Передача государственного жилого фонда в муниципальную собственность

Передача государственного жилого фонда в муниципальную собственность

Вопрос: При передаче в муниципальную собственность утрачивают ли жилые помещения статус служебных?

Ответ: Согласно ст. 217 ГК РФ, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном Законом о приватизации государственного и муниципального имущества.

Статьей 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом , иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Согласно ст. 4 названного Закона не подлежат приватизации служебные жилые помещения.

Исходя из положений ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 и 14 июня 2006 г. (вопрос 21) , разъяснил следующее.

Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.

Следовательно, при передаче в муниципальную собственность такие жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, поэтому граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность в соответствии с положениями ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 4 июля 1991 г., с последующими изменениями и дополнениями, «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом , иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 4 того же Федерального закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

При переходе государственного предприятия в иную форму собственности в силу ст. 18 того же Федерального закона право на приватизацию жилого помещения сохраняется.

Так, в соответствии со статьей 18 Закона РСФСР от 4 июля 1991 г. N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.

Федеральным законом от 23 декабря 1992 г. N 4199-1 «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» в статью 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья.

Разъясняя данные законоположения исходя из положений ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 и 14 июня 2006 г. (вопрос 21) , указал следующее.

Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.

Таким образом, служебные жилые помещения, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а впоследствии были переданы в муниципальную собственность, могут быть приобретены гражданами в собственность в порядке приватизации.

Занимаемое гражданином жилое помещение, ранее находившееся в государственной собственности и предоставленное в качестве служебного, впоследствии было передано в муниципальную собственность.

Следовательно, жилое помещение после передачи в муниципальной собственность утратило статус служебного, поэтому к нему применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Истцы же, проживавшие в жилом помещении на момент передачи его из государственной собственности в муниципальную, приобрели право пользования им на условиях договора социального найма и в соответствии с положениями ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» имеют право приобрести его в собственность.

Следовательно, при передаче в муниципальную собственность жилых помещений они утрачивают статус служебных, и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, и, следовательно, данные жилые помещения могут быть приобретены гражданами в собственность в порядке приватизации.

Передача жилья в муниципальную собственность

Выселение из служебного жилья в связи с передачей оного в муниципальную собственность. Имею ли приоритетное право на заключение договора соц. найма либо на приватизацию? Иного жилья нет, погорелец.

Вам нужно обратится к очному юристу срочно, нужно уточнять обстоятельства дела, что бы отвечать по Вашему вопросу и что то советовать. К примеру сколько лет живете в служебной квартире?

ЖК РФ, Статья 91.11. Сохранение договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования при переходе прав на жилое помещение, изменении наймодателя по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования Переход права собственности на жилое помещение, занимаемое по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, права хозяйственного ведения в отношении такого жилого помещения, права оперативного управления таким жилым помещением или иного права, изменение наймодателя по данному договору не влекут за собой расторжение данного договора или изменение его условий.

Договор (наш экземпляр) о передаче муниципального жилья в собственность утерян, но еще не успели зарегистрировать свои права в Федеральном Управлении государственного регистрационного центра. Как считается квартира-приватизирована или нет? Могу ли я отказаться от приватизации, экземпляр договора есть в жилищном комитете.

без регистрации нет права собственности в порядке приватизации

Для начала узнайте приватизирована квартира или нет. Если Ваш экземпляр утерян, это не значит что она не приватизирована. Можете признать приватизацию недействительной при наличии на то оснований, и если срок давности не пропущен.

Не могу найти основания для передачи жилого дома из федеральной собственности в муниципальную.

Основанием такой передачи могут служить только акты администрации области (субъект федерации) и акт администрации города (муниципалитет) о передаче и приеме объекта для муниципальных нужд. Каких-либо заранее установленных условий нет.

При передаче в муниципальную собственность жилья от военного ведомства, дом не передали, по причине его аварийности. Куда нам нужно обратиться, чтобы наш дом попал в программу » Ветхое жильё»?

Обращение должно следовать в орган местного самоуправления. Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

При передаче жилья в муниципальную собственность в неудовлетворительном техническом состоянии должно ли предусматриваться финансирование на проведение капитального ремонта?

Смотрите условия договора.

Методика передачи жилого фонда Мо в муниципальную собственность.

Узнайте об этом в Мурманской Администрации.

Консультация юриста по телефону: 8800 505 9111. Звонок бесплатный.

Пожалуйста какие нужны документы для передачи приватизированного жилья в муниципальную собственность по договору социального найма? Общежитие было приватизированно до замужества. Нужно ли от мужа заявление что он не возражает против передачи жилья?

Заявление нужно только от собственника

Cуществует ли сейчас закон о передачи в собственность муниципального жилья, предоставленного на првах социального найма и как это происходит?

Закон «О приватизации» никто не отменял

Читайте так же:  Признание права собственности на движимое имущество судебная практика

В связи с передачей дома в муниципальную собственность, арендаторы жилья уже четыре месяца не могут выяснить, кому платить арендную плату. Ни новый владелец жилфонда, ни прежний плату не принимают, а долг с каждым месяцем растёт. Обязаны ли мы в этом случае погашать задолжность по квартплате, возникшей не по нашей вине?

Уважаемый Николай Викторович! Поскольку арендатор продолжает пользоваться имуществом, то обязанность по оплате сохраняется. Вам также следует иметь в виду, что при перемене собственника договор аренды сохраняется ( пункт 1 ст.617 Гражданского кодекса РФ). Поскольку в данном случае возникают сомнения в личности кредитора, которому должно вносить арендную плату, я посоветовал бы Вам воспользоваться нормой ст.327 ГК РФ. С момента внения денег на депозитный счет обязанность по уплате врендной платы будет считаться исполненной. Статья 327. Исполнение обязательства внесением долга в депозит 1. Должник вправе внести причитающиеся с него деньги или ценные бумаги в депозит нотариуса, а в случаях, установленных законом, в депозит суда — если обязательство не может быть исполнено должником вследствие: 1) отсутствия кредитора или лица, уполномоченного им принять исполнение, в месте, где обязательство должно быть исполнено; 2) недееспособности кредитора и отсутствия у него представителя; 3) очевидного отсутствия определенности по поводу того, кто является кредитором по обязательству, в частности в связи со спором по этому поводу между кредитором и другими лицами; 4) уклонения кредитора от принятия исполнения или иной просрочки с его стороны. 2. Внесение денежной суммы или ценных бумаг в депозит нотариуса или суда считается исполнением обязательства. Нотариус или суд, в депозит которого внесены деньги или ценные бумаги, извещает об этом кредитора.

Прошу вас разъяснить каков механизм передачи приватизированного жилья в муниципальную собственность согласно пункта 9.1 закона «О приватизации». Какой должен быть документ: акт приема-передачи, договор передачи, соглашение о расторжении договора?
Нужно ли разрешение органов опеки если собственником 1/4 доли является несовершеннолетний.
С уважением Михаил!

Должно быть решение суда по этому вопросу. Отмена приватизации возможно только в том случае, если после приватизации не произошло никаких изменений по сотаву проживающих в данном жилом помещении.(Никто не «выписался» и не «прописался», не умер. ) В случае наличия вышеуказанных изменений расприватизация вряд-ли возможна. С уважением,

Суды и муниципальная собственность

Анализ складывающейся судебной практики, связанной с вопросами формирования муниципальной собственности, позволяет выделить некоторые проблемы и пробелы действующего законодательства, на котором суды основывают свои решения.

Арбитражные суды понуждают ОМСУ

Как правило, арбитражные суды выносят решения о понуждении органов местного самоуправления к принятию объектов социально-бытового назначения в муниципальную собственность, указывая на неправомерность выдвижения дополнительных требований для принятия объектов ведомственного жилья в муниципальную собственность. Большей частью это не только не доходные, но и финансово емкие объекты.

Однако далеко не всегда органы местного самоуправления бывают покладистыми. Достаточно часто они отказываются принимать на свой баланс ветхое жилье, требующее значительных финансовых вложений на его восстановление и содержание.

Так, ОАО «Базис» обратилось в Арбитражный суд Кировской области с исковым требованием обязать администрацию Слободского района осуществить фактический прием в муниципальную собственность жилого дома путем оформления необходимой технической документации и акта приема-передачи. Иск был мотивирован тем, что в нарушение положений Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.91 № 3020-1 (далее — Постановление № 3020-1), Постановления Правительства РФ от 07.03.95 № 235 (далее — Постановление № 235), Постановления Слободской районной Думы от 30.09.2004 № 31/343 и Распоряжения Правительства Кировской области от 24.11.2004 № 399 ответчик не предпринимает действий по приему в муниципальную собственность упомянутого объекта. Причиной отказа в принятии жилого дома послужило его ненадлежащее состояние, необходимость проведения капитального ремонта.

В Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 06.03.2006 по делу № А28-5064/2005-181/17 указано, что из содержания Постановления № 235 следует, что обязанность по передаче и принятию объектов определена императивно и не обусловлена возложением на передающую сторону дополнительных обязанностей в виде производства капитального ремонта жилого фонда. Поэтому кассационная инстанция считает решение суда об удовлетворении заявленных требований общества о понуждении администрации исполнить обязательства по приему в муниципальную собственность жилого дома путем оформления необходимой технической документации и акта приема-передачи законным и обоснованным.

ОАО «Дальсвязь» обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с иском к администрации муниципального образования «Холмский район» о понуждении к принятию в муниципальную собственность жилых домов, отказывая в принятии которых администрация ссылалась на их ненадлежащее техническое состояние, отсутствие у нее денежных средств на его восстановление и содержание, а также на необходимость представления ряда документов, в том числе выписки из реестра государственной собственности, актов приема-передачи жилого фонда, кадастровых номеров земельных участков под передаваемыми объектами недвижимости.

Несмотря на это, требования ОАО «Дальсвязь» об обязании комитета по управлению имуществом муниципального образования «Холмский район» принять в муниципальную собственность объекты недвижимости, не подлежащие приватизации, были удовлетворены (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 21.02.2006 по делу №Ф03-А59/05-1/5088).

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 01.11.2005 по делу № А41-К2-12173/05 удовлетворено заявление ОАО «Российские железные дороги» о признании незаконным бездействия администрации Домодедовского района Московской области, выразившегося в непринятии в муниципальную собственность объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, перечисленных в приложении № 1 к совместному Распоряжению Минимущества России, Минфина России и Министерства путей сообщения РФ от 09.04.2004 № 1499-р/110а/Т-92р. На администрацию Домодедовского района Московской области возложена обязанность принять в муниципальную собственность жилые дома.

Обращает на себя внимание тот факт, что, удовлетворяя исковые требования организации, арбитражные суды анализировали постановления № 3020-1 и № 235, а также отдельные ведомственные документы. При этом однозначно указывают на неправомерность выдвижения дополнительных требований для принятия объектов в муниципальную собственность, поскольку это не предусмотрено действующим законодательством.

Верховный Суд РФ отстаивает нормы Гражданского кодекса

По мнению Верховного Суда РФ, выдвижение дополнительных требований для принятия объектов в муниципальную собственность противоречит нормам Гражданского кодекса РФ. Такая позиция выражена в его Определении от 13.06.2006 №КАС06-193.

Кассационная коллегия Верховного Суда РФ рассмотрела дело по заявлению администрации Канского района Красноярского края о признании недействующими п. 6.1 и 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов (утверждены Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ 04.12.95 № 13-7-2/469). Согласно указанным Правилам скотомогильники и биотермические ямы, не принадлежащие организациям, являются объектами муниципальной собственности (п. 6.1 Правил) и ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование такого скотомогильника (биотермической ямы) в соответствии с Правилами возлагается на местную администрацию (п. 6.10 Правил).

При рассмотрении данного дела в суде было отмечено, что, с одной стороны, ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильников (биотермических ям) с учетом их назначения является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в частности биолого-социальных чрезвычайных ситуаций. Обязанность по осуществлению таких мер возложена на местную администрацию.

А с другой стороны, п. 6.1 предусмотрена одномоментная, без каких-либо условий и предварительных процедур, передача в муниципальную собственность всех скотомогильников и биотермических ям, не принадлежащих организациям, что прямо противоречит ст. 225 ГК РФ. Данная статья не предусматривает передачу бесхозяйных объектов недвижимости в муниципальную собственность помимо воли муниципальных образований и без решения суда, как это предписано п. 6.1 Правил.

Кассационная коллегия Верховного Суда РФ признала п. 6.1 Правил недействующим.

Передача собственности не является передачей полномочий

В арбитражных судах считают, что передача имущества, находящегося в федеральной собственности, в собственность муниципальных образований в порядке, предусмотренном ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ (далее — Закон № 122-ФЗ), не является передачей государственных полномочий по содержанию указанного имущества.

Администрация Прионежского муниципального района обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Карелия о признании незаконным Распоряжения от 30.01.2007 № 56-р «О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности, в собственность МО «Прионежский муниципальный район». Заявитель посчитал, что в силу ст. 4 Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» от 25.09.97 № 126-ФЗ орган, принявший решение о передаче имущества, должен был решить вопрос о компенсации расходов местного бюджета.

В Решении от 27.04.2007 по делу № А26-699/2007 Арбитражный суд Республики Карелия обратил внимание администрации на то обстоятельство, что указанным Законом устанавливается принцип и порядок компенсации органам местного самоуправления расходов местных бюджетов, связанных с осуществлением переданных отдельных государственных полномочий.

Передача имущества, находящегося в федеральной собственности, в собственность муниципальных образований в порядке, предусмотренном ч. 11 ст. 154 Закона № 122-ФЗ, не является передачей государственных полномочий по содержанию этого имущества. Более того, в соответствии с абз. 28 ч. 11 ст. 154 Закона № 122-ФЗ муниципальное образование, в собственность которого передано имущество, несет бремя его содержания с даты возникновения права собственности.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 30.06.2006 № 8-П о проверке конституционности ряда положений ч. 11 ст. 154 Закона № 122-ФЗ они признаны не противоречащими Конституции РФ. Также суд посчитал ошибочной ссылку заявителя на Определение Конституционного Суда РФ от 07.12.2006 № 542-О, поскольку в соответствии с ним предполагается необходимость волеизъявления органа местного самоуправления при принятии решения об изъятии и передаче имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта РФ или в собственность РФ.

Читайте так же:  Алименты на содержание ребенка до какого возраста

Поэтому суд не усмотрел оснований для признания не соответствующим закону оспоренного администрацией ненормативного правового акта государственного органа. Законность решения первой инстанции была подтверждена Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2007 по делу № А26-699/2007.

Приведенные примеры судебной практики свидетельствуют о том, что очень важно своевременно вносить изменения в действующее законодательство, связанные, например, с отменой устаревших актов, уточнением действующих механизмов передачи имущества в муниципальную собственность, особенно в части компенсирования затрат по ее восстановлению.

Передача государственного жилого фонда в муниципальную собственность

В управление муниципальным унитарным предприятиям передана часть принятых в муниципальную собственность объектов ведомственного жилищного фонда и бесхозяйных жилых домов. Чтобы избежать ошибок, встречающихся в ряде муниципальных образований, представляем разъяснение о том, как в соответствии с Жилищным кодексом РФ должна осуществляться деятельность муниципальных унитарных предприятий или другой управляющей организации по эксплуатации указанных объектов.

Передача в муниципальную собственность государственного жилищного фонда, в т. ч. находящегося на балансе акционерных обществ, в которые преобразовались ранее действовавшие государственные предприятия, началась с 1993 г., с принятием Верховным Советом РФ Постановления от 27.12.91 № 3020-1. Процедура такой передачи жилья в РФ, как правило, заключалась в составлении акта передачи, где передающей стороной выступало акционерное общество (далее – ведомственная организация), а принимающей – муниципальное унитарное предприятие (далее – МУП), которое орган местного самоуправления на основании правового акта (приказа, распоряжения, постановления) обязывал принять соответствующие жилые здания и на баланс, и на обслуживание. При этом во многих случаях передача жилых зданий на баланс МУП сопровождалась одновременной передачей от ведомственной организации в МУП денежных средств в виде компенсационных выплат целевого характера или непосредственно имущества: машин, механизмов, оборудования.

В современных условиях понятие «передача жилищного фонда и соответствующих финансовых средств, связанных с его передачей» в том значении, в котором оно использовалось в 1993 г. в условиях перераспределения объектов собственности, принадлежащих органам власти разных уровней, не сохранилось. Действующее гражданское и жилищное законодательство, не предусматривает возможность передачи и закрепления жилищного фонда за муниципальным унитарным предприятием на каком-либо праве, в т. ч. хозяйственного ведения. По этой причине органы власти не вправе принимать нормативные или правовые акты о порядке передачи МУП в качестве объектов основных средств ведомственного жилищного фонда и бесхозяйного жилья, а также соответствующих финансовых средств.

О необходимости инвентаризации

Учитывая, что в сложившихся ранее условиях случаи приобретения жилых помещений в объектах ведомственного жилищного фонда в собственность гражданами и юридическими лицами разных организационно правовых форм и форм собственности носили массовый характер, то в переданных от ведомств многоквартирных домах могли быть помещения, находящиеся в собственности граждан и юридических лиц.

На основании этого органу местного самоуправления целесообразно в случае, когда муниципальным образованием был принят в муниципальную собственность весь ведомственный жилищный фонд, несмотря на то, что часть помещений в нем уже принадлежит на праве собственности отдельным гражданам или юридическим лицам, провести соответствующую инвентаризацию для определения размера своей доли в переданном жилищном фонде.

Сведениями о формах собственности на жилые помещения в жилищном фонде, находящемся на территории каждого муниципального образования, располагает орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, и Бюро технической инвентаризации (далее — БТИ) муниципальных образований. Таким образом, по запросу органов местного самоуправления орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество или БТИ может представить Комитету по управлению муниципальной собственностью информацию о состоянии жилищного фонда и о правах собственности на него. При этом указанные объекты жилищного фонда могут находиться в собственности:

-юридических лиц;
-граждан по условиям приватизации;
-граждан по основаниям, отличным от приватизации (купля-продажа, дарение);
-а также на условиях социального использования, когда граждане занимают помещения на основании договора социального найма.

Кроме того, следует учитывать, что имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц в соответствии с ч. 1 ст. 244 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), принадлежит им на праве общей собственности. При этом в соответствии с ГК РФ: При этом в соответствии с ГК РФ:

-общая собственность на имущество является долевой, за исключением случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество (ч. 3 ст. 244 ГК РФ);
-общее имущество собственников квартир в многоквартирном доме находится в их общей долевой собственности (ст. 290 ГК РФ).

После проведения инвентаризации жилых помещений в переданных в муниципальную собственность жилых зданиях возможны следующие варианты признания принятых в муниципальную собственность и учитываемых в муниципальной казне домов:

-многоквартирные дома, в которых все помещения признаются помещениями, находящимся в муниципальной собственности;
-многоквартирные дома, в которых помещения принадлежат разным собственникам (часть находится в муниципальной, а часть — в частной собственности);
-жилые дома (например, общежития), в которых все помещения признаются муниципальной собственностью.

Передача бесхозяйного жилищного фонда

В соответствии с п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Таким образом, с момента постановки объектов бесхозяйного жилищного фонда на учет до признания на них права муниципальной собственности должно пройти более года. И в течение этого периода органы местного самоуправления не могут учитывать это имущество в казне муниципального образования и передавать его на баланс МУП.

Порядок эксплуатации ведомственных и бесхозяйных домов

Во время нахождения жилищного фонда в ведении определенных ведомств данный жилищный фонд, а именно – многоквартирные или жилые дома – эксплуатировались конкретной эксплуатационной организацией, которая в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 29.12.04 № 189-ФЗ (ред. от 01.12.07) № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 189-ФЗ) являлась управляющей организацией. В соответствии с п. 2. ст. 18 Федерального закона № 189-ФЗ (с изм. в ред. от 29.12.06) ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств.

Таким образом, управляющая организация, отвечающая за эксплуатацию жилых зданий и многоквартирных домов до передачи помещений в таких домах в муниципальную собственность, продолжает управление такими домами на тех же условиях и в том же порядке и после передачи всех домов или отдельных помещений в домах в муниципальную собственность. Ранее действовавшая в таких домах управляющая организация не вправе прекратить обслуживание граждан до изменения порядка управления домом новыми собственниками помещений в соответствии с положениями ЖК РФ.

Если по результатам инвентаризации жилых помещений будут установлены жилые здания специализированного назначения (например, общежития), то орган местного самоуправления может определить управляющую организацию по результатам конкурса, который должен быть проведен в соответствии с положениями закона № 94-ФЗ от 21.07.05 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – закон № 94-ФЗ).

Если после проведения инвентаризации выяснится, что все помещения в многоквартирных домах находятся в муниципальной собственности, то органы местного самоуправления вправе провести открытый конкурс по выбору управляющей организации. Это производится на основании п. 2 ст. 163 ЖК РФ, в соответствии с которой управление многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования, осуществляется путем заключения договора управления данным домом с управляющей организацией, выбираемой по результатам открытого конкурса или, если такой конкурс в соответствии с законодательством признан несостоявшимся, без проведения такого конкурса.

В случае если, кроме муниципального образования, имеются другие собственники помещений в многоквартирных домах, то собственниками помещений должен быть проведен выбор способа управления домом или управляющей организации для управления им в соответствии со ст. 161 ЖК РФ на общем собрании собственников помещений. При этом проведение общего собрания может быть инициировано любым собственником помещения в многоквартирном доме, в котором проводится общее собрание (физическое или юридическое лицо, органы государственной власти или местного самоуправления либо их представители).

Таким образом, муниципальное предприятие или иная организация могут принять в управление многоквартирные и жилые дома, в которых все помещения находятся в муниципальной собственности, только после проведения органом местного самоуправления конкурсов, а также дома, в которых помещения принадлежат разным собственникам, – по результатам выбора управляющей организации на общих собраниях собственников помещений или после 01.01.07 – по результатам открытых конкурсов, проводимых органом местного самоуправления в соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.02.06 № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом».

После выбора управляющей организации (в роли которой может выступать и МУП) ранее действовавшая управляющая организация обязана передать новой управляющей организации по таким домам техническую и иную документацию, связанную с управлением каждым домом.

Читайте так же:  Заявление фальсификация документов

Новая управляющая организация начинает управлять такими домами с даты, указанной в договоре управления в соответствии с п. 7 ст. 162 ЖК РФ.

Порядок управления бесхозяйными домами

Бесхозяйные объекты жилищного фонда не могут быть переданы в управление: ни через проведение общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах, т. к. собственники помещений неизвестны, ни путем проведения открытого конкурса в соответствии со ст. 163 ЖК РФ, т. к. на день постановки такого жилья на учет в регистрирующих органах не оформлено право муниципальной собственности на данные объекты жилищного фонда.

В случае если в бесхозяйном жилищном фонде проживают граждане, то до оформления его в муниципальную собственность они могут пользоваться жилыми помещениями и соответственно коммунальными услугами. При этом возможны следующие варианты:

-в случае если многоквартирные и жилые домах бесхозяйного жилищного фонда, где проживает население, обслуживала ранее та или иная управляющая организация, то отношения по содержанию и ремонту жилых помещений сохраняются за данной организацией вплоть до выбора способа управления или управляющей организации собственниками помещений, либо до проведения конкурса по выбору управляющей организации органами местного самоуправления в порядке реализации ст. 163 ЖК РФ. Но эти процедуры могут быть проведены только после признания права муниципальной собственности на данные объекты в порядке, предусмотренном ст. 225 ГК РФ;
-в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.10.03 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) органы местного самоуправления должны обеспечить нормальные условия жизнедеятельности на территории муниципального образования, в т. ч. для граждан, проживающих в многоквартирных домах, которые считаются бесхозяйными. Это относится к вопросам местного значения, решение которых осуществляется самостоятельно населением и (или) органами местного самоуправления, наделенными полномочиями по решению указанных вопросов. Обеспечение жизнедеятельности муниципального образования включает в себя надлежащее содержание многоквартирных домов, в которых проживает население, а также предоставление соответствующих коммунальных услуг.

Таким образом, орган местного самоуправления на время, пока определенные многоквартирные дома числятся как бесхозяйные в целях реализации статей 2, 16 Федерального закона № 131-ФЗ в связи с необходимостью содержания соответствующего бесхозяйного жилищного фонда, вправе провести конкурс по выбору управляющей организации или назначить управляющую организацию, которая бы временно, до признания права муниципальной собственности в порядке, установленном ст. 225 ГК РФ, обслуживала бы бесхозяйный жилищный фонд.

После признания права муниципальной собственности на бесхозяйный жилищный фонд органом местного самоуправления должен быть проведен конкурс по выбору управляющей организации на право заключения договора управления муниципального жилищного фонда в соответствии со ст. 163 ЖК РФ.

Порядок передачи и расходования средств, связанных с приемом в муниципальную собственность ведомственного и бесхозяйного жилья

Субъектом РФ, ведомством или юридическим лицом, участвующими в передаче имущества, муниципальным образованием может быть предусмотрено проведение определенных мероприятий в отношении передаваемых в муниципальную собственность объектов до момента их передачи или в период их эксплуатации как объектов муниципальной собственности. Под этим подразумевается как проведение восстановительных работ на объектах до момента их передачи, так и финансирование передающей стороной определенных расходов, связанных с восстановлением или долевым содержанием объектов после их передачи. Указанные мероприятия могут носить разовый или долговременный характер.

Проведение восстановительных работ на объектах до момента их передачи в муниципальную собственность может осуществляться на основании соглашения, заключаемого органом местного самоуправления с субъектом РФ и проводиться по решению субъекта РФ либо за счет средств предприятий, содержащих объекты на балансе либо за счет целевых средств бюджета субъекта РФ, выделяемых в этом случае государственному унитарному предприятию.

После передачи объектов в муниципальную собственность могут предусматриваться следующие варианты финансирования передающей стороной мероприятий по восстановлению или долевому содержанию переданных объектов:

финансовая помощь на безвозмездной основе бюджета субъекта РФ бюджету муниципального образования. На основании специального соглашения, заключаемого между субъектом РФ и органом местного самоуправления, принимающим объекты государственной собственности в муниципальную собственность, субъект РФ принимает решение о выделении бюджету соответствующего муниципального образования определенной суммы бюджетных ассигнований в виде финансовой помощи на безвозмездной и безвозвратной основе. При этом указанная финансовая помощь в виде субвенций или субсидий в соответствии со ст. 44 Бюджетного кодекса РФ (далее — БК РФ) подлежит учету в доходной части бюджета муниципального образования как неналоговые доходы.

-безвозмездная передача денежных средств или иного имущества предприятиями, передающими объекты. Безвозмездная передача денежных средств на цели восстановления или содержания переданных в муниципальную собственность объектов может быть осуществлена предприятиями, передавшими соответствующие объекты в муниципальную собственность. При этом такая безвозмездная передача денежных средств признается в соответствии с нормами статей 572-582 ГК РФ как дарение или пожертвование. В этом случае между органом местного самоуправления и предприятием – дарителем или жертвователем — заключается договор безвозмездной передачи денежных средств или иного имущества.

Договор безвозмездной передачи денежных средств или иного имущества должен быть заключен в письменной форме, поскольку в соответствии со ст. 574 ГК РФ письменная форма договора обязательна, когда дарителем является юридическое лицо, и стоимость дара превышает пять установленных законом минимальных размеров оплаты труда.

Договор безвозмездной передачи может предусматривать как разовую операцию по передаче денежных средств или иного имущества, так и передачу их в каком-либо другом порядке, например, безвозмездная передача денежных средств в течение определенного периода (п. 2 ст. 574 ГК РФ).

При оформлении предприятием договора безвозмездной передачи денежных средств или иного имущества на условиях пожертвования их муниципальному образованию в договоре может быть предусмотрено обязательное условие о целевом использовании муниципальным образованием пожертвования на финансирование объектов, переданных в муниципальную собственность. Безвозмездно переданные органу местного самоуправления предприятиями денежные средства по указанному выше договору на основании ст. 45 БК РФ поступают в доход местного бюджета в виде неналоговых доходов как безвозмездные перечисления от юридических лиц. Они могут быть направлены на:

-финансирование восстановления переданных в муниципальную собственность объектов. Финансирование органом местного самоуправления расходов, связанных с восстановлением вновь принятых в муниципальную собственность объектов может быть организовано как целевое финансирование работ по восстановлению объектов по муниципальным контрактам, заключаемым с организациями по результатам конкурсов на размещение соответствующего муниципального заказа, проводимого в порядке, установленном Федеральным законом № 94-ФЗ.
долевое участие органов местного самоуправления и предприятий-собственников объектов в финансировании расходов по содержанию объектов жилищного фонда и социально-культурного назначения. Финансирование текущих расходов, связанных с содержанием объектов, должно осуществляться собственниками помещений или органами местного самоуправления в рамках договоров управления каждым многоквартирным домом. При этом собственники помещений перечисляют средства в виде доплаты по договору управления. Она определяется в размере разницы между размером платы, установленным для собственников помещений и составляющим объем финансирования всех работ по содержанию домов, включенных в перечень таких работ, прилагаемый к договору управления в соответствии с подп. 3 п. 3 ст. 162 ЖК РФ, и размером соответствующей платы для нанимателей, установленной для них собственниками их помещений.

Органы местного самоуправления могут производить бюджетное финансирование по договорам управления доплаты до цены договора управления, определяемой в размере разницы между размером платы, установленной для всех собственников, и размером платы, определяющим цену договора соответственно перечню работ, включенному в договор.

Таким образом, для обеспечения эксплуатации вновь принятых в муниципальную собственность домов органам местного самоуправления необходимо принять следующие решения:

-по многоквартирным домам определить управляющую организацию по результатам конкурсов в соответствии с положениями ст. 161 или 163 ЖК РФ;
-по жилым домам, на цели эксплуатации которых предполагается выделение бюджетных средств, определить управляющую организацию по результатам конкурса, проведенного в соответствии с Федеральным законом № 94-ФЗ;
-по жилым домам, на цели эксплуатации которых не предполагается выделение бюджетных средств, назначить управляющую организацию из числа действующих МУП или выбрать такую организацию по результатам конкурса, порядок проведения которого устанавливает орган местного самоуправления самостоятельно.

Денежные средства или иное имущество от ведомств, передающих дома в муниципальную собственность, могут быть переданы только соответствующим органам местного самоуправления, которые впоследствии устанавливают правила их целевого использования с учетом норм Бюджетного и жилищного кодексов Российской Федерации.

Отношения, связанные с передачей домов в управление, рассматриваются в жилищном законодательстве в качестве самостоятельных отношений и не связаны единой процедурой, осуществляемой при смене собственника на жилые помещения в домах.

В соответствии с ЖК РФ смена собственника на отдельные или все помещения в домах не приводит автоматически к смене порядка управления домом, сложившимся до момента передачи помещений новому собственнику.

Порядок управления многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности муниципального образования, устанавливается органом местного самоуправления данного муниципального образования..

Предприятием, передавшим в муниципальную собственность те или иные объекты, может быть осуществлена безвозмездная передача денежных средств, а также любого иного имущества органам местного самоуправления.

Орган местного самоуправления при формировании расходной части местного бюджета может учитывать безвозмездно переданные органу местного самоуправления предприятиями, передающими объект, денежные средства в соответствующих расходных статьях бюджетной классификации, для формирования в соответствии с п. 3 ст. 159 БК РФ бюджетной росписи на получателя соответствующих бюджетных средств, для финансирования соответствующих муниципальных нужд или муниципальных контрактов.