Договор подписан в марте 1992

Договор подписан в марте 1992

Федеративный договор, подписание которого было одним из пунктов программы Б.Н.Ельцина при избрании в мае 1990 главой российского государства, подписан в Москве 31 марта 1992 года Президентом РФ Б.Н.Ельциным, Председателем Верховного Совета РФ Р.И.Хасбулатовым и руководителями 86 из 88 субъектов Российской Федерации. Под договором оставлены места для подписей представителей Татарстана и Чечено-Ингушетии, которые так и не были поставлены. 10 апреля 1992 постановлением Съезда народных депутатов РФ Федеративный договор был включен в Конституцию (Основной закон) Российской Федерации как ее составная часть. В новую Конституцию РФ, принятую всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, Федеративный договор не включен. В соответствии с ее заключительными положениями, в случае несоответствия положений Федеративного договора положениям Конституции РФ действуют положения Конституции РФ.

15 февраля 1994 подписан Договор с Татарстаном. Только после этого (13 марта) Татарстан избрал депутатов в Федеральное Собрание РФ (выборы 12 декабря 1993 года в 2 округах не состоялись из-за недостаточного числа кандидатов, а в остальных 4 — из-за неявки избирателей). После этого подписание договоров вошло в моду. В 1994 году подписаны 3 договора, в 1995 — 4, в 1996 — 17, в 1997 — 12, в 1998 — 6. Подготовкой проектов договоров о разграничении полномочий занималась Комиссия при Президенте РФ по подготовке договоров о разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, которую возглавлял С.М.Шахрай. Исключение составила Чеченская Республика Ичкерия, переговоры с которой вели с лета 1996 года секретари Совета Безопасности — сначала А.И.Лебедь, затем — И.П.Рыбкин.

К середине 1998 подписаны 42 индивидуальных договора с 46 субъектами Федерации. Первые три (с Татарстаном, Кабардино-Балкарией и Башкирией) именовались договорами о разграничении предметов ведения и ВЗАИМНОМ ДЕЛЕГИРОВАНИИ полномочий, остальные 39 (условно под вопросом — неопубликованные NN35, 37-41) — о разграничении предметов ведения и полномочий. Точные названия этих 39 договоров полностью (за исключенем названий регионов) совпадают с одним исключением — в название договора с Красноярским краем и его составными частями не включены названия регионов.

15 июля 1998 С.М.Шахрая сменил тогдашний заместитель Руководителя Администрации Президента В.В.Путин, с тех пор ни один договор подписан не был. Указом N 1003 от 8 августа 2001 Президент в связи с созданием 21 июня «Комиссии по подготовке предложений. » отменил все ранее принятые указы о «Комиссии по подготовке договоров. «.

Федеральным законом «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» (119-фз от 24 июня 1999, основные авторы проекта — В.Н.Лысенко и Р.Г.Абдулатипов) установлен приоритет федеральных законов перед Федеративным договором и Договорами о разграничении полномочий между РФ и ее субъектами. Тем же законом установлено, что договоры до подписания Президентом РФ должны быть рассмотрены в законодательном (представительном) органе региона и в Совете Федерации. Предписано привести ранее заключенные договоры и соглашения в соответствие с этим законом в течение трех лет со дня вступления его в силу.

Указом Президента Путина N741 от 21 июня 2001 Комиссия по подготовке договоров была упразднена с одновременным созданием Комиссии при Президенте РФ по подготовке предложений о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления под председательством заместителя Руководителя Администрации Президента РФ Д.Н.Козака.

Летом 2001 года ряд регионов выступили с инициативой расторжения договоров о разграничении полномочий, заключенных ими с федеральным центром. С 21 декабря (?) 2001 по 21 апреля 2002 подписаны 28 двустороних (трехсторонних) актов о прекращении действия договоров . Остальные 14 договоров продолжают действовать. Список 16 договоров, договоры о расторжении которых к началу мая 2002 еще не были опубликованы: — 14 двусторонних: с органами государственной власти Республики Татарстан, Кабардино-Балкарской Республики, Республики Башкортостан, Республики Северная Осетия — Алания, Республики Саха (Якутия), Удмуртской Республики, Свердловской области, Калининградской области, Республики Коми, Хабаровского края, Чувашской Республики, Москвы, Брянской области, Мурманской области; — 1 трехсторонний: с органами государственной власти Иркутской области и входящего в ее состав Усть-Ордынского Бурятского автономного округа; — 1 четырехсторонний: с органами государственной власти Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов.

Подписан: Москва, 31 марта 1992 10 апреля 1992 постановлением Съезда народных депутатов РФ включен в Конституцию РФ

Состоит из трех договоров и двух протоколов: 1. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации Подписан полномочными представителями Республик Адыгея, Башкортостан, Бурятия, Горный Алтай, Дагестан, Кабардино-Балкарской, Калмыкия — Хальмг Тангч, Карачаево-Черкесской ССР, Республики Карелия, Коми ССР, Марийской ССР — Республики Марий Эл, Мордовской ССР, Республики Саха (Якутия), Северо-Осетинской ССР, Республики Тува, Удмуртской Республики, Републики Хакасия, Чувашской Республики — Чаваш республики, Российской Федерации.

1а. Протокол к Федеративному договору (Договору о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации) Согласован полномочными представителями тех же сторон, что и договор (1). В нем представители республик «доводят до сведения органов власти», что «необходимо обеспечить предоставление не менее 50 процентов мест в одной из палат высшего законодательного органа РФ представителям республик в составе РФ, автономных областей и автономных округов».

2а. Протокол к Федеративному договору (Договору о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации) Согласован полномочными представителями тех же сторон, что и договор (2), но представителями Калужской, Ленинградской областей и Санкт-Петербурга — с оговорками. Протокол относит к совместному ведению разграничение государственной собственности на территории регионов, установление общих принципов бюджетной системы и налогообложения в РФ, изменение границ краев и областей, и для сторон, подписавших протокол, делает перечень предметов совместного ведения (ст.II Договора) закрытым.

