Компенсация жилья при сносе дома

Получу ли я квартиру при сносе дома, учитывая, что она в собственности, и есть еще одна квартира в собственности?

Здравствуйте! Дом, в котором находится моя вторая квартира (2-я квартира, как и 1-я в собственности) планируют сносить. Получу ли я взамен сносимой новую квартиру или т.к. это 2-я собственность, мне должны выплатить денежную компенсацию? Если мне светит компенсация, то в каком размере? Если я оформлю дарственную на близкого родственника, сможет ли он получить новую квартиру при сносе старой? Какими постановлениями регулируются данные вопросы — укажите пожалуйста! Заранее благодарю за ответы.

Ответы юристов (3)

Следует руководствоваться статьей 32 жилищного кодекса, там все прописано

ЖК РФ, Статья 32. Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд
1. Жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
(часть 2 в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Утратил силу с 1 апреля 2015 года. — Федеральный закон от 31.12.2014 N 499-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.
(часть 4 в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, до заключения соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступления в законную силу решения суда о принудительном изъятии такого земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением. Собственник несет риск отнесения на него при определении размера возмещения за жилое помещение затрат и убытков, связанных с произведенными в указанный период вложениями, значительно увеличивающими стоимость изымаемого жилого помещения.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение…

Есть вопрос к юристу?

Здравствуйте. Решение этого будет решаться по вашему усмотрению. Вы можете получить, как компенсацию, так и квартиру. Только вы будете выбирать. Компенсацию дают не менее стоимости квартиры. При оформлении дарственной на вашего близкого родственника, он может получить новую квартиру, на это ограничений нет. Все регулируется Гражданским и Жилищным кодексом

квариира в собственности. это главный момент. вы как собственник имеете право на компенсацию, т.к. нарушаются ваши права.

В данной области действует Жилищный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 29.12.2004 №188-ФЗ). В частности, статья 86 Жилищного кодекса Российской Федерации указывает, что если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления предоставляются другие благоустроенные жилые помещения.

Согласно пункту 1 статьи 89 ЖК РФ, предоставляемое гражданам в связи с выселением другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находится в границах данного населенного пункта. В случае предоставления другого жилья собственникам жилых помещений предоставляется равноценное жилье, либо выкупная цена. Равноценным считается жилье, имеющее столько же комнат, и с площадью не меньше, чем в старом доме. На практике часто бывают ситуации, когда гражданам предоставляют жилье с меньшим количеством комнат. В таких ситуациях дело может дойти до судебного разбирательства. В этом случае суд будет учитывать все факторы законности предоставления такого жилья, в том числе площадь жилого помещения, количество членов семьи, их принадлежность к мужскому или женскому полу. Очевидно, например, что нельзя предоставлять однокомнатную квартиру вместо двухкомнатной разнополым членам семьи (например, брату и сестре). При этом доплата за разницу в стоимости обмениваемых жилых помещений нашим законодательством не предусмотрена. Выкупная цена определяется соглашением сторон на основе независимой оценки (статья 32 Жилищного кодекса РФ). Сразу стоит отметить, что из норм статей 32, 86, 89 Жилищного кодекса РФ следует, что при переселении не предполагается улучшения жилищных условий. Скорее наоборот, судебная практика стоит на позиции, что суды должны контролировать процесс предоставления иного жилья гражданам взамен снесенного ветхого жилья в целях предотвращения ухудшения жилищных условий граждан. Предоставить жилье могут как в новостройке, так и на базе «вторичного» жилого фонда. Основное условие предоставления такого жилья заключается в том, что жилое помещение должно быть из жилищного фонда социального использования, то есть указанное жилье находится исключительно в собственности у государства (статья 19 Жилищного кодекса РФ). В этом случае, кому как повезет.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

На что могут рассчитывать собственники жилья при сносе их домов

Автор: А. Герасимов

На что могут рассчитывать собственники жилья при сносе их домов

Александр Герасимов, главный юрист компании «Главмосстрой»

Действующее законодательство разрешает государственным и местным органам изымать принадлежащие гражданам на праве собственности жилые помещения с целью последующего сноса строений и освобождения земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Но при этом закон обязывает государственные структуры компенсировать такое изъятие жилой площади у граждан. Законодатель предусмотрел способы (виды) компенсации, процедуру изъятия жилья и предоставления взамен его равноценного обеспечения.

Прежде всего заметим сразу, что нормы Жилищного кодекса РФ, предусматривающие изъятие жилых помещений у собственников, вполне соответствуют требованиям Конституции РФ и никак не нарушают прав граждан на жилище. Об этом уже не раз делал заключение Конституционный Суд РФ и это же подтвердил Верховный Суд РФ в своем Постановлении Пленума от 2 июля 2009 г. за № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ».

Читайте так же:  Образец заявление уведомление на вид на жительство

Решение об изъятии жилого помещения подписывают компетентные органы государственной власти или местного самоуправления, принявшие решение о занятии данного земельного участка под государственные или муниципальные нужды. Порядок подготовки и принятия решения об изъятии земельного участка определяется Гражданским и Земельным законодательствами и не входит в предмет настоящей статьи. Мы хотим обратить внимание читателей на следующие моменты при требовании властей об освобождении жилых помещений.

Во-первых, под государственными или муниципальными нуждами, на что указывает Жилищный кодекс РФ (ст. 32 ЖК РФ), разрешая проводить изъятие жилья, следует понимать потребности Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, связанные с обстоятельствами, установленными соответственно законами и удовлетворение которых невозможно без изъятия земельных участков. При этом законодатель не перечисляет нам этих обстоятельств, но названный Пленум ВС РФ к числу таких обстоятельств относит: выполнение международных обязательств РФ; размещение объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов их размещения; застройка территории в соответствии с утвержденным генеральным планом поселений. Конечно, этот перечень обстоятельств, данный Верховным Судом РФ, не является исчерпывающим, и его надо рассматривать как ориентир при проверке правильности принятых соответствующими органами решений. Под этот перечень обстоятельств подпадает и застройка новых микрорайонов по генеральному плану. С предварительным сносом домов застраивались районы п. Бутова, Марьинского парка, Мичуринского проспекта в Москве. Кстати, в Москве действуют свои правила изъятия жилых помещений у граждан, закрепленные Законом г. Москвы № 21 от 31 мая 2012 г. « Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве» с последующими изменениями к нему от 31.03.2010 и 26.01.2011 гг. Закон, в частности, указывает на такое основание освобождения собственниками своих жилых помещений, как новое строительство на данной территории, развитие территорий в соответствии с генеральным планом города и реализацией других программ города.

Во-вторых, органы, принявшие решения об изъятии жилых помещений у их собственников, должны иметь в виду, что такое изъятие допустимо, если невозможно дальнейшее использование земельного участка для новых целей. Например, нельзя построить новую трассу без сноса ряда домов, стоящих вдоль ее прокладки. Обязанность доказывания этого обстоятельства возлагается на соответствующий орган, принявший решение о сносе строений.

Далее, чтобы изъятие жилых помещений у их собственников было признано законным, соответствующие органы, производящие такое изъятие, должны:

  • зарегистрировать свое решение в ЕГРП (ч. 3 ст. 32 ЖК РФ);
  • письменно уведомить собственников подлежащих изъятию жилых помещений не менее чем за год о предстоящем освобождении ими своих помещений. При этом, исходя из правила ч. 4 ст. 32 ЖК РФ, юридически значимым обстоятельством является факт получения данного уведомления собственниками жилых помещений.

До изъятия жилых помещений их собственникам должно быть предложено взамен другое благоустроенное жилое помещение, куда граждане могут въехать сразу без предварительного проведения необходимых ремонтных работ. То есть предлагаемое жилье должно отвечать всем требованиям, необходимым для проживания. Однако если собственник не согласен принять предложение о предоставлении ему другого жилого помещения, компенсация изымаемого жилья производится путем выкупа, то есть выплатой денежной суммы. Выкупная цена в этом случае включает рыночную стоимость выкупаемого помещения и убытки, причиненные собственнику от изъятия у него жилья, в том числе и упущенную выгоду. Вместе с тем в выкупную цену жилого помещения не могут входить затраты, произведенные собственником после вручения ему уведомления об изъятии жилого помещения, значительно удорожающие рыночную стоимость жилья и не являющимися необходимыми для нормального проживания в них граждан.

