Ликвидация юридических фирм

Ликвидация юридических фирм

Разговор клиента с разными юристами-ликвидаторами:

    – Закрыть фирму сможете?
    – А то!
    – А как?
    — Все будет как надо: сменим участников и директора на номинальных!
    – А последствия?
    – За всё ответит новый директор!

– Вы ликвидируете ООО?
– Да, но будьте бдительны!
– А что такое?
– Кругом мошенники-ликвидаторы!
– Да Вы что?!
— А то! Нового директора поставят, а отвечать все равно Вам!
— Так что же делать?
Ликвидация ООО до исключения из реестра. Или банкротить.
– А вот налоговая проверка…
– Тогда — сливать в регион!

  • – Ликвидацией занимаетесь?
    – Конечно!
    — Нам нужна ликвидация предприятия!
    – А может не надо?
    – Как это?!
    – Да лучше бросить его, налоговая сама исключит из реестра!
    – Да неужели?!
    – А то! Новеллы законодательства!
  • В принципе, можно сказать, что в этих трех случаях с промежутком между ними в несколько лет, по-своему, был и, кстати, прав сегодня любой из консультантов в области ликвидации юридических лиц. Но для клиента с его проблемой это равносильно оказаться без компаса в бермудском треугольнике. Причинами тому являются не только различные субъективные мнения и знания специалистов-ликвидаторов, но в большей степени — изменения в законодательстве, судебной и правоприменительной практике по вопросу ликвидации за последние 10 лет. Контроль со стороны государства в лице налоговых органов также внес свою немалую лепту в ситуацию на рынке юридических услуг по ликвидации фирм и способы их ликвидации.

    Раньше

    Раньше в штатах юридических фирм, которые занимались ликвидацией предприятий, зачастую нельзя было найти ни одного сотрудника с высшим юридическим образованием.

    Многие из этих сотрудников никогда в глаза не видели свидетельства о ликвидации юридического лица регистрационной палаты своего региона (в Москве это была Московская регистрационная палата, которая теперь занимается добровольной регистрацией печатей). Да, оно и не надо было. Ликвидация фирм предлагалась так называемыми альтернативными способами, которые не влекли исключение юридического лица из местного территориального реестра, и этим занимались все, кому не лень.

    В основном ликвидаторы меняли участников или акционеров на номинальных в лице бомжей, безработных или студентов путем фиктивной купли-продажи долей или акций и затем фирму бросали. Из числа номиналов назначался и новый директор. На этом ликвидация предприятия заканчивалась. Иногда по желанию клиента ликвидаторы могли некоторое время посдавать нулевую бухгалтерскую отчетность за подписью новоиспеченного руководителя для правдоподобности произошедших в юридическом лице изменений.

    Несколько позже придумали закрытие предприятий через реорганизацию юридического лица в виде слияния или присоединения с регистрацией созданной в результате реорганизации компании в другом регионе. На том, что у ликвидируемой фирмы возникал правопреемник по её правам и обязательствам, акцентов не ставилось. В Москве пресловутое Временное положение о порядке регистрации прекращения деятельности юридических лиц, зарегистрированных в городе Москве, и едином учете данных о переходе прав и обязанностей в порядке правопреемства, утвержденного постановлением Правительства Москвы № 666 от 25.08.1998 г., никого уже больше не заботило. Общероссийского государственного реестра юридических лиц не существовало. В каждом субъекте действовали свои правила, а с момента регистрации вновь созданной фирмы, образованной в результате слияния, местная регистрационная палата ставилась уже перед свершившимся фактом регистрации слияния в другом регионе и обязана была регистрировать прекращение ликвидируемой фирмы. Снимать с учета в территориальную налоговую инспекцию никто не ходил. При настойчивом требовании клиента это уже была дополнительная услуга за приличную доплату, так как нередки были случаи необходимости понуждения налоговиков к снятию с учета уже несуществующей фирмы через арбитражный суд. Положительный результат был предсказуем, но времени и сил на последний, по сути, формальный шаг затрачивалось неоправданно много.

    Реорганизация в виде присоединения в тот период не работала на пользу клиента как ликвидация юридического лица без осложнений, хотя для широты ассортимента разных способов ликвидации клиентам предлагалась. Не работала, потому что ликвидируемую фирму вначале надо было снять с учета и исключить из реестра, и только после этого присоединение к другой фирме считалось состоявшимся, а ликвидируемое предприятие прекращенным. Документы при присоединении необходимо было подавать по месту нахождения ликвидируемого (присоединяющегося) юридического лица. Все это практически неизбежно влекло внеочередную выездную налоговую проверку, чего всегда и опасались клиенты. Пропадала сама суть услуги: избежать преждевременного и пристального внимание налоговых органов до момента прекращения ликвидируемого юридического лица, что позволяла делать только реорганизация в виде слияния.

