Презентация требования фгос к выпускнику начальной школы

Современные требования к выпускнику детского сада

«ФГОС: современные требования к выпускнику детского сада».

Эпоха человеческого развития, именуемая «детством», считается наиболее сложным переходным периодом от дошкольного к школьному. Проблема преемственности между ступенями обучения всегда являлась одной из важнейших проблем в образовании. Поэтому невозможно не согласиться с мнением учёного, педагога-психолога Е.Е.Кравцовой:

«Если по каким-либо причинам развитие ребёнка на одном из этапов было неполноценным, он не освоил свойственной для этого перехода деятельности, не получил специфических черт личности, то на следующем этапе он будет испытывать серьёзные трудности, и его развитие будет идти искажённым путём».

Преемственность — объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития. Непрерывность образования понимается как обеспечение этой необходимой связи в процессе, как согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования. Таким образом, преемственность — это не только подготовка к новому, но и сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития. Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач.

На дошкольной ступени:

-приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;

-обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;

-развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;

-формирование знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой активности детей в различных видах деятельности;

-развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям, себе, включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).

На ступени начальной школы:

-становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

-формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;

-умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

-духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

-осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними, совершенствование достижений дошкольного развития, специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств;

-индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.

Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.

Сегодня главный вопрос : меняется ли понимание «готовности ребёнка к школе» в связи с принятием ФГОС в детском саду и в начальной школе, в чём специфика проблемы преемственности между дошкольным образованием и начальным звеном общего образования на современном этапе.

Именно с выходом ФГОС начального общего образования и ФГТ к основной общеобразовательной программе дошкольного образования положено начало к обеспечению преемственности двух звеньев системы образования.

ФГТ — это первый в истории российского образования документ, который на федеральном уровне определяет важные принципы, по которым необходимо фактически перестраивать образовательную работу в дошкольных учреждениях с учетом специфики обучения дошкольников.

ФГТ способствуют стандартизации содержания дошкольного образования. Они разъясняют, какой должна быть образовательная программа дошкольного учреждения, какое содержание реализовывать, чтобы дать каждому ребенку адекватный его возрасту уровень развития.

ФГТ определяют единство требований к выпускнику детского сада для педагогов дошкольного образования и для учителей начальной школы (следует подчеркнуть, что до принятия настоящего документа они сильно расходились).

Впервые создана реальная нормативная основа преемственности в системе дошкольное образование — начальная школа. Единые общетеоретические основания и принципы построения образовательной работы с детьми, согласованность и преемственность целей образования, выделение в качестве результатов освоения образовательной программы интегративных качеств являются основой для начала реализации на практике решения проблемы преемственности.

Анализ образовательных областей ФГТ и ФГОС начальной школы выявил содержательную преемственность, которую можно выразить следующим образом:

только через деятельность человек осваивает новый опыт, может самостоятельно обучаться, и наиболее успешно это происходит на основе тех видов деятельности, которыми он уже обладает. В детском саду ведущий вид деятельности игра — как моделирование отношений и событий реальной жизни, а в начальной школе происходит постепенный переход к учебной деятельности.

Портреты выпускника детского сада и выпускника начальной школы во многом схожи, но результаты обучения в начальной школе предполагают качественно новый уровень развития компетенций, сформированных в детском саду (вернее, предпосылок к развитию компетентностей). Требования к результатам освоения образовательных программ в ФГТ и ФГОС начальной школы во многом согласованы. Освоение образовательных областей в детском саду обеспечивает успех ребенка в предметных областях в начальной школе. Кроме того, предполагается, что 20% образовательной программы дошкольного образования формируется всеми участниками образовательного процесса исходя из потребностей детей и родителей. Такая же возможность утверждена стандартом для начальной школы. Еще один показатель преемственности — обеспечение равных стартовых возможностей для дальнейшего обучения всех детей. В стандарте прописаны также и требования к личностным и метапредметным результатам, основы которых заложены в модели выпускника детского сада. Как говорилось ранее , портрет выпускника детского сада по основным позициям совпадает с портретом выпускника начальной школы. Педагоги детского сада и школы формируют у детей одни и те же качества личности.

В связи с переходом начальной школы на новые стандарты образования, вопрос формирования универсальных учебных действий (УУД) приобретает особое значение.

Согласно ФГОС, УУД — совокупность способов действия, благодаря которым ребенок осваивает все компоненты учебной деятельности. Формирование универсальных учебных действий реализуется в рамках целостного образовательного процесса, и выступают как цель, результат и одновременно как средство специально организованной учебной деятельности детей, обеспечивает ребенку переход от совместной (под руководством педагога) учебной деятельности — к самостоятельной. В результате изучения всех предметов в начальной школе у выпускников должны быть сформированы все универсальные учебные действия как основа умения учиться. Всё это касается начального общего образования.

А как же обстоят дела на дошкольной ступени? Ведь в дошкольном возрасте нет универсальных учебных действий, формируются лишь их предпосылки.

