Дошкольное пособие для воспитателей

  • автор:

Дидактическое пособие «Времена года и месяцы» для игр с детьми дошкольного возраста

Ольга Корнева
Дидактическое пособие «Времена года и месяцы» для игр с детьми дошкольного возраста

Дидактическое пособие «Времена года и месяцы» для игр с детьми дошкольного возраста

Дидактическое пособие «Времена года и месяцы» для игр с детьми дошкольного возраста

Авторы: Вотинцева Т. А. и Корнева О. С.

Представляем вашему вниманию свое наглядное пособие «Времена года и месяцы»

Пособие изготовлено из пластиковых бутылочек (йогурт, обвязанных нитями крючком и украшенными соответственно временам года и месяцам.

Сначала мы (воспитатели, работающие на группе) изготовили несколько куколок для игр, затем появилась идея использовать их в дидактических играх и добавили еще.

Каждая куколка может рассказать о себе, в каком времени года она живет, какая стоит погода, что происходит с окружающим в это время, чтобы дети прочувствовали и ярко представили себе полную картину сезона.

Определяем какое сейчас время года, месяц и эта куколка остается с нами…

Такое пособие будет интересно детям на протяжении всего дошкольного возраста.

С ним можно решать дидактические задачи:

• Познакомить с временами года (младший дошкольный возраст)

• Познакомить с месяцами года (младший дошкольный возраст)

• Закрепить знания о временах года и месяцах (старший дошкольный возраст)

• Систематизировать последовательность времен года и месяцев года (старший дошкольный возраст)

• развивать диалогическую и монологическую речи

• Воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разном времени года.

• знакомить и закреплять порядковый и количественный счет, состав числа

(Первый месяц года – январь, второй – февраль, сколько месяцев составляет каждое время года и т. д)

• Формировать понятие о пространственных отношениях (сначала, потом, слева, справа, между и т. д. Какой месяц стоит между январем и мартом)

• Развивать у детей память, мышление, воображение.

Это пособие можно использовать в таких играх как «Когда это бывает?», «Подбери братья-месяцы», «Назови соседей», «Какой месяц лишний», «Назови какой месяц сначала, какой потом», «Мое любимое время года», «Приметы времени года», соотносить описание природы в стихах с временем года, использовать при театрализации сказки «Двенадцать месяцев».

Дидактическое пособие «Дерево «Времена года» Мне очень понравились представленные на MAAM.RU макеты «Деревьев «Времена года».И мне захотелось сделать такое дерево для своих ребят. Хочу.

Дидактическое пособие «Дерево «Времена года» Цель: формирование у детей дошкольного возраста знаний о смене времен года. Задачи: – Формировать знания об особенностях времен года, их.

Дидактическое пособие «Дерево «Времена года» Дидактическое пособие для детского сада. Дерево » Времена года». Автор: Кострова Светлана Евгеньевна, воспитатель, МДОУ детский сад № 20.

Ольга Дыбина — Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Пособие для воспитателей и учителей начальных классов. Для работы с детьми 5-7 лет

99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.

Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Описание книги «Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Пособие для воспитателей и учителей начальных классов. Для работы с детьми 5-7 лет»

Описание и краткое содержание «Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Пособие для воспитателей и учителей начальных классов. Для работы с детьми 5-7 лет» читать бесплатно онлайн.

Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Пособие для воспитателей и учителей начальных классов. Для работы с детьми 5–7 лет

Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду»

Под общей редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой

Дыбина О. В., Анфисова С. Е., Кузина А. Ю., Груздова И. В.

Рецензенты: Т. С. Комарова, заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор (кафедра эстетического воспитания Московского государственного открытого педагогического университета им. М. А. Шолохова);

М. Б. Зацепина, доктор педагогических наук, доцент (кафедра эстетического воспитания Московского государственного открытого педагогического университета им. М. А. Шолохова)

Рекомендовано кафедрой эстетического воспитания факультета дошкольного воспитания Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А. Шолохова.

Оценка качества образования чаще всего проводится с помощью диагностики. Диагностика представляет собой анализ состояния, установление состояния, диагноза. Известны психологическая и педагогическая диагностики.

Психологическая диагностика в нашей стране долгое время находилась в периоде становления, выработки исходных принципов и способов их реализации. Психологическая диагностика включает диагностические методы, позволяющие при помощи относительно кратких испытаний определить сравнительный уровень развития ребенка, то есть его соответствие некоторому среднему уровню, установленному для детей данной возрастной группы, или отклонения от среднего уровня в ту или другую сторону. Ценность диагностических методик, возможности и границы истолкования полученных с их помощью результатов зависят, прежде всего, от их содержания и от того, какие стороны развития ребенка они затрагивают.

