Федеральный закон по от и пб

Внесены изменения в закон о промышленной безопасности ОПО

В 2016 году с разницей в месяц двумя нормативно-правовыми актами внесены изменение в Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Утвержденные поправки в закон о промбезопасности носят основополагающий характер, поэтому считаем важным рассмотреть их более подробно.

Изменения, внесенные Федеральным законом от 02.06.2016 № 170-ФЗ

Федеральный закон от 02.06.2016 № 170-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» официально опубликован 2 июня 2016 г. на интернет-портале правовой информации.

Документ внес изменения в Приложения №1 и №2 к ФЗ о промышленной безопасности и утвердил новый порядок идентификации сетей газораспределения и газопотребления в качестве ОПО.

Так, к числу опасных производственных объектов теперь не относятся сети газораспределения и сети газопотребления, работающие под давлением природного газа или сжиженного углеводородного газа до 0,005 МПа включительно (абзац 27 Приложения №1 к ФЗ 116).

Также изменился принцип определения и порядок присвоения класса опасности сетям газопотребления и газораспределения. В частности, в п. 1 Приложения 2 к ФЗ 116 уточняется, что «классы опасности ОПО, указанных в пунктах 2 (объекты по хранению, уничтожению химического оружия и ОПО спецхимии), 3 (объекты бурения и добычи нефти, газа и газового конденсата) и 4 (газовые сети) настоящего приложения, устанавливаются в соответствии с критериями, указанными в пунктах 2, 3 и 4 настоящего приложения».

Данная поправка очень важна для однозначной классификации сетей газопотребления и газораспределения в зависимости от степени опасности. Ранее владельцы ОПО этого типа при определении класса опасности брались за подсчет количества опасного вещества и обращались к Таблице 2 Приложения №2 к ФЗ 116. В связи с этим они ошибочно полагали, что газовым сетям можно присвоить 4 класс опасности. В новой редакции ФЗ №116 такая путаница исключается.

А именно – в обновленной версии п. 4 Приложения 2 к ФЗ №116 указано:

«4. Для газораспределительных станций, сетей газораспределения и сетей газопотребления устанавливаются следующие классы опасности:

1) II класс опасности – для ОПО, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 1,2 МПа или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 1,6 МПа;

2) III класс опасности – для опасных производственных объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 0,005 МПа до 1,2 МПа включительно или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 0,005 МПа до 1,6 МПа включительно.

Информацию о параметрах рабочего давления в сетях газопотребления и газораспределения, которое является критериям отнесения указанных сетей к категории ОПО и конкретному классу опасности, владелец опасного объекта может найти в таких документах, как:

  • Техническая документация на элементы газовых сетей (газопроводы, котлы и другое газоиспользующее оборудование).
  • Сведения, характеризующие опасный производственный объект.
  • Акт ввода в эксплуатацию ОПО и т.д.

Указанные выше изменения вступают в силу с 1 сентября 2016 года. С этой даты сети газораспределения и сети газопотребления, работающие под давлением природного газа или сжиженного углеводородного газа до 0,005 МПа включительно, подлежат исключению из госреестра ОПО, в том числе по результатам проведения в отношении их владельцев надзорных мероприятий (статья 2 ФЗ от 02.06.2016 № 170).

Также предполагается, что Ростехнадзор продолжит контролировать выведенные из реестра газовые сети на предмет соответствия Техническому регламенту о безопасности сетей газораспределения и газопотребления (утв. Постановлением Правительства РФ № 870 от 29.10.2010 г.).

Изменения, внесенные Федеральным законом от 03.07.2016 № 283-ФЗ

Федеральный закон от 03.07.2016 № 283-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» официально опубликован 4 июля 2016 года. Наряду с законом о промышленной безопасности указанный документ внес изменения в:

  • Федеральный закон от 20 июня 1996 года № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности».
  • Федеральный закон от 12 января 1996 года № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

В рамках данной статьи нас интересуют прежде всего изменения в ФЗ №116, поэтому подробно рассмотрим именно их.

Прежде всего, отметим, что поправки вводят новое понятие – Общественный контроль в области промышленной безопасности (ФЗ №116 дополнен статьей 16.2).
Согласно п. 1 новой статьи 16.2, общественный контроль (далее – ОК) – это общественная деятельность, цель которой – обеспечить соблюдение эксплуатирующими ОПО организациями, их руководителями и иными должностными лицами, ИП и их уполномоченными представителями требований, установленных ФЗ №116, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативно-правовыми актами РФ в области промышленной безопасности.

ОК в области ПБ осуществляется на добровольной основе общественными инспекторами ФСЭТАН, привлекаемыми из числа профсоюзных инспекторов труда. Порядок такого привлечения и квалификационные требования к общественным инспекторам утверждаются Ростехнадзором.

В новой редакции закона также закреплены права и обязанности общественных инспекторов (п. 3-4 статьи 16.2).

Так, общественный инспектор в области ПБ обязан:

  • информировать территориальный орган ФСЭТАН о выявленных им нарушениях требований промбезопасности;
  • оказывать содействие Ростехнадзору в проведении надзорных мероприятий и техническом расследовании причин аварии на ОПО.

При этом общественный инспектор имеет право:

  • Следить за соблюдением организациями, эксплуатирующими ОПО, требований промышленной безопасности;
  • Представлять владельцам ОПО предложения об устранении нарушений требований промбезопасности;
  • Принимать участие в мероприятиях по контролю, проводимых Ростехнадзором, и техническом расследовании причин аварии на ОПО.

Еще одно изменение наделило Ростехнадзор новыми полномочиями. Теперь ведомство вправе давать разъяснения требований ПБ и рекомендации по их применению, составляя и утверждая для этого руководства по безопасности (ст. 3 ФЗ №116 дополнена п. 5). Такое нововведение вполне ожидаемо, потому как Ростехнадзор и сейчас готовит письма с разъяснениями по вопросам промышленной безопасности, однако они не имеют юридической силы.

Заключительное изменение касается внеплановых проверок на предмет выполнения предписания ФСЭТАН. Теперь Ростехнадзор может провести проверку до истечения срока исполнения предписания, получив уведомление от владельца ОПО об устранении выявленных нарушений (п. 7 ст. 16 ФЗ №116 дополнен п.п. «б»).

Согласно статье 4 Федерального закона от 03.07.2016 № 283-ФЗ, указанные выше изменения вступают в силу с 1 января 2017 года.

Федеральный закон N 69-ФЗ «О пожарной безопасности»

Демонстрационный фрагмент текста:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН № 69-ФЗ

О пожарной безопасности

(с изменениями на 2 июля 2013 года)

Государственной Думой 18 ноября 1994 года

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 22 августа 1995 года № 151-ФЗ, Федеральным законом от 18 апреля 1996 года № 32-ФЗ, Федеральным законом от 24 января 1998 года № 13-ФЗ, Федеральным законом от 7 ноября 2000 года № 135-ФЗ, Федеральным законом от 27 декабря 2000 года № 150-ФЗ, Федеральным законом от 6 августа 2001 года № 110-ФЗ, Федеральным законом от 30 декабря 2001 года № 196-ФЗ, Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 116-ФЗ, Федеральным законом от 10 января 2003 года № 15-ФЗ, Федеральным законом от 10 мая 2004 года № 38-ФЗ, Федеральным законом от 29 июня 2004 года № 58-ФЗ, Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, Федеральным законом от 1 апреля 2005 года № 27-ФЗ, Федеральным законом от 9 мая 2005 года № 45-ФЗ, Федеральным законом от 2 февраля 2006 года № 19-ФЗ, Федеральным законом от 25 октября 2006 года № 172-ФЗ, Федеральным законом от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ, Федеральным законом от 18 декабря 2006 года № 232-ФЗ, Федеральным законом от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ, Федеральным законом от 18 октября 2007 года № 230-ФЗ, Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 137-ФЗ, Федеральным законом от 14 марта 2009 года № 32-ФЗ, Федеральным законом от 19 июля 2009 года № 198-ФЗ, Федеральным законом от 9 ноября 2009 года № 247-ФЗ, Федеральным законом от 25 ноября 2009 года № 267-ФЗ, Федеральным законом от 23 июля 2010 года № 173-ФЗ, Федеральным законом от 28 сентября 2010 года № 243-ФЗ, Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 442-ФЗ, Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ, Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 243-ФЗ, Федеральным законом от 19 июля 2011 года № 248-ФЗ, Федеральным законом от 8 ноября 2011 года № 309-ФЗ, Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 345-ФЗ, Федеральным законом от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ, Федеральным законом от 11 февраля 2013 года № 9-ФЗ, Федеральным законом от 2 июля 2013 года № 185-ФЗ.

Настоящий Федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее — организации), а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами,

гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее — граждане) (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, дополнен с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ — см. предыдущую редакцию).

Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия

В целях настоящего Федерального закона применяются следующие понятия: пожарная безопасность — состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров,

пожар — неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства,

требования пожарной безопасности — специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или

уполномоченным государственным органом, *1.4)

нарушение требований пожарной безопасности — невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности,

противопожарный режим — требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности (абзац в редакции, введенной в действие с 11 ноября 2009 года Федеральным законом от 9 ноября 2009 года № 247-ФЗ, — см. предыдущую редакцию),

меры пожарной безопасности — действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности,

пожарная охрана — совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них

аварийно-спасательных работ (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, — см. предыдущую редакцию),

Читайте так же:  Заявление в суд о взыскании убытков

абзац утратил силу с 1 января 2005 года — Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ — см. предыдущую редакцию,

пожарно-техническая продукция — специальная техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция, предназначенная для обеспечения пожарной безопасности, в том числе пожарная техника и оборудование, пожарное снаряжение, огнетушащие и огнезащитные вещества, средства специальной связи и управления, программы для электронных вычислительных машин и базы данных, а также иные средства предупреждения и тушения пожаров, *1.10)

абзац утратил силу с 1 января 2005 года — Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ — см. предыдущую редакцию.

федеральный государственный пожарный надзор — деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, а также подведомственных им государственных учреждений, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности (далее — обязательные требования), посредством организации и проведения проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, проведения мероприятий по контролю на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований пожарной безопасности, анализу и прогнозированию состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности (абзац дополнительно включен с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, в редакции, введенной в действие с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ, — см. предыдущую редакцию),

ведомственный пожарный надзор — деятельность ведомственной пожарной охраны по проверке соблюдения организациями, подведомственными соответствующим федеральным органам исполнительной власти, требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки (абзац дополнительно включен с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ),

подтверждение соответствия в области пожарной безопасности — документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, выполнения работ и оказания услуг требованиям технических регламентов, стандартов, норм пожарной безопасности или условиям договоров (абзац дополнительно включен с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ),

нормативные документы по пожарной безопасности — национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности (абзац дополнительно включен с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, в редакции, введенной в действие с 11 ноября 2009 года Федеральным законом от 9 ноября 2009 года № 247-ФЗ, — см. предыдущую редакцию), *1.14)

профилактика пожаров — совокупность превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий (абзац дополнительно включен с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ),

первичные меры пожарной безопасности — реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров (абзац дополнительно включен с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, в редакции, введенной в действие с 24 октября 2007 года Федеральным законом от 18 октября 2007 года № 230-ФЗ, — см. предыдущую редакцию),

гарнизон пожарной охраны — совокупность расположенных на определенной территории органов управления, подразделений и организаций независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, к функциям которых отнесены профилактика и тушение пожаров, а также проведение аварийно-спасательных работ (абзац дополнительно включен с 24 октября 2007 года Федеральным законом от 18 октября 2007 года № 230-ФЗ),

организация тушения пожаров — совокупность оперативно-тактических и

инженерно-технических мероприятий (за исключением мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности), направленных на спасение людей и имущества от опасных факторов пожара, ликвидацию пожаров и проведение аварийно-спасательных работ (абзац дополнительно включен с 24 октября 2007 года Федеральным законом от 18 октября 2007 года № 230-ФЗ),

особый противопожарный режим — дополнительные требования пожарной безопасности, устанавливаемые органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях (абзац дополнительно включен с 11 ноября 2009 года Федеральным законом от 9 ноября 2009 года № 247-ФЗ),

локализация пожара — действия, направленные на предотвращение возможности дальнейшего распространения горения и создание условий для его ликвидации имеющимися силами и средствами (абзац дополнительно включен с 6 августа 2010 года Федеральным законом от 23 июля 2010 года № 173-ФЗ).

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности

Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности (часть дополнена с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа

2004 года № 122-ФЗ — см. предыдущую редакцию). *2.1)

Законодательство субъектов Российской Федерации не действует в части, устанавливающей более низкие, чем настоящий Федеральный закон, требования пожарной безопасности.

Статья 3. Система обеспечения пожарной безопасности

Система обеспечения пожарной безопасности — совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).*3.2)

Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности: нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности,

создание пожарной охраны и организация ее деятельности, разработка и осуществление мер пожарной безопасности,

реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности, проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности,

содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января

2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, — см. предыдущую редакцию),

научно-техническое обеспечение пожарной безопасности, информационное обеспечение в области пожарной безопасности, осуществление федерального государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности (абзац дополнен с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ — см. предыдущую редакцию),*3.12)

производство пожарно-технической продукции,*3.13) выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности, лицензирование деятельности в области пожарной безопасности (далее -лицензирование) и подтверждение соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности (далее — подтверждение соответствия) (абзац в редакции, введенной в действие с 15 января 2003 года Федеральным законом от 10 января 2003 года № 15-ФЗ, в

редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, — см. предыдущую редакцию), *3.15)

абзац утратил силу с 1 января 2005 года — Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ — см. предыдущую редакцию,

тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, — см. предыдущую редакцию), учет пожаров и их последствий,*3.17) установление особого противопожарного режима.*3.18)

Глава II. Пожарная охрана

Статья 4. Виды и основные задачи пожарной охраны

Пожарная охрана подразделяется на следующие виды: государственная противопожарная служба, *4.2) муниципальная пожарная охрана, ведомственная пожарная охрана,*4.4) частная пожарная охрана, добровольная пожарная охрана.*4.6)

Основными задачами пожарной охраны являются: организация и осуществление профилактики пожаров,

спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи (абзац дополнен с 8 декабря 2009 года Федеральным законом от 25 ноября 2009 года № 267-ФЗ -см. предыдущую редакцию),

организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

К действиям по предупреждению, ликвидации социально-политических,

межнациональных конфликтов и массовых беспорядков пожарная охрана не привлекается.

(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, — см. предыдущую редакцию)

Статья 5. Государственная противопожарная служба

Г осударственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны.

В Государственную противопожарную службу входят: федеральная противопожарная служба, противопожарная служба субъектов Российской Федерации.

Федеральная противопожарная служба включает в себя:

структурные подразделения центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, осуществляющие управление и координацию деятельности федеральной противопожарной службы,

структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, — региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов, уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации,

органы исполнительной власти и подведомственные им государственные учреждения, уполномоченные на осуществление федерального государственного пожарного надзора (далее — органы государственного пожарного надзора) (абзац в редакции, введенной в действие с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ, — см. предыдущую редакцию),

пожарно-технические, научные и образовательные организации, (Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года № 185-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях

обеспечения профилактики пожаров и (или) их тушения в организациях (объектовые подразделения),

подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях

организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных

организациях (специальные и воинские подразделения) (абзац в редакции, введенной в действие со 2 августа 2009 года Федеральным законом от 19 июля 2009 года № 198-ФЗ, -см. предыдущую редакцию).

подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях

организации профилактики и тушения пожаров в населенных пунктах (территориальные подразделения) (абзац дополнительно включен с 28 октября 2006 года Федеральным законом от 25 октября 2006 года № 172-ФЗ, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 года).

подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях охраны имущества организаций от пожаров на договорной основе (договорные подразделения федеральной противопожарной службы) (абзац дополнительно включен с 1 января 2009 года Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 137-ФЗ).

Читайте так же:  Приказ об администрировании доходов бюджета

Организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок деятельности федеральной противопожарной службы определяются положением о федеральной противопожарной службе, утверждаемым в установленном порядке. *5.12)

Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, — см. предыдущую редакцию)

Статья 6. Федеральный государственный пожарный надзор

(наименование в редакции, введенной в действие с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ, — см. предыдущую редакцию) Федеральный государственный пожарный надзор, за исключением федерального государственного пожарного надзора, осуществляемого в лесах, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности (часть в редакции, введенной в действие с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).

Органами государственного пожарного надзора являются:

федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, в лице структурного подразделения его центрального аппарата, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора (абзац дополнен с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ — см. предыдущую редакцию),

структурные подразделения региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, созданные для организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора на территориях федеральных округов (абзац дополнен с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ — см. предыдущую редакцию),

структурные подразделения территориальных органов управления федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, созданные для организации и осуществления федерального

государственного пожарного надзора на территориях субъектов Российской Федерации (абзац дополнен с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ — см. предыдущую редакцию),

структурные подразделения специальных и воинских подразделений (абзац в редакции, введенной в действие со 2 августа 2009 года Федеральным законом от 19 июля 2009 года № 198-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).

Руководители соответствующих органов государственного пожарного надзора по должности одновременно являются:

главными государственными инспекторами субъектов Российской Федерации по пожарному надзору,

главными государственными инспекторами специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору (абзац в редакции, введенной в действие со 2 августа 2009 года Федеральным законом от 19 июля 2009 года № 198-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).

Перечень иных должностных лиц органов государственного пожарного надзора (государственных инспекторов) и соответствующих им прав и обязанностей по осуществлению федерального государственного пожарного надзора определяется Правительством Российской Федерации (часть дополнена с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ — см. предыдущую редакцию).

Должностные лица органов государственного пожарного надзора при проведении проверок на объектах, являющихся собственностью иностранных юридических лиц или организаций с иностранными инвестициями, пользуются правами, установленными настоящей статьей (часть в редакции, введенной в действие с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).

Указания и распоряжения вышестоящих должностных лиц органов государственного пожарного надзора обязательны для исполнения нижестоящими должностными лицами органов государственного пожарного надзора.

Часть утратила силу с 1 августа 2011 года — Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ. — См. предыдущую редакцию.

Организационная структура, полномочия и функции органов государственного пожарного надзора, а также порядок осуществления федерального государственного пожарного надзора устанавливается Правительством Российской Федерации (часть в редакции, введенной в действие с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).

Часть утратила силу с 1 августа 2011 года — Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ. — См. предыдущую редакцию.

Контроль за обеспечением пожарной безопасности дипломатических и консульских учреждений Российской Федерации, а также представительств Российской Федерации за рубежом осуществляется в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено международными договорами Российской

Федеральный Закон № 384 — ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» с изменениями от 2 июля 2013 г.

Демонстрационный фрагмент текста:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Технический регламент о безопасности зданий и сооружений

(с изменениями на 2 июля 2013 года)

Г осударственной Думой 23 декабря 2009 года

Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2009 года

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 2 июля 2013 года № 185-ФЗ.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Цели принятия настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон принимается в целях:

1) защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества,

2) охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений,

3) предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей,

4) обеспечения энергетической эффективности зданий и сооружений.*1.4)

Статья 2. Основные понятия

1. Для целей настоящего Федерального закона используются основные понятия, установленные законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности и законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.*2Л)

2. Для целей настоящего Федерального закона используются также следующие основные понятия:

1) аварийное освещение — освещение на путях эвакуации, имеющее электропитание от автономных источников, функционирующих при пожаре, аварии и других чрезвычайных ситуациях, включаемое автоматически при срабатывании соответствующей сигнализации или вручную, если сигнализации нет или она не сработала,

2) авария — опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению или повреждению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, нанесению ущерба окружающей среде,

3) авторский надзор — контроль лица, осуществившего подготовку проектной документации, за соблюдением в процессе строительства требований проектной документации,

4) воздействие — явление, вызывающее изменение напряженно-деформированного состояния строительных конструкций и (или) основания здания или сооружения,

5) жизненный цикл здания или сооружения — период, в течение которого осуществляются инженерные изыскания, проектирование, строительство (в том числе консервация), эксплуатация (в том числе текущие ремонты), реконструкция, капитальный ремонт, снос здания или сооружения,

6) здание — результат строительства, представляющий собой объемную

строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы

инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных,

7) инженерная защита — комплекс сооружений, направленных на защиту людей, здания или сооружения, территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция и эксплуатация здания или сооружения, от воздействия опасных природных процессов и явлений и (или) техногенного воздействия, угроз террористического характера, а также на предупреждение и (или) уменьшение последствий воздействия опасных природных процессов и явлений и (или) техногенного воздействия, угроз террористического характера,

8) механическая безопасность — состояние строительных конструкций и основания здания или сооружения, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений вследствие разрушения или потери устойчивости здания, сооружения или их части,

9) микроклимат помещения — климатические условия внутренней среды помещения, которые определяются действующими на организм человека сочетаниями температуры, влажности и скорости движения воздуха,

10) нагрузка — механическая сила, прилагаемая к строительным конструкциям и

(или) основанию здания или сооружения и определяющая их

11) нормальные условия эксплуатации — учтенное при проектировании состояние здания или сооружения, при котором отсутствуют какие-либо факторы, препятствующие осуществлению функциональных или технологических процессов,

12) опасные природные процессы и явления — землетрясения, сели, оползни, лавины, подтопление территории, ураганы, смерчи, эрозия почвы и иные подобные процессы и явления, оказывающие негативные или разрушительные воздействия на здания и сооружения,

13) основание здания или сооружения (далее также — основание) — массив грунта, воспринимающий нагрузки и воздействия от здания или сооружения и передающий на здание или сооружение воздействия от природных и техногенных процессов, происходящих в массиве грунта,

14) помещение — часть объема здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями,

15) помещение с постоянным пребыванием людей — помещение, в котором предусмотрено пребывание людей непрерывно в течение более двух часов,

16) предельное состояние строительных конструкций — состояние строительных конструкций здания или сооружения, за пределами которого дальнейшая эксплуатация здания или сооружения опасна, недопустима, затруднена или нецелесообразна либо восстановление работоспособного состояния здания или сооружения невозможно или нецелесообразно,

17) противоаварийная защита систем инженерно-технического обеспечения -комплекс устройств, обеспечивающих защиту, предупреждение и (или) уменьшение опасных последствий аварийных ситуаций при эксплуатации систем инженерно-технического обеспечения и увеличение ресурса работы (срока службы) указанных систем,

18) расчетная ситуация — учитываемый в расчете комплекс возможных условий, определяющих расчетные требования к строительным конструкциям, системам инженерно-технического обеспечения и частям указанных конструкций и систем,

19) реологическое свойство материалов — проявление необратимых остаточных деформаций и текучести или ползучести под влиянием нагрузки и (или) воздействия,

20) сеть инженерно-технического обеспечения — совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений,

21) система инженерно-технического обеспечения — одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности,

22) сложные природные условия — наличие специфических по составу и состоянию грунтов и (или) риска возникновения (развития) опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий на территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция и эксплуатация здания или сооружения,

23) сооружение — результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов,

24) строительная конструкция — часть здания или сооружения, выполняющая определенные несущие, ограждающие и (или) эстетические функции,

Читайте так же:  Как оформить кредитную карту сбербанка на 50 тысяч

25) техногенные воздействия — опасные воздействия, являющиеся следствием аварий в зданиях, сооружениях или на транспорте, пожаров, взрывов или высвобождения различных видов энергии, а также воздействия, являющиеся следствием строительной деятельности на прилегающей территории,

26) уровень ответственности — характеристика здания или сооружения, определяемая в соответствии с объемом экономических, социальных и экологических последствий его разрушения,

27) усталостные явления в материале — изменение механических и физических свойств материала под длительным действием циклически изменяющихся во времени напряжений и деформаций,

28) характеристики безопасности здания или сооружения — количественные и качественные показатели свойств строительных конструкций, основания, материалов, элементов сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения, посредством соблюдения которых обеспечивается соответствие здания или сооружения требованиям безопасности.

Статья 3. Сфера применения настоящего Федерального закона

1. Объектом технического регулирования в настоящем Федеральном законе являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).

2. Настоящий Федеральный закон распространяется на все этапы жизненного цикла здания или сооружения.

3. Настоящий Федеральный закон не распространяется на безопасность технологических процессов, соответствующих функциональному назначению зданий и сооружений. Учету подлежат лишь возможные опасные воздействия этих процессов на состояние здания, сооружения или их частей.

4. В отношении объектов военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, объектов производства, переработки, хранения радиоактивных и взрывчатых веществ и материалов, объектов по хранению и уничтожению химического оружия и средств взрывания, иных объектов, для которых устанавливаются требования, связанные с обеспечением ядерной и радиационной безопасности в области использования атомной энергии, а также в отношении связанных с указанными объектами процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) наряду с соблюдением требований настоящего Федерального закона должны соблюдаться требования, установленные государственными заказчиками, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обеспечения безопасности, обороны, внешней разведки, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, государственного управления использованием атомной энергии, государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, и (или) государственными контрактами (договорами).

5. Дополнительные требования безопасности к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) могут устанавливаться иными техническими регламентами. При этом указанные требования не могут противоречить требованиям настоящего Федерального закона.

6. Настоящий Федеральный закон устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования:

1) механической безопасности,

2) пожарной безопасности,

3) безопасности при опасных природных процессах и явлениях и (или) техногенных воздействиях,

4) безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях,

5) безопасности для пользователей зданиями и сооружениями,

6) доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения,

7) энергетической эффективности зданий и сооружений,*3.6.7)

8) безопасного уровня воздействия зданий и сооружений на окружающую среду.

Статья 4. Идентификация зданий и сооружений

1. Для применения настоящего Федерального закона здания и сооружения идентифицируются в порядке, установленном настоящей статьей, по следующим признакам:

2) принадлежность к объектам транспортной инфраструктуры и к другим объектам, функционально-технологические особенности которых влияют на их безопасность,

3) возможность опасных природных процессов и явлений и техногенных воздействий на территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция и эксплуатация здания или сооружения,

4) принадлежность к опасным производственным объектам,

5) пожарная и взрывопожарная опасность,

6) наличие помещений с постоянным пребыванием людей,

7) уровень ответственности.

2. Идентификация здания или сооружения по признакам, предусмотренным пунктами 1 и 2 части 1 настоящей статьи, должна проводиться в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае отсутствия предусмотренных законодательством Российской Федерации общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации застройщик (заказчик) вправе для идентификации здания или сооружения по указанным признакам использовать классификаторы, включенные в нормативные правовые акты, утвержденные федеральными органами исполнительной власти.

3. Идентификация здания или сооружения по признакам, предусмотренным пунктом 3 части 1 настоящей статьи, должна проводиться в соответствии с районированием территории Российской Федерации по уровню опасности природных процессов и явлений, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, данными многолетних наблюдений за природными процессами и явлениями, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также результатами инженерных изысканий на территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция и эксплуатация здания или сооружения.

4. Идентификация здания или сооружения по признакам, предусмотренным пунктом

4 части 1 настоящей статьи, должна проводиться в соответствии с законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности.

5. Идентификация здания или сооружения по признакам, предусмотренным пунктом

5 части 1 настоящей статьи, должна проводиться в соответствии с законодательством Российской Федерации в области пожарной безопасности.

6. Идентификация здания или сооружения по признакам, предусмотренным пунктом

6 части 1 настоящей статьи, должна проводиться в соответствии с требованиями застройщика (заказчика).

7. В результате идентификации здания или сооружения по признаку, предусмотренному пунктом 7 части 1 настоящей статьи, здание или сооружение должно быть отнесено к одному из следующих уровней ответственности:

8. К зданиям и сооружениям повышенного уровня ответственности относятся здания и сооружения, отнесенные в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации к особо опасным, технически сложным или уникальным объектам.

9. К зданиям и сооружениям нормального уровня ответственности относятся все здания и сооружения, за исключением зданий и сооружений повышенного и пониженного уровней ответственности.

10. К зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности относятся здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.

11. Идентификационные признаки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, указываются:

1) застройщиком (заказчиком) — в задании на выполнение инженерных изысканий для строительства здания или сооружения и в задании на проектирование,

2) лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, — в текстовых материалах в составе проектной документации, передаваемой по окончании строительства на хранение собственнику здания или сооружения.

Статья 5. Обеспечение соответствия безопасности зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) требованиям настоящего Федерального закона

1. Безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта (далее также — строительство) и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса.

2. Безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований настоящего Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 настоящего Федерального закона перечни, или требований специальных технических условий.

Статья 6. Документы в области стандартизации, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона

1. Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.

2. В перечень национальных стандартов и сводов правил, указанный в части 1 настоящей статьи, могут включаться национальные стандарты и своды правил (части таких стандартов и сводов правил), содержащие минимально необходимые требования для обеспечения безопасности зданий и сооружений (в том числе входящих в их состав сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения), а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).

3. В перечень национальных стандартов и сводов правил, указанный в части 1 настоящей статьи, могут включаться национальные стандарты и своды правил, содержащие различные требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) по одному предмету, к одному разделу проектной документации, различные подходы к обеспечению безопасности зданий и сооружений. При этом в указанном перечне национальных стандартов и сводов правил должно содержаться указание о возможности соблюдения таких требований, подходов на альтернативной основе. В этом случае застройщик (заказчик) вправе самостоятельно определить, в соответствии с каким из указанных требований, подходов будет осуществляться проектирование (включая инженерные изыскания), строительство, реконструкция, капитальный ремонт и снос (демонтаж) здания или сооружения.

4. Национальные стандарты и своды правил, включенные в указанный в части 1 настоящей статьи перечень, являются обязательными для применения, за исключением случаев осуществления проектирования и строительства в соответствии со специальными техническими условиями.

5. Национальный орган Российской Федерации по стандартизации обеспечивает в информационной системе общего пользования доступ на безвозмездной основе к национальным стандартам и сводам правил, включенным в указанный в части 1 настоящей статьи перечень.

6. Национальные стандарты и своды правил, включенные в указанный в части 1 настоящей статьи перечень, подлежат ревизии и в необходимых случаях пересмотру и (или) актуализации не реже чем каждые пять лет.

7. Национальным органом Российской Федерации по стандартизации в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании утверждается, опубликовывается в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и размещается в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.*6.7)

8. В случае, если для подготовки проектной документации требуется отступление от требований, установленных включенными в указанный в части 1 настоящей статьи перечень национальными стандартами и сводами правил, недостаточно требований к надежности и безопасности, установленных указанными стандартами и сводами правил, или такие требования не установлены, подготовка проектной документации и строительство здания или сооружения осуществляются в соответствии со специальными техническими условиями, разрабатываемыми и согласовываемыми в порядке,