Договор с лектором на проведение лекции

Бизнес-портал Пути успеха

  • Главная
  • »
  • Образцы договоров
  • »
  • Договор на проведение семинара (образец)

Как правильно оформить оказание услуг по проведению семинаров? Обязательным в таком случае является подписание договора на проведение семинаров. образец такого договора приведен ниже.

ДОГОВОР НА ПРОВЕДЕНИЕ СЕМИНАРА № ____

г._____________ «____» _____________201_ г.

___________________________________________ , именуемое в дальнейшем Исполнитель, в лице ________________________________________, действующего на основании ____________________, с одной стороны, и ___________________________________________________, именуемое в дальнейшем Заказчик, в лице ______________________________________________, действующего на основании ______________________, с другой стороны, именуемые совместно в дальнейшем Стороны, заключили настоящий Договор о нижеследующем:

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1 Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательство по проведению «____»______________________201__ г. в зале «Омега» Конгресс-отеля «Плаза» семинара на тему «______________________________________ ___».

2.1 Заказчик обязуется оплатить, а Исполнитель оказать услуги по проведению семинара «_______________________________________________________________________________». Перечень консультационно-информационных услуг, оказываемых в рамках семинара, приведен в Приложении №1 к настоящему договору.

2.2 Заказчик обязуется оплачивать услуги в размерах и сроки, предусмотренные настоящим договором.

  1. СТОИМОСТЬ УСЛУГ, ПОРЯДОК И СРОКИ ОПЛАТЫ

3.1 Содержание, график оказания и стоимость услуг приведены в Приложении №1 к настоящему договору.

3.2 Оплата услуг по настоящему договору осуществляется в рублях авансовым платежом в размере 100 % на основании счета, выставляемого Исполнителем.

4. СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА И ПОРЯДОК ЕГО РАСТОРЖЕНИЯ

4.1 Настоящий Договор вступает в силу с момента его заключения и действует до полного исполнения сторонами взятых на себя обязательств.

4.2 Порядок возврата стоимости услуг по настоящему договору при условии письменного уведомления Заказчиком Исполнителя об отказе от участия дня до даты начала семинара, осуществляется в порядке, предусмотренном в Приложении № 1 к настоящему договору.

4.3 Исполнитель в исключительном случае вправе изменить место проведения семинара, письменно уведомив Заказчика не менее чем за 3 (три) рабочих дня. При этом Исполнитель обязан обеспечить согласованные условия оказания консультационно-информационных услуг в рамках семинара.

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН И РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

5.1 Стороны обязуются решать спорные вопросы путем переговоров. Неурегулированные споры Сторон подлежат рассмотрению в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством РФ.

5.2 За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему Договору виновная Сторона несет имущественную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

6.1 Настоящий договор содержит следующие приложения, являющиеся неотъемлемой частью договора:

6.1.1 Приложение №1 – Содержание, график оказания и стоимость услуг.

7. ЮРИДИЧЕСКИЕ АДРЕСА И РЕКВИЗИТЫ СТОРОН

Договор на проведение аудиторской проверки

Договор оказания аудиторских услуг относят к договорам возмездного оказания услуг (п. 2 ст. 779 ГК).

При заключении договора оказания аудиторских услуг его предмет достаточно определенно сформирован законодательством. Если же аудит инициативный, то аудитор на стадии заключения договора должен подробно обсудить с организацией его предмет, который может существенно отличаться от предмета договора в рамках обязательного аудита.

Договор на оказание аудиторских услуг имеет существенное отличие от других договоров. Это учет в договоре уровня аудиторского риска и разделение ответственности между аудитором и клиентом, учет интересов 3-х лиц.

Качество проведения аудиторской проверки, бесконфликтность взаимоотношений аудитора с клиентом во многом зависят от четкости составления договора на проведения аудита.

Форма и содержание договоров оказания аудиторских услуг (договоров на проведение аудита) для различных аудируемых лиц могут иметь особенности, но, как правило, в договоре оказания аудиторских услуг (письме о проведении аудита) указываются:

цель аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности;

ответственность руководства аудируемого лица за подготовку и представление финансовой (бухгалтерской) отчетности;

объем аудита, включая ссылки на законодательство Российской Федерации и федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;

аудиторское заключение и любые иные документы, которые предполагается подготовить по результатам аудита;

информация о том, что в связи с применением в ходе аудита выборочных методов тестирования и другими свойственными аудиту ограничениями, наряду с ограничениями, присущими системам бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица, имеется неизбежный риск того, что некоторые, в том числе существенные, искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности могут остаться необнаруженными;

требование обеспечения свободного доступа ко всей бухгалтерской документации и другой информации, запрашиваемой в ходе проведения аудита;

цена проведения аудита (либо способ ее определения), а также порядок признания услуги оказанной и порядок расчетов.

Как показывает практика, цену в договорах обычно указывают следующими способами:

— прописывают общую сумму, которая включает в себя весь объем работ;

— указывают стоимость отдельных этапов работ;

— устанавливают расценки за час работы аудитора. Это условный показатель, он включает прямые, косвенные и накладные расходы аудиторской компании, приходящиеся на один час работы специалиста. В среднем час работы аудитора стоит от 1000 до 3500 рублей.

