Каррский договор

Карсский договор 1921 года, 13 октября (Вышинский, 1948)

Карсский договор 1921 года — о дружбе — между Армянской, Азербайджанской и Грузинской советскими социалистическими республиками, с одной стороны, и Турцией-с другой, подписан при участии РСФСР 13. X в г. Карсе. В основном Карсский договор повторил положения Московского договора от 16. III 1921 (см. Советско-турецкие договоры) между РСФСР и Турцией, отличаясь от него лишь в некоторых второстепенных статьях: об облегчении формальностей для перехода границы жителями пограничной зоны (ст. 7), о предоставлении этим жителям права пользования пастбищами, расположенными по ту сторону границы (ст. 8), о создании комиссии для установления торговых сношений и урегулирования экономических и финансовых вопросов (ст. 18).

Заключение Карсского договора ликвидировало существовавшие до этого трения между правительством Турции и правительствами Закавказских советских республик, вызванные, в частности, попытками шовинистических турецких кругов сохранить силу за Александропольским договором (. ).Карсский договор окончательно установил недействительность Александропольского договора, определив, что договаривающиеся стороны «считают отменёнными и не имеющими силы договоры, заключённые между государствами, раньше осуществлявшими свои суверенные права на территории, входящей ныне в состав территории договаривающихся сторон и касающиеся вышеупомянутых территорий» (ст. I). Вместе с тем Карсский договор укрепил международное положение Турции и содействовал успеху её национально-освободительной войны против англо-греческой интервенции.

Дипломатический словарь. Гл. ред. А. Я. Вышинский и С. А. Лозовский. М., 1948.

Московский договор между Россией и Турцией, 16 марта 1921 года

Правительство Российской Социалистической Федеративной Республики и Правительство Великого Национального Собрания Турции, разделяя принципы братства наций и права народов на самоопределение, отмечая существующую между ними солидарность в борьбе против империализма, равно как тот факт, что всякие трудности, созданные для одного из двух народов, ухудшают положение другого, и всецело воодушевляемые желанием установить между ними постоянные сердечные взаимоотношения и неразрывную дружбу, основанную на взаимных интересах обоих сторон, РЕШИЛИ заключить договор о дружбе и братстве и назначили для сего своими уполномоченными:

Правительство Российской Социалистической Федеративной Советской Республики:

Георгия Васильевича Чичерина народного комиссара по иностранным делам и члена Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета,

и Джелал Эдина Коркмасова, члена Всероссийского Центрального Комитета,

Правительство Великого Национального Собрания Турции:

Юсун Кемаль-Бея, и народного комиссара по народному хозяйству Великого Национального Собрания Турции депутата Кастамони в том же Собрании, доктора Риза Нур-Бея, народного комиссара по просвещению Великого Национального Собрания Турции, депутата Синопа в том же Собрании,

Али Фауд-Пашу, чрезвычайного и полномочного посла Великого Национального Собрания Турции, члена от Ангоры в Великом Национальном Собрании,

каковые, после обмена полномочиями, найденными в надлежащей и законной форме, согласились о нижеследующем:

Каждая из Договаривающихся Сторон соглашается в принципе не признавать никаких мирных договоров или иных международных актов, к принятию которых понуждались бы силою другая из Договаривающихся Сторон. Правительство РСФСР соглашается не признавать никаких международных актов, касающихся Турции и не признанных Национальным Правительством Турции, представленным ныне ее Великим Национальным Собранием.

Под понятием Турции в настоящем договоре подразумеваются территории, включенные в Национальный Турецкий Пакт от 28 января 1336 (1920) года, выработанный и провозглашенное Оттоманской Палатой депутатов в Константинополе и сообщенное прессе и всем Государствам.

Северо-восточная граница Турции определяется: линией, которая, начинаясь от деревни Сарпи, расположенной на Черном море, проходит через гору Хедис-Мта, линией водораздела горы Шевшет-горы Каннин Даг, она следует затем по северной административной границе Ардаганского и Карского санджаков по тальвегу рек Арначай и Аракс до устья Нижнего Кара-Су (подробное описание границы и вопросы к ней относящиеся, определены в приложении I (А) и (В) и на прилагаемой карте подписанной обоими Договаривающимися сторонами).

Турция соглашается уступить Грузии Суверенитет над портом и городом Батумом и территорией, лежащей к северу от границы, указанной в ст. I-й нынешнего договора и составляющей часть Батумского округа, при условии что:

1) Население местностей, указанных в настоящей статье договора будет пользоваться широкой местной автономией в административном отношении обеспечивающей каждой общине будет предоставлена возможность установить земельный закон соответствующий его положениям.

2) Турции будет предоставлен свободный транзит всяких товаров, отправляемых в Турцию или из нее через Батумский порт, беспошлинно, без учинения каких-либо задержек и без обложения их какими бы то ни было сборами, с предоставлением Турции прав пользоваться Батумским портом без взимания за то специальных сборов.

Обе Договаривающиеся Стороны согласны, что Нахичеванская область в границах, указанных в приложении (С) настоящего договора, образует автономную территорию под покровительством Азербайджана, при условии, что Азербайджан не уступит сего протектората никакому третьему Государству.

