Понятия источники трудового права трудовой договор

Понятия источники трудового права трудовой договор

Источники трудового права

Правовые акты, содержащие нормы права, регулирующие трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения, называют источниками трудового права.

Одним из важнейших источников трудового права является Конституция РФ от 12 декабря 1993 года. Конституция РФ является специфическим источником трудового права, так как закрепляет исходные положения, направленные на регулирование труда.

Так, ст. 7 Конституции РФ провозглашает, что Российская Федерация – социальное госу-дарство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Также, согласно указанной статье, в РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда.

Ст. 30 Конституции закрепляет право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Гарантируется свобода деятельности общественных объединений.

Ст. 37 Конституции прямо закрепляет принципиальные положения правового регулирования труда, в соответствии с которой:

1) труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию;

2) принудительный труд запрещен;

3) каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих технике безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральными законами минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы;

4) признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральными законами способов их разрешения, включая право на забастовку;

5) каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральными законам продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Ст. 45 и 46 Конституции также имеют отношение к регулированию трудовых отношений. Так, ст.45 гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в РФ, а также устанавливает право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Ст. 46 закрепляет гарантию судебной защиты прав и свобод каждого. Согласно этой статье, решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Каждый вправе, в соответствии с международными договорами РФ, обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все внутригосударственные средства защиты.

Гарантии, закрепленные ст. 45, 46 особенно актуальны в случаях нарушения законных прав и интересов трудящихся, возникновения коллективных и индивидуальных трудовых споров, а также проведения мероприятий государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда.

Ст. 72 Конституции относит трудовое законодательство к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ. Это означает, что трудовое законодательство формируется как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации. Но, в соответствии со ст. 76 Конституции, нормативные правовые акты, принимаемые субъектами РФ, не должны противоречить федеральному законодательству.

Особое место среди источников трудового права занимают международные правовые акты о труде, которые являются составной частью российской правовой системы. При этом, согласно Конституции РФ, международные правовые акты имеют приоритет перед внутри-государственными актами. В случае противоречия последних международному законодательству, применяются нормы международного права.

Это, прежде всего, Всеобщая декларация прав человека (1948), закрепляющую право на труд, отдых, охрану труда, право на создание профсоюзов, равную оплату за равный труд и другие важные права в сфере труда.

Следующим важным источником является Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда (1998), название которой в достаточной мере определяет ее содержание.

Среди международных договоров, имеющих большое значение для российского законодательства о труде можно назвать следующие. Международный пакт о гражданских и политических правах (1966), закрепляющий право на свободу ассоциации, включая право создавать профсоюзы и вступать в них. Данное положение находит отражение в Конституции РФ. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966), затрагивающий целый комплекс трудовых прав, включая право на труд, на справедливые и благоприятные условия труда, справедливую заработную плату и иные.

Наиболее распространенным видом международных актов в сфере труда являются конвенции МОТ. Однако, для того чтобы они прямо применялись на территории РФ, они должны быть ратифицированы. На сегодняшний день в нашей стране действует 48 конвенций МОТ.

Наиболее важные из них:

– Конвенции, устанавливающие основные гарантии для работников при установлении продолжительности рабочего времени, времени отдыха, оплаты труда, охраны труда (Конвенция № 47 «О сокращении рабочего времени до сорока восьми часов в неделю» (1935), Конвенция № 52 «О ежегодных оплачиваемых отпусках» (1936), Конвенция №95 «Об охране заработной платы» (1949)).

– Конвенция № 87 «О свободе ассоциации и защите права на организацию» (1948) и Конвенция № 98 «О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров» (1949). При этом, забегая вперед, скажем, что именно на данных конвенциях основываются отношения социального партнерства.

– Конвенция № 111 «О дискриминации в области труда и занятий» (1958), Конвенция № 29 «О принудительном или обязательном труде» (1930), Конвенция №105 «Об упразднении принудительного труда» (1957), запрещающие дискриминацию работников и принудительный труд. Положения данных конвенций также нашли прямое отражение в трудовом законодательстве, в частности ст. 2 ТК и др.

Наряду с конвенциями МОТ, источниками трудового права являются двусторонние международные соглашения по конкретным вопросам в области трудовых отношений.

Основным источником трудового права является Трудовой Кодекс РФ. ТК РФ принят 30.12.2002 г. и вступил в действие с 01.02.2002 г. Принятие нового Трудового кодекса обусловлено произошедшими в РФ экономическими и политическими изменениями в жизни общества и государства. ТК является базовым актом отрасли трудового права. Он содержит основные положения трудового права, принципы и механизм регулирования трудовых правоотношений. Все нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права должны соответствовать ТК и не противоречить ему.

Наряду с ТК, в сфере трудового права действуют и другие федеральные законы. В качестве основных следует назвать следующие.

ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 23.11.1995 г., устанавли-вающий правовые основы, порядок и способы разрешения коллективных трудовых споров, а также порядок реализации права на забастовку в РФ в ходе разрешения коллективного трудового спора.

ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17.07.1999 г., который устанавливает основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками.

ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 08.12.1995 г., регулирующий общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами конституционного права на объединение в профессиональные союзы.

Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 11.03.1992 г., который регла-ментирует порядок разработки, заключения и выполнения коллективных договоров и соглашений.

Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 г. с дополнениями и изменениями от 10.01.2003 г., определяющий государственную политику в области занятости населения, а также правовые основы и механизм реализации этой политики.

Иные федеральные законы.

Перечисленные федеральные законы имеют широкий спектр действия, то есть затрагивают интересы практически всех работников и, отчасти, работодателей. Но существует и ряд законов, регулирующих трудовые отношения только отдельных категорий работников. В качестве примера можно привести Закон РФ от 19.02.1993 г. «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», устанавливающий более льготные условия труда для работников, вынужденных трудиться в суровых климатических условиях.

Помимо законов, трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются подзаконными нормативными правовыми актами. Правовой режим ведомственных нормативных актов регламентирован Правилами подготовки нормативных актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 года, в соответствии с которым федеральные органы исполнительной власти могут издавать следующие виды нормативных актов: постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения. Запрещено принимать нормативные акты в виде писем и телеграмм.

Из всей массы ведомственных нормативных актов выделяются акты, подлежащие государственной регистрации, на основе следующих критериев:

– затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина;

– устанавливающие правовой статус организаций;

– носящие межведомственный характер независимо от срока действия, в том числе содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

В указанном перечне нуждается в разъяснении понятие «затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина». По буквальному смыслу, употребление слов «человек и гражданин» влечет отсылку ко Всеобщей декларации прав человека и гражданина. По существу же такое толкование представляется слишком узким. Если речь идет о правах и обязанностях гражданина, то к числу регистрируемых в обязательном порядке актов должны быть отнесены и акты, содержащие нормы, регулирующие правоотношения, одной из которых потенциально может быть и гражданин.

Следует особо отметить, что регистрации подлежат именно ведомственные нормативные акты, поскольку основная часть правовых актов, издаваемых ведомствами, не относится к нормативным. Не существует легального определения нормативных актов. Оно выработано теорией права и подкреплено судебной практикой. Так, Верховный Суд РФ по одному из гражданских дел обязал суды определять нормативно-правовые акты по следующим признакам: нормативный акт устанавливает правила поведения участников правоотношений (т.е. содержит в себе определение, описание прав или обязанностей субъектов); имеет общеобязательный характер для персонально неопределенного числа (круга) лиц; не имеет ограничений во времени; рассчитан на неоднократное применение.

Читайте так же:  Нести ответственность за перевод

Государственная регистрация нормативных актов осуществляется Министерством юстиции РФ. Она включает в себя: юридическую экспертизу соответствия нормативного правового акта законодательству РФ; принятие решения о необходимости государственной регистрации; присвоение регистрационного номера; занесение в Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Источником являются указы Президента РФ. Указы Президента не должны противоречить ТК и Конституции РФ. Правительство РФ также вправе издавать соответствующие нормативные акты в сфере трудовых правоотношений, по вопросам, отнесенным к компетенции исполнительной власти. Причем часть вопросов, по прямому поручению Правительства РФ могут быть переданы Минтруду России.

В ряду подзаконных актов следует назвать также нормативные акты, издаваемые министерствами и иными федеральными органами власти. Безусловно, в данной категории на первом месте стоят акты, принимаемые Министерством труда и социального развития Российской Федерации. Минтруда России издает постановления, приказы и разъяснения по вопросам применения трудового законодательства.

Особую значимость в последние годы приобрели правовые акты о социальном партнерстве – соглашения, заключаемые на уровне РФ, субъекта РФ, территории, отрасли, профессии, а также коллективные трудовые договоры.

Источниками трудового права являются также акты органов местного самоуправления и локальные правовые акты о труде. Акты органов местного самоуправления определяют режим работы организаций, находящихся на территории данного органа самоуправления, могут устанавливать дополнительные социальные гарантии работникам и решать другие вопросы в сфере труда.

Локальные акты о труде – это акты, содержащие нормы трудового права, издаваемые руководителем организации в пределах его полномочий и действующие в пределах данной организации, коллективные договоры.

Совокупность источников трудового права образует трудовое законодательство. Каковы же пределы его действия?

Согласно ст. 11 ТК РФ, действие трудового законодательства распространяется на всех работников, заключивших трудовой договор с работодателем.

ТК, законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, обязательны для применения на всей территории РФ для всех работодателей, независимо от их организационно-правовой формы.

Причем, указанная статья также устанавливает, что действия трудового законодательства распространяется и на трудовые отношения иностранных граждан, лиц без гражданства, организации созданных или учрежденных ими, либо с их участием, работников международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Действие трудового законодательства не распространяется на:

– членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор);

– лица, работающие по гражданско-правовым договорам;

– иные лица, если это установлено федеральными законами.

Ст. 12 ТК РФ устанавливает ограничения действия во времени законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Так, нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в этом законе или ином нормативном правовом акте либо в соответствующем нормативном правовом акте, определяющем порядок и время введения в действие данного акта. Если же такая дата не определена, то по общему правилу федеральные законы вступают в силу по истечении 10 дней с момента их официального опубликования в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Указы Президента РФ и постановления Правительства подлежат опубликованию в тех же изданиях в течение 10 дней после их подписания. По общему правилу указанные акты вступают в действие по истечении 7 дней поле их официального опубликования. Ведомственные нормативные акты вступают в действие по истечении 10 дней со дня их официального опубликования в «Российской газете» и «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».

Прекращение действия закона или иного нормативного правового акта возможно по следующим причинам:

– истечение срока действия акта;

– вступление в силу другого акта равной или высшей юридической силы;

– отменой данного акта актом равной силы.

Указанная статья ТК закрепляет положение, согласно которому нормативные правовые акты о труде не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения его в действие. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные вводимым в действие нормативным правовым актом.

В отношениях, возникших до введения в действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, указанный закон или акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

ПОНЯТИЕ И ИСТОЧНИКИ ТРУДОВОГО ПРАВА

В трудовом праве, как и в других отраслях российского права, функции источников права выполняют нормативные акты, издаваемые компетентными государственными органами, иногда с учетом мнения профсоюзных органов.

Трудовое право России формируется из значительного количества правовых норм: законов, указов, постановлений правительства, всевозможных ведомственных актов и внутриорганизационных актов локального регулирования. Все они в различной степени определяют поведение людей в процессе труда и регулируют общественные отношения, составляющие предмет трудового права.

Изучение источников трудового права позволяет отметить некоторые особенности формирования трудового законодательства и иных нормативных актов, которые обусловлены спецификой предмета правового регулирования.

Во-первых, в их формировании находятся не только федеральные акты, но и акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления но вопросам трудового права.

Во-вторых, среди источников трудового законодательства большое место принадлежит актам, исходящим от функционального органа (Министерства труда и социального развития РФ).

В-третьих, в трудовом законодательстве придается важное значение нормам локального регулирования.

В-четвертых, в создании источников трудового законодательства активное участие принимают сами работники либо непосредственно, либо через профессиональные союзы и иных представителей при создании централизованного трудового законодательства, в том числе социально-партнерскими соглашениями на федеральном, региональном, отраслевом и других уровнях.

В-пятых, трудовое законодательство обладает большой диф-ференцированностью в подходе к правовому регулированию труда в отдельных отраслях народного хозяйства, а также в отношении отдельных регионов, некоторых категорий работников.

В свете изложенного под источниками трудового права следует понимать результаты правотворческой деятельности компетентных органов государственной власти, а также совместного нормотворчества работников и работодателей (их представителей) в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Источники трудового права составляют определенную систему, которая включает в себя разнообразные по своему характеру, юридической силе и сфере действия.

Согласно ст. 5 Трудового кодекса РФ регулирование трудо вых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:

– иными федеральными законами;

– Указом Президента Российской Федерации;

– Постановлениями Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

– конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ;

– актами органов местного самоуправления и локальными нормативными актами, содержащими норму трудового права.

Итак, система источников трудового права — это последовательное расположение во взаимосвязи всех актов трудового законодательства по их назначению, субординации, подчиненности.

Источники трудового права многочисленны и разнообразны, их можно по-разному классифицировать. По характеру принятия источники трудового права можно разделить на принимаемые государственными органами (законы, указы и др.), принимаемые по соглашению между государственными органами, работодателями и профсоюзами (соглашения, коллективные договоры и др.), а также принимаемые органами международно-правового регулирования труда (пакты о правах человека, конвенции и рекомендации Международной организации труда).

По сфере действия источники трудового права можно разделить на действующие в пределах всей Российской Федерации, отдельных субъектов Федерации, регионов, отдельных организаций.

Особое место среди источников российского права, в том числе и трудового права, занимает ныне действующая Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. В соответствии со ст. 15 Конституции РФ Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.

Законы как источники трудового права России по органам их принятия и юридической силе можно классифицировать на следующие три группы: 1) федеральные конституционные законы; 2) федеральные законы; 3) законы субъектов Российской Федерации (конституционные и текущие).

Среди федеральных законов о труде основополагающим является Трудовой кодекс Российской Федерации, вступивший в действие с 1 февраля 2002 г. Он закрепляет принципиальные положения правового регулирования труда и в то же время достаточно подробно решает вопросы, возникающие между работниками и работодателями. Трудовой кодекс РФ имеет приоритет перед иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права. Все они должны соответствовать трудовому кодексу РФ, что обеспечивает единство законов, регулирующих трудовые и непосредственно связанные с ними отношения, а также играет важную роль в устранении законодательных противоречий. В случае противоречий между Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется Трудовой кодекс РФ. Кроме того, предусмотрены последствия принятия нового федерального закона, противоречащего ТК РФ. Такой закон применяется, если соответствующие изменения и дополнения внесены в Трудовой кодекс РФ (ст. 5 ТК РФ).

2. КОЛЛЕКТИВНЫЙ И ТРУДОВОЙ ДОГОВОР

Трудовой договор как юридическое понятие имеет несколько значений: 1) соглашение о труде (ст. 56 ТК РФ); 2) основание возникновения трудовых отношений (ст. 16 ТК РФ); 3) организационно-правовая форма занятости граждан (ст. 2 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации»); 4) центральный институт трудового права, регулирующий порядок его заключения, изменения и прекращения (разд. III ТК РФ).

Читайте так же:  Типовой договор на 1с

Трудовой договор — соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные ТК РФ, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка (ст. 56 ТК РФ).

Родовой признак трудового договора — соглашение — определяет договорный способ возникновения трудовых правоотношений, что свидетельствует о реализации конституционного принципа свободы труда и запрета принудительного труда (ст. 37 Конституции РФ). Статья 2 ТК РФ уточняет, что свобода труда включает право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности. Любой человек может реализовать свое право на труд, заключив соглашение с работодателем на добровольной основе, без принуждения со стороны государства или какого-либо другого субъекта.

С другой стороны, и работодатель по общим правилам свободен в своем выборе второй стороны трудового договора — работника. Для заключения трудового договора необходимо волеизъявление обеих сторон соглашения. Однако метод трудового права, характеризующийся сочетанием частноправовых и публично-правовых начал в регулировании трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, допускает вмешательство государства в отношения по поводу трудоустройства.

Видовыми отличиями трудового договора являются его специфический субъектный состав (работник и работодатель) и важнейшие обязанности сторон трудового договора, составляющие содержание трудового правоотношения (более подробно обязанности работника и работодателя перечислены в ст. 21 и 22 ТК РФ).

Работник и работодатель, являясь сторонами трудового договора, одновременно становятся и сторонами трудовых отношений (ст. 20 ТК РФ). Работник — это физическое лицо, достигшее определенного ст. 63 ТК РФ возраста, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Работодатель — это физическое или юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. Федеральным законом может быть установлено, что в качестве работодателя вправе выступать и иной субъект (не являющийся ни физическим, ни юридическим лицом), если он наделен правом заключать трудовые договоры.

Анализ взаимных обязанностей сторон трудового договора позволяет выделить несколько характерных особенностей трудового договора.

1. Труд работника организационно оформляется указанием его конкретной трудовой функции, т. е. работы по определенной специальности, квалификации или должности (в отличие от гражданско-правовых договоров, в которых предметом выступает не сам труд, а его результат).

2. Работник, вступая в трудовые отношения, обязуется подчиняться хозяйской власти работодателя 1 , которая выражается в требованиях, установленных в правилах внутреннего трудового распорядка данной конкретной организации.

Элемент подчинения одной стороны договора другой отличает трудовой договор от любой гражданско-правовой сделки, в которой стороны признаются равными. В трудовых отношениях процесс труда организует работодатель, поэтому труд работника зависим от работодателя.

3. Трудовые отношения характеризуются личным характером, выполнения работы, что означает запрет работнику перепоручать свою работу какому-либо другому лицу.

4. Трудовой договор имеет возмездный характер, о чем свидетельствует обязанность работодателя своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату.

Важнейшее значение трудового договора состоит в том, что он устанавливает конкретные условия труда каждого работника, тем самым индивидуализируя трудовые отношения применительно к отдельным субъектам. Совокупность условий трудового договора составляет его содержание. Трудовой кодекс в отличие от КЗоТ РФ устанавливает определенные требования к содержанию трудового договора. Анализ ст. 57 ТК РФ и практика заключения трудовых договоров позволяют выделить три части трудового договора: 1) обязательные реквизиты; 2) существенные условия трудового договора и 3) дополнительные условия трудового договора.

Существенными условиями трудового договора, согласно ст. 57 ТК РФ, являются: 1) место работы (с указанием структурного подразделения); 2) дата начала работы; 3) трудовая функция; 4) права и обязанности работника; 5) права и обязанности работодателя; 6) характеристики условий труда, компенсации и льготы за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных; 7) режим труда и отдыха; 8) условия оплаты труда; 9) виды и условия социального страхования, непосредственно связанные с трудовой деятельностью.

Трудовой договор независимо от его вида и продолжительности должен заключаться в письменной форме в двух экземплярах (ст. 67 ТК РФ). Законами и иными нормативными правовыми актами может предусматриваться большее количество экземпляров.

Источники трудового права

Понятие и виды источников трудового права

Источники права — внешние формы выражения и закрепления юридических норм. Под источниками понимают акты компетентных уполномоченных органов с нормативным содержанием. Под источниками трудового права понимаются различные нормативные акты, которые регулируют трудовые и тесно связанные с ними отношения.

Источник трудового права является формой выражения трудового законодательства в определенном нормативном акте. Такие нормативные акты могут содержать не только нормы трудового права, они могут быть комплексными, т. е. содержать нормы различных отраслей, в том числе и трудового права, например Конституция РФ или Закон РФ от 19.02.1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

Источники трудового права принимаются различными уполномоченными органами в пределах их компетенции. Из теории права известно, что в отличие от других правовых актов нормативные акты содержат нормы права и рассчитаны на неоднократное применение.

Источники трудового права надо отличать от актов правоприменения, например Указы Президента РФ о персональном награждении, присвоении почетных званий или назначении на должность. Решение суда по конкретному трудовому спору также является актом применения трудового законодательства, а постановления Пленума

Верховного суда — актом толкования и не являются источником права.

В источниках трудового права косвенно отражены экономические и политические составляющие жизни нашего общества, и с их изменением меняются и источники. Источники права составляют определенную систему законодательства, которая представляет совокупность нормативных актов, взаимосвязанных и расположенных в определенной иерархии.

Основные классификации источников трудового права

Базовой классификацией источников трудового права является их расположение по юридической силе.

Иерархия источников трудового права расположена следующим образом в соответствии со ст. 5 Трудового кодекса РФ:

  • Конституция РФ;
  • федеральные конституционные законы РФ;
  • международные нормативные акты и договоры, ратифицированные Российской Федерацией;
  • федеральные законы, среди которых особое место занимает Трудовой кодекс РФ;
  • законы субъектов РФ по вопросам их ведения;
  • Указы Президента РФ;
  • постановления Правительства РФ;
  • нормативные акты министерств и ведомств, среди которых особое место занимают нормативные акты ранее существовавшего Министерства труда и социального развития РФ и пришедшего ему на смену Министерства здравоохранения и социального развития РФ;
  • нормативные акты органов власти субъектов РФ по вопросам, разграниченным в ведении с органами власти Российской Федерации (ст. 6 ТК РФ);
  • нормативные акты органов местного самоуправления;
  • локальные нормативные акты (ст. 8 ТК РФ), которые по основным признакам соответствуют источникам права, но имеют самый маленький уровень юридической силы, так как не должны противоречить законодательству, и имеют самую маленькую сферу действия — отдельно взятое предприятие.

Особенностью системы источников трудового права России является наличие в системе актов социального партнерства, которые в соответствии с уровнями, обозначенными в ст. 26 Трудового кодекса РФ, будут находиться на уровне нормативных актов, обозначенных выше в п. 7-11.

Так, Генеральное соглашение, заключаемое на федеральном уровне, разрабатывается и подписывается с участием Председателя Правительства РФ. И в каждом виде актов социального партнерства принимают участие соответствующие органы власти, что и определяет уровень их юридической силы.

Говоря об отдельных источниках, конечно, следует отметить особое место, которое занимает Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г. Она обладает наивысшей юридической силой и прямым действием на всей территории России.

Она закрепляет основные трудовые права граждан как субъектов трудового права и отражает принципы трудового права. И так как Конституция является Основным законом, то все иные нормативные акты, принимаемые в РФ, издаются на основе и в соответствии с Конституцией России (ст. 15 Конституции).

В ст. 37 Конституции РФ закреплены такие основные трудовые права, как свобода труда, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, запрет принудительного труда, право на труд в условиях, отвечающих безопасности и гигиене, право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного государством минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Та же ст. 37 Конституции закрепляет право на отдых, на ограничение законом рабочего времени, на выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск, а также право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку.

Кроме указанной статьи, Конституция РФ закрепляет равноправие перед законом и судом (ст. 19), право на создание профессиональных союзов (ст. 30), право на равный доступ к государственной службе (ст. 32), право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34), право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), право на образование (ст. 43).

Трудовое законодательство находится в совместном ведении РФ и ее субъектов (поди, «к» п. 1 ст. 72 Конституции), однако регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина отнесено к ведению РФ (п. «в» ст. 71 Конституции).

Читайте так же:  Сколько процент подоходный налог

Согласно ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы РФ. Они стали непосредственными источниками российского права и должны играть важную роль в регулировании трудовых отношений. На международной арене действует Международная организация труда (МОТ), созданная в целях международного сотрудничества в области регулирования труда и социального обеспечения в рамках ООН. В этой связи большое значение приобретает использование международных трудовых норм в практической деятельности. Ратифицированные Россией конвенции МОТ должны быть реализованы на территории России.

Но не следует забывать о суверенитете государства, поэтому федеральные конституционные законы, которыми могут вноситься изменения в отдельные разделы Конституции РФ и которые определяют конституционные основы государства (систему судоустройства, вопросы введения чрезвычайного положения и др.), обладают большей юридической силой, чем международные нормативные акты и договоры, ратифицированные РФ. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ приоритет международных актов над законами РФ следует рассматривать только в части федеральных законов РФ.

Федеральные законы

Важнейшим среди федеральных законов РФ в области трудового права является Трудовой кодекс 1>Ф. Это сводный федеральный закон, действующий на всей территории России с 1 февраля 2002 г.

Трудовой кодекс Российской Федерации регулирует трудовые отношения всех работников. Трудовой кодекс предполагает установление высокого уровня условий труда и всемерную охрану трудовых прав работников.

Кроме того, продолжают действовать такие важные законы, как Закон РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Закон РФ «О занятости населения в РФ» и другие. Законы действуют в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ (ст. 5 ТК РФ).

Конечно, немалую часть нормативных актов, регулирующих трудовые и тесно с ними связанные отношения, составляют подзаконные нормативно-правовые акты. Среди них главенствующее место имеют указы и распоряжения Президента РФ, они не должны противоречить Конституции и федеральным законам.

Президент РФ в соответствии с Конституцией и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в том числе и в области правового регулирования труда. Президент РФ является главой государства. Он вправе своими распоряжениями и указами приостанавливать действие или отменять нормативные акты Правительства РФ и органов исполнительной власти в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам, указам Президента РФ и международным соглашениям РФ.

Необходимо иметь в виду, что не все акты президента следует рассматривать в качестве источников трудового права. Такое значение имеют только указы нормативного характера (т. е. содержащие нормативные положения). Иные указы, как правило, носят персонифицированный характер и не будут источником права (например, указы о награждении работников орденами или присвоении почетных званий).

Постановления Правительства РФ

Постановления Правительства РФ как источники трудового права издаются во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов президента. Они представляют собой акты исполнительной власти, как правило, изданные с целью конкретизации, уточнения и реального проведения в жизнь вышестоящих правовых актов. Особое место среди постановлений правительства занимают регулирующие положения, принятые в соответствии с положениями отдельных статей ТК РФ (более 60 отсылок к постановлениям Правительства РФ содержит Трудовой кодекс РФ).

В последние годы появился качественно новый источник трудового права — Социально-партнерские соглашения (к ним относятся генеральные, региональные, межотраслевые, отраслевые, межрегиональные, региональные и территориальные соглашения), заключаемые на трехсторонней основе. Социальными партнерами здесь выступают представители работников, работодателей и органов государственной власти и управления. Соглашения как специфические договорные источники права характеризуются тем, что они исходят, как правило, не от органов власти, а от субъектов трудовых отношении и их представителей. Государственные органы выступают здесь обеспечивающей социальное партнерство стороной. При этом государство уполномочивает социальных партнеров на договорное нормотворчество в сфере труда и требует от них исполнения.

На локальном уровне заключается коллективный договор, который также является актом социального партнерства, призван урегулировать трудовые отношения непосредственно в организации, но участником в нем являются только две стороны — работники и работодатель отдельного предприятия в лице их представителей.

Локальные нормативные акты

В условиях перехода к рыночной экономике в регулировании трудовых отношений все большее значение приобретают локальные нормативные акты. Во-первых, нормативные акты, принятые в централизованном порядке, устанавливают, как правило, исходные общие положения, которые требуют или допускают конкретизацию. Во-вторых, господствовавшие в советский период административные методы управления экономикой ушли в прошлое, и предприятиям предоставляется больший объем прав и свобод, чем раньше.

Локальные нормы в большей мере отражают особенности регулирования трудовых и социальных отношений на каждом конкретном предприятии. Они разрабатываются представителями работодателя с участием представителей трудового коллектива (обычно профсоюзного органа) или принимаются с учетом мнения работников (их представителей). К локальным нормативным актам относятся Правила внутреннего трудового распорядка, Положения о премировании, Положения о выплате вознаграждения по итогам года, Положения об оплате труда, Правила охраны труда на предприятии и др. К локальным нормативным актам относятся также приказы, распоряжения, инструкции, принятые руководством организации в пределах их компетенции. Локальные нормативные акты не должны противоречить вышестоящим нормативным актам. Законодательство регламентирует порядок разработки, принятия и согласования отдельных локальных нормативных актов. Но следует учесть, что законодатель отделяет от локальных нормативных актов коллективный договор, который является актом социального партнерства локального уровня.

Другие классификации источников носят общепринятый характер.

1. По форме акта источники трудового права подразделяются на законы, указы, постановления, правила, положения, приказы, инструкции, рекомендации и другие формы.

Поскольку договорный характер в регулировании трудовых отношений приобретает все большее значение, к источникам трудового права также относятся договоры нормативного содержания — коллективные договоры и соглашения (социально-партнерские соглашения).

2. По органам, принявшим нормативный акт, источники делятся на акты, принимаемые высшими законодательными органами РФ, Президентом РФ, принятые Правительством РФ, изданные министерствами, ведомствами, федеральными государственными службами, органами государственной власти и управления субъектов РФ, принятые органами местного самоуправления и др.

3. По сфере действия источники могут действовать на всей территории РФ — федеральные (например, ТК РФ), действующие в отдельном субъекте (республиканские, областные, краевые и др.), отраслевые (ведомственные), межотраслевые, территориальные (муниципальные или местные) и локальные (в пределах конкретного предприятия).

4. По степени обобщенности: акты трудового законодательства могут быть кодифицированные (ТК РФ) и некодифицированные.

5. По отраслевой принадлежности: комплексные (Конституция РФ — содержит нормы разных отраслей) и отраслевые (закон о профсоюзах).

6. По характеру содержащихся в них норм: выделяют общие нормативные акты (Трудовой кодекс РФ) и специальные (Закон «О полиции», Закон «О государственной гражданской службе в РФ»).

Как видно из классификации, виды источников трудового права могут быть самыми различными.

Все источники трудового права России находятся во взаимосвязанной системе. Система источников права отражает объективные требования самой системы отрасли права, в частности, в ней отражается единство и дифференциация источников трудового законодательства.

Единство отражено в единых для всех трудовых отношений принципах правового регулирования труда, в общих для всех работников на территории всей России нормативных актах, т. е. в общем трудовом законодательстве.

Дифференциация (различие) отражается специальным законодательством, т. е. специальными нормативными актами трудового права и специальными нормами в общих актах. Например, специальное законодательство регулирует труд работников полиции, прокуратуры, таможни, а специальными нормами в общих актах являются главы, содержащие нормы о труде совместителей (гл. 44), сезонных работников (гл. 46), работников на дому (гл. 49) и др.

Специальные нормы могут предоставлять дополнительные гарантии работникам (нормы-льготы), могут устанавливаться особенности регулирования груда для работников отдельных категорий (нормы-приспособления), а могут ограничивать отдельные права, изымая правомочия работников из общепринятого списка (нормы-изъятия).

Собственно, дифференциация и приводит к необходимости разграничения всех норм трудового права на общее и специальное законодательства о труде. Первое распространяется на всех работников, независимо от их условий труда и организационно-правовой формы предприятий, на которых они работают, второе обусловлено наличием особых условий или субъективными особенностями работника, предполагающими необходимость в законодательстве специальных норм.

В рамках изучения источников трудового права, необходимо, на наш взгляд, рассмотреть роль актов высших судебных органов.

Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ нередко принимают решения, оказывающие влияние на правовое регулирование отношений. Носами эти решения, постановления не являются источниками российского права в полном понимании этого слова. Высшие судебные инстанции могут решать вопрос конституционности того или иного нормативного акта либо обобщают судебную практику и дают свои разъяснении, направленные на единообразное понимание и применение норм права при разрешении судебных дел. Они осуществляют надзор за применением законов нижестоящими судами. В случае возникновения необходимости высший орган Суда вправе выйти с законодательной инициативой в Государственную Думу РФ о внесении изменений и дополнений в действующее законодательство. Но сами они не уполномочены издавать нормы права.

Суды руководствуются в своей практике в первую очередь положениями Конституции и федеральных законов. В постановлениях Пленума Верховного Суда часто можно найти разъяснения применения тех или иных норм, и это оказывает влияние на принятие решений работодателями, так как в случае судебного обжалования их действий суды прислушаются к мнению вышестоящей инстанции, и это дает уверенность в признании действий законными, если они соответствуют разъяснениям.