Психодиагностика – один из основных видов работы практического психолога, который устанавливает психологический диагноз. Психодиагностика связана с количественными оценками и точным качественным анализом психологических свойств и состояний ребенка и группы детей.

К диагностическим методам относятся: приборные методики, аппаратные, объективные с выбором ответа (да, нет), тест-опросник, проективные и т. д. Профессионально осуществлять диагностику. Воспитателю также доступна педагогическая диагностика. Существуют разные подходы к направленности, содержанию и характеру педагогической диагностики.

Во-первых, педагогическая диагностика направлена на определение продвижения детей в освоении программы. Данные педагогической диагностики ориентируют воспитателей на анализ овладения программным материалом как отдельными детьми, так и группой в целом. Эта позиция представлена во многих исследованиях, в частности в работах Л. А. Венгера.

Во-вторых, педагогическая диагностика направлена на определение уровня компетентности ребенка, в основе которой лежат сферы личности ребенка (когнитивная, эмоционально-чувственная, мотивационно-потребностная, поведенческая). Данные педагогической диагностики ориентируют воспитателей на анализ когнитивного опыта ребенка, эмоционально-чувственного, мотивационно-потребностного и поведенческого опыта и использования этого опыта в разных вариативных условиях. Именно сферы личности определяют целостность, структурированность, направленность личности ребенка. Эта позиция представлена в исследовании М. В. Крулехт, О. В. Дыбиной и др.

Педагогическая диагностика включает в себя диагностические задания. Существует несколько типов диагностических заданий. Задания первого типа направлены на определение уровня овладения способами действий. Задания второго типа направлены на определение уровня овладения основными знаниями и умениями, необходимыми детям при изучении материалов каждого раздела программы. Задания третьего типа направлены на определение способности к реализации своего опыта в новых, нестандартных условиях для ребенка, непривычных. Выполнение этих заданий предполагает освоение детьми на определенном уровне содержания разделов программы, возможности его реализации в новых условиях.

Диагностические задания могут быть включены в календарно-тематические планы по каждому разделу программы. Их проведение не требует дополнительного времени (вот в этом особенность педагогической диагностики).

Современный подход к педагогической диагностике состоит в создании воспитателями условий для ее организации и проведения. Одним из основных моментов в организации педагогической диагностики детей является активизация их активности и самостоятельности. Это тесно связано с развитием потребностей и мотивов выполнения диагностических заданий. Можно использовать разные пути активизации дошкольников. Первый путь – воспитатель является инициатором, предлагает и при этом демонстрирует собственную увлеченность (этот путь наиболее актуален в младших и средних возрастных группах), или обыгрывает проблемную поисковую ситуацию (не может объяснить причину происходящего и просит детей о помощи) (этот путь наиболее актуален в старших возрастных группах). Второй путь – воспитатель подключается к уже выполняемым детьми диагностическим заданиям. Замысел деятельности, направленной на выполнение диагностического задания, может возникнуть как сиюминутное желание действовать с чем-то, делать (процесс) что-то, сделать (результат) что-то. Такая ситуация характерна для детей младшего и среднего дошкольного возраста. Иногда ребенок продолжает то, что начал раньше и не закончил; это типично для 5–7 лет.

Содержание диагностических заданий может быть зафиксировано в виде модели. Каждый ребенок может «зарисовать» это значками на общем «экране» или в «индивидуальной» карте. Чтобы запомнить содержание и последовательность выполнения диагностического задания, дети могут зарисовать план, алгоритм, схему и пр., а в случае затруднения попросить помощи у взрослого или сверстника. Целесообразно в ряде случаев создавать условия для выполнения диагностического задания с «открытым» концом, чтобы дети при желании могли продолжить его, пока не исчерпают свой интерес. Таким образом, мотивация во многом определяет активность детей и результативность выполняемого диагностического задания.

Читайте так же:  Пакет необходимых документов для субсидии

Большое значение имеет подбор материала и оборудования для выполнения диагностического задания. Они должны быть интересны своей новизной, необычностью внешнего вида, способом использования или получаемым с его помощью результатом. Оборудование должно быть разнообразным, предусматривающим свободу выбора в соответствии с интересами ребенка. Предпочтительно использовать материалы и оборудование, которые могут стимулировать, подсказывать содержание и способы выполнения диагностического задания.

