Пособия для профилактики плоскостопия в детском саду

Профилактика нарушений плоскостопия у дошкольников. Пособия «Термометр», «По мягким следам».

Цель: профилактика нарушений плоскостопия.

Задачи: развивать умение сохранять равновесие на ограниченной площади, развивать мышцы ног и стопы, координацию движений, внимание. Обеспечить эффективное, осмысленное отношение к своему здоровью.

Материал: коврик туриста со следами двух видов: фланелевые и клеенчатые, из поролона в форме стопы.

Правила: ходить по направлению следа, спину держать прямо. Придерживаться дистанции. Ходить, огибая след с правильной осанкой, удерживая равновесия.

Ценность: хождение босиком полезно с профилактической точки зрения, для закаливания, повышения регионального кровообращения. Можно использовать пособие в группе, в физзале. Пособие поможет вызвать стойкий интерес детей к профилактическим упражнениям, желание заниматься физической культурой.

Вариативность упражнения «Термометр»

I. Дети стоят в кругу. Инструктор по физкультуре предлагает отгадать загадки:

Если в горле стало сухо,

Не волнуйся и не плач –

Ведь тебе поможет …(врач)

И узнаешь, зной иль стужа,

Тонкий столбик спиртовой

В нем гуляет, как живой (термометр)

Дети подходят к пособию.

-Дети, тут кто-то прошел. Это Температура оставила следы! Почему у Температуры следы красного цвета? Посмотрите, как выполнит упражнение Коля. Руки на пояс, спина прямая, голову не наклонять, идти спокойно по фланелевым следам.

Педагог следит за правильностью выполнения. По окончанию упражнения проводится игра «Вырастим большими».

Мы растем все выше, выше,

Поднимаем руки вверх.

Раз, два – поднимись,

Три, четыре – руки вниз.

Профилактика нарушений плоскостопия у дошкольников. Пособия «Термометр», «По мягким следам».

II. Дети стоят полукругом. Педагог предлагает вспомнить стихи, загадки о термометре.

Стеклянная рубашка, на рубашке метки, не густы, не редки (термометр).

Это важный показатель,

Градусник – ее приятель.

Если жарко – высока,

А в мороз она низка (температура)

-Молодцы, ребята! А сейчас мы будем выполнять упражнение «Термометр» в командах. Напомните, пожалуйста, правила.

-Идти по фланелевым следам, голову и плечи не опускать вниз. В конце упражнения проговаривают стихотворение с движениями по тексту.

Дружно вместе повернулись,

И друг другу улыбнулись,

Все похлопали в ладошки,

И прогнулись словно кошки.

Пусть звучит наш громкий смех-

Дошколята лучше всех!

Варианты упражнения «По мягким следам»

I. Дети выполняют ходьбу и бег с движениями по тексту между следами:

Мы бабочки чудесные —
У нас крылья разноцветные.

Над цветами летаем

И усталости не знаем.

II. Дети идут (бегут) по направлению следов, как лисичка.

Здесь лисичка пробегала,

Следы хвостом заметала.

III. Дети идут на пятках, руки за спину, между следами:

Вот мы дружно разминаемся,

В поход далекий собираемся.

IV. Ходьба по пособию с чередованием «след — между следом», руки произвольно.

Кто по кочкам идет?

Он боится оступиться

И в болото провалиться.

Педагог следит за правильностью выполнения упражнений, осанкой.

Название: Пособия «Термометр», «По мягким следам»
Номинация: Детский сад, Методические разработки для специалистов ДОУ , Инструктору по физической культуре, Средний и старший дошкольный возраст
Автор: Цветкова Елена Александровна
Должность: старший воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: МДОУ «Ясли-сад №316 г. Донецка»
Месторасположение: г. Донецк, ДНР

Оздоровительная работа в детском саду

Основными задачами детского сада по физическому воспитанию дошкольников являются:

  • Охрана и укрепление здоровья детей
  • Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств
  • Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности
  • Воспитание потребности в здоровом образе жизни
  • Обеспечение физического и психического благополучия.

Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания: рациональный режим, питание, закаливание (в повседневной жизни; специальные меры закаливания) и движение (утренняя гимнастика, развивающие упражнения, спортивные игры, физкультурные занятия).

Причём, чтобы обеспечить воспитание здорового ребёнка, работа в нашем детском саду строится по нескольким направлениям:

  • Создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей
  • Повышение педагогического мастерства и деловой квалификации воспитателей детского сада
  • Комплексное решение физкультурно-оздоровитеьных задач в контакте с медицинскими работниками
  • Воспитание здорового ребёнка совместными усилиями детского сада и семьи.

Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в детском саду созданы определённые условия.

В группах созданы уголки физической культуры, где располагаются различные физические пособия, в том числе и для профилактики плоскостопия. В детском саду оборудован физкультурный зал для физкультурных занятий с разнообразным физкультурным оборудованием. Всё это повышает интерес малышей к физкультуре, увеличивает эффективность занятий, позволяет детям упражняться во всех видах основных движений в помещении.

