Приказ 297 1997 года

Оглавление:

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
28 июля 1999 г.
N 297
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ГРАЖДАНАМ ПОЖИЛОГО И СТАРЧЕСКОГО ВОЗРАСТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В настоящее время в Российской Федерации, как и в большинстве экономически развитых стран, сложилась ситуация, характеризующаяся увеличением в составе населения абсолютной численности и доли лиц пожилого и старческого возраста.

Численность лиц пенсионного возраста составляет более 30 млн. человек или пятую часть всего населения Российской Федерации, при этом 3.2 млн. человек — в возрасте 80 лет и старше. Процесс постарения населениях особенно выражен в европейской части России (Волго-Вятский, Северо-Западный, Центральный, Центрально-Черноземный районы), где доля лиц старше трудоспособного возраста превышает 23%.

Это приводит к нарастанию социально-экономических и медицинских проблем и требует проведения структурных преобразований в здравоохранении, направленных на увеличение объемов и доступности медицинской и медико-социальной помощи пожилым.

Население старших возрастов страдает множественными тяжелыми хроническими заболеваниями, протекающими на фоне сниженных компенсаторных возможностей. Уровень заболеваемости у пожилых (60-74 года) почти в 2 раза выше, а у лиц старческого возраста (75 лет и старше) — в 6 раз выше, чем у лиц молодого возраста.

Указанные группы населения используют значительные ресурсы здравоохранения, однако потребность в получении ими квалифицированной медицинской помощи на догоспитальном и стационарном этапах удовлетворяется не в полной мере.

По данным научных исследований, потребность в амбулаторно-поликлинической помощи у пожилых в 2-4 раза выше чем у лиц трудоспособного возраста, в то время как реальные показатели обращаемости за медицинской помощью на догоспитальном этапе граждан старших возрастных групп лишь в 1,5 раза превышают аналогичные данные для трудоспособного населения.

Уровень госпитализации в старших возрастных группах составляет около 165 случаев на 1000 человек, что также несколько ниже расчетной потребности.

Потребность в госпитализации по отдельным видам специализированной медицинской помощи (кардиология, эндокринология, пульмонология, урология, офтальмология, неврология, психиатрия и другим) для лиц старших возрастов в 1,5-3 раза превышает аналогичные показатели для трудоспособного населения. Необходимость в медико-социальной стационарной помощи по расчетам составляет 49 случаев госпитализации на 1000 лиц старше трудоспособного возраста.

При планировании сети больничных учреждений для лечения указанного контингента также необходимо учитывать, что длительность пребывания на больничной койке у лиц пожилого и престарелого возрастов выше.

Однако, существующая система организации оказания медицинской помощи практически не учитывает указанных особенностей, что требует осуществления целенаправленных мер по созданию системы гериатрической помощи, повышению уровня знаний по гериатрии врачей общей лечебной сети и проведению научно-исследовательских работ в области геронтологии и гериатрии, в том числе и по вопросам профилактики преждевременного старения населения.

Организация медико-социальной помощи требует более тесного взаимодействия органов и учреждений здравоохранения и социальной защиты населения, в ряде случаев совместного решения поставленных задач на основе интеграции финансовых и других ресурсов.

С целью повышения объемов и качества оказания медицинской и медико-социальной помощи лицам пожилого и престарелого возрастов, профилактики преждевременного старения, а также интенсификации научных исследований в области геронтологии, приказываю:

1. Внести дополнения и изменения в номенклатуру учреждений здравоохранения, утвержденную приказом Минздрава России от 09.04.98 N 110 «Об утверждении номенклатуры учреждений здравоохранения» (Приложение 1) .

Письмом Министерства юстиции Российской Федерации от 01.06.98 N 3614-ВЭ приказ Минздрава России от 09.04.98 N 110 «Об утверждении номенклатуры учреждений здравоохранения» признан не нуждающимся в государственной регистрации как не содержащий правовых норм.

2. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:

2.1. Организовать гериатрические центры и обеспечить их деятельность согласно положению (Приложение 2).

При наличии необходимого материально-технического, финансового и кадрового потенциала, возложить функции гериатрических центров на существующие многопрофильные гериатрические больницы или госпитали ветеранов войн.

2.2. При проведении реструктуризации коечного фонда принять меры к созданию сети гериатрических больниц и отделений, учреждений медико-социальной помощи (хосписов, домов и отделений сестринского ухода) в соответствии с потребностью. Обеспечить деятельность гериатрических больниц и отделений согласно положению (Приложение 3).

2.3. Утвердить в установленном порядке правила направления на консультацию в гериатрические центры и госпитализации в указанные учреждения, гериатрические больницы (отделения), а также больницы (дома) и отделения сестринского ухода.

2.4. Организовать в амбулаторно-поликлинических учреждениях отделения медико-социальной помощи для проведения больным старших возрастных групп и инвалидам лечебно-реабилитационных мероприятий, в том числе на дому, в соответствии с положением (Приложение 4).

2.5. Рассмотреть совместно с территориальными органами социальной защиты населения возможность долевого участия в финансировании гериатрических, медико-социальных больниц (отделений) и медико-социальных отделений поликлиник.

При необходимости внести соответствующие предложения в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

2.6. С учетом потребности и предполагаемого развития сети гериатрических и медико-социальных учреждений (подразделений) принять меры по подготовке и повышению квалификации врачей и среднего медицинского персонала по гериатрии, а также по повышению уровня знаний врачей общей лечебной сети по актуальным вопросам гериатрии.

2.7. Обеспечить направление на повышение квалификации по специальности «гериатрия»:

— врачей, работающих в лечебно-профилактических учреждениях (отделениях), реорганизуемых в гериатрические центры, больницы и отделения, а также в госпитали ветеранов войн и отделения медико-социальной помощи, — на циклы продолжительностью более 100 часов очной части;

— врачей, приступивших к исполнению трудовой деятельности в лечебно-профилактических учреждениях (отделениях) гериатрического профиля до 1 января 1995 г. и имеющих непрерывный стаж работы в вышеперечисленных учреждениях (отделениях) не менее пяти лет, — на циклы продолжительностью менее 100 часов очной части.

2.8. Утвердить должности и назначить внештатных главных специалистов-гериатров (геронтологов).

3. Руководителям государственных медицинских образовательных учреждений обеспечить последипломную подготовку по гериатрии врачей, фельдшеров и медицинских сестер общей лечебной сети по заявкам органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации.

4. Научно-исследовательскому институту геронтологии Минздрава России:

4.1. Принять меры по формированию в течение 1999-2000 годов в структуре института научно-исследовательских и клинических подразделений по гериатрической кардиологии, гериатрической неврологии, гериатрической ортопедии и проблемам профилактики преждевременного старения.

4.2. Совместно с главным геронтологом Минздрава России обеспечить научно-методическое руководство по созданию и функционированию сети гериатрических учреждений (подразделений).

4.3. В рамках Межведомственного научного совета по геронтологии и гериатрии Российской академии медицинских наук и Минздрава России обеспечить координацию научных исследований по геронтологии и проблемам преждевременного старения.

5. Научно-производственному объединению «Медсоцэкономинформ» Минздрава России:

5.1. В течение 1999 года разработать и утвердить в установленном порядке дифференцированные расчетные нормативы обеспечения и стоимости стационарной специализированной медицинской и медико-социальной помощи населению трудоспособного и пенсионного возрастов.

5.2. При проведении мониторинга за ходом реформирования и развития здравоохранения в субъектах Российской Федерации, с 1999 года осуществлять анализ работы по формированию сети и организации деятельности гериатрических и медико-социальных учреждений и подразделений.

5.3. Ежегодно проводить выборочные социологические исследования среди населения старших возрастных групп по актуальным вопросам охраны здоровья и обеспечения качества жизни.

Информацию по результатам исследований представлять в Департамент организации медицинской помощи населению не позднее 25 декабря текущего года.

6. Департаменту организации медицинской помощи населению:

6.1. Оказывать методическую и практическую помощь органам управления здравоохранением субъектов Российской Федерации и учреждениям здравоохранения Российской Федерации по вопросам организации гериатрической и медико-социальной помощи.

6.2. Изучить опыт работы медико-социальных учреждений и подразделений и в IV квартале 1999 года направить соответствующее информационное письмо в органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации.

6.3. Изучить опыт внедрения стационарозамещающих технологий лечения больных пожилого и старческого возраста. По результатам подготовить и в I квартале 2000 года направить в органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации информационное письмо.

6.4. Совместно с кафедрой геронтологии и гериатрии Российской медицинской академии последипломного образования провести в III квартале 1999 г. на базе Ставропольского краевого госпиталя ветеранов войн (по согласованию) совещание-семинар для главных врачей гериатрических больниц и начальников госпиталей ветеранов войн по вопросам организации лекарственного обеспечения стационаров и льготных категорий граждан при амбулаторном лечении.

Читайте так же:  Топ серверов раст лицензия

7. Департаменту научно-исследовательских и образовательных медицинских учреждений:

7.1. В IY квартале 1999 года внести изменения и дополнения в учебные программы подготовки специалистов с высшим и средним медицинским образованием, включив в них в необходимом объеме вопросы геронтологии и гериатрии.

7.2. При пересмотре унифицированных программ повышения квалификации специалистов клинического профиля с высшим и средним медицинским образованием предусмотреть включение в них вопросов геронтологии и гериатрии, в необходимом объеме.

7.3. Создать временный творческий коллектив для подготовки в течение 1999-2000 годов учебных пособий по гериатрии для систем среднего специального, высшего и дополнительного медицинского образования.

7.4. Разработать совместно с главным геронтологом Минздрава России, Межведомственным научным советом по геронтологии и гериатрии Российской академии медицинских наук и Минздрава России, специалистами НИИ геронтологии Минздрава России, и других научно-исследовательских и образовательных медицинских учреждений и в IY квартале 1999 года утвердить в установленном порядке Программу научно-исследовательских работ по геронтологии на 2000-2003 годы.

7.5. Совместно с кафедрой геронтологии и гериатрии Российской медицинской академии последипломного образования провести во II квартале 2000 г. совещание-семинар для преподавателей высших медицинских образовательных учреждений по вопросам организации и методологии проведения базовой и последипломной подготовки по геронтологии и гериатрии.

8. Департаменту экономики, планирования и финансирования здравоохранения предусмотреть финансирование мероприятий, указанных в пункте 7 настоящего приказа, в пределах средств, выделяемых по разделу 06 «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу» бюджета Минздрава России на 1999-2000 г.

9. Управлению кадровой политики, Департаменту организации медицинской помощи населению при разработке квалификационных тестов для средних медицинских работников предусмотреть включение в них вопросов геронтологии и гериатрии.

10. Главному геронтологу Минздрава России Лазебнику Л.Б. в течение III квартала 1999 г. подготовить и представить в Департамент научно-исследовательских и образовательных медицинских учреждений обоснованные предложения по внесению необходимых изменений и дополнений в учебные программы подготовки специалистов с высшим и средним медицинским образованием, а также в унифицированные программы повышения квалификации таких специалистов клинического профиля по вопросам геронтологии и гериатрии.

11. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителей министра Вялкова А.И., Солодкого В.А., Стуколову Т.И. в соответствии с возложенными на них функциями.

Порядка 42 тысяч северян страдают сахарным диабетом

Архангельск. Специалисты отмечают, что эти цифры неуклонно растут – ежегодно более чем у тысячи жителей Архангельской области диагностируют диабет второго типа.

Диабет – это хроническая болезнь, результатом которой является гипергликемия, или повышенный уровень содержания сахара в крови, что со временем приводит к серьезному повреждению многих систем организма.

Астраханские медики продолжают рассказывать школьникам о .

Новости 2018-11-29 03:01:21

В 2018 году Дни онкологической безопасности охватили семь .

Новости 2018-11-29 03:01:12

Ситуация с вирусными заболеваниями несовершеннолетних в г. Саратове .

Новости 2018-11-29 03:01:03

При диабете типа 1 (ранее известном как инсулинозависимый, юношеский или детский), для которого характерна недостаточная выработка инсулина, необходимо ежедневное введение инсулина. Причина этого типа диабета неизвестна, поэтому в настоящее время его нельзя предотвратить.

Но большинство людей страдают от диабета типа 2, причиной которого становится лишний вес и физическая инертность. Заболевание развивается в результате неэффективного использования инсулина организмом. Диагностировать заболевание на ранних этапах можно с помощью тестирования крови на сахар.

Как отмечает эндокринолог Архангельского городского эндокринологического центра Ольга Суханова, главное оружие в борьбе с диабетом второго типа – здоровый образ жизни.

– Самые простые меры оказываются эффективными для профилактики или отсрочивания болезни, – поясняет врач. – Необходимо поддерживать здоровый вес тела, быть физически активным, придерживаться здорового питания, уменьшая потребление сахара и насыщенных жиров, и, конечно же, отказаться от вредных привычек.

Ежегодно в День борьбы с диабетом в Первой городской клинической больнице им. Е.Е. Волосевич проходит информационно-профилактическая акция, в рамках которой все желающие могут бесплатно и без очереди сдать кровь на сахар, оценить факторы риска развития диабета и получить консультацию эндокринолога. В этом году в акции приняли участие более ста человек, из них 10 – с уже установленным диагнозом, у 16 – впервые выявлены повышенные сахара. Им рекомендовано обратиться за консультацией эндокринолога в поликлинику или городской эндокринологический центр.

Завершилась акция мастер-классом по скандинавской ходьбе. Этот вид физической активности уже доказал свою эффективность в борьбе с диабетом второго типа.

Приказ Минздрава РФ от 07.10.1997 n 297 «О совершенствовании мероприятий по профилактике заболевания людей бешенством» (вместе с «Положением о Центре антирабической помощи в субъекте Российской Федерации», «Инструкцией о порядке работы лечебно-профилактических учреждений и центров государственного санитарного эпидемиологического надзора по профилактике заболевания людей бешенством»)

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 7 октября 1997 г. N 297
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ МЕРОПРИЯТИЙ
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ЛЮДЕЙ БЕШЕНСТВОМ
В связи с обострением в последние годы на территории Российской Федерации эпизоотологической обстановки по бешенству значительно возросла угроза распространения этой инфекции среди населения.
Количество случаев бешенства среди животных в последние два года увеличилось почти в два раза, число неблагополучных населенных пунктов достигло 1240, что на 44,5% больше, чем в 1995 году. Ситуация усугубляется ростом численности безнадзорных животных, повсеместным нарушением правил содержания домашних животных, неудовлетворительным проведением охото-хозяйственных мероприятий по регулированию численности диких животных в природных условиях. Наиболее стойкие природные очаги бешенства сохраняются в Центральном, Центрально-Черноземном, Северо-Кавказском, Поволжском, Уральском, Дальневосточном районах страны. В этих же районах регистрируются случаи заболевания людей этой инфекцией.
Число лиц, получивших повреждения от животных в 90 годы, по сравнению с 80-ми годами, увеличилось более чем в два раза. В 1996 году за медицинской помощью обратилось 439 тысяч человек, из них 34,5% дети в возрасте до 14 лет. Специфическое антирабическое лечение назначалось 47% пострадавших. Число лиц, самостоятельно прекративших курс антирабических прививок, возросло в 1996 году до 11,4% против 7% в 1990 году.
В Российской Федерации ежегодно регистрируется от 5 до 20 случаев бешенства среди людей. В 1996 году от бешенства погибло 8 человек, за 8 месяцев 1997 года — 8 человек (в Республике Башкортостан, Краснодарском крае, Астраханской, Московской, Курской, Орловской, Самарской областях). При это из 16 умерших от бешенства в 1996 и 1997 годах в 10 случаях возникновение заболеваний было связано с несвоевременным обращением пострадавших от укусов животных за медицинской помощью, в двух случаях — с отказом их от предлагаемой вакцинации, в двух случаях заболевания возникли по вине медицинских работников, которые при наличии показаний не назначили курс прививок.
Введение в 1993 году в практику здравоохранения концентрированной очищенной культуральной антирабической вакцины (КОКАВ) позволило сократить схему полного курса вакцинации до 6 инъекций и уменьшить разовую прививочную дозу до 1 мл. Однако, несмотря на рекомендации Минздрава России «О расширении использования культуральной очищенной концентрированной антирабической вакцины (КОКАВ) с антирабическим иммуноглобулином», в ряде территорий органами и учреждениями здравоохранения не принимаются меры по внедрению этой высокоэффективной вакцины.
В стране отсутствует производство антирабического иммуноглобулина, необходимого для сочетанного с вакциной применения при тяжелых травмах и повреждениях опасной локализации, полученных от животных.
На качестве антирабической помощи населению негативно сказывается отсутствие территориальных консультативно-методических центров по оказанию антирабической помощи, недостаточная подготовка врачей-травматологов и врачей-хирургов, непосредственно оказывающих антирабическую помощь, отсутствие настороженности в отношении этой инфекции, особенно среди медицинских работников в сельской местности. Низким остается уровень информационно-разъяснительной работы среди населения по проблеме бешенства. Все это приводит к тому, что значительное число лиц, пострадавших от животных, не придавая значения опасности этой инфекции, не обращается вовремя за медицинской помощью или самовольно прекращает назначенный курс специфического антирабического лечения.
Санитарно-противоэпидемиологическая комиссия Правительства Российской Федерации своим решением (протокол N 11 от 22.07.97) обратила внимание органов и учреждений здравоохранения и госсанэпидслужбы на необходимость совершенствования оказания антирабической помощи населению.
В целях улучшения качества оказания антирабической помощи и совершенствования мероприятий по профилактике заболевания людей бешенством приказываю:
1. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:
1.1. Организовать до 01.01.98 центры антирабической помощи на базе одного из лечебно-профилактических учреждений, имеющем в своем составе травматологический пункт или травматологическое отделение (Приложение 1).
1.2. Провести в IV квартале 1997 года, а в последующем ежегодно, семинары для медицинских работников по вопросам антирабической помощи населению и профилактики бешенства.
1.3. Обеспечить представление в Департамент госсанэпиднадзора Минздрава России копий историй болезни каждого случая бешенства.
2. Главным государственным санитарным врачам по субъектам Российской Федерации:
2.1. Совместно с главными государственными ветеринарными врачами в субъектах Российской Федерации внести до 01.01.98 в органы исполнительной власти планы неотложных мероприятий по борьбе с бешенством.
2.2. Проводить совместно с центром антирабической помощи анализ обращаемости, причин и обстоятельств укусов людей животными для подготовки предложений по усилению профилактических мероприятий.
3. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, Главным государственным санитарным врачам по субъектам Российской Федерации:
3.1. Обеспечить работу подведомственных учреждений в соответствии с инструкцией «О порядке работы лечебно-профилактических учреждений и центров госсанэпиднадзора по профилактике заболевания людей бешенством» (Приложение 2).
3.2. Организовать с 01.01.98 проведение обязательной профилактической иммунизации против бешенства лицам, профессиональная деятельность которых связана с риском заражения вирусом бешенства.
3.3. Обеспечить расширение применения концентрированной очищенной культуральной антирабической вакцины (КОКАВ) и сокращение применения культуральной антирабической вакцины.
3.4. Осуществлять строгий контроль за наличием антирабических препаратов и условиями их хранения в лечебно-профилактических учреждениях.
3.5. Активизировать информационно-разъяснительную работу среди населения, используя средства массовой информации и наглядной агитации.
4. Управлению организации медицинской помощи населению оказать необходимую помощь органам управления здравоохранением субъектов Российской Федерации в организации создания центров антирабической помощи и подготовке персонала.
5. Управлению обеспечения лекарственными средствами и медицинской техникой представить до 01.12.97 предложения по организации в 1998 году промышленного производства в Российской Федерации антирабических иммуноглобулинов.
6. Департаменту госсанэпиднадзора подготовить до 15.11.97 письмо руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о необходимости регулирования численности диких животных, принятия действенных мер по сокращению численности безнадзорных животных, соблюдения гражданами правил содержания домашних животных и организации специальных площадок для их выгула, строительству кремационных печей для утилизации трупов безнадзорных животных.
7. Приказ Министерства здравоохранения СССР от 05.06.75 N 540 «О профилактике заболеваний людей бешенством» считать не действующим на территории Российской Федерации.
8. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на первого заместителя министра здравоохранения Российской Федерации Онищенко Г.Г.
Министр
Т.Б.ДМИТРИЕВА

Читайте так же:  Садик заявление с работы

Приложение 1
Утверждено
Приказом Минздрава РФ
от 7 октября 1997 г. N 297
ПОЛОЖЕНИЕ
О ЦЕНТРЕ АНТИРАБИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В СУБЪЕКТЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Общие положения
1.1. Центр антирабической помощи (в дальнейшем именуемый «Центр») создается в каждом субъекте Российской Федерации на базе одного из лечебно-профилактических учреждений, имеющего в своем составе травматологический пункт или травматологическое отделение. Создание Центра оформляется приказом органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации.
1.2. Центр в своей деятельности руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, инструктивно-распорядительными документами Минздрава России, приказами и распоряжениями руководителя органа управления здравоохранением в субъекте Российской Федерации и главного врача лечебно-профилактического учреждения, на базе которого он организован, и настоящим Положением.
1.3. Повседневную работу Центра организует руководитель Центра, который несет ответственность за его деятельность и представляет его интересы в вышестоящих организациях.
1.4. Руководителем Центра назначается врач-травматолог (или врач-хирург), прошедший подготовку по организации и оказанию антирабической помощи, приказом главного врача лечебно-профилактического учреждения, на базе которого он организован.
1.5. Руководитель Центра назначается на должность и освобождается от должности в установленном законодательством порядке, подчиняется главному врачу лечебно-профилактического учреждения, на базе которого он организован, и Руководителю органа управления здравоохранением в субъекте Российской Федерации.
1.6. Штатное расписание и структура Центра определяется в установленном порядке главным врачом лечебно-профилактического учреждения, на базе которого он организован, по согласованию с руководителем органа управления здравоохранением в субъекте Российской Федерации.
1.7. Деятельность Центра осуществляется в тесном контакте с лечебно-профилактическими учреждениями, центрами госсанэпиднадзора, ветеринарной службой, обеспечивающими единство при оказании лечебной, консультативной и профилактической помощи.
1.8. Центр в своей деятельности подотчетен органу управления здравоохранением субъекта Российской Федерации и представляет в установленном порядке отчет о работе, информацию о состоянии заболеваемости, состоянии эпизоотолого-эпидемиологической обстановки.
1.9. Материально-техническое обеспечение Центра осуществляется органом управления здравоохранением субъекта Российской Федерации за счет финансовых средств, выделяемых лечебно-профилактическому учреждению, на базе которого он создан.
2. Основные задачи и функции Центра
2.1. Центр осуществляет координационную, организационно-методическую, консультативную и практическую помощь лечебно-профилактическим учреждениям в деятельности по оказанию медицинской помощи лицам, подвергшимся риску заражения вирусом бешенства и организации профилактических мероприятий.
2.2. Осуществляет прием и оказание медицинской помощи пострадавшим от укусов, оцарапания, ослюнения животными лицам, подвергшимся риску заражения вирусом бешенства.
2.3. Организует постоянно действующие семинары по подготовке и переподготовке специалистов лечебно-профилактических учреждений, ответственных за оказание антирабической помощи населению.
2.4. Осуществляет связь и взаимоинформацию с органами ветнадзора на всей обслуживаемой территории по вопросам эпизоотического состояния местности.
2.5. Осуществляет совместно с центром госсанэпиднадзора подготовку ежегодных информационных бюллетеней об эпизоотолого-эпидемиологической ситуации по бешенству и представляет их в Департамент госсанэпиднадзора Минздрава России.
2.6. Осуществляет постоянную консультативную связь с Институтом полиомиелита и вирусных энцефалитов им. М.П. Чумакова, Центральным НИИ эпидемиологии, Государственным НИИ стандартизации и контроля медицинских иммунобиологических препаратов им. Л.А. Тарасевича по вопросам оказания антирабической помощи населению и профилактики бешенства.
2.7. Организует и проводит санитарно-просветительную работу по профилактике бешенства среди населения и обеспечивает связь со средствами массовой информации.
3. Права Центра
3.1. Центр имеет право:
3.1.1. Получать необходимую информацию из лечебно-профилактических учреждений, центров госсанэпиднадзора, ветеринарной службы.
3.1.2. Привлекать, в необходимых случаях, для выполнения консультативных функций специалистов различного профиля, в том числе научно-исследовательских институтов.
3.1.3. Вносить в органы управления здравоохранением и другие организации предложения по вопросам улучшения и совершенствования антирабической деятельности.
Начальник Управления организации
медицинской помощи населению
Минздрава России
А.И.ВЯЛКОВ
Зам. Начальника Департамента
госсанэпиднадзора
Минздрава России
С.И.ИВАНОВ

