Пособие по шахматам в гришин

Книги по шахматам

&nbsp&nbsp Шахматы – очень интересная и увлекательная игра, она известна миру с давних времен. Правила игры в шахматы менялись, пока мы не получили то, что имеем сейчас. И как же обычный человек может приобщиться к этой древней забаве? Конечно, с помощью книг по шахматам.
&nbsp&nbsp В современном мире, при развитии информационных технологий, можно встретить очень много источников, рассказывающих о шахматах. Кроме проверенных изданий, мы можем наблюдать различные статьи сомнительного содержания, видеоуроки от неизвестных любителей и просто советы «умных» людей на различных форумах. Ну, как говорится, доверяй, но проверяй. Ведь никому не хочется сесть в калошу. Поэтому здесь мы бы хотели перечислить список тех книг, которые мы считаем интересными и полезными.

Единица шахматного веса

  • 14-08-2018, 11:12
  • 3317

Соло шахматного коня

  • 11-08-2018, 10:55
  • 2791

Подвиги шахматного слона

  • 9-08-2018, 15:52
  • 2373

Подвиги шахматной королевы

  • 8-08-2018, 13:01
  • 2257

Учебник шахматной игры, Калиниченко

  • 6-08-2018, 22:56
  • 6583

Учитесь играть ферзевый гамбит

  • 3-08-2018, 10:27
  • 3414

Михаил Ботвинник: Секреты мастерства

  • 28-06-2018, 12:19
  • 4843

Король идет врукопашную

  • 3-06-2018, 10:16
  • 3181

Шахматная школа чемпиона мира Магнуса Карлсена

  • 29-05-2018, 21:11
  • 7141

Здравый смысл в шахматной игре

  • 24-05-2018, 15:13
  • 3617

&nbsp&nbsp Книги – вот что поможет начинающему шахматисту!

  • Эммануил Ласкер «Учебник шахматной игры». Здесь можно узнать о дебютах, комбинациях, также в этой книге описаны примерные шахматные партии и дан комментарий автора.
  • И.З. Бондаревский «Учитесь играть в шахматы». В этой книге очень подробно рассказывается о шахматах, это не заумный трактат о сложных ходах, это книга для начинающих, для тех, кто, возможно, никогда и не слышал о такой игре.
  • Я.Г. Рохлин «Шахматы». Здесь, кроме теории и практики игры в шахматы, также описаны исторические партии, что позволяет перенять опыт известных шахматистов.

&nbsp&nbsp Кроме этого, существуют книги, созданные для тех, кто уже усвоил азы. Это более высокий уровень:

  • А.С. Суэтин «Как играть дебют».
  • А.И. Ницмович «Моя система».
  • А. Котов «Тайны мышления шахматиста».

&nbsp&nbsp Эти книги помогут более опытным игрокам укрепить свои знания, узнать больше о стиле игры, прочитать о партиях известных шахматистов и взять что-то из этого для себя.
&nbsp&nbsp Кроме того, нельзя забывать о детях, которые тоже желают приобщиться к миру шахмат. Конечно, существуют и детские пособия:

  • В.Г. Гришин, В.И. Ильин «Шахматная азбука». Для детей 6-7 лет.
  • В. Березин «Азы шахмат».
  • Н. Петрушина «Шахматный учебник для детей». Для детей 5-6 лет.
  • М.М. Юдович «Занимательные шахматы».

&nbsp&nbsp Развивайте свой интеллект, и, главное, не бросайте книгу на середине, выполняйте все методические указания, ведь шахматы, как никакая другая игра требуют терпения, дисциплины, усидчивости. Мы надеемся, что у Вас все получится!

Книги и учебники по шахматам

Полистайте методические рекомендации

Учебно-методический комплекс «ФЕНИКС» разработан в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Состоит из программы, методических рекомендаций и раздаточных материалов. УМК «ФЕНИКС» апробирован на экспериментальных площадках ФИРО. Имеются рецензии и экспертные заключения.

Реализация УМК «ФЕНИКС» направлена на формирование общей культуры личности детей и обогащение (амплификацию) детского развития за счет включенности в интеллектуально-состязательную среду.
Образовательные области: познавательная и социально-коммуникативная. Содержание УМК «ФЕНИКС» ориентировано для детей всех групп здоровья.

Автор: А.В. Кузин, Н.В. Коновалов, Н.С. Скаржинский
Формат издания: 210 × 297 мм
Количество страниц: 76
Год выпуска: 2017 г.
ISBN: 978-5-904347-67-3
Тираж: 5000
Издательство: Линка-Пресс
Серия: Шахматы для дошкольников
Переплет: Мягкий
Цветные иллюстрации: Да
Язык: Русский

Стоимость доставки в цену не включена – мы не осуществляем доставку. Забрать покупки вы можете только самостоятельно в Москве. Позвоните нам и мы скажем, где и когда можно забрать покупки.
Возможна оптовая покупка, условия можно узнать по адресу: [email protected]

Учебно-методический комплекс «ФЕНИКС» разработан в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Состоит из программы, методических рекомендаций и раздаточных материалов. УМК «ФЕНИКС» апробирован на экспериментальных площадках ФИРО. Имеются рецензии и экспертные заключения.

Реализация УМК «ФЕНИКС» направлена на формирование общей культуры личности детей и обогащение (амплификацию) детского развития за счет включенности в интеллектуально-состязательную среду.
Образовательные области: познавательная и социально-коммуникативная. Содержание УМК «ФЕНИКС» ориентировано для детей всех групп здоровья.

Раздаточные материалы являются частью УМК «Феникс – шахматы для дошкольников» и предназначены для детей дошкольного возраста. Каждый лист раздаточного материала соответствует странице методических рекомендаций, в которых представлен алгоритм проведения занятия. Ребенок плотно работает с листомраздаточного материала, шахматной доской и фигурами (спортивным инвентарем). Ребенок получает информацию с помощью раздаточного материалов. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими способами обучения. В конце занятия ребенку предлагается вложить использованный лист раздаточного материала в свою индивидуальную папку.

Кузин, А. В. Дидактические материалы к УМК «Феникс – шахматыдля дошкольников» / А. В. Кузин, Н. В. Коновалов, Н. С. Скаржинский. – М. : Линка-Пресс, 2017.– 76 с.

Книги по шахматам — ТОП лучших по темам

Автор: Дядя Валера

День добрый, дорогой друг!

Сегодняшняя статья- это не рейтинг книг по результатом опросов. Ваш покорный слуга составил список книг, которые читал сам (что немаловажно) и по которым учился. Надеюсь, не слишком вас огорчил. Итак, книги по шахматам — ТОП лучших по версии автора этих строк.

Зачем читать шахматные книги?

Ну, действительно, 21 век за окном как-никак. Включил комп, запустил программу типа СhessBase и вуаля, – все варианты как на ладони. Вот партии Карлсена, Каспарова, Алехина. Смотри и «расти над собой» семимильными шагами.

Вот только есть загвоздка. Даже не одна, а несколько:

  • Игру чемпионов повторить не получится. Ваш соперник обязательно свернет в сторону. А значит, придется думать самому.
  • Возникает куча вопросов. Почему Алехин, Таль, Карпов или Крамник сыграли так, а не иначе? Даже если есть подробный анализ, вопросы остаются. А иногда и полное непонимание того, что происходит на доске.

