Приказ 569 по аттестации рабочих мест

Оглавление:

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития рф от 31 августа 2007 г. N 569 “Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда”

В соответствии со статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. 1), ст. 3; 2002, N 30, ст. 3014; N 30, ст. 3033; 2003, N 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, N 18, ст. 1690; N 35, ст. 3607; 2005, N 1 (ч. 1), ст. 27; N 13, ст. 1209; N 19, ст. 1752; 2006, N 27, ст. 2878; N 41, ст. 4285; N 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. 1), ст. 34) приказываю:

1. Утвердить Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда согласно приложению.

2. Ввести в действие Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный настоящим приказом, с 1 сентября 2008 года.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 ноября 2007 г.

Регистрационный N 10577

Приложение к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 августа 2007 г. N 569

Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда

I. Общие положения и основные понятия

1. Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее — Порядок) регулирует вопросы деятельности работодателей — юридических лиц и работодателей — физических лиц (далее — организации), за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по проведению аттестаций рабочих мест по условиям труда, оформления и использования результатов аттестации, а также определяет методы исследований при проведении оценки условий труда.

Организация, привлекаемая для аттестации рабочих мест по условиям труда (далее — Аттестующая организация), проводит работу в соответствии с настоящим Порядком.

Аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.

2. Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда*, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты (далее — СИЗ).

3. Нормативной базой проведения аттестации рабочих мест по условиям труда являются:

Трудовой кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. 1), ст. 3; 2002, N 30, ст. 3014; N 30, ст. 3033; 2003, N 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, N 18, ст. 1690; N 35, ст. 3607; 2005, N 1 (ч. 1), ст. 27; N 13, ст. 1209; N 19, ст. 1752; 2006, N 27, ст. 2878; N 41, ст. 4285; N 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. 1), ст. 34);

нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, а также другие документы по охране труда;

системы документов по охране труда, действующие в отдельных видах экономической деятельности.

4. Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с Порядком, используются в целях:

1) контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты;

2) оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законодательством случаях, контроля и управления профессиональным риском, которые предполагают проведение анализа и оценки состояния здоровья работника в причинно-следственной связи с условиями труда, информирование о риске субъектов трудового права, контроль динамики показателей риска, а также проведение мероприятий по снижению вероятности повреждения здоровья работников;

3) предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;

4) предоставления работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, бесплатной сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, а также смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами;

5) подготовки статистической отчетности об условиях труда;

6) последующего подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

7) подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников, а также внеочередных медицинских осмотров (обследований).

8) расчета скидок и надбавок к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

9) решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, о диагнозе профессионального заболевания;

10) обоснования принимаемых в установленном порядке решений о применении административного наказания в виде административного приостановления деятельности организаций, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственного оборудования, участков;

11) рассмотрения вопроса о приостановлении эксплуатации зданий или сооружений, машин и оборудования, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг вследствие непосредственной угрозы жизни или здоровью работников;

12) рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников и расследованием произошедших с ними несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

13) принятия мер по надлежащему санитарно-бытовому и профилактическому обеспечению работников организации;

14) обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников;

15) включения в трудовой договор характеристики условий труда и компенсаций работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях труда;

16) обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

17) создания банка данных существующих условий труда на уровне организации, муниципального образования, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и на федеральном уровне;

18) проведения мероприятий по осуществлению федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

19) применения предусмотренных законодательством мер ответственности к лицам, виновным в нарушениях законодательства об охране труда.

5. Сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет.

6. Обязательной повторной аттестации рабочих мест по условиям труда (переаттестации) подлежат рабочие места:

— после замены производственного оборудования;

— изменения технологического процесса, средств коллективной зашиты и др.;

— при выявлении нарушений, установленного Порядка, по требованию должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на проведение государственной экспертизы условий труда.

Результаты повторной аттестации рабочих мест по условиям труда (переаттестации) оформляются соответствующими протоколами, при этом заполняется новая карта аттестации рабочего места по условиям труда или вносятся изменения в карту аттестации рабочего места по условиям труда, оформленную ранее.

7. Вновь организованные рабочие места аттестуются после ввода их в эксплуатацию.

8. Документы аттестации рабочих мест по условиям труда рекомендуется хранить в организации в течение 45 лет.

Приказ № 342н. Аттестация рабочих мест

Опубликовано: 28.11.2012 Рубрика: Статьи Автор: Единый Стандарт

К сожалению, в последнее время люди чаще сталкиваются с вредными факторами воздействия при выполнении трудовых обязанностей. Нами любимое выражение: «Перетерплю, не смертельно», – может обернуться к нам лицевой стороной. А что тогда? Разве мы это хотели себе доказать?

Модернизация проведения аттестации рабочих мест (АРМ, – ред.) осуществилась с выходом Приказа Минздравсоцразвития РФ от 26 апреля 2011 г. № 342н (Приказ № 342н, — ред.) Нет, это не кардинальные преобразования, это лишь новый порядок, отличный от предшествующего Приказа Минздравсоцразвития РФ от 31 августа 2007 г. № 569 требованиями, с более серьезным подходом ко всем участникам процесса. Новый порядок вступил в силу с 1 сентября 2011 года.

Подчеркнем, что АРМ проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных производственных факторов. Результаты позволяют оценить объективную ситуацию на рабочих местах. Проводить контроль условий необходимо для того, чтобы проанализировать риски и предупредить возникновение несчастных случаев во время трудового процесса. Согласно ст. 212 ТК РФ, проведение аттестации – обязательно для каждого работодателя. Новый приказ является своеобразным регламентом, формой для проведения АРМ.

Приказ «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест» – официальный нормативный документ, регулирующий работу аттестационной комиссии. В нем приведены все условия, все требования для проверки соответствия рабочего места государственным нормативным требованиям.

