Медицинская страховка казахстане

Медицинская страховка в Казахстане

Вам обязательно потребуется медицинская страховка в Казахстане, если вы собираетесь посетить эту страну. В соответствии со стандартами международного права иностранные граждане, которые находятся на территории иного государства, должны соблюдать его законы. Поэтому, чтобы обезопасить себя, избежать штрафов и дополнительных расходов, следует оформить временный страховой полис на весь срок пребывания в этой стране.

Оформление медстраховки для россиян, выезжающих в Республику Казахстан, настоятельно рекомендовано российским консульством. Самая большая страна из бывших республик Советского Союза сейчас занимает 9 место в мире по величине. Регион, который привлекает путешественников со всего мира своей уникальной природой, безопасностью и гостеприимством. Это государство идёт в своём развитии семимильными шагами. Развивается туристическая инфраструктура, отстраиваются новые комфортабельные гостиничные комплексы, улучшается сервис и качество дорог.

На этом проверенном сайте вы можете быстро купить и оформить страховку для поездки в Казахстан в режиме онлайн за 2 минуты.

Можно ли обойтись без медстраховки

Безвизовый режим значительно упростил формальности на границе при въезде в Казахстан. Но каждый, кто хочет чувствовать себя в полной безопасности на время пребывания в стране, должен понимать, что ему обязательно потребуется страховой полис.

Медицинские страховки российского образца не действуют на территории Республики. С 2016 года Астана приняла декрет, согласно которому медицинская помощь гражданам других держав должна осуществляться за счёт пострадавшего.

Чтобы избежать больших финансовых затрат в случае, если ваше здоровье будет под угрозой, следует надёжно обезопасить себя.

Пример оформленного международного страхового полиса.

Стоит тщательно взвесить все риски для здоровья, которые могут вас поджидать в этой стране, например:

  • отравление ядовитыми растениями;
  • укусы насекомых и змей;
  • опасность травм различной степени тяжести на горнолыжных курортах;
  • расстройство пищеварительной системы из-за непривычной пищи;
  • переохлаждение в горных районах.

Бесплатно в лечебных учреждениях государства вам смогут оказать помощь только тогда, когда возникнет прямая и непосредственная угроза для вашей жизни или при наличии угрозы заражения окружающих. К таким заболеваниям относятся:

Но последующие лечение и реабилитация происходят в частных клиниках, услуги которых платные. И тогда страховая компания возьмёт на себя все затраты и смягчит последствия неприятной ситуации.

Система обязательного медицинского страхования в Казахстане.

Что покрывает медстраховка

Страховщик может покрыть следующие расходы клиента:

  • вызов скорой помощи;
  • сдача анализов;
  • неотложная хирургическая операция;
  • расходы на переводчика для общения с врачом;
  • пребывание в стационаре;
  • визиты врача к больному;
  • срочная стоматологическая помощь;
  • расходы на транспортировку пострадавшего;
  • продление визы в случае госпитализации;
  • репатриация тела на родину (в случае смертельного исхода).

Следует помнить, что страховка не покрывает расходы, если они превосходят размер страховой суммы. Если происшествие произошло вследствие опьянения алкогольными или наркотическими веществами, страховая компания не возмещает средства, потраченные на лечение, и нести ответственность за инцидент придётся самостоятельно. А так же медстраховка не распространяется на заболевания, которые появились у клиента до въезда на территорию государства или до оформления полиса.

О медицине в Казахстане в целом и о полисе ОМС в частности — следующий видеоматериал.

Чтобы оформить страховой медицинский договор, достаточно выбрать надёжную компанию, заполнить в интернете в режиме онлайн-заявку, вписать в неё человека, на которого распространяется действие документа, и оплатить полис.

Действия при наступлении страхового случая

Очень важно при развитии событий, когда понадобилась медицинская помощь во время пребывания на территории Республики, не обращаться к врачам и в лечебные учреждения самостоятельно, не поставив в известность и не получив согласования со страховой компанией.

В противном случае, пострадавшему лицу придётся оплачивать все издержки в частном порядке. И в дальнейшем высок риск того, что вы не получите за них компенсации. При наступлении страхового события нужно:

  • позвонить в Сервисный центр страховой компании по номеру, который указан в полисе;
  • назвать ФИО, номер полиса;
  • объяснить своё местонахождение и номер телефона для связи с вами;
  • подробно рассказать оператору о том, что произошло;
  • действовать согласно его инструкциям;
  • сохранить все чеки на оплату лечения и покупку лекарств.