Программа – это всего лишь инструмент для анализа и отчасти обучения. А вот шахматные книги создают понимание игры. А это основа для роста мастерства.

Кроме того, никто не отменял творческое начало в шахматах. Уже давно разбита в пух и прах теория Капабланки о ничейной смерти шахмат. Когда играют люди, — это слишком многогранная игра, чтобы подчиняться какому-то алгоритму.

А значит, нужно не только считать варианты, но и понимать идеологию шахмат. Как фундаментальные принципы, так и тактические приемы.

Впрочем, довольно пространных рассуждений. Теперь обещанный ТОП.

Сборники партий

  • Алехин А.А. Международные шахматные турниры в Нью-Йорке 1924—1927

Партии Алехина, да еще и с его собственными комментариями, — что может быть полезнее для роста мастерства шахматиста.

  • Фишер Роберт Джеймс. Мои 60 памятных партий . С послесловием А.Суэтина.

Авторский анализ своих партий одного из величайших мастеров в истории шахмат.

  • Тарраш Зигмунд. 300 шахматных партий

Классическое учебное пособие от одного из выдающихся шахматных теоретиков.

  • Бронштейн Д.И. Международный турнир гроссмейстеров

Книга гроссмейстера, претендента на чемпионское звание, одного из ведущих шахматных аналитиков о турнире претендентов 1953г. Автор дает интересные комментарии, акцентируя внимание на середине игры.

  • Туров Б.И. Пять шахматных олимпиад

380 партий с олимпиад, проводившихся с 1974 по 1982г.

Автор, Г.Каспаров, рассказывает о ходе борьбы в двух исторических матчах с А.Карповым и комментирует партии.

По стратегии игры

  • Котов А.А. Шахматное наследие Алехина. 1 том

Автор рассказывает об уникальном творчестве русского шахматиста, дебютных находках, жизни чемпиона. Комментирует 209 партий.

  • Котов А.А. Шахматное наследие Алехина. 2 том

Второй том посвящен стратегическому мастерству Алехина, искусству разыгрывания эндшпиля. 170 партий с комментариями

  • Ботвинник М.М. Аналитические и критические работы. 1957—1970г.

Примеры творчества маэстро, глубокий анализ партий в соперничестве с Талем, Петросяном, Смысловым.

Сборник материалов из архивных записей Тиграна Петросяна, лекции, прочитанные на своих занятиях с юными шахматистами.

  • Суэтин А.С. Дебют и миттельшпиль

Автор делится секретами дебютной борьбы, стратегия построения дебюта и миттельшпиля, приводит примеры творчества шахматистов.

  • Юдович М.М. План в шахматной партии

Известный шахматный исследователь рассказывает о важности планирования партии. Демонстрирует, как создаются и реализуются планы на примерах.

  • Мацукевич А.А. Принцип ограничения

Автор раскрывает один из фундаментальных приемов в шахматах: принцип ограничения подвижности. Приводит отличные примеры задач

  • Суэтин А.С. Французская защита

Автором проводит всесторонний анализ одного из популярнейших дебютов.

Монография посвящена каталонскому началу. Обобщает тридцатилетнюю практику применения дебюта и квалифицированный анализы автора

Автор раскрывает смысл гамбитной стратегии игры, условия применения гамбитов, приводит примеры партий

Справочное пособие по различным вариантам и разветвлениям этого популярного дебюта

  • Слуцкий Л.М., Шерешевский М.И. Контуры эндшпиля

Авторы исследуют важную проблему связи дебюта и окончания партии. Анализируют типичные окончания, которые часто возникают после тех или иных дебютов

  • Лисицын Г.М. Заключительная часть шахматной партии

Книга по эндшпилю от известного мастера и шахматного исследователя времен СССР.

Автор — известный гроссмейстер, претендент на титул мирового чемпиона, создал отличный сборник окончаний.

  • Верховский Л.С . Цугцванг , Кочиев А.В., Яковлев Н.Г. Преимущество двух слонов

В книге подобраны многочисленные яркие примеры, раскрывающие тему цугцванга и преимущества двух слонов, особенно в окончании.

Биографические/ художественные

  • Юдович М.М. Михаил Чигорин: Жизнь и творчество

Автор делится своими знаниями о важнейшими событиях жизни и творчества великого русского маэстро.

  • Ботвинник М.М. К достижению цели

Автобиографическая книга мэтра советских шахмат, доктора наук.

  • Флор Сало. Сквозь призму полувека

Гроссмейстер Флор – претендент на мировое чемпионство, делится воспоминаниями о перипетиях борьбы за мировую крону

  • Васильев В.Л. Актеры шахматной сцены

Васильев В.Л. — писатель и журналист. Герои его книги – известнейшие шахматисты с их неповторимым своеобразием и чертами характера. Читается как художественная литература.

  • Авербах Ю.Л. Бейлин М.А. Путешествие в шахматное королевство

По сути – учебник шахмат в формате увлекательного путешествия.

  • Джеймс Ид. Самоучитель игры в шахматы

Великолепное пособие-самоучитель, снабженный 3D иллюстрациями и тнко подобранными примерами

  • И.Т. Сухин. Шахматы для самых маленьких

Рекомендуется для детей до 5 лет

  • Анна Дорофеева. Хочу учиться шахматам

Рекомендуется детям в возрасте 5-8 лет

  • Виктор Пожарский. Путь к мастерству

Пособие для обучения взрослых

Как изучать книги

Казалось бы, что за вопрос? Конечно же, с шахматами под рукой.

Ну да, все верно. Но давайте начистоту: Всегда ли мы можем позволить себе выделить время для того, чтобы удобно расположиться за столом, расставить фигуры и не спеша заниматься пару часов, когда ничто и никто не отвлекает?

Не знаю, открою вам секрет или нет, но из личного опыта могу сказать следующее: Шахматные книги можно изучать и без доски и компьютера.

Когда вы видите диаграмму, комментарии и ближайшие ходы, вы начинаете анализировать. Так же, как во время собственной партии.

Все это прокручивается в голове, включая комментарии автора, и западают в память. Наиболее интересные и спорные моменты можно разобрать на доске, когда появится возможность.

Должен признаться: ваш покорный слуга примерно половину книг изучил именно таким способом. Настоятельно рекомендую делать записи или пометки. Особенно во время разбора за доской. Можно на полях или в отдельном блокноте.

В качестве заключения:

Вполне вероятно, что в этом списке отсутствуют многие достойные и полезные книги. Подчеркну одно: все перечисленные книги автор этих строк читал и изучал.

По этим книгам (кроме современных из раздела для начинающих) учился в молодые годы. Так что качество гарантировано. Читайте, изучайте их, и ваше мастерство будет повышаться помимо вашей воли. Можете поверить на слово.

Благодарю за интерес к статье.

Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

  1. Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
  2. Напишите комментарий (внизу страницы)
  3. Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.

Владимир Гришин — Шахматная азбука, или первые шаги по шахматной доске

99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.

Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Описание книги «Шахматная азбука, или первые шаги по шахматной доске»

Описание и краткое содержание «Шахматная азбука, или первые шаги по шахматной доске» читать бесплатно онлайн.

