Договор перевозки багажа гражданское право

Договор перевозки пассажира и багажа

По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа — также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа — и за провоз багажа (ст. 786 ГК РФ).

Договор перевозки пассажира заключается устно (при предварительной продаже билетов) либо путем совершения конклюдентных действий (подача городского транспорта к остановке, посадка пассажиров в транспорт). Доказательством заключения договора является пассажирский билет. Его, однако, нельзя рассматривать в качестве письменной формы договора, поскольку он не подписывается сторонами, как того требует ст. 160 ГК РФ для письменной сделки.

Чаще всего билеты выдаются без указания имени пассажира. Именными являются билеты на самолет, а также билеты на поезда дальнего следования (в том числе льготные).

При пользовании индивидуальными легковыми таксомоторами договор заключается устно, при этом билет пассажиру не выдается. Размер платы за проезд определяется по счетчику.

На городских видах транспорта (за исключением такси) для удобства пассажиров продаются билеты (на предъявителя) на поездки одним видом городского транспорта или несколькими. Приобретение такого билета еще не означает заключения конкретного договора перевозки пассажира хотя бы потому, что перевозчик (транспортное предприятие) не индивидуализирован.

Конкретный договор перевозки считается заключенным в момент посадки пассажира на транспорт.

Пассажир поезда, судна, автобуса (кроме городского и пригородного сообщения) имеет право требовать предоставления ему определенного, обозначенного в билете места. При пользовании городскими видами транспорта, а также в пригородном сообщении пассажир вправе занять любое свободное место.

Если указанное в билете место занято другим лицом, пассажир имеет право потребовать предоставления ему другого места, хотя бы и более высокой категории, без дополнительной оплаты. При предоставлении с согласия пассажира места более низкой, по сравнению с указанной в билете, категории ему возвращается разница в стоимости билета (ст. 94 ТУЖД, ст. 111 УВВТ, ст. 82 УАТ).

Пассажир может бесплатно провезти с собой одного ребенка в возрасте до пяти лет (городскими видами транспорта — до семи лет, на воздушном судне до двух лет), если он не занимает отдельного места (ст. 92 ТУЖД, ст. 106 ВК РФ, ст. 81 УАТ). На детей старше этого возраста до достижения ими 10 лет (на воздушном транспорте — до 12 лет) приобретаются льготные (со скидкой) детские билеты с предоставлением им отдельных мест. На городских видах транспорта стоимость билета одинакова для детей и взрослых.

Бесплатно провозится пассажиром ручная кладь, т.е. вещи, по своим размерам не стесняющие других пассажиров и не более установленного веса (на железнодорожном транспорте, например, до 36 кг). Не допускается .перевозка предметов, загрязняющих транспорт и одежду пассажиров, а также таких, которые создают угрозу безопасности движения и здоровью пассажиров (огнеопасные, взрывчатые вещества).

На воздушном транспорте в целях обеспечения безопасности полетов установлен досмотр пассажиров, ручной клади, багажа. Он производится в аэропорту, а при необходимости — на воздушном судне, находящемся в полете. При отказе пассажира в аэропорту от досмотра перевозчик расторгает с ним договор и возвращает плату за перевозку (ст. 85 ВК РФ).

Пассажир вправе сделать остановку в пути с продлением срока годности билета не более чем на 10 суток, а в случае болезни — на больший срок. В любое время до отхода поезда (автобуса, судна) пассажир может отказаться от поездки. При отказе от договора не позднее установленного на данном виде транспорта срока (на железнодорожном — за четыре часа; на автомобильном — за два часа) до отправления соответствующего транспортного средства пассажиру возвращается стоимость проезда, за вычетом сбора за предварительную продажу билетов, и пятьдесят процентов стоимости плацкарты

(ст. 92 ТУЖД); при отказе от договора позднее этих сроков, но до отправления — с удержанием, кроме суммы сбора за предварительную продажу билетов, определенного процента от стоимости билета (на воздушном транспорте, например, не более 25% — ст. 108 ВК).

Правам пассажиров соответствуют обязанности транспортных предприятий. Они обязаны обеспечить безопасные условия при перевозках, заботиться о пассажирах, создавать для них максимум удобств.

