Экологическая экспертиза инвестиционного проекта

Нужна ли государственная экологическая экспертиза проектной документации?

Ключевые вопросы

Квалификация экспертов, привлекаемых для экспертизы проектной документации, и экспертов ГЭЭ

Экологическая оценка инвестиционного проекта

В соответствии с ч. 2 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в ред. от 18.06.2017; далее — ГрК РФ) проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Согласно ч. 1 ст. 49 ГрК РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, которая проводится в форме государственной или негосударственной экспертизы.

Предметом экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в т.ч. санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в ред. от 29.12.2015; далее — Федеральный закон № 174-ФЗ) экологическая экспертиза — установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Федеральным законом № 174-ФЗ предусмотрена государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий, на Байкальской природной территории, а также проектной документации объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I–V классов опасности, искусственных земельных участков на водных объектах (далее — ГЭЭ проектной документации).

В настоящее время ГЭЭ проектной документации фактически дублирует экспертизу проектной документации объектов капитального строительства, что значительно увеличивает как сроки проведения двух независимых экспертиз, так и соответствующие финансовые затраты на их проведение.

Согласно Федеральному закону от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 219-ФЗ) с 01.01.2018 ГЭЭ будет подлежать, наряду с проектной документацией вышеназванных объектов, проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории.

Федеральным законом № 219-ФЗ также внесены соответствующие изменения в ч. 5 ст. 49 ГрК РФ. Так, с 01.01.2018 при проведении экспертизы оценка соответствия проектной документации экологическим требованиям не проводится.

Реализация указанных изменений в законодательстве, с точки зрения автора, приведет к дополнительным административным барьерам при экспертизе проектной документации.

Возникает естественный вопрос: почему ГЭЭ проводится исключительно в Российской Федерации, а также в некоторых странах СНГ и отсутствует в западных странах? Хотя экспертиза проектной документации там, как и в России, обязательна. Неужели в западных странах меньше заботятся о сохранении условий проживания своего населения? Конечно же нет! Они просто не такие богатые, чтобы оплачивать сразу две экспертизы.

Экологическая экспертиза инвестиционного проекта

Экологическая экспертиза является одним из жизненно важных способов выявления влияния любых аспектов человеческой деятельности на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и предусматривает тем самым реализацию конституционного права субъектов Российской Федерации на совместное с Российской Федерацией ведение вопросов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Экологическая экспертиза — это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

Экологическая экспертиза основывается на принципах: презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности; обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы; комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы; достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу; независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы; научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы; гласности, участия общественных организаций, учета общественного мнения; ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

В Российской Федерации осуществляются государственная и общественная экологические экспертизы.

Действующими нормативными актами определены два основных механизма, целью которых является учет воздействия деятельности на окружающую среду при принятии решений. Это экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду.

Экологическая экспертиза, государственная или общественная проводится специальной комиссией по окончании подготовки проектной документации. Эта комиссия должна сделать вывод о возможности или невозможности осуществления намечаемой деятельности. Положительное заключение государственной экспертизы является необходимым условием реализации проекта.

Согласно Закону «Об экологической экспертизе» заказчик представляет на экологическую экспертизу «материалы оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности» для любого проекта.

На стадии государственной экологической экспертизы, общественности также предоставляется право на получение информации: о результатах проведения государственной экологической экспертизы; о нормативно-технических документах, которые устанавливают требования к проведению государственной экологической экспертизы.

Государственная экологическая экспертиза. Государственная экологическая экспертиза, в том числе повторная, проводится при условии соответствия формы и содержания представляемых заказчиком материалов требованиям законодательства, установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе представляемых материалов: документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, в объеме, который определен в установленном порядке, и содержащей материалы оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственною и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе; положительных заключений и документов согласований органов федерального надзора и контроля с органами местного самоуправления, получаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; заключений федеральных органов исполнительной власти по объекту государственной экологической экспертизы в случае его рассмотрения указанными органами и заключений общественной экологической экспертизы в случае ее проведения; материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы гражданами и общественными организациями, организованных органами местного самоуправления.

Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией, образованной специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы для проведения экологической экспертизы конкретного объекта.

Результатом проведения государственной экологической экспертизы является заключение государственной экологической экспертизы.

Положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы.

В случае отрицательного заключения государственной экологической экспертизы заказчик вправе представить материалы на повторную государственную экологическую экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний, изложенных в данном отрицательном заключении. Заключения государственной экологической экспертизы могут быть оспорены в судебном порядке.

Заказчики документации, подлежащей экологической экспертизе, обязаны: представлять на экологическую экспертизу требуемую документацию в соответствии с законодательством, и том

числе на повторное проведение государственной экологи

ческой экспертизы; оплачивать проведение государственной экологической экспертизы; передавать специально уполномоченным государственным

органам в области экологической экспертизы и обществен

ным организациям, организующим прoведение экологической экспертизы, необходимые матери-алы, сведения, расчеты, дополнительные разработки относительно объектов экологической экспертизы; осуществлять намечаемую хозяйственную и иную деятельность в соответствии с документацией, получившей положительное заключение государственной экологической эк-спертизы; передавать данные о выводах заключения государственной экологической экспертизы в банковские организации для открытия финансирования реализации объекта государственной экологической экспертизы.

Общественная экологическая экспертиза. Граждане и общественные организации в об-ласти экологической экспертизы имеют право: выдвигать предложения об общественной экологической экспертизе хозяйственной и иной деятельности, реализация которой затрагивает экологические интересы населения, проживающего на данной территории; направлять в письменной форме специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы аргументированные предложения по экологическим

аспектам намечаемой хозяйственной и иной деятельности; получать от специально уполномоченных государственных органов в области экологической экспертизы, организующих проведение государственной экологической экспертизы конкретных объектов экологической экспертизы, ин информацию о результатах ее проведения; осуществлять иные действия в области экологической экспертизы, не противоречащие законодательству РФ.

