Проспект библиографического пособия

Проспект библиографического пособия

Метод. консультация / ЦРБ им. 1 Мая ; сост. гл. библиогр. Т.А. Киселева. — Н. Новгород, 2004. — 32 с.

Наиболее распространенным способом существования библио­графической информации является библиографическое пособие. Оно представляет собой перечень библиографических записей.

Виды библиографических пособий различны:

— библиографическое издание (непериодическое, серийное, периодическое, продолжающе­еся);

— библиографическая картотека, каталог.

Библиографическое пособие может быть издано типографским способом, рукописным, машиночитаемым.

В свою очередь библиографические издания подразделяются на:

— библиографиче­ские списки (пособие с простой структурой);

— библиографические указатели (пособие со сложной структурой, предполагающей наличие вспомогательных указателей, предисловия, оглавления, списка сокращений и т. п.)

Составление указателя (списка, обзора) — одно из важнейших направлений в деятельности библиотек по библиографированию документов.

В центре внимания библиографов должны постоянно находиться вопросы методического обеспечения процессов создания библиогра­фических пособий. Библиограф должен иметь отчетливое представление, прежде всего об общих методах библиографирования, которые необходимы для составления любого библиографического пособия. Эта общая методика образует своего рода модель, раскрывающую и обеспечивающую практическую реализацию наиболее суще­ственных и типичных черт создаваемого библиографического пособия. Однако для того чтобы окончательно «довести» пособие до нужного уровня, обеспечить соответствие всем предъявляемым к нему требованиям, необходимы специфические приемы библиогра­фирования, выбор которых определяется темой пособия, его видом (научно-вспомогательный или рекомендательный; универсальный или тематический и т. д.). Это уже частная методика библиографи­рования.

1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП СОСТАВЛЕНИЯ

Подготовительный этап включает в себя:

— выбор и изучение темы;

— выявление литературы по теме пособия.

1.1. ВЫБОР И ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ

Определяя тему будущего библиографического пособия и включая ее в перспективный и (или) текущий план составительской работы, нужно исходить из того, что тема должна быть актуальной и общественно значимой, соответствовать возможностям библиотеки, экономическому и культурному профилю обслуживаемо­го ею района, библиографическим потребностям ее читателей.

Первый аспект: прежде всего составители должны сами досконально разобрать­ся в существе проблем, которые затрагиваются в пособии, что поможет избежать ошибок в отборе документов, их расположении, оценке. Для этого необходимо предварительно внимательно ознакомиться с относящимися к теме основными работами ведущих ученых в данной области, материалами дискуссий, научных конференций, современной учебной литературой. Особое внимание следует обратить на терминологию, применяемую в данной области науки или производства, для чего важно постоянно держать под рукой специальные словари и другие справочные издания. Желательно составить краткий перечень наиболее распространенных в изучаемой области терминов с их краткими дефинициями. На данном этапе можно привлекать специалистов для консультаций. Ведь от качества и глубины предварительного изучения темы во многом зависит успех всей последующей работы.

Второй аспект изучения темы состоит в выяснении ее библиографической обеспеченности. Важно знать, что уже издано по данной теме (здесь неоценимую помощь окажут указатели библиографических пособий) или что предполагают подготовить другие библиотеки (можно установить по перспективным сводным планам). Это необходимо как для учета и использования опыта библиографирования, так и для принятия объективного решения о правомерности издания данного пособия.

1.2. СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА-ПРОСПЕКТА ПОСОБИЯ

Когда тема уже достаточно изучена и составители довольно свободно ориентируются в соответствующей литературе, наступает стадия разработки плана-проспекта пособия, который представляет собой основной документ, регламентирующий всю дальнейшую работу составителей. План-проспект необходим, прежде всего, при подготовке крупных по объему и сложных по структуре библиографических пособий, продолжительных сроках работы, наличии большого числа составителей.

План-проспект содержит обоснование темы, в нем формулируется идейный замысел пособия, раскрывается его основная задача. Особое внимание должно быть уделено четкому определению целевого и читательского назначения пособия.

Целевой адрес должен быть указан максимально точно и конкретно. Попытка отдельных составителей подготовить пособие, которое бы одновременно преследовало цель оказание помощи науке и «всем, интересующимся данной проблемой», ошибочна, так как решение столь различных задач потребует разных подходов ко многим приемам библиографирова­ния. Поэтому, важно четко установить, с какой целью издается пособие: в помощь научной работе, профессионально-производственной деятельности; образованию и самообразованию; агитационно-пропагандистской работе; повышению квалификации; для первона­чального знакомства с темой и т. д.?

Что касается читательского назначения, то в некоторых случаях оно непосредственно вытекает из целевого. Например, указатель в помощь научной работе, естественно, адресован в первую очередь исследователям; в помощь пропагандистской деятельности — в первую очередь идеологическим кадрам. В том случае, когда работы одной тематики и одного целевого назначения могут быть обращены к потребителям, резко отличающимся по подготовке или по профессиональным интересам, требуется уточнить читательское назначение пособия — особенно рекомендательного.

Далее, необходимо обозначить группу читателей, на которых ориентировано пособие. Наиболее точно можно представить себе будущих потребителей библиографических пособий, исходя из их возраста, общеобразовательной или специальной подготовки. Поэтому целесообразно выделить отдельные пособия, рассчитанные, например, на школьни­ков двух-трех смежных классов. Другую группу могут составить пособия для лиц, не обладающих достаточными навыками систематического чтения популярной и научной литературы, а также указатели, адресованные читателям, владею­щим специальными знаниями или таких знаний не имеющим.

Когда же педагогические соображения этому не противоречат, целесообразнее стремиться к составлению рекомендательных указателей сравнительно широкого читательского назначения и соответственно этому — с более масштабным отбором литературы.

В соответствии с целевым и читательским назначением пособия в плане-проспекте устанавливаются принципы отбора литературы, которыми в дальнейшем будут руководствоваться составители. Естественно, что качественные критерии отбора могут быть намечены лишь в самой общей форме.

Отбор зависит, прежде всего, от тематических границ пособия, которые диктуются в первую очередь содержанием проблемы, отражаемой будущим указателем. Он осуществляется в установленных хронологических грани­цах (рамках учетного периода). Следует иметь в виду, что речь в данном случае идет не о хронологии событий, отраженных в литературе (это входит в понятие «тематические границы»), а о годах издания самой литературы.

Установление учетного периода имеет наибольшее значение при подготовке капитальных ретроспективных указателей. Наиболее просто установить хронологические границы отбора в текущих указателях: они обусловлены их периодичностью. Иначе обстоит дело при определении учетного периода в рекомендательных пособиях. Главной задачей рекомендательно­го пособия является пропаганда наиболее ценной и актуальной литературы. Исходя из средних сроков старения информации, это должна быть литература последних лет издания. Но нередко целесообразность диктует составителю необходимость включения произведений печати за более ранние годы. Поэтому при создании рекомендательных указателей учетный период устанавливается не столь жестко, как, например, при составлении научно-вспомогательных.

В плане-проспекте следует также определить виды изданий, которые будут включены в пособие. Важно помнить, что в научно-вспомогательном и особенно рекомендательном указателе ограничение отбора каким-либо одним видом изданий значительно обеднит содержание пособия.

Раздельное библиографирование книг, журнальных статей или других видов печатной продукции характерно только для пособий общей библиографии.

В плане-проспекте необходимо установить также языковые границы отбора.

В плане-проспекте определяется структура библиографической записи: будет ли она состоять только из библиографического описания или будет сопровождаться аннотацией и (или) рефератом; какие предполагаются аннотации — справочные, рекомендательные; будут ли отражены рецензии на библиографируемые документы и т. п.

Следующим этапом разработки плана-проспекта является установление структуры будущего пособия, способов группировки включенных в него материалов. На этом этапе необходимо определить способ группировки материалов (систематическая, предметная, тематическая или алфавитная, хронологическая), и дать перечень если не всех, то важнейших разделов, рубрик и подрубрик. А также определить состав справочного аппарата (наличие вспомогательных указателей, приложений, вступительной статьи, предисловия).

В плане-проспекте определяются также объем, этапы составле­ния пособия, круг специалистов и учреждений, привлекаемых для консультаций и рецензирования, авторский коллектив (с указанием обязанностей каждого участника составительской работы), сроки обсуждения работы, способ печати, вопросы оформления.

Далее в качестве примера приводится с сокращениями текст плана-проспекта научно-вспомогательного библиографического по­собия, составленного в Государственной библиотеке СССР им. В. И. Ленина.

Указатель литературы, изданной в СССР в 1959—1988 гг.

Информационное (в том числе библиографическое) обеспечение — важное условие успешного развития любой отрасли науки и практической деятельности. Это относится, безусловно, и к библиографии и библиографоведению. Информационное самообеспечение — одна из важнейших задач теории и практики библиографии, на что неоднократно указывалось в специальной печати.