Приложение 2
Утверждена
Приказом Минздрава РФ
от 7 октября 1997 г. N 297
ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ РАБОТЫ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ
И ЦЕНТРОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНОГО ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО
НАДЗОРА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ЛЮДЕЙ БЕШЕНСТВОМ
1. Первую медицинскую помощь лицам, обратившимся по поводу укусов, оцарапания, ослюнения любым животным, а также лицам, получившим повреждения кожных покровов и попадание инфицированного материала на слизистые оболочки при разделке и вскрытии туш животных, павших от бешенства, или при вскрытии трупов людей, умерших от гидрофобии, оказывают все лечебно-профилактические учреждения.
Курс лечебно-профилактической иммунизации против бешенства назначается немедленно при обращении (направлении) пострадавшего и проводится в травматологических пунктах (кабинетах), а при их отсутствии в хирургических кабинетах (или хирургических отделениях).
Руководители лечебно-профилактических учреждений, имеющих травматологические пункты (кабинеты), а при их отсутствии хирургические кабинеты (отделения), обеспечивают подготовку и переподготовку врачей-травматологов, врачей-хирургов по оказанию антирабической помощи; выделяют врачей-травматологов или врачей-хирургов, ответственных за организацию и оказание антирабической помощи, предусматривая в графиках их работы часы для осуществления указанных функций.
Центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора на основании полученных «Экстренных извещений об инфекционном заболевании, пищевом, остром профессиональном отравлении, необычной реакции на прививку» (учетная форма N 058/у), проводят эпидемиологическое расследование каждого случая обращения и осуществляют комплекс мероприятий по профилактике бешенства.
2. Лечебно-профилактические учреждения при обращении лиц, укушенных, оцарапанных, ослюненных любыми животными, а также лиц, получивших повреждения кожных покровов и попадание инфицированного материала на слизистые оболочки при разделке и вскрытии туш животных, павших от бешенства, или при вскрытии трупов людей, умерших от бешенства, обязаны:
2.1. Немедленно оказать первую медицинскую помощь пострадавшему:
— обильно промыть раны, царапины, ссадины, места ослюнения струей воды с мылом (или любым моющим средством), обработать края раны 70° спиртом или настойкой йода,

Приказ Минздрава РФ от 27 мая 1997 г. N 170 «О переходе органов и учреждений здравоохранения РФ на международную статистическую классификацию болезней и проблем, связанных со здоровьем Х пересмотра» (в ред. Приказа Минздрава России от 12 01 98 № 3)

Приказ Минздрава РФ от 27 мая 1997 г. N 170 «О переходе органов и учреждений здравоохранения РФ на международную статистическую классификацию болезней и проблем, связанных со здоровьем Х пересмотра» (в ред. Приказа Минздрава России от 12 01 98 № 3)

Статус: действующий (на 1 ноября 2009 г.)

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 27 мая 1997 года N 170

О переходе органов и учреждений здравоохранения
Российской Федерации на Международную
статистическую классификацию болезней
и проблем, связанных со здоровьем
X пересмотра
( с изменениями на 12 января 1998 года)

В целях реализации задач Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике статистическую систему и достижения статистической сопоставимости отечественной и зарубежной медицинской информации

1. Органам и учреждениям здравоохранения осуществить переход на МКБ-X — как единого международного нормативного документа для формирования системы учета и отчетности в здравоохранении — с 01.01.99 (пункт в редакции приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12 января 1998 года N 3).

2. В связи с подготовкой к введению МКБ-Х утвердить состав «Организационного комитета по подготовке к введению МКБ-Х в учреждениях здравоохранения» (приложение 1).

3. Введение МКБ-Х осуществлять в соответствии с «Планом основных мероприятий по переходу органов и учреждений здравоохранения Российской Федерации на МКБ-Х на 1997-1998 годы» (приложение 2).

4. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:

Читайте так же:  Штраф юр лицу за отсутствие осаго

4.1. Обеспечить подведомственные органы и учреждения здравоохранения МКБ-X в течение II-III кварталов 1998 года (пункт в редакции приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12 января 1998 года N 3);

4.2. Организовать обучение различных категорий специалистов, использующих МКБ-Х в здравоохранении;

4.3. Обеспечить введение в учреждениях здравоохранения МКБ-X с 01.01.99 (пункт в редакции приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12 января 1998 года N 3).

5. НПО «Медико-социальных исследований, экономики и информации» (Комаров Ю.М.), НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им.Н.А.Семашко РАМН (Щепин О.П.):

5.1. Организовать Центры по использованию МКБ-Х в здравоохранении по единой программе обучения (приложение 3) — для различных категорий специалистов и разработать и представить в Минздрав России положение о «Центре по использованию МКБ-Х в здравоохранении» — в срок до 1 июля;

5.2. Разработать методические материалы по использованию МКБ-Х в учреждениях здравоохранения;

5.3. Обеспечить обучение специалистов, подготовку и издание методических пособий и учебных материалов для различных категорий обучающихся.

