окончании очередного финансового года стоимость чистых активов юридического лица окажется меньше уставного капитала, юридическое лицо обязано объявить об уменьшении своего уставного капитала. Если же стоимость чистых активов окажется меньше определенного законом минимального размера уставного капитала, оно подлежит ликвидации.

Завершающий признак юридического лица — это выступление в гражданском обороте и в суде от своего имени. Юридическое лицо индивидуализируется посредством наименования и места нахождения (ст. 54 ГК РФ).

Наименование должно содержать указание на организационно-правовую форму юридического лица (например, общество с ограниченной ответственностью). Наименования юридических лиц, обладающих по закону целевой правоспособностью, должны содержать указание на характер деятельности юридического лица (например, научно-производственное объединение и т. д.). Коммерческая организация должна иметь фирменное наименование, на которое с момента его государственной регистрации она имеет исключительное право.

Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Юридическое лицо, будучи искусственно созданным субъектом, как таковое не может приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности. По общему правилу оно действует через свои органы, в состав которых входят физические лица (граждане), способные к волеизъявлению. Органы юридического лица являются его частью, поэтому их действия считаются действиями самого юридического лица. Органы юридического лица могут быть коллегиальными (общее собрание, правление и т. п.) и единоличными, т. е. состоять из одного лица (директор, президент и т. п.). Единоличный исполнительный орган действует от имени юридического лица без доверенности.

В предусмотренных законом случаях юридическое лицо приобретает гражданские права и обязанности через своих участников (например, в товариществах органы управления не создаются, поэтому от имени товарищества действуют его участники).

Кроме того, юридическое лицо, как и другие субъекты гражданского права, может выступать в гражданском обороте через представителей, действующих на основании доверенности. Например, для расширения сферы своей деятельности юридические лица создают филиалы и представительства — обособленные подразделения юридического лица, расположенные вне места его нахождения.

Руководители филиалов или представительств действуют на основании доверенности, выдаваемой юридическим лицом. Филиалы и представительства отличаются друг от друга по характеру и объему выполняемых функций. Сущность представительства отражена в его названии — оно представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту, т. е. совершает для юридического лица определенные юридические действия. Филиал осуществляет все функции юридического лица или их часть, т. е. занимается основной деятельностью юридического лица (например, производственной) и в то же время может осуществлять функции его представительства.

Создание, реорганизация и ликвидация юридического лица.

Юридическое лицо может быть создано путем учреждения вновь и путем реорганизации существующего юридического лица. В соответствии с пунктом 2 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.

Действующее законодательство предусматривает в качестве общего правила нормативно-явочный способ создания юридических лиц, в соответствии с которым для образования юридического лица не требуется получения предварительного разрешения государственных органов. Разрешение гражданам и юридическим лицам учреждать новые юридические лица дается государством в правовых нормах, и регистрация юридического лица осуществляется при представлении его учредителями необходимых документов в регистрирующий орган. Поэтому способ и называется нормативно-явочным.

Разрешительный способ создания юридического лица установлен в качестве исключения из общего правила. Он предполагает получение учредителями разрешения (согласия) компетентного государственного органа на образование юридического лица.

Например, в статье 27 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) определяются случаи, когда на создание коммерческой организации требуется предварительное согласие антимонопольного органа.

Государственная регистрация юридических лиц осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Государственную регистрацию юридических лиц осуществляют органы Федеральной налоговой службы. Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), открытый для всеобщего ознакомления. Принцип общедоступности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, обеспечивает возможность для участников гражданского оборота получить информацию об этом юридическом лице, его учредителях, размере уставного капитала, полученных им лицензиях и т. д.

Основания отказа в государственной регистрации юридического лица носят формальный характер: непредставление документов, необходимых для государственной регистрации, и представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Для отдельных юридических лиц (кредитных организаций, некоммерческих организаций) устанавливается специальный порядок их регистрации, при котором осуществляется предварительная проверка компетентным органом соответствия учредительных документов юридического лица требованиям закона, а также соблюдения иных требований законодательства. Например, Центральный банк РФ принимает решение о регистрации кредитных организаций, которое является основанием для внесения налоговым органом записи в ЕГРЮЛ.