Общественная экологическая экспертиза может проводиться в отношении объектов, подлежащих государственной экологической экспертизе, за исключением объектов экологической экспертизы, сведения о которых составляют государственную, коммерческую тайну.

Похожие вопросы

  • Управление проектамиЭкологическаяэкспертизапроектов
    Положительное заключение государственной экспертизы является необходимым условием реализации проекта. Согласно Закону «Об экологическойэкспертизе» заказчик.
  • Управление проектамиЭкспертиза строительных проектов
    Экологическаяэкспертизапроектов. Экологическаяэкспертиза является одним из жизненно важных способов выявления вли.
  • Социальная экология — Экологическаяэкспертиза.
    ФЗ «Об экологическойэкспертизе» различает 2 вида экологическойэкспертизы: государственная экологическаяэкспертиза и общественная экологическаяэкспертиза.
  • Управление проектами — Цели и содержание контроля проекта
    Экологическаяэкспертизапроектов. Экологическаяэкспертиза является одним из жизненно важных способов выявления вли.
  • Шпаргалки по управлению проектами
    Экологическаяэкспертизапроектов. Экологическаяэкспертиза является одним из жизненно важных способов выявления влияния л. подробнее ».
  • Бизнес-планирование — Окружающая среда при осуществлении.
    При подготовке инвестиционного проекта, являющегося объектом экологическойэкспертизы, необходимо провести оценку воздействия на окружающую среду.
  • Шпаргалки по социальной экологии
    Экологическаяэкспертиза. Экологическаяэкспертиза — это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельност. подробнее ».
  • Экологическое право — Экологическаяэкспертиза: понятие и виды
    Выделяют два вида экологическойэкспертизы: государственная экспертиза, организуемая и проводимая исключительно
    2) проекты международных договоров и правовых актов РФ
  • Экологическое право — Нормативы в области охраны окружающей.
    Экологическаяэкспертиза: понятие и виды.
    Проекты нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ разрабатываются самими предприятиями.
  • Экологическое право — Лицензирование: понятие и виды
    Экологическаяэкспертиза: понятие и виды. Экологическаяэкспертиза – установление соответствия планируемой хозяйственной и иной деятельн.

найдено похожих страниц:10

Экологическая экспертиза проекта строительства

Подготовка и согласование экологической документации, проведение инженерных изысканий и гарантия прохождения экологической экспертизы проектов строительства – от специалистов компании «ЭкоЭксперт».

Экологическая экспертиза проекта строительства проводится для обеспечения охраны окружающей среды от хозяйственной деятельности человека и, одновременно, для предупреждения негативного воздействия среды на возводимое строение. Она может проводится как государственными, так и независимыми организациями, имеющими соответствующую аккредитацию, и в обоих случаях финансируется заказчиком строительства. Положительное заключение эксперта позволяет продолжить реализацию проекта и ввести его в эксплуатацию в запланированных объемах и сроках. Отрицательное, наоборот, исключает дальнейшее производство работ и получение разрешений на строительство от государственных и муниципальных органов власти.

Читайте так же:  Федеральный закон 231 от 21072018

10.3. Экологическая экспертиза проектов

10.3.1. Основные понятия и принципы

Экологическая экспертиза [9] является одним из жизненно-важных способов выявления влияния любых аспектов человеческой деятельности на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и предусматривает тем самым реализацию конституционного права субъектов Российской Федерации на совместное с Российской Федерацией ведение вопросов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Экологическая экспертиза — это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

Принципы экологической экспертизы

Принципы экологической экспертизы распространяются гораздо шире, чем принципы экспертизы инвестиционных проектов, поскольку затрагивают гораздо большее пространство человеческой деятельности. Законодательной основой экологической экспертизы являются такие основополагающие правовые акты, как Конституция Российской Федерации, Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды», Федеральный Закон «Об экологической экспертизе» и прочих законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Экологическая экспертиза основывается на принципах:

презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;

комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;

обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;

достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;

независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;

научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;

гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;

ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

В Российской Федерации осуществляются государственная и общественная экологические экспертизы.

Действующими нормативными актами определены два основных механизма, целью которых является учет воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду при принятии решений. Это экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду (в различных публикациях часто используется аббревиатура ОВОС).

Экологическая экспертиза, государственная или общественная, проводится специальной комиссией по окончании подготовки проектной документации. Эта комиссия должна сделать вывод о возможности или невозможности осуществления намечаемой деятельности. Положительное заключение государственной экспертизы является необходимым условием реализации проекта. Экологическая экспертиза обязательна практически для любой намечаемой деятельности, включая не только проекты строительства определенных объектов, но и проекты программ, планов, нормативных актов и т. д. Одним из немногих исключений являются проекты строительства отдельных зданий, осуществляемые в соответствии с ранее утвержденным генпланом. Оценка воздействия должна проводиться на более ранней стадии проектного цикла — в процессе подготовки проектной документации. Однако она обязательна лишь для определенного круга крупных и экологически опасных объектов.

Основным источником информации о намечаемой деятельности является заказчик проектной документации. На стадии подготовки документации заказчик обязан информировать общественность путем проведения общественных слушаний или обсуждения в средствах массовой информации.

Согласно Закону «Об экологической экспертизе» заказчик представляет на экологическую экспертизу «материалы оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности» для любого проекта.

На стадии государственной экологической экспертизы, общественности также предоставляется право на получение информации:

о результатах проведения государственной экологической экспертизы;

о нормативно-технических документах, которые устанавливают требования к проведению государственной экологической экспертизы.

Экологическая экспертиза проекта

Сделал проект электроснабжения дома в деревне. Проектировщики сказали, что работы вести уже можно, но надо везти проект на экологическую экспертизу, без неё не примут работы. За экспертизу придется выложить больше, чем за проект. Что экологического можно найти в проекте электроснабжения? Или это просто способ «доения» застройщиков?

Экологическая экспертиза проекта электроснабжения не требуется, по закону об экологической экспертизе требуется проведение такой экспертизы по проекту строительства обьекта в целом (водоснабжение,канализование,электроснабжение и т.д).Насчет частного дома необходимо уточнить в отделе экологической эспертизы Ростехнадзора по подведомственности территории.По закону государственная экологическая экспертиза бесплатная,но придется оплатить услуги привлекаемых экспертов.

Экологическая экспертиза инвестиционного проекта

4. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы» № 698 от 11.06.1996 г. (ред. 13.02.14) [Электронный ресурс]: — (дата обращения: 29.03.15) — СПС‹‹Консульнтант Плюс››.

5. Приказ Госкомэкологии России «Об утверждении Перечня нормативных документов, рекомендуемых киспользованию при проведении ГЭЭ и при составлении экологическогообоснования хозяйственной и иной деятельности»от 25.09.2013, № 397[Электронный ресурс]: — (дата обращения: 08.04.15) — СПС‹‹Консульнтант Плюс››.

6. Приказ Госкомэкологии России «Об утверждении Регламента проведения ГЭЭ»от 17.06.2010 № 280 [Электронный ресурс].(дата обращения: 03.04.15) — СПС‹‹Консульнтант Плюс››.

7. Инструкция о порядке проведения государственной экспертизы проектов строительства. Система нормативных документов в строительстве. Руководящий документ. РДС И-201-95. Госстрой РФ. М., 2012.[Электронный ресурс]. — URL: http://www.gosthelp.ru/text/RDS1120195Instrukciyaopor.html(дата обращения: 03.04.15).

8. Инструкция по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности от 29.12.2011, № 539. — М.: БЕК, 2011, 324 с.

9. Методические указания по проведению государственной экологической экспертизы. Главная экологическая экспертиза. — М.: БЕК, 2014, 93 с.

10. Арустамов Э. А. Природопользование. 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательский Дом «Дашков и К». 2010.-284 с.

11. Бринчук М.М. Экологическое право. — М.: Юристъ. 2011. — 236 с.

12. Бринчук М. М. и др. Комментарии к федеральному закону «Об экологической экспертизе». — М.: Космо, 2013, 98 с.

13. Букс И. И., Фомин С. А. Экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду. — М.: Дело,2011. — 243 с.

14. Ерофеев Б. В. Экологическое право России. — М., 2012. — 648 с.

15. Матвеев А.В., Котов В.П. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза. — СПб:СПбГУАП. 2014. — 104с.

16. Крассов О. И. Экологическое право. — М.: Дело, 2011. — 350 с.

17. Компания «Штокман» [Электронный ресурс]. -URL:http://www.shtokman.ru/ (дата обращения: 09.04.15).

18. ОАО «Газпром» [Электронный ресурс]. — URL:http://www.gazprom.ru/about/production/projects/deposits/shp/environmental-safety/ (дата обращения: 09.04.15).

19. Полковников А.В.Управление проектами. — М.: Олимп-Бизнес, 2013. — 203 с.

20. Реймерс Н. Ф. Природопользование. — М.: МысльЮ2010. — 637 с.

21. Управление проектами. / Под общ.ред. И.И. Мазура.- М.:Омега-Л,2013.- 960с.

22. Управление Росприроднадзора по Мурманской области [Электронный ресурс]. — URL:http://www.rpn.mels.ru/news-20130419-1.html (дата обращения: 09.04.15).

23. Фомин С.Л. Экологическая экспертиза (под общей ред. В.И. Данилова-Данильяна) — М.:МНЭПУ, 2014.-546 с.

24. Фомин С.А Государственная экологическая экспертиза. — М.: Юристъ.2012. — 201 с.

25. Хотулева М. В., Черп О. М. и др. Как организовать общественную экологическую экспертизу. Рекомендации для общественных организаций. — М.: МНЭПИ, 2014. — 112 с.

Учебно-методический комплекс Дисциплины «Экологическая экспертиза и аудит»

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

Институт естественных наук

Дисциплины «Экологическая экспертиза и аудит»

Блок дисциплин М2.В3

Направление – 022000.68 «Экология и природопользование» профиль «Окружающая среда и здоровье человека»

Институт естественных наук

Форма обучения – очная

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

Институт естественных наук

на заседании учебно-методической

комиссии Института естественных наук

«_7_» сентября 2012 г.

РАБОЧАЯ учебная ПРОГРАММА

Дисциплины «Экологическая экспертиза и аудит»

Блок дисциплин М2.В3

Направление – 022000.68 «Экология и природопользование» профиль «Окружающая среда и здоровье человека»

Институт естественных наук

Форма обучения – очная
Семестр – В

Всего учебных занятий – 108 часов

Аудиторных 48 часа, из них:

Семинарских занятий – 10 часов;

Практических занятий – 24 часа.

Самостоятельных – 70 часа;

Промежуточный контроль – контрольная работа

Итоговый контроль – зачет

лист согласования и утверждения рабочей программы

доцент кафедры экологии, к.б.н. ____________ С.Н. Плюснин

Рабочая программа составлена на основании ФГОС ВПО и учебного плана

по направлению 022000.62 «Экология и природопользование»

Рабочая программа рассмотрена и одобрена

на заседании кафедры экологии

Протокол заседания №___ от «___»_______2012 г.

д.б.н. ____________ А.А. Москалёв

Директор Института естественных наук

к.б.н. _____________ И.Н. Юранёва

(подпись)
КАРТА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
Дисциплина «Экологическая экспертиза и аудит»

Направление 022000.68 «Экология и природопользование»

Институт естественных наук

Форма обучения – очная

Блок дисциплин – М2.ДВ2

Законодательство Российской Федерации.

Сентябрь 2006г. (Электронный ресурс). М., 2006г.

Бринчук М.М. Правовая охрана атмосферного воздуха

М., 1985г.
Емельянов А.Г. Основы природопользовании.

М., 2004г.
Виноградов А.Ю. Экологическое право: Краткий курс

лекций. М., 2004г.
.Географическое обоснование экологических экспертиз. М., 1985г.
Гличенко А.К. Экологический контроль: теория, практика правового регулирования. М., 1991г.
Гражданский Кодекс Российскрй1 Федерации: по

Сост. На 1 октября 2006г., Ч. 1,2.3. М., 2006г.

Составитель, доцент кафедры экологии __________________ С.Н.Плюснин
Зав.кафедрой _____________________ А.А. Москалёв
Дата составления карты «__»_____________201_ г.
СОГЛАСОВАНО:

Представитель библиотеки СыктГУ____________Н.С. Королева

В курсе «Экологическая экспертиза и аудит» рассматриваются: понятия экологической оценки, экологической экспертизы, экологического проектирования; методы и принципы оценки воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду; государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ), ее статус, уровни; место экологической экспертизы в системе экологического мониторинга; методы, используемые в проведении экспертиз.

Содержание дисциплины связано с вопросами охраны окружающей среды и природопользования, экологического права и менеджмента, проблемами прикладной, промышленной и инженерной экологии, экотоксикологии, урбоэкологии, с экологией животных и растений, ландшафтоведением и другими науками экологического, географического и биологического цикла.

В процессе освоения материала дисциплины студентам предоставляется возможность детального изучения правовой и нормативной баз данных по охране окружающей природной среды регионального, государственного и международного уровней. Студенты получают представление о принципах экологической оценки (ЭО), о процедуре организации и проведения государственной и общественной экологической экспертизы, о составе, порядке оформления и представления проектной документации, о механизме и оценке воздействия промышленности на окружающую среду и экологическом обосновании хозяйственной деятельности, содержании и оформлении стандартной документации экологического контроля.

Цель курса: получение теоретических и практических знаний по экологическому проектированию, организации и проведению экологической экспертизы проектных документов на объекты строительства, хозяйственную и иную деятельность, соответствие их экологическим требованиям, законодательным и нормативным актам.

— изучение законодательства Российской Федерации и Республики Коми, регулирующего проведение экологической экспертизы;

— знакомство с предпосылками и историей возникновения экологической экспертизы в России;

— знакомство с составом предпроектной, проектной и послепроектной документации;

— изучение практики проведения государственной и общественной экологической экспертизы и оценки воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду;

— ознакомление с практикой разрешения экологических проблем и конфликтных ситуаций на конкретных примерах.

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

Читайте так же:  Органы опеки уссурийска

— содержание федеральных и региональных законов в сфере охраны окружающей среды;

— роль экологического обоснования намечаемой деятельности и оценки воздействия на окружающую среду;

— содержание и этапы осуществления экологической оценки проектов;

— цели и задачи стратегической экологической оценки;

— методологию проведения экологических экспертиз;

— элементы системы управления охраной окружающей среды на предприятиях;

— формы государственного экологического контроля за исполнением требований ГЭЭ.

Студенты должны уметь:

— анализировать проекты намечаемой хозяйственной и иной деятельности, реализация которых может оказать воздействие на состояние окружающей среды;

— использовать качественные и количественные показатели для оценки антропогенного воздействия на окружающую природную среду;

— приобретать новые знания и информацию, используя современные информационные технологии;

— применять полученные знания при изучении других дисциплин.
Тематический план занятий

Наименование разделов и тем

Содержание курса «Экологическая экспертиза»
Введение
Студент должен знать:

— краткий исторический обзор становления экологической оценки (ЭО), экологической экспертизы (ЭЭ) и оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) в России;

— основные документы нормативно-правовой базы государственной экологической экспертизы (ГЭЭ);

— основы российской системы ЭО, ее принципы;

— механизмы устойчивости экосистем и биосферы;

— объекты и методы ЭЭ и ОВОС.
Основные определения и понятия. Цели и задачи курса, его структура. Основные принципы проведения ЭО и ЭЭ. Краткий исторический обзор методов проектирования в России и за рубежом. Законы РФ «Об экологической экспертизе» и «Об охране окружающей среды». Состояние системы нормативно-методических документов, регламентирующих проектирова­ние вообще и его экологическое обоснование в частности. Перспекти­вы развития нормативной, методической и организационной базы проек­тирования. Роль ЭЭ в устойчивом развитии государства.
Рекомендуемая литература:

Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.95. № 174-ФЗ.

Дьяконов К.Н., Дончева А.В. Экологическое проектирование и экспертиза: Учебник для вузов. М. 2005.

Экологическая экспертиза: Учеб. пособие для вузов / Под ред. В.М. Питулько. М., 2004.

Васильев С.А., Фомин С.А. Экологическая экспертиза и ОВОС: Учеб.-метод. пособие. М., 2003.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.02. № 7-ФЗ

ГОСТ Р ИСО 14001-98. Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению. М., 1998.

Инструкция по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности: Приказ МПР России от 29.12.95 № 539.

Комментарий к Федеральному закону «Об экологической экспертизе». М., 1999.

Ли Н. Экологическая экспертиза: Учебное руководство. М., 1995.

Основы эколого-географической экспертизы. М., 1992.
РАЗДЕЛ 1. Нормативно-правовое обеспечение экологической экспертизы

Студент должен знать:

— место международных конвенций и соглашений в системе нормативно-правового обеспечения природоохранной деятельности;

— основные положения федеральных законов в области охраны окружающей среды (ООС), обеспечения экологической безопасности, рационального природопользования;

— структуру ФЗ «Об охране окружающей среды»;

— систему законодательных и нормативно-правовых актов в области ООС;

— цель экологического нормирования;

— важность принципов комплексности, региональности и ландшафтного подхода при проектировании объектов.
ТЕМЫ:

1. Международные конвенции и соглашения в области охраны окружающей среды.

История международного экологического права. Конвенция об оценке воздействия на ОС в трансграничном контексте (Эспоо). Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий (Хельсинки). Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха (Женева). Венская конвенция об охране озонового слоя. Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением. Конвенции и соглашения о предотвращении загрязнения ОС (Лондон, Стокгольм, MARPOL 73/78, и др.). Хельсинская конвенция (ХЕЛКОМ). Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию; Рамочная конвенция об изменении климата; Конвенция о биологическом разнообразии Механизмы ратификации международных правовых актов РФ.

2. Экологическое законодательство Российской Федерации.

Законодательство в области ООС, природопользования и экологической безопасности: общие законопроекты; блоки законов по экологической, радиационной безопасности, по природным ресурсам. Понятие «экологическое преступление».

Основные положения федеральных законов «Об охране окружающей среды», «Об экологической экспертизе». Система подзаконных актов в области природопользования, ООС и обеспечения экологической безопасности (ГОСТы, ОСТы, СНиПы, межведомственные и ведомственные документы. Иерархия правовых актов.

3. Нормативная база в области проектирования народно-хозяйственных объектов. Состояние нормативной базы в области проектирования. Нормативная база геоэкологического обоснования проектов (СП, СНиПы, рекомендации). Нормативно-методические основы проектирования. Экологическое обоснование намечаемой хозяйственной и иной деятельности (ХИД).
Рекомендуемая литература:

Конституция Российской Федерации от 12.12.93 (с изм. от 09.06.01).

Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.95. № 174-ФЗ.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.02. № 7-ФЗ

Дьяконов К.Н., Дончева А.В. Экологическое проектирование и экспертиза: Учебник для вузов. М. 2005.

Экологическая экспертиза: Учеб.пособие для вузов/ Под ред. В.М.Питулько. М., 2004.

Букс И.И., Фомин С.А. Экологическая экспертиза и ОВОС: Учеб.пособие. М., 1999.

Васильев С.А., Фомин С.А. Экологическая экспертиза и ОВОС: Учеб.-метод. пособие. М., 2003.

ГОСТ Р ИСО 14001-98. Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению. М., 1998.

Дубовик О.Л. Экологическое право. Элементарный курс. М., 2002

Инструкция по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности: Приказ МПР России от 29.12.95 № 539.

Комментарий к Федеральному закону «Об экологической экспертизе». М., 1999.

Колбасов О.С. Международно-правовая охрана окружающей среды. М., 1982.

Сперанская Л.В., Третьякова К.В. Международное право окружающей среды. — М., 1995.

РАЗДЕЛ 2. Экологическое обоснование предпроектной и проектной документации
Студент должен знать:

— порядок осуществления экологического сопровождения инвестиционного проекта;

— организацию экологической оценки проекта;

— требования международных кредитных организаций к экологическому сопровождению инвестиционного проекта;

— содержание Декларации о намерении инвестирования в строительстве;

— экологические требования к инвестору в процессе обоснования инвестиций в проект;

— содержание предварительной ОВОС при выборе площадки размещения объекта.
ТЕМЫ:

  1. Вопросы ООС как составная часть инвестиционного проекта.

Общие требования к ЭО проекта: экологическая классификация проекта; экологическое обоснование проекта; раздел «ООС» в итоговом резюме по проекту.

Требования международных кредитных организаций к экологическому сопровождению инвестиционного проекта. Особенности требований Всемирного банка, МБРР, МАР, МФК, ЕББР и ЕБРР.

2. Принятие решения о размещении и сооружении промышленных и иных объектов на территории России.

Определение цели инвестирования: инвестиционный замысел, декларация о намерениях. Обоснование инвестиций в строительстве. Акт выбора земельного участка. Экологическое обоснование планируемой деятельности. Организационные мероприятия при реконструкции и снятии предприятия с эксплуатации.

3. Обоснование экологических ограничений в предпроектной и проектной документации.

Обеспечение экологической безопасности. Управление устойчивым развитием – принцип разумной достаточности. Качественные и количественные характеристики ущерба окружающей среды. Разработка экологических разделов технико-экономического обоснования (ТЭО). Проблемы столичных регионов. Принципы экологического обоснования градостроительных проектов. Ландшафтно-экологический анализ, диагноз и прогноз. Пространственное планирование. Нормирование техногенных воздействий. Санитарно-защитные и водоохранные зоны (СЗЗ и ВОЗ). Схемы функционального зонирования территорий.
Рекомендуемая литература:

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.02. № 7-ФЗ

Дьяконов К.Н., Дончева А.В. Экологическое проектирование и экспертиза: Учебник для вузов. М. 2005.

Экологическая экспертиза: Учеб.пособие для вузов/ Под ред. В.М.Питулько. М., 2004.

Башкин В.Н. Экологические риски: расчет, управление, страхование: Учеб.пособие. М., 2007.

ГОСТ Р ИСО 14001-98. Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению. М., 1998.

Маслов Н.В. Градостроительная экология: Учеб. пособие для строит. вузов./Под ред. М.С.Шумилова. – М., 2003.

Инструкция по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности: Приказ МПР России от 29.12.95 № 539.

Комментарий к Федеральному закону «Об экологической экспертизе». М., 1999.

Практическое пособие к СП-11-101-95 по разработке раздела «Оценка воздействия на окружающую среду» при обосновании инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений. М., 1998.

Природоохранные нормы и правила проектирования. Справочник. М., 1990.

Реймерс Н.Ф. Методология научной экспертизы проектов и хозяйственных начинаний. М., 1990.

Рекомендации по экологическому сопровождению инвестиционно-строительных проектов. Госстрой России. М., 1998.

СНиП 11-101-95. Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и состава проектной документации на строительство предприятий, зданий, сооружений. 1995.
РАЗДЕЛ 3. Практические методы экологической защиты в ТЭО проектов
Студент должен знать:

— основные механизмы ассимиляции вредных веществ в наземных экосистемах;

— основные показатели устойчивости экосистем к химическому загрязнению;

— мероприятия общего характера по защите атмосферного воздуха и водной среды;

— содержание агроэкологической оценки земель с/х назначения;

— основные принципы рекультивации загрязненных земель;

— принципы и приоритеты экологического мониторинга;

— основные положения панъевропейских программ экологического мониторинга, поддерживаемых Россией.
ТЕМЫ:

  1. Технические системы экологической безопасности.

Системы защиты атмосферного воздуха. Источники промышленного загрязнения. ПДВ. Технические решения по сокращению промышленных выбросов.

Системы защиты водной среды. Очистка сточных вод. Механический, физико-химический, химический, биологический методы очистки. Термическое обезвреживание вод.

Системы обращения с отходами. Селективный сбор, сокращение количества ТБО, утилизация и депонирование.

2. Практическое использование технических систем экологической безопасности в системе промышленного производства.

ТЭО проектов жилых районов городов, промышленных зон и комбинатов. Гидротехнические сооружения (ГТС). Транспорт: наземный, воздушный, водный, трубопроводный. Энергетика. ТЭС, выбор топлива и технологий. ГЭС. АЭС. Тепловое загрязнение водоемов. Повышение энергосбережения.

Горнодобывающая промышленность. Коммунальное хозяйство. Лесное хозяйство. Сельское хозяйство. Характерные ошибки и недостатки проектов.

3. Проектирование и экологическое обоснование природозащитных объектов.

Особо охраняемые природные территории (ООПТ), статус, структура земель, функциональные зоны. Лесовосстановление и лесопитомники. Рекультивация загрязненных и нарушенных земель. Типы земель. Методы рекультивации (группы). Инсерация отходов: массовое сжигание и сжигание при повышенной температуре.

4. Проблемы мониторинга: технологические и экологические аспекты.

Цели и методы мониторинга окружающей среды в России. Структурные элементы информационных технологий, используемых в экологическом мониторинге ЭМ). Основные объекты ЭМ. Принципы многоуровневости и приоритетности ЭМ. История и состояние ЭМ в России. Проблемы организации мониторинга. Дистанционные и контактные методы.

Федеральный закон «Об особо охраняемых территориях» от 25.02.95. № 33-ФЗ (ст.2,10)

Федеральный закон «О животном мире» от 24.04.95 № 52-ФЗ (ст. 6, 12, 15)

Федеральный закон «Лесной кодекс Российской Федерации» от 29.01.97. № 22-ФЗ

Дьяконов К.Н., Дончева А.В. Экологическое проектирование и экспертиза: Учебник для вузов. М. 2005.

Экологическая экспертиза: Учеб.пособие для вузов/ Под ред. В.М.Питулько. М., 2004.

Афанасьев Ю.А., Фомин С.А., Меньшиков В.В. и др. Мониторинг и методы контроля окружающей среды: Учеб. пособие. Часть 2. М., 2001.

Башкин В.Н. Экологические риски: расчет, управление, страхование: Учеб.пособие. М., 2007.

Буторина М.В., Воробьев П.В., Дмитриева А,П. и др. Экологическая экология и экологический менеджмент. М., 2003.

Волкова В.Г., Давыдова М.Д. Техногенез и трансформация ландшафтов. Новосибирск, 1987.

Гинзбург А.С. и др. Система управления городским природопользованием. Фонд «Развитие и окружающая среда». М., 2000.

ГОСТ Р ИСО 14001-98. Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению. М., 1998.

Колбасов О.С. Международно-правовая охрана окружающей среды. М., 1982.

Мазур И.И. Курс инженерной экологии: Учеб. для вузов. М., 2001

Маслов Н.В. Градостроительная экология: Учеб. пособие для строит. вузов./Под ред. М.С.Шумилова. – М., 2003.

Природоохранные нормы и правила проектирования. Справочник. М., 1990.

Пупырев Е.И. Опыт конструктивной экологии. М., 2003.

Читайте так же:  Приказ по оказанию неотложной помощи

РАЗДЕЛ 4. Система управления охраной окружающей среды на предприятиях
Студент должен знать:

— экологические требования при эксплуатации предприятий;

— виды разрешений на пользование природными ресурсами;

— виды и формы экологического нормирования;

— правовой статус экологического паспорта природопользователя;

— структуру системы управления качеством природной среды на предприятии.

  1. Разрешения на пользование природными ресурсами.

Лицензия и договор на пользование водными объектами. Лицензия на пользование недрами. Сертификация экологического соответствия. Процедура и объекты обязательной сертификации. Экологический аудит. Международные руководящие указания по экологическому аудиту (стандарты ISO 14010-14012).

  1. Нормирование в области ООС.

Виды и формы экологического нормирования: санитарно-гигиеническое, производственно-ресурсное, экосистемное. Основные механизмы экологического нормирования. Классы опасности. Нормативы выбросов. Том ПДВ. Регулирование при неблагоприятных метеоусловиях. Нормативы сбросов. Том ПДС. Планы водоохранных мероприятий. Нормативы предельного размещения отходов. Лимиты размещения. Классификация отходов.

  1. Экологический паспорт природопользователя.

Основы для разработки экологического паспорта. Юридический статус. Структура и содержание экологического паспорта. Статистическая отчетность предприятия по природным ресурсам и ООС. Система документации по вопросам природопользования на предприятии.
Рекомендуемая литература:

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.02. № 7-ФЗ

Дьяконов К.Н., Дончева А.В. Экологическое проектирование и экспертиза: Учебник для вузов. М. 2005.

Экологическая экспертиза: Учеб.пособие для вузов/ Под ред. В.М.Питулько. М., 2004.

ГОСТ Р ИСО 14001-98. Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению. М., 1998.

Маслов Н.В. Градостроительная экология: Учеб. пособие для строит. вузов./Под ред. М.С.Шумилова. – М., 2003.

Инструкция по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности: Приказ МПР России от 29.12.95 № 539.

Комментарий к Федеральному закону «Об экологической экспертизе». М., 1999.

Практическое пособие к СП-11-101-95 по разработке раздела «Оценка воздействия на окружающую среду» при обосновании инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений. М., 1998.

Природоохранные нормы и правила проектирования. Справочник. М., 1990.

Реймерс Н.Ф. Методология научной экспертизы проектов и хозяйственных начинаний. М., 1990.

Экологическое законодательство РФ: Сб.законодательных актов. В 2 т. Спб. 2002.

РАЗДЕЛ 5. Государственная экологическая экспертиза
Студент должен знать:

— принципы экологической экспертизы;

— объекты ГЭЭ федерального уровня и уровня субъектов РФ;

— порядок проведения ГЭЭ (процедура);

— органы организующие и проводящие ГЭЭ;

— права и обязанности эксперта ГЭЭ;

— порядок финансирования ГЭЭ.

  1. Законодательные требования в области ГЭЭ.

Отличия регламентации ОВОС и ГЭЭ. Принципы экологической экспертизы. Объекты ГЭЭ. Уровни ГЭЭ: федеральный и региональный. ГЭЭ генеральных планов развития территорий свободных экономических зон, генеральных схем расселения, природопользования и территориальной организации. ГЭЭ ТЭО горнодобывающей и перерабатывающей промышленности, проекты технической документации на новые технику, технологию, материалы.

  1. Порядок проведения ГЭЭ.

Основные задачи и функции отделов ГЭЭ. Представление и рассмотрение документации, перечень и состав. Порядок формирования экспертных комиссий. Права и обязанности эксперта. Проведение ГЭЭ: организационное заседание. Экспертное заключение. Утверждение заключения ГЭЭ. Причины неутверждения заключения ГЭЭ руководством МПР России и его территориальными органами. Особенности проведения повторной ГЭЭ.

  1. Права и обязанности заказчика документации. Финансирование ГЭЭ.

Права заказчика документации, представляемой на ЭЭ. Нарушения законодательства РФ об ЭЭ заказчиком документации, руководителями и членами экспертных комиссий. Сроки проведения ГЭЭ. Определение стоимости работ по организации и проведению ГЭЭ документации.

  1. Особенности ГЭЭ различных объектов.

Формальные признаки достаточности экологического обоснования проекта. Специфика ГЭЭ горнодобывающих и горноперерабатывающих предприятий. Проблемы реализации отходов добычи и переработки минерального сырья, загрязнения территории предприятия, отражаемые в представленной документации. Обоснование систем экологической безопасности. Специфика ГЭЭ теплоэнергетики, черной и цветной металлургии.

  1. Послепроектная экологическая оценка.

Причины, по которым заключения ЭЭ оказываются неэффективными или не выполняются. Планы экологического менеджмента. Экологический послепроектный мониторинг. Послепроектный анализ. Система экологического менеджмента. Послепроектный анализ в национальных и международных системах экологической оценки.
Рекомендуемая литература:

Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.95. № 174-ФЗ.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.02. № 7-ФЗ.

Дьяконов К.Н., Дончева А.В. Экологическое проектирование и экспертиза: Учебник для вузов. М. 2005.

Экологическая экспертиза: Учеб.пособие для вузов/ Под ред. В.М.Питулько. М., 2004.

Афанасьев Ю.А., Фомин С.А., Меньшиков В.В. и др. Мониторинг и методы контроля окружающей среды: Учеб. пособие. Часть 2. М., 2001.

Букс И.И., Фомин С.А. Экологическая экспертиза и ОВОС: Учеб.пособие. М., 1999.

Васильев С.А., Фомин С.А. Экологическая экспертиза и ОВОС: Учеб.-метод. пособие. М., 2003.

Географическое обоснование экологических экспертиз. М., 1985.

ГОСТ Р ИСО 14001-98. Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению. М., 1998.

Дубовик О.Л. Экологическое право. Элементарный курс. М., 2002

Инструкция по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности: Приказ МПР России от 29.12.95 № 539.

Комментарий к Федеральному закону «Об экологической экспертизе». М., 1999. Колбасов О.С. Международно-правовая охрана окружающей среды. М., 1982.

Реймерс Н.Ф. Методология научной экспертизы проектов и хозяйственных начинаний. М., 1990.

Сперанская Л.В., Третьякова К.В. Международное право окружающей среды. М., 1995.

РАЗДЕЛ 6. Стратегическая экологическая оценка
Студент должен знать:

— основные цели стратегической ЭО;

— объекты (программы) стратегической ЭО;

— иерархию уровней ЭО;

— последовательность принятия решений по проектам и заключениям ГЭЭ.
Предмет, цель и задачи стратегической ЭО.

СЭО и устойчивое развитие. Принципы и организация процесса СЭО. Конкретизация понятия «качество жизни» для некоторых элементов СЭО (окружающая среда, территория, заповедные территории). Трудности перенесения принципов ЭО проектов на стратегический уровень (процедурные и методологические). Обеспечение участия в СЭО общественности и заинтересованных сторон. Международный опыт проведения СЭО.
Рекомендуемая литература:

Васильев С.А., Фомин С.А. Экологическая экспертиза и ОВОС: Учеб.-метод. пособие. М., 2003.

Комментарий к Федеральному закону «Об экологической экспертизе». М., 1999.

Экологическая экспертиза: Учеб. пособие для вузов / Под ред. В.М.Питулько. М., 2004.

Букс И.И., Фомин С.А. Экологическая экспертиза и ОВОС: Учеб.пособие. М., 1999.

Географическое обоснование экологических экспертиз. М., 1985.

ГОСТ Р ИСО 14001-98. Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению. М., 1998.

Дубовик О.Л. Экологическое право. Элементарный курс. М., 2002

Колбасов О.С. Международно-правовая охрана окружающей среды. М., 1982.

Реймерс Н.Ф. Методология научной экспертизы проектов и хозяйственных начинаний. М., 1990.

Сперанская Л.В., Третьякова К.В. Международное право окружающей среды. М., 1995.

Экологическое законодательство РФ: Сб.законодательных актов. В 2 т. СПб. 2002.
РАЗДЕЛ 7. Общественная экологическая экспертиза
Студент должен знать:

— право организации и проведения ОЭЭ;

— порядок проведения ОЭЭ;

— сроки проведения ОЭЭ по проекту.
Предмет, цели и задачи ОЭЭ.

Процедура инициации организации и проведения ОЭЭ. Права и обязанности граждан и общественные организации (объединения) в области экологической экспертизы. Организа-ция общественных слушаний по материалам организуемой ОЭЭ. Сроки проведения ОЭЭ по отношению к ГЭЭ. Условия проведения ОЭЭ. Отказ в государственной регистрации заявления о проведении ОЭЭ. Объекты и материалы, не подлежащие ОЭЭ. Заключение ОЭЭ, его юридический статус. Международный статус ОЭЭ.
Рекомендуемая литература:

Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.95. № 174-ФЗ.

Дьяконов К.Н., Дончева А.В. Экологическое проектирование и экспертиза: Учебник для вузов. М. 2005.

Экологическая экспертиза: Учеб.пособие для вузов/ Под ред. В.М.Питулько. М., 2004.

Васильев С.А., Фомин С.А. Экологическая экспертиза и ОВОС: Учеб.-метод. пособие. М., 2003.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.02. № 7-ФЗ

Комментарий к Федеральному закону «Об экологической экспертизе». М., 1999.

Ли Н. Экологическая экспертиза: Учебное руководство. М., 1995.

Основы эколого-географической экспертизы. М., 1992.

Правила проведения независимой экологической экспертизы: МВШЭ. ПР-001-96 / Ред. сов.: Красовский П.А. и др. М., 1996.

Сперанская Л.В., Третьякова К.В. Международное право окружающей среды. М., 1995.

Экологическое законодательство РФ: Сб.законодательных актов. В 2 т. Спб. 2002.

РАЗДЕЛ 8. Государственный экологический контроль исполнения требований заключения ГЭЭ
Студент должен знать:

— виды экологического контроля выполнения требований заключения ГЭЭ;

— органы исполнительной власти, осуществляющие государственный экологический контроль (ГЭК);

— права и обязанности государственных инспекторов в области ООС;

— организацию системы ГЭК в МПР России и на уровне субъекта РФ;

— административные и уголовные экологические правонарушения.
ТЕМЫ:

  1. Организация ГЭК.

Правовой статус ГЭК. Задачи экологического контроля. Виды экологического контроля в РФ: государственный, муниципальный, общественный; их функции. Права и обязанности государственных инспекторов в области ООС. Организация ГЭК и ГЭЭ на уровне МПР России и его территориальных органов. Организация ГЭК на уровне субъекта РФ.

  1. Санкции за нарушение требований заключения ГЭЭ.

Административная ответственность. Юридическая база. Должностные лица, имеющие право рассмотрения дел об административных правонарушениях при нарушении законодательства об ЭЭ. Меры взысканий, налагаемые на нарушителей в административном порядке.

Уголовная ответственность. Понятия тяжких прямых или косвенных экологических и иных последствий преступления в экологическом уголовном законодательстве. Содержание гл.26 УК РФ. Роль природоохранных прокуратур в соблюдении законодательства о ГЭЭ.

  1. Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды.

Задачи государственной службы наблюдения за состоянием ОПС. Порядок организации и деятельности государственной службы наблюдения за состоянием ОПС. Экологический мониторинг как основной метод госэкоконтроля. Многоступенчатость ГЭК.

Система экологического менджмента проектов. Экологический контроль со стороны кредитующих организаций. Содержание итогового доклада эксперта банку по завершению проекта.

Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.95. № 174-ФЗ.

Федеральный закон «Уголовный Кодекс Российской Федерации» от 13.06.96 № 63-ФЗ.

Федеральный закон «Кодекс об административных правонарушениях» от 30.12.01 № 196-ФЗ.

Экологическая экспертиза: Учеб.пособие для вузов/ Под ред. В.М.Питулько. М., 2004.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.02. № 7-ФЗ

Комментарий к Федеральному закону «Об экологической экспертизе». М., 1999.

Букс И.И., Фомин С.А. Экологическая экспертиза и ОВОС: Учеб.пособие. М., 1999.

Дубовик О.Л. Экологические преступления: Комментарий к главе 26 Уголовного кодекса Российской Федерации. – М., 1998.

Дубовик О.Л. Экологическое право. Элементарный курс. М., 2002

Колбасов О.С. Международно-правовая охрана окружающей среды. М., 1982.

Сперанская Л.В., Третьякова К.В. Международное право окружающей среды. М., 1995.

Черных Н.А., Сидоренко С.Н. Экологический мониторинг токсикантов в биосфере: Монография. М., 2003.

Экологическое законодательство РФ: Сб.законодательных актов. В 2 т. Спб. 2002.

План семинарских занятий (36 часов)
Цель: детальное изученияе правовой и нормативной баз данных по охране окружающей природной среды регионального, государственного и международного уровней.

— закрепление и углубление знаний, полученных на лекционных занятиях;

— овладение студентами традиционными и новыми методами экологической оценки проектов;

— конкретизация знаний о законодательной базе экспертной оценки;

— знакомство со стандартным пакетом документов при проведении ГЭЭ и ОЭЭ;

— овладение навыками работы с обновленной версией программы «КонсультантПлюс».

По результатам занятий студенты должны уметь:

— работать с юридическими и статистическими источниками информации;

— получать информацию из электронных баз данных;

— анализировать заключения экспертных комиссий ГЭЭ и ОЭЭ конкретных проектов;

— давать оценку полноты представленной для экспертизы информации;

— выполнять роли членов экспертной комиссии при проведении деловой игры.