Большинство диагностических заданий можно выполнять подгруппами по 4–6 человек. В этом случае воспитателю необходимо держать в поле зрения всех детей. Иногда активность одного ребенка может подавлять другого ребенка при выполнении диагностического задания, или ребенку «не позволяют» включиться в процесс, и он сам признает, что у него получается хуже. Воспитатель должен помочь детям договориться (например, спросить у более активного ребенка: «А что у вас Маша будет делать?») или предложить подключиться к другим детям («Маша, спроси у Саши с Юрой, какая им нужна помощь», «Давай Машу попросим, она пока свободна»). Ребенку следует подсказать, напомнить, подвести его к использованию того материала и оборудования, в работе с которым он может быть успешен и сможет достичь хорошего результата при выполнении диагностического задания. Необходимо активизировать пассивного или неумелого ребенка; помочь определить свои обязанности («Катя, а что ты будешь делать?», «Даша, а ты что посоветуешь?», «Договорились?»), подключить неуверенного дошкольника к другому ребенку («Катя, ты кому хочешь помочь? Что ты хочешь делать?»), предложить помочь взрослому или организовать какую-либо иную индивидуальную деятельность.

По всем заданиям определены и описаны три уровня его выполнения: низкий, средний, высокий. Уровни определяются в зависимости от степени самостоятельности выполнения ребенком диагностического задания. За единицу измерения взята самостоятельность, потому что самостоятельность рассматривается как интегральное качество личности ребенка, отражающее все сферы его личности.

Как правило, низкий уровень предполагает невыполнение задания даже с помощью взрослого. На среднем уровне ребенок справляется с заданием только с помощью взрослого. На высоком уровне выполняет задание самостоятельно. Результаты должны заноситься в протоколы, таблицы.

Анализ полученных результатов позволяет выявить особенности освоения программы группой в целом и отдельными детьми, наметить необходимые способы оказания помощи отдельным детям.

Методическое пособие «Интересные игры — упражнения» для воспитателей ДОУ

Управление образования администрации

Шахтерское дошкольное образовательное учреждение комбинированного типа

5 «Конёк – Горбунок»

Лебедева Оксана Леонидовна

воспитатель дошкольного образовательного учреждения комбинированного типа №5 «Конёк – Горбунок»

Научно — методическое пособие для воспитателей

детей дошкольного возраста, родителей, студентов, преподавателей дошкольного образования в педагогических учебных заведениях.

В пособии представлены интересные игры и упражнения для развития логико — математического мышления детей старшого дошкольного возраста основанные на методике венгерского психолога З. Дьенеша и бельгийского математика Х. Кюизенера. Этот материал можно использовать во время занятий в ДОУ и учебно — воспитательной работе.

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста является одной из насущных проблем нашего времени. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенными в своих возможностях, быстро адаптируются к новой среде, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд очень нелёгок. Учитывая возрастные особенности дошкольников, педагоги должны помнить, что основным методом развития является проблемно – поисковый и основной формой организации — игра.

Практическая работа и наблюдения за моими воспитанниками заставили задуматься: как можно ускорить процесс познания? Ведь в дошкольной педагогике есть множество методических рекомендаций: методик, технологии, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Собственный выбор я остановила на методиках развивающих игр. Одну из них – «Логические блоки» — разработал венгерский психолог – З. Дьенеш; вторую – «Цветные счетные палочки» — бельгийский математик Х. Кюизенер.

Эти методики предлагают подборку заданий, представленных в порядке возрастания их сложности, что дает ребенку возможность двигаться вперед, самостоятельно приближаться к успеху. Задания предлагаются в разных формах: в виде моделей, схем, контурного рисунка, словесного указания, и, соответственно, знакомят с разными способами передачи информации.

Перед тем, как предложить детям работать с блоками и палочками, нужно дать возможность вдоволь с ними поиграть. Некоторые дети сортируют фигуры по форме и цвету; форме и размеру. Другие строят дома, дорожки и т.д., кто-то из ребят просто перемешивает палочки. После предложить выполнить несколько простых игр – заданий. Весь спектр игр – упражнений — это новая интеллектуальная лесенка, по которой ребенок делает отдельные «шаги» к успеху. А главное в том, что все задания основаны на игре! Все детали блоков яркие, объёмные, привлекательные. С ними весело играть, определять форму, цвет, размер, закрепить знание геометрических фигур. Интересные задания могут использоваться педагогами на занятиях по формированию элементарных математических представлений. Эти игры – упражнения дают возможность развивать несколько видов мышления дошкольника.