В договоре оказания аудиторских услуг (письме о проведении аудита) могут также быть указаны:

— договоренности, связанные с координацией работы аудитора и сотрудников аудируемого лица в ходе планирования аудита;

— право аудитора получить от руководства аудируемого лица официальные письменные заявления, сделанные в связи с аудитом;

— обязательство руководства аудируемого лица содействовать в направлении запросов кредитным организациям и контрагентам аудируемого лица с целью получения информации, необходимой для проведения аудита;

— обязательство руководства аудируемого лица обеспечить присутствие сотрудников аудитора при проведении инвентаризации имущества аудируемого лица.

При необходимости в договоре оказания аудиторских услуг (письме о проведении аудита) или приложениях к нему могут быть также приведены:

договоренность о привлечении к работе по каким-либо вопросам аудита других аудиторов и экспертов;

договоренность о привлечении к совместной работе внутренних аудиторов, а также других сотрудников аудируемого лица;

договоренности, способствующие взаимодействию предполагаемого аудитора с предшествующим аудитором (при его наличии);

любые ограничения ответственности аудитора в соответствии с законодательством Российской Федерации и федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности;

информация о любых дополнительных соглашениях между аудитором и аудируемым лицом.

В договоре следует точно (недвусмысленно) сформировать права, обязанности, ответственность сторон, чтобы не нанести ущерба ни клиенту, ни репутации аудитора. В договоре целесообразно отразить возможность аудитора отклониться от выдачи безоговорочно положительного аудиторского заключения или вовсе отказаться от выдачи заключения. Необходимо указать сроки предоставления клиентом документов необходимых для проведения проверки, поскольку клиенты приглашают аудитора, когда их бухгалтерскийотчет еще не готов, что очень осложняет работу.

Желательно в договоре предусмотреть предоплату, т. к. она обеспечивает финансовую независимость аудитора в процессе работы, исключает возможность давления со стороны клиента путем угрозы не выплатить вознаграждение за аудит.

Необходимо определить порядок расчетов и санкций за превышение сроков платежей. Необходимо также определить пункт о конфиденциальности сторон.

Пример формы договора на оказание аудиторских услуг представлен в приложении 2.

4.4. Договор на оказание аудиторских услуг

Поскольку аудиторская деятельность является предпринимательской, то отношения аудиторской организации (индивидуального аудитора) и экономического субъекта оформляются гражданско-правовым договором — договором возмездного оказания услуг (ДВОУ).

Договор на оказание аудиторских услуг — это официальный документ, регламентирующий взаимоотношениямежду аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) и ее клиентом. По договору исполнитель — аудитор — обязу­ется оказать услуги, т.е. совершить определенные действия, а заказ­чик — аудируемое лицо — оплатить эти услуги. Таким образом, этот документ подтверждает и фиксирует официальное и юридическое согласование интересов двух сторон.

Структура и содержание договора на оказание аудиторских услуг. Договор на оказание аудиторских услуг состоит из следующих разделов: предмет договора (проведение проверки или оказание сопутствующих аудиту услуг); права и обязанности сторон; ответственностьсторон при расторжении договора и условия расторжения договора; порядок сдачи работы; расчеты по договору; дополнительные условия;юридические адреса и банковские реквизиты сторон.

В договоре указывается: своевременность выполнения работ по договору; сохранность документации; права заказчика во время вы­полнения работ; содействие заказчика; конфиденциальность получен­ной сторонами информации; ответственность аудитора (аудиторской организации) за ненадлежащее качество аудита; приемка заказчиком работы, выполненной аудитором (аудиторской организацией); ка­чество работы; сроки обнаружения надлежащего качества результатовработ; права на результаты интеллектуального творчества. В тексте договора целесообразно оговорить условия, когда аудиторская орга­низация (индивидуальный аудитор) может выдать отрицательное аудиторское заключение или отказаться от его выдачи, а также ука­зать сроки представления клиентом документов для проведения про­верки. Договор считается заключенным с момента его подписания, если между сторонами в требуемой форме достигнуто соглашение по всем существенным пунктам и условиям договора.

Специфика ДВОУ связана с порядком исполнения договора, оплатой услуг, последствиями невозможности достижения результатов работы, обязательствами сторон при одностороннем отказе от исполнения договора.

В процессе выполнения договора аудиторы должны поддерживать постоянные контакты с руководством проверяемого субъекта хозяйствования. Учитывая значение взаимопонимания аудитора и клиента, этому вопросу посвящен специальный стандарт аудиторской деятельности и ряд статей Кодекса этики аудитора.

Аудитор постоянно знакомит руководство организации с ходом проверки, обращается за дополнительными разъяснениями и знакомит с документами, получаемыми от третьих лиц.

Взаимодействие в процессе проведения проверки предусматривает понимание руководством субъекта мнения аудитора, которое он выражает в заключительном документе.

4.5. Планирование аудиторской проверки

Назначение планирования аудита. Планирование аудита явля­ется начальной стадией проведения аудиторской проверки, котораяначинается до написания письма-обязательства и заключения догово­ра с клиентом. Планирование аудита регулируется федеральным пра­вилом (стандартом) «Планирование аудита» (утверждено постанов­лением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696, в ред. постановлений Правительства РФ от 7 октября 2004 г. № 532, от 16 ап­реля 2005 г. № 228) и проводится с целью получения необходимой ин­формации о состоянии бухгалтерского учета, отчетности и эффектив­ности функционирования системы внутрифирменного контроля; определения содержания, времени проведения и объема контрольных процедур, подлежащих выполнению. Оно позволяет обеспечить эф­фективную и экономически оправданную аудиторскую проверку.

