Налоговый учет и отчетность по налогам и взносам во внебюджетные фонды

Налоговый учет и налогообложение (теоретический курс)

Продолжительность обучения: 32 ак.ч. (8 занятий)

Ключевые
навыки

Курс
рекомендуется

  • Курс позволит слушателю подробно изучить структуру налогообложения РФ
  • Научитесь правильно рассчитывать и уплачивать основные налоги с учетом особенностей последних требований законодательства РФ по налогам и сборам
  • Для студентов и лиц которым необходимо повысить уровень знаний в налоговом учете
  • Для пользователей которые знакомы с основами бухгалтерского учета

* Нажмите для ознакомления с содержанием курса

1. Теория налогообложения

  • 1.1 Законодательство РФ о налогах и сборах во времени
  • 1.2 Участники налоговых отношений. Функции и принципы налогообложения
  • 1.3 Элементы налогообложения (Объект, база, ставка, период, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налогов)
  • 1.4 Формы и особенности проведения налоговых проверок
  • 1.5 Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

2. Налог на добавленную стоимость

  • 2.1 Нормативные документы по НДС
  • 2.2 Объекты налогообложения по НДС
  • 2.3 Освобождение от НДС
  • 2.4 Налоговые ставки
  • 2.5 Проблемы учета налогового вычета по уплаченному или полученному авансу
  • 2.6 Порядок выставления счетов-фактур, ведение «Книги покупок» и «Книги продаж»
  • 2.7 Налоговая декларация по НДС и ее заполнение

3. Налог на доходы физических лиц

  • 3.1 Объекты налогообложения НДФЛ Налоговая база и исключения из нее 3.2 Виды налоговых вычетов, основания и порядок их предоставления
  • 3.3 Ставки НДФЛ
  • 3.4 Порядок уплаты налога и отчетность организаций

4. Страховые взносы во внебюджетные фонды

  • 4.1 База, льготы, сроки уплаты и сроки предоставления расчетов
  • 4.2 Применение регрессивной шкалы
  • 4.3 Ставки страховых взносов
  • 4.4 Отчетные документы и их заполнение

5. Налог на имущество предприятия. Налог на прибыль предприятия

  • 5.1 Налоговая база, ставки налогов, льготы по налогам, сроки уплаты и отчетности
  • 5.2Налоговый учет и его отличие от бухгалтерского
  • 5.3 Порядок расчета налогов
  • 5.4 Налоговая декларация и ее заполнение
  • 5.5 Положение по бухгалтерскому учету » Учет расходов по налогу на прибыль» ( ПБУ 18/ 2002)
  • 5.6 Составление оборотно — сальдовой ведомости. Экономический анализ работы предприятия на основании оборотно — сальдовой ведомости
  • 5.7 Отчет о прибылях и убытках. Заполнение формы № 2
  • 5.8 Минимизация налогов (Лизинг, векселя и т.д.)
  • 5.9 Баланс предприятия

Теория совместно с практикой

В нашем Учебном Центре обучение построено в основном на практических занятиях. Это способствует быстрому усвоению теоретических материалов. На практике у нас разбираются конкретные примеры по налогообложению и налоговому учету.

Различные формы обучения

В учебном центре курсы налогообложения проводятся в различных формах:

  • Индивидуальные
  • Групповые
  • Корпоративные, т.е. выезд преподавателей на вашу территорию предприятия.

Качество нашего обучения никак не зависит от выбранной формы и по прежнему остается на лучшем уровне.

Различные формы обучения

В учебном центре курсы налогообложения проводятся в различных формах:

  • Индивидуальные
  • Групповые
  • Корпоративные, т.е. выезд преподавателей на вашу территорию предприятия.

Качество нашего обучения никак не зависит от выбранной формы и по прежнему остается на лучшем уровне.

Преподаватели с огромным опытом работы

Курсы по налоговому учету и налогообложению ведут очень опытные преподаватели. Специалисты-практики, сотрудники больших финансовых организаций, а также профессора ВУЗов в Нижнем Новгороде.
Курсы по налогам проходят от простого разбора предприятия, заканчивая сложными. Понимание основной терминологии по налогам поможет вам в дальнейшем при работе с налоговым учетом.