6. Управлению учебных заведений:

6.1. На базе медицинских академий, институтов последипломного образования, факультетов усовершенствования врачей медицинских ВУЗов организовать проведение постоянных профессионально-ориентированных циклов по использованию МКБ-Х в здравоохранении для руководителей органов и учреждений здравоохранения; преподавателей кафедр социальной медицины (организации здравоохранения), клинических кафедр; специалистов Бюро медицинской статистики, организационно-методических отделов республиканских (областных, краевых, городских) больниц, патологоанатомов, судебно-медицинских экспертов и других специалистов;

6.2. Включить МКБ-Х в программу обучения студентов высших и средних медицинских учебных заведений.

7. Отделу медицинской статистики и информатики совместно с научно-исследовательскими институтами: Московским НИИ онкологии им.П.А.Герцена (Чиссов В.И.), Онкологическим научным Центром им.Н.Н.Блохина РАМН (Трапезников Н.Н.), НПО «Фтизиопульмонология» (Приймак А.А.), Центральным научно-исследовательским кожно-венерологическим институтом (Скрипкин Ю.К.), Государственным научным центром социальной и судебной психиатрии им.В.П.Сербского (Дмитриева Т.Б.), Государственным научно-исследовательским институтом наркологии (Егоров В.Ф.), Российским научно-исследовательским центром перинатологии, акушерства и гинекологии РАМН (Кулаков В.И.), НПО «Медико-социальных исследований, экономики и информации» (Комаров Ю.М.), НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им.Н.А.Семашко РАМН (Щепин О.П.):

7.1. Подготовить методические рекомендации для обеспечения сопоставимости статистических материалов по различным профилям, закодированным по МКБ-IX и МКБ-Х;

7.2. Подготовить и внести соответствующие изменения во все формы государственной и отраслевой статистической отчетности — в срок до декабря 1997 года;

7.3. Пересмотреть инструктивно-методические указания по составлению государственных и отраслевых статистических отчетов. Срок — до декабря 1997 года;

7.4. Провести инструктивное совещание с заведующими Бюро медицинской статистики и организационно-методическими отделами республиканских (областных, краевых, городских) больниц субъектов Российской Федерации по переходу органов и учреждений здравоохранения на МКБ-Х. Срок — октябрь 1997 года.

8. Отделу медицинской статистики и информатики Минздрава Российской Федерации разработать проект врачебного свидетельства о смерти, свидетельства о перинатальной смерти, фельдшерской справки о смерти и инструкции по заполнению и кодированию данных документов. Срок — до декабря 1997 года.

9. Главному вычислительному центру Министерства здравоохранения Российской Федерации (Бурмистров В.П.):

9.1. Переработать и передать новое программное обеспечение ведения баз данных систем «Медстат» и «Естественное движение населения» республиканским (областным, краевым) вычислительным центрам (отделам АСУ) в связи с переходом на МКБ-Х. Срок — декабрь 1997 года;

9.2. Осуществить перевод на магнитные носители МКБ-Х. Срок — до декабря 1997 года.

10. НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им.Н.А.Семашко РАМН (Щепин О.П.) — сотрудничающему с ВОЗ Центру по классификации болезней обеспечить перевод 3-го тома МКБ-Х (Алфавитный указатель) с английского на русский язык и передачу его в издательство «Медицина» во II квартале 1997 года.

11. Издательству «Медицина» (Сточик А.М.) обеспечить издание МКБ-X:

11.1. Для органов и учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации, а также министерств и ведомств, имеющих собственную медико-санитарную службу, — в пределах сделанных ими заявок.

11.2. Предусмотреть издание III (алфавитного) тома в 2 вариантах: полном, тиражом 2,5 тыс. экземпляров и, совместно с сотрудничающим с ВОЗ Центром (НИИ им. Н.А.Семашко), сокращенном — 25 тыс. экземпляров.
(Пункт 11 в редакции приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12 января 1998 года N 3)

12. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на Первого заместителя Министра Москвичева А.М.

Приложение 1
к приказу Министерства
здравоохранения
Российской Федерации
от 27.05.97 N 170

СОСТАВ
организационного комитета по подготовке к введению МКБ-Х в учреждениях здравоохранения

1. Москвичев А.М. — Первый заместитель
председатель Министра

2. Погорелова Э.И. — начальник Отдела
заместитель председателя медицинской статистики и
информатики

3. Овчаров В.К. — руководитель Центра ВОЗ,
заместитель председателя зам.директора НИИ
социальной гигиены,
экономики и управления
здравоохранением
им.Н.А.Семашко РАМН,
член-корр. РАМН, проф.

Члены комитета

1. Бурмистров В.П. — ГВЦ Минздрава России,
директор

2. Володин Н.Н. — начальник Управления
учебных заведений,
профессор, д.м.н.

3. Вялков А.И. — начальник Управления
организации медицинской
помощи населению, к.м.н.