У дошкольников личностный компонент универсальных учебных действий определяется, прежде всего, личностной готовностью ребенка к школьному обучению — степенью сформированности внутренней позиции школьника. Применительно к моменту поступления ребенка в школу можно выделить следующие предпосылки регулятивных универсальных учебных действий:

-умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

-умение сохранять заданную цель;

-умение находить ошибки и исправлять их;

-умение контролировать свою деятельность по результату;

-умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Предполагается, что при поступлении в школу ребенок достигает определенного уровня развития общения. В состав абсолютно необходимых для начала обучения ребенка в школе предпосылок входят следующие компоненты:

-потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;

-владение речевыми умениями, определенными вербальными и невербальными средствами общения;

-желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;

-ориентация на партнера по общению,

-умение слушать собеседника.

В проекте ФГОС ДО выделяется раздел «Требования к результатам освоения детьми основной образовательной программы дошкольного образования». Эти требования «представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования». Такие характеристики «являются необходимыми предпосылками для перехода на следующий уровень начального образования, успешной адаптации к условиям жизни в школе и требованиям учебного процесса».

Попробуем сопоставить интегративные качества выпускника детского сада и универсальные учебные действия, формируемые у обучающихся начальной школы.

Предпосылки УУД у детей

при поступлении в школу

на конец 1 класса

— умеет положительно относиться к себе, другим людям, обладает чувством собственного достоинства

— понимает предложения и оценки учителей, товарищей, родителей и других людей, умеет оценить себя по критериям, предложенным взрослыми

— положительно относится к школе

-умеет доброжелательно относиться к окружающим, отзывчив к переживаниям другого человека

— умеет уважать достоинство других

-умеет ориентироваться в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей

— умеет уважительно относиться к чужому мнению

— умеет понимать чувства других людей и сопереживать им

— умеет беречь свои вещи

— умеет бережно относиться к материальным ценностям

-уважает и принимает ценности семьи и общества

— любит свою Родину и свой край

-умеет взаимодействовать со сверстниками и взрослыми через участие в совместных играх и их организациях, способен вести переговоры, договариваться, учитывать интересы и чувства других, сдерживать свои эмоции в игре

— в обществе сверстников умеет выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности

— умеет взаимодействовать со сверстниками в совместной деятельности, договариваться, учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции

— умеет выбирать себе род занятий и партнёров

-умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам

— может поддержать разговор на интересную для него тему

-умеет обсуждать возникшие проблемы, правила

— может поддержать разговор на интересную тему

— умеет проявлять самостоятельность в разных видах детской деятельности

— умеет делать самооценку себе и своим действиям

-умеет проявлять самостоятельность в разных видах деятельности

— умеет делать самооценку себе и своим поступкам

— умеет открыто относиться к внешнему миру и чувствовать уверенность в своих силах

-умеет адаптироваться к некоторым сложным ситуациям

Важно отметить тот факт, что предпосылки УУД дошкольника находят свое развитие на начальной ступени образования, на это указывают данные таблицы: мотивация к школе, взаимоотношение со сверстниками, организаторские способности, коммуникативные навыки и взаимодействие с окружающим миром и др.

Таким образом, обобщая и сопоставляя требования к выпускнику детского сада в соответствии с ФГОС ДО и требования к результатам обучающихся начального общего образования в соответствии с ФГОС НШ, четко вырисовывается преемственная связь.

С целью обеспечения качественного дошкольного и начального общего образования, современные педагоги должны умело подойти к реализации ФГОС. Вместе с тем, нужно понимать, что введение в действие ФГОС ДО является сложным и многоплановым процессом. Все мы надеемся, что проблема преемственности как единой линии развития ребенка будет нами совместно решена (педагогами ДОУ и школ), а это значит, что наши дети полноценно проживут дошкольный период детства и приобретут ту самую равную стартовую площадку для успешного школьного обучения.

Читайте так же:  Договор купли продажи автомобиля налог

— С введением ФГОС для детского сада и ФГОС для начальной школы программы не должны противоречить друг другу. Подготовка к обучению не должна дублировать программу первого класса, иначе процесс обучения в школе перестанет быть познавательным и развивающим для учеников.

— Введение ФГОС в дошкольном образовании призвано определенным образом стандартизировать содержание дошкольного образования для обеспечения ребенку равного старта, который позволит ему успешно обучаться в школе.

— Характеристики развития дошкольника на этапе завершения дошкольного образования, заявленные в проекте ФГОС и формируемые в детском саду, соотносятся с УУД, прописанными в ФГОС начального общего образования.

— Для того, чтобы подготовить ребенка к школе, нет необходимости подменять специфические «дошкольные» виды деятельности «школьными», то есть заранее приучать ребенка к урочной системе, развивать навыки письма, чтения и счета, нарушая тем самым естественный ход его развития.

— Понимание понятия «Готовность к школе» остаётся прежним: это не только некое состояние дошкольника, но и усилия всех участников образовательного процесса: детского сада, семьи и начальной школы.