Порядок и сроки представления отчетности по взносам во внебюджетные фонды

Формы, порядок заполнения, сроки сдачи и т.п. налоговой отчетности и отчетности во внебюджетные фонды изложены в соответствующих инструкциях МНС РФ и внебюджетных фондов. По существующей практике на каждый вид налога или взноса во внебюджетный фонд заполняется по одной, иногда по две, формы (расчета, декларации и т.п.).

Единая форма расчета (налоговой декларации) по всем видам налогов и взносов во внебюджетные фонды не может быть составлена по следующим причинам:

1. разнообразна общая система налогообложения в РФ;

2. получатели налогов — разные уровни бюджета (например, НДС — федеральный и региональный уровень, налог с продаж — местный уровень);

3. различны регулирующие органы;

4. различна система определения плательщиков налогов;

5. различна база исчисления налогов;

6. различна система льгот и вычетов;

7. разные функции юридического лица в отношении конкретного вида налога (например, по единому социальному налогу субъект предпринимательства является плательщиком налога, а по подоходному налогу — налоговым агентом по удержанию налога с физических лиц) [18, с. 181].

Для субъектов малого предпринимательства, не применяющих упрощенную систему учета и отчетности, в целях упрощения порядка и процедур бухгалтерской, статистической, налоговой отчетности и отчетности во внебюджетные фонды предлагается:

1. унифицировать сроки сдачи отчетности субъектами малого предпринимательства;

2. унифицировать сроки уплаты налоговых платежей субъектами малого предпринимательства (упрощенный налоговый календарь);

3. составить исчерпывающий перечень форм бухгалтерской, статистической и налоговой отчетности. Во внебюджетные фонды не должна сдаваться никакая отчетность: по окончании отчетного года в сроки сдачи годовой бухгалтерской отчетности во внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования) субъектами малого предпринимательства должны направляться почтовым отправлением по одному экземпляру копии годового расчета (налоговой декларации) по единому социальному налогу (Информация о почтовых адресах внебюджетных фондов вывешивается в помещении налогового органа) или передачу такой информации в полном объеме осуществляет соответствующий налоговый орган. [6, с. 56]

В отличие от деклараций и расчетов по налогам, в государственные внебюджетные фонды представляется отчетность не за налоговый и отчетные периода, а за расчетный и отчетные периоды. Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.

Согласно федеральному закону от 24.07.2009 No 212-ФЗ (с последующими изменениями) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» плательщики страховых взносов, производящие выплаты физическим лицам (заработную плату и др. облагаемые страховыми взносами выплаты) ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета следующую отчетность:

1. до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации — расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования;

2. до 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации — Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения.

Другая категория — индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, отчитываются за расчетный период, представляя в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчет по «фиксированным платежам» — начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование, рассчитанным исходя из стоимости страхового года, до 1 марта календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом.

Вышеперечисленные формы отчетности могут быть поданы как в электронном виде по телекоммуникационым каналам связи — ТКС (через специализированных операторов связи), так и на бумажных носителях.

Плательщики страховых взносов, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 50 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют расчеты в соответствующие внебюджетные фонды по установленным форматам только в электронной форме с электронной цифровой подписью (в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года No 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи»), если иной порядок представления сведений, отнесенных к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации. [6, с.35]

Расчеты, выполненные на бумажных носителях, могут быть представлены лично, через представителя или путем отправки по почте — в том же порядке, что и «бумажная» налоговая отчетность.

Аналогично отчету по форме 2-НДФЛ, представляемому в налоговые органы налоговыми агентами, существует вид отчетности в Пенсионный фонд, которую недопустимо высылать по почте — это индивидуальные сведения о застрахованных лицах. Индивидуальные сведения могут быть представлены:

1. в бумажном виде при сопровождении магнитного носителя, содержащего электронные формы документов персонифицированного учета;

2. в электронном виде по ТКС, заверенные электронной цифровой подписью и зашифрованные средством криптографической защиты информации.

Индивидуальные сведения представляются страхователями (организациями и индивидуальными предпринимателями) ежегодно, до 1 марта года, следующего за расчетным периодом.