Шахматная азбука или первые шаги по шахматной доске

Если вашему ребенку 5–7 лет и вы хотите чтобы он научился играть в шахматы, вам поможет необычная книжка. Ну, а если вы сами не очень сильны в древней игре, то книжка поможет и вам.

Авторы постарались изложить правила шахмат в занимательной форме, чтобы учиться не было скучно. Вместе с ними издательство надеется, что книга будет полезна и детям и родителям.

Владимир Григорьевич Гришин

Евгений Ильич Ильин

Худ. А. Борисов

Москва, «Физкультура и спорт» 1972

От издательства

Читайте так же:  Имеют ли льготы ветераны труда на транспортный налог

Эта книжка — эксперимент. Первая в таком роде попытка научить игре в шахматы пяти-семилетних детей.

Нужно ли учить таких малышей труднейшей из игр?

Конечно, папы и мамы зададут себе эти вопросы. И только они сами, хорошо знающие своего ребенка, его склонности и возможности, смогут на них ответить. Но мы уверены: осторожно дозированное и бережно направляемое увлечение малыша шахматами ничего, кроме пользы, принести не может.

В чем же может выразиться польза от ранних занятий шахматами? Как известно, ребенок — существо крайне непоседливое и нетерпеливое. А между тем для многих даже детских дел необходимо умение сосредоточиваться, последовательно добиваться результата. Да и усидчивость — свойство, для маленького непоседы отнюдь не лишнее. Прививать эти качества мерами внушения и принуждения — задача трудная и неблагодарная. И тут на помощь родителям и воспитателям могут, как нам представляется, прийти шахматы.

По форме шахматы — игра. Фигуры забавны, даже похожи на привычные игрушки (особенно кони!). Правила не сложны, если не превращать их в скучную науку, а знакомить с ними в ходе живого общения, превращая, как это старались сделать авторы, в игру сам процесс обучения. Знакомство со своеобразным миром шахмат поможет подготовить разум ребенка к восприятию абстрактных логических категорий. Можно предположить, что игра в шахматы в какой-то степени разовьет пространственное воображение и память. И уж не приходится сомневаться, что увлеченный «боем» ребенок сумеет заставить себя усидеть на месте, постарается сосредоточить свое внимание на событиях, происходящих на клетчатой доске. При этом взрослые должны следить, чтобы увлечение шахматами не шло за счет пребывания на воздухе, не уводило ребенка от шумных, веселых игр и забав, свойственных его возрасту.

Авторы отнюдь не стремятся сделать из своих маленьких читателей больших шахматистов. Они хотят способствовать их разностороннему развитию, расширить круг представлений, познакомить с интересной игрой. Кстати, несколько слов об авторах.

Владимир Григорьевич Гришин опытный педагог, методист Министерства просвещения РСФСР. В течение нескольких лет он преподает шахматы и некоторые другие спортивные игры в детском саду. Разумеется, его опыт и наблюдения нашли отражение в этой книжке.

Евгений Ильич Ильин опытный литератор. Он много пишет о спорте, и в частности о шахматах. Выбор темы не случаен — Евгений Ильич кандидат в мастера по шахматам.

Работа над этой книгой представляется логическим продолжением педагогических и литературных исканий обоих авторов.

Итак, сделана попытка открыть маленькому человеку дверь в новую, незнакомую дотоле область познания. Удачна ли эта попытка? Захотелось ли вашему ребенку углубиться в страну шахмат?

Справились ли авторы с ролью проводников, сумели ли соразмерить свои шаги с шажками малыша? Иначе говоря, доступно ли ребенку это «путешествие», интересно ли?

Да и ваша роль не совсем обычна. Руководя путешествием малыша по стране шахмат, вы станете как бы соавтором «Азбуки», потому что вам, вероятно, придется кое в чем ее изменять и дополнять.

Всякий эксперимент нуждается в практической проверке. В данном случае вы, товарищи родители, оказываетесь в роли своего рода «приемной комиссии». Только от вас издательство и авторы смогут узнать о результатах поставленного опыта и о вашей роли в нем. Поэтому убедительная просьба: напишите нам, помогла ли эта книжка научить игре мудрецов вашего сына или дочку, что здесь удачно, а что следует изменить или доработать, нужно ли продолжать выпуск таких книжек.

Наш адрес: Москва, К-6, Каляевская ул., д. 27. Издательство «Физкультура и спорт».

Предисловие для родителей

Шахматы — одна из древнейших игр, дошедшая до нас из глубины веков. И в то же время шахматы — самая современная игра, привлекающая все большее число сторонников во всем мире. Неисчерпаемость шахмат, глубина их содержания, сочетание строгой логичности и неограниченных возможностей для проявления инициативы и фантазии делают шахматы частью общечеловеческой культуры. «Игра мудрецов», «гимнастика ума» — эти и другие подобные определения отражают серьезное, уважительное отношение многих людей к замечательной игре. В некоторых странах шахматы стали обязательным школьным предметом. Проводятся такие эксперименты и у нас.

В нашей стране существует множество шахматных кружков и секций при Дворцах пионеров, Домах пионеров и школьников, Домах культуры, школах и домоуправлениях. Но все они рассчитаны на ребят среднего и старшего школьного возраста. Однако интерес к шахматам, желание научиться играть появляется и у многих малышей 5—7 лет. Чтобы помочь младшим ребятам познакомиться с интересной игрой, сделать первые шаги по клетчатой доске, мы и предпринимаем это издание.

В «Шахматной азбуке» авторы сделали попытку в доходчивой форме рассказать о шахматных фигурах, их свойствах и особенностях, об основных правилах игры и некоторых ее принципах.

Обычно первые книжки малышам читают родители, не должна быть исключением и эта. В вас, уважаемые мамы и папы, авторы видят своих помощников в попытке приобщить заинтересовавшихся шахматами дошколят к азам интересной игры. Если вы сами играете в шахматы, то предлагаемые примеры можете варьировать и разнообразить. Если же вам раньше не случалось садиться за доску, книжка и для вас явится путеводителем по шахматной стране, и кто знает, может быть, увлеченность вашего ребенка передастся и вам.

Читая ребенку «Шахматную азбуку», не торопитесь, не «проходите» больше одной главки в неделю. Больше внимания уделяйте игровому принципу обучения. Следите за диаграммами — их указывают цветные значки.

Если ваш ребенок уже умеет читать и захочет проявить самостоятельность и в данном случае, — разрешите ему читать «Шахматную азбуку», но введите при этом разумную дозировку, так как материал нелегкий, и большие «порции» только утомят малыша, затруднят усвоение.

Некоторые наиболее сложные правила игры авторы решили опустить. Это правило о взятии на проходе и о запрещении рокировки через битое поле. На первых порах можно этими правилами пренебречь. А когда понадобится, вы, товарищи родители, сможете уладить споры, изучив эти правила — они изложены в конце книжки.

Деревянная война

Васе подарили шахматы. Гладкие, пахнущие лаком фигурки лежали в клетчатой, будто кепка клоуна Олега Попова, деревянной коробке. Были тут коняшки, башенки и какие-то напоминавшие человечков куколки без лиц и без рук. Васе понравились забавные фигурки, но, что с ними делать, он не знал. И папа с мамой не могли ему помочь, потому что тоже не умели играть в шахматы.

Скоро большая деревянная коробка стала Васе мешать, и он засунул ее под диван. Засунул и забыл — и о коробке, и о лежащих в ней коняшках, башенках и похожих на человечков куколках.

Однажды пришел к Васе Сережа, закадычный Васин друг. Ребята стали играть в хоккей — разноцветными пластмассовыми клюшками гоняли по полу пластмассовую шайбу. Юркая шайба то и дело залетала под стол или под шкаф, и ребята по очереди ложились на живот и шарили клюшкой под мебелью, стараясь выбросить шайбу на середину «площадки».

Раз шайба залетела под диван, и Сережа полез за ней. Но вместо шайбы он вытащил покрывшуюся пылью деревянную коробку.

— Так это же шахматы! — обрадовался Сережа, забыв о затерявшейся пластмассовой шайбе. — Давай в них играть!

— Я не умею… — засмущался Вася и покраснел.

— Что тут уметь! Будем играть в войну.

Сережа открыл коробку и высыпал на стол светлые и темные фигурки.

— У меня будут желтые солдаты, у тебя — черные. Расставляй свое войско, — командовал Сережа, выбирая светлые фигурки. Он ставил их одну к другой на краю стола, и вскоре там образовалась длинная цепочка светлых фигур — целая деревянная армия. Сережа помог Васе поставить черное войско на другом конце стола и достал из кармана красноватый ластик.

— Стрелять будем по очереди. Вот так.

Сережа положил ластик перед своим войском, а потом сильным щелчком послал его вперед. Резиновый снаряд пролетел через весь стол и сшиб двух черных воинов. Вася хотел поднять своих солдат, но Сережа сказал, что они убиты и встать не могут. Тогда Вася положил ластик на стол, старательно согнул средний палец и что есть мочи щелкнул по резинке. Но ни один вражеский солдат не упал — снаряд пролетел слишком высоко.

Похожие книги на «Шахматная азбука, или первые шаги по шахматной доске»

Книги похожие на «Шахматная азбука, или первые шаги по шахматной доске» читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.

Пособие по шахматам в гришин

Составитель:
воспитатель детского сада Х27
Колпинского района
Санкт- Петербурга
Куликова Елена Николаевна

Шахматы — магическая игра. Их чары испытали на себе почти все великие люди всех времен и народов — от царей и полководцев до писателей и музыкантов. Люди играют в шахматы уже почти полторы тысячи лет, а исчерпать все возможности древней игры, постичь все тайны шахматного королевства до сих пор никому не удалось. Даже современные ЭВМ в миллионы раз превосходящие по быстродействию человеческий мозг, не могут сосчитать, сколько вариантов возникает в ходе одной шахматной партии. Кроме этого, шахматы необычайно эмоциональны, они дарят своим приверженцам сильные переживания и яркие образы, помогают приобщиться к многовековой человеческой культуре. Из всех видов игр, придуманных человечеством, это единственная игра, которая близка и к спорту, и к науке, и к искусству. Творческая деятельность, яркое эстетическое переживание, некая спортивная борьба, логика научного исследования и большое воспитательное действие присущи шахматам. Видимо, поэтому они сумели выделиться из множества других интеллектуальных игр и, пройдя сквозь эпохи, не только сохранили, но и приумножили интерес к себе со стороны общества.
Доказано, что занятия шахматами укрепляют память, развивают аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность. Увлекшись этой игрой маленький непоседа становится усидчивее, озорник — выдержанней, зазнайка- самокритичнее. Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным.
К тому же шахматы — замечательный повод для общения людей, способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских и добрососедских отношений. Не случайно девизом Всемирной шахматной федерации являются слова «Все мы одна семья».
Шахматы дают детям возможность более целостно взглянуть на окружающий мир. Основная задача — вызвать у детей интерес к игре, заразить их «шахматной лихорадкой» и по возможности отвлечь немного от телевизоров, фишек, наклеек, комиксов, тетрисов, тамагоч, картиджей, кепсов и прочих «мымриков»,
В наше время шахматы стали прочно входить и в образовательный процесс. Во многих школах нашей страны и за рубежом, на протяжении многих лет, ведутся шахматные уроки. В Калмыкии шахматы уже преподают во многих школах.
Занятия шахматами в детском саду помогут детям лучше усвоить учебные предметы в школе. Например, с такими понятиями как «центр», «горизонталь», «вертикаль», «диагональ» и другими дети познакомятся в детском саду раньше, чем на уроках математики или геометрии в школе. Шахматная партия требует умения рассчитывать многочисленные варианты, а этот навык поможет детям в школе решать математические задачи любой сложности.

Данная программа предназначена для работы с детьми старших и
подготовительных групп детского сада в течение года.
За это время дети получат основы шахматных знаний, необходимые
им для успешного ведения игры, узнают много интересного.
Занятия по данной программе проводились в нашем саду в течение
четырех лет. Все дети, прошедшие обучение, научились играть в шахматы.
Некоторые воспитанники настолько увлеклись игрой и достигли таких
хороших результатов, что смогли принять участие в районных
соревнованиях по шахматам (в подгруппе новичков среди детей младших
классов, в то время, когда сами посещали еще детский сад) и выйти
победителями.
Семенов Фрол ( 6 лет) принимал участие в городских соревнованиях
на приз газеты «Санкт — Петербургские ведомости» и занял в личном зачете
третье место. Борисова Юля, обучавшаяся ранее по этой программе
(ученица первого класса 446 гимназии Колпинского района) на этих же
соревнованиях заняла первое место по городу.
Кроме того, дети имеют возможность заниматься дальше и повышать
свое мастерство уже в школе, т.к. установлена тесная связь со
спорткомитетом района. Представитель спорткомитета приходит в детский
сад и формирует из детей подготовительной группы шахматный кружок уже
в школе.
В программе не ставится задача подготовка спортсменов. Прежде
всего, она направлена на разностороннее развитие личности ребенка,
расширение круга, навыков общения и полноценного самовыражения,
раскрытие способностей детей. В ней даны сведения обо всех стадиях
шахматной партии (дебют, середина игры и окончание), игровые приемы,
знания по самостоятельному изучению шахмат, а так же некоторые
сведения исторического характера.
Занятия проводятся по принципу кружковой работы, но могут
проводится И воспитателями на группе.
Объем занятий — один час в неделю с каждой подгруппой (6- 8
человек). Программа рассчитана на проведение 32 занятий в год.
В конце года желательно провести турнир на 4 разряд и шахматную
викторину совместно с родителями. Преподаватель может варьировать
занятия по разделам и темам программы, опираясь на свой опыт и учитывая
подготовленность детей. Одним из важнейших условий, обеспечивающих
успешность занятий детей, является’ помощь родителей (повторение дома
изученного материала, выполнение домашних заданий, практические игры),
бабушек, дедушек и знакомых, умеющих играть в шахматы. В случае, если в
окружении детей никто не умеет играть в шахматы, можно посоветовать
взрослым учиться вместе с детьми. Общее увлечение благоприятно
скажется на отношениях в семье, еще более сблизит родителей с детьми.

Читайте так же:  Трудовой кодекс 72 статья


Обучающиеся должны знать:
• шахматные термины: поля, горизонтали, вертикали, диагонали,
центр, фланги и др ..
• правильное название шахматных фигур и их ходы.
• название и порядок следования 8 первых букв латинского алфавита.
• 3 стадии шахматной игры: дебют, миттельшпиль, эндшпиль.
• что такое шах, мат, пат.
• способы защиты от шаха
• правила разыгрывание дебюта
• простейшие тактические удары: вилка, связка, двойной шах,
вскрытый шах.
• приемы и способы матования одинокого короля
• правило квадрата и ключевых полей
• некоторые исторические сведения об истории возникновения и
развития шахмат.
• что такое «мельница» и цугцванг.
• сравнительную ценность фигур.
К концу обучения дети должны уметь:
• хорошо ориентироваться на шахматной доске
• правильно делать рокировку
• играть фигурами без нарушения правил
• читать и записывать шахматную нотацию (до 1 О — 15 ходов)
• видеть тактические удары
• разыгрывать несколько дебютов
• решать простейшие задачи на мат и пат в 1 — 2 хода
• провести пешку на поле превращения
• взаимодействовать фигурами в игре
• ставить линейный мат, мат ферзем, мат ладьей, мат двумя слонами,
с помощью пешек
• выполнять шахматные упражнения (типа «сходи конем в гости»,
«огонь», «объедение» и др.)
• рассчитывать варианты в уме
• планировать свои действия
• играть в «морской бой», в «овцу и волков», «шахматные поддавки».
Исторические сведения о возникновении и развитии шахматной игры
рекомендую взять из книги: «шахматы для детей и родителей» В. Костров,
Д. Давлетов. (ч.1, СПб, 2001 г.)
Распределение учебного материала
При обучении игре в шахматы рекомендуется параллельно в группе
использовать в работе с детьми интеллектуальную игру А.З.Зака: «Как
гусеница и муравей в гости ходили»!

Занятие 1. Краткая историческая справка о возникновении
шахматной игры, шахматная доска, фигуры, горизонтали, вертикали,
диагонали, центр, край, угол,.
Шахматная нотация: адреса фигур.
Игры: «Прогуляйся по улице» (а, в, с . ), «Поднимитесь на лифте» (до
нужной цифры), «Ракеты на старте»(пролететь по черным диагоналям, по
белым, по самым длинным, по диагоналям из пяти белых клеток, четырех
черных и т .д.)
Дома: игра в «Крестики-нолики», повторить цифры и буквы на
шахматной доске.

Занятие 2. Начальная позиция. «Адреса» фигур, правила хода; пешка
(без правила превращения и взятия на проходе ), ладья, слон, ферзь, король.
Игра: «Почтальоныэяразные фигуры разносят «письма» по адресам,
где буква — название улицы, а цифра — «номер дома»)
Дома: игра «Морской бой», повторение названий: горизонталь,
вертикаль, диагональ. Написание букв. Начертить в блокноте шахматную
доску.

Занятие 3. На занятие дети приходят с блокнотами в крупную клетку,
где начерчен квадрат 8х8 см. И обозначены буквы и цифры, как на
шахматной доске.
Шахматная нотация: Игра «Кто быстрее?». Преподаватель
записывает на доске шахматные поля, дети находят их у себя в блокноте и
обозначают буквой и цифрой (предварительно потренироваться дома
печатать буквы). Повторение правил хода ладьи, слона, ферзя, короля и
пешки (кроме правила превращения и взятия на проходе).
Игра: «Путешествие» (разные фигуры путешествуют по доске,
стараясь как можно скорее попасть на названное преподавателем шахматное
поле: страну).
Дома: обозначить в блокноте все поля буквами и цифрами, повторить
буквы и изучение правила хода фигур. Игра «Морской бой».

Занятие 4. Ладья и слон. Ходы: взятие, сила. Линейные и двойные
удары.
Игра: «Огонь». (Отметить фишками, сколько полей «обстреляет»
ладья и слон с середины поля, с угла и края. Определить, кто сильнее в
бою.)
Игра: «Соберем урожай», (Расставить на доске пешки-овощи и
постараться счесть их «собрать» ладьей и слоном, стараясь затратить не
более двух ходов на каждую пешку. Можно провести на разных досках с
элементом соревнования.)
Дома: попытаться белопольным слоном уничтожить пешку, стоящую
на черном поле и наоборот. Расставить на поля одного цвета слона и ладью
(любые поля). Определить, сколькими способами может ладья побить слона
и наоборот.

Занятие 5. Король и ферзь. Ходы, взятия, удары, сила, первое понятие
«шах».
Игра: «Огонь» (отметить фишками, сколько полей обстреливает
король и ферзь в центре, сбоку, в углу, определить силу)
Игра: «Поставь шах королю» (посоревноваться, кто больше шахов
поставит королю за один ход).
Игра: «Гости». (Белый и черный ферзь ходят в гости друг к другу.
Варианты.) Правило двух королей (нельзя подходить близко).
Дома: потренироваться делать шах королю ферзем. Игра «Собери
урожай» с королем (съесть королем все пешки на доске, стараясь не
попадать под шах).

Занятие 6. Конь. Ходы, взятие, сила, удары.
Нарисовать в блокноте букву «Г» в восьми положениях. Показать, как
скачет конь по шахматной доске. Игра «Огонь» (выложить фишками все
поля, которые обстреливает конь, определить силу, напомнив, что он еще
может перепрыгивать через фигуры).
Игра «Гости». (Путешествие конями из угла в угол — сосчитать углы).
Можно с элементом соревнования на двух досках.
Игра «Гости» (путешествие конями с поля вl на д8 и с а2 на п7).

Дома: нарисовать букву Г в разных положениях. Определить силу
коня в углу и с краю доски. Поиграть в «Гости».

Занятие 7. Конь. Закрепление. Понятие «Вилка».
Игра «Соберем урожай» ( съесть конем все пешки, можно с
элементами соревнования). Нападение конем на две фигуры — вилка
(варианты с шахом и без шаха) — показ. Затем дети придумывают вилки
сами.
Игра «Кто быстрее — передвижение коня из угла в угол; на соседнее с
ним поле.
Дома: посоревнуйтесь с детьми в скачках конем. В блокноте
начертите квадрат 5х5 и ходом коня обойдите как можно больше клеток,
останавливаясь в каждой не более раза. Кто больше займет клеток, тот
победит.

Занятие 8. Пешка. Ходы, взятия, правило превращения, сила (без правила взятия на проходе )
Игра «Огонь» (определить, сколько полей обстреливает пешка)
Игра «Соберем урожай» (побить пешкой как можно больше фигур и
провести на последнюю горизонталь)
Игра «Война пешею> (играют одни пешки, действуя по шахматным
правилам, выигрывает тот, кто проведет больше пешек или съест больше
пешек противника).
Дома:игра «Соберем урожай»(разные варианты), «Война пешею”.

