Налоговые льготы в японии

3.5. Налоговая система Японии

Япония является одной из крупнейших экономик мира. По расчетам МВФ, ВВП Японии по паритету покупательной способности в 2010 г. составил более 4 трлн долл. — это третий результат после США и Китая.

По форме правления Япония является конституционной монархией. Высший орган государственной власти и единственный законодательный орган в Японии — парламент, состоящий из двух палат. Монарх — император Японии является номинальным главой государства, фактически решения принимает Кабинет министров.

КОММЕНТАРИИ

Япония является унитарным государством и делится на 47 префектур и около 2000 муниципалитетов. Каждая префектура управляется префектом (в случае Хоккайдо — губернатором), у нее есть свой законодательный и административный аппараты. Для удобства префектуры часто группируются в регионы, которые не являются административными единицами.

Несмотря на то что по государственному устройству Япония относится к унитарным государствам, страна имеет длительную традицию автономии местного управления. После Второй мировой войны в Японии была принята Конституция (1947 г.), закрепившая принципы местного самоуправления. В соответствии с Конституцией были приняты основополагающие нормативные акты: Закон «О местном самоуправлении» (от 17 апреля 1947 г.), Закон «О финансовом обеспечении местных властей» (от 7 июля 1948 г.), Закон «О местном налогообложении» (от 31 июля 1950 г.). Автономия местных властей выражается в предоставлении им значительного перечня полномочий, в частности права на установление собственных налогов и сборов. Перечень таких налогов и сборов закреплен в Законе «О местном налогообложении», при этом местные власти не ограничены в собственном нормотворчестве. В том случае, если местные власти намерены ввести новый налог, не предусмотренный Законом, они должны получить одобрение министра по внутренним делам и связям. Новый налог не будет установлен при нарушении основных требований: равенство обложения резидентов различных местных образований национальными и местными налогами, однозначность в распределении налоговых доходов между органами местного самоуправления, экономическая обоснованность налога с точки зрения национальных интересов.

Источник: Comprehensive Handbook of Japanese Taxes. 2010/Tax Bureau, Ministry of Finance. [URL: mof.go.jp]

Несмотря на то что Япония является развитым государством с унитарным устройством, ее налоговая система характеризуется относительно небольшой налоговой нагрузкой и довольно широкими налоговыми полномочиями местных органов власти.

В среднем за последние 40 лет уровень налоговой нагрузки составил около 25%, за 2009 г. этот показатель составил 26,9% (с учетом социальных взносов). Такие показатели обусловлены особенностями проводимой бюджетно-налоговой политики

Японии: пользуясь высокой склонностью японцев к сбережению, власти предпочитают занимать средства на внутреннем и внешних рынках, выпуская государственные облигации, но существенно не увеличивать налоговую нагрузку, чтобы стимулировать экономическое развитие. В результате к 2011 г. государственный долг Японии в два раза превысил номинальный ВВП страны.

Соотношение между налоговыми доходами центрального правительства и местных властей в консолидированном бюджете практически равное — 53 и 47% в 2009 г., что резко отличает Японию от других государств с унитарным устройством. Высокая доля налоговых доходов местных властей связана с их значительной автономией, которая гарантируется Конституцией 1947 г. и соответствующими законами. К местным властям относятся префектуры и муниципалитеты (города, деревни, поселения).

Рассмотрим структуру налоговых доходов консолидированного бюджета расширенного правительства в 2009 г. (рис. 3.8).

Рис. 3.8. Структура доходов бюджетной системы Японии (2009 г.)

На уровне центрального правительства взимаются подоходный налог, налог на прибыль, налог на наследование и дарение, налог на потребление (НДС), акцизы, государственные пошлины и т.д.

Подоходный налог уплачивают физические лица, признаваемые постоянными и временными резидентами Японии, а также лица, не являющиеся налоговыми резидентами, в отношении доходов, полученных от источников в Японии.

Постоянное резидентство определяется по тесту домициля или тесту физического пребывания. Иными словами, постоянным резидентом признается либо лицо, обладающее домицилем в Японии (juusho), т.е. лицо, имеющее японское гражданство или имеющее здесь постоянное пребывание, либо лицо, находившееся на территории Японии более одного года (kyosho). Постоянный резидент обязан уплачивать подоходный налог со всех своих доходов, независимо от источника их получения.

Помимо статуса постоянного резидента, для целей налогообложения применяется статус временного резидента. Временным резидентом признается лицо, не имеющее японского гражданства или места постоянного пребывания в Японии и находившееся (т.е. признававшееся постоянным резидентом) на территории Японии не более пяти лет в совокупности в течение последних десяти лет. Временный резидент обязан уплачивать налог только с доходов от источников в Японии и с доходов от источников в других странах, но получаемых в Японии (например, денежным переводом или на счет в японском банке).

