Отчетность в таможенном деле

Деятельность в таможенном деле

Таможенная деятельность неразделимо связана с возникновением, развитием и регулированием торговли. Внешняя торговля с первых своих шагов способствовала просвещению различных народов, распространению всех важнейших открытий в науке, искусстве и производстве, т.е. была своеобразной школой всего человечества.

Первый этап развития управленческой мысли характеризуют появившиеся ритуалы, символы, письменность и числа, которые послужили основными элементами государственной системы регулирования внешней торговли. Базовыми описательно-познавательными и регулирующими компонентами последней стали экономика, право, организация и психология. Вместе с тем государственная система начинает ставить перед таможенной структурой разные задачи и тем самым заставляет время от времени вносить существенные изменения в свои функции и акцентировать внимание на доминировании той или иной цели. Таможенная деятельность того времени уже опирается на новые принципы мышления. Регулирование, основанное на инстинкте, все еще проявляется в перечне основных видов товаров обмена или как особые деньги (из этих же товаров), однако развивающаяся логика мышления быстро завоевывает ведущие позиции в регулировании товарообменных процессов. Именно стремление к упорядочению обмена, унификации денежных знаков, созданию логической символики и математического инструментария и позволило человеку придумать первые таможенные тарифы, организовать внутреннее и внешнее таможенное пространство, наполнить товары логической информацией и экономической (энергетической) оценкой.

На втором этапе с 3000 г. до н.э. по 500 г. н.э. происходит становление правовых основ государств того времени и связывается это с деятельностью издания законов управления государством для регулирования всего многообразия общественных отношений между различными социальными группами населения, в том числе и в сфере торговли. Этими законами вводился светский стиль управления, усиливался контроль и ответственность за выполнение работ.

В законах просматривались элементы таможенного дела: психологический — через протекционистские меры по защите интересов экономики государства; организационный — через контроль и оформление товаров и процесса их обмена, составляющие нормативно-правовой и экономический механизмы государственного регулирования внешней торговли.

Таможенное дело как объективно существующий механизм регулирования экономики, финансов, внешней торговли начал работать на рубеже новой эры, когда появился прибавочный продукт и начали складываться рыночные отношения. К 500 г. н.э. происходит переход от немой торговли к рыночной. В связи с появлением денег зарождается денежная торговля. Средством перемещения товара является не только человек, но вначале «живой» транспорт, а затем и технический — так появляется речная, караванная сухопутная и морская торговля. Продолжает развиваться пограничная торговля. Вместе с этим совершенствуется фискальная функция регулирования торговли. Наряду с первой формой сборов с торговли на месте и получения права на торговлю появляются пограничные сборы.

Таможенный тариф, являясь одним из важнейших элементов таможенного дела, начал постепенно превращаться в регулятор экономики в странах, где началась индустриализация, стали складываться товарно-денежные отношения, а тариф стал выполнять протекционистскую роль, т. е. стал инструментом торговой и таможенной политики в экономической защите государства.

В течение всего следующего этапа — от эпохи раннего капитализма вплоть до промышленного капитализма шел процесс по дифференциации всех основных элементов, составляющих таможенное дело. В этот период происходит разделение между психологией прошлого опыта и психологией новых идей по регулированию товарообменных процессов, что наглядно обнаруживается в анализе борьбы интересов между сторонниками протекционизма и свободной торговли.

В течение многих столетий рассматриваемого этапа происходит обустройство внешних и внутренних таможенных пространств всех государств мира. От простого к сложному идет процесс нарастания регулирования количественных, а затем качественных признаков товара. Появляется не только штучное, но и объемное, мерное, весовое, логическое измерение, увеличивается перечень качественных признаков регулирования товара. Все это требует изменения соотношения информационного содержания товара и процесса его международного обмена. Уходит ритуально-символическое обозначение товара, все большее значение приобретает письменно-числовая установка, приходят бумажные носители, появляются технологические процессы таможенного оформления и таможенного контроля. Все это давало определенные временные успехи, однако коренных изменений в области управления в таможенном деле не происходило. Появление следующего этапа (с 80-х г. XIX в. по сегодняшний день) в развитии управленческой мысли в виде теории научного управления послужило толчком в решении назревших проблем в таможенном деле. К этому времени стало понятно, что в такой важной области, как таможенное дело, где весьма высок удельный вес организационно-управленческих проблем, постоянно требуются изучение и систематизация вопросов управления как самостоятельной сферы научного знания и практической специализации. Мировое сообщество на стыке тысячелетий особо остро ощущает наступление новой эпохи — информационной, которая требует применения нового типа управления — информационного управления. Мир переходит к системе обработки информационных данных на основе открытой сети, информационно-электронной таможни с использованием электронных документов, компьютерной техники и космической информациологии.

