Договор перевозки железной дорогой

Договор перевозки

Транспортная организация, занимающаяся перевозкой грузов, и грузоотправитель, который сдает груз для перевозки и платит провозную плату, заключают между собой договор перевозки. В большинстве случаев грузоотправитель поручает груз транспортной организации и указывает ей третьего участника процесса — грузополучателя, которому груз выдается в пункте назначения.

Приведенное определение дает основание сделать вывод, что по своему характеру договор перевозки — возмездный и взаимный. Возмездный он потому, что перевозчик получает за перевозку определенное вознаграждение. Раз перевозчик должен перевезти груз и вправе получить провозную плату, а грузоотправитель имеет право на перевозку груза и обязан оплатить перевозку, то договор является взаимным.

Понятие, виды и форма договора перевозки

Выполняя обязательства перевозки, перевозчик должен доставить груз или пассажира в конкретный пункт назначения, а отправитель груза или пассажир обязаны внес­ти провозную плату. Перевозки классифицируются по раз­личным признакам.

В зависимости от вида транспорта перевозки бывают:

По числу перевозчиков подразделяются на:

а) перевозки в мест­ном сообщении (осуществление перевозки одним видом транспорта и в границах одной транспортной организации — железной дороги, речного пароходства);

б) перевозки в прямом со­общении — не­сколько перевозчиков одного вида транспор­та осуществляют по одному документу;

в) перевозки в смешанном прямом сообщении осуществляют несколько перевоз­чиков разными видами транспорта (воздушным транспортом и железной дорогой). На морском транспорте различаются:

  • перевозки в малом каботаже. Это когда перевозка осуществляется между двумя портами России, находящимися в одном море;
  • перевозки в большом каботаже. Перевозка между двумя портами Российской Федерации, которые располагаются в раз­ных морях;
  • перевозки в заграничном сообщении. Осуществление перевозок в порты других стран или из них.

Воздушный транспорт осуществляет:

а) внутренние воздушные перевозки – когда пункты от­правления, назначения и промежуточных посадок находятся на территории России;

б) международные воздушные перевозки – когда пункты отправления и назначения находятся на терри­тории двух стран или на территории одной страны, но предусмотрена посадка на территории другой.

Автомобильным транспортом производятся пере­возки во внутреннем и в международ­ном сообщении.

Также виды договоров перевозки различаются в зависимости от того, что перевозится:

  • перевозки грузов;
  • перевозки багажа;
  • перевозки пассажиров;
  • перевозки почты.

Договор должен быть заключен в письменной форме в виде единого документа, оформляющего перевозку груза. Таким документом чаще всего является транспортная накладная, а на мор­ском транспорте — коносамент. Моментом заклю­чения договора принято считать момент, когда вручается груз с сопроводительными документами. Срок договора — это время, за которое груз должен быть доставлен. Он считается соблю­денным, если груз был выгружен или подан под разгруз­ку до истечения времени доставки.

Правовое регулирование перевозок

В правовом отношении перевозки регулируются в основном: Гражданским Кодексом, Воздушным кодексом, Кодексом внут­реннего водного транспорта, Кодексом торгового мореплавания (КТМ РФ), транспортным уставом железных дорог, а также некоторыми подзаконными нормативно-правовыми актами.

Договор перевозки представляет собой со­глашение, по которому перевозчик берет на себя обязанность доставить предоставленный ему отправителем груз в назначенный пункт и выдать его получателю, а отправитель гру­за оплачивает за перевозку груза оговоренную плату.

Предметом договора является погрузка, доставка, хранение, выгрузка и выдача груза. В качестве сторон договора выступают:

  • перевоз­чик — автопредприятие, транспортная организация, железная дорога, пароход­ство, юридическое лицо, которое имеет лицензию на исполнение пере­возок;
  • грузоотправитель — физи­ческое или юридическое лицо;
  • грузополучатель — лицо, которому отправлен груз.

Договор перевозки гру­зов предусматривает взимание провозной платы, которая устанавливается соглашением сторон или определяется та­рифами, утвержденными в порядке, установленном транспортными кодексами и уставами.

Порядок заключения договора перевозки

Заключение такого договора подтверж­дается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента) или другого документа на груз, который предусмотрен соот­ветствующим транспортным кодексом или уставом.

Перевозочными документами считаются необходимые при перевозке грузов документы, оформленные в соответствии с установленными правилами. В случае воздушной перевозки соответствующий договор удостоверяется грузовой накладной. Ее форму устанавливает специально упол­номоченный орган в области гражданской авиации. Перевозка автомобильным и железнодорожным транспортом осуществляется на основании транспортной накладной, которая оформляется на весь маршрут следования груза. После приема груза для перевозки морским транспортом по требованию отправителя перевозчик должен выдать ему коносамент.

Основанием заключения договора перевозки являются предпосылки организационного характера. К таким предпосылкам относятся: заказы грузоотправителей; договоры об организации перевозок (навигационные, годовые и другие); админист­ративно-плановые акты, предусмотренные законом.

Основные разделы договора перевозки груза

В обязательном порядке договор перевозки должен содержать следующие основные разделы:

Предмет договора

Здесь приводятся условия договора, без которых документ не может быть заключенным. Нужно обязательно указать действия, производимые отправителем, перевозчиком и получателем груза, указанного в договоре или приложении к договору.

Порядок и условия перевозки

Должен быть указан пункт назначения груза, место передачи груза перевозчику и требования к используемому транспорту. Также необходимо указать, кто и за чей счет осуществляет погрузку и выгрузку груза, и порядок его выдачи получателю.

Обязанности сторон

Указываются обязанности перевозчика по определению количества транспортных средств, сроках подачи их под погрузку, а также сроках доставки груза в пункт назначения. Приводятся обязанности отправителя по подготовке груза к перевозке, его погрузке и разгрузке, сроках принятия груза в пункте назначения и оплате перевозки.

Плата за перевозку груза и порядок расчетов

Этот раздел содержит сведения о размере платы за перевозку груза, ее сроках и форме оплаты.

Ответственность сторон

Установленную в этом разделе договора ответственность стороны несут дополнительно к той ответственности, которая установлена законодательством Российской Федерации, в число которого входят транспортные уставы и кодексы.

Обстоятельства непреодолимой силы

Перечисляются обстоятельства непреодолимой силы, которые могут препятствовать исполнению заключенного договора (война и военные действия, восстания, землетрясения, наводнения, эпидемии, акты органов власти). Наступление таких обстоятельств продлевает срок действия договора на период, необходимый для устранения того или иного обстоятельства.

Заключительные положения

В заключительных положениях договора содержатся сведения о сроках его вступления в силу, о способах разрешения соров и разногласий, о внесении изменений и дополнений. Также сообщается о количестве экземпляров договора.

Адреса и банковские реквизиты сторон

Здесь указываются юридический и фактический адрес сторон договора. а также полные банковские реквизиты по которым происходит оплата.

Образец договора перевозки

Скачать образец договора:

Как исполняется договор перевозки

Моментом исполнения договоров перевозки является выдача перевезенного груза в указанном отправителем месте.

Однако исполнение такого договора состоит не только в самой передаче груза, но и включает в себя некоторые подго­товительные действия, которые необходимы для того, чтобы получатель груза мог принять груз. К таким действиям относится объявление и уведомление о прибытии груза. Так, станция выгрузки должна известить грузополучателя о времени подачи вагонов с грузами под выгрузку не позже чем за два часа до их подачи. Уведомление посылается обычно в день прибытия груза, но не позднее 12 часов следующего дня.

Если перевозчиком не будет послано уведомление, то он лишится права на получение платы за простои вагонов при выгрузке грузов грузо­получателем, а также права на плату за хранение груза в просроченные дни до посылки уведомления или объявления о прибытии груза.

Так как уведомление о прибывших грузах не является основной работой перевозчика, а всего лишь дополнительной операцией, то за каждое уведомление грузополучателя о прибывших грузах взимается сбор.

Особенности различных видов договора перевозки

Договор перевозки железной дорогой оформляется накладной, являющейся главным пе­ревозочным документом. На всем пути следования груза она сопровождает его, а на станции назначения вместе с грузом выдается грузополучателю. Накладная имеет важное юридическое значение: 1) это обязательная письменная форма договора; 2) доказательство факта заключения договора и воплощение его содержания; 3) устанавливает законность лица на предъявление исков и претензий к транспортной компании при ненадлежащем исполнении договора перевозки.

Договор воздушной перевозки предусматривает наличие перевозчика — зксплуатанта, обладающего лицензией на осуществление перевозки багажа, грузов, пассажиров или почты. Таким эксплуатантом может быть физическое или юридическое лицо, которое имеет право собственности (или иное право) на воздушное судно и использует его для полетов. У него должен быть особый сертификат для совершения полетов.

Договор морской перевозки грузов зак­лючается:

  1. с условием предоставления для перевозки всего судна, его части или отдельных трюмов. В таком случае заключается договор фрахто­вания судна или чартер, по которому одна сторона (судовладелец) предоставляет другой стороне (отправителю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких суден на один или несколько рейсов для перевозки багажа, грузов и пассажиров;
  2. без каких-либо условий, когда договор оформляется коносаментом. Его обычно составляют в двух экземплярах, один из которых остается перевозчику, а другой получает отправитель в качестве основания для получения груза. На основании погрузочных документов коносамент составляет перевозчик, подписывает его капитан судна и выдает отправителю.

Подводя итог всему сказанному выше, можно сделать вывод, что договор перевозки груза представляет собой документ, которым регулируются права, обязанности, а также ответственность сторон, участвующих в процессе перевозок конкретных грузов.

§ 47. Договор перевозки по железной дороге

Литература: Рабинович, Теория и практика железнодорожного права по перевозка грузов, багажа и пассажиров, 2 изд. 1898; Плавтов, Очерки русского железнодорожного права, 1902; Борзенко; Гражданские ограничения железнодорожных предприятий, 2 части, 1881 — 1883 («Врем. Дем. Лицея», т.27, 28, 32, 33); Змирлов, Ответственность железной дороги за просрочку в доставке груза («Ж. М. Ю.» 1899, N 2); Гордон, Принцип ответственности железных дорог за ущерб, причиненный при эксплуатации, 1887, [Фидлер, Несовершенства железнодорожного законодательства, 1913].

I. Договор железнодорожной перевозки есть договор, которым железнодорожный перевозчик обязывается за вознаграждение доставить принятый от отправителя груз своими средствами в другое место и сдать получателю.

Договор перевозки вообще есть сложное отношение. Здесь есть личный наем, насколько перемещение требует личных сил или услуг перевозчика; имущественный наем, насколько перемещение соединяется с пользованием чужими вещами, напр., вагонами; поклажа, насколько железнодорожный перевозчик обязывается к сохранению вверенного ему груза; поручение, насколько этот перевозчик выполняет возложенные на него отправителем задачи, напр., взыскивает наложенный платеж. Наше законодательство признает перевозку видом подряда (т.X ч.1 ст.1738 п.3). Кроме железнодорожной, в законодательстве русском уделяется внимание морской перевозке. Перевозка же по внутренним водяным сообщениям, рекам, озерам, каналам остается до сих пор совершенно ненормированной, если не считать уставов пароходных обществ и правил, на основании которых они производят свои операции.

Читайте так же:  Заявление на приобретение оружия одно оружие

а. Железнодорожная перевозка основывается на договоре, а потому к ней применимы общие положения о договоре.

Договорный характер железнодорожной перевозки возбуждает сомнения в виду ст.1 Общ. уст. рос. жел. дорог, по которой перевозка грузов составляет обязанность каждой открытой для товарного движения железной дороги, ст.2, по которой железная дорога имеет право отказать в принятии груза только в указанных законом случаях, между тем как всякий договор предполагает свободное соглашение. Договорный характер защищает Рабинович, Теория и практика, § 1, ему возражает Плавтов, Очерки, стр.1 — 6. Несомненно, что в настоящем случае, мы стоим на пороге гражданского и публичного прав: деятельность крупных предприятий постепенно утрачивает свой частно-правовой характер.

b. Перевозятся по железной дороге пассажиры, багаж, почта и грузы. Только груз имеет ближайшее соприкосновение с торговлей.

с. Перевозка производится своими средствами передвижения, принадлежащими железной дороге на праве собственности или по найму.

Если лицо принимает на себя доставку в другое место груза, не имея само средств передвижения, то оно будет не перевозчиком, а экспедитором. Таковы наши общества транспортирования кладей.

II. Железнодорожная перевозка по своему экономическому значению, представляет некоторые особенности, которые вызывают для нее отступления от общих правил о перевозке. Сооружения и эксплуатация железных дорог требуют затраты громадного капитала, что делает совершенно немыслимым поведение двух параллельных линий между одними и теми же пунктами. Поэтому железнодорожный путь бывает один, а следовательно создается такая монопольная сила, которая может диктовать какие ей угодно условия купцам, вынужденным силой конкуренции обращаться к ее услугам. Предоставляя одним грузоотправителям льготы перед другими, напр., во время доставки, железная дорога убила бы всякую возможность конкуренции; принимая одни грузы и отказывая другим, она определяла бы направление торговли и производства; заставляя всех себе подчиняться, она сложила бы с себя раз навсегда всякую ответственность за последствия перевозки и тем чрезмерно усилила бы рисковый элемент в торговой промышленности. Вот почему государство наложило свою властную руку на деятельность железных дорог.

III. Совершение договора почти не зависит от воли железной дороги: привезенный на стацию груз она обязана принять. Исключения в законе указаны (ст.2 Общ. уст. росс. ж. д., т.XII, ч.I). Груз может быть не принят: 1) если отправитель не соглашается подчиниться законным условиям перевозки, 2) если перевозка грузов приостановлена по распоряжению правительства вследствие чрезвычайного события или действием непреодолимой силы, 3) если перевозка предъявленного к отправке груза требует особо приспособленных перевозочных средств, которых железная дорога a) де имеет и b) иметь не обязана, 4) если на станции заполнены все назначенные для склада грузов сооружения и площади. Кроме того, для всех непрерывно связанных между собой железных дорог обязателен прием груза к перевозке прямым сообщением между всеми станциями, открытыми для приема и выдачи груза (стт.7, 8).

Форма договора — письменная. У нас принята система двух документов. a) Накладная выдается отправителем вместе с грузом. Она составляется самим отправителем, или, по его указанию, станцией отправления. Накладная может быть именной или на предъявителя. b) Дубликат накладной выдается железной дорогой отправителю и повторяет содержание первого документа, но дубликат не является копией накладной, так как различие в подписях означает различие волеизъявлений. Однако письменная форма не является сущностью сделки, а только средством доказывания, допускающим и другие доказательства, только не свидетельские показания (стт.54 — 58, 62). [Как акты домашние, эти документы могут быть опровергаемы, в случае неправильности помещенных сведений, всякими иными письменными документами (реш. гр. деп.1903. N 82)].

В речной перевозке у нас принята система одного документа, условия договора определяются квитанцией, выдаваемой отправителю пароходной конторой.

Момент совершения договора — это принятие груза к отправке, удостоверяемое наложением штемпеля станции отправления на накладной, с указанием дня, месяца и года.

Штемпель налагается на накладную, a) если груз принят к отправке без обождания в складе — немедленно вслед за окончанием сдачи товара, следующего по накладной, b) если груз принят к перевозке с обожданием в складе — при наступлении очереди отправки (ст.61). Значит до этого момента ввезенный на станцию груз находится под действием общих правил т.X ч.1 а не специальных железнодорожных правил.

[Однако дубликат накладной, выдаваемый железной дорогой, не является только копией договора, заключенного между ней и отправителем. В руках отправителя дубликат является и распорядительной бумагой: именной по именным накладным и предъявительской по таким же накладным (ст.78, 78.1-3).

Свободная циркуляция дубликатов затрудняется для держателей требованием практики доказывать достоверность содержания документа (р. гр. деп.1901, N 33; 1902 N 80 и 1904, N 106). Критика «боевой» практики Сената дана Поповым, Распределение доказательств между сторонами в гражд. процессе, стр.354 — 379].

IV. Обязанности железной дороги по перевозке груза определены законом в следующем виде.

1. Основной целью перевозки, перемещением, вызывается своевременная отправка груза со станции отправления. Устраняя всякие предпочтения одних отправителей в ущерб другим, закон обязывает железную дорогу отправлять грузы с соблюдением порядка очередей (ст.51). Очередь соблюдается в отношении не всех грузов, а в отношении каждой из (пяти) категорий грузов, различаемых по их свойствам. Нарушение очереди влечет для железной дороги обязанность уплатить отправителю законную неустойку, определяемую посуточно (ст. 101).

Отправителю предоставлена законная возможность следить за своей очередью. Для очередных грузов на станции имеются книги очередей, куда вносятся последовательно принятые грузы, соответственно категории груза и направлению его. К обозрению этих книг отправитель должен быть допущен. (Собр. узак. и расп. прав. 1896, N 120, ст.1373). [При отыскании вознаграждения по 101 ст.отправитель должен доказать не только нарушение очереди, но и зависимость от этого опоздания груза (реш. гр. деп.1902, N 15 и 16)].

2. Так же строго регулируется своевременная доставка груза к месту назначения. a) Грузы большой скорости, отправляясь через сутки после наложения на накладную штемпеля, должны пробегать по 300 верст в первые двое суток и по 400 в дальнейшие. b) Грузы малой скорости, отправляясь через двое суток после наложения на накладную штемпеля, должны пробегать по 150 верст в сутки при повагонной грузке и 120 при попудной.

Согласно ст.53, сроки доставки определяются съездами представителей железных дорог с утверждения Совета по железнодорожным делам при М.п. сообщ. Ныне действующие сроки: Собр. узак. и расп. прав. 1896, N 71, ст.1008, N 120, ст.1373, [Особую группу составляют грузы внеочередные (п.1 и 2 ст.51 и Сборник тарифов N 789 п.1)].

Течение этих сроков может подвергнуться перерыву: a) вследствие остановки движения, происшедшей от несчастного случая с поездом, порчи пути от снежного заноса, от атмосферных явлений, чрезвычайного накопления по линии груженных вагонов, b) на время исполнения таможенных или полицейских обрядностей, c) в силу особых условий движения, установленных министерским распоряжением. О всяком перерыве железная дорога вывешивает объявление у кассы, уведомляет дороги, связанные с ней прямым сообщением. Сведения о происшедших случаях перерыва публикуются, после проверки, министерством путей сообщения.

Правила перерыва сроков, согласно ст.53, устанавливаются тем же порядком, как и сроки. Ныне действующие правила: Собр. узак. и расп. прав. 1887, N 94. Министерство путей сообщения помещает свои публикации в Правительственном Вестнике.

Никаких соглашений с отправителями относительно сложения с себя железной дорогой законной ответственности не допускается (ст.6). Поэтому железная дорога освобождается от лежащей на ней за просрочку ответственности только тогда, если докажет, что она приняла все меры, которые лежат на обязанности «исправного возчика» (ст.110). Просрочка влечет для железной дороги обязанность уплатить отправителю законную неустойку, в размере 5% фрахта в сутки, в общем не свыше всей фрахтовой суммы, но тем самым освобождает от обязанности возместить, по общегражданским законам, весь ущерб, причиненный просрочкой.

Железные дороги проявили склонность в оправдание просрочки ссылаться на публикации министерства путей сообщения, печатаемые в «Правительственном Вестнике» о случаях приостановки движения грузов по железным дорогам. Сенат признал, что такие публикации представляют собой прямое удостоверение министерства, как самого факта перерыва, последовавшего по независящим от дороги причинам, так и того обстоятельства, что, за принятием железной дорогой всех обязательных для нее мер для восстановления прерванного движения, происшедшая приостановка не может быть вменена ей в вину (реш гр. деп.1902, N 30), или иначе такие публикации должны быть почитаемы предустановленными доказательствами вполне достаточными для освобождения дороги от ответственности, пока истец не выставил основательных опровержений, доказывающих, что просрочка в действительности обусловливалась иными причинами (реш. гр. деп.1910, N 5). В этом отношении Сенат пошел слишком далеко, так как он не допускает опровержения факта, установленного министерством напр., при публикации о приостановке, о заносе, нельзя доказывать свидетелями, что во время передвижения груза, снега вовсе не было. [Критика сенатской практики дана Рабиновичем, Право, 1902 N 7 и N 44].

3. С момента приема груза на железной дороге лежит обязанность сохранения его.

При приеме груза дорога должна освидетельствовать его внешнее состояние. Если груз предъявлен к отправке без соблюдения надлежащих мер предосторожности относительно упаковки то железная дорога вправе отказаться от приема груза или потребовать занесения этого обстоятельства в накладную (ст.63). Повреждения, происшедшие от упаковки, не ставятся в вину дороги лишь тогда, если ее недостатки не могли быть замечены по наружному виду (ст.65). [Проверка же действительного состояния упакованного груза и его точного веса необязательна для дорог].

От приема и до сдачи груз находится на ответственности железной дороги. За это время груз может подвергнуться утрате, или повреждению.

Утратой называется невозможность выдачи груза получателю. Утрата бывает полной или частичной. Повреждением называется такое изменение груза, при котором он перестает соответствовать своему назначению. Потеря нескольких мешков овса есть частичная утрата, потеря части машины — есть повреждение. Груз может считаться утраченным, если станция назначения не выдаст по востребованию груз в течение 30 дней (ст.103).

Утрата и повреждение груза лежат по закону на ответственности железной дороги, от которой она не может освободиться особым соглашением с отправителем (ст.6). Железнодорожная ответственность представляет значительные особенности по сравнению с общегражданской. Железная дорога отвечает не в силу доказанной ее виновности, а в силу недоказанности с ее стороны обстоятельств, ее оправдывающих. Железная дорога не может освободиться от ответственности тем только, что сошлется на отсутствие с ее стороны вины; не освобождает ее и то, если она докажет, что вела себя как «исправный возчик». Освобождение от ответственности имеет место только в тех случаях (ст.102), когда утрата или повреждение произошли: a) по вине самого отправителя, напр. порча нарзанной воды при пересылке ее зимой без кошмы в ящиках. b) вследствие свойств груза, напр., при перевозке животных; не выдерживающих этого способа перемещения, или вследствие раструски, утечки, усушки груза в границах, однако, определенного в установленном порядке размера; c) от непреодолимой силы, под именем которой следует понимать такие события, действия которых нельзя было ни предупредить, ни предотвратить никакой предусмотрительностью и никакими затратами, напр., разрыв товарного поезда порывом урагана.

Читайте так же:  Эргономические требования к элементам рабочего места

Тяжесть доказательств распределяется следующим образом. Доказывание факта утраты или повреждения лежит на грузохозяине, доказывание фактов, устраняющих ответственность за них, лежит на железной дороге. Если железная дорога не докажет факта, по закону ее оправдывающего, то она ответит и за случайность. Для обеспечения своего иска грузохозяин должен при приеме произвести проверку, и, в случае обнаружения утраты или повреждения, составить протокол, иначе его претензия погашается (ст.103). Для исков против железных дорог о вознаграждении за утраченный или поврежденный груз установлена краткая годовая давность (ст.135).

Ответственность за сохранность груза не прекращается с доставкой его в место назначения. Доставленный на станцию назначения груз должен быть храним бесплатно — малой скорости в течение 48, большой скорости в течение 24 часов. Если груз не будет взят в эти сроки, то по прошествии их железная дорога взимает с получателя «полежалое» в таксированном размере (ст.81).

4. На железной дороге лежит сдача груза, согласная с договорными и законными условиями.

а. Груз должен быть сдан надлежащему лицу. Таким лицом является получатель, которым может быть и сам отправитель, лично или через представителя, но может быть и постороннее лицо. Так как договор заключен с отправителем, то получателем будет тот, кого последний назначит. По дубликату накладной именной это — то лицо, к которому документ дошел установленным порядком, по дубликату накладной на предъявителя это — держатель документа (ст.78). Впрочем, обладатель дубликата может потребовать через станцию отправления, чтобы груз был выдан не тому лицу, которое указано на накладной (ст.78.1 по Прод. 1912). Выдача груза должна сопровождаться обменом документов: дубликата выдается дороге, накладная — получателю.

b. Сдача должна быть произведена в надлежащем месте. Грузы сдаются на станции назначения. Когда в накладной обозначен адрес получателя, железнодорожная станция обязана послать получателю письменное уведомление о прибытии груза. Лицо, имеющее право распоряжения грузом может требовать, чтобы груз был сдан ему обратно на станции отправления или же на промежуточной станции. Такое требование должно быть заявлено: 1) на станции отправления, 2) в письменной форме, 3) с приложением дубликата накладной (ст.78.2 по Прод. 1912).

с. Сдача должна быть произведена в надлежащее время. Сдача груза происходит в те дни и часы, когда станция должна быть открыта (ст.43). Грузы, не принятые в течение 30 дней со дня их прибытия, считаются невостребованными. По прошествии этого срока посылается отправителю уведомление о непринятом грузе и делается троекратная публикация. Если в течение 3 месяцев никто не явится за получением груза, последний продается с публичного торга (ст.90), а вырученная сумма, за вычетом того, что следует дороге, получает особое назначение (ст.40).

5. На железную дорогу может быть возложено поручение взыскать с получателя наложенный платеж за доставленный груз (ст.74). Железная дорога не вправе сдать груз, не получив предварительного платежа, иначе сама отвечает в этой сумме перед отправителем. Взысканные суммы должны быть немедленно выданы отправителю под страхом неустойки (ст.75). За исполнение этого поручения железная дорога получает особое вознаграждение.

V. Права железной дороги по перевозке грузов состоят в следующем:

1. Перевозка — договор возмездный, и потому железная дорога имеет право на провозную плату, называемую фрахтом. Размер этой платы определяется в точности законом (тарифами), не оставляющим места для соглашений контрагентов ни в сторону повышения, ни в сторону понижения (ст.71). Кроме платы за провоз, могут быть и иные дополнительные сборы: за наложенный платеж, за нагрузку, за упаковку, за полежалое и др. И эти сборы все таксированы. Платежи, по усмотрению отправителя, могут быть произведены при передаче груза для перевозки или же при сдаче груза. Железная дорога вправе требовать платы вперед только тогда: a) если груз подтвержден скорой порче, b) если он малоценен, c) если он дурно упакован (ст.67), потому что во всех этих случаях груз своей ценностью недостаточно обеспечивает претензии дороги.

Вследствие неправильного исчисления станцией отправления провозной платы и дополнительных сборов могут оказаться недоборы или переборы. Недоборы взыскиваются с отправителя или получателя, а переборы — с железной дороги в течение годового срока в общем судебном порядке (ст.72, 73, 135). Так как тарифы устанавливаются в законном порядке, то никто не вправе отговариваться неведением их, а потому отправитель не может ссылаться, в ответ на требование уплатить недобор, на заблуждение, в которое он был введен переговорами с железнодорожными агентами до отправления.

2. В обеспечение требований, принадлежащих железной дороге по договору перевозки, ей предоставлено законное право залога на груз (ст.85). Обеспечение это имеет силу до тех пор, пока груз находится в ведении железной дороги.

VI. Необходимость перемещения грузов на дальние расстояния, за пределы одной железнодорожной линии, вызывает часто перевозку прямым сообщением. Прямое сообщение связывает все дороги солидарностью, установленной по закону. Перевозки прямым сообщением в специальном смысле нет, когда одна дорога пропускает через свою линию целый товарный поезд с паровозом и служащими другой дороги (ст.9. п.2). С другой стороны, в черту прямого сообщения могут быть включены, по особому, соглашению, и пароходные линии (ст.10). Договор заключается дорогой отправления, а выполняется окончательно дорогой назначения, сдающей груз,

С внешней стороны это усложнение перевозки возбуждает вопрос, кто является ответственным перед грузохозяином за утрату или повреждение груза. Закон предписывает ему выбор одной из следующих железных дорог: a) дороги отправления, ответственность которой вытекает из договора, заключенного с отправителем, b) дороги, виновной в причинении вреда, ответственность которой вытекает из совершенного ею правонарушения, c) дороги назначения, ответственность, которой основывается исключительно на законе, установившем ее для удобства грузохозяев (ст.99) [Привлечение всех или нескольких из дорог было бы нарушением ст.99 и 128 (реш. гр. деп. 1890, N 82 и 1902. N 58)].

Что касается внутренней стороны, то между дорогами, участвовавшими в прямом сообщении, возникают сложные расчеты. Когда возмещение вреда грузохозяину было произведено дорогой, причинившей этот вред, то этот убыток падает всецело на нее самое. Когда же вознаграждение было уплачено дорогой назначения или отправления, то она имеет право регресса к остальным соучастникам, причем если виновный будет обнаружен, то регресс на нем останавливается, если же это окажется невозможным, то уплаченная сумма разверстывается между всеми, кроме тех, которые докажут, что ущерб не был произведен на их линиях (ст.116). Провозная плата, полученная дорогой отправления или дорогой назначения, распределяется, соответственно длине линии, между соучастниками прямого сообщения.

[Прямое сообщение бывает смешанным, когда в нем принимают участие кроме железных дорог и другие транспортные предприятия (ст.10), отвечающие также солидарно, но по другим правилам. Истец и тут обязан выбрать или дорогу или другое транспортное предприятие (реш. гр. деп.1903, N 94).

Прямое сообщение международное регулируется «международной конвенцией о перевозке грузов», называемой Бернской конвенцией (соб. уз. и расп. прав. 1892, N 139, 149; 1896 N 24) и двумя дополнительными (соб. уз. 1901 N 83 и 1908 N 41)].

§ 4. ДОГОВОР ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ

Заключение договора. Накладная и квитанция. По

договору железнодорожной перевозки грузов железная дорога обязуется доставить вверенный ей грузополучателем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (грузополучателю), а грузоотправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (ст. 37 УЖД).

* СП СССР, 1967, № 26. ст. 186.

Договор железнодорожной перевозки грузов заключается путем совершения грузоотправителем и железной дорогой определенных действий в связи со сдачей груза к перевозке.

В процессе заключения договора грузоотправитель обязан выполнять требования Устава железных дорог: правильно заполнить железнодорожную накладную’; приложить к накладной документы, необходимые для исполнения таможенных, санитарных и других правил; своевременно загрузить вагоны, поданные под погрузку (не допускать простоя вагонов); загрузить вагоны до технической нормы и т. д. За нарушение этих обязанностей грузоотправитель может нести ответственность’. Так, в соответствии со ст. 39 УЖД грузоотправитель несет ответственность за все последствия неправильности, неточности или неполноты сведений, указанных им в накладной, а в соответствии со ст. 156 и 157 УЖД уплачивает штрафы за простой вагонов (контейнеров) сверх нормы под поврузкой.

Договор считается заключенным с того момента, когда грузоотправитель сдал груз вместе с накладной, а станция отправления приняла груз к перевозке. На накладной делается отметка календарным штемпелем, и дата этого штемпеля удостоверяет время заключения договора перевозки. Эта же дата календарного штемпеля имеется на грузовой квитанции, которая выдается грузоотправителю в удостоверение приема груза к перевозке.

Накладная является основным перевозочным документом (ст. 38 УЖД), она содержит все необходимые реквизиты договора перевозки. Накладная—именной документ, ибо она составляется на имя определенного грузополучателя. Форма накладной и порядок ее заполнения, а также форма грузовой квитанции утверждаются МПС по согласованию с Госарбитражем при Совете Министров СССР. Грузоотправители получают бланки накладных от станций железных дорог. Накладная является товаросопроводительным документом (она сопровождает груз на всем пути следования) и на станции назначения выдается грузополучателю вместе с грузом.

Накладная является одним из документов, представление которого необходимо в подлиннике при предъявлении претензий к железной дороге в случае недостачи, порчи или повреждения груза, а также в случае просрочки доставки груза. Грузовая квитанция удостоверяет факт сдачи груза к перевозке, а поэтому грузоотправитель имеет право предъявить претензию к дороге при утрате груза только при условии представления грузовой квитанции (ст. 169 УЖД).

Читайте так же:  Дарение автомобиля родственнику налог

Обязанности грузоотправителя по договору железнодорожной перевозки грузов. Грузоотправитель обязан уплатить за перевозку груза установленную плату. Все причитающиеся желез-

‘ См.: Правила перевозок грузов, стр. 21—30.

ной дороге платежи по договору перевозки грузов вносится На станции отправления чеками Госбанка, платежными поручениями, акцептованными банками или наличными деньгами. Платежи за перевозку груза вносятся во время заключения договора (сдачи груза к’перевозке) ‘, В случае невнесения грузоотправителем платежей при сдаче груза с него взыскивается штраф в размере 1% суммы платежей за каждый день просрочки. При этом железная дорога может задержать отправление груза до внесения платежей. Окончательные расчеты за перевозку груза производятся с грузополучателем при выдаче груза. После выдачи груза переборы и недоборы по провозной плате грузоотправителям и грузополучателям (социалистическим организациям), а также железной дороге не возмещаются (ст. 75 УЖД).

Обязанности железной дороги по договору перевозки грузов. Железная дорога обязана своевременно доставить груз в пункт назначения, сохранить груз и выдать его грузополучателю2. Груз считается доставленным в срок, если на станции назначения он выгружен средствами железной дороги или если вагон (контейнер) с грузом подан под выгрузку средствами грузополучателя до истечения установленного срока доставки.

При выдаче груза грузополучателю железная дорога обязана проверить вес, количество мест и состояние груза, погруженного средствами грузоотправителя и прибывшего в неисправном вагоне, в вагоне с поврежденными пломбами или пломбами попутных станций, а также прибывшего с признаками недостачи, порчи или повреждения груза при перевозке на открытом подвижном составе или в крытых вагонах без пломб.

Дорога обязана проверить вес и состояние груза в случае прибытия скоропортящегося груза с нарушением срока доставки этого груза, а также в некоторых других случаях, указанных в ст. 65 УЖД. Если в процессе выдачи груза грузополучателю будет установлено несоответствие между наименованием, весом или количеством мест груза в натуре и данным, указанным в перевозочных документах, будет установлена порча и повреждение груза, а также в ряде других случаев, указанных в ст. 168 УЖД, станция железной дороги обязана составить коммерческий акт3.

Обязанности грузополучателя. Из договора перевозки определенные обязанности возникают и у грузополучателя. В соответствии со ст. 62 УЖД он обязан принять и вывезти груз, прибывший в его адрес. Если груз хранился яа станции свыше 24

‘ См.: Правила расчетов по перевозкам («Правила перевозки грузов», стр. 56—60).

2 См.: Правила выдачи грузов («Правила перевозки грузов», стр. 11—20).

3 См.: Правила составления актов («Правила перевозки грузов», стр. 73—86).

часов, за его хранение грузополучатель обязан уплатить сбор в размере, предусмотренном тарифом. Грузополучатель обязан полностью выгрузить груз из вагона (цистерны) и контейнера, очистить их как с внутренней, так и с наружной стороны. Железная дорога имеет право не принять не очищенные грузополучателем после выгрузки или слива вагоны .(цистерны) впредь до очистки их и взыскать с грузополучателя штраф за простой вагонов (ст. 156 УЖД).

Как показывает арбитражная практика, несвоевременное получение груза от-перевозчика может повлечь для грузополучателя убытки в связи со снижением качества продукции. Например, бумажная фабрика просила взыскать с железной дороги стоимость поврежденных молью технических сукон, которые в течение 2,5 месяцев находились в пакгаузе станции, так как истец не вывозил груз. В иске фабрики было отказано, ибо в функции железной дороги не входит соблюдение специальных правил складского хранения сукон, установленных для потребителей. Поэтому арбитраж признал, что порча груза произошла по вине самого истца — грузополучателя ‘.

Ответственность железной дороги за просрочку доставки груза. Железная дорога несет имущественную ответственность за просрочку доставки груза, если не докажет, что просрочка произошла не по ее вине. Штраф уплачивается в размере от 12 до 60% провозной платы в зависимости от длительности просрочки (ст. 153 УЖД). Если в результате просрочки грузополучателю причинены убытки (порча груза), железная дорога обязана возместить эти убытки (ст. 380 ГК). Если просрочка доставки груза составила 30 дней, грузополучатель или грузоотправитель может считать груз утраченным и вправе требовать возмещения за утрату груза. При прямых смешанных перевозках груз считается утраченным по истечении 4 месяцев со дня приема груза к перевозке. Если, однако, груз по истечении указанных сроков все же прибудет, грузополучатель обязан принять груз и возвратить сумму, выплаченную ему железной дорогой за утрату груза (ст. 154 УЖД). В этом случае грузополучатель имеет право взыскать с железной дороги максимальный штраф за просрочку доставки груза.

Ответственность железной дороги за утрату, недостачу и повреждение груза. В ст. 74 Основ и 382 ГК сформулирован общий принцип ответственности перевозчиков за утрату, недостачу и повреждение груза или багажа: перевозчик отвечает за утрату, недостачу и повреждение принятого к перевозке груза, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение произошли не по его вине (ст. 222 и 224 ГК). Размер ответственности железной дороги определяется в соответствии с Уставом железных дорог.

См.: «Советская юстиция», 1960, № 13, стр. 31.

Железная дорога возмещает ущерб, причиненный при перевозке груза, в -следующих размерах: а) за утрату или недостачу груза — в размере действительной стоимости утраченного или недостающего груза; б) за утрату груза, сданного к перевозке с объявленной ценностью,— в размере объявленной ценности, а в случае если дорога докажет, что объявленная ценность превышает действительную стоимость, — в размере действительной стоимости’; в) за порчу и повреждение груза—в размере той суммы, на которую понизилась его стоимость. Стоимость груза определяется исходя из общей суммы счета грузоотправителя. Стоимость грузов, принадлежащих гражданам, определяется по государственным розничным ценам, действующим в том месте и в то время, где и когда груз подлежал выдаче (ст. 151, 152 УЖД). Железные дороги, грузоотправители и грузополучатели в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке несут материальную ответственность лишь в пределах, предусмотренных уставом (ст. 167 УЖД).

Основания освобождения железной дороги от ответственности за утрату, недостачу и повреждение груза. Кроме общего правила об ответственности перевозчика при наличии его вины, Устав предусматривает конкретные случаи, когда доказательство вины перевозчика возлагается на получателя или отправителя. В соответствии со ст. 148 УЖД железная дорога несет ответственность за сохранность груза с мом,ента принятия его-к перевозке и до выдачи грузополучателю, если не докажет, что утрата, недостача, порча или повреждение груза произошли вследствие обстоятельств, которые железная дорога не могла предотвратить и устранение которых от нее не зависело, в частности, вследствие: а) вины грузоотправителя или грузополучателя; б) особых естественных свойств перевозимого груза; в) недостатков тары или упаковки, которые не могли быть замечены по наружному виду при приемке груза к перевозке, или применения тары, не соответствующей свойствам груза или установленным стандартам, при отсутствии следов повреждения тары в пути; г) сдачи груза к перевозке без указания в накладной его особых свойств, требующих особых условий или мер предосторожности для сохранения груза при перевозке или хранении; д) сдачи к перевоз-ке груза, влажность которого превышает установленную норму. Дорога несет ответственность, если не докажет свою невиновность, предоставив доказательства в подтверждение одного из перечисленных обстоятельств.

Статья 149 УЖД при определенных условиях презюмирует невиновность железной дороги, дает возможность дороге освободиться от доказывания отсутствия своей вины, сославшись на

‘ См.: Правила перевозок грузов с объявленной ценностью («Правила перевозок грузов», стр. 146—148).

Определенные обстоятельства. В этом случае предполагается, что утрата, уменьшение веса, порча или повреждение груза произошли не по вине железной дороги, пока предъявитель претензии или иска не докажет иного.

Дорога предполагается невиновной в несохранности груза, когда: а) груз прибыл в исправном вагоне, с исправными пломбами грузоотправителя или на исправном открытом подвижном составе без перегрузки в пути, с исправной защитной маркировкой либо исправной увязкой или при наличии других признаков, свидетельствующих о сохранности груза; б) недостача, порча или повреждение произошли вследствие естественных причин, связанных с перевозкой груза на открытом подвижном составе;

в) груз перевозился в сопровождении проводника грузоотправителя или грузополучателя’; г) недостача груза не превышает норм естественной убыли2. В указанных случаях железная дорога может нести ответственность за несохранность груза, если предъявитель претензии докажет, что утрата, недостача, порча или повреждение груза произошли по вине железной дороги. В данном случае бремя доказывания вины дороги лежит на предъявителе претензии и иска.

Если в снижении качества груза виноваты грузоотправитель и дорога или дорога и грузополучатель, то Госарбитраж при вынесении решения может возложить ответственность на двух субъектов или применить правило ст. 224 ГК. Например, при отгрузке слабосоленой горбуши отправитель не произвел ее рассортировки и удаления свободной соли (вопреки указанию госинспекции по качеству), а железная дорога при ‘длительной транспортировке рыбы не соблюдала температурный режим в вагоне (при вскрытии ледника зафиксирована температура +5°), что повлекло за собой снижение качества и повышение солености груза. Госарбитраж в данном случае возложил ответственность в равной мере на грузоотправителя и перевозчика3.

Ответственность железной дороги за утрату и повреждение подвижного состава, принадлежащего грузоотправителю, и за использование груза для своих нужд. Железная дорога несет ответственность за повреждение и утрату подвижного состава, принадлежащего грузоотправителям и грузополучателям (ст. 163 УЖД). При повреждении подвижного состава дорога обязана его отремонтировать. За утраченный подвижной состав дорога по требованию социалистической организации обязана предоставить соответствующий подвижной состав во временное бес-

‘ См.: Правила перевозок грузов в сопровождении проводников грузоотправителей или грузополучателей («Правила перевозок грузов» стр. 124-129).

— См.: Нормы естественной убыли веса грузов («Правила перевозок грузов», стр. 46).

3 См.: «Советская юстиция», 1960, № 11, стр. 31.

платное пользование, а по истечении трех месяцев передать по^ движной состав взамен утраченного. При отсутствии у железной дороги соответствующего подвижного состава она обязана возместить стоимость утраченного подвижного состава.

Железная дорога несет повышенную ответственность за использование груза для своих нужд. В этом случае дорога возмещает стоимость груза в двойном размере, а лица, виновные в использовании груза, привлекаются в установленном порядке к ответственности (ст. 151 УЖД).