Лица, которые не были признаны резидентами (ни постоянными, ни временными), в текущем году уплачивают налог только с доходов от источников в Японии.

Для целей налогообложения доход физического лица делится на десять категорий:

  • 1) процентный доход;
  • 2) дивиденды;
  • 3) доход от недвижимого имущества;
  • 4) доход от предпринимательской деятельности;
  • 5) заработная плата и другие аналогичные выплаты;
  • 6) пенсии;
  • 7) доход от купли-продажи леса и пиломатериалов;
  • 8) доход от прироста стоимости активов;
  • 9) периодический доход;
  • 10) прочий доход.

Налогооблагаемый доход по каждой категории рассчитывается с учетом разрешенных вычетов, к числу которых (в зависимости от категории дохода) относятся расходы, необходимые для получения дохода (деловые и профессиональные издержки, расходы на получение дополнительного образования, на проезд до места работы и т.п.); расходы на оплату медицинских услуг, страховые взносы и т.п.; фиксированные вычеты (на ребенка, в связи со смертью супруга, стандартный личный вычет в размере 380 000 йен, вычет определенных доходов в виде процентов, дивидендов, пенсионного дохода и т.п.).

Часть доходов плательщика благодаря вычетам практически полностью освобождается от налогообложения. Например, процентный доход от текущих банковских депозитов; процентный доход или распределение дохода от студенческих трастовых фондов; процентный доход от малых депозитов (до 3,5 млн йен); проценты от государственных и муниципальных облигаций (до 3,5 млн йен); выплаты на детей и т.д.

Доходы для целей налогообложения определяются по методу начисления. Владельцы малого бизнеса, заполняющие «синюю декларацию» (blue return), могут использовать кассовый метод. Кроме того, для таких налогоплательщиков действуют специальные вычеты.

При обложении большинства доходов действует система удержания налога у источника выплаты: это относится к процентным доходам, дивидендам, заработной плате, пенсии и т.п. При этом некоторые виды доходов, такие, в частности, как проценты, некоторые виды дивидендов, доходы от прироста стоимости капитала, доходы от продажи ценных бумаг, облагаются отдельно (т.е. налоговая база по данным видам доходов не прибавляется к налоговой базе по другим видам доходов). С 2008 г. в Японии действует прогрессивная шкала налогообложения (табл. 3.12).

Таблица 3.12. Ставки подоходного налога и размер налоговых вычетов

Налогооблагаемый доход, йен

Ставка налога, %

Стандартный вычет, йен

От 1 950 001 до 3 300 000

От 3 300 001 до 6 950 000

От 6 950 001 до 9 000 000

От 9 000 001 до 16 920 000

Свыше 16 920 000

После расчета налога плательщик вправе воспользоваться разрешенными налоговыми кредитами (вычетами, уменьшающими сумму налога), в частности это:

  • — полученные дивиденды (за исключением тех, что облагаются отдельно от основного дохода);
  • — налоги на доходы, уплаченные резидентами за границей;
  • — налоги, удержанные у источника выплаты дохода;
  • — расходы на обслуживание ипотечного кредита;
  • — расходы на приобретение, строительство сейсмоустойчивого жилищного строения или на повышение сейсмоустойчивости уже существующего здания и т.д.

Налоговым периодом по подоходному налогу является календарный год, декларация (если это необходимо) подается налогоплательщиком до 15 марта года, следующего за окончанием налогового периода. Отдельным налогоплательщикам (при определенных условиях) необходимо уплачивать авансовые платежи — до 31 июля и до 30 ноября отчетного года.

В целях стимулирования добросовестного поведения налогоплательщиков для уплаты налога действует специальная система отчетности — «синяя декларация» (так как отчетность подается на бумаге синего цвета).

Право на предоставление «синей декларации» имеют физические лица, которые получают доход от предпринимательской деятельности, недвижимости или занимаются лесозаготовкой и ведут бухгалтерский учет и отчетность в соответствии с установленным порядком. Если плательщик хочет получить право подачи такой декларации, он до 15 марта текущего налогового периода должен подать заявление в налоговые органы и получить одобрение на переход к системе «синей декларации».

Предоставление такой декларации дает весьма существенные привилегии налогоплательщику. Помимо того, что он имеет право на применение кассового метода учета доходов, подлежащих налогообложению, ему предоставляются следующие льготы:

  • — право на вычет из налогооблагаемой базы расходов на поддержку членов семьи (в разумных пределах);
  • — специальное налоговое списание в большем размере, чем для остальных налогоплательщиков, уплачивающих налог с доходов от предпринимательской деятельности;
  • — более льготный учет убытков; невозвратных долгов; списания взносов на пенсионное страхование;
  • — специальный налоговый кредит на НИОКР и т.д.
Читайте так же:  Трудовой кодекс российской федерации от 30122001 197-фз 2018

Налог на прибыль уплачивают все организации различных организационно-правовых форм (в том числе корпорации, кооперативы, государственные учреждения и т.п.), а также фонды и другие организации, ассоциации, фонды, не имеющие статуса юридического лица. От уплаты налога освобождены все государственные структуры (Кабинет министров, министерства и их агентства, муниципалитеты, префектуры и т.п.), а также государственные корпорации, учрежденные органами государственной власти и властями местного самоуправления, например Государственное агентство ипотечного кредитования, Фонд помощи студентам и т.д.

Формально в японском законодательстве в отношении плательщиков налога на прибыль не применяется понятие налогового резидента, хотя, по сути, оно используется. В отношении плательщиков налога на прибыль применяется деление на отечественные и иностранные организации. Отечественными считаются те организации, головной офис которых расположен на территории Японии. В данную категорию автоматически попадают все организации, зарегистрированные на территории Японии, поскольку по гражданскому законодательству они обязаны располагать головной офис в стране своей регистрации. Отечественные организации обязаны уплачивать налог со всех доходов, полученных вне зависимости от источника.

Иностранные организации (по сути, организации, не признаваемые резидентами для целей налогообложения) уплачивают налог только с доходов от источников в Японии.

Объектом обложения является прибыль, полученная в результате ежегодной деятельности налогоплательщика (далее — обычная прибыль); прибыль, образующаяся при ликвидации организации; балансовый остаток пенсионных фондов. Налоговая база рассчитывается отдельно по каждому виду прибыли.

Налогооблагаемая база по обычной прибыли представляет собой доходы налогоплательщика, уменьшенные на сумму расходов. Фактически это та прибыль, которая формируется в системе бухгалтерского учета, скорректированная для целей налогообложения.

Так, для целей налогообложения в доходы не включается прибыль от переоценки активов; возврат налога на прибыль и местных налогов; 50% (при определенных условиях — 100%) полученных дивидендов за вычетом части процентов, уплаченных по заемным средствам.

В качестве расходов для целей налогообложения не учитывается списание активов (за исключением отдельных случаев); капитальные расходы, которые продлевают срок полезного использования актива (так как они включаются в стоимость актива и списываются через амортизацию); нерегулярные поощрения и прочие бонусы сверх разумного предела генерального директора (председателя совета директоров) и т.д.

Налогооблагаемую базу снижают резервы, включаемые в расходы: по сомнительным долгам; на потери по возвратам товаров и т.д.

Налог взимается по следующим ставкам.

  • 1. Обычная прибыль:
    • — организации с капиталом более 100 млн йен уплачивают налог по ставке 30%;
    • — для организаций с капиталом менее 100 млн йен действует пониженная ставка в размере 22% (18% на период с 2009 по 2011 г.) для годового дохода, не превышающего 8 млн йен; для дохода свыше 8 млн йен применяется стандартная ставка 30%.
  • 2. Прибыль кооперативов и организаций, предоставляющих государственные услуги, облагается по ставке 22% (18% на период с 2009 по 2011 гг.).
  • 3. Остаток на начало года по пенсионному фонду облагается по ставке 1% (применяется всеми организациями, занимающимися пенсионным страхованием).

После расчета налога его сумма может быть уменьшена на величину разрешенных налоговых кредитов, к которым относятся:

  • — налоги, уплаченные при выплате дивидендов, процентов и т.п.;
  • — налоги, уплаченные с доходов отечественной компании за рубежом.

Специальная налоговая ставка действует для доходов от прироста стоимости капитала — 10% (если период владения недвижимостью составил менее 5 лет) и 5% (в остальных случаях). Эта ставка является дополнительной (прибавляется) к основной ставке налога на прибыль.

Налоговым периодом является финансовый период компании, т.е. период, за который компания подготавливает бухгалтерскую отчетность. Если финансовый период налогоплательщика превышает 6 мес., он обязан подавать промежуточную декларацию по окончании первых 6 мес. финансового периода. Итоговая декларация подается не позднее чем через две недели после окончания финансового периода.

Так же как и в случае с уплатой индивидуального подоходного налога, для плательщиков налога на прибыль действует система отчетности в виде предоставления «синей декларации». Организация, которая желает подать такую декларацию, должна в начале финансового периода предоставить в налоговые органы заявление. Для того чтобы получить право на предоставление «синей декларации», организация должна вести бухгалтерский учет в соответствии с требуемыми стандартами. Если это условие соблюдается, налоговые органы дают согласие на использование «синей декларации». Преимуществом подачи такой декларации также являются те привилегии, которые получает налогоплательщик, а именно:

  • — налоговые органы могут сами исправить ошибку в представленной декларации, если речь идет об ошибках исчисления налога; в этом случае, налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о причинах устранения ошибки;
  • — для целей налогообложения убытки можно перенести на будущее (но не более чем на семь лет);
  • — убытки можно перенести назад, т.е. уменьшить сумму уже уплаченного налога и потребовать его возмещения как переплаченного;
  • — можно применить специальные правила начисления амортизации, налоговых вычетов и т.д.

В Японии в качестве общего налога на товары и услуги используется налог на потребление, по сути, представляющий собой налог на добавленную стоимость, поскольку предполагает зачет налога, уплаченного при приобретении товарноматериальных ценностей, работ, услуг, используемых в деятельности плательщика.

Объектом обложения являются операции по реализации и передаче активов в лизинг. Операции, подпадающие под обложение налогом на потребление, должны отвечать следующим критериям:

  • 1) реализация товаров, работ, услуг осуществляется на территории Японии;
  • 2) операции совершаются для целей предпринимательской деятельности;
  • 3) операции совершаются не безвозмездно (т.е. предполагают оплату, включая операции по взаимозачету, бартерные операции, дарение между организациями и т.п.);
  • 4) лизинговые операции.

От обложения освобождаются операции по продаже и аренде земли; продаже ценных бумаг и средств платежа; финансовые операции; продажа почтовых марок и почтовые денежные переводы; медицинские услуги; благотворительность и т.п.

Ставка, по которой налог поступает в бюджет центрального правительства, составляет 4%. К этой ставке прибавляется еще 1 процентный пункт, по которому налог поступает в бюджеты местных властей. Таким образом, общая ставка налога составляет 5%. Экспортные операции освобождаются от налогообложения с возможностью зачета ранее уплаченного налога (по сути, к таким операциям применяется ставка 0%).

К налогам префектур относятся:

  • — налог на проживание в префектуре;
  • — налог на предприятия;
  • — местный налог на потребление;
  • — налог на приобретение недвижимости;
  • — налог на недвижимость;
  • — транспортный налог;
  • — акцизы и т.д.

Налоги муниципалитетов включают в себя:

  • — муниципальный налог на проживание;
  • — налог на имущество;
  • — земельный налог;
  • — акцизы;
  • — налог на минеральное топливо и т.д.

Безусловно, местные власти не могут полностью обеспечить себя собственными налоговыми доходами — на их долю приходится лишь около 40%, еще 40% доходов местных властей формируется за счет отчислений от налогов центрального правительства и безвозмездных перечислений. Оставшиеся 20% приходятся на заемные средства.

Налог на проживание в префектуре представляет собой подоходный налог, который взимается с физических лиц и организаций. Под обложение данным налогом подпадают лица, проживающие или ведущие предпринимательскую деятельность через офис, контору, склад на территории префектуры. Объектами обложения данным налогом являются: основной доход налогоплательщика, процентный доход и дивиденды. Кроме этого ежегодно взимается фиксированная сумма в расчете на одного налогоплательщика. Также эту фиксированную сумму обязаны уплатить те лица, которые не имеют резидентства в конкретном местном образовании, но временно работают здесь.

Ежегодная фиксированная сумма для физического лица, как правило, составляет 1000 йен, для организаций — от 20 000 до 800 000 йен в зависимости от размера собственного капитала. Стандартная ставка обложения обычных доходов (которые формируются аналогично базе для расчета индивидуального подоходного налога или налога на прибыль соответственно) составляет 4% для физических лиц и 5% для организаций. Проценты и дивиденды облагаются налогом по ставке 5%.

Аналогичный налог взимается и в муниципалитетах. Это налог на проживание в муниципалитете. Однако он отличается расчетом налогооблагаемой базы (у муниципалитетов в этом отношении больше полномочий, чем у префектур), а стандартная ставка составляет 6% для физических лиц и не более 14,7% для организаций.

Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории префектуры определенные виды деятельности, обязаны уплачивать налог на предприятия. Объектом обложения данным налогом является полученный доход плательщика, увеличенный на суммы выплаченной заработной платы и компенсаций, чистых процентов и дивидендов, чистого прироста стоимости капитала и скорректированный на разрешенные вычеты. Налоговые ставки различаются в зависимости от вида деятельности (для плательщиков — физических лиц), вида и размера облагаемого дохода (для организаций). Для физических лиц ставки составляют от 3 до 5%, для организаций — от 0,2 до 5,3%.

Также префектуры и муниципалитеты взимают различные виды акцизов (на алкоголь, табак) и налоги на использование товаров и на разрешение на их использование. В частности, префектуры вправе взимать налог на месторождение (minelot tax). Уплачивают данный налог собственники прав на разработку месторождений и добычу полезных ископаемых. Плательщики обязаны ежегодно платить налог по специфической ставке в размере, определяемом префектурой, на единицу площади месторождения. Ставка зависит от вида месторождения и решения конкретной префектуры.

Читайте так же:  Когда должны выплачивать пособие по уходу за ребенком до 15 лет

К другим налогам на использование товаров и на разрешение на их использование, взимаемым местными властями, относятся транспортный налог, налог на легковые автомобили (муниципальный), охотничий сбор, налоги на топливо и т.д.

Имущество на уровне префектур облагается налогом на передачу прав собственности на недвижимое имущество, налогом на продажу автомобилей; на уровне муниципалитетов — земельным налогом и специальным налогом на землю.

Известно, что для Японии на протяжении длительного периода времени была (и остается) характерна относительно низкая налоговая нагрузка — чуть более 20% от ВВП. В то же время в Японии наибольшее отношение государственного долга к ВВП, которое к 2011 г. достигло 200% (табл. 3.13).

Таблица 3.13. Структура доходов государственного бюджета и долга Японии

Оформление льгот пенсионерам Нижегородской области в 2018 году

Льготы пенсионерам в Нижегородской области в 2018 году представляют собой форму государственной поддержки указанной категории граждан. Регулирование данного вопроса осуществляется сразу на двух уровнях: федеральном и региональном, что повышает гарантии получения льгот и пособий пенсионерами. Льготы пенсионерам в Нижегородской области выражаются в налоговой и социальной форме. Их реализация возможна совместно, если пенсионер имеет право сразу на несколько субсидий.

Условия получения

Первое и самое важное при оформлении госпомощи – наличие статуса пенсионера. Что это значит? Во-первых, достижение предельного возраста. Он составляет шестьдесят лет для мужчин, пятьдесят пять для женщин. Данное правило общее. При наличии у человека дополнительного статуса, эти показатели могут быть снижены.

Во-вторых, важно получение пенсионного обеспечения. Оно предполагается автоматически тем, кто вышел на пенсию. Причем определяется несколько вариантов таких выплат:

  • страховые, предоставляемые каждому, кто отработал минимальный период времени;
  • социальные, предусмотренные для лиц, которые не получили права на страховые выплаты;
  • государственные, начисляемые лишь некоторым гражданам, например, ветеранам ВОВ, госслужащим и так далее.

Льготы для пенсионеров в Нижегородской области в 2018 году могут быть реализованы при получении ими любого из вариантов пенсий.

В-третьих, соблюдения условий, позволяющих лицу получить послабление. Речь идет о принадлежности пенсионера к какой-либо категории, так как далеко не каждый может в полной мере реализовывать рассматриваемый вариант государственной помощи. Нижегородская область определяет следующий круг лиц, имеющих право на поддержку:

  • ветеран труда, получивший соответствующее удостоверение;
  • лицо, проходившее службу в рядах МВД, МЧС, пожарной безопасности, на государственных постах;
  • гражданин, признанный участником боевых действий;
  • заслуженные граждане области;
  • инвалиды.

Также некоторые льготы для пенсионеров в 2018 году предусмотрены и для тех, кто продолжает работать.

Социальные льготы

Какие льготы положены пенсионерам по старости в Нижегородской области? Существует большой перечень послаблений, предлагаемых государством. Первая группа привилегий затрагивает социальную сферу. На данную категорию могут претендовать практически все пенсионеры области.

Социальные выплаты пенсионерам в 2018 году, предоставляемые в Нижегородской области, полностью совпадают с теми положениями, что предлагает федеральное законодательство. Несмотря на наличие некоторой свободы в вопросах установления субсидий, данный регион лишь повышает ряд выплат, например, детских пособий, что никак не касается пенсионеров. Соответственно, определяется четкий перечень льгот, предусмотренный на уровне Федерации.

Пенсия по старости позволяет гражданам иметь помимо обязательного материального обеспечения следующие варианты:

  1. Компенсацию расходов на коммуналку. Скидка составляет пятьдесят процентов от суммы оплаты. Распространяется данная льгота на такие ресурсы, как газ, электричество, вода, отопление и так далее.
  2. Скидки на проезд в общественном транспорте. Это относится к любому виду средств передвижения, а применяться послабление будет независимо от места проживания пенсионера.
  3. Бесплатное медицинское обслуживание. Эта льгота распространяется не на всех пенсионеров, а только на тех, кто достиг возраста восьмидесяти лет. Остальные имеют скидки.
  4. Выдача лекарств. При наличии тяжелых заболеваний, медицинских документов, подтверждающих это, и пенсионного удостоверения, жители области смогут получить необходимые препараты на лечение.
  5. Дополнительный отпуск. Такая льгота предоставляется только тем пенсионерам, которые продолжают работать.

Область может самостоятельно расширить указанный список. Основное правило – принятые региональные нормы не должны противоречить положениям ФЗ и нарушать интересы граждан.

Налоговые льготы

Помимо социального обеспечения предоставляют налоговые льготы для пенсионеров в 2018 году в Нижегородской области. Они реализуются не по каждому виду обязательного платежа, но представляют собой полное или частичное освобождение от такого обязательства. Несмотря на то, что жители региона нередко задаются вопросом, имеют ли пенсионеры льготы на транспортный налог в Нижегородской области, имущественный или любой другой, система работает стабильно.

Льготы пенсионерам по налогам в Нижегородской области в 2018 году предполагают следующие варианты послаблений:

  1. Налоговые льготы для пенсионеров по налогу на имущество 2018 года. Смысл в том, что пенсионеры не будут платить ежегодный налог на имущество, которое оформлено в их частную собственность. Однако распространяться подобная льгота будет только на один объект, если у лица их несколько. За что именно не платить налог гражданин решает сам. Если он вовремя этого не сделает, то налоговая сама определится с учетом размера суммы для уплаты.
  2. Льготы пенсионерам по транспортному налогу. Пенсионеров в Нижегородской области также предлагается освободить от оплаты обязательных платежей, если в их собственности находится автомобиль. Данная льгота самая нерегулярная, поскольку были случаи ее отмены. Однако, определяясь с тем, есть ли льготы пенсионерам на транспортный налог в Нижегородской области, можно точно ответить, да. Распространяться она будет, как и с недвижимостью, только на один объект.
  3. Скидка при оплате земельного налога. Исходя из кадастровой стоимости, определяется сумма обязательного платежа. Полностью освободиться от него могут только герои СССР и РФ, а также лица, проживающие в районах Крайнего Севера.

Система налогообложения предполагает также предоставление льготы по НДФЛ, но только для пенсионеров, которые работают. Они освобождаются от необходимости платить указанный налог на доход.

Порядок действий

Наличие градации льгот на социальные и налоговые влияет на порядок действий, необходимых для оформления субсидии. Речь идет об органе обращения. Возможны два варианта. Когда требуется получить помощь от государства по социальным льготам, то достаточно обратиться к органам соцзащиты, если же реализуются налоговые послабления, то – к налоговой инспекции. Кроме того потребуется подготовить пакет бумаг. Он будет одинаковым для любого варианта льготы:

  • заявление;
  • документ, устанавливающий личность;
  • удостоверение пенсионера;
  • трудовая книжка;
  • справка с работы, если лицо продолжает трудиться;
  • документ, подтверждающий право на льготу.

Некоторые ситуации требуют дополнительных сведений. Например, при получении компенсации за ЖКХ потребуется подтвердить отсутствие задолженностей, и предоставить счета.

Реализовать льготу можно будет после принятия уполномоченным органом решения. Данный этап длится не больше десяти дней с момента направления бумаг. Отказ со стороны соцзащиты или налоговой может быть обжалован в вышестоящей или судебной инстанции. Также допускается исправление недочетов, если причина отказа – это недостаточность сведений или отсутствие каких-либо документов.

Налоговые льготы для некоммерческих организаций в 2017 году

Деятельность некоммерческой организаций (далее по тексту – НКО) не предполагает в качестве основной цели — получение прибыли. Социальная направленность НКО поддерживается государством в виде предоставления определенных налоговых льгот. Обозначим основные из них.

В соответствии с положениями ст.3 НК РФ законодательство РФ о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Так, в частности, некоммерческим организациям предоставлено право при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитывать доходы, установленные ст.251 НК РФ.

НКО, осуществляющие образовательную и (или) медицинскую деятельность, вправе применять налоговую ставку 0% по налогу на прибыль организаций при соблюдении условий, установленных ст.284.1 НК РФ.

Кроме того, ст.149 НК РФ установлен перечень операций, освобождаемых от налогообложения налогом на добавленную стоимость, в который включены операции по реализации товаров (работ, услуг), осуществляемые некоммерческими организациями в рамках благотворительной, культурной, образовательной, научной деятельности, а также в сфере здоровья граждан, развития физической культуры и спорта.

Субъекты РФ вправе устанавливать дифференцированные налоговые ставки по региональным и местным налогам в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения, а также налоговые льготы и основания для их использования (Письмо Минфина РФ от 13.01.2017 г. №03-01-15/1026).

Налоговое законодательство предусматривает существенные льготы для НКО, освобождая от налогообложения ряд операций.

Налоговые льготы в части НДС

Для определенных операций, совершаемых НКО, предусмотрены налоговые льготы.

Например, освобождены от налогообложения НДС:

  • услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми (пп.3 п.2 ст.149 НК РФ);
  • услуги по присмотру и уходу за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, услуги по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях (пп.4 п.2 ст.149 НК РФ).

В связи с данной льготой возникает вопрос: освобождены ли услуги по присмотру и уходу за детьми в группах продленного дня в автономной некоммерческой организации (частной школе начального образования), оказываемые на основании договора об оказании соответствующих услуг между родителями (законными представителями) ребенка и школой?

Читайте так же:  Пригорское нотариус

Пунктом 18 ст.2 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ» (далее по тексту — Закон №273-ФЗ) установлено, что образовательной организацией признается НКО, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана. В соответствии с ч.7 ст.66 Закона №273-ФЗ в образовательной организации, реализующей образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, могут быть созданы условия для проживания обучающихся в интернате, а также для осуществления присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня.

При этом под присмотром и уходом за детьми понимается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня (п. 34 ст. 2 Закона №273-ФЗ).

Типы образовательных организаций поименованы в ст. 23 Закона №273-ФЗ. Так, ч. 2 ст. 23 Закона №273-ФЗ установлено, что в РФ устанавливаются в том числе следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:

  • дошкольная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;
  • общеобразовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования.
  • услуги, оказываемые НКО по реализации общеобразовательных и (или) профессиональных образовательных программ (основных и (или) дополнительных), программ профессиональной подготовки, указанных в лицензии, или воспитательного процесса, а также дополнительных образовательных услуг, соответствующих уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений (пп.14 п.2 ст.149 НК РФ, Письмо ФНС РФ от 25.08.2015 г. №ГД-3-3/[email protected]);
  • услуги по социальному обслуживанию несовершеннолетних детей; услуги по поддержке и социальному обслуживанию граждан пожилого возраста, инвалидов, безнадзорных детей и иных граждан, которые признаны нуждающимися в социальном обслуживании и которым предоставляются социальные услуги в организациях социального обслуживания;
  • операции по реализации товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утв. Правительством РФ), работ, услуг производимых общественными организациями инвалидов, среди членов которых инвалиды (законные представители) составляют не менее 80 процентов (пп.2 п.3 ст.149 НК РФ);
  • операции по реализации коммунальных услуг и работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (пп.29 и пп.30 п.3 ст.149 НК РФ).

При этом полученные НКО целевые средства (например, вступительные и членские взносы, пожертвования и иные средства) не облагаются НДС в случае, если их получение не связано с реализацией товаров, работ, услуг (пп.1 п.1 ст.146 НК РФ).

Какими документами подтвердить льготу в части благотворительной деятельности?

Такими документами могут быть (письма Минфина РФ от 26.10.2011 г. №03-07-07/66, УФНС РФ по г. Москве от 05.03.2009 г. №16-15/049593.1):

  • договор на безвозмездную передачу товаров (выполнение работ, оказание услуг) в рамках благотворительности;
  • регистры учета, подтверждающие, что благотворительная помощь принята на учет;
  • акты или иные документы, свидетельствующими о целевом использовании благотворительного имущества (результатов работ или услуг).

Налоговые льготы в части налога на прибыль

По общему правилу НКО признаются плательщиками налога на прибыль (ст.246 НК РФ).

Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, приведены в ст.251 НК РФ. Их перечень является исчерпывающим. При этом средства, полученные НКО на их содержание и ведение уставной деятельности, не облагаются налогом на прибыль (п.1 пп.14 ст.251 НК РФ, Письма Минфина РФ от 29.02.2016 г. №03-03-06/3/11364, от 23.03.2015 г. №03-03-06/4/15749).

При определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления (п. 2 ст. 251 НК РФ). К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся, в частности, пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с ГК РФ (пп.1 п.2 ст.251 НК РФ), средства и иное имущество, имущественные права, которые получены на осуществление благотворительной деятельности (пп.4 п.2 ст.251 НК РФ).

В соответствии с п.1.1 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (Приложение №2 к Приказу ФНС РФ от 26.11.2014 г. №ММВ-7-3/[email protected]) при получении пожертвований, признаваемых таковыми, организациями при составлении декларации за налоговый период заполняется лист 07.

Имущество, полученное в рамках целевых поступлений и использованное не по целевому назначению, учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в составе внереализационных доходов на основании положений п.14 ст.250 НК РФ (Письмо Минфина РФ от 11.04.2016 г. №03-03-6/3/20413).

Установленное право НКО не учитывать для целей налогообложения прибыли полученные доходы в виде пожертвования, которые использованы по их целевому назначению, является льготой по налогу на прибыль. А поэтому налоговики вправе в ходе камеральной проверки затребовать первичные документы, подтверждающие суммы полученных пожертвований, рассматривая их в качестве льготы (п.6 ст. 88 НК РФ).

Некоторые НКО имеют право применять 0 ставку по налогу на прибыль. Так, медицинские и образовательные учреждения, могут применять ставку 0 ставку по налогу на прибыль в части видов медицинской и образовательной деятельности, включенных в Перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 г. №917. Для этого должны быть выполнены условия, установленные ст.284.1 НК РФ.

А учреждения, оказывающие социальные услуги населению, с 1 января 2015 года имеют право на применение 0 ставки при соблюдении ряда условий (ст.284.5 НК РФ).

Для правомерности применения 0 ставки медицинскими и образовательными учреждениями необходимо выполнение условий:

  • организация имеет лицензию (лицензии) на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности;
  • доходы организации за налоговый период от осуществления образовательной и (или) медицинской деятельности, а также от выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, учитываемые при определении налоговой базы, составляют не менее 90 процентов ее доходов;

При расчете за налоговый период процентного соотношения доходов, дающего организации право на применение 0 ставки, учитываются только доходы, полученные от реализации медицинских и (или) образовательных услуг, входящих в Перечень, а также доходы от выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок (Письмо Минфина РФ от 21.09.2011 г. №03-03-06/1/580).

Именно это требование чаще всего становится камнем преткновения между налогоплательщиками и налоговыми органами. Большинство арбитражных споров по данной тематике связано с правильностью определения доли доходов от осуществления образовательной и (или) медицинской деятельности.

  • в штате организации, осуществляющей медицинскую деятельность, численность медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в общей численности работников непрерывно в течение налогового периода составляет не менее 50 %;
  • в штате организации непрерывно в течение налогового периода числятся не менее 15 работников;

Для расчета численности следует использовать списочную численность работников, которая применяется для определения среднесписочной численности работников (Письмо Минфина РФ от 21.09.2011 г. №03-03-06/1/580).

  • организация не совершает в налоговом периоде операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок.

Льготы по иным налогам

Перечень налоговых льгот по налогу на имущество для некоторых НКО установлен ст.381 НК РФ. Общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды (законные представители) составляют не менее 80%, освобождены от налогообложения в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности (п.3 ст.381 НК РФ).

Кроме того, на основании п.2 ст.372 НК РФ при установлении налога на имущество организаций законами субъектов РФ могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Например

Освобождаются от уплаты налога на имущество автономные, бюджетные и казенные учреждения г. Москвы и внутригородских муниципальных образований в г. Москве (ст.4 Закона г. Москвы от 05.11.2003 г. №64 «О налоге на имущество»).

При установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой земельным налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков (п.2 ст.387 НК РФ).

Так, пп.12 п.1 ст.3.1 Закона г. Москвы от 24.11.2004 г. №74 «О земельном налоге» установлено, что от уплаты земельного налога освобождаются негосударственные некоммерческие организации — в отношении земельных участков, предоставленных и используемых, в частности, для размещения объектов культуры. То есть частные музеи освобождены от уплаты земельного налога (письмо Минфина РФ от 19.08.2015 г. №03-05-06-02/47904).

Субъекты РФ могут устанавливать льготы в части уплаты транспортного налога. Так, ст.7 Закона Московской области от 24.11.2004 г. №151/2004-ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области» предусмотрено, что общественные организации инвалидов освобождаются от уплаты транспортного налога, кроме водных и воздушных транспортных средств. Под общественными организациями инвалидов понимаются организации, зарегистрированные в соответствии с федеральным законодательством в качестве общественных организаций инвалидов, в которых число инвалидов составляет не менее 90 % от общей численности членов. При этом налоговые льготы не предоставляются общественным организациям инвалидов в случае осуществления ими следующих видов предпринимательской деятельности: приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав.