Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем

  • автор:

Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем

Статья 797. Претензии и иски по перевозкам грузов

1. До предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом.

2. Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок.

3. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.

Комментарий к статье 797

1. Досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора допускается только в случаях, прямо предусмотренных федеральным законом или договором. Пунктом 1 комментируемой статьи сохранен обязательный претензионный порядок во взаимоотношениях по перевозке грузов между лицом, обладающим правом заявить иск к перевозчику, и перевозчиком. Арбитражный суд вправе возвратить исковое заявление, если истец не представил документы, подтверждающие соблюдение претензионного порядка урегулирования спора с перевозчиком (п. 6 ст. 108 АПК РФ), либо оставить без рассмотрения ошибочно принятый к рассмотрению иск (п. 5 ст. 87 АПК РФ).

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 05.05.1995 N 70-ФЗ утратил силу с 1 сентября 2002 года в связи с принятием Федерального закона от 24.07.2002 N 96-ФЗ «О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации».

Определение порядка обращения с претензией к перевозчику ГК отнес к компетенции соответствующих транспортных уставов и кодексов. Такой порядок установлен в ТУЖД (ст. ст. 135 — 142), УАТ (ст. ст. 158 — 165 и 168), КВВТ (ст. ст. 161 — 163), КТМ (ст. ст. 402 — 407) и изданными на их основе правилами. Порядок предъявления претензий к воздушному перевозчику предусмотрен ст. ст. 122 — 127 ВК. Согласно КТМ предъявление претензии к перевозчику обязательно только для каботажных (внутренних) перевозок груза.

2. Все транспортные уставы и кодексы определяют момент, с которого возникает право на обращение с претензией к перевозчику. Претензии к перевозчику о недостаче, повреждении (порче) груза, а также о просрочке в его доставке могут быть предъявлены со дня выдачи груза (на воздушном транспорте — со дня, следующего за днем выдачи груза); об утрате груза — по истечении 30 суток (на воздушном транспорте — 10 суток) со дня окончания срока доставки; претензия об утрате груза, перевозившегося в прямом смешанном сообщении, может быть предъявлена по истечении 4 месяцев со дня приема груза к перевозке. Во всех остальных случаях — со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии.

В ГК не называется срок, в течение которого отправитель или получатель могут обратиться к перевозчику с претензией. Такой срок для внутренних перевозок установлен ТУЖД, УАТ, ВК — шесть месяцев для предъявления претензий об утрате, недостаче, повреждении (порче) груза. Иные сроки установлены в ст. 127 ВК для перевозок грузов в международном воздушном сообщении. По КТМ и КВВТ претензия к перевозчику, вытекающая из договора перевозки груза, может быть предъявлена в течение срока исковой давности. Отсутствие в комментируемой статье указания на сроки предъявления претензии к перевозчику не означает, что они не могут быть предусмотрены в транспортных уставах и кодексах. ГК отнес определение порядка предъявления претензий к их ведению, а срок на их предъявление — неотъемлемая часть порядка. Кроме того, согласно п. 2 ст. 784 общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами и изданными в соответствии с ними правилами.

В соответствии с ТУЖД (ст. 139) и ВК (ст. 126) перевозчик может принять претензию, заявленную по истечении установленного на ее предъявление срока, только при наличии уважительных причин его пропуска. Следовательно, железнодорожный и воздушный перевозчики вправе не рассматривать претензию, заявленную по истечении установленного для ее предъявления срока. Тем не менее грузоотправитель и грузополучатель вправе обратиться в арбитражный суд с иском. Такое разъяснение дал Пленум ВАС РФ в Постановлении от 12 ноября 1998 г . N 18. В Постановлении говорится, что предъявление грузоотправителем или грузополучателем претензии к предприятию железнодорожного транспорта за пределами срока, предусмотренного в ст. 139 ТУЖД, при условии соблюдения установленного Транспортным уставом порядка предъявления претензии не является основанием к возвращению искового заявления. В качестве неблагоприятного последствия нарушения претензионного срока Пленум назвал отнесение на истца судебных расходов независимо от исхода дела.