Занятие 9. Шах и мат. Примеры. Способы защиты от шаха.
Поставить короля на шахматное поле. Предложить обстрелять короля
фигурой противника. Объяснить, что такой «обстрел» называется
нападение, а нападение называется «шах». Объяснить, как должен
поступать король при шахе:
• Побить фигуру противника другой фигурой или королем.
• Поставить защиту (закрыться какой-либо фигурой)
• Уйти из-под шаха на другое поле.
Продемонстрировать на доске варианты а, б, в.
Продемонстрировать несколько вариантов матов (можно линейных, с
помощью пешек, ферзя и др.). предложить спасти короля от этого «шаха».
Сделать вывод, что «мат» — это шах, то которого нет защиты и конец
шахматной игры.
«Шаху — мат» — королю пришел конец (в переводе с индийского). Шах
обозначается знаком «+», мат — «х»,
Дома: игра «кто объявит больше шахов королю?» (варианты шахов
разными фигурами).
Игра «Поставь защиту». Поупражнять детей в умении правильно
защищать короля — закрыть со стороны нападения. Обратить внимание, что
от коня защиты нет.

Занятие 10. Рокировка. Закрепление понятий «шах» и «мат».
Сказать, что т.к. король самая главная фигура и его надо защищать,
для него придумали специальный ход, который называется рокировка. В
этом ходе принимают участие две фигуры: король и ладья. Поставить на
начальную позицию короля и две ладьи. Показать, как делать рокировку в
длинную и короткую сторону (король делает два шага по направлению к
ладье, вставая на поле того же цвета, а ладья через него перепрыгивает и
становится рядом). Запись о — о; о — о — о.
Потренировать в выполнении рокировки без других фигур.

1. если король уже ходил.
2. если ладья уже ходила.
3. если между королем и ладьей есть другие фигуры.
4. если королю шах.
5. если после рокировки попадает под шах.
б. если во время перемещения король переходит через поле
«обстрелянное» другой фигурой (битое поле).
Показать все варианты.
Игра: «Кто первый ?» (из 2-3 предложенных позиций найти где мат).
Дома: повторить, все случаи, когда нельзя делать рокировку.
Предложить детям придумать несколько вариантов, когда рокировку делать
можно, а когда — нельзя.

Занятие 11. Начало шахматной партии (дебют). Развитие фигур (8 — 10 ходов).
Показать несколько вариантов начала партий. Игры в парах. Цель —
развитие фигур (8 — 1 О ходов).
Оценка с позиции трех главных правил дебюта (занять центр, развить
все легкие фигуры, сделать рокировку).
Дома: проиграть варианты испанской партии, итальянской, защиту
Филидора (по возможности) или просто потренироваться развивать фигуры.

Занятие 12. Основные законы дебюта. Детский мат. Мат Легаля.
Нападение на поле f7 и f2 .
Выполнить правила дебюта (занят центр, развит легкие фигуры,
сделать рокировку, дополнить эти правила: лучше не выводить ферзя
вначале партии, не ходить несколько раз одной и той же фигурой, не
заниматься охотой на пешек). Показать варианты нападения на поле f7 — f2
(мат на втором, четвертом, седьмом ходах) и защиту от него. Показать мат
Легаля (конем).
Игра: в парах с целью поставить мат в начале партии.
Дома: потренироваться в постановке мата в дебюте, в умении
поставить защиту.

Занятие 13. Относительная ценность фигур. Размен.
Выполнить игру «огонь» (сколько полей «обстреливает» каждая
фигура). Рассказать детям о приблизительной стоимости фигур, приняв за
единицу измерения одну пешку (пешка — одна единица, конь и слон три
единицы, причем слон в конце партии сильнее коня, а конь сильнее в
начале, ладья (тяжелая фигура)- пят единиц, ферзь (тяжелая фигура) — девять
единиц, король бесценен). Решение примеров на нахождение эквивалента в
боевых единицах другими фигурами (С — ЗП, Л=С+2П=5П,
Ф=2С+К=9П=Л+С+П и др.). Шахматные задачи на определение выгоды
размена.
Игра: «кто внимательнее ?». Показать несколько «ловушек», в
которые можно попасть, если соблазниться «приманкой» противника.
Дома: сравнить силу 2 коней и 2 слонов в конце игры. Игра на
«объедение» (за 10 — 15 ходов съесть большее количество фигур).

Занятие 14. Мат и пат. Решение задач в один ход на мат и пат.
Показать детям 2 позиции в конце игры. Предложить их оценить,
определить, где мат, рассказать, что во 2 позиции получилась ничья,
которая называется пат.
Показать несколько позиций и рассказать, как получился пат.
Определить, кому выгоден пат, а кому — нет. Сказать детям об осторожности
в конце игры, что бы «не загнать» короля противника под пат.
Игры в парах. Эндшпиль (поставить мат за один — три хода).
Дома: решение задач на пат и мат (отгадать, что королю : мат или
пат), предложить детям придумать несколько вариантов, когда королю —
пат; дать детям возможность поохотиться за вашим «голым» королем,
ферзем и ладьями, стараясь поставить мат.

Занятие 15. Мат двумя ладьями (линейный мат, варианты).
Повторение шахматной нотации.
Сказать детям, что сегодня королю придется побегать, т.к. мы будем
учиться делать мат двумя ладьями, который называется линейным, т.к.
получается на одинаковых линиях доски — горизонталях или вертикалях.
Поставить короля на одну из центральных клеток доски ( d4, d5, е4,
е5). Предложить определить (посчитать клетки) к какой крайней вертикали
или горизонтали король находится ближе всего. Показать, как поставить
мат, отрезая королю путь одной ладьей, а другой — нападая (по горизонтали
и по вертикали). Напомнить, что бы ладьи не подходили близко к королю,
что бы он их не съел. Упражнения в постановке мата двумя ладьями (со
всей подгруппой, аргументируя предложения хода).
Тренировка в парах (дети по очереди играют королем и ладьями,
педагог наблюдает, как дети научились ставить линейный мат). Спросить
какая фигура может заменить одну и ладей (ферзь). Записать в блокноте
обозначения — символа для записи шахматной нотации.
Дома: поупражняться в постановке линейного мата с записью в
блокноте.

Занятие 16. Мат ферзем. Повторение понятия «пат».
Сказать детям, что сегодня королем опять придется побегать, т.к. мы
будем учиться ставить мат с помощью ферзя. Помнить, что такой мат
получается в углу или на крайней вертикали или горизонтали, и что ферзь
должен оттеснять короля, отставая от него на «ход коня». При этом в углу
немного отступит, чтобы не получился «пат», пока свой король идет на
помощь ферзю.
Показать варианты постановки мата ферзем и как может получиться
пат.
Игра детей в парах на постановку мата ферзем (разные варианты).
Педагог следит, как дети усвоили материал занятия, и помогает
затрудняющимся детям). За постановку мата дети получают одно очко, за
пат — о. Подсчитать очки и похвалить победителя.
Дома: поупражняться в постановке мата ферзем с записью в блокноте.
Повторить постановку линейного мата.

Занятие 17. Мат ладьей. Понятие «оппозиция».
Сказать детям, что сегодня обоим королям придется побегать, т.к. мы
сегодня познакомимся с понятием «оппозиция».
Объяснить, что оппозиция это такое положение королей, когда они
стоят друг против друга по вертикали или диагонали, при этом они стоят на
клетках одного цвета. Если короли стоят через одну клетку, то оппозиция
называется ближней. С помощью оппозиции короли борются друг с другом.
Упражнение в постановки королей в оппозицию по горизонтали,
вертикали, диагонали.
Показать, как, используя знания оппозиции поставить мат ладьей с
помощью короля: заставлять короля противника вставать в ближнюю
оппозицию и в это время делать шах ладьей, своим королем стараться
вставать на ход коня, подгонять короля к краю доски.
Упражнение в парах в постановке мата ладьей и королем. Проверить
усвоение материала.
Дома: повторить понятие «оппозиция», поупражняться в постановке
мата ладьей и королем.

