Методическое пособие по бдд

Год публикации: 2012

Библиографическая ссылка:: Пеньшин, Н.В. Обеспечение безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте: учебное пособие / Н.В. Пеньшин, В.А. Молодцов, В.С. Горюшинский. — Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2012. — 116 с.

Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.

Рассмотрены вопросы безопасности транспортных средств, а также человеческого фактора — качеств водителя, которые обеспечиваются специальными методами государственного регулирования и контроля в сфере транспорта. Приведены законы, правила и инструкции, которые необходимо соблюдать в повседневной деятельности автотранспортных предприятий и организаций, независимо от форм собственности и ведомственной подчинённости. Предназначено для студентов, обучающихся по направлению 190700 «Технология транспортных процессов» (профиль «Безопасность дорожного движения»), а также слушателей курсов повышения квалификации, работников автотранспортных предприятий.

Методическое пособие по бдд

5 будет оказывать существенное негативное влияние на состояние аварийности. Принятие и реализация Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в России на период гг.» позволит уменьшить негативные последствия роста уровня автомобилизации. Цели и задачи России в области безопасности дорожного движения на период реализации данной Программы определены на основе анализа особенностей состояния безопасности дорожного движения в России, изменений в структуре дорожно-транспортной аварийности в связи с ростом уровня автомобилизации, а также их прогноза. Основной целью государственной политики в области безопасности дорожного движения, достижение которой позволит России выйти на соответствующий международным стандартам уровень безопасности, является снижение числа погибших в ДТП не менее чем на 4-6,5 тыс. человек (сокращение после реализации Программы количества погибших в ДТП на 15-20%). Программные мероприятия, направленные на решение задачи повышения безопасности дорожного движения в России, объединены в 5 целевых проектов: 1. Совершенствование государственной системы управления обеспечением безопасности дорожного движения; 2. Совершенствование государственной политики в работе с участниками дорожного движения; 3. Повышение конструктивной и эксплуатационной безопасности транспортных средств; 4. Совершенствование организации и условий дорожного движения; 5. Совершенствование контрольно-надзорной деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения. Программа «Повышение безопасности дорожного движения на период гг.» обеспечивает преемственность с действующей Федеральной целевой программой: в ней предполагается дальнейшее развитие важнейших и наиболее перспективных направлений деятельности по повышению безопасности дорожного движения. При разработке государственной целевой Программы по повышению БДД необходима оценка как общих финансовых затрат, необходимых для ее реализации, так и отдельных направлений (мероприятий). Исходя из главной цели Программы — сокращения числа погибших в ДТП — для определения ее экономической эффективности необходима стоимостная оценка ущерба от гибели и ранения человека в дорожно-транспортном происшествии. Методика оценки социальноэкономического ущерба от гибели и ранения человека в дорожно-транспортном происшествии была разработана специалистами Научно-исследовательского института автомобильного транспорта. Результаты расчета по указанной методике представлены в таблице 1. Таблица 1 СТОИМОСТНАЯ ОЦЕНКА ВЕЛИЧИНЫ УЩЕРБА ОТ ГИБЕЛИ И РАНЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ДТП

6 T Наименование показателя Величина социально- экономического ущер- ба T тыс. руб. тыс. $ Гибель человека, имевшего семью — Н1 1551,9 267,6 Гибель человека, не имевшего семьи — Н2 1470,2 253,5 Ранение с получением инвалидности — Н3 740,96 127,8 без возможности дальнейшей работы Ранение с получением инвалидности и — Н4 447,05 77,1 возможностью частичной работы Ранение без получения инвалидности — Н5 15,96 2,75 Гибель ребенка — Н6 1759,6 303,4 L На основе стоимостной оценки ущерба от гибели и ранения человека в ДТП рассчитан и общий социально-экономический ущерб по Российской Федерации, приведенный в таблице 2. Таблица 2 ВЕЛИЧИНА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО УЩЕРБА ОТ ДТП В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 1997 Г T Наименование показателя Величина ущерба, тыс. руб Ущерб от гибели людей, имевших семью

8 Ущерб от гибели людей, не имевших семьи Ущерб от ранения с получением инвалидности без последующей работы Ущерб от ранения с получением инвалидности с последующей работой Ущерб от временной нетрудоспособности Ущерб от гибели детей Итого: L Приложение N 1 к разделу «Анализ состояния БДД в России» ДИНАМИКА ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЙ АВАРИЙНОСТИ График не приводится T T T Годы ДТП Погибло Ранено

10 L Приложение N 2 к разделу «Анализ состояния БДД в России» ИЗМЕНЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ АВАРИЙНОСТИ В РОССИИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПРЕДЫДУЩЕМУ ГОДУ, (%) График не приводится. Приложение N 3

12 к разделу «Анализ состояния БДД в России» ПОКАЗАТЕЛЬ КОЛИЧЕСТВА ПОГИБШИХ В ДТП НА 100 ПОСТРАДАВШИХ В ДТП И ЕГО ИЗМЕНЕНИЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПРЕДЫДУЩЕМУ ГОДУ График не приводится. Раздел 2. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ Система государственного управления обеспечением безопасности дорожного движения находится в стадии формирования, постепенно адаптируясь к социально-экономическим изменениям, происходящим в России. Для этого периода характерно недостаточно оптимальное взаимодействие всех субъектов системы как в вопросах стратегического характера, так и в вопросах текущего (оперативного) управления. Отсутствие закрепленного в законодательной базе четкого разделения задач, функций, полномочий, порядка взаимодействия и, главное, ответственности управленческих органов в области безопасности дорожного движения создает ситуацию, при которой эффективность принимаемых государственных решений, к сожалению, недостаточно высока. В ближайшей перспективе необходима разработка системы оценочных показателей (критериев) деятельности управленческих структур. Однако имеются значительные позитивные сдвиги в разработке государственных механизмов, направленных на повышение безопасности дорожного движения в России: лицензирование автотранспортной деятельности, сертификация автотранспортных средств, перевозочных и сервисных услуг, применение программно-целевого подхода в разработке федеральных и региональных программ, внедрение различных видов автотранспортного страхования. Управление обеспечением безопасности дорожного движения в России осуществляется Правительством РФ, федеральными министерствами и ведомствами, администрациями субъектов Российской Федерации. На развитие и функционирование данной системы оказывают влияние научные и общественные организации, занимающиеся вопросами БДД. В существующей системе управления обеспечением безопасности дорожного движения определены три основных уровня: — Правительственная комиссия Российской Федерации по обеспечению безопасности дорожного движения;

13 — федеральные органы исполнительной власти; — органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Высшим уровнем в системе управления, осуществляющим координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности дорожного движения, является Правительственная комиссия Российской Федерации по обеспечению безопасности дорожного движения. Правительственная комиссия создана по инициативе Минтранса России и МВД России Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 1994 г. N 546. Правительственная комиссия рассматривает состояние аварийности на автомобильном транспорте и определяет приоритетные направления государственной деятельности по ее снижению в Российской Федерации в целом, в ее субъектах, а также в отраслях народного хозяйства; координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ в области безопасности дорожного движения; рассматривает ход разработки и реализации федеральных целевых программ по обеспечению безопасности дорожного движения; оказывает содействие органам исполнительной власти субъектов РФ в разработке региональных программ по повышению безопасности дорожного движения, реализации мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий; готовит предложения по совершенствованию законодательства в сфере БДД. Следующим по рангу уровнем государственного управления являются федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие в пределах своих полномочий государственное управление в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. К ним относятся: Министерство транспорта Российской Федерации; Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации; Министерство здравоохранения Российской Федерации; Министерство образования Российской Федерации; Российское дорожное агентство; Министерство путей сообщения Российской Федерации; Госстандарт Российской Федерации. Одной из основных задач Минтранса России является государственное регулирование, управление и контроль, направленные на обеспечение безопасного, эффективного и устойчивого функционирования транспортного комплекса, а также координация деятельности органов, осуществляющих надзорные функции в этой сфере. Минтранс России в соответствии с возложенной задачей осуществляет следующие функции: — организует и проводит аттестацию работников транспортного комплекса, обеспечивающих безопасность дорожного движения, на право занятия ими соответствующих должностей; — разрабатывает, согласовывает и утверждает в установленном порядке технические требования к транспортным средствам, оборудованию и материалам, используемым в транспортном комплексе, организует в пределах своей компетенции контроль за соблюдением этих требований; — организует в транспортном комплексе во взаимодействии с Госстандартом России работы по

14 сертификации транспортных средств, оборудования, материалов, работ и услуг, а также по стандартизации и метрологическому обеспечению производства; — разрабатывает и реализует совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации меры по повышению безопасности дорожного движения, организует в пределах своей компетенции контроль за техническим состоянием автотранспортных средств. Исходя из общих функций и полномочий, Минтранс России решает задачи обеспечения безопасности дорожного движения при организации и осуществлении перевозочного процесса, ремонте и техническом обслуживании автотранспортных средств, подготовке водителей автотранспортных средств. Основными задачами Минтранса России являются определение государственной политики и осуществление государственных мер по ее реализации: разработка федеральных программ развития, проектов законодательных и подзаконных актов, стандартов и норм в области функционирования автомобильного транспорта. К числу функций, связанных с государственным управлением обеспечением безопасности дорожного движения, относятся такие, как: — разработка и утверждение правил, положений, технических норм, отраслевых стандартов и других нормативных актов по вопросам перевозок грузов, пассажиров; технической эксплуатации и ремонта транспортных средств; — осуществление в установленном порядке сертификации транспортных средств, эксплуатационных материалов и оборудования на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве; — определение требований к уровню профессиональной пригодности кадров на автомобильном транспорте; — организация и осуществление работы по лицензированию перевозочной, транспортноэкспедиционной деятельности, деятельности, связанной с ремонтом и техническим обслуживанием транспортных средств. Функции государственного контроля за автотранспортной деятельностью осуществляет Российская транспортная инспекция Министерства транспорта Российской Федерации, созданная в соответствии с Постановлением Правительства РСФСР от 26 ноября 1991 г. N 20. Главными задачами Российской транспортной инспекции являются: — осуществление государственного контроля за соблюдением транспортного законодательства, правил безопасности движения при эксплуатации транспорта; — лицензирование перевозочной, транспортно-экспедиционной и другой деятельности, связанной с осуществлением транспортного процесса, ремонтом и техническим обслуживанием транспортных средств. Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД) Министерства внутренних дел Российской Федерации проводит государственный надзор и контроль за соблюдением установленных правил, нормативов и стандартов в области обеспечения безопасности дорожного движения. Сотрудникам ГИБДД предоставлено право останавливать автомототранспортные средства, производить их досмотр, проверять документы на автомототранспортные средства и перевозимый груз, применять в установленных случаях и в

Читайте так же:  Статья 73 ук рф срок

15 установленном порядке меры административного воздействия (пресечения) и административные взыскания. На ГИБДД МВД России возложено осуществление государственного контроля за соблюдением действующих Правил дорожного движения, нормативных документов в части БДД при проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог и дорожных сооружений, установке и эксплуатации технических средств регулирования движения, к конструкции и техническому состоянию механических транспортных средств при перевозках тяжеловесных, опасных и негабаритных грузов, а также нормативных актов, устанавливающих требования к подготовке участников дорожного движения, функции по регулированию дорожного движения и осуществлению неотложных действий на месте дорожно-транспортных происшествий, а также учет ДТП, нарушений ПДД и регистрация автомототранспортных средств. Среди других функций в области обеспечения БДД определены: принятие экзаменов и выдача удостоверений на право управления автомототранспортным средством, регистрация автомототранспортных средств и выдача учетно-регистрационных документов, государственный технический осмотр. Разграничение задач при осуществлении допуска и контроля за деятельностью юридических лиц и предпринимателей, водителей автотранспортных средств между ГИБДД МВД России и Ространсинспекцией Минтранса России представлены в таблице. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ГИБДД МВД РОССИИ И РОСТРАНСИНСПЕКЦИИ МИНТРАНСА РОССИИ T ГИБДД РТИ Допуск водителей автотранспорт- Допуск юридических лиц и пред- ных средств к участию в дорож- принимателей к перевозочной, ном движении. Выдача паспортов транспортно-экспедиционной и и свидетельств о регистрации другой деятельности. Выдача ли- транспортных средств, регистра- цензионных документов. ционных знаков, талонов о про- хождении обязательного государ- ственного технического осмотра. Выдача водительских удостовере- ний на право управления транс- портными средствами.

16 Регистрация и учет автотранс- Регистрация и учет владельцев портных средств. лицензий. Организация и регулирование Государственное регулирование, дорожного движения, дорожный направленное на обеспечение надзор. безопасного, эффективного и ус- тойчивого функционирования тран- спортного комплекса, рынка тран- спортных услуг. Контроль: Контроль: Соблюдения Правил дорожного Соблюдения законов и нормативных движения и иных нормативных ак- правовых актов, устанавливающих тов, устанавливающих права и условия для нормального функцио- обязанности участников дорожно- нирования рынка транспортных и го движения; за соблюдением других услуг, связанных с рабо- норм и законодательства по БДД. той транспорта, а также права и обязанности потребителей и про- изводителей транспортных услуг. Соблюдения правил, нормативов и Соблюдения лицензионных требова- стандартов при проектировании, ний, обеспечивающих безопасную строительстве, реконструкции и эксплуатацию автотранспортных ремонте дорог, дорожных соору- средств при перевозке грузов и жений, железнодорожных переез- пассажиров (Правил технической дов, линий городского электри- эксплуатации подвижного состава, ческого транспорта в части правил перевозок и др.). В этих обеспечения безопасности дорож- целях у заявителей на получение ного движения, нормативных ак- лицензий и владельцев лицензий тов, устанавливающих требования контролируется наличие и функци- безопасности дорожного движения онирование внутрипроизводствен- при перевозке тяжеловесных, ных систем: опасных и негабаритных грузов. — медицинского контроля состоя- ния водителей перед выходом на линию;

18 — технического обслуживания ав- тотранспортных средств и провер- ки их при выходе на линию и воз- вращении; — периодической аттестации ис- полнительных руководителей и специалистов, замещающих должно- сти, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения; — предупреждения дорожно-транс- портных происшествий и соблюде- ния экологических норм; — режима труда и отдыха водите- лей; — повышения квалификации персо- нала. За осуществлением обязательного страхования пассажиров в между- городном сообщении. Соблюдения иностранными и рос- сийскими перевозчиками междуна- родных договоров в области авто- мобильного сообщения в пунктах пропуска через государственную границу, а также на территории Российской Федерации. Прием экзаменов на право управ- Организация обучения должностных ления транспортными средствами. лиц и предпринимателей, ответ- ственных за перевозочную деяте- льность, подлежащую лицензирова- нию. ГИБДД воздействует на водителей РТИ воздействует на должностных

20 транспортных средств, ответст- лиц, ответственных за деятель- венных за соблюдение Правил до- ность по обеспечению безопаснос- рожного движения, на должност- ти транспортных услуг ных лиц организаций за выпуск неисправных АТС L Одной из основных задач Российского дорожного агентства (РДА) является реализация государственной политики в дорожном хозяйстве, направленной на удовлетворение потребностей населения, экономики и государства в перевозках по автомобильным дорогам, улучшение транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования, создание необходимых условий для реализации конституционных прав граждан на свободу перемещения. В соответствии с основной задачей Российское дорожное агентство: анализирует состояние безопасности дорожного движения и разрабатывает предложения по улучшению дорожных условий на автомобильных дорогах общего пользования; разрабатывает и реализует мероприятия по повышению безопасности дорожного движения за счет улучшения транспортно-эксплуатационного состояния федеральных автомобильных дорог, а также по обустройству их объектами дорожного сервиса. Российское дорожное агентство также участвует в разработке и согласовании программы ликвидации пересечений автомобильных дорог общего пользования и железнодорожных путей в одном уровне, а также разрабатывает правила пропуска по автомобильным дорогам общего пользования транспортных средств со сверхнормативными осевыми нагрузками и габаритами, участвует в разработке правил перевозки по автомобильным дорогам грузов и пассажиров. Министерство образования Российской Федерации устанавливает федеральные требования к содержанию образования и разработке профессиональных образовательных программ, в том числе по профессиональной подготовке водителей, осуществляет государственный контроль за качеством профессиональной подготовки, обеспечивает разработку на основе государственных образовательных стандартов примерных образовательных программ, учебных планов и программ курсов. К числу функций, связанных с подготовкой и переподготовкой водителей, относятся такие, как: — установление федеральных требований к содержанию образования и разработке учебных планов и программ; — обеспечение разработки учебно-методических материалов; — разработка новых перспективных подходов к организации образовательного процесса в образовательных учреждениях; — определение требований и порядка лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений, осуществляющих подготовку (переподготовку) водителей различных категорий. Следует заметить, что ряд функций государственного управления в части подготовки, переподготовки водителей автотранспортных средств закреплены за Министерством транспорта России, а вопросы пропаганды Правил дорожного движения решает также МВД России. В этой связи необходимо более четкое разделение полномочий и функций в этой сфере.

21 Министерство здравоохранения Российской Федерации разрабатывает и реализует федеральные целевые и государственные научно-технические программы по развитию здравоохранения и оказанию медицинской помощи, в том числе программу создания функциональной подсистемы экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях, и осуществление руководства ее деятельностью совместно с Министерством чрезвычайных ситуаций. Выполнение специальных задач по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения регламентировано рядом нормативных правовых документов по медицинскому освидетельствованию и переосвидетельствованию водителей различных категорий, порядку проведения предрейсовых медицинских осмотров, оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. Сфера полномочий Министерства путей сообщения Российской Федерации лежит в установлении норм строительства и содержания железнодорожных переездов, определении мест пересечения железнодорожных путей с другими сооружениями (автомобильными дорогами). МПС России устанавливает по согласованию с МВД России и Минтрансом России порядок эксплуатации железнодорожных переездов, их открытие и закрытие, принимает меры по совершенствованию оборудования и повышению безопасности движения на этих переездах. Госстандарт России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим межотраслевую координацию, а также функциональное регулирование в области стандартизации, метрологии и сертификации. Госстандарт России осуществляет свою деятельность непосредственно и через находящиеся в его ведении центры стандартизации, метрологии и сертификации и государственных инспекторов по надзору за государственными стандартами. Основными задачами Госстандарта России в области обеспечения безопасности дорожного движения являются принятие в действие государственных стандартов Российской Федерации, а также установление правил применения в Российской Федерации международных стандартов. К ведению Госстандарта России относятся функции государственного регулирования безопасности дорожного движения при проектировании, изготовлении и реализации автотранспортных средств и технических средств организации дорожного движения, при проведении работ и услуг по автомобильным перевозкам, ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств. Раздел 3. НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ Неудовлетворительное положение с безопасностью дорожного движения в значительной степени обусловлено несовершенством правового регулирования деятельности по обеспечению БДД. Нормативно-правовое регулирование в области обеспечения безопасности дорожного движения в настоящее время осуществляется большим количеством актов различной юридической силы. Они включают документы федерального органа управления (законы, постановления Правительства РФ, указы Президента РФ), ведомственные (межведомственные) документы (положения, приказы, инструкции и т.п.), а также по отдельным вопросам — нормативные документы

22 субъектов РФ. Имеющаяся правовая база в сфере обеспечения БДД, в которой по-прежнему превалирует ведомственное нормотворчество при отсутствии оптимальных форм взаимодействия между различными министерствами, не создает условий для эффективного управленческого воздействия на снижение уровня дорожно-транспортной аварийности. Имеет место и множественность нормативных правовых актов по одному и тому же предмету регулирования. Требуют развития и корректировки нормативные акты, регламентирующие деятельность по профилактике аварийности в автотранспортных организациях, и особенно это относится к деятельности физических лиц, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров на коммерческой основе. Совершенствование нормативного правового регулирования в области безопасности дорожного движения должно проводиться по следующим основным направлениям: — создание целостной системы правового регулирования и определение прогноза ее развития; — повышение уровня правовой регламентации всех рангов управленческих структур; — унификация основополагающих документов, регулирующих деятельность уполномоченных государственных органов, выделение и конкретизация направлений деятельности в сфере БДД; — систематизация действующих документов, предусматривающих ликвидацию устаревших актов, их множественности; — приведение в соответствие российских законодательных и иных нормативных актов с международными правовыми нормами и стандартами. Значительным шагом в создании правовой основы государственного управления обеспечением безопасности дорожного движения в России явилось принятие Федерального закона «О безопасности дорожного движения» (утвержден Президентом РФ , N 196-ФЗ). Основные принципы, провозглашенные Законом, — принципы демократического общества, базовым из которых является — приоритет интересов личности над государственными интересами. В соответствии с ним закреплены принципы в области обеспечения БДД: — приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; — приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; — соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения. Закон создал серьезные предпосылки для перехода от ведомственного к государственному регулированию правоотношений в сфере БД. В статьях закона нашла отражение проблема разграничения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами в области обеспечения БДД, что чрезвычайно актуально в настоящий период — период государственного строительства в России. Статьи закона закрепили необходимую сферу регламентации: лицензирование деятельности, связанной с обеспечением БДД, основные требования при изготовлении, реализации и эксплуатации транспортных средств, требования к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки грузов и пассажиров, строительству и содержанию дорог и организации дорожного движения. Нормы закона адресно устанавливают и ряд других требований, выполнение

Читайте так же:  Трудовой кодекс увольнение в декретном отпуске

23 которых направлено на повышение безопасности дорожного движения в России. Законодательство в области БДД образует основу государственной политики, целого ряда мероприятий, за выполнение которых несут ответственность государственные органы власти. Это касается прежде всего разработки и реализации федеральных, региональных и местных программ, направленных на сокращение количества дорожно-транспортных происшествий, снижение социального и экономического ущерба от аварийности на автомобильном транспорте. Следует отметить, что большинство статей указанного закона требуют своего дальнейшего развития, принятия ряда законодательных и иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм. Закон о безопасности дорожного движения является не единственным в перечне актов, которые составляют нормативную основу правового регулирования отношений в сфере дорожного движения. Указом Президента РФ «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» от 15 июня 1998 г. N 711 установлено принятие мер по установлению единой системы правил, стандартов и технических норм в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также мер по усилению государственного надзора и контроля в этой области и введено в действие «Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации». Положение включает специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции Государственной инспекции безопасности дорожного движения для обеспечения соблюдения действующего законодательства по вопросам БД. Документ отражает структуру системы ГИБДД МВД, полномочия и порядок взаимодействия подразделений, в нее входящих, а главное, содержит четкое изложение обязанностей, возлагаемых на данный государственный контрольно-надзорный орган. Приказом МВД РФ от 8 июня 1999 г. N 410 «О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения ГИБДД МВД РФ» утверждено «Наставление по службе дорожной инспекции и организации движения ГИБДД МВД РФ», регулирующее внутренние аспекты деятельности подразделений ГИБДД, в котором содержится руководство по выполнению конкретных функций, возложенных на ГИБДД МВД, необходимые организационные и правовые условия их реализации в подразделениях различного уровня. В двух вышеуказанных документах, касающихся деятельности ГИБДД, применены общие правовые, а также управомачивающие, рекомендательные и диспозитивные нормы. Радикальные изменения произошли в отношении государственного технического осмотра транспортных средств после выхода Постановления Правительства РФ от 31 июля 1998 г. N 880 «О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в ГИБДД МВД РФ», направленного на снижение числа ДТП из-за технических неисправностей автомобилей. Проверка технического состояния автомототранспортных средств должна осуществляться с использованием средств технического диагностирования (проведение инструментального контроля). Постановление определяет этапность введения инструментального контроля для различных категорий транспортных средств: а) I этап — транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров (автобусы; легковые автомобили, используемые для перевозки пассажиров на коммерческой основе; легковые автомобили, принадлежащие юридическим лицам; грузовые автомобили, оборудованные для систематической перевозки людей), специальные и специализированные транспортные средства и прицепы к ним для перевозки крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов; б) II этап — грузовые транспортные средства и прицепы к ним, а также изготовленные на базе таких транспортных средств и прицепов специальные и специализированные транспортные средства; в) III этап — прочие транспортные средства.

24 Организация и порядок проведения государственного технического осмотра автотранспортных средств, основные задачи, технология и сроки проведения отражены в «Положении о проведении государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним ГИБДД МВД РФ» (утв. 31 июля 1998 г. N 880) и «Правилах проведения государственного технического осмотра транспортных средств в ГИБДД МВД РФ» (утв. Приказом МВД России от 15 марта 1999 г. N 190). С целью повышения профессионально-квалификационного уровня водителей автотранспортных средств Постановлением Правительства от 8 июля 1997 г. N 831 введены в действие новые «Правила сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений». Подготовка водителей осуществляется на основе государственных образовательных стандартов и типовых учебных планов и программ, утвержденных Министерством общего и профессионального образования РФ по согласованию с Минтрансом РФ и ГИБДД МВД РФ. Детализированное изложение требований к деятельности юридических и физических лиц по обеспечению безопасности дорожного движения при эксплуатации автотранспортных средств представлено в «Положении об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров» (утв. Минтрансом РФ 9 марта 1995 г., N 27). Структура документа содержит следующие разделы: — задачи и основные требования к организации деятельности по БДД в предприятиях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов; — обеспечение профессиональной надежности водительского состава; — обеспечение эксплуатации транспортных средств в технически исправном состоянии; — обеспечение безопасных условий перевозок пассажиров и грузов. Третий раздел Положения включает условия допуска водителей к осуществлению перевозок, стажировку водителей (в установленных случаях), поддержание и контроль состояния здоровья водителей в процессе их трудовой деятельности, повышение профессионального мастерства водительского состава. Четвертый раздел отражает обязанности перевозчика по поддержанию технического состояния автотранспортных средств: проведение своевременного технического осмотра, проведение работы по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава, обеспечение ежедневного контроля за техническим состоянием автомобилей перед выездом на линию, использование автотранспортных средств, соответствующих виду перевозок, объему и характеру перевозимых грузов. Заключительный раздел представленного нормативного документа связан с требованиями по обследованию дорожных условий на маршрутах регулярных перевозок, по обеспечению БД при организации пассажирских перевозок, специальными требованиями, отражающими порядок и особенности организации и осуществления перевозок крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов. «Положение об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров» является одним из основных материалов, используемых при контроле и надзоре за деятельностью перевозчика органами Российской транспортной инспекции Министерства транспорта РФ. В том случае, когда перевозочные организации, а также водители-предприниматели не обладают необходимой производственно-технической, кадровой, нормативно-методической базой, обеспечивающей выполнение требований и норм по обеспечению безопасности движения указанного Положения, они осуществляют выполнение регламента на основе договоров, заключенных с организациями,

25 обладающими необходимой базой и (или) имеющими лицензию на проведение соответствующих работ. Правовое регулирование обеспечения безопасности перевозок пассажиров автобусами осуществляется рядом нормативных правовых документов, основным из которых является «Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами» (утв. Приказом Минтранса России от N 2). Действие данного Положения распространяется на всех юридических и физических лиц, перевозящих пассажиров автобусами вне зависимости от регулярности осуществления (регулярные, нерегулярные), территориального признака (городские, пригородные, междугородные, международные), назначения (общего пользования, туристскоэкскурсионные, специальные). К деятельности по обеспечению профессиональной надежности водителей автобусов предъявляются дополнительные требования: 1) К управлению автобусами, осуществляющими междугородные, международные перевозки, перевозки детей до 16 лет, могут быть допущены водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя автобуса не менее трех последних лет. 2) Обеспечение водителей автобусов информацией об условиях движения и работы на маршруте производится владельцами автобусов, а также автовокзалами и пассажирскими автостанциями. При наличии на маршруте железнодорожных переездов владельцы автобусов организуют и проводят инструктажи водителей об обеспечении безопасности дорожного движения через железнодорожные переезды. 3) Владельцы автобусов организуют проведение ежегодных занятий по повышению профессионального мастерства, включая проверку знания Правил дорожного движения, Правил перевозки пассажиров и багажа на автомобильном транспорте, изучение типичных дорожнотранспортных ситуаций повышенной сложности, основ безопасного управления автобусом в сложных дорожных и метеорологических условиях, приемов оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим, порядка эвакуации пассажиров при дорожно-транспортном происшествии. При организации перевозочного процесса, обеспечивающего безопасность перевозки пассажиров автобусами, владельцы автобусов обязаны: — составить и утвердить на каждый маршрут регулярных автобусных перевозок паспорт и схему маршрута с указанием опасных участков; — разработать графики (расписания) движения на основе определения нормативных значений скоростей движения автобусов на маршруте; — обеспечить каждого водителя, выполняющего регулярные автобусные перевозки, графиком движения на маршруте с указанием времени и мест остановок в пути на отдых, обед, ночлег (для маршрутов большой протяженности); — выбирать тип и марку подвижного состава в зависимости от вида перевозок с учетом дорожных и природно-климатических условий; — определить допустимую протяженность автобусных маршрутов, исходя из соблюдения установленных законодательством РФ нормативов рабочего времени водителя с учетом нормативов скоростей движения; — оборудовать автобусы, осуществляющие перевозки пассажиров автобусами на междугородных маршрутах, тахографами для контроля за соблюдением установленных законодательством РФ режимов труда и отдыха, режимов движения;

26 — обеспечить обязательное личное страхование пассажиров (туристов, экскурсантов) при перевозках в междугородном сообщении. Нормативные правовые акты, порядок их применения, требования и технология, обеспечивающая их выполнение при лицензировании автотранспортной деятельности, сертификации на автомобильном транспорте, а также документы, касающиеся Правил учета дорожно-транспортных происшествий, нормативов режимов труда и отдыха водителей и т.п., подробно изложены в последующих разделах данного Методического пособия СЕРТИФИКАЦИЯ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ Общие положения, цели, основные понятия и определения Сфера автомобильного транспорта представляет собой отрасль экономики, непосредственно влияющую на безопасность жизни и здоровья граждан, охрану окружающей среды, и требует применения специальных методов государственного регулирования и контроля, обеспечивающих требования безопасности. Как показывает отечественная и зарубежная практика, одним из таких методов, представляющих собой наиболее эффективный механизм воздействия на деятельность предприятий автомобильного транспорта, является сертификация. Под сертификацией понимается процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция, услуги или иные объекты соответствуют установленным требованиям. Проведение сертификации осуществляется в целях: — создания условий для деятельности организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном экономическом, научнотехническом сотрудничестве и международной торговле; — содействия потребителям в компетентном выборе продукции; — защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя); — контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; — подтверждения показателей качества продукции, заявленных изготовителем. Как видим, продукция (процессы, услуги) сертифицируется по разным причинам. Однако среди них следует выделить две основные цели: Первая — подтверждение безопасности товара для здоровья и жизни человека, его имущества и окружающей природной среды. Вторая — завоевание рынка, т.е. повышение конкурентоспособности изделия. Первая цель достигается в большинстве стран путем проведения обязательной сертификации. В