Так, в силу ст. 106 ВК пассажирам предоставляется возможность бесплатного пользования услугами комнат отдыха, комнат матери и ребенка, а также местом в гостинице при перерыве воздушной перевозки по вине перевозчика или при вынужденной задержке воздушного судна при отправке или полете.

Транспортные предприятия несут ответственность за вред, причиненный здоровью пассажиров. Порядок, размер, основания такой ответственности определяются по правилам внедоговорной ответственности, т.е. по нормам гл. 59 ГК РФ.

По правилам внедоговорной ответственности за причинение вреда возмещается вред, причиненный имуществу пассажира, не сданному им в качестве багажа, а также вред, причиненный пассажиром транспортному предприятию порчей, повреждением оборудования и иного имущества перевозчика, когда транспортным законодательством такая ответственность не предусмотрена.

Забота о целости и сохранности ручной клади лежит на обязанности пассажира (ст. 128 ТУЖД, ч. 7 ст. 138 УАТ). ТУЖД, УВВТ, УАТ не предусматривают ответственности перевозчика за несохранность ручной клади пассажира. На морском транспорте перевозчик отвечает за утрату, недостачу, повреждение ручной клади, если пассажир докажет его вину (действует презумпция невиновности — ч. 2 ст. 176 КТМ).

Ответственность воздушного перевозчика за несохранность находившихся при пассажире вещей конструируется как ответственность по договору. Он несет ответственность, если не докажет, что утрата, порча, повреждение находившихся при пассажире вещей произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, либо умысла пассажира (п. 2 ст. 118 ВК РФ). Вина перевозчика презюмируется, при этом наличие вины самого пассажира в форме неосторожности не снимает с воздушного перевозчика ответственности за несохранность находящихся при пассажире вещей.

Формулируя изложенное правило, закон исходит из того, что у воздушного перевозчика имеются все возможности (при необходимости — применяется соответствующее воздействие к нарушителям правил полетов, авиационной безопасности), чтобы обеспечить безопасность полетов пассажиров, перевозок багажа, а также сохранность вещей, находящихся при пассажире.

За утрату, порчу, повреждение указанных вещей перевозчик несет ответственность в размере их стоимости, а при невозможности ее установления — в пределах десяти установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда (п. 1 ст. 119 ВК).

Багаж — вещи пассажира, принимаемые к перевозке в багажном вагоне (багажном отделении судна, самолета, автомобиля) по проездному билету, которые по размерам и свойствам могут быть предметом перевозки, не причиняя вреда транспорту и багажу других пассажиров.

Из ст. 786 ГК РФ следует, что перевозчик обязан заключить с пассажиром договор о перевозке багажа. Документом, удостоверяющим заключение данного договора, является багажная квитанция. На городских видах транспорта в момент посадки пассажира с багажом в автобус, трамвай и проч. договор перевозки пассажира и его багажа считается заключенным, и перевозчик обязан перевезти пассажира и его багаж, а пассажир, помимо проезда, обязан оплатить и провоз багажа (кпроме такси). Уплата за перевозку багажа подтверждается билетом на багаж.

На воздушном транспорте провоз багажа оплачивается по весу, если он превышает установленные перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа (п. 1 ст. 103 ВК РФ).

Перевозчик обязан доставить багаж в срок, который определяется временем движения поезда, теплохода, автомобиля до пункта назначения. По истечении 10 суток с момента, когда багаж должен прибыть к пункту назначения, пассажир вправе считать его утраченным и требовать возмещения стоимости (ст. 101 ТУЖД, ст. 139 УАТ). За просрочку в доставке багажа перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере от 10 до 50% провозной платы (ст. 138 УАТ). На воздушном транспорте размер штрафа аналогичен штрафу за просрочку доставки груза, на железнодорожном — взимаются пени в размере трех процентов за каждые сутки просрочки, но в пределах платы за проезд (ст. 127 ТУЖД).

Ответственность за несохранность багажа, как и за несохранность груза, ограничена его стоимостью.

Размер ответственности перевозчика за утрату и недостачу багажа зависит от того, была ли объявлена его ценность. Транспортное предприятие возмещает убытки в размере объявленной ценности багажа (ст. 796 ГК РФ, ст. 126 ТУЖД, ст. 177 КТМ, ст. 138 УАТ). Если же ценность не была объявлена, ущерб возмещается в размере, соответствующем его действительной стоимости. За перевозку с объявленной ценностью на воздушном транспорте взимается дополнительная плата.

Соответственно, стоимость багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца, а при отсутствии счета продавца — исходя из рыночной цены аналогичного товара (ст. 126 ТУЖД).

Кроме стоимости утраченного багажа, перевозчик возвращает пассажиру плату, полученную за перевозку не доставленного в пункт назначения багажа. В случае порчи, повреждения багажа убытки возмещаются в размере суммы, на которую понизилась его стоимость.

Читайте так же:  Увольнение в связи с необходимостью ухода за ребенком до 14 лет

За задержку отправления транспорта, перевозящего пассажира, за опоздание к месту назначения перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном транспортными уставами и кодексами (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщении). Вина перевозчика в таком нарушении презюмируется (п. 1 ст. 795 ГК РФ).

Такая ответственность предусмотрена и ст. 120 ВК: за каждый час просрочки перевозчик платит штраф в размере 25% минимальной оплаты труда, но не более 50% провозной платы (этот штраф по размеру одинаков с суммой, взимаемой с перевозчика, виновного в просрочке доставки груза и багажа).

Договор перевозки багажа гражданское право

По договору перевозки пассажира и перевозки багажа перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа (ст. 786 ГК).

Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа – багажной квитанцией.

Договор этот в отличие от договора перевозки груза является консенсуальным, а в случае перевозки транспортом общего пользования – публичным. Такие договоры могут быть разовыми и длительными.

Провозная плата в настоящее время регулируется тарифами, установленными государством, только на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом и на всех видах общественного городского и пригородного транспорта, а в остальных случаях определяется соглашением сторон.

Договор перевозки багажа является реальным, в случае перевозки транспортом общего пользования – публичным.

К отношениям, связанным с перевозкой багажа, так же как и с перевозкой пассажира, применяется законодательство о защите прав потребителей.

Багаж – вещи, которые используются для личных бытовых целей пассажира и перевозятся вместе с ним, но в багажном вагоне за отдельную плату на основе проездного билета пассажира. Обязанность перевозки багажа для перевозчика вытекает из договора перевозки пассажира, но оформляется багажной квитанцией (п. 2 ст. 786 ГК).

Плата за перевозку багажа взыскивается в момент принятия его.

Срок доставка багажа исчисляется временем следования транспорта до пункта назначения.

Выдается багаж предъявителю багажной квитанции, а в случае ее утери – при условии, что пассажир доказал свои права на его получение (в таком случае багаж выдается по акту).

Хранится багаж в пункте назначения бесплатно только в течение суток, последующее хранение осуществляется за плату в соответствии с тарифом. Багаж, не полученный в течение 30 дней, подлежит реализации, а вырученные за него деньги за вычетом причитающихся перевозчику сумм, передаются предъявителю багажной квитанции в течение 6-месячного срока.

Перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза или багажа, возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза или багажа, если эта плата не входит в стоимость груза.