Претензия должна быть заявлена в письменной форме с приложением накладной (коносамента). ТУЖД допускает представление накладной либо надлежаще заверенной ее копии (ст. 135). В транспортных уставах и кодексах содержится указание о приложении к претензии также коммерческого акта либо иного установленного уставом или кодексом документа в случае недостачи или повреждения (порчи) груза. Перевозчик обязан принять к рассмотрению претензию без коммерческого акта, если был обжалован отказ в его составлении (ст. 135 ТУЖД, ст. 405 КТМ, ст. 161 КВВТ). ВК лишил коммерческий акт правоустанавливающего значения. Его отсутствие не лишает пассажира, грузоотправителя и грузополучателя права на предъявление претензии (п. 5 ст. 124). Однако в случае недостачи, повреждения (порчи) груза наличие коммерческого акта для предъявления претензии необходимо, если у грузополучателя отсутствует грузовая накладная (пп. 1 п. 1 ст. 125).

К претензии должен быть приложен также документ, удостоверяющий количество и стоимость отправленного груза. Отсутствие последнего не лишает права на обращение с претензией, но может затруднить принятие перевозчиком решения об удовлетворении претензии.

Право на предъявление претензии принадлежит получателю или отправителю при условии представления соответствующего транспортного документа (ст. 135 ТУЖД, ст. 158 УАТ, ст. 162 КВВТ), получателю — в случае просрочки в доставке груза. ВК предоставляет право на предъявление претензии грузополучателю и страховщику при предъявлении соответствующих перевозочных документов, а также документов, подтверждающих факты заключения договора страхования и выплаты страхового возмещения (пп. 5 п. 2 ст. 125).

В соответствии с ТУЖД грузоотправитель и грузополучатель могут передать свои права на предъявление претензий и исков иным юридическим и физическим лицам посредством надлежащего оформления договора поручения или доверенности. Пленум ВАС РФ в вышеуказанном Постановлении обратил внимание арбитражных судов на то, что передача прав грузополучателем и грузоотправителем другим лицам не является уступкой прав требования по обязательствам, связанным с перевозкой груза. УАТ допускает передачу права на предъявление претензии и иска также транспортно-экспедиторской организации, а КТМ — отправителем получателю или наоборот, а также страховщику либо экспедитору. Страховщик имеет право на предъявление претензии к перевозчику в случае несохранности груза и в силу ст. 965 ГК, согласно которой к страховщику переходят от страхователя после уплаты страхового возмещения права требования, которые страхователь имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования. Таким лицом нередко является перевозчик. Правило этой статьи позволяет заключить, что переданное страхователем страховщику право требования к третьим лицам включает и его право на предъявление претензии и иска к любому перевозчику без договора поручения или доверенности. К такому выводу пришел Пленум ВАС в Постановлении от 25 января 2001 г . N 1 «О некоторых вопросах практики применения ТУЖД РФ» (Вестник ВАС. 2001. N 4. С. 5).

Претензия к перевозчику предъявляется по месту нахождения органа транспорта: управления дороги назначения (ст. 137 ТУЖД), транспортной организации, перевозившей груз (ст. 159 УАТ, ст. 403 КТМ). Согласно ВК претензия предъявляется к перевозчику в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения по усмотрению заявителя.

3. Пунктом 2 комментируемой статьи установлен тридцатидневный срок, в течение которого перевозчик обязан ответить на претензию. Нормы УАТ РСФСР, установившие трехмесячный срок для ответа на претензию по перевозкам грузов одним видом транспорта и шестимесячный по перевозкам в прямом смешанном сообщении, утратили силу как не соответствующие ГК. В течение месячного срока перевозчик обязан рассмотреть претензию и либо удовлетворить ее, либо дать мотивированный ответ об отказе в удовлетворении претензии полностью или в части. В случае полного или частичного отказа в удовлетворении претензии, а также неполучения по окончании месячного срока ответа на претензию грузоотправитель и грузополучатель могут предъявить иск к перевозчику. Ответ перевозчика о признании претензии полностью или в части является основанием для взыскания признанной суммы (если перевозчик не перевел ее добровольно) в бесспорном порядке на основе исполнительной надписи нотариуса. Такой порядок предусмотрен Постановлением Совета Министров РСФСР от 11 марта 1976 г . N 171 (СП РСФСР. 1976. N 7. Ст. 56) об утверждении перечня документов, по которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке на основании исполнительной надписи нотариусов.

Читайте так же:  Собственность как базовая категория

Взыскание признанных перевозчиком сумм по исполнительной надписи нотариуса является правом, а не обязанностью заинтересованного лица. Арбитражные суды не должны отказывать в принятии исковых заявлений от грузополучателей, грузоотправителей, других управомоченных лиц, не воспользовавшихся своим правом на бесспорное взыскание признанных перевозчиком сумм.