Принципы планирования. При планировании проверки наряду с соблюдением общих принципов аудита должны соблюдаться и его частные принципы, к которым относятся:

Читайте так же:  Адвокат тотьма

комплексность — обеспечение взаимопроверки и согласование всех этапов планирования от предварительного до составления обще­го плана и программы аудита;

непрерывность — установление сопряженных заданий группе аудиторов и увязка этапов планирования по срокам и смежным хозяй­ствующим субъектам (структурным подразделениям, выделеннымна отдельный баланс);

оптимальность — вариантность планирования для возможного выбора оптимального варианта общего плана и программы аудита.

Этапы планирования аудита. Специфика деятельности аудиру­емой организации, сложность работы, а также ограниченность проверкиво времени требуют определения четкой последовательности этапов при проведении аудита и правильного распределения обязанностей между аудиторами.

На основе предварительной проверки аудиторская организация разрабатывает общий план аудиторской проверки, который становится неотъемлемой частью договора, и определяет с согласия заказчика допустимый уровень аудиторского риска, существенности и аудиторской выборки.

Аудиторская организация должна достичь достаточного понимания деятельности проверяемого экономического субъекта в отношении как основной, так и инвестиционной деятельности, прочих (внереализационных) операций.

Для этого необходимо оценить влияние внешних и внутренних факторов.

• факторы, связанные с особенностями экономической деятельности

• нормативные правовые факторы

Разработка общего плана и программы аудита основывается на предварительных данных об экономическом субъекте, а также на результатах проведенных аналитических процедур.

Общий план аудита это руководство по осуществлению про­граммы аудита. В нем рекомендуется предусмотреть: конкретные об­ласти, подлежащие изучению; формирование аудиторской группы, ее численность и квалификацию специалистов, привлекаемых к прове­дению проверки; распределение аудиторов в соответствии с их про­фессиональными качествами и должностными уровнями по конкрет­ным участкам аудиторской проверки; бюджет рабочего времени для каждого этапа аудита; предполагаемые сроки работы группы; инструк­тирование всех членов группы об их обязанностях, ознакомление их с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также с положениями общего плана аудита; разъяснение руководителем ауди­торской группы методических вопросов, связанных с практической реализацией аудиторских процедур; контроль руководителя за выпол­нением плана и качеством работы ассистентов аудитора, за ведением ими рабочей документации и надлежащим оформлением результатов аудита.

Программа аудита. Программа аудита составляется на основе общего плана аудита, является его детальным развитием и представ­ляет собой перечень процедур, необходимых для практической реали­зации общего плана аудита. Она включает в себя цели и задачи по каж­дому участку проверки, характер и методы проверки, распределение и закрепление обязанностей между проверяющими аудиторами, сроки выполнения работ, уровень ответственности и оплаты труда аудито­ров, форму и порядок оформления результатов аудита. Фактически программа аудита служит инструкцией для аудиторов и средством контроля качества работы для руководителей аудиторской орга­низации.

Программу аудита составляют в виде программы тестов средств контроля (перечня процедур для сбора информации о функциониро­вании системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета) ипро­граммы аудиторских процедур по существу (перечня процедур для сбо­ра информации непосредственно об оборотах и остатках на счетах). Для процедур по существу аудитор должен определить, какие разде­лы бухгалтерского учета необходимо проверить, и по каждому из них составить программу аудита.

Договор на оказание услуг по обучению (краткая форма)

Сущность договора на чтение лекции и другие услуги по обучению

Термин обучении раскрыт в п. 3 ст. 2 от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (далее — Закон об образовании). Под обучением понимается организация осуществлении деятельности обучающихся, нацеленный на:

  • получению и освоению навыками, знаниями и компенсациями;
  • приобретение практических навыков и их применении в обычной жизни;
  • развитию способностей;
  • создание;
  • формирование побуждений, направленных на получении образования в течении последующий жизни.

По договору на обучение без лицензии исполнитель берет на себя обязанность по предоставлению обучения (например, чтение лекции), заказчик обязуется произвести за это оплату. Заказчиком может выступать сам обучающийся или его законный представитель.

Сторонами договора на оказание услуг по обучению могут являться физические лица, юридические лица и индивидуальные предприниматели.

По свое правовой природе рассматриваемый договор возмездного оказания образовательных услуг является двусторонним, консенсуальным, возмездным. Соглашение регулируется главой 39 (ст. 779 – 783) ГК РФ, Законами: «Об образовании», «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. № 2300-1, Постановлением Правительства от 15.08.2013 г. № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» и другими нормативно-правовыми актами.

Перечень услуг не требующих лицензирования

В соответствии со ст. 91 Закона об образовании образовательная деятельность, подлежит лицензированию за исключением следующих случаев:

  • если оказываются услуги, которые не перечислены в Постановлении Правительства РФ от 28.10.2013 г. № 966 (проведение семинаров, консультаций, разовых лекций, репетиторство);
  • если индивидуальные предприниматели, осуществляют обучение непосредственно без привлечения педагогических работников;
  • если обучение проводят частные организации, находящиеся на территории инновационного центра «Сколково» (пп. 40 п. 1 ст. 12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011г. № 99-ФЗ);
  • если дошкольные учреждения присматривают и ухаживают за детьми без реализации образовательных программ (частные детские сады или центры).