    Рекламой о ликвидации пестрели почти все возможные печатные издания, студенты у выхода из метро раздавали листовки от ликвидаторов. Многие в Москве также, наверное, помнят странных людей с желтыми плакатами на груди и спине с изображением мишени и жутковатой надписью «ЛИКВИДАЦИЯ ФИРМ» . Эти живые рекламные призраки-самнобулы бродили в присутственных местам и всем своим видом внушали какую-то гробовую обреченность любого бизнеса и неизбежность рано или поздно услуги по ликвидации фирмы для каждого гражданина. Стоимость услуги «ликвидация фирм» варьировалась лишь от аппетита и фантазии «киллеров». Придумывали вознаграждение даже в виде % от кредиторской задолженности ликвидируемой фирмы. При условии, что отвечать по долгам и отдавать их никто не собирался, ставки и расчеты были ничем не обоснованы. Юридические фирмы по ликвидации предприятий в тот период плодились, как грибы после дождя. После денежного дождя из карманов незадачливых клиентов, надо сказать, и на почве тотального невежества псевдо-юристов.

    Принудительная ликвидация юридических лиц в судах по заявлению налоговых и иных государственных органов была настолько редка, ччто говорить о ней как о массовом способе ликвидации фирм не приходилось. Суды в основном отказывали в исках о принудительной ликвидации по причинам устранимости выявленных нарушений. Основаниями к принудительной ликвидации юридического лица должны были являться грубые и неоднократные нарушения, в основном связанные с деятельностью без лицензии, когда таковая была необходима.

    Потом

    Потом в стан ликвидаторов пришли головастые юристы и, вооруженные всякими гипотетическими «негативными последствиями» по букве закона, быстро стали умело запугивать клиентов возможными рисками. «Нагонять жути», если говорить по-простому, или продавать уже разработанный и качественный «консалтинговый продукт», если говорить маркетинговым языком. Рекламу стали размещать в Интернете, где в виде таблиц доводили до сведения клиентов преимущества и недостатки всех возможных способов ликвидации. В основном это были одинокие страницы-дорвеи или сайт на 2-3 страницы, продвигаемые на первые места ранжирования в поисковиках по контексту «ликвидация» черными способами оптимизации. Все они были похожи как близнецы-братья, а первым, кто разработал эту табличку для клиентов, правда, с иными мотивами и целями, чем вышеприведенные, был ваш покорный слуга.

    Ничего, по сути, не менялось от этой массовой профессиональной честности юристов, предлагающих ликвидацию. Услуга все равно была «вне закона», так как пропагандировалась по итогу неофициальная ликвидация предприятий Но многим клиентам было достаточно, что им дается подробная информация, «как могло бы быть плохо», если бы они не обратились именно в эту юридическую фирму. И действительно, плохо никому не было: клиентам, как и раньше, быть плохо не могло a priori, а юристы получали дополнительную оплату за качество консультационных услуг.

    Ликвидацией юридических лиц занимались порой действительно неплохие профессионалы: многие из них дополнительно повышали квалификацию, получали лицензии арбитражных управляющих и были способны довести полностью до конца законную ликвидацию юридического лица с долгами. Благо Закон о банкротстве 1998 г. позволял назначить конкурсным управляющим на стадию ликвидации в арбитражном суде самого председателя ликвидационной комиссии юридического лица с долгами.

    С ликвидацией путем реорганизации все массово ринулись сливаться в Иваново, Тверь и Йошкар-Олу. Можно было заказать и VIP-услугу: слияние с вновь созданной чистой фирмой, а потом вдобавок выкупить все документы и печать зарегистрированного правопреемника, чтобы быть спокойным, что ликвидируемую фирму не сольют с какой-нибудь «помойкой», а правопреемника не станут использовать в таких же сомнительных ликвидациях дальше.

    Высшим пилотажем было слить «по VIP», а потом еще и обанкротить в регионе созданное в результате слияния юридическое лицо. Дорого и долго, но как ликвидация предприятия с долгами — надежней не придумаешь.

