Наглядные пособия по швейному делу

Урок по швейному делу в 7-м классе коррекционной школы «Обработка боковых срезов юбки»

Цели урока:

  • Закрепить технико-технологические знания и совершенствовать практические навыки по обработке боковых срезов юбки.
  • Коррекция психофизических недостатков и социальной сферы средствами труда.
  • Выработка потребности трудиться.

Наглядные пособия: образец юбки из клиньев, предметно-технологическая карта юбки из клиньев, образцы различных моделей юбок, образцы швов; словарные слова (боковые срезы, шерстяная ткань, стачной шов взаутюжку)

Оборудование и инструменты: промышленная швейная машина 1022 класса, спецмашина 51 класса, сантиметровая лента, линейка, утюг, ножницы, иглы.

I. Введение в тему

Учитель: Основное влияние мода оказывает на форму и силуэт одежды. Появление новых форм, как правило, происходит постепенно, как бы наслаиваясь на предыдущие формы. При возникновении новых форм одежды появляется необходимость в обновлении гардероба. Это можно сделать, не только приобретая новые вещи, но и переделывая и обновляя имеющиеся. Обновлять одежду можно без изменения ассортимента (пошив нового платья из старого) и без перекраивания (с частичным перекраиванием), а также с полным перекраиванием и изменением ассортимента (например пошив сарафана из пальто, юбки из брюк или платья и т.д.) Поэтому мы сегодня будем шить изделие из вещей бывших в употреблении, что сэкономит нам семейный бюджет.
Посмотрите на доску и среди буквенного текста найдите слова и составьте тему сегодняшнего урока:

з г а з ю б к и л б в о и м д ы л п у д о б р а б о т к а р н д ю
в к х ю р о а у ы ж ю л э к п л ы ф д ж х б о к о в ы х р д х у
й б и п д ю з ъ э ы а р т н м к л ы и п д р я и с р е з о в л о е у а р ь б ю

Тема урока: Обработка боковых срезов юбки.

II. Повторение ранее изученного материала

Учитель
– показывает образцы разных моделей юбок: «солнце», «полусолнце», прямая юбка, клиньевая юбка и предлагает определить названия юбок
Учащиеся
– называют модели юбок и прикладывают названия к ним (юбка «солнце», «полусолнце», клиньевая юбка, прямая юбка)
Учитель
– предлагает выбрать одну модель юбки, которую можно сшить из бывших в употреблении вещей (блуза, брюки, юбка) и ответить почему?
– надеть выбранную юбку на куклу
Учащиеся
– выбирают клиньевую юбку, т.к. из брюк можно выкроить только клинья для юбки и надевают выбранный образец на куклу.
Учитель
– показывает образец юбки из клиньев и даёт задание сделать анализ образца с использованием опорных слов: юбка, притачной пояс, бретели, клиньевая, грудка, шерсть.
Учащиеся
– анализируют образец юбки и составляют рассказ с использованием опорных слов.

Учитель: Юбка из клиньев сшита из шерстяной гладкоокрашенной ткани. Верхний срез обработан притачным поясом с резинкой внутри, грудка на бретелях. На грудке выполнена аппликация, бретели крепятся к грудке на пуговицах.

Учитель
– даёт задание разложить предметно-технологическую карту последовательности обработки (пошива) юбки из клиньев.
Учащиеся
– слева – раскладывают образцы пооперационной обработки юбки;
– справа – название операции.

  1. Обработать боковые срезы юбки.
  2. Обработать пояс юбки.
  3. Обработать бретели.
  4. Настрочить аппликацию на грудку.
  5. Обработать грудку юбки.
  6. Обработать верхний срез юбки поясом.
  7. Соединить бретели с поясом и грудкой юбки.
  8. Обработать низ изделия юбки.
  9. Окончательная отделка изделия.
  10. Проверка качества изделия.

Учитель: Можно ли изменить последовательность пошива юбки?
Учащиеся: Да можно, операцию обработки пояса выполнить после обработки грудки, т.к. замена одной операции на другую в данной последовательности обработки юбки не повлияет на технологический процесс пошива и качество изделия в целом.
Учитель: Какую операцию по обработке юбки вы будите выполнять на данном уроке?
Учащиеся: Обрабатывать боковые срезы юбки.
Учитель: Какой шов применяется при обработке боковых срезов юбки и какова ширина шва в готовом виде?
Учащиеся: Применяется стачной шов взаутюжку, ширина шва в готовом виде 1,5 см.
Учитель
– предлагает образцы разных швов в натуральном исполнении и в рисунках, просит найти образец и рисунок стачного шва взаутюжку.
Учащиеся
– находят образец и рисунок стачного шва взаутюжку.
Учитель: Почему вы выбрали стачной шов взаутюжку?
Учащиеся: Мы применяем шов взаутюжку т.к. обмётываются один срез этого шва, а не два, поэтому на этой операции можно сэкономить нитки и увеличить производительность труда.
Учитель: Какова ширина шва в готовом виде?
Учащиеся: Ширина шва в готовом виде 1,5 см.
Учитель
– даёт тестовую карточку-задание для определения усвоения терминологии последовательности пошива стачного шва (программированное задание).

Боковые швы

а) примётывают а) застрачивают
б) смётывают б) прострачивают
в) намётывают в) стачивают
г) замётывают….затем г) обтачивают …после чего

а) удаляют нитки смётывания
б) шов отпаривают
в) разутюживают (заутюживают)

Учащиеся
– записывают ответы б, в, в.
Учитель: Как вы будете контролировать ширину стачного шва?
Учащиеся: Сантиметровой лентой, линейкой, визуально.
Учитель
– выдаёт образцы швов с разной шириной строчки и просит визуально определить ширину шва (тренировка глазомера)
Учащиеся
– визуально определяют ширину стачного шва, а в случае неправильного ответа контролируют с помощью линейки
Учитель
– предлагает составить план обработки боковых срезов юбки
Учащиеся
– составляют план обработки боковых срезов юбки

1. Сметать срезы клиньев юбки.
2. Стачать срезы клиньев юбки.
3. Обработать срезы шва на спецмашине.
4. Заутюжить срезы стачного шва.

Учитель
– даёт дифференцированное задание первой и второй группе учащихся с разными уровнями обучаемости:

1 группа – стачивание срезов шва без предварительного смётывания (заколоть булавками срезы швов). Обработать срезы на спецмашине и заутюжить шов.
2 группа – стачивание шва с предварительным смётыванием срезов.

Учитель: Какие инструменты и оборудование вы будите использовать при обработке срезов юбки?
Учащиеся: Иглы, ножницы, напёрсток, сантиметровая лента, утюг, швейная машина, спецмашина.
Учитель: Вспомним технику безопасности с иглой, ножницами, на машине, с утюгом.
Учитель
– предлагает перед выполнением практической работы сделать самомассаж пальцев рук.

III. Практическая работа

Обработка боковых срезов юбки стачным швом взаутюжку.

1 группа – стачивание швов без предварительного смётывания срезов (заколоть булавками).

Обработка срезов швов на спецмашине. Заутюживание срезов стачного шва.

2 группа – стачивание швов с предварительным смётыванием срезов.

Во время практической работы учитель следит за правильностью выполнения трудовых приёмов и соблюдением техники безопасности в мастерской.

IV. Физминутка

1. Ходьба на месте. 10-15 с. Т.С.
2. И.п. – о.с. 1 – 2 – встать на носки, руки вверх, соединить кисти тыльными сторонами. 3 – встать на стопы, дугами вперед руки назад, с большим наклоном туловища вперед «уронить» руки. 4 – и.п. Повторить по 5-6 раз. Т.С.
3. И.п. – о.с. 1 – правую ногу в сторону на носок, наклон вправо с хлопком в ладони над головой. 2 – и.п. с хлопком руками о бедра. 3-4 – то же влево. Повторить по 3-4 раза в каждую сторону. Т.С.
4. И.п. – о. С. 1-3 – пружинящие приседания с постепенным увеличением глубины приседаний. 4 – и.п. Повторить 5-6 раз. Т.Б.
Ходьба на месте. 10-15 с. Т.С.

V. Индивидуальная работа с учащимися

Оказание помощи в обработке швов слабым учащимся, в основном 2- группе детей.

VI. Подведение итогов практической работы

1. Проверка качества выполненной работы учителем.
2. Взаимоконтроль выполненной работы.
3. Самоонализ

На заключительном этапе занятия учитель предлагает проанализировать свои изделия, подсчитать стоимость изделия. Положительно он оценивает действия тех учащихся, которые сами обнаружили ту или иную ошибку и смогли дать ей словесную характеристику. Для того чтобы учащиеся не испытывали затруднения в анализе выполненной работы и подсчете стоимости готового изделия предлагается:

План ответа при подведении итога урока

1. Какое изделие ты делала?
2. Какие операции выполняла?
Чем и как контролировала работу?
Как выполнила работу?
Сколько сделала?
Какие ошибки допустила?

VII. Экономические знания

Расчет стоимости готового изделия

Расход ткани на одно изделие.
Стоимость ниток, игл.
Стоимость электроэнергии.
Амортизация машин.
Стоимость работы по пошиву изделия.

Учитель: Изготовление изделия мы продолжим на следующем уроке.

Читайте так же:  Полное товарищество реорганизация и ликвидация

Оценки за урок (с выставлением в журнал и дневник).

Использование наглядности и других средств обучения на занятиях по швейному делу в коррекционной школе

В изученной мною методической литературе указывается на то, что наглядные пособия в коррекционной школе должны применяться с учётом особенностей восприятия детей и подростков с нарушенным интеллектом. Существующие трудности удаётся преодолеть путём специальной организации обучения, направленного на развитие восприятия, а также с помощью наглядных пособий, учитывающих возможности учащихся. В данной статье хочу рассказать о том, как на практике применяю стандартные и изготовленные мной средства обучения с учётом данных требований.

Перед изучением новой темы стараюсь по возможности подготовить детей к её восприятию. Для этого в зависимости от содержания темы, помещаю на стенд занимательную информацию, оформляю образцы, вывешиваю соответствующие изделия, сшитые предыдущими классами, привлекаю внимание учениц к этим материалам, показываю фотографии, вселяю в девочек уверенность, что и они смогут выполнить подобную работу, чем доставят радость себе и окружающим.

Во время занятий использую различные средства обучения: экранные, печатные, объёмные.

Экранные пособия знакомят детей с объектами и изделиями, с процессами, которые мы не можем наблюдать в реальности. Появление в последнее время цифровых образовательных ресурсов расширили эти возможности. Просмотры учебных материалов с использованием мультимедийного проектора повышают эффективность занятий. Курсы по ИКТ компетентности при районном ММЦ позволили мне начать работу над учебными презентациями, которые заменили диапозитивы и диафильмы. Удобно то, что по ходу просмотра, пользуясь указкой, заостряю внимание детей на нужных деталях и побуждаю соотнести изображение с натуральными объектами. Важно при этом не перегружать занятие такими просмотрами. Использую эти средства обучения во время изложения нового материала, при подготовке к практической работе, при повторении и контроле. Совместно с ученицами комплектуем подборки по ряду учебных тем. Девочкам нравится подобрать иллюстрации. В такой работе присутствует элемент творчества и совершенствуется зрительное восприятие. На основе материалов, подобранных ученицами, создаю электронное пособие. Смена обстановки при просмотре этих самодельных экранных средств обучения, участие детей в составлении и в их демонстрации позволяют активизировать деятельность учениц, поддерживать внимание на нужном уровне. (См. Презентация «Изготовление юбок»)

При необходимости часть занятия проводим в классе, оснащенном компьютером. Задача демонстрации наглядности и отслеживания результатов обучения значительно упрощается. Однако для этого должны быть созданы компьютерные программы, включающие учебные упражнения, фиксацию качества их выполнения и первичное обобщение получаемых результатов. Отслеживание с помощью компьютера не может быть распространено на все параметры развития, но оно существенно сократит время, затрачиваемое на эту работу учителем, и повысит объективность оценок.

Значительную роль в организации образовательного процесса играют печатные средства обучения. В мастерской собрана библиотека из книг по различным видам рукоделия, журналы мод, тематические подборки, имеются учебники по швейному делу, стандартные плакаты «Технология обработки швейных изделий», «Швейная машина». Этих плакатов недостаточно при обучении детей с проблемами в интеллектуальном развитии, и я изготовила дополнительные. Значительную роль в коррекционной работе играют изобразительные средства наглядности: чертежи, рисунки, схемы, иллюстрации. При изучении изделий учащиеся строят чертёж и соответствующий плакат необходим для облегчения этого трудного процесса (фото 1). Готовый чертёж изделия в сочетании с построением его на доске учителем, позволяет ученицам предвидеть результат, планировать свою деятельность и координировать её. Построение чертежа проводится с опорой на инструкцию в учебнике. При этом стараюсь выработать у девочек стереотип выполнения действий. Каждая ученица по очереди зачитывает содержание соответствующего пункта. Выясняем положение искомой точки на готовом чертеже и на манекене (этот приём позволяет сделать дальнейшую работу более осознанной). Задаю вопросы:

— Какую величину будем откладывать?

— Как её вычисляем? От какой точки и в каком направлении будем откладывать?

— Какими измерительными и чертёжными инструментами будем пользоваться?

При необходимости возвращаемся к тексту. Такая организация занятия позволяет формировать навык работы с опорой на письменную инструкцию, значение которого трудно переоценить.

Ученицы изучают также названия контурных линий. Для улучшения усвоения этого важного материала изготовлены плакаты соответствующего содержания, где изображен контур детали, причем разные линии обозначены разными цветами.(Фото 2)

К данной группе средств обучения отношу также графические изображения швов и схематичные рисунки различных технологических узлов.(Фото 3) При знакомстве со швами и изучении технологии постоянно учимся соотносить изображение с натуральным образцом, видеть в плоском рисунке объёмную конструкцию. Дети учатся зарисовывать эти схемы, при этом стараюсь, чтобы ни одна линия не была проведена бездумно. Само понимание этих рисунков, способность идентифицировать их с натуральными объектами оказывает корригирующее воздействие на учащихся (активизируются познавательные процессы, развиваются высшие психические функции). Схемы применяю в игровых ситуациях. Примеры: после анализа образца предлагаю выбрать схемы швов, использованных при пошиве изделия; по названиям швов нужно выбрать соответствующие им схемы и наоборот; рассортировать краевые и соединительные швы; выбрать швы, обладающие определёнными свойствами; определить, что объединяет предложенные швы. Для того чтобы выполнить манипуляции с дидактическими материалами, девочкам приходится вставать, двигаться по классу, что предотвращает гиподинамию, а, следовательно, и утомление.

К постоянно используемым самодельным средствам обучения относятся транспаранты с названиями изделий и швов, видов изделий, контурных срезов, технологических терминов, мерок, деталей и т.д. (Фото 2). Их использование позволяет создать ориентационную систему деятельности учащихся, оживить ход занятия игровыми ситуациями в соответствии с возрастом и способностями учениц. Это динамичное средство обучения в сочетании с инструкционно-технологическими картами, помещенными в учебниках, способствует осознанному применению знаний в процессе выполнения практических заданий. С помощью транспарантов фиксируются понятия по ходу рассказа учителя, составляются планы работы, отражающие технологические особенности пошива. Используя их в качестве опоры, девочки увереннее отвечают на вопросы (на начальных этапах усвоения материала транспаранты находятся на наборном полотне и во время опроса). Можно провести игры: выбери нужный термин в предложенной ситуации; подбери название к схеме, рисунку, образцу; выбери транспаранты с названиями срезов или деталей, относящихся к определённому изделию и т.д. Ученицы с удовольствием участвуют в такой работе.

Обязательной при изучении плана практической деятельности является работа с тестовыми заданиями на установление правильной последовательности. Первый раз девочки с ними работают после объяснения и закрепления нового материала, используя учебник и др. справочные материалы. В начале следующего занятия при необходимости разрешаю перед началом опроса воспользоваться тетрадью. Это позволяет предотвратить ненужное волнение. После выполнения задания — самоконтроль, самооценка и исправление ошибок. На третьем занятии — работа с тестом без предварительного повторения и взаимоконтроль или контроль учителя. Приложение 2. Разбираем ошибки и причины их возникновения. Во время занятий по пошиву изделия периодически снова работаем с карточками-тестами, затем сильные ученицы переходят к самостоятельному написанию плана работы. Привычным стало самостоятельное изготовление девочками карточек для проверки названий деталей и контурных линий с помощью уменьшенных выкроек-шаблонов.

Определение адекватных состоянию ребенка мер педагогического воздействия возможно на основе результатов отслеживания «прироста» обученности. Для этого составляю опросные листы по темам, по разделам. Включаю в них вопросы, позволяющие контролировать сформированность основных понятий, а также понимание деталей, способность анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Они создают канву полного ответа по теме, служат опорой при устном высказывании, что помогает преодолеть обычно возникающие при этом трудности. Работу с вопросниками ученицы воспринимают спокойно и с готовностью в неё включаются. Тестовые задания, составляю по сходному принципу с учётом общепринятых рекомендаций. Их использование возможно на разных этапах занятия и всегда принимается ученицами положительно. Убедила девочек в необходимости самостоятельного выполнения работы для выявления степени усвоения учебного материала и для выработки навыков решения тестовых заданий в целом. После решения тестов проверяем их все вместе. Сразу разбираем ошибки и причины их возникновения. Подводим итог. Девочки сами подсчитывают результаты, выставляют оценку в соответствии с рекомендованными критериями. На следующих уроках периодически повторяем работу с этим тестом. При этом осуществляется уже взаимопроверка или проверка учителем. Примеры контрольно-диагностических материалов см. в приложении.

В своей работе постоянно использую иллюстративный материал, который систематизирован по темам. Размещаю его на стенде, привлекаю внимание учениц во время занятия, стимулирую к самостоятельному ознакомлению во внеурочное время тем, что будем проводить викторины.

Большое внимание уделяется объёмным средствам обучения, в частности натуральным объектам, используемым для демонстрации и в качестве раздаточного материала. Собрана подборка тематических коллекций по материаловедению. Данная тема сложна для восприятия и средства обучения помогают сформировать необходимые знания, умения, навыки; позволяют развивать восприятия и ощущения. Особо хочу отметить наши самодельные коллекции. Они представляют собой альбомные листы с размещёнными на них двенадцатью образцами тканей, подобранными определённым образом. Ими пользуются и учитель во время объяснения, и дети во время закрепления и опроса. При этом у них вырабатываются навыки связной речи на благоприятном эмоциональном фоне, т.к. эти средства обучения вызывают живой интерес. Часть коллекций может быть использована при проверке знаний следующим образом. Девочкам предлагается выполнить задания:

Читайте так же:  Приказ о лишении премии образцы

— Укажите номера образцов тканей, используемых при пошиве белья.

— Укажите номера образцов тканей, с печатным рисунком.

— Укажите номера образцов тканей, с полотняным переплетением. И т.д.

По одной карточке-коллекции можно выполнить разные задания, их использование позволяет оживить учебный процесс.

Интересен приём использования подборки лоскутов различных тканей. Девочки ощупывают их сначала с открытыми, а затем с закрытыми глазами, стараются определить их происхождение. Им нравится такой способ изучения тканей.

К натуральным объектам относится блоки образцов по изготавливаемым изделиям, предусмотренным программой. В блок входят образец изделия, примерная раскладка выкроек на ткани, образцы поузловой обработки. Изучение каждого изделия сопровождается демонстрацией готового изделия и иллюстраций из журналов мод. Учащиеся определяют его вид по способу носки, называют другие изделия этой группы (при этом развивается восприятие, память, мышление), далее обсуждаем назначение изделия. Назначение увязываем с конструктивными особенностями изделия, потребительскими свойствами, вопросом о выборе ткани. Такой порядок обсуждения предоставляет возможности для развития логического мышления. Анализируем конструкцию изделия, из каких деталей оно состоит, выясняем их названия и названия контурных срезов; какие виды отделки использованы и какие могут предложить девочки. Рассматриваем образец, ученицы определяют способы обработки различных срезов, какие швы при этом используются, находим схемы этих швов. Обосновывается использование именно этих швов. Увязываем эти сведения с шириной необходимых припусков на швы. Для изучения технологии выполнения швов и отдельных узлов швейных изделий используются соответствующие образцы для демонстрации всему классу (Фото 4) и раздаточный материал. Их дидактические возможности сходны с предыдущими.

К этой группе средства обучения отношу выкройки в натуральную величину, а также уменьшенные. Изготовлены лекала для раскроя мелких отделочных деталей.

Раскрой является одной из наиболее трудных операций. Для облегчения восприятия материала демонстрирую процесс выполнения настила, показываю ориентировочные действия при рациональной раскладке выкроек на ткани с учётом её ширины. В данном случае демонстрация приёмов работы также является средством наглядности. После этого ученицы выполняют эти действия самостоятельно, работая с цветной бумагой и уменьшенными выкройками. Бумагу сгибают, как ткань, шаблоны выкроек раскладывают с учётом сгибов «ткани», направления долевой нити, обводят контуры деталей, подписывают их названия и откладывают припуски на швы. При этом совершенствуется мелкая моторика, глазомер, активизируются процессы запоминания. Образцы раскладки, выполненные таким образом, помещают в альбом. На следующем этапе объяснения демонстрирую приёмы ведения раскроя. Наиболее трудным является откладывание припусков на швы. Добиваюсь использования при этом угольника, с помощью которого отмечаются точки, через которые потом будут проведены линии (по линейке — прямые, от руки — закруглённые, для их проведения ученицы отмечают точки почаще). На этих занятиях активизируются психические функции. Развивается моторика и глазомер. В старших классах у наиболее успешных учениц возможно использование измерительных инструментов лишь для контроля, минуя разметку. Во время раскроя воспитывается экономность, аккуратность, ответственность, привычка к тщательному выполнению работы.

Коснувшись вопроса использования выкроек при проведении раскроя, хочу отметить такой приём, как наложение выкройки на манекен. При этом дети видят, как плоская, ни на что не похожая деталь, приобретает объёмную форму, повторяя контуры фигуры за счёт вытачек и изгибов. Считаю, что этот приём имеет выраженное коррекционное значение.

При изучении технологии пошива очень важно, чтобы ученицы зримо представили процесс будущей работы. Для этого использую образцы поузловой обработки изделия и выполнения швов. На демонстрационный щит прикрепляю образцы в соответствующем порядке, при проведении практической работы они служат ориентиром. После демонстрации ученицы зачитывают описание операции в технологической карте, рассматривают рисунки и соотносят эту информацию с реальными образцами на щите. Затем девочки делают попытку самостоятельно описать свои действия при выполнении работы. Для изучения выполнения швов кроме демонстрационного есть ещё и аналогичный раздаточный материал для каждой ученицы, которым она может пользоваться во время закрепления материала. Образцы поузловой обработки изделий можно использовать и при проведении опроса. На мой взгляд, интерес представляет приём, когда до изучения плана работы я предлагаю сильной ученице самостоятельно разложить образцы в правильном порядке. Создаётся ситуация, стимулирующая мышление и внимание. В старших классах девочки составляют план пошива изделия в процессе анализа готового образца, удобно при этом прикреплять таблички с порядковыми номерами операций непосредственно к изделию.

Использование перечисленных средств обучения позволяет, в частности, проводить работу по развитию устной и письменной речи, воображения, внимания, памяти, мышления, способствует выработке спокойного, уверенного поведения во время устных ответов, что отмечается учителями, посещавшими занятия по швейному делу.

Многолетняя практика подтверждает эффективность использования этих средства обучения. Девочки активны на занятиях и хорошо усваивают учебный материал, что подтверждается хорошим качеством выполненных работ и результатами итоговых аттестаций.

Программа по швейному делу в 8 классе для коррекционных школ IV вида

ГБС (К) ОУ «Трубчевская школа — интернат IV вида»

«Принято» на заседании МО «Согласовано» «Утверждаю»Руководитель МО Зам. директора по УР Директор ______Н. В. Рудакова ____ __ Н. М. Мамыкина _ ____ Н.И.Данченко Протокол № __от« » 2013 г « » 2013 г « » 2013 г

Выхованец Натальей Григорьевной.

2015-2016 учебный год

Рабочая программа по швейному делу разработана на основе Программы Министерства образования РФ для специальных(коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида: 5-9 кл., под ред. В.В.Воронковой, в соответствии с учебным планом ГБС(К)ОУ «Трубчевская школа-интернат IV вида» на 2013-2014 учебный год.

Основной целью курса является овладение общетрудовыми и специальными умениями и навыками в области технологии изготовления женской и детской легкой одежды.

Достижение цели предполагает решение ряда задач:

формирование прочных профессионально-трудовых умений и навыков;развитие мышления, способности к пространственному анализу;формирование эстетических представлений и вкуса;воспитание культуры труда и умение использовать в практической деятельности общеобразовательных знаний и навыков.

урок, практическая работа,самостоятельная работа, фронтальная работа.

личностно-ориентированное, деятельностный подход, уровневая дифференциация, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие,игровые.

Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:

Беседа (диалог). Работа с книгой.Практическая деятельность: изготовление изделий по чертежу, рисунку, наглядному изображению.Самостоятельная работаРабота по карточкам.Работа по плакатам.Составление плана работ, планирование последовательности операций по технологической карте.

Методы обучения: беседа, словесные, практические, наглядные.

Демонстрация натуральных объектов;ИТКДифференцирование, разноуровневое обучение;Наглядные пособия, раздаточный материал;Создание увлекательных ситуаций;Занимательные упражнения;Экскурсии;Декады трудового обучения;Участие в конкурсах;Участие в выставках декоративно-прикладного творчества.

В образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья особое значение должно придаваться развитию его жизненной компетенции.

Разделы программы содержат дидактические единицы обеспечивающие формирование компетенций:

— для развития коммуникативной, социально-трудовой и учебно-познавательной компетенции – сведения о свойствах тканей, о безопасных приемах работы на швейной машине;

— сведения о конструировании, моделировании и технологии изготовления швейных изделий обеспечивают развитие учебно-познавательной, социально-трудовой, ценностно-ориентационной компетенции;

— знакомство с массовым производством, организацией работы на швейном предприятии – становление и формирование ценностно-ориентационной компетенции.

Теоретическое обучение рабочей программы направлено на формирование у воспитанников знаний основ материаловедения, устройства бытовых швейных машин, технологии пошива легкой одежды.

Основной задачей практического обучения является формирование профессиональных умений и навыков при выполнении упражнений. На практических занятиях изучаются приемы выполнения операций по обработке деталей и узлов швейных изделий из различных материалов на бытовых швейных машинах, технологическую последовательность изготовления узлов швейных изделий, требования, предъявляемые к качеству готовой продукции. Согласно действующему учебному плану на изучение курса по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) отводится – 340 часов (10 часов в неделю). Основными методами обучения, являются объяснение, рассказ, демонстрация, наблюдения, практические и лабораторные работы, инструктаж.

В процессе обучения используются такие формы урока, как рассказ, практическая работа, лабораторная работа, тестирование. Предусмотрена классно-урочная организация учебного процесса.

Для определения степени достижения целей обучения, уровня сформированности знаний, умений, навыков, а также выявления уровня развития обучающихся с целью корректировки методики обучения используется текущий, промежуточный и итоговый контроль. Контроль знаний и умений осуществляется с помощью тестов, карточек-заданий, контрольных работ.

В процессе обучения используются технологические и инструкционные карты, дидактические материалы (для личного использования учащимися на уроках), образцы отдельных деталей и узлов, готовых изделий. На каждом занятии предусматривается включение учащихся в практическую деятельность продуктивного, творческого характера.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера. Программа направлена на изучение способов конструирования, моделирования и технологической обработки конкретных швейных изделий. Учащиеся могут выбрать для изготовления любое из предлагаемых учителем примерного перечня (по программе) или предложить любой другой вариант изделия, по возможности сохраняя базовый теоретический уровень. В каждой четверти есть тема «Практическое повторение», которая предусматривает формирование навыков практического выполнения и применения различных технологий пошива не только лѐгкой женской и детской одежды, но и пошиву другой продукции. А так же является одним из способов изучения динамики развития трудовых способностей обучающихся. Целенаправленное изучение таких работ учителем, наряду с другими методами наблюдения за ребѐнком позволяет выявить сильные и слабые стороны трудовой деятельности каждого ученика, наметить задачи исправления присущих им недостатков. Обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторику у детей с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, выполнение швейных работ формирует у них эстетические представления, благотворно сказываются на становлении личности, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в быту.

Читайте так же:  Положено ли пенсионеру пособие при сокращении

Принципом построения уроков профессионально-трудового обучения (швейное дело) в 8 классе является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями с учетом третьего варианта специального стандарта.

Таким образом, рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

I четверть (108ч)Вводное занятие План работы и задачи на год. Профессия швеи-мотористки. Правила техники безопасности при работе в швейной мастерской.

Сведения о работе швейных машин

Теоретические сведения. Челночный стежок: строение, назначение, выполнение. Роль нитепритягивателя, иглы, челнока, двигателя ткани в выполнении стежка. Неполадки в работе промышленной швейной машины: виды (слабая строчка, петляет сверху, петляет снизу), исправление. Уход за швейной машиной.Практические работы. Установка лапки. Чистка и смазка швейной машины. Разборка и сборка челночного комплекта. Умение. Чистка и смазка швейной машины. Частичная разборка челночного комплекта

Волокна и ткани

Теоретические сведения. Общее представление о получении волокон и пряжи натурального и искусственного шелка. Ткани из натурального и искусственного шелка: свойства (прочность, сминаемость, гигроскопичность, воздухопроницаемость, скольжение, осыпаемость, прорубаемость), отношение к: воде, теплу, щелочам, правила утюжки. Общее представление о получении синтетических волокон и пряжи. Виды синтетического волокна (капрон, лавсан, нитрон). Получение пряжи из синтетических волокон и нитей.

Умение. Распознавание шелковой и синтетической ткани. Лабораторная работа. Определение тканей из натурального и искусственного шелка по внешнему виду (блеску), на ощупь, по характеру горения нитей.Определение волокон капрона, лавсана, нитрона по внешнему виду, на ощупь, по характеру горения.Изучение свойств синтетического волокна (прочности, способности смачиваться водой, стойкость при нагревании).Сравнение шелковой ткани с хлопчатобумажной и шерстяной.

Дополнительные сведения о ткани

Теоретические сведения. Ткань: отделка. Дефекты ткацкого производства, крашения и печатания. Подготовка ткани к раскрою. Декатирование ткани и обмеловка выкройки. Практическая работа. Составление коллекции образцов тканей с дефектами ткачества, с крупным тематическим и растительным рисунком.

Сведения об одежде

Теоретические сведения. Понятие силуэт (в одежде). Фасоны цельнокроеного платья, описание фасонов. Виды выреза горловины в платье без воротника (круглый, каре, углом).

Практическая работа. Определение по журналу мод стиля, силуэта и фасона изделий. Умение. Распознавание фасонов рукавов и воротн.

Полезно? Поделись с другими:

Просмотров: 28 Скачиваний: 84

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта — свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2017
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Наглядные пособия по швейному делу

Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) в 5 классе разработана на основе государственной программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
— Закон РФ «Об образовании» № 122-ФЗ в последней редакции от 22 августа 2004 г.;
-Учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии
— Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии
-Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по швейному делу.
Преподавание базируется на знаниях, получаемых учащимися на уроках математики, русского языка и др.предметов.
Программа рассчитана на 204 часа.

Цель: Подготовка учащихся к освоению профессии швея и выполнению элементарных видов работ

Достижение цели предполагает решение ряда задач:
• формирование прочных профессионально-трудовых умений и навыков;
• развитие мышления, способности к пространственному анализу;
• формирование эстетических представлений и вкуса;
• воспитание культуры труда и умение использовать в практической деятельности общеобразовательных знаний и навыков.

Основные формы:
• урок,
• практическая работа,
• самостоятельная работа,
• фронтальная работа.

Основные технологии:
• личностно-ориентированное,
• деятельностный подход,
• уровневая дифференциация,
• информационно-коммуникативные,
• здоровьесберегающие,
• игровые.

Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:
• Беседа (диалог).
• Работа с книгой.
• Практическая деятельность: изготовление изделий по чертежу, рисунку, наглядному изображению.
• Самостоятельная работа
• Работа по карточкам.
• Работа по плакатам.
• Составление плана работ, планирование последовательности операций по технологической карте.

Методы обучения: беседа, словесные, практические, наглядные.

Методы стимуляции:
• Демонстрация натуральных объектов;
• ИТК
• Дифференцирование, разноуровневое обучение;
• Наглядные пособия, раздаточный материал;
• Создание увлекательных ситуаций;
• Занимательные упражнения;
• Экскурсии;
• Декады трудового обучения;
• Участие в конкурсах;
• Участие в выставках декоративно-прикладного творчества.

Коррекционная работа включает следующие направления.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
— развитие восприятия, представлений, ощущений;
— развитие памяти;
— развитие внимания;
— развитие пространственных представлений и ориентации. Развитие различных видов мышления:
— развитие наглядно-образного мышления;
— развитие словесно-логического мышления.
Развитие основных мыслительных операций:
— развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий;
— умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
— развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
— формирование адекватности чувств;
— формирование умения анализировать свою деятельность. Коррекция — развитие речи:
— коррекция монологической речи; диалогической речи; обогащение словаря.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрас¬тными особенностями развития обучающихся. Личностная ориентация образовательного про¬цесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность обучающихся понимать причины и логику развития технологических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, усилению мотивации к социаль¬ному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных ка¬честв, в том числе гражданственности, толерантности.
Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, индивидуально-дифференцированного к ним подхода, что позволяет направлять процесс обучения не только на накопление определенных знаний и умений, но и на максимально возможную коррекцию психофизиологических особенностей обучающихся. При проведении коррекционной работы важен метод совместных действий или сотворчества, которое максимально отвечает познавательным возможностям детей и позволяет в наглядной форме демонстрировать или выполнять ту или иную работу, предоставляя ребенку ту часть задания, которая находится в зоне его ближайшего развития.
Программа для 5 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные сведения во время уроков трудового обучения в 4 классе, с опорой на знания, которые учащиеся приобретают на уроках математики, естествознания, истории, и рассчитана на 204 часа учебного времени (6 ч. в неделю).
Каждый раздел состоит из нескольких тем и содержания работы по каждой из них. Время, отведённое на изучение темы, может варьироваться в зависимости от степени её усвоения учащимися и материально-технического обеспечения мастерской. При этом на практическое повторение отводится от 30% до 50% учебного времени.
Обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторики воспитанников. Кроме того, выполнение швейных работ формирует у них эстетические представления, благотворно сказывается на становлении их личностей, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в быту.