Порядок составления договора обучения без лицензии (чтение лекции)

Договор на обучение без лицензии составляется в письменной форме с указанием следующих данных:

  • сведения об исполнителе и заказчике;
  • полная стоимость, порядок оплаты;
  • виды и наименование обучающих занятий, форма их реализации;
  • срок и периодичность;
  • место проведения лекций, занятий и т.п.
  • и иные сведения.

Альтернатива корпоративу: как организовать лекцию, которая запомнится лучше праздника

Как провести лекцию с пользой: как выбрать интересную тему, как найти лучших лекторов, какие организационные моменты нужно предусмотреть и как получить максимум от мероприятия?

Как выбрать тему лекции

Хорошая тема — половина успеха. Послушать такую лекцию придут больше участников, они будут внимательнее слушать и задавать вопросы. А еще тема может повлиять на восприятие вашей компании или целой отрасли.

Варианты, которые не сразу могут прийти в голову, но приводят к хорошим результатам, — провести лекции на тему громких культурных премьер, приурочить лекцию к праздникам, организовать лекцию в честь дня рождения компании или важной для компании даты, а также выбрать тему, связанную с бизнесом.

Лекции на тему громких культурных премьер: можно подготовиться к нашумевшим выставкам в Третьяковской галерее или Пушкинском музее, организовать совместное посещение концерта и узнать о музыке и ее создателях заранее, или устроить драматургический разбор самого обсуждаемого фильма года.

Лекции к праздникам. Перед 8 марта сотрудницы оценят лекции про моду, стиль и этикет. На Новый год хорошо воспринимаются лекции, создающие радостный настрой: например, лекция про традиции Рождества или мастер-класс по праздничным украшениям. Во время детских каникул здорово организовывать «семейные» лекции для сотрудников и их детей — вам будут благодарны за такую возможность. Не забудьте про День космонавтики! Еще один прекрасный повод узнать что-то новое.

Лекция в честь дня рождения компании или важной для компании даты. Если вы планируете выход на новые рынки или материнская компания базируется за рубежом, будь то Франция, Германия или Япония, то уместно погрузить сотрудников в культуру этих стран. Другой вариант — организовать экскурсию вокруг офиса компании, чтобы связать место работы с новыми приятными воспоминаниями. Те же компании, которые организуют лекции, обычно могут предложить и экскурсию.

Лекция, связанная с бизнесом. Можно заказать лекцию про вашу отрасль, описанную с точки зрения культуры или науки — и интересно, и полезно. «Кофе в искусстве» (для компании из FMCG), «Отношение к деньгам в разных культурах» (для банковской отрасли), «Главные революции в архитектуре» (для строительной отрасли). Если вам важно всегда думать об эффективности проведенного времени, то вам подойдут лекции, направленные на развитие памяти или навыков делового этикета.

Как найти лучших лекторов

Универсальной базы лекторов не существует, поэтому поисковые системы — ваш друг номер один. Проблемы возникают тогда, когда вашей задачей становится найти не самого известного лектора, а самого хорошего оратора (что часто не совпадает). Или когда ваш бюджет ниже нескольких десятков тысяч рублей, которые может запросить в качестве гонорара «медийный» спикер.

Самая выигрышная стратегия является, к сожалению, и самой времязатратной — следить за программами крупных музеев, лекториев и культурных пространств, посещать наиболее интересные из них и делать выбор. Если вы не готовы так глубоко погружаться в тему, обращайтесь в уже существующий лекторий. Лектории заинтересованы в посещаемости, поэтому тщательно отбирают спикеров, проводят тестовые лекции и внимательно собирают обратную связь. А еще с лекторием проще заключать договор — да и сами лекторы с большим доверием отнесутся к организации, с которой сотрудничают постоянно.

Когда вы точно знаете, кого хотели бы видеть в роли лектора, то можно попробовать найти контакты самостоятельно — профили большей части спикеров с первого запроса находятся в facebook. Этот вариант имеет свои ограничения. Он не подойдет, если нужно запланировать серию лекций на разные темы или когда вам нужны гарантии, что лекция состоится. Кроме того, налоги увеличат стоимость гонорара в полтора раза, если вы захотите оформить отношения официально. Так что выгода от самостоятельного поиска не так велика, как может показаться.

Когда вы определились с кругом лекторов или подрядчиков, среди которых делаете выбор, то поищите объективные критерии, по которым можно провести оценку. Хорошо, когда есть видео или возможность послушать тему вживую, когда можно прочитать большое количество публичных отзывов, а также когда есть подтвержденный опыт выступления по важной вам теме.

Какие организационные моменты нужно предусмотреть

Здорово, если получится заранее внести лекции для сотрудников в бюджет на следующий год — особенно если вы хотите организовать серию лекций под разные поводы. Об организации конкретной лекции стоит задуматься за месяц-полтора до ее проведения — примерно на такой срок вперед расписано время хороших лекторов, так что у вас как раз будет возможность занять удобные даты. Подготовка и согласование договора тоже займет время, так что не забудьте заложить его в планирование. Лектории обычно имеют типовые договоры на проведение корпоративных лекций, а с лекторами-физлицами придется придумывать все с нуля, так что сроки могут затянуться на месяц.

Если вы планируете, что на лекцию придут разные сотрудники, а не конкретная группа людей, то сделайте рассылку с анонсом и развесьте подробные объявления в офисе. Так все, кто захочет, попадут на лекцию.

Оптимальное количество людей в группе — не больше 40 человек, лучше 25-30. Такой размер группы дает возможность сохранить взаимодействие с лектором и обсудить важные для сотрудников вопросы. Слишком мало людей — тоже плохо: вовлеченность участников часто падает в небольших группах. Если у вас большая компания — организуйте предварительную запись на лекцию, чтобы неожиданно не случился аншлаг. Примите во внимание, что из записавшихся дойдут, скорее всего, не все — так что список участников можно составить с запасом.

Читайте так же:  Документ о принятии в гражданство

Стандартная продолжительность лекции — от одного до двух часов. Действительно хороший лектор «держит» группу все два часа, а часа оказывается недостаточно. Большинство компаний выбирает вариант проведения корпоративных лекций после работы.

Перерыв — дело хорошее, но пригодится только в том случае, если вы устраиваете целый обучающий день. В остальных случаях лучше обойтись без него, потому что на «раскачку» уйдет много ценного времени. Если основная цель лекции — тимбилдинг, то кофе-брейк стоит оставить на финал. Тогда участники смогут не только выдохнуть, но и пообщаться друг с другом и с лектором в неформальной обстановке.

Знакомая ситуация — лектор приходит, и его ноутбук не подключается к проектору? Чтобы этого не случилось, запросите презентацию заранее, уточните, какой нужен провод, если лектор берет свой ноутбук — в общем, сделайте все, чтобы техника работала как нужно. Забронируйте переговорку, отправьте кого-нибудь встречать лектора на ресепшен — главное, постарайтесь уменьшить количество ситуаций, где что-то может пойти не так.

Лекции «для души» сложнее учитывать в расходах, чем профильные профессиональные тренинги. Но они тоже нужны вам для дела — так что не бойтесь экспериментировать с формулировками названий, которые будут отражены в документах. Возможно, ваша бухгалтерия согласует такие названия, как «Лекция в сфере рекламы и искусства» или «Лекция, направленная на развитие креативности».

Будет неплохо собрать после лекции обратную связь: например, в виде заполнения гугл-формы. Это поможет проводить работу над ошибками и с каждым разом улучшать организационные и содержательные моменты.

Как получить максимум от лекции

Чтобы повысить эффект от проведения лекции, полезно заранее обсудить задачи, которые вы ставите перед лекцией, с организаторами. Тимбилдинг, взрыв креатива в команде, развитие памяти или чувства вкуса, создание определенного образа компании в умах сотрудников — всех этих результатов можно достигнуть с помощью лекций. Но обсуждайте задачу максимально конкретно: например, чтобы сейлзы подружились между собой, дизайнеры почерпнули новых идей или все сотрудники прониклись обычаями страны, в которой находится головной офис компании.

Также будет полезно согласовать с лектором составление списка дополнительных материалов, которые получат ваши сотрудники. Так они смогут вспомнить спустя время, о чем шла речь, и сориентироваться, как изучать тему самостоятельно.

Лекция должна помочь сменить деятельность и расслабиться, поэтому убедитесь, что выступление предполагает ту или иную включенность аудитории в процесс: задания, вопросы, проверка знаний в конце — все это подойдет. При этом не стоит рассчитывать, что выступающего засыплют вопросами, и оставлять на них слишком много времени — обычно такое случается только на самых «личных» темах вроде психологии или персонального стиля.

Не забудьте о сотрудниках!

Лекции-то в первую очередь для них. Хорошо, когда можно любить компанию не только за конкурентную зарплату и комфортный офис, но и за возможности личностного роста. В чем он выражается для ваших сотрудников? Приведем несколько примеров:

Пример 1: компания имеет офисы в разных регионах России, в Москву регулярно приезжают в командировку группы сотрудников. Компания решила заказать экскурсии по городу, которые помогут им сориентироваться и понять, как потратить время за пределами работы максимально эффективно. Также это отлично помогло тимбилдингу.

Пример 2: весь высший менеджмент компании любит путешествовать и ценит прекрасное. Компания стала делать регулярные лекции, проводимые только для руководства. Они помогают сформировать общие ценности и общий язык коммуникации.

Пример 3: в компании работает несколько тысяч сотрудников, компания поддерживает семейные ценности, ежегодно проводятся мероприятия для детей сотрудников. Компания организовала лекции, в которых могут принять участие как дети, так и их родители. Такие мероприятия редко можно найти самостоятельно, поэтому серия таких лекций в офисе компании пользовалась большим успехом — дети начинали с искусства, музыки и архитектуры, а потом перешли к истории, моде и даже философии.

Пусть работа иногда будет праздником — не только на словах. Опрос Level One показывает, что в среднем люди хотели бы посещать образовательные лекции один-два раза в месяц — так что, скорее всего, ваши сотрудники будут довольны, если вы их организуете.

Семинары и тренинги для сотрудников

Многие организации регулярно направляют сотрудников для обучения (переобучения) на различные семинары и тренинги. При этом договор на проведение подобных мероприятий может быть заключен со специализированным учебным заведением, с консультационной фирмой либо непосредственно с преподавателем (лектором). Каковы налоговые последствия для фирмы, оплачивающей обучение сотрудников? Об этом — в статье.