Следует заметить, что денежная компенсация собственнику жилья выплачивается в случае, если он вообще отказался принять предложение о предоставлении ему другого жилого помещения взамен изымаемого жилья. В практике бывают случаи, когда собственники отказываются принимать конкретно предложенные им квартиры, ссылаясь на брак в строительных работах или неудобного для них места расположения нового жилья, хотя в принципе они и согласны поменять сдаваемую ими жилую площадь на новое благоустроенное жилье. В таком случае орган, сделавший предложение собственнику о предоставлении нового жилья может в судебном порядке заставить собственника освободить свое жилье и переселиться в новое. Но если собственник не согласен поменять свою жилую площадь на новую, ему должна быть выплачена денежная компенсация в размере рыночной стоимости изымаемой жилой площади.

При замене жилой площади, когда собственник согласился принять новое жилье, также определяется рыночная стоимость изымаемого и вновь предоставляемого жилья. Это делается для решения вопроса, кто и кому должен производить доплату. Указанный Пленум ВС РФ указал, что, если стоимость вновь предоставляемого жилого помещения ниже рыночной стоимости изымаемого жилья, собственнику выплачивается разница между стоимостью прежнего и нового жилого помещения. Когда стоимость предоставляемого жилого помещения выше рыночной стоимости прежнего жилья, по соглашению сторон обязанность по выплате разницы возлагается на собственника. Таково разъяснение Верховного Суда. Теперь давайте посмотрим, насколько оно выполнимо реально.

Известно, что стоимость квартиры в так называемом хрущевском доме, подлежащем сносу, гораздо меньше стоимости такой же по площади квартиры, но уже в новом доме. Представим себе, у собственника нет средств для доплаты разницы нового жилья. Значит, либо он должен отказаться от сделанного ему предложения по переезду на новое жилье, либо принять новое жилье по стоимости, равной или даже меньше изымаемого у него жилья. Но в последнем случае нетрудно представить: это будет такое же или даже хуже существующего жилье. Правда, есть третий вариант, когда собственник принимает денежную компенсацию за свою жилую площадь. А где тогда ему проживать? Вот так и появляются лица, без определенного места жительства. На те деньги, которые получит собственник в обмен на сданное жилье, он может приобрести только часть квартиры в новостройке. Въезжать в старое жилое помещение ему не интересно.

Правда, уже названный Закон г. Москвы не предусматривает никакой доплаты за разницу в стоимости приобретаемого и сдаваемого жилья.

Важно заметить: предоставление собственнику другого благоустроенного жилого помещения взамен сносимого допускается по соглашению двух сторон. При отсутствии согласия органа местного самоуправления на предоставление гражданину другого жилого помещения суд не может обязать орган местного самоуправления предоставить такое жилое помещение (Обзор судебной практики ВС РФ за третий квартал 2009 г.).

По мнению автора, необходимо ограничить компенсацию изымаемого жилья только предоставлением другого, по качеству не ниже сдаваемого. Расходы по возмещению разницы стоимости новой и старой жилой площади должен взять орган, принявший решение о сносе домов, выселении граждан и занятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд. Ведь выселение собственников делается все-таки не по их воле. А уж если и приняли уполномоченные органы такое решение, то надо обеспечить гражданам право на проживание. Деньги не всегда и не во всех случаях могут реализовать это право граждан.

Собственнику сносимого жилого помещения новое жилье может быть предоставлено в собственность. Вместе с тем не исключена возможность предоставления собственнику с его согласия нового жилого помещения на других условиях, например, по договору социального найма или на иных условиях.

Пример из судебной практики

Постановлением Правительства Москвы решено застраивать новыми домами кв. 95, р-на Можайский г. Москвы. В связи с этим дома, находящиеся на данной территории застройки, подлежали сносу, а их жители — выселению. Правительство Москвы решило переселить всех жителей домов, подлежащих сносу, в другие жилые помещения. Гр. Д., являясь собственником квартиры в доме, подлежащем сносу, не согласился переезжать в предложенную ему квартиру, хотя согласен получить компенсацию за изымаемую квартиру в виде предоставления другого жилья. Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы обратился в суд с иском о:

  • прекращении права собственности на занимаемую гр. Д. квартиру в многоквартирном доме
  • предоставлении в порядке компенсации другого благоустроенного жилого помещения.

Исковые требования Департамент мотивировал тем, что гр. Д. предлагается квартира большего по площади размера и рыночная стоимость которой больше стоимости сдаваемой им квартиры, при этом никакой доплаты за разницу в стоимости квартиры с ответчика не требуют. Более того, предлагаемая ответчику квартира находится в пределах г. Москвы, является благоустроенной и пригодной для проживания.

