Разработка урока д Руми спор о слоне

Руми, «Спор о слоне»

Из Индии недавно приведен,
В сарае тесном был поставлен слон,

Но тот, кто деньги сторожу платил,
В загон к слону в потемках заходил.

А в темноте, не видя ничего,
Руками люди шарили его.

Слонов здесь не бывало до сих пор.
И вот пошел средь любопытных спор.

Один, коснувшись хобота рукой:
«Слон сходен с водосточною трубой!»

Другой, пощупав ухо, молвил: «Врешь,
На опахало этот зверь похож!»

Потрогал третий ногу у слона,
Сказал: «Он вроде толстого бревна».

Четвертый, спину гладя: «Спор пустой
Бревно, труба. он просто схож с тахтой».

Все представляли это существо
По-разному, не видевши его.

Их мненья — несуразны, неверны —
Неведением были рождены.

А были б с ними свечи — при свечах
И разногласья не было б в речах.

Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 7 классе

Главная > Календарно-тематическое планирование

____________ ___________ учителей русского языка и

Директор школы Зам.директора по УВР литературы

Тайкебаева Ж.Т. Дорденко Н.В. Протокол №1 от 27 августа 2013 г.

«__» сентября 2013 г. «__» сентября 2013 г Руководитель МО Кабулова Г.Ж.

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 7 «Б» классе с нерусским языком обучения

Количество часов на I четверть – 18

II четверть — 14

III четверть — 20

Часов в неделю – 2 часа

Планирование составлено в соответствии:

— с Государственным общеобязательным стандартом среднего общего образования РК, утвержденным Постановлением Правительства РК от 23 августа 2012 года № 1080;

— инструктивно-методическим письмом «Об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных учебных заведениях РК в 2013-2014 году»;

— программой «Русский язык» для 5-9 классов общеобразовательных школ с нерусским языком обучения (Астана, 2013 год);

— учебником «Русский язык» для 7 класса общеобразовательной школы с казахским языком обучения. Авторы: У.Жанпеисова, С.Мизанбеков, Н.Озекбаева, — Алматы: Атамўра, 2012 г.

Учитель: Аринова Динара Холдаровна

2013-2014 учебный год

Планирование составлено в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом среднего общего образования РК, утвержденным Постановлением Правительства РК от 23 августа 2012 года № 1080, инструктивно-методическим письмом «Об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных учебных заведениях РК в 2013-2014 году», программой «Русский язык» для 5-9 классов общеобразовательных школ с нерусским языком обучения (Астана, 2013 год), учебником «Русский язык» для 7 класса общеобразовательной школы с казахским языком обучения. Авторы: У.Жанпеисова, С.Мизанбеков, Н.Озекбаева, — Алматы: Атамўра, 2012 г.

В инструктивно-методическом письме 2013-2014 уч.г. прописано, что учитель имеет право в пределах учебных часов, отведённых на изучение учебного предмета, вносить в планирование изменения с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. В связи с этим в данное планирование были внесены изменения, связанные с последовательностью проведения письменных работ.

Тематический минимум включает 3 основных блока: «Человек», «Общество», «Природа».

Основной целью обучения русскому языку в школах с нерусским языком обучения является формирование коммуникативной компетенции учащихся, основанной на закреплении знаний о системе разноуровневых языковых средств, соблюдении норм русского литературного языка, правил речевого этикета и употребления семантически связанных языковых единиц в речевой деятельности, направленной на профессионально-ориентированные ситуации общения, осведомленности о культуре и реалиях жизни русского и казахского народов, умении пользоваться русской речью при параллельном двуязычии/полиязычии.

На изучение курса в 7 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год.

Часы распределены следующим образом:

Суфийская притча от Руми

Из Индии недавно приведён,
В сарае тёмном был поставлен слон,
Но тот, кто деньги сторожу платил,
В загон к слону в потёмках заходил.
А в темноте, не видя ничего,
Руками люди шарили его.
Слонов здесь не бывало до сих пор.
И вот пошёл средь любопытных спор.
Один, коснувшись хобота рукой:
«Слон сходен с водосточною трубой!»
Другой, пощупав ухо, молвил: «Врёшь,
На опахало этот зверь похож!»
Потрогал третий ногу у слона,
Сказал: «Он вроде толстого бревна».
Четвёртый, спину гладя: «Спор пустой —
Бревно, труба, он просто схож с тахтой».
Все представляли это существо
По-разному, не видевши его.
Их мненья — несуразны, неверны —
Неведением были рождены.
А были б с ними свечи — при свечах,
И разногласья б не было в речах.

В нашем интернет-магазине можно приобрести сувенир-шкатулку, иллюстрирующую эту притчу. Теперь мудрость этой притчи можно потрогать, взять в руки, рассмотреть. Её можно принести домой, и поставить на виду, чтобы с ней было легче знакомить, её было легче дарить.

Ваша личная заметка к притче

  • Страшный зверь Басня Леонардо да Винчи
  • Принять всё как от Бога Притча от Сергея Шепеля
  • Учения и религии Притча от Сергея Шепеля
  • Повесить толстяка Притча неизвестного происхождения
  • Истина Притча от Власа Дорошевича

Считали. тридцать девять текстов было,
И все в стихах, про этого слона!
А вот сороковой я сотворила.
Как эхо слов Руми, как пра-волна.

Мне Идрис Шах поведал притчу эту.
А, может, рассказал сам Санайи?
Откуда сей сюжет, и где те дни,
В которых появился слон вне света?

В сарае темном слон стоял теперь.
В стране, где не слыхали о слонах.
Молва о чуде — чудо в головах!
Но как увидеть, коль закрыта дверь?

Один смельчак нашел какой-то лаз,
И с выгодою стал водить туда
Желающих развлечься без труда…
И вот какой уж вышел пересказ:

— На ощупь этот слон. ну, как бревно,
Хоть теплое, шершавое. Стоит
Как будто неподвижно, но сопит!
— Да нет! Ты говоришь совсем не то!

Я тоже щупал. Слон как опахало,
Огромное, чуть влажное, живое,
И в воздухе парит оно, в покое.
И будто звуки слышит, иль слыхало.

— Глупцы! — Вмешался третий человек.
— С ума вы посходили! Слон — труба,
Подвижная, вся в кольцах, не груба,
Ест пищу и засасывает хлеб!

— Я тоже прикасался, слон — диван.
Он кожаный, огромный, вертикальный.
— А я сказал бы — он нетривиальный.
Сравнить нельзя ни с чем. Слова — обман!

Неведением все мненья рождены,
Но каждый судит смело о другом,
Ему понятным словом, языком.
А к Истине слепы. и видят сны,

Коль зрения духовного в них нет,
То мир воспринимают как слона,
Где каждый видит часть, а не сполна.
Но ясно видит тот, кто видит свет.

— А если б были свечи, при свечах
Сумели бы побольше рассмотреть?
— Что пользы жить на ощупь да скорбеть.
При свете же нужды нет и в речах.