На территории детского сада имеется спортивная площадка с «полосами препятствий» (рукоходы, дуги, мишени для попадания в цель, яма для прыжков в длину), гимнастическими стенкам, футбольными воротами.

В целях оздоровительной и лечебно-профилактической работы с детьми нами была разработана система профилактической и коррекционной работы

Система профилактической и коррекционной работы по оздоровлению дошкольников

Профилактика

  1. Точечный массаж по методу Уманской
  2. Комплексы упражнений по профилактике нарушений зрения во время занятий
  3. Гимнастика с элементами хатха-йога
  4. Комплексы по профилактике плоскостопия
  5. Комплексы по профилактике нарушений осанки + сон без маек и подушек
  6. Дыхательная гимнастика
  7. Снятие умственной усталости во время занятий (релаксационные паузы, физкультминутки, массаж ушных раковин)
  8. Прогулки + динамический час
  9. Закаливание:
    1. Сон без маек
    2. Ходьба босиком
    3. Чистка зубов и полоскание полости рта
    4. Обширное умывание
    5. Рижский метод закаливания (топтание по коврику с шипами, по влажной салфетке, смоченной в солевом растворе + полоскание полости рта йодно-солевым раствором или травяными настоями)
  10. Оптимальный двигательный режим

Коррекция

Упражнения на коррекцию плоскостопия

Мероприятия на период повышенной заболеваемости гриппа и ОРЗ

  1. Луковый напиток
  2. Лук, чеснок
  3. Полоскание полости рта чесночным настоем перед прогулкой (с 1.10 по 1.05)

Особое внимание в режиме дня мы уделяем проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости.

Закаливание будет эффективным только тогда, когда оно обеспечивается в течении всего времени пребывания ребёнка в детском саду. Поэтому мы соблюдаем:

  • Чёткую организацию теплового и воздушного режима помещения
  • Рациональную неперегревающую одежду детей
  • Соблюдение режима прогулок во все времена года
  • Занятия босиком утренней гимнастикой и физкультурой

Закаливание носоглотки чесночным раствором

Цель: профилактика и санация полости рта при ангинах, воспалительных процессах полости рта

Приготовление:

1 зубчик чеснока на 1 стакан воды.

Чеснок размять, залить охлаждённой кипячёной водой и настоять 1 час. Раствор использовать в течении 2-х часов после приготовления

Методические рекомендации:

Применять как лекарственное средство (известно со времён Гиппократа), которое очищает кровь, убивает болезнетворные микробы, как средство против ОРЗ, ОРВИ.

Полоскать горло, кому необходимо можно капать в нос.

Применять с 1 октября по 30 апреля ежедневно после занятий, перед выходом на прогулку.

Комплекс оздоровительных мероприятий по возрастным группам

Группы раннего возраста

  1. Приём детей в группе с обязательным осмотром, термометрией и выявлений жалоб родителей.
  2. Утренняя гимнастика – 8.10
  3. Точечный массаж в игровой форме
  4. Постепенное обучение полосканию рта
  5. Прогулка: дневная 10.00 – 11.10; вечерняя 17.30 – 18.30
  6. Оптимальный двигательный режим
  7. Перед прогулкой полоскание (приём внутрь 1ч.л.) чесночным настоем
  8. «Чесночные» киндеры (с октября по апрель)
  9. Фитонциды (лук, чеснок)
  10. Луковый напиток во время обеда
  11. Сон без маек и подушек
  12. Гимнастика в кровати с дыхательными упражнениями после сна
  13. Закаливание: хождение по коврику с шипами, по ребристой доске, пуговичному коврику, по полу босиком с элементами профилактики плоскостопия

2 младшая группа

  1. Приём детей на улице (при температуре выше -15°)
  2. Утренняя гимнастика в группе 8.15
  3. Точечный массаж по методике Уманской до или после завтрака
  4. Полоскание полости рта после завтрака, обеда, ужина. Постепенное обучение чистки зубов
  5. Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения
  6. Физкультурные занятия (в носках) + динамический час на прогулке 1 раз в неделю
  7. Перед прогулкой полоскание полости рта чесночным настоем (с октября по апрель)
  8. «Чесночные» киндеры
  9. Фитонциды (лук, чеснок)
  10. Луковый напиток перед обедом
  11. Прогулки: дневная 10.30-11.40; вечерняя 17.45-18.30
  12. Оптимальный двигательный режим
  13. Сон без маек и подушек
  14. Дыхательная гимнастика в кровати
  15. Упражнения на профилактику плоскостопия + индивидуальная работа по коррекции плоскостопия и уплощения стопы (с 3 квартала)
  16. Закаливание: рижский метод закаливания
  17. Элементы обширного умывания
  18. После полдника полоскание полости рта отварами трав