Кунцевский районный суд г. Москвы удовлетворил исковые требования Департамента.
Мосгорсуд оставил в силе решение суда первой инстанции (Определение № 33-22522 от 10.08.2011 г.).

С вынесенным решением трудно не согласиться. Правительство Москвы в лице Департамента исполнило требования ст. 32 ЖК РФ в части процедуры изъятия жилой площади, обеспечения выселяемых граждан другой жилой площадью. Обе стороны дела пришли к согласию о способе компенсации жилья. Здесь у читателей может возникнуть вопрос, почему власти города и Префектура ЗАО так лояльны к гр. Д. при предоставлении ему другого жилого помещения. Действительно, гр. Д. предложили квартиру в новом доме, да еще и в том же административном округе, при этом не получив с него разницы в стоимости. По правилам указанного закона г. Москвы с собственником жилья заключается договор мены, на основании которого ему предоставляется равнозначное помещение.

Равнозначным по правилам закона признается помещение, площадь которого и количество комнат не меньше площади и комнат освобождаемого жилья. Согласно ст. 3 закона при выселении собственников из жилых помещений новое жилье им предоставляется в районе проживания, то есть в том же административном округе. Разница в стоимости сдаваемого и приобретаемого жилья в г. Москве не взимается.

Если стороны договорились компенсировать жилье выплатой выкупной цены, с согласия собственника денежные средства ему могут быть выплачены и до истечения одного года с момента предупреждения.

В городе Москве снос домов и освобождение земельных участков под новое строительство производится на основании соответствующих постановлений правительства Москвы, которое вправе принимать такие решения. Выселение собственников и предоставление им новых квартир осуществляется распоряжениями префектов, которые являются гарантом обеспечения граждан новым жильем и подтверждения принадлежности передаваемой квартиры городу Москве, независимо от того, зарегистрировано или нет право собственности на эти квартиры за Департаментом жилищной политики. Московские суды удовлетворяют иски Департамента жилищной политики… к гражданам о лишении права собственности и выселении их на новое место жительства на основании постановлений правительства Москвы и распоряжений префектов административных округов.

Конституционный суд РФ признал ст. 32 ЖК РФ соответствующей Конституции РФ и не нарушающей права граждан и собственников жилых помещений на обеспечение их жильем.

Статья затронула правоотношения, возникающие между собственниками жилых помещений и государственными органами при сносе жилых домов и освобождении земельных участков для государственных и муниципальных нужд, но не коснулась выселения граждан, занимающих жилую площадь по договору социального найма, безвозмездного пользования. Об этом уже писалось на страницах журнала.

При сносе частного дома кому что пологается

Частный дом 47 кв.м.У меня зеленка на 44 кв.м у племянницы зеленка на 3 кв.м. Будут сносить под застройку домов. На какую площадь каждому рассчитывать.За ранее благодарен

Ответы юристов (2)

Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения,
проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в
зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную
программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с
Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ «О Фонде содействия
реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится
жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то
собственник жилого помещения в силу ст. 16, п. 3 ст. 2 Федерального закона от
21 июля 2007 г. N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию
жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого
жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 Жилищного кодекса Российской
Федерации).
При этом собственник имеет право выбора любого из названных
способов обеспечения его жилищных прав.
В случае невключения многоквартирного дома, признанного
аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу жилищные права собственника
жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного
кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации
признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке
многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является
основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома
аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном
доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если
данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию
указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом,
подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию
каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений,
принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке,
предусмотренном чч. 1 — 3, 5 — 9 данной статьи.
В соответствии с ч. 6 ст. 32 Жилищного кодекса Российской
Федерации выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа
определяются соглашением с собственником жилого помещения.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может
быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с
зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса Российской
Федерации).
При определении выкупной цены жилого помещения,
установленной ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, следует
учитывать, что собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей
долевой собственности может принадлежать земельный участок, в отношении
которого проведен государственный кадастровый учет (ч. 2 ст. 16 Федерального
закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного
кодекса Российской Федерации»).
Кроме того, согласно ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса
Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит
на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, к
которому относятся, в частности, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры,
технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации,
иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование
(технические подвалы), крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции
данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное
оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и
обслуживающее более одного помещения.
Статья 16 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N
1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»
предусматривает, что за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить
капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и
ремонта жилищного фонда, если он не был произведен им до приватизации
гражданином жилого помещения в доме, требующем капитального ремонта.
К видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов
в соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ
«О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»
относятся в том числе ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-,
газо-, водоснабжения, водоотведения, ремонт или замена лифтового оборудования,
признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых
шахт, ремонт крыш, подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в
многоквартирных домах.
В связи с этим невыполнение наймодателем обязанности по
производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло
снижение уровня надежности здания, является основанием для предъявления
собственником жилого помещения требований о включении сумм компенсаций за
непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в выкупную цену жилого
помещения на основании ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
«Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий
квартал 2012 года» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2012)
(Извлечение)