В образующей треугольник зоне Нахичеванской территории включенной между тальвегом Аракса, а на западе линией, проходящей через горы Дагна (3829) Вели-Даг (4121) Багарзик (6587) Кемурлу-Даг (6930), линия границы указанной территории, начинающаяся от горы Кемурлу-Даг (69303), переходящая через гору Сорай-Булак (8071) станцию Арарат и оканчивающаяся у скрещения Кара-Су с Араксом, будет исправлена Комиссией, состоящей из делегатов Турции, Азербайджана и Армении.

Обе Договаривающиеся Стороны, констатируя соприкосновение между национальным освободительным движением народов Востока и борьбой трудящихся России за новый социальный строй, торжественно признают за этими народами право на свободу и независимость, а равным образом их право на избрание формы правления, согласной их желанием.

Дабы обеспечить открытие проливов и свободу прохождения торговых судов для всех народов, обе Договаривающиеся Стороны соглашаются передать окончательную выработку международного статуса Черного моря и проливов будущей конференции из делегатов прибрежных государств, при условии, что вынесенные ею решения не нанесут ущерба полному суверенитету Турции, равно как и безопасности Турции и ее столице Константинополь.

Обе Договаривающиеся Стороны признают, что все договоры до сего времени заключенные между обеими сторонами, не соответствуют обоюдным интересам. Они соглашаются поэтому признать эти договоры отмененными и не имеющими силы.

Правительство Российской Социалистической Федеративной Советской Республики заявляет в частности, что оно считает Турцию свободной от всяких к ней денежных или иных обязательств, основанных на международных актах, ранее заключенных между Турцией и царским правительством.

Правительство Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, считая режим капитуляции несовместимым со свободным национальным развитием всякой страны, равно как и с полным осуществлением ее суверенных прав, считает потерявшим силу и отмененными всякого рода действий и прав, имеющих какое-либо отношение к этому режиму.

Обе Договаривающиеся Стороны обязуются не допускать образования или пребывания на своей территории организаций или групп, претендующих на роль Правительства другой стороны или части ее территории, равно как и пребывания групп, имеющих целью борьбу с другими государствами. Россия и Турция принимают на себя такое же обязательство и в отношении советских республик Кавказа, при условии взаимности.

Считается установленным, что под турецкой территорией, упомянутой в настоящей статье, подразумевается территория, находящаяся под непосредственным военным и гражданским управлением Правительства Великого Национального Собрания Турции.

Для обеспечения непрерывности сношений между обеими странами Договаривающиеся Стороны обязуются принимать, путем совместного согласования все необходимые меры в целях сохранения и развития в возможной скорости железнодорожных, телеграфных и иных средств сообщения, равно как и обеспечение свободного передвижения людей и товаров между обеими сторонами, без каких-либо задержек.

Однако признается, что в отношении передвижения, въезда и выезда как путешественников, так и товаров будут полностью применяться установленные в каждой стране на этот счет правила.

На граждан обоих Договаривающихся Сторон, находящихся на территории другой стороны будут распространяться все правила и обязанности, вытекающие из законов страны, в коей они находятся, за исключением обязанностей по национальной обороне, от коих они будут освобождены.

Вопросы, касающиеся семейного права, права наследственного и дееспособности граждан обеих сторон, также составляют исключение из постановлений настоящей статьи. Они будут разрешены особыми соглашениями.

Обе Договаривающиеся Стороны согласны применить принцип наибольшего благоприятствования к гражданам каждой из Договаривающихся Сторон, пребывающим на территории другой стороны.

Настоящая статья не применяется к правам граждан союзных России Советских Республик, равно как и к правам граждан мусульманских стран, союзных Турции.

Всякий житель территорий, составляющих до 1918года часть России, каковые Правительство Российской Социалистической Федеративной Советской Республики признает находящимися ныне под суверенитетом Турции на основании настоящего договора, имеет право свободно покинуть Турцию и взять с собой свои вещи и свое имущество, или их стоимость. Подобное же право распространяется на жителей территории Батума, суверенитет на каковую Турции настоящим договором уступает Грузии.

Россия обязуется возвратить в Турцию за свой счет до северо-восточной границы Турции, продолжении 3-х месячного срока для Европейской России и Кавказа и 6-ти месячного срока для азиатской России, считая со дня подписания настоящего договора, всех военнопленных и гражданских пленных турок, находящихся в России.

Подробности этой репатриации будут установлены особой Конвенцией, которая будет выработана непосредственно по подписании настоящего договора.

Обе Договаривающиеся Стороны согласны в ближайшем времени заключить Консульскую Конвенцию, равно как и соглашения, регулирующие все экономические, финансовые и другие вопросы, необходимые для установления между обоими странами дружественных отношений, указанных во вступлении к настоящему договору.

Россия обязуется предпринять в отношении Закавказских Республик шаги, необходимые для обязательного признания этими Республиками в договорах, которые будут заключены ими с Турцией, статей настоящего договора, непосредственно их касающихся.

Читайте так же:  Типовой договор на оказание услуг ооо и ип

Настоящий договор подлежит ратификации, обмен ратификационными грамотами состоится в Карсе в возможно ближайший срок.

Настоящий договор вступит в силу с момента обмена ратификационными грамотами, за исключением статьи XIII.

В удостоверении изложенного выше упомянутое уполномоченные подписали настоящий договор и скрепили его своими печатями.