    В июле 2002 г. появился Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), был введен в действие принятый годом ранее Федеральный закон о регистрации юридических лиц и индивидуальный предпринимателей № 129-ФЗ, и всю «амбарную книгу» учета юридических лиц передали в налоговое министерство. Тут же появился так называемый экспресс-метод законной ликвидации предприятия с исключением его из реестра и получением свидетельства о регистрации ликвидации юридического лица. Дело в том, что официальный обмен информацией между налоговым органом, осуществляющим регистрацию, и территориальными налоговыми инспекциями был какое-то время не отлажен. Таким образом, была возможность принять решение о ликвидации, оформить протокол, но налоговую об этом не уведомлять. Далее разместить объявление в Регистрационном вестнике (позднее «Вестник государственной регистрации» в порядке Приказа МНС № САЭ-3-09-09/[email protected] от 29.09.2004 г.). Через два месяца представить поэтапно документы на ликвидацию, прикинувшись «валенком». Заплатить штраф за нарушение срока уведомления регистрирующего органа в размере 5 000 рублей, через 5 рабочих дней получить свидетельства о начале ликвидации и составе ликвидационной комиссии, еще через 5 дней получить свидетельство о составлении промежуточного баланса, а еще через 5 — уже свидетельство о регистрации ликвидации юридического лица. Поначалу МИФНС № 46 по г. Москве сроки 129-го Закона, в том числе по регистрации ликвидации юридических лиц, старалась соблюдать строго, невзирая на все возникающие проблемы. За этот срок территориальная налоговая инспекция просто-напросто не успевала получить необходимые сведения и назначить проверку ликвидируемого юридического лица. Бывали случаи, когда проверка все-таки назначалась, требование о предоставлении документов на проверку было направлено и получено председателем ликвидационной комиссии, налоговые нарушения уже даже были предварительно выявлены, и налоговики томились в предвкушении жертвы, но полученное свидетельство о регистрации ликвидации юридического лица ставило на всем этом процессе жирную точку. Проверять фирму, которой нет, было более чем нелепо и бесполезно, хотя инспекторы еще какое-то время требовали кого-то придти, не понимая, что при всем желании уже по закону никто не мог быть наделен полномочиями представлять несуществующее предприятие. Надо думать, требовали по инерции или из-за негодования от подобной наглости.

    Читайте так же:  Договор с лектором на проведение лекции

    Ответственность за достоверность сведений в документах, представляемых для регистрации ликвидации предприятия, лежала на заявителе-председателе ликвидационной комиссии, он же, в свою очередь, пользовался информацией, полученной из бухгалтерской отчетности и в общих чертах от бывшего руководителя, который к моменту подачи документов на регистрацию ликвидации к ликвидируемому юридическому лицу уже никакого отношения не имел. Вообщем, ответственность за «кто ошибся» размывалась, а вина в преднамеренном введении налоговые органы в заблуждение была недоказуема. Все это позволяло в большинстве случаев избежать налоговой проверки при экспресс-ликвидации юридического лица, не опасаясь за какие-либо последствия.

    Начиная с 26 июня 2002 г. – даты опубликования Порядка взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 г. № 440, наконец-то заработал механизм «ликвидации» через реорганизацию в форме присоединения. Документы на присоединение стало необходимо представлять по месту нахождения юридического лица, к которому присоединяется ликвидируемая фирма. Ликвидаторы не могли пропустить этот факт, и присоединение стало вполне достоверным и выполнимым способом получить в другом регионе свидетельство о прекращении фирмы клиента.

    С принятием в 2002 г. нового Закона о банкротстве лицензии арбитражных управляющих ликвидаторам пришлось временно положить на полку или оставить пылиться в рамках на стенах их офисов. Управляющих понудили объединяться в саморегулируемые организации (СРО), председателям ликвидационных комиссий запретили быть конкурсными управляющими у ликвидируемых должников, в составе имущества должника должно было хватать денег на выплату вознаграждения конкурсному управляющему, который к тому же выбирался судом из трех кандидатур, предлагаемых СРО. Все это абсолютно не вписывалось в сценарий ликвидаторов: банкротные составы арбитражных судов без устоявшейся единообразной судебной практики трактовали закон, как хотели, СРО только формировались, новые арбитражные управляющие начинали терроризировать и вымогать деньги у клиентов, что не давало возможности предлагать на рынке запланированную и контролируемую процедуру банкротства в качестве ликвидации предприятия с долгами.

    Исков о принудительной ликвидации со стороны государственных органов становилось все больше, в том числе, по причинам недостаточности чистых активов у юридического лица по отношению к размеру уставного капитала. Суды вплоть до высших инстанций занимали все более строгую позицию по отношению к потенциальным коммерческим трупам. Вместе с тем росло и количество обжалований судебных решений о принудительной ликвидации, что привело к необходимости вмешательства в происходящее Конституционного Суда РФ, который в своем Постановлении от 18.07.2003 г. № 14-П подтвердил конституционность положений норм законодательства о принудительной ликвидации юридического лица.

    Согласно переходным положения Закона № 129-ФЗ все фирмы, зарегистрированные ранее июля 2002 г., должны были представить о себе сведения в налоговое ведомство до начала 2003 г. для внесения этих сведений в новый ЕГРЮЛ. Невыполнение этого влекло возможность налоговых органов подать в арбитражный суд заявление о принудительной ликвидации в отношении такого юридического лица.

    Для тех, кому была необходима ликвидация предприятий, началась настоящая «ликвидационная амнистия». Ликвидаторы на пару лет остались практически без работы. Зато работа по ликвидации закипела у налоговиков и оказалась для них неподъемной. Были случаи массовых подач исков от них о принудительной ликвидации брошенных или недействующих юридических лиц. Понятное дело, что председатели арбитражных судов не одобрили подобной инициативы в виде нескольких тысяч исковых заявлений, возник конфликт между судьями и мытарями. Чистка реестра за счет государства не могла продолжаться бесконечно долго. Не спасали ситуацию и вынесенные судебные решения о принудительной ликвидации юридических лиц и наложении этой обязанности в соответствии с законом на учредителей. Чтобы исключить ликвидируемую фирму из госреестра процесс ликвидации при исполнении решения суда в дальнейшем по процедуре ничем не отличался от добровольной ликвидации без судебного указания. Если собственники не хотели проходить путь официальной ликвидации раньше, то судебные решения массово не изменяли их правосознание потом и не вызывали желания тратить деньги и время на законную ликвидацию. Нужны были более кардинальные и менее затратные методы по вымарыванию реестра юридических лиц от брошенных и недействующих фирм, которых скопилось к тому времени более миллиона, в виде внесения соответствующих изменений в нормы федеральных законов, касающиеся процедуры ликвидации юридических лиц.

    Сейчас

    Сейчас несколько статей в ГК РФ, по одной в специальных законах о юридических лицах разных организационно-правовых форм в отношении их ликвидации, плюс ФЗ-129 не знает, наверное, только ленивый или совсем недалекий консультант.

    Ликвидация юридического лица стала стандартной услугой в арсенале всех юристов-регистраторов. Практически на любом сайте юридической фирмы можно найти подробнейший перечень необходимых документов, всех аспектов и сопутствующих формальностей для ликвидации предприятия пошагово.

    На рынке юридических услуг по ликвидации демпинг цен в связи с перепроизводством молодых специалистов в области права. Иногородний будущий юрист готов снимать койко-место в коммуналке в спальном районе Москвы или ездить на работу за 100 км. И все это обойдется работодателю в 15-25 тыс. рублей в месяц. На объявление о требовании такого специалиста откликнуться не менее 100 претендентов. Но демпинг никогда не значил качество. А специалист по регистрации ликвидации юридического лица совсем не значит юрист, который может разобраться в правовых коллизиях или нестандартных и сложных ситуациях при процедуре ликвидации.

    В сегменте ликвидация фирм с долгами с пометкой «очень дорого» еще пасутся мастодонты — юристы по банкротству, но с начала 2005 г. в связи с принятием Федерального закона «О кредитных историях» от 30.12.2004 г. № 218-ФЗ многих клиентов преследует страх о том, что факт банкротства их бывшей фирмы может попасть в картотеку кредитных бюро и испортить тем самым клиентам кредитную историю в будущем.

    В настоящий момент услуги по ликвидации через банкротство предлагают даже сами СРО, хотя коммерческая деятельность по предоставлению подобных услуг запрещена по закону их специальной правоспособностью как некоммерческих специализированных организаций.

    Ликвидация предприятий через реорганизацию стала иметь свои определенные сложности: Йошкар-Олу как «кладбище» ликвидируемых фирм прикрыли уже достаточно давно, через пару лет следом за ней закрыли Нижний Новгород, еще позже приказала долго жить и самая известная в России цитадель псевдо-слияний – Киров, где вообще не надо было выдерживать даже месячного срока после публикации объявления о реорганизации до подачи документов на слияние.

    Сейчас нередки случаи, когда документы на конкретное слияние подаются не один раз, при этом в слиянии участвуют по нескольку фирм. «Двоечки» (две фирмы в одну) проходят за редким исключением. За каждую такую свою альтернативно ликвидируемую фирму в общей связке каждый клиент оплачивает самостоятельно. В совокупности бюджет позволяет оказать услугу сразу всем, минимизируя расходы каждого в отдельности. Слияние с чистой фирмой и выкупом вновь созданной как ликвидация предприятия «по VIP» теперь действительно стала оправдывать свое название по сложности реализации и стоимости.

    С 06 июля 2005 г. (дня публикации новой ст. 21.1 ФЗ-129) введена специальная упрощенная процедура исключения фирмы, фактически прекратившей свою деятельность, – недействующего юридического лица, как специальное основание прекращения юридического лица, не связанное с его ликвидацией по букве закона. Именно из-за того, что исключение из реестра поначалу вообще не признавалось ликвидацией и трактовалось так, как удобно государству, при реализации нового положения налоговики все же столкнулись с проблемой исключения из реестра недействующих юридических лиц с долгами перед бюджетом, которые в делах о банкротстве именуются отсутствующими должниками.

    Читайте так же:  Пособие по ведению родов

    Минфин в своем письме от 27.07.2005 г. № 03-01-10/6-347 сказал, что исключение из госреестра не есть окончательная ликвидация для списания задолженности в целях налогообложения, так как возможно реанимирование должника в трехмесячный срок по заявлению любого из его кредиторов. Налоговики ему вторили на публику в своих Методических рекомендациях по организации работы регистрирующих органов (Письмо ФНС от 09.08.2005 г. № ЧД-6-09/[email protected]), что исключать фирмы с долгами нельзя. Сами же чуть позже во внутреннем документе для служебного пользования, который официально не опубликовали, – Письмо ФНС от 18.01.2006 г. № ЧД-14-09/11 дсп@, установили иной порядок исключения из госреестра недействующих фирм, предоставив самим себе возможность исключать и должников.

    Тем не менее, в судах к 01.01.2007 г. скопилось 72,5 тыс. исковых заявлений от налоговиков о банкротствах отсутствующих должников. Чтобы разрешить эту проблему понадобился ВАС РФ со своим казуальным толкованием, который указал в своем Постановлении от 20.12.2006 г. № 67 «О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц» о возможности исключения недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ с долгами перед бюджетом, если сама же ФНС признает нецелесообразным обращение в арбитражный суд с заявлением о банкротстве ввиду недостаточной вероятности погашения долгов в деле о банкротстве.

    Надо сказать, что эту позицию высшего суда еще ранее осенью 2006 г. поддержал президент Владимир Путин на встрече с главой ВАС РФ Анатолием Ивановым.

    Оно и неудивительно: по заявлению самих же налоговиков на 01 октября 2006 г. судебная ликвидация 1,175 млн. организаций, в том числе 315 тыс. с долгами перед бюджетом в размере 195 млрд. рублей, заняла бы у них 15 лет и потребовала бы 30 млрд. рублей бюджетных средств.

    В сухом остатке

    На сегодняшний день, так или иначе, можно рассматривать следующие способы ликвидации юридического лица с соответствующими оговорками и примечаниями.

    1. Как и раньше, альтернативная ликвидация юридических лиц путем смены её участников и руководителя на номинальных персонажей является самой востребованной.

    Основным риском является размер предполагаемой задолженности по налогам и сборам. Она за последние три года в совокупности не должна превышать более 500 000 рублей, если доля неуплаченных налогов и сборов составляет более 10 % от подлежащих уплате налогов и сборов за этот период, либо не более 1 500 000 рублей во избежании наличия объективной стороны преступления по ч. 1 ст. 199 УК РФ.

    Номиналам же следует быть аккуратными. В нашей практике есть случай возбужденного и до сих пор не закрытого уголовного дела в отношении фиктивного руководителя. Сам собственник, числившийся в качестве консультанта, и его менеджеры дали свидетельские показания, что именно номинал был фактическим руководителем при совершении подозрительных платежей на фирмы-однодневки. Самому же номиналу противопоставить в свою защиту по идее нечего. Совет здесь один — не становиться Фунтом в еще действующей фирме и не допускать использование системы банк-клиент бывшими собственниками после назначения себя руководителем, чтобы ликвидация предприятия не оборачивалась конфликтом с уголовным законом.

    2. При официальной ликвидации, если нужна, например, ликвидация ООО экспересс-методом, можно посоветовать провести сверку и заручиться изначально свежей справкой из налоговой об отсутствии задолженности по налогам и сборам. Приложить её к пакету документов, когда будете подавать заявление о регистрации ликвидации ООО.

    Ликвидация юридических лиц и фирм в Москве

    В зависимости от возникшей ситуации, наши юристы подберут оптимальный способ ликвидации юридического лица в Москве. Их можно разделить на несколько видов:

    • Добровольная ликвидация фирмы производится в результате решения учредителей
    • Принудительная ликвидация компании наступает в результате решения суда, из-за нарушений при регистрации или ведении деятельности юридического лица

    Официальная (добровольная) ликвидация фирмы приводит к аннулированию всей документации и сдачи её в архив. Так же, юридическое лицо исключается из ЕГРЮЛ. Официальная ликвидация юридического лица не приводит к его реорганизации или слиянию.

    При этом, после подачи заявления, запускается процесс ликвидации, который периодически сопровождается разного рода проверками на предмет долгов либо невыполненных обязательств.

    • Уведомление о начале процесса ликвидации, заполненное согласно форме Р15001
    • Уведомление о создании специальной комиссии по ликвидации составленное по форме Р15002
    • Решение о назначении председателя ликвидационной комиссии
    • Протокол собрания учредителей с решением о ликвидации юридического лица

    Альтернативная ликвидация фирмы является наиболее распространённым вариантом. Она предполагает несколько форм, в зависимости от ситуации:

    • Ликвидация через процедуру банкротства
    • Ликвидация путём смены генерального директора и учредителей
    • Ликвидация вследствие реорганизации (присоединения или слияния компаний)
    • Ликвидация через увеличение уставного капитала
    • Ликвидация через процедуру банкротства

    В зависимости от необходимого способа ликвидации юридического лица, процедура занимает разное время от нескольких недель, до нескольких месяцев.

    Ликвидация юридических лиц в Москве и Московской области производится квалифицированными юристами в полном соответствии законодательству РФ. Данный процесс подразумевает предоставление широкого перечня документов, среди которых:

    Учредительные и регистрационные документы

    Данные по кредитным обязательствам и задолженностям

    Ликвидация фирм

    Процесс ликвидации Общества с ограниченной ответственностью является очень сложным и длительным, состоящим из множества этапов. ООО становится закрытым после внесения записи в ЕГРЮЛ о ликвидации, после этого оно фактически перестает существовать.

    Добровольная ликвидация осуществляется по решению участников (акционеров) Общества и имеет четко предусмотренную законом процедуру.

    Акционерное общество может быть ликвидировано по решению общего собрания акционеров квалифицированным — не менее чем в 3/4 — большинством голосов, а Общество с ограниченной ответственностью может быть ликвидировано только по единогласному решению его участников.

    Порядок действий при процедуре ликвидации:

    • Принятие решения о ликвидации и назначении ликвидатора и уведомление регистрирующего органа.
    • Публикация сообщение о ликвидации общества. Уведомление кредиторов и рассмотрение их требований ликвидатором.
    • Прохождение налоговой проверки (сверки с налоговыми органами).
    • Составление промежуточного ликвидационного баланса, уведомление регистрирующего органа о его составлении.
    • Расчеты с кредиторами.
    • Распределение оставшегося имущества Общества.
    • Регистрация ликвидации Общества.

    Преимущества добровольной ликвидации:

    • полное прекращение прав и обязанностей ликвидированного лица перед третьими лицами и государственными органами; исключается возможность проведения последующих проверок;
    • после ликвидации уполномоченные органы и кредиторы не имеют права требовать удовлетворения (исполнения) своих требований, если они не успели заявить о них до или во время ликвидации (в установленный для предъявления требований кредиторов срок);
    • на ликвидированную компанию не распространяются требования инвесторов, штрафные санкции (не возложенные ранее в период деятельности компании), претензии потребителей.

    Недостатки добровольной ликвидации:

    • Долгосрочный (от 4 до 8-12 месяцев) и бюрократизированный процесс, который, к тому же, в обязательном порядке сопровождается налоговыми проверками.
    • Риски: риск назначения внеплановой налоговой проверки, который можно избежать.

    Этапы проведения ликвидации юридического лица:

    Этап 1. Принятие решения о ликвидации

    • Вопрос о ликвидации выносится на общее собрание. На нем же выбирается ликвидационная комиссия. Комиссия первым делом обязана составить заявление о ликвидации по форме Р15001 , которое затем необходимо нотариально заверить.
    • Если заявление заполняется вручную, используется только ручка с чернилами черного цвета и все пишется только заглавными буквами. В компьютерной версии заполнения – шрифт Courier New 18 пт. Незаполненные ячейки не прочеркиваются. Незаполненные листы распечатывать не нужно.

    Этап 2. Вынесение решения о неплатежеспособности компании

    • Чтобы установить реальное финансовое положение ликвидируемой организации, нужно составить промежуточный ликвидационный баланс. Требования кредиторов будут удовлетворяться после его утверждения.
    • На основании дефицитных показателей выносится решение о неплатежеспособности компании. Неудовлетворительная структура баланса становится основанием для процедуры банкротства (несостоятельности).

    Этап 3. Обращение в органы государственной регистрации предприятий

    • За принятием решения о ликвидации следует письменное оповещение уполномоченного государственного органа. Делается это для того, чтобы в ЕГРЮЛ были внесены сведения о том, что процесс ликвидации предприятия начался.
    • Затем такое же уведомление направляется в Пенсионный фонд (ПФР) и Фонд социального страхования (ФСС). Обязательна и публикация о ликвидации предприятия в журнале «Вестник государственной регистрации».

    Этап 4. Начало деятельности инвестиционной комиссии

    • План деятельности ликвидационной комиссии состоит из множества пунктов и утверждается ею же. Самые важные из них:

    Взыскание дебиторской задолженности можно осуществлять через суд, если дебитор отказывается выплачивать долг или возвращать имущество. Дебиторская задолженность должна быть списана в убыток, если сроки исковой давности истекли.

    Инвентаризация имущества затрагивает все позиции активов и пассивов предприятия. При ликвидации она проводится так же, как обычная.

    Расчеты с работниками представляют собой долги по зарплате, выходные пособия и компенсации за неиспользованный отпуск. Об увольнении руководство обязано предупредить работников не менее чем за 2 месяца.

    Читайте так же:  Как платить налог на имущество в 2018

    Налоги в период ликвидации предприятия должны оплачиваться вплоть до полного закрытия организации. Средства для этого берутся от реализации имущества.

    Этап 5. Выплата кредиторской задолженности

    • Выплаты кредиторам производятся соответственно промежуточному ликвидационному балансу. Если юридическое лицо отказывается выплачивать долги, кредиторы могут получить свои средства через суд.
    • Если у юридического лица не хватает средств для уплаты долгов, оно может устроить распродажу имущества с торгов, чтобы не доводить дело до суда. Сначала распродаются ценные бумаги, затем продукция, а после этого – недвижимость и сырье.

    Этап 6. Закрытие счетов в банке

    • Счета организации в банках закрываются только после того, как были проведены все взаиморасчеты (как внешние, так и внутренние). Заявление о закрытии счета выдается в самом банке – нужно лишь заполнить его.
    • О закрытии банковских счетов обязательно извещается налоговая служба (ФНС). Кроме сообщения о закрытии счета (в 2-х экземплярах), туда предоставляется документ о том, что банк уведомлен о закрытии счетов.
    • Когда счета будут закрыты, в течение 7 дней нужно уведомить Фонд социального страхования и Пенсионный фонд.

    Этап 7. Аннулирование лицензий

    • При ликвидации лицензии теряют юридическую силу. Решение об аннулировании принимает орган лицензирования (обычно на это уходит 10 рабочих дней). Когда с момента принятия решения проходит еще 10 дней, оно вступает в силу.
    • В отдельных случаях аннулирование лицензий производится в судебном порядке. Как правило, если ликвидация проводится добровольно, то дело обходится без этого.

    Принудительная ликвидация

    Юридическое лицо может быть ликвидировано не только добровольно, но и по решению суда, принудительно.

    Основания для принудительной ликвидации можно разделить на 2 больших блока – ликвидация по заявлению уполномоченных органов в случае нарушений законодательства и ликвидация, вызванная недостаточностью имущества, из которого удовлетворяются требования кредиторов (в ходе конкурсного производства при банкротстве).

    Принудительная ликвидация проводится в следующих случаях:

    • Грубые нарушения закона при создании юридического лица, если эти нарушения носят неустранимый характер,
    • Осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);
    • Осуществление деятельности, запрещенной законом;
    • Осуществление деятельности с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
    • Систематическое осуществление общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям.

    Принудительно ликвидировано может быть только действующее юридическое лицо.

    Деятельность ликвидационной комиссии

    В течение срока, определенного для предъявления требований кредиторами, ликвидационная комиссия работает в соответствии с разработанным и утвержденным ею планом. Он должен включать в себя следующие мероприятия:

    1. Инвентаризация имущества предприятия.
    2. Подготовка сведений о размерах и составе активов предприятия (характеристика активов, подлежащих реализации, их состояние, степень ликвидности).
    3. Сбор сведений об участниках, имеющих право на получение доли имущества предприятия, оставшегося после расчетов с кредиторами.
    4. Составление развернутой характеристики финансового состояния предприятия на момент ликвидации.
    5. Увольнение персонала ликвидируемого предприятия.
    6. Установление всех организаций, учредителем которых является юридическое лицо, и вывод его из состава учредителей. Если ликвидируемое предприятие является единственным учредителем другой организации, то эта организация должна быть тоже ликвидирована.
    7. Сверка расчетов по всем федеральным и территориальным платежам с налоговыми органами и внебюджетными фондами.
    8. Анализ и оценка дебиторской задолженности, разработка мероприятий по ее взысканию (группировка дебиторской задолженности по степени ликвидности, возможности и срокам получения долгов или их реализация).
    9. Анализ и характеристика кредиторской задолженности (подготовка решения по каждому долгу).
    10. Определение порядка реализации имущества ликвидируемого предприятия (группировка имущества по степени ликвидности, возможностям и условиям реализации).
    11. Предварительное определение порядка расчетов с кредиторами, относящимися к одной очереди удовлетворения требований кредиторов.
    12. Определение порядка распределения между учредителями денежных и иных средств, оставшихся после удовлетворения требований кредиторов.
    13. Подготовка документов для исключения предприятия из Единого государственного реестра юридических лиц.

    В соответствии с утвержденным планом необходимые поручения даются бухгалтерии и другим отделам и службам предприятия.

    Взыскание дебиторской задолженности

    Для взыскания задолженности ликвидационная комиссия направляет дебиторам письма с требованием выплатить деньги или вернуть имущество. Если должники отказываются платить, можно обратиться с иском в суд. В этом случае представлять интересы организации в суде будут представители ликвидационной комиссии. Дебиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности, отражается в составе внереализационных расходов, а в дальнейшем списывается в убыток

    Составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса

    В соответствии со ст. 63 Гражданского кодекса РФ по окончании срока, отведенного для предъявления требований кредиторами, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс. Расчеты с кредиторами будут производиться только после утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

    Таким образом, промежуточный ликвидационный баланс — это баланс, который составляется перед тем, как удовлетворять требования, предъявленные кредиторами в срок, установленный ликвидационной комиссией. Цель составления этого баланса — уточнить реальное финансовое положение ликвидируемого предприятия.

    Промежуточный ликвидационный баланс содержит полные сведения о составе активов и пассивов предприятия, стоимости всего имущества, которым оно располагает, дебиторской и кредиторской задолженности. Кроме того, ликвидационный баланс должен содержать полный перечень предъявленных кредиторами требований, а также результаты рассмотрения их ликвидационной комиссией.

    Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В течение трех дней с даты утверждения промежуточного ликвидационного баланса ликвидационная комиссия обязана уведомить об этом регистрирующий орган. Для этого в налоговую инспекцию по месту нахождения организации представляются:

    1. Уведомление об утверждении промежуточного ликвидационного баланса по форме Р15003;
    2. Протокол (решение) об утверждении промежуточного ликвидационного баланса;
    3. Промежуточный ликвидационный баланс;
    4. Копия страницы журнала «Вестник государственной регистрации» с объявлением о ликвидации

    Удовлетворение требований кредиторов

    Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

    При ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

    • в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;
    • во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
    • в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;
    • в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
    • в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.

    Государственная регистрация ликвидации юридического лица

    Предприятие прекращает свое существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Для государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в налоговую инспекцию по месту нахождения организации представляются:

    1. Заявление на государственную регистрацию ликвидации по форме Р16001
    2. Ликвидационный баланс
    3. Справка из Пенсионного фонда об отсутствии задолженности
    4. Документ об оплате госпошлины (квитанция или платежное поручение)

    В течение 5 дней с даты подачи указанного комплекта документов налоговая инспекция обязана выдать свидетельство о прекращении деятельности юридического лица. В связи с реализацией принципа «одного окна» снятие с налогового учета производится одновременно с государственной регистрацией факта ликвидации юридического лица.

    Снятие с учета во внебюджетных фондах

    Внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования) снимают с учета после снятия с учета в налоговом органе. Также как и налоговая инспекция фонды обязаны провести проверку налогоплательщика, включая сверку по платежам. Фонды также могут являться кредиторами по неуплаченным страховым взносам. Поэтому сверку с фондами необходимо провести до составления промежуточного ликвидационного баланса.

    Что касается самого снятия с учета, то для этого в фонд необходимо предоставить следующие документы:

    1. Заявление (как правило, в произвольной форме)
    2. Протокол о ликвидации (копия)
    3. Свидетельство о прекращении деятельности (копия нотариальная)
    4. Уведомление о снятии с налогового учета (копия нотариальная)
    5. В ФСС возвращается страховое свидетельство

    Заключительные операции по ликвидации

    После получения свидетельства о прекращении деятельности уничтожить печать и сдать документы в архив. Обращаем Ваше внимание на то, что в связи с реализацией принципа «одного окна», снятие с учета в органах Статистики производится автоматически на основании данных, предоставляемых налоговым органом.

    Для уничтожения печати в Московскую регистрационную палату представляются:

    1. Заявление на уничтожение печати
    2. Свидетельство о прекращении деятельности (копия нотариальная)
    3. Протокол о ликвидации
    4. Копия паспорта председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора)
    5. Квитанция об оплате сбора за уничтожение печати
    6. Печать

    Из всех хранящихся в организации документов в Мосгорархив сдаются только документы по личному составу, в том числе личные карточки, лицевые счета всех работников, расчеты по начислению и выплате заработной платы.

    Наши специалисты помогут Вам ответить на все возникшие вопросы по ликвидации юридических лиц. Мы уже сопроводили ликвидацию более 100 фирм. Мы знаем, как это делается, поэтому мы уверены, что сможем подобрать оптимальное решение по ликвидации и для Вас.