Напомним, что система проверки рабочих мест начала действовать в России в 80-х годах прошлого века. Изначально сформированные цели и задачи практически не претерпели изменений в современности. Осталось по-прежнему главным – выявление вредных производственных факторов, улучшение условий труда. Но даже, несмотря на столь долгое развитие и существование, статистика по несчастным случаям в целом по стране так и не дала нам положительных результатов. Одна из причин – халатность работодателей, их недобросовестность в отношении организации трудового процесса работников. По одну сторону баррикады от них – прибыль, по другую – безопасность работников. И никак не удается соединить все воедино. Или нет желания!

Приказ № 342н

В «Приказе № 342н», как привыкли называть его в обывательском круге, система проведения АРМ немного видоизменилась. Требования к участникам процесса стали жестче. Ведь не только несвоевременно выплаченная заработная плата является ущемлением наших интересов, но и работа в неблагоприятных условиях.

Авторы приказа выдвинули новые требования к членам аттестационной комиссии, осуществляющей руководство и контроль. В документе четко разграничены права и обязанности всех участников процесса. Ранее в нее входили руководители структурных подразделений, специалисты служб охраны, бухгалтера, участник профсоюзной организации, работающие на базе организации. С выходом нового порядка, эти требования переиначили и теперь в состав входят: представитель работодателя, представитель профсоюза, специалист по охране труда, представитель аттестующей организации. Причем участие аттестующей организации и ранее значилось, но это было выражено в качестве рекомендации, а не обязательства. Многие предприятия обращались за услугами к ним для того, чтобы результаты АРМ были признаны государственными инспекциями труда успешными и соответствующими заявленным требованиям в области охраны труда.

Аттестующая организация – юридическое лицо, аккредитованное в установленном порядке (в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ № 205н (ред. от 22.11.2011)) и осуществляющее проведение АРМ на предприятии в строго установленных государственными нормативами требованиями. Подчеркивается ее независимость по отношению к деятельности работодателя. Аккредитация организации свидетельствует о том, что она прошла необходимый план проверок на соответствие оказываемых услуг, имеет в своем составе испытательную лабораторию, качественно оснащенную приборами для измерений и компетентных специалистов по проведению аттестации.

В приказе дается поэтапное проведение АРМ. Условно, эти этапы можно разделить на три: подготовительный, собственно проведение процесса и заключительный. Первый этап подразумевает непосредственно организацию процесса, где проводится составление соответствующих документов (график проведения работ по аттестации, составляется перечень рабочих мест, утверждение аттестационной комиссии, приказ о проведении АРМ на предприятии). Последующий этап предполагает оценку соответствия гигиеническим нормативам, определение степени травмоопасности и обеспечения работников средствами коллективной защиты. Это один из самых ответственных этапов, требующий компетентности и внимательности аттестующей организации. Результаты о состоянии условий труда получаются исходя из оценки производственных факторов. По каждому фактору составляется протокол оценки, данные из которого заносятся в карту аттестации рабочего места по условиям труда (Карта, – ред.).

Нельзя не упомянуть о таком нововведении, как проведение внеплановой проверки при вводе новых рабочих мест в эксплуатацию. С утверждением нового порядка – их аттестация проводится в течение 60 рабочих дней с момента ввода в организацию рабочего процесса. Форма контроля проходит в соответствии с установленным Порядком, где итогом завершения является заполнение карты. Внеплановая аттестация проводится и по окончании реализации мероприятий по улучшению условий труда на предприятии. Уполномоченным по надзору является государственная инспекция по труду в субъекте РФ.

Оформление документов – заключительный и не менее важный этап в проведении АРМ. Ведется заполнение необходимого перечня документов, которые затем в течение 10 дней направляются в государственную инспекцию по труду в субъекте РФ на проверку. Инспектор по труду может провести выездную проверку, если представленные результаты вызвали сомнения, для достоверности проведенной процедуры, для контроля введения в процесс мер и предложений членов аттестационной комиссии по улучшению условий.

Предпринимателям на заметку!

АРМ для каждого рабочего места должна проходить один раз в пять лет. «С 12.12.2012 г. произошли изменения, подробнее читайте здесь.» Срок отсчитывается с момента завершения предыдущей аттестации. Документы хранятся в архиве организации в течение 45 лет.

Читайте так же:  Какие требования детского сада

Реформация системы контроля безопасности была введена не по чьей-либо прихоти. Внимание к изменению проведения порядка АРМ привлекает статистика несчастных случаев, существенные экономические потери из-за сокращения фонда рабочего времени, выплат компенсаций, льготных пенсий. По словам вице-президента Российского союза промышленников и предпринимателей Федора Прокопова, экономика слабо избавляется от таких величин, как плохие рабочие места, условия и низкие заработные платы. Выгоднее улучшить условия труда, нежели считать убытки государственной казны. Приказ № 342н об АРМ выступает как некая ступень для реализации данной политики.

Скачать Приказ Минздравсоцразвития России № 342н

3. Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.

В соответствии с Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда от 14.03. 97:

– издается приказ по предприятию о создании аттестационной комиссии;

– составляется перечень всех рабочих мест;

– проводится оценка рабочих мест по степени вредности и опасности, по степени травмоопасности, обеспеченности работников СИЗ, а также эффективности этих средств; – оформление результатов аттестации (1 раз в 5 лет).

4. Требования безопасности при производстве работ, на которые выдается наряд- допуск.

Работы повышенной опасности выполняют с проведением организационных и технических мероприятий, обеспечивающих безопасность труда работников. Перечень работ повышенной опасности и порядок оформления наряда допуска определяет работодатель с учетом Правил по охране труда

5. Классификация систем освещения. Нормы освещенности в учебных аудиториях с ПВЭМ.

Системы освещения делятся на искусственные и естественные. Освещенность на поверхности стола в зоне размещения рабочего документа должна быть 300-500 люкс. Допускается установка светильников местного освещения, которое не должно создавать бликов на поверхности экрана и увеличивать освещенность экрана более 300 люкс.

1. Нормативные правовые акты по охране труда.

Согласно постановлению Правительства РФ от 23.05.2000 № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих нормативные государственные требования по охране труда» нормативные правовые акты по охране труда подразделяются на следующие виды:

Федеральный орган исполнительной власти, утверждающий документ

Межотраслевые правила по охране труда (ПОТ Р М), межотраслевые инструкции по охране труда (ТИ Р М) Минтруд России

Отраслевые правила по охране труда (ПОТ Р О), типовые инструкции по охране труда (ТИ Р О)

Федеральные органы исполнительной власти

Правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ)

Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ)

Строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству (СП)

Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила(СП), гигиенические нормативы(ГН), санитарные правила и нормы (СанПиН), санитарные нормы (СН)

2. Порядок проведения и оформления первичного инструктажа на рабочем месте и допуск к самостоятельной работе рабочих.

Первичный инструктаж на рабочем месте до начала производственной деятельности проводят:

– со всеми вновь принятыми на предприятие, организацию, учебное заведение, учреждение, а также переводимыми из одного подразделения в другое;

– с работниками, выполняющими новую для них работу, командированными, временными работниками;

– со строителями, выполняющими строительно-монтажные работы на территории действующего предприятия, организации, учебного заведения, учреждения; – со студентами и учащимися, прибывшими на производственное обучение или практику перед выполнением новых видов работ, а также перед изучением каждой новой темы при проведении практических занятий в учебных лабораториях, классах, мастерских, участках.

Лица, которые не связаны с обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием инструментов, хранением и применением сырья и материалов, первичный инструктаж на рабочем месте не проходят. В автошколе по согласованию с профсоюзным комитетом и инженером по охране труда создается и утверждается руководителем перечень профессий и должностей работников, которые не проходят первичный инструктаж на рабочем месте.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводят по программам, разработанным и утверждённым руководителями производственных и структурных подразделений предприятия для отдельных профессий или видов работ с учётом требований стандартов ССБТ, соответствующих правил, норм и инструкций по охране труда, производственных инструкций и другой технической документации Программы согласовывают с инженером по охране труда и профсоюзным комитетом предприятия (при наличии).

Первичный инструктаж на рабочем месте проводят с каждым работником или учащимся индивидуально с практическим показом безопасных приемов и методов труда. Первичный инструктаж возможен с группой лиц, обслуживающих однотипное оборудование и в пределах общего рабочего места.

Все рабочие, в том числе выпускники профтехучилищ, учебно-производственных (курсовых) комбинатов, после первичного инструктажа на рабочем месте должны в течении первых 2-14 смен (в зависимости от характера работы, квалификации работника) пройти стажировку под руководством лиц, назначенных приказом руководителя.

Руководитель подразделения по согласованию с инженером по охране труда и профсоюзным комитетом может освобождать от стажировки работника, имеющего стаж работы по специальности не менее 3-х лет, переходящего из одного подразделения в другое, если характер его работы и тип оборудования, на котором он работал ранее, не меняется.

Рабочие допускаются к самостоятельной работе после стажировки, проверки теоретических знаний и приобретённых навыков безопасных способов работы.

О проведении первичного инструктажа на рабочем мест, стажировки и допуске к работе, работник, проводивший инструктаж, делает запись в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.

Приказ 569 по аттестации рабочих мест

N рабочего места*

Наименование профессии или должности

Код профессии, должности

Место проведения измерений факторов производственной среды и трудового процессса

время их воздействия в часах (процентах к продолжительности смены)

ЭМП и излучения

Аэроионный состав воздуха

* Номера аналогичных рабочих мест завершаются буквой «а».

** Если фактор не оценивается, то в графе ставится прочерк.

*** На отдельном листе дается перечень химических веществ и АПФД (аэрозоли, преимущественно фиброгенного действия).

Приложение N 2 к Порядку проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 августа 2007 г. N 569

рабочего места по условиям труда N _____

(профессия, должность работника)

Наименование организации ________________________________________________

Наименование участка (бюро, сектор)______________________________________

Количество и номера аналогичных рабочих мест (РМ)________________________

Строка 010. Выпуск ЕТКС, КС______________________________________________

Строка 020. Количество работающих:

на одном РМ____________

на аналогичных РМ__________

из них женщин_____________

Строка 030.Оценка условий труда:

по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и

Наименование факторов производственной среды и трудового процесса

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УСЛОВИЯ ТРУДА

Аттестация рабочих мест по условиям труда

Аттестация рабочих мест по условиям труда – это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда (ст. 209 ТК РФ). Порядок аттестации устанавливается нормативными документами Минздравсоцразвития России.

Основным документом служит Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. № 569. Также для проведения аттестации используются:

– Руководство Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда», утвержденное Роспотребнадзором 29 июля 2005 г. [1] ;

  • – законодательные и иные нормативные правовые акты по охране труда;
  • – стандарты безопасности труда, ведомственные нормативные правовые акты, санитарные правила и нормы, гигиенические нормативы, строительные нормы и правила и др.;
  • – системы документов по охране труда, действующие в организациях отдельных видов экономической деятельности.

Аттестация рабочих мест по условиям труда включает:

  • а) гигиеническую оценку условий труда;
  • б) оценку травмобезопасности;
  • в) оценку обеспеченности работников организации средствами индивидуальной защиты.

Аттестация рабочих мест по условиям труда является составной частью подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда, определения профессионального риска (опасности) и введения дифференцированного страхового тарифа (взноса) в Фонд социального страхования РФ согласно Федеральному закону «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда используются в целях:

  • – рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников и расследованием произошедших с ними несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • – принятия мер по надлежащему санитарно-бытовому и профилактическому обеспечению работников организации;
  • – обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников;
  • – включения в трудовой договор характеристики условий труда и компенсаций работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях труда;
  • – обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Аттестация рабочих мест по условиям труда осуществляется в процессе работы, т.е. при проведении производственных процессов в соответствии с технологическим регламентом при действующих средствах коллективной и индивидуальной защиты. Аттестации подлежат все имеющиеся в организации рабочие места, при этом оцениваются все действующие на работников вредные и опасные производственные факторы. Перечень такого рода факторов определяется в соответствии с ГОСТ 12.0.003–74 «Опасные и вредные производственные факторы. Классификация» с учетом отраслевых и региональных особенностей производства.

Для организации и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации издается приказ, в соответствии с которым создается аттестационная комиссия, определяется ее состав и при необходимости состав аттестационных комиссий в структурных подразделениях организации, утверждается председатель аттестационной комиссии, а также определяются сроки и графики проведения работ по аттестации рабочих мест по условиям труда.

Аттестационная комиссия создается организацией, в которой проводится аттестация рабочих мест по условиям труда, и аттестующей организацией на паритетной основе в целях координации, методического руководства и контроля за проведением работы по аттестации рабочих мест по условиям труда. В состав аттестационной комиссии организации рекомендуется включать руководителей структурных подразделений организации, юристов, специалистов служб охраны труда, специалистов по кадрам, специалистов по труду и заработной плате, представителей лабораторных подразделений, главных специалистов, медицинских работников, представителей профсоюзных организаций или других уполномоченных работниками представительных органов, представителей комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива, представителей аттестующей организации.

Аттестационная комиссия организации, в которой проводится аттестация рабочих мест по условиям труда, наряду с другими мерами разрабатывает по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации, куда включаются, в том числе, мероприятия, требующие значительных материальных затрат. В плане мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации указываются источники финансирования мероприятий, сроки их исполнения, исполнители и устраняемые вредные и (или) опасные производственные факторы по конкретным рабочим местам.

При наличии на рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов аттестационная комиссия готовит предложения о внесении изменений и (или) дополнений в трудовой договор об обязательствах работодателя по обеспечению работника необходимыми средствами индивидуальной защиты, установлению соответствующего режима труда и отдыха, а также других установленных законодательством гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; вносит предложения о готовности к сертификации работ по охране труда.

  • [1] Введено в действие с 1 ноября 2005 г.

I . Общие положения и основные понятия

1. Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее — Порядок) регулирует вопросы деятельности работодателей — юридических лиц и работодателей — физических лиц (далее — организации), за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по проведению аттестаций рабочих мест по условиям труда, оформления и использования результатов аттестации, а также определяет методы исследований при проведении оценки условий труда.

Организация, привлекаемая для аттестации рабочих мест по условиям труда (далее — Аттестующая организация), проводит работу в соответствии с настоящим Порядком.

Аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.

2. Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда **, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты (далее — СИЗ).

3. Нормативной базой проведения аттестации рабочих мест по условиям труда являются:

• Трудовой кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1 (ч. 1), ст. 3; 2002, № 30, ст. 3014; № 30, ст. 3033; 2003, № 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, № 18, ст. 1690; № 35, ст. 3607; 2005, № 1 (ч. 1), ст. 27; № 13, ст. 1209; № 19, ст. 1752; 2006, № 27, ст. 2878; № 41, ст. 4285; № 52 (ч. I ), ст. 5498; 2007, № 1 (ч. 1), ст. 34);

• нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, а также другие документы по охране труда;

• системы документов по охране труда, действующие в отдельных видах экономической деятельности.

* Дата введения — 1 сентября 2008 г.

** Условия труда — совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника (ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации).

4. Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с Порядком, используются в целях:

1) контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты;

2) оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законодательством случаях, контроля и управления профессиональным риском, которые предполагают проведение анализа и оценки состояния здоровья работника в причинно-следственной связи с условиями труда, информирование о риске субъектов трудового права, контроль динамики показателей риска, а также проведение мероприятий по снижению вероятности повреждения здоровья работников;

Читайте так же:  Приказ на ревизию склада образец

3) предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;

4) предоставления работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, бесплатной сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, а также смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами;

5) подготовки статистической отчетности об условиях труда;

6) последующего подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

7) подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников, а также внеочередных медицинских осмотров (обследований);

8) расчета скидок и надбавок к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

9) решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, о диагнозе профессионального заболевания;

10) обоснования принимаемых в установленном порядке решений о применении административного наказания в виде административного приостановления деятельности организаций, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственного оборудования, участков;

11) рассмотрения вопроса о приостановлении эксплуатации зданий или сооружений, машин и оборудования, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг вследствие непосредственной угрозы жизни или здоровью работников;

12) рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников и расследованием произошедших с ними несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

13) принятия мер по надлежащему санитарно-бытовому и профилактическому обеспечению работников организации;

14) обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников;

15) включения в трудовой договор характеристики условий труда и компенсаций работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях труда;

16) обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях, в т. ч. за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

17) создания банка данных существующих условий труда на уровне организации, муниципального образования, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и на федеральном уровне;

18) проведения мероприятий по осуществлению федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

19. применения предусмотренных законодательством мер ответственности к лицам, виновным в нарушениях законодательства об охране труда.

5. Сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет.

6. Обязательной повторной аттестации рабочих мест по условиям труда (переаттестации) подлежат рабочие места:

• после замены производственного оборудования;

• изменения технологического процесса, средств коллективной защиты и др.;

• при выявлении нарушений, установленного Порядка, по требованию должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на проведение государственной экспертизы условий труда.

Результаты повторной аттестации рабочих мест по условиям труда (переаттестации) оформляются соответствующими протоколами, при этом заполняется новая карта аттестации рабочего места по условиям труда или вносятся изменения в карту аттестации рабочего места по условиям труда, оформленную ранее.

7. Вновь организованные рабочие места аттестуются после ввода их в эксплуатацию.

8. Документы аттестации рабочих мест по условиям труда рекомендуется хранить в организации в течение 45 лет.

II . Подготовка к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда

9. Для организации и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации издается приказ, в соответствии с которым создается аттестационная комиссия, определяется ее состав и, при необходимости, состав аттестационных комиссий в структурных подразделениях организации, утверждается председатель аттестационной комиссии, а также определяются сроки и графики проведения работ по аттестации рабочих мест по условиям труда.

10. Аттестационная комиссия создается организацией, в которой проводится аттестация рабочих мест по условиям труда, и Аттестующей организацией на паритетной основе в целях координации, методического руководства и контроля за проведением работы по аттестации рабочих мест по условиям труда.

Аттестационная комиссия формируется, как правило, из специалистов, прошедших подготовку по общим вопросам аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях, уполномоченных на этот вид обучения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

В состав аттестационной комиссии организации рекомендуется включать руководителей структурных подразделений организации, юристов, специалистов служб охраны труда, специалистов по кадрам, специалистов по труду и заработной плате, представителей лабораторных подразделений, главных специалистов, медицинских работников, представителей профсоюзных организаций или других уполномоченных работниками представительных органов, представителей комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива, представителей Аттестующей организации.

11. Аттестационная комиссия организации, в которой проводится аттестация рабочих мест по условиям труда:

1) осуществляет методическое руководство и контроль за проведением работы по аттестации рабочих мест по условиям труда на всех ее этапах;

2) формирует необходимые для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда нормативные правовые и локальные нормативные акты, организационно-распорядительные и методические документы и организует их изучение;

3) составляет полный перечень рабочих мест организации согласно приложению 1 к Порядку с выделением аналогичных рабочих мест и указанием оцениваемых условий труда, исходя из характеристик технологического процесса, состава производственного оборудования, применяемых сырья и материалов, результатов ранее проводившихся измерений показателей вредных и (или) опасных производственных факторов, жалоб работников на условия труда;

4) готовит предложения по приведению наименования профессий и должностей работников организации в соответствие с требованиями законодательства, если для этих профессий и должностей предусмотрено предоставление компенсаций работникам;

5) присваивает коды производствам, цехам, участкам для проведения автоматизированной обработки результатов аттестации рабочих мест по условиям труда. Каждому рабочему месту рекомендуется присваивать свой порядковый номер, в т. ч. и рабочим местам одного наименования;

6) составляет и подписывает карты аттестации рабочих мест по условиям труда;

7) организует ознакомление работников с результатами аттестации рабочих мест по условиям труда;

8) при наличии на рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов готовит предложения о внесении изменений и (или) дополнений в трудовой договор об обязательствах работодателя по обеспечению работника необходимыми средствами индивидуальной защиты, установлению соответствующего режима труда и отдыха, а также других установленных законодательством гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

9) по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда разрабатывает план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации, куда включаются, в том числе, мероприятия, требующие значительных материальных затрат. В плане мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации указываются источники финансирования мероприятий, сроки их исполнения, исполнители и устраняемые вредные и (или) опасные производственные факторы по конкретным рабочим местам. План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации подписывается председателем аттестационной комиссии и после согласования с комитетом (комиссией) по охране труда, профсоюзным или иным уполномоченным работниками представительным органом утверждается работодателем и включается в коллективный договор;

10) вносит предложения о готовности к сертификации организации работ по охране труда.

12. Оценка вредных и (или) опасных производственных факторов на предполагаемых аналогичных и аналогичных рабочих местах производится на основании данных, полученных при аттестации 20 % таких рабочих мест по условиям труда от общего числа рабочих мест (но не менее двух). При выявлении хотя бы одного рабочего места, не подпадающего под признаки аналогичности определенных аттестационной комиссией аналогичных рабочих мест, оценке подвергаются 100 % этих рабочих мест. После этой оценки определяется новый перечень рабочих мест, основанный на результатах инструментальных измерений и оценок. Для аналогичных рабочих мест заполняется одна карта аттестации.

Условия труда и мероприятия по их улучшению, установленные хотя бы для одного рабочего места из числа 20 % аналогичных рабочих мест, соответствуют всем 100 % аналогичных рабочих мест.

В качестве аналогичных рабочих мест могут рассматриваться рабочие места, которые характеризуются совокупностью следующих признаков:

• профессии или должности одного наименования;

• выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы;

• использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;

• работа в одном или нескольких однотипных помещениях или на открытом воздухе;

• использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;

• как правило, одинаковое расположение объектов (производственное оборудование, транспортные средства и т. п.) на рабочем месте;

• одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени.

К предполагаемым аналогичным рабочим местам относятся рабочие места с вышеперечисленными признаками и предполагаемыми одинаковыми условиями труда.

13. При выполнении работ, не входящих в квалификационную характеристику конкретных профессий и должностей, но вмененных приказом работодателя или трудовым договором в обязанности работнику этой профессии и должности, оценке подвергаются все виды работ.

14. Аттестация нестационарных рабочих мест, то есть мест с территориально меняющимися рабочими зонами, где рабочей зоной считается часть рабочего места, оснащенная необходимыми средствами производства, в которой один или несколько работников выполняют сходную по характеру работу или операцию (слесари-сантехники, слесари-электрики, строительные рабочие и др.), проводится путем предварительного определения типичных технологических операций с относительно стабильным набором и величиной вредных и (или) опасных производственных факторов и последующей оценки этих операций. Время выполнения каждой операции определяется экспертным путем (на основании локальных нормативных актов).

III . Гигиеническая оценка условий труда

15. При аттестации рабочих мест по условиям труда оценке подлежат все имеющиеся на рабочем месте вредные и (или) опасные производственные факторы (физические, химические и биологические факторы), тяжесть и (или) напряженность. Уровни вредных и (или) опасных производственных факторов определяются на основе инструментальных измерений (далее — измерения) при ведении производственных процессов в соответствии с технологической документацией при исправных и эффективно действующих средствах коллективной защиты. При этом используются методы контроля, предусмотренные действующими нормативными актами.

16. При проведении измерений физических, химических, биологических факторов, тяжести и напряженности трудового процесса необходимо использовать средства измерений, прошедшие государственную поверку в установленные сроки.

17. Оценка факторов производственной среды и трудового процесса основана на гигиенической классификации условий труда.

18. Измерения и оценка производственной среды и трудового процесса оформляются протоколами.

В каждом случае протоколы должны содержать следующие данные:

1) идентификационный номер протокола (числовой и буквенный);

2) наименование организации, его адрес;

3) наименование подразделения организации, рабочего места;

4) дата проведения измерений;

5) наименование организации (или ее подразделения), привлеченной к выполнению инструментальных измерений, сведения об ее аккредитации;

6) наименование измеряемого фактора;

7) сведения о применяемых средствах измерений (наименование прибора, инструмента, заводской номер, срок действия свидетельства о поверке и номер свидетельства о поверке);

8) метод проведения измерений и оценок с указанием идентификационного номера и наименования нормативного документа, на основании которого проводятся измерения и оценка;

9) место проведения измерений (с приложением, при необходимости, эскиза помещения, с указанием размещения оборудования и нанесением на нем точки (ек) замеров (отбора проб);

10) нормативное и фактическое значение измеряемого фактора и, при необходимости, время его воздействия (приложение 1 к Порядку);

11) сведения о нормативной документации, регламентирующей предельно допустимые концентрации (далее — ПДК), предельно допустимые уровни (далее — ПДУ), нормативные уровни измеряемого фактора;

12) класс вредности и опасности по данному фактору;

13) должность, фамилия, инициалы и подпись специалиста, проводившего измерения;

14) должность, фамилия, инициалы и подпись представителя организации, где проводились инструментальные измерения;

15) должность, фамилия, инициалы и подпись ответственного лица Аттестующей организации, печать Аттестующей организации (в случае ее привлечения).

19. По каждому фактору на отдельное рабочее место оформляются протоколы измерений и оценок, являющиеся неотъемлемой частью Карты аттестации рабочего места по условиям труда (далее — Карта), образец формы которой предусмотрен приложением 2 к Порядку, а Рекомендации по заполнению карты аттестации рабочего места по условиям труда — приложением 3 к Порядку. При этом в правом верхнем углу протоколов делается надпись «к строке 030 «.

Допускается оформление результатов измерений и оценок по одному конкретному фактору в одном сводном протоколе для группы рабочих мест.

В этом случае в Карте дополнительно заполняется таблица фактического состояния условий труда.

20. В случаях проведения работ в условиях чрезвычайных ситуаций (спасательные работы, тушение пожаров и т. д.) измерения и оценки условий труда не проводятся.

Измерения и оценка условий труда не проводятся в тех случаях, когда это противопоказано из соображений безопасности для основной работы или работы специалистов, производящих замеры.

IV . Оценка травмобезопасности рабочих мест

21. Оценка травмобезопасности рабочих мест проводится на соответствие их требованиям безопасности труда, исключающим травмирование работников в условиях, установленных нормативными правовыми актами по охране труда.

• приспособления и инструменты;

• обеспеченность средствами обучения и инструктажа. Указанные объекты оцениваются на соответствие требованиям нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.

Читайте так же:  Полномочия об объявлении войны

23. Перед оценкой травмобезопасности рабочих мест проверяется наличие, правильность ведения документации и соблюдение требований нормативных документов в части обеспечения безопасности труда в соответствии с технологическим процессом.

24. Относящимися к травмобезопасности являются требования к:

• защите от механических воздействий;

• защите от воздействия электрического тока;

• защите от воздействия повышенных или пониженных температур;

• защите от воздействия активных химических и ядовитых веществ.

25. Независимо от года выпуска и отраслевой принадлежности применяемых на рабочем месте производственного оборудования, приспособлений и инструментов оценка их травмобезопасности проводится на соответствие следующим требованиям:

1) наличие средств защиты работников от воздействия движущихся частей производственного оборудования, приспособлений и инструментов, являющихся источником опасности, а также разлетающихся предметов, деталей и т. п.;

2) устройство ограждений трубопроводов, гидро-, паро-, пневмосистем, предохранительных клапанов, электросиловых кабелей и других элементов, повреждение которых может вызвать опасность;

3) наличие устройств (ручек) для перемещения частей производственного оборудования, приспособлений и инструментов вручную при ремонтных и монтажных работах;

4) исключение опасности, вызванной разбрызгиванием обрабатываемых и (или) используемых при эксплуатации производственного оборудования материалов и веществ в рабочей зоне, падением или выбрасыванием предметов (например, инструмента, заготовок);

5) исключение опасности, вызванной разрушением конструкций, элементов зданий, обрушением пород и других элементов в карьерах, шахтах и т. п.;

6) наличие и соответствие нормативным требованиям сигнальной окраски и знаков безопасности;

7) наличие в конструкции ограждений, фиксаторов, блокировок, элементов, обеспечивающих прочность и жесткость герметизирующих элементов;

8) обеспечение функционирования средств защиты в течение действия соответствующего вредного и (или) опасного производственного фактора;

9) наличие на пульте управления сигнализаторов нарушения нормального функционирования производственного оборудования, приспособлений и инструментов, а также средств аварийной остановки;

10) исключение возникновения опасных ситуаций при полном или частичном прекращении энергоснабжения и последующем его восстановлении, а также при повреждении цепи управления энергоснабжением (самопроизвольного пуска при восстановлении энергоснабжения, невыполнение уже выданной команды на остановку);

11) исключение падения и выбрасывания подвижных частей производственного оборудования и закрепленных на нем предметов;