Составлено в двух экземплярах в Москве 16-ого марта 1921 года (тысяча триста тридцать седьмого).

Георгий Чичерин, Юсуф Кемаль

Джелал Коркмасов , Доктор Риза Нур

Приложения I (А) и (Б) Московского договора 16 марта 1921 года

Северо-восточная граница Турции установлена нижеследующим образом (согласно карте Русского Генерального Штаба масштабов 1/210.000 5 верст в дюйме):

Деревня Сарп на Черном море гора Кара-Шальвар (5014), пересекает Чорох к северу от деревни В. Марадиди проходит севернее деревни Сабур гора Хедис-Мта (7052) гора Ква-Кибе, деревня Кавтарети линия водораздела горы Медзибна-гора Герат Кессун (6468) следуя затем по линии водораздела горы Корда (7910) выходит по западной части хребта Шавшетского к прежней административной границе бывшего Артвинского округа, проходя по Шавшетскому хребту выходит на гору Сары-Чай (Кара Иссал, 8478) перевал Квирильский, а оттуда выходит на прежнюю административную границу бывшего Ардаганского округа у горы Кани-Даг, оттуда направляясь к северу, доходит до горы Тлил (грмани 8357), исследуя прежней границы Ардагана, выходит к северо-востоку от деревни Бадела, к реке Посхов-Чай и следует по этой реке к югу до пункта севернее деревни Чапчах, там оставляет эту реку и идя по водоразделу выходит на гору Аирильи-Баши (8512), проходит по горам Келлетана (9709), достигает горы Касрис-Сери (9681) и следует по реке Карзамет-Чай до реки Куры, оттуда идет тальвегу реки Куры и пункту, что к востоку от деревни Картанаков, где отходит от Куры, проходя по линии водораздела горы Кара-оглы (7259) оттуда, разделяя на две части озеро Хазанин, выходит к высоте (7580), а оттуда к горе Гек-Даг (9152) идет по горам Уч-Таналяр (9783) Тайла-Кала (9716) — вершина 9065, где покидает прежнюю границу Ардаганского округа и проходит по горам Б. Ах-Баба (9063) 8828 8827 7602, проходя на восток от деревни Ибиш, доходит до высоты 7518 и затем к горе Кизил-Даш (7439) деревня Нов. Кизил-Даш (Кизил-Даш), проходя к западу от Кара-Мемеда, выходит на реку Джамбишу-Чай, расположенную к востоку от деревень Делавер, Б. Кимлы и Тихнис, через деревни Вартанлы и Баши Мурагель, следуя по упомянутой реке, выходит к реке Арна-Чай к северу от Калади оттуда следуя все время по тальвегу Арна-Чай выходит к реке Аракс следует по тальвегу Аракса до впадения в него Нижнего Карасу. (N. В. Разумеется, граница следует по линиям водоразделов вышеуказанных высот).

Георгий Чичерин, Юсуф Кемаль

Джелал Коркмасов , Доктор Риза Нур

Принимая во внимание, что пограничной линией, как это указано в Приложении I (А), являются тальвеги рек Арпа-Чай и Аракса, Правительство Великого Национального Собрания обязуется отодвинуть линию блокгаузов на расстоянии 8 верст от железной дороги Александрополь-Эриван в настоящем ее начертании в районе железной дороги в районе Аракса. Линии, ограничивающие вышеупомянутые районы, указаны ниже для зон Арпа-Чай в пунктах А и Б параграфа I и для зоны Аракса в параграфе 2.

А) К юго-востоку от Вартанлы, к востоку от Узун-Килисса через гору Бозяр (5096), 50825047 к востоку от Кармир-Ванк Уч-Тапа (5578), к востоку от Араз-Оглу, к востоку от Ани, достигает Арпа-Чай к западу от Ени-Кей.

Б) Отходит от Арпа-Чай к востоку от высоты 5019 идет прямо к высоте 5481 в 41/2 верстах к востоку от Кызыл-Кула в двух верстах к востоку Боджалы затем река Дигор-Чай следует вдоль этой реки до деревни Дуз-Кечут и идет прямо к северу от развалин Карабаг и выходит на Арна-Чай.

Прямая линия между Хараба Алиджан и деревней Сулейман (Диза). В зонах ограниченных с одной стороны линией железной дороги Александрополь-Эриван и с другой линиями, расположенными на расстоянии 8 и 4 верст от вышеуказанной железнодорожной линии. Правительство Великого Национального Собрания обязуется не возводить каких-либо фортификационных укреплений (эти линии расстояния находятся вне вышеуказанных зон) и не содержат в них регулярных войск, однако, оно сохраняет право иметь в вышеуказанных зонах войска необходимые для поддержания порядка, безопасности и для административных надобностей.

Георгий Чичерин, Юсуф Кемаль

Джелал Коркмасов , Доктор Риза Нур , Али Фуад

Россия разыгрывает козырную карту: Московский договор

Депутаты фракции Госдумы Российской Федерации обратились к президенту РФ Владимиру Путину и к министру иностранных дел Сергею Лаврову, с предложением аннулировать большой Договор о дружбе и братстве между правительством Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) и Великим Национальным Собранием Турции от 16-го марта 1921 года, который известен под названием Московский договор. До сих пор этот договор регулирует отношения России и Турецкой Республики. Авторами инициативы являются заместитель председателя Коммунистической партии РФ Валерий Рашкин и секретарь партии Сергей Обухов.