4. Исковая давность по требованиям, вытекающим из перевозки груза, установлена в один год. Определение момента, с которого должно начаться течение исковой давности, ГК отнес к ведению транспортных уставов и кодексов. Согласно ст. 141 ТУЖД иски к железным дорогам, возникшие в связи с осуществлением перевозки груза, грузобагажа, багажа, могут быть предъявлены в случаях полного или частичного отказа железной дороги удовлетворить претензию либо неполучения от железной дороги ответа в течение установленного для ответа срока. Аналогично решен данный вопрос в УАТ, КВВТ, ВК.

5. В комментируемой статье не сказано о претензиях пассажиров об утрате, повреждении (порче) багажа. ВК закрепил такие правила в ст. 125 (п. 1) и ст. 126, а ТУЖД — в ст. 141. В соответствии со ст. 126 ВК пассажир в течение шести месяцев со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии, имеет право предъявить перевозчику заявление в случае утраты, недостачи, повреждения (порчи) багажа (с предъявлением багажной квитанции или коммерческого акта), просрочки его доставки, а также прекращения по инициативе перевозчика договора воздушной перевозки пассажира.

Истечение установленного ВК шестимесячного срока дает перевозчику право не принимать от грузоотправителя, грузополучателя и пассажира заявление о нарушении договора воздушной перевозки. Но перевозчик вправе принять претензию, если признает уважительной причину пропуска срока на предъявление претензии (п. 2 ст. 126). Аналогичное правило предусмотрено ст. 139 ТУЖД. Что касается права на обращение в суд, то судебная практика исходит из того, что пропуск срока на предъявление претензии не является основанием к отказу в принятии исковых заявлений. Так, Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 29 сентября 1994 г . N 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» (Бюллетень ВС РФ. 1995. N 1) указал, что истечение установленного законодательством пресекательного срока на предъявление гражданином претензии не является основанием к отказу в судебной защите, так как это противоречит ст. 46 Конституции РФ и Закону о защите прав потребителей (п. 5).

Статья 797 ГК РФ. Претензии и иски по перевозкам грузов (действующая редакция)

1. До предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом.

2. Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок.

3. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 797 ГК РФ

1. Обязательный претензионный порядок обеспечивает расследование каждого случая нарушения обязательства и выявление вызвавших его причин и дает возможность добровольного урегулирования спора между сторонами без вмешательства суда. Претензией является направленное перевозчику (фрахтовщику) письменное требование, в котором должны быть четко отражены следующие данные: кому адресуется претензия; суть претензии и ее обоснование; сумма требования; подробный адрес заявителя; дата составления претензии; подпись уполномоченного лица, а также обязательно указано на то, что при неисполнении претензии в установленные сроки, либо при неполучении ответа на претензию лицо, ее предъявившее, вынуждено будет обратиться в суд за принудительным взысканием. Запись в книге жалоб и предложений, письма, не содержащие обязательных реквизитов претензии, не исключают необходимости обращения в установленном порядке с претензией к перевозчику. В случаях, когда перевозчик и грузоотправитель (грузополучатель) строят свои отношения на долгосрочной основе (например, по договору об организации перевозок грузов), претензии должны предъявляться по каждому договору отдельно. Порядок оформления претензий устанавливается правилами перевозок грузов.

2. Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок. Транспортными уставами и кодексами предусмотрен следующий порядок предъявления претензий. Претензии, возникающие в связи с перевозками грузов речным транспортом, предъявляются перевозчикам по месту их нахождения (ст. 161 КВВТ РФ). При перевозках морским транспортом претензии предъявляются к перевозчику, который осуществлял перевозку груза, и, если перевозка груза не была осуществлена, к перевозчику, который в соответствии с договором морской перевозки груза был обязан осуществить ее. Претензии, вытекающие из перевозки груза в смешанном сообщении, предъявляются к перевозчику, доставившему груз в конечный пункт перевозки (ст. 403 КТМ РФ).

При перевозках воздушным транспортом у заявителя претензии выбор несколько шире. В соответствии со ст. 124 ВзК РФ в случае нарушения договора воздушной перевозки груза перевозчику предъявляется претензия в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения по усмотрению заявителя.

На автомобильном транспорте претензии, возникающие из перевозки грузов, предъявляются к перевозчику, выдавшему груз, а в случае полной утраты груза — к транспортной организации, принявшей груз к перевозке.

При перевозках железнодорожным транспортом претензии, возникшие в связи с осуществлением перевозки грузов, предъявляются к перевозчику (ст. 122 УЖТ РФ), под которым в данном случае понимается ОАО «РЖД». Однако претензии направляются по адресам филиалов перевозчика, т.е. железным дорогам, которые уполномочены ОАО «РЖД» рассматривать данный вид претензий. Претензии о возмещении за утрату, порчу и недостачу или повреждение груза должны предъявляться по каждой отправке в отдельности. Исключение составляют однородные грузы, погруженные одним грузоотправителем в адрес одного грузополучателя.

К претензиям должны быть приложены документы, подтверждающие право на заявление претензии (ст. ст. 161 КВВТ РФ, 405 КТМ РФ, 120 УЖТ РФ, 39 УАТиНГЭТ).

3. Претензии к перевозчикам могут быть предъявлены в течение срока исковой давности. На речном транспорте сроки исковой давности исчисляются в отношении возмещения ущерба за утрату груза — по истечении 30-ти дней со дня окончания срока доставки груза. Срок предъявления претензии к перевозчику при внутренних воздушных перевозках равен 6-ти месяцам. В случае просрочки доставки груза претензия должна быть предъявлена в течение 21 дня со дня передачи груза в распоряжение лица, имеющего право на его получение. Указанное уведомление является основанием для составления коммерческого акта. В случае утраты груза претензия к перевозчику может быть предъявлена в течение 18 месяцев со дня прибытия воздушного судна в аэропорт пункта назначения, со дня, когда воздушное судно должно было прибыть, или со дня прекращения воздушной перевозки. Перевозчик вправе принять к рассмотрению претензию по истечении установленного срока, если признает уважительной причину пропуска срока предъявления претензии (ст. 126 ВзК РФ).

В соответствии со ст. 123 УЖТ РФ претензии к железнодорожным перевозчикам могут быть предъявлены в течение 6 месяцев, претензии в отношении штрафов и пеней — в течение 45 дней. На автомобильном транспорте претензии к перевозчикам могут быть предъявлены в течение срока исковой давности, т.е. в течение одного года со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии или иска (ст. 42 УАТиНГЭТ).

Претензии должны предъявляться не только по требованиям не только об уплате основной суммы иска, но и о взыскании процентов, предусмотренных ст. 395 ГК РФ, если заявитель считает, что перевозчик должен их уплатить в связи с неуплатой основной суммы.

В соответствии со ст. 163 КВВТ РФ, ст. 407 КТМ РФ, ст. 128 ВзК РФ, ст. 40 УАТиНГЭТ перевозчик обязан рассмотреть полученную претензию и о результатах уведомить в письменной форме заявителя в течение 30 дней со дня получения претензии. При частичном удовлетворении или отклонении претензии заявителя в уведомлении перевозчика должно быть указано основание принятого решения со ссылкой на соответствующие нормативные правовые акты. В этом случае представленные при предъявлении претензии документы возвращаются заявителю. В тех случаях, когда перевозчик отказался рассмотреть претензию по существу со ссылкой на нарушение заявителем претензии установленного претензионного порядка, а истец оспаривает правомерность такого отказа в рассмотрении претензии и считает претензионный порядок соблюденным, суд принимает исковое заявление и возникшее разногласие по этому вопросу разрешает в судебном заседании. При признании претензионного порядка соблюденным исковое заявление рассматривается по существу.

Исковой давностью признается срок для защиты прав по иску лица, право которого нарушено (ст. 195 ГК РФ). Право на совершение процессуальных действий погашается с истечением установленного федеральным законом или назначенного судом процессуального срока (ст. 109 ГПК РФ). Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами (ст. 797 ГК РФ). Иски к перевозчику, возникшие в связи с осуществлением перевозок грузов, могут быть предъявлены в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо в случае неполучения ответа перевозчика на предъявленную претензию в 30-дневный срок. Претензия может считаться удовлетворенной при условии фактического перечисления предъявителю претензии признанной железной дорогой суммы. В случае, когда железная дорога признала претензию, но не перечислила признанную сумму либо указанная сумма грузоотправителем или грузополучателем не получена по иным причинам, заявитель претензии вправе обратиться в арбитражный суд с иском к железной дороге о взыскании соответствующей суммы в судебном порядке.