Средняя группа

  1. Приём детей на улице (при температуре до -15°)
  2. Утренняя гимнастика (с мая по октябрь – на улице, с октября по апрель – в зале по графику)
  3. Точечный массаж по методике Уманской до завтрака с бальзамом «Звёздочка»
  4. Чистка зубов после завтрака и полоскание полости рта после обеда
  5. Физкультурные занятия в зале (в носках) + динамический час на прогулке 1 раз в неделю
  6. Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения
  7. Перед прогулкой полоскание полости рта чесночным настоем (с октября по апрель)
  8. Чесночные «киндеры»
  9. Фитонциды (лук, чеснок)
  10. Луковый напиток во время обеда
  11. Прогулки: дневная 10.15 – 11.50; вечерняя 17.30 – 18.30
  12. Оптимальный двигательный режим
  13. Сон без маек и подушек
  14. Дыхательная гимнастика в кроватях
  15. Закаливание: рижский метод
  16. Обширное умывание, ходьба босиком
  17. Упражнения на профилактику плоскостопия + индивидуальная работа по коррекции плоскостопия и уплощения стопы
  18. После полдника полоскание полости рта отварами трав
Читайте так же:  Приморский мировой суд официальный сайт

Старший дошкольный возраст

  1. Приём детей на улице (при температуре до -15°-18°)
  2. Утренняя гимнастика (с мая по октябрь – на улице, с октября по апрель – в зале по графику)
  3. Точечный массаж по методике Уманской до завтрака с бальзамом «Звёздочка»
  4. Чистка зубов после завтрака и полоскание полости рта после обеда
  5. Физкультурные занятия в зале (в носках) + динамический час на прогулке 1 раз в неделю
  6. Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения, массаж ушных раковин
  7. Перед прогулкой полоскание полости рта чесночным настоем (с октября по апрель)
  8. Чесночные «киндеры»
  9. Фитонциды (лук, чеснок)
  10. Луковый напиток во время обеда
  11. Прогулки: утренняя 7.00 – 8.00; дневная 10.45 – 12.10; вечерняя 17.45 – 18.30
  12. Оптимальный двигательный режим
  13. Сон без маек и подушек
  14. Дыхательная гимнастика в кроватях
  15. Закаливание: рижский метод
  16. Обширное умывание, ходьба босиком
  17. Упражнения на профилактику плоскостопия + индивидуальная работа по коррекции плоскостопия и уплощения стопы
  18. После полдника полоскание полости рта отварами трав

Рижский метод закаливания

На резиновый коврик с шипами, одетый в чехол, смоченный 10% раствором поваренной соли (1 кг соли на ведро воды) ребёнок становится босиком и шагает на месте (начиная с 5-7 и до 16 сек). После этого ребёнок встаёт на сухой коврик и топает на нём в течение 15 сек. Затем водой из-под крана протереть руки, шею, лицо.

Начиная со средней группы, дети полощут рот йодно-солевым раствором (на 1 литр воды 1 ст. ложка соли и 3-4 капли йода). Вода комнатной температуры.

Данный метод рекомендуется проводить после дневного сна или после проведения зарядки.

Некоторые приёмы закаливания

Обширное умывание.

  • Открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ею от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать «раз»; то же проделать левой рукой.
  • Намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку, сказать «раз».
  • Намочить правую ладошку и сделать круговое движение по верхней части груди, сказать «раз».
  • Намочить обе ладошки и умыть лицо.
  • Ополоснуть, «отжать» обе руки, вытереться насухо.

Примечание.

Через некоторое время длительность процедуры увеличивается, а именно: каждую руку, а так же шею и грудь дети обмывают по два раза, проговаривая «раз, два» и т.д.

Сон без маечек.

Проводится круглый год. На случай понижения температуры из-за перебоев в отоплении или установившейся холодной погоды должны быть подготовлены тёплые носочки на ноги и вторые одеяла. Разумеется, температура в спальной комнате не должна быть ниже +14 градусов Цельсия.

При работе с детьми необходимо соблюдать основные принципы закаливания:

  • Осуществление закаливания при условии, что ребёнок здоров
  • Недопустимость проведения закаливающих процедур при наличии у ребёнка отрицательных эмоциональных реакций (страха, плача, беспокойства)
  • Интенсивность закаливающих процедур увеличивается постепенно от щадящих к более интенсивным) с расширением зон воздействия и увеличением времени проведения закаливания
  • Систематичность и постоянство закаливания (а не от случая к случаю).

Нами введена тетрадь закаливания, где воспитатели ведут учёт закаливания детей, используя рекомендации врача (мед. отводы)

Безусловно, особое значение в воспитании здорово ребёнка придаётся развитию движений и физической культуре детей на физкультурных занятиях.

Методика профилактики плоскостопия

Зоя Дегтярёва
Методика профилактики плоскостопия

Доклад родительского собрания на тему:

«Поможем ребенку быть здоровым».