Журнал «Дошкольное воспитание» № 9/2013. Проект ФГОС ДО

Журнал «Воспитатель» № 9/2013. От модели выпускника ДОУ к модели выпускника НШ

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы » под ред. Н.Е. Вераксы

Учебно-методический материал по теме:
Требования к выпускнику начальной школы

Математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир

Предварительный просмотр:

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

В РЕЗУЛЬТАТЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

  • Название и основное содержание изученных литературных произведений; имена, отчества и фамилии их авторов;
  • (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);

называть, приводить примеры:

  • сказок народных и литературных;
  • стихов и рассказов из круга детского чтения;
  • жанры детской художественной литературы (сказка,
    рассказ, стихотворение, басня);
  • сказки народные и литературные;
  • словари и справочники;
  • элементы книги (обложка, титульный лист, иллюстрация, оглавление);
  • виды пересказа (подробный, краткий, выборочный);
  • читать осознанно, правильно, целыми словами.
  • выразительно читать наизусть программные стихотворения и
  • отрывки из прозы, специально подготовленные тексты;
  • определять тему и главную мысль произведения;
  • ставить вопросы к тексту, выполнять задания
    и отвечать на вопросы к тексту;
  • делить текст на смысловые части и составлять простой план;
  • пересказывать и рассказывать произведение по плану:
  • составлять небольшое монологическое высказывание
    с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;
  • создавать небольшой устный текст на заданную тему;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг;
  • высказывания оценочных суждений о прочитанном
    произведении;
  • самостоятельного выбора и определения содержания
    книги по ее элементам;
  • определять тему и жанр незнакомой книги;
  • работать со справочной литературой.

В РЕЗУЛЬТАТЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК» УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ :

  • Изученные части речи;
  • Значимые части речи;

Различать и сравнивать:

  • Буквы и звуки, гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, согласные звонкие и глухие, согласные парные и непарные;
  • Имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол;
  • Предлог и приставку;
  • Корень, приставку, суффикс, окончание;
  • Главные (подлежащее и сказуемое ) и второстепенные члены предложения; словосочетания (главное и зависимое слово); предложения с однородными членами;
  • Простого двусоставного предложения;
  • Кратко характеризовать:
  • Виды предложений по цели высказывания и интонации;

Решать практические учебные задачи:

  • Выделять подлежащее и сказуемое, словосочетания, однородные члены в простом предложении;
  • Пользоваться словарями;
  • Использовать алфавит при работе со словарем;
  • писать под диктовку разборчиво и аккуратно текст из 75-80 слов со следующими изученными правилами правописания:
  • прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
  • звонкие и глухие согласные в корнях;
  • непроизносимые согласные;
  • сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, сочетания чн,чк;
  • удвоенные согласные;
  • безударные гласные, проверяемые ударением (в корне слова); безударные гласные, непроверяемые ударением;
  • разделительный мягкий и твердый знаки; мягкий знак после шипящих на конце имен существительных, мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа;
  • не с глаголами;
  • безударные падежные окончания имен существительных; безударные падежные окончания имен прилагательных;
  • правописание безударных личных окончаний глаголов;
  • словарные слова, определенные орфограммой;
  • знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки); запятая между однородными членами предложения.

Решать практические и учебные задачи :

  • отвечать на вопросы к тексту;
  • делить текст на смысловые части и составлять простой план.

В РЕЗУЛЬТАТЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «МАТЕМАТИКА» УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ :

В результате изучения математики ученик должен:

  • — последовательность чисел в пределах 100000;
  • — таблицу сложения и вычитания однозначных чисел;
  • — таблицу умножения и деления однозначных чисел;
  • — правила порядка выполнения действий в числовых выражениях;
  • — читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000000;
  • — представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
  • — пользоваться изученной математической терминологией;
  • — выполнять устно арифметические действия над числами в пределах сотни и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах ста;
  • — выполнять деление с остатком в пределах ста;
  • — выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное число);
  • — выполнять вычисления с нулем;
  • — вычислять значение числового выражения, содержащего 2 – 3 действия (со скобками и без них);
  • — проверять правильность выполненных вычислений;
  • — решать текстовые задачи арифметическим способом (не более 2 действий);
  • — чертить с помощью линейки отрезок заданной длины, измерять длину заданного отрезка;
  • — распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку (с помощью линейки и от руки);
  • — вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата);
  • — сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в различных единицах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • — ориентировки в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения и др.);
  • — сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, площади, массе, вместимости;
  • — определения времени по часам (в часах и минутах);
  • — решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.);
  • — оценки размеров предметов «на глаз»;
  • — самостоятельной конструкторской деятельности (с учетомвозможностей применения разных геометрических фигур).

В РЕЗУЛЬТАТЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ :

  • название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);
  • государственную символику России, государственные праздники;
  • основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
  • общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
  • правила сохранения и укрепления здоровья;
  • основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);
  • определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
  • различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
  • различать части растения, отображать их в рисунке (схеме);
  • приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
  • показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
  • ориентирования на местности с помощью компаса;
  • определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
  • установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
  • ухода за растениями (животными);
  • выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
  • оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
  • удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выпускник дошкольного общеобразовательного учреждения – будущий первоклассник должен уметь применять знания, полученные в подготовительный период, в том числе.

Пригодится ученикам и учителям.

Коммуникативная готовность как условие адаптации выпускников начальной школы к обучению в основной школе.

Литературное чтение, русский язык, математика, окружающий мир.

laquo;Модель выпускника» начальной школы — это предполагаемый резуль­тат реализации образовательной программы ФГОС, общий ответ на вопрос о том, какой «продукт» должен пол.

Презентация на тему Выпускник начальной школы

Презентацию на тему Выпускник начальной школы можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет презентации : Педагогика. Красочные слайды и илюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого презентации воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать презентацию — нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 13 слайдов.

Слайды презентации

ПОРТРЕТ ВЫПУСКНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

ФГОС НОО 06.10.2009 г

Модель выпускника начальной школы в соответствии с ФГОС НОО Требования к организации и проведению психолого-педагогической диагностики детей Диагностические материалы Литература

«Портрет выпускника начальной школы»

Любознательный, интересующийся, активно познающий мир Владеющий основами умения учиться Любящий родной край и свою страну Уважающий и принимающий ценности семьи и общества Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, Умеющий высказать свое мнение Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих

Результаты обучающихся, освоивших основную образовательную программу НОО

Личностные (самоопределение, смыслообразование,нравственно-этическая ориентация) Метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) Предметные (опыт деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению; система основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе научной картины мира)

Личностные УУД: Самоопределение

Я-концепция Гражданская идентичность

Я-концепция – это устойчивая система представлений индивида о самом себе, образ собственного «Я», установка по отношению к себе и другим людям, обобщенный образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости; предпосылка и следствие социального взаимодействия.

Составляющие Я-концепции (Образа Я)

Когнитивная Представления о себе, образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т.д. (самосознание); Оценочная Самооценка — сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, чувство собственной ценности Поведенческая Поведение в соответствии со своими убеждениями

Личностные УУД: Смыслообразование

отношение к себе, социуму, школе, проявляется в мотивах поведения и деятельности

Личностные УУД: Нравственно-этическая ориентация

знание нравственных категорий эмоционально-ценностное отношение к нравственным нормам умение следовать в поведении нравственным нормам

Читайте так же:  Минимальным требования half-life 2

Уровни освоения личностных УУД

Когнитивный Эмоционально-ценностный Поведенческий

Уровни освоения планируемых результатов (метапредметных и предметных)

Базовый («Выпускник научится…) Освоение опорного материала на уровне актуальных действий, задающих исполнительскую компетентность учащихся Повышенный («Выпускник получит возможность научиться..») Освоение опорного материала на уровне перспективных действий, составляющих зону ближайшего развития

Рекомендуемые методы оценивания

Наблюдение Оценивание процесса выполнения Выбор ответа или краткий свободный ответ Открытый ответ Портфолио Вопросы для самоанализа

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ [Сост.Е.В.Савинов]. – 2-е изд,перераб. – М.: Просвещение, 2010. – 204 с. – (Стандарты второго поколения). Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А.Володарская и др.], под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ [А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А.Тишков] – М.: Просвещение, 2008. – 23 с. Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л.Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Т.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009. – 120 с. – (Стандарты второго поколения).

Модель выпускника начальной школы по ФГОС

Доклад по теме самообразования

« Модель выпускника начальной школы по ФГОС»

докладчик : Воробьёва Надежда Павловна

учитель начальных классов

1 квалификационной категории

МКОУ «Вихоревская СОШ № 1»

«Модель выпускника начальной школы по ФГОС»

(2-й слайд) Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Одна из главных ее задач – заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Педагоги начальной школы призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию.

( 3 слайд) Каким должен быть выпускник начальной школы, какие качества необходимо у него сформировать, чтобы сохранить его стремление учиться, развить потребность самостоятельно учиться и творчески решать различные познавательные задачи, обеспечить условия для успешного обучения в основной школе?

Родители, отдавая своего ребёнка в начальную школу, ориентируются не только на статус школы, систему обучения, но и на личностные качества педагога. Каждому родителю хочется, чтобы его дитя училось в современных, комфортных условиях, а учитель был не только профессионалом, но и интересной творческой личностью. В их понимании результат обучения — это база знаний, которая позволит ребёнку успешно учиться на последующих ступенях обучения, а также сохраненное здоровье.

( 4 слайд) На данный вопрос я попросила ответить родителей 4 класса , так как они являются главными заказчикамиобразовательных услуг. И вот какие ответы услышала. Я зачитаю вам :

Выпускник начальной школы — это школьник, который уже понимает свое место в коллективе, понимает себя, умеет ставить перед собой вопросы «Что я?» и «Зачем я?» Он должен уметь ставить перед собой цель и планировать ее достижение, в основном уже самостоятельно. Если эти качества формируются в процессе обучения, это помогает ему стать организованным, коммуникативным, толерантным, да и необходимые знания поможет приобрести.

