Профессиональные требования к голосу педагога

19.Профессиональные требования к личности педагога.

Педагогическая профессия предъявляет некоторые требования к личности педагога, а именно, он должен обладать устойчивой социальной и профессиональной позицией, которая выражается в его отношениях к окружающему миру, профессии и субъектам педагогики. В позиции педагога проявляется его личность, характер социальной ориентации, тип гражданского поведения и деятельности.

Социальная позиция будущего педагога формируется, начиная с детского возраста, продолжает развиваться в процессе обучения в общеобразовательной школе и является основой для формирования взглядов и убеждений, связанных с педагогической профессией.

Существуют так же профессионально-обусловленные требования к педагогу, они подразделяются на две группы. В первую входят психологическая, психофизиологическая и физическая готовность, а ко второй относятся научно-теоретическая и практическая компетентность как основа профессионализма.

Профессиональная готовность учителя определяется соответствием его личностных и профессиональных качеств в профессиограмме, которая объединяет их идеализированный вариант в три взаимосвязанных комплекса: общегражданские качества; качества, определяющие специфику профессии учителя; специальные знания, умения и навыки по предмету.

Важнейшую роль в деятельности педагога играет его личностная направленность, отраженная в профессиограмме и характеризующая его социально-нравственную, профессионально-педагогическую и познавательную направленность.

Основой всех видов деятельности педагога является его идейная убежденность, определяющая его нравственную основу. Выбор профессии педагога должен, прежде всего, основываться на любви к детям, желании помочь им в самосовершенствовании и самореализации путем открытия для них путей достижения этих целей. Профессиональная направленность учителя выступает в роли стержня, вокруг которого формируются все его профессиональные качества. Важным и неотъемлемым качеством достойного педагога является его самоотверженность, готовность работать вопреки временным и территориальным рамкам, ставя превыше всего свой профессиональный долг.

Познавательная деятельность педагога обусловливается его стремлением к овладению новыми знаниями, интересом к новому в педагогической науке и предметной области учителя, способностью к самообразованию. Один из главных факторов познавательного интереса – любовь к преподаваемому предмету

20. Кретерии профессионализма учителя. Модели педагогического профессионализма.

В ходе профессионализации в деятельности учителя формируется педагогическое мастерство, которое охватывает личность педагога, его знания и педагогический опыт. Основы педагогического мастерства, реализуемые в практической деятельности – это проявления профессионализма педагога. Отличительные признаки, которые могут быть использованы для оценки степени профессионализма, называют его критериями. Выделяют несколько групп критериев профессионализма, каждая из которых представляет собой биполярную шкалу: 1. Объективные критерии (соответствие человека требованиям профессии) – Субъективные критерии (соответствие профессии требованиям человека). Для учителя объективным критерием профессионализма является возможность решать задачи обучения и воспитания в соответствии с требованиями системы образования и запросами семьи учащихся. Субъективные критерии профессионализма учителя выражаются в устойчивой педагогической направленности, понимании значимости профессии, совокупности необходимых профессионально-психологических качеств, отсутствии личностных деформаций. 2. Результативные (достигаются ли желаемые обществом результаты труда) – Процессуальные (используются ли для достижения результатов социально приемлемые способы, приемы, технологии). Результативные критерии профессионализма учителя включают знания учащихся, развитие их способностей и личности, адаптация учащихся к последующей профессиональной жизни. В деятельности учителя особенно важна роль процессуальных критериев профессионализма – они выражаются в методах работы, использовании профессиональных знаний и умений, приемов, техник, а также личных психических качествах, психологической цене результата в виде затраты времени учителя и учащихся. 3. Нормативные критерии (соблюдение норм и правил профессии, умение воспроизводить высокие эталоны профессии) – Индивидуально-вариативные критерии (стремление к индивидуализации труда, самореализации в нем). Нормативные критерии профессионализма учителя выражаются во владении методическими приемами, средствами, формами обучения и воспитания, нормами общения, нормами развития личности. Индивидуально-вариативные критерии определяются самобытностью, неповторимостью труда учителя, наличием индивидуального стиля педагогической деятельности. 4. Критерии наличного уровня (достижение определенного уровня профессионализма на данный момент) – Прогностические (перспективы профессионального роста). Для учителя критерии наличного уровня профессионализма характеризуются результатами работы с учениками на данный момент и личностными ресурсами, которые учитель вкладывает в эту работу. Прогностические критерии определяются зоной ближайшего профессионального развития (потенциальные профессиональные возможности учителя, как правило, неосознаваемые – те благоприятные характеристики процесса и результата деятельности, которые только намечаются у данного специалиста и проявляются только в ситуациях поддержки со стороны окружающих). 5. Критерии профессиональной обучаемости (готовность к принятию профессионального опыта других людей) – Творческие критерии (стремление выйти за пределы профессии). Для педагога профессиональная обучаемость характеризуется степенью его открытости к новой информации (излишняя открытость делает педагога внушаемым более опытными коллегами и некритичным к ним; закрытость (“Нас этому не учили в педвузе”) блокирует развитие. Творческие критерии профессионализма учителя выражаются в творческой направленности – предложении инноваций, которые способствуют развитию личности учащихся и сохраняют благоприятный климат в классе. 6. Критерии социальной активности и конкурентоспособности профессии в обществе (умение заинтересовать результатами своего труда) – Критерии профессиональной приверженности (умение соблюдать честь и достоинство профессии, видеть ее вклад в общество). Критерии социальной активности и конкурентоспособности профессии в обществе выражаются в умении учителя убедить органы образования и родителей в значимости своего труда, умении вступить в конкурентные отношения на рынке образовательных услуг, показать преимущество своих форм и методов работы. Критерием профессиональной приверженности можно считать профессиональный патриотизм учителя (преданность профессии может иметь и негативные следствия – замкнутость, противопоставление учительской профессии всем остальным, внешний локус контроля (“Не те дети”, “Не те программы”, “Плохие родители” и т.д.)). 7. Качественные критерии – Количественные критерии. Качество профессиональной деятельности педагога выражается в глубине системности знаний учащихся, сформированности их учебной деятельности и мыслительных операций. Количественная оценка определяется баллами в рейтинге, квалификационной категории и дает возможность сопоставления учителей. В качестве количественной оценки овладения педагогическим мастерством может выступать показатель профессионального роста учителя. Показатель профессионального роста учителя – показатель происходящих изменений в качестве профессиональной деятельности педагога, определяемый как частное от деления суммы объективных показателей текущего года на аналогичный или среднешкольный показатель года предыдущего: Комплексный показатель мастерства педагога охватывает обобщенный функциональный показатель и обобщенный результативно-личностный показатель. Критерии обобщенного функционального показателя определяются как критерии успешности обучающей деятельности педагога. Обобщенный результативно-личностный показатель связан с результатами профессиональной деятельности, относящимися как к учащемуся, так и к педагогу. Он охватывает успешность обучения, комплексное решение задач образования, воспитания и развития учащихся, совершенствование своей профессиональной деятельности, профессионально-педагогическую и социальную значимость личности педагога.