Индивидуальные договоры с субъектами РФ

1. Договор Российской Федерации и Республики Татарстан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан» Москва, 15 февраля 1994 Вступил в силу через 7 дней после подписания Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Председатель Правительства РФ В.Черномырдин, Президент РТ М.Шаймиев, Премьер-министр РТ М.Сабиров

2. Договор Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Кабардино-Балкарской Республики» Москва, 1 июля 1994 Вступил в силу с момента подписания Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Председатель Правительства РФ В.Черномырдин, Президент КБР В.Коков, Премьер-министр КБР Г.Черкесов

3. Договор Российской Федерации и Республики Башкортостан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан» Москва, 3 августа 1994 Вступил в силу с момента подписания Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Председатель Правительства РФ В.Черномырдин, Президент РБ М.Рахимов, И.о.Премьер-министра РБ Р.Бакиев

4. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Северная Осетия — Алания Москва, 23 марта 1995 Вступил в силу с момента подписания Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Председатель Правительства РФ В.Черномырдин, Президент РСОА А.Галазов, Председатель Правительства РСОА Ю.Бирагов

5. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Саха (Якутия) Москва, 29 июня 1995 Вступил в силу с момента опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Председатель Правительства РФ В.Черномырдин, Президент РС(Я) М.Николаев, Председатель Правительства РС(Я) Ю.Кайдышев

6. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Бурятия Москва, 29 августа 1995 Вступил в силу с момента опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Президент РБ Л.Потапов

7. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Удмуртской Республики Москва, 17 октября 1995 Вступил в силу с момента опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Председатель Правительства РФ В.Черномырдин, Председатель Государственного Совета УР А.Волков, Председатель Правительства УР П.Вершинин

8. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Свердловской области Москва, 12 января 1996 Вступил в силу с момента опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Губернатор Свердловской области Э.Россель

9. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Калининградской области Москва, 12 января 1996 Вступил в силу со дня опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Председатель Правительства РФ В.Черномырдин, Глава администрации Калининградской области Ю.Маточкин, Председатель Калининградской областной Думы В.Устюгов

10. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Оренбургской области Москва, 30 января 1996 Вступил в силу с момента опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Глава администрации — Председатель Правительства Оренбургской области В.Елагин

11. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Краснодарского края Москва, 30 января 1996 Вступил в силу со дня опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Глава администрации Краснодарского края Е.Харитонов

12. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Коми Москва, 20 марта 1996 Вступил в силу с момента опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Глава Республики Коми Ю.Спиридонов

13. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Хабаровского края Хабаровск, 24 апреля 1996 Вступил в силу со дня опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Глава администрации Хабаровского края В.Ишаев

14. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Омской области Омск, 19 мая 1996 Вступил в силу с момента опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Глава администрации Омской области Л.Полежаев

15. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Чувашской Республики Москва, 27 мая 1996 Вступил в силу со дня опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Президент Чувашской Республики Н.Федоров

16. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Иркутской области и входящего в ее состав Усть-Ордынского Бурятского автономного округа Москва, 27 мая 1996 Вступил в силу со дня опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Губернатор Иркутской области Ю.Ножиков, Глава администрации Усть-Ордынского Бурятского автономного округа А.Батагаев

17. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Сахалинской области Москва, 29 мая 1996 Вступил в силу с момента опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Глава администрации Сахалинской области И.Фархутдинов

18. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Пермской области и органами государственной власти Коми-Пермяцкого автономного округа Москва, 31 мая 1996 Вступил в силу со дня опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Глава администрации Пермской области Г.Игумнов, Глава администрации Коми-Пермяцкого автономного округа Н.Полуянов

19. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Нижегородской области Москва, 8 июня 1996 Вступил в силу с момента опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Губернатор Нижегородской области Б.Немцов

20. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Ростовской области Ростов-на-Дону, 11 июня 1996 Вступил в силу с момента опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Глава администрации Ростовской области В.Чуб

21. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Ленинградской области Санкт-Петербург, 13 июня 1996 Вступил в силу с момента опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Губернатор Ленинградской области А.Беляков

22. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти города федерального значения Санкт-Петербурга Санкт-Петербург, 13 июня 1996 Вступил в силу с момента опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Губернатор Санкт-Петербурга В.Яковлев

23. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Тверской области Москва, 13 июня 1996 Вступил в силу с момента опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Губернатор Тверской области В.Платов, Председатель Законодательного Собрания Тверской области В.Курбатов

24. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Алтайского края Москва, Барнаул, 29 ноября 1996 Вступил в силу с момента опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Глава администрации Алтайского края Л.Коршунов

25. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Брянской области Москва, 4 июля 1997 Вступил в силу с момента опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Глава администрации Брянской области Ю.Лодкин Опубликован: Российские вести, 25 сентября 1997

26. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Вологодской области Москва, 4 июля 1997 Вступил в силу с момента опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Губернатор Вологодской области В.Позгалев Опубликован: Российские вести, 25 сентября 1997

27. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Магаданской области Москва, 4 июля 1997 Вступил в силу с момента опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Губернатор Магаданской области В.Цветков Опубликован: Российские вести, 26 сентября 1997

28. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Саратовской области Москва, 4 июля 1997 Вступил в силу с момента опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Губернатор Саратовской области Д.Аяцков Опубликован: Российские вести, 3 октября 1997

29. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Челябинской области Москва, 4 июля 1997 Вступил в силу с момента опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Губернатор Челябинской области П.Сумин Опубликован: Российские вести, 26 сентября 1997

30. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Самарской области Самара, 1 августа 1997 Вступил в силу с момента опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Губернатор Самарской области К.Титов Опубликован: Российские вести, 25 сентября 1997

31. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Ульяновской области Москва, 30 октября 1997 Вступил в силу с момента опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Глава администрации Ульяновской области Ю.Горячев Опубликован: Российские вести, 12 ноября 1997

32. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Астраханской области Москва, 30 октября 1997 Вступил в силу с момента опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Глава администрации Астраханской области А.Гужвин Опубликован: Российские вести, 16 декабря 1997

33. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Ярославской области Москва, 30 октября 1997 Вступил в силу с момента опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Губернатор Ярославской области А.Лисицын Опубликован: Российские вести, 17 декабря 1997

33. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Мурманской области Москва, 30 октября 1997 Вступил в силу с момента опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Глава администрации Мурманской области Ю.Евдокимов Опубликован: Российские вести, 25 декабря 1997

Читайте так же:  Договор или соглашение о сервитуте

35. 30 октября 1997 подписан также договор с Кировской областью

36. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий [между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов] Красноярск, 1 ноября 1997 Вступил в силу с момента опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Губернатор Красноярского края В.Зубов, Губернатор Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа Г.Неделин, глава администрации Эвенкийского автономного округа А.Боковиков, первый заместитель Председателя Правительства РФ Б.Немцов. Опубликован: Российские вести, 27 ноября 1997

С апреля 1998 года сплошное опубликование договоров прервалось, т.к. Администрация Президента отказалась от издания газеты «Российские вести», после чего выпуск газеты был приостановлен.

37-41. 20 мая 1998 подписаны 5 договоров: с Республикой Марий Эл, Амурской, Воронежской, Ивановской и Костромской областями.

42. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти города федерального значения Москвы Москва, 16 июня 1998 Заключен сроком на 10 лет Вступил в силу со дня опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Мэр Москвы Ю.Лужков Опубликован: Российская газета, 23 июня 1998

ИТОГО к 29 июня 1998 подписаны 42 индивидуальных договора с 46 субъектами Федерации. ДОГОВОРЫ С ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКОЙ:

  • Хасавюртские соглашения от 31 августа 1996
  • Договор о мире и принципах взаимоотношений от 12 мая 1997
  • Проекты нового Договора на октябрь 1997ССЫЛКИ
  • Тексты договоров анонсированы и постепенно появляются на региональном сервере Центра регионального анализа и прогнозирования

    31 марта 1992 г. Подписан Федеративный договор в России.

    В сфере государственного строительства важнейшей задачей российского руководства являлось решение вопроса о сохранении территориальной целостности страны. Еще в 1990 г. автономные республики в составе РСФСР получили статус союзных, что значительно расширило их государственно‑правовую компетенцию и повысило суверенитет.

    Этот документ разграничивал предметы ведения и полномочия между федеральными органами власти и управления и органами власти и управления субъектов Федерации. К числу субъектов Федерации были отнесены республики в составе РФ (которые и раньше были субъектами Федерации), края, области, автономные округа, автономная область, города Москва и Санкт‑Петербург. От подписания Договора уклонились лишь лидеры Татарстана и Чеченской республики. Последние заявили о своей полной независимости от федеральных органов. Как показали последующие события, подписание Договора не оказало ожидаемого воздействия на укрепление российского государственно‑политического единства. Сохранение органов представительной (советской) власти как в федеральном центре, так и на местах, к тому же находившихся в этот период в состоянии конфронтации с органами исполнительной власти, значительно тормозило процесс государственного строительства.

    Вскоре текст договора был интегрирован в Конституцию Российской Федерации.

    Значение Федеративного договора от 31 марта 1992 года «О разграничении предметов ведения и полномочий» для развития Федеративных отношений в России

    юридические науки

    • Иксанов Радмир Аузагиевич , ассистент
    • Башкирский государственный аграрный университет
    • Усманова Светлана Маратовна , студент
    • Башкирский Государственный Аграрный Университет
    • РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ
    • ФЕДЕРАТИВНЫЙ ДОГОВОР
    • ФЕДЕРАЛИЗМ
    • ВОПРОСЫ ВЕДЕНИЯ
    • МЕЖСУБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

    Похожие материалы

    После распада СССР в России существовали негативные тенденции к дестабилизации внутриполитической ситуации во взаимоотношениях между федеральным центром и другими субъектами государства и внешнеполитической ситуации во взаимоотношениях между федерацией и другими государствами. Во внешнеполитических отношениях Российская Федерация, как правопреемница СССР, является участницей огромного количества международных договоров и соглашений. Проблема укрепления международно-правовой законности и установления верховенства международного права всегда была актуальна для России[1]. Особенную актуальность это приобретает тогда, когда Россия активно начинает участвовать в международных торговых организациях. После распада Советского Союза проблема федерализма встала очень остро, ведь союзные республики получили суверенитет. Понимая это, государственная власть разработала очень важный для того периода документ это Федеративный договор, и годом позднее Конституция Российской Федерации. Целью этих преобразований послужила угроза распада и угроза целостности государственной власти в России, разграничение полномочий между субъектами и федерацией представлялось необходимым. Исследователи производят периодизацию развития Российского федерализма в соответствии с принятием актов о федерализме.

    В нашем исследовании мы постараемся акцентировать внимание на внутриполитической ситуации во взаимоотношениях между федеральным центром и другими субъектами государства.

    Федеративный договор, подписанный 31 марта 1992 г., имеет важное историческое значение для Российского государства. Он способствовал сохранению России как целостного государства, положил начало дальнейшему ее развитию на принципах подлинного федерализма. Профессор С.А. Авакьян отмечает, «с одной стороны, желают усиления своих позиций республики, с другой — не очень довольны своим положением края, области, города республиканского значения — они остаются в статусе административно-территориальных единиц, хотя зачастую обладают сильным хозяйственным потенциалом и вносят более весомый вклад в экономику России»[2]. Итогом разрешения сложившихся непростых внутренних отношений в России явилось то, что центральное руководство государства и лидеры регионов признали необходимым подписать договоры, которые фиксировали бы официальное признание территориальных единиц субъектами Российской Федерации, способствовали бы укреплению федеративных связей во внутренних отношениях; оговаривали бы статус отдельных групп субъектов.

    Федеративный договор — уникальный политико-юридический документ, на основе которого реализуется крупная государственно-правовая реформа конституционного строя России.

    Задачами, которые перед собой поставили авторы являются: исследование значения Федеративного договора в процессе развития межсубъектных отношений в РФ; изучение договорного принципа Федеративного договора в пределах его «триединости», выработка предложений по совершенствованию правового регулирования конституционных принципов и порядка разграничения предметов совместного ведения.

    В настоящее время исследуемая тема не потеряла своей актуальности. В 2014 году в состав РФ были приняты новые субъекты (Республика Крым и город федерального значения Севастополь), и резонно возникает вопросы о разграничении предметов ведения между новыми субъектами и Россией; о внесении изменений в российское законодательство, регулирующее конституционно-правовые отношения.

    В современной юридической науке значение Федеративного договора для России оценивается неоднозначно. Утверждается, что с подписанием Федеративного договора Россия из унитарного государства превратилась в федеративное [3]. Обращаясь к истории, мы можем сделать вывод, что Россия появилась как единая, централизованная страна, которая во многие периоды своей истории получала свое расширение. Объединение различных государств в федерацию при помощи договора- является особенностью развития российского государства нового и новейшего времени, в моменты изменения социально-политической ситуации в государстве. Преобразование России в Федерацию произошло по инициативе центральной власти России. Это позволяет нам сделать вывод, что процесс федерализации российского государства шел «сверху».

    Считаем, что различия в статусах и типах субъектов РФ явились результатом существования трех договоров, составляющих структуру Федеративного договора и отсутствие единого, цельного текста Федеративного договора.

    В договоре упоминается в основном о разграничении полномочий между этими органами, но на деле подразумевалось регулирование отношений между Российским государством и его составными частями, т.е. субъектами. Выражение «суверенные республики» было использовано в связи с тем, что к моменту заключения Федеративного договора все республики в составе России провозгласили себя суверенными государствами. Представляется, что это, безусловно противоречило бы общепризнанным принципам федеративного устройства России. В свою очередь, нельзя не отметить, что Федеративный договор не является союзным договором, а договором о разграничении предметов ведения и полномочий с учетом особенностей РФ и её субъектов.

