Гражданский кодекс инвалиды

Внесены изменения в Жилищный кодекс и закон о социальной защите инвалидов

Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статью 169 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Федеральный закон принят Государственной Думой 18 декабря 2015 года и одобрен Советом Федерации 25 декабря 2015 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральным законом устанавливается, что законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста 70 лет, – в размере 50 процентов, 80 лет – в размере 100 процентов, а также проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, собственникам жилых помещений, достигшим возраста 70 лет, – в размере 50 процентов, 80 лет – в размере 100 процентов.

Кроме того, Федеральным законом устанавливается, что инвалидам I и II группы, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (в размере не более 50 процентов указанного взноса).

Какие права есть у инвалидов в России и как их отстоять

Медицина и реабилитация

Пенсия и налоги

Жильё и коммунальные услуги

Защита прав инвалидов

В большинстве государств инвалиды могут наравне с другими учиться, работать, заводить семьи. Лайфхакер разбирается, как обстоят дела у нас.

Конституцией Статья 39 России гарантировано социальное обеспечение, а федеральным законом Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ – социальная защита инвалидов. Люди, получившие по состоянию здоровья статус инвалида, имеют равные с другими гражданами возможности в реализации гражданских, экономических, политических и других прав. А также ряд привилегий.

Медицина и реабилитация

Инвалиды имеют право на бесплатные лекарства, путёвки и различные медицинские приспособления.

Бесплатные лекарства выписывает врач. Их выдают в аптеках по рецептам. При этом рецепт должен быть оформлен на специальном бланке и заверен заведующим отделением. А аптека должна иметь право участвовать в федеральной программе обеспечения граждан льготными медикаментами. Общероссийский перечень бесплатных лекарственных средств устанавливается Правительством. В 2017 году в него входило 646 препаратов.

Один раз в год инвалид имеет право на бесплатное санаторно-курортное лечение. Выбрать санаторий нельзя, зато оплачивается проезд до него и обратно.

С 2005 года от бесплатных лекарств и путёвок можно отказаться и получать за них ежемесячную денежную выплату (ЕДВ).

Это так называемая монетизация льгот. ЕДВ получают вместе с пенсией. Её ежегодно индексируют.

Есть право на бесплатное получение технических средств реабилитации (ТСР). Это протезы, трости, слуховые аппараты, коляски, предметы личной гигиены и многое другое, что необходимо людям с различными видами инвалидности в повседневной жизни.

Перечень Приказ Минтруда России от 28.12.2017 ТСР и показаний к их применению утверждён Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ. Чтобы получить ТСР, необходимо вписать его в индивидуальную программу реабилитации инвалидов (ИПР).

Социальное обслуживание

Это помощь гражданам, которые не могут самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

  • Помощь по дому. Уборка, покупка продуктов и предметов первой необходимости.
  • Содействие в получении медицинской помощи и уход во время пребывания в специализированных пансионатах и интернатах.
  • Консультирование по различным вопросам – от юридических до психологических.

За получением социальных услуг нужно обращаться в местные органы соцзащиты.

Ещё в России действует программа Государственная программа «Доступная среда» на 2011–2025 годы «Доступная среда», в рамках которой адаптируют инфраструктуру и совершенствуют сферу услуг.

Например, инвалид вправе Порядок оказания услуг инвалидам в отделениях почтовой связи и по месту жительства (на дому) вызвать почтальона для отправки письма или заказать доставку посылки на дом. Это бесплатно. Нужно позвонить в своё отделение и напомнить, что «Почта России» участвует в реализации федеральной программы.

Пенсия и налоги

Инвалиды всех групп и дети-инвалиды имеют право на социальную пенсию.

Средняя пенсия инвалида I группы после индексации 2018 года составляет 13 500 рублей.

Также инвалиды I группы и дети-инвалиды имеют право на пособие по уходу. Для его оформления нужно найти трудоспособного, но не имеющего никакого дохода помощника и обратиться в соцзащиту. Размер пособия по уходу – 1 500 рублей, для неработающих родителей детей-инвалидов – 5 500 рублей.

Родители детей-инвалидов имеют право ещё на ряд привилегий: вычет по подоходному налогу, четыре дополнительных выходных в месяц, выход на пенсию за пять лет до достижения пенсионного возраста.

Для инвалидов I и II группы существуют налоговые послабления. Они освобождены от имущественного налога (статья 407 Статья 407. Налоговые льготы Налогового кодекса РФ) и имеют льготы по земельному и транспортному налогам. При этом право на вычеты сохраняется.

При обращении в суд инвалиды освобождаются от уплаты госпошлины, если цена иска меньше миллиона рублей. При обращении к нотариусу для инвалидов I и II группы действует 50-процентная скидка (статья 333.38 Статья 333.38. Льготы при обращении за совершением нотариальных действий Налогового Кодекса РФ).