4. Зайченко Н.М. — главный специалист Отдела
медицинской статистики
и информатики

5. Зелинская Д.И. — начальник Управления
охраны здоровья матери и
ребенка, к.м.н.

6. Комаров Ю.М. — НПО «Медсоцэкономинформ»,
генеральный директор,
профессор, д.м.н.

7. Невзоров В.П. — Российская медицинская
академия последипломного
образования, заведующий
кафедрой, д.м.н., к.т.н.

8. Секриеру Е.М. — НПО «Медсоцэкономинформ»,
зав. отделением, к.м.н.

9. Сточик А.М. — Издательство «Медицина»,
директор, член-корр.
РАМН, проф.

Начальник Отдела
медицинской статистики
и информатики Э.И.Погорелова

Приложение 2
к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27.05.97 N 170

ПЛАН
основных мероприятий по переходу органов и учреждений здравоохранения Российской Федерации на МКБ-Х на 1997-1998 годы

2. Обеспечение III-IV квартал Органы управления
учреждений и органов 1997 года здравоохранением
здравоохранения МКБ-Х субъектов Российской
Федерации,
Издательство
«Медицина»

3. Пересмотр и 1997 год Отдел медицинской
переработка государст- статистики и
венной и отраслевой информатики
статистической Минздрава России,
отчетности органов и НИИ
учреждений
здравоохранения

4. Пересмотр и издание 1997-1998 годы Минздрав России,
инструкций, методи- НИИ
ческих указаний, в
которых имеются ссылки
на МКБ

5. Подготовить в 1997 год Минздрав России
соответствии с МКБ-Х
проект форм врачебного
свидетельства о
смерти, фельдшерской
справки о смерти,
свидетельства о
перинатальной смерти

6. Разработка на 1997-1998 годы Минздрав России,
основе МКБ-IX и МКБ-Х НИИ социальной
вспомогательных гигиены, экономики
методических и управления
материалов — здравоохранением
сопоставительных им.Н.А.Семашко
таблиц РАМН

7. Пересмотр прог- 1997-1998 годы ГВЦ Минздрава России,
раммного обеспечения ВЦ (отделы АСУ)
для обработки органов и учреждений
материалов по здравоохранения
медицинской субъектов
статистике при Российской Федерации
переходе с МКБ-IX
на МКБ-Х

8. Подготовка и 1997-1998 годы
издание методичес-
ких пособий и
учебных материалов
для разных катего-
рий обучающихся:

8.1. инструктивно- Минздрав России,
методических материа- НПО «Медсоцэко-
лов по использованию номинформ»
МКБ-Х;

8.2. классификаций Минздрав России,
и методических Главные специалисты
пособий по
специальностям;

8.3. методических Минздрав России,
материалов по шифровке Главные специалисты
заболеваний и причин
смерти для специа-
листов органов и
учреждений
здравоохранения;

8.4. методических Минздрав России,
указаний по запол- Главные специалисты
нению врачебных
свидетельств о
смерти

9. Организация и 1997-1998 годы Минздрав России,
проведение профес- Российская
сионально-ориенти- медицинская академия
рованных циклов последипломного
на базе Российской образования,
медицинской академии органы управления
последипломного здравоохранением
образования субъектов
Российской Федерации

10. Предусмотреть 1997-1998 годы Минздрав России,
при проведении руководители органов
плановых совещаний управления
инструктивных здравоохранением
семинаров и конфе- субъектов
ренций обсуждение Российской Федерации
проблемы внедрения
МКБ-Х в практику
здравоохранения

11. Организация 1997-1998 годы Минздрав России,
выездных семинаров НПО «Медсоцэконом-
по использованию информ»,
МКБ-Х:

11.1. для субъектов НИИ социальной
Российской Федерации гигиены, экономики
и управления
11.2. для стран СНГ здравоохранением
им.Н.А.Семашко РАМН

Начальник Отдела
медицинской статистики
и информатики Э.И.Погорелова

Приложение 3
к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27.05.97 N 170

ПРОГРАММА
обучающего Центра по внедрению Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, Х пересмотра

1. Общая характеристика Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, Х пересмотра.

2. Роль и место МКБ-Х — как единого нормативного документа для формирования системы учета и отчетности в здравоохранении.

3. Регистрация данных о заболеваемости и смертности в статистической медицинской документации (приказы, указания, инструкции и информационные письма Минздрава России, другие документы).

4. Организация статистической службы в современных условиях и широкого внедрения МКБ-Х. Система учета и отчетности в органах и учреждениях здравоохранения (лекции, семинары, практические занятия, дискуссии).

5. Терминология, статистические группировки и табуляционные перечни для сопоставления статистических данных.

6. Статистика заболеваемости, включая статистику госпитализированных больных.

7. Основные правила кодирования и изучения данных о заболеваемости.

8. Медико-демографическая статистика.

9. Основные правила кодирования и изучения причин смерти.

10. Медико-статистическое обеспечение стандартов медицинской помощи.

11. МКБ-Х как инструмент контроля качества медицинской помощи.

Начальник Отдела
медицинской статистики
и информатики Э.И.Погорелова