Указатель предназначен в помощь научной и педагогической деятельности в области библиографии. Он рассчитан на работников научно-исследовательских подразделений библиотечных и научно-информационных учреждений, преподавателей библиографии в высших и средних специальных учебных заведениях, аспирантов. Кроме того, указатель может быть использован библиографами-практиками, учеными и специалистами смежных научных дисциплин и областей практической деятельности, студентами вузов, углубленно изучающими проблемы библиографоведения.

Читайте так же:  Лицензия на работу с патогенными микроорганизмами

МЕСТО ДАННОГО УКАЗАТЕЛЯ В СИСТЕМЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОТРАСЛИ

Единственным отраслевым ретроспективным библиографическим пособием является указатель Ю. И. Масанова «Теория и практика библиографии», в котором учтена советская литература за 1917—1958 гг. Указатель «Библиография. Библиографоведение» может рассматриваться как хронологическое продолжение тру­да Ю. И. Масанова с учетом дифференциации наук информационно-книговедческого цикла, уточнения объема и предмета библиографоведения.

ИСТОЧНИКИ ВЫЯВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА

Основные — текущие библиографические указатели по библиотековедению, бнблиографоведению, информатике (ГБЛ, ГПНТБ СССР, ВИНИТИ), государ­ственные библиографические указатели. Дополнительные — текущие указатели по книговедению, книжному и издательскому делу, ретроспективные пособия по отдельным проблемам библиографии и библиографоведения, библиотечного дела и библиотековедения, научно-информационной деятельности и информатики, книжного дела и книговедения. Просмотру de visu подлежат комплекты журналов и периодических сборников по библиографии, библиотечному делу, информатике; труды, ученые записки, сборники научных трудов библиотечно-библиографических учреждении, институтов культуры, каталоги и картотеки Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина и ряда других библиотек Москвы.

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОТБОРА

Критерии содержательного отбора. Тематические рамки указателя определяются границами отрасли: библиографируются материалы по всем проблемам теории, истории, методики, организации библиографии, по всем вопросам библиографоведения как научной дисциплины и предмета преподавания. Отражаются работы по смежным научным дисциплинам (библиотековедение, информатика, книговедение), если в них рассматриваются вопросы, одновременно являющиеся предметом изучения библиографоведения, а также, если библиографическая проблематика представлена отдельными разделами, главами этих работ или же составляет существенную часть их содержания, хотя не выделена в отдельную часть.

Критерии формального отбора. В указателе отражаются произведения печати независимо от их тиража и способа печати. Библиографируются все виды изданий по целевому назначению и характеру информации (как целиком, так и аналитически): официальные, законодательного и директивного характера; научные (монографии, авторефераты диссертаций, тезисы докладов и материалы научных конференций, научные журналы, продолжающиеся издания, сборники научных трудов); научно-популярные, учебные (учебные программы, учебники, учебные пособия, практикумы, учебно-методические пособия для высших и средних специальных учебных заведений); производственные (практические руководства, нормативно-производ­ственные материалы); справочные (словари, справочники специалиста); информаци­онные (библиографические, реферативные, обзорные).

Критерии качественного отбора определяются целевым и читательским назначением данного указателя. Основной принцип — отбор всех научно значимых работ. Качественный отбор дифференцируется в зависимости от тематики и характера материала. Научно-популярные, учебные, производственные, справочные и информа­ционные издания, хроникальные заметки, некрологи, рецензии, материалы по смежным проблемам, а также изданные на языках народов СССР (кроме русского) включаются выборочно.

Библиографические записи в указателе группируются в систематическом порядке в соответствии со схемой классификации, разработанной для данного указателя на основе таблиц ББК. Внутри последних делений классификационной схемы при наличии соответствующих материалов выделяются типологические рубрики. Располо­жение записей — хронологическое. Широко применяется система ссылок и отсылок.

Материал в указателе аннотируется выборочно. Справочные аннотации даются в тех случаях, когда заглавие и подзаголовок работы не отражают достаточно точно ее содержание и (или) характер, когда необходимо обосновать отражение документа в указателе или в том или ином его разделе, ссылку на данный документ из смежного раздела.

Научно-справочный аппарат, предисловие, алфавитный указатель имен авторов, составителей, редакторов, рецензентов, лиц, упоминаемых в заглавиях работ и аннотациях, а также работ, описанных под заглавием; списки: 1) сокращении, принятых в данном указателе в дополнение к ГОСТу 7.12—77; 2) библиографических источников выявления материала; 3) периодических и продолжающихся изданий, просмотренных de visu.

В этом плане-проспекте присутствуют все основные элементы, характерные для проспекта научно-вспомогательного библио­графического пособия.

По окончании работы на основе плана-проспекта пишется предисловие к пособию.