Исторический очерк

Во-первых, какое историко-политическое значение имеет этот документ для Армении? Московский договор своими пунктами относительно Армении, по сути, является нарушением международного права, поскольку этим договором обе стороны решили территориальные и другие вопросы, касающиеся Армении — третьей, страны, не являющейся частью договора. Согласно положениям Московского договора и под диктовку Москвы 13-го октября 1921 года был подписан Карсский договор между советскими властями южно-кавказских стран и турецкой стороной, который в основном повторял положения Московского договора. Согласно пунктам Карсского договора, Турции перешли (около 8 тысяч квадратных километров), а также провинция Сурмалу Ереванской губернии (около 3 тысячи двести квадратных километров), а Нахичеванский марз в статусе автономной республики перешел Азербайджану, с условием, что Азербайджан не передаст его какому-либо третьему государству. Понятно, что речь шла об Армении. Согласно Московскому и Карсскому договорам, устанавливались новые формирующиеся границы Турецкой Республики и Советского Союза, которые после развала СССР должны были стать межгосударственной границей Армении и Турции.

По Карсскому договору считались недействительными все заключенные договоры (за исключением Московского договора), в том числе, заключенный на строго неблагоприятных для Армении условиях Александропольский договор (декабрь 1920 г.), которым Армения понесла больше территориальные потери, и международно признанный Севрский договор (10 августа 1920 г.), которым территория Армении должна была составить около 160 тысяч квадратных километров.

Политические пользователи договора

Московский/Карсский договор, по сути, является незаконным документом, и не признается со стороны Армении, поскольку, как было отмечено, был подписан с нарушениями международных прав, между прочим, в отличие от Севрского договора, который был заключен со стороны законных властей Турции и Армении, и утвержден арбитражным решением президента США Вудро Вилсона от 22-го ноября 1920 года, которым устанавливались территории Армении. Пункты этого договора не реализовались, поскольку спустя несколько дней после этого Республика Армения прекратила существовать. Хотя есть мнение, что Севрский договор тоже не имеет правовой силы, потому что не был ратифицирован со стороны участвующих государств. Но в отличие от Севрского договора, статьи Московского и Карсского договоров де-факто реализовались. Московский/Карсский договор до сих пор продолжает оказывать определенное политическое влияние, и в зависимости от политических процессов, иногда разыгрывается со стороны того или иного государства. Когда в Сирии был сбит российский самолет со стороны турок, крайне обостряя отношения России и Турции, русские вдруг вспомнили о Московском/Карсском договоре, вспомнили, спекулируя им, и играя на национальных чувствах армян, пытаются настроить Армению против Турции. Именно в этом контексте нужно рассмотреть предложение коммунистов, аннулировать Московский договор. Наверно, по иронии судьбы это предложение сделали последователи или идеологи подписавших этот договор большевиков — представители коммунистической партии. Возможно, эта символичность не случайна. Не исключено, что коммунистическая партия, будучи контролируемой оппозицией, пошла на этот шаг по указу властей, давая дополнительную карту Москве против Турции. В любом случае, маловероятно, что Кремль положительно отреагирует на предложение коммунистов.

«Дилетанты»

Российский эксперт по вопросам Южного Кавказа Андрей Епифанцев тоже считает, что Россия не аннулирует договор. В беседе с Первым Информационным он отметил, что вероятность не нулевая, а даже ниже нулевой, что Кремль примет предложение коммунистов.

Эрдоган загоняет себя в угол

Эрдоган возвращается к Западу

После шести веков любви и ненависти

Две мишени — Эрдоган и Путин

Yeni Safak 10.12.2015 «Это предложение сделали дилетанты, которые не знают, о чем говорят, и не несут ответственность за последствия, которые будут в случае принятия этого предложения. По крайней мере, можно отметить две причины. В первую очередь, договор разрывают и предъявляют территориальные требования не тогда, когда хотят (в данном случае разрыв отношений означает предъявление территориальных требований Турции), а когда возникают серьезные международные предпосылки того, когда это можно сделать. Сегодня нет никакой возможности для предъявления территориальных требований Турции, и для их реализации»,— сказал Епифанцев.

«В 1945 году Советский Союз уже однажды предъявил территориальное требование Турции,— напомнил наш собеседник,— а это ни к чему хорошему не привело, только имело отрицательные последствия для России, поскольку Турция по этой причине «упала в объятия НАТО», и мир во всем мире был поставлен под угрозу атомной войны. Поэтому сегодня предъявление такого требования приведет Турцию к наихудшим последствиям».

Политолог Модест Колеров в свою очередь сказал: «Россия денонсировать их не будет. В первую очередь, потому, что границы Турции сейчас прямо не затрагивают интересы Турции, а во-вторых, эти территории вскоре перестанут быть территорией Турции и возлагать на себя ответственность за ее распад — нелепо».

Читайте так же:  Купить полиса осаго с печатями

«Развал Турции», по словам Колерова, инициировали Соединенные Штаты, создавая Курдистан, и ни Грузия, ни Армения в экономическом, демократическом, и военном плане не готовы к формированию новых границ с Турцией, и ещё менее они готовы осознать появление там Курдистана.

Таким образом, оба собеседника убеждены, что Россия не пойдет на полный разрыв отношений с Турцией, следовательно, пока что не будет ставиться вопрос пересмотра Московского/Карсского договора. По мнению Епифанцева, Россия и Турция, правда, являются конкурентами в регионе, но не врагами, так что, российско-турецкие отношения в ближайшее время полностью не урегулируются, и не заморозятся. «Это не та ситуация, когда мы объявляем войну друг другу».

Интересно, что наряду со всем этим, русские пытаются торги с турками относительно армянских территорий представить, как доброе дело для армян. В конце беседы Андрей Епифанцев заявил, что разрыв отношений Турции и России будет иметь «катастрофические последствия» также и для Армении, поскольку в случае аннулирования Московского договора Армения будет вынуждена вернуться к Александропольскому договору. Оправдание Модеста Колерова получилось не менее оригинальным. Политолог в передаче Карса обвинил «членов Дашнакцутюн, руководящих Арменией». Ну да, русские «ни в чем не виноваты», они всего лишь дали правовую формулировку этому.

Соответствующее отношение

Шум последних месяцев вокруг Московского/Карсского договора является ярким проявлением политического оппортунизма, который полностью исходит в рамках формулы «Россия — вечный друг армян, Турция — вечный враг», пропагандируемой в последние два столетия со стороны российской империи и ее прислужников. В Ереване многие справедливо заметили, что, когда путинская Россия всего лишь 2-3 года назад была почти в братских отношениях с Турцией Эрдогана, в Москве никто не вспоминал о неосуществимой мечте армян — о возвращении Арарата, никто не думал, что эти отношения могут быть во вред интересам стратегического союзника — Армении. Но когда отношения Москвы и Анкары резко ухудшились, наши друзья русские моментально «записались фидаинами», чтобы освободить наши исторические земли. Эти пустые ожидания от России никоим образом не делают Армению политическим субъектом, а оставляют ее в статусе объекта. Поэтому правильное отношение к этим спекуляциям становится необходимостью. Вопрос Московского/Карсского договора не в плоскости Армения-Турция, а в плоскости Россия-Турция. Армения, как суверенное государство, должно иметь свою собственную повестку дня, чтобы построить отношения с Турцией.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Карсский договор

Правительство Российской Социалистической Федеративной Советской Республики Якова Ганецкого, Полномочного Представителя в Латвии, каковые после обмена полномочиями, найденными в надлежащей и законной форме, согласились о нижеследующем:

  • Статья 1.Правительство Великого Национального Собрания Турции и Правительства Социалистических Советских Республик Армении, Азербейджана и Грузии считают отмененными и не имеющими силы договоры, заключенные между государствами, раньше осуществлявшими свои суверенные права на территории, входящей ныне в состав территории договаривающихся сторон, касающиеся вышеупомянутых территорий, а равно и договоры, заключенные с третьими державами относительно Закавказских Республик.

Считается установленным, что настоящая статья не применяется к Турецко-Русскому договору, заключенному в Москве 16 марта 1921 г.

Договаривающиеся стороны соглашаются не признавать никаких мирных договоров или иных международных актов, к принятию которых понуждалась бы силою одна из них. В силу этого, правительства Социалистической Советской Республики Армении, Азербейджана и Грузии соглашаются не признавать никаких Международных актов, касающихся Турции, и не признанных Национальным Правительством Турции, представленной ныне ее Великим Национальным Собранием. (Под понятием Турции в настоящем договоре подразумеваются территории, включенные в Национальное Турецкое Соглашение от 8 января 1920 г. (1336), выработанное и провозглашенное Оттоманской палатой депутатов в Константинополе и сообщенное прессе и всем Державам). Со своей стороны Правительство Великого Национального Собрания Турции соглашается не признавать никаких международных актов, не признанных соответствующими Правительствами этих стран, представленные ныне советами Армении, Азербейджана и Грузии.

Правительства Социалистических Советских Республик Армении, Азербейджана и Грузии, считая режим капитуляции не совместимым с свободным национальным стремлением всякой страны, равно как и с полным осуществлением ее суверенных прав, считают потерявшими силу и отмененными всякого рода действия и права, имеющие какое либо отношение к этому режиму.

Северо-Восточная граница Турции (согласно карте Русского Генерального Штаба масштабов 1/21000-5 верст в дюйме) определяется линией, которая начинается у деревни Сарп, расположенной на Черном море, проходит через гору Хедис-Мта, линию водораздела горы Шавшет гору Канин Даг, она следует затем по старым северным административным границам Арданского и Карского санжаков по тальвегу рек Чай и Арак устья Нижнего Карса-Су. (Подробное описание границ и вопросы, к ней относящиеся, определены в приложении 1-м и 2-м и на прилагаемой карте, подписанной обоими договаривающимися сторонами). В случае разногласия между текстом договора и картой, решающее значение придается тексту. Подробное определение и проведение государственной границы в натуре, равно как и установка пограничных знаков производится смешанной пограничной комиссией с одинаковым числом членов (от договаривающихся сторон) и с участием представителя РСФСР.

Правительство Турции и Правительство Советской Армении и Азербейджана соглашаются, что Нахичеванская область в границах, определенных в приложении 3 настоящего договора, образует автономную территорию под покровительством Азербейджана.

Турция соглашается уступить Грузии сюзеренитет над городом и портом Батума и территорией, лежащей к северу от границы, указанной в ст. 4 настоящего договора, и составляющей часть Батумского округа, при условии, что 1) население местностей, указанных в настоящей статье, будет пользоваться широкой местной автономией в административном отношении, обеспечивающей каждой общине ее культурные и религиозные права, и что населению будет предоставлена возможность установить в указанных местностях земельный закон, соответствующий его пожеланиям. 2) Турции будет предоставлен свободный транзит всех товаров, отправляемых в Турцию или из нее, через Батумский порт, беспошлинно, без учинения каких либо задержек и без обложения их какими бы то ни было сборами, с предоставлением Турции права пользоваться Батумским портом без взимания за то специальных сборов. Для проведения в жизнь этой статьи будет немедленно после подписания настоящего договора образована Комиссия из представителей договаривающихся сторон.

Правительство Советской Социалистической Грузии и Правительство Национального Собрания Турции соглашаются облегчить жителям пограничной зоны переход границы, с условием соблюдения таможенных, полицейских и санитарных правил, которые будут установлены по этому поводу Смешанной Комиссией.

Правительство Социалистической Советской Республики Грузии и Правительство Великого Национального Собрания Турции, принимая во внимание необходимость для жителей пограничных местностей обоих стран пользоваться летним и зимним пастбищем, находящимся по другую сторону границы, согласились предоставить этим жителям право перехода через границу их стадам и пользоваться обычными пастбищами. Таможенное правило, равно как и полицейские, санитарные и другие мероприятия для перехода через границу будут установлены Смешанной Комиссией.

Дабы обеспечить открытие проливов и свободное прохождение через них для торговых сношений всех народов, Турция и Грузия соглашаются передать окончательную выработку международного статута Черного моря и проливов особой Конференции из делегатов прибрежных стран, при условии, что вынесенные ею решения не нанесут ущерба Полному Суверенитету Турции, равно как и безопасности Турции и ее столицы Константинополя.

Договаривающиеся стороны соглашаются не допускать образования или пребывания на своей территории организаций или групп, претендующих на роль правительства другой страны, или часть ее территории, равно как и пребывание групп, имеющих целью борьбу с другим государством. Считается установленным, что под турецкой территорией, упомянутой в настоящей статье, подразумевается территория, находящаяся под непосредственным военным и гражданским управлением Правительства Великого Национального Собрания Турции.

На граждан обоих договаривающихся сторон, находящихся на территории другой стороны, будут распространяться все права и обязанности, вытекающие из законов страны, в коей они находятся, за исключением обязанностей по национальной обороне, от коих они будут освобождены. Вопросы, касающиеся семейного права, права наследственного и дееспособности граждан обоих сторон, также составляют исключение из постановлений настоящей статьи. Они будут разрешены особым соглашением.

Обе договаривающиеся стороны согласны применить принципы наибольшего благоприятствования граждан каждой из договаривающихся сторон, пребывающих на территории другой стороны. Настоящая статья не применяется к правам, предоставленным взаимно Советскими Республиками на своей территории гражданам союзных Советских Республик, равно как и к правам, предоставленным Турцией гражданам Мусульманских стран, союзных Турции.

Всякий житель территорий, составлявших до 1918 г. часть России, и признанных находящимися ныне под суверенитетом Турции, имеет право, если пожелает, выйти из турецкого гражданства, свободно покинуть Турцию и взять с собой свои вещи, свое имущество или их стоимость. Подобно этому, все жители территорий, суверенитет над которыми был Турции уступлен Грузии, имеют право, если пожелают, выйти из Грузинского гражданства, свободно покинуть территорию Грузии и взять с собою свои вещи, свое имущество или их стоимость. Жители, упоминаемые в вышеуказанной статье, будут пользоваться месячной отсрочкой от воинской повинности, с момента, с которого они изъявят желание оставить упомянутые территории.

Договаривающиеся стороны обязуются заключить в течении 6 месяцев со дня подписания настоящего договора, специальные соглашения, касающиеся беженцев войны 19181920 гг.

Каждая из договаривающихся сторон обязуется объявить немедленно после подписания настоящего договора полную амнистию гражданам другой стороны за преступления и проступки, вытекающие из военных действий на Кавказском фронте.

Договаривающиеся стороны согласны в течении 2-х месяцев, со дня подписания настоящего договора, возвратить старых военнопленных и гражданских пленных, находящихся на территории одной из договаривающихся сторон.

В целях обеспечить непрерывность сношения между своими странами, договаривающиеся стороны обязуются принять, путем совместного согласования, все необходимые меры в целях сохранения и развития в возможной скорости железнодорожных, телеграфных и иных средств сообщения, равно как и обеспечить свободное передвижение людей и товаров между обоими странами без всяких задержек. Однако, признается, что в отношении передвижения, въезда и выезда, как путешественников, так и товаров, будут полностью применяться установленные в каждой стране на этот счет правила.

Читайте так же:  Залог на недвижимость не устанавливается

В целях установления торговых сношений и регулирования всех экономических и финансовых или других вопросов, необходимых для укрепления дружественных отношений между договаривающимися странами, будет образована, немедленно после подписания настоящего договора в Тифлисе, комиссия из представителей заинтересованных стран.

Договаривающиеся стороны обязуются закончить в течение 3-х месяцев, со дня подписания настоящего договора, Консульские Конвенции.

Настоящий договор, заключенный между Правительствами Турции, Армении, Азербейджана и Грузии, подлежит ратификации. Обмен ратификациями состоится в Эривани в возможно кратчайший срок. Настоящий договор вступит в силу с момента ратификации за исключением статей 6, 14, 15, 16, 18, и 19, которые вступят в силу немедленно после подписания договора. В удостоверение изложенного вышеупомянутые уполномоченные подписали настоящий договор и скрепили его своими печатями. Составлено в пяти экземплярах в Карсе 13 октября 1921 г. (1337).

подп. Асканаз Мравиан, подп. Киазим Кара Бекир подп. Погос Макинзиан, подп. Вели Бей подп. Бебут Шахтахтинский, подп. Муштар Бей подп. Шалва Элиава, подп. Мемду Шеврет Бей подп. Александр Сванидзе, подп. Ганецкий.

Северовосточная граница Турции установлена нижеследующим образом: (согласно карте русского Генерального Штаба масштабом 1/2100005 верст в дюйме). Деревня Сарп на Черном море гора Кара-Шальварт (5.014) по водоразделу рек по направлению к (Р.П.), к северу от деревни В.Марадиди пересекает Чорох к северу от деревни В.Марадиди и проходит затем севернее к деревне Сабур гора Хедис Ита (7.052), гора Ква-Кибе деревня Кавтерети линия водораздела горы Медзибна гора Герат Кессун (6.468) следуя по линии водораздела горы Корда (7.910) выходит по западной части хребта горы Хребет Шавшетского к прежней административной границе бывшего Артвинского округа проходя по линии водораздела горы Шашнетской, выходит на гору Сары-Чай (Кар-Иссал) (8478) перевал Квиральский, оттуда выходит на прежнюю административную границу бывшего Ардаганского округа у горы Кани Даг оттуда направляясь к северу, доходит до горы Тлил (грмали) (8357) следуя по той же границе Ардаганского округа, выходит к северо-востоку от деревни Баделла, к реке Посхов-Чай, и следует по этой же реке к югу до пункта деревни Чанчак, там оставляет эту реку и идя по линии водораздела выходит на гору Априльянт-Баши (8.512) проходит по горам Келле-Тапа (8463), Карман-Тапа (9.709) достигает горы Касрис-Сери (9.681) отсюда следует по реке Карзамет-Чай до реки Куры, отсюда идет по тальвегу реки Курш до пункта, что к востоку деревни Картанакев, где отходит от Куры, проходя по линии водораздела горы Кара-Оглы (7.259), оттуда, разделяя на две части озеро Хазапин, выходит к высоте 7.580 (7.560), а оттуда к горе Гек-Даг (9.152) Уч.-Тапалар (9.783), где кончается граница с Грузией начинается граница с Арменией: Тайа-Кала (9.716) вершина 9.065 где покидает прежнюю границу Ардаганского округа и проходит по горе Бол-Ак-Баба (9.973 или 9.963) 8.828 или 8.827 7.602 отсюда по прямой линии к вершине 7.518 проходя на восток от деревни Ибиш, затем к горе Кизильдаш (7.439 или 7.440 или 7.490) деревня Новый Казил-Даш, отсюда следуя по реке, которая протекает через Новый Казил- Даш до его изгиба, расположенного к северо-западу от Карамемеда, следует по линии водораздела и выходит на реку Джамушбу-Чай, расположенную к востоку от деревень: Делавер, Б.Кмлы и Тикнис (через деревни Вартанлы и Баш-Шурагель, следуя по упомянутой реке, выходит к реке Арид-Чай к северу от Кислалаши Калали оттуда следуя все время по тальвегу Арпа-Чай, выходит к Араксу следуя по тальвегу Аракса до деревни Урмия, где кончается граница с Арменией и начинается граница с Азербейджаном и следует затем по тальвегу Арабса до впадения в него Нижнего-Кара-Су, где кончается граница с Азербейджаном. Разумеется, что граница следует по линиям водоразделов вышеуказанных высот.

Принимая во внимание, что пограничная линия следует по тальвегам рек: Арпа-Чай и Аракса, как это указано в приложении I, Правительство Великого Национального Собрания Турции обязуется отодвинуть лишь линию блокгаузов на расстоянии 8 верст от железной дороги Александрополь-Эривань в настоящем ее начертании в районе Арпа-Чай и на расстояние 4 верст от вышеупомянутой железнодорожной линии в районе Аракса. Линии, ограничивающие вышеупомянутые районы, указаны ниже для зон Арпа-Чай пункта А и Б 1 и для зоны Аракса в 2. I. Зона Арпа-Чай А) К югу востоку от Вартанлы к востоку от Узун-Килисса через гору Бозяр (5.096) 5.0825.047 к востоку от Камир-Банк-Уч-Тапа (6478 или 5578) к востоку от Арас-Оглу к востоку от Али, достигает Арпа-Чай к западу от Еникей. Б) Отходит снова от Арпа-Чай к востоку от высоты 5019 идет прямо к высоте 5481 в четырех с половиной верстах к востоку от Кызыл-Кула в двух верстах к востоку от Боджалы — затем река Дигор-Чай следует до этой реки до деревни Дуз-Кечут идет прямо к северу от развалин Карабаг и выходит на Арпа-Чай. II. Зона Аракса Прямая линия между Хараба-Алиджан и деревней Сулиман Диза. В зонах, ограниченных с одной стороны линией железной дороги Александрополь-Эривань и другой линиями, расположенными на расстоянии 8 и 4 верст от вышеуказанной железнодорожной линии. Правительство Великого Национального Собрания Турции обязуется не возводить каких бы то ни было фортификационных укреплений, (эти линии расстояния находятся вне указанных зон) и не содержат в них регулярных войск, однако оно сохраняет право иметь в указанных зонах войска, необходимые для поддержания порядка, безопасности и для административных надобностей.

подп. Асканаз Мравиан, подп. Киазим Кара Бекир подп. Погос Макинзиан, подп. Вели Бей подп. Бебут Шах-тахтинский, подп. Муштар Бей подп. Шалва Элиава, подп. Мемду Шеврет Бей подп. Александр Сванидзе, подп. Ганецкий.

Территория Нахичевани Деревня Урмия, отсюда по прямой линии станция Араждаян (оставляя ее Социалистической Советской Республикой Армении), затем по прямой линии к горе Даш-Гурун западной (3142) линия водораздела горы Даш-Гурун восточной (4108) проходит через реку Джагаганам-Дараци к югу Родней (Булак юг), следует по линии водоразделов горы Багарсик (6607) или 6587 и отсюда следует по административной границе прежнего Эриванского округа и Шарур-Дара-Лажез через высоту 6629 к горе Кемурлу-Даг (6839 или 6930) и отсюда к высотам 3080 Саят-Даг (7868) деревня Курт-Кула, Кьюрт-Кулаг гора Гамесур-Даг (8160 высота 8022 Куки-Даг (10282) и восточная административная граница прежнего Нахичеванского округа.

подп. Асканаз Мравиан, подп. Киазим Кара Бекир подп. Погос Макинзиан, подп. Вели Бей подп. Бебут Шах-тахтинский, подп. Муштар Бей подп. Шалва Элиава, подп. Мемду Шеврет Бей подп. Александр Сванидзе, подп. Ганецкий.,

Договор ратификован ВЦИК 16 марта 1922 г.

Каррский договор

Карсский договор 1921 был заключен 13 октября в Карсем между Азрбайджанской ССР, Армянской ССР и Грузинской ССР с одной стороны и Турцией с другой, при участии РСФСР. Договор почти полностью повторял пункты Московского договора 1921 года. Договор состоял из преамбулы, 20 статей и 3 приложений. Согласно I ст., считались утратившими силу договоры, которые были заключены между правительствами, осуществлявшими в прошлом суверенность на территории договаривающихся сторон. Тем самым признавался аннулированным также и Александропольский договор 1920 года. Признавались недействительными те договоры, которые были заключены с третьими государствами и касались республик Закавказья, но это однако не распространялось на Московский договор 1921 года, заключенный между РСФСР и Турцией. 2-ая статья была особенно важна для Турции, поскольку согласно этой статье, стороны не признавали никакой договор или международный акт, который мог быть навязан посредством силы. Это означало, что Советская Армения не признавала Севрский мирный договор 1920 года. По 3-й статье аннулировался капитуляционный режим. 4-ая статья определяла границу между Турцией и республиками Закавказья (более подробное описание границы давалось в приложениях 1 и 2). Согласно статье 5, правительства Турции, Азербайджана и Армении соглашались, что Нахичеванская область (с границами, указанными в приложении 3) образуют автономную республику под покровительством Азербайджана. 6,7,8,9 статьи относились к взаимоотношениям Турции и Грузии, согласно которым Турция уступала Грузии право суверенитета в отношении города Батуми с условием, что местные жители будет пользоваться самостоятельностью, а Турция удерживает за собой право пользоваться Батумским портов без отдельной платы (6 ст.). Турция и Грузия обязывались облегчить передвижение через границу жителей приграничной зоны (7 ст.)

Согласно 10-й статье стороны обязывались не допускать существования на своих территориях таких групп или организаций, которые имели цель борьбы с договоренными стороны. Остальные статьи определяли правовое положение граждан сторон, устанавливали порядок обмена пленными, касались упорядочения экономических, финансовых и прочих вопросов, заключения консульских соглашений и т. д. Карсский договор в основном повторял захватнические положения Московского договора 1921 года, который ущемлял жизненные интересы Армении. Карсский договор подписали: от имени правительства Армянский ССР — нарком иностранных дел А. Мравян и нарком внутренних дел П. Макинцян; от имени правительства Азербайджанской ССР — нарком по военно-морским делам Ш. Элиава и нарком иностранных дел и финансов А. Сванидзе; от имени собрания Турции —командующий Восточным фронтом Кязим Карабскир паша, депутат Национального собрания Вели бей, бывший помощник министра общественных работ Мухтар бей, полномочный представитель Турции в Азербайджане Мемдух Шевкет, от имени правительства РСФСР Я. Ганецкий.

Список литературы: Энциклопедия «Армянский вопрос». Ереван.1996 .