РУКА РАЗВИВАЕТ МОЗГ, А МОЗГ, ПРИВЫКАЯ К УПРАЖНЕНИЯМ, НЕ ОСТАВЛЯЕТ БЕСДЕЙСТВОВАТЬ РУКУ.

Целенаправленность и систематичность;

Интеграция различных видов детской деятельности;

Учёт индивидуальных особенностей детей;

Активизация собственного опыта детей.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ

Решение проблемных заданий и нестандартных ситуаций;

Определение логических задач;

Действие по словесной инструкции, схеме;

Анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение;

Сюжетное составление сказок, рассказов, загадок, творческих эскизов;

Релаксация и имитация;

ЛОГИКО — МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Роль воспитателя в логико — математическом развитии является создание условий, при которых можно помочь ребенку раскрыть свой потенциал, воспитывать его способность исследования мира, потому что главным фактором в развитии ребенка является его собственная деятельность.

Важен не результат познавательной деятельности ребенка, а процесс его осуществления. Поскольку этот процесс зависит от внимательности, знаний ребенка, полученных в ходе самостоятельно — познавательной деятельности.

Основной особенностью математического содержания является, то что традиционные математические аспекты переплетаются с логическими. Чтобы развивать логическо — математическую компетентность детей, необходимо развивать их способности осуществлять математические и логические операций.

Вывод: воспитатели должны быть хорошо осведомлены о математических и логических операциях, которыми должны овладеть дети дошкольного возраста.

Логические и математические компоненты взаимосвязаны, потому что математические знания приобретаются через логические приемы. Только правильно организованная деятельность для детей и воспитателей в обучении, обеспечивает достаточный уровень логико — математического развития. Каждое логико — математическое понятие и навык формируется постепенно в этапах, основанный на взаимосвязи математических и логических операций, доступных для конкретной группы детей. Поэтому в работе с логико- математического развития воспитанников, необходимо учитывать последовательность овладения им логическими операциями.

Существует методика введения детей в мир логико-математических представлений, с помощью специальной серии обучающих логических игр.

В этих играх моделируются такие логические и математические структуры, которые помогают решить проблемы, способствуют ускорению формирования и развития детей в простых логических моделях мышления и математических представлений. Такими играми являются «Логические блоки», которые разработал венгерский психолог З.Дьенеш.

Логические блоки состоят из 24 геометрических фигур: которые различаются по цвету (3 цвета), форме (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), размеру (большие и меленькие фигуры). Вначале следует знакомить детей с этими блоками, предлагая им простые задания. Используя логические блоки Дьенеша, можно разработать ряд дидактических игр и упражнений для детей каждой возрастной группы. Например д/игры: «Бусы», «Найди клад», «Да или нет», «Обручи». Ход этих игр в каждой возрастной группе одинаковый, но содержание и сложность поставленных задач различна. Устные логико-математические игры нужно рассматривать как определённую систему с постепенным усложнением заданий.

С блоками Дьенеша можно конструировать много новых развивающих логико-математических игр. Для одного из вариантов этих игр предлагаются таблицы с «кодами», в которых геометрические фигуры и их свойства условно обозначены (кодами). Соответственно к данным таблицам «кодов», дети должны заполнять ячейки таблицы геометрическими фигурами.

Значительный развивающий эффект имеют игры с отрицанием. Пример игры с отрицанием: «На этом корабле будут отправляться в путешествие некоторые «геометрические человечки», в дальний путь их пришли провожать все родственники. Кто из них поплывет на корабль?». Чтобы определить это, нужно обратить внимание на эти «заколдованные» определения. Так какие человечки должны занять свои места на корабле? (не круглые и не жёлтые). Такие фигуры находится у нас на столах, выберете те, которые могут быть на этом корабле и положите их перед собой. Что бы человечки увидели, правильно ли угадали вы, кто из них отправится в путешествие на корабле.

Читайте так же:  Заявление о возврате авансового платежа из таможни

В работе по логико — математическому развитию детей дошкольного возраста игры имеют очень важное значение, однако они должны нести детям не только радость и удовольствие, но и пользу. Чтобы играя, они развивались и обучались.

ЗНАКИ – СИМВОЛЫ ПО МЕТОДИКЕ З. ДЬЕНЕША

Во многих играх с блоками и логическими фигурами используются карточки-знаки. Всего 11 карточек и 11 карточек с отрицанием признаков.