Главное в начальной школе научить ребенка добывать знания , уметь пользоваться справочной литературой, уметь формировать свою точку зрения по любому вопросу, а учителю быть координатором всех детский умений и возможностей

Выпускник начальной школы, кроме усвоения основной программы, должен быть положительно мотивирован на дальнейшее обучение.

У учащихся должно быть сформированы умения учиться и способности к организации своей деятельности, самостоятельному поиску и усвоению информации, умения проявлять творческий подход при решении поставленных задач.

Обязательно должно быть сотрудничество между учителями начальной школы и среднего звена.

Выпускник начальной школы должен быть готов к обучению в основном среднем звене.

( 5 слайд) Одно из условий для формирования личности, отвечающей требования родителей, конечно, выбор программы. Я работаю по программе «Перспективная начальная школа». Основная идея системы «Перспективная начальная школа» – оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей в условиях специально организованной аудиторной и внеурочной деятельности. В этой деятельности ученик как равноправный участник процесса образования выступает то в роли обучаемого, то – обучающего, то в роли организатора этого процесса.Учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья) выдвигает на первый план проблему соотношения обучения и развития. Разнообразие аудиторной и внеурочной деятельности, система заданий разного уровня трудности с учетом меры трудности, сочетание разнообразных организационных форм (индивидуальных, групповых, коллективных) позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т.е. в зоне ближайшего развития каждого обучаемого на основе учета уровня его актуального развития и сформированных (формируемых) мотивов. То, с чем обучаемый не может справиться самостоятельно, он может сделать с помощью соседа по парте или в малой группе. А то, что представляет сложность для конкретной малой группы, становится доступным пониманию в условиях коллективной совместной деятельности. Высокая степень дифференциации заданий и их количество позволяют обучающимся работать в условиях своего актуального развития и создают возможности индивидуального продвижения вперед. Итак, как мы видим, данная программа отвечает всем требованиям к модели выпускника начальной школы, способного продолжать своё обучение в среднем звене.

( 6 слайд) — Какими же ключевыми компетенциями должны обладать выпускник начальной школы?

Обладать компетентностью — значит иметь определенные знания, быть осведомлённым в чём-либо, в какой-либо сфере.

В начальной школе мы выделяем компетенции:

1. Учебно_- познавательные. ( Ученик добывает знания непосредственно из окружающей действительности, владеет приёмами решения учебно-познавательных проблем, действий в разных (нестандартных ) ситуациях. На уроке Окружающий мир в 4 классе по теме «Природная зона-тундра».

Весь класс превращается в научную станцию. Идёт самостоятельная исследовательская работа уч-ся. Дети делятся на группы: ученые-географы, ботаники, экологи ,зоологи. Перед каждой группой стоит определенная задача, которая изложена в карточках «помогайках». Защищают свои мини-исследования в конце урока, используя рисунки, фотографии, рефераты. В процессе таких заданий мы развиваем познавательный интерес, учим выбирать из общего материала главное и приводить в систему.

2. Ценностно- смысловые компетенции. ( Связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение.)

Изучая курс « Основы религиозных культур и светской этики» у учащихся формируются понятия о добре и зле, порядочность и честность, честь и достоинство,равнодушие и жестокость. Развивается интерес и уважение к истории и культуре народов России, формируются качества гражданина и патриота России.

3. Коммуникативные компетенции . ( Навыки владения работы в группе, коллективе с различными социальными ролями .Ученик должен уметь представить себя , написать письмо, заявление заполнить анкету, задать вопрос, вести дискуссию)Например, на уроке математики в 4 классе работают консультанты. Они проверяют сделанную работу на своём ряду, исправляют ошибки. Такой вид деятельности оказывает огромную помощь учителю. Развивает у детей взаимопомощь, взаимопроверку, навыки работы в группах. А подбор тестовых заданий по предмету- математика. В процессе такой деятельности развиваются у детей способности к самооценке и самоконтролю. Остановлюсь ещё на одной ключевой компетенции, связанной с трудовой деятельностью. За период обучения с 1-4 класс учащиеся приобретают начально — технические знания; умения и навыки по изготовлению изделий из различных материалов; навыки самообслуживания. Урок трудового обучения .Тема: изготовление модели ракеты. Учащиеся работают в парах , получая инструкционную карту последовательности изготовления ракеты. Дети поэтапно выполняют работу. Дизайн ракеты придумывают сами. В процессе таких заданий обогащается трудовой опыт детей ; развиваются навыки и умения конструирования.

5. Информационные компетенции

Владение современными средствами информации ( телевизор, магнитофон, телефон, компьютер, принтер) и информационными технологиями. ( аудио- и видеозапись, Интернет..)

6. Здоровьесберегающие компетенции.

Знание и соблюдение норм здорового образа жизни; знание и соблюдение личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность в выборе образа жизни.