Профессиональные требования к голосу педагога

В современном мире человек все нормы поведения получает извне, он не только полностью ориентирован на внешнее признание, но и в принципе не уверен в себе и не может существовать без поддержки окружающих. Имидж является отражением требований массового сознания. Учитель, обладающий внутренней ценностью, рискует остаться не востребованным, если не сможет преподнести и соответствующим образом продать свои знания окружающим. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими.

При формировании имиджа необходимо в большей степени воздействовать на подсознание окружающих, чем на их сознание, чтобы у них помимо воли возникало приятное чувство, связанное с образом педагога. Мнение, возникшее у человека под влиянием подсознательной информации, становится его собственным, потому что неочевиден источник этого чувства. Поскольку люди больше доверяют себе, чем другим, то и подсознательному мнению они будут доверять больше, чем мнению сознательному.

Прежде чем начать работу над формированием имиджа, педагог должен уяснить, что его образ — это одно целое, и работать нужно не над отдельными компонентами, а над всей системой в целом.

О. Салманова выделяет 3 этапа по созданию имиджа педагога:

1. Работа над внешним обликом. Феномен первого впечатления в большинстве случаев определяет динамику процесса взаимодействия. Многие выстраивают свои отношения, опираясь на информацию, полученную от зрительного образа. Поэтому эффект личного обаяния играет едва ли не главную роль в работе учителя.

Однако просто иметь соответствующий внешний вид недостаточно. Необходимо, чтобы сам учитель чувствовал себя комфортно, и чтобы его уверенность передавалась аудитории.

2. Работа над вербальными и невербальными средствами общения. Люди составляют свое суждение о голосе в течение нескольких секунд. Голос педагога имеет огромное значение: он является средством, которое может возвысить значимость речи, но нередко выступает средством и для снижения этой значимости. Работа над собственной техникой речи может сыграть положительную роль в профессиональном становлении молодого специалиста и повышении успешности в деятельности педагога со стажем.

3. Образ жизни педагога. Это то, как люди воспринимают его личную жизнь, отношения с окружающими и домочадцами, его моральные принципы, достоинство, поведение, характер. Педагог всегда должен следить за этими аспектами своей жизни. [16]

Также особое внимание необходимо уделить внутренним компонентам имиджа педагога, таким как Я-концепция, педагогическое мастерство.

Читайте так же:  Договор на реализацию товара образец казахстан

Я-концепция учителя — часть Я-концепции личности учителя, которая складывается из того, как он себя видит и оценивает в настоящее время (актуальное «Я»); и по отношению к начальным этапам работы в школе (ретроспективное «Я»); того, каким бы он хотел стать (идеальное «Я»); как, с точки зрения педагога, его рассматривают коллеги, учащиеся и другие люди (рефлексивное «Я»).