Таможенные процедуры
Таможенная инфраструктура
Контрабанда
Таможенная декларация, таможенный декларант

Назад | | Вверх

Глава 6. НАЛОГИ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • o виды налогов, применяемых в сфере внешней торговли;
  • o порядок их исчисления, сроки и порядок уплаты;
  • o особенности взимания налогов при различных таможенных процедурах;

уметь

  • o применять различные инструменты налоговой политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС;
  • o определять налоговую базу при ввозе подакцизных товаров;

владеть

  • o методикой расчета НДС в отношении товаров, облагаемых (не облагаемых) ввозными таможенными пошлинами и акцизами;
  • o порядком уплаты НДС при различных таможенных процедурах;
  • o методикой расчета суммы акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены различные виды ставок акциза.

6.1. Особенности применения налога на добавленную стоимость и акцизов в сфере внешнеторгового регулирования

Как уже было рассмотрено в гл. 2, существует два метода государственного регулирования внешнеторговой деятельности: таможенно-тарифное и нетарифное. Налог на добавленную стоимость и акциз применяются как паратарифные меры регулирования внешнеторговой деятельности, направленные на защиту интересов отечественных производителей и стимулирование конкурентоспособности отечественных товаров. О роли этого способа воздействия свидетельствует структура таможенных платежей, взыскиваемых при таможенном декларировании импортных товаров. В структуре доходов федерального бюджета налоговые инструменты, предусматривающие взимание НДС и акцизов, обеспечивают поступление большей части средств по сравнению с таможенной пошлиной (более 70%).

В настоящее время механизм исчисления и уплаты НДС и акцизов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, определяется ТК ТС (разд. II «Таможенные платежи») и ч. II НК РФ (гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» и гл. 22 «Акцизы»),

Налогоплательщиком акциза и НДС является лицо, ответственное за уплату таможенных платежей, — декларант. В отдельных случаях, прямо указанных в Налоговом кодексе РФ, плательщиком может являться владелец таможенного склада, владелец СВХ, таможенный перевозчик, лица, на которые возложена обязанность по соблюдению таможенной процедуры. Исходя из специфики налогообложения в случае отмены таможенного контроля и таможенного оформления, налогоплательщиком признаются предприятия (организации), получающие товары из-за пределов РФ.

Налогооблагаемая база каждого вида взимаемого налога имеет свои специфические особенности.

Общим для налогообложения и взимания таможенной пошлины является срок их уплаты. Сроки уплаты налогов определены в ст. 81, 161, 166, 172, 197, 211, 214, 227, 228, 237, 250, 261, 274, 283, 290, 300, 306, 344 и 360 ТК ТС. Исключение составляют случаи, когда в отношении определенных товаров, ввозимых в Российскую Федерацию из стран-участниц международных соглашений, предусматривающих отмену таможенного контроля и таможенного оформления, срок уплаты устанавливается:

  • а) в отношении акцизов — в порядке, определяемом Правительством РФ;
  • б) отношении НДС — в соответствии с п. 3 ст. 152 НК РФ одновременно с оплатой стоимости товаров, но не позднее 15 дней после принятия таких товаров получателем.

Ставки НДС и акцизов не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу РФ, видов сделок, страны происхождения ввозимых товаров и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных таможенным законодательством РФ.

В качестве инструмента налоговой политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, допускается применение налоговых льгот. К налоговым льготам относят:

  • o полное освобождение от уплаты налога;
  • o снижение ставки налогообложения;
  • o возврат сумм ранее взысканных налогов.

Межгосударственными соглашениями установлено: косвенные налоги (НДС и акцизы) взимаются в стране назначения (т.е. в стране импортера). В стране экспортера предусмотрено применение нулевой ставки НДС и акцизов. Причем право на нулевую экспортную ставку НДС не зависит от того, облагается или нет ввоз экспортируемого товара на территории Беларуси или Казахстана. Получается, что по некоторым товарам и российский экспортер может заявить нулевую ставку НДС, и иностранный импортер может вообще не платить налог.

Порядок уплаты косвенных налогов теперь не зависит от страны происхождения товара.

Нулевую ставку экспортеры должны подтвердить в течение 180 календарных дней с даты отгрузки товаров.

Для подтверждения нулевой ставки экспортные операции надо отразить в обычной декларации по НДС и представить ее в налоговую инспекцию вместе с соответствующими документами (или их копиями).

Если комплект подтверждающих документов не представлен, исчисление косвенных налогов производится по стандартным ставкам с одновременным применением налоговых вычетов.

В настоящее время изменился расчет «импортного» НДС. Налоговую базу по «импортному» НДС надо определять на дату принятия на учет импортированных товаров. Налог на добавленную стоимость считается со стоимости ввезенных товаров, увеличенной на сумму акциза (если это подакцизные товары). Она должна определяться как цена сделки, подлежащая по условиям контракта уплате поставщику.

Новое правило весьма выгодно импортерам белорусских товаров — ведь раньше «импортный» НДС приходилось платить с суммы, в которую помимо стоимости приобретенных товаров и акцизов, входили:

  • o затраты на доставку товаров, в том числе транспортировку, погрузку и экспедиторские услуги;
  • o страховая сумма;
  • o стоимость контейнеров и другой многооборотной тары, не подлежащей возврату, если эта тара — единое целое с товаром;
  • o стоимость упаковки, включая стоимость работ.

Следует отметить: в общем порядок взимания косвенных налогов в отношении операций по реализации товаров, работ, услуг внутри ТС аналогичен порядку, который был ранее установлен в отношениях между Россией и Республикой Беларусь на основании соглашения от 15 сентября 2004 г. и протоколов к нему.

При выполнении работ или оказании услуг применение нулевой ставки в отношении косвенных налогов не предусмотрено (за исключением работ по переработке давальческого сырья). Место их реализации определяется в соответствии с правилами, установленными в Протоколе о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 11 декабря 2009 г. Данные правила в целом аналогичны правилам, установленным ст. 148 НК РФ. При этом НДС уплачивается в той стране, которая, исходя из правил, является местом их реализации.

Так, например, если российская организация оказывает резиденту Казахстана рекламные услуги, то, исходя из поди. 4 п. 1 ст. 3 Протокола о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе, местом оказания этих услуг будет признаваться территория Казахстана, даже если фактически эти услуги заключались, например, в проведении рекламной кампании в России. Поэтому оказание таких услуг будет облагаться НДС именно в Казахстане.

Дисциплина «Товароведение и экспертиза в таможенном деле (2 часть из 2-х) (непродовольственные товары)» Форма отчетности: экзамен/зачет

1. Особенности формирования качества и цены непродовольственных товаров.

При реализации непродовольственных товаров на потребительском рынке города большинство предприятий торговли испытывают такие трудности, как неплатежеспособность покупателей (90% респондентов), насыщенность потребительского рынка аналогичными товарами зарубежного производства (48,3%), высокая себестоимость товаров (38%) и как следстви7/е указанных факторов — снижение покупательского спроса (20,7% респондентов).

Проведенные исследования показали, что товарное предложение непродовольственных товаров на региональном потребительском рынке формируется на 65—70% за счет импортных товаров, причем наблюдается тенденция дальнейшего, постепенного вытеснения отечественных непродовольственных товаров с потребительского рынка региона. Опрошенные торговые агенты и покупатели отмечают низкую конкурентоспособность отечественных непродовольственных товаров по сравнению с импортными, вследствие их относительно высоких цен при среднем уровне качества, недостаточно привлекательного внешнего вида и упаковки; несоответствия моде и требованиям НТП.

2. Понятие о таможенной экспертизе, объекты, основания назначения, основные вопросы.

Экспертиза товаров, транспортных средств или документов, содержащих сведения о товарах и транспортных средствах либо о совершении операций (действий) в отношении их, назначается в случаях, если при осуществлении таможенного контроля для разъяснения возникающих вопросов необходимы специальные познания.

2. Экспертиза проводится экспертами таможенных лабораторий, а также иных соответствующих организаций или другими экспертами, назначаемыми таможенными органами. В качестве эксперта может быть назначено любое лицо, обладающее необходимыми специальными познаниями для дачи заключения. Для проведения экспертизы эксперт привлекается на договорной основе. При назначении экспертизы по инициативе декларанта либо иного заинтересованного лица указанные лица вправе представить таможенным органам предложения по кандидатуре эксперта.

3. О назначении экспертизы должностное лицо таможенного органа с согласия начальника этого органа или его заместителя выносит об этом постановление, в котором указываются основания для проведения экспертизы, фамилия, имя и отчество эксперта, наименование организации, в которой должна быть проведена экспертиза, вопросы, поставленные перед экспертом, перечень материалов и документов, предоставляемых в распоряжение эксперта, и срок проведения экспертизы и представления заключения в таможенный орган.

В постановлении также указывается о предупреждении эксперта об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

3. Средства информации о товаре, применяемые при таможенной экспертизе.

Источники информации -это первичные документы о товаре на производство, транспортировку и реализацию продукции.

4. Правила назначения таможенной экспертизы.

Признав необходимым проведение экспертизы, должностное лицо

таможенного органа Российской Федерации, в производстве или на

рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных

правил, выносит постановление об этом, в котором указываются

основания для назначения экспертизы, фамилия эксперта либо

наименование таможенной лаборатории или другого соответствующего

учреждения, в которых должна быть произведена экспертиза, вопросы,

поставленные перед экспертом, и материалы, предоставленные в

До назначения эксперта выясняются необходимые сведения о его

Информационные технологии в таможенном деле

В настоящее время информатизация все более широко используется в таможенном деле. С одной стороны, этот процесс обусловлен необходимостью ускорения производства таможенных операций, с другой — способствует прозрачности совершаемых таможенных операций, что снижает коррупционные риски. В данной статье рассмотрим вопросы применения автоматизации технологических операций при осуществлении предварительного информирования таможенных органов о ввозе товаров на территорию Таможенного союза, а также поговорим об электронном декларировании товаров.