( 7 слайд) Начальная школа закладывает фундамент всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД). Овладение УУД дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений на основе формирования умения учиться.

Завершается четвёртый год обучения младших школьников. И мы и учителя основного среднего звена обращают первостепенное внимание на сформированность у четвероклассников универсальных учебных действий.

Рассмотрим результаты сделанные за 3 года обучения уровня сформированности УУД у нынешних четвероклассников.

Развитие познавательных способностей младших школьников, ФГОС: формирование, основы воспитания, цели и задачи

Актуальность вопросаСпособности: краткая характеристикаПризнакиВажные моментыСвязь склонностей, задатков, [. ]»>

Одной из сложнейших проблем является развитие познавательных способностей младших школьников. ФГОС предъявляет новые требования к выпускнику начальной школы, поэтому данная проблема является актуальной и своевременной. Психические качества ребенка формируются в процессе обучения, в воспитании, в повседневной деятельности.

Актуальность вопроса

Почему так важно своевременное развитие познавательных способностей младших школьников? ФГОС нового поколения уделяет центральное место развитию индивидуальности ребенка, раскрытию его творческого потенциала. При ранней диагностике одаренности у педагога появляется возможность построить для своих воспитанников индивидуальные образовательные траектории, создать условия для саморазвития и самореализации школьников.

В начальной школе дети проявляют повышенный интерес к учебе. Развитие познавательных способностей у младших школьников — это необходимое условие для успешности и самореализации каждого ребенка. Если ребенок увлеченно занимается по одному либо нескольким предметам, наблюдается интенсивная работа его восприятия, памяти, мышления, следовательно, формируются способности.

Способности: краткая характеристика

Развитие познавательных и интеллектуальных способностей младших школьников — это задача, от успешности решения которой напрямую зависит социализация ребенка. Они позволяют успешно и быстро овладевать какой-то деятельностью, приобретать навыки и умения, добиваться достижений.

Почему при начальных равных возможностях одни дети добиваются существенных успехов в музыке, искусстве, конструировании, а некоторые ученики не справляются с простейшими заданиями, предлагаемыми педагогом? Как развивать познавательные способности у младших школьников? Эти вопросы заслуживают детального изучения и рассмотрения.

Способностями называют внутренние условия совершенствования человека, формируемые в рамках его взаимоотношений с внешним миром.

Формирование познавательных способностей младших школьников — это задача, которая стоит перед учителями начальной школы.

Интеллектуальные возможности человека формируются по мере изменения природы, познании ее. Выделяют три признака:

особенности восприятия, ощущений, мышления, памяти, эмоций, воли, воображения, двигательных реакций, отношений;

вспыльчивость, безразличность, вялость при выполнении действий;

индивидуальные характеристики (умения, навыки).

Способности — это индивидуальные психологические особенности, отвечающие требованиям конкретной деятельности, являются фактором ее успешности.

Развитие познавательных и интеллектуальных способностей младших школьников предполагает формирование качеств, свойств личности, которые помогут ребенку быть успешным в школе, внеурочной деятельности. В качестве показателей эффективности подобного процесса выступают следующие параметры: легкость, темп, качество выполнения конкретных задач.

Читайте так же:  Отчетность в пфр если нет начислений

Помимо психических процессов (восприятия и ощущений, мышления, памяти, воображения) также важны и эмоционально-волевые моменты, элементы отношения к различным видам деятельности. Педагог предлагает своим воспитанникам тесты на развитие познавательных способностей младших школьников, анализирует результативность проводимой работы.

На основе полученных данных педагог выстраивает свою работу, направленную на формирование личности. Развитие познавательных способностей младших школьников ФГОС рассматривает как обязательный элемент личностное-ориентированного подхода.

Обнаружение и развитие индивидуальности младших школьников осуществляется только в рамках соответствующей деятельности. К примеру, если ребенок никогда не занимался музыкой, сложно вести речь о развитости у него чувства ритма, музыкальной памяти.

Ребенок не рождается с талантом в конкретной сфере (литературе, музыке, живописи). Формирование его способностей происходит только при условии правильно организованной и системной работе. На протяжении всей жизни человек совершенствует приобретенные первичные ЗУН, оттачивает свои способности.

Важным в данном процессе является связь между умениями и способностями. В рамках обучения происходит формирование способностей, а наличие природных задатков – это условие успешности ребенка.

Связь склонностей, задатков, интересов

Развитие познавательных способностей школьников младших классов – задача педагога. Он должен владеть приемами и методиками, позволяющими выявлять природные задатки каждого ребенка, а на основе полученной информации подбирать условия личностного роста. Задатки могут определяться особенностями мышечной и нервной систем, физиологическими особенностями, спецификой органов чувств. У каждого малыша есть определенные задатки для формирования способностей. И. П. Павловым выделяется три типа высшей нервной системы:

К примеру, люди художественного типа отличаются образностью памяти и восприятия, богатством воображения, эмоциональностью. Задатки являются только условиями, на их основе осуществляется развитие познавательных способностей у младших школьников. Если ребенок не будет заниматься музыкой, у него нет шансом стать известным композитором. Трудолюбие, настойчивость – это качества, позволяющие ребенку достигать прекрасных результатов даже без наличия природных ярких задатков.