Я-концепция личности педагога очень сильно влияет на эффективность его профессиональной деятельности. Для учителя с позитивной Я-концепцией обычно характерны: а) чувство собственной значимости; б) уверенность в способности заниматься определенным видом деятельности — педагогической работой; в) твердая убежденность в импонировании как всем людям, так и своим воспитанникам в частности; г) гибкость мышления, любовь к экспериментированию.

Учитель с позитивной Я-концепцией показывает готовность к внутреннему пониманию школьника. Необходимая предпосылка этого — убежденность в своей личностной ценности и профессиональной компетентности. Такой педагог понимает небезграничность собственных возможностей, ограниченность способностей детей, не прибегая к психологической защите. Педагог с положительной Я-концепцией может преодолеть желание самоутвердиться через проявление своей власти и сделать ориентиром своей деятельности потребности других.

Под педагогическим мастерством чаще всего понимается высокий уровень профессиональной деятельности учителя. Внешне он проявляется в правильном творческом решении разнообразных задач, в эффективном достижении целей единого педагогического процесса.

Высокий уровень педагогического мастерства — это умение применять не только навыки, полученные из личного опыта, но и методы, которые основываются на общепедагогической подготовке учителя по разделам, как психология, теория управления, теория целостного педагогического процесса. В процессе творческой деятельности и самообразования расширяется объем знаний учителя в области политики, искусства и других наук, что очень важно для него как практика.

Создавая имидж педагога, целесообразно использовать наиболее эффективные методы имиджелогии: позиционирование, манипулирование, эмоционализация, детализация, метафоризация, акцентирование информации, вербализация, визуализация и другие.

Работу по формированию имиджа можно представить в виде следующей модели:

1. Определение требований аудитории. Для выполнения задачи необходима поддержка аудитории, которая имеет свое мнение на все происходящее.

2. Определение сильных и слабых сторон объекта. Объектом может быть любой участник целостного педагогического процесса.

3. Формирование образа и подведения, характеристик объекта под требования аудитории. Это важный момент процесса, поскольку практики советуют работать не столько над слабыми сторонами, чтобы их скрыть, сколько усиливать имеющиеся положительные моменты, так как именно такая стратегия признана наиболее эффективной.

4. Перевод требуемых характеристик объекта в вербальную, визуальную и событийную формы, поскольку сообщения в таком виде более достоверно оцениваются аудиторией.

При этом основным этапом является конструирование образа с учетом определенных особенностей массового сознания, которое резко не меняется и старается придерживаться одного типа образа. По этой причине исходный вариант образа является весьма важным.

После того, как имидж создан, необходимо провести оценку качества полученного образа. Хотя имидж принципиально трудно оценить по качеству, по каким-либо объективным критериям, практическая потребность в реальной оценке достаточно высока. Для наиболее эффективного анализа имиджа необходимо учитывать следующие критерии:

Самооценка педагога. Удачным считается имидж, который вызывает у учителя определенные ощущения — осознание своей личности, значимости или даже величественности и т. д.

Появление оценок окружающих, причем не обязательно позитивных.

Практическое достижение планируемой цели при уверенности, что она достигается при помощи имиджа.

С учетом этого более успешным будет имидж, который характеризуется наибольшей гибкостью, т. е. он может быть изменен педагогом при возникновении каких-либо преград.

Таким образом, технология формирования имиджа педагога состоит из трех больших блоков: анализ потребностей окружающих; непосредственно создание имиджа педагога; оценка результата. При формировании имиджа педагога необходимо прорабатывать не каждый компонент имиджа в отдельности, а систему в целом, а необходимо помнить о внутренних компонентах имиджа педагога (таких как Я-концепция, педагогическое мастерство).

Вывод по второй главе

Во второй главе исследования был рассмотрен имидж педагога как объект психологических исследований.

В результате анализа различных точек зрения на структуру имиджа педагога были сформулированы основные профессиональные требования к компонентам имиджа педагога: к внешнему виду, к голосу и речи, к жестам, к мимике, к образу жизни и репутации.

Также в ходе исследования были исследованы профессионально-значимые личностные качества и способности педагога. Было выявлено, что педагогу необходимо развивать доминантные и периферийные качества личности, избавляясь от негативных качеств личности. Также было отмечено, что среди личностных качеств педагога не должно быть профессиональных противопоказаний.

В результате обобщения различных концепций о педагогическом имидже была сформирована технология построения имиджа педагога.

Педагог дополнительного образования

Педагог дополнительного образования (репетитор)

СПО «Педагогика дополнительного образования» (050710)

ВПО «Педагогика» (050700)

Воспитатель, учитель, психолог, педагог, няня

Тип профессии по предмету труда: основная деятельность педагога дополнительного образования связана с работой с людьми, что позволяет отнести профессию по предмету труда к типу «Человек – Человек».

Тип профессии по признаку цели: преобразующий.

Тип профессии по средствам труда: ручной.

Тип профессии по условиям труда: работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь человека.

Класс профессии: творческий (эвристический); работа связана с анализом, планированием, организацией и управлением, конструированием, принятием нестандартных решений; требует независимого оригинального мышления.

Педагог дополнительного образования (репетитор) – высококвалифицированный специалист в области педагогики и психологии, занимающийся оказанием услуг дополнительного образования.

Основная деятельность педагога дополнительного образования связана с организацией обучения детей вне учебных заведений.

К основным обязанностям работника относятся:

  • обучение по выбранным предметам, с использованием наиболее эффективных форм, методов и средств обучения;
  • формирование у учащихся профессиональных умений и навыков;
  • подготовка учащихся к практической деятельности;
  • формирование у учащихся навыков самостоятельной работы;
  • проверка письменных работ;
  • контроль и оценка уровня знаний учащихся;
  • подготовка учащихся выпускных классов к поступлению в образовательные учреждения высшего образования.

Педагог дополнительного образования должен обладать такими личностными качествами, как порядочность, высокая ответственность и моральная устойчивость, честность, способность к сопереживанию, коммуникабельность, аккуратность, организованность, чувство такта, сдержанность, бескорыстие.

К профессионально важным качествам специалиста относятся:

  • умение быстро принимать решения;
  • организаторские способности;
  • практицизм;
  • развитая интуиция;
  • любовь к детям;
  • психологическая устойчивость;
  • жизнерадостность;
  • знание иностранных языков:
  • развитый эстетический вкус;
  • высокий уровень культуры;
  • активность.

К медицинским противопоказаниям, препятствующим работе педагогом дополнительного образования, относятся:

  • нарушения слуха, речи, значительные нарушении зрения;
  • судороги, потери сознания;
  • сердечно-сосудистые заболевания;
  • вестибулярные расстройства, нарушение чувства равновесия;
  • расстройства координации движений;
  • заболевания центральной нервной системы;
  • психические расстройства.

Специалист в данной области должен хорошо знать: педагогику, детскую и социальную психологию, дидактику, методики преподавания; возрастную и педагогическую психологию; содержание и принципы организации обучения по преподаваемому предмету; методику профессионального обучения.

Педагог дополнительного образования должен уметь:

  • квалифицированно владеть теми знаниями и приемами, которым педагог обучает учащихся (русский язык, литература, математика, музыка, иностранный язык и т. д.);
  • пользоваться техническими средствами обучения и компьютерной техникой;
  • уметь вести обучение дистанционно.

В настоящее время профессия педагога дополнительного образования чрезвычайно востребована. Репетиторы могут работать в специализированных компаниях, занимающихся предоставлением образовательных услуг.

Репетиторы могут работать самостоятельно и в коллективе из нескольких специалистов. Бóльшую часть дня они проводят в помещении.

В работе репетиторы используют ручные средства труда и современные технические средства (проекторы, персональные компьютеры, интерактивные доски). Рабочее место должно быть хорошо освещено, иметь возможность для регулярного проветривания.

Специальная форма не предусмотрена.

Репетиторы постоянно работают с людьми, поэтому существует вероятность заражения различными заболеваниями, передающимися воздушно-капельным или контактным путем. Деятельность репетитора связана с высокой степенью ответственности, моральным давлением со стороны общества и воспитуемых, что может повлечь за собой нравственно-психологические проблемы, привести к неврозам и депрессии, сердечно-сосудистым заболеваниям.

Для овладения профессией репетитора необходимо среднее профессиональное либо высшее образование в области педагогики.

Образовательные организации среднего профессионального образования:

Образовательные организации высшего образования:

Перспективы карьерного роста репетитора связаны в основном с открытием своего дела: частной школы, центра дополнительного образования либо агентства по подбору персонала в области образования и воспитания для работы в семьях.

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2013

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА К ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫМ КАЧЕСТВАМ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

Требования профессиональной готовности аккумулировано в профессиограмме, отражающей инвариантные, идеализированные параметры личности и профессиональной деятельности педагога[4].

К настоящему времени накоплен богатый опыт построения профессиограммы педагога, который позволяет профессиональные требования к педагогу объединить в три основных комплекса, взаимосвязанных и дополняющих друг друга:

качества, определяющие специфику труда педагога;

специальные знания, умения и навыки по предмету.

Психологи при обосновании профессиограммы обращаются к перечню педагогических способностей, представляющих собой синтез качества ума, чувств и воли личности.

А. И. Щербаков к числу важнейших педагогических способностей относит дидактические, конструктивные, перцептивные, экспрессивные, коммуникативные и организаторские качества.

Емкая и лаконичная характеристика педагога может быть концентрирована до уровня требований к его личностным характеристикам. Среди них ведущее место занимает психологическая направленность личности педагога.

Рассмотрим в этой профессионально важные качества педагога – это те психологические качества, которые необходимы для его профессии и входит в содержание его трудовой деятельности, т.е. требуются ему для успешной работы.

Читайте так же:  Лицензия на осуществление медицинской деятельности россия

Профессионально важные качества педагога определяются характером его трудовой деятельности. Поэтому изучение профессионально важных качеств педагога в его трудовой (профессиональной) деятельности, позволяет раскрыть те причинно-следственные связи, которые обуславливают взаимодействие субъекта с объектом труда в конкретных социально-исторических условиях [4].

В. Д. Шадриков под профессионально важными качествами понимает индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее усвоения [5]. К профессионально важным качествам он относит также и способности. От сформированности профессионально важных качеств личности педагога зависит и продуктивность педагогической деятельности.

Трудовая деятельность педагога – это его целесообразное воздействие на дошкольников с помощью средств педагогики и психологии. Результатом этой деятельности является приобретение старшими дошкольниками определенного уровня знаний. В процессе своей трудовой деятельности педагог выступает субъектом труда, объектом же труда являются дошкольники.

В связи с этим мы отмечаем, что основной задачей психологии труда, с одной стороны, и объективных требований к его профессионально важным качествам с другой стороны. То есть для субъекта труда (педагог) – это взаимодействие должно выражаться в определенных профессионально важных качествах.

Используя профессиографический подход Е. М. Ивановой [1] по изучению человек в трудовой деятельности мы в свое исследовании планируем акцентировать внимание на раскрытие причинно-следственных связей между субъектом и объектом труда в том числе и в конфликтных ситуациях, которые позволяют, по терминологии Е. М. Ивановой, понять «природу» отношений субъекта к себе, к другим людям и к объективной реальности; оценить его знания, умения, навыки и психофизиологические возможности, а также прогнозировать направленность его преобразований.

Успех трудовой деятельности педагога зависит прежде всего от содержания и характера отношений между педагогом и дошкольником. Поэтому их эффективное взаимодействие является одним из основных условий удовлетворенности педагога своим трудом. Вовлеченность педагога в процесс взаимодействия, способность к сотрудничеству, в свою очередь предполагает наличие у него развитой потребности в самопознании, самоанализе и самосовершенствовании своей трудовой деятельности.

Структура трудовой деятельности педагога включает:

Средства труда (используемые педагогом приемы и способы),

Задачи и условия труда в ДОУ (социальные, гигиенические, психологические и организационные).

Несоответствие между какими-либо из субъектно-объектных составляющих приводит или к дистрессу педагога (неудовлетворенность трудом, быстрая утомляемость, раздражительность) или к снижению эффективности его труда, а часто и к тому и к другому. Мы считаем, что изучение личностного и психологического уровней регуляции субъектно-объектных взаимосвязей в процессе трудовой деятельности педагога является одной из главных задач дошкольной психологии труда, которая способствует сознательному формированию индивидуального стиля деятельности. Это утверждение позволяет применить концептуальный аппарат субъектного подхода, разработанный Е. А. Климовым, рассматривающий труд как функциональную психическую систему, центральным звеном которой является личность[2]. Исходя из концепции Е. А. Климова, педагогический труд может быть представлен как осознанное целенаправленное исполнение педагогом нормативно представленных действий заданными орудиями труда, а также как процесс, в котором педагог реализует себя осуществляя поиск и создание новых способов и приемов достижения необходимых профессиональных результатов. Причем для изучения характера субъектно-объектных взаимосвязей, уровня их сформированности, и разработки способов коррекционного воздействия на субъекты труда в целях обеспечения взаимосоответствия человека (педагога) и профессии, им выделены, специфические для задач психологии труда психические регуляторы и психологические признаки труда. В качестве психологических признаков (достойных условий) выделяются следующие четыре:

«сознательное предвосхищение социально ценного результата»,

«сознание обязательности достижения социально фиксированной цели»,

«сознательный выбор, применение, совершенствование или создание орудий средств деятельности»,

«осознание межлюдских производственных зависимостей».

Как можно заметить из выделенных нами основных структурных элементов труда педагога само содержание профессиональной деятельности предъявляет к педагогу ряд специфических требований, заставляющих его развивать определенные личностные качества как профессионально важные, необходимые и обязательные. Эти качества, реализуясь в деятельности педагога и определяя ее эффективность, обеспечивают исполнение функций педагога, а исполнение этих функций тренирует и развивает их.