12) осуществление защиты электрооборудования, электропроводки (в т. ч, заземления) от механических воздействий, грызунов и насекомых, проникновения растворителей, выполнение соединений проводов и кабелей в соединительных коробках, внутри корпусов электротехнических изделий, аппаратов, машин;

13) исключение контакта горячих частей производственного оборудования с открытыми частями кожных покровов работников, с пожаро-взрывоопасными веществами, если контакт может явиться причиной ожога, пожара или взрыва;

14) соответствие размеров проходов и проездов производственного оборудования нормативным требованиям;

15) соответствующее расположение и исполнение средств управления (в т.ч. средств аварийной остановки) для транспортных средств;

16) безопасность трасс транспортных средств, оснащение их средствами защиты и знаками безопасности;

17) наличие инструкций по охране труда и соответствие их нормативным документам, а в необходимых случаях наличие удостоверений о прохождении специального обучения по охране труда и проверке знаний требований нормативных правовых актов по охране труда;

18) наличие и соответствие требованиям охраны труда производственного оборудования, инструмента и приспособлений.

26. Кроме требований безопасности к производственному оборудованию, приспособлениям, инструментам, средствам обучения и инструктажа, должны быть приняты во внимание специальные для конкретных видов рабочих мест требования к территории, к элементам зданий и сооружений. Например, особые требования при следовании на место выполнения работ, к устройству противоскользящих покрытий пола, к облицовке стен, укреплению сводов в шахтах, устройству и расположению аварийных выходов в тепловых пунктах и т. п. Указанные требования безопасности включаются, как правило, в комплекс требований безопасности к производственному оборудованию.

27. При оценке средств обучения и инструктажа проверяется наличие документов (удостоверений, свидетельств), подтверждающих прохождение необходимого обучения, инструкций по безопасности и по охране труда, составленных с учетом нормативных требований к их структуре и содержанию.

28. При проведении оценки травмобезопасности рабочих мест проверяется наличие, правильность ведения и соблюдение требований эксплуатационных документов на производственное оборудование (паспортов, инструкций по эксплуатации и т. п.) в части обеспечения безопасности труда.

29. Оценка травмобезопасности рабочих мест проводится путем сопоставления фактического состояния объектов оценки (производственного оборудования, приспособлений и инструмента, а также обеспечения средствами обучения и инструктажа) с требованиями нормативных правовых актов, эксплуатационных и технологических документов, предусматривающих обеспечение на рабочих местах безопасных условий труда, то есть условий труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.

При оценке травмобезопасности пробные пуски и остановки производственного оборудования проводятся лицами, ответственными за его эксплуатацию, с соблюдением требований безопасности.

30. Оценка травмобезопасности рабочих мест, имеющих объекты, контролируемые федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение государственного надзора и контроля в установленной сфере деятельности, проводится в соответствии с требованиями пп. 22 — 30 Порядка. В протоколах оценки травмобезопасности рабочих мест следует дополнительно указывать наличие необходимых разрешений на пуск производственного оборудования в эксплуатацию и (или) его отдельных составных частей, прохождение технических освидетельствований и т. п.

31. Оценка условий труда по фактору травмобезопасности проводится по трем уровням (классам):

1 — оптимальный (на рабочем месте не выявлено ни одного нарушения требований охраны труда, отобранных для оценки травмобезопасности в соответствии с разделом IV Порядка; не производятся работы, связанные с ремонтом производственного оборудования, зданий и сооружений, работы повышенной опасности и другие работы, требующие специального обучения по охране труда);

2 — допустимый (на рабочем месте не выявлено ни одного нарушения требований охраны труда, отобранных для оценки травмобезопасности в соответствии с разделом IV настоящего Порядка; производятся работы, связанные с ремонтом производственного оборудования, зданий и сооружений, работы повышенной опасности и другие работы, требующие специального обучения по охране труда; эксплуатация производственного оборудования с превышенным сроком службы (выработанным ресурсом), если это не запрещено специальными требованиями безопасности на это оборудование; выявлены повреждения и (или) неисправности средств защиты, не снижающие их защитных функций);

3 — опасный (на рабочем месте выявлено одно и более нарушение требований охраны труда, отобранных для оценки травмобезопасности в соответствии с разделом IV Порядка).

32. Оценка травмобезопасности рабочего места оформляется протоколом, форма которого предусмотрена приложением 4 к Порядку. В протоколе оценки травмобезопасности рабочих мест (далее — Протокол) приводятся сведения о рабочем месте, дата проведения оценки, таблица с результатами оценки, в которой указывается:

• в графе 1 — номер рабочего места;

• в графе 2 «Требования нормативных правовых актов по охране труда к травмобезопасности рабочего места» допускается указывать лишь номера пунктов проверяемых требований применяемых нормативных правовых актов по охране труда;

• в графе 3 «Фактическое состояние объектов оценки травмобезопасности на рабочем месте» — описание фактического состояния объекта оценки травмобезопасности на рабочем месте по соответствующему требованию применяемого нормативного правового акта по охране труда (указываются установленные ограждения, блокировки, знаки безопасности и другие устройства и приспособления, обеспечивающие охрану труда на рабочем месте);

• в графе 4 «Оценка соответствия травмобезопасности рабочего места нормативным правовым актам по охране труда» — краткая оценка соответствия фактического состояния объекта оценки травмобезопасности рабочего места требованиям нормативных правовых актов по охране труда;

• в графе 5 «Необходимые мероприятия» — мероприятия по обеспечению соответствия фактического состояния объектов оценки травмобезопасности рабочих мест нормативным требованиям охраны труда.

33. На рабочих местах, где отсутствуют объекты оценки травмобезопасности рабочих мест, протокол не составляется.