Помимо вышеперечисленной отчетности, плательщики страховых взносов «от несчастных случаев» в Фонд социального страхования, ежегодно обязаны подтверждать свой основной вид деятельности с целью отнесения их к определенному классу профессионального риска, для каждого из готовых установлен свой тариф данных страховых взносов. Для этого страхователи ежегодно в срок до 15 апреля представляют в исполнительный орган Фонда по месту своей регистрации следующие документы:

Читайте так же:  Написать заявление на отпуск 14 дней

1. заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку;

2. справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению № 2 к настоящему Порядку;

3. копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей — субъектов малого предпринимательства);

4. копии лицензий (для страхователей, осуществляющих виды деятельности, подлежащие обязательному лицензированию).

Исполнительный орган Фонда социального страхования в двухнедельный срок с даты представления документов уведомляет страхователя об установленном ему с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем классу профессионального риска основного вида его экономической деятельности.

Если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля не представил вышеперечисленные документы, исполнительный орган ФСС относит данного страхователя к тому виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.

Начисленные платежи перечисляются не позднее установленных сроков. Для этого организации представляют в учреждение банка платёжные поручения на перечисление страховых взносов в названные фонды одновременно с чеком на получение денег на заработную плату. Платёжное поручение предоставляется в банк независимо от состояния расчётного счёта. За нарушение установленных сроков платежа организации сами начисляют и уплачивают пеню в установленном размере из чистой прибыли за весь период просрочки.

Дата выдачи заработной платы устанавливается в коллективном договоре или других документах (приказом, распоряжением, соглашением, уставом, решением общего собрания) и указывается в Заявлении на регистрацию. Если организация переменила дату получения заработной платы, то она обязана в письменной форме известить социальные фонды с приложением справки банка об этом либо копии кассовой заявки. Излишне внесённые на счета внебюджетных фондов суммы страховых взносов зачитываются в счёт очередных платежей в фонды или возвращаются плательщику [7, с. 111].

Днём уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования считается день списания банком суммы платежа со счёта организации независимо от времени зачисления её на счёт исполнительного органа фонда. При перечислении страховых взносов на счета профсоюзных организации, такие суммы являются задолженностью и взыскиваются органами Фонда социального страхования РФ и налоговыми органами в бесспорном порядке.

Днём уплаты страховых взносов в пенсионный фонд считается день, когда соответствующие средства списаны с расчётного счёта плательщика. Однако работодатели уплачивают страховые взносы одновременно с получением в банках средств, для выплаты заработной платы работникам. Если расчёты с работниками ведутся в безналичном порядке (например, с использованием пластиковых карт банков), то страховые взносы в данном случае должны уплачиваться в день перечисления денежных средств на лицевые счета работников. Если организация не имеет счёта в банке, то уплата страховых взносов осуществляется в дни фактической выдачи заработной платы.

Налоги и внебюджетные фонды (стр. 1 из 16)

1.1 Налоги и сборы

Налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. (Налоговый кодекс РФ, ст. 8 п. 1).

Безвозмездность налога означает, что его уплата не сопровождается ответным индивидуальным обязательством со стороны государственных налоговых органов. Безвозмездность налоговых платежей, вообще говоря, относительна, поскольку полученные таким образом доходы используются государством для осуществления расходов, предоставления налогоплательщикам общественных благ. Однако для конкретных плательщиков выгоды, получаемые от государственных расходов, могут быть недостаточной компенсацией их налоговых платежей. Поэтому налоги связаны с государственным принуждением, то есть применением санкций в случае неполной или несвоевременной их уплаты.

В российском налоговом законодательстве различаются такие понятия, как “налог” и “сбор”. Под сбором понимается обязательный взнос, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщика государственными органами, органами местного самоуправления или иными уполномоченными учреждениями определенных юридических действий. (Налоговый кодекс РФ, ст. 8 п.2)

Особенностью сборов является то, что они носят целевой характер и служат для формирования целевых денежных фондов (например, сбор на нужды образовательных учреждений, на содержание правоохранительных органов и т.п.). Поэтому сборы также называются маркированными , или целевыми обязательными отчислениями. Налоги, напротив, не являются целевыми отношениями, и поступают в централизованный бюджетный фонд.