Здесь уместно поставить вопрос: «Какие основные личностные свойства педагога являются необходимыми и профессионально важными для успешного исполнения своих функций? Безусловно, не существует какой-либо одной структуры личности особенно благоприятной для педагогического успеха, но определенные качества обязательно должны быть представлены.

Последовательно проблему классификации профессионально значимых качеств личности педагога раскрыла в своих работах Н. В. Кузьмина, выделив четыре группы педагогических способностей:

— конструктивные – способность проектировать личность дошкольника, отбирать и композиционно строить учебно-воспитательный материал применительно к возрастным и индивидуальным особенностям дошкольника,

— организаторские – способность включать дошкольников в различные виды деятельности и делать коллектив инструментом воздействия на каждую личность, делать личность активной в движении к целям воспитания,

— коммуникативные – способность устанавливать правильные взаимоотношения с дошкольниками и перестраивать их в соответствии с развитием целей и средств,

— гностические – способность исследовать объект, процесс и результаты собственной деятельности и перестраивать ее на основе этого знания.

Здесь уместно отметить, что на основании опроса 244 педагогов С. В. Овдей определила, что наиболее трудной для педагога представляется деятельность коммуникативного и гностического плана. И что именно в коммуникативном плане происходят конфликтные ситуации.

Кроме того исследования Н. В. Кузьминой [3] показали, что педагоги считают наиболее важными качествами для учебной деятельности следующие:

качества ума (наблюдательность, последовательность и ясность мысли);

качества речи (доступность, логическая стройность и последовательность, убедительность);

качества воображения (понимание дошкольника – умение встать на точку зрения дошкольника, проникнуть в его психологию и педагогическая направленность – фантазия и изобретательность, подчиненная учебно-воспитательным задачам).

Данная классификация Н. В. Кузьминой построена исходя из принципа, что структура личности педагога должна отражать структуру педагогической деятельности. Другими словами содержание педагогической деятельности определяет требования к содержанию личности. То есть функциональным блоком педагогической деятельности должны отвечать соответствующие профессионально важные качества личности педагога. Классификация нацеливает и активизирует самопознание педагогом тех групп профессионально важных качеств, которые необходимы для успешного освоения соответствующих элементов педагогической деятельности.

Кроме того, получили признание следующие классификации качеств личности педагога: Щербакова А. И., Гоноболина Ф. Н., Крутецкого В. А., Бернса Р.

На наш взгляд наиболее эффективная с точки зрения формирования и развития индивидуально стиля деятельности именно классификация Н. В. Кузьминой. Поскольку она нацеливает и активизирует самопознание педагогом тех групп профессионально важных качеств, которые необходимы для успешного освоения соответствующих элементов педагогической деятельности.

Таким образом, можно сформулировать следующие выводы:

Между характером педагогической деятельности и ее способами, с одной стороны, и профессионально важными качествами педагога, с другой стороны, прослеживается система связи и отношений. Характер трудовой деятельности педагога играет определяющую роль по отношению к его профессионально важным качествам. В свою очередь от них зависят способы трудовой деятельности педагога.

Механизм воздействия профессионально важных качеств педагога на способы его трудовой деятельности включает в себя проявление этих качеств в его диалоге с дошкольником и в индивидуальном стиле обучения и воспитания. Исследования Тюлина М.Ю. [3] показали, что для педагога необходимы прежде всего такие профессионально важные качества как: 1) эмпатия, 2) высокая культура педагогического общения, 3) обладание диалогическим стилем педагогического общения, 4) справедливость, 5) толерантность, 6) педагогический такт, 7) ответственность. Что наводит на мысль о том, что индивидуальный стиль педагога складывается под влиянием других профессионально важных качеств, а именно: 1)знание половозрастных особенностей дошкольников, 2) умение предупреждать и своевременно разрешать конфликты, 3) способность к индивидуальному стилю трудовой деятельности, ориентированному на индивидуальность дошкольника

Для оптимизации стиля педагогической деятельности, его психодиагностики и психокоррекции необходимо прежде всего активизировать процесс самопознания педагогом следующим компонентов педагогической деятельности: мотивы, обеспечивающие успешность педагогической деятельности, индивидуальный стиль деятельности как в сложных так и в обычных ситуациях, уровень эмпатии по отношению к дошкольнику и самооценка профессионально важных качеств.

Основными структурными компонентами трда педагога являются:

Ориентировочно-подготовительная деятельность педагога;

Операционно-организаторская деятельность педагога;

Деятельность педагога по формированию учебных отношений.

Среди профессионально-важных качеств педагога особую роль в современных условиях занимают такие как: эмпатия, коммуникативные способности, организаторские способности, справедливость, толерантность, педагогический такт, любовь к детям, постоянное профессиональное самопознание, профессиональная компетентность педагога, ответственность. Вышеперечисленные качества и являются основными требованиями профессиональной деятельности педагога к его личности в современных условиях.