1.3. ВЫЯВЛЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ

Данная операция относится к подготовительному этапу составле­ния библиографического пособия. Ее основная зада­ча заключается в том, чтобы с максимально возможной полнотой выявить сведения о литературе, соответствующей теме пособия. Конечный ее резуль­тат — создание рабочей картотеки библиографических записей, которые нуждаются в дальнейшем изучении.

Приступая к выявлению литературы, составителю следует определить круг источников — основных и дополнительных.

Основными источниками выявления литературы являются каталоги и картотеки библиотеки, дополнительнымииздания отраслевой сиг­нальной информации и реферативные журналы. Это источники информации, которые наиболее полно и многоаспектно раскрывают мировой документальный поток.

Особую значимость в этом случае приобретают источники прикнижной библиографии в новей­ших монографиях и обобщающих трудах и особенно аналитико-синтетические и историографические обзоры. Они, как правило, не только помогают составителю выявить литературу (и чаще всего — наиболее значительную), но и лучше ориентироваться в ее проблематике и тем самым облегчают окончательный отбор.

Целесообразно в этих целях обращаться и к другим, первичным по своему характеру, изданиям — журналам, тематическим сборникам, хресто­матиям, антологиям, собраниям сочинений и т. п.

При выявлении литературы по узким и новым для науки проблемам, не получившим отражения в классификационных схемах, весьма эффективным является метод «снежного кома», суть которого заключается в следующем. Взяв самую новую публикацию (например, статью в научном журнале) по данному вопросу, составитель выписывает все содержащиеся в ней ссылки на работы других авторов по этой же теме. Затем он берет эти работы и проделывает то же самое, повторяя процедуру до тех пор, пока ссылки не начнут повторяться. Это означает, что все работы по данному вопросу выявлены.

Библиографические источники могут подвергаться сплошному или выборочному просмотру. Источники с формальным расположе­нием материала (алфавитным, хронологическим, топографиче­ским) — сплошному просмотру. Выборочно исследуются источники с систематиче­ским или предметным расположением материала. Главное здесь — правильно выбрать разделы или предметные рубрики, соответствую­щие теме или близкие к ней.

По ходу работы составители должны вести две служебные картотеки. В одной отражаются все обследованные (с указанием способа просмотра и соответствующих разделов) первичные и вторичные документальные источники, независимо от того, использованы они или нет. Исходной посылкой в данном случае выступает сам факт просмотра источника. Эта картотека дает наглядное представление о всем круге обследованных источников, уровне их изучения. Она необходима для контроля, особенно при изменении состава авторского коллектива. По завершении работы данная картотека ляжет в основу «Списка просмотренных источников», который сопровождает многие указатели литературы и дает читателю представление о его информационной базе.

Другая рабочая картотека включает описания выявленных в ходе просмотра произведений печати. Ее организуют по-разному: карточки располагаются в общем алфавите авторов или заглавий, что очень важно при обследовании дополнительных источников, когда каждый соответствующий теме документ фиксируется на карточке только после выяснения, не был ли он уже выявлен раньше. Таким образом предотвращается дублирование библиографических записей. Существует иной способ организации рабочей картотеки — по основным разделам будущего пособия. Оба способа применяются в библиографической практике.

2. ОСНОВНОЙ ЭТАП СОСТАВЛЕНИЯ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ

После выявления материала по теме составляемого пособия (в отдельных случаях одновременно с выявлением) библиографы проводят его анализ, предусматривающий несколько операций, тесно связанных между собой выполняемых параллельно или последовательно:

— общий библиографический анализ документов;

— составление библиографических описаний;

— аннотирование или реферирование библиограф. пособия;

— окончательное оформление библиографической записи.

Другими словами, аналитический подэтап библиографирования представляет собой набор операций по свертыванию информации в документах, отобранных для данного пособия, с целью включения в заданный объем максимально возможного числа сведений об этих документах.

2.1.1. Общий библиографический анализ документов

Это — начальная операция аналитического подэтапа, во время которой составитель знакомится с содержанием и формой документа: выявляет идейные позиции автора, основную и сопутствующие темы библиографируе­мого произведения, его структуру, социальную (научную, идеологи­ческую и культурную) значимость, типологические, жанровые и стилевые особенности, целевое и читательское назначение, уровень художественного оформления и полиграфического исполнения. Организуется общий библиографический анализ документов следующим образом.

Анализ самого документа включает: ознакомление с титульным листом, издательскими данными и аннотацией, оглавлением, предисловием и (или) вступительной статьей, примечаниями, комментариями и в нужных случаях выборочное чтение текста произведения.

Читайте так же:  Адвокат быков алексей

2.1.2. Составление библиографических описаний

Строго говоря, на аналитическом подэтапе в большинстве случаев библиографическое описание не составляется, а уточняется, поскольку описание многих документов заимствовано из основных и дополнительных библиографических источников. Составитель обязательно должен сверить их с оригиналом. Ни один, даже самый авторитетный источник, не гарантирует от неточностей. Кроме того, библиографическое описание, взятое из старых источников, не отвечает современным требованиям. Наконец, ошибки может допустить сам составитель в ходе просмотра источников. Впервые составляются библиографические описания на произведения, выявляемые посредством сплошного просмотра журналов, сборни­ков и других изданий.

Библиографическое описание должно соответствовать последним ГОСТам.

Библиографическое описание представляет собой достаточно пассивную форму общей характеристики документа и не дает ясного представления о содержании произведения, его характере, предмете исследования. Необходимы дополнительные сведения, расширяющие и углубляю­щие характеристику документа. Эту задачу решает аннотация.

Аннотация, это краткая характеристика документа, его части или группы документов с точки зрения назначения, содержания, формы и других особенностей. В первую очередь аннотация необходима в рекоменда­тельных библиографических пособиях. Характер, содержание, объем аннотации зависят от вида, читательского и целевого назначения, структуры подготавливаемого пособия, тематики аннотируемых документов. Составителям следует избегать заимствований готовых аннотаций из других пособий, аннотированной карточки, поскольку в них содержание аннотаций было продиктовано иными целями. Кроме того, в каждом конкретном библиографическом пособии аннотации должны быть выдержаны в определенном ключе.

Аннотация призвана дополнить заглавие, если оно недостаточно информативно. В ней могут быть приведены такие сведения: упоминания о новых фактах, явлениях, экспериментах, методах, изложенных в произведении; о времени, к которому относятся описываемые события; о наличии таблиц, графиков и других приложений.

Аннотации дифференцируются по самым разным признакам. Наиболее общая классификация аннотаций осуществляется по функциональному назначению и по способу характеристики аннотируемых документов.

По функциональному назначению аннотации делятся на справочные и рекомендательные.

Справочная аннотация уточняет заглавие произведения и (или) сообщает дополнительные (преимущественно фактические) сведения об авторе, а также о форме, содержании, жанре, назначении и других особенностях документа, отсутствующие в библиографиче­ском описании.

Справочные аннотации должны быть предельно краткими. Выполняя уточняющие по отношению к библиографическому описанию функции, они не требуют развернутой характеристики аннотируемого документа. Такие аннотации особенно широко применяются в научно-вспомогательных библиографических указа­телях. В рекомендательных пособиях они используются в основном при описании справочной, учебно-методической литературы, библио­графических пособий, положений, инструкций и других подобных документов.

Рекомендательная аннотация характеризует и оценивает доку­мент, исходя из потребностей, уровня подготовки, возраста и других особенностей той группы читателей, которой адресовано данное библиографическое пособие. Главная задача рекомендательной аннотации — активно пропагандировать лучшую литературу, воздействуя не только на логическое, но и на эмоциональное восприятие читателя. Рекомендательная аннотация должна оказывать действенную помощь в изучении литературы, способствовать правильной организации систематического, целенаправленного чтения. Это открытая оценка произведения, осуществленная с позиций научных достижений, ориентированная на определенного читателя.

Объем рекомендательных аннотаций обычно значительно превы­шает объем справочных, хотя требования краткости и точности и здесь остаются в силе.

Рекомендательные аннотации помещаются, прежде всего, в посо­биях популярно-просветительного, самообразовательного назначе­ния. В научно-вспомогательных пособиях они используются в тех случаях, когда необходимо охарактеризовать наиболее значитель­ные и ценные в научном отношении документы.

По второму признакуспособу характеристики документов — аннотации делятся на общие, аналитические и групповые.

Общая аннотация характеризует произведение в целом и приме­няется в основном в двух случаях: для раскрытия произведений по своему содержанию целиком относящихся к теме указателя (или его раздела), и для универсальных пособий, не ограниченных никакими содержательными рамками (например, аннотации на печатных аннотированных карточках).

Общая аннотация может содержать самые разнообразные сведения (биографические данные об авторе, о времени и обстоя­тельствах написания произведения и т. п.), но главное в ней — характеристика идейного и научного содержания произведения его значения для данной темы.

Аналитическая аннотация раскрывает только часть содержания документа и применяется в тех случаях, когда аннотируемое произведение относится к теме пособия частично. Различаются две основные разновидности аналитических аннотаций: раскрывающие определенный аспект содержания произведения и выделяющие какую-то часть произведения — главу, параграф, отдельное выска­зывание.

Групповая аннотация объединяет несколько близких по содержанию (или по какому-либо другому признаку) документов и дает им обобщенную характеристику, позволяющую более экономно и точно, избегая повторений, показать общее и особенное в аннотируемых произведениях. Различаются три основных вида групповых аннотаций:

— аннотация, характеризующая несколько самостоятельных про­изведений (книг или статей) одного или разных авторов;

— аннотация, характеризующая ряд произведений, объединенных единой издательской формой, например тематический сборник, и содержащая обобщенную характеристику темы сборника, а также простое перечисление его разделов или помещенных в нем произведений, достаточное для раскрытия содержания сборника;

— аннотация на одно произведение, в которой помещаются сведения и о других произведениях, так или иначе связанных с аннотируемым.

Групповая аннотация в своем развитии логически перерастает во вводные (предварительные) замечания к разделам пособия, дающие наиболее обобщенную характеристику и оценку содержания всех произведений, включенных в данный раздел. В последние годы, особенно в практике рекомендательного библиографирования, вводные замечания к разделам получили большое распространение. В них обычно раскрывается сущность главных проблем, рассматри­ваемых в рекомендуемой литературе, даются методические указа­ния — как, в какой последовательности изучать тему, на что обратить внимание. Наличие в пособии хорошо разработанных вводных замечаний к разделам избавляет составителей от необходимости давать развернутые общие характеристики и оценки в отдельных аннотациях, позволяет нередко ограничиться краткими справочными аннотациями, а в отдельных случаях (например, в пособиях для подготовленных читателей) вообще обойтись без аннотаций.

Естественно, что оба принципа классификации (функциональное назначение и способ характеристики) применяются к одним и тем же аннотациям.

Двумерная типологическая классификация аннотаций

§ 2. Субъекты и цели библиографической деятельности

Субъект библиографической деятельности – понятие достаточно сложное. В этом качестве могут выступать: библиограф-профессионал; определенный коллектив (библиографический отдел, сектор, учреждение, сеть взаимосвязанных библиографических служб); непрофессионал (ученый, преподаватель, писатель, журналист и т. д.), временно занимающийся библиографической деятельностью; наконец, потребитель библиографической информации, который, будучи, прежде всего, объектом библиографического воздействия, вместе с тем, активно включаясь в осуществление библиографических процессов, становится их субъектом.

Если рассматривать библиографию в широком смысле, то ее субъектами являются также библиографовед – научный работник, занимающийся научно-исследовательской деятельностью в области библиографии; преподаватель библиографических дисциплин в высших и средних учебных заведениях; организатор (руководитель) библиографического дела.

В настоящее время процесс разделения труда в библиографии еще не завершился. Понятие “библиограф” остается пока собирательным по отношению ко всем представителям библиографической профессии. И действительно, названные выше функции в различных комбинациях нередко выполняются одним человеком. Вместе с тем разделение труда отчетливо обнаруживается, например, в сфере библиотечно-библиографического образования и в библиотечной практике. Преподаватели библиографии – это люди, которые занимаются преимущественно учебно-воспитательной и научно-исследовательской работой, что, конечно, не мешает им в отдельных случаях выступать в качестве библиографов-составителей библиографических пособий. В крупнейших библиотеках создаются специальные научно-исследовательские библиографические подразделения (отделы, секторы), сотрудники которых занимаются только научно-исследовательской работой, не принимая непосредственного участия в практических процессах подготовки и доведения до потребителей библиографической информации. То же относится к руководителям библиографических служб крупнейших библиотек, занятым исключительно организационно-управленческой деятельностью. Таким образом, на наших глазах неизбежный процесс разделения труда ведет ко все более четкому разграничению функций субъектов библиографического процесса.

Библиограф-профессионал – главный субъект практической библиографической деятельности. Рассмотрим его в этом качестве более подробно.

Именно библиограф-профессионал создает источники библиографической информации, доводит их до потребителей и организует их использование. От уровня теоретической и практической подготовки библиографа, от его вооруженности передовыми методами библиографической работы в первую очередь зависят качество и эффективность библиографической деятельности. Именно поэтому такую важную роль играет система профессиональной подготовки и переподготовки библиографических кадров, совершенствованию которой в нашей стране всегда уделялось и уделяется много внимания.

Однако в научном плане требования, которым должен соответствовать профессиональный библиограф, разработаны пока недостаточно. Библиографическая профессиография как важный раздел библиографоведения необходимого развития не получила.