Руководство любой компании заинтересовано в высококвалифицированных кадрах, ведь нередко именно от персонала зависит, насколько успешен будет тот или иной бизнес-проект. Использование последних технологических достижений, новых методов и подходов, опыта других компаний подразумевает постоянное дополнительное образование специалистов. Вполне понятно стремление сократить время обучения без ущерба для приобретения новых знаний. Один из наиболее эффективных способов повышения квалификации персонала — семинары или тренинги по профессиональной тематике с учетом специфики деятельности самого организатора обучения.

Налог на прибыль

Прежде чем рассматривать порядок налогового учета расходов на проведение семинаров для сотрудников, вспомним общие требования статьи 252 НК РФ. Затраты организации, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, должны быть экономически оправданны, документально подтверждены и произведены для деятельности, направленной на получение дохода. Иными словами, в документах, полученных компанией от организатора семинара или тренинга, должно быть четко указано, кто является инициатором обучения и связано ли подобное обучение с деятельностью компании. Целесообразно оформить приказ о направлении сотрудников на обучение и указать в нем тематику и программу семинара (тренинга). Порядок учета расходов на семинары зависит от того, учебным или консультационным является мероприятие.

Подготовка и переподготовка кадров

В соответствии со статьей 196 ТК РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Условия профессионального обучения закрепляются в коллективном или трудовых договорах.

Цель профессиональной подготовки — ускоренное приобретение навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося. Такое определение приведено в пункте 1 статьи 21 Закона РФ от 10.07.92 № 3266-1 «Об образовании». Профессиональная переподготовка проводится для совершенствования знаний специалиста, получения им дополнительной квалификации.

В подпункте 23 пункта 1 статьи 264 НК РФ сказано, что организация вправе учесть расходы на подготовку и переподготовку кадров для целей налогообложения прибыли. Для этого необходимо выполнить условия, предусмотренные в пункте 3 названной статьи. Во-первых, услуги по обучению (проведению учебного семинара) работников организации должны быть оказаны российским образовательным учреждением, получившим государственную аккредитацию, или иностранным, имеющим соответствующий статус. Во-вторых, подготовку (переподготовку) проходят работники, состоящие в штате налогоплательщика. Это означает, что на обучение направляются специалисты, с которыми заключены трудовые договоры. И, наконец, в-третьих, программа подготовки (переподготовки) должна способствовать повышению квалификации и более эффективному использованию специалиста в деятельности организации. Если полученные знания работник не использует при выполнении трудовых обязанностей, расходы на обучение учитывать для целей налогообложения неправомерно (письмо Минфина России от 25.05.2007 № 03-03-06/1/312).

Таким образом, документами, необходимыми для признания расходов в целях налогообложения прибыли, служат договор с образовательным учреждением, приказ руководителя о направлении сотрудника на обучение, программа образовательного учреждения с указанием количества часов посещений, сертификат или иной итоговый документ, подтверждающий, что сотрудники прошли обучение, акт.

Важный момент: затраты на семинар, связанный с подготовкой кадров, повышением их квалификации, учитываются, если договор заключен с учебным заведением. Если обучение проводит преподаватель вуза на основании гражданско-правового договора, вознаграждение, выплачиваемое по такому договору, не уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль. Такой вывод следует из письма Минфина России от 18.07.2006 № 03-05-02-04/111. Аналогичная ситуация, когда обучение осуществляется индивидуальным предпринимателем. Расходы также не признаются для целей налогообложения, так как не соответствуют требованиям подпункта 1 пункта 3 статьи 264 НК РФ (письмо Минфина России от 27.03.2006 № 03-03-05/4).

Зачастую организатором семинара выступает не образовательное учреждение, а консультационная фирма. Целью такого семинара также является получение полезной информации, новых знаний, умений, навыков в определенной сфере. Но в данном случае организатор не имеет лицензии на осуществление образовательной деятельности. Слушателям не выдается документ об образовании. Типичный пример — семинары на актуальные темы по налогообложению, организуемые редакцией журнала «Российский налоговый курьер». Понятно, что эти мероприятия не относятся к подготовке и переподготовке кадров. Однако учесть соответствующие расходы в налоговой базе при условии их экономической оправданности можно. Правда, как затраты на информационные, консультационные и иные подобные услуги на основании пункта 14 или 15 статьи 264 НК РФ. Что такое экономическая оправданность? Например, целесообразность посещения бухгалтером семинара по налогообложению не вызовет сомнений. Обосновать же его участие в семинаре на тему «Тенденции в мировой моде» будет очень трудно.

Обратите внимание: в указанных нормах главы 25 НК РФ не содержится требования о заключении договора на оказание консультаций именно с организацией. То есть консультационный семинар может быть проведен и физическими лицами — индивидуальным предпринимателем или лектором — специалистом в данной области на основании договора подряда. Расходы на оплату услуг этих лиц также можно признать для целей налогообложения при наличии подтверждающих документов.

Руководство ООО «Сигма» решило направить бухгалтеров и сотрудников отдела внутреннего контроля и аудита на семинар на тему «Обзор изменений в налоговом законодательстве с 1 января 2008 года». Лектор — П.Д. Титов, член Палаты налоговых консультантов. Непосредственно с ним и был заключен договор возмездного оказания услуг. В договоре указано, что П.Д. Титов обязуется провести двухчасовой консультационный семинар по указанной теме, в качестве приложения к договору представлена программа семинара. Стоимость услуг — 5000 руб. По окончании мероприятия стороны подписали акт об оказании услуг.

На основании перечисленных документов (договор, акт) организация может учесть понесенные затраты как расходы на консультационные услуги (подп. 15 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Как правило, обучение сотрудников проводится в течение нескольких дней (недель). Семинары и тренинги могут проходить в других городах, вне места нахождения организации-заказчика. У фирмы появляются дополнительные расходы на командировки. Это затраты на проезд работников к месту проведения семинара и обратно, наем жилого помещения и суточные. Названные расходы учитываются при исчислении налога на прибыль в порядке, предусмотренном в подпункте 12 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Нередко семинары проходят в пансионатах, санаториях (в курортной зоне), причем как в России, так и за рубежом. В подобных ситуациях стоимость проезда, проживания во время обучения и суточные также учитываются при определении налоговой базы. Датой признания этих расходов является дата утверждения авансового отчета (подп. 5 п. 7 ст. 272 НК РФ). Аналогичные разъяснения даны в письме Минфина России от 28.02.2007 № 03-03-06/1/137. Организация должна быть готовой обосновать экономическую оправданность такой поездки в случае налоговой проверки.

Читайте так же:  Ходатайство о рассрочке штрафа по административному наказанию образец

Поездка на обучение в пансионат (иные места отдыха) может сопровождаться различными развлекательными мероприятиями в свободное от занятий время. Это экскурсии, лечебные процедуры и т. д. Отметим, что расходы, связанные с организацией развлечения, отдыха или лечения, не учитываются в целях налогообложения прибыли. На это указано в пункте 3 статьи 264 НК РФ.

Как исчислить «зарплатные» налоги, если договор заключен с физическим лицом
Заключая договор подряда на проведение семинара непосредственно с преподавателем, нужно помнить следующее. Вознаграждения по гражданско-правовым договорам, предмет которых — выполнение работ (оказание услуг), признаются объектом обложения ЕСН. Не начисляется только часть налога, подлежащая уплате в ФСС России. Это определено в пункте 3 статьи 238 НК РФ. Исключение — случаи, когда физическое лицо является индивидуальным предпринимателем. Тогда объекта налогообложения для организации не возникает (п. 1 ст. 236 НК РФ). Однако предприниматель должен представить документы, подтверждающие его статус, — копию свидетельства о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и копию свидетельства о постановке его на учет в налоговом органе.

Аналогичная ситуация и с исчислением НДФЛ. При выплате вознаграждения за проведение семинара лектору, который не является индивидуальным предпринимателем или представителем юридического лица, организация в качестве налогового агента удерживает НДФЛ и перечисляет его в бюджет в соответствии со статьей 226 НК РФ. Если же договор заключен с индивидуальным предпринимателем, осуществляющим соответствующую деятельность, удерживать НДФЛ не следует. Предприниматель самостоятельно рассчитывает и уплачивает налог (ст. 227 НК РФ).

ЗАО «Альфа» решило внедрить комплексный подход к управлению ресурсами предприятия — автоматизированную ERP-систему. С одной стороны, это методология эффективного управления и планирования всеми ресурсами организации для осуществления продаж, производства, поставок и учета. С другой — информационная система, обеспечивающая управление. Один из этапов внедрения ERP-системы — формализация и оптимизация существующих бизнес-процессов, возможная реорганизация и подготовка сотрудников к работе в новых условиях. Чтобы решить эти вопросы, фирма организовала для десяти сотрудников выездной семинар с привлечением сторонних консультантов и преподавателей. Программа семинара подготовлена при участии консультантов по внедрению системы ERP и включает:

теоретическую лекцию о бизнес-процессах, новационных подходах управления ресурсами предприятия, для которой привлекается один из преподавателей вуза по гражданско-правовому договору за вознаграждение в размере 7000 руб.; психологический тренинг по изменению существующего взаимодействия подразделений предприятия и построению новых коммуникаций внутри компании. Тренинг проводит индивидуальный предприниматель — признанный специалист в этой области. Стоимость тренинга — 20 000 руб. (без учета НДС); экспресс-обучение ключевых сотрудников работе с функциональными модулями ERP-системы с выдачей сертификатов. Договор на обучение заключен с аккредитованным образовательным центром на базе арендуемого компьютерного класса. Стоимость обучения — 70 000 руб. (НДС не облагается).

Продолжительность семинара — несколько дней, поэтому ЗАО «Альфа» решило провести его в пансионате. Стоимость аренды мини-конференц-зала для проведения лекций и тренингов, компьютерного класса для обучения — 40 000 руб. (без НДС), а номеров для проживания сотрудников — 60 000 руб. (без НДС). Пансионат предложил также обеспечить доставку сотрудников от ближайшей станции метро в день заезда и обратно в день отъезда за 2500 руб. (без НДС). Кроме того, за трехразовое питание пансионат выставил счет на сумму 20 000 руб. (без НДС).

Все документы для подтверждения расходов оформлены должным образом и имеются в наличии.

Какие затраты организация имеет право учесть при исчислении налога на прибыль?

1. Расходы на обучение. Стоимость лекции и тренинга в размере 27 000 руб. (20 000 руб. + 7000 руб.) включается в расходы для целей налогообложения в качестве консультационных и иных аналогичных услуг (подп. 15 п. 1 ст. 264 НК РФ). Подтверждающими документами являются договор подряда с преподавателем вуза, акт о выполнении работ, договор возмездного оказания услуг на проведение тренинга с индивидуальным предпринимателем и акт об оказании услуг.