Похожие вопросы

  • Гражданское право — . ДОГОВОРАПЕРЕВОЗКИПАССАЖИРАИБАГАЖА.
    Понятие, характеристикаиэлементыдоговораперевозкипассажираибагажа. Ответственностьподоговору.
  • Жилищное право — . ДОГОВОРАПЕРЕВОЗКИПАССАЖИРАИБАГАЖА.
    Понятие, характеристикаиэлементыдоговораперевозкипассажираибагажа. Ответственностьподоговору.
  • Гражданское право — ПОНЯТИЕ, ХАРАКТЕРИСТИКАИЭЛЕМЕНТЫ.
    Права и обязанности сторон подоговоруперевозкипассажираибагажа и подоговору транспортной экспедиции.
    Ответственностьподоговору.
  • Жилищное право — ПОНЯТИЕ, ХАРАКТЕРИСТИКАИЭЛЕМЕНТЫ.
    Права и обязанности сторон подоговоруперевозкипассажираибагажа и подоговору транспортной экспедиции.
    Ответственностьподоговору.
  • Гражданское право — . ДОГОВОРУПЕРЕВОЗКИПАССАЖИРАИБАГАЖА.
    Подоговоруперевозкипассажираиперевозкибагажаперевозчик обязуется перевезтипассажира в. Загрузка.
    Понятие, характеристикаиэлементыдоговора транспортной экспедиции. Ответственностьподоговору.
  • Жилищное право — . ПОДОГОВОРУПЕРЕВОЗКИПАССАЖИРАИБАГАЖА.
    Подоговоруперевозкипассажираиперевозкибагажаперевозчик обязуется перевезтипассажира в. Загрузка.
    Понятие, характеристикаиэлементыдоговора транспортной экспедиции. Ответственностьподоговору.
  • Гражданское право — ДОГОВОРПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА
    Понятие, характеристикаиэлементыдоговораперевозкипассажираибагажа. Ответственностьподоговору.
  • Жилищное право — ДОГОВОРПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА
    Понятие, характеристикаиэлементыдоговораперевозкипассажираибагажа. Ответственностьподоговору.
  • Шпаргалки по гражданскому праву
    Понятие, характеристикаи особенности договора ренты. Ответственностьподоговору.
    Понятие, характеристикаиэлементыдоговораперевозкипассажираибагажа.
  • Шпаргалки по гражданскому праву
    Понятие, характеристикаи особенности договора ренты. Ответственностьподоговору.
    Понятие, характеристикаиэлементыдоговораперевозкипассажираибагажа.

найдено похожих страниц:10

9.3. Договор перевозки пассажиров

Перевозка пассажиров может осуществляться по регулярному маршруту (по расписанию рейсов автобуса, самолета, поезда) или в частном порядке (по заказу, например, проезд в такси). Регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки и относятся к перевозкам транспортом общего пользования.

Гражданским законодательством отношения по перевозке пассажиров урегулированы в ст. 786 ГК РФ, а именно: по договору перевозки пассажиров перевозчик обязуется перевезти пассажиров в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа — и за провоз багажа. Договоры перевозки пассажиров, как правило, относятся к договорам присоединения, т.е. условия таких договоров определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могут быть приняты другой стороной не иначе, как путем присоединения к предложенному договору в целом (п. 1 ст. 428 ГК РФ).

Формуляром или стандартной формой, содержащей все существенные условия договора перевозки, является пассажирский билет.

Существенными условиями договора перевозки пассажира являются место отправления и назначения, дата и время отправления транспортного средства, номер пассажирского места, стоимость проезда, дата приобретения билета. Эти условия отражаются в пассажирском билете.

Сторонами в данном договоре выступают перевозчик и пассажир.

Пассажиром могут выступать любые физические лица. Пассажир имеет право перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях; провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм; сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу.

Перевозчик — это коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, который имеет лицензию па перевозку пассажиров и право ее осуществлять в соответствии с учредительными документами.

Правовое регулирование договора морской перевозки пассажира отличается тем, что ст. 181 КТМ РФ установила возможность пассажира перевозить с собой бесплатно, а в заграничном сообщении — в соответствии с льготным тарифом одного ребенка в возрасте не старше двух лет без предоставления ему отдельного места. Другие дети в возрасте не старше двух лет, а также дети в возрасте от двух до 12 лет перевозятся в соответствии с льготным тарифом с предоставлением им отдельных мест. Пассажир имеет право перевозить с собой бесплатно каютный багаж в пределах установленной нормы. Пассажир вправе до отхода судна, а также после начала рейса в любом порту, в который судно зайдет для посадки или высадки пассажиров, отказаться от договора морской перевозки пассажира. В случае если пассажир отказался от договора морской перевозки пассажира не позднее срока, установленного правилами морской перевозки пассажиров, либо не явился к отходу судна вследствие болезни, либо до отхода судна отказался от договора морской перевозки пассажира вследствие болезни или по зависящим от перевозчика причинам, пассажиру возвращаются вся уплаченная им плата за проезд и плата за провоз багажа. Перевозчик также может отказаться от исполнения договора морской перевозки пассажира, но только при наступлении определенных в законе и не зависящих от перевозчика обстоятельств, например в случае наступления войны, блокады, задержания судна по распоряжению соответствующих властей по причинам, не зависящим от сторон договора; привлечении судна для государственных нужд, гибели судна или его захвате; признании судна непригодным к плаванию.