« ИНТЕРЕСНЫЕ И ГР Ы – УПРАЖНЕНИЯ »

Л ОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ состоят из 48 геометрических фигур, которые различаются по цвету (красный, синий, желтый), размеру (большие, малые), форме (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник), толщине (толстые, тонкие). Они помогают детям овладеть мыслительными операциями и действиями. Такими действия является: выявление признаков, их абстрагирование, сравнение, классификация и особенно – кодирование и декодирование информации. Перед тем, как предложить детям работать с блоками, нужно предоставить им возможность поиграть с ними. Одни дети сортируют фигуры по цвету, форме и величине (на форму тонкие и толстые, они не обращают внимания). Другие дети строят из этих блоков здания, дороги, бусы; другие просто перемешивают их в коробочке руками. Затем мы оставляем в коробках 12 блоков (больших и толстых) и используем их для игр – упражнений. Тонкие фигуры в младшей группе не даются.

Весь комплекс игр – упражнений – это словно длинная интеллектуальная «лесенка», а каждая игра – новая «ступенька». На каждую «ступеньку» ребенок обязательно должен стать. Если пропустить одну, то подняться на следующую «ступеньку» будет уже труднее. Первые задачи и упражнения очень простые, их целью является усвоение свойств, слов: такой самый, не такой (форма и цвет).

Ребята угощают медвежат пряниками (жёлтые фигуры – блоки выбираются и раздаются между игрушками-мишкам), одновременно закрепляют понятия: сколько всего; столько, сколько. Снеговиков угощают мороженным (используются такие же действия и с синими блоками). Дети выкладывают дорогу от домика медведя, что бы Машенька могла убежать к бабушке и дедушке (из фигур одного цвета или одинаковых форм). При этом одно и тоже упражнение может усложняться учитывая возрастные особенности детей. Пряники распределяются в определенной последовательности и по определённой форме: бабушке – круглый, деду — квадратный, внучке — треугольный и т.д. Собственно так дети учатся классифицировать. Дорожку нужно проложить такую, что бы блоки не повторялись по цвету и форме.

Детям не сразу удается абстрагировать признаки, тоесть выделить определенный признак от самого предмета.

Например, поросенок Хрюша хочет поздравить своего приятеля – воронёнка Каркушу и выбирает для него подарочки. Условие таково: подарок должен быть желтого цвета. Дети отобрали все желтые фигуры – блоки, а на вопрос: «Какого цвета блоки остались?» — ответили: «Сини и красные». «А они желты?» — спросила я. «Нет», — отрицали дети. «Поэтому так будем говорить: нет не желтые, другие.»

П остепенно дошкольники учатся видеть в фигуре необходимые в конкретной ситуации признаки. Здесь им помогает игра «Дорожка» (тропинка к домикам трех поросят, трасса для авторалли). Правило: чередовать блоки по цвету и форме. Игра «Помири друзей», «Засели домики» развивают умение абстрагировать и классифицировать фигуру.

Логические блоки Дьенеша представляют собой эталоны форм – геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник), мы используем их для закрепления представлений об этих фигурах. Дети выполняют с блоками разные действия: выкладывают их в ряд; меняют местами; забирают; прячут; ищут; «распределяют» между игрушками, которые были в ссоре; дарят сказочным персонажам (Комарику – платочек для Мухи – Цокотухи, Дедушке – платочек для Бабушки и Внученьки.) Очень нравится ребятам игра «Найди сокровище», в которой они выделяют и называют два признака предмета: цвет и величина. Постепенно от выделения и абстрагирования признаков переходим к развитию у детей умения сравнивать предметы по их признакам. Так в игре «Поймай пару» деть ищут схожесть по одному признаку (они любят выигрывать у меня).

Дошкольники упражняются в составлении из блоков различных предметов: домиков, машин, башенок, клоунов, роботов и тому подобное. Каждый ребенок проявляет творчество, выдумывая новый проект и новую модель, изменяя цвет и расположения фигур, их количество, величину .

Например: красный, толстый маленький блок — это одно колесо машины. Однако такого же блока больше нет. Синий, желтый, красный, но маленькие и тонкие. Соединив два блока вместе (на синий тонкий положим тонкий красный), будем иметь двое одинаковых по размеру и толщиной колес нужного цвета. Однако это задание еще остается на потом.

Для дальнейшей работы с дошкольниками используют карточки (5/5см), на которых условно обозначены признаки блоков — фигур: цвет, форма, размер, толщина, а также пользоваться карточками — схемами. Использование карточек даст возможность развивать у детей умение заменять и моделировать признаки, кодировать и декодировать информацию о них, научившись оперировать всеми блоками. То есть, получив еще 24 тонкие блока, они смогут интересно и разнообразно изучать, играя математические закономерности.