При создании благоприятных условий можно развить литературные, музыкальные, художественные, изобразительные способности ребенка.

Обучение школьников по интересам

Развитие познавательных способностей школьников должно базироваться на интересах – индивидуальных особенностях личности, направленности детей. Судить о способностях ученика можно по следующим показателям:

темпу продвижения ученика в овладении определенной деятельности;

по качеству достижений;

по склонности к занятиям.

Недостаточно только способностей для успешности осуществления определенной деятельности. Они должны сочетаться с эмоционально-волевыми качествами, потребностями в ведении подобной деятельности.

Склонность проявляется в выборе ребенком конкретной области, в которой ему хочется самостоятельно развиваться, приобретать новые умения и навыки. Чтобы добиться успеха, помимо склонностей и интересов, важно трудолюбие, сосредоточенность, организованность, настойчивость, целеустремленность. Талант – это огромный труд, который предполагает постоянное саморазвитие и самосовершенствование.

Условия развития детей младшего школьного возраста

Развитие познавательных способностей младших школьников (ФГОС) предполагает раннюю диагностику одаренности. Детский психолог предлагает разнообразные тесты для выявления склонностей малышей 3-5-летнего возраста, знакомит воспитателя с полученными результатами. На их основе педагог формирует развивающую программу, включая в нее инновационные приемы и методы, позволяющие в полной мере развивать способности ребенка.

Вариант программы для развития обучающихся 1-4 классов

Как должно осуществляться развитие познавательных способностей младших школьников (ФГОС). Программа предполагает учет психологических особенностей. Учитывая, что в последнее время существенно возросло количество детей, которые имеют психические нарушения: эмоциональную незрелость, неврозоподобный синдром, задержку развития, социально-психологическую запущенность. Предлагает вариант программы, адаптированной для таких школьников.

Она предполагает развитие познавательных способностей младших школьников на уроках, во внеурочное время. Любое занятие делится на 3 составные части. Первая предполагает пояснение и направление деятельности детей. Вторая касается осуждения полученных результатов. На третьем этапе предлагается самоанализ (рефлексия), целью которого является определение информированности УУН.

При проведении внеурочного занятия, дети «работают по кругу», поэтому важно большое пространство. Для анализа эффективности педагог использует следующие показатели:

Инструменты и материалы для работы: карандаш, тетрадь, ручка, альбом для рисования, набор карандашей.

Программа развитие познавательных способностей у младших школьников предназначена для решения следующих целей:

развития восприятия формы, величины;

развития навыков анализа, сравнения.

Какие методики можно использовать для успешной реализации поставленных целей?

Упражнение 1. Ребятам предлагается найти два одинаковых предмета на рисунке с 5 изображениями. Помимо выявления предметов, они должны пояснить свое решение.

Какие еще задания для развития познавательных способностей младших школьников можно использовать педагогу начальной школы?

Упражнение 2. Дети должны, вооружившись палочками, выложить узор, котоырй им предлагается на рисунке.

При выполнении такого задания, школьники не просто копируют картинки, но и совершенствуют свое воображение и логическое мышление. Для успешного выполнения предложенного им задания, они должны подобрать палочки так, чтобы из них получилось изображение.

Как еще осуществляется развитие познавательных способностей младших школьников (ФГОС)? Программа предполагает формирование воображения.

Упражнение 3. Ребятам предлагаются рисунки с людьми и домами. Они должны соотнести человека с домом, в котором он проживает. Это упражнение способствует знакомству подрастающего поколения с разными культурами, национальностями, позволяет формировать терпимость к другим культурам и обычаям у младших школьников.

В ответе ребята не только озвучивают свой выбор, но и подробно его поясняют.

Упражнение 4. «Найдите тень». Благодаря такому заданию, у малышей формируется представление о форме, размерах предметов.

Учитель предлагает изображения разных фигурок, а также тени, которые ими отбрасываются. Дети должны внимательно изучить рисунок, затем найти тень, пояснить свой выбор.

1 Младший школьник, развитие познавательных способностей которого становится для его наставника главной задачей, с удовольствием включается в такую деятельность.

Упражнение 5. «Найдите лишнее».

Педагог показывает ребятам карточки с разными цифрами: 12,56,34,89,3,51,14,26,98,13. Они должны обвести красным фломастером только числа, которые входят в диапазон: от 1 до 20.

Игровая деятельность как способ развития младших школьников

Особое внимание педагог уделяет включению в учебную и внеурочную деятельность элементов игры. Как развитие познавательных способностей младших школьников связано с игровой деятельностью? В рамках различных занятий педагог предлагает ребятам себе «опробовать» различные социальные функции. К примеру, в рамках сюжетное-ролевой игры, ребята делятся на «детей» и «родителей». Каждая группа старается максимально выполнять обязанности, возложенные на них.