При отказе перевозчика от исполнения договора морской перевозки пассажира до отхода судна пассажиру возвращаются вся плата за провоз пассажира и плата за провоз его багажа, после начала рейса — их часть в размере, пропорциональном расстоянию, на которое перевозка пассажира не была осуществлена.

Кроме того, ст. 186 КТМ РФ установила повышенную ответственность перевозчика в договорных отношениях за смерть пассажира и повреждение его здоровья, а также за утрату багажа пассажира или повреждение его багажа, если происшествие, вследствие которого причинен ущерб пассажиру, произошло во время перевозки пассажира и его багажа по вине перевозчика, его работников или агентов, действовавших в пределах своих обязанностей (полномочий).

Правила заключения, исполнения, изменения и прекращения договора железнодорожной перевозки пассажира подробно регламентированы Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации и Правилами оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 2 марта 2005 т. № 111.

Читайте так же:  Как на портале госуслуг подать заявление в детский сад

К особенностям этого договора следует отнести требования к перевозчикам и владельцам железных дорог, другой инфраструктуры обеспечивать безопасность перевозок пассажиров. Это выражается в том, что пассажирские вагоны, а также вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии и соответствовать требованиям строительных и санитарных норм, правил, других нормативных документов. Пассажирам предоставляется право бесплатного пользования залами ожидания и туалетами. Владельцы инфраструктур обязаны предоставлять организациям связи помещения для оказания пассажирам услуг почтовой, телеграфной и телефонной связи па основании договоров аренды на равных с другими арендаторами условиях.

Согласно ст. 83 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации физические лица имеют право приобретать проездные документы (билеты) в любой поезд и любой вагон до указанной ими железнодорожной станции назначения, открытой для осуществления операций по перевозке пассажиров.

Пассажиры имеют право провозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте не старше пяти лет, если он не занимает отдельное место, а также детей в возрасте от 5 до 10 лет с оплатой в соответствии с тарифом; провозить с собой кроме мелких вещей ручную кладь, багаж и грузобагаж для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; занять в пути следования свободное место в вагоне более высокой категории в порядке, установленном правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом; делать остановку в пути следования с продлением срока действия проездного документа (билета) не более чем на 10 суток; продлевать срок действия проездного документа (билета) в случае непредоставления места, указанного в проездном документе (билете), и несогласия воспользоваться другим местом на время до отправления следующего поезда, в котором ему будет предоставлено место, а при отказе от поездки получить полную стоимость проезда, состоящую из стоимости билета, стоимости плацкарты и сборов, если таковые взимались при приобретении проездного документа (билета), и т.д.

При возврате неиспользованного проездного документа (билета) для проезда в поезде дальнего следования пассажир имеет право не позднее, чем за восемь часов до отправления поезда, получить обратно стоимость проезда, состоящую из стоимости билета и стоимости плацкарты; менее чем за восемь часов, но не позднее, чем за два часа до отправления поезда, получить стоимость билета и 50% стоимости плацкарты; менее чем за два часа до отправления поезда получить обратно стоимость билета. Стоимость плацкарты в таком случае не выплачивается.

Для проезда в поезде пригородного сообщения пассажир имеет право: приобрести билет для разовой поездки туда или туда и обратно либо абонементный билет установленной формы; провозить бесплатно детей в возрасте не старше пяти лет; провозить с собой ручную кладь в порядке и на условиях, которые предусмотрены правилами оказания услуг по перевозкам пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; получать полную стоимость проезда в случае незапланированного перерыва в движении пригородных поездов более чем на час.

Договор авиаперевозки пассажира отличается порядком заключения и исполнения договора, а также объемом ответственности перевозчика, порядком предъявления претензий.

Во-первых, согласно ст. 106 Воздушного кодекса РФ перевозчик обязан организовывать обслуживание пассажиров воздушных судов, обеспечивать их точной и своевременной информацией о движении воздушных судов и предоставляемых услугах.