    Федеративный договор после его подписания стал документом конституционного значения. Поэтому не случайно 10 апреля 1992 г. Постановлением Съезда народных депутатов РФ он был одобрен и включен в действующую Конституцию (Основной Закон) Российской Федерации как ее составная часть[4]. Отношение к Федеративному договору неоднозначное. На тот момент возникал вопрос: считать ли его основополагающим документом конституционного значения или же рассматривать как временную уступку национальным государственным образованиям и территориям в целях сохранения целостности Российского государства? На наш взгляд, здесь имеются элементы и того и другого. В условиях политической нестабильности и углубления экономического кризиса, необходимости сохранения государственности и целостности России на основе качественного обновления федеративных отношений он имел принципиально важное значение для стабилизации конституционного строя Российской Федерации.

    Подписание Федеративного договора во многом способствовало сглаживанию политической остроты отношений России с ее составными частями. Оно ознаменовало начало крупной государственно-правовой реформы. Принятый документ оценивался как Договор, имеющий самостоятельное конституционное значение.

    Однако в силу ряда причин: в связи со сложностью установления правовой природы Федеративного договора (многие субъекты Федерации на тот момент настаивали на том, чтобы Федеративный договор рассматривался как исключительно договорный акт, стоящий над Конституцией и близкий по своему духу к классическим международным договорам), с трудностями определения его места в системе актов федерального законодательства, отсутствием нормативно прописанного механизма внесения изменений и дополнений в Федеративный договор, неопределенностью применения на практике положений Договора, в котором существуют дублированные в части исключительных и совместных полномочий формулировки, а также в связи с интенсивной работой над проектом новой Конституции РФ, обладающей учредительным характером — указанные законопроекты не были официально рассмотрены на законодательном уровне. Учредительный характер конституции означает, что её правовые нормы закрепляют основы государственного и общественного устройства, создают уникальные по своей структуре государственные институты, благодаря которым реализуется государственная власть, так же обуславливают новый порядок формирования правовой системы[5].

    Несмотря на то, что Федеративный договор явился важным политико-правовым актом, способствовавшим сохранению государственности и целостности России, он не стал основополагающим документом, на основе которого в последующем осуществлялось бы реформирование государственного устройства России. Анализ дальнейших событий в стране показывает, что тогдашнее политическое руководство страны, составители проекта новой Конституции Российской Федерации относились к Федеративному договору как к временному документу, фактически отрицая его самостоятельное конституционное значение, принижая его роль и сводя его к материалу, который может быть учтен или не учтен при принятии новой Конституции.

    В настоящее время трудно говорить о нем как о документе, имеющем конституционное значение. К тому же нужно учитывать тот факт, что в соответствии с заключительными и переходными положениями действующей Конституции РФ в случае несоответствия положений Федеративного договора положениям Конституции РФ действуют положения Конституции (ч. 4 п. 1).

    Федеративный договор закрепил общие принципы федеративного устройства России и установил разграничение полномочий по ряду вопросов осуществления государственной власти. Но он не установил такого же разграничения по многим другим вопросам осуществления этой власти, и прежде всего в части хозяйственно-экономической компетенции субъектов Российской Федерации.

    Отсутствие в Федеративном договоре указания на конкретную хозяйственно-экономическую компетенцию, а также механизма реализации его положений сделало Федеративный договор труднореализуемым на практике. Ситуация усложнялась и тем, что в условиях перехода на рыночные отношения, отказа от централизованной плановой системы управления возникла острая необходимость выработки новых форм и механизмов реализации хозяйственно-экономической компетенции субъектов Федерации. Особенно острая необходимость выработки новых механизмов наблюдается в сельском хозяйстве. Механизм взаимоотношений между государственными органами и хозяйствующими субъектами в агропромышленном комплексе должен быть чрезвычайно гибким, четким и эффективным, чтобы соответствовать требованиям не только правовых и экономических, но и естественных законов и обеспечивать стабильное функционирование самостоятельных производственных элементов, находящихся в разных природно-климатических и метеорологических условиях[6]. В целом анализ становления и развития договорного процесса в федеративных отношениях показывает, что он имел большое политико-правовое значение на начальных этапах формирования новой обновленной Федерации в России.

    В процедурном плане конечное решение вопроса о начале действия соглашения, внесении в него изменений и дополнений, а также о прекращении его действия передано Правительству РФ.

    Федеральный центр и субъекты РФ осуществляют взаимодействие при принятии решений, имеющих огромное значение для развития федеративных отношений все эффективнее. В основу взаимодействия законодательных и исполнительных органов России и её субъектов заложены элементы договорных начал.

    Федеративный договор в сфере регулирования федеративных отношений играет огромную роль в качестве одного из основных источников государственного права РФ. Даже после этого, Федеративный договор, как самостоятельный конституционно-правовой документ, не прекратил своего существования. В Конституции РФ 1993 г. закреплены нормы о верховенстве своих норм над нормами Федеративного договора.

    Договорно-согласительная процедура разработки концепции федеративного устройства России, воплощенная в Конституции 1993 г., не стала гарантией беспроблемного и эффективного формирования законодательной компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и практического осуществления субъектами РФ своих законодательных полномочий. Соответствующие проблемы уже на протяжении 20 лет неизменно, но уже с новыми аспектами их постановки поднимаются в федеративной практике и являются предметом обсуждения на научных и научно-практических конференциях, чем и объясняется обращение к теме настоящего исследования.

    Таким образом, на относительно большой территории в России нужно учитывать не только административно территориальный принцип, но и особенности национального сосуществования на одной территории множества национальностей.

    Но существуют и другие пути решения проблем в развития федерализма. На сегодняшний день существует и прекрасно осуществляет свои функции Федеральная программа «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Региональная политика и федеративные отношения» утвержденная постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 307. [7]. Целью указанной программы является обеспечение сбалансированного развития субъектов Российской Федерации. Задачи данной целевой программы представляют нам современные проблемы в области развития федерализма с направленным решением.

    Учитывая изложенное выше, мы можем сделать вывод, что Федеративный договор 1992 года имел несколько важных причин для его создания, а также соответствующие последствия его применения на практике. Безусловно, договор имеет важнейшее место в истории развития современной России, её федерализма. Но время не стоит на месте, развитие идет своим чередом, а значение и роль Федеративного договора сегодня постепенно удаляется на задний план. На сегодняшний день практически со всеми республиками подписаны Соглашения подобные Федеративному договору 1992 года, в которых обозначены основные вопросы содействия органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов. И, наконец, недавние события по поводу присоединения Крыма к Российской Федерации свидетельствуют о развитости федерализма в России.[6] Существование договора о принятии республики Крым в состав Российской Федерации говорит о том, что федеративные отношения в современной России находятся на высоком уровне, в особенности по сравнению с начальным опытом подписания подобных договоров. Таким образом мы можем наблюдать развитие сильного государства через подписание таких договоров. При сохранении целостности государственного конституционного строя, смело можно говорить о том, что Российская Федерация – это демократическая страна, способная к дипломатическим методам решения важных вопросов федерализма.

    Список литературы

    1. Селезнева А.Х., Иксанов Р.А. Укрепление верховенства закона в России как необходимое условие участия во Всемирной торговой организации
    2. Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс: Учеб. пос.: В 2 т. 4-е изд., перераб. и доп. Т. 2. М.: Норма; ИНФРА-М, 2010. С. 76.
    3. Козлов А.Е. Федеративные начала организации государственной власти в России. М., 1996. С. 11.
    4. Постановление Съезда народных депутатов РФ от 10 апреля 1992 г. N 2689-1 «О Федеративном договоре» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 17. Ст. 898.
    5. Ефстифеев А.С., Иксанов Р.А. К вопросу о понятии конституции в конституционном праве РФ (историко-правовой аспект) // «Студенческий научный форум» — 2015 Материалы VII Международной студенческой электронной научной конференции, г. Саратов, 2014 г. 5. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 307 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Региональная политика и федеративные отношения»[Электронный ресурс] — Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/70644074/#ixzz3KUEOyfc3
    6. Иксанов Р.А., Салаватов А.М. Государственное регулирование агропромышленного комплекса России в условиях членства в ВТО // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. – Краснодар: КубГАУ, 2013. – №01(85).
    7. Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов. (Москва, 18 марта 2014 года)// «Собрание законодательства РФ», 07.04.2014, №14, ст.1570.

    Электронное переодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

    Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

    Федеративный договор (Москва, 31 марта 1992 г.)

    Федеративный договор
    (Москва, 31 марта 1992 г.)

    Согласно Конституции Российской Федерации в случае несоответствия ее положениям положений настоящего Федеративного договора действуют положения Конституции Российской Федерации

    См. Постановление Съезда народных депутатов РФ от 10 апреля 1992 г. «О Федеративном договоре»

    Договор
    о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации
    (Москва, 31 марта 1992 г.)

    Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 6 декабря 2001 г. N 249-О положения Федеративного договора, предусматривавшие суверенитет республик и позволявшие тем самым обосновывать ограничения суверенитета Российской Федерации, ее конституционно-правового статуса и полномочий, что нашло отражение в конституциях ряда республик, не могут действовать и не подлежат применению как противоречащие Конституции Российской Федерации

    Читайте так же:  Доверенность в арбитраж от ип

    Мы, полномочные представители федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов власти суверенных республик в составе Российской Федерации,

    проявляя уважение к истории, традициям, культуре, языку и национальному достоинству народов Российской Федерации,

    признавая свою ответственность за сохранение исторически сложившегося государственного единства народов Российской Федерации, целостности составляющих ее республик и территории,

    ставя целью достижение и укрепление межнационального согласия, доверия и взаимопонимания,

    реализуя приоритет прав и свобод человека и гражданина независимо от национальной принадлежности и территории проживания, а также право народов на самоопределение,

    стремясь к качественному обновлению федеративных отношений на основе добровольного распределения полномочий и эффективного их осуществления,

    исходя из того, что в пределах своих полномочий органы государственной власти республик в составе Российской Федерации самостоятельно осуществляют эту власть на соответствующих территориях,

    руководствуясь Декларацией о государственном суверенитете Российской Федерации, Декларациями о государственном суверенитете республик в составе Российской Федерации, решениями Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации по вопросам федеративного устройства и федеративных отношений в Российской Федерации,

    договорились о нижеследующем:

    Статья I. 1. К ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации относятся:

    а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

    б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

    в) регулирование прав и свобод человека и гражданина, регулирование и защита прав национальных меньшинств; гражданство Российской Федерации;

    г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных государственных органов;

    д) федеральная государственная собственность и управление ею;

    е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

    ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

    з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

    и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

    к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

    л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

    м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство расщепляющихся материалов, ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

    н) статус и защита государственной границы, территориальных вод, воздушного пространства, экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

    о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство;

    п) федеральное коллизионное право;

    р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; официальный статистический и бухгалтерский учет;

    с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

    т) федеральная государственная служба.

    2. Органы власти республик в составе Российской Федерации участвуют в осуществлении федеральных полномочий в пределах и формах, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

    3. Республикам в составе Российской Федерации гарантируется представительство в федеральных органах государственной власти Российской Федерации.

    Статья II. 1. К совместному ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти республик в составе Российской Федерации относятся:

    а) обеспечение соответствия конституций и законов республик в составе Российской Федерации Конституции и законам Российской Федерации;

    б) защита прав и свобод человека и гражданина, прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

    в) разграничение государственной собственности;

    г) природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

    д) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

    е) координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

    ж) проведение мер борьбы с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

    з) установление общих принципов налогообложения и сборов;

    и) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, земельное, жилищное, водное, лесное законодательство; законодательство о недрах, об охране окружающей среды; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

    к) судоустройство, адвокатура, нотариат; кадры правоохранительных органов;

    л) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

    м) установление общих принципов организации местного самоуправления.

    2. По вопросам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, федеральные органы государственной власти Российской Федерации издают Основы законодательства, в соответствии с которыми органы власти республик в составе Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных правовых актов.

    3. Законопроекты по предметам совместного ведения, указанным в пункте 1 настоящей статьи, направляются республикам в составе Российской Федерации, соответствующие предложения которых рассматриваются в Верховном Совете Российской Федерации.

    Статья III . 1. Республики (государства) в составе Российской Федерации обладают всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые переданы (отнесены) в ведение федеральных органов государственной власти Российской Федерации в соответствии с настоящим Договором. Территория и статус республики в составе Российской Федерации не могут быть изменены без ее согласия.

    2. Республики в составе Российской Федерации являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических отношений, соглашений с другими республиками, краями, областями, автономными областями, автономными округами Российской Федерации, если это не противоречит Конституции и законам Российской Федерации, настоящему Договору. Координация международных и внешнеэкономических отношений республик в составе Российской Федерации осуществляется федеральными органами государственной власти Российской Федерации совместно с республиками в составе Российской Федерации.

    3. Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир являются достоянием (собственностью) народов, проживающих на территории соответствующих республик. Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами регулируются Основами законодательства Российской Федерации и законодательством республик в составе Российской Федерации. По взаимной договоренности федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти республик в составе Российской Федерации определяется статус федеральных природных ресурсов.

    4. В случае если чрезвычайное положение вводится федеральными органами государственной власти Российской Федерации на территории республики в составе Российской Федерации, необходимо предварительное согласие органов государственной власти этой республики. Если обстоятельства, служащие основанием для введения чрезвычайного положения, затрагивают территорию только одной республики в составе Российской Федерации, чрезвычайное положение в этой республике может быть введено органами государственной власти этой республики с немедленным уведомлением Президента Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации и осуществляется в соответствии с федеральным законом.

    Статья IV . 1. Федеральные органы государственной власти Российской Федерации по соглашению с органами власти республики в составе Российской Федерации могут передавать этим органам осуществление части своих полномочий.

    2. Органы власти республик в составе Российской Федерации по соглашению с федеральными органами государственной власти Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий.

    Статья V . 1. Федеральные органы государственной власти Российской Федерации и органы власти республики в составе Российской Федерации исполняют федеральные законы и иные правовые акты Российской Федерации в республике в составе Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    2. Юридические документы, выданные органами власти Российской Федерации, республики в составе Российской Федерации в пределах полномочий этих органов, учреждений и должностных лиц, признаются на всей территории Российской Федерации.

    Статья VI . 1. Федеральные органы государственной власти Российской Федерации не могут издавать правовые акты по вопросам, отнесенным к ведению органов государственной власти республики в составе Российской Федерации. В случае издания органами власти республики в составе Российской Федерации законов, иных правовых актов по вопросам, отнесенным к исключительному ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации, применяются федеральные законы.

    2. Отношения между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти республик в составе Российской Федерации строятся на основе Конституции Российской Федерации, конституций республик, взаимоуважения и взаимной ответственности. Споры разрешаются с обязательным использованием согласительных процедур в порядке, установленном Конституцией и законами Российской Федерации.

    3. Споры по вопросам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, и по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения в соответствии со статьей II настоящего Договора, разрешаются Конституционным Судом Российской Федерации.

    Статья VII . Установленное настоящим Договором разграничение предметов ведения и полномочий не может быть изменено в одностороннем порядке.

    Статья VIII . Настоящий Договор вступает в силу со дня его подписания. После его одобрения Съездом народных депутатов Российской Федерации он становится составной частью (самостоятельным разделом) Конституции Российской Федерации. Изменения и дополнения в этот раздел Конституции Российской Федерации вносятся с согласия республик в составе Российской Федерации, подписавших настоящий Договор.

    Каждая республика в составе Российской Федерации сохраняет за собой право как подписать настоящий Договор, так и регулировать свои отношения по разграничению полномочий с федеральными органами государственной власти Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией этой республики в составе Российской Федерации.

    31 марта 1992 г.

    Настоящий Договор подписан полномочными представителями:

    Республики Горный Алтай

    Республики Калмыкия — Хальмг Тангч

    Карачаево-Черкесской Советской Социалистической Республики

    Коми Советской Социалистической Республики

    Марийской Советской Социалистической Республики —

    Республики Марий Эл

    Мордовской Советской Социалистической Республики

    Республики Саха (Якутия)

    Северо-Осетинской Советской Социалистической Республики

    Чувашской Республики — Чаваш Республики

    Протокол
    к Федеративному договору
    (Договору о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации)
    (Москва, 13 марта 1992 г.)

    Мы, представители республик в составе Российской Федерации, имея полномочия на подписание парафированного 13 марта 1992 года в городе Москве Федеративного договора, доводим до сведения органов власти, что при рассмотрении парафированного Федеративного договора на совместном совещании 30 марта 1992 года пришли к согласию в том, что, реализуя положения пункта 3 статьи I Федеративного договора, необходимо обеспечить предоставление не менее 50 процентов мест в одной из палат высшего законодательного органа Российской Федерации представителям республик в составе Российской Федерации, автономных областей и автономных округов.

    Согласовано полномочными представителями:

    Республики Горный Алтай

    Республики Калмыкия — Хальмг Тангч

    Карачаево-Черкесской Советской Социалистической Республики

    Коми Советской Социалистической Республики

    Марийской Советской Социалистической Республики —

    Республики Марий Эл

    Мордовской Советской Социалистической Республики

    Республики Саха (Якутия)

    Северо-Осетинской Советской Социалистической Республики

    Чувашской Республики — Чаваш Республики

    Договор
    о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации
    (Москва, 31 марта 1992)

    Мы, полномочные представители федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации,

    проявляя уважение к истории, традициям, культуре, языкам и национальному достоинству народов Российской Федерации,

    признавая свою ответственность за сохранение исторически сложившегося государственного единства народов Российской Федерации и целостности ее территории,

    ставя целью достижение и укрепление межнационального согласия, доверия и взаимопонимания,

    реализуя приоритет прав и свобод человека и гражданина независимо от национальной принадлежности, территории проживания и других обстоятельств, заботясь о его материальном благосостоянии и духовном развитии,

    стремясь к качественному обновлению федеративных отношений на основе рационального распределения полномочий и их эффективного осуществления,

    исходя из того, что в пределах своих полномочий органы государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации самостоятельно осуществляют эту власть на соответствующих территориях,

    руководствуясь Декларацией о государственной суверенитете Российской Федерации, решениями Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации по вопросам федеративного устройства и федеративных отношений в Российской Федерации,

    договорились о нижеследующем:

    Статья I . 1. К ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации относятся:

    а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

    б) федеративное устройство, состав, территория Российской Федерации и ее целостность; утверждение образования новых краев, областей; утверждение изменений границ краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга;

    в) защита прав и свобод человека и гражданина и гражданство Российской Федерации; защита прав национальных меньшинств;

    г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных государственных органов; установление общих принципов организации системы органов представительной и исполнительной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга;

    д) определение основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

    е) федеральная государственная собственность и управление ею;

    ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

    з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

    и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

    к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации; международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

    л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

    м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство расщепляющихся материалов, ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

    н) статус, режим и защита государственной границы, территориальных вод, воздушного пространства, экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

    о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; административно-процессуальное, трудовое, семейное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

    п) федеральное коллизионное право;

    р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; официальный статистический и бухгалтерский учет;

    с) федеральная государственная служба;

    т) государственные награды и почетные звания Российской Федерации.

    2. Органы власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации участвуют в осуществлении федеральных полномочий в пределах и формах, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

    3. Краям, областям, городам Москве и Санкт-Петербургу гарантируется представительство в федеральных представительных органах государственной власти Российской Федерации.

    Статья II . 1. К совместному ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации относятся:

    а) обеспечение соответствия уставов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Конституции и законам Российской Федерации;

    б) защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности;

    в) установление общих принципов территориального деления и организации местного самоуправления в краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге;

    г) установление общих принципов налогообложения в краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге;

    д) адвокатура, нотариат;

    е) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

    ж) административное, жилищное законодательство; земельное, водное, лесное законодательство; законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

    з) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

    и) здравоохранение, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение;

    к) природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

    л) карантин, борьба с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

    м) другие полномочия, отнесенные Конституцией Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации.

    2. По вопросам, указанным в части первой настоящей статьи, федеральные органы государственной власти Российской Федерации издают Основы законодательства, в соответствии с которыми органы государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование в пределах своей компетенции, принимая правовые акты.

    3. Законопроекты по предметам совместного ведения, указанным в пункте 1 настоящей статьи, направляются краям, областям, городам Москве и Санкт-Петербургу.

    Статья III . 1. Все полномочия государственной власти, не отнесенные согласно статьям I и II настоящего Договора к ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации и к совместному ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, осуществляются органами государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга самостоятельно в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

    2. Края, области, города Москва и Санкт-Петербург являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, соглашений с другими краями, областями, а также республиками, автономной областью, автономными округами в составе Российской Федерации, если это не противоречит Конституции и законам Российской Федерации. Координация международных и внешнеэкономических связей краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется федеральными органами государственной власти Российской Федерации совместно с органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

    Читайте так же:  Дидактическое пособие для дошкольников своими руками

    3. Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными, лесными и другими природными ресурсами регулируются Основами законодательства Российской Федерации и правовыми актами краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. По взаимной договоренности федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга определяется статус федеральных природных ресурсов.

    4. Введение чрезвычайного положения на территории края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется федеральными органами государственной власти Российской Федерации с уведомлением органов власти края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

    Статья IV . 1. Федеральные органы государственной власти Российской Федерации по соглашению с органами государственной власти края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга могут передавать этим органам осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции и законам Российской Федерации.

    2. Органы государственной власти края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга по соглашению с федеральными органами государственной власти Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий.

    Статья V . 1. Федеральные органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга исполняют федеральные законы и иные правовые акты Российской Федерации в крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    2. Юридические документы, выданные органами власти, учреждениями должностными лицами Российской Федерации, края, области, а также республики, автономные области, автономного округа в составе Российской Федерации в пределах полномочий этих органов, учреждений и должностных лиц, признаются на всей территории Российской Федерации.

    Статья VI . 1. Органы государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга не могут принимать правовые акты по вопросам, отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации, равно как и федеральные органы государственной власти Российской Федерации не могут принимать правовые акты по вопросам, отнесенным настоящим Договором к ведению краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

    2. В случае издания органами государственной власти края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга правовых актов по вопросам, отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации, а также при противоречии правовых актов края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга федеральным законам, изданным по вопросам, отнесенным к совместному ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга, применяются федеральные законы.

    3. Споры по вопросам, указанным в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, разрешаются Конституционным Судом Российской Федерации.

    Статья VII . Отношения между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга строятся на основе Конституции Российской Федерации, взаимоуважения и взаимной ответственности. Споры разрешаются с обязательным использованием согласительных процедур в порядке, установленном Конституцией и законами Российской Федерации.

    Статья VIII . Установленное настоящим Договором разграничение предметов ведения и полномочий не может быть изменено в одностороннем порядке.

    Статья IX . Положения настоящего Договора вносятся в порядке совместной законодательной инициативы на Съезд народных депутатов Российской Федерации для их оформления в качестве раздела Конституции (Основного Закона) Российской Федерации.

    31 марта 1992 г.

    Настоящий Договор подписан полномочными представителями:

    Протокол
    к Федеративному договору
    (Договору о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации)
    (Москва, 31 марта 1992 г.)

    Мы, полномочные представители федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти краев, областей Российской Федерации, стремясь к выравниванию государственно-правового статуса всех субъектов Российской Федерации, договорились о нижеследующем:

    Статья 1 . К совместному ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти краев и областей относятся:

    а) разграничение государственной собственности на территории края, области;

    б) установление общих принципов бюджетной системы, налогообложения в Российской Федерации;

    в) изменение границ краев и областей.

    Статья 2 . Для краев, областей, подписавших настоящий Протокол, подпункт «м» пункта 1 статьи II Федерального договора исключается.

    Статья 3 . Уставы краев, областей и иные правовые акты краев, областей, принятые в пределах их компетенции, подлежат государственной защите на территории краев, областей так же, как и законы Российской Федерации.

    Статья 4 . Чрезвычайное положение вводится федеральными органами государственной власти Российской Федерации на территории края, области по согласованию с органами государственной власти края, области.

    Статья 5 . До принятия соответствующих законов Российской Федерации по вопросам, отнесенным Федеративным договором к совместному ведению согласно его статье II, органы государственной власти краев, областей вправе осуществлять по этим вопросам собственное правовое регулирование. При издании в последующем федеральными органами государственной власти Российской Федерации актов по таким вопросам акты краев, областей приводятся в соответствие с федеральными актами.

    Статья 6 . Изменения и дополнения в разделы Конституции Российской Федерации о федеративном устройстве вносятся по согласованию с краями, областями, подписавшими настоящий Протокол.

    Статья 7 . 1. Рекомендовать Верховному Совету Российской Федерации рассмотреть вопрос об отнесении к совместному ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти краев, областей демографической политики и регулирования миграционных процессов, а также об отнесении к ведению органов государственной власти краев, областей установления и взимания платы за пользование природными ресурсами.

    2. Просить Верховный Совет Российской Федерации повторно рассмотреть вопрос о предоставлении органам государственной власти краев, областей права принятия законов для осуществления правового регулирования на соответствующих территориях.

    Настоящий Протокол является неотъемлемой частью Федеративного договора для краев, областей, пописавших данный Протокол.

    31 марта 1992 г.

    Согласовано полномочными представителями:

    Договор
    о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации
    (Москва, 31 марта 1992 г.)

    Мы, полномочные представители федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации,

    проявляя уважение к истории, традициям, культуре, языкам и национальному достоинству народов Российской Федерации,

    признавая свою ответственность за сохранение исторически сложившегося государственного единства народов Российской Федерации и целостности ее территории,

    ставя целью достижение и укрепление межнационального согласия, доверия и взаимопонимания,

    реализуя приоритет прав и свобод человека и гражданина независимо от национальной принадлежности, территории проживания и других обстоятельств, заботясь о его материальном благосостоянии и духовном развитии,

    стремясь к качественному обновлению федеративных отношений на основе рационального распределения полномочий и их эффективного осуществления,

    исходя из того, что в пределах своих полномочий органы государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации самостоятельно осуществляют эту власть на соответствующих территориях,

    руководствуясь Декларацией о государственном суверенитете Российской Федерации, решениями Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации по вопросам федеративного устройства и федеративных отношений в Российской Федерации,

    договорились о нижеследующем:

    Статья I . 1. К ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации относятся:

    а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

    б) федеративное устройство, состав, территория Российской Федерации и ее целостность; утверждение образования новых автономных областей, автономных округов; утверждение изменений границ автономных областей, автономных округов в составе Российской Федерации;

    в) защита прав и свобод человека и гражданина и гражданство Российской Федерации; защита прав национальных меньшинств;

    г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных государственных органов; установление общих принципов организации системы органов представительной и исполнительной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации;

    д) определение основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития в Российской Федерации;

    е) федеральная государственная собственность и управление ею;

    ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

    з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

    и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

    к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации; международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

    л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

    м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство расщепляющихся материалов, ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

    н) статус, режим и защита государственной границы, территориальных вод, воздушного пространства, экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

    о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; административно-процессуальное, трудовое, семейное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

    п) федеральное коллизионное право;

    р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; официальный статистический и бухгалтерский учет;

    с) федеральная государственная служба;

    т) государственные награды и почетные звания Российской Федерации специальные звания.

    2. Органы власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации участвуют в осуществлении федеральных полномочий в пределах и формах, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

    3. Автономной области, автономным округам в составе Российской Федерации гарантируется представительство в федеральных представительных органах государственной власти Российской Федерации.

    Статья II . 1. К совместному ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации относятся:

    а) обеспечение соответствия нормативных правовых актов автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации Конституции и законам Российской Федерации;

    б) защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности;

    в) установление общих принципов территориального деления и организации местного самоуправления в автономной области, автономных округах в составе Российской Федерации;

    г) установление общих принципов налогообложения в автономной области, автономных округах в составе Российской Федерации;

    д) адвокатура, нотариат;

    е) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

    ж) административное, жилищное законодательство; земельное, водное, лесное законодательство; законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

    з) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

    и) здравоохранение, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение;

    к) природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

    л) карантин, борьба с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

    м) другие полномочия, отнесенные Конституцией Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и автономной области, автономных округах в составе Российской Федерации.

    2. По вопросам, указанным в части первой настоящей статьи, федеральные органы государственной власти Российской Федерации издают Основы законодательства, кодексы и законы, в соответствии с которыми органы государственной власти автономной области в составе Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование в пределах своей компетенции, принимая правовые акты. Органы государственной власти автономных округов в составе Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование в пределах своей компетенции в соответствии с Основами законодательства, кодексами, законами Российской Федерации, договорами с краями, областями, в которые входят автономные округа.

    3. Законопроекты по предметам совместного ведения, указанным в пункте 1 настоящей статьи, направляются автономной области, автономным округам в составе Российской Федерации.

    Статья III . 1. Все полномочия государственной власти, не отнесенные согласно статьям I и II настоящего Договора к ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации и к совместному ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации, определяются законами Российской Федерации об автономной области, отдельных автономных округах, принимаемыми Верховным Советом Российской Федерации по представлению соответствующих автономной области, автономных округов, другими правовыми актами Российской Федерации и осуществляются органами государственной власти автономной области, автономных округов самостоятельно в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

    2. Автономная область, автономные округа в составе Российской Федерации являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, соглашений с краями, областями, а также республиками, автономной областью, автономными округами в составе Российской Федерации в соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации. Координация международных и внешнеэкономических связей автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации осуществляется федеральными органами государственной власти Российской Федерации.

    3. Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными, лесными и другими природными ресурсами регулируются Основами законодательства, кодексами, законами Российской Федерации и правовыми актами автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации. Статус федеральных природных ресурсов определяется по взаимной договоренности федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации с учетом необходимости сохранения и поддержания исторически сложившихся традиционных форм хозяйствования и использования природных ресурсов на соответствующих территориях.

    4. Введение чрезвычайного положения на территории автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации осуществляется федеральными органами государственной власти Российской Федерации с уведомлением органов власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации.

    Статья IV . 1. Федеральные органы государственной власти Российской Федерации по соглашению с органами государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации могут передавать этим органам осуществление части своих полномочий в соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации.

    2. Органы государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации по соглашению с федеральными органами государственной власти Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий.

    Статья V . 1. Федеральные органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации исполняют федеральные законы и иные правовые акты Российской Федерации в автономной области, автономных округах в составе Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    2. Юридические документы, выданные органами власти, учреждениями и должностными лицами Российской Федерации, края, области, а также республики, автономной области, автономного округа в составе Российской Федерации в пределах полномочий этих органов, учреждений и должностных лиц, признаются на всей территории Российской Федерации.

    Статья VI . 1. Органы государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации не могут принимать правовые акты по вопросам, отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации, равно как и федеральные органы государственной власти Российской Федерации не могут принимать правовые акты по вопросам, отнесенным настоящим Договором к ведению автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации.

    2. В случае издания органами государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации правовых актов по вопросам, отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации, а также при несоответствии правовых актов автономной области, автономных округов федеральным законам, изданным по вопросам, отнесенным к совместному ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти автономной области, автономных округов, применяются федеральные законы.

    3. Споры по вопросам, указанным в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, разрешаются Конституционным Судом Российской Федерации.

    Статья VII . 1. Отношения между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации строятся на основе Конституции Российской Федерации и федеральных законов.

    2. Споры по вопросам, указанным в пунктах 1 и 2 статьи VI настоящего Договора, разрешаются с использованием согласительных процедур в соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации.

    Статья VIII . Установленное настоящим Договором разграничение предметов ведения и полномочий не может быть изменено в одностороннем порядке.

    Статья IX . Положения настоящего Договора вносятся в порядке совместной законодательной инициативы на Съезд народных депутатов Российской Федерации для их оформления в качестве раздела Конституции (Основного Закона) Российской Федерации.

    31 марта 1992 г.

    Настоящий Договор подписан полномочными представителями:

    Еврейской автономной области

    Агинского Бурятского автономного округа

    Коми-Пермяцкого автономного округа

    Корякского автономного округа

    Ненецкого автономного округа

    Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа

    Усть-Ордынского Бурятского автономного округа

    Ханты-Мансийского автономного округа

    Чукотского автономного округа

    Эвенкийского автономного округа

    Ямало-Ненецкого автономного округа

    * Подписан с оговоркой: за исключением пункта 1 статьи 7.

    ** Подписан с оговоркой: кроме статей 2, 4, 5.