Таким образом, представления педагога о соответствии своих профессионально важных качеств содержательным компонентом профессионального труда, адекватность этих представлений определяют, в свою очередь, его профессиональное самосознание.

Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. — М., 1987.

Климов Е.А. Введение в психологию труда. — М., 1988.

Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. — Л., 1985.

Тюлин М. Ю. Влияние психолого-професссиональных качеств учителя на способы его трудовой деятельности: Дис. канд. психол. наук. Тверь, 1994.

Шадриков В.Д., Старовойтенко Е.Б. Концепция индивидуализации воспитания // Советская педагогика. — 1987.

Страница не найдена

Возможно она была удалена из-за нарушения авторских прав или же не имела веса. Воспользуйтесь поиском google:

Читайте так же:  Займ под залог алтайский край

А также прочитайте САМЫЕ ЛУЧШИЕ ИЗРЕЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ — уверяем вам они понравятся!

Или же прочитайте самые посещаемые страницы нашего сайта:

185.238.139.36 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Требования к личности современного педагога (стр. 1 из 2)

1. Особенности педагогической профессии. 5

2. Требования к личности педагога. 8

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 13

Известный всем в мире ученый Чарльз Дарвин был весьма скромного мнения о своих способностях и профессиональных качествах. Он считал самыми важными из своих качеств «любовь к науке, безграничное терпение при долгом обдумывании любого вопроса, усердие в наблюдении и собирании фактов и порядочную долю изобретательности и здравого смысла».

Указав на эти качества, он приходит к такому заключению: «Воистину удивительно, что, обладая такими посредственными способностями, я мог оказать довольно значительное влияние на убеждения людей науки по некоторым важным вопросам»[4,с.36]. Трудно признать способности Дарвина посредственными. Но нельзя с ним не согласиться, когда он придает значение таким качествам, как любовь к избранному делу, безграничное терпение и усердие.

Эти качества нужны не только людям науки, учителю прежде всего. Любая деятельность будет успешной при любви к ней, при терпении и усердии.

И чем глубже человек проникает в ту деятельность, которую он избрал, которая соответствует его индивидуальности, тем выше становятся его требования к себе. Приблизиться к удовлетворению достигнутым можно лишь в неустанном труде, и он становится необходимым для человека.

Исследования ученых Ф.Н. Гоноболина, Т.А. Воробьевой, Н.В. Кузьминой, Р. И. Хмелюк, А.И. Щербакова установили, что далеко не каждый человек может стать учителем. При всей массовости учительской профессии для овладения ею нужны: довольно жесткая структура личностных качеств и способностей, определенная социально-психологическая предрасположенность к труду учителя – профессионально-педагогическая направленность.

Проблеме личностных качеств учителя посвящают свои исследования Ф.Н. Гоноболин, Н.В. Кузьмина, Н.В. Кухарев, В.А. Сластенин, В.А. Сухомлинский, Т.С. Полякова, В.И. Журавлев, В.П. Симонов и др. И хотя относительно набора этих качеств и их классификации у этих ученых наблюдаются разные точки зрения, подходы, они имеют сходную точку зрения на значимость профессиональных качеств. Они считают профессионально значимые личностные качества фундаментальным компонентом личности учителя, наряду с профессионально-педагогической направленностью, и важнейшим фактором овладения профессией и педагогическим мастерством. Дадим определение понятия профессионально значимых личностных качеств.

Профессионально значимые личностные качества учителя – это характеристики умственной, эмоционально-волевой и нравственной сторон личности, влияющие на продуктивность (успешность) профессионально-педагогической деятельности учителя и определяющие ее индивидуальный стиль

Рассмотрим более подробно особенности педагогической профессии и требования к личности учителя, которые в современной школе выступают на первый план.

1. Особенности педагогической профессии

Педагогическую профессию из ряда других профессий типа «человек-человек» выделяют по образу мыслей её представителей, повышенному чувству долга и ответственности. Главное отличие заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом её интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования её духовного мира.

Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми, но не просто на уровне понимания и удовлетворения запросов человека. В педагогической профессии ведущая задача — понять общественные цели и направить усилия других людей на их достижение.

Своеобразие этой профессии ещё и в том, что она по природе своей имеет гуманистический, коллективный и творческий характер. Этим определяется и основные функции этой профессии.