Слон и пятеро слепых
Басня Владимира Шебзухова

С верёвкой пятеро слепых —
С одной на всех на пятерых —
Шагали что-то бормоча,
Касаясь ближнего плеча…

Порою в том беда учёного —
Цвет чёрный, отличив от белого,
А белый, отличив от чёрного,
Не видит в чёрно-белом целого!

Педагогические идеи Джалаладдина Руми в системе современных общеобразовательных школ Ирана тема диссертации и автореферата по ВАК 13.00.01, кандидат педагогических наук Тахери Джавад Мохтар

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Тахери Джавад Мохтар

ГЛАВА 1. ИДЕЙНЫЕ ИСТОКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ ДЖАЛАЛАДДИНА РУМИ

1.1. Жизнь и деятельность Джалаладдина Руми. 14

1.2.Формирование педагогических идей

Джалаладдина Руми. 38

ГЛАВА 11. ЗНАЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ РУМИ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ ИРАНА

1. Общечеловеческие ценности в педагогических воззрениях Руми. 62

2.Справедливость и нравственность в педагогических идеях Руми. 75

3.Пути и методы использования педагогических идей Руми в системе общеобразовательных школ Ирана.92

Введение диссертации (часть автореферата) На тему «Педагогические идеи Джалаладдина Руми в системе современных общеобразовательных школ Ирана»

В условиях глобализации культуры возрастают роль и место совместного изучения наследия иранских народов, значение национальной педагогики . В этом плане особое значение приобретает творческое использование оригинального педагогического наследия великого мыслителя Джалаладцина Руми. Исследование его педагогического наследия предоставляет возможность для конкретизации особенностей обучения и воспитания в прошлом и трансформации передовых национальных традиций в практику современной школы, что, в конечном итоге, обеспечит эффективность образования и воспитания. Педагогические идеи на протяжении исторических эпох всегда служили могучим средством передачи социального опыта, накопленного прежними поколениями. Иными словами, педагогические идеи концентрируют в себе взгляды, идеи, обычаи и традиции, выработанные людьми, и передаются из поколения в поколение.

Актуальность проблемы исследования исходит из малоизученности педагогики и дидактики Джалаладдина Руми в историко-педагогической и современной педагогической науке, а также из существующего противоречия между необходимостью использования в процессе воспитания и обучения педагогических идей Джалаладдина Руми недостаточностью их применения в современной педагогике и в системе образовательных учреждений.

Во-первых, изучение педагогического наследия Руми имеет большое значение для обогащения педагогической науки, расширяет воспитательно-образовательные возможности современной школы. Во-вторых, в своем творчестве Руми придавал важное значения вопросам науки и знания, патриотизму , трудолюбию, гуманизму и всем другим компонентам положительных качеств присущих человеку. Особое место он отводил роли генетических особенностей ребенка , среде обитания, воспитанию и семье, тем самым возвышаясь до сущности вопроса формирования и развития личности, совершенства человека (инсони комил).

Джалаладдин Руми — поэт мирового масштаба, который, будь он известен шире, стал бы достоянием всего человечества, подобно Шекспиру и Гёте.

Свои сложные теоретические положения Руми иллюстрирует притчами, баснями и другими небольшими рассказами из восточного фольклора. Это сделало поэму « Маснави » более доступной для читателей с разной подготовкой. « Маснави » (Стихи, обращенные ко внутренней сути вещей) -ценнейший свод устного народного творчества XIII века. Творчество Руми наполнено глубоким гуманизмом, идеями толерантности, дружбы народов и наций, населяющих нашу планету Земля, единства религиозного закона и вероисповедания.

Исходя из актуальности проблемы и учитывая ее недостаточную разработанность в педагогической науке, была определена тема данного диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы.

Известные исследования о жизни и наследии Джалаладдина Руми можно разделить в две группы. К первой группе относятся средневековые антологии, в которых даются сведения о жизни и деятельности Джалаладдина Руми, ко второй — исследования, посвященные жизни, творчеству и анализу суфийских взглядов Руми. Средневековые источники имеют строго биографический характер, в них отсутствует какой-либо анализ воззрений Руми и его круга, хотя именно по ним восстановлена картина его жизни и деятельности.

В Западном востоковедении большой интерес представляют работы Никольсона Р., Арберри А.Дж., Виль Дюранта, Трименгема Дж.С., Читтика У., Шиммель A.M., Бюргеля X., Мейерович Е, Хакима К., Эрнеста К., Фахри М., Гюльпинарли А., Озкула Ш., Кабаклы А., Ондера М. и др.

Книга Линн Вилкокса « Суфизм и психология » — перевод одноименного издания (1995 год) посвящена одной из самых актуальных сейчас в мире тем — суфизму. Книга Джона А. Субхана « Суфизм: Его святые и святыни » — первое авторитетное и детальное исследование суфизма в том виде, в каком он существует в Индии и Пакистане.

Ученые Ирана внесли большой вклад в исследование жизни и наследия Руми, были многократно переизданы его произведения. Как отмечают исследователи, особая заслуга в этом деле принадлежит Б. Фрузонфару, который восстановил наиболее точную биографию Джалаладдина Руми, подготовил к изданию и издал все произведения Руми. Большую заслугу имеют Сайид Нафиси, Забеуллох Сафо, Р. Шафак, М. Махджуба, Р. Хидоят. К. Гани, М.Мунаввара, Алии Дашти, Абдулхусайни Зарринкуб, М.Шарафа, Б. Фрузонфара, Муртазо Мутаххари, A.M. Бахтиёри, К. Замони, А. Тадаюна, М. Муваххада, которые, освещая ту или иную сторону его биографии, рассматривают многие аспекты его наследия. Но педагогические взгляды Руми рассматриваются ими поверхностно, на фоне его нравоучений.

В России наследие Руми популярно еще с XIX столетия по произведениям Крымского А., Бертельса Е.Э., Бартольда В.В., Жуковского В.А., Гордлевского В. Ахундова М. Ф., которые не только знакомят с его биографией, но и с исторической и культурной обстановкой его времени ( тарикатом мавлавия), дают информацию о его последователях до начала XX века.

Читайте так же:  Приказ о внесении изменений в план закупок по 223-фз образец

В Таджикистане первой работой можно назвать книгу Одилова Н.Ф. « Мировоззрение Джалаладдина Руми », Зиёева Х.М. « Суфийский орден Мавлавия » и Мамаджоновой М.Т. « Философия Джалаладдина Руми ». В данных работах анализу требуются многие аспекты мировоззрения и учения Руми, в частности, социально-этические воззрения. В докторской диссертации Кодирова Каримджона «Педагогические и дидактические идеи суфизма: социальные и идейные истоки формирования и развития» даётся целостный анализ педагогических и дидактических воззрений суфизма, исследуются этапы становления, развития педагогики и дидактики суфизма, излагаются педагогические и дидактические идеи Санои , Низами, Аттора, Руми, Газали, Саади и Джами.