ЦВЕТНЫЕ СЧЕТНЫЕ ПАЛОЧКИ КЮИЗЕНЕРА

Палочки предназначенные для моделирования числа; для деления целого на части; для измерения условными мерками. С помощью этих палочек легко запоминается состав числа из единиц и из меньших чисел.

С помощью палочек младшие дошкольники усваивают количественный и порядковый счет, учатся находить закономерность и продолжать ряд, чередуя палочки (сериация), сравнивая внимание на палочках как на моделях числа. Я сознательно не заостряю внимание на палочках как на моделях числа. И все же таки чувствую, что дети легко усвоят процесс моделирования.

Дети используют для складывания предмета разноцветные палочки нужной длины так же свободно, как палочки одного цвета. Скажем, выкладывают две скамьи длиной в 5 палочек вот так: берут 5 красных палочек; 2 розовые и 3 голубые; 1 белая и 4 желтых палочки. Выкладывание из палочек узоров и сюжетов закрепляет счет и цвет; упражняет в наложении и прикладывании; развивает мелкую моторику руки ребенка.

ТЕМА: «Приключения вместе з Развивайкой»

(формирование логико-математической компетентности у детей старшего дошкольного возраста через сочетание заданий разного характера и интересного сюжета)

Программное содержание: Определить объем и качество знаний детей о числах и действиях с ним; сформировать навыки обратного счета, умение находить смежные числа, ориентироваться в пространстве. Продолжать знакомить детей с методикой использования блоков З.Дьенеша. Закрепить знания о геометрических фигурах, осуществлять сериацию по величине, форме, цвету, толщине. Развивать логико — математические способности детей; учить анализировать, обследовать, сравнивать, рассуждать, систематизировать, декодировать информацию. Учить излагать и обосновывать собственное мнение, развивать связную речь, интеллект, память.

Воспитывать интерес к логико — математической деятельности, упражнять в проявлении творческого отношения к выполнению практических и умственных заданий.

Методические приёмы: игровые, вопросы, указания, инструкции, объяснения, упражнения.

Оборудование: ковер-самолет, «дом» по методике З. Дьенеша, набор картинок, карточки-схемы, блоки З. Дьенеша, обручи, кукла «Развивайка».

Длительность: 30 – 35 мин.

Сегодня мы отправимся в необычное путешествие — математическое. Думаю, ребята, что вам станут интересные и полезные задания, которые будут попадаться на вашем пути. Отправимся на настоящем сказочном транспорте — «ковре-самолете». Посмотрите, какой он красивый, какие на нем узоры!

Дидактичная игра «Ковер — самолет».

( геометрические фигуры, смежные числа, обратный счет). — Посмотрите на этот «ковер», какие геометрические фигуры вы здесь видите? Назовите их. Сколько на нем треугольников, квадратов, кругов, прямоугольников, овалов?

— Для того, чтобы полететь на этом «ковре», нужны билеты (раздает детям). Видите, на них изображены фигуры, а на ковре — цифры. Посчитав фигуры на вашем билете, найдите на «ковре» цифру, которая соответствует количеству фигур. Там и будет ваше место.

(Дети находят места за своими билетами, становятся возле них).

— Чтобы мы могли взлететь, как космонавты, надо посчитать в обратном направлении. (Дети считают от 10 до 1). — Старт, полетели!

— На какую чудесную лужайку мы приземлились? А кто нас встречает? Да, это «Развивайка». Он подготовил для нас интересные задания.

1Задание « Помоги фигурам найти свое место». По методике З. Дьенеша.

У «Развивайки» есть волшебные фигуры, они жили в маленькой коробочке, им было темно и тесно. Тогда «Развивайка» решил заселить их в большом многоэтажном доме. Помогите фигурам найти правильную квартирку.

Задание № 2. «Развивайка» подготовил нам следующие задание — « Путаницу». Надо среди предметов найти однородные и объединить их в следующие группы: 1.Железные

Мягкие

Те , которые могут висеть .

Дети по очереди находят однородные предметы, помечая их отметкой.

Читайте так же:  Списали деньги с кредитной карты судебные приставы

-«Развивайка» очень заботится о птицах зимой. Накорми птичек, нарисуй зернышек в соответствии с обозначенной цифрой. Будьте внимательны, чтобы птички получили правильное количество зернышек.

(дети, проговаривая, идут по кругу друг за другом и выполняют соответствующие движения).

Если ты радуешься , что друзья с тобой,

Хлопни в ладоши три раза: 1 — 2 – 3.

Если ты радуешься, что солнце светит,

Кивни головой дважды: 1 – 2.

Если ты радуешься бабочке в поле,

Дважды подпрыгни высоко вверх: 1 – 2.

Если ты радуешься дождику мелкому,

Присядь на месте трижды: 1 – 2 – 3.

Если ты радуешься радуге в небе,

Топни ногой дважды: 1 – 2.

Задание № 4. «Расставь правильно знаки».

-Что-то «Развивайка» вновь загрустил и цифры какие-то грустные стали. Я знаю, что им поможет, нам надо правильно расставить знаки: «больше» , «меньше», «поровну». И это вернет улыбку нашем «Развивайке».

« Р а звивайк а» проверит как вы выполнили задание.

За дание № 5. «Обручи». По метод е З. Дье неша. (2 команд ы )

«Развивайка» предлагает детям прочитать схемы-карточки в каждом обруче и соответственно положить нужные фигуры. Победит та команда, которая выполнит задание правильно и быстро.

Зада ние № 6. «Вопросы».

«Развивайка» доволен тем, как вы выполнили задание, поэтому подготовил вам забавные вопросы. Дети должны ответить да или нет, и поднять соответствующую фишку (да – синяя, нет – красная).

• Все дубы – это деревья?

• Все деревья – это дубы?

• Желуди растут только на дубах?

• Яблоки растут только на деревьях?

• На деревьях растут только яблоки?

• Деревья иногда растут вблизи рек?

• Все деревья растут вблизи рек?

• Возле рек растут только березы?

• Цветы растут только возле рек?

• Красные гвоздики – это цветы?

• Все цветы красные?

• Желтыми бывают только одуванчика?

• На некоторых цветках сидят пчелы?

• На цветках сидят только пчелы?

• Мед всегда сладкий?

• Все сладкое – это мед?

• Мед едят только медведи?

• Медведи всегда едят мед?

Задание № 7. «Волшебный ковер», по методике З. Дьенеша.

Дети, нам нужно возвращаться в детский сад. А что мы оставим «Развивайке» на память о нас? Давайте сделаем для него волшебный «ковер – самолет», чтобы он тоже прилетал к нам в детский сад.

( Детям раздаются карточки-схемы, по которым они должны найти соответствующую фигуру и выложить на «ковре – самолете»).

-Посмотрите, какой красивый ковер у нас получился. Теперь нам нужно возвращаться. Займите свои места на «ковре – самолете». Начинаем отсчет 10 .

Тема: « Гномы – волшебники»

(старший дошкольный возраст)

Программное содержание: познакомить детей с методикой бельгийского математика Х. Кюизенера «Цветные палочки». Учить измерять длину цветных палочек с помощью одной (мерной); выяснить взаимосвязь между цветом палочки и соответствующим числом, числом и цифрой, которая его обозначает.

Научиться сравнивать числа, закреплять понятия «длиннее», «короче», больше, меньше, учить пользоваться знаками >, .

На весеннем лужку (хлопки)

Все гномы в игры играют, (пружинка)

Дружно, весело прыгают, (прыжки)

Вместе дружно приседают. (приседания)

Уж и в прятки они играют ,

В ловкости соревнуются! (бег по кругу)

6. Игра « Укрась цветок » по методик е З. Дьенеша.

Нужно расположить объёмные геометрические фигуры соответствующий лепесток цветка, придерживаясь схематических определений.

Маленький домик – только маленькие фигуры.

Большой домик – только большие фигуры.

Цветное облачко – фигуры такого

цвета и так далее.

7. Задание «Отсутствующая цифра».

Последнее задание для нас подготовили «гномы-волшебники».

Задания дети выполняют индивидуально, каждому ребенку дается карточка с цифрами, одна ячейка в этой карточке пустая. Вместо пропущенной цифры следует вставить нужное количество точек. Например:

Проверка правильности выполнения задания.

— Мы уже выполнили все задачи «гномиков-волшебников».

(звучит сказочная музыка)

Слышите? Видимо гномы уже совсем рядом.

Дети вместе с воспитателем подходят к доске, где находятся изображения гномов.

— А кто помнит, сколько гномов было в сказке?

— Давайте посчитаем. Всех гномов мы нашли?

— А где же делся еще один гном?

(появляется «волшебная» шкатулка с конфетами)

— А вот и последний гном, который принес нам вместо камней конфетки. Это гномы благодарны вам, дети, за то, что выполнили все их задания.

Тема: «Путешествие к Весне» (средний дошкольный возраст).

Программное содержание: формировать умение детей считать в пределах 5 , узнавать соответствующие цифры, определять количество и соотносить его с цифрой. Закреплять знание геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), умение обосновывать, чем они различаются.

Продолжать знакомить детей с методикой З. Дьенеша, а именно уметь декодировать информацию.

Развивать мышление, внимание, сообразительность, сосредоточенность, замечать различия.

Воспитывать любознательность, желание заниматься на занятии.

Методические приемы: игровые, вопросы, указания, инструкции, объяснение, практическая деятельность.

Продолжительность: 25 – 30 мин.

Воспитатель и дети становятся в круг, приветствие.

Доброе утро, дорогие дети!

Все отлично в нашей группе?

Вы вокруг оглянитесь:

Кто грустный, тому улыбнитесь,

А нахмуренным малышам

Протяните вы ручонки.

А если все веселые –

Попрыгайте, словно зайчонки!

Воспитатель: — Дети, мы сегодня отправимся в сказочное, математическое путешествие к Весне.

— Как вы думаете, а на чем можно путешествовать?

— Мы сегодня поедем на автобусе, а что нужно, чтобы на нем путешествовать? (билеты).

1. На каждом стуле прикреплена цифра, а детям раздают билеты – с нарисованными фигурами. Дети их считают и находят свое место в автобусе.

Выходят из автобуса.

Находят цветок с разноцветными лепестками. Воспитатель читает послание от Весны.

«Дорогие малыши! Обращается к вам весна. Я знаю. Что вы сообразительные, умные и очень добрые. Только вы сможете спасти меня и вызволить из зимнего плена весенние цветы. А поможет вам в этом волшебный цветок и его задания».

2 . «Сложи цифру»(задание выполняется в парах).

Из конверта дети достают разрезанные картинки , они в парах складывают их, затем переворачивают и узнают собранную цифру

3 . «Фигуры в ряд» (задание выполняется индивидуально).

Каждому ребенку дается карточка с пронумерованными фигурами, дети должны в нижние ячейки положить геометрические фигуры ставя цифры по порядку.

4. «Какая фигура лишняя» (коллективное задание).

Воспитатель показывает карточку, на которой изображены геометрические фигуры, нужно определить какая фигура лишняя в ряду и почему.

Например

Лишний круг, потому что нет углов.

Лишний квадрат, потому что большой .

Физминутка «Передай по кругу».

Дети стоят в кругу. Под музыку передают мячик. Когда музыка стихает, тот, у кого в руках оказался мяч, выходит в центр круга и под музыку танцует.

5. «Украсим цветок» (задание выполняется в подгруппах).

Задание по методике З. Дьенеша.

Дети делятся на две подгруппы,

каждая подгруппа должна правильно

разместить геометрические фигуры

соответственно схеме.

6. «Найди отличия» (коллективное задание).

На рисунке две «Куклы Маши» — надо внимательно рассмотреть, сравнить и найти отличия.

Детям раздаются сигнальные фишки, они слушают утверждение, если так – показывают синий цвет, если нет – показывают красный цвет.

• Выпал снег и зацвели подснежники.

• Весеннее солнышко поднялось высоко в небе.

• Мальчик поехал на лыжах в лес по грибы.

• Звонко звенят ручьи весной.

• В саду цветут розы, а дворник убирает снег на тропке.

Звучит музыка, появляется корзина с весенними цветами.

Воспитатель: — Дети, Весна очень благодарна нам за помощь ей и что мы разбудили все весенние цветочки.

Дети садятся в автобус и возвращаются в детский сад

От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. — 304 с.

От рождения до школы. Типовая образовательная программа дошкольного образования/ сост. Арутюнян Л.Н., Сипачёва Е.В., Губанова Н.В., Бридько Г.Ф., Котова Л.Н., Невольник Н.И., Голяева Т.В., Горбачёва Л.В., Липанова Е.И.: ДИППО. – Донецк: Истоки, 2015 – 223с.

Дидакт ические игры — занятия в ДОУ( старший возраст). Выпуск 1: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/Авт.-сост. Е. Н. Панова.- Воронеж: ЧП Лакоценин С.С.,2007.

Давайте вместе поиграем – игры с логическими блоками Дьенеша. Авторы Левина Н.О. , Финкельштейн Б.Б. Санкт – Петербург, 1993.

Страна блоков и палочек. Сюжетно – дидактические игры с международными материалами: логическими блоками Дьенеша, цветными счётными палочками Кюизенера.