Гуманистический характер. За педагогической профессией закрепились две социальных функции — адаптивная и гуманистическая (человекообразующая). Адаптивная функция связана с приспособлением ребенка к конкретным требованиям современной социокультурной ситуации. Гуманистическая функция связана с развитием его личности, творческой индивидуальности. Сознательное выдвижение данной функции на первый план можно было наблюдать во все времена и у многих народов. В.А.Сухомлинский отмечал, что как бы не называли наш век, «. мир вступает в век Человека. Больше чем, когда бы то ни было, мы обязаны думать сейчас о том, что вкладываем в душу человека». [10, с.22]

Коллективный характер. В педагогической профессии очень трудно вычленить вклад каждого педагога в качественное преобразование субъекта деятельности — воспитанника. С осознанием закономерного усиления коллективистских начал в педагогической профессии все шире входит в обиход понятие «совокупного субъекта» педагогической деятельности. Под ним в широком плане понимается педагогический коллектив школы или другого образовательного учреждения, а в более узком — круг тех педагогов, которые имеют непосредственное отношение к группе учащихся или отдельному ученику. А.С.Макаренко справедливо подчеркивал: «Должен быть коллектив воспитателей, и там где воспитатели не соединены в коллектив, и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребёнку, там не может быть никакого воспитательного процесса». [7, с.210]

Творческая природа труда учителя. Содержание и организацию труда учителя можно правильно оценить, лишь определив уровень его творческого отношения к своей деятельности. Уровень творчества в деятельности педагога отражает степень использования им своих возможностей для достижения поставленных целей. Творческий потенциал личности педагога формируется на основе накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и, тем самым, совершенствовать исполнение своих профессиональных функций. Область проявления педагогического творчества определяется структурой основных компонентов педагогической деятельности и охватывает практически все её стороны: планирование, организацию, реализацию и анализ результатов. [6, с.53]

В современной научной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Творческую личность отличает и особое сочетание личностно-деловых качеств, характеризующих её креативность.

Креативность — способность, отражающая глубинное свойство индивида создавать оригинальные ценности, применять нестандартные решения. [8, с.362]

И.С.Громов и В.А.Моляко называют семь признаков креативности: оригинальность, эвристичность, фантазия, активность, концентрированность, честность, чувствительность.

Педагогу-творцу присущи также инициативность, самостоятельность, способность к преодолению инерции мышления, чувство подлинно нового и стремление к его познанию, высокая потребность в достижении цели, широта ассоциаций, наблюдательность, развитая профессиональная память. [8, с.64]

Профессиональная группа специальностей — это совокупность специальностей, объединённых по наиболее устойчивому виду социально полезной деятельности, отличающиеся характером своего конечного продукта, специфическими предметами и средствами труда.

Педагогическая специальность — вид деятельности в рамках данной профессиональной группы, характеризующийся совокупностью знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определённого класса профессионально-педагогических задач в соответствии с присваиваемой квалификацией. Можно выделить ряд педагогических специальностей: учитель-предметник, социальный педагог, педагог дополнительного образования, воспитатель и другие.

Педагогическая специализация — определённый вид деятельности в рамках педагогической специальности. Она связана с конкретным предметом труда и конкретной функцией специалиста.

Педагогическая квалификация — уровень и вид профессиональной педагогической подготовленности, характеризующей возможности специалиста в решении определенного класса задач. [6, с.72]

2. Требования к личности педагога

В организации учебно-воспитательного процесса нельзя пройти мимо такого мощного педагогического фактора, как характер воспитателя, свойства и качества его личности. У одного педагога слишком твердый характер и крепкая воля, большая общественная активность. Он стремится все сделать сам, подавляет спонтанность детей, оставляет их непричастными и равнодушными зрителями. У другого — мягкий, он не способен потребовать от учащихся элементарного порядка. Плохое знание педагогики и психологии, нежелание преодолеть себя, формировать свой характер в соответствии с педагогическими требованиями дают простор непосредственному проявлению натуры: вспыльчивости, жесткости или бесхарактерности, нетребовательности.

Педагогика определяет оптимальную форму проявления и развития дисциплины и демократии в воспитании, которые реализуются специально подготовленной и обладающей педагогическим авторитетом личностью. Дети добровольно идут за тем воспитателем, которого они уважают. В любом другом случае педагогические отношения держатся на сугубо формальных основаниях, внешних требованиях, утрачивают свой позитивный воспитательный смысл и оказывают негативное влияние.

Понятие «авторитет» буквально означает общепризнанное значение человека, его влияние на людей, поддержку его идей и деятельности общественным мнением, проявление уважения, доверия к нему, даже веры в него: в его ум, волю, нравственность, способность сотворить благо, отдать все силы общему делу. Сущность, специфические особенности и функции собственно педагогического авторитета обусловлены тем, что десятки и сотни ребячьих глаз, как рентгеном, насквозь просвечивают и выявляют нравственное состояние личности педагога. У настоящего воспитателя нет другого морального выбора кроме чистоты, искренности, открытости и прямоты. В противном случае учитель неизбежно утрачивает свое влияние на детей и право быть их воспитателем. Суть педагогического авторитета в постоянном развитии педагогом в себе гражданской, творческой, человеческой личности, подлинной духовности и интеллигентности. Ребенок авансирует воспитателю свое уважение, доверие, расположение, исходя из естественного предположения о высоком качестве его личности, и это доверие необходимо оправдать.