Психологическая экспертиза водителей

СУДЕБНАЯ
ЭКСПЕРТИЗА РЕБЕНКА

Если Вам нужная экспертиза детей и их родителей

-Сообщаются ли родителям результаты психологического обследования при судебной экспертизе ребенка?

-Что делать, если один из родителей не согласен с результатами судебной экспертизы ребенка?

-А может ли один из родителей в несудебном порядке в отсутствии другого родителя провести несудебную экспертизу для последующего предоставления ее результатов в суд?

-Если кто-нибудь из сторон (мать или отец) желают предоставить комиссии экспертов какие-либо дополнительные доказательства, отсутствующие в предоставленных судом материалах гражданского дела, как это сделать?

-В каких случаях при судебной экспертизе ребенка обследуются родители?

Как провести судебную экспертизу ребенка?

В тех случаях, когда родители живут раздельно и не приняли единое решение относительно места жительства ребенка возникает необходимость в определении места жительства ребенка и порядка встреч с отдельно проживающим родителем в судебном порядке.

При проведении судебного разбирательства может возникнуть необходимость проведения экспертизы ребенка. Данные экспертизы могут быть психологическими или психолого-педагогическими.

В ходе указанной судебной экспертизы ребенка суд поручает психологу или комиссии психологов, чаще всего, выяснить вопросы привязанности ребенка к родителям, мнение детей относительно проживания с кем-либо из родителей, психологические показания или противопоказания к изменению текущего места жительства ребенка.

Для проведения психологической судебной экспертизы детей необходимо подать ходатайство в суд. Примерный образец ходатайства можно посмотреть здесь. В указанном ходатайстве необходимо указать экспертное учреждение в котором Вы бы хотели провести экспертизу и вопросы, которые Вы бы хотели выяснить в ходе судебной экспертизы.

Если суд удовлетворит Ваше ходатайство, то вынесет Определении о назначении психологической судебной экспертизы ребенка.

В определении суд перечислит все необходимые для выяснению вопросы и вместе с необходимыми материалами гражданского дела отправит в экспертное учреждение, в котором будет проведена судебная экспертиза ребенка.

Далее Определение суда будет направлено для исполнения в экспертное учреждение для исполнения.

Как должна проводиться судебная экспертиза ребенка в экспертном учреждении?

После поступления в экспертное учреждение Определения суда о назначении судебной психологической экспертизы ребенка руководитель учреждения судебной экспертизы, если иное не указано в Определении суда, назначает эксперта или комиссию экспертов которой поручает производство судебной экспертизы ребенка. При этом руководитель экспертного учреждения знакомит экспертов с их правами и обязанностями, предупреждает экспертов об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Далее члены комиссии экспертов изучают материалы гражданского дела, относящиеся к предмету экспертизы, определяются с датой непосредственного психологического обследования ребенка, оповещают о дате проведения экспертизы заинтересованных лиц. Если в определении суда поставлены вопросы, требующие психологического обследования родителей, то назначается и их дата обследования.

В назначенное время несовершеннолетний ребенок в сопровождении родителей, или в сопровождении одного из родителей, прибывает в экспертное учреждение, где члены экспертной комиссии проводят психологическое обследование, включающее в себя предъявление ребенку тестов и опросников, проективных методов психодигностики (рисование, игровая деятельность), проводят направленную психодиагностическую беседу.

Экспертное исследование дошкольников проводится как правило в игровой форме. При проведении судебной психологической экспертизы ребенка может осуществляться аудио-видео-фиксация процесса судебного психологического исследования ребенка.

После проведения обследования всех лиц, указанных в определении суда, составляется Заключение эксперта, которое впоследствии направляется в суд.

Судебно-психологическая экспертиза психического состояния водителя по делам о дорожно-транспортных происшествиях тема диссертации и автореферата по ВАК 19.00.06, кандидат психологических наук Шипшин, Сергей Сергеевич

Оглавление диссертации кандидат психологических наук Шипшин, Сергей Сергеевич

Глава 1. Проблемы судебно-психологической экспертизы по фактам дорожно-транспортных происшествий.

1.1. Индивидуально-психологические факторы, обусловливающие надежность функционирования водителя автомобиля в экстремальных ситуациях.

1.2. Методы исследования индивидуально-психологических особенностей водителей автотранспорта.

1.3. Характеристика выборки.

1.4. Результаты экспериментально-психологического исследования водителей автотранспорта.

Глава 2. Проблема влияния психического состояния на успешность деятельности водителя.

2.1. Проблема экспертной диагностики психических состояний.

2.2. Разработка метода опосредованной ретроспективной диагностики психического состояния .

2.3. Экспертное исследование психического состояния

2.4. Исследование психического состояния при проведении экспертиз по фактам аварий на транспорте.

Глава 3. Теоретические вопросы судебно-психологической экспертизы по фактам дорожно-транспортных происшествий.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему «Судебно-психологическая экспертиза психического состояния водителя по делам о дорожно-транспортных происшествиях»

Двадцатый век положил начало стремительному развитию техники, внедрению ее практически во все сферы жизни человека. Как и любое другое, явления подобного масштаба имеет свои положительные и отрицательные стороны. Плюсы научно-технического прогресса описывать нет необходимости. Однако, стремительное нарастание негативных последствий этого процесса ставит во главу утла вопрос об их причинах. Актуальность проблемы подчеркивает рост техногенных катастроф в мире и, особенно, в России (очевидно, что их перечисление излишне).

На этом фоне автотранспортные происшествия воспринимаются как явление неизбежное, обыденное, не являющееся чем-то из ряда вон выходящим. Однако, статистика свидетельствует, что ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий гибнет более трети миллиона человек, а число раненных давно превысило 10 миллионов человек. На фоне людских потерь излишне говорить об астрономическом материальном ущербе, причиняемом ДТП .