Читайте так же:  Автострахование осаго тула

Занятие 18. Решение задач на линейный мат, мат ладьей, мат ферзем, пат.
(постараться выяснить усвоение материала каждым ребенком).
Совместное обсуждение четырех вариантов; линейный мат, мат
ладьей, мат ферзем, пат.
Решение задач в парах: дети придумывают задачи друг для друга, в
случае затруднения педагог помогает. Соревнование с подсчетов
очков( одно очко за придуманную самим ребенком задачу и одно очко за
решение кратчайшим способом, 1\2 очка за задачу, придуманную с
помощью педагога 1 \2 очка за нерациональное решение; О очков, если
задачу придумает за ребенка педагог и О очков, если задача не решена).
Впервые определяется победитель.
Дома: тренировка в придумывании и решении задач по теме. Записать
варианты в блокнот.

Занятие 19. Проверка домашнего задания по теме 18. Проигрывание лучших вариантов. Шахматные игры на объединение. Правило взятие
на проходе. Совместное решение лучших вариантов придуманных
дома задач.
Сказать детям, что у нас сегодня будет соревнование на «объедение»
(цель: съесть большее количество фигур за 10 — 15 ходов). Перед началом
соревнования познакомить с правилом взятия на проходе (показать
несколько вариантов).
Турнир на «объедение» (за каждую съеденную фигуру — 1 очко + очки
за стоимость каждой фигуры (пешка — 1, конь и слон — 3, ладья -5, ферзь — 9)).
за 10 — 15 ходов.
Определить победителя, наградить шахматным конем (силуэт из
картона).
Дома: повторить правило взятия на проходе, посоревноваться с
родителями, знакомыми в игре на «объедение». Игра «гости» на
закрепление хода коня (переправиться на заданное поле (в гости к другому
коню)) самой короткой дорогой.

Занятие 20. Вилка и связка. Двойной шах.
Спросить, знают ли дети, что такое «ловушка» ?
сказать, что в шахматной игре тоже можно поставить противнику
ловушки, но можно и самим в них угодить, если не знать некоторые
тактические приемы, используемые в шахматной игре.
Сказать, что такое вилка, сколько , сколько у нее может быть концов.
Показать вилки, которые могут подстроить пешки, слоны, ладья, ферзь,
король. Рассказать о «коварстве» коня. Показать, как конь может
подстроить вилку — шах с потерей ладьи.
Рассказать, как можно связать «в игре фигуры противника» и показать
разные варианты связок.
Показать, как получается двойной шах. Обратить внимание, что
защититься от него с помощью других фигур нельзя, король спасается сам.
Игровые упражнения «Сделай вилку с двумя, тремя, четырьмя
зубьями», «Свяжи фигуру», «Поставь двойной шах».
Дома: закрепить понятие «вилка», «связка», «двойной шах», Записать
варианты в шахматный блокнот.

Занятие 21. Защита от связки. Вскрытый шах, спертый мат.
Напомнить о необходимости следить за ходами противника, стараться
разведать план его действий, своевременно выставлять защиту.
Показать, как по возможности защититься от связки (думать о
последствиях каждого хода, не допуская «связывания» фигур, а если
фигура уже «связана», постараться тоже совершить равнозначное нападение
на фигуры противника) показать защиту от вилки конем и спертый мат (исп. Коня).
Объяснить понятие «вскрытый шах». Показать варианты постановки
такого шаха.
Игровые упражнения со всей подгруппой детей: «Придумай конечный
вариант спертого мата», «Покажи варианты мата Легаля», «Расставь
фигуры, предложенные педагогом, так, чтобы противнику не удалось
сделать вилку», «Придумай позицию, из которой противник получит
вскрытый шах»,
Дома: игры с родителями, знакомыми, используя знания, полученные
на занятиях 20 и 21.

Занятие 22. Пешки против королей. Правило квадрата.
Расставить 2 позиции: король с пешкой против короля. Сказать, что
когда в эндшпиле (конце игры) получается такая позиция опытные
шахматисты доигрывать уже не будут, т.к. смогут подсчитать в уме, дойдет
ли пешка до поле превращения или король противника ее догонит (в
результате- ничья ).
Показать позицию, где пешка побеждает. Познакомить справилом
квадрата, если король уже в квадрате или своим первым ходом попадает в
квадрат пешки, то пешка не пройдет.
Упражнения на прохождения квадрата пешек (сторона квадрата —
длина пути пешки до поля превращения). Выложить на доске фишками
квадрат каждой пешки.
По казать позицию, где побеждает король. Попросить рассчитать в
уме, кто побеждает, объяснить и проверить в игре.
Показать 2 случая исключения из правила: пешка победит, даже если
король находится в квадрате, если:
1. пешка стоит на начальной позиции (горизонталь 2 или 7), т.к. она
может пойти сразу на 2 поля.
2. если король в погоне за пешкой натыкается на препятствие — свою
пешку. Потребуется лишний ход, чтобы обойти препятствие или убрать его
(сделать ход этой пешкой)
соревнование на расчет вариантов в уме «кто быстрее всех считает».
За каждый правильный расчет — 1 очко.
Дома: научить родителей находить квадрат пешки и пользоваться
правилом квадрата. Потренироваться, кто быстрее считает варианты.

Занятие 23. Пешечные окончания. Расчет вариантов.
Сказать, что сегодня на шахматной доске будут сражаться одни
пешки. Их цель — добраться до поля превращений (восьмая и первая
горизонталь)
Показать пример простейшего расчета вариантов, когда пешки стоят
на начальной позиции, на соседних вертикалях. Помочь сделать вывод, что
в этой позиции проигрывает тот, кто начинает.
Упражнение в парах. Рассчитать варианты при двух пешках, стоящих
в начальной позиции на одинаковых вертикалях (с2, d2, и с7, dl0).
Сделать вывод.
Игровое упражнение «Война пешею> — игра одними пешками с целью
добраться до поля превращения. За каждую прошедшую пешку очко.
Дома: игра в «Войну пешею> — закрепить умение рассчитывать
варианты в уме. Повторение правила квадрата и правила взятия на проходе.

Занятие 24. Король с пешкой против короля. Правило «ключевых полей».
Сказать, что сегодня король будет сам помогать своей пешке
добираться до поля превращения. Не смотря на то, что чужой король уже
находится в квадрате пешки, ей может помочь свой король. Для этого
нужно знать правило «ключевых полей». «Ближние ключевые поля» (БКП)
находятся через ряд по ходу движения пешки. Далее следуют «поля шестой
горизонтали» (ПШГ). Вокруг поля превращения пешки находятся
«решающие ключевые поля» (РКП) , король сам идет в наступление,
стараясь занять одно из БКП, а затем одно из ПШГ, затем одно из РКП. В
нужный момент, когда король противника встает в оппозицию, пешка
помогает своему королю и делает промежуточный ход.
Проиграть со всей подгруппой варианты прохода пешки,
потренироваться, в расчете вариантов. Показать когда правило не действует
(для пешек на крайних вертикалях, если чужой король стоит на той же
вертикали, что и пешка).
Тренировка в парах.
1. задание: определить БКП, ПШГ и РКП.
2. задание: провести пешки на поле превращения.
3. задание: король противника побеждает и делает ничью.
Дома: отметить в блокноте «ключевые поля» для пешек 2Й, 3Й, 4Й
горизонтали (7Й, 6Й, SЙ — для черных). Потренироваться проводить пешку с
помощью короля, а также наоборот — делать, ничью.