В последнее время в нашей стране замечено ухудшение физического развития и состояния здоровья всего населения, в том числе детей. Высок процент дошкольников с нарушениями телосложения и осанки. Главные причины: недостаточная двигательная активность, несвоевременное оказание медицинской помощи и нерегулярная лечебно-профилактическая работа, нарушения режима питания и отдыха в детском саду и дома.

Главная цель в моей работе — научить детей самостоятельно заботиться о своем здоровье. Для этого я разучиваю с детками комплексы упражнений по профилактике плоскостопия, дыхательной гимнастике, точечный массаж лица, рук, ног.

Большое влияние на формирование осанки у детей оказывает состояние его стоп.

В профилактику плоскостопия и косолапости входит и ношение правильно подобранной обуви с каблучком 5-8 мм, упругой стелькой, крепким задником.

Поэтому, дорогие родители, прошу вас обратить на это особое внимание. Тапочки и кеды с плоской, резиновой подошвой только способствуют плоскостопию.

Предупреждать плоскостопие надо с раннего возраста. Для этого 2-3 раза в день детям надо предлагать специальные упражнения (в игровой форме) для стоп. Очень полезна ходьба босиком по земле, песку, плоским камням, воде, по корням деревьев (но не по полу, лазанье босиком по шведской стенке. В зимнее время желательно приобрести дорожку массажер, по которой ребенок мог бы походить дома.

Помните, что плоскостопие ведет к снижению двигательной активности, отрицательно сказывается на деятельности внутренних органов.

При плоскостопии нарушается и понижается опорная функция стопы, ухудшается ее кровоснабжение, отчего появляется в ногах боли, а иногда и судороги. Стопа становится потливой, холодной, синюшной. Боли могут возникать не только в стопе и икроножных мышцах, но и в поясничной области. Дети страдающие плоскостопием, при ходьбе широко размахивают руками, сильно топают, походка напряженная, неуклюжая.

Вредно сказывается на формировании стопы длительное хождение детей по твердому грунту (асфальту) в мягкой обуви без каблука.

Для предупреждения плоскостопия важно, чтобы детская обувь не была тесной, плотной в облегании.

Не рекомендуется носить обувь с узкими носами. Не следует также разрешать детям ходить дома в излишне — теплой обуви, так как перегрев ног ослабляет связки стопы, способствует развитию плоскостопия.

Желательно, ежедневно проводить с детьми умеренные упражнения мышц ног и стоп: ходьбу на носках, наружных краях стоп, по наклонной плоскости, катание мяча и обруча ногами, приседание стоя на палке. Длительность упражнений 10 — 25 мин, в зависимости от возраста. Хорошо укрепляет стопу ежедневные прохладные ванны с последующим массажем.

Давайте вместе будем бороться за здоровье наших детей! Желающим я предлагаю комплексы упражнений.

Причины возникновения и

На протяжении последних десятилетии в нашей стране сложилась тревожная тенденция ухудшения физического развития и состояния здоровья всего населения, в том числе детей. Известно, что именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируются здоровье, общая выносливость и работоспособность, жизнедеятельность и другие качества, необходимые для всестороннего гармонического развития личности. В связи с ухудшением физического развития высок процент дошкольников с нарушениями телосложения, осанки, свода стопы. Главные причины: недостаточная двигательная активность вследствие переуплотненности групп, несвоевременное оказание медицинской помощи и нерегулярная лечебно-профилактическая работа, нарушение режима питания и отдыха. Столкнувшись с похожей проблемой в собственной семье, я решила, что как было бы хорошо освободить родителей от длительных походов в поликлинику, где их дети проходят курс лечебной гимнастики по профилактике плоскостопия и коррекции осанки. Я стала по крупинкам собирать материал, касающийся этой темы, разработала комплексы гимнастики по профилактике плоскостопия. В помощь родителям были оформлены папки передвижки, где они могут переписать комплексы для занятии в домашних условиях.

Каждое утро провожу с детьми оздоровительный массаж лица и кистей рук, что способствует профилактике ОРЗ и ОРВ. Изготовила тренажеры для занятий. Для того чтобы занятия были интересны для детей, провожу все в игровой форме с использованием персонажей из сказок. Для создания положительного эмоционального фона упражнения выполняются под музыку. Кроме того применяю наглядные пособия (картинки, рисунки, а также загадки, песни, стихи, соответствующие сюжету комплекса. Это способствует повышению интереса и активности детей и, следовательно, более качественному выполнению упражнении.

Большое влияние на формирование осанки у детей оказывает состояние его стоп.

В профилактику плоскостопия входит и ношение правильно подобранной обуви: с каблучком 5-8 мм, упругой стелькой, крепким задником. Тапочки и кеды с плоской подошвой способствуют плоскостопию.

Предупреждать плоскостопие надо с раннего возраста. Для этого 2-3 раза в день детям надо предлагать специальные упражнения для стоп. Очень полезна ходьба босиком по земле, песку, плоским камням, воде, по корням деревьев (но не по полу, лазанье босиком по шведской стенке.

Помните, что плоскостопие ведет к снижению двигательной активности, отрицательно сказывается на деятельности внутренних органов.

Форма стопы зависит главным образом от состояния ее мышц и связок. При нормальной форме стопы нога опирается на наружный продольный свод. Внутренний свод работает в основном как рессора, с его помощью обеспечивается эластичность походки. Если мышцы, поддерживающие нормальный свод стопы, ослабевают, вся нагрузка ложится на связки, которые растягиваясь, уплотняют стопу. У детей до 3-4 лет на подошве стопы хорошо развита так называемая жировая подушка, поэтому определить у них плоскостопие по отпечатку стопы совершенно невозможно.

Читайте так же:  Как получить имущественный налоговый вычет на ребенка

При плоскостопии нарушается и понижается опорная функция стопы, ухудшается ее кровоснабжение, отчего появляются в ногах боли, а иногда и судороги. Стопа становится потливой, холодной, синюшной. Боли могут возникать не только в стопе и икроножных мышцах, но и в поясничной области.

Уплощение стопы влияет на положение (стопы) таза и позвоночника, что ведет к нарушению осанки.

Дети, страдающие плоскостопием, при ходьбе широко размахивают руками, сильно топают, походка напряженная, неуклюжая.

Плоскостопие редко бывает врожденным. Причинами развивающегося плоскостопия может быть рахит, общая слабость, пониженное физическое развитие, а также излишняя тучность, при которой на стопу постоянно действует чрезмерная весовая нагрузка.

Плоскостопие легко развивается, если дети преждевременно (до 10-12 месяцев) начинают много стоять и передвигаться.

Вредно сказывается на формировании стопы длительное хождение детей по твердому грунту (асфальту) в мягкой обуви без каблука.

Деформация стоп может возникнуть также в результате параличей (полиомиелита) и травм мышц, связок и костей ног.

У детей с сильным плоскостопием при толчках во время прыжков и бега наблюдаются головные боли и недомогание в связи с потерей амортизационной роли свода стопы смягчающей толчки.

При плоской и даже уплощенной стопе обувь снашивается обычно быстро, особенно внутренняя сторона подошв и каблука.

К концу дня дети обычно жалуются, что их обувь, которая с утра была впору, начинает давить на пальцы и как бы становится мала. Происходит это от того, что после длительной нагрузки деформированная стопа еще больше уплощается и вследствие этого удлиняется.

Для предупреждения плоскостопия важно, чтобы детская обувь не была тесной, плотной в облегании, имела жесткий задник, эластичную подошву и каблучок не выше 8 мм. Не рекомендуется носить обувь с узкими носами или жесткой подошвой. Не. следует также разрешать детям ходить дома в теплой обуви, так как перегрев ног ослабляет связки стопы, способствует развитию плоскостопия. Желательно проводить умеренные упражнения мышц ног и стоп: ходьбу на ногах, наружных краях стоп, по наклонной плоскости, катание

мяча и обруча ногами, приседание стоя на полу на палке. Длительность упражнений 10-25 минут, в зависимости от возраста.

Хорошо укрепляет стопу ежедневные прохладные ванны с последующим массажем.

Коррекция детского плоскостопия и косолапости

Для коррекции плоскостопия и косолапости у дошкольников необходимы специальные приемы и методы. Упражнения проводятся в определенной последовательности в три этапа.

На первом этапе дети выполняют упражнения без предметов. Носками и пальцами ног делаются различные движения — вверх — вниз, вправо — влево; из положения основной стоики тяжесть тела переносится в разные части стопы, выполняются повороты, круги, пружинящие движения носками с глубоким перекатом с пятки на носок и наоборот.

С целью повышения тонуса и функции трехглавой мышцы голени используют упражнения с сопротивлением, отягощением, разнообразную ходьбу по ровной и наклонной местности. Для улучшения периферического кровообращения предлагаются разнообразные общеразвивающие упражнения на укрепление мышц бедра и голени, охватывающие все группы мышц, тыльное и подошвенное сгибание стопы, пронация и супинация стопы и т. д. Все это не только способствует развитию мышц конечностей, профилактике или коррекции плоскостопия, но и правильному формированию осанки и походки.

На втором этапе детям предлагаются упражнения с предметами: захватывание пальцами стопы мелких предметов, удерживание и выбрасывание их (камушки, круглые палки, прутья, веревки разной толщины, мелкие игрушки и т. д., перекатывание стопой набивного мяча; кроме того давление стопой на резиновый массажер и ходьба по резиновой дорожке – массажеру. Для правильной и симметричной постановки стоп используются деревянные дощечки, шаблоны с отпечатками стоп, которые изготовляются с учетом возрастных особенностей, длины и ширины, глубины наружной и внутренней дуги стоп, величины угла разворота носков, их направленности и т. д.

На третьем этапе сравнительно усложняются двигательные действия ребенка, используются различные приспособления универсального типа, усложняется также способ перемещения ребенка на этих снарядах: дети ходят по наклонной плоскости (доске) – угол которой постепенно увеличивается, по дорожкам, лесенке, мостику-качелям, ребристым доскам, рейкам гимнастической лестницы, кирпичикам и т. д. Все вышеизложенные упражнения сориентированы на правильное формирование голеностопного сустава, а также на профилактику и коррекцию косолапости и плоскостопия.

Для детей, страдающих косолапостью, целесообразно использовать дорожку с отпечатками стоп и специальные универсальные приспособления.

В зависимости от искривления стопы вовнутрь на дорожке постепенно увеличивается угол разворота носков наружу, дети проходят, ставя ногу след в след.

Опыт показывает, что косолапость у детей полностью исчезает, если они поднимаются по доске с углом наклона больше 10°.

в зависимости от увеличения угла наклона доски сравнительно увеличивается разворот носков наружу. Систематическая тренировка детей на таких снарядах дает положительный результат в деле коррекции и исправления косолапости.

ПЕРЕЧЕНЬ УПРАЖНЕНИЙ

1. Упражнения без предмета. Подниматься на носках и опускаться на стопы. (4-5 подходов по 6-8 раз)

2. Одна стопа потирает другую. (4-5 подходов по 6-8 раз)

3. Сгибать и разгибать пальцы, сидя и лежа (4-5 подходов по 6-8 раз)

4. Поворачивать стопу вперед — назад, влево — вправо. (3-4 раза 10 вращений вовнутрь и 10 наружу)

5. Из положения основной стойки тяжесть тела перенести в разные части стопы. Пружинящие движения носками с глубоким перекатом с пятки на носок и наоборот. (3-4 раза по 3-4 подхода)

6. Общеразвивающие упражнения на укрепление мышц бедра и голени, охватывающие все группы мышц. (4-5 раз по 3-4 подхода)

7. Ходьба на носках, на пятках и наружных краях стопы. (4-5 раз по 3-4 подхода)

8. Длинные прямые шаги с глубоким перекатом с носка на пятку. (8-1О м. 3-4 раза)

9. Разнообразные поскоки, прыжки на месте и с передвижением. (80-100 прыжков 3-4 раза)

10. Ходить босыми ногами по песку, по круглому щебню, по дорожке — массажеру. (80-100 прыжков 3-4 раза)

11. Захват предметов пальцами ног, удержание и выбрасывание их. (5-6 предметов каждой ногой по 3-4 раза)

12. Перекатывание стопой набивного мяча, мешочка с песком и др. предметов в различных направлениях. (4-5 подходов по 3-4 раза)

13. Стоять на деревянных дощечках — шаблонах с отпечатками стоп, правильно ставить стопу. (4-5 подходов по 3-4 раза)

УПРАЖНЕНИЯ НА ПОСОБИЯХ

14. Ходьба по ступенькам с помощью воспитателя и без него.

15. Ходьба босиком по рейкам, по рейке-качалке, положенной выпуклой стороной вниз.

16. Ходьба по ребристой доске, расположенной на полу, и по наклонной ребристой доске. (3-4 раза)

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСНЫЕ ПОСОБИЯ

17. Ходьба по гладкой наклонной доске вверх — вниз.

18. Ходьба по прямой и наклонной дорожке с отпечатками стоп. Постепенно увеличивая наклон. (4-5 раз)

19. Ходьба через ступеньки лестницы в медленном и быстром темпе.

ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

3. «Босыми ногами»

3 гимнастические скамейки и стулья для воспитателя.

вдоль стен зала расположить 3 гимнастические скамейки. У свободной стены поставить стул для воспитателя, центр зала оставить свободным.

Сидя лицом К воспитателю, дети руками захватывают край стула (скамьи,спиной касаясь стены, выпрямляют ноги.

На счет воспитателя дети притягивают носки к себе и ставят их на пол (сначала в медленном темпе, потом в быстром). Вместе с воспитателем дети делают ногами различные движения вверх-вниз, повороты налево-направо, круговые движения, опираясь на пальцы. По команде «Встать!» дети строятся за скамейкой, левую ногу ставят на скамейку, опираясь на правую. Отталкиваясь правой ногой, поднимаются на носок левой и спускаются. После 6-8 движений по указанию воспитателя дети меняют исходное положение ног и делают то же самое упражнение другой ногой.

После чего дается команда «Разойдись!». Ребята, высоко поднимая колени, бегают на носках (45-50с, а затем по команде «По местам!» занимают свои места на скамейке у стены.

Во второй половине игры дети одновременно и последовательно де6лают пружинящие движения носками, ходят с глубоким перекатом с пятки на носок и наоборот. Повторяют каждое упражнение 4-5 раз, после чего опять дается команда «Разойдись!», дети бегают врассыпную по всей площадке.

в конце игры целесообразно дать упражнения расслабляющего характера с исходным положением лежа на спине и животе.

две гимнастические скамейки или доски длиной 3,5-4 м, шириной 20-25 см, маленькие деревянные палочки длиной 8-1 О см, диаметром 1-1,5 см, камушки и мешочки с песком по количеству детей.

по ширине зала на 1-1,5 м от стены разложить веревку, обозначая волчье логово. На другом конце площадке на гимнастической стене поставить наклонно ребристые доски.

Читайте так же:  Как оформить уголок фотографий в детском саду

I часть. Страус (воспитатель) предлагает своим птенцам (детям) погулять бесшумно в лесу. Участники игры ходят на носках, пятках с глубоким перекатом стопы, поочередно полуприседая и выпрямляясь. Медленно они должны дойти до волчьего логова. По сигналу страуса «Волк!» птенцы бегом возвращаются домой (место для сбора, а волк старается их поймать. Пойманного птенца волк уносит с собой в логово. (Повтор 4 раза)

IIчасть. Страус рассыпает по всей площадке мелкие предметы, которые предлагает собрать своим птенцам, захватывая пальцами ног. Дети собирают, потом поднимаются и спускаются по наклонной доске, после чего идут врассыпную с глубоким перекатом стопы до волчьего логова. По команде «Волк!» бегут домой.

следить за осанкой, захватывание предметов производится равное число правой и левой ногой.

две дорожки (длина 8-10 м, ширина 60-70 см, на одной из которых отпечатаны следы шага 75-80 см, угол разворота носков 150 (рис. А) При веревке по 4 м.

Две дорожки (длина 8-1 О м, ширина 60-70 см) с отпечатанными следами стоп, где длина шага 40 см (3-я дорожка) и 50 см (4-я дорожка, угол разворота носков 15° (рис. Б)

по длине зала на расстоянии 3-4 м друг от друга параллельно расстелить по полу дорожки с отпечатками следов стоп. По длине дорожки на расстоянии 60-70 см от нее разложить веревку. Сидя на скамейке, дети показывают, где у них правая нога, где левая.

I часть. Воспитатель объясняет, что по первой дорожке дети должны пройти, ставя стопы на следы только левой ногой, по другой дорожке – правой ногой, а по веревкам, расположенным на полу, нужно пройти то правой, то левой ногой.

После команды «Разойдись!» дети начинают б6егать по комнате и через 35-40 секунд беспрерывного бега вновь собираются у дорожки. (по-вторить 4 раза)

II часть. На втором этапе игры воспитатель объясняет детям, что они должны под музыку пройти по отпечатанным следам вначале третью, потом четвертую дорожку. (повторить 4-5 раз)

игру можно усложнить за счет изменения элементов шага: длины, ширины, угла разворота носков, за счет увеличения скорости, темпа, амплитуды, движения рук и ног и т. д. Следить, чтобы дети ставили стопы точно след в след, голову вперед при этом не наклоняли. Следить за осанкой.

Упражнения на укрепление мышц стопы и голени

и формирование свода стопы.

Они могут применяться на занятиях по физической культуре, а также на утренней зарядке, гимнастике после дневного сна, в качестве домашних заданий и т. п. Дозировка упражнений зависит от возраста и уровня подготовленности детей и может составлять от четырех-пяти раз на этапе разучивания комплекса. Для создания положительного эмоционального фона упражнения следует выполнять под музыку. Кроме того, необходимо применять наглядные пособия (картинки, рисунки, а также загадки, песни, стихи, соответствующие сюжету комплекса. Это способствует повышению интереса и активности детей, следовательно, более качественному выполнению упражнении.

1. «Танцующий верблюд»

И. п. — стоя, ноги врозь, стопы параллельно, руки за спиной. Ходьба на месте с поочередным подниманием пяток (носки от пол не отрывать).

2. «Забавный медвежонок»

И. п. — стоя, на внешней стороне стопы, руки на пояс. Ходьба на месте на внешней стороне стопы. То же с продвижением вперед – назад, вправо – влево. То же, крутясь на месте вправо и влево.

3. «Смеющийся сурок»

И. п. — стоя, ноги вместе, руки перед грудью локтями вниз, кисти пальцами вниз. 1-2 полуприсед на носках, улыбнуться; 3-4 и. п.

4. «Обезьянки — непоседы»

И. п. — сидя по-турецки, руки произвольно. 1-2 — встать; 3-4 — стойка: ноги скрещены, опираются на внешнюю сторону стопы; 5-6 — сесть; 7-8 — и. п.

5. «Резвые зайчата»

И. п. — стоя, ноги вместе, руки на поясе. 1-16 — подскоки на носках.

Для каждого занятия выбирают три — пять упражнений для выработки правильной осанки, столько же — на расслабление, растягивание и укрепление определенных мышц и т. п. — В зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

Упражнения для выработки навыка

И. п. –стоя спиной к стене.