Топ-3 причин, по которым приходится обращаться к медикам за границей.

Казахстанская медицина стремится к соответствию международным европейским стандартам. Большинство учреждений являются государственными. Гости страны обращаются за врачебной помощью в основном в частные клиники. Цены в них ниже, чем европейских, но не намного. Поэтому медстраховка оправдает себя после первого же обращения за врачебными услугами.

Медицинская страховка – это надёжный спасательный круг, который поможет каждому путешественнику сделать своё путешествие безопасным, избавит от излишних волнений и неожиданностей. Цена полиса зависит от опций, которые в него включены и которые прописываются в договоре. Существует стандартный базовый пакет, но он не покрывает многие траты. Если вы любитель активного отдыха, занимаетесь экстремальными видами спорта, имеете хронические заболевания или беременны, то следует внести это в договор дополнительными пунктами.

Можете выбрать варианты оформления страховки здесь.

И тогда страховой полис станет гарантированной поддержкой в непредвиденных ситуациях. Так же дополнительной услугой в медстраховке может быть страхование вашего авто.

Затраты на здравоохранение в Казахстане в сравнении с другими странами.

Страхование российского автомобиля в Казахстане

Если вы собираетесь пересечь границу с Казахстаном на личном автотранспорте и в последствии ездить на нём по территории государства, вам потребуется в обязательном порядке застраховать автомобиль. Вождение без страховки по дорогам региона – это прямое нарушение действующего законодательства страны, так как она не входит в международную систему страхования.

Поэтому российское ОСАГО и Green Card («Зелёная карта») здесь не действительны. Страховка машины при въезде из России в Казахстан — непременное условие, за нарушение которого вы должны будете заплатить штраф. По законодательству страны водитель, который уклоняется от автостраховки, может быть оштрафован на сумму, равную 7700 российским рублям. Это гораздо выше, чем стоимость оформления страховки. Поэтому стоит позаботиться о страховании транспорта заранее.

Конечно, можно оплатить полис на таможне. Для удобства туристов там расположены вагончики, в которых оказывают соответствующие услуги. Но в этом случае нужно знать о главных минусах таких контрактов. Во-первых – это очень высокая стоимость. Оформление страхового документа на автомобиль для российских автовладельцев обойдётся гораздо дороже, чем если бы они это сделали у себя дома. Во-вторых, очень высока вероятность столкнуться с мошенничеством, когда вам могут продать поддельный ОСАГО. Это очень распространённый вид аферы в данном регионе.

Пример полиса автострахования в Казахстане.

Езда с поддельными документами так же карается высокими штрафными санкциями. Россиянам, которые отправляются в путешествие на своём автомобиле, следует тщательно взвесить все риски. Лучше всего, проще и безопасней застраховать машину заранее на территории России непосредственно в офисе страховой компании, или, не выходя из дома через интернет в режиме онлайн. Для этой быстрой и несложной процедуры понадобится:

  • выбрать в интернете страховую компанию, которая осуществляет такую услугу;
  • заполнить заявку, просчитав на специальном калькуляторе сумму, которую предполагает страховой полис;
  • просканировать необходимые документы на себя и машину;
  • оплатить страховку через электронный банк.

Стоимость страхования автомобиля зависит от срока пребывания на территории региона. Минимальный срок, на который выдается страховка, – 15 дней. Так же на её цену влияет возраст автовладельца, его водительский стаж и год выпуска авто. В 2017 году минимальная стоимость автостраховки на 15 дней составляет приблизительно 1470 рублей.

Всё, что нужно знать об автостраховании в Казахстане, смотрите в следующем видео.

Наличие страховки сделает проезд по территории беспрепятственным и будет служить гарантом возмещения материальных трат в случае аварии или угона авто. Кроме того, договор предусматривает выплаты пострадавшим в ДТП, компенсацию в случае повреждения машины во время рабочего процесса, принятия необходимых мер в случае пропажи автотранспорта.

Как уже говорилось ранее, за езду на незастрахованной машине полагаются приличные по сумме штрафы. Если вы их не оплатите, то вас просто не выпустят обратно в Россию при пересечении границы с Казахстаном. Поэтому лучше потратить немного времени и средств, чтобы ваша поездка не была испорчена и оставила только приятные воспоминания.

Читайте так же:  С 1 января поднимут налог

Обязательное социальное медицинское страхование (ОСМС, ФОМС) с 1 июля 2017 года

Реквизиты для перечисления, как производится исчисление отчислений, ставки отчислений, кто перечисляет отчисления и взносы на ОСМС (мәмс)

16 ноября 2015 года Президент РК подписал Закон Республики Казахстан «Об обязательном социальном медицинском страховании», согласно которому граждане РК, работодатели будут обязаны перечислять взносы и платежи в «Фонд обязательного социального медицинского страхования». Таким образом, с 1 июля 2017 года все работодатели начнут перечислять взносы за обязательное медицинское страхование своих работников. Возникает не мало вопросов: кто уплачивает взносы, в каких размерах, куда перечислять, что является объектом для исчисления?

Фонд социального медицинского страхования – некоммерческая организация, производящая аккумулирование отчислений и взносов, а также осуществляющая закуп и оплату услуг субъектов здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь в объемах и на условиях, предусмотренных договором закупа медицинских услуг.

Плательщики отчислений и (или) взносов (далее – плательщики) – лица, осуществляющие исчисление, удержание, перечисление, уплату отчислений и (или) взносов в фонд социального медицинского страхования в порядке, установленном настоящим Законом. А это:

3) индивидуальные предприниматели;

4) частные нотариусы;

5) частные судебные исполнители;

7) профессиональные медиаторы;

8) физические лица, получающие доходы по договорам гражданско-правового характера.

Плательщиками взносов не являются иностранцы и лица без гражданства, за исключением лиц, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, и оралманов.

И тут возникает резонный вопрос, в какие сроки и по каким ставкам?

Предлагаем Вам посмотреть разработанную нами табличку кто в какие сроки по каким ставкам должен производить взносы и перечисления.



Но на сегодня известно:

В свою очередь, взносы активного населения (работодателей, работников, индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, адвокатов, медиаторов и др.) будут поступать в Фонд социального медицинского страхования через Государственный центр по выплате пенсий. Это обеспечит учет поступлений по аналогии с действующей пенсионной системой и Государственным фондом социального страхования, а также даст экономию средств за перечисление взносов.

Стоит отметить, что на ГЦВП будут лежать функции по проверке индивидуальных идентификационных номеров участников, возврату ошибочных платежей, передаче информации в Налоговый комитет для сверки работы с неплательщиками и персональному учету.

Фонд социального медицинского страхования будет распределять денежные средства следующим образом: часть будет отправлена на оплату услуг в субъекты здравоохранения, то есть в медорганизации, а часть будет отправлена в Национальный банк, который будет инвестировать денежные средства и полностью управлять активами.

Как сдать налоговую отчетность:

Согласно закону «Об ОСМС» освобождаются от уплаты взносов в фонд: ( взносы платит государство):

участники и инвалиды ВОВ;

сотрудники специальных государственных органов;

сотрудники правоохранительных органов;

лица, отбывающие наказание по приговору суда в учреждениях уголовно-исполнительной системы;

лица, содержащиеся в изоляторах временного содержания и следственных изоляторах;

инвалиды всех групп;

лица, зарегистрированные в качестве безработных;

лица, обучающиеся и воспитывающиеся в интернатных организациях;

лица, обучающиеся по очной форме обучения;

лица, находящиеся в отпусках в связи с рождением, усыновлением (удочерением) ребенка;

неработающие беременные женщины, а также неработающие лица, фактически воспитывающие ребенка до достижения их возраста трех лет.

Взносы в фонд ОСМС будут перечисляться с июля 2017года .

Государство будет осуществлять взносы за экономически неактивное население, за социально-незащищенные слои населения. Работодатели – за наемных работников. Самозанятые лица, зарегистрированные в налоговых органах (ИП ,КХ, частные нотариусы, адвокаты, профессиональные медиаторы) с 01.07. 2017 года будут производить отчисления в систему ОСМС самостоятельно. Лица без определенного статуса (безработные) направляются в Управление координации занятости и социальных программ.

Чтобы выяснить имеет ли человек медицинскую страховку, работникам медицинской организации будет достаточно внести его ИИН в единую электронную базу данных

Если отчисления производятся, то обратившийся имеет право воспользоваться всем спектром услуг, предоставляемых страховкой.

Индивидуальным предпринимателям следует зарегистрироваться в местных налоговых органах. В случае отсутствия работы, необходимо пройти регистрацию в органах занятости и получить статус безработного. За граждан, зарегистрированных в качестве безработных, взносы осуществляет государство.

В рамках гарантированного государством объема бесплатной медицинской помощи будет предоставляться:
скорая помощь и санитарная авиация;

медицинская помощь при социально значимых заболеваниях ;

медицинская помощь при экстренных случаях;

Этот пакет будет доступен всем гражданам Казахстана вне зависимости застрахован гражданин или нет .

Какие виды услуг может получить участник системы ОСМС?

высокотехнологичные медицинские услуги.

Подробный разбор всех вопросов по ОСМС смотрите Видеосеминар: Практика исчисления и оплаты ОСМС

Надо ли по договорам ГПХ делать перечисления ОСМС?

Исчисление (удержание) и перечисление взносов физических лиц, получающих доходы по договорам гражданско-правового характера, в фонд осуществляются за счет доходов таких физических лиц налоговыми агентами, определенными налоговым законодательством Республики Казахстан (далее – налоговый агент).

Работодатели, налоговые агенты обязаны уведомлять работников и физических лиц, получающих доходы по договорам гражданско-правового характера, о произведенных ежемесячных отчислениях, а также удержанных и перечисленных взносах работников и физических лиц, получающих доходы по договорам гражданско-правового характера.

Доходами физического лица по договорам гражданско-правового характера являются все начисленные доходы по данным договорам, за исключением доходов, с которых не уплачиваются взносы, определяемых уполномоченным органом.

Надо ли за нерезидентов, иностранцев и оралманов делать перечисления?

Иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан, а также оралманы пользуются правами и несут обязанности в системе обязательного социального медицинского страхования наравне с гражданами Республики Казахстан, если иное не предусмотрено настоящим Законом.

А Законом как раз таки установлено:

Плательщиками взносов не являются иностранцы и лица без гражданства, за исключением лиц, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, и оралманов.

Кто освобождается от взносов на ОСМС?

Освобождаются от уплаты взносов в фонд следующие граждане:

2) многодетные матери, награжденные подвесками «Алтын алқа», «Күміс алқа» или получившие ранее звание «Мать-героиня», а также награжденные орденами «Материнская слава» I и II степени;

3) участники и инвалиды Великой Отечественной войны;

5) лица, зарегистрированные в качестве безработных;

6) лица, обучающиеся и воспитывающиеся в интернатных организациях;

7) лица, обучающиеся по очной форме обучения в организациях среднего, технического и профессионального, послесреднего, высшего образования, а также послевузовского образования в форме резидентуры;

8) лица, находящиеся в отпусках в связи с рождением ребенка (детей), усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей), по уходу за ребенком (детьми) до достижения им (ими) возраста трех лет;

9) неработающие беременные женщины, а также неработающие лица, фактически воспитывающие ребенка (детей) до достижения им (ими) возраста трех лет;

12) сотрудники специальных государственных органов;

13) сотрудники правоохранительных органов;

14) лица, отбывающие наказание по приговору суда в учреждениях уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы (за исключением учреждений минимальной безопасности);

15) лица, содержащиеся в изоляторах временного содержания и следственных изоляторах.

С каких доходов будут производиться взносы и отчисления?

Доходами работников, принимаемыми для исчисления отчислений и взносов, являются доходы, начисленные работодателями, за исключением доходов, с которых не уплачиваются отчисления и взносы, определяемых уполномоченным органом.

2. Доходами индивидуальных предпринимателей, применяющих общеустановленный режим налогообложения, являются доходы, полученные ими в результате осуществления предпринимательской деятельности с учетом вычетов, установленных налоговым законодательством Республики Казахстан.

3. Доходом индивидуального предпринимателя, применяющего специальный налоговый режим для субъекта малого бизнеса, главы и (или) члена крестьянского или фермерского хозяйства, применяющего специальный налоговый режим для крестьянских или фермерских хозяйств, является размер одной минимальной заработной платы, установленной на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.

4. Доходами частных нотариусов, частных судебных исполнителей, адвокатов, профессиональных медиаторов являются все виды доходов, полученные от осуществления деятельности по исполнению исполнительных документов, нотариальной, адвокатской деятельности, деятельности профессионального медиатора, включая соответственно оплату за оказание юридической помощи, совершение нотариальных действий, а также полученные суммы возмещения расходов, связанных с защитой и представительством.

5. Доходами физического лица по договорам гражданско-правового характера являются все начисленные доходы по данным договорам, за исключением доходов, с которых не уплачиваются взносы, определяемых уполномоченным органом.

6. Ежемесячный доход, принимаемый для исчисления отчислений и (или) взносов, не должен превышать пятнадцатикратный размер минимальной заработной платы, установленной на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.

Читайте так же:  Прятки в майнкрафте лицензия

В случае, если объект исчисления отчислений и (или) взносов за календарный месяц менее минимального размера заработной платы, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, отчисления и (или) взносы исчисляются и перечисляются исходя из минимального размера заработной платы.

Подробный разбор всех вопросов по ОСМС смотрите Видеосеминар: Практика исчисления и оплаты ОСМС

Как будут производиться взносы и отчисления?

Исчисление (удержание) и перечисление отчислений и (или) взносов работников осуществляются работодателем ежемесячно.

Исчисление (удержание) и перечисление взносов физических лиц, получающих доходы по договорам гражданско-правового характера, осуществляются ежемесячно налоговыми агентами, с которыми заключены такие договоры.

3. Исчисление и уплата взносов индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, частных судебных исполнителей, адвокатов, профессиональных медиаторов осуществляются ими самостоятельно путем прямого зачисления средств через Государственную корпорацию на счет фонда.

4. По решению юридического лица-резидента его филиалы и представительства могут рассматриваться в качестве плательщиков отчислений и (или) взносов.

5. Отчисления и (или) взносы уплачиваются в национальной валюте Республики Казахстан.

6. Начисленные (удержанные) отчисления и (или) взносы перечисляются через Государственную корпорацию на счет фонда:

1) индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами (кроме лиц, указанных в подпунктах 2), 3), 4) и 5) настоящего пункта), частными нотариусами, частными судебными исполнителями, адвокатами и профессиональными медиаторами – не позднее 25 числа месяца, следующего за месяцем выплаты доходов;

2) индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами (кроме лиц, указанных в подпунктах 3), 4) и 5) настоящего пункта), частными нотариусами, частными судебными исполнителями, адвокатами и профессиональными медиаторами в свою пользу – не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным;

3) крестьянскими или фермерскими хозяйствами, применяющими специальный налоговый режим, – в порядке и сроки, которые предусмотрены налоговым законодательством Республики Казахстан;

4) субъектами малого бизнеса, применяющими специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации, – в срок, предусмотренный налоговым законодательством Республики Казахстан;

5) индивидуальными предпринимателями, применяющими специальный налоговый режим на основе патента, – в срок, предусмотренный налоговым законодательством Республики Казахстан для уплаты стоимости патента.

7. Днем уплаты отчислений и (или) взносов, осуществляемых в безналичной форме, считается день получения акцепта платежного поручения на сумму отчислений и (или) взносов от банка или организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций, осуществляемых в наличной форме, – день внесения плательщиком отчислений и (или) взносов в банк или организацию, осуществляющую отдельные виды банковских операций.

8. Контроль за полнотой и своевременностью уплаты отчислений и (или) взносов, и (или) пени, начисленной в соответствии с пунктом 1 статьи 31 настоящего Закона, осуществляется органами государственных доходов в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Какая ответственность за несвоевременное перечисление отчислений и (или) взносов?

Своевременно не перечисленные суммы отчислений и (или) взносов взыскиваются органами государственных доходов и подлежат перечислению плательщиком на счет фонда с начисленной пеней в размере 2,5-кратной официальной ставки рефинансирования, установленной Национальным Банком Республики Казахстан, за каждый день просрочки (включая день оплаты в фонд).

2. В случае неполного и (или) несвоевременного перечисления отчислений и (или) взносов органы государственных доходов вправе взыскивать с банковских счетов плательщика деньги в пределах образовавшейся задолженности.

Взыскание задолженности по отчислениям и (или) взносам производится на основе инкассового распоряжения органа государственных доходов с направлением уведомления плательщику в порядке, определенном уполномоченным органом.

Такое уведомление не направляется в случае, если задолженность по отчислениям и (или) взносам не превышает суммы в размере одного месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.

Плательщик обязан представить в орган государственных доходов список работников, за которых производятся отчисления и (или) взносы, в сроки, установленные уполномоченным органом.

В случаях отсутствия или недостаточности денег на банковских счетах для удовлетворения всех требований, предъявляемых к плательщику, банк производит изъятие денег плательщика в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом Республики Казахстан.

В случае отсутствия денег на банковских счетах плательщика в национальной валюте взыскание задолженности по отчислениям и (или) взносам производится с банковских счетов плательщика в иностранной валюте на основании инкассовых распоряжений, выставленных в национальной валюте органами государственных доходов.

3. По истечении пяти рабочих дней со дня вручения уведомления, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, в случае непредставления плательщиком, имеющим задолженность по отчислениям и (или) взносам, списка работников органы государственных доходов приостанавливают расходные операции по банковским счетам и кассе плательщика.

По распоряжению органов государственных доходов банки и организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, обязаны приостановить все расходные операции на банковских счетах плательщиков, за исключением государства, и исполнять указания, касающиеся перечисления отчислений и (или) взносов, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Распоряжения органов государственных доходов о приостановлении расходных операций по банковским счетам и кассе отменяются органом государственных доходов, вынесшим такие распоряжения, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем устранения причин приостановления расходных операций по банковским счетам и кассе.

4. Банки и организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, обязаны перечислить суммы отчислений и (или) взносов через Государственную корпорацию на счет фонда в день списания данных сумм с банковского счета плательщика.

5. Приостановление расходных операций по банковским счетам и кассе плательщика осуществляется в порядке, определенном уполномоченным органом.

6. Для целей настоящей статьи под плательщиком понимаются плательщики отчислений, индивидуальные предприниматели, частные нотариусы, частные судебные исполнители, адвокаты, профессиональные медиаторы.

Как работодатель должен вести отчетность по отчислениям?

1. Плательщик, являющийся работодателем, в сроки, установленные налоговым законодательством Республики Казахстан, представляет декларацию по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу, в которой отражает сведения по начисленным отчислениям и (или) взносам, если иное не установлено законодательством Республики Казахстан.

2. Форма декларации и порядок ее составления устанавливаются налоговым законодательством Республики Казахстан.

3. Работодатели обязаны вести первичный учет исчисленных (удержанных) и перечисленных отчислений и (или) взносов по каждому работнику в соответствии с порядком, определенным уполномоченным органом.

4. Работодатель обязан ежемесячно не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным, представлять работникам, за которых уплачиваются отчисления и (или) взносы, сведения об исчисленных (удержанных) и перечисленных отчислениях и (или) взносах.

Далее предлагаем Вам ознакомиться с ответами на вопросы: что, если не платить взносы, вернуть или просто забрать взносы, как будет производиться медицинская помощь и многие другие:

Подробный разбор всех вопросов по ОСМС смотрите Видеосеминар: Практика исчисления и оплаты ОСМС

Добровольное медицинское страхование в Казахстане: проблемы и перспективы

07 августа 2015

Согласно отчёту «Глобальный индекс конкурентоспособности за 2014 — 2015 годы» по индикатору «Здоровье и начальное образование» Казахстан занял 96 место из 144 стран и по индексу человеческого развития в 2014 году республика вошла в группу стран с высоким уровнем развития, заняв 70 место из 187 стран. И это обеспечено за счёт вклада государства в гарантированный объём бесплатной медицинской помощи и капитальные расходы на уровне 2,3 % к ВВП, частных расходов граждан в виде платных услуг и добровольного медицинского страхования на уровне 1,3 % к ВВП. При этом средний уровень финансирования здравоохранения в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) составляет 9,4 % и страны с высокоразвитыми системами здравоохранения, как правило, характеризуются низким уровнем частных расходов. В среднем по ОЭСР доля частных расходов равна 28 %, средства бюджета и социального страхования равны 72 %. В Казахстане соотношение составляет 35 % и 65 % соответственно.

О чём свидетельствует эта статистика? Прежде всего о том, что высокий уровень частных расходов в финансировании системы здравоохранения в Казахстане, который в большей степени обеспечен не медицинским страхованием, а участием граждан в прямой оплате медицинских услуг, является серьёзным дестабилизирующим фактором для системы здравоохранения в целом. Если потребитель вследствие удорожания медицинских услуг или каких-либо других экономических факторов «проголосует ногами», то это может оказать серьёзное влияние на устойчивость системы в целом.

Одним из выходов из сложившейся ситуации страховщики видят в развитии добровольного медицинского страхования (ДМС).

Читайте так же:  Увольнение по срочному договору при беременности

Система добровольного медицинского страхования является важной дополняющей частью к системе обязательного медицинского страхования в части финансирования услуг, не включенных в обязательную государственную корзину и предложения услуг частных клиник. ДМС предусматривает повышенную сервисную составляющую (например сокращение периода ожидания получения медицинской помощи; более комфортные условия её получения; использование более дорогостоящих медикаментов или современных методов инструментальных обследований и т. д.), причём за счёт собственных средств населения или материальной поддержки, оказываемой работодателями своим работникам.

Одновременно ДМС играет важную роль в развитии общей системы здравоохранения, поскольку «вливает» в эту систему дополнительное финансирование, не связанное с бюджетными ассигнованиями. ДМС является также важнейшим каналом снижения уровня теневой экономики в медицине.

Даже в странах мира, имеющих очень сильную и качественную систему государственного ОМС (например в Голландии, Норвегии, Швеции и др.), объём ДМС составляет не менее 20 % от общего объёма финансирования здравоохранения (государственного и частного).

Во всех странах мира государство создаёт различные стимулы для развития ДМС — начиная с Германии и Голландии, где население с высоким уровнем дохода полно-сти освобождается от участия в системе обязательного медицинского страхования (ОМС) и заканчивая просто налоговыми стимулами для развития ДМС и обеспечения возможности сочетания оплаты услуг за счёт ОМС и ДМС.

В Казахстане объём финансирования системой ДМС составляет менее 2 % от общего объёма финансирования здравоохранения, но популярность этого продукта ежегодно растёт. За последние три года ежегодный прирост объёма премий по ДМС составляет не менее 15 % в год, растёт количество заключенных договоров и количество застрахованных. При этом в 2014 году отмечен резкий рос количества застрахованных при незначительном росте количества договоров, что привело к резкому снижению стоимости услуг ДМС в расчёте на одного застрахованного в 2014 году. Это связано со значительным увеличением количества прикреплённых участников к договорам ДМС, в некоторых случаях страховщики осуществляют бесплатное прикрепление до 3-х членов семьи на каждого застрахованного, за которого фактически уплачивается страховая премия, Это ещё раз подтверждает эффективность и работоспособность системы ДМС.

Несмотря на хорошую динамику роста, уровень расходов на ДМС остаётся всё-таки довольно низким. Во многом это связано со следующими факторами.

Во-первых, это — отсутствие каких-либо стимулов для работодателей предоставлять ДМС своим работникам. В отличие от других стран мира, ДМС в Казахстане подлежит налогообложению как часть оплаты труда работников. Фактически ДМС облагается налогом 3 раза — на уровне работодателя (социальный налог), на уровне работника (подоходный налог) и на уровне страховой компании (корпоративный налог).

Во-вторых, это — отсутствие регулирования финансовых организаций, предусматривающее специфику медицинского страхования (в других странах мира рынок медицинского страхования является специализированным с выделенным регулированием). Из-за этого развитие ДМС как самостоятельного бизнеса является крайне невыгодным для акционеров страховых компаний, поскольку требования к капитализации и применяемые пруденциальные нормативы такие же, как и для катастрофических рисков нефтяной и авиационной отрасли, и никоим образом не оправдывают экономическую стоимость вкладываемого капитала.

Например, в Европе согласно «Solvency II» размер минимального гарантийного фонда для медицинских страховщиков составляет 2 млн евро, тогда как в Казахстане 540 млн тенге (или около 3 млн евро). Это при том, что минимальный оборот европейского страховщика -50 млн евро, а страховая компания, являющаяся в Казахстане крупнейшим игроком на рынке ДМС и занимающая более 35 % объёма рынка, имеет оборот, едва достигающий 30 млн евро! Поэтому в Казахстане страховые компании рассматривают ДМС как своего рода маркетинговую составляющую бизнеса, а страховщики, которые специализировались на ДМС, вынуждены диверсифицировать свой бизнес.

В-третьих, ДМС в Казахстане на сегодняшний день фактически дублирует ОМС, что определяет очень низкую маржинальность или даже убыточность бизнеса для страховщиков, в то же время не позволяя достичь синергии между государственной медициной и ДМС и максимального эффекта от использования ресурсов для здравоохранения от этих двух источников. Медицинские организации не могут сочетать финансирование из этих двух источников для своего развития и инвестирования средств. Недостаточное развитие ДМС определяет очень высокий уровень теневой экономики в здравоохранении.

Предложения Ассоциации страховщиков Казахстана по развитию ДМС

Учитывая проблемы отрасли ДМС, необходимо, чтобы государство, внедряя ОМС, также предусмотрело меры для его дальнейшего развития, а также меры стимулирования развития ДМС.

Для достижения этой цели предлагаются следующие первоочередные мероприятия:

  1. Освобождение средств, направляемых работодателями на добровольное медицинское страхование своих работников, хотя бы в пределах 8 МЗП, как определено для платных медицинских услуг. Это может быть достигнуто за счёт включения ДМС в статью 156 п. 18 Налогового кодекса Республики Казахстан. Эта мера особенно необходима с учётом того, что работодатели и работники уже будут платить дополнительный налог для участия в системе ОМС. При этом страховые компании продолжают платить корпоративный налог, что обеспечит в итоге налогообложение ДМС.
  2. Ограничить максимальную сумму, с которой будет взиматься дополнительный социальный налог с работодателя и подоходный налоге работника на цели ОМС, размером не более 250 тыс. тенге в расчёте на одного работника. Таким образом, сохранится принцип «Богатый платит за бедного; здоровый — за больного», но при этом всё-таки устанавливается некий «коридор» стоимости одинаковой корзины государственных медицинских услуг с дифференциацией взимаемой оплаты между низкооплачиваемыми и высокооплачиваемыми работниками. В соответствии сданными Агентства по статистике (исследование проводится 1 раз в два года, последние данные — на июнь 2013 года) размер среднемесячной заработной платы представлен на диаграмме 1. Таким образом, менее 5 % трудоспособного населения будет иметь ограничения по дополнительному налогу на цели ОМС.
  3. Допуск страховщиков, участвующих в ДМС, к системе стационарных услуг ОМС через электронный портал. При этом страховщики могут делать доплату за каждого застрахованного, зарегистрированного через портал, а также отдельно доплачивать стационарам за улучшение условий стационарного лечения (например за отдельную палату, дорогостоящие медикаменты, дополнительные исследования или манипуляции, не предусмотренные государственной программой, и т. д.). При этом нельзя забывать, что застрахованные по ДМС являются гражданами Республики Казахстан и участниками системы ОМС, что гарантирует их право получения медицинской помощи в рамках ОМС. Страховщики в таком случае выступают координаторами и плательщиками дополнительных услуг.
  4. Предоставление медицинским учреждениям возможности сочетания финансирования за счёт ОМС и ДМС на уровне амбулаторно-поликлинической помощи и первичной экстренной/скорой помощи (ПСМП).
  5. Участие страхового рынка в разработке корзины медицинских услуг в рамках ДМС и возможность мониторинга стоимости медицинских услуг в рамках ОМС и статистики обращаемости по ОМС для определения перспектив дальнейшего участия страхового рынка в системе ОМС. Это может быть достигнуто за счёт включения представителей страхового рынка в рабочие группы или другие организации Министерства здравоохранения, работающие по вопросам ОМС.
  6. Выделение специального регулирования для страховщиков, имеющих лицензию по ДМС (уровень специализации может быть определён процентным уровнем обязательств именно в данном классе страхования). Это может быть достигнуто за счёт сотрудничества с Национальным Банком Республики Казахстан.

Предложенная Министерством здравоохранения и социального развития Республики Казахстан концепция введения обязательного медицинского страхования не предусматривает на первом этапе участия страховых компаний как профессиональных держателей риска. Все риски, связанные с превышением фактического использования покрытия ОМС над выделенным финансированием, несёт на себе государство, что потребует на первом этапе внедрения ОМС сохранения системы прикрепления населения к одному амбулаторно-поликлиническому учреждению и квотной системы распределения стационарной помощи, которая используется в ГОБМП.

Система «Деньги за населением», то есть оплата медицинских услуг по факту их оказания возможна только при наличии, по крайней мере, операторов системы ОМС (например как в России — страховые компании или в других странах мира — страховые компании или больничные кассы). В Казахстане такими операторами могут выступить страховые компании, имеющие опыт и соответствующую инфраструктуру при реализации ДМС, которые к тому же могут в последующем стать держателями части риска по финансированию системы здравоохранения.

Ассоциация страховщиков Казахстана считает необходимым концептуально предусмотреть на следующих этапах внедрения ОМС участие страхового рынка первоначально как операторов системы, а затем и как профессиональных держателей риска.

Таблица 1. Динамика добровольного медицинского страхования в Республике Казахстан, в тыс. тенге