В исследованиях Х.Афзалова, К.Кадырова, М. Лутфуллоева , Ф. Шарифзода, И.Х.Каримовой, А.Пахлавонова, С.Сулаймони, проводится анализ педагогических воззрений классиков таджикско-персидских мыслителей.

В кандидатской диссертации Файзалиева Дж.Х. «Педагогические взгляды таджикско-персидских мыслителей Х11-Х111 вв. на формирование « совершенного человека » проводится анализ и исследование концепции формирования « совершенного человека » основанной на интеллектуальном потенциале.

В филологическом аспекте для нас интересна кандидатская диссертация Тохирова З.Ш. «Аллегорические рассказы в « Фихи мо Фихи » (« В ней то, что в ней »).

Однако, данные исследования все еще не являются окончательным ответом на все вопросы педагогической румиологии. Не достаточно исследованы педагогические воззрения Руми, их теоретические и дидактические аспекты. Также продолжают быть актуальными вопросы установления места педагогических мыслей Руми в истории педагогики иранских народов.

Как видно, данная проблема в определенной степени разработана в рамках обобщающих исследований, посвященных различным периодам, в работах, большей частью касающихся философии, истории культуры и литературы. Тем не менее, до сих пор нет цельного и комплексного исследования, освещающего педагогические идеи Руми как конкретного представителя педагогической науки.

Следует подчеркнуть, что педагогические воззрения Руми еще не стали предметом исследования специалистов, непосредственно занимающихся изучением вопросов обучения и воспитания, несмотря на то, что они нацелены на возрождение исторических ценностей нации, возвращению к исконно-национальному обучению и воспитанию, уходящим в глубь веков.

Исходя из необходимости изучения педагогических идей Руми, автор в своем исследовании опирался на работы ведущих ученых Ирана, России, Таджикистана. Они помогли автору определить исторические корни, социально-экономические и культурные условия формирования педагогической мысли, преемственность педагогических взглядов в культурном наследии прошлого: стандарты мировосприятия и поведения, нормы морали, стереотипы мышления и педагогические идеи, влияние педагогических идей на развитие духовной культуры и общественно-политической жизни средневекового Востока.

Анализ работы показывает, что в педагогической культуре Руми, как и любого другого представителя средневекового Востока, наряду со специфическими моментами, которые вырабатывались и отбирались на протяжении многих-столетий, на основе собственного педагогического опыта в конкретной исторической среде, имеется также’ много общечеловеческих моментов.

Целью исследования является введение в научный оборот новых педагогических идей, концепций и исследований, касающихся эпохи, практической и дидактической педагогики Руми;

-на обширном историко-педагогическом материале рассматриваются существующие в педагогических исследованиях различные точки зрения по основным педагогическим аспектам воззрений Руми;

-анализ педагогического наследия Руми, выявление роли и места в становлении национальной педагогики и определение особенностей его взглядов в истории педагогической мысли иранских народов;

-использование притч, рассказов, преданий, поучительных афоризмов Руми, а также лаконичность его поэзии, создавшая условия для осуществления .доступности воспитания и обучения в условиях современных общеобразовательных школ Ирана.

Объектом исследования явились педагогические идеи Руми, их социальные, педагогические, религиозные и идейные истоки, научные труды, посвященные его жизни и педагогическим взглядам, а также формированию, становлению и развитию его педагогических идей.

Предмет исследования является обусловленной необходимостью совершенствования воспитания и образования подрастающего поколения путем творческого использования педагогических идей Руми в системе современных общеобразовательных школ Ирана.

Гипотеза исследования состоит из предположения о том, что можно будет оказывать педагогическое воздействие на процесс совершенствования воспитания и образования учащихся в условиях общеобразовательных школ, если будут:

-объективно оценены просветительско-педагогические идеи Руми в деле обогащения и совершенствования учебно-воспитательной работы и на этой основе построить педагогическую концепцию обучения и воспитания, что позволит восполнить имеющиеся пробелы в национальном и демократическом воспитании подрастающего поколения Ирана в процессе глобализации мировой культуры;

-научно сформулированы дидактические материалы по изучению наследия Руми;

-созданы педагогические условия для изучения наследия мыслителя с использованием современных педагогических технологий.

Определение цели позволило выделить нижеследующие задачи: -выявить исторические и социально-культурные истоки формирования и развития педагогических идей Руми;- показать его влияние на процесс воспитания и развития педагогической мысли последующих веков, обстановку и особенности эпохи Руми, оказавшие влияние на его мировоззрение;

— показать аргументировано и обоснованно морально-этическую доктрину Руми; определить предмет, последовательность, содержание и средства воспитания в педагогических идеях Руми;

-рассматривать направления педагогических идей, которые могут способствовать формированию нравственных качеств у подрастающего поколения;

-выявить пути и методы эффективного использования педагогических идей Руми в практике учебно-воспитательной работы в современных общеобразовательных школах Ирана.

Ведущие идеи исследования. Разработка новых подходов к использованию педагогического наследия Руми и дидактических приёмов в современной иранской общеобразовательной школе.

Методологической основой исследования явились философско-педагогические концепции образования и культуры, опирающиеся на принципы историзма, научности , объективности, идеи взаимосвязи и взаимообусловленности политических, социальных, экономических, культурологических , педагогических, объективных и субъективных факторов образования. Наиболее продуктивным явился культурологический подход к проблемам средневековой педагогической мысли, так как педагогика Ирана развивалась на стыке мусульманских культур, и в то же время питалась достижениями мировой педагогической мысли. Идейные истоки обеспечены изучением средневековых письменных источников, в основном произведений самого Руми и его современников. При анализе исследуемого историко-педагогического материала введена в научный оборот значительная часть педагогических терминов с учетом современных общепедагогических концепций, а также с учетом различных методов изучения, адекватных целям и задачам исследования.

Методология и задачи исследования определили выбор следующих методов:

-теоретический анализ литературных источников позволил рассмотреть отдельные направления педагогических идей мыслителя, увидеть общие и частные закономерности и тенденцию их развития, определить основные направления научного поиска;

-сравнительно-исторический анализ был использован при сравнении и изучении педагогических идей мыслителя в различные периоды и позволил выявить основные тенденции эволюции его идей;

-индуктивный метод использовался после сбора отдельных суждений по проблемам исследования, на основании которых сделаны общие выводы;

— дедуктивный метод применялся после сбора необходимой информации по проблеме исследования, на основании которой из общих выводов сделаны частные выводы и суждения.

Также был использован метод педагогического наблюдения, позволивший воспринимать педагогические явления и процессы в динамике их изменений.

Этапы исследования. На первом этапе (2004-2005 гг.) формировалась проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, определено сущность понятия « педагогические идеи классиков персидской культуры », особенности его осуществления в условиях Ирана, Афганистана и Таджикистана. Все эти вопросы потребовали досконального изучения историко-теоретического анализа педагогического наследия предков.

На втором этапе (2006-2007 гг.) анализ педагогических материалов и других источников, были изучены и обобщены вопросы педагогического наследия иранских народов. При проведении исследования использовался метод историко-педагогического анализа, сравнения и обобщения научных материалов и других источников. Для того чтобы на основании наблюдения получить результаты и иметь возможность впоследствии их интерпретировать был разработан план педагогического наблюдения.