34. По результатам оценки травмобезопасности рабочего места в протоколе приводятся краткие выводы, в которых либо констатируется полное соответствие рабочего места требованиям охраны труда, либо указывается, каким пунктам нормативных правовых актов по охране труда не соответствует оцениваемое рабочее место, устанавливается уровень условий труда по фактору травмобезопасности. Протокол подписывается специалистами, проводившими оценку, представителем организации, в которой проводилась оценка травмобезопасности рабочих мест. В случае привлечения Аттестующей организации протокол подписывается ответственным лицом этой организации и заверяется ее печа­тью. Результаты оценки травмобезопасности рабочего места с указанием уровня (класса) условий труда по травмобезопасности вносятся в Карту (приложение 2 к Порядку).

V . Оценка обеспеченности работников СИЗ

35. Оценка обеспеченности работников СИЗ осуществляется посредством сопоставления фактически выданных средств с нормами бесплатной выдачи рабочим и служащим сертифицированной специальной одежды, специальной обуви, а также смывающих и обезвреживающих средств и правилами, утвержденными в установленном порядке, а также путем проверки соблюдения правил обеспечения СИЗ (наличие личной карточки учета, заполненной в установленном порядке).

36. При оценке обеспеченности работников СИЗ одновременно производится оценка соответствия выданных СИЗ фактическому состоянию условий труда на рабочем месте и проверка наличия сертификата соответствия СИЗ при условии включения СИЗ в Номенклатуру продукции и услуг (работ), подлежащих обязательной сертификации, и номенклатуру продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, утв. постановлением Госстандарта России от 30.07.02 № 64 (по заключению Минюста России данный документ в государственной регистрации не нуждается — письмо Минюста России от 30.09.02 № 07/8285 — ЮД).

Оценку обеспеченности работников СИЗ следует проводить при наличии результатов гигиенической оценки условий труда и факторов травмобезопасности рабочего места. Оценка соответствия выданных СИЗ фактическому состоянию условий труда производится путем сравнения параметров условий труда с маркировкой СИЗ, предусмотренной требованиями их классификации по защитным свойствам.

37. Оценка обеспеченности работников СИЗ на рабочем месте оформляется протоколом согласно приложению 5 к Порядку, за исключением случаев, когда выдача средств индивидуальной защиты не предусмотрена нормами и не требуется по фактическому состоянию условий труда.

38. Рабочее место считается соответствующим требованиям обеспеченности работников СИЗ при условии соблюдения требований пп. 36, 37 Порядка. При наличии одного и более несоответствий рабочее место считается не соответствующим требованиям обеспеченности работников СИЗ.

VI . Оценка фактического состояния условий труда на рабочих местах

39. Фактическое состояние условий труда на рабочем месте определяется на основании оценок:

• по классу и степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса;

• по классу условий труда по травмобезопасности;

• по обеспеченности работников СИЗ.

40. Гигиеническая оценка фактического состояния условий труда производится на основе сопоставления результатов измерений факторов производственной среды и трудового процесса с установленными для них гигиеническими нормативами. На базе таких сопоставлений и на основе действующей классификации условий труда определяется класс условий труда и степени вредности и (или) опасности как для каждого вредного и (или) опасного производственного фактора, так и для рабочего места в целом.

Оценка травмобезопасности и обеспеченности СИЗ проводится в соответствии с разделами IV и V Порядка.

41. При соответствии фактических значений факторов производственной среды и трудового процесса гигиеническим нормативам, а также при выполнении требований травмобезопасности рабочего места и обеспеченности работников СИЗ считается, что условия труда на рабочем месте отвечают гигиеническим требованиям и требованиям безопасности. Рабочее место признается аттестованным соответственно с классом 1 или 2 с оценкой «соответствует требованиям обеспеченности СИЗ».

42. В случаях, когда на рабочем месте фактические значения вредных и (или) опасных производственных факторов не соответствуют существующим нормам и (или) требованиям по травмобезопасности и (или) обеспеченности работников СИЗ признается аттестованным:

• по вредности и опасности факторов производственной среды и трудового процесса с классами 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 4;

• по травмобезопасности с классом 3;

• по обеспеченности СИЗ с оценкой «не соответствует требованиям обеспеченности СИЗ».

43. Проведение работ в условиях чрезвычайных ситуаций (спасательные работы, тушение пожаров и т. д.) классифицируется по вредности и (или) опасности производственных факторов по классу 4, по травмобезопасности — по классу 3.

44. При отнесении условий труда на рабочем месте к классу 4 (опасному) в организации незамедлительно разрабатывается комплекс мер, направленных на снижение уровня воздействия опасных факторов производственной среды и трудового процесса либо на уменьшение времени их воздействия.

VII . Оформление результатов аттестации рабочих мест по условиям труда

45. Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда оформляются в виде пакета документов, содержащего:

1) приказ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда и привлечении к этой работе Аттестующей организации (при необходимости);

2) перечень рабочих мест организации, подлежащих аттестации рабочих мест по условиям труда, с выделением аналогичных рабочих мест и указанием оцениваемых факторов условий труда согласно приложению 1 к Порядку;

3) копии документов на право проведения измерений и оценок условий труда Аттестующей организацией (в случае ее привлечения);

4) карты аттестации рабочих мест по условиям труда согласно приложению 2 к Порядку с протоколами измерений и оценок условий труда;

5) ведомости рабочих мест (РМ) подразделений и результатов их аттестации рабочих мест по условиям труда и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда согласно приложениям 6 и 7 к Порядку;

6) план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации согласно приложению 8 к Порядку;

7) протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда согласно приложению 9 к Порядку;

8) приказ о завершении аттестации рабочих мест и утверждении ее результатов.

46. После проведения аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель направляет:

• перечень рабочих мест (приложение 1);

• ведомости рабочих мест подразделений организации и результатов их аттестации по условиям труда (приложение 6);

• сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда (приложение 7), включая информацию согласно приложению 10 к настоящему Порядку, в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации (территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права).

ПЕРЕЧЕНЬ РАБОЧИХ МЕСТ,
подлежащих аттестации по условиям труда