Льготы по ндс налоговый кодекс

Налоговые льготы по НДС

Налоговый кодекс в ст. 149 предусматривает ряд льгот по НДС. Условно их можно разделить на три группы:

— льготы, предоставляемые при реализации определенных видов товаров (работ, услуг);

— льготы, предоставляемые определенным категориям фирм и предпринимателей;

— льготы, предоставляемые при осуществлении определенных операций.

1. Льготы, предоставляемые при реализации определенных видов товаров (работ, услуг).

Вот перечень этих товаров, льгот, услуг:

— реализация почтовых марок, маркированных открыток и маркированных конвертов;

— реализация изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства;

— реализация медицинских товаров по перечню, утвержденному Правительством России;

— реализация монет из драгоценных металлов (кроме коллекционных);

— услуги по гарантийному ремонту товаров в период гарантийного срока эксплуатации;

— ремонтно-реставрационные, консервационные и восстановительные работы, выполняемые при реставрации памятников истории и культуры, а также культовых зданий и сооружений;

— научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые за счет бюджетных средств;

— реализация драгоценных металлов и камней, руды, содержащей драгоценные металлы, необработанных алмазов, лома и отходов драгоценных металлов;

— производство продуктов питания для учебных, медицинских и детских дошкольных учреждений;

— услуги по перевозке пассажиров городского и пригородного сообщения;

— проведение работ по тушению лесных пожаров;

— услуги по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание, оказываемые непосредственно в аэропортах и воздушном пространстве России;

— работы и услуги по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания в период стоянки в портах, а также их лоцманская проводка;

— услуги по предоставлению в аренду спортивных сооружений для проведения организациями физкультуры и спорта спортивно-зрелищных мероприятий;

— реализация жилых домов, жилых помещений, а также долей в них;

— передача доли в праве на общее имущество в многоквартирном доме при реализации квартир;

— реализация исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, ноу-хау, а также прав на их использование;

— реализация лома и отходов черных и цветных металлов;

— передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), себестоимость не более 100 руб. за единицу.

2. Льготы, предоставляемые определенным категориям фирм и предпринимателей.

К таким категориям относят:

— услуги в сфере образования;

— реализацию товаров в магазинах беспошлинной торговли;

— услуги учреждений культуры и искусства в сфере культуры и искусства, реализацию входных билетов организациями физкультуры и спорта;

— работы организаций кинематографии по производству кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма;

— реализацию товаров (работ, услуг) общественными организациями инвалидов и организациями, собственниками которых являются общественные организации инвалидов;

— реализацию товаров (работ, услуг) государственными унитарными предприятиями при противотуберкулезных, психиатрических, психоневрологических учреждениях, учреждениях социальной защиты или социальной реабилитации населения, а также «уголовными» мастерскими лечебных исправительных учреждений;

— услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, организаций отдыха и оздоровления детей, детских оздоровительных лагерей на территории России, оформленные путевками или курсовками;

— реализацию продукции сельскохозяйственными производителями;

— банковские операции и обслуживание банковских карт;

— услуги по страхованию;

— услуги по негосударственному пенсионному обеспечению;

— проведение основанных на риске игр организациями игорного бизнеса;

— услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведение занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях и студиях;

— реализацию предметов религиозного назначения и религиозной литературы;

— услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты;

— услуги аптечных организаций по изготовлению лекарственных средств, изготовлению или ремонту очковой оптики (кроме солнцезащитной), ремонту слуховых аппаратов и протезно-ортопедических изделий;

— оказание услуг коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро, адвокатскими палатами субъектов Российской Федерации или Федеральной палатой адвокатов своим членам в связи с осуществлением ими профессиональной деятельности;

— услуги, за которые уполномоченными органами взимается государственная пошлина, все виды лицензионных, регистрационных, патентных пошлин и сборов, таможенных сборов за хранение, сборов при предоставлении фирмам и физическим лицам определенных прав;

— передачу товаров для собственных нужд организациями уголовно-исполнительной системы.

3. Льготы, предоставляемые при осуществлении определенных операций.

В частности, к таким операциям относят:

— предоставление в аренду помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в Российской Федерации;

— выдачу займов в денежной форме и оказание финансовых услуг по предоставлению таких займов;

— реализацию долей в уставном капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и инструментов срочных сделок;

— работы, выполняемые в процессе реализации целевых социально-экономических программ жилищного строительства для военнослужащих;

— передачу товаров, работ, услуг безвозмездно в рамках благотворительной деятельности;

— уступку (приобретение) прав (требований) кредитора по договорам займа и кредитным договорам;

— проведение работ в портовой особой экономической зоне резидентами этой зоны;

— выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет бюджетных средств и в целях создания новой продукции и технологий;

— предоставление в пользование жилых помещений;

— проведение лотерей по решению властей, включая услуги по реализации лотерейных билетов.

Условия применения льгот

Воспользоваться льготой может любая фирма или предприниматель, если выполнены определенные условия. Их можно разделить на:

— общие, которые распространяются на все без исключения фирмы;

— дополнительные, предъявляемые в зависимости от конкретной льготы.

Общие условия применения льгот

Условия, установленные для всех фирм и предпринимателей, следующие:

1. Если фирма ведет деятельность, подлежащую лицензированию, и у нее есть возможность использовать льготу, то она обязательно должна иметь лицензию.

Если же такой лицензии нет, то фирма должна платить НДС в обычном порядке. В этом случае права на льготу она не имеет (п. 6 ст. 149 НК РФ).

По мнению налоговых инспекторов, фирма теряет право на льготу со дня, когда истек срок действия лицензии.

Однако судьи решают этот вопрос не так однозначно. Нередко фирма заблаговременно подает необходимые документы в лицензирующий орган. В итоге Высший Арбитражный Суд РФ указал, что, если компания по независящим от нее причинам не получила лицензию, но с учетом социальной важности ее деятельности продолжала оказывать услуги населению, право на льготу она не теряет (Определение от 31 января 2008 г. N 1209/08).

Обратите внимание: если фирма до окончания срока действия лицензии не займется ее переоформлением, права на льготу она лишается (Постановление Апелляционной инстанции Арбитражного суда Пермской области от 18 апреля 2006 г. N А50-48644/2005-А5).

Таким образом, чтобы избежать проблем с налоговиками, советуем заняться переоформлением лицензии, не дожидаясь, когда окончится срок ее действия.

2. Если помимо льготируемой фирма занимается и другой деятельностью, она должна вести раздельный учет операций, облагаемых и не облагаемых НДС.

Какие дополнительные условия установлены для фирм и предпринимателей, читайте в ситуации «Особенности применения основных льгот по НДС».

Что грозит фирме, если она использовала льготу неправомерно? Специальной ответственности за это Налоговый кодекс не устанавливает.

Однако, если при проверке налоговая инспекция обнаружит, что вы использовали льготу неправомерно, она может вас оштрафовать.

Штраф — 20% от неуплаченной суммы налога (ст. 122 НК РФ). Кроме того, вам придется уплатить в бюджет недоплаченный налог, а также пени.

Обратите внимание: даже используя льготы, вы будете обязаны:

— выставлять покупателям счета-фактуры, а также вести книги покупок и продаж, журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур;

— сдавать в налоговую инспекцию декларацию по НДС.

Бухгалтеры фирм, использующих льготу, счета-фактуры выставляют без выделения сумм налога. При этом на них делают надпись или ставят штамп «Без налога (НДС)» (п. 5 ст. 168 НК РФ).

Если на счете-фактуре бухгалтер по ошибке не сделал надпись «Без налога (НДС)», а сумму налога выделил отдельной строкой, фирме придется перечислить эту сумму в бюджет. Так установлено в п. 5 ст. 173 Налогового кодекса.

Пример. ООО «Медсервис» оказывает медицинские услуги, которые не облагаются НДС. В счетах-фактурах бухгалтер фирмы ставит штамп «Без налога (НДС)».

Клиенту были оказаны медицинские услуги на сумму 5900 руб. и выписан счет-фактура.

В выставленном счете-фактуре бухгалтер «Медсервиса» по ошибке указал сумму НДС — 900 руб.

В данной ситуации 900 руб. фирме придется перечислить в бюджет.

В некоторых случаях счета-фактуры выставлять не надо. К операциям, которые счетами-фактурами не оформляют, относят:

— операции по продаже ценных бумаг (за исключением брокерских и посреднических услуг);

— операции (не подлежащие налогообложению согласно ст. 149 НК РФ), которые выполняют банки, страховые организации и негосударственные пенсионные фонды.

Сведения об операциях, освобождаемых от налога, отражают в декларации по НДС в разд. 9 «Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения). «.

Обратите внимание: каждой льготируемой операции присвоен свой код, который должен быть указан в декларации.

Отказ от льготы

На практике иногда оказывается, что фирме применять льготу невыгодно. И тогда возникает вопрос: если фирма имеет право на льготу, может ли она от нее отказаться?

Да, у фирмы такая возможность есть. Но чтобы ее использовать, фирма должна выполнить определенные условия. Вот они:

1. Перечень операций, по которым можно отказаться от льготы, ограничен (эти операции перечислены в п. 3 ст. 149 НК РФ). Отказаться от использования других льгот нельзя.

2. Отказаться от льготы можно только в отношении всех операций, а не конкретного покупателя.

Пример. ОАО «Русский сувенир» реализует изделия народных художественных промыслов в России и на экспорт. Фирме выгодно было бы отказаться от использования льготы только по изделиям, реализуемым на экспорт. В этом случае она получила бы право на вычет НДС, уплаченного поставщикам экспортируемых товаров. (При этом продукция, вывезенная за пределы России, облагалась бы налогом по ставке 0%.) Товары же, реализуемые в России, освобождались бы от налога на основании п. 3 ст. 149 НК РФ.

Однако «Русский сувенир» не сможет отказаться от льготы только в отношении экспортируемой продукции. Поэтому ему придется выбирать:

— либо облагать налогом всю продукцию. Тогда продукция, реализованная в России, будет облагаться по ставке 18%, а вывезенная за пределы России (экспортированная) — по ставке 0%;

— либо использовать льготу при реализации всей продукции. Тогда организация не вправе будет претендовать на налоговые вычеты.

3. Фирма может отказаться от использования льготы на срок не менее одного года.

До начала налогового периода фирме целесообразно определиться, стоит ей отказываться от льготы или нет.

Такой отказ является выгодным, если сумма налога, уплаченного поставщикам по экспортируемым операциям, будет больше, чем сумма налога, которую фирме придется уплатить по товарам, реализуемым на внутреннем рынке, если она откажется от льготы.

Пример. Используем данные предыдущего примера. Предположим, что ОАО «Русский сувенир» планирует реализовать на внутреннем рынке продукцию на общую сумму 10 000 000 руб. и на экспорт — на 4 000 000 руб. НДС, который предполагается уплатить поставщикам по данным операциям (как по внутренним оборотам, так и при экспорте), составляет:

вариант 1 — 1 700 000 руб.;

вариант 2 — 2 200 000 руб.

Вариант 1. Если «Русский сувенир» откажется от применения льготы, то он вынужден будет заплатить в бюджет:

10 000 000 руб. x 18% — 1 700 000 руб. = 100 000 руб.

Вариант 2. При этом варианте у фирмы возникает право на возмещение НДС в сумме 400 000 руб. (10 000 000 руб. x 18% — 2 200 000 руб.).

Следовательно, при варианте 1 отказ от льготы для фирмы не выгоден, при варианте 2 — выгоден.

Чтобы отказаться от льготы, подайте в налоговую инспекцию заявление. Это нужно сделать до 1-го числа того квартала, начиная с которого вы не хотите пользоваться льготой. Типового бланка для такого заявления не предусмотрено. Поэтому вы можете составить его в произвольной форме.

Обратите внимание: фирма ничего не нарушит, даже если подаст заявление об отказе от льготы после того квартала, в котором приняла к вычету НДС. Но для этого нужно, чтобы она фактически вела деятельность в общем режиме налогообложения, то есть без использования льготы. А также выполнила все условия для применения налоговых вычетов:

— товары (работы, услуги) были приобретены для выполнения облагаемых НДС операций;

— купленные товары (работы, услуги) — оприходованы;

— от поставщика получен правильно оформленный счет-фактура.

На это указал Высший Арбитражный Суд РФ в Определении от 16 июня 2008 г. N 7541/08.

Читайте так же:  Приказ об утверждении образовательной программы учреждения

Как быть, если закон отменил старые льготы или ввел новые

Может сложиться так, что законодательство отменяет старые или устанавливает новые льготы. В этом случае налог рассчитывают в порядке, который действовал в момент отгрузки товара. Дата его оплаты покупателем значения не имеет. Это указано в п. 8 ст. 149 Налогового кодекса.

На практике могут возникнуть две ситуации:

— установлены новые льготы;

— отменены старые льготы.

Рассмотрим эти ситуации подробнее.

Установлена новая льгота на товар

Если на момент отгрузки льгота еще не действует (то есть изменения, принятые в законодательстве, еще не вступили в силу), придется уплатить НДС. Даже если деньги придут в то время, когда льгота уже будет действовать.

Пример. ООО «Пассив» продавало товары, которые облагались НДС. Товары были отгружены покупателю 10 июня, а оплачены 5 июля.

Допустим, что с 1 июля вступили в силу изменения в Налоговый кодекс, позволяющие фирме при реализации этих товаров не платить НДС.

Несмотря на то что деньги поступили 5 июля, по товарам, отгруженным 10 июня, «Пассив» должен уплатить НДС, поскольку на момент их отгрузки льгота еще не действовала.

Наибольшие сложности возникнут, если покупатель перечислил деньги за товар авансом с учетом налога, а до того момента, как товар был отгружен, закон установил новую льготу.

В этом случае, если на дату отгрузки товар уже не будет облагаться НДС, бухгалтеру нужно:

— принять к вычету НДС, уплаченный с аванса;

— вернуть сумму налога покупателю.

Пример. ООО «Пассив» продавало продукцию собственного производства, облагаемую НДС. В оплату продукции фирма получила аванс в сумме 118 000 руб. (в том числе НДС — 18 000 руб.). Аванс поступил 25 июня.

Допустим, что с 1 октября вступили в силу изменения в Налоговый кодекс, позволяющие фирме использовать льготу. Начиная с этого времени продукция «Пассива» НДС не облагается.

Товары были отгружены покупателю 10 октября.

Бухгалтер «Пассива» должен сделать проводки:

Дебет 51 Кредит 62, субсчет «Авансы полученные»,

— 118 000 руб. — получен аванс от покупателя;

Дебет 76, субсчет «Авансы полученные»,

Кредит 68, субсчет «Расчеты по НДС»,

— 18 000 руб. (118 000 руб. x 18% : 118%) — начислен НДС с аванса;

Дебет 68, субсчет «Расчеты по НДС», Кредит 51

— 18 000 руб. — уплачен НДС в бюджет по итогам II квартала;

Дебет 62, субсчет «Расчеты с покупателями», Кредит 90-1

— 100 000 руб. (118 000 — 18 000) — отражена выручка от продажи продукции (без НДС);

Дебет 68, субсчет «Расчеты по НДС»,

Кредит 76, субсчет «Авансы полученные»,

— 18 000 руб. — принят к вычету НДС, уплаченный с аванса;

Дебет 62, субсчет «Авансы полученные»,

Кредит 62, субсчет «Расчеты с покупателями»,

— 100 000 руб. — зачтен полученный аванс;

Дебет 62, субсчет «Авансы полученные», Кредит 51

— 18 000 руб. — возвращена покупателю сумма НДС.

Проводки, связанные со списанием себестоимости и формированием финансового результата, делаются в общеустановленном порядке.

Отменена старая льгота на товар

Допустим, когда товары были отгружены, льгота по ним была отменена. Тогда фирма должна уплатить НДС, даже если покупатель оплатил эти товары, когда льгота еще действовала.

Пример. ЗАО «Актив» продавало товары, которые не облагались НДС. Товары были оплачены покупателем 10 июня, а отгружены ему 5 июля.

Допустим, что с 1 июля вступили в силу изменения в Налоговый кодекс, отменяющие льготу по этим товарам.

По товарам, отгруженным 5 июля, «Актив» должен уплатить НДС, поскольку на момент их отгрузки льгота уже не действовала.

Если покупатель перечислил предоплату до вступления в силу изменений, отменяющих льготу, продавцу нужно выписать счет-фактуру уже с учетом НДС и потребовать с покупателя доплатить сумму налога.

Пример. ЗАО «Актив» продает товары, не облагаемые НДС.

20 декабря текущего года покупатель перечислил «Активу» аванс для оплаты товара в сумме 50 000 руб. (без НДС). С 1 января следующего года льгота по этим товарам была отменена, и они стали облагаться НДС по ставке 10%. Товары «Актив» отгрузил покупателю 10 января.

Бухгалтер «Актива» должен сделать проводки:

Дебет 51 Кредит 62 субсчет, «Авансы полученные»,

— 50 000 руб. — получена предоплата от покупателя;

Дебет 62, субсчет «Расчеты с покупателями», Кредит 90-1

— 55 000 руб. (50 000 руб. + 50 000 руб. x 10%) — отражена выручка от продажи товаров (с учетом НДС);

Дебет 62, субсчет «Авансы полученные»,

Кредит 62, субсчет «Расчеты с покупателями»,

— 50 000 руб. — зачтена предоплата;

Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»,

— 5000 руб. (50 000 руб. x 10%) — начислен НДС.

В результате этих операций за покупателем возник долг на сумму 5000 руб. Когда покупатель погасит долг, в учете нужно сделать запись:

Дебет 51 Кредит 62, субсчет «Расчеты с покупателями»,

— 5000 руб. — поступили деньги от покупателя.

Особенности применения основных льгот по НДС

Рассмотрим подробнее льготы при совершении операций, которые на практике используют чаще всего.

К ним можно отнести:

— реализацию товаров общественными организациями инвалидов;

— реализацию медицинских товаров и услуг;

— реализацию услуг в сфере образования;

Посреднические операции

Пунктом 7 ст. 149 Налогового кодекса установлено, что «освобождение от налогообложения. не применяется при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом».

Иными словами, посредники, реализующие льготируемые товары и услуги, должны платить НДС с вознаграждения в общеустановленном порядке.

Исключение составляют следующие операции:

— предоставление в аренду помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в России;

— реализация медицинских товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ;

— оказание ритуальных услуг, работы по изготовлению надгробных памятников и оформлению могил, а также реализация похоронных принадлежностей по перечню, утверждаемому Правительством РФ;

— реализация изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства (за исключением подакцизных товаров), образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном Правительством РФ.

Таким образом, при реализации этих товаров и услуг НДС не платят как сами производители, так и посредники.

Пример. ООО «Логос» по договору комиссии продает следующие товары:

— религиозную литературу, произведенную религиозной организацией;

— изделия народных художественных промыслов признанного художественного достоинства.

Реализация этих товаров производителями в соответствии со ст. 149 Налогового кодекса НДС не облагается.

«Логос» является посредником, поэтому он должен платить налог с суммы комиссионного вознаграждения.

Однако НДС облагается только комиссионное вознаграждение, полученное от продажи религиозной литературы.

Комиссионное вознаграждение, полученное от продажи изделий народных художественных промыслов, НДС не облагается.

Общественные организации инвалидов

Эта льгота предусмотрена пп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ.

Кодексом установлено, что не облагают НДС операции по реализации товаров (работ, услуг), которые произведены общественными организациями инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%.

Также не облагают НДС операции по реализации товаров фирмами, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов (при условии, что среди членов этих организаций инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%), если:

— среднесписочная численность инвалидов среди работников фирмы составляет не менее 50%;

— доля работников-инвалидов в общем фонде оплаты труда не менее 25%.

В среднесписочную численность не включают внешних совместителей и лиц, выполняющих работы по гражданско-правовым договорам, если они не состоят в штате фирмы.

Чтобы определить, имеет ли фирма право на льготу, необходимо рассчитать среднесписочную численность за квартал.

Среднесписочную численность определяют в соответствии с Порядком, утвержденным Постановлением Росстата от 20 ноября 2006 г. N 69.

Также освобождают от уплаты НДС учреждения, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов (при условии, что среди членов организации-собственника инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%), созданные для следующих целей:

— информационных и иных социально значимых;

— оказания правовой и иной помощи инвалидам.

Такие организации могут не платить НДС, если они реализуют товары и услуги непосредственно инвалидам, детям-инвалидам и их родителям.

Если применять эту льготу вам невыгодно, вы можете отказаться от нее.

Фирма не может пользоваться льготой, если:

1. Реализуемые товары являются подакцизными.

2. Реализуемые товары попадают в Перечень товаров, реализация которых не подлежит освобождению от НДС. Этот Перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 22 ноября 2000 г. N 884.

Обратите внимание: не облагается НДС только продукция, произведенная самой фирмой. По торговой, брокерской и посреднической деятельности она должна платить НДС в обычном порядке.

Пример. ООО «Калина» производит мебель и осуществляет оптовую торговлю тканями. Учредителем фирмы является общественная организация инвалидов. Уставный капитал «Калины» полностью состоит из вкладов общественной организации инвалидов, среди членов которой инвалиды составляют 85%.

Среднесписочная численность работников на конец квартала составила 500 человек, из них инвалиды — 300 человек. Фонд оплаты труда за квартал составил 1 000 000 руб., из них 520 000 руб. было начислено работникам-инвалидам.

Среднесписочная численность инвалидов среди работников «Калины» составляет 60% (300 чел. : 500 чел. x 100%).

Доля работников-инвалидов в общем фонде оплаты труда:

520 000 руб. : 1 000 000 руб. x 100% = 52%.

Следовательно, ООО «Калина» имеет право на льготу. Однако не платить НДС оно может только с оборотов по реализации произведенной мебели. С оборотов по оптовой торговле тканями ООО «Калина» должно начислять НДС по ставке 18%.

Продажа медицинских товаров и услуг

Не облагают НДС продажу (пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ) «. медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством РФ».

Этот Перечень вы найдете в Постановлении Правительства РФ от 17 января 2002 г. N 19.

Пользоваться льготой могут фирмы и индивидуальные предприниматели, в том числе и посредники, которые продают указанные в Перечне товары. При этом они должны иметь лицензию. Отказаться от применения льготы нельзя.

Фирмы и предприниматели, реализующие медицинские товары, не поименованные в Перечне, платят НДС по ставке 18%.

Не облагают НДС также реализацию «. медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и (или) учреждениями, врачами, занимающимися частной медицинской практикой, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг».

Эта льгота установлена пп. 2 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса.

Однако если ветеринарные и санитарно-эпидемиологические услуги финансируются из бюджета, то они также не облагаются НДС. Льготой могут пользоваться:

— медицинские организации и учреждения;

— врачи, занимающиеся частной медицинской практикой;

— медицинские пункты, состоящие на балансе немедицинских фирм.

Фирма или врач, занимающиеся частной практикой, должны иметь лицензию на медицинскую деятельность. Без нее применять льготу нельзя. Если все необходимые разрешающие документы у вас есть, то вы обязаны применять льготу. Причем отказаться от нее вы не можете.

Обратите внимание: услуги посредников в сфере медицинских услуг облагают НДС (п. 7 ст. 149 НК РФ).

Пример. ООО «Евромедлюкс» предоставляет платные услуги скорой медицинской помощи населению. При этом фирма осуществляет транспортировку больных как в рамках неотложной помощи, так и для госпитализации в профилактических и диагностических целях.

Услуги, оказанные в рамках скорой неотложной помощи, НДС облагаться не будут. Транспортировка же пациентов по договоренности для госпитализации их в профилактических либо диагностических целях, то есть в ситуациях, не угрожающих жизни и здоровью людей, будет облагаться НДС, поскольку является посреднической услугой.

Услуги в сфере образования

Не облагается НДС реализация (пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ) «. услуг в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений».

Иными словами, услуги в сфере образования освобождены от НДС лишь тогда, когда оказаны по направлениям основного и дополнительного образования, подтвержденным лицензией.

Также не облагают налогом занятия с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях, студиях и содержание детей в детских дошкольных учреждениях (пп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Пример. Школа имеет на балансе плавательный бассейн. Помимо основных занятий с учащимися, школа проводит и дополнительные занятия с детьми до 18 лет на платной основе. При этом плата, поступающая за дополнительные занятия, НДС не облагается.

Обратите внимание: льгота предоставляется только некоммерческим образовательным организациям.

Услуги в сфере образования, оказываемые коммерческими фирмами, а также индивидуальными предпринимателями, облагают налогом.

Если ваша фирма оказывает услуги в сфере образования и имеет право на льготу, то вы должны обязательно ее применять. Отказаться от льготы нельзя.

Читайте так же:  На сколько подорожало осаго в нижнем новгороде

Услуги по предоставлению займа

Не облагают НДС «. операции по предоставлению займов в денежной форме, а также оказание финансовых услуг по предоставлению таких займов».

Льгота установлена пп. 15 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса России.

Как известно, заем может быть предоставлен в денежной или натуральной форме. Лицензии для предоставления займа не требуется.

Если фирма предоставляет заем в денежной форме, она может применить льготу. При этом не облагают НДС:

— проценты, получаемые по договору займа.

Пример. ЗАО «Актив» предоставило ООО «Пассив» в январе заем в сумме 1 000 000 руб. сроком на шесть месяцев под 24% годовых. По условиям договора «Пассив» обязался выплачивать сумму процентов ежемесячно.

В июне «Пассив» вернул «Активу» 1 000 000 руб.

На сумму займа и проценты НДС не начислялся.

Бухгалтер «Актива» сделал такие проводки:

Дебет 58-3 Кредит 51

— 1 000 000 руб. — предоставлен заем (без НДС);

ежемесячно, с января по июнь включительно

Дебет 76 Кредит 91-1

— 20 000 руб. (1 000 000 руб. x 24% : 12 мес.) — начислены проценты по договору займа (без НДС);

Дебет 51 Кредит 76

— 20 000 руб. — получены проценты по договору займа;

Дебет 51 Кредит 58-3

— 1 000 000 руб. — возвращены заемные средства.

Если вам невыгодно применять эту льготу, вы можете от нее отказаться.

Если фирма предоставляет заем в натуральной форме, то она должна уплатить НДС в общеустановленном порядке. То есть в этом случае права на льготу она не имеет.

Это связано с тем, что неденежный заем является реализацией (ст. 39 НК РФ). Причем при возврате такого займа заемщику также придется уплатить НДС.

Согласны с этой позицией и арбитражные судьи (Постановления ФАС Уральского округа от 17 января 2008 г. N Ф09-11146/07-С2, от 13 июля 2006 г. N Ф09-6017/06-С7).

Поэтому фирмам, предоставляющим и получающим товарные займы, следует учитывать, что льготу по НДС они не имеют. В противном случае отстаивать свою правоту придется через суд.

Налоговые льготы

Налоговые льготы — предоставленное нормативными актами право для отдельных категорий налогоплательщиков не уплачивать налог или уплачивать его в меньшей сумме.

Налоговые льготы устанавливаются соответствующей главой второй части налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), которая регулирует этот налог. Для региональных и местных налогов, дополнительные налоговые льготы могут быть установлены региональными и местными нормативными актами.

Правильное применение налоговых льгот позволяет существенно снизить налоговую нагрузку.

Анализ налоговых льгот входит в состав Налогового бенчмаркинга — сравнение налоговых показателей организации (налогоплательщика) с показателями других компаний отрасли или соответствующего рынка.

Налоговый орган вправе, при проведении камеральных налоговых проверок, требовать представить в течение пяти дней необходимые пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы и (или) истребовать у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ). То есть, льготы могут проверяться не только в рамках выездных, но и в рамках камеральных налоговых проверок.

Общие правила, регулирующие установление и использование налоговых льгот, регулируются статьей 56 НК РФ «Установление и использование льгот по налогам и сборам»:

«1. Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

2. Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

3. Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом.

Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах.

Льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах)».

Налог на добавленную стоимость (НДС)

НДС регулируется главой 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ.

Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения

Налоговые льготы по НДС перечислены в статье 149 НК РФ «Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)». В этой статье налоговые льготы сгруппированы в 3 группы (п. 1 – 3). В пункте 1 установлен один вид льготы. В пункте 2 около 30 видов льгот и в пункте 3 более 30 видов льгот.

Отказ от льгот по НДС

По налоговым льготам, предусмотренным п. 3 ст. 149 НК РФ предоставлено право отказаться от их применения.

Следует отметить, что по льготам, предусмотренным пунктами 1 и 2 ст. 149 НК РФ, отказ от льгот не допускается.

Как ни странно, в некоторых случаях отказ от льгот выгоден. Связано это с тем, что покупатель вправе произвести вычет НДС уплаченного продавцу, уменьшив тем самым свой налог.

Чтобы отказаться от льготы по НДС следует представить соответствующее заявление в налоговый орган по месту учета в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование (п. 5 ст. 149 НК РФ).

Такой отказ или приостановление возможен только в отношении всех осуществляемых налогоплательщиком операций, предусмотренных одним или несколькими подпунктами пункта 3 статьи 149 НК РФ. Не допускается, чтобы подобные операции освобождались или не освобождались от налогообложения в зависимости от того, кто является покупателем (приобретателем) соответствующих товаров (работ, услуг).

Не допускается отказ или приостановление от освобождения от налогообложения операций на срок менее одного года.

Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика

Статья 145 НК РФ предусматривает возможность не уплачивать НДС налогоплательщикам с небольшими суммами доходов. Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета НДС не превысила в совокупности два миллиона рублей.

Льгота для участников проекта в инновационном центре «Сколково»

Статья 145.1 НК РФ предусматривает, что организация, получившая статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково», имеет право на освобождение от НДС, в течение десяти лет со дня получения ею статуса участника проекта в соответствии с указанным Федеральным законом.

Ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежащий налогообложению (освобождаемый от налогообложения)

Льготы регулируются ст. 150 НК РФ.

Льготные налоговые ставки

Основная ставка НДС установлена как 20% (до 2019 года — 18%) (п. 3 ст. 164 НК РФ). В то же время, предусмотрены льготные ставки НДС 10% и 0%.

Ставка НДС 0% предусмотрена пунктом 1 ст. 164 НК РФ для экспортируемых товаров (работ, услуг). Применение ставки 0% намного выгоднее чем освобождения от НДС, так как при ставке 0% налогоплательщик справе применять вычет входящего НДС, возмещая его из бюджета. При освобождении же от НДС вычет входящего НДС не разрешается (такой НДС признается расходами).

Порядок подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов регулируется статьей 165 НК РФ.

Ставка НДС 10% предусмотрена пунктом 2 ст. 164 НК РФ для отдельных категорий (перечень указан в НК РФ) продовольственных товаров; товаров для детей; периодических печатных изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера; медицинских товаров.

Операции, не являющиеся объектом обложения НДС

Операции, не являющиеся объектом обложения НДС указаны в п. 2 ст. 146 НК РФ. Такие операции не облагаются НДС. К примеру, не является объектом обложения НДС — операции по реализации земельных участков (долей в них) (пп. 6 п. 2 ст. 146 НК РФ).

Место реализации за пределами России

НДС облагается реализация товаров, работ, услуг на территории России (ст. 146 НК РФ). Это означает, что если реализация производится за пределами России, то такая реализация не облагается НДС. Так, если российская организация приобрела товар на территории Франции и реализовала его на территории Германии, то такая реализация за пределами территории России и НДС не облагается (эта операция наверняка будет облагаться НДС в Германии, но уже по законам и ставкам налога Евросоюза).

Правила определения места реализации товаров регулируются ст. 147 НК РФ, а работ и услуг, ст. 148 НК РФ.

Следует отметить, что освобождение от НДС операций за пределами России формально не является налоговой льготой. Такое освобождение связано с тем, что Россия не распространяет свои права на НДС, который возник не на ее территории.

Лица, не являющиеся налогоплательщиками НДС

Лица, не являющиеся налогоплательщиками НДС, не уплачивают НДС. К таким лицам относятся лица, применяющие:

Акцизы регулируются главой 22 «Акцизы» НК РФ.

Льготы по акцизам указаны в пункте 1 статьи 183 «Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)» НК РФ. Льгот по акцизам мало. Освобождаются от акцизов передача внутри организации, а также реализация подакцизных товаров на экспорт.

Налог на доходы физических лиц

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) регулируется главой 23 «Налог на доходы физических лиц».

Льготы по НДФЛ предусмотрены статьей 217 «Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)».

Кроме того, НК РФ предусматривает налоговые вычеты, которые являются, по своей сути, также налоговыми льготами:

Налоговые вычеты при переносе на будущие периоды убытков от участия в инвестиционном товариществе (ст. 220.2. НК РФ)

Статья 222 НК РФ позволяет законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации устанавливать пониженные размеры вычетов, предусмотренных статьями 219 и 220 НК РФ. Но этим правом не воспользовался пока ни один регион.

Налог на прибыль организаций

Налог на прибыль организаций регулируется главой 25 «Налог на прибыль организаций».

Термин «льгота» в главе 25 не упоминается, но льготы по этому налогу все-таки есть. Так статьей 251 определены «доходы, не учитываемые при определении налоговой базы», многие из которых и есть льготы.

Статья 246.1., совместно с п. 5.1 ст. 284 НК РФ, предусматривает освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика организации, получившей статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов ( участник проекта инновационного центра «Сколково» ).

Льготная ставка 0% (что есть отсутствие налога) установлена для:

— полученных российскими организациями дивидендов при условии, что на день принятия решения о выплате дивидендов получающая дивиденды организация в течение не менее 365 календарных дней непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 50-процентным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов, в сумме, соответствующей не менее 50 процентам общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов (пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ).

При этом в случае, если выплачивающая дивиденды организация является иностранной, установленная настоящим подпунктом налоговая ставка применяется в отношении организаций, государство постоянного местонахождения которых не включено в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) (см. Черный список офшорных зон Минфина );

— доходов в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 года включительно, а также по доходу в виде процентов по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 года, эмитированным при осуществлении новации облигаций внутреннего государственного валютного займа серии III, эмитированных в целях обеспечения условий, необходимых для урегулирования внутреннего валютного долга бывшего Союза ССР и внутреннего и внешнего валютного долга Российской Федерации (пп. 3 п. 4 ст. 284 НК РФ).

— доходов от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) долей участия в уставном капитале российских организаций, а также акций российских организаций (п. 4.1 ст. 284 НК РФ). Условия этой льготы изложены в ст. 284.2 НК РФ.

— организаций, осуществляющих образовательную и (или) медицинскую деятельность (статья 284.1 НК РФ).

Региональные льготы по налогу на прибыль:

Пониженная ставка налога

Общая налоговая ставка по налогу на прибыль составляет 20%, из которых (п. 1 ст. 284 НК РФ):

Читайте так же:  Заявление о предоставлении пособия по уходу за ребенком

2 процентов (3 процентов в 2017 — 2024 годах), зачисляется в федеральный бюджет;

18 процентов (17 процентов в 2017 — 2024 годах), зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, в случаях, предусмотренных НК РФ, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5 процента (12,5 процента в 2017 — 2024 годах) (за некоторым исключением, установленным НК РФ).

Применение инвестиционного налогового вычета

Инвестиционный налоговый вычет — налоговый вычет по налогу на прибыль, предусмотренный для некоторых расходов на капитальные вложения.

Инвестиционный налоговый вычет регулируется статьей 286.1. НК РФ.

Основные параметры инвестиционного налогового вычета регулируются законом субъекта Российской Федерации.

Так, регион определяет вводить на своей территории Инвестиционный налоговый вычет или нет.

Также регион определяет (п. 6 ст. 286.1. НК РФ):

— размеры инвестиционного налогового вычета

— категории налогоплательщиков, которым предоставляется (не предоставляется) право на применение инвестиционного налогового вычета

— категории объектов основных средств, в отношении которых налогоплательщикам предоставляется (не предоставляется) право на применение инвестиционного налогового вычета

Ставка налога для участников региональных инвестиционных проектов

Статьей 284.3. НК РФ определяются особенности применения налоговой ставки к налоговой базе, определяемой налогоплательщиками — участниками региональных инвестиционных проектов. При этом п. 3 определяет, что размер налоговой ставки налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, не может превышать 10 процентов в течение пяти налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета были признаны первые доходы от реализации товаров, произведенных в результате реализации регионального инвестиционного проекта, и не может быть менее 10 процентов в течение следующих пяти налоговых периодов.

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов регулируются главой 25.1 «Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов» НК РФ.

Льготная ставка налога установлена для категорий налогоплательщиков, перечисленных в п. 6-9 ст. 333.3 НК РФ.

Государственная пошлина

Государственная пошлина регулируется главой 25.3 НК РФ «Государственная пошлина».

Установлены следующие категории льгот:

Льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций (статья 333.35.)

Льготы при обращении в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям (статья 333.36.)

Льготы при обращении в арбитражные суды (статья 333.37.)

Льготы при обращении за совершением нотариальных действий (статья 333.38.)

Льготы при государственной регистрации актов гражданского состояния (статья 333.39.)

Налог на добычу полезных ископаемых

Налог на добычу полезных ископаемых регулируется главой 26 НК РФ «Налог на добычу полезных ископаемых».

Льготная ставка налога 0% (0 рублей) предусмотрена для некоторых видов добычи полезных ископаемых п. 1 статьи 342 НК РФ.

Кроме того, предусмотрено уменьшение суммы налога, исчисленного при добыче угля, на расходы, связанные с обеспечением безопасных условий и охраны труда (статья 343.1.), а также уменьшение суммы налога, исчисленной при добыче нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, на сумму налогового вычета в связи с добычей нефти на участках недр, расположенных полностью или частично в границах Республики Татарстан (Татарстан) или в границах Республики Башкортостан (ст. 343.2. НК РФ).

Транспортный налог

Транспортный налог регулируется главой 28 НК РФ «Транспортный налог».

Перечень транспортных средств, не облагаемых налогом, указан в п. 2 ст. 358 НК РФ.

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (ст. 356 НК РФ).

Ставки налога установлены статьей 361 НК РФ. Пункт 2 ст. 361 НК РФ дает право субъектам Российской Федерации увеличить (уменьшить) эти ставки, но не более чем в десять раз.

Указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно.

Налог на имущество организаций

Налог на имущество организаций регулируется главой 30 «Налог на имущество организаций».

Льготы по налогу на имущество предусмотрены статьей 381 НК РФ.

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками (п. 2 ст. 372 НК РФ).

Налоговые ставки определяются статьей 380 НК РФ:

1. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента.

1.1. В отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, налоговая ставка не может превышать с 2017 года 2 процента.

2. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.

3. Налоговые ставки, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не могут превышать в 2013 году 0,4 процента, в 2014 году — 0,7 процента, в 2015 году — 1,0 процента, в 2016 году — 1,3 процента, в 2017 году — 1,6 процента, в 2018 году — 1,9 процента. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.

4. В случае, если налоговые ставки не определены законами субъектов Российской Федерации, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в пунктах 1 и 3 настоящей статьи.

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 30 НК РФ (п. 2 ст. 372 НК РФ).

Земельный налог

Земельный налог регулируется главой 31 НК РФ «Земельный налог».

Налоговые льготы предусмотрены статьей 395 НК РФ.

При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков (ст. 387 НК РФ).

Статья 394 НК РФ устанавливает, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), но не могут превышать предельные размеры, установленные этой статьей.

Налог на имущество физических лиц

Налог на имущество физических лиц регулируется главой 32 НК РФ «Налог на имущество физических лиц».

Налоговые льготы предусмотрены статьей 407 НК РФ.

При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться налоговые льготы, не предусмотренные НК РФ, основания и порядок их применения налогоплательщиками (ст. 399 НК РФ).

Статьей 406 НК РФ установлены налоговые ставки.

Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ (ст. 407 НК РФ).

Упрощенная система налогообложения

Законами субъектов Российской Федерации может быть установлена налоговая ставка в размере 0 процентов для налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах.

Налогоплательщики вправе применять налоговую ставку в размере 0 процентов со дня их государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей непрерывно в течение двух налоговых периодов.

Виды предпринимательской деятельности в производственной, социальной и научной сферах, в отношении которых устанавливается налоговая ставка в размере 0 процентов, устанавливаются субъектами Российской Федерации на основании Общероссийского классификатора услуг населению и (или) Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (п. 4 ст. 346.20 НК РФ).

Патентная система налогообложения

Законами субъектов Российской Федерации может быть установлена налоговая ставка в размере 0 процентов для налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах.

Индивидуальные предприниматели вправе применять налоговую ставку в размере 0 процентов со дня их государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя непрерывно не более двух налоговых периодов в пределах двух календарных лет.

Виды предпринимательской деятельности в производственной, социальной и научной сферах, в отношении которых устанавливается налоговая ставка в размере 0 процентов, устанавливаются субъектами Российской Федерации (п. 3 ст. 346.50 НК РФ)

Оценка налоговых льгот

Рекомендуется регулярно проводить анализ налоговых льгот, на предмет правильности их применения, оценки рисков применения льгот, изучения возможности применения новых льгот.

Ниже приведена форма отчета, по результатам такого анализа:

Анализ налоговых льгот

По состоянию на ______________

Оценка риска льготы

Мероприятия по снижению риска льготы

Руководитель подразделения _____________________

Примечания

Льгота – приводится краткое описание льготы

Анализ льготы – указываются нормативные акты, на основании которых применяется льгота, условия применения, налог. Если есть спорные вопросы, то анализируются аргументы за и против – нормативные акты, судебная практика, разъясняющие письма контролирующих органов, мнения экспертов

Сумма льготы – указываются сведения о сумме льготы для налогоплательщика

Оценка риска льготы – вероятность отказа в льготе со стороны налоговых органов. Указывается в случае, если применение льготы рискованно. Если рисков нет, то указывается «Рисков нет». Для оценки рисков рекомендуется использовать три градации: Высокий (риск разрешения спора не в пользу налогоплательщика высокий), Средний, Низкий. Оценка риска льготы осуществляется на основании анализа льготы.

Мероприятия по снижению риска – указываются в случае, если применение льготы имеет риски. Указываются мероприятия, которые позволяют снизить риск (подготовка дополнительных документов, изменение бизнес-процесса и т.д.). На основании мероприятий по снижению риска льготы формируется план действий по снижению рисков, в котором определяются сроки таких мероприятий и ответственные лица.

Пример из судебной практики

Согласно пункту 1 статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

В силу пункта 2 этой статьи налогоплательщик вправе отказаться от использования налоговой льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Кодексом.

При применении статьи 56 НК РФ в случае возникновения спора о том, имел ли место отказ налогоплательщика от использования льготы, следует исходить из того, что факт неучета налогоплательщиком налоговой льготы при составлении декларации за конкретный налоговый период сам по себе не означает его отказ от использования соответствующей налоговой льготы в этом периоде.

Поэтому право на налоговую льготу, не использованную в предыдущих налоговых периодах, налогоплательщик может реализовать путем подачи уточненной налоговой декларации, заявления в рамках проведения выездной налоговой проверки (в части льгот, имеющих отношение к предмету проводимой проверки и проверяемому налоговому периоду) либо заявления в налоговый орган при уплате налога на основании налогового уведомления.

Документ: Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (п. 5).

Практика по камеральным проверкам налоговых льгот

Постановление арбитражного суда Московского округа от 07.12.2017 по делу № А40-40587/2017 по ПАО «МОСЭНЕРГО»

Налоговый орган не вправе истребовать в рамках камеральной проверки подтверждающие документы по применению пониженной ставки по налогу на имущество, так как пониженная ставка налога не является налоговой льготой.

На основании п. 6 ст. 88 НК РФ налоговый орган вправе истребовать только те документы, которые подтверждают право налогоплательщика на налоговые льготы. По налогу на имущество налоговая ставка как обязательный элемент налогообложения подлежит безусловному применению, а при установлении разных налоговых ставок в рамках одного налога — применению к тем объектам налогообложения, которые прямо указаны в законе и выбор конкретной ставки, в отличие от налоговой льготы, как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении N 372-О-П от 15.05.2007, не может быть обусловлен волеизъявлением налогоплательщика. Из изложенного следует, что применение установленной НК РФ пониженной налоговой ставки хотя и предоставляет в итоге имущественную льготу в виде облегчения налогового бремени, не является налоговой льготой в смысле ст. ст. 17 и 56 НК РФ и не обуславливает возможность истребования налоговым органом на основании п. 6 ст. 88 НК РФ дополнительных документов у налогоплательщика в подтверждение обоснованности применения такой пониженной ставки налогообложения.

Налоговый бенчмаркинг — сравнение налоговых показателей организации (налогоплательщика) с показателями других компаний отрасли или соответствующего рынка.