На третьем этапе (2008-2009гг.) проводилась систематизация и обобщение результатов, вырабатывались практические рекомендации по совершенствованию использования педагогических идей Руми в общеобразовательных школах.

Экспериментальная база исследования концентрировалась на четырёх общеобразовательных школах Ирана: Казвинская, Такистанская, Абхарская общеобразовательные школы. Выборочные аспекты эксперимента осуществлялись и в других общеобразовательных школах Ирана.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования: -рассмотрены основные тенденции развития педагогических идей иранских народов;

-представлены педагогические идеи Руми;

-сформулированы основные педагогические принципы теории и методики в педагогических идеях Руми;

-разработаны методика и дидактические приёмы использования педагогических идей в условиях общеобразовательных школ.

Теоретическая значимость исследования проявилась в обосновании места педагогических идей Руми в образовательной системе, методологического и методического осмысления путей и средств совершенствования педагогических идей иранских народов, разработке педагогически оптимальных моделей изучения идей Руми в системе общеобразовательных учреждений.

Практическое значение исследования определяется его направленностью на сделанные автором выводы о необходимости совершенствования изучения педагогического наследия Руми с использованием достижений международной педагогической школы, предложений и разработки образовательных систем для углубления содержания учебных материалов, касающихся наследия Руми. На защиту выносятся следующие положения:

1. Изучение педагогической мысли народа и педагогических идей отдельных его великих представителей даёт возможность, с одной стороны, учесть национальные особенности и менталитет народа в процессе обучения и воспитания, с другой, на этой основе обеспечить повышение качества образовательного и воспитательного процесса в школах.

2.Педагогические идеи Руми представляют интерес для воссоздания картины интеллектуальной ситуации в средневековом обществе, для осмысления специфических и общих черт педагогической истории, раскрытия тенденций и закономерностей развития духовной и педагогической мысли иранских народов.

3.Творческое использование оригинальных педагогических идей Джалаладдина Руми в практике учебно-воспитательной работы школ, так как педагогические мысли Руми вытекают из его нравственных воззрений и способствуют воспитанию и совершенствованию человека, а рекомендации учёного-педагога о методах воспитания и обучения являются предпосылкой научно обоснованного подхода к решению многих проблем воспитания и обучения.

Достоверность и обоснованность исследования обеспечивались использованием комплексных методов, адекватных объекту и предмету исследования, его задачам, подбором эмпирических материалов необходимых и достаточных для качественной характеристики исследовательских процессов и явлений, что подтверждается анализом полученных результатов.

Подтверждается многолетней опытной работой диссертанта над педагогической проблемой, проводимой в общеобразовательных учреждениях Ирана.

Апробация и внедрение в практику результатов исследования проводились путём выступления автора на семинарах, конференциях, круглых столах и представлением мастер-классов.

Опубликованы монография, книги и статьи в центральных научных журналах, в вузовских и академических изданиях Ирана, Таджикистана и зарубежных странах. Существенным фактором апробации результатов исследования стала экспертная оценка и общественное обсуждение монографии автора, выпущенной Таджикским государственным педагогическим университетом им.С.Айни: « Педагогические идеи Джалаладдина Руми » -Душанбе: Ирфон,2007.-177 е.».

По материалам исследования опубликовано более 15 научных работ. Структура диссертации. Состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Тахери Джавад Мохтар

Слова и идеи Руми объясняет своим ученикам , поэтому его « Маснави » с точки зрения стиля изложения и педагогики тоже имеет огромную значимость. Если взять в целом, в этой книге с начала до конца различные рассказы, распространённые среди разных народов Востока, смешаны с глубоким научным анализом. По нашему наблюдению и всестороннему анализу Руми приводит какой-то рассказ и затем в связи с его сюжетом или без какой либо связи с ним выражает свои взгляды.

В « Маснави » можно найти взгляды Руми по различным аспектам педагогики, в том числе, эта книга с начала до конца является манифестацией прекрасного и выражением взглядов ее автора по эстетике.

Для Руми красота и прекрасное имеют субъективную суть, они являются для него эталоном, который присущ всей эстетической науке после возникновения платонизма и неоплатонизма.

Он хотел разобрать перед нами, как начинают понимать теперь происхождение нравственных понятий в человечестве, их истинные основы, их постепенный рост, и указать, что может содействовать их дальнейшему развитию.

Поэтому можно сказать вполне утвердительно, что нравы общительности и взаимной поддержки вырабатывались еще в животном мире и что Руми уже прекрасно знал эту черту жизни животных.

Всем известно, что понятие «педагогическая культура» у любого цивилизованного народа органично связано с культурным наследием этого народа. Иранский народ не представляет в этом исключение, занимая достойное место в истории духовной и культурной жизни иранских народов. Педагогическая мысль иранского народа по этому поводу развивалась вместе с развитием соседствующих культур на Востоке.

Исторический путь педагогической мысли иранских народов по этому вопросу показывает, что эти проблемы были главными тематиками педагогических трактатов ученых- энциклопедистов как Авиценна, Бируни, Туси, Саади , Хафиз, Фирдоуси, Кайковус, Низамулмулк,Санои, Аттор и многие другие. По этому вопросу имеется много высказываний, проповедей и хадис.

Продуктивное решение различных проблем формирования культуры учителя, всестороннего развития его социальных качеств возможно на основе анализа опыта воспитательной и организационной работы, обобщения выводов теоретических и конкретно -социологических исследований на стыке педагогики школы, теорий личности и культуры.

На психологии любви с ее стремлением к слиянию, растворению друг в друге, но с недостижимостью тождества, и было построено миропонимание Руми, которым двигала неутомимая жажда гармонии с миром.

Читайте так же:  Культура культурология учебное пособие

Говоря о выводах третьего параграфа диссертации надо отметить, что возрастные границы целевой группы исследования позволяют говорить, что это поколение нового- Исламской республики. Сознание, мирорвозрение и мироошущение учащихся общеобразовательных школ формировались уже в современную эпоху. Нормы и принципы обучения сегодня изменились. Даётся приоритет исламской этике и нраву. Поэтому изучение исламской традиции воспитания и особенно её классической стало одним из приоритетных направлений в общеобразовательных учреждениях. В ходе исследования это нашло свое подтверждение и достаточную аргументацию. Как показывает исследование учащихся находит возможности и пути удовлетворения чтением художественной литературы, особенно это касается произведений Джалолуддина Руми. Так как многие отметили, что она формирует личность, мировоззрение, самосознание и т. д.» И соответствует времени и новым содержаниям повседневной реальности; организация и насыщенность духовных потребностей на основе произведений Руми позволяют обеспечить положительную эффективность и направленность воспитательно-образовательных процессов, в том числе в общеобразовательных школах.