Пассажир воздушного судна имеет право: проезда на льготных условиях в соответствии с законодательством РФ и установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок; бесплатного провоза своего багажа в пределах установленной нормы. Нормы бесплатного провоза багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажире, устанавливаются в зависимости от тина воздушного судна и не могут быть менее чем 10 кг на одного пассажира; бесплатного, при международных воздушных перевозках — в соответствии с льготным тарифом, перевоза с собой одного ребенка в возрасте не старше двух лет без предоставления ему отдельного места. Другие дети в возрасте не старше двух лет, а также дети в возрасте от 2 до 12 лет перевозятся в соответствии с льготным тарифом с предоставлением им отдельных мест; а также право бесплатного пользования услугами комнат отдыха, комнат матери и ребенка, а также местом в гостинице при перерыве в воздушной перевозке по вине перевозчика или при вынужденной задержке воздушного судна при отправке и (или) в полете.

Наряду с Воздушным кодексом договорные отношения по перевозке регламентируются Федеральными авиационными правилами, которые были разработаны в соответствии с Конвенцией для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (Варшава, 12 октября 1929 г.).

Пассажир воздушного судна обязан оплатить провозную плату, которая определяется на основе установленной перевозчиком денежной суммы за перевозку пассажира и (или) багажа, груза между двумя пунктами маршрута перевозки или комбинаций тарифов от аэропорта (пункта), из которого начинается перевозка пассажира, багажа, груза согласно договору воздушной перевозки пассажира и Правилам формирования и применения тарифов па регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденным приказом Минтранса России от 25 сентября 2008 г. № 155, а в случае заказа пассажиром дополнительных услуг повышенной комфортности — стоимости дополнительных услуг повышенной комфортности, установленной перевозчиком.

В случае изменения пассажиром условий договора воздушной перевозки пассажира вследствие отмены или задержки рейса, указанного в билете; изменения перевозчиком маршрута перевозки; выполнения рейса не по расписанию; несостоявшейся отправки пассажира из-за невозможности предоставить ему место на рейс и в дату, указанные в билете; несостоявшейся перевозки пассажира на воздушном судне, вызванной задержкой пассажира в аэропорту из-за продолжительности проведения его досмотра, если при досмотре багажа или личном досмотре пассажира не было обнаружено запрещенных к перевозке веществ и предметов; необеспечения перевозчиком стыковки рейсов в случае выполнения единой перевозки; внезапной болезни пассажира либо болезни или смерти члена его семьи, совместно следующего с ним на воздушном судне, что подтверждено медицинскими документами; непредоставления пассажиру обслуживания но классу, указанному в билете; неправильного оформления билета перевозчиком или уполномоченным агентом до начала перевозки, провозная плата определяется на основании тарифов, действовавших на дату перевозки, предусмотренную первоначальным договором воздушной перевозки пассажира.

Законом запрещено использование билета на самолет лицом, не указанным в билете. В случае предъявления билета лицом, не указанным в билете, билет может быть изъят без возмещения его стоимости. При этом перевозчиком составляется акт с указанием причин изъятия билета.

Во-вторых, изменение маршрута перевозки, указанного в перевозочных документах, может быть произведено по согласованию между перевозчиком и пассажиром, грузоотправителем. В случае изменения пассажиром маршрута перевозки перевозчиком может производиться перерасчет стоимости перевозки. Перевозчик вправе отменить, задержать рейс, изменить маршрут перевозки, если этого требуют условия безопасности полетов или авиационной безопасности, а также по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией.

В-третьих, для перевозки пассажира и багажа перевозчик обеспечивает проведение регистрации пассажиров и оформления багажа. Пассажир допускается к перевозке при наличии билета, оформленного должным образом.

При этом пассажир должен заблаговременно прибыть к месту регистрации пассажиров и оформления багажа. Регистрация пассажиров и оформление багажа на рейсы в аэропорту заканчивается не ранее чем за 40 минут до времени отправления воздушного судна по расписанию перевозок. Время окончания регистрации в пунктах регистрации, расположенных за пределами аэропорта, а также регистрации на интернет-сайте перевозчика устанавливается с учетом времени, необходимого для доставки (прибытия) пассажиров и багажа в аэропорт отправления для посадки (погрузки) в воздушное судно и прохождения предполетных формальностей и требований, связанных с пограничным, таможенным, иммиграционным, санитарно-карантинным, ветеринарным, фитосанитарным и другими видами контроля в соответствии с законодательством РФ.

Договор наземной перевозки пассажира осуществляется в соответствии с Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта и постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 112, утвердившем Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

Кроме того, что этот договор является публичным и относится к договорам присоединения, следует отметить, что законодательство в этой сфере устанавливает множество условий и отличий договора перевозки автомобильным транспортом. Так, продажа билетов для проезда наземным транспортом начинается не менее чем за 10 суток и заканчивается за пять минут до отправления транспортного средства. Билет (квитанцию) пассажир получает или на автовокзале [1] или в транспорте у кондуктора, водителя легкового такси.

В продаже билета может быть отказано при превышении вместимости транспортного средства или осуществлении перевозок только с предоставлением места для сидения в случае отсутствия свободных мест для сидения.

В случае прекращения поездки в предоставленном транспортном средстве в связи с его неисправностью, аварией или другими причинами пассажиры вправе воспользоваться приобретенным билетом для проезда в другом транспортном средстве, который указан перевозчиком. Пересадка пассажиров в другое транспортное средство организуется кондуктором или водителем.

Читайте так же:  Гражданство киселева евгения

Указанным Уставом предусмотрен ряд гарантий прав пассажира на возмещение стоимости билета при его возврате. Например, пассажир имеет право в случае опоздания к отправлению транспортного средства в течение трех часов или вследствие болезни, несчастного случая в течение трех суток с момента отправления транспортного средства, на которое был приобретен билет, возобновить действие билета па другое транспортное средство при условии доплаты, размер которой составляет 25% стоимости проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади, или получить обратно стоимость проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади за вычетом 25% их стоимости. В случае возврата билета в кассу не позднее чем за два часа до отправления транспортного средства он имеет право получить обратно стоимость проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади за вычетом 5% их стоимости или в случае возврата билета позднее этого срока, но до отправления транспортного средства получить обратно стоимость проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади за вычетом 15% их стоимости и т.д.

Заключение договора перевозки пассажира только в исключительных случаях сопровождается оформлением письменного договора, обычаями делового оборота считается удостоверение договора перевозки билетом, а сдача пассажиром багажа — багажной квитанцией, провоз пассажиром ручной клади за плату — квитанцией на провоз ручной клади. Формы билета и багажной квитанции установлены приказами Минтранса России от 21 августа 2012 г. № 322 «Об установлении форм электронных проездных документов (билетов) на железнодорожном транспорте» и от 5 августа 2008 г. № 120 «Об утверждении форм перевозочных документов па перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа, используемых при оказании услуг населению железнодорожным транс) юртом».

Особый порядок установлен для случаев, когда предоставлены некачественные услуги по перевозке пассажиров или багажа и пассажиром предъявляются претензии по договору к перевозчику. Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта предусмотрено, что в случае, если багаж испорчен, поврежден или отсутствует, обнаружен невостребованный багаж, то обязательно должен быть составлен коммерческий акт. Коммерческий акт составляется в двух экземплярах перевозчиком в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению актом или не позднее следующих суток. Он должен содержать следующую информацию: описание состояния багажа и тех обстоятельств, при которых обнаружена его несохранность; данные о том, правильно ли был погружен, размещен и закреплен багаж; описание нарушения требований к погрузке, размещению или креплению багажа.

Коммерческий акт подписывает перевозчик, а также пассажир, если он участвует в проверке багажа. По требованию пассажира перевозчик обязан выдать коммерческий акт в течение трех дней. В случае отказа перевозчика от составления коммерческого акта или при оформлении коммерческого акта с нарушением установленных требований пассажир подает перевозчику заявление о таких нарушениях в письменной форме.

Перевозчик обязан дать пассажиру мотивированный ответ на заявление в течение трех дней. В случае подтверждения обоснованности заявления плата с пассажира за хранение багажа в течение времени, затраченного на составление коммерческого акта, не взимается.

Претензия, возникшая в связи с перевозками пассажиров и багажа или предоставлением транспортных средств для перевозки пассажиров и багажа, предъявляется по месту нахождения перевозчика. К ней прилагается коммерческий акт — в случае порчи, недостачи или повреждения принятого к перевозке багажа; акт общей формы — в случае просрочки доставки багажа либо прекращения перевозки пассажиров и багажа по заказу по инициативе фрахтовщика; билет — в случае задержки отправления или опоздания прибытия транспортного средства, выполняющего регулярные перевозки пассажиров и багажа в междугородном сообщении; договор фрахтования или заказ-наряд на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа — в случае непредоставления транспортного средства для осуществления перевозки пассажиров и багажа по заказ>’.

Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договоров перевозок, договоров фрахтования, составляет год. В целом порядок направления и рассмотрения претензий установлен правилами перевозок и отдельными нормативными актами, такими как приказ МПС России от 18 июня 2003 г. № 42 «Об утверждении Правил предъявления и рассмотрения претензий, возникших в связи с осуществлением перевозок грузов железнодорожным транспортом».

По договорам железнодорожных перевозок претензии к перевозчикам могут быть предъявлены в течение шести месяцев, претензии в отношении штрафов и пеней — в течение 45 дней.

  • [1] Автовокзалом признается объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя размещенный на специально отведенной территории комплекс зданий и сооружений, предназначенных для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа.

Договоры перевозки грузов, пассажиров, багажа и транспортной экспедиции

Транспортное законодательство и система транспортных договоров

Поскольку услуги по перемещению грузов, пассажиров и багажа оказываются пятью видами транспорта (железнодорожным, воздушным, морским, внутренним водным и автомобильным), общие условия перевозок определяются как ГК, так и транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

В настоящее время действуют ВК, КТМ, КВВТ, Федеральные законы от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и многочисленные подзаконные акты, например, такие как Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 № 138; Федеральные авиационные правила полетов в воздушном пространстве Российской Федерации, утвержденные приказом Минобороны России № 136, Минтранса России № 42 и Росавиакосмоса № 51 от 31.03.2002; Правила плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, утвержденные приказом Минтранса России от 14.10.2002 № 129.

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Договор перевозки груза – взаимный, возмездный и реальный. Он признается заключенным при условии предъявления подлежащего перевозке груза. Формой данного договора служит выдаваемая отправителю груза транспортная накладная, коносамент или иной документ на груз, предусмотренный соответствующим транспортным уставом или кодексом.

Договор перевозки пассажира предусматривает обязанность перевозчика перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному лицу и обязанность пассажира уплатить установленную плату за проезд и за провоз багажа. Договор удостоверяется проездным билетом и багажной квитанцией. Транспортные уставы и кодексы предусматривают порядок перевозки пассажиром с собой детей, перевозки ручной клади и сдачи к перевозке багажа за плату по тарифу.

Помимо названных видов договоров существуют другие специфические виды: договор фрахтования; договор перевозки транспортом общего пользования; договор об организации перевозок; договоры между транспортными организациями, а также перевозки в прямом смешанном сообщении.

По договору фрахтования (договору чартера) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа. Договоры чартера характерны прежде всего для воздушных и морских перевозок. В последних различают виды чартера – тайм-чартер, субтайм-чартер, бербоут-чартер, суббербоут-чартер, димайз-чартер и др., отличающиеся своими существенными условиями (см. ст. 198–215 КТМ).

По договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату для выполнения одного или нескольких рейсов одно или несколько воздушных судов либо часть воздушного судна для воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты (ст. 104 ВК).

В сфере морских перевозок существенное значение имеют договоры буксировки, морского агентирования, посредничества и страхования (ст. 225-283 КТМ).

Перевозкой транспортом общего пользования признается перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, обязанной в силу закона, иных правовых актов или специальной лицензии осуществлять перевозки по обращению любого гражданина или юридического лица. Договор, опосредующий данный вид перевозки, является публичным договором (ст. 426 ГК).

ГК предусматривает два вида договоров в транспортной сфере, которые являются не договорами перевозки, а организационными договорами. Перевозчик и грузовладелец при необходимости осуществления систематических перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок. По договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец – предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В договоре об организации перевозки грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов. Между организациями различных видов транспорта могут заключаться договоры об организации работы по обеспечению перевозок грузов (узловые соглашения, договоры на централизованный завоз или вывоз грузов).

Прямое смешанное сообщение означает перевозку грузов, пассажиров и багажа различными видами транспорта по единому транспортному документу. ГК предусматривает необходимость принятия специального закона о прямых смешанных (комбинированных) перевозках для регулирования взаимоотношений транспортных организаций при таких перевозках, а также порядок организации этих перевозок (ст. 788).