Читайте так же:  Пособия по ударению

В далеком прошлом берет начало представление о библиографе как живой энциклопедии, как “лоцмане книжных морей”. Еще В.С. Сопиков в “Предуведомлении” к своему “Опыту российской библиографии” указывал, что занятия библиографией – дело весьма трудное, потому что человеку, “посвятившему себя оной, беспрестанно надлежит заниматься рассматриванием сочинений, как древних, так и новейших писателей” [71, с. 80 – 82]. Сто лет спустя яркую характеристику профессиональных качеств библиографов дал видный книговед, библиограф и библиотековед А.М. Ловягин (1870 – 1925): это люди, писал он, “которых не страшит Сизифов труд, которые не боятся мысли о невозможности объять необъятное, но с муравьиным трудолюбием продолжают работать над тем, чтобы мир бумажной культуры был исследован во всех своих закоулках, чтобы пути к ознакомлению с ним были проложены для всех желающих черпать из его сокровищ, и чтобы мир этот был сохранен от разрушения” [55, с. 20 – 21]. Уже в наше время академик Д.С. Лихачев утверждал: “Библиография – удивительнейшая область деятельности: она воспитывает абсолютную точность, эрудицию и основательность, основательность во всех смыслах” [52, с. 63]. Но все это лишь отдельные, хотя и важные высказывания. Специальные научные работы в области библиографической профессиографии – пока большая редкость [62].

Формулируя основные требования, определяющие профессионализм библиографа, следует, очевидно, прежде всего, выделить характерные черты его профессиональной психологии, а также совокупность знаний, умений и навыков, которыми он должен обладать.

Психологические качества личности библиографа. К ним относятся:

– уже упоминавшиеся выше способность быстро устанавливать самые различные связи между окружающей действительностью, людьми и документами;

– развитая профессиональная память, натренированная на целенаправленное запоминание библиографических сведений (заглавий документов, имен авторов, крупных деятелей в различных областях науки, литературы и искусства, различных историко-книжных сведений);

Эти общие качества следует дополнить специфическими требованиями, связанными с функциональной специализацией профессиональной библиографической деятельности. Так, библиографу, осуществляющему библиографирование документов, необходимы спокойствие, усидчивость, сосредоточенность, развитое логическое (систематизирующее) мышление. Обычно библиографы-составители склонны к производственному комфорту, порядку, четкости, отлаженной технологии, равномерному трудовому ритму.

Библиографу, занятому библиографическим обслуживанием, необходимы способность быстро принимать решения в ходе поиска и отбора информации при дефиците времени, деловая активность в условиях неравномерности поступления запросов разной степени сложности, эмоциональная устойчивость и предельная тактичность в общении с потребителями информации, способность быстро переключаться с одной темы на другую, развитое эвристическое (особенно ассоциативное) мышление, необходимое для успешного решения задач библиографического поиска, хорошая профессиональная интуиция, позволяющая правильно угадывать характер и причины ошибок, неточностей в запросах, наконец, упорство, настойчивость в достижении окончательного (положительного или отрицательного) результата библиографического поиска.

Знания библиографа. Профессиональный тезаурус библиографа (совокупность необходимых ему знаний) состоит из двух основных частей: общенаучной и профессиональной.

Общенаучные знания библиографа, в свою очередь, складываются из следующих основных блоков:

– философско-методологические, политические, исторические знания. Особенно важны здесь знания в области философии, политической экономии, диалектической и формальной логики, современной внутренней и внешней политики, исторического прошлого человечества;

– психолого-педагогические знания, составляющие необходимую общенаучную основу, прежде всего, изучения, удовлетворения и формирования информационных потребностей, процессов общения библиографа с потребителями библиографической информации;

– профессионально ориентированные математические, семиотические, лингвистические знания, играющие важную роль в библиографической работе с большими документными массивами и потоками, разноязычными знаковыми системами, алфавитами, лигатурами, разделительными знаками и т. д.

Профессиональные знания библиографа включают:

– теорию и историю библиографической деятельности, которые составляют фундаментальную основу профессиональной подготовки библиографа;

– практически-прикладные методические и технологические, источниковедческие, а также организационно-управленческие библиографические знания, базирующиеся на общенаучных и фундаментальных (теоретических и исторических) профессиональных знаниях и обеспечивающие их использование в практической библиографической деятельности. Этот блок составляет основное ядро “практически работающих” профессиональных знаний библиографа;

– профессионально значимые для библиографа знания из смежных отраслей науки и практической деятельности, прежде всего информатики и научно-информационной деятельности; книговедения и книжного (редакционно-издательского) дела и, в зависимости от ведомственной принадлежности библиографической службы, библиотековедения и библиотечного дела; библиополистики и книжной торговли; архивоведения и архивного дела и др.;

– фактографические знания, накапливающиеся у библиографа в ходе его практической деятельности в результате целенаправленного запоминания имен, дат, названий сериальных, многотомных, энциклопедических и других крупных изданий, названий журналов и газет, сведений о научных учреждениях, составе фондов, структуре и возможностях использования СБА различных библиотек и органов НТИ и т. п.;

– для библиографа-отраслевика – знание проблематики, перспектив развития, терминологии, литературы (основных трудов, периодических изданий), специальных источников библиографического поиска в обслуживаемой им отрасли знаний.

Профессиональные умения библиографа обеспечивают применение имеющихся у него знаний в его практической деятельности. Профессиональные умения обычно делятся на обязательные и желательные.

Обязательные умения, в свою очередь, подразделяются на общие (необходимые всем библиографам) и дополнительные (в зависимости от специализации). Назовем важнейшие среди них.

а) Все библиографы, независимо от специализации, должны уметь:

– составлять библиографические записи и читать их (извлекать из них необходимую информацию);

– вести библиографический поиск, пользоваться справочными и библиографическими изданиями, карточными каталогами, картотеками и другими источниками поиска;

– составлять библиографические пособия (выявлять, отбирать, группировать, аннотировать документы);

– пользоваться автоматизированными документографическими ИПС (включая реализованные на базе ЭВМ) и современной множительной техникой;

– планировать, учитывать, анализировать работу своей библиографической службы.

б) Библиограф-составитель дополнительно должен уметь:

– пользоваться существующими классификациями, систематизировать и предметизировать документы;

– редактировать библиографические пособия;

– составлять проспект библиографического пособия.

в) Библиограф, осуществляющий библиографическое обслуживание, дополнительно должен уметь:

– общаться с потребителями библиографической информации, прививать им навыки библиографического самообслуживания;

– принимать запросы, оформлять и выдавать библиографические справки;

– организовывать и осуществлять массовое и дифференцированное библиографическое информирование потребителей информации.

К числу желательных для всех библиографов можно отнести следующие умения:

– выступать публично, пропагандировать библиографические знания;

– разбираться в библиографических описаниях на различных языках, использующих латинский и кириллический алфавиты;

– вести научно-исследовательскую и научно-методическую работу;

– печатать на машинке и пользоваться персональными ЭВМ.

Навыки библиографа – это регулярно повторяемые в ходе профессиональных занятий действия, доведенные благодаря повторениям до автоматизма и не требующие специального контроля со стороны сознания. К ним относятся:

– навыки библиографического скорочтения, т. е. общего ознакомления с документом, осуществляемого в определенной последовательности с использованием стандартных приемов, и быстрого просмотра текста с целью поиска нужного фрагмента (цитаты, имени, библиографической записи и т. п.);

– навыки скорописания с помощью сокращения слов и словосочетаний, не искажающих смысл текста;

– навыки быстрой ориентации в справочных и библиографических изданиях, в СБА библиотеки;

– навыки стандартного (письменного или машинописного) фиксирования библиографических сведений, обеспечивающие в дальнейшем точное формирование библиографической записи без повторного обращения к документу.

Навыки, так же как и умения, могут быть общими, свойственными всем библиографам, и дополнительными (специальными), адаптированными к особенностям профессиональных обязанностей, выполняемых библиографом в рамках его функциональной или отраслевой специализации.

Цели библиографической деятельности, устанавливаемые библиографом как субъектом библиографического процесса, чрезвычайно разнообразны, обусловлены самыми различными внутренними и внешними, субъективными и объективными обстоятельствами. Цели библиографической деятельности имеют многоуровневую иерархическую структуру.

Наиболее общей конечной целью является содействие удовлетворению информационных потребностей членов общества. Эта цель дифференцируется (конкретизируется) в понятиях основных общественных функций библиографической информации, которые, представляя собой способы достижения конечной цели библиографической деятельности, в то же время осознаются библиографом как самостоятельные цели (найти, информировать, рекомендовать). В пределах этих целей выделяются еще более конкретные цели, связанные с различными участками и направлениями библиографической деятельности, и т. д. Эта декомпозиция целей, ихсубординация и координация практически беспредельны. Насколько сложны и разнообразны сама библиографическая деятельность и ее связи с окружающей действительностью, настолько сложны и разнообразны цели, которые ставят перед собой библиографы.

В частности, все компоненты библиографической деятельности, которые здесь рассматриваются, и все их внутренние подразделения, также могут быть осознаны как цели.

Научное изучение целей библиографической деятельности как системы (их типология и структуризация) – важная задача теоретического библиографоведения, которой до сих пор не уделялось достаточного внимания.