Налог на природные ископаемые

42. Налог на добычу полезных ископаемых.

С пользователей недр в соответствии с действующим законодательством взимаются обязательные платежи.

Основным нормативным актом, обеспечивающим правовое регулирование уплаты НДПИ, с 1 января 2002 г. является часть вторая НК (разд. 8 «Федеральные налоги» гл. 26 «Налог на добычу полезных ископаемых»).

Налогоплательщиками НДПИпринято считать организации и индивидуальных предпринимателей, признаваемых пользователями недр в соответствии с законодательствомРФ.

Объектом налогообложения НДПИ признаются полезные ископаемые:

добытые из недр на территории РФ на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ;

извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством РФ о недрах;

добытые из недр за пределами территории РФ, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора), на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование.

Не признаются объектом налогообложения:

общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, не числящиеся на государственном балансе запасов полезных ископаемых, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления;

добытые (собранные) минералогические, палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы;

полезные ископаемые, добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение;

полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов (потерь) горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если при их добыче из недр они подлежали налогообложению в общеустановленном порядке;

дренажные подземные воды, не учитываемые на государственном балансе запасов полезных ископаемых, извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых или при строительстве и эксплуатации подземных сооружений.

Налоговая база устанавливается налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого (в том числе полезных компонентов, извлекаемых из недр попутно при добыче основного полезного ископаемого).

Налоговой базой принято считать стоимость добытых полезных ископаемых, за исключением попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья. Налоговая база при добыче попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении.

В отношении добытых полезных ископаемых, для которых установлены различные налоговые ставки либо налоговая ставка рассчитывается с учетом коэффициента, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.

Налоговым периодом признается календарный месяц.

Ставки НДПИ установлены в ст. 342 Налогового кодексав дифференцированной форме в зависимости от объекта обложения в пределах от 0 до 17,5 %.

Порядок исчисления налога. Сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода по каждому добытому полезному ископаемому.

По общему правилу сумма налога по добытым полезным ископаемым исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога по попутному газу и газу горючему природному из всех видов месторождений углеводородного сырья определяется как произведение соответствующей налоговой ставки и величины налоговой базы.

Сроки и порядок уплаты налога. Налог подлежит уплате по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ. При этом сумма налога, подлежащая уплате, рассчитывается исходя из доли полезного ископаемого, добытого на каждом участке недр, в общем количестве добытого полезного ископаемого соответствующего вида.

Сумма налога, исчисленная по полезным ископаемым, добытым за пределами территории Российской Федерации, подлежит уплате по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя.

Сумма налога, подлежащая уплате по итогу налогового периода, уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

§ 3. Налог на добычу полезных ископаемых на общераспространенные полезные ископаемые, подземные воды и лечебные грязи

Статья 340. Объект обложения

Объектом обложения является физический объем добытых недропользователем за налоговый период общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод и лечебных грязей. Налог на добычу полезных ископаемых не уплачивается в следующих случаях: 1) при обратной закачке подземных вод в недра для поддержания пластового давления и откачке техногенной воды; 2) физическим лицом, осуществляющим добычу подземных вод на земельном участке, принадлежащем ему на праве собственности, праве землепользования и иных правах на землю, при условии, что добытые подземные воды не используются при осуществлении предпринимательской деятельности; 3) по подземным водам, добываемым государственными учреждениями для собственных хозяйственных нужд.

Статья 341. Налоговая база

1. Налоговой базой для исчисления налога на добычу полезных ископаемых является стоимость объема добытых недропользователем за налоговый период общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод и лечебных грязей. 2. В целях исчисления налога на добычу полезных ископаемых стоимость добытых недропользователем за налоговый период общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод и лечебных грязей определяется исходя из средневзвешенной цены их реализации, определяемой за налоговый период. Средневзвешенная цена реализации определяется по следующей формуле: Ц ср. = (V1 р.п. х Ц1 р. + V2 р.п. х Ц2 р. … + Vn р.п. х Цn р.)/ V общ. Реализации, где: V1 р.п., V2р.п., …. Vn р.п. — объемы каждой партии общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод и лечебных грязей, реализуемых за налоговый период, Ц1 р., Ц2 р. … + Цn р. — фактические цены реализации общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод и лечебных грязей по каждой партии в налоговом периоде, n — количество партий реализованных общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод и лечебных грязей в налоговом периоде, V общ. Реализации — общий объем реализации общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод и лечебных грязей за налоговый период. Средневзвешенная цена реализации применяется недропользователем ко всему объему добытых за налоговый период общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод и лечебных грязей, в том числе и к объемам, переданным по производственной себестоимости добычи структурному подразделению в рамках одного юридического лица для последующей переработки и (или) использованным на собственные производственные нужды недропользователя, включая использование в качестве исходного сырья для производства товарной продукции. 3. В случае отсутствия реализации общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод и лечебных грязей в отчетном налоговом периоде их стоимость определяется исходя из средневзвешенной цены реализации последнего налогового периода, в котором имела место реализация. 4. При полном отсутствии реализации общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод и лечебных грязей с начала действия контракта на недропользование их стоимость определяется исходя из фактической производственной себестоимости добычи и первичной переработки (обогащения), определяемой в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, увеличенной на 20 процентов. В случае последующей реализации общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод и лечебных грязей недропользователь обязан произвести корректировку сумм исчисленного налога на добычу полезных ископаемых с учетом фактической средневзвешенной цены реализации в налоговом периоде, в котором имело место первая реализация. Корректировка исчисленных сумм налога на добычу полезных ископаемых производится недропользователем за двенадцатимесячный период, предшествующий налоговому периоду, в котором произошла первая реализация. При этом сумма корректировки является налоговым обязательством текущего налогового периода.

Статья 342. Ставки налога на добычу полезных ископаемых

Ставки налога на добычу полезных ископаемых на общераспространенные полезные ископаемые, подземные воды и лечебные грязи устанавливаются в следующих размерах:

Налоги и сборы за пользование природными ресурсами

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Налог регулируется положениями гл. 26 «Налог на добычу полезных ископаемых» НК РФ. Одновременно с введением этого налога были отменены существовавшие до 2002 г. плата за пользование недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, акциз на нефть и стабильный газовый конденсат.

В 2012 г. исполняется 10 лет с момента введения этого налога, в настоящее время он является одним из самых важных доходных источников бюджета. По официальной статистике ФНС России, поступления налога на добычу полезных ископаемых в консолидированный бюджет РФ в 2011 г. превысили более чем на 2 млрд руб., или на 45% аналогичные поступления 2010 г. В основном, это обусловлено ростом цен на нефть. В общей сумме администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета поступления НДПИ составили в 2011 г. около 45%.

Налогоплательщиками НДПИ являются организации и индивидуальные предприниматели, которые в соответствии с законодательством РФ признаны пользователями недр (ст. 334 НК РФ) и осуществляющие добычу полезных ископаемых на территории РФ, а также на сс континентальном шельфе (ст. 6 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах»). Плательщик налога на добычу полезных ископаемых подлежит постановке на налоговый учет в течение 30 дней с момента государственной регистрации лицензии или разрешения на пользование участком недр по месту нахождения этого участка недр. Однако, если добыча полезных ископаемых осуществляется на континентальном шельфе РФ, то встать на учет в качестве налогоплательщика необходимо по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя.

Объектом обложения являются полезные ископаемые, добытые из недр на участке, предоставленном в пользование на основании лицензии или соглашения о разделе продукции (СРП), а также полезные ископаемые, извлеченные из отходов или потерь добывающего производства, при условии, что такое извлечение подлежит лицензированию.

Перечень полезных ископаемых, облагаемых НДПИ, приведен в п. 2 ст. 337 НК РФ. Важнейшими из них являются антрацит, каменный и бурый уголь, торф, нефть, газовый конденсат, товарные руды черных и цветных металлов, горно-химическое неметаллическое сырье, сырье, используемое в строительной индустрии, а также камне-самоцветное сырье.

Перечень полезных ископаемых, добыча которых не облагается налогом, приведен в п. 2 ст. 336 НК РФ. Не признается объектом обложения добыча общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод, не состоящих на государственном балансе запасов полезных ископаемых и ископаемых, которые добыты индивидуальными предпринимателями в целях собственного потребления. Добытые минералогические, палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы также не подлежат налогообложению.

Налоговая база представляет собой стоимость добытых полезных ископаемых, которая определяется налогоплательщиком самостоятельно и отдельно по каждому виду добытого полезного ископаемого, исходя из количества и стоимости добытых ископаемых.

Количество добытого полезного ископаемого может быть определено двумя возможными методами: прямым, т.е. при помощи измерительных средств и устройств и косвенным, исходя из содержания полезного ископаемого в минеральном сырье. Второй метод может применяться только в случае невозможности определения количества добытых полезных ископаемых прямым методом. Применяемый метод необходимо закрепить в учетной политике организации.

Определение стоимости добытых полезных ископаемых также является элементом формирования налоговой базы. Оценить стоимость добытого полезного ископаемого, налогоплательщик должен самостоятельно одним из трех возможных способов:

  • 1) исходя из сложившейся у плательщика цены реализации за соответствующий налоговый период и без учета государственных субвенций. Это означает, что при таком способе организации должны уменьшить свою выручку на сумму средств, полученных из бюджета;
  • 2) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого;
  • 3) исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.
Читайте так же:  Лицензия на охрану в казани

Эта стоимость формируется исходя из прямых и косвенных расходов, признаваемых при налогообложении прибыли.

Прямые расходы подлежат распределению между добытыми полезными ископаемыми и остатком незавершенного производства (ст. 319 НK РФ).

Налоговым периодом по НДПИ является календарный год.

Налоговые ставки установлены отдельно для каждого вида полезных ископаемых.

Нулевая ставка применяется в отношении добытых полезных ископаемых, перечень которых содержится в п. 1 ст. 342 НK РФ.

С 1 января 2007 г. по НДПИ введена налоговая ставка 0% при добыче нефти для вновь осваиваемых месторождений на участках недр, распложенных в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской области и Красноярского края. Эта ставка применяется только до достижения накопленного объема добычи нефти 25 млн т на соответствующем участке недр, а также, если срок разработки запасов такого рода участка не превышает или равен 10 годам с даты государственной регистрации лицензии — для лицензии на право пользования недрами для целей разведки и добычи полезных ископаемых, и 15 годам — для лицензии на право пользования недрами одновременно для геологического изучения и добычи полезных ископаемых. С 1 января 2009 г. подобные «налоговые каникулы» распространены на месторождения, расположенные севернее Северного полярного круга (в границах внутренних вод и территориального моря, на континентальном шельфе РФ), в Азовском и Каспийском морях, на территории Ненецкого автономного округа, полуострове Ямал.

Отметим, что с 1 января 2007 г. введен коэффициент (Св), характеризующий степень выработанности конкретного участка недр. Корректировка налоговой ставки на коэффициент Св должна способствовать продлению сроков рентабельности разработки месторождений с большей степенью выработанности и высокой стоимостью добычи.

Если налогоплательщик осуществил поиск и разработку месторождений за счет собственных средств, он платит НДПИ с коэффициентом 0,7.

Налоговая ставка при добыче нефти составляет в 2012 г. 446 руб/т, а с 1 января 2013 г. — 470 руб/т. При расчете налога указанная ставка умножается на коэффициенты, характеризующие динамику мировых цен на нефть (Кц), степень выработанности конкретного участка недр (Кв) и величину запасов конкретного участка недр (Кз).

Коэффициент Кц, который характеризует динамику мировых пен на нефть, ежемесячно определяется налогоплательщиком самостоятельно по формуле

Кц = (Ц — 15) ´ Р : 261,

где Ц — средний за налоговый период уровень цен сорта нефти «Юралс», долл/баррель; Р — среднее значение за налоговый период курса доллара США к российскому рублю, устанавливаемого Банком России.

Коэффициент Кв, характеризующий степень выработанности запасов, в случае если степень выработанности запасов конкретного участка недр больше или равна 0,8 и меньше или равна 1, рассчитывается по формуле, приведенной в Федеральном законе от 22 июля 2008 г. № 158-ФЗ:

Кв = 3,8 — 3,5 ´ N: V,

где N — сумма накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (включая потери по добыче) но данным государственного баланса запасов полезных ископаемых, утвержденного в году, предшествующем году налогового периода; V — начальные извлекаемые запасы нефти, утвержденные в установленном порядке с учетом прироста и списания запасов нефти (за исключением списания запасов добытой нефти и потерь при добыче) и определяемые как сумма запасов категорий А, В, С1 и С2 по конкретному участку недр в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых на 1 января 2006 г.

В случае, если степень выработанности запасов конкретного участка недр превышает 1, коэффициент Кв принимается равным 0,3, в иных случаях — принимается равным 1.

Коэффициент Кз, характеризующий величину запасов конкретного участка недр, определяется так: в случае, если величина начальных извлекаемых запасов нефти (Уз) по конкретному участку недр меньше 5 млн т, и степень выработанности запасов (Свз) конкретного участка недр, определяемая в порядке, установленном п. 5 ст. 342 НК РФ, меньше или равна 0,05, коэффициент рассчитывается но формуле

Кз = 0,125 ´ Уз + 0,375.

Также по твердой ставке облагается и добыча природного газа. С 1 января 2012 г. ставка составляет 251 руб. за 1000 м3, а с 1 января 2013 г. — 265 руб. за 1000 м3 газа горючего природного, добытого из всех месторождений углеводородного сырья. При этом газовый конденсат облагается по ставке 17,5%.

При добыче угля установлены следующие ставки: 47 руб/т добытого антрацита; 57 руб/т добытого угля коксующегося; 11 руб/т добытого угля бурого; 24 руб/т добытого угля, за исключением антрацита, угля коксующегося и бурого.

Порядок исчисления и уплаты НДПИ таков: налог исчисляется по итогам каждого отчетного периода по каждому полезному ископаемому и подлежит уплате по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного в пользование налогоплательщику. Сумма НДПИ уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Доклад «Полезные ископаемые»

Развитие промышленности на всей планете, улучшение уровня жизни каждого человека и общества в целом, постоянно требуют всё больше и больше энергетических ресурсов и материалов. Большая часть этих ресурсов добываются из недр нашей планеты, и именно от этих запасов в большой степени зависит благосостояние всего населения Земли.

Классифицируют полезные ископаемые и по способу залегания, и по ценности, и по востребованности человечеством. Их делят и по агрегатному состоянию, и по энергоёмкости.

Для простоты же разделим их на ископаемые, используемые в качестве топлива, на ископаемые, которые используют для получения металлов, и на каменные руды.

Основными ископаемыми, используемыми в качестве топлива, являются уголь, нефть и газ. Именно три эти основные ресурса позволяют обеспечивать энергией всё население Земли.

Так как все три этих ресурса имеют разное агрегатное состояние, то и способы их добычи значительно отличаются. Уголь добывают в специализированных шахтах, откалывая по кускам от основной породы, или же специальной техникой выкапывают из карьеров. Добытый уголь чаще всего перевозят вагонами, нефть же и газ с помощью специальных насосов выкачивают из-под земли, после чего закачивают их в трубопроводы и доставляют до конечного потребителя или же перерабатывающего завода. Транспорт, к примеру, газа — весьма дорогостоящее мероприятие, так как требует специализированных систем подкачки и обеспечения безопасности всей трубы. Тем не менее, газовые трубопроводы опутывают и Европу, и Азию, доставляя голубое топливо от мест добычи к местам использования.

Методов добычи металлических руд тоже немало. Существуют и простые карьерные способы добычи, и новейшие способы, типа кучного выщелачивания, позволяющего извлекать металлы, такие, как золото, из руды с содержанием полезного продукта 2-4 грамма на тонну руды.

На данный момент наиболее выгодной является добыча рассыпного золота, но в будущем новейшие технологии добычи позволят повышать выгоду от других залежей ценного металла.

Железные руды добывают и шахтовым способом, и карьерным, но это, безусловно, наносит большой вред природе, а потому все чаще заходит речь о внедрениях геотехнологий добычи.

Данные технологии позволяют не просто повысить в два раза извлекаемость руды, но и сделать прибыльными те месторождения, которые ранее казались невыгодными и забрасывались. Иными словами, повышение уровня технологий, используемых в добыче металлических руд, может значительно повысить эффективность любого месторождения

Несмотря на значительно меньшую популярность, добыча каменных руд, таких, как гранит, имеет большое значение, и методы добычи существуют разные.

Основным отличием добычи облицовочного камня от добычи, к примеру, каменного угля, является тот Факт, что необходимо сохранить в целостности большие блоки камня

Самым простым способом является добыча гранита с помощью взрыва. При нем в глубокое отверстие закладывается заряд, и расколовшиеся при взрыве блоки распиливают на плиты Минусы этого способа в том, что до 30% породы при этом крошится и уходит в отходы, да и в оставшихся блоках образуются микротрещины, ухудшающие качество камня.

Вторым способом добычи гранита является метод откалывания при помощи воздушной подушки. Он похож на первый метод тем, что в породе также проделывают отверстие, в него закладывается резервуар, который накачивается воздухом под высоким давлением. Этот способ позволяет избежать появления микротрещин в структуре камня и является более экономичным в плане расходования месторождения, а также позволяет более точно прогнозировать места разлома породы, чем при практически неконтролируемом взрыве.

Третий, самый дорогой, способ добычи гранита — метод камнереза — сегодня наиболее популярен на Западе. Добыча камня таким методом позволяет полностью избежать микротрещин и дает возможность наиболее рационально разрабатывать месторождение.

Виды налогов на природные ресурсы (стр. 1 из 3)

Виды налогов на природные ресурсы.

Налоги за пользование лесным фондом

Налоги за пользование водными объектами

Налог на добычу полезных ископаемых

Плата за право пользования объектами животного мира

Плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ и размещение отходов

Земля, ее недра, леса, животный мир и другие ресурсы составляют основу жизни и деятельности людей.

В настоящее время практически во всём мире с каждым годом наблюдается постепенное глобальное ухудшение состояния окружающей природной среды. Особенно ярко это проявляется в нашей стране, так как, уровень технического развития у нас оставляет желать лучшего, а степень защищённости предприятий никуда не годится. Это происходит под воздействием различных факторов, в основном это обусловленная жизненной необходимостью, активная всевозрастающая деятельность человека по приспосабливанию окружающей среды для себя и своих нужд. И всё это приводит к необходимости принятия мер по сохранению, как самих земель, недр, водных, лесных ресурсов, так и их ценных качеств.

Целью написания этой работы является рассмотрение такого вопроса как налоги на природные ресурсы, их виды и значение.

Виды налогов на природные ресурсы

Принцип платности природопользования заключается в обязанности субъекта специального природопользования оплатить пользование соответствующим видом природного ресурса. Общее природопользование, связанное с реализацией естественного права каждого на благоприятную окружающую среду, является для его субъектов безвозмездным. Согласно ст. 20 Закона «Об охране окружающей природной среды», платность природопользования включает плату за природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды и за другие виды воздействия на природу. Важным является то, что законодатель прямо в законе определяет целевой характер платежей.

Введение платежей за использование природных ресурсов – прямое следствие преобразований природоресурсных отношений, проводимых на базе рыночных реформ. Установление такой платы стало возможным после отмены исключительной государственной монополии на землю и другие природные ресурсы, превращения земель и других ресурсов в объект купли-продажи и гражданско-правовых сделок. При установлении платности за пользование природными ресурсами ставились следующие задачи.

1. Повышение заинтересованности производителя в эффективном использовании природных ресурсов и земель.

2. Повышение заинтересованности в сохранении и воспроизводстве материальных ресурсов.

3. Получение дополнительных средств на восстановление и воспроизводство природных ресурсов.

Экономическая оценка природных ресурсов — это денежное выражение их общественной полезности, народнохозяйственной значимости в виде экономического эффекта, получаемого от их эксплуатации. Отсутствие экономической (денежной) оценки природных ресурсов стало одной из причин экстенсивного характера природопользования, отрицательно сказывающегося как на эффективности производства, так и на состоянии природных богатств. Устранение бесплатного использования природных ресурсов позволит в полной мере и правильно оценить с экономической точки зрения деятельность предприятий.

В настоящее время существуют следующие виды налогов и платежей за пользование природными ресурсами:

· платежи за пользование лесным фондом;

· платежи за пользование водными объектами;

· платежи за право пользования объектами животного мира;

· налог на добычу полезных ископаемых;

· плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов.

Все вышеперечисленные виды налогов и платежей относятся к федеральным налогам за исключением земельного налога — это местный налог.

Налоги за пользование лесным фондом

Объектами лесных отношений являются: лесной фонд Российской Федерации, участки лесного фонда, права пользования ими, леса, не входящие в лесной фонд, их участки, права пользования ими, древесно-кустарниковая растительность и др.

Читайте так же:  Ответственность за нарушение тишины в рф

Платежи за пользование лесным фондом осуществляются на основании:

· Лесного кодекса РФ от 29.01.97 №22-ФЗ;

· Постановления Правительства РФ от 19.02.01 №124 «О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню»;

· Постановления Правительства от 24.03.98 №345 «Об утверждении Положения об аренде участков лесного фонда»;

· Постановления Правительства РФ от 29.04.02 №278 «О размере, порядке взимания и учета платы за перевод лесных земель в нелесные и за изъятие земель лесного фонда».

Плательщиками за пользование лесным фондом признаются организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, осуществляющие пользование лесным фондом РФ. В соответствии с Лесным кодексом РФ платными являются виды лесопользования, которые требуют оформления соответствующих правоустанавливающих документов. Плата не взимается за общее природопользование в лесах: пребывание с целью отдыха, сбор дикорастущих плодов, ягод, передача участков в безвозмездное пользование и др., не требующих специального разрешения.

Виды платежей за пользование лесным фондом определены Лесным кодексом РФ — это лесные подати и арендная плата. Лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании участками лесного фонда, арендная плата — при аренде участков лесного фонда на более длительные сроки.

Лесные подати и арендная плата взимаются за (статья 104 Лесного кодекса):

· заготовку древесины, отпускаемой на корню;

· заготовку второстепенных лесных материалов, сенокошение, пастьбу скота, заготовку в предпринимательских целях древесных соков, дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственных растений, технического сырья, размещение ульев и пасек и других видов побочного лесного пользования по перечню, утверждаемому федеральным органом управления лесным хозяйством;

· нужды охотничьего хозяйства;

· культурно-оздоровительные, туристические или спортивные цели.

Не признается объектом платы пользование лесным фондом, проведение государственными органами управления лесным хозяйством лесохозяйственных мероприятий, лесообследования научно-исследовательских и проектных работ для нужд лесного хозяйства, а также осуществление вырубок под контрольно-следовые полосы, линии связи, иные инженерно-технические сооружения или объекты на приграничной территории.

Освобождаются от платы за пользованием лесным фондом участники ВОВ, инвалиды I и II групп, пенсионеры, лица пострадавшие от стихийных бедствий, переселенцы, фермерские хозяйства и др.

Льготы предоставляются отдельным категориям налогоплательщиков органами законодательной власти субъектов РФ в пределах сумм налога, поступающих в бюджет соответствующего субъекта РФ.

Минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, и порядок их применения установлены Постановлением Правительства РФ от 19.02.01 №127. Эти ставки действуют и в настоящее время с учетом коэффициента 1.12, принятого ФЗ №194-ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год».

По всем остальным видам лесопользования (кроме отпуска древесины на корню) ставки лесных податей устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ.

Минимальные ставки устанавливаются в рублях за единицу используемого лесного ресурса или за единицу площади (гектар) находящихся в пользовании участков лесного фонда. Принципы определения ставок лесных податей устанавливаются субъектами Федерации, а конкретные размеры ставок налогов – местными органами самоуправления. Лесные подати могут вноситься (по договорённости) лесопользователями в форме денежных платежей, произведённой продукцией или предоставлением услуг.

Платежи за пользование лесным фондом в размере минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, в размере 100% поступают в бюджет субъекта РФ по кодам бюджетной классификации 1050401 — лесные подати и 1050402 — арендная плата.

В соответствии с ФЗ №176-ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год» средства, поступающие сверх минимальных ставок за древесину, отпускаемую на корню, плата за другие виды лесопользования, а также платы за перевод лесных земель в нелесные зачисляются в размере 50% в доходы бюджетов субъектов РФ и поступают по коду бюджетной классификации 2010616.

В соответствии с Лесным кодексом РФ часть сумм, поступающих за пользование лесным фондом, рекомендуется направлять на финансирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесных ресурсов.

Налоги за пользование водными объектами

Вода занимает особое положение среди природных богатств Земли. Без нее не может жить человек. Вода – один из важнейших факторов, определяющих размещение производительных сил, а очень часто и средство производства. Увеличение расходования воды промышленностью связано не только с ее быстрым развитием, но и с увеличением расхода воды на единицу продукции.

Плата за водопользование является эффективным средством обеспечения экономического использования и надёжной охраны водных объектов и их ресурсов, и стала неотъемлемым элементом хозяйственного механизма в сфере использования и охраны вод. За счёт средств, взимаемых в виде платы за водопользование, компенсируются затраты водохозяйственных систем.

Плата за пользование водными объектами осуществляется на основании:

· Водного кодекса РФ от 16.11.95 №167-ФЗ;

· ФЗ от 06.05.98 №71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами».

Плательщиками платы за пользование водными объектами являются организации и предприниматели, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств и устройств, подлежащих лицензированию в порядке, установленном действующим законодательством.

Налог на добычу полезных ископаемых 2016

В НК РФ налог на добычу полезных ископаемых трактуется как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. При этом налог должен быть установлен документом, имеющим юридическую силу закона.

Главой 26 в налоговую систему РФ введен налог на добычу полезных ископаемых.

НДПИ в 2016 году. Важным этапом анализа экономической природы налога является рассмотрение элементов налогообложения. К элементам налогообложения относятся: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, а также порядок и сроки уплаты налога.

Налогоплательщики НДПИ

Согласно статье 334 НК РФ плательщиками налога на добычу полезных ископаемых являются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством РФ.

Согласно законодательству РФ о недрах пользователями недр являются субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица. Установлены ограничения при ведении работ по добыче радиоактивного сырья: в этом случае пользователями недр могут быть только юридические лица, зарегистрированные на территории РФ и имеющие лицензии на ведение работ по добыче и использованию радиоактивных материалов, токсичных и иных опасных отходов.

Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с государственным гербом РФ, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Пользователи недр должны встать на учет в качестве налогоплательщиков налога на добычу полезных ископаемых по месту нахождения участка недр, предоставленного им в пользование. При добыче полезных ископаемых на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ, а также за пределами РФ (на арендуемых территориях или используемых на основании международного договора) плательщики налога на добычу полезных ископаемых становятся на учет по месту своего нахождения (государственной регистрации). Порядок постановки на учет в налоговом органе плательщиков налога на добычу полезных ископаемых регламентирован приказом МНС России от 31.12.03 № БГ-3-09/731.

Объект налогообложения НДПИ

Согласно статье 336 НК РФ объектом обложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ (в том числе из залежи углеводородного сырья), а также за пределами РФ (на арендуемых территориях или используемых на основании международного договора), а также полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством РФ о недрах.

Для правильного установления объекта обложения налогом на добычу полезных ископаемых в статье 337 НК РФ содержатся общее определение добытого полезного ископаемого и классификация добытых полезных ископаемых по видам.

Следует иметь в виду, что при определении продукции добывающих отраслей промышленности, впоследствии признанной полезным ископаемым, для каждого конкретного месторождения полезного ископаемого необходимо учитывать продукцию, которая в техническом проекте разработки данного месторождения полезного ископаемого определена как результат указанной разработки.

Вам обязательно пригодятся и эти материалы:

Налоговая база НДПИ

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения.

Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно отдельно по каждому виду полезных ископаемых в отношении всех добытых полезных ископаемых, включая попутные компоненты.

Применительно к налогу на добычу полезных ископаемых налоговая база определяется как стоимость добытых полезных ископаемых в отношении всех полезных ископаемых кроме нефти, газа, газового конденсата, угля. В отношении нефти, газа, газового конденсата и угля налоговая база определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении.

Стоимость добытых полезных ископаемых определяется следующими способами:

  • исходя из сложившихся цен реализации добытых полезных ископаемых;
  • исходя из сложившихся цен реализации без учета субсидий из бюджета на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью;
  • исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых. Способ оценки, исходя из расчетной стоимости полезных ископаемых, применяется в случае отсутствия их реализации в соответствующем налоговом периоде.

Расчетная стоимость добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании данных налогового учета. При этом применяется тот порядок признания доходов и расходов, который предусмотрен для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Для определения расчетной стоимости необходимо учитывать следующие виды расходов.

Прямые расходы – это материальные расходы, расходы на оплату труда, амортизация и суммы страховых взносов. НДПИ 2016. Данные расходы, произведенные налогоплательщиком в течение налогового периода (1 месяца), распределяются между добытым полезным ископаемым и остатками незавершенного производства на конец налогового периода. Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).

Косвенные расходы, они относятся к добытым в налоговом периоде полезным ископаемым. Это материальные расходы (за исключением относящихся к прямым), расходы на ремонт основных средств, расходы на освоение природных ресурсов, а также прочие расходы.

Суммы косвенных и внереализационных расходов относятся как к добыче полезных ископаемых, так и к другим видам деятельности (расходы, связанные с реализацией имущества, расходы на НИОКР, расходы на управление организацией, суммы налогов и сборов). Данные расходы распределяются между затратами на добычу полезных ископаемых и затратами на иную деятельность пропорционально доле прямых расходов, относящихся к добыче полезных ископаемых, в общей сумме прямых расходов

Количество добытого полезного ископаемого определяется:

  • прямым методом (с помощью измерительных средств и устройств);
  • косвенным методом (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье).

Налоговый период НДПИ

Налоговый период НДПИ по налогу на добычу полезных ископаемых согласно статье 341 НК РФ признается календарный месяц.

Ставка НДПИ 2016

По налогу на добычу полезных ископаемых применяются следующие налоговые ставки: 0; 3,8; 4,0; 4,8; 5,5; 6,0; 6,5; 7,5; 8,0 и 16,5%.

Ставка по налогу определена по видам добытых полезных ископаемых, по отдельным добытым полезным ископаемым, а также по полезным ископаемым, обладающим определенными признаками. Например, конкретно по торфу установлена ставка 4%, по горнорудному неметаллическому сырью в целом – 6%, по полезным ископаемым, добываемым при разработке некондиционных запасов, – 0%.

При добыче нефти из нефтегазоконденсатных месторождений на период с 1 января по 31 декабря 2014 года налоговая ставка составляет 493 руб. за одну тонну. А на период с 1 января по 31 декабря 2015 года налоговая ставка составляет 530 руб. за тонну. Это базовая налоговая ставка, она применяется с коэффициентом, характеризующим динамику мировых цен на нефть, – Кц.

Коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть, определяется путем умножения среднего за налоговый период уровня цен нефти сорта «Юралс», выраженного в долларах США, за баррель, уменьшенного на 15, на среднее значение за налоговый период курса доллара США к рублю Российской Федерации, устанавливаемого Центральным банком Российской Федерации, и деления на 261.

Читайте так же:  Договор аренды котельной образец

Средний за налоговый период уровень цен сорта нефти “Юралс” в долларах США за баррель составил 21,25 долл./барр.

Среднее значение за налоговый период курса доллара США к рублю РФ, устанавливаемого ЦБ РФ – 31,35 руб./долл.

Значение Кц = (21,25 долл./барр. — 15) х 31,35 руб./долл. : 261 = 0,7507

493 руб./т х 0,7507 = 370,09 руб./т.

Налоговая ставка составит 370,09 руб. за 1 тонну нефти.

Среднее значение за налоговый период курса доллара США к рублю РФ, устанавливаемого ЦБ РФ, определяется налогоплательщиком самостоятельно как сумма значений курса доллара США к рублю РФ, устанавливаемого ЦБ РФ за все дни торгов, деленная на количество дней торгов в соответствующем налоговом периоде.

При отсутствии в официальных источниках информации об уровне цен нефти сорта “Юралс” на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть, определяется налогоплательщиком самостоятельно.

Исчисление НДПИ 2016

Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля стоимости добытых полезных ископаемых.

При добыче нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений сумма налога исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки, исчисленной с учетом коэффициента, характеризующего динамику мировых цен на нефть, и налоговой базы, определяемой количеством добытых полезных ископаемых в натуральном выражении.

Организацией в IV квартале 2014 года добыто 85 тонн нефти. Средняя за налоговый период цена нефти сорта “Юралс” на мировом рынке составила 21,25 долл. США/барр., средний курс доллара США составил 31,35 руб. за 1 долл. США. Коэффициент Кц равен 0,7507.

Налоговая ставка с учетом коэффициента составляет:

493 руб./т х 0,7507 = 370,09 руб./т.

Сумма налога, подлежащая уплате за налоговый период, равна:

370,09 руб./т. х 85 т = 31 457,7 руб.

Налог исчисляется в отношении всех полезных ископаемых, добытых (извлеченных) из недр (отходов, потерь) в соответствующем налоговом периоде.

Общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода по видам добытых полезных ископаемых и представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисляемых по каждому добытому полезному ископаемому. Если сумма налога не исчисляется по каждому участку недр, на котором осуществляется добыча полезного ископаемого, сумма налога, подлежащая уплате, рассчитывается исходя из доли полезного ископаемого, добытого на каждом участке недр, в общем количестве добытого полезного ископаемого соответствующего вида.

Порядок и сроки уплаты НДПИ в 2016 году

Налог подлежит уплате в бюджет по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование.

По итогам налогового периода налог уплачивается не позднее последнего дня месяца, следующего за истекшим месяцем. В те же сроки представляется налоговая декларация по налогу.

Функции налога на добычу полезных ископаемых

Экономическое содержание налогов обусловливает выполнение налогом следующих основных функций:

  • фискальной (выражается в обеспечении поступления налогов в установленных налоговыми правилами размерах и сроки, а также в объемах, предусматриваемых соответствующими бюджетами);
  • регулирующей (выступает в виде использования налогов в качестве инструмента распределения и перераспределения валового внутреннего продукта путем введения налогов, установления ставок, определения налоговой базы и уровня зачисления поступающих средств);
  • стимулирующей (при помощи дифференциации налоговых ставок, введения налоговых льгот, изъятия из налоговой базы государство осуществляет стимулирование развития отдельных отраслей экономики, инвестирование средств и т. д.).

Для налога на добычу полезных ископаемых характерны все три вышеуказанные функции.

Так, с принятием главы 26 НК РФ внесены изменения в статью 50 Бюджетного кодекса РФ в части распределения налога на добычу полезных ископаемых по бюджетам разных уровней: сумма налога, подлежащего уплате по итогам налогового периода поступают в доход федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, соответствующего местного бюджета.

Сумма налога, исчисленная налогоплательщиком по добытым полезным ископаемым (за исключением добытых полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых), распределяется следующим образом:

  • 40% – в доход федерального бюджета;
  • 60% – в доход бюджета субъекта Российской Федерации.

Сумма налога, исчисленная налогоплательщиком по полезным ископаемым (за исключением добытых полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых), добытым на территории автономного округа, входящего в состав края (области), распределяется в порядке, установленном соглашением между автономным округом и краем (областью).

Сумма налога, исчисленная налогоплательщиком по добытым полезным ископаемым в виде углеводородного сырья, распределяется следующим образом:

  • 100% – в доход федерального бюджета

При добыче общераспространенных на территориях соответствующих районов и городов полезных ископаемых полная сумма налога подлежит уплате в доход бюджетов субъектов РФ.

При добыче любых полезных ископаемых на континентальном шельфе РФ или в исключительной экономической зоне РФ, а также при добыче полезных ископаемых из недр за пределами территории РФ, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование, полная сумма налога зачисляется в федеральный бюджет.

В целях стимулирования добычи горючего природного газа из нефтяных месторождений, полезных ископаемых при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных запасов полезных ископаемых, полезных ископаемых, добываемых из вскрышных и вмещающих (разубоживающих) пород, отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств (в том числе в результате переработки нефтешламов) в пределах нормативов содержания полезных ископаемых в указанных породах и отходах, согласно статье 342 НК РФ налогообложение указанных полезных ископаемых производится по налоговой ставке 0%.

Оценка стоимости добытых полезных ископаемых

В соответствии со статьей 340 НК РФ оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно одним из следующих способов:

  • исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета государственных субсидий;
  • исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого;
  • исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.

Для определения стоимости добытых полезных ископаемых используется также стоимость единицы добытого полезного ископаемого, которая рассчитывается как отношение выручки от реализации (если реализация была) добытого полезного ископаемого к количеству реализованного добытого полезного ископаемого.

При определении выручки учитываются все сделки налогоплательщика по реализации добытых полезных ископаемых, по которым цена сделки определялась в данном налоговом периоде. Выручка от реализации добытого полезного ископаемого определяется исходя из цен реализации, установленных с учетом положений ст. 105.3 НК РФ, без учета НДС (при реализации на территории РФ и в государства – участники СНГ) и акциза, уменьшенных на сумму расходов налогоплательщика по доставке в зависимости от условий договора.

При этом в сумму расходов по доставке включаются расходы на оплату таможенных пошлин и сборов при внешнеторговых сделках, на доставку (перевозку) добытого полезного ископаемого от склада готовой продукции (узла учета, входа в магистральный трубопровод, пункта отгрузки потребителю или на переработку, границы раздела сетей с получателем и т. п. условий) до получателя, а также расходы по обязательному страхованию грузов, исчисленные в соответствии с законодательством РФ.

К расходам по доставке добытого полезного ископаемого до получателя относятся расходы по доставке магистральными трубопроводами, железнодорожным, водным и другим транспортом, расходы на слив, налив, погрузку, разгрузку и перегрузку, на оплату услуг портов и транспортно-экспедиционных услуг.

Цена реализации уменьшается также на суммы государственных субвенций из бюджета в том случае, если налогоплательщик получает к ценам реализации своей продукции такие субвенции.

При отсутствии у налогоплательщика реализации добытых полезных ископаемых (например, при направлении добытых полезных ископаемых на переработку и т. д.) налог исчисляется исходя из расчетной стоимости, учитывающей расходы налогоплательщика на добычу полезного ископаемого, определяемые в соответствии с главой 25 НК РФ “Налог на прибыль организаций”. Стоимость добытого полезного ископаемого в этом случае исчисляется как произведение количества добытого полезного ископаемого, определяемого в соответствии со ст. 339 НК РФ, и стоимости единицы добытого полезного ископаемого.

Скачать декларацию по НДПИ 2016

Аналогичные налоги и взносы в других странах

Основными видами платежей в мировой добывающей промышленности являются бонусы, ренталс, роялти и налог на доходы.

Бонусы являются разовыми платежами при наступлении определенных событий, зафиксированных государством в соглашении с добывающей компанией, и могут быть приурочены к различным этапам реализации проекта разработки месторождения. В ряде стран выплата бонусов закреплена в законодательном порядке, но чаще количество и размер бонусов являются предметом переговоров между государством и инвестором.

Ренталс – вид платежа, не зависящий от наличия добычи или прибыльности производства, дающий государству возможность получать систематический доход с момента заключения соглашения. Размер ренталс может быть установлен как за всю территорию разработки месторождения, так и за единицу ее площади. Могут устанавливаться прогрессивные ставки ренталс, увеличивающиеся с течением времени, с размером этой территории, или смешанного типа.

Роялти – налог, рассчитываемый как фиксированная доля стоимости произведенной продукции и взимаемый государством – собственником природных ресурсов за право разработки запасов. Этот платеж обеспечивает ранний и гарантированный доход государству. В нефтяной промышленности величина роялти колеблется от 0 до 50%.

Роялти может иметь как твердую, так и прогрессивную ставку. Исчисление роялти по скользящей шкале зависит от определенных факторов, например уровня добычи. Расчет роялти по скользящей шкале фактически служит для изъятия у производителя части ресурсной ренты. С другой стороны, изменением ставки роялти государство создает для компаний финансовые стимулы для работы в нужном для государства направлении. Так, зависимость ставки роялти от уровня добычи в определенной степени может регулировать деятельность компании по разработке месторождения, зависимость ставки от качества полезных ископаемых стимулирует освоение месторождений трудноизвлекаемых полезных ископаемых и месторождений пониженного качества и т. д.

В налогообложении добычи минеральных ресурсов применяются как обычный налог на прибыль компаний, так и специальные виды налогов, в частности рентный налог на природные ресурсы. Ставки обычного налога на прибыль компаний колеблются от 0 до 70%, ставки налога на прибыль нефтяных компаний, как правило, – от 50 до 85%. Более высокие налоги на прибыль в нефтяном секторе служат инструментом изъятия получаемой высокой ресурсной ренты.

Зависимость основных налоговых платежей в добывающей промышленности от цены продукции стимулирует производителей к занижению цены ее реализации с целью минимизации своих налоговых обязательств (трансфертное ценообразование). В связи с этим в большинстве стран при налогообложении добывающей промышленности для определения налоговой базы используются специальные справочные (рыночные) цены, определяемые тем или иным способом. В развивающихся нефтедобывающих странах в этих целях часто используют цены на нефть, сложившиеся на мировом рынке. В большинстве развитых стран при налогообложении добычи нефти применяются цены сделок, совершаемых на принципах отсутствия взаимозависимости между продавцом и покупателем и отсутствия взаимосвязи между продажей продукции и другими сделками.

Достаточно широкое распространение в мировой практике получили соглашения на добычу с разделом произведенной продукции (СРП). Произведенные затраты в таких контрактах компенсируются компании частью добытой нефти. Доля компенсационной продукции в добыче оговаривается в соглашении. Оставшаяся часть продукции подлежит разделу между государством и компанией. Раздел производится в пропорциях, отраженных в соглашении. При этом пропорции раздела с ростом добычи могут изменяться в пользу государства. Принадлежащая компании доля распределяемой продукции, как правило, является объектом налогообложения. Кроме того, во многих соглашениях о разделе продукции также включаются обязательства по уплате роялти. В одной и той же стране компании могут работать на совершенно разных условиях, по разным фискальных системам. Одновременно могут применяться и лицензионные соглашения, и соглашения о разделе продукции.