Занятие 25. Мат двумя слонами. Варианты пата.
Сказать, что сегодня воевать с королем противника будут слоны и сам
король, т.е. мы будем учиться ставить мат двумя слонами. Объяснить, что,
чтобы поставить мат двумя слонами нужно оттеснить одного короля в угол.
Мат двумя слонами похож на линейный мат ладьями, только слоны будут
вести двойной огонь по диагонали, а король будет им помогать. Показать
конечную позицию с матом, сказать, что король, помогающий слонам,
должен обязательно встать от угловой клетки на ход коня, иначе мат не
получится. Расставить на доске позицию и показать, как ставить мат двумя
слонами.
Напомнить об осторожности, т.к. можно вместо мата поставить пат.
Показать, как это может случиться.
Тренировка в парах: поставить мат двумя слонами из разных
напольных позиций (игры). За каждый мат — 1 очко, а пат — О, помощь
преподавателя 1/2 очка.
Дома: поупражняться в постановке мата двумя слонами. Поиграть в
«войну» слонов против пешек (цель — уничтожить всех пешек противника).

Занятие 26. Шахматные игры.
Предложить решить задачу на мат в 1 ход.
Сказать, что сегодня мы должны вспомнить все, чему мы учились и
применить это в игре. Дети играют партию до постановки мата (если мат
поставлен быстро, играют вторую партию, если мат не получается —
преподаватель помогает). Обратить внимание, как дети усвоили правила
разыгрывания дебюта, кто применяет в игре связки, вилки, как научились
действовать пешками, как играют в эндшпиле. На следующем занятии
повторить с детьми приемы, которые дети усвоили плохо.
Дома: игра в шахматы до мата.

Занятие 27. Повторение приемов шахматной игры.
На основе наблюдения, проведенного за игрой детей на занятии NQ26 ,
проиграть плохо усвоенные детьми приемы шахматной игры.
Не шахматная игра на шахматной доске: «овца и волки» (1 белая
пешка — овца, 4 черные — волки, стоят на черных клетках как шашки и ходят
наискосок на клетку. Волки не могут ходить назад. Цель волков поймать
овечку. Цель овцы — пройти сквозь цепь волков до 8Й горизонтали).
Дома: игра в шахматы до мата.

Занятие 28. Проигрывание учебных партий. (можно взять из «шахматный букварь раскраска» — А. Кентлера).
Сказать детям, что, чтобы научиться хорошо играть в шахматы, нужно
про играть партии шахматистов, сыгранные ранее, используя запись партии
(шахматную нотацию).
Про играть несколько партий (варианты мата Легаля, защиту
Филидора, ферзевый гамбит, партию с красивой жертвой).
По ходу игры задавать детям вопросы: зачем был сделан ход? Как
можно было исправить положение? Всегда ли хорошо польститься на
жертву?
Сделать вывод, что во время игры надо быть внимательным, хорошо
видеть все шахматное поле, уметь развивать фигуры, точно рассчитывать
свою комбинацию и предвидеть комбинации противника, намечать план
игры, рассчитывать все возможные способы достижения победы, не
допуская ошибок.
Дома: проиграть несколько вариантов разыгрывания дебюта.
Проиграть одну — две рабочие партии с разбором. Сыграть целую партию с
записью ходов.

Занятие 29. Решение задач на мат в два хода.
Разделить детей на две команды. Каждая команда решает одну и ту же
задачу на своей доске. Кто решит первый — тот получает одно очко. Перед
тем, как дети начнут решать задачу, спросить, как они думают, кто в данной
позиции победит? Затем дети ставят мат в два хода (4 — 5 задач).
Если останется время, то команды сами придумают по одной задаче
для противника.
Дома: придумывание задач на постановку мата в 1 — 2 хода.
Повторение мата двумя слонами, ферзем, ладьёй.

Занятие 30. Мельница. Цугцванг.
Рассказать детям, что во время шахматной партии, встречается
комбинация под названием «мельница» (серия чередующихся шахов при
которой можно съесть почти все неприятельские фигуры). Показать
комбинацию мельница.
Сказать, что встречается такое положение на доске, которое
называется «цугцванг» (когда один из соперников вынужден делать
единственные, как правило, проигрывающие ходы). Показать позицию,
когда один из соперников находится в положении цугцванга.
Повторить понятия «двойной удар», предложить расставить варианты
позиций на доске.
Если останется время, можно рассказать о наиболее знаменитых
гроссмейстерах.
Дома: шахматные игры до постановки мата.

Занятие 31. Шахматная эстафета.
Разделить детей на две команды, предложить решить занимательные
задачки с шахматными фигурами на скорость.
1. проходная решетка,
2. «запри фигуры в ящик» (чтобы они могли сделать как можно меньше ходов),
3. «расставь часовых» (расставить пять ферзей на доске, что бы они контролировали как можно больше полей),
4. «поставь защиту» ,
5. «самый быстрый джигит» (упражнения с конями)
6. «расставь конечную позицию» (мат двумя слонами, линейный мат,
мат ладьёй, мат ферзём, мат с помощью пешек).
Эстафета может быть проведена совместно с родителями (команда
детей — команда родителей или две команды детей, две — родителей, если
родителей мало — сделать смешанные команды из детей и родителей)
победившая команда награждается (силуэт шахматного коня на тесемке).
Дома: подготовка к шахматному турниру: повторение правил
разыгрывания дебюта, шахматных ловушек, правило квадрата и ключевых
полей, постановку мата в эндшпиле.

Занятие 32. Шахматный турнир.
Сказать, что сегодня у нас начинается настоящий шахматный турнир
на звание чемпиона детского сада. Нужно быть предельно собранными, и
внимательными. Проигравшим не надо сильно расстраиваться, т.к. даже все
выдающиеся гроссмейстеры когда-нибудь проигрывали. Из проигрыша
нужно извлечь уроки на будущее.
Разбить всю группу на 2 подгруппы, приблизительно равные по
силам. Затем выигравшие играют друг с другом, а проигравшие с
проигравшими и т. д. за мат получают одно очко, ничью — 1/2 очка,
поражение о. Результаты фиксируются в таблице. Затем определяются дети,
занявшие 1 место (чемпион детского сада), 2 м, 3 м. Победители
награждаются грамотами и призами.
Если времени не хватит, провести еще на одном занятии шахматный
турнир.

Рекомендуемая литература для преподавателя в детском саду:
1. В. Костров, Д. Давлетов «Шахматы для детей и родителей»
(СПб, 2001 г.), ч. 1.
2. А. Кентлер «Шахматный букварь — раскраска» (СПб, 1998 г.
Изд. «Образование — культура»).
3. Г.М. Зенков «Первый шаг» ( Ваш email *