Из-за нашествия Чингисхана отец Джалолуддина Руми, выдающийся ученый-богослов, эмигрировал с семьей в Малую Азию, в Конийский султанат Сельджукидов (в 1220 г.). Здесь мыслитель получил духовное образование и, подобно отцу, был руководителем Кенийского медресе и проповедником. Увлечение суфийским учением изменило течение и характер его жизни и деятельности: он стал суфийским шейхом. Однако мировую славу принесли ему не поучения, а стихи. Наиболее значительные: продиктованная Руми своим ученикам шестичастная поэма « Назидательные маснави » — собрание притч, часто фольклорного происхождения, сопровождаемое стихотворными же философско-дидактическими выводами. Эта книга получила всеобщее признание на мусульманском Востоке и часто называется « иранским Кораном ». В художественном отношении это блестящая энциклопедия иранского фольклора средних веков. Сила поэта состоит в том, что в артодоксальной мистической форме проявляется его горячая любовь к людям, с их действительными страданиями, страстями и радостями. Сам Руми называл свою концепцию « поклонением Сердцу ». В расцвете славы Руми избрал своим наставником безвестного дервиша Шамса из Тебриза. Ученики поэта, приревновавшие к Джалолуддину Руми дервиша, тайно убили его. В скорби по « закатившемуся солнцу » («Шамс» означает « солнце ») Руми сложил вдохновенные, пронизанные пантеистическим духом газели, восприняв их как вложенные в его уста Шамсом, достигшим бессмертия тем, что слился с богом. Тем самым Руми действительно увековечил дервиша, « подписав » газели его именем (то есть включив имя Шамса в заключительный бейт) в сымпровизированном Руми огромном « Диване Шамса Тебризского » (другое название — « Дивани кабир »- « Великий диван »). Поэт скончался 17 декабря 1272 года в Конье и был там же похоронен, провожаемый в последний путь многими людьми всех вероисповеданий — мусульманами, христианами, иудеями, индуистами, буддистами и др.,- выразившими почтение к человеку, воспевавшему « религию сердца ».- единодушие всех людей разных племен и вероисповеданий:

В последние годы жизни Руми написал строки, которые явились как бы его поэтическим завещанием:

В тот день, когда умру, вы не заламывайте руки,

Не плачьте, не твердите о разлуке!

То не разлуки, а свиданья день.

Светило закатилось, но взойдет.

Зерно упало в землю — прорастет!

Притчи Руми разнообразны. Они повествуют и о тяжких поборах («Напуганный горожанин»), о суетности земной жизни («Рассказ о старухе, старавшейся сделаться красивой»). Руми отрицательно относился к наукам, которые не приносили людям практической пользы («Спор грамматика с кормчим»).

Руми не выдумывал новых сюжетов, а заимствовал их из фольклора , персов, таджиков, турок, арабов, греков. Сюжеты басен «Пустынник и Медведь», «Лев, Волк и Лисица» известны русскому читателю из творчества Ла-фонтена и Крылова. Басню же «О жене, съевшей мясо и свалившей это на кота» наши современники слышали в виде популярной азербайджанской песни. Однако, как видим, сюжеты эти были придуманы в давние времена и нашли свое отражение у многих писателей Востока и Запада.

И действительно, мысли и творчество величайшего поэта и мудреца XIII века проросли в душах и сердцах людей добрыми всходами. И нас, живущих уже в XXI столетии, не могут не волновать те простые человеческие чувства, которые Руми высказывал в своих стихах, его страстная любовь к человеку и ненависть к поработителям.

Используя педагогические и дидактические идеи Руми в современных условиях при формировании мировоззренческих и нравственных убеждений, установок учеников разумно, очевидно, принимать принцип толерантности, терпимости к взглядам учащихся, принцип самоопределения личности, т.е. обеспечивать свободный выбор и ответственность за свои решения и действия, которые многократно отмечал Руми в своих педагогических наследиях.

Как отмечал Руми для выработки учениками (мурид) взглядов очень важна позиция наставника (муршид), Он должен сам иметь убеждения, жить в соответствии с ними, уметь говорить о них с учащимися, не навязывая их и одновременно не отказывая от них из коныотурных соображений. Можно считать, что в воспитательных учреждениях наставник (учитель) традиционно выступает как носитель определенных норм, идеалов и мировоззренческих позиций.

Какими средствами решения задач нравственного воспитания располагает система образования, средняя школа Ирана? Это прежде всего процесс обучения: знание морали ученики получают на уроках литературы, истории и других общественных и гуманитарных предметов. Наши наблюдения и анализ состояния школьных предметов по изучению наследий Руми показывают, что еще надо усилить уроки морали, как это часто делается в других странах. Во внеурочной воспитательной работе должны проводиться беседы по социальным и нравственным вопросам, обсуждения актуальных вопросов жизни подростков.

Формирование нравственного сознания, конечно, процесс тонкий и глубоко связан с формированием мировоззрения учащихся, с развитием самосознания, с поисками своего места в мире и смысла своей жизни. Поэтому так важно, чтобы процесс обучения и воспитания в школе способствовал стремлению подростка решать вечные вопросы жизни, думать о самом главном, как указал Руми: что есть жизнь, человек, бог, природа. .-тогда, скорее всего, и с нравственностью будет лучше.

Надо отметить, что содержание образования должно обеспечить в сознании учащихся формирование картины мира, адекватной современному уровню знаний и ступени обучения. Думается,- что содержание образования должно учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор взглядов и убеждений.

Педагогическая доктрина Руми имела вместе соединенную двуединую задачу. Первое-это достижение человеком путей нравственного очищения морального самосовершенствования . Второе, это есть проявление внутренней жизни, во взаимоотношениях с окружающими людьми. Суфийский альтруизм, благородное бескорыстное служение другим людям, даже в ущерб собственным интересам, имеет большое педагогическое и социальное значение.

Изучение и исследование богатого педагогического наследия Руми показывает, что он был выдающимся теоретиком и практикам педагогики и дидактики средневекового Востока, создавшим целостную систему педагогико-дидактических идей, содержащих в себе проблемы человека и его воспитания, цели и средства воспитания.

В системе воспитания, суфизм на первое место ставил нравственное воспитание, как трудовое, физические, гуманистическое и — др. Они выбрали целый комплекс суфийской терминологии воспитания того или иного морального качества человеческой личности.

Творение Джалаладдина Руми. по праву считается вершиной суфийской поэзии, непревзойденным и совершенным образцом ее дидактического жанра. Эта поэма « подлинно » энциклопедия мусульманского мистицизма. Ее читали, заучивали наизусть и по ней учились на всем Ближнем и Среднем Востоке, но особую популярность она снискала себе в Иране, Северной Индии, Пакистане и Турции. В Турции, например, вплоть до начала XX в. « Маснави » читали и толковали для широкой аудитории в специально построенных для этой цели зданиях. На окраине мусульманского мира, в Восточном Туркестане, дервиши братства «Накшбанди-ходжаган-и актаглик» считали обязательным знать наизусть не менее семисот бейтов поэмы.

Но « Маснави » не только энциклопедия суфизма и источник мистических идей, из которого утоляли жажду многие поколения суфиев. В своих сочных и ярких притчах автор широкими мазками нарисовал красочное полотно жизни современного ему общества, в основном городского. Подавляющее большинство героев его рассказов, из которых и соткана художественная ткань поэмы, на удивление реалистичны, обстоятельства, в которых они действуют, как будто взяты из повседневной жизни. Таковы, например, притчи о садовнике и воре, о четырех индусах, о четырех путниках и винограде, о суждениях о слоне, о воре и факихе, о попугае, пролившем масло, о казвинце сделать себе татуировку, и т. д, Прозрачные аллегории притч животного цикла, естественно, были общедоступными в средневековом обществе. Все ясно понимали, какие социальные круги скрываются за личиной льва или волка, осла или лисицы, зайца или слона. Конечно, « Маснави », формально создававшееся для суфиев, адресовано было всему обществу султаната, а не какому-то одному социальному слою, но ведь суфии « рекрутировались » практически из всех классов. Одни воспринимали поэму как пиршество для эстетов-гурманов, любителей мистических сюжетов. Других привлекали занимательность и динамичность повествования, калейдоскоп стремительно сменяющих друг друга сцен и ситуаций. Третьи наслаждались образностью и живостью языка, обилием разговорных оборотов; что в то время было, несомненно, новшеством в поэзии, россыпью народного юмора, афоризмов и поговорок.

Исключительно разнообразен по своей тематике мир притч, многие из которых объективно имеют острую социальную направленность. Автор говорит о безысходной нищете бедняков, о бесправии подданных и произволе властей, о страданиях, которые приносят войны мирным жителям, и мародерстве воинов и служилых людей. Не меньше внимания уделяет Руми обличению лжесуфиев- шарлатанов, лицемерных мулл, чванливых факихов, продажных судей и т. п. Эти лица — постоянные персонажи фольклора — длинной чередой проходят по страницам « Маснави ». Все это читатель найдет в предлагаемых переводах, где нам хотелось показать искрометный, но и умело организованный каскад рассказов, притч, сочетающих возвышенную патетику проповедей, мистические прорицания едкими насмешками, фривольными шутками и солеными анекдотами, который и составляет величественное здание « Маснави » Джалаладдина Руми.

Образные сравнения и емкие афоризмы, которыми так богата поэма Руми, широко распространились по всему мусульманскому Востоку, превратились в крылатые слова. Возьмем на себя смелость утверждать, что и в том отношении « Маснави » сыграло в персидской словесности такую же роль, какую в русской « Горе от ума » А. С. Грибоедова. Цель, которую преследовал Джалаладдин , создавая свой труд,- в доступной и понятной форме, ясным и простым языком изложить положения и концепции как « интеллектуального », так и « прагматического » суфизма. Эту задачу он с блеском выполнил. Но « попутно » он создал блистательное поэтическое произведение, в котором воспевал совершенство и красоту человека, веру в его разум; призывал к дружбе и миру между людьми различных вероисповеданий; осуждал произвол властей, порицал узость догм официальной веры. Джалолуддин Мухаммад Балхи Руми — персидский поэт, но его творчество вышло далеко за рамки национальной литературы, оно принадлежит мировой культуре, включено в сокровищницу мирового педагогического наследия.

Джалаладдин Руми не создал своей особой системы педагогических взглядов, равно как и оригинального мистического «пути». Тропу, по которой он шел, проторили его предшественники. Но, вступив на нее блестяще подготовленным и превосходно образованным, он и поныне выделяется среди светил» персидской поэзии своей интеллектуальной и поэтической одаренностью . Он отлично знал поэмы Санаи и Аттара, свободно ориентировался в сочинениях ал-Мутанабби и ал-Халладжа, его волновали полные « божественного неистовства » мистические откровения Байазида Вистами. Он, несомненно, был знаком с трудами ал-Газали. который в своей эклектической религиозно-этической системе свел воедино с мистицизмом элементы исламского традиционализма и рационализма. Можно только гадать, слушал ли он в бытность свою в Дамаске и Алеппо лекции теософа и творца теории « экзистенциального монизма » Ибн ал-Араби. Но идеи Ибн ал-Араби. безусловно, были ему известны — это показывает его « Маснави ». В принципе Руми больше привлекала практика суфийского «пути», хотя он и не чурался концепций « интеллектуального » мистицизма.

Естественно, Джалолудцин был глубоко религиозным человеком, хотя трудно назвать его сторонником или последователем какой-то определенной суфийской школы. Он жил в ту эпоху, когда человек лишь через призму религии и богословия осознавал свое предназначение, свое место в мире и в обществе. Поэтому Руми постоянно стремился соединить в своем творчестве земное и идеальное, человеческое и мистическое. Он, подобно всем мистикам, пытался понять и разрешить силой своего поэтического гения одну задачу — проблему взаимоотношения человека и божества. Увы, ему не дано было постичь, что такой проблемы просто не существует, она иллюзорна. С его точки зрения, совершенство всего созданного в мире воплощается в человеке, который, постигая Истину, завершает один период развития и тотчас же начинает другой. Но Джалолуддин обладал великим поэтическим даром. Его экстатические видения, которые он воспроизводил в поэтических образах, отнюдь не напоминают последовательный ряд логических суждений, выстроенных разумом. Его стихия -вдохновение и экстаз.

Читайте так же:  Пособие трактористу

Идеи и слова Руми объясняет своим ученикам, поэтому его « Маснави » с точки зрения стиля изложения и педагогики тоже имеет огромную значимость. Если взять в целом, в этой книге с начала до конца различные рассказы, распространённые среди разных народов Востока, смешаны с глубоким научным анализом. По нашему наблюдению и всестороннему анализу Руми приводит какой-то рассказ pi затем в связи с его сюжетом или без какой либо связи с ним выражает свои взгляды. Рассказы приводятся в целом в одном месте или их сюжет разделён в нескольких главах книги. Конец одной главы « Маснави » иногда указывает на начало другой главы, автор для избегания многословия иногда сокращает рассказы, или же обращается к Хиссамуддину, который занят записью его слов. С точки зрении педагогико-психологических наук рассказ понятен, комментарии Руми к нему как бы тоже понятны, но конечная цель, неизвестна, поэтому у читателя пробуждается любознательность .

По нашему мнению самое важное это то, что Руми выбрал такую методику, которая сегодня широко распространена на Западе- из «кейс-стади» к тексту,т,е. обучающимся дается какая-та жизненная ситуация, фрагмент из произведений науки, литературы, культуры, искусства и т. д., и в связи с этим предлагается для обсуждения и дискуссий какой-то теоретический аспект.

Подобно этому в « Маснави » для доступности и доходчивости в начале приводится какой-то рассказ, обыкновенная жизненная ситуация или даже анекдот, и затем автор, осмысливая их на более высоком уровне, излагает свои теоретические взгляды по сложнейшим вопросам суфизма и педагогики. Другими словами, даже незначительный жизненный опыт человека для Руми является средством обучения.

Поэтому он, указывая на анекдоты, приведенные им в своих произведениях из неформальных традиций народов Востока писал: %азл таълим аст, онро цид шунав» («Шутка обучает , воспринимай её всерьёз» (4: 3558). Многие исследователи Руми отмечают, что эта методика, которая имеет свои корни еще в произведениях Абдуллоха Ансари (10061089), Санаи и других мыслителей, очень хорошо применена в книге « Маориф » (Просвещение) Бахауддина Валада и затем своеобразно использована Султанваладом. Знакомство с такой методикой и другими их подобиями из истории культуры наших предков будет очень ценной и для современной педагогической науки.

В « Маснави » можно найти взгляды Руми по различным аспектам педагогики, В том числе, эта книга с начала до конца является манифестацией прекрасного и выражением взглядов ее автора по эстетике.

Много внимания Руми уделяет такой важной составной части воспитания порядочного, честного человека, как трудовое воспитание. По его мнению, важнейшим нравственным качеством человека, делающим его авторитетным, уважаемым и счастливым, является трудолюбие .

Эти мысли средневекового гуманиста также всецело соответствуют принципам современной педагогики, в которой трудовому воспитанию молодежи отводится главная роль. Не осталась вне поля зрения Руми и проблема выбора ремесла, рода занятия . Он подчеркивает, что человек должен очень серьезно подойти к выбору рода занятий , ремесла или какого-то искусства, не спешить, чтобы не ошибиться.

Педагогические идеи Руми имеют большое теоретическое и практическое значение для воспитания подрастающего поколения, для современной педагогической науки. Они необходимы на всех ступенях обучения во всех учебных заведениях . Однако сегодня педагогический потенциал « Маснави » используется не эффективно. Это подтверждают и результаты проведенного социологического исследования среди преподавателей литературы и предметов гуманитарного направления по теме диссертации. И тому есть объективные и субъективные причины.

Среди объективных факторов низкого уровня преподавания в школе. Так, 56,6% респондентов из числа преподавателей таджикской литературы школ и классов с таджикским языком считают программы для нравственного воспитания малоэффективными. При этом, 27,7% респондентов считают утвержденные среднеобразовательные школьные программы недостаточными, т.е. непригодными для формирования нравственно-моральной личности в системе государственного образования.

К объективным причинам следует отнести и острую нехватку современных, т.е. соответствующих коренным изменениям принципов и подходов в науке и практике, в том числе в педагогике , учебников, методических разработок преподавания, средств обучения. Так, в ходе исследования, если 51.8% опрошенных основной фокусной группы на вопрос о достаточности вышеперечисленного ответили просто « не достаточно », то 13.2% подчеркнули, что « практически ничего нет ».

Исследование выявило, что по мнению респондентов формирование нравственной личности в отечественной системе среднего образования можно осуществлять в рамках порядка 10 школьных предметов, в том числе по литературе — 88,0%, по этике — 53,0%, по предмету « Исламская этика » — 31,3%, а также истории Ирана и истории религии — по 20,5%).

К субъективным недостаткам можно отнести тот факт, что современные образовательные формы и методы при изучении классического наследия,литературы, в том числе творчества Руми, мало используются. Только 8,4%о респондента отметили, что используют на практике интерактивные методы обучения, что представляется мизерным при нынешних объемах и требованиях к уровню образования. Такое положение косвенно свидетельствует и о недоработках по распространению современных методик образования в системе среднеобразовательных школ, с одной стороны, и о низкой квалификации преподавательских кадров, предпочитающих традиционные, не достаточные сегодня, формы и методы обучения. К тому же, как выявило исследование, к факультативным и внеклассным формам, которые уместно также отнести к традиционным, прибегают 63,8%о опрошенных, что вряд ли можно считать удовлетворительным.

Исследование выявило и такой факт, который можно отнести к субъективным причинам недостатков: только 78,3% преподавателей основной фокусной группы используют письменные задания при изучении « Маснави » Руми, тогда как, согласно утвержденной программе, этот метод обязателен для всех:

1. Изучение педагогической мысли Средневекового Востока, особенно исследование педагогических взглядов Руми, имеет большое значение в воспитании и обучении подрастающего поколения в нынешних условиях глобального общества.

2. Руми в своих произведениях, особенно в «Маснави»(«Стюш, обращенные к внутренней сути вещей») определил сущность и задачи воспитания всесторонне развитого, совершенного человека и в связи с этим показал значение воспитания и образования в жизни человека.

3. Основной задачей воспитания и обучения Руми считал нравственную подготовку человека. С его точки зрения, человека нужно воспитывать в духе гуманизма, патриотизма, бескорыстия, честности и порядочности.

4. Развивая педагогические идеи своих предшественников, Руми уделял большое внимание роли науки и знаний в жизни человека. Каждый человек должен систематически овладевать знаниями. Наука приносит пользу только тогда, когда знания применяются на практике.

По результатам исследования необходимо рекомендовать следующее:

— повышение эффективности воспитания и обучения учащихся требует отбора в программе обучения и воспитания школьников материала, отражающего особенности и специфику формирования нравственных качеств личности, в частности, отрывков из « Маснави » Руми.

-для всестороннего и глубокого анализа и изучения педагогического наследия Руми необходима организация научных конференций, семинаров, круглых столов, дней памяти Руми;

-создать условия эффективного и систематического изучения учащимися педагогических взглядов Руми в учебное и внеучебное время;

1 .достаточно актуальной остается проблема подготовки учащихся к межкультурному взаимодействию с позиции равноправных равноценных отношений, что требует разработки понятийного и диагностического аппарата, дидактических средств и педагогических условий их реализации.

2.разработать модель формирования готовности учителя общеобразовательных школ, к межкультурному взаимодействию, детерминированную поликультурной образовательной ситуацией.

3.выявить совокупности критериев и показателей сформированности готовности учителей к межкультурному взаимодействию в образовательной деятельности;

4.выявить социально-педагогические факторы, способствующие успешному претворению в жизнь модели культуротворческого воспитания.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Тахери Джавад Мохтар, 2010 год

1. 1379 »’ Lf j и* ja J (jj^lUtjj 4 ^Liu-57 Коран и Маснави(Стмх« обращенные внутренней сути вещей)328 о-а. 1372цг«> Lf ‘ Lf JiS-i’ Lf A»- u^ j»1 * 4 581. Суфизм Мавлави782 (J-a.1380 ^ 2 ‘ J^LJ 4 4 Ljjjjjt i Ljjjl ji. -59

2. Комментарий Маснави (Стихи обращенные внутренней сути вещей)205 оа.1375 ‘ Lf j»-4 4 jj^s^» LJ ^iSjj -60

3. Ояты « Маснави » (Стихи обращенные внутренней сути вещей)

4. О-э.1339 ‘ JM’ ^ jbiujl 4 ^флл .I £CJ3 4 ( (jliJj (jljjj ) (jAxj jjjti 5 Jjj 4 ljjI Jjj -611. История цивилизации278 и-3. 13760*el^ijlj 4 jjljjlS n\r. 4 WM j Cujjj i JJ^I 4 ^JSJJJ -621. Воспитание и социология524 о3-1380 и^4 Lf ас-^лм * 4 ^ЬАЛ -63

5. Сборник статей « Мавлавиведение »jiJ (>ajiJj J 4 U^JJJJ J cAj^ j Ь (jSjjjJ j Ai^la £ ‘ JJJ bj (jiuia.

6. Jij СВ^я^кЬ. A^JJ 4 CPJJJi J (АЫ Ь i t^lj (jl j 4 jjuijj -67314u-.(1355/2535)^1. Эмилjjl ‘ ‘»»j*** ‘ j*j^ ^^ ‘.i!.’** fbsjal aj t jjae j ill,lib s „j 4 ^bj 68372 0-.1383

7. Рассказы и притчи « Маснави » (Стихи обращенные внутренней сути вещей)1280 (>« 1366 JV j-^ jJ’ ся^4 ■ t uijJ -691. Секрет Ная

8. Оя.1368сРиа. i Jj jaj i QuaaJi^jc. t )jS jJjj -706161. Море в кувшине6874 u-».1382^V 7 ‘ оЬХЫ t cj ^jS 0 1369 ‘(«Ц^ 5 4 рЫ iljA^A 4 (jijjbS -1 131. Знание красоты218 о^>.(1345) ‘ jb«jlr. Am.jj 4 (jiJJJJ j o^jj*’ ‘ d^ -114

23. Методы управления в образовании и воспитании2 5 ‘ и1-«А- Яаэ-jS ‘цуС-boi^l ^.Um J jj j gr^?- c^i u1jj . (1 343)6’^ 42 g 4 (jAm. jj 4 ^c. Ub.1 ^lii jljj i jl j 4jjj jjj* -1281. Социальная психология

32. О3.1368 ‘fS ‘I ^jl jbJuii 4 JUJI j (jluul JA 4 -1291. Человек и его честь473 . 1360 ‘I jA jjl Cil jUiSjl 4 JJ CJJJJP i^eLiJA 4 -130

33. Воспитание и образование в исламе312 0= 1365 4l j-Ъ-а CjI jLSujl 4 jLuul S^^iaj4 -1311. Совершенный человек307 о-. 1358 4 ‘ ^jp 4 ‘ -132

34. По направлениям исламского воспитания-Л J OleJUa* A-uluJ* CjljUSSjl 4 (2 J 1 )t—’ t^lAA-alj St tjir. 4 (jljAulC- J ^VnW 4 -1331260 U-.13621. Письма Айнулкузата402 o°.1380.^ J • Jj^-4 vj’^i.» -134

35. CjIjLauI 4 ‘ -‘JJ Jj-s д ^«LilAl Aj 4 (AjUj jj ) jljJj jlxJl’l 6.1) j£jj Jjjljji. S).aa 5.10 J 4(jj.«Kji -145232 u-,1358 ‘доизбранные произведения дивана шамса354 о*. 1341 «Jjj i^ljLiiil t ^Ajjl^j ^^1 i-j^j^j j ^XJ 4.lOj ‘jj’^u -146 Ислам и суффизм

36. О3 .•J^?-» 7 ‘ i^&J* J ‘ i^J*^ J2 ‘ J;^ *.10j -147 Комментарий « Маснави »ciljUSdil t CJIJJJ (jjj^j j oijjjb JJJJJ i j u>i j (jj^j (jjiu jj jj (jljj ‘ (jll t jpl j -148445 o^ .1362 tJljj

37. Вспоминание, осмысление. таджикский яз.

38. Атахонов, Т. Баъзе пандх,ои ахлокию тарбиявии Ч,алолиддини Балхй (Матн)// Маорифи Точикистон.-2007.-июл

39. Нравственно-назидательные притчи Джалолуддина Балхи.

40. Атахонов, Т. Масъалах,ои панду ахлок ва тарбия дар эч;одиёти Ч,алолиддини Балхй// Нобигаи давр (Матн): Мачмуаи маколот бахшида ба 800 солагии Мавлоно Чдлолиддини Балхй.-Душанбе,2007.-С.38-46.

41. Вопросы назидание и воспитание в творчество Джалалуддина Балхи

42. Зиёев Х.М. Мавлавия ва таърихи тахдввули он.-Душанбе,2004.-Мавлавия и ее история эволюции.

43. Мавлоно Чдлолиддини Балхй (Румй): Федристи осор ва адабиёт дар бораи у (Матн) / Мурат.Ч,.Рач,абов, А. Юнусрв; Мух,.Ч,,Рачабов; КМ КМ Ч,Т ба номи А.Фирдавсй.-Душанбе: Эч;од.-112 с.

44. Мавлоно Джалолуддин Балхи:Библиография

45. Солнце просвещения: Сборник статей, посвященный 800-летию Руми

46. Пах,лавонов, А. Андешахои педагогии Цалолиддини Балхй (Матн) //Маорифи Точ,икистон.-2007.-июл-август.-С.28-35.

47. Педагогические идеи Джалолуддина Балхй

48. Рахимов, X. Тахкикоти арзишманд дар румишиносй(Накд ба кигоби Тохдрй Ч,. Афкори педагогии Руми) //Сафинаи умед.-2008.-№1 (80).-С.20-23.

49. Важные исследования в области румиведения

50. Сафарзода, Г. Хуршеди олами ирфон (Матн): Таълими осори Ч,алолиддини Балхй (Румй) дар мактаб.-Душанбе,2007.-320 с.1. Солнце суфийского мира

51. Сулаймонй, С. Педагогикаи Ислом: нойгох дар низоми омузишу парвариши Ирон (Матн) / Зери назари Х.Афзалов;АИП Точдкистон;ПИП Точикистон;Ройзании фархангии Ч,ИИ.-Душанбе: Ирфон,2008.-250 с.

52. Педагогика Ислама: воспитание и образование в Иране.

53. Тохирй, Ч,. Афкори педагогии Ч,алолидцини Румй / Зери назари С.Сулаймонй; Мух,Д.Сатторй; Паухишгохи илмхои педагогй;ДДОТ.-Душанбе: Ирфон, 2007.-177 с.1. Педагогические идеи Руми

54. Тохирй, Ч,. Арзишхои педагога дар « Маснави » и Ч,алолиддини Балхй (Матн)//Икбол.-2008.-№1.-С.12-14.

55. Педагогические ценность идей Руми

56. Хрдизода, Р.Ч,алолиддини Румй (Матн):Сайри мухтасар дар рузгор ва осори у/ Мух,.Б.Шарифова.-Душанбе:Ирфон,2007.-100 с.

57. Исторические очерки о жизни и творчестве Руми

58. Саидолимов К. Образи инсон дар хикоёт ва тамсилоти «Маснавии маънави»-и Ч,алолуддини Румй» (Матн) .-Душанбе, 2003.-146 с. Образ человека в рассказах и притчах « Маснави маънави » Джалолуддина Руми