Жильё и коммунальные услуги

Люди с инвалидностью и проживающие с ними члены их семей имеют право на:

  1. Улучшение жилищных условий – статья 17 Статья 17. Обеспечение инвалидов жильем закона «О социальной защите инвалидов в РФ». Если людей больше, чем квадратных метров, или по дому плачет капитальный ремонт, можно встать в очередь на жилплощадь. Люди, страдающие тяжёлыми формами хронических заболеваний, идут вне очереди. Жильё предоставляется по договору социального найма.
  2. Получение земельного участка для постройки дома или гаража либо огорода и ведения хозяйства вне очереди и без торгов.
  3. 50-процентную скидку на оплату жилищно-коммунальных услуг. Льгота предоставляется индивидуально. Например, если инвалид живёт с тремя родственниками, то из суммы в платёжке вычислят ¼ и разделят её пополам. Это будет его компенсация за ЖКУ.

Один раз в год инвалид имеет право на бесплатные железнодорожные Льготы на проезд в дальнем следовании или авиабилеты к месту лечения и обратно. Чтобы их получить, нужно оформить талон в своём отделении Фонда социального страхования. Проезд оплачивается инвалиду и сопровождающему. При условии, что первый не перешёл на ЕДВ.

На российских железных дорогах курсирует 534 вагона со специальными купе. Билеты в них стоят на 50% дешевле, чем в обычных. Скидка при покупке билета сразу отображается на сайте РЖД.

Аэропорты и железнодорожные вокзалы становятся всё более удобными для маломобильных граждан. Созданы специальные службы, которые помогают инвалидам с багажом и провожают до места в поезде или самолёте.

Что касается городского и пригородного сообщения, в регионах разрабатывают и вводят социальные проездные билеты. Как правило, это именной документ, который приобретается по фиксированной цене. Он даёт право бесплатного проезда на всех видах городского транспорта, кроме такси.

Если инвалид сам водит машину, он может рассчитывать на бесплатные места на парковке. Для этого нужно повесить на стекло соответствующий знак и возить с собой правоустанавливающие документы.

Инвалиды в России могут пройти все ступени образования – от дошкольного до высшего.

Дети с инвалидностью имеют право ходить в обычные детсады и школы – в 2016 году в закон «Об образовании» введены новеллы об инклюзии. Также существуют специализированные (коррекционные) учебные заведения и форма семейного образования.

Чтобы поступить в колледж или вуз, достаточно на экзаменах набрать проходной балл – инвалиды идут вне конкурса. Если надо, абитуриенту (студенту) с инвалидностью могут увеличить продолжительность экзамена или изменить форму приёма ответов.

Работающие инвалиды имеют ряд дополнительных гарантий.

  • Максимальная продолжительность рабочей недели для инвалидов I и II группы – 37 часов (статья 92 Статья 92. Сокращенная продолжительность рабочего времени Трудового кодекса РФ).
  • Ежегодный оплачиваемый отпуск – 30 дней (статья 115 Статья 115. Продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска Трудового кодекса РФ)
  • Отпуск за свой счёт – до 60 дней в году (статья 128 Статья 128. Отпуск без сохранения заработной платы Трудового кодекса РФ).
  • Привлечение к внеурочной, ночной работе и в праздники – только с письменного согласия.
  • Нельзя уволить при сокращении численности штата.

При этом во многих субъектах Российской Федерации предусмотрено квотирование Статья 21. Установление квоты для приема на работу инвалидов рабочих мест. В компаниях численностью больше 100 человек должно быть от 2 до 4% инвалидов. Если работников от 35 до 100, квота – не более 3%. При этом работодатель должен обустроить рабочее место инвалида согласно требованиям его ИПР.

Инвалидам гарантировано право на доступ к информации. Поэтому в библиотеках должны быть книги на шрифте Брайля. А официальная речь должна сопровождаться сурдопереводом.

Инвалиды имеют право на беспрепятственный доступ в общественные места. Это значит, что в театрах, концертных залах и прочих заведениях должны быть пандусы, кнопки вызова персонала и прочая атрибутика. При посещении многих культурно-развлекательных мероприятий инвалидам часто предоставляются скидки.

Защита прав инвалидов

У людей с инвалидностью в России немало преференций. Но страдает их реализация. Бесплатных лекарств не хватает. Закупают самые дешёвые и непригодные для езды коляски. Путёвок приходится ждать годами, а места для инвалидов на парковке занимают все кому не лень.

Как быть, когда постоянно сталкиваешься с нарушением прав инвалидов? Можно ли рассчитывать на бесплатное юридическое сопровождение? И стоит ли обратиться в международные организации, если средства правовой защиты внутри страны исчерпаны?

Лайфхакер спросил у практикующих юристов.

За нарушение прав инвалидов предусмотрена как уголовная, так и административная ответственность. Столкнувшийся с нарушением своих прав инвалид может пожаловаться в прокуратуру либо в суд.

В первом случае достаточно письменного или устного заявления (например, если прийти на личный приём к прокурору). На основании заявления будет проведена прокурорская проверка. Если факты нарушения его прав подтвердятся, виновного привлекут к ответственности.

Кроме того, прокурор имеет право обратиться в суд. Если выявит нарушения во время проверки, проведённой по собственной инициативе. Или на основании жалобы инвалида. На практике почти всегда такие иски подлежат удовлетворению.

Обратиться в суд может и сам инвалид. Причём как параллельно с жалобой в прокуратуру, так и без неё. Либо в случае несогласия с результатами прокурорской проверки.

Если инвалид обращается в суд, ему придётся самостоятельно собрать и представить доказательства. При этом можно потребовать возмещения морального вреда. Говоря простыми словами, взыскать деньги с лиц, нарушивших его права. В то время как результатом обращения в прокуратуру (или в суд самого прокурора) будет лишь административное наказание и решение суда устранить сам факт нарушения.

Согласно закону «О бесплатной юридической помощи в РФ», инвалиды I и II группы имеют на неё право. Вас могут проконсультировать, помочь с составлением исков, претензий и других документов. А также представлять ваши интересы в суде.

Можно самостоятельно или через представителя обратиться за получением бесплатной юридической помощи. Но не ко всем адвокатам и юристам вообще. А только к тем, кто является участником государственной или негосударственной системы бесплатной юридической помощи.

Узнать, какие юридические конторы входят в число участников можно:

  • в территориальном органе соцзащиты или на сайте регионального Департамента этого органа.
  • на сайте Палаты адвокатов региона проживания инвалида (можно позвонить в этот орган).
  • на сайте или по телефону регионального органа Минюста РФ.

Также во многих городах при юридических университетах существуют так называемые юридические клиники. В них студенты оказывают бесплатную помощь в правовых вопросах, в том числе инвалидам. Конечно же, под присмотром преподавателей или опытных адвокатов – кураторов этих проектов.

Читайте так же:  Фсин приказ 91

Однако это не отменяет права обращения инвалида, как обычного российского гражданина, в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Главное условие – заявитель должен стать жертвой нарушения прав, установленных какой-либо Конвенцией. Следовательно, раз Конвенция о защите прав инвалидов Россией ратифицирована, значит, факт нарушения её положений может являться основанием для обращения в ЕСПЧ.

Также можно обращаться в другие международные правозащитные инстанции. Отстаиванием прав у людей с инвалидностью в рамках своей деятельности занимается Комитет по правам человека и Совет по правам человека ООН.

Но в настоящее время практика складывается таким образом, что единственным действительно рабочим механизмом по отстаиванию прав инвалидов на международном уровне является только обращение в ЕСПЧ.

Гражданский кодекс инвалиды

  • Главная
  • Защита прав
  • Ментальная инвалидность
  • Нормативно-правовые акты
  • Гражданский кодекс РФ (извлечение)

Гражданский кодекс РФ (извлечение)

Статья 17. Правоспособность гражданина

1. Способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами.

2. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью.

Статья 18. Содержание правоспособности граждан

Граждане могут иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права.

Статья 21. Дееспособность гражданина

1. Способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.

2. В случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак.

Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения восемнадцати лет.

При признании брака недействительным суд может принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности с момента, определяемого судом.

Статья 22. Недопустимость лишения и ограничения правоспособности и дееспособности гражданина

1. Никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе, как в случаях и в порядке, установленных законом.

2. Несоблюдение установленных законом условий и порядка ограничения дееспособности граждан или их права заниматься предпринимательской либо иной деятельностью влечет недействительность акта государственного или иного органа, устанавливающего соответствующее ограничение.

3. Полный или частичный отказ гражданина от правоспособности или дееспособности и другие сделки, направленные на ограничение правоспособности или дееспособности, ничтожны, за исключением случаев, когда такие сделки допускаются законом.

Статья 29. Признание гражданина недееспособным

1. Гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается опека.

2. От имени гражданина, признанного недееспособным, сделки совершает его опекун, учитывая мнение такого гражданина, а при невозможности установления его мнения — с учетом информации о его предпочтениях, полученной от родителей такого гражданина, его прежних опекунов, иных лиц, оказывавших такому гражданину услуги и добросовестно исполнявших свои обязанности.

3. При развитии способности гражданина, который был признан недееспособным, понимать значение своих действий или руководить ими лишь при помощи других лиц суд признает такого гражданина ограниченно дееспособным в соответствии с пунктом 2 статьи 30 настоящего Кодекса.

При восстановлении способности гражданина, который был признан недееспособным, понимать значение своих действий или руководить ими суд признает его дееспособным.

На основании решения суда отменяется установленная над гражданином опека и в случае признания гражданина ограниченно дееспособным устанавливается попечительство.

Статья 30. Ограничение дееспособности гражданина

1. Гражданин, который вследствие пристрастия к азартным играм, злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается попечительство.

Он вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки.

Совершать другие сделки он может лишь с согласия попечителя. Однако такой гражданин самостоятельно несет имущественную ответственность по совершенным им сделкам и за причиненный им вред. Попечитель получает и расходует заработок, пенсию и иные доходы гражданина, ограниченного судом в дееспособности, в интересах подопечного в порядке, предусмотренном статьей 37 настоящего Кодекса.

2. Гражданин, который вследствие психического расстройства может понимать значение своих действий или руководить ими лишь при помощи других лиц, может быть ограничен судом в дееспособности в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается попечительство.

Такой гражданин совершает сделки, за исключением сделок, предусмотренных подпунктами 1 и 4 пункта 2 статьи 26 настоящего Кодекса, с письменного согласия попечителя. Сделка, совершенная таким гражданином, действительна также при ее последующем письменном одобрении его попечителем. Сделки, предусмотренные подпунктами 1 и 4 пункта 2 статьи 26 настоящего Кодекса, такой гражданин вправе совершать самостоятельно.

Гражданин, ограниченный судом в дееспособности по основаниям, предусмотренным настоящим пунктом, может распоряжаться выплачиваемыми на него алиментами, социальной пенсией, возмещением вреда здоровью и в связи со смертью кормильца и иными предоставляемыми на его содержание выплатами с письменного согласия попечителя, за исключением выплат, которые указаны в подпункте 1 пункта 2 статьи 26 настоящего Кодекса и которыми он вправе распоряжаться самостоятельно. Такой гражданин вправе распоряжаться указанными выплатами в течение срока, определенного попечителем. Распоряжение указанными выплатами может быть прекращено до истечения данного срока по решению попечителя.

При наличии достаточных оснований суд по ходатайству попечителя либо органа опеки и попечительства может ограничить или лишить такого гражданина права самостоятельно распоряжаться своими доходами, указанными в подпункте 1 пункта 2 статьи 26 настоящего Кодекса.

Гражданин, дееспособность которого ограничена вследствие психического расстройства, самостоятельно несет имущественную ответственность по сделкам, совершенным им в соответствии с настоящей статьей. За причиненный им вред такой гражданин несет ответственность в соответствии с настоящим Кодексом.

3. Если основания, в силу которых гражданин был ограничен в дееспособности, отпали, суд отменяет ограничение его дееспособности. На основании решения суда отменяется установленное над гражданином попечительство.

Если психическое состояние гражданина, который вследствие психического расстройства был в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи ограничен в дееспособности, изменилось, суд признает его недееспособным в соответствии со статьей 29 настоящего Кодекса или отменяет ограничение его дееспособности.

Статья 31. Опека и попечительство

1. Опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания. Соответствующие этому права и обязанности опекунов и попечителей определяются семейным законодательством.

2. Опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия.

3. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов.

4. К отношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства и не урегулированным настоящим Кодексом, применяются положения Федерального закона «Об опеке и попечительстве» и иные принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты Российской Федерации.

Статья 32. Опека

1. Опека устанавливается над малолетними, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства.

2. Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки.

Статья 33. Попечительство

1. Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 302-ФЗ)

2. Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно.

Попечители несовершеннолетних граждан и граждан, дееспособность которых ограничена вследствие психического расстройства, оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 302-ФЗ)

Статья 34. Органы опеки и попечительства

1. Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органами опеки и попечительства являются также органы местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации они наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2006 N 258-ФЗ, от 02.07.2013 N 167-ФЗ)

Вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются настоящим Кодексом, Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Полномочия органа опеки и попечительства в отношении подопечного возлагаются на орган, который установил опеку или попечительство. При перемене места жительства подопечного полномочия органа опеки и попечительства возлагаются на орган опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного в порядке, определенном Федеральным законом «Об опеке и попечительстве».

2. Суд обязан в течение трех дней со времени вступления в законную силу решения о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности сообщить об этом органу опеки и попечительства по месту жительства такого гражданина для установления над ним опеки или попечительства.

3. Орган опеки и попечительства по месту жительства подопечных осуществляет надзор за деятельностью их опекунов и попечителей.

Статья 35. Опекуны и попечители

1. Опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, в течение месяца с момента, когда указанным органам стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над гражданином. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна (попечителя). Если лицу, нуждающемуся в опеке или попечительстве, в течение месяца не назначен опекун или попечитель, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства.

Назначение опекуна или попечителя может быть оспорено в суде заинтересованными лицами.

2. Опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане. Не могут быть назначены опекунами и попечителями граждане, лишенные родительских прав, а также граждане, имеющие на момент установления опеки или попечительства судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан.

3. Опекун или попечитель может быть назначен только с его согласия. При этом должны учитываться его нравственные и иные личные качества, способность к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, отношения, существующие между ним и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве, а если это возможно — и желание подопечного.

4. Недееспособным или не полностью дееспособным гражданам, помещенным под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей опекунов или попечителей возлагается на указанные организации.

Статья 36. Исполнение опекунами и попечителями своих обязанностей

1. Обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных законом.

2. Опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.

Читайте так же:  Не включили в наследство

Опекуны и попечители обязаны извещать органы опеки и попечительства о перемене места жительства.

3. Опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы.

Опекуны и попечители несовершеннолетних должны заботиться об их обучении и воспитании.

Опекуны и попечители заботятся о развитии (восстановлении) способности гражданина, дееспособность которого ограничена вследствие психического расстройства, или гражданина, признанного недееспособным, понимать значение своих действий или руководить ими.

Опекуны и попечители исполняют свои функции, учитывая мнение подопечного, а при невозможности его установления — с учетом информации о предпочтениях подопечного, полученной от его родителей, прежних опекунов, иных лиц, оказывавших ему услуги и добросовестно исполнявших свои обязанности.

4. Обязанности, указанные в пункте 3 настоящей статьи, не возлагаются на попечителей совершеннолетних граждан, ограниченных судом в дееспособности, за исключением попечителей граждан, ограниченных судом в дееспособности вследствие психического расстройства.

5. Если основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или ограниченно дееспособным, отпали, опекун или попечитель обязан ходатайствовать перед судом о признании подопечного дееспособным и о снятии с него опеки или попечительства.

Если основания, в силу которых гражданин, который вследствие психического расстройства может понимать значение своих действий или руководить ими при помощи других лиц, был ограничен в дееспособности, изменились, попечитель обязан обратиться в суд с заявлением об отмене ограничения дееспособности подопечного или о признании его недееспособным в соответствии с пунктом 3 статьи 30 настоящего Кодекса.

Статья 37. Распоряжение имуществом подопечного

1. Опекун или попечитель распоряжается доходами подопечного, в том числе доходами, причитающимися подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Суммы алиментов, пенсий, пособий, возмещения вреда здоровью и вреда, понесенного в случае смерти кормильца, а также иные выплачиваемые на содержание подопечного средства, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, подлежат зачислению на отдельный номинальный счет, открываемый опекуном или попечителем в соответствии с главой 45 настоящего Кодекса, и расходуются опекуном или попечителем без предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Опекун или попечитель предоставляет отчет о расходовании сумм, зачисляемых на отдельный номинальный счет, в порядке, установленном Федеральным законом «Об опеке и попечительстве».

2. Опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель — давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других действий, влекущих уменьшение имущества подопечного.

Порядок управления имуществом подопечного определяется Федеральным законом «Об опеке и попечительстве».

3. Опекун, попечитель, их супруги и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование, а также представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна или попечителя и их близкими родственниками.

4. Опекун распоряжается имуществом гражданина, признанного недееспособным, основываясь на мнении подопечного, а при невозможности установления его мнения — с учетом информации о его предпочтениях, полученной от родителей такого гражданина, его прежних опекунов, иных лиц, оказывавших такому гражданину услуги и добросовестно исполнявших свои обязанности.

Статья 38. Доверительное управление имуществом подопечного

1. При необходимости постоянного управления недвижимым и ценным движимым имуществом подопечного орган опеки и попечительства заключает с управляющим, определенным этим органом, договор о доверительном управлении таким имуществом. В этом случае опекун или попечитель сохраняет свои полномочия в отношении того имущества подопечного, которое не передано в доверительное управление.

При осуществлении управляющим правомочий по управлению имуществом подопечного на управляющего распространяется действие правил, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 37 настоящего Кодекса.

2. Доверительное управление имуществом подопечного прекращается по основаниям, предусмотренным законом для прекращения договора о доверительном управлении имуществом, а также в случаях прекращения опеки и попечительства.

Статья 39. Освобождение и отстранение опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей

1. Орган опеки и попечительства освобождает опекуна или попечителя от исполнения им своих обязанностей в случаях возвращения несовершеннолетнего его родителям или его усыновления.

При помещении подопечного под надзор в образовательную организацию, медицинскую организацию, организацию, оказывающую социальные услуги, или иную организацию, в том числе в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, орган опеки и попечительства освобождает ранее назначенных опекуна или попечителя от исполнения ими своих обязанностей, если это не противоречит интересам подопечного.

2. Опекун, попечитель могут быть освобождены от исполнения своих обязанностей по их просьбе.

Опекун или попечитель может быть освобожден от исполнения своих обязанностей по инициативе органа опеки и попечительства в случае возникновения противоречий между интересами подопечного и интересами опекуна или попечителя, в том числе временно.

3. В случаях ненадлежащего выполнения опекуном или попечителем лежащих на нем обязанностей, в том числе при использовании им опеки или попечительства в корыстных целях или при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи, орган опеки и попечительства может отстранить опекуна или попечителя от исполнения этих обязанностей и принять необходимые меры для привлечения виновного гражданина к установленной законом ответственности.

Статья 40. Прекращение опеки и попечительства

1. Опека и попечительство над совершеннолетними гражданами прекращаются в случаях вынесения судом решения о признании подопечного дееспособным или отмены ограничений его дееспособности по заявлению опекуна, попечителя или органа опеки и попечительства.

2. По достижении малолетним подопечным четырнадцати лет опека над ним прекращается, а гражданин, осуществлявший обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего без дополнительного решения об этом.

3. Попечительство над несовершеннолетним прекращается без особого решения по достижении несовершеннолетним подопечным восемнадцати лет, а также при вступлении его в брак и в других случаях приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия (пункт 2 статьи 21 и статья 27).

Статья 41. Патронаж над совершеннолетними дееспособными гражданами

1. Над совершеннолетним дееспособным гражданином, который по состоянию здоровья не способен самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, может быть установлен патронаж.

2. В течение месяца со дня выявления совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, ему назначается органом опеки и попечительства помощник. Помощник может быть назначен с его согласия в письменной форме, а также с согласия в письменной форме гражданина, над которым устанавливается патронаж. Работник организации, осуществляющей социальное обслуживание совершеннолетнего дееспособного гражданина, нуждающегося в установлении над ним патронажа, не может быть назначен помощником такого гражданина.

3. Помощник совершеннолетнего дееспособного гражданина совершает действия в интересах гражданина, находящегося под патронажем, на основании заключаемых с этим лицом договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора.

4. Орган опеки и попечительства обязан осуществлять контроль за исполнением помощником совершеннолетнего дееспособного гражданина своих обязанностей и извещать находящегося под патронажем гражданина о нарушениях, допущенных его помощником и являющихся основанием для расторжения заключенных между ними договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора.

5. Патронаж над совершеннолетним дееспособным гражданином, установленный в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, прекращается в связи с прекращением договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора по основаниям, предусмотренным законом или договором.

КС РФ запретил взыскивать необоснованно выплаченные пенсии по инвалидности

Конституционный Суд Российской Федерации пришел к такому выводу, рассмотрев обращение заявительницы, с которой суд взыскал излишне выплаченную пенсию по инвалидности. В 2010 году она была бессрочно признана инвалидом II группы, как позднее выяснилось, ошибочно, причем по не зависящим от нее причинам. В 2016 году суд взыскал с нее более 400 тыс. руб. излишне выплаченной пенсии с учетом ежемесячной денежной выплаты и госпошлины. При этом в 2017 году ей вновь была бессрочно установлена II группа инвалидности, однако обжаловать указанное решение суда ей не удалось, после чего она обратилась в КС РФ (постановление КС РФ от 26 февраля 2018 г. № 10-П).

Заявительница обжаловала конституционность положений п. 1-2 ст. 25 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ст. 7 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст. 1102 и ст. 1109 Гражданского кодекса, которые, по ее мнению, позволяют взыскивать полученные гражданином суммы пенсии по инвалидности по формальным основаниям.

Суд указал, что обжалуемые нормы не противоречат Конституции РФ, но и не могут служить основанием для взыскания с гражданина, признанного инвалидом, полученных им сумм пенсии по инвалидности и ежемесячной денежной выплаты в случае, если представленная им для получения названных выплат справка об установлении инвалидности, составленная по результатам МСЭ, признана недействительной вследствие наличия лишь формальных нарушений. Речь идет о случаях, когда такие нарушения не повлияли или не могли повлиять на оценку ограничений жизнедеятельности освидетельствуемого гражданина и не обусловлены недобросовестностью с его стороны. Также КС РФ в своем решении отметил, что решения, вынесенные в адрес заявительницы в нарушение указанного правила, подлежат пересмотру.

Жилищные права инвалидов: практика споров и анализ изменений законодательства

Автор: Николай Яковлев

АО «Русская Телефонная Компания»

Розничная сеть МТС

В Конституции РФ закреплено, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, свободное развитие человека, и что государство обеспечивает поддержку инвалидов.

Основным законом, в котором отражены конкретные меры такой поддержки, является Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 181-ФЗ).

Существуют и другие федеральные законы, подзаконные акты, которые устанавливают те или иные «дополнительные» права инвалидов, являющиеся мерой их государственной поддержки. Есть такие права и в жилищной сфере.

Но, к сожалению, даже права инвалидов нередко нарушаются, и им приходиться отстаивать свое право в суде. Встречаются и, напротив, такие случаи, когда сам инвалид злоупотребляет своим положением и необоснованно пытается получить те или иные льготы, меры поддержки, которые не предусмотрены законом. Приведем некоторые типичные примеры и тех и других случаев, и обозначим, какие требования инвалидов законны и обоснованы, а какие не основаны на нормах действующего законодательства.

Требования о скидке на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Согласно статье 17 Федерального закона № 181-ФЗ инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, — на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.

Как видно из приведенной нормы, обе скидки — скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения и скидка в аналогичном размере на оплату коммунальных услуг — предоставляются только тем инвалидам, которые проживают в жилом помещении, входящем в государственный или муниципальный жилой фонд. Если же жилое помещение находится в собственности инвалида, то последнему предоставляется только одна скидка — на оплату коммунальных услуг (и на стоимость топлива в обозначенном выше случае). Требования инвалидов о предоставлении такой скидки удовлетворяются судами (см. апелляционное определение Московского городского суда от 28.03.2014 по делу № 33-10033).

А вот на оплату жилого помещения , находящегося в собственности инвалида, требовать скидку оснований нет.

Читайте так же:  Заявление на прописку ребенка в свободной форме

Пример из судебной практики.

Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 16 июля 2014 г. по делу № 33-4405/2014.

Истец обратилась в суд с иском к Центру социальной поддержки населения о возложении обязанности предоставить ей, как инвалиду, скидку в размере 50 процентов квартирной платы и произвести перерасчет за предшествующий период.

Судом было установлено, что Истец обращалась ранее к Ответчику с целью получения указанной льготы, однако получила ответ о том, что 50-процентная скидка на оплату жилого помещения не предусмотрена, поскольку квартира находится у неё в собственности. Истица же полагала, что льготы должны распространяться на всех инвалидов в равной мере, независимо от того, в её собственности находится жилое помещение или нет.

Суд согласился с доводами Центра социального обслуживания и указал, что «граждане из числа инвалидов, проживающие в квартирах, находящихся в многоквартирных домах и принадлежащих им на праве собственности, права на предоставление 50 % скидки на оплату жилого помещения не имеют».

Требования о предоставлении жилого помещения вне очереди.

Согласно пункту 5 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей–инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 № 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, принятые на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, включаются в отдельные списки для обеспечения жилыми помещениями в первоочередном порядке.

Однако стоит отметить, что такой первоочередный порядок применяется только в отношении инвалидов, вставших на учет в качестве нуждающихся до 01 марта 2005 года.

Это связано с тем, что с 1 марта 2005 года вступил в действие Жилищный кодекс РФ, положения которого не предусматривают принятие инвалидов на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в первоочередном порядке.

Но при этом, как указано в части второй статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», «граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма».

Поэтому, если по состоянию на 01 марта 2005 года инвалиды или семьи, имеющие детей-инвалидов, состояли на учете в качестве нуждающихся, то право на предоставление жилья вне очереди сохранилось за ними и после вступления в силу Жилищного кодекса РФ. Если говорить о праве на получение жилья семей, имеющих детей-инвалидов, то оно сохраняется до момента получения жилья даже в том случае, если ребенок достиг совершеннолетия. Снятие такой семьи с учета в связи с достижением ребенком-инвалидом совершеннолетия незаконно. Такие действия могут быть обжалованы в суде.

Пример из судебной практики.

Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 08.04.2014.

В деле по иску о предоставлении жилого помещения вне очереди по договору социального найма представитель Ответчика (Администрации городского округа) ссылался на то, что семья истца утратила статус семьи, имеющей ребенка-инвалида по достижении последним совершеннолетия. Однако суд указал, что «семья Истца как семья, имеющая ребенка-инвалида, принятая на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, имеет право на внеочередное предоставление жилых помещений по договору социального найма, исходя из нормы предоставления».

Требования инвалидов, не состоявших на учете до 01 марта 2005 года, о предоставлении жилья во внеочередном порядке — неправомерны.

Исключение составляют случаи, когда нуждающийся в предоставлении жилого помещения инвалид страдает тяжелым хроническим заболеванием, при котором невозможно совместное проживание в одной квартире с другими лицами (пункт 3 части второй статьи 57 Жилищного кодекса РФ).

Перечень таких заболеваний утвержден Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 года № 378. Если инвалид имеет заболевание, указанное в этом перечне, то требования по предоставлению жилого помещения вне очереди будут удовлетворены судом. Если заболевание, которым страдает Истец, в перечне отсутствует, то в удовлетворении исковых требований по указанным основаниям судом будет отказано (см. апелляционное определение Кемеровского областного суда от 26.03.2015 № 33-3034).

Требования о предоставлении/замене жилого помещения согласно программе реабилитации инвалида.

Такие требования законны.

Согласно пункту 8 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 № 901, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, занимаемые ими жилые помещения могут быть заменены на другие равноценные жилые помещения в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (переселение с верхних этажей домов на нижние, приближение к месту жительства родных, близких и т.п.).

Поэтому даже в тех случаях, когда инвалиду по договору социального найма предоставлено жилое помещение, абсолютно пригодное для проживания, если оно не будет соответствовать программе реабилитации инвалида, то последний вправе требовать предоставления ему другого жилого помещения.

Пример из судебной практики.

Апелляционное определение Московского областного суда от 25.09.2012 по делу № 33-15574/2012.

Истец — инвалид обратился в суд с иском к Администрации городского округа о замене предоставленной ему квартиры на квартиру, равноценную по площади, соответствующую техническим требованиям для проживания инвалида-колясочника, расположенную на первом этаже.

Судом первой инстанции в удовлетворении иска было отказано.

Суд апелляционной инстанции установил, что согласно индивидуальной программе реабилитации Истец нуждается в изменении этажности проживания с третьего этажа на первый. И программа реабилитации, содержащая такое предписание, является основанием для переселения инвалида и семьи, имеющей ребенка-инвалида.

По этим мотивам суд отменил решение суда первой инстанции и принял новое решение, которым обязал Администрацию городского округа в двухмесячный срок заменить квартиру Истца на равноценную по площади и соответствующую техническим требованиям квартиру, расположенную на первом этаже.

4.Требования об установке пандуса.

Нормы законодательства, на которых основываются такие требования, неоднозначны. Как следствие, неоднообразна и судебная практика по данному вопросу.

Согласно статье 15 Федерального закона № 181-ФЗ инвалиды имеют право на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, к которым относятся и жилые дома. Для инвалидов-колясочников беспрепятственный доступ подразумевает наличие пандуса, отвечающего установленным техническим требованиям (СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения), или иного оборудования, к которому относятся специальные подъемные устройства.

Однако из норм действующего законодательства четко не следует, кто отвечает за установку пандусов. В связи с этим у многих инвалидов и прокуроров, которые в интересах инвалидов довольно часто обращаются в суды с подобными исками, возникает вопрос о том, к кому предъявлять соответствующие требования. К управляющей организации или в местную администрацию?

Часть судов исходит из того, что обеспечение беспрепятственного доступа для инвалидов является публичной обязанностью и, как следствие, обязанность по установке пандусов не может быть возложена на управляющую организацию.

Пример из судебной практики.

Решение Ачинского городского суда от 23 июня 2015 г. по делу № 2-2897/2015.

Истец-инвалид обратился в суд с иском к управляющей организации об установке пандуса и взыскании компенсации морального вреда.

Суд отказал в удовлетворении исковых требований, мотивируя это тем, что публичная обязанность по обеспечению инвалидам, использующим для передвижения кресла-коляски, беспрепятственного доступа к объектам социальной структуры, в том числе жилым домам, вытекающая из норм федерального законодательства, не может быть возложена на управляющую организацию, которая, как сторона по договору управления многоквартирным домом, по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату оказывает услуги и выполняет работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме, предоставляет коммунальные услуги, осуществляет иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

При этом суды часто ссылаются на то, что если расположенные в доме квартиры находятся в частной собственности, то управляющая компания может осуществить установку пандуса только в случае принятия на то решения собственниками жилых помещений и за счет их средств (см. решение Миасского городского суда от 02 сентября 2015 г. по делу № 2-3405/2015).

Такой вывод судов основывается на положении части второй статьи 36 Жилищного кодекса РФ, согласно которой собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме. Из этого часть судов делает вывод о том, что и вопрос установки пандуса должен решаться на общем собрании собственников.

Другие суды, напротив, указывают на то, что управляющая компания, заключая договор на управление жилым домом, берет на себя обязательства по обеспечению соответствия жилого дома всем нормативным требованиям, в числе которых и требования по обеспечению доступности жилых помещений для инвалидов. А значит, установка пандуса не требует решения общего собрания собственником, поскольку имеется нормативное требование, исполнить которое обязана управляющая компания.

Пример из судебной практики.

Апелляционное определение Ростовского областного суда от 9 ноября 2015 г. по делу № 33-17320/2015.

В деле по иску инвалида об установке пандуса суд апелляционной инстанции отметил следующее.

Согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ. Материалами дела подтверждается, что управляющая компания приняла в управление многоквартирный жилой дом, в котором проживает истец-инвалид, следовательно, при управлении общим имуществом многоквартирного дома управляющая компания обязана соблюдать, в том числе, требования законодательства об обеспечении доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

И тех и других примеров решений судебная практика знает немало. Но вне зависимости от того, кто будет ответчиком по иску об установке пандуса, важно понимать, что для установки пандуса необходимо, чтобы была техническая возможность такой установки. Если такой возможности нет, то в удовлетворении требований инвалида об установке пандуса судом будет отказано.

Пример из судебной практики.

Апелляционное определение Московского областного суда от 03.06.2015 по делу № 33-11633/2015.

Истец, являющаяся инвалидом, обратилась в суд с иском к городской администрации об обязании установить пандус в подъезде многоквартирного жилого дома и компенсации морального вреда.

В ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции было отмечено, что техническая возможность для установки пандуса на лестничном марше второго и первого этажей по месту проживания истца отсутствует. Учитывая, что установка пандуса повлечет нарушение требований безопасности в отношении истца, апелляционный суд подтвердил правильность выводов суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований, в том числе, о компенсации морального вреда.

Стоит заметить, что сложившаяся на сегодняшний день неоднозначная практика по вопросу о том, кто обязан обеспечить установку пандуса в жилом доме инвалида, формировалась на основе норм Федерального закона № 181-ФЗ и Жилищного кодекса РФ в редакциях, действовавших до 01 января 2016 года.

Однако с 01 января 2016 года вступил в силу (за исключением отдельных положений) Федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» (далее — Федеральный закон № 419-ФЗ), который внес изменения в ряд нормативных актов, в числе которых и вышеназванные. В частности, статья 2 Жилищного кодекса РФ была дополнена пунктом 5.1, согласно которому с 01 января 2016 года органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах. Однако приведет ли к тому, что суды в большей степени единообразно будут принимать решения, согласно которым установка пандусов будет признаваться обязанностью государственных и муниципальных органов, покажет практика.

Хочется верить, что с ратификацией Конвенции о правах инвалидов, вступлением в силу Федерального закона № 419-ФЗ и с возможным принятием новых актов, регулирующих вопросы защиты инвалидов, законодательство в этой сфере станет более определенным, а инвалиды, управляющие компании, муниципалитеты и суды перестанут быть заложниками этой правовой неопределенности.