• В
соответствии со ст. 32 ЖК РФ Жилое
помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием
соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.
В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого
помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом
Российской Федерации или муниципальным образованием.
• Решение
об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или
органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего
земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

• Выкупная
цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с
собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство
Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального
образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение.

• При
определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость
жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения
его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места
проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в
собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части
6настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования
изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого
помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права
собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое
помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в
том числе упущенную выгоду.

• По
соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен
изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в
выкупную цену.

• То
есть, поскольку Вы являетесь
собственником жилого помещения, то Вы вправе получить выкупную стоимость жилья. Также Администрация
может предложить Вам иное жилое помещение
взамен изымаемого с учетом его выкупной стоимости.

• КРоме
того, локальными нормативными актами могут быть предусмотрены дополнительные
меры содействия при переселении из ветхого жилья граждан как например в Вашем
случае.

Исходя из. Настоящие Правила в соответствии со статьей 57
Земельного кодекса Российской Федерации определяют порядок возмещения
собственникам земельных участков убытков, причиненных временным занятием
земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков или
ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, а также
возмещения землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков
убытков, причиненных изъятием земельных участков для государственных или
муниципальных нужд, временным занятием земельных участков, ограничением прав
землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо
ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц.

Убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка
для государственных или муниципальных нужд, включаются в плату за изымаемый
земельный участок (выкупную цену), порядок определения которой регулируется
гражданским законодательством.

2. Основанием для возмещения убытков собственникам земельных
участков является:

а) соглашение о временном занятии земельного участка между
собственником земельного участка и лицом, в пользу которого осуществляется временное
занятие земельного участка;

б) акт государственного органа исполнительной власти или
органа местного самоуправления об ограничении прав собственника земельного
участка, соглашение о сервитуте;

в) акт государственного органа исполнительной власти или
органа местного самоуправления об ухудшении качества земель в результате
деятельности других лиц;

3. Основанием для возмещения убытков землепользователям,
землевладельцам и арендаторам земельных участков является:

а) акт государственного органа исполнительной власти или
органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для
государственных или муниципальных нужд;

б) соглашение о временном занятии земельного участка между
землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка и лицом, в
пользу которого осуществляется временное занятие земельного участка;

в) акт государственного органа исполнительной власти или
органа местного самоуправления об ограничении прав землепользователя,
землевладельца, арендатора земельного участка, соглашение о сервитуте;

г) акт государственного органа исполнительной власти или
органа местного самоуправления об ухудшении качества земель в результате
деятельности других лиц;

4. Возмещение убытков осуществляется за счет средств
соответствующих бюджетов или лицами, в пользу которых изымаются земельные
участки или ограничиваются права на них, а также лицами, деятельность которых
вызвала необходимость установления охранных, санитарно-защитных зон и влечет за
собой ограничение прав собственников земельных участков, землепользователей,
землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшение качества
земель.

5. Размер убытков, причиненных собственникам земельных
участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков
изъятием для государственных или муниципальных нужд или временным занятием
земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков,
землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо
ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, определяется
по соглашению сторон и рассчитывается в соответствии с методическими
рекомендациями, утверждаемыми Федеральной службой земельного кадастра России по
согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской
Федерации и Министерством имущественных отношений Российской Федерации.

Споры, связанные с определением размера убытков,
рассматриваются в судебном порядке.

6. Определение размера убытков, причиненных
землепользователям и землевладельцам изъятием земельных участков для
государственных или муниципальных нужд, осуществляется в соответствии с
гражданским законодательством.

При определении размера убытков, причиненных арендаторам
земельных участков изъятием земельных участков для государственных или
муниципальных нужд, учитываются убытки, которые арендаторы земельных участков
несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими
лицами, в том числе упущенная выгода, арендная плата, уплаченная по договору
аренды за период после изъятия земельного участка, а также стоимость права на
заключение договора аренды земельного участка в случае его заключения на
торгах.