В развитых странах от 30 до 50% валового внутреннего продукта перераспределяется в форме налоговых и других обязательных отчислений (в частности, взносов на социальное страхование), что свидетельствует о высоком уровне государственного регулирования. В России доля налоговых поступлений в консолидированный бюджет составляет около 20% от ВВП. Примерно половину от этой величины образуют налоговые доходы федерального бюджета.

О поступлении администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет в январе-октябре 2009 года.

Всего в январе-октябре2009годав федеральный бюджет поступило 2 472,1 млрд. рублей администрируемых доходов, что на 32% меньше, чем в январе-октябре2008года.

Основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями НДС (41%), налога на добычу полезных ископаемых (31%), ЕСН (17%) и налога на прибыль (6%).

Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в январе-октябре 2009 года составили 158,9 млрд. рублей. По сравнению с январем-октябрем 2008 года поступления снизились в 4,3 раза.

Снижение поступлений обусловлено ухудшением результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций и снижением с 2009 года ставки налога, зачисляемого в федеральный бюджет, с 6,5% до 2 процентов. Суммы убытков, заявленные налогоплательщиками, выросли в 2 раза и за I полугодие т.г. составили 1,3 трлн. рублей, или столько же, сколько за весь 2008 год. Значительные объемы убытков зафиксированы в металлургии, машиностроении и банковском секторе.

Поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет , в январе-октябре 2009 года составили 414,3 млрд. рублей и по сравнению с январем-октябрем 2008 года выросли на 2,9 млрд. рублей, или на 0,7%.

Поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в январе-октябре 2009 года составили 1 003,4 млрд. рублей и по сравнению с январем-октябрем 2008 года выросли на 4,8%.

Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь , поступило в январе-октябре 2009 года 24,5 млрд. рублей, что на 29% меньше, чем в январе-октябре 2008 года.

Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет составили в январе-октябре 2009 года 67,3 млрд. рублей и снизились относительно января-октября 2008 года на 35%.

Снижение поступлений по сводной группе акцизов в федеральный бюджет обусловлено изменением законодательства в части акцизов на нефтепродукты. С 2009 года уплата акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо и моторные масла осуществляется в бюджет субъекта Российской Федерации в полном объеме.

Налога на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) в январе-октябре2009года поступило в федеральный бюджет 773,6 млрд. рублей, в том числе на добычу нефти – 698,5 млрд. рублей, газа горючего природного – 60,1 млрд. рублей, газового конденсата – 5,2 млрд. рублей.

По сравнению с январем-октябрем2008годапоступления НДПИ снизились в 1,8 раза, что обусловлено снижением цены на нефть (с 105,8$ в декабре 2007 года – сентябре 2008 года до 54,6$ в декабре 2008 года – сентябре 2009 года, или в 1,9 раза).

Страховых взносов, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, в январе-октябре2009года поступило 1 034,6 млрд. рублей, что на 0,8% больше, чем в январе-октябре2008года.

В Фонд социального страхования Российской Федерации (без учета суммы расходов, произведенных налогоплательщиками на цели государственного социального страхования (суммы выплаченных пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и др.))в январе-октябре2009года поступило 54,8 млрд. рублей, что на 14,2% меньше, чем в январе-октябре2008года.

В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в январе-октябре2009года поступило 73,9 млрд. рублей, что на 0,9% больше, чем в январе-октябре2008года.

В территориальные фонды обязательного медицинского страхования в январе-октябре2009года поступило 135,5 млрд. рублей, что соответствует поступлениям января-октября 2008 года.

1.2 Основные элементы налоговой системы

Основными элементами налоговой системы являются:

· совокупность налогов, взимаемых на территории данной страны;

· система полномочий органов государственной власти в области налогового регулирования, касающаяся разработки и принятия налогового законодательства, определения порядка распределения налоговых поступлений между уровнями бюджетной системы и т.д.;

· государственные налоговые органы, обеспечивающие сбор налогов, контроль за правильностью их исчисления и уплаты.

К числу участников налоговых отношений в России относятся:

1) организации и физические лица – налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые агенты;

2) государственные налоговые органы – Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его территориальные подразделения;

3) государственные таможенные органы – Государственный таможенный комитет Российской Федерации и его территориальные подразделения;

4) государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица, осуществляющие прием и взимание налогов и сборов, а также контроль за их уплатой;

Читайте так же:  Если отец лишен отцовства он платит алименты

5) Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов федерации и органов местного самоуправления – при решении вопросов об отсрочке и рассрочке уплаты налогов и сборов, а также других вопросов, отнесенных к их компетенции налоговым законодательством.

Важнейшими участниками налоговых отношений являются налогоплательщики и плательщики сборов.

Под налогоплательщиком (или субъектом налога )понимается физическое или юридическое лицо, на которое в соответствии с действующим законодательством возложена обязанность по уплате налога. Поскольку налоги являются отношениями принуждения, законодательство определяет круг обязанностей налогоплательщиков. К их числу относятся:

· уплата законно установленных налогов;

· постановка на учет в налоговых органах;

· ведение учета своих доходов, расходов и объектов налогообложения;

· предоставление в налоговые органы соответствующих налоговых деклараций и иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов;

· исполнение законных требований налоговых органов по устранению выявленных нарушений;

· обеспечение в течение установленного срока (в России — 3 года) сохранности бухгалтерской отчетности и иных документов, необходимых для целей налогообложения, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций — не только доходы, но и произведенные расходы), и уплаченные налоги.

Ряд дополнительных обязанностей возлагается на налогоплательщиков — юридических лиц. Юридические лица обязаны сообщать в налоговый орган по месту учета следующие сведения:

· об открытии или закрытии счетов — в пятидневный срок;

· обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях — в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

· обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ — в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;

· о прекращении своей деятельности, объявлении несостоятельности (банкротстве), ликвидации или реорганизации — в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;

· об изменении своего места нахождения — в срок не позднее десяти дней со дня принятия такого решения.

Налогоплательщики и плательщики сборов несут ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей. Так, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем взыскания денежных средств с банковских счетов налогоплательщика. Если этих средств недостаточно для покрытия налоговых обязательств, государство вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика

Бухгалтерский и налоговый учет страховых взносов

Все работодатели платят страховые взносы на пенсионное, медицинское и социальное страхование. Часть взносов (пенсионные, медицинские и социалка на случай болезни и материнства) платится разными платежками в налоговую. И только социальные взносы в соцстрах от несчастных случаев и профзаболеваний по-прежнему перечисляются в ФСС. В статье мы расскажем, как начислять взносы, какие формировать проводки и учитывать их в налоговом учете.

Начисление страховых взносов: проводки, особенности

Страховые взносы в бухгалтерском учете ежемесячно начисляют организации-работодатели в том месяце, к которому относятся взносы. Страховые взносы с отпускных начисляются вместе с ними. Согласно ТК РФ, отпускные должны быть выданы работнику не позднее трех дней до начала отдыха. Значит страховые взносы на всю сумму отпускных должны быть начислены одновременно с отпускными, даже если отпуск начался в одном отчетном периоде (расчетном периоде), а закончился в другом.

Для учета страховых взносов в плане счетов есть 69 счет и субсчета к нему. К субсчетам первого порядка открывают субсчета второго порядка, чтобы отдельно выделить взносы на пенсионное и медицинское страхование, а также взносы на случай болезни и материнства и взносы от несчастных случаев на производстве. Начисленные взносы отражают по кредиту этих субсчетов в корреспонденции с дебетом счетов учета затрат:

Дебет 20 (25, 26, 44 …) Кредит 69 субсчет «ОПС» — начислены пенсионные взносы;

Дебет 20 (25, 26, 44 …) Кредит 69 субсчет «Расчеты по медицинским взносам» — начислены взносы на медстрахование;

Дебет 20 (25, 26, 44 …) Кредит 69 субсчет «Расчеты по взносам на случай временной нетрудоспособности и материнства» — начислены взносы на случай временной нетрудоспособности и материнства;

Дебет 20 (25, 26, 44 …) Кредит 69 субсчет «Расчеты с ФСС по взносам от несчастных случаев и профзаболеваний» — начислены страховые взносы в ФСС РФ от несчастных случаев на производстве.

Отражение уплаты страховых взносов

Уплаченные взносы отражаются по дебету субсчетов счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и кредиту счета 51 «Расчетный счет»:

Дебет 69 субсчет «ОПС» Кредит 51 «Расчетный счет» — уплачены взносы на страховую часть пенсии;

Дебет 69 субсчет «Расчеты по медицинским взносам» Кредит 51 «Расчетный счет» — уплачены медицинские взносы;

Дебет 69 субсчет «Расчеты по взносам на случай временной нетрудоспособности и материнства» Кредит 51 «Расчетный счет» — уплачены взносы на случай временной нетрудоспособности и материнства;

Дебет 69 «Расчеты с ФСС по взносам от несчастных случаев и профзаболеваний» Кредит 51 «Расчетный счет» — уплачены страховые взносы в ФСС РФ от несчастных случаев на производстве.

Налоговый учет страховых взносов

Если вы работаете на ОСНО, то расходы в виде страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование учитываются в составе прочих расходов. То же касается взносов, начисленных на выплаты, не принимаемые в состав расходов по налогу на прибыль организаций.

Если вы работаете на УСН или ЕНВД, страховые взносы уменьшают налоговую базу в следующих случаях:

  • ИП применяет УСН и/или ЕНВД и не производит выплаты в пользу физических лиц;
  • Компания применяет УСН с базой «доходы минус расходы».

50% страховых взносов принимаются к уменьшению суммы налога, уплачиваемого в связи с применением спецрежима в следующих случаях:

Стоимость патента страховые взносы не уменьшают.

Платежные поручения на перечисление страховых взносов

С 31 марта 2014 года при перечислении текущих налогов и взносов в поле 22 УИН проставляется 0. С пустым полем 22 платежное поручение в банке не будет исполнено.

В поле 101 платежек по взносам и в ПФР и в ФСС проставляется статус 08. В полях 106, 107, 108, 110 при уплате страховых взносов проставляют 0.

Особый порядок в поле 8 для ИП, где теперь указывается адрес ИП через //.

Особое внимание нужно обратить на заполнение поля «КБК». Из-за ошибки в этом реквизите платеж может вернуться обратно на расчетный счет отправителя, либо страховые взносы могут быть зачислены неправильно или оказаться на невыясненных платежах. В этих случаях сроки уплаты взносов, скорее всего, могут быть нарушены.

Штрафы и пени по страховым взносам

Согласно ст. 25 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, если ежемесячные платежи по страховым взносам были перечислены позже установленных сроков, контролирующие ведомства могут начислить организации пени за каждый день просрочки, из расчета 1/300 ставки рефинансирования.

Неустойка по страховым взносам законодательно не предусмотрена, а вот штрафы весьма значительны. Вашу компанию могут оштрафовать за то, что вы не успели в срок зарегистрироваться во внебюджетных фондах или предоставили отчетность по страховым взносам с опозданием, или по неустановленной форме. Это не исчерпывающий перечень для штрафа компании, который может выписать внебюджетный фонд.

Уплата страховых взносов в 2018 году

Страховые взносы во внебюджетные фонды уплачиваются не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем начисления. Если день уплаты приходится на выходной или праздничный день, то срок переносится на ближайший следующий за ним рабочий день. С 1 января 2015 г. Начисление и уплата страховых взносов производится в рублях и копейках (п.5 и п.7 ст.15 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ).

Отчетность по налогам и взносам по месту нахождения структурного подразделения

Организация применяет УСН с объектом «доходы», находится в г. Подольске. В этом году организация планирует открыть структурное подразделение в Тульской области и передать в это подразделение часть рабочего персонала. В Тульской области планируется арендовать сроком на год офис, в котором будет одно рабочее место для бухгалтера по заработной плате, в ее обязанности будут входить начисление заработной платы и сдача отчетов в налоговую инспекцию и фонды. В уставных документах это структурное подразделение прописано не будет. Обособленное подразделение не будет выделено на отдельный баланс. Бухгалтер будет только начислять и сдавать отчеты и пересылать на пластиковые карты заработную плату производственного персонала. Деятельность организации на территории Тульской области под ЕНВД не подпадает. Не потеряет ли организация право применять УСН? Надо ли регистрироваться в налоговой инспекции и во внебюджетных фондах по месту нахождения структурного подразделения? Какую отчетность по налогам и взносам нужно сдавать по месту нахождения структурного подразделения?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Организация обязана встать на налоговый учет по месту нахождения созданного обособленного подразделения.

Наличие у организации такого подразделения не препятствует ей применять упрощенную систему налогообложения.

Учитывая, что обособленное подразделение не будет выделено на отдельный баланс, осуществлять постановку подразделения на учет во внебюджетные фонды по месту его нахождения не требуется.

Вся отчетность (налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, расчеты по страховым взносам) представляется по месту нахождения головной организации.

Исключением является отчетность по налогу на доходы физических лиц, которую следует представить по месту нахождения обособленного подразделения в отношении доходов с заработной платы, выплачиваемой работникам этого подразделения.

Читайте так же:  Срок действия постановление администрации

Обоснование вывода:

В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ организация подлежит постановке на учет в налоговых органах, в частности, по месту нахождения каждого имеющегося у нее обособленного подразделения. Ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе является основанием для привлечения к налоговой ответственности по ст. 116 НК РФ.

Понятие обособленного подразделения, не являющегося филиалом или представительством, содержится в налоговом законодательстве.

В соответствии со ст. 11 НК РФ обособленное подразделение — любое территориально обособленное от организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом обращаем внимание, что даже одно стационарное рабочее место создает обособленное подразделение (письмо МНС России от 29.04.2004 N 09-3-02/1912).

Согласно п. 4 ст. 83 НК РФ постановка организации на налоговый учет по месту нахождения таких обособленных подразделений осуществляется налоговыми органами на основании сообщений, представляемых (направляемых) этой организацией в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ.

Сообщение о создании обособленного подразделения (форма N С-09-3-1) должно быть направлено организацией в налоговый орган по месту нахождения головной организации (т.е. в г. Подольск) в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения в Тульской области. Форма сообщения утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362.

Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения в течение пяти дней со дня получения указанного сообщения и в тот же срок выдать организации уведомление о постановке на учет в налоговом органе (п. 2 ст. 84 НК РФ).

Если созданное подразделение не указано в уставе организации и сведения о нем не содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц (п. 3 ст. 55 ГК РФ), такое обособленное подразделение не является филиалом или представительством.

Перечень условий, при наличии которых налогоплательщики не вправе применять УСН, установлен п.п. 2.1 и 3 ст. 346.12 НК РФ.

Так, в силу пп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять УСН организации, имеющие филиалы и (или) представительства.

Как указано выше, налоговое законодательство предусматривает возможность создания в организации обособленных подразделений, которые не являются филиалами или представительствами. Следовательно, наличие у организации таких подразделений не препятствует ей применять УСН (письма Минфина России от 10.12.2010 N 03-11-06/2/186, от 09.07.2010 N 03-11-06/3/99, от 29.06.2010 N 03-11-06/3/95).

Отчетность по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН

В соответствии с п. 6 ст. 346.21 НК РФ уплата налога и авансовых платежей при применении УСН производится по месту нахождения организации, то есть по месту ее государственной регистрации. Следовательно, уплата налога и, соответственно, сдача декларации осуществляются только по месту нахождения Вашей головной организации, по месту нахождения обособленного подразделения налог не уплачивается и налоговая декларация не сдается (письма Минфина России от 23.01.2006 N 03-01-10/1-14, УФНС России по г. Москве от 31.08.2010 N 16-15/[email protected]).

Постановка на учет в фонды и отчетность по страховым взносам

В силу ч. 11 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» обязанность обособленных подразделений, не имеющих отдельного баланса, расчетного счета и не начисляющих выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц, уплачивать страховые взносы и представлять соответствующую отчетность по месту их нахождения, не предусмотрена.

Таким образом, начисление и уплата страховых взносов на выплаты работникам обособленных подразделений осуществляется головной организацией по месту нахождения головной организации (письмо Минздравсоцразвития России от 09.03.2010 N 492-19).

Аналогичен порядку уплаты и представления отчетности по страховым взносам (на обязательное медицинское, пенсионное и социальное страхование) и порядок уплаты страховых взносов от несчастных случаев и профессиональных заболеваний (НС и ПЗ). В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» в качестве страхователей должны быть зарегистрированы только те обособленные подразделения, которые выделены на отдельный баланс, имеют расчетный счет и начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.

Следовательно, если обособленное подразделение не имеет расчетного счета и не выделено на отдельный баланс, то подразделение не обязано вставать в качестве плательщика на учет в филиал ФСС РФ по местонахождению обособленного подразделения. Соответственно, уплату взносов и представление отчетности в ФСС РФ будет осуществлять головная организация (по месту своего нахождения в г. Подольске).

Налог на доходы физических лиц

В соответствии с п. 7 ст. 226 НК РФ сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается в бюджет по месту учета налогового агента в налоговом органе.

При этом налоговые агенты, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы НДФЛ в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.

Таким образом, головная организация должна исчислять и уплачивать НДФЛ как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения обособленных подразделений. При этом сумму налога, исчисленную с доходов, полученных работниками обособленных подразделений, необходимо перечислить в бюджет по месту нахождения обособленных подразделений (письма Минфина России от 01.07.2010 N 03-04-06/8-138, от 05.06.2009 N 03-04-06-01/127, от 20.11.2008 N 03-02-07/1-469, от 13.11.2006 N 03-05-01-04/311, от 29.06.2006 N 03-05-01-04/194, от 19.05.2006 N 03-05-01-04/129).

Так, УФНС России по г. Москве в письме от 24.01.2008 N 28-11/006047 отметило, что при наличии зарегистрированных обособленных подразделений, не имеющих расчетного счета и не выделенных на отдельный баланс, находящихся в разных территориальных округах г. Москвы, головная организация обязана вести учет доходов, полученных от нее физическими лицами, отдельно по головной организации и отдельно по обособленному подразделению. Кроме того, головная организация должна уплачивать исчисленные и удержанные суммы НДФЛ как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения обособленных подразделений. При этом она обязана оформлять отдельные платежные поручения по каждому обособленному подразделению с указанием присвоенного ему при постановке на налоговый учет КПП и соответствующего кода ОКАТО муниципального образования, в бюджет которого перечисляется НДФЛ.

В соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ организации, являющиеся налоговыми агентами, представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц за налоговый период и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме 2-НДФЛ.

Ранее налоговая служба настаивала на представлении сведений по форме 2-НДФЛ о доходах работников обособленных подразделений в налоговый орган по месту постановки на налоговый учет головной организации (письмо ФНС России от 07.03.2007 N 23-3-04/[email protected]).

Однако в более поздних письмах контролирующие органы дают иные разъяснения.

Так, в письме УФНС России по г. Москве от 10.04.2009 N 20-15/3/[email protected] разъясняется, что «. организация, исполняя функции налогового агента, вправе представить сведения по форме 2-НДФЛ о доходах физических лиц и суммах начисленного и удержанного налога на работников обособленного подразделения в налоговый орган по месту постановки на налоговый учет головной организации или по месту постановки на налоговый учет обособленного подразделения. «

Финансовое ведомство в более поздних разъяснениях приводит следующую аргументацию.

Обязанность налоговых агентов представлять сведения о доходах физических лиц в налоговый орган по месту своего учета корреспондирует с обязанностью налоговых агентов уплачивать совокупную сумму налога, исчисленную и удержанную налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником выплаты дохода, по месту учета налогового агента в налоговом органе. Таким образом, по мнению финансистов, сведения о доходах физических лиц (работников обособленных подразделений) должны быть представлены в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения, в который производится перечисление НДФЛ с доходов таких работников обособленных подразделений (письма Минфина России от 21.02.2011 N 03-04-06/3-37, от 09.12.2010 N 03-04-06/3-295, от 12.10.2010 N 03-04-06/3-251, от 05.10.2010 N 03-04-05/3-590, от 29.03.2010 N 03-04-06/55, от 28.08.2009 N 03-04-06-01/224).

Федеральная налоговая служба в письмах от 14.10.2010 N ШС-37-3/13344, от 22.01.2009 N 3-5-04/038 также сообщила, что «сведения о доходах физических лиц могут представляться налоговым агентом — российской организацией, имеющей обособленные подразделения, в налоговые органы по месту своего нахождения, а обособленным подразделением организации — по месту нахождения обособленного подразделения, в котором работникам этого подразделения производится начисление и выплата дохода».

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Титова Елена

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Мельникова Елена

30 сентября 2011 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.