Под информационными технологиями принято понимать систему методов, способов и средств сбора, регистрации, хранения, поиска, накопления, обработки, генерации, анализа, передачи и распространения данных, информации и знаний на основе применения средств вычислительной техники и телекоммуникаций.

Применение информационных технологий в таможенном оформлении выражается в двух аспектах:

1)предварительное информирование таможенных органов о товарах и транспортных средствах до пересечения ими таможенной границы (далее — предварительное информирование);

2)декларирование товаров посредством подачи декларации на товары в электронной форме, а также представление при таможенном оформлении документов, подтверждающих заявленные в декларации на товары сведения, в электронной форме.

Предварительное информирование

Рамочными стандартами безопасности и облегчения мировой торговли, которые были приняты 03.06.2005 руководителями национальных таможенных администраций, представляющих 166 стран — членов Всемирной таможенной организации в Брюсселе, установлено, что для обеспечения адекватной оценки рисков таможенная администрация должна своевременно требовать предварительную электронную информацию о грузовых или контейнерных отправках.

В этой связи ст. 42 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТК ТС) определено, что уполномоченные экономические операторы, перевозчики, в том числе таможенные перевозчики, таможенные представители и иные заинтересованные лица могут представлять таможенным органам в электронном виде предварительную информацию:

  • о товарах, предполагаемых к перемещению через таможенную границу;
  • о транспортных средствах международной перевозки, перемещающих такие товары;
  • о времени и месте прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза или убытия с такой территории;
  • о пассажирах, прибывающих на таможенную территорию Таможенного союза или убывающих с такой территории.

В свою очередь, ст. 3 Соглашения о представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза (заключено в г. Санкт-Петербурге 21.05.2010; далее — Соглашение о представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах), установлено следующее: случаи обязательного представления предварительной информации при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации должны быть определены решением Комиссии Таможенного союза в зависимости от вида транспорта, на котором перемещаются товары.

В результате Комиссией Таможенного союза было принято Решение от 09.12.2011 № 899 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом» (далее — Решение № 899).

Документом введено обязательное предварительное информирование в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом. Информацию должны представлять уполномоченные экономические операторы, перевозчики, в том числе таможенные перевозчики, таможенные представители или иные заинтересованные лица не менее чем за 2 часа до ввоза товаров на таможенную территорию Таможенного союза.

Согласно Решению № 899 в случае, когда ввозимые товары предполагаются к помещению под таможенную процедуру таможенного транзита в месте прибытия, заинтересованное лицо представляет предварительную информацию в информационную систему таможенных органов в объеме сведений, установленных для транзитной декларации. Информация должна содержать сведения:

  • об отправителе, получателе товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами;
  • о стране отправления, стране назначения товаров;
  • о декларанте;
  • о перевозчике;
  • о транспортном средстве международной перевозки, на котором перевозятся товары;
  • о наименовании, количестве, стоимости товаров в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами;
  • о коде товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров (далее — ГС) или единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее — ТН ВЭД ТС) на уровне не менее первых шести знаков;
  • о весе товаров брутто или объеме, а также количестве товаров в дополнительных единицах измерения (при наличии таких сведений) по каждому коду ТН ВЭД ТС или ГС;
  • о количестве грузовых мест;
  • о пункте назначения товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами;
  • о документах, подтверждающих соблюдение ограничений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, если такое перемещение допускается;
  • о планируемой перегрузке товаров или грузовых операциях в пути;
  • о времени и месте прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза.

В случае когда ввозимые товары не предполагаются к помещению под таможенную процедуру таможенного транзита (например, намечается выпуск товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления) в месте прибытия, заинтересованное лицо представляет в информационную систему таможенных органов государства — члена Таможенного союза, на территории которого расположено место прибытия товаров и транспортных средств, следующую предварительную информацию:

  • о государственной регистрации транспортного средства международной перевозки;
  • о наименовании и об адресе перевозчика;
  • о наименовании страны отправления и страны назначения товаров;
  • о наименовании и об адресе отправителя и получателя товаров;
  • о продавце и получателях товаров в соответствии с имеющимися у перевозчика коммерческими документами;
  • о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковки товаров;
  • о наименовании, а также кодах товаров в соответствии с ГС или ТН ВЭД ТС на уровне не менее первых четырех знаков;
  • о весе товаров брутто (в килограммах) либо объеме товаров (в кубических метрах), за исключением крупногабаритных грузов;
  • о наличии товаров, ввоз которых на таможенную территорию Таможенного союза запрещен или ограничен;
  • о месте и дате составления международной товаротранспортной накладной;
  • о времени и месте прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза.

Введение предварительного информирования возлагает на перевозчика необходимость представления сведений в таможенный орган до пересечения грузом границы и влечет некоторые дополнительные материальные затраты.

Перевозчикам следует помнить, что в соответствии с Порядком совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и завершением таможенной процедуры таможенного транзита, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 № 438 (далее — Порядок № 438), при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита перевозчик обязан представить транзитную декларацию.

В качестве транзитной декларации используются документы, содержащие сведения, указанные в п. 3 ст. 182 ТК ТС:

  • заполненные листы транзитной декларации;
  • книжка МДП, заполненная в соответствии с положениями Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 года, с прилагаемыми к ней транспортными (перевозочными) и коммерческими документами;
  • карнет АТА, заполненный в соответствии с Таможенной конвенцией о карнете АТА для временного ввоза 1961 года и Конвенцией о временном ввозе 1990 года, с прилагаемыми к нему транспортными (перевозочными) и коммерческими документами (при перевозке в пределах территории государства — члена Таможенного союза, если это предусмотрено законодательством такого государства);
  • транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы;
  • электронная копия транзитной декларации.

Должна ли российская организация-перевозчик представлять предварительную информацию в таможенные органы в случае ввоза товаров с использованием карнета АТА?

Согласно письму ФТС России от 30.05.2012 № 01-11/26843 «О направлении информации» Решение № 899 издано в соответствии со ст. 3 Соглашения о представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах.

Главным управлением организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России проводится работа по внесению изменений в указанное Соглашение в части его неприменения в отношении товаров, помещаемых под специальную таможенную процедуру, а также товаров, перемещаемых с применением карнетов АТА.

Необходимость внесения данных изменений обусловлена положениями Конвенции о временном ввозе от 26.06.1990, которыми не предусмотрено предварительное информирование о товарах, перемещаемых с применением карнетов АТА, на условиях и в порядке, определенных указанной конвенцией, а также тем, что специальная таможенная процедура применяется для особых категорий товаров.

Кроме того, согласно п. (h) ст. 181с раздела VI Таможенного кодекса Европейского союза в отношении товаров, перемещаемых с применением карнетов АТА, предварительное информирование не требуется.

С учетом принципов взаимности норм международного права и в целях оптимизации совершения таможенных операций Решение № 899 не применяется в отношении товаров, помещаемых под специальную таможенную процедуру, а также товаров, перемещаемых с применением карнетов АТА.

При этом п. 5 Решения № 899 определено, что в случае представления предварительной информации в объеме, установленном для помещения ввозимых товаров под таможенную процедуру таможенного транзита в месте прибытия, представленная предварительная информация используется в качестве электронной копии транзитной декларации при отсутствии расхождения предварительной информации и сведений, содержащихся в документах, используемых в качестве транзитной декларации.

Таким образом, предварительное представление в таможенный орган информации в объеме сведений, установленных для транзитной декларации, позволяет:

1) сократить срок нахождения транспортных средств с грузом в пунктах ввоза.

Во-первых, это обусловлено тем, что перевозчику не нужно формировать у таможенного представителя электронную копию транзитной декларации в тех случаях, когда перевозка происходит с использованием книжки МДП.

Во-вторых, значительно сокращен срок совершения таможенных операций должностными лицами таможенных органов. Так, например, п. 12 Порядка № 438 определено, что выпуск товаров осуществляется таможенным органом отправления в срок, не превышающий сроки, указанные в ст. 196 ТК ТС. Данной статьей установлено следующее: выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации.

В свою очередь, п. 5 Решения № 899 установлено, что принятие решения о выпуске данных товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита осуществляется не позднее 2 часов с момента регистрации транзитной декларации при условии отсутствия риска несоблюдения норм законодательства Таможенного союза. Таким образом, предельный срок совершения таможенных операций сокращен в 12 раз.

Кроме того, согласно п. 3 Решения № 899 таможенные органы в течение 2 часов с момента получения предварительной информации обязаны провести ее анализ с использованием системы управления рисками.

Таким образом, если в отношении перемещаемых товаров риск нарушения таможенного законодательства минимален, то таможенный орган оперативно произведет выпуск товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита;

2) сократить очереди в пунктах пропуска, так как для обработки одного транспортного средства, осуществляющего международную перевозку грузов, требуется меньше времени;

3) сократить материальные затраты перевозчика. Это обусловлено тем, что перевозчики прибегают к услугам таможенных представителей как при формировании электронных копий транзитных деклараций, так и при формировании электронной предварительной информации. Однако при формировании электронной предварительной информации рабочее время сотрудников таможенных представителей используется более рационально. В этой связи наиболее крупные таможенные представители несколько снижают тарифы на предоставление услуг по формированию предварительной информации.

Каким образом осуществляется предварительное информирование таможенных органов России о ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза?

Согласно информации ФТС России от 14.06.2012 «Об обязанности подачи предварительной информации на товары, перемещаемые автомобильным транспортом» предварительная информация подается в таможенный орган государства — члена Таможенного союза, на территории которого расположен автомобильный пункт пропуска, заинтересованным лицом не менее чем за 2 часа до планируемого ввоза товара, следующего автомобильным видом транспорта на таможенную территорию Таможенного союза.

При ввозе товаров через российские пункты пропуска предварительная информация представляется на русском языке, за исключением условных обозначений, используемых в качестве классификаторов.

Участники ВЭД, перемещающие товары через российские пункты пропуска, могут подать предварительную информацию через интернет-сайт ФТС России (с использованием портала электронного представления сведений (портала «ЭПС»), расположенного по адресу: http://edata.customs.ru/Pages/Default.aspx) или посредством информационных систем организаций, подключенных к единой автоматизированной информационной системе таможенных органов Российской Федерации.

Если предварительная информация не была заблаговременно направлена участником ВЭД или перевозчиком, а транспортное средство с товаром прибыло в автомобильный пункт пропуска, то предварительную информацию можно представить в течение ближайших 2 часов после прибытия транспортного средства в пункт пропуска. Для этого на таможенном посту в российском пункте пропуска предусмотрено место временного размещения транспортного средства в зоне таможенного контроля, а также оборудовано место доступа к порталу «ЭПС».

Подводя итог вышеизложенному, отметим, что снижение времени нахождения транспортных средств в пунктах ввоза влечет снижение сроков доставки товаров, а следовательно, ведет к увеличению грузооборота и прибыли транспортных компаний. Таким образом, внедрение предварительного информирования однозначно является добром для законопослушных транспортных компаний.

Могут ли таможенные органы начать операции таможенного контроля (в частности, таможенный досмотр) в случаях, когда в предварительной информации выявлены ошибки (например, допущены ошибки в номере международной товарно-транспортной накладной)?

Решением № 899 определено, что в месте прибытия товаров таможенные органы сопоставляют предварительную информацию со сведениями, содержащимися в транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документах.

В случае несоответствия сведений, содержащихся в базах данных предварительной информации таможенных органов, сведениям, содержащимся в документах, представленных перевозчиком, выявленные расхождения учитываются при принятии решения о применении форм таможенного контроля в отношении представленных товаров с использованием системы управления рисками.

Дальнейшие таможенные операции в отношении представленных товаров проводятся в соответствии с таможенным законодательством.

Таким образом, наличие расхождения между реальным номером международной товарно-транспортной накладной и сведениями об этом номере, содержащимися в базе данных предварительной информации, может свидетельствовать о подмене товаросопроводительных документов. Следовательно, таможенные органы могут осуществить любые формы таможенного контроля, предусмотренные ТК ТС, в том числе таможенный досмотр. Поэтому к представлению предварительной информации необходимо подходить ответственно, так как в противном случае могут возникнуть дополнительные издержки перевозчика.

Какие действия должен совершить перевозчик, если своевременно не представил предварительную информацию?

В соответствии с Решением № 899 в случае непредставления заинтересованным лицом предварительной информации оно должно представить в информационную систему таможенных органов эту информацию в объеме, установленном п. 2 данного Решения, в течение ближайших двух часов. Соответственно, данная процедура может повлечь дополнительные расходы для перевозчика в тех случаях, когда таможенные представители формируют свои тарифы на услуги в зависимости от срочности выполняемых операций.

На основе результатов анализа представленной заинтересованным лицом информации должностное лицо таможенного органа принимает решение о проведении таможенного контроля в отношении товаров и транспортных средств с использованием системы управления рисками в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.

Если предварительная информация по техническим причинам не может быть получена таможенным органом, таможенные операции в отношении представленных товаров проводятся в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.

Российская организация-перевозчик намерена ввозить товары на территорию России через белорусско-польский участок границы Таможенного союза. Как осуществляется предварительное информирование белорусских таможенных органов о ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза?

По этом поводу имеется соответствующая информация ФТС России «О подаче предварительной информации таможенным органам Республики Беларусь». В соответствии с данной информацией в связи с вступлением в силу с 17.06.2012 Решения № 899 Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь (далее — ГТК РБ) разработаны Технические условия информационного взаимодействия автоматизированной системы таможенных органов Республики Беларусь и информационных систем заинтересованных лиц, представляющих предварительную информацию о товарах и транспортных средствах, которые размещены на сайте ГТК РБ по адресу: http://gtk.gov.by/ru/epi. Также на сайте ГТК РБ создан баннер «Электронное предварительное информирование», в котором размещены ссылки на нормативные правовые акты, регулирующие вопросы предварительного информирования.

В настоящее время в таможенных органах Республики Беларусь функционирует автоматизированная система предварительного информирования (далее — АСПИ).

Для использования заинтересованными лицами АСПИ необходимо:

  • наличие программных и технических средств, обеспечивающих взаимодействие с информационными системами таможенных органов Республики Беларусь при обмене предварительной информацией;
  • наличие доступа к международной сети Интернет;
  • включение в Реестр заинтересованных лиц, представляющих таможенному органу предварительную информацию. Для включения в указанный реестр необходимо обратиться в ГТК РБ, а также пройти в Минской центральной таможне проверку информационной системы заинтересованного участника ВЭД на предмет ее готовности к организации информационного взаимодействия с информационной системой таможенных органов.

РУП «Белтаможсервис» разработан программный продукт e-Client, который обеспечивает информационное взаимодействие с информационной системой таможенных органов.

РУП «Белтаможсервис» на договорной основе оказывает услуги заинтересованным лицам по представлению предварительной информации таможенным органам, а также реализует разработанное программное обеспечение заинтересованным лицам.

Таможенными органами Республики Беларусь обеспечена возможность представления предварительной электронной информации о товарах, перемещаемых с использованием книжек МДП (система TIR-EPD). Система TIR-EPD применяется в таможенных органах Республики Беларусь с 01.10.2011, и ею может воспользоваться любой перевозчик при перевозках товаров по процедуре МДП.

Электронное декларирование

В пункте 3 ст. 179 ТК ТС установлено, что таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации. Порядок предоставления и использования таможенной декларации в виде электронного документа регламентирован Решением Комиссии Таможенного союза от 08.12.2010 № 494 «Об Инструкции о порядке предоставления и использования таможенной декларации в виде электронного документа» (далее — Инструкции № 494).

В соответствии с п. 2 Инструкции № 494 таможенная декларация в виде электронного документа (далее — ЭТД) предоставляется декларантом или таможенным представителем таможенному органу, правомочному в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза регистрировать таможенные декларации.

Согласно п. 1 ст. 204 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ (в ред. от 12.03.2014) «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 311-ФЗ) декларация на товары подается в электронной форме. Правительство РФ устанавливает перечни товаров, таможенных процедур, а также случаи, при которых декларирование может осуществляться в письменной форме.

Какие товары в Российской Федерации могут декларироваться в письменной форме?

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.12.2013 № 1154 «О перечне товаров, таможенных процедурах, а также случаях, при которых таможенное декларирование товаров может осуществляться в письменной форме» по выбору декларанта таможенное декларирование товаров в письменной форме с использованием декларации на товары может осуществляться:

1) в отношении товаров, сведения о которых отнесены к государственной тайне;

2) в отношении товаров, помещаемых под:

  • таможенную процедуру уничтожения в соответствии с гл. 42 ТК ТС;
  • таможенную процедуру отказа в пользу государства в соответствии с гл. 43 ТК ТС;
  • специальную таможенную процедуру в соответствии с гл. 41 Федерального закона № 311-ФЗ;

3) в случаях таможенного декларирования товаров:

  • в соответствии с гл. 44 ТК ТС;
  • в соответствии с гл. 45 ТК ТС;
  • в соответствии со ст. 217 Федерального закона № 311-ФЗ;
  • при использовании в качестве декларации на товары карнета АТА, транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов.

Следовательно, во всех иных ситуациях декларирование осуществляется исключительно в электронном виде.

В соответствии с Инструкцией № 494 при совершении таможенных операций с использованием ЭТД, в том числе при выпуске товаров до подачи ЭТД в соответствии со ст. 197 ТК ТС, документы, предоставление которых предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза (далее — документы), представляются в виде электронных документов и (или) документов на бумажных носителях.

Согласно ст. 99 Федерального закона № 311-ФЗ документы, представление которых предусмотрено в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, в том числе таможенная декларация, могут представляться в форме электронного документа при соблюдении требований к документированию информации, установленных законодательством РФ.

Какие документы подлежат представлению совместно с декларацией на товары, представляемой в электронном виде?

В соответствии со ст. 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация.

К таким документам относятся:

1) документы, подтверждающие полномочия лица, подающего таможенную декларацию;

2) документы, подтверждающие совершение внешнеэкономической сделки, а в случае отсутствия внешнеэкономической сделки — иные документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, а также и иные коммерческие документы, имеющиеся в распоряжении декларанта;

3) транспортные (перевозочные) документы;

4) исключен (Протокол от 16.04.2010 «О внесении изменений и дополнений в Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года»);

5) документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений;

6) документы, подтверждающие соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;

7) документы, подтверждающие страну происхождения товаров в случаях, предусмотренных ТК ТС;

8) документы, на основании которых был заявлен классификационный код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности;

9) документы, подтверждающие уплату и (или) обеспечение уплаты таможенных платежей;

10) документы, подтверждающие право на льготы по уплате таможенных платежей, на применение полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с таможенными процедурами, установленными ТК ТС, либо на уменьшение базы (налоговой базы) для исчисления таможенных пошлин, налогов;

11) документы, подтверждающие изменение срока уплаты таможенных пошлин, налогов;

12) документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров и выбранный метод определения таможенной стоимости товаров;

13) документ, подтверждающий соблюдение требований в области валютного контроля, в соответствии с валютным законодательством государств — членов Таможенного союза;

14) документ о регистрации и национальной принадлежности транспортного средства международной перевозки — в случае перевозки товаров автомобильным транспортом при их помещении под таможенную процедуру таможенного транзита.

В то же время при подаче декларации на товары для помещения под таможенную процедуру экспорта товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, не требуется представления таможенному органу документов иных, чем те, что указаны в подп. 1, 2, 5, 8, 9, 13, а также в подп. 3 — при наличии таких документов.

Существуют ли случаи, когда перечень представляемых документов сокращается при декларировании товаров с применением ЭТД?

В соответствии с п. 2 ст. 208 Федерального закона № 311-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, вправе дополнительно сокращать перечень документов, представляемых при таможенном декларировании товаров, в зависимости от формы таможенного декларирования (письменная, электронная), таможенной процедуры, категорий товаров и лиц.

В частности, согласно Приказу ФТС России от 20.07.2012 № 1470 «О непредставлении паспорта сделки при таможенном декларировании товаров» таможенным органам поручено не требовать представления паспорта сделки (далее — ПС) при подаче декларации на товары в электронной форме с сохранением требования об указании номера ПС в декларации на товары в установленном порядке. В этом случае таможенные органы осуществляют проверку достоверности заявляемых в декларациях на товары сведений о ПС с использованием центральной базы данных валютного контроля.

Приказом ФТС России от 05.12.2013 № 2299 «О непредставлении документов, подтверждающих полномочия лица, подающего декларацию на товары в электронной форме» установлено, что таможенным органам при подаче таможенной декларации в электронной форме также не нужно требовать представления документа, удостоверяющего личность, для подтверждения полномочий лица, подающего таможенную декларацию.

Существуют ли какие-либо особенности заполнения декларации на товары в случае ее представления в виде электронного документа?

Да существуют. В частности, в соответствии с Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 (в ред. от 01.10.2013) «Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций» (далее — Решение № 257), в случае использования декларации на товары в виде электронного документа в третьем подразделе графы 1 «Декларация» производится запись: «ЭД».

Можно ли в одной ЭТД декларировать сведения о товарах, ввезенных по разным контрактам?

В соответствии с п. 2 Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением № 257, в одной декларации на товары (далее — ДТ) декларируются сведения о товарах, содержащихся в одной товарной партии, если иное не установлено настоящей Инструкцией, которые помещаются под одну и ту же таможенную процедуру.

Для целей настоящей Инструкции как одна товарная партия рассматриваются:

  • при ввозе товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза(далее — таможенная территория) — товары, перевозимые от одного и того же отправителя в адрес одного и того же получателя по таможенной территории в рамках исполнения обязательств по одному документу, подтверждающему совершение внешнеэкономической сделки (или по одному документу об условиях переработки товаров при таможенном декларировании продуктов переработки), или по односторонней внешнеэкономической сделке, или без совершения какой-либо сделки, а также если такие товары в пределах сроков, предусмотренных ст. 185 ТК ТС, предъявлены одному и тому же таможенному органу в месте прибытия на таможенную территорию или в месте доставки, если применялась таможенная процедура таможенного транзита, и находятся в одном месте временного хранения (если товары помещались на временное хранение), либо выпущены в сроки, установленные для подачи ДТ в соответствии со ст. 197 ТК ТС;
  • при вывозе товаров с таможенной территории— товары, одновременно отгружаемые или отгружаемые в течение определенного периода времени в случаях, определенных законодательством государств — членов Таможенного союза, в регионе деятельности одного и того же таможенного органа одним и тем же отправителем в адрес одного и того же получателя, находящегося за пределами таможенной территории, в рамках исполнения обязательств по одному документу, подтверждающему совершение внешнеэкономической сделки (или по одному документу об условиях переработки товаров при таможенном декларировании продуктов переработки), либо по односторонней внешнеэкономической сделке, либо без совершения какой-либо сделки;
  • при изменении или завершении действия ранее заявленной таможенной процедуры без перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза(далее — таможенная граница) — товары, помещенные под одну и ту же предшествующую таможенную процедуру по одному договору, если при совершении внешнеэкономической сделки заключался соответствующий договор (или по одному документу об условиях переработки товаров), продукты их переработки, товары, изготовленные (полученные) из таких товаров, отходы, образовавшиеся из таких товаров, находящиеся под таможенным контролем одного и того же таможенного органа или выпущенные в сроки, установленные для подачи ДТ в соответствии со ст. 197 ТК ТС, декларантом которых будет являться то же лицо, которое поместило товары под предшествующую таможенную процедуру, либо лицо, приобретшее имущественные права на декларируемые товары после их помещения под предшествующую таможенную процедуру.

Таким образом, в одной ЭТД декларировать сведения о товарах, ввезенных по разным контрактам, недопустимо.

Заключение

В настоящей публикации рассмотрены вопросы осуществления предварительного информирования таможенных органов о ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза, а также вопросы представления декларации на товары в виде электронного документа.

Н. А. Дубинский, доц., канд. техн. наук

Читайте так же:  Уголовный кодекс франции 1992 года