С момента государственной регистрации юридическое лицо наделяется правоспособностью и может выступать в гражданском обороте от своего имени как самостоятельный субъект права. Различают общую (универсальную) и специальную (целевую) правоспособность юридических лиц.

В качестве общего правила в пункте 1 ст. 49 ГК РФ закреплена специальная (или целевая) правоспособность, т. е. способность юридического лица иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Специальной правоспособностью обладают:

1) некоммерческие организации;

2) коммерческие организации, указанные в законе (например, унитарные предприятия, кредитные организации);

3) коммерческие организации, обладающие по закону общей правоспособностью, но цели деятельности которых определенно ограничены в учредительных документах.

Общая (универсальная) правоспособность юридического лица — это способность приобретать любые гражданские права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

Общей правоспособностью обладают коммерческие организации, за исключением тех, которые наделяются специальной правоспособностью.

Отдельными видами деятельности юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Исчерпывающий перечень лицензируемых видов деятельности дается в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Читайте так же:  Тк рф увольнение по уходу за ребенком до 14 лет

Реорганизация юридического лица— способ прекращения существующих юридических лиц с одновременным возникновением новых юридических лиц и переходом прав и обязанностей первых ко вторым в порядке универсального право преемства.

Существует пять способов реорганизации: слияние, присоединение, преобразование, разделение, выделение (ст. 57 ГК РФ).

Слиянием юридических лиц признается создание нового юридического лица с передачей ему всех прав и обязанностей двух или нескольких юридических лиц и прекращением последних.

Присоединением юридического лица признается прекращение одного или нескольких юридических лиц с передачей всех их прав и обязанностей другому юридическому лицу.

Разделением юридического лица признается прекращение юридического лица с передачей всех его прав и обязанностей вновь созданным юридическим лицам.

Выделением юридического лица признается создание одного или нескольких юридических лиц с передачей ему (им) части прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица без прекращения последнего.

Под преобразованием юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида понимается изменение его организационно-правовой формы.

Необходимым условием реорганизации юридического лица является составление передаточного акта (при слиянии, присоединении и преобразовании) или разделительного баланса (при разделении и выделении). Эти документы должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Они представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.

Реорганизация юридического лица может быть добровольной и принудительной. Добровольная реорганизация осуществляется по решению учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Как правило, специальные законы относят решение вопроса о реорганизации и ликвидации к компетенции общего собрания участников.

В случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния или присоединения может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов (например, в целях недопущения ограничения конкуренции в случаях, указанных в статье 27 Закона о защите конкуренции, необходимо согласие антимонопольного органа).

В соответствии с пунктом 2 ст. 57 ГК РФ допускается принудительная реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда. Так, в случае систематического осуществления монополистической деятельности коммерческой организацией, занимающей доминирующее положение, а также некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, суд по иску антимонопольного органа может принять решение об их принудительном разделении или выделении из их состава одной или нескольких организаций (ст. 38 Закона о защите конкуренции). Суд назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию этого юридического лица.

С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Внешний управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет необходимые документы (разделительный баланс, учредительные документы новых юридических лиц) и передает их на рассмотрение суда. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц.

Гражданский кодекс в статье 60 закрепляет гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица, которые обеспечиваются различными способами (например, обязанностью реорганизуемого юридического лица в течение 3 рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации в письменной форме сообщить в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации; размещением в СМИ уведомления о реорганизации юридического лица (эта информация размещается реорганизуемым юридическим лицом дважды с периодичностью один раз в месяц сразу после внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации); наделением кредитора юридического лица правом требования досрочного погашения обязательств).

Ликвидация юридического лица— это способ прекращения юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК РФ).

Ликвидация юридического лица может быть добровольной и принудительной. Добровольная ликвидация осуществляется по решению уполномоченных субъектов (учредителей (участников) либо органа юридического лица). Принудительная ликвидация осуществляется на основании решения суда:

1) в случае грубых нарушений закона, допущенных при его создании, если эти нарушения носят неустранимый характер;

2) при осуществлении деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции России, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

3) в случае систематического осуществления некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям;

4) в иных случаях, предусмотренных ГК РФ для отдельных организационно-правовых форм юридических лиц.

Требование о принудительной ликвидации юридического лица при наличии указанных оснований может быть предъявлено в суд компетентным государственным органом или органом местного самоуправления.

После принятия решения о ликвидации юридического лица необходимо письменно уведомить об этом регистрирующий орган, который вносит в ЕГРЮЛ сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Создается ликвидационная комиссия или назначается ликвидатор, к которым переходят все полномочия по управлению делами юридического лица.

Ликвидационная комиссия помещает в Вестнике государственной регистрации объявление о ликвидации, в котором обязательно указываются сведения о порядке и сроке заявления требований его кредиторами, который не может быть менее двух месяцев с момента публикации. В течение указанного срока ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и персонально уведомляет их о ликвидации в письменном виде. Она также предпринимает необходимые меры к выявлению должников юридического лица и взысканию с них долгов. Проводится инвентаризация имущества юридического лица.

Если ликвидационная комиссия обнаружит недостаточность имущества юридического лица для удовлетворения требований кредиторов, то председатель комиссии обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании юридического лица банкротом.

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица (актив), перечне предъявленных кредиторами требований (пассив), а также о результатах их рассмотрения.

Удовлетворение требований кредиторов производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом.

Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме частных и бюджетных учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет окончательный ликвидационный баланс. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам). Исключение составляют случаи, когда учредители (участники) в отношении юридического лица не имеют имущественных прав (общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды, ассоциации и союзы и др.).

Имущество, оставшееся после ликвидации таких организаций, направляется на достижение целей, в интересах которых они были созданы, и (или) на благотворительные цели. Если использование имущества ликвидируемой некоммерческой организации в соответствии с ее учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения записи об исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц. С этого момента прекращается правоспособность юридического лица.

Реорганизация юридических лиц и её виды. Гарантии прав кредиторов при реорганизации юридического лица

Реорганизация – прекращение юридического лица с переходом его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другому ранее существовавшему или вновь созданному юридическому лицу.

Реорганизация может проводиться в следующих формах:

a) Преобразование – в связи с изменением организационно-правовой формы старое Ю.Л. прекращает свою деятельность, а вместо него создается новое, к которому переходят права и обязанности старого лица.

б) Слияние – соединение двух и более лиц, вместо нескольких старых возникает одно новое Ю.Л., к которому переходят права и обязанности.

в) Разделение – старое лицо разделилось на два и более Ю.Л., к которым перешли права и обязанности старого.

г) Присоединение – одно Ю.Л. присоединяется, входит в состав другого, к которому переходят все права и обязанности.

д) Выделение – из старого Ю.Л. (за счет его имущества) образуется новое, образуются два и более новых самостоятельных Ю.Л.

Все имущество, долги и обязательства реорганизуемого юридического лица должны быть распределены между юридическими лицами, появившимися в процессе реорганизации, в соответствии с передаточным актом (при слиянии, присоединении или преобразовании) или разделительным балансом (при разделении или выделении). Указанные документы определяют имущественные последствия реорганизации, они в обязательном порядке представляются для государственной регистрации в органы ФНС РФ.

Реорганизационные процедуры могут существенно затронуть права кредиторов, которые в результате этого лишатся возможности получить удовлетворение своих требований ввиду непропорционального распределения активов и долгов между образуемыми в процессе реорганизации юридическими лицами. Поэтому законодательством предусмотрен ряд гарантий прав кредиторов при реорганизации.

Прежде всего, на субъектов, принявших решение о реорганизации, возлагается обязанность уведомить об этом в письменной форме всех кредиторов юридического лица. Кредиторы могут потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств реорганизуемого юридического лица и возмещения возникших убытков (пп. 1, 2 ст. 60 ГК).

Читайте так же:  Спор о том когда именно было написано слово перевод на английский

Если разделительный баланс не позволяет определить, какому из возникших юридических лиц передана обязанность удовлетворить требования того или иного кредитора, то по соответствующему обязательству все образованные в результате реорганизации юридические лица будут нести солидарную ответственность (п. 3 ст. 60 ГК).

Реорганизация в форме выделения, разделения, слияния и преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. Реорганизация в форме присоединения завершается в момент исключения присоединенного юридического лица из государственного реестра юридических лиц.

Ликвидация юридических лиц (основания, порядок ликвидации, правовые последствия ликвидации)

Ликвидацией юридического лица называется его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК). Лквидация юридического лица может быть добровольной или принудительной.

По общему правилу право принятия решения о ликвидации юридического лица принадлежит его учредителям (участникам) – это добровольная ликвидация. Необходимость ликвидации может возникнуть, в частности, в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, или с достижением цели, ради которой оно создано.

Принудительная ликвидация юридического лица осуществляется по решению суда, принятому по требованию государственного органа или органа местного самоуправления, которому право заявлять такое требование предоставлено законом (п. 3 ст. 61 ГК).

Основания для принудительной ликвидации указаны в п. 2 ст. 61 ГК, а именно:

– в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;

– при осуществлении юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

– при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, – противоречащей ее уставным целям.

Юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, может быть ликвидировано по основаниям и в порядке, предусмотренным Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Несостоятельность (банкротство) – признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Процесс ликвидации юридического лица можно разделить на несколько последовательных этапов:

1. Во-первых, лицо или орган, принявший решение о ликвидации, уведомляет об этом регистрирующий орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации (п. 1 ст. 62 ГК). На этом же этапе лицо или орган, принявший решение о ликвидации, назначает ликвидационную комиссию (либо единоличного ликвидатора), определяет порядок и сроки ликвидации. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.

2. Во-вторых, ликвидационная комиссия публикует в органах печати сообщение о ликвидации юридического лица, о порядке и сроке заявления кредиторами своих требований (он не должен быть менее 2 месяцев с момента публикации), а также самостоятельно выявляет кредиторов и в письменной форме уведомляет их о ликвидации, принимает меры по выявлению и взысканию дебиторской задолженности юридического лица.

3. В-третьих, по окончании срока предъявления требований кредиторов ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации. В этот баланс включаются сведения о фактическом имуществе должника, а также перечне требований кредиторов и результатах их рассмотрения (возможности их удовлетворения или отклонения).

4. В-четвертых, ликвидационная комиссия после утверждения промежуточного ликвидационного баланса производит расчеты с кредиторами. При недостаточности у организации денежных средств для удовлетворения подтвержденных требований кредиторов ликвидационная комиссия продает с публичных торгов имущество юридического лица и направляет полученные средства на удовлетворение таких требований. В соответствии с утвержденным промежуточным балансом удовлетворяются законные требования кредиторов. Денежные выплаты производятся в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК.

5. В-пятых, после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет окончательный ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица.

6. В-шестых, государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется органом ФНС РФ по месту нахождения ликвидируемого юридического лица. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет налоговый орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати публикации о ликвидации юридического лица. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

7. В-седьмых, если у юридического лица осталось имущество, оно распределяется между участниками юридического лица, если иное не предусмотрено законом, другими правовыми актами или учредительными документами юридического лица. Такое право участников именуется правом на ликвидационную квоту.

И в завершение необходимо отметить, что если в ходе принятия решения о ликвидации юридического лица или при утверждении промежуточного ликвидационного баланса обнаруживается, что имущества юридического лица недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидация производится в порядке, предусмотренном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Как происходит реорганизация юридического лица?

Реорганизация юридического лица это видоизменение или трансформация организации, смена структуры или формы с последующим определением правопреемника по передаточному акту.

Далее приводятся подробности, когда законодательством предусмотрено возникновение нового юрлица и прекращение деятельности исходного, в зависимости от вида реорганизации.

Оформление процедуры реорганизации регулируется:

  • ГК РФ (статьи 57-60.2);
  • соответствующими законами для определенной формы организации, например: закон об ООО;
  • законом 129-ФЗ;
  • ТК РФ — при принятии решения о продолжении трудовых отношений сотрудников у правопреемника реорганизуемого предприятия или сокращении.

Реорганизация юридического лица

Если Вам так удобнее,
напишите онлайн-консультанту!

Все консультации бесплатны.

Для осуществления процедуры реорганизации, юрлицу необходимо выполнить следующие шаги:

  • принять соответствующее решение о реорганизации учредителем или уполномоченным органом, которое станет юридическим основанием для проведения процедуры;
  • информировать регистрирующий орган и внести соответствующую отметку в ЕГРЮЛ;
  • опубликовать информацию в журнале о госрегистрации юрлиц;
  • сообщить контрагентам;
  • уведомить сотрудников о реорганизации и продолжении трудовых отношений или планируемом сокращении — во втором случае будет необходимо уведомление органа занятости;
  • составить передаточный акт с приложением бухгалтерской, юридической и кадровой документации для передачи правопреемнику;
  • произвести расчет с работниками, контрагентами, госбюджетом;
  • закрыть счета;
  • внести запись о ликвидации исходного юрлица в ЕГРЮЛ;
  • оформить пакет документов для осуществления регистрации нового юрлица — правопреемника;
  • зарегистрировать правопреемника.

Реорганизация осуществляется:

  1. Добровольно – решение принимает учредитель или орган юрлица, имеющий соответствующие полномочия, и, как правило, имеет место в целях укрупнения бизнеса и/или объединения капиталов.
  2. Принудительно — причиной становится решение суда, например, о разделении или выделении юрлица по ходатайству со стороны ФАС вследствие нарушения антимонопольных положений.

ГК РФ предусматривает 5 форм реорганизации:

  • слияние – компании «А» и «В» объединяются во вновь создаваемую «С». Первые две перестают существовать по завершению процедуры реорганизации;
  • присоединение – компания «D» присоединяется к уже существующей «Е». Первая впоследствии прекращает существование;
  • разделение – существующая компания «F» делится на новые «G» и «H». Первая завершает свою деятельность после реорганизации;
  • выделение – из компании «I» выделяется новая компания «J», первая продолжает существовать;
  • преобразование – компания «K» преобразуется в новую «L», после чего прекращает деятельность.

О чем ст. 57 ГК РФ

Указанная статья:

  1. Регулирует порядок реорганизации.
  2. Перечисляет допустимые формы.
  3. Уточняет, что реорганизация некоторых финансовых организаций осуществляется в соответствии с профильными законами.
  4. Определяет, что реорганизация считается свершившейся с момента госрегистрации организации-правопреемника, а в случае присоединения – с момента внесения отметки в ЕГРЮЛ о том, что реорганизуемая организация прекращает деятельность.
  5. Устанавливает, что госрегистрация правопреемника осуществляется после истечения срока для подачи жалоб на принятое решение относительно реорганизации.

Понятие ликвидации

Ликвидация юрлица – это абсолютное прекращение функционирования без дальнейшего перехода прав, а также обязанностей, новой организации — правопреемнику.

Процедура ликвидации может осуществляться:

  1. Добровольно – для этого необходимо принятие решения основателей или уполномоченного на то органа. Причиной в данном случае может быть достижение заявленных в уставе целей, завершение предусмотренного срока деятельности, обстоятельства непреодолимой силы, материально-финансовые сложности и т.д.
  2. Принудительно – в силу решения суда, чаще по исковому заявлению госоргана в случае нарушения норм права, реже по требованию учредителя в связи с невозможностью выполнения планируемых целей, задач и миссии.

После оформления решения о ликвидационных мероприятиях, организация должна произвести расчет с сотрудниками, контрагентами и бюджетом.

Юридическое оформление процедуры реорганизации считается сложным процессом с точки зрения корпоративного права и требует профессионального подхода к делу. В случае упущений и нарушений возможны претензии и иски от контрагентов или работников.

Для того, чтобы их избежать, необходимо внимательно изучить законодательство и проконсультироваться со специалистами. Информация, предлагаемая в статье, актуальна на октябрь 2018 г.

Смотрите видео, в котором разъясняются виды и формы реорганизации юридического лица: