Методические пособия инструктору по вождению

Методические пособия инструктору по вождению

(499) 159-7679, 159-7545, (925) 518-1225 моб., (977) 919-0331 моб.

125212, Москва, Ленинградское шоссе, дом 46

Каталог товаров Каталог товаров

Сведения, представленные на настоящем сайте, не являются офертой, в том числе не являются публичной офертой. Изображение, название, описание и цена товаров может отличаться от актуальных. Информацию об актуальной стоимости товаров (работ, услуг), представленных на настоящем сайте, вы можете получить по телефонам +7 (499) 159-7679, 159-7545, а также при заключении договоров купли-продажи (договоров возмездного оказания услуг, договоров подряда).

Продолжая использовать этот сайт вы соглашаетесь на использование файлов cookie.

Инновационная методика обучения вождению

Инновационная методика обучения вождению

Сергей Иванович Бахарев. Ведущий методист МААШ, автор серии учебно-методических пособий.

ИНОВАЦИОННАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ВОЖДЕНИЮ.

Господа. Мы презентуем вам новую методику обучения вождению. Она была опробована в работе и показала хорошие результаты.

Что творится на наших дорогах в настоящее время, и какое сейчас движение, всем вам хорошо известно. При чем, ситуация усугубляется год от года. Чтобы новый водитель смог сесть за руль, влиться в общий поток и сразу начать ездить без аварий, он должен, с первого дня самостоятельного вождения обладать серьезными навыками управления автомобилем. Это налагает на обучение к автошколах очень высокие требования. Времена, когда можно было выпускать учеников работая по принципу «взлет — посадка», остались в прошлом. Все ли учебные организации соответствуют требованиям времени? Наверное, нет. Большинство продолжает учим по старинке, как на заре автомобилизации, то есть, ученик отдается инструктору, и он его «катает» по собственному разумению. Автошкола в методике и руководстве процессом обучения вождению совершенно не участвует, определяя лишь только общее количество часов вождения. Фактически руководство следит лишь за тем, чтобы ученик провел за рулем назначенное количество учебных часов. Считается что, если он начал кататься с инструктором, этого достаточно. Он обязательно научится ездить. До сих пор бытует мнение, что учить вождению может любой человек, который умеет ездить сам. Вот и получается, что каждый инструктор представлен сам себе и он проводит занятия по-своему усмотрению, так, как ему кажется правильным. Он самостоятельно оценивает качество навыков, их порядок и последовательность. Однако, очень часто педагогическая подготовка образованность и техническая грамотность, людей, работающих инструкторами оставляют желать лучшего.

Так же, предписанная методика обучения вождению катастрофически устарела. Она не позволяет даже грамотному инструктору научить ездить безопасно всех кто приходит в автошколу. Давайте посмотрим, что предлагает нам Примерная программа подготовки водителей транспортных средств категории «В», утвержденная приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, то есть программа, по которой мы работаем

Она совершенно не учитывает индивидуальные особенности учеников, предлагая всем одинаковый по часам курс вождения. Можно ли сравнивать их способности? НЕТ, ведь, в одной группе могут собраться люди от 18 до 65 лет. Каждому, кто хоть раз в жизни пробовал научить ездить другого ясно, что их нельзя ровнять их способности, им каждому необходимо свое индивидуальное время занятий, и оно, как и, тоже может различаться в РАЗЫ! Особенно надо учитывать возраст, старше ученик тем больше надо занятий. Кстати, в некоторых странах Европы если ученику до 35лет ему дается базовый курс вождения, если от 35 до 50 курс полуторный, а если за 55 курс вождения, как и стоимость обучения, увеличивается в три раза. А мы всем одинаково! Вот и получается, что мы учим в автошколе и выводим на экзамен ГАИ не учеников, а учебную группу. Мы к этому настолько привыкли, что даже не обращаем внимания. Даже в ГАИ учет и оценка работы автошкол ведется по проценту сдачи экзаменов УЧЕБНОЙ ГРУППЫ С ПЕРВОГО РАЗА. Интересно, а ездить они тоже будут вместе целой группой?

Как же быть? Можно ли резко повысить качество вождения? Ведь это сейчас, в настоящее время, может быть вопросом выживаемости и конкурентоспособности автошколы. Как правило, вокруг школ много, а гарантированно хорошо научиться, так что бы сразу начать ездить, не прибегая к длительной самостоятельной раскатке, негде! Учитывая это, высокое качество обучения может стать той «изюминкой», которая привлечет учеников именно к вам!

Мы хотим предложить вам новый подход к занятиям по вождению автомобиля. Иновационную методику обучения вождению. Она опробована в автошколе, имеется 13 летний опыт работы. Он является реальным подтверждением ее эффективности.

Иновационность новой методики заключается в новом подходе к обучению.

МЫ ОТКАЗАЛИСЬ ОТ ФИКСИРОВАННОГО ДЛЯ ВСЕХ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ ВОЖДЕНИЯ. НЕОБХОДИМЫЙ ОБЪЕМ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ КАЖДОГО УЧЕНИКА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ИНДИВИДУАЛЬНО.

Количество учебных часов может различаться в разы. Мы разработали комплекс упражнений, последовательная отработка которого позволит каждому ученику получить полный комплект навыков, необходимых для уверенного и безопасного вождения автомобиля. Водителем становиться не тот, кто откатал определенное количество часов на учебном автомобиле, а тот кто во время занятий получил необходимые навыка. Учитывая это мы работаем каждое упражнение до тех пор пока человек не научится его выполнять. Условием перехода к работе со следующим упражнением является сдача зачета по предыдущему. Зачетом считается правильное выполнение текущего упражнения пять раз подряд.

Если на занятия пришел человек молодой, спортивный или обладающий хорошими начальными навыками, то но за одно занятие может сдать зачет и пройти несколько упражнений. Но если способности ученика по возрасту или по другим причинам снижены, он тоже получит такое время вождения, которое необходимо лично ему. Перефразируя известную пословицу можно сказать «не бывает не обучаемых учеников, бывает мало занятий». При этом всем инструкторам, работающим в автошколе ставится жесткое условие работать по утвержденным в методике упражнениям. Допускается, учитывая индивидуальность учеников, добавление других упражнений но стандартные должны быть отработаны обязательно.

Обращаю ваше внимание, что для внедрения этой методики не надо совершать революций. Посмотрите на титульный лист программы, по которой работают все автошколы. Здесь говорится, что это примерная программа подготовки, и она представляет собой только минимум требований к подготовке водителей. На основе этой примерной программы каждой учебной организации разрешается разработать и утвердить свою индивидуальную рабочую методику занятий.

Кроме резкого повышения качества обучения данная методика имеет еще очень много плюсов. Она позволяет:

  1. Сделать обучение методически грамотным и гарантировать ученику, что он получит при обучении полный комплект необходимых навыков.
  2. Научить всех кто придет автошколу, то есть полностью пропадают необучаемые люди.
  3. Наладить работу про принципу «от простого к сложному».
  4. Скорректировать качество навыков предлагаемых инструкторами.
  5. Резко повысить взаимозаменяемость инструкторов.
  6. Получить объективную оценку качества работы инструкторов и выделить наиболее грамотных.
  7. Мотивировать остальных подтягиваться и повышать свой уровень занятий.
  8. Контролировать работу мастеров на любом этапе обучения, а не только во время экзамена в ГАИ.
  9. Сделать тренажер не врагом, а помощником инструктора.
  10. Заставить внутренний экзамен в автошколе работать.

Несколько слов о минусах работы по данной методике. Они заключаются в резком увеличении количества работы, связанной с практическим обучением, увеличении часов вождения с каждым учеником, фактическом удорожания обучения, необходимости в большем количестве инструкторов. И еще в преодолении непонимания, неприятия, непривычности со стороны контролирующих работу автошколы организаций, определенном несоответствии и разнонаправленности между коммерческими и учебными интересами автошколы.

Поэтому, в качестве совета, мене хочется дать такую рекомендацию: не совершайте сразу революции. Попробуйте сделать индивидуальное VIP — обучение внутри действующей автошколы, задействовав на него наиболее опытных инструкторов. Сделайте это для тех, кто готов платить за качество обучения. Используйте эти группы как полигон, на котором сможете обкатать, опробовать и отработать новую программу. Теперь вам решать, чего здесь больше: хорошего или плохого.

Методика обучения практическому вождению транспортных средств и самоходных машин

1 НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНЖЕНЕРНЫЙ ИНСТИТУТ Методика обучения практическому вождению транспортных средств и самоходных машин Методические указания к практическим занятиям Новосибирск 2014

2 УДК (07) Кафедра механизации сельского хозяйства и производственного обучения Составители: Г.М. Крохта, д-р техн. наук, проф.; О.Н. Инкина, канд. техн. наук, доц.; Н.А.Усатых, доц. Рецензент канд. техн. наук, доц. В.В.Коноводов Методика обучения практическому вождению транспортных средств и самоходных машин: метод. указания к практ. занятиям/ Новосиб. гос. аграр. ун-т; сост.: Г.М. Крохта, О.Н. Инкина, Н.А. Усатых. Новосибирск, с. Методические указания предназначены для студентов очного отделения Инженерного института НГАУ, обучающихся по программе подготовки водителей транспортных средств и трактористов-машинистов. Утверждены и рекомендованы к изданию методической комиссией Инженерного института (протокол 20 от 10 сентября 2013 г.). Новосибирский государственный аграрный университет, 2013 Инженерный институт,

3 ВВЕДЕНИЕ Автомобильный транспорт является одним из наиболее удобных и экономически выгодных видов транспорта. Он может использоваться в различных отраслях промышленности, сельского хозяйства, строительства, торговли, а также является связующим звеном для других видов транспорта (подвоз грузов к вагонам, самолетам, судам, перегрузка с одного вида транспорта на другой и т.п). Автомобильный транспорт является мощной энергетической базой. Суммарная мощность двигателей автомобилей составляет млрд квт, а ежегодно ими вырабатывается примерно 30 трлн квт ч. Как показывает история развития автомобильного транспорта, рост автомобильного парка наряду с безусловно положительным влиянием на экономику и социальное развитие государства несет в себе и целый ряд отрицательных последствий: — большое число погибших и раненых в результате ДТП; — большой экономический ущерб от ДТП; — негативное влияние на экологическое состояние природной среды, особенно в городских условиях. По данным Всемирной организации здравоохранения в результате ДТП во всем мире ежегодно погибают около 1 млн 200 тыс. и получают ранения около 10 млн человек. По числу жертв Россия занимает одно из первых мест в мире (от 30 до 35 тыс. человек ежегодно). Конечно, эта статистика неполная, так как зачастую пострадавшие при наличии легких и даже средних телесных повреждений не обращаются за помощью в лечебные учреждения и не попадают в сводки ГАИ. Поэтому обучение навыкам практического управления транспортными средствами занимает главное место в программе подготовки водителей транспортных средств. 1. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОДИТЕЛЯ 1.1. Профессиональная надежность водителя Современный уровень развития машин, которые обеспечивают производство потребительской продукции, предполагает наличие человека — оператора. Человек, управляющий техникой, является наиболее важным звеном в системе управления. Это привело к формированию понятия «система «человек машина»» (СЧМ). Под СЧМ понимается система, включающая в себя человека-оператора и машину, посредством которой осуществляется трудовая деятельность. Водителя самоходных машин рассматривают как оператора сложной системы. Однако следует отметить особенности его операторской деятельности. Так, например, летчик в полете до 90% информации получает в зако- 3

4 дированном виде от различных приборов. Водитель большую часть информации (до 95%) получает от автомобиля, дороги, окружающей среды движения и лишь небольшую часть от контрольно-измерительных приборов. Летчик может использовать автопилот и периодически ослаблять режим внимания. Водитель не имеет такой возможности, так как отвлечение внимания даже на 1-2 с, как правило, приводит к возникновению аварийной ситуации. Эффективность работы системы зависит от надежности оператора, в нашем случае водителя. Различают психологическую и физиологическую надежность. Психологическая надежность соответствие психологических качеств (свойств) личности требованиям выполняемой деятельности. Физиологическая надежность соответствие физических данных и состояния здоровья. Человек в системе управления является наиболее важным и одновременно менее надежным звеном. Человек легко отвлекается, быстро утомляется и проявляет эмоции. Поэтому частота отказов по вине человека составляет от %, что влечет за собой большую угрозу безопасности движения. Надежность водителя это его способность безошибочно управлять транспортным средством в любых дорожных условиях в течение всего рабочего времени. Надежность водителя оценивается профессиональной пригодностью, подготовленностью, высокой работоспособностью, а также состоянием транспортного средства, дороги, среды. Профессиональная пригодность водителя включает: пригодность по состоянию здоровья и психическую пригодность. Психическая пригодность характеризуется особенностью протекания познавательных и эмоциональноволевых психических процессов, физиологической основой которых является деятельность коры головного мозга. Подготовленность водителя уровень его профессиональных знаний, умений и навыков, которые приобретаются в процессе обучения и последующей профессиональной деятельности. Хорошая подготовка предполагает широкий диапазон умений, доведенных до автоматизма, что обеспечивает правильные и своевременные действия в критических дорожных ситуациях. Кроме того, профессионализм определяется и степенью сформированности психофизиологических свойств, которые обеспечат надежность работы в любых условиях (воля, самообладание, смелость, решительность, быстрая сообразительность, скорость восприятия и реакции и т.д.) Недостаточная подготовленность является наиболее частой причиной ошибок в управлении. Поэтому задачей педагога является совершенствование подготовки водителей и повышение их профессионального мастерства в течение всего периода их работы. 4

Читайте так же:  Пособие раненым

5 Высокая работоспособность состояние человека, позволяющее ему выполнять работу с высокой производительностью и с высокими качественными показателями в течение определенного времени. Высокая работоспособность необходимое условие безопасности движения, а ее снижение ведет к грубым ошибкам и ДТП. Работоспособность снижается после приема алкоголя, наркотиков, при заболевании, утомлении, отрицательных эмоциональных состояниях (стресс, аффект, угнетенность и т. п.). Безопасность управления самоходными машинами во многом зависит от способности водителя принимать и обрабатывать информацию. Органы чувств водителя в процессе управления машиной каждую секунду воспринимают на порядок больший объем информации, чем объем памяти жесткого диска компьютера. При восприятии, обработке информации и ее реализации в деятельности водителей различают пять этапов: прием информации, переработка информации, принятие решений, выполнение решений и контроль за выполненными действиями. В период приема информации происходит активное обнаружение, выделение и восприятие нужных сигналов из окружающей среды, т.е. идет поиск необходимой информации для обеспечения безопасности управления из ее большого потока. Кроме того, у водителя в этот период вырабатываются навыки избирательного восприятия наиболее важной в данной момент информации. Переработка информации происходит путем опознания, оценки и сопоставления поступающей информации, что позволяет составить целостное представление о состоянии самоходной машины, ее положении на маршруте движения, правильности выполнения рабочих операций. На данном этапе у водителя формируется способность к прогнозированию предвидение изменений рабочей обстановки и выполнение действий, упреждающих возможность возникновения отказа. В период обучения инструктор обязан многократно объяснять учащемуся алгоритм поведения в критических ситуациях. Учащийся должен проигрывать различные ситуации, многократно мысленно повторять действия, так чтобы информация перешла в личностное знание обучаемого. Всегда следует помнить, что знание не есть опыт, но без знания опыта точно нет. Принятие решения происходит исходя из оценки ситуации. Если решение однозначное, то выбора не происходит. При наличии нескольких вариантов решений водитель выбирает оптимальный, однако время принятия решения увеличивается. Для того чтобы сократить время принятия решения, необходимо сформировать на этапе обучения как можно больше моделей поведения в критических ситуациях. 5

6 Быстрота и правильность принятия решения зависит от профессионального опыта, психофизиологических качеств и состояния водителя. У большинства женщин прогнозирование развито хуже, так как уровень пространственной ориентации ниже, чем у мужчин. Им сложнее правильно оценить скорость и расстояние в пространстве, особенно на большой скорости. Поэтому время на прогнозирование увеличивается. Это обстоятельство следует учитывать при обучении женщин. После принятия решения водителем с помощью органов управления машины осуществляется его реализация (выполнение решения). Выполнение принятого решения обеспечивается рабочим движением, которое состоит из двух фаз: поисковой и исполнительной. Поисковая фаза подразумевает устремление руки или ноги из рабочего положения к определенному рычагу или педали. Исполнительная фаза собственно действие. Скорость и точность действий зависит от степени автоматизации двигательных навыков и от длительности сенсомоторной реакции. При недостаточной автоматизации поисковые действия выполняются сознательно и при контроле зрения, что увеличивает время их исполнения. Вероятность отказа или аварийной ситуации в данном случае повышается. Контроль за действием осуществляется с помощью обратной связи, представляющей собой осведомительную информацию о результатах управляющих действий. Информацию водитель получает от бортовых приборов и указателей, изменений в положении и динамике транспортного средства, его соотношения с подвижными и неподвижными объектами, напряжения мышц и амплитуды движений, положения рычагов, педалей, шума, вибрации и т.п. Вся эта информация по каналам обратной связи поступает к органам чувств и после ее переработки является основой для оценки изменяющейся обстановки. Этапы принятия и реализации решения могут сливаться либо сочетаться друг с другом, особенно если водитель действует в быстром темпе Эмоциональное состояние водителя Человек не только воспринимает окружающие предметы и явления, но и воздействует на них. У него всегда возникает определенное отношение к ним, выражающееся в тех или иных чувствах и переживаниях. Эмоции переживание человеком своего отношения к тому, что он делает или познает, к другим людям, к самому себе. Эмоции играют большую роль в деятельности человека. Они регулируют уровень работоспособности, обеспечивают мобилизацию резервов и в значительной степени определяют эффективность и надежность труда. Различают положительные и отрицательные эмоции. Положительные эмоции проявляются, как правило, у водителей, имеющих высокий уровень мастерства, что позволяет им относительно легко управлять транс- 6

7 портным средством и испытывать при этом удовольствие и гордость. Отрицательные эмоции (страх, неуверенность, сомнение и т.п.) испытывают водители, которые имеют недостаточный опыт или их психологические качества не соответствуют водительской деятельности. Эмоции весьма разнообразны по своему проявлению и вызвавшим их причинам. В основе низших эмоций лежат чувство самосохранения, половой и пищевой инстинкты. К высшим эмоциям относятся моральные, интеллектуальные и эстетические чувства, которые формируются под влиянием воспитания. Среди многообразия эмоциональных состояний можно выделить настроения, аффекты, страсти и стрессы. Настроение эмоциональное состояние человека, связанное со слабовыраженными положительными и отрицательными эмоциями и существующее в течение длительного времени. Человек хозяин своего настроения и должен преодолевать уныние, вялость, печаль и сохранять бодрость даже в неблагоприятных условиях, что имеет значение и для надежности водителя. Аффектами называются интенсивные, бурно протекающие и эмоциональные кратковременные вспышки ярости, отчаяния, ужаса, восторга, характеризующиеся изменением сознания и волевого контроля. Нужно предотвращать возникновение аффектов, они являются показателем несдержанности, неспособности человека к самообладанию, особенно опасны они для водителей во время управления транспортным средством. Страсть длительное и устойчивое эмоциональное состояние, отличающееся от настроения силой. Страсть может быть положительной и отрицательной. Например, положительная страсть может быть к музыке, спорту, поэзии, изобретательству. Отрицательная к картежной игре, алкоголю, наркотикам, наживе, быстрой езде. Стресс состояние психического напряжения, возникающее у человека в трудных условиях под воздействием внешних раздражителей — стрессоров. Наиболее распространенными симптомами стресса служат: учащенное сердцебиение, боль в груди, затрудненность дыхания, расстройство пищеварения, слабость, раздражительность и т. д. Управление транспортным средством в сложных условиях, дорога с нынешними порядками на ней как раз и провоцирует стрессы, способствующие созданию аварийных ситуаций. Иногда водители получают сильный стресс непосредственно в своей машине в результате выяснения отношений с кем-нибудь. Отложите разговор до конца рабочего дня. Нужно уходить от ссор, конфликтов, разборок и выяснения отношений. Последствия стрессов могут быть весьма плачевными от сердечного приступа до тяжелых психических расстройств. А уж управлять машиной в таком состоянии чревато серьезными 7

8 последствиями. Следует всегда помнить следующее выражение: если невозможно изменить обстоятельства измените к ним собственное отношение. В салоне лучше всего слушать негромкую музыку или интересную передачу по радио. А если не хочется ни того и ни другого лучше молчать. Водитель должен научиться управлять своим эмоциональным состоянием путем использования волевых качеств. Воля это способность человека контролировать свою деятельность и сознательно направлять ее на достижение поставленной цели. Действия, связанные с преодолением внутренних и внешних препятствий, называются волевыми. Для водителя, который часто попадает в опасные ситуации, это качество особенно значимо. К волевым качествам относятся: дисциплинированность, решительность, настойчивость, самообладание и др. Воспитание воли достигается ее систематической тренировкой в обыденной повседневной жизни, что дает положительный перенос на поведение и действия в экстремальной обстановке. Необходимо, чтобы водитель ежедневно сознательно контролировал свое поведение, активно преодолевал медлительность, поспешность, нерешительность, гнев, раздражительность, другие свойственные ему отрицательные качества и строго выполнял Правила дорожного движения и правила безопасной работы самоходных машин Алкоголь, наркотики и надежность управления транспортным средством Управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения является наиболее частым и особенно опасным нарушением Правил дорожного движения и Требований по технике безопасности труда. Суровая и печальная статистика свидетельствует о том, что по вине пьяных водителей совершаются 20% ДТП. Согласно статистическим данным до 41% водителей, погибших в автокатастрофах, находились в нетрезвом состоянии. Каждый десятый погибший пешеход жертва пьяных водителей. После приема даже небольших доз алкоголя у человека замедляются процессы мышления, нарушается глазомер, снижается способность различать цвета (особенно ухудшается восприятие красного цвета), увеличивается время восстановления зрения после ослепления, нарушается координация движений, их точность, уменьшается мышечная сила, резко увеличивается время реакции. Водителю требуется больше времени для оценки обстановки и принятия решения. При алкогольном опьянении возникает «туннельное зрение», при котором зрительное внимание сосредоточено лишь в узком конусе центрального поля зрения, и увеличена длительность фиксации взгляда. 8

9 Аварийную обстановку чаще всего создают водители в легкой степени опьянения (0,5-1,5% алкоголя в крови). В состоянии прекрасного самочувствия и возвышенного настроения человек обычно ощущает прилив сил, пропадает усталость, движения становятся быстрыми, проявляется готовность принять любые решения, которые на практике бывают ошибочными. Водитель не замечает опасности, превышает скорость, опасно маневрирует. Средняя степень опьянения (1,5-2,5% алкоголя в крови) характеризуется неправильным восприятием опасности. Замедляется реакция, ухудшается зрение. Недооцениваются скорость движения, дистанция и дорожная обстановка в целом. Водитель, вцепившись в руль, едет в заторможенном или, наоборот, в агрессивном состоянии. Тяжелая степень опьянения (2,5-3% алкоголя в крови) сопровождается неадекватностью поведения. Водитель зачастую не понимает, с кем, куда и зачем едет. С точки зрения безопасности дорожного движения даже минимальное превышение физиологического содержания алкоголя в крови недопустимо. За рубежом низший предел допустимого содержания алкоголя в крови водителя принят от 0,1 до 1,2%, в нашей стране допустимый предел менее 0,3 %, что соответствует физиологической норме содержания алкоголя в крови. Широко распространено ошибочное мнение об отрезвляющем действии нашатырного спирта, крепкого кофе или чая, холодного душа, кратковременного сна. Никакими отрезвляющими действиями эти методы не обладают. Субъективно человек может почувствовать себя лучше, но объективные нарушения в организме остаются неизменными. Отрезвление наступает только после полного выведения принятого алкоголя из организма, а выводится он медленно. В последнее время опасность на дорогах увеличилась за счет водителей-наркоманов. На дороге их отличают неуверенное движение в потоке, резкое торможение перед светофором, слабая реакция на опасные моменты и т.д. Исследования показали, что реакция и координация у водителянаркомана примерно в 2 раза хуже, чем у пьяного. Не только наркотики, но и психотропные и снотворные медикаменты могут стать причиной дорожно-транспортных происшествий, из-за которых нарушается внимание водителей. Особенно этим злоупотребляют женщины, так как они чаще увлекаются лекарствами, не представляя их побочных эффектов. Так, например, аспирин, анальгин и другие жаропонижающие и болеутоляющие средства, которые нередко принимают водители при простудных заболеваниях и головных болях, вызывают повышенную потливость, слабость, снижают остроту зрения и слуха. Крепкий чай и кофе содержат кофеин, и если эти напитки приняты в больших дозах, то возникает возбуждение, беспокойство, нарушение памяти, повышение двига- 9

10 тельной активности, что может стать причиной поспешных и ошибочных действий. Антибиотики и сульфамидные препараты при длительном употреблении могут нарушить цветоощущение, а димедрол и супрастин вызывают чувство усталости, сонливости и головокружения. Глазные капли, содержащие атропин, расширяют зрачок, что приводит к сужению поля зрения и нарушению глазомера в течение суток. Отрицательно влияют на состояние и работоспособность и многие другие лекарственные препараты. Для предупреждения отрицательного действия лекарств на состояние и работоспособность водителей необходимо, чтобы они не занимались самолечением, а врачи не назначали им лекарств, снижающих их надежность. Если же врач назначает такое лекарство, то он должен информировать водителя о времени, в течение которого тот не может управлять транспортным средством. Водитель, со своей стороны, должен сам сообщить врачу о характере своей работы и уточнить, когда и как ему следует принимать лекарства, чтобы это не оказало отрицательного влияния на его работоспособность Утомление и его влияние на работоспособность водителей Надежность водителей в значительной степени зависит от их работоспособности. При управлении транспортным средством в состоянии сниженной работоспособности водители допускают ошибки. Управление самоходными машинами требует значительной нервной перегрузки и усилий, которые провоцируют утомление различной степени от легкой усталости до сильного переутомления. Усталость усиливается в результате недостаточного отдыха перед работой, плохого освещения, неблагоприятных условий, шума и вибрации в кабине, употребления лекарств и т. д. Утомление бывает эмоциональное, физическое и умственное. В работе водителя элементы физического труда сочетаются с интенсивной умственной нагрузкой, протекающей на фоне выраженного эмоционального напряжения. Причем эмоциональное утомление доминирует и является основным фактором, определяющим развитие общего утомления. Характерным и особенно опасным симптомом утомления является сонливость, иногда приводящая к засыпанию за рулем. Чувствуя сонливость, водитель может бороться со сном, но он должен знать, что засыпание может наступить внезапно. Внезапное засыпание иногда приводит к тому, что сон, который видит водитель, принимается им за реальность. Сонливость водителя может появиться не только при утомлении, но и в монотонной обстановке. Однообразный ландшафт окружающей местности, движение с постоянной скоростью, монотонный шум двигателя, управление машиной при выполнении длительных сельскохозяйственных операций в по- 10

Читайте так же:  Договор аренды бланк казахстан

11 ле, вызывают заторможенное состояние, которое иногда называют дорожным гипнозом, ступором или сонным опьянением. Для предупреждения такого состояния рекомендуется проветривать кабину и не допускать повышения температуры, в течение 2-3 мин включать в работу неработающие мышцы, изменять рабочую позу, прослушивать спортивные радиопередачи и легкую, бодрую музыку. Если указанные рекомендации по борьбе с сонливостью не помогают, то необходимо остановиться и уснуть на короткое время или проделать гимнастические упражнения. Важно учитывать и уровень работоспособности, который изменяется в течение недели. Стадия врабатывания, характеризующаяся нарастающей работоспособностью, приходится на понедельник, стадия высокой работоспособности на вторник, среду, четверг, а стадия сниженной работоспособности на пятницу и субботу. Культура поведения водителя в условиях возможной усталости заключается в выборе такого режима работы, который бы соответствовал индивидуальным особенностям организма. Лучше всего взять за правило: полноценно отдыхать (не менее 8 часов сна), а в ходе работы отдыхать 5 минут после одного часа работы и по 15 минут после второго и каждого последующего часа Навыки водителя самоходных машин и их потеря Профессиональное мастерство водителя — это такая подготовленность водителя, которая позволяет легко и безошибочно управлять машиной и при необходимости максимально использовать его технические возможности, а также умение быстро и правильно оценивать обстановку в критических дорожно-транспортных и рабочих ситуациях и предвидеть (прогнозировать) ее возможные изменения. В профессиональной подготовке, обеспечивающей надежность водителей, выделяют два направления: формирование навыков вождения (сенсорные, умственные и моторные навыки) и психологическая подготовка (выработка эмоциональной устойчивости, самообладания, идеомоторная тренировка). Объективным выражением подготовленности водителей является степень автоматизации навыков при управлении самоходными машинами в различных условиях, их широта, прочность и динамичность. Опытный водитель работает только теми группами мышц, которые необходимы для выполнения данного действия. Поза его свободна, движения точны, уверенны, экономны. Отдельные управляющие действия объединены в один двигательный акт, что позволяет быстро и своевременно выполнять сложные маневры. В неожиданных аварийных ситуациях действия 11

12 опытного водителя характеризуются быстротой, точностью и полным соответствием требованиям безопасности в данной конкретной обстановке. Навык это способность в процессе целенаправленной деятельности выполнить отдельные действия без специально направленного внимания, но под контролем сознания. Сущность этого контроля заключается в следующем. Опытному водителю не нужно думать и сознательно контролировать все свои рабочие движения при управлении машиной, они выполняются как бы сами собой. Однако если водитель допустит ошибку или действия его не будут соответствовать изменившейся обстановке, благодаря контролю сознания он своевременно заметит и исправит ошибку или неточные действия. Навыки составляют элементы сложной сознательной деятельности. Навыки как действия на уровне автоматизма нельзя совершенно отделять от действий, производимых сознательно. Каждый навык в процессе деятельности может перейти в сознательное действие, а многие действия в процессе деятельности могут стать навыками. Так, при внезапном появлении на дороге препятствия водитель автоматически нажимает на педаль тормоза, а затем уже сознательно выполняет все другие необходимые действия, чтобы избежать наезда. При частом повторении подобных ситуаций некоторые из этих действий могут быть отработаны до автоматизма. При выработке навыков доводится до автоматизма не сама деятельность в целом, а лишь отдельные ее компоненты. Управление транспортным средством всегда остается сознательной деятельностью. Доводятся до автоматизма лишь операции, посредством которых эта деятельность осуществляется, т. е. способы ее выполнения. В подготовке водителя центральное место занимает формирование профессиональных навыков, т.е. действий по управлению машиной, доведенных до высокой степени автоматизма. Для выработки таких навыков требуется время, продолжительность которого определяется индивидуальными особенностями обучаемых. В деятельности водителя можно выделить три группы навыков: сенсорные, мыслительные и двигательные. Сенсорные навыки навыки восприятия, в которых главную роль играют органы чувств. Они позволяют быстро и точно оценивать расстояния от своего автомобиля до других объектов на дороге и лежат в основе динамического глазомера. Сенсорные навыки играют важную роль при оценке скорости движения, работы машины на слух, быстром восприятии малейших отклонений машины от направления движения и оценке коэффициента сцепления шин с дорогой. Наибольшее значение для восприятия и формирования сенсорных навыков имеет зрительный анализатор, так как более 90 % всей необходимой информации водитель получает посредством зрения. Кроме того, в 12

13 формировании сенсорных навыков принимают участие слух, вестибулярный аппарат, мышечные, или тактильные, ощущения. Часто информацию, поступающую из окружающей среды, водитель получает одновременно по нескольким каналам. Роль каждого из них может быть различной, что обусловлено спецификой того или иного раздражителя, различным порогом чувствительности анализаторов, а также особенностями дорожной обстановки, например, занос задней части машины водитель чувствует при помощи вестибулярного аппарата, мышечных ощущений и зрения (зрение в данном случае играет лишь вспомогательную роль). Умственные навыки, которые определяют быстроту оценки рабочей обстановки, необходимую для своевременного принятия соответствующих решений, имеют особенно большое значение в деятельности водителя. Они позволяют без дополнительного обдумывания применять имеющиеся навыки и опыт для выполнения сложных маневров. Умственные навыки имеют большое значение в прогнозировании дорожной и рабочей обстановки. В процессе своей деятельности водитель непрерывно сталкивается с повторением некоторых ситуаций, процесс развития которых более или менее изучен им на базе предыдущего опыта, в процессе подготовки. Эти ситуации становятся для водителя как бы стандартными, он уже прогнозирует дальнейшее развитие событий и принимает соответствующее решение. Чем шире спектр таких навыков у водителя, тем большую безопасность он способен обеспечить. Правильное и, что очень важно, своевременное решение будет зависеть, с одной стороны, от его умения логически мыслить, а с другой от знания основ безопасности движения и управления самоходной машиной во время выполнения рабочих операций, а также от умения применять эти знания на практике. Моторные навыки являются важными в деятельности водителя. Именно двигательные навыки, доведенные до уровня автоматизма действий, позволяют водителю выполнять большой объем работы без признаков усталости. С увеличением скорости движения машины сокращается время на выполнение единичного действия. Сознательно и успешно выполнить большое количество действий практически невозможно. Поэтому необходимо довести навыки до уровня автоматизма, физиологической основой которых является динамический стереотип. В результате многократного повторения последовательно и закономерно сменяющих друг друга действий нервные процессы приобретают стереотипный характер, т. е. складываются в определенную систему, которая называется динамическим стереотипом. Динамический стереотип лежит в основе формирования двигательных водительских навыков. Он обеспечивает не только своевременность управляющих действий водителя, но и их адекватность, соответствие быстро меняющейся рабочей обстановке. В этом и выражается динамичность навыков, доведенных до автома- 13

14 тизма при выполнении действий. Важнейшей задачей при формировании таких навыков является объединение отдельных управляющих действий в целостный двигательный акт, подчиненный общей задаче. Так, в некоторых случаях при навыках, доведенных до автоматизма, водитель при появлении препятствий на дороге выполняет одновременно торможение и поворот рулевого колеса как один целостный двигательный акт. Взаимодействие ног водителя при трогании с места также целостный двигательный акт, состоящий из двух элементарных актов: отпускания педали сцепления и нажатия на педаль газа. При формировании двигательных навыков различают три этапа. Первый этап состоит из изучения отдельных элементов движения и объединения отдельных частичных действий в одно целостное действие. Чтобы научиться управлять машиной, человек должен узнать и запомнить, какие действия и в какой последовательности он должен производить. В начале первого этапа каждое новое управляющее движение выполняется сознательно и под контролем зрения. Внимание обучаемого сосредоточено на отдельных собственных движениях, а не на результатах их выполнения. Движения его носят разрозненный характер, он делает много лишних и нецелесообразных движений, излишне напряжен, сильно сжимает рулевое колесо, неточно переключает рычаги управления, быстро утомляется. На первом этапе формирования двигательного навыка отдельные движения объединяются в целостный двигательный акт, что является выражением формирующегося двигательного стереотипа. На втором этапе по мере повторения упражнений лишние нецелесообразные движения устраняются, уменьшается напряжение. Движения становятся более точными. Постепенно ослабевает зрительный контроль за ходом выполнения действий и увеличивается роль двигательного контроля. Передача контроля суставно-мышечному чувству двигательного анализатора имеет первостепенное значение при выработке любого двигательного навыка. Например, если вы учитесь печатать на машинке, то на первом этапе ищете глазами каждую букву на клавиатуре. Если вы не будете этого делать, то не сможете напечатать ни одного слова. Опытная же машинистка почти не смотрит на клавиатуру и даже может печатать вслепую. Происходит это потому, что ее движения контролируются не зрением, а ощущениями, возникающими при сокращении мышц и суставов. То же самое происходит и с начинающим водителем, который на первом этапе формирования двигательного навыка контролирует зрением каждое управляющее действие, а затем, по мере выработки автоматизма навыков, зрительный контроль снимается и все его действия контролируются суставно-мышечным чувством. На третьем этапе большинство действий выполняются автоматически, т.е. без участия сознания, которое осуществляет только функцию контроля. На этой стадии формирования навыка вводятся различные усложнения с целью выработки вариативности навыка, т.е. использования навыка различными способами в изменяющихся условиях практической деятельности. Курсант совершен- 14

15 ствуется в езде по плохой дороге, в условиях интенсивного движения транспортных средств, ночью и т.д. Движения при управлении становятся все более уверенными и точными, возрастает осмотрительность, внимание направлено главным образом на внешние раздражители, снижается нервное напряжение, повышается работоспособность. Динамический стереотип к концу третьего периода сформирован, большинство операций по управлению выполняется автоматически, но под контролем сознания. Однако до профессионального мастерства еще далеко. Навыки вождения совершенствуются на протяжении всей водительской деятельности, для их совершенствования нет предела. Вместе с навыками в процессе практической деятельности у водителей формируется умение, которое характеризует степень подготовленности к выполнению своих обязанностей. С опытом вырабатывается индивидуальная манера управления транспортным средством, развивается умение выбирать способы действий с учетом изменяющихся условий движения, возникает уверенное ориентирование в сложной обстановке, т.е. все, что называют мастерством вождения, к чему водитель подготавливается содержанием и направлением всего учебно-воспитательного процесса. Мастерство предполагает умение сознательно и своевременно пользоваться действиями, доведенными до автоматизма, и, если нужно, сознательно контролировать их. Именно шаблонные действия водителей в некоторых случаях могут быть причинами тяжелых ДТП. Навыки формируются в процессе отработки правильности выполнения упражнений и их неоднократного повторения. Однако не всякое повторение действий может привести к положительному результату. Продуктивность навыка зависит от объективных и субъективных факторов. Для того чтобы повторные действия формировали навык, необходимо выполнить ряд условий. Первое условие обучаемый должен уяснить цель и значение выработанного навыка и активно стремиться овладеть им. Активность, настойчивость и трудолюбие обучаемых имеют большое значение для скорости формирования автоматизма навыков управления автомобилем в различных дорожных условиях. Второе условие обучаемый должен знать результат каждого действия, допущенные при этом недостатки и ошибки. При повторении этого действия его усилия должны быть направлены на устранение ошибок. Отсутствие информации о результатах выполненных действий значительно затрудняет формирование двигательных навыков. Если обучаемый не получает информацию о результатах выполненных им в процессе тренировки действий, то процесс формирования навыков резко замедляется. Поэтому задачей мастера производственного обучения является предельная внимательность, умение своевременно подсказать обучаемому его 15

Читайте так же:  Требования цб к сайту

16 ошибки, недостатки и пути их устранения после выполнения каждого упражнения. Необходимо также стимулировать активность обучаемых в анализе своих действий для того, чтобы они, исходя из оценок инструктора, сами научились правильно оценивать уровень своей подготовленности. Умение видеть свои достижения и недостатки и активно преодолевать их важнейшее условие успешного обучения будущих водителей и совершенствования их водительского мастерства. Третье условие предъявляемые к курсанту требования должны соответствуют его психофизиологическим и физическим возможностям. Например, если у обучаемого слабый тип нервной системы, то он не в состоянии выполнять длительные тренировки. Такой курсант быстрее утомляется, начинает нервничать, совершать ошибки, у него падает интерес к занятиям. Подготовка водителей должна строиться с учетом его психики по двум стратегическим линиям. Первая линия обучение водителя с сильной нервной системой должно быть направлено на развитие способностей к маневрированию, скоростному рулению и выполнению других более сложных элементов. В этом случае срок обучения может быть сокращен до требуемого минимума. Вторая стратегическая линия заключается в том, что она предполагает компенсирующий характер обучения: развивается и тренируется то, что от природы развито слабо и может привести к неблагоприятным последствиям в дорожной ситуации. В этом случае срок обучения может быть увеличен от минимума на величину, определяемую индивидуальными особенностями обучаемого. Неправильный выбор стратегии делает обучение недостаточно эффективным. Четвертое условие оптимальное распределения упражнений по времени, т. е. планирование тренировок. Здесь не должно быть шаблона. Нередко мастер-инструктор не знает индивидуальных особенностей и возможностей обучаемых, между ними отсутствует взаимопонимание. Это затрудняет обучение и снижает уровень подготовки. При обучении практическому вождению в пределах отведенного учебного времени следует особое внимание уделять тем вопросам, которые имеют отношение к безопасности дорожного движения, а также самым трудным для данного обучаемого элементам вождения. При формировании сложного навыка возможна временная задержка в его развитии. Причинами этого могут быть утомление, понижение интереса к упражнению, снижение активности обучаемого и ослабление внимания. Установлена определенная зависимость формирования навыка от времени упражнений (рисунок 1). 16

17 Рисунок 1. Кривая зависимости формирования сенсомоторного навыка от времени упражнений Наиболее успешно навыки развиваются в начале обучения. В этот период кривая формирования навыка круто идет вверх. Далее подъем замедляется, становится на длительное время незначительным и даже приостанавливается, что на кривой отражается в виде плато отрезка, идущего почти горизонтально. Причиной такой задержки нередко бывает несоответствие усвоенных приемов высоким требованиям, которые предъявляются по мере формирования навыка, а также использование обучаемыми новых приемов выполнения упражнения. Затем, когда обучаемый справится с возникшими затруднениями, опять начинается медленный подъем. Новые навыки могут формироваться на основании ранее приобретенных, причем старые навыки могут облегчать процесс формирования новых или тормозить его. Влияние ранее усвоенных навыков на процесс обучения называют переносом.. Перенос может быть положительным или отрицательным. Положительный перенос навыков может быть при наличии ряда тождественных элементов у старых и новых навыков. Отрицательный перенос это затруднение формирования новых навыков из-за наличия старых. Например, в Швеции при переходе на правостороннее движение резко увеличилось количество ДТП. При переводе водителя на транспортное средство другого типа или марки необходимо учитывать конструктивные особенности кабины и органов управления, а также динамические характеристики новой машины. Отрицательный перенос навыков при управлении, особенно в первые дни, может резко отразиться на качестве управления и надежности водителя. 17

18 Если водитель этого не знает, то он недостаточно контролирует свои действия, в результате чего допускает грубые ошибки. Если он об этом и знает, то в условиях дефицита времени происходит срабатывание так называемого вредного автоматизма. Водитель автоматически выполняет управляющие действия в соответствии с расположением кнопок, рычагов, тумблеров и т.д. на старой машине без учета изменений в их расположении на новой. Примерами вредного переноса сенсорного навыка могут быть ошибки, возникающие у водителей вследствие нарушения глазомера при переходе с легкового автомобиля на грузовой, трактор, комбайн, и наоборот. Причиной нарушения глазомера в таких случаях является изменение расстояния от глаз водителя до дорожного покрытия. Чтобы избежать ошибок, связанных с отрицательным переносом навыков, необходимо детально знакомить водителей со всеми особенностями и различиями между старой и новой машинами, а также выделить время для переучивания и приобретения новых навыков. Переучивание должно проводиться под контролем мастера-инструктора или опытного водителя-наставника. Навыкам свойственна изменчивость. Если тренировка прекращается, то навыки разрушаются (деавтоматизируются). Разрушение навыка не означает полной утраты человеком возможности выполнять выработанные ранее и доведенные до автоматизма действия, но качество их выполнения в той или иной степени снижается. Разрушение особенно сказывается на сложных и плохо закрепленных навыках. Больше всего нарушается время выполнения управляющих действий. После перерыва в тренировках водитель выполняет действия то быстрее, то медленнее по сравнению с требуемой продолжительностью. Между тем именно своевременность действий водителя нередко имеет решающее значение для безопасности управления и эффективности работы. Для поддержания необходимого уровня выработанных в процессе обучения навыков и их дальнейшего совершенствования необходима регулярная тренировка. Следует отметить, что процесса разрушения навыков водители не замечают. Это является одной из причин более частого попадания в ДТП водителей-непрофессионалов, у которых уровень выработанных навыков управления машиной из-за нерегулярности тренировок нередко оказывается сниженным. У водителей-профессионалов снижение качества выработанных навыков может произойти лишь при длительных перерывах в работе (болезнь, временная смена профессии, лишение права на управление и т.д.). 2. ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ИНСТРУКТОРА 3.1. Личностные качества инструктора Главным критерием профессиональной деятельности инструктора является качество полученных учащимися навыков практического вождения автомобилей. В связи с этим необходимо предъявлять высокие требования 18

19 не только к уровню водительского мастерства инструктора, но и к его моральным качествам и педагогическим способностям. В соответствии с требованиями «Примерных программ подготовки водителей транспортных средств» лица, вновь поступающие на работу в образовательные учреждения на должность инструктора, обязаны пройти обучение по программе курса «Педагогические основы деятельности мастера производственного обучения по подготовке водителей транспортных средств» с получением удостоверения установленного образца Организация работы инструкторов в период обучения На занятиях по практическому вождению автомобиля инструктор должен иметь: удостоверение водителя, документ на право обучения вождению, график очередности обучения вождению, схему учебного маршрута, согласованную с Госавтоинспекцией. К выполнению упражнений по вождению автомобиля допускаются учащиеся, изучившие Правила дорожного движения. Учебное занятие начинается с контрольного осмотра автомобиля учащимся под руководством инструктора и проведения операций по ежедневному техническому обслуживанию. После подготовки автомобиля к движению инструктор обязан ознакомить учащегося с планом проведения занятия. При этом план занятия, последовательность выполнения упражнений, время для отработки конкретных упражнений на автодроме и в условиях реального дорожного движения устанавливаются инструктором индивидуально для каждого учащегося с учетом ранее приобретенных навыков. В процессе выполнения упражнений инструктор обязан обращать внимание учащегося на допущенные ошибки, проводить их разбор после остановки транспортного средства, назначать в случае необходимости повторное выполнение упражнений. Инструктору следует иметь в виду, что волнение, присущее большинству учащихся в процессе выполнения упражнений на автодроме, и особенно в условиях реального дорожного движения, требует многократного повторения одних и тех же действий для их усвоения. Поэтому необходимо спокойно относиться к тому, что часть информации, полученная учащимися на предыдущих занятиях, забывается, и требуется повторение пройденного материала. При выполнении упражнений особое внимание инструктор должен уделять воспитанию у учащихся серьезного отношения к выполнению требований безопасности, высокой дисциплинированности, чувства ответственности и уважительного отношения к другим участникам дорожного движения. Вопросы безопасности являются стержневой основой методики обучения вождению. Она направлена против шаблона в управлении автомобилем. 19

20 Учащиеся должны быстро, на ходу перестраиваться в зависимости от меняющихся условий дорожного движения. Требуя от учащихся действовать по обстановке, инструктор приучает их выбирать в каждом конкретном случае оптимальное решение: в одном случае это будет маневр скоростью, в другом изменение направления, в третьем маневр скоростью и направлением. Во время движения инструктор должен избегать подробных объяснений, заменяя их краткими направляющими указаниями, своевременным предупреждением в случае необходимости о снижении скорости, приближении к светофору, дорожному знаку, автобусной остановке. В процессе обучения от учащегося требуется беспрекословное и точное выполнение указаний инструктора, так как малейшее уклонение от них может привести к тяжелым последствиям. По окончании занятия инструктор подводит итог, еще раз анализирует ошибки, в случае необходимости дает задание учащемуся по более глубокому изучению отдельных положений Правил дорожного движения, заполняет путевой лист и карточку по учету практического вождения Взаимоотношения между инструктором и учащимся Качество полученных в процессе обучения навыков по практическому вождению автомобиля во многом зависит от взаимоотношений между инструктором и учащимся. Инструктор в процессе обучения обязан учитывать не только установленные требования, но и возрастные и индивидуальные особенности учащегося. Нужно понимать, что одинакового педагогического подхода ко всем учащимся быть не может. Одни подвижны, сообразительны, с быстрой реакцией, другие, наоборот, отличаются замедленной реакцией, малосообразительны. Одни обладают хорошей памятью, устойчивым вниманием, другие, наоборот, бывают рассеянны, несобранны. Часть учащихся обладает хорошей зрительной памятью, другие слуховой. Не секрет, что, например, концентрация внимания учащихся на допущенных ошибках у одних вызывает чувство благодарности и желание устранить погрешности, а у других раздражение и чувство растерянности. Или, например, одних вполне устраивает, когда инструктор в процессе движения постоянно подсказывает, как действовать в той или иной ситуации, а другие рассчитывают на то, что им будет предоставлена возможность действовать максимально самостоятельно. Все эти особенности инструктор оценивает в процессе личного общения, по поведению учащегося, его поступкам, отношению к занятиям. Исходя из этого, инструктор обязан выстраивать взаимоотношения с учащимся таким образом, чтобы отношения были доверительными, уважительными и приводили к достижению поставленной цели. 20