Читайте так же:  Срочный трудовой договор последний рабочий день выходной

Президиум ВАС РФ в Постановлении от 26.05.1998 N 4935/97 разъяснил, что сроки на предъявление претензии к перевозчику, вытекающей из договора перевозки груза, не являются пресекательными, если рассматриваемые правоотношения возникли после ввода в действие части второй ГК РФ. Данный вывод согласуется со ст. 46 Конституции РФ, гарантирующей каждому право на судебную защиту.

Транспортные уставы и кодексы устанавливают правила о начале течения срока исковой давности (ст. 164 КВВТ РФ, 125 УЖТ РФ, 42 УАТиНГЭТ, 128 ВзК РФ, 408 КТМ РФ).

4. Применимое законодательство:

5. Судебная практика:

— Постановление Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 N 30;

— Постановление Президиума ВАС РФ от 26.05.1998 N 4935/97;

— Определение ВАС РФ от 13.10.2009 N ВАС-11284/09;

— Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2014 N 18АП-14587/13;

— Постановление ФАС Поволжского округа от 17.06.2008 N А57-15547/07-3;

— Постановление ФАС Поволжского округа от 11.06.1998 N А55-309/97-9;

— Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 02.12.2013 N 03АП-5939/13;

— Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2012 N 18АП-10534/12;

— Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2012 N 04АП-321/12.

ПРЕТЕНЗИИ К ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМУ ПЕРЕВОЗЧИКУ

На сегодняшний день обслуживание железнодорожным транспортом не является безупречным, и зачастую, как грузоотправители, так и грузополучатели сталкиваются с проблемами просрочки доставки груза, повреждения груза в пути следования, вынужденного простоя вагонов и т.д.
Разумеется, данные ситуации нередки и в перевозках другим транспортом, однако при разрешении споров по осуществлению железнодорожных перевозок стоит иметь ввиду особенности, обусловленные нормами Устава железнодорожного транспорта и иных внутриведомственных актов.
В соответствии с ст. 797 ГК РФ до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом. Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок.
Итак, обратимся к порядку предъявления претензий к перевозчику.
Во-первых, стоит сказать об участниках, имеющих право на предъявление претензий по перевозке груза или багажа. Это грузополучатель и грузоотправитель.
Они вправе предъявить претензию в следующих случаях:
1. утраты, недостачи, повреждения или порчи груза;
2. просрочки доставки или задержки выдачи груза;
3. возврата провозной платы;
4. возврата платы за время нахождения цистерн, бункерных полувагонов под очисткой;
5. взыскания штрафов или возмещения затрат, возникших из-за подачи под погрузку неочищенных вагонов или контейнеров без согласия их владельцев;
6. взыскания штрафа и возмещения убытков, понесенных из-за повреждения или утраты перевозчиком вагонов, контейнеров или их деталей, на которые имел право грузоотправитель или грузополучатель и т.д. (более подробно об этом установлено в ст. 120 УЖТ.)
Во-вторых, особо стоит обратить внимание на правильность выбора адресата претензии, а именно подразделение компании железнодорожного перевозчика.
Согласно ст.120 Федерального закона от 10.01.2003 №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – Устав) до предъявления к перевозчику иска, связанного с осуществлением перевозок груза, к перевозчику обязательно предъявляется претензия.
При этом, под понятием «перевозчик» в Уставе понимается юридическое лицо, принявшее на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить вверенный им отправителем груз из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз управомоченному на его получение лицу (получателю).
В рамках предоставленных полномочий Приказом Министра путей сообщения 18.06.2003 №42 утверждены Правила предъявления и рассмотрения претензий (далее – Правила № 42), возникших в связи с осуществлением перевозок грузов», которые сами по себе также не устанавливают специальных правил предъявления претензий, однако отсылают к перечню подразделений перевозчика, в функциональные обязанности которых входит их рассмотрение. Такой перечень утвержден приказом президента ОАО «РЖД» от 06.06.2005 №84 «Об утверждении перечня подразделений ОАО «РЖД» (далее – Перечень № 84).
Сразу необходимо отметить, что данный Перечень № 84 не отвечает признакам нормативно-правового акта: в Министерстве юстиции не зарегистрирован, официально, утвержден президентом ОАО «РЖД», которые не уполномочен издавать нормативно-правовые акты.
Кроме того, Правила № 42 обязывают перевозчика доводить данный перечень до сведения лиц, пользующихся услугами железнодорожного транспорта.
В судебной практике существуют разные позиции по вопросу о том, кому должна быть направлена претензия: перевозчику, с которым имели место договорные отношения, или указанному в Перечне подразделению, при том, что Перечень № 84 не является нормативно-правовым актом, обязательным к соблюдению и в установленном порядке заявитель с ним не был ознакомлен.
С одной стороны, суды считают претензионный порядок соблюденным и рассматривают по существу исковые заявления, предъявленные к подразделениям ОАО «РЖД», указанным перевозчиками.
С другой стороны, существуют примеры, когда судом признается, что направление претензии без соблюдением указанных в Перечне требований является нарушением установленного претензионного порядка.
В таких случаях, применительно к ст. 148 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, что по сути не
является препятствием для предъявления нового иска.
Однако, как правило, к этому времени сроки направления претензии уже истекли и возмещение убытков за нарушение перевозчиком своих обязательств становится малоперспективным.
В соответствие с действующим законодательством стороны спора обязаны соблюдать установленный Федеральным законом или Договором претензионный порядок.
— претензия должна быть заявлена в установленный срок;
— претензия должна быть заявлена надлежащим заявителем, т.е. лицом, имеющим право на предъявление претензии;
— претензия должна быть предъявлена к надлежащему лицу, т.е. адресуется той транспортной организации, которая уполномочена ее рассматривать;
— претензия должна содержать все необходимые сведения о перевозке, требования и расчет суммы, позволяющие рассмотреть ее по существу;
— к претензии прикладываются документы, подтверждающие обоснованность требований и полномочия заявителя.
Правильность и своевременность предъявления претензии, возникшей из железнодорожной перевозки, корректность оформления и содержания напрямую влияет на быстроту и успешность ее добровольного удовлетворения или на разрешение спора в судебном порядке.

Избежать волокиты в таких спорах сможет грамотный практикующий юрист.

Конференция ЮрКлуба

Иск экспедитора к перевозчику

volida 30 Мар 2006

Господа, помогите разобраться, пожалуйста.
Претензию к перевозчику в случае утраты, порчи. груза может предъявить грузоотправитель, грузополучатель и экспедитор, если на ТТН будет сделана соответствующая запись о передаче этих полномочий экспедитору. С этим все ясно. А иск экспедитор уже не может подать на перевозчика? В ст. 797 ГК РФ указано:
1. До предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом.
2. Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок.


Я что-то совсем запуталась. А как же тогда понимать положение ст. 6 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» о том, что «в случае, если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки, ответственность перед клиентом экспедитора, заключившего договор перевозки, определяется на основании правил, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик» ??

Объясните, пожалуйста, имеет право предъявлять экспедитор перевозчику иски о взаскании стоимости утраченного или порченного груза?

Иван Францевич Бриллинг 30 Мар 2006

volida

бъясните, пожалуйста, имеет право предъявлять экспедитор перевозчику иски о взаскании стоимости утраченного или порченного груза?

Имеет, как Вы сами обратили внимание что правом подачи иска обладает

и экспедитор, если на ТТН будет сделана соответствующая запись о передаче этих полномочий экспедитору

volida 30 Мар 2006

Иван Францевич Бриллинг 30 Мар 2006

volida

но ведь по поводу претензии в ГК идет ссылка на УАТ, а по поводу иска в ГК четко сказано: грузоотправитель и грузополучатель имеют право, а УАТ применяется в части, не противоречащей ГК.
как это понимать?

УАТ действует в части, не противоречащей ГК РФ, как вышестоящий НПА. Что не понятного?

Добавлено в [mergetime]1143705231[/mergetime]
В смысле нижестоящий. УАТ ниже ГК. ГК выше УАТ. Во как!

volida 30 Мар 2006

УАТ действует в части, не противоречащей ГК РФ, как вышестоящий НПА. Что не понятного?

в том-то и дело, что в ГК сказано: Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок. И точка. Нет здесь как в УАТе ссылки на передаточную надпись в ТТН.
Получается, что подать претензию перевозчику может и экспедитор (если будут полномочия отражены в ТТН), а исковое заявление только грузоотправитель и получатель.
Иван Францевич Бриллинг, развенчайте, пожалуйста мои заблуждения и внесите ясность.
Может у кого еще мнения есть на сей счет?

Читайте так же:  Гражданство израиля получить

Иван Францевич Бриллинг 30 Мар 2006

volida

Получается, что подать претензию перевозчику может и экспедитор (если будут полномочия отражены в ТТН), а исковое заявление только грузоотправитель и получатель.

Совершенно верно! Если экспедитор указан в ТТН как сторона договора, то он без переуступочной надписи получает статутс стороны, имеющей право предъявлять иск перевозчику. Бывает же так, что грузоотправителем выступает эскпедитор, он же складской оператор, действующий по поручению клиента. В том случае экспедитор является самым что ни настоящим отправителем в договоре перевозки.

В Европе, например, вообще очень распространена ситуация (у нас нет в силу отсутствия Правил ТЭД) когда клиент передал груз экспдитору, получил от него экспедиторскую накладную (экспедиторский коносамент) и забыл об этом. А всей перевозкой дальше рулит экспедитор, выступающий в том числе отправителем.

volida 30 Мар 2006

Если экспедитор указан в ТТН как сторона договора, то он без переуступочной надписи получает статутс стороны, имеющей право предъявлять иск перевозчику.

в этом случае у меня вопросов нет — итак все ясно.

грузоотправителем выступает эскпедитор, он же складской оператор, действующий по поручению клиента. В том случае экспедитор является самым что ни настоящим отправителем в договоре перевозки.

А как это должно быть выражено? Договором экспедиции с клиентом и доверенностью от него на право представлять клиента в отношениях по конкретной перевозке с третьими лицами? Это у нас есть. Этого будет достаточно для подачи иска?
Просто один перевозчик даже на нашу претензию не отвечает, мол не имеете права подавать на нас ни претензию, ни иск.
Кто же нам тогда возместит то, что мы должны выплатить клиенту из-за водителя- нехорошего человека перевозчика??

Иван Францевич Бриллинг 30 Мар 2006

volida

как это должно быть выражено? Договором экспедиции с клиентом и доверенностью от него на право представлять клиента в отношениях по конкретной перевозке с третьими лицами? Это у нас есть. Этого будет достаточно для подачи иска?

Нет, если отправителем является по ТТН не экспедитор, то переуступочная надпись нужна.

3.11. Претензии и иски, вытекающие из перевозки грузов

В тех случаях, когда стороны договора перевозки грузов не смогли самостоятельно урегулировать возникшие разногласия, спор передается на разрешение в суд. Однако до этого момента должен быть соблюден досудебный порядок урегулирования споров. В соответствии со ст. 797 ГК РФ до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом. Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо в случае неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок.

Транспортными уставами и кодексами предусмотрен следующий порядок предъявления претензий. Претензии, возникающие в связи с перевозками грузов речным транспортом, предъявляются перевозчикам по месту их нахождения (ст. 161 КВВТ РФ). При перевозках морским транспортом претензии предъявляются к перевозчику, который осуществлял перевозку груза, и если перевозка груза не была осуществлена, к перевозчику, который в соответствии с договором морской перевозки груза был обязан осуществить ее. Претензии, вытекающие из перевозки груза в смешанном сообщении, предъявляются к перевозчику, доставившему груз в конечный пункт перевозки (ст. 403 КТМ РФ). При перевозках воздушным транспортом у заявителя претензии выбор несколько шире. В соответствии со ст. 124 ВК РФ в случае нарушения договора воздушной перевозки груза перевозчику предъявляется претензия в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения по усмотрению заявителя. На автомобильном транспортепретензии, возникающие из перевозки грузов, предъявляются к перевозчик)», выдавшему груз, а в случае полной утраты груза — к транспортной организации, принявшей груз к перевозке. При перевозках железнодорожным транспортом претензии, возникшие в связи с осуществлением перевозки грузов, предъявляются к перевозчику (ст. 122 УЖТ), под которым в данном случае понимается ОАО «РЖД». Однако претензии направляются по адресам филиалов перевозчика, т.е. железным дорогам, которые уполномочены ОАО «РЖД» рассматривать данный вид претензий.

Претензии подаются в письменном виде. К претензиям должны быть приложены документы, подтверждающие право на заявление претензии (ст. 161 КВВТ РФ, ст. 405 КТМ РФ, ст. 120 УЖТ, ст. 162 УАТ РСФСР). К претензии об утрате, о недостаче или о повреждении (порче) груза должен быть приложен документ, удостоверяющий количество и стоимость отправленного груза.

Право на предъявление претензий и исков к речному перевозчику имеют:

в случае утраты груза — грузоотправитель, грузополучатель при условии представления ими квитанции о приеме груза для перевозки с отметкой перевозчика о неприбытии груза;

в случае недостачи или повреждения (порчи) груза — грузополучатель (при условии представления им транспортной накладной, коммерческого акта или перевозочного документа при перевозке груза наливом, а при отсутствии коммерческого акта — документа об обжаловании отказа в составлении коммерческого акта);

о случае уплаты провозной платы и иных платежей о размере выше установленного — грузоотправители грузополучатель при условии представления ими транспортной накладной;

о случае несоблюдения сроков доставки груза — грузополучатель при условии представления транспортной накладной (ст. 162 КВВТ РФ).

Несколько иные правила действуют на воздушном транспорте. Право на предъявление претензии и иска к перевозчику здесь имеют:

в случае утраты груза — грузополучатель при предъявлении грузовой накладной, выданной перевозчиком грузоотправителю, с отметкой аэропорта пункта назначения о прибытии (неприбытии) груза, а при невозможности предъявления такой накладной — документа об оплате стоимости груза и справки перевозчика об отправке груза с отметкой аэропорта пункта назначения о прибытии (неприбытии) груза;

в случае недостачи или повреждения (порчи) груза — грузополучатель при предъявлении грузовой накладной или коммерческого акта;

в случае просрочки доставки груза — грузополучатель при предъявлении грузовой накладной;

страховщик при предъявлении соответствующих перевозочных документов, а также документов, подтверждающих факты заключения договора страхования и выплаты страхового возмещения (ст. 125 ВК РФ).

Наиболее детально правила о предъявлении претензий урегулированы на железнодорожном транспорте. Согласно ст. 120 УЖТ право на предъявление к перевозчику претензии, связанной с осуществлением перевозок груза, грузобагажа, или иска имеют:

грузополучатель или грузоотправитель — в случае утраты груза, грузобагажа. К претензии должны быть приложены грузовая квитанция о приеме груза, грузобагажа с отметкой железнодорожной станции назначения о неприбытии груза или справки перевозчика об отправке груза с отметкой железнодорожной станции назначения о неприбытии груза, а также документ, подтверждающий факт причиненного ущерба и удостоверяющий количество и действительную стоимость отправленного груза без включения неполученных доходов и неосуществленных затрат;

грузополучатель или грузоотправитель — в случае недостачи, повреждения (порчи) груза. К претензии должны быть приложены транспортная железнодорожная накладная и выданный перевозчиком коммерческий акт, или транспортная железнодорожная накладная с отметкой перевозчика о составлении коммерческого акта в случае его утраты, или транспортная железнодорожная накладная и документы об обжаловании отказа перевозчика в составлении коммерческого акта, а также документ, подтверждающий факт причиненного ущерба и удостоверяющий количество и действительную стоимость недостающих, поврежденных (испорченных) груза, деталей, запасных частей без включения неполученных доходов и неосуществленных затрат;

грузополучатель или грузоотправитель — в случае просрочки доставки груза. К претензии должна быть приложена транспортная железнодорожная накладная;

грузополучатель или грузоотправитель — в случае задержки выдачи груза. К претензии должны быть приложены транспортная железнодорожная накладная и акт общей формы;

грузополучатель, грузоотправитель, обслуживающий грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владелец железнодорожного пути необщего пользования — в случае уплаты штрафов за задержку подачи вагонов под погрузку и выгрузку, задержку уборки вагонов с мест погрузки, выгрузки или приема вагонов с железнодорожного пути необщего пользования. К претензии должны быть приложены ведомость подачи и уборки вагонов, памятка приемосдатчика, касающаяся подачи и уборки вагонов, а также уведомление о завершении грузовой операции или передаче вагонов на железнодорожный выставочный путь, выписка из договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договора на подачу и уборку вагонов, акт общей формы:

грузополучатель или грузоотправитель — в случае возврата платы за время нахождения цистерн, бункерных полувагонов под очисткой на промывочно-пропарочных станциях. К претензии должны быть приложены акт установленной формы об обнаруженном в пункте налива недосливе цистерн, бункерных полувагонов, оплаченные счета за простой вагонов по акту о недосливе цистерн, бункерных полувагонов и т.д.