Стоимость обучения, проводимого специализированным учебным заведением, имеющим соответствующую лицензию (70 000 руб.), для целей налогообложения отражается в расходах на подготовку и переподготовку кадров (подп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ). Естественно, при наличии необходимых документов.

2. Аренда учебных помещений. У организации отсутствует помещение для проведения подобных учебных мероприятий. Кроме того, семинар проходит в течение нескольких дней, поэтому стоимость аренды конференц-зала и компьютерного класса — 40 000 руб. также относится к расходам на подготовку и переподготовку кадров. Оплата номеров для проживания сотрудников во время обучения (60 000 руб.) признается в составе командировочных расходов для целей налогообложения прибыли (подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ). Конечно, при наличии подтверждающих документов.

3. Затраты на проезд. Стоимость проезда работников к месту обучения и обратно (2500 руб.) учитывается в полном объеме в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, как расходы на командировки (подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ).

4. Питание. Cумма оплаты питания во время обучения (20 000 руб.) налоговую базу не уменьшает (п. 25 ст. 270 НК РФ).

В налоговой декларации по налогу на прибыль расходы, связанные с организацией выездного семинара, в размере 199 500 руб. (27 000 руб. + 70 000 руб. + 40 000 руб. + 60 000 руб. + 2500 руб.) будут отражены в приложении № 2 к листу 02 по строке 040.

Единый социальный налог и взносы в Пенсионный фонд

В соответствии с пунктом 1 статьи 236 НК РФ объектом обложения ЕСН признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам. В статье 238 НК РФ перечислены выплаты, не подлежащие налогообложению. К ним, в частности, относятся затраты, связанные с возмещением расходов на повышение профессионального уровня работников (подп. 2 п. 1). Таким образом, если обучение проводилось в связи с производственной необходимостью (по распоряжению руководителя организации) на условиях и в порядке, которые определены коллективным или трудовыми договорами, в образовательных учреждениях или в образовательных подразделениях организаций, имеющих лицензии на право ведения образовательной деятельности, суммы оплаты такого обучения не облагаются ЕСН. Аналогичные разъяснения приведены в письме Минфина России от 10.04.2007 № 03-04-06-02/64. Если расходы на подготовку и переподготовку кадров не могут быть учтены в налоговой базе по налогу на прибыль, так как не соблюдаются условия пункта 3 статьи 264 НК РФ, данные суммы не облагаются ЕСН на основании пункта 3 статьи 236 Кодекса.

Расходы налогоплательщика на консультационные семинары не являются выплатами в пользу работников, а значит, объекта налогообложения ЕСН не возникает.

Расходы на проезд и проживание на время обучения также освобождаются от налогообложения как командировочные расходы (подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ). Конечно, если налогоплательщик издает соответствующий приказ о командировке. Стоимость питания, если она не выделена в счете на проживание отдельной строкой, включается в состав командировочных расходов (затрат на проживание). Стоимость питания, выделенная отдельной строкой, не признается для целей налогообложения прибыли, а значит, не облагается ЕСН согласно пункту 3 статьи 236 НК РФ. Кроме того, не облагаются ЕСН суточные в пределах установленных нормативов. При исчислении ЕСН используется норма суточных, утвержденная постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 № 93, — 100 руб. Однако сверхнормативные суточные также не облагаются ЕСН, поскольку не признаются при исчислении налога на прибыль.

Объектом обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование и базой для их начисления являются объект налогообложения и налоговая база по ЕСН. Основание — пункт 2 статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ.

Налог на доходы физических лиц

При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, которые получены как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло. Так установлено в пункте 1 статьи 210 НК РФ.

Не подлежат налогообложению затраты, связанные с возмещением расходов на повышение профессионального уровня работников. Об этом говорится в пункте 3 статьи 217 Налогового кодекса.

Необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель (ст. 196 ТК РФ).

Если работники направляются на консультационные семинары, в расходах можно признать оплату стоимости семинаров, командировочные расходы. Очень важно правильно оформить все документы, так как только в этом случае организация сможет доказать необходимость расходов, связанных с повышением квалификации работников.

В случае когда консультационные семинары для работников организации проводились в связи с производственной необходимостью (по распоряжению руководителя) на условиях и в порядке, которые определены коллективным или трудовыми договорами, в образовательных учреждениях или в образовательных подразделениях организаций, имеющих лицензии на право ведения образовательной деятельности, то суммы оплаты таких семинаров не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц. Аналогичная позиция по данному вопросу изложена в письме Минфина России от 15.10.2007 № 03-04-06-01/357.

Командировочные расходы, то есть стоимость проезда и проживания работников, если семинар проводился в другой местности, освобождаются от налогообложения (п. 3 ст. 217 НК РФ). Оплата питания сотрудников за время обучения является доходом в натуральной форме и облагается НДФЛ.

А как быть, если в расчетных документах на оплату питания не выделена сумма расходов на каждого сотрудника (например, обеды были организованы в виде шведского стола)?

В подобной ситуации Минфин России (письмо от 19.06.2007 № 03-11-04/2/167) рекомендует доход каждого налогоплательщика определять на основе общей стоимости предоставляемого питания и данных из табеля учета рабочего времени или других аналогичных документов.