1. Затылок, лопатки, ягодицы, икроножные мышцы и пятки касаются стены, голова поднята, плечи опущены и отведены назад, лопатки прилегаю к стене. Если поясничный лордоз увеличен, следует приблизить поясницу к стене, немного напрягая мышцы живота и передней поверхности бедер; при этом таз поворачивается вокруг тазо-бедренных суставов, и угол его наклона уменьшается.

2. Потянуть руки и плечи вниз, голову вверх, вытягивая шейный отдел позвоночника (выдох, расслабиться (вдох).

3. Потянуться вверх всем телом, от головы до пяток (на носки не приподниматься, опустить плечи, вытянуть весь позвоночник (выдох, расслабиться (вдох).

4. Положить руки на голову, потянуть вверх все тело, кроме шеи и головы, вытягивая грудной и поясничный отделы (выдох, расслабиться (вдох).

5. Закрыть глаза, сделать шаг вперед, принять правильную осанку. Открыть глаза, проверить

правильность осанки, исправить замеченные дефекты.

6. Сделать два-три шага вперед, присесть, встать, принять правильную осанку, проверить себя.

7. Сделать один — два шага вперед, расслабить последовательно мышцы шеи, плеч, рук и туловища — «обвиснуть». Выпрямиться, проверить осанку.

8. Подняться на носки, скользя спиной по стене, потянуться всем телом вверх. Задержаться в этом положении на 3-5 секунд, вернуться в ил.

Все эти упражнения можно усложнять — выполнять, не прислоняясь спиной к стене.

Главное средство профилактики и необходимый компонент лечения заболеваний позвоночника — выработка навыка правильной осанки. К сожалению, это трудная задача не столько для ребенка, сколько для родителей и педагогов. Сама собой хорошая осанка может сформироваться в исключительных случаях — у совершенно здорового, переполненного энергией, гармонично развитого ребенка. Всем остальным необходимо:

• обеспечить условия для формирования правильной осанки;

• знать, что такое правильная осанка, как именно надо стоять, сидеть и двигаться не сутулясь;

• сознательно и бережно относиться к своему здоровью и одной из главных его опор — позвоночнику;

• доводить навык правильной осанки до автоматизма с помощью специальных упражнений.

Упражнения на ощущение

Наиболее отчетливое ощущение правильной осанки появляется при прикосновении спиной к стене. Дети начинают чувствовать уровень надплечий, положение лопаток, таза, всего тела. В этом случае полезны следующие упражнения.

1. И. п. — стать спиной к стене в основной стойке, так, чтобы затылок, лопатки, ягодичные мышцы и пятки касались ее. Сделать шаг вперед, стараясь сохранить то же положение тела, вернуться к стенке. Повторить несколько раз.

2. И. п. — то же. Присесть и встать или поочередно поднимать и сгибать ноги, сохраняя то же положение головы, таза, спины.

3. Ип. — то же. Сделать шаг вперед, повернуться на 360°, выпрямиться, вернуться к стенке.

Правильному положению и отчетливому ощущению прямой спины способствуют и упражнения с обручами, палками, положенными на лопатки.

Здоровый ребенок должен много двигаться, тем более что из-за особенностей детской нервной системы и мышц поддерживать неподвижную позу ему труднее, чем бегать, прыгать, вертеться и скакать. В положении сидя или стоя, особенно если находиться в одной и той же позе приходится дольше нескольких минут, ребенок «обвисает», вертикальная нагрузка переносится с мышц на связки и межпозвонковые диски, и начинается формирование плохой осанки. Небольшая, но регулярная физическая нагрузка (плавание, домашние тренажеры, больше подвижных игр и поменьше телевизора, ежедневная физкультура) — необходимое условие для нормального развития опорно-двигательного аппарата.

Методика получения отпечатков стоп.

На один конец дорожки темного цвета из линолеума длиной 12-14 м и шириной 130 см наносится тонкий слой порошка мела. Ребенок становится на этот участок дорожки и по указанию воспитателя «протирает» ноги, т. е. окрашивает подошвы мелом. Затем ему предлагается пройти по дорожке и принести игрушку. Таким простым способом у каждого ребенка фиксируются такие показатели: прямолинейность и равномерность ходьбы, длина, ширина шага, величина угла разворота носков, шарканье ног, косолапие и плоскостопие.

На дорожке дети 2-7 лет делают 20-30 шагов.

С помощью измерительных приборов фиксируется вышеизложенные данные, а также нарушение и деформация.

После этого даются нормы и показатели для моделирования дорожки с отпечатками стоп.

Автор составитель: З. В. Дегтярёва.

Азбука здоровья для дошкольников Родительское собрание «Азбука здоровья для дошкольников» Цель: Познакомить родителей с содержанием здоровьесберегающих технологий и результатами.

Чтобы ножки не болели, чтобы ножки здоровели. В детском саду необходимо заниматься профилактикой плоскостопия. Я работаю над созданием условий для профилактики плоскостопия у детей в.