В ходе таких занятий формируется логическое мышление, совершенствуются творческие способности. Ребята не только отрабатывают модель социального поведения, но и получают навыки работы в команде.

Для развития пространственной ориентации и восприятия, педагог включает в свою программу специальные упражнения.

Упражнение 1. «Подбери нужные слова».

Школьники должны подобрать как можно больше слов, связанных с определенным домашним животным (кошкой, собакой), временем года (зимой, летом, осенью, весной). Во время ответа не только перечисляются прилагательные, существительные, которые подобраны ребенком, но и даются пояснения.

Упражнение 2. «Расскажи, что увидел».

Сначала ребятам показывают 5 картинок, на которых изображены: кипящий чайник, игрушка, новогодняя елка, мальчик на стуле, телефон, бабочка на цветке. Затем картинки убирают, дети должны воспроизвести их содержимое. Во время ответа (связного рассказа) они не просто перечисляют предметы, а пытаются передать то ощущение, которое у них вызвал просмотр картинок.

Упражнение 3. «Найди лишнее».

На 5 карточках изображено по 4 предмета, которые связаны друг с другом определенными признаками, один – лишний. Ребята должны выбрать 3 сходные черты, отметить тот признак, который явно лишний.

Среди вариантов карточек, которые в этом задании учитель начальных классов предлагает своим воспитанникам:

ботинок, тапок, тарелка, сапог;

машина, морковь, картофель, помидор;

виноград, груша, яблоко, огурец;

поезд, самолет, шапка, машина

Упражнение 4. «Чего не хватает?»

Ребята должны внимательно изучить карточку, определить, какая фигура должна находиться в пустой клеточке.

На карточке можно изобразить: треугольник, квадрат, оставить место для круга.

Упражнение 5. «Узор».

На листочке в клетку изображен узор, который ребята должны повторить в зеркальном отображении. Среди условий предлагаемого задания — рисование без отрыва от листа.

В рамках программы, ориентированной на индивидуальное развитие младших школьников, педагог предлагает и упражнения, которые направлены на переключение областей деятельности, оценку способности концентрировать внимание.

Упражнение. «Хлопаем в ладоши».

Педагог произносит разные слова. Как только он называет животное, ребята должны хлопнуть в ладоши.

Задание способствует выявлению внимательности младших школьников, оценке их логического мышления. Примерный список слов, произносимых педагогом: книга, стол, дверь, лошадь, ножницы, стекло, кошка, лимон, дыня, белка, снег, санки, тигр, тарелка, масло, сапоги, окно, дорога, заяц, галстук, волк.

Основные способности детей формируются именно в младшем школьном возрасте. Для того чтобы у ребенка была возможность для саморазвития и самосовершенствования, важно вовлекать их в активную деятельность. В дошкольный период ребята учатся рисовать, петь, лепить, узнавать мелодии, ощущать ритм. Чуть позже они приобретают навыки конструирования, сочинения рассказов, небольших стихотворений.

В начальной школе существенно возрастают возможности для вовлечения детей в различную активную деятельность посредством творческих кружков. Ребята в этом возрасте любопытны и восприимчивы. Именно поэтому детские психологи рекомендуют развивать способности детей именно в младшем школьном возрасте.

Основной задачей воспитания по ФГОС является всесторонне развитие способностей у учеников начальных классов. Центральной задачей становится формирование познавательного интереса к учебной деятельности, своевременное выявление склонностей детей.

Любой ребенок, имеющий нормальное психическое и физическое развитие, обладает определенными способностями, которых вполне достаточно для успешного освоения учебного материала. Роль учителя заключается в помощи ребенку, умелом направлении его для развития способностей. Для этого педагогом разрабатываются воспитательные и образовательные программы, позволяющие вовлекать ребенка в активную деятельность.

При равнодушном, формальном, безразличном отношении педагога к своей профессии, сложно рассчитывать на воспитание ярких, творческих, талантливых детей. Важно, чтобы ребенок испытывал подлинную радость и удовольствие от уроков и мероприятий, предлагаемых наставником. Плоды способности могут принести только в том случае, если они дополняются устойчивой склонностью и интересом к определенной деятельности. Педагог должен постоянно развивать интересы обучающихся, повышая долю самостоятельности своих подопечных.

К примеру, для развития гуманитарных способностей, важно постоянно упражняться в написании стихотворений, очерков, выразительному изложению материала сверстникам. Если задания, предлагаемые детям, имеют творческую направленность, они заинтересуют детей, станут для стимулом для их саморазвития и самосовершенствования.

В рамках новых образовательных стандартов, которые введены на начальной ступени образования, выявление и развитие младших школьников является задачей учителя начальных классов. Педагог включает в воспитательную и образовательную программу игровые методики, направленные на формирование позитивного отношения к образовательной деятельности у обучающихся. Личный пример учителя, демонстрация им заинтересованности в успешности своих воспитанников, помощь родителей — это основные элементы, которые помогают воспитывать ярких и талантливых школьников.