Как показывают результаты многочисленных опросов, профессия водителя автотранспорта является одной из наиболее опасных: по количеству смертей на каждые 100 тысяч рабочих водители грузовых машин находится на седьмом месте (39.6), а водители такси — на тринадцатом (34.0) [ Кучкин Н., 1989 ].

Общеизвестно, что большинство аварий на транспорте обусловлено ошибками человека, управляющего движущимися средствами (по некоторым данным, до 95%) . Говоря об ошибках оператора, Пономаренко В. А. отметил, что они могут быть случайными, связанными с колебаниями психических функций, и закономерными. К числу последних им отнесены те, которые могли быть предвидены, а также провоцируемые ошибки. Они могут быть вызваны, в свою очередь, экстремальными условиями (близкими к физиологическим пределам); поступлением ложной, неопределенной либо конфликтной информации; выполнением действий, противоположных по отношению к ранее выработанным навыкам и т.п. Выделяются и неосознаваемые ошибки в тех случаях, когда в сложной ситуации человек сосредоточен на ближайшей либо отдаленной задаче [ Венда В.Ф. с соавт., 1983; Дьяченко М.И. с соавт., 1985 ].

Рост аварий в результате ошибок оператора (в том числе водителей автотранспорта) приводит к увеличению статистики неосторожных преступлений. Это требует, в свою очередь, более глубокого изучения проблемы неосторожной вины, переносит центр тяжести в ее изучении на преступления, совершенные в сфере использования техники (около 80% неосторожных преступлений). По мнению Дагеля П.С., «моделью» неосторожного преступления и должно стать «неосторожное техническое преступление», к которому относится, в первую очередь, ДТП. [ Дагель С.П., 1978]

Г.М.Миньковский и О.Д.Ситковская, рассматривая вопросы соотношения вины и мотивации неосторожных автотранспортных преступлений, отмечают опасность объективного вменения, т.е. ответственности правонарушителя собственно за последствия ДТП, а не за нарушения требований закона. Избежать этого позволит изучение обстоятельств, которые характеризовали бы позицию самого участника движения относительно нарушения, а именно: «осознавал ли, мог ли осознавать; не связано ли неосознание или запоздалое осознание с обстановкой движения, состоянием организма, индивидуально-психологическими особенностями, действиями других лиц»1. Выяснение этих обстоятельств имеет

Миньковский Г.М. г Ситковская О.Д. Ответственность за автотранспортные преступления в системе уголовно-правовых мер борьбы с посягательствами на общественную безопасность: Сб. Проблемы обеспечения общественной безопасности в деятельности органов внутренних дел. -М., 1988. — С.17 исключительное значение для решения вопроса о возможности избежать ДТП либо уменьшить его негативные последствия.

Из сказанного следует, что неосторожность по своей природе является не только правовым, но и психологическим явлением, поскольку представляет собой отражение отношения человека к своим действиям. Психология изучает комплекс проблем, лежащих на стыке с проблемой неосторожных деяний, таких как надежность оператора, его помехоустойчивость, толерантность к фрустрирукщим воздействиям и т.п. Традиционно их изучение относится к психологии труда, инженерной психологии. Однако, если рассматривать эти явления через призму понятия неосторожной вины, то следует выделить и такую дисциплину, как юридическая психология и, непосредственно, ее практическую отрасль — судебно-психологическую экспертизу ( СПЭ ) [ Гончаренко С.В., 1988; Коченов М.М. с соавт., 1982; Ратинов А.Р., 1967; Столяренко A.M., 1985 ].

Возвращаясь к проблеме ДТП, отмечу, что вопрос о необходимости проведения СПЭ по фактам аварий на транспорте ставился давно [ Бакст А.Я., 1978, 1979; Ваоадевский Ю.Л. с соавт., 1981; Гордеева А.К., 1982; Дагель П.С., 1978; Дымерский В.Я., 1978; Зотов Б.Л. с соавт., 1981; Козлов В.А., 1978; Костицкий М.В., 1985; Коченов М.М., 1977, 1991; Нор В.Т. с соавт, 1985; Проценко В.Б. с соавт., 1980 ]. Вместе с тем, до сих пор практически все проблемы, связанные с экспертной оценкой действий водителя, совершившего ДТП, на основании которой суд решает вопрос о его виновности или невиновности, исследуются в рамках судебной автотехнической экспертизы. Учитывая тот факт, что чаще всего аварии являются результатами ошибок человека, а не отказа техники, очевидно, что проведения судебно-автотехнического исследования при расследовании ДТП явно недостаточно. При этом, использование экспертамиавтотехниками в качестве единственного критерия «человеческого фактора» времени реакции (BP) (внедрение в 1983 году дифференцированного значения BP было едва ли не революционным шагом) не может в полной мере разрешить проблему определения возможности конкретного водителя в конкретной ситуации предотвратить ДТП1. Тем более, что дифференцированные значения BP, используемые в настоящее время, рассчитывались в зависимости от особенностей дорожно-транспортной ситуации (ДТС), но не от индивидуально-психологических и психофизиологических особенностей водителя [ Василевский Ю.Л. с соавт., 1983; Суворов Ю.Б. с соавт., 1986 ].

Читайте так же:  Далматинцы развод

В цитировавшейся работе Миньковского Г.М. и Ситковской О.Д. поднимается проблема изучения временного функционального состояния водителя; индивидуально-психологических особенностей, представляющих «фактор риска», с целью установления степени ответственности субъекта. При этом, подчеркивается роль эксперта-психолога в исследовании деятельности водителя в аварийной ситуации2 .

Перечисленные обстоятельства свидетельствуют, что проблема развития СПЭ по фактам ДТП является в настоящее время чрезвычайно важной и актуальной, требующей самого серьезного отношения.

Общей цеяыо исследования является развитие СПЭ по фактам аварий на транспорте и на производстве (в частности, по фактам ДТП) с разработкой методологии, методики и методов исследования индивидуально-психологических особенностей водителя, повышающих его успешность, а также — его психического состояния в момент аварии (для установления

1 Применение дифференцированных значений времени реакции водителя в экспертной практике. Методические рекомендации. — М., 1983

2 Миньковский Г.М., Ситковская О.Д. Указ. работа. — С.18-20 психического состояния в момент аварии (для установления психологической возможности водителя предотвратить ДТП в конкретной ДТС).

Были поставлены и решались следующие задачи:

1. Изучение психологических факторов, обусловливающих возможность совершения водителем ДТП.

2. Выявление комплекса индивидуально-психологических особенностей водителей большегрузных автомобилей, повышающих толерантность к экстремальным факторам.

3. Выделение диагностических признаков и разработка универсального метода ретроспективной диагностики психических состояний человека, влияющих на его профессиональную успешность.

4. Апробация методического комплекса на трех категориях испытуемых и создание на его основе методики экспертной диагностики психического состояния человека при исследовании ДТП и других аварий на транспорте и на производстве.

5. Уточнение пределов научной компетенции СПЭ по фактам ДТП на базе исследования психического состояния водителя.

В качестве методологических принципов были применены идеи единства сознания и деятельности, активного детерминизма, что позволяло анализировать исследуемые проблемы с позиций системного подхода.

Выявленные индивидуально-психологические особенности водителя при анализе ДТП рассматривались не сами по себе, а с учетом их взаимосвязи и взаимовлияния, обусловленности ими содержания и специфики психического состояния, в котором находился водитель в исследуемой ситуации.

Общим предметом исследования являлась методика судебно-психологической экспертизы по фактам дорожно-транспортных происшествий. Частными предметами исследования являлись: методика экспертной ретроспективной диагностики психического состояния испытуемого ; метод опосредованной ретроспективной диагностики психического состояния.

Обшрм объектом нашего исследования являлась психическая деятельность водителя автотранспорта в экстремальных дорожно-транспортных ситуациях. Частными обгьектами исследования сшужили:

1. Устойчивые индивидуально-психологические особенности водителя автотранспорта, обусловливающие вероятность совершения (либо попадания) в ДТП.

2. Комплекс эмоций, переживаний и состояний, составляющих « эмоциональный спектр » экстремального состояния и служащих его параметрами.

3. Психическое состояние людей, попавших в экстремальные ситуации, в зависимости от формы их вины (совершение неосторожного либо умышленного противоправного деяния), а также ставших жертвами преступлений.

Обпцте гипотезы исследования.

1. Вероятность совершения водителем ДТП либо вовлечения в ДТП обусловлена не столько наличием у него определенных индивидуально-психологических особенностей, но степенью их выраженности, выходящей за рамки диапазона средних значений.

2. Возможности водителя предотвратить ДТП, предпринять те или иные действия в экстремальной ситуации зависят от его психического состояния в аварийной ситуации, поскольку оно является интегративной характеристикой психической деятельности, обусловленной, с одной стороны, индивидуально-психологическими особенностями водителя и спецификой ДТС, с другой.

3. Однозначно дезорганизующее влияние на успешность деятельности в экстремальной ситуации оказывают состояния растерянности и фрустрации .

4. Метод опосредованной ретроспективной диагностики психического состояния является универсальным и позволяет достаточно точно оценивать состояние человека в динамике, независимо от того, является ли он обвиняемым, совершившим умышленное или неосторожное противоправное деяние, или потерпевшим (свидетелем).

Методы, материалы, процедуры и логика исследования.

1. Метод критического анализа специальной научной литературы и документов (материалов уголовного дела, заключений СПЭ, материалов служебных расследований) .

2. Методы экспериментально-психологического исследования индивидуальных особенностей человека ( опросники , шкалы, проективные и моделирующие).

3. Метод теоретической реконструкции психического состояния на основе данных, полученных с помощью методики ретроспективной диагностики состояния, в целом, и метода опосредованной ретроспективной диагностики психического состояния, в частности.

Было проведено обследование 242 водителей АО «Совтрансавто-Ростов»; проанализировано 40 дорожно-транспортных происшествий, совершенных водителями указанного предприятия с помощью метода опосредованной ретроспективной диагностики состояния. Проведено 280 судебно-психологических экспертиз по делам о преступлениях против жизни и здоровья с использованием метода опосредованной ретроспективной диагностики с целью установления аффекта либо иных непатологических эмоциональных состояний, а также экспертиз в отношении потерпевших по делам о сексуальном насилии.

Об обоснованности и достоверности результатов и выводов свидетельствуют данные, полученные в работах отечественных и зарубежных психологов , достаточный объем экспериментального материала, личный практический опыт диссертанта в проведении 980 судебно-психологических экспертиз, получивших положительную оценку и подтверждение в приговорах судов; взаимодополняемость и верифицируемое^ использованных методических процедур.

На новизну диссертационной работы указывает, во-первых, тот факт, что она является одним из первых исследований в области СПЭ по фактам ДТП. Во-вторых, во главу утла экспертного исследования водителя ставится не выявление у него тех или иных индивидуально-психологических особенностей, а диагностика психического состояния, в котором он находился в исследуемый период, обусловленного, с одной стороны, индивидуально-псмхологмческими особенностями водителя, а с другой, определяющего специфику протекания психической деятельности в зависимости от конкретной ДТС.

В работе использован метод опосредованной ретроспективной диагностики психического состояния, сочетающий в себе достоинства проективного метода с возможностью статистической обработки полученных данных, и позволяющий свести к минимуму вероятность искажающего влияния на результаты исследования со стороны испытуемого.

Предложена методика проведения СПЭ по фактам ДТП, базирующаяся на изучении психического состояния водителя в и момент совершения аварии, его индивидуально-психологических особенностей и анализе ДТС.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. СПЭ по фактам ДТП включает в себя исследование индивидуально-психологических особенностей водителя, обусловливающих его надежность в их взаимосвязи и взаимообусловленности, а также диагностику психического состояния, в котором находился водитель в момент совершения ДТП. При этом, выявление тех или иных индивидуально-психологических особенностей не является самоцелью, а сводится к анализу того, насколько их выраженность у субъекта являлась фактором как попадания в конкретное ДТП, так и возникновения психического состояния водителя.

2. Психическое состояние водителя в момент совершения ДТП является производньм от индивидуально-психологических особенностей субъекта и ДТС.

3. В аварийной ситуации наиболее деструктивное влияние на успешность профессиональной деятельности водителя (вплоть до возникновения аварийных ситуаций и аварий) оказывают состояния фрустрации и растерянности.

4. Метод опосредованной ретроспективной диагностики психического состояния применим при проведении любых подвидов СПЭ (по фактам ДТП, аварий на других видах транспорта, диагностики аффекта и т.д.) и позволяет выявлять специфику состояния на различных стадиях развития криминальной ситуации.

Научная новизна и теоретическая значимость диссертационной работы для теории судебной экспертизы и СПЭ состоит в теоретической разработке понятий объекта, предмета СПЭ по фактам ДТП; разработке методики данного подвида психологической экспертизы и универсального метода опосредованной диагностики психического состояния, что позволяет реконструировать состояние испытуемого, проследить его динамику и изменения содержания на ключевых стадиях развития криминальной ситуации. Для общей психологии новизна исследования заключается в уточнении специфики и психологического содержания экстремальных состояний, таких как аффект, фрустрация , психическая напряженность, тревога, растерянность. Для юридической психологии — заключается в том, что главной задачей при изучении водителя, совершившего аварию, является диагностика его психического состояния в момент ДТП и установление способности предотвратить аварийную ситуацию. При этом, психическое состояние рассматривается как интегративная характеристика психической деятельности конкретного человека, в которой преломляются его индивидуально-психологические характеристики, а также особенности ДТС, что, в конечном итоге, определяет специфику психической деятельности в изучаемый период.

Практическая значимость работы заключается в том, что она дает возможность значительно уменьшить вероятность судебной ошибки при анализе ДТП и определении виновности водителя, совершившего аварию.

Результаты исследования представляют значительный интерес для работников правоприменительных органов с точки зрения профилактики преступлений на транспорте.

Разработанные методологические и методические принципы СПЭ по фактам ДТП дают импульс развитию комплексного подхода (совместно с судебно-автотехнической экспертизой) к решению вопросов о возможности человека предотвратить ДТП (включая психологическую и техническую).

Выявленная степень выраженности индивидуальнопсихологических особенностей, обусловливающая вероятность совершения ДТП, в качестве критерия профессиональной успешности позволяет проводить психологический отбор при приеме на работу на предприятия международных сообщений.

Основные положения работы получили отражение в шести публикациях автора, докладывались на VII съезде Общества психологов СССР , на II Всероссийской научной конференции по психологии Российского психологического общества, обсуждались на заседании отдела Научно-исследовательского института проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной Прокуратуре РФ.

Разработанные принципы и методы исследования применяются при производстве СПЭ в Центральной Северо-Кавказской лаборатории судебной экспертизы МЮ РФ, в других лабораториях СЭ МЮ, в Калужской лаборатории судебно-психологических исследований. Они используются при чтении спецкурса по основам судебно-психологической экспертизы в Ростовском государственном университете, а также при проведении практических занятий на межвузовском факультете практической психологии (г. Калуга). На основании указанных принципов внедрена работа по профотбору и анализу причин аварийности в АО «Совтрансавто-Ростов».

Основной текст диссертации изложен на 202 страницах, состоит из введения, трех глав и заключения, а также библиографического списка использованной литературы. Работа иллюстрирована графиками и диаграммами. В приложение входят таблицы, образцы научно-методической документации.

Заключение диссертации по теме «Юридическая психология», Шипшин, Сергей Сергеевич

Появление данной работы было продиктовано возрастающей потребностью органов судопроизводства в процессуально обозначенных и, в то же время, научно обоснованных средствах, позволявших при расследовании дорожно-транспортных происшествий выявлять обстоятельства, характеризующие позицию участника дорожного движения относительно нарушения, приведшего к аварии. Это позволило бы, во-первых, получить ответ на главные вопросы: имел ли водитель психологическую возможность избежать аварии в сложившейся ДТС и насколько адекватными были его действия как требованиям ситуации, так и его индивидуально-психологическим особенностям; а во-вторых, -избежать опасности объективного вменения, провоцируемого, как правило, тяжестью последствий ДТП . Одним из таких средств является судебно-психологическая экспертиза ( СПЭ ) по фактам ДТП. Существующее положение дел в этой области судебной экспертизы таково, что в настоящее время отсутствует единый научно-обоснованный подход к предмету, объекту и методике экспертного исследования водителя, совершившего ДТП. В работе дан достаточно подробный анализ различных взглядов на проблему рассматриваемого подвида СПЭ.

Читайте так же:  По каким дням можно подать заявление в загс

Диссертационное исследование представляет собой попытку создания системы СПЭ по фактам ДТП с определением предмета, объекта экспертизы; описанием методики экспертизы и конкретных методов исследования, включая разработанные автором.

В ходе подготовительного этапа было проведено экспериментально-психологическое обследование 242 водителей большегрузных автомобилей, работающих в системе международных перевозок. Установлено, что попытки выделить индивидуально-психологические особенности, представляющие собой «фактор риска» попадания в ДТП, с ориентацией на средние показатели по изучавшимся факторам являются непродуктивными. Так же малопродуктивным является поиск конкретных индивидуально-психологических особенностей, которые изначально могли бы обусловливать высокую вероятность попадания водителя в аварию. Это связано с тем, что любое индивидуальное качество условно представляется не некой фиксированной точкой, а диапазоном, имеющим противоположные полюсы («эмоциональная стабильность -неустойчивость», » интернальность — экстернальность», «склонность к риску — нерешительность» и т.д.). В связи с этим для каждого фактора был выявлен диапазон средних значений, отражающий адекватную для данной выборки степень выраженности исследуемого качества у водителя. Анализ индивидуально-психологических особенностей водителей, совершивших ДТП, свидетельствует, что показателем риска попадания в аварию служит отклонение, превышающее величину границы диапазона средних значений (нормативного диапазона) в сторону негативного полюса исследуемого качества. Так, факторами, повышающими риск аварии, у водителей большегрузных автомобилей могут служить выходящие за рамки нормативного диапазона: в сторону высоких значений — показатели по шкале экстраверсии (Айзенк), по факторам F, Н, М, О ( Кэттелл ), уровня агрессивности и враждебности (Басс-Дарки), экстрапунитивности эго-защитного типа (Розенцвейг); в сторону низких значений -по факторам С, G, Q3 (Кэттелл), показателей общей интернальности , а также интернальности в сфере неудач и производственных отношений ( УСК ).

Исходным при создании системы СПЭ по фактам ДТП являлось положение, что в качестве центрального объекта данного подвида СПЭ рассматривается психическое состояние, интегрирующее в единое образование, с одной стороны, индивидуально-психологические и психофизиологические особенности водителя, а с другой, — особенности конкретной ДТС. Это позволяет рассматривать психику испытуемого в единстве и целостности, а ее компоненты — во взаимозависимости и взаимовлиянии. Кроме того, данный подход позволяет реализовать собственно ретроспективное экспертное исследование.

Это позволило создать методику проведения СПЭ по фактам ДТП. Основной, главной ее частью является частная методика ретроспективной диагностики психического состояния, включающая в себя анализ материалов уголовного дела, результатов беседы с испытуемым , а также проведение постадийного исследования психического состояния водителя в аварийной ситуации с помощью шкал напряжения (Н.А.Курганского), СУПОС-8, теста выбора цвета М.Люшера, а также предложенного автором метода опосредованной ретроспективной диагностики психического состояния ( ОРДПС ) и его экспресс-варианта. Показано, что метод ОРДПС позволяет проследить «эмоциональный спектр» состояния на протяжении развития криминальной ситуации, выделить «удельный вес» каждого из параметров «спектра». К числу достоинств метода ОРДПС относится сочетание проективности, опосредованности и возможности точной математической обработки полученных данных. Сопоставление результатов, полученных с помощью данного метода, с результатами шкалирования, а также с результатами лонгитюдного исследования свидетельствует о его валидности. Это позволяет рассматривать ОРДПС как главный метод экспертной диагностики психического состояния водителя.

В ходе работы над диссертацией была доказана универсальность метода ОРДПС, что позволяет применять его при экспертной оценке состояния в других подвидах СПЭ (в частности, СПЭ аффекта и других непатологических эмоциональных состояний, а также СПЭ потерпевших по фактам сексуального насилия).

Исследование экстремальных психических состояний, проведенное в ходе работы над диссертацией, показало, что рассматривавшиеся состояния аффекта, психической напряженности, фрустрации , тревоги и растерянности имеют свое специфическое содержание, отличающее их друг от друга. Это позволяет выделить так называемые «диагностические признаки» и проводить экспертные диагностику и квалификацию психического состояния.

Выявлено, что в профессиональной деятельности в экстремальных условиях водитель сталкивается с состояниями психической напряженности, тревоги, фрустрации и растерянности. Возникновение физиологического аффекта в аварийной ситуации не исключается, однако менее вероятно по сравнению с перечисленными состояниями. Выло также установлено, что однозначно негативное влияние на психическую деятельность водителя способны оказать состояния аффекта, фрустрации и растерянности.

В заключение следует отметить, что за рамками данной работы осталась обозначенная нами проблема экспертного исследования психофизиологических особенностей водителя, а именно, его зрительно-моторной реакции. При этом, необходимо подчеркнуть, что данный параметр должен исследоваться не изолированно, а во взаимосвязи с психическим состоянием водителя. Представляется, что это является перспективным направлением, продолжающим данное исследование и его реализация позволит проводить комплексную экспертную оценку состояния водителя в момент совершения ДТП (на четырех уровнях: психофизиологическом; индивидуально-психологических характеристик; мотивационном, а также — интегрирующем — сквозь «призму» психического состояния).

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Шипшин, Сергей Сергеевич, 1998 год

1. Алексеенко В.А. К проблеме исследования когнитивного стиля личности: Сб. Активность личности в системе общественных отношений. М., 1987. — С.28-36.

2. Бажин Е.Ф., Корнева Т.В., Эткинд A.M. Исследование образного уровня восприятия эмоций.//ПЖ, 1983, т. 5, № 3. -С.81-84.

3. Бакст А.Я. К вопросу о проведении судебно-психологической экспертизы при расследовании автодорожных происшествий и ее основные принципы: Криминалистика и вопросы судебной экспертизы/Сб.науч. тр., № 560. Ташкент, 1978. — С.120-135.

4. Бакст А.Я. Психологический анализ ДТП при проведении судебно-психологической экспертизы: Проблемы судебной экспертизы/Сб. науч. тр., № 598. Ташкент, 1979. — С.102-111.

5. Безопасность движения: психологические аспекты (заседание «круглого стола»)//ПЖ, 1989, Т.10, № 1. С.71-82.

6. Блок В. Уровни бодрствования и внимание//Экспериментальная психология; под ред. П.Фресса и Ж.Пиаже М., 1970. — Вып.З. -С.97-146.

7. Большой энциклопедический словарь//БЭС. 1-е изд. — М., 1991. — Т.1. — С.90

8. Будяк Н.И., Нагорный Е.Г. Психофизиологические вопросы надежности и отбора водителей автомобилей:Сб. Психологические вопросы безопасности деятельности. Таллинн, 1981. — С.86-91.

9. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев: Наукова думка, 1989. -200 с.

10. Василевский Ю.Л., Гордеева А.К. и др. Исследование зависимости времени реакции водителей транспортных средств от различных факторов ДТП//Проблемы судебно-автотехнической экспертизы. М., 1983. — С.44-62.

11. Василевский Ю.Л., Проценко В.Б. Вопросы постановки инженерно-психофизиологических исследований в судебно-автотехнической экспертизе//Вопросы судебно-автотехнической экспертизы. М., 1981. — Вып. 52. — С.174-190.

12. Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб.: Питер, 1997. — С.532-582.

13. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.:МГУ 1984. -200с.

14. Вартанов А.В., Муньягисеньи Э. Полилингвистическое пространство цветовых названий//Вестник МГУ , 1994. сер.14 -№ 2. — С.32-40.

15. Вартанов А.В., Соколов Е.Н. Семантическое пространство цветовых названий: опыт межъязыкового исследования//ПЖ, 1994, Т.15, № 5. С.85-93.

16. Венда В.Ф., Ротенберг Р.В., Улиханян Г.С. Психологические факторы надежности управления автомобилями и проблемы общения между водителями//ПЖ. 1983. — Т.4. — № 4. — С.75-87.

17. Вяткин Б.А. Темперамент, стресс и успешность деятельности спортсмена в соревнованиях: Сб. Стресс и тревога в спорте. -М., 1983. С.56-64.

18. Гавриленко О.Н. Параметр тревожности и цветопредпочтение: Сб. Проблемы цвета в психологии. М.:Наука, 1993. — С.144-151

19. Глоточкин А.Д., Пирожков В.Ф. Исправительно-трудовая психология. -М., 1974. -426 с.

20. Гордеева А.К. Психофизиологические особенности водителей автотранспорта, различающихся по показателям безопасности дорожного движения: Автореф. дисс. канд. психол . наук. М., 1979. — 24 с.

21. Гордеева А.К. О путях развития инженерно-психофизиологической экспертизы водителя и других участников ДТП//Проблемы судебно-автотехнической экспертизы. М., 1982. — С.132-140.

22. Гончаренко С.В. Возможности судебно-психологической экспертизы при расследовании дел о преступной небрежности/ /Криминалистика и судебная экспертиза. Киев, 1988. -Вып. 38. — С.117-123.

23. Гребняк В.П., Базаров Г.М. Индивидуально-типологические особенности нервной системы и безопасность труда: Сб. Психологические вопросы безопасности деятельности.-Таллинн, 1981. С.33-34.

24. Дагель П.С. Неосторожное преступление//Проблемы борьбы с преступной неосторожностью. Владивосток, 1978. — Вып. 2. -С.3-15.2 7. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. -М., СПб, 1882. С.76.

25. Джое В.В. Практическое руководство к тесту Люшера. -Кишинев, 1990. 176 с.

26. Дмитриева М.А., Елисеев С.А. О предрасположенности к несчастным случаям : Сб. Экспериментальная и прикладная психология. J1., 1976. — Вып.7. — С.139-146.

27. Дымерский В.Я. Психологические аспекты судебно-психологической экспертизы ДТП : Сб. Современное состояние и пути развития судебно-автотехнической экспертизы. Баку, 1978 . С.39-47.

28. Дьяченко М.И., Кандыбович JT.A., Пономаренко В.А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях. Психологический аспект. Минск, 1985. — 206 с.

29. Ениколопов С.Н. Некоторые результаты исследования агрессии: Сб. Личность преступника как объект психологического исследования. М., 1979. — С.100-109.

30. Ениколопов С.Н. Агрессия и агрессивность насильственных преступников: Автореф. дисс. канд. психол. наук. -М., 1984. 24 с.

31. Иванов В.П., Борисюк Н.В., Елисеева С.А., Сытник В. И. Вопросы психофизиологии человека на автомобильном транспорте; под ред. Афанасьева JI.JI. М. : Высшая школа, 1973 — С.68

32. Иванов JI.M., Урванцев Л.П., Экспериментальное исследование цветовых ассоциаций: Сб. Психологические проблемы рационализации деятельности. Ярославль, 1978. — С.55-64

33. Иванов-Муромский К.А., Лукьянова О.Н. и др. Исследование информационной модели стрессовой ситуации. -Киев, 1974.

34. Изард К. Эмоции человека. М.:МГУ, 1980. — 439 с.

35. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М., 1983. -366 с.

36. Козлов В.А. К вопросу об исследовании величины времени реакции водителя путем психофизиологической экспертизы: Сб. Современное состояние и пути развития судебно-автотехнической экспертизы. Баку, 1978. — С. 2837.

37. Конышева Л.П., Анализ материалов уголовного дела-центральный метод судебно-психологической экспертизы, Матер. II Всерос. науч. конф. «Методы психологии». Ростов-на-Дону, 1997. Т.З. — Вып. 1. — С.136-138

38. Костицкий М.В. Комплексные судебные экспертизы с использованием данных психологии//Криминалистика и судебная экспертиза. Киев, 1985. — Вып. 30.-С.91-95.

39. Котик М.А. Психология и безопасность. Таллин, 1980.- 408 с.

40. Котик М.А., Емельянов A.M. Ошибки управления. Таллин, 1985. 391 с.

41. Коченов М.М. Судебно-психологическая экспертиза. -М., 1977. 178 с.

42. Коченов М.М. Состояние психического напряжения и возбуждения как предмет судебно-психологической экспертизы: Тез.докл.к VII съезду Общ-ва психол. СССР . -М., 1989

Читайте так же:  Штраф за шторки на боковых стёклах

43. Коченов М.М. Теоретические основы судебно-психологической экспертизы: Автореф. дис. доктора психол.наук. -М. , 1991. 45 с.

44. Коченов М.М., Мельник В.В., Романов В.В. Судебно-психологическая экспертиза в практике органов военной юстиции. М., 1982. — 152 с.

45. Кудрявцев И.А. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза. М., 1988. — 224 с.

46. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. JI., 1984. — 215 с.

47. Кучкин Н. Опасна ли Ваша профессия//Эхо планеты. -1989. № 29. — С.38-40.

48. Кэттелл Р.Б. и др. Руководство по работе с опросником 16-PF. 1970. — 115 с.

49. Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги//Вопросы психологии. 1969. — № 1

50. Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. М., 1984. — 199 с.

51. Леонова А. Б., Медведев В.И. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности. М., 1981. — 111 с.

52. Люшер М. Цвет Вашего характера. М. : Вече, Персей, ACT. — 1996. — С.11-224.

53. Майерс Д., Социальная психология. СПб, 1997. С. 4 91

54. Марищук В.Л. Об адекватных и неадекватных реакциях при стрессе: Сб. Психический стресс в спорте. М., 1975

55. Махнач А.В. К проблеме соотнесения динамических психических состояний и стабильных черт личности//ПЖ. -1995. Т. 16. — №3.

56. Махнач А.В., Бушов Ю.В. Зависимость динамики эмоциональной напряженности от индивидуальных свойств личности//Вопросы психологии. 1988. — № 6. — С.130-133.

57. Милерян Е.Л. Эмоционально-волевые компоненты надежности оператора: Сб. Очерки психологии труда оператора. М., 1974. — С.5-82.

58. Миронова Л.Н., Семантика цвета в эволюции психики человека: Сб. Проблемы цвета в психологии. М. : Наука, 1993. — С.172-189.

59. Морган У.П., Эликсон К.А. Ситуативная тревога и результативность деятельности//Вопросы психологии. 1993.-№ 3. С.155-160.

60. Муздыбаев К. Психология ответственности. JT., 1983. — 239 с.

61. Наенко Н.И. Психическая напряженность. М., 1976. -112 с.

62. Небылицын В.Д. Надежность работы оператора в сложной системе управления и ее психофизиологические факторы: Сб. Проблемы психофизиологии индивидуальных различий. М., 1979

63. Немчин Т.А. Состояния нервно-психического напряжения. Л., 1983. — 166 с.

64. Нор В.Т., Костицкий М.В. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе. Киев, 1985. — 53 с.

65. Общая психодиагностика ; под ред. Бодалева А.А., Столина В.В. М.; МГУ, 1987. — С.221-227

66. Ожегов И.С. Словарь русского языка. М., 1970

67. Ольшанникова А.В., Смирнов Л.М. Оценка методик, диагностирующих эмоциональность//Вопросы психологии. 1976. № 5. — С.103-113.

68. Основы судебной экспертизы. Часть 1. Общая теория. -М., 1997. 430 с.

69. Петренко В.Ф., Кучеренко В.В. Взаимосвязь эмоций и цвета//Вестник МГУ. 1988. — сер. 14. — № 3. — С.70-82.

70. Платонов К.К., Гольдштейн Б.М. Основы авиационной психологии. М., 1987. — 220 с.

71. Плишко Н.К., О некоторых особенностях выбора цветов и сенсомоторных реакциях на световые стимулы различных модальностей при изменении эмоционального состояния: Сб. Диагностика психических состояний в норме и патологии. -Л., 1980 С.135-140.

72. Плотников В.В., Щекотихина Г.Н. К диагностике динамики эмоционального состояния человека//ПЖ. 1987. -Т.8. — № 2. — С.66-72.

73. Полянова Г.А. О взаимосвязи между индивидуально-психологическими качествами водителей и их действиями по управлению автомобилем//Вестник МГУ. 1988. — сер.14. -№ 4. — С.44-53.

74. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. J1. : ЛГУ , 1990.

75. Применение дифференцированных значений времени реакции водителя в экспертной практике. Методические рекомендации. М., 1983. — 12 с.

76. Проблемы юридической психологии. Материалы круглого стол//ПЖ. 1986.- Т.7. — № 1. — С.30-44.

77. Прохоров А.О. Интегрирующая функция психических состояний// ПЖ. 1994 . — Т.15. — № 3. — С.136-145.

78. Прохоров А.О. Функциональные структуры психических состояний// ПЖ. 1996. — Т.17. — № 3. — С.9-18.

79. Прохоров А.О. Неравновесные психические состояния и их характеристики в учебной и педагогической деятельности// Вопросы психологии. 1996. — № 4. — С. 3244 .

80. Проценко В.Б., Яковлев Я.М. Судебно-психологическая экспертиза участников ДТП//Экспертная практика и новые методы исследования. М., 1980. — Вып.5.- 21 с.

81. Психологический словарь, М., 1983. 447 с.

82. Пушкин В.Н. Готовность к экстренному действию (бдительность) как разновидность рабочей установки: Сб. Вопросы профессиональной пригодности оператора персонала энергосистем. М., 1966. — С.78-85.

83. Пуховский Н.Н. Разработка психометрической модификации 8-цветного варианта теста М.Люшера//ПЖ. 1995. -Т. 16, № 1. — С.138-148.

84. Ратинов А.Р. Психология для следователей. М., 1967

85. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. СПб, 1996. — 39 с.

86. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. -М., 1979. 392 с.

87. Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. М., 1988. — 256 с.

88. Романов В.В. Альбом схем по судебной психологии. Учебное пособие. М., 1980. — 112 с.

89. Руденко В.Е. Цвет эмоции — личность: Сб. Диагностика психических состояний в норме и патологии. -Л., 1980. — С.107-115

90. Савенко С.К. и др. Зависимость уровня травматизма от индивидуальных качеств работающих//Безопасность труда в промышленности. 1972. — № 4. — С.22-23.

91. Сакс М.А., Шмутов Ю.И. Когнитивный стиль как показатель защищенности в труде: Тез. докл. науч. конф. «Психологические и эргономические вопросы безопасности деятельности». Таллин, 1986. — С.76-79

92. Сафуанов Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза аффекта в свете нового Уголовного Кодекса Российской Федерации: проблемы и перспективы//ПЖ. 1997. — Т.18. -№ 2. — С.50-57.

93. Сахнова Т.В. Экспертиза в суде по гражданским делам. М. : БЕК, 1997. — 278 с.

94. Сеидов С.И. Взаимозависимость направленности личности и когнитивного стиля (на примере полезависимости-независимости): Сб. Активность личности в системе общественных отношений. М., 1987. — С.125-137.

95. Сергеюк Л.И., Захарова Л.Н. Психическая напряженность в моделируемых экстремальных условиях деятельности//ПЖ. 1986. — Т.7. — № б. — С.61-67.

96. Сивик Л. Цветовое значение и измерение восприятия цвета: исследование цветовых образцов: Сб. Проблемы цвета в психологии. М.; Наука, 1993. — С.95-121.

97. Ситковская О.Д. Судебно-психологическая экспертиза аффекта. Методическое пособие. М., 1983. — 7 0 с.

98. Словарь основных терминов судебных экспертиз; под ред. А.И. Винберга , А.Р. Шляхова, А.А.Эйсмана. М. : ВНИИСЭ, 1980. — 92 с.

99. Словарь основных терминов судебно-медицинской, судебно-психиатрической и судебно-психологической экспертиз. М.: ВНИИСЭ, 1986. — 120 с.

100. Собчик Л.Н. Метод цветовых выборов. Модифицированный цветовой тест Люшера. М., 1990 .-88 с.

101. Соколов Е.М., Ористова В.В. и др. Психодиагностика измерения состояния человека в нестандартных условиях//ПЖ. 1988. — Т.9. — № 1. — С.49-57.

102. Солодкова А.В. О влиянии эмоциональных состояний на мышление оператора: Очерки психологии труда оператора. -М. , 1974. С.119-137.

103. Спилбергер Ч. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги: Сб. Стресс и тревога в спорте. М., 1983. — С.12-23.

104. Столяренко A.M. Основы военно-морской психологии. -М.: Военидат, 1977

105. Столяренко A.M. Психология и практика//ПЖ. 1985.- Т.б. № 5. — С.72-79

106. Стрелков Ю.К. Эмоции летчика как фактор безопасности полета: Тез. докл. науч. конф. «Психологические и эргономические вопросы безопасности деятельности». Таллин, 1986 С.119-120

107. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982. — 227 с.

108. Суворов Ю.Б., Гордеева А. К. Исследование зависимости времени реакции водителя от отвлекающего фактора//Проблемы судебно-автотехнической экспертизы.1. М., 1985. С.60-64 .

109. Суворов Ю.Б., Гордеева А.К. и др. Влияние психофизиологических особенностей водителей на их надежность при управлении транспортными средствами//Проблемы судебно-автотехнической экспертизы.- М., 1974. С.21-32.

110. Суворова В.В. Некоторые проблемы прогноза деятельности человека в экстремальных условиях//Вопросы психологии. 1973. — № 4. — С.34-41.

111. Тонквист Г. Аспекты цвета. Что они значат и как могут быть использованы: Сб. Проблемы цвета в психологии.- М.: Наука, 1993. С.5-54.

112. Угрехелидзе М.Г. Проблема неосторожной вины в уголовном праве. Тбилиси,1976. — 131 с.

113. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. М., 1986.- Т.1. 406 с. — Т.2. — 390 с.

114. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 1997. — С.419-421

115. Цветовой тест отношений. Методическое пособие. Л. , 1983. 20 с.

116. Чирикова А.Е. О применении методики зрительных представлений для диагностики аффекта в межличностных отношениях//Вопросы психологии. 197 6. — № 5. — С.114-119.

117. Шеховцова Л.Ф. Влияние динамики энергетических затрат на успешность интеллектуальной деятельности в условиях эмоциональной напряженности//ПЖ. 1987. — Т. 8.- № 5. С.101-111.

118. Шкуратова И.П. Теоретические проблемы диагностики полезависимости-поленезависимости: Матер. II Всерос. науч. конф. «Методы психологии». Ростов-на-Дону, 1997.- Т.З. Вып. 2. — С.293-294

119. Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций (Методические рекомендации)/Сост. Тарабрина Н.В.; под ред. Карвасарского Б.Д. -Л., 1984. -23 с.

120. Юридический словарь. М., 1987. — С.31.

121. Яньшин П.В. Эмоциональный цвет. Самара, 1995. -218 с.

122. Bach-Heinrich W., Muller A. Beifahrer und Mitfahrer im Straasenverkehr Risikofaktoren der Sicherheitsfaktoren ? — Leitschrift fur Verkehrssicherheit, 1981, 27, N 2, 60-64

123. Beurteilung und Wiederherstellung der Verkehrazuver-lassigkeit. Verkehrsjurist des ARBO, N 53/54, 32,33

124. Clement R., Jonah B.A., Field Dependence, Sensation Seering and Driver Behaviour., Personality & Individual Differences, 1984, vol. 5(1)

125. Do accident-involved drivers exhibit riskier driving behaviour ? Accident Analysis and Prevention, 1982, N 1

126. Hakkinen S., Traffic Accidents and Professional Driver Characteristics: a Follow-up Study., v.11, N 1, 1979

127. Human Factors and Highway-Accident Causation: Some Theoretical Considerations. AAP, 1981, N 2

128. Loo R., Role of Primary Personlity Factors in the Perception of Traffic Signs and Driver Violations and Accidents. AAP, 1979, v.11, N 2

129. Seveker W. Uber die Vorhersage von Verkehrsauffalligkeiten mit Hilfe eines Formalen Prognosemodells. Zeitschrift fur Verkehrssicherheit, 1981, 27, N 4

130. Wasielewski P., Speed as Measure of Driver Risk: Observed Speeds Versus Driver and Vehicle Characteristics. AAP, 1984, v.16, N 2