7. При определении размера убытков, причиненных
собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и
арендаторам земельных участков временным занятием земельных участков,
учитываются убытки, которые они несут в связи с досрочным прекращением своих
обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также
расходы, связанные с временным занятием земельных участков.

8. При определении размера убытков, причиненных
собственникам земельных участков ограничением их прав, учитываются разница
между рыночной стоимостью земельного участка без учета ограничений прав и
рыночной стоимостью земельного участка с учетом этих ограничений, убытки,
которые собственники земельных участков несут в связи с досрочным прекращением
своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также
расходы, связанные с ограничением прав.

При определении размера убытков, причиненных
землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков
ограничением их прав на земельные участки, учитываются убытки, которые
землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков несут в связи
с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе
упущенная выгода, а также расходы, связанные с ограничением прав.

9. При определении размера убытков, причиненных
собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и
арендаторам земельных участков ухудшением качества земель в результате
деятельности других лиц, учитываются убытки, которые они несут в связи с
досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе
упущенная выгода, а также затраты на проведение работ по восстановлению
качества земель.

Постановление Правительства РФ от 07.05.2003 N 262 «Об
утверждении Правил возмещения собственникам земельных участков,
землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков,
причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением
прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и
арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате
деятельности других лиц»

Глава VIII. ВОЗМЕЩЕНИЕ УБЫТКОВ ПРИ ИЗЪЯТИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ

УЧАСТКОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

(в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ)

Статья 57. Возмещение убытков при изъятии земельных участков
для государственных или муниципальных нужд, ухудшении качества земель,
временном занятии земельных участков, ограничении прав собственников земельных
участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков

1. Возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода,
подлежат убытки, причиненные:

1) изъятием земельных участков для государственных или
муниципальных нужд;

2) ухудшением качества земель в результате деятельности
других лиц;

3) временным занятием земельных участков;

4) ограничением прав собственников земельных участков,
землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков;

5) изменением целевого назначения земельного участка на
основании ходатайства органа государственной власти или органа местного
самоуправления о переводе земельного участка из состава земель одной категории
в другую без согласования с правообладателем земельного участка.

(пп. 5 введен Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ)

2. Убытки возмещаются:

1) землепользователям, землевладельцам и арендаторам
земельных участков в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи;

2) собственникам земельных участков в случаях,
предусмотренных подпунктами 2, 3 и 4 пункта 1 настоящей статьи.

3. Возмещение убытков осуществляется за счет соответствующих
бюджетов или лицами, в пользу которых изымаются земельные участки или
ограничиваются права на них, а также лицами, деятельность которых вызвала
необходимость установления охранных, санитарно-защитных зон и влечет за собой
ограничение прав собственников земельных участков, землепользователей,
землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшение качества земель.

4. При расчетах размеров возмещения убытки собственников
земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных
участков определяются с учетом стоимости их имущества на день, предшествующий
принятию решения об изъятии земельных участков, о временном занятии земельных
участков или об ограничении прав собственников земельных участков,
землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

5. Порядок возмещения убытков собственникам земельных
участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков,
причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением
прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и
арендаторов земельных участков или ухудшением качества земель в результате
деятельности других лиц, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 58. Утратила силу с 1 января 2008 года. — Федеральный
закон от 18.12.2006 N 232-ФЗ.

гл. VIII, «Земельный кодекс Российской
Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 21.07.2014) <КонсультантПлюс>20.Также Вы вправе подать иск о признании действий администрации

Вы имеете право на предоставление аналогичного по площади жилья либо на компенсацию согласно ст. 32 ЖК РФ:

Обеспечение жилищных прав
собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для
государственных или муниципальных нужд
6. Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия
определяются соглашением с собственником жилого помещения.

Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда
возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.
При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним
сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего
собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более
чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему
собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником
жилого помещения не установлено иное.
7. При определении размера
возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость
жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном
доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а
также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его
изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места
проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения
в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6
настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права
пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность
другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения
для приобретения права собственности на него, оформлением права
собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих
обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

8. По
соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено
взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его
стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое
помещение.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Читайте